План: Вступление: Кто такой Недоросль. Митрофанушка как главный объект сатиры ф-а Воспитание М., Образование, отношение М

Софья – центральное действующее лицо пьесы, вокруг которого закручиваются основные события пьесы: неожиданное наследство, появление дяди девушки, замысел похищения и три жениха, борющиеся друг с другом.

Героиня хорошо образована, она рано остается без родителей и попадает в дом Простаковых, которые пытаются овладеть ее небольшим наследством. Зная о том, что у Софьи есть жених Милон, Простакова пытается выдать ее замуж за брата Скотинина, чтобы окончательно прибрать к рукам состояние девушки.

Когда помещица узнает, что Софья богатая наследница, она принимает решение выдать ее за Митрофана. Ранее не церемонясь в обращении с сиротой, теперь Простакова любезна и учтива. Осознав, что ее планам не суждено сбыться, помещица замышляет похищение героини и насильную женитьбу. Однако Стародуму, Милону и Правдину удается предотвратить это коварство.

Нравственные ценности героини

Софья в переводе с греческого обозначает мудрость. Девушка обладает мудростью ума и сердечной чуткостью. В финале пьесы она прощает Простакову и сама бросается ей на помощь.

Несмотря на нападки Простаковой и Скотинина, Софья остается верна своему жениху. В это же время она готова подчиниться воле дяди, когда он говорит о том, что у него на примете есть подходящая для нее партия. Дело в том, что она безгранично доверяет дяде, просит его советов и правил, которым нужно следовать.

Много рассуждает Софья о жизненных ценностях. Для нее совесть и сердце неразрывно связаны – спокойствие одной напрямую зависит от довольства другого, а для этого необходимо строго соблюдать правила добродетели. Она хочет получить уважение от тех, кого уважает сама, стремится не допустить плохих мыслей о себе. Важно для нее также понятие честного зарабатывания своего состояния и убежденность в том, что рождение в знатной семье не делает человека благородным.

Авторский идеал женщины

В образе Софьи, скромной и воспитанной, Д.И. Фонвизин обрисовал свой женский идеал. Основным принципом семейной жизни для нее становятся слова-наставления Стародума о том, что главой в семье должен быть муж, повинующийся рассудку, а жена обязана во всем подчиняться ему. Только тогда семья будет крепкой и счастливой.

Образ Софьи Фонвизин стремится сделать живым и подвижным. Это отражается в утонченном языке героини, ей не чужды шутки и даже манипуляция людьми – она с легкостью может заставить ревновать своего возлюбленного.

Софья и другие герои

Софья, воспитанная Стародумом, прямо противопоставлена Митрофанушке, на которого большое влияние оказала Простакова. Ум Софьи обратно пропорционален глупости недоросля. Девушка во всем полагается на дядю, благодарна ему за те советы, которыми он поделился с ней, а Митрофан отрекается от матери в самый трудный момент ее жизни. Героиня добра, ценит честность и порядочность окружающих, а Митрофан жесток, только сила и богатство привлекают его внимание.

Софья противопоставлена и Простаковой. Помещица считает, что женщина не должна учиться грамоте, что замужество для нее – лишь средство достижения цели и собственного благополучия. Мужа она ни во что не ставит, даже бьет его. А для Софьи брак – это союз любящих сердец, основанный на уважении и взаимопонимании.

«Комедия Недоросль» - Д. И.Фонвизин. Вначале надо воспитывать добродетель, позаботиться о душе, а уж потом – об уме. С.И.Ожегов. Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу. Нужен такой закон, чтобы добродетель стала выгодной<…> Но такого закона нет <…>.

«Франко» - У спадок нашій фольклористичній науці Іван Франко залишив найбільший скарб –. “Тричі являлася мені любов…”. Літературна критика. “Вічний революціонер”. Сім"я. Словник поетичних творів Івана Франка налічує понад 37 тисяч лексем. Том 50. Іван Франко (людина -легенда). Ольга Рошкевич. Іван Франко написав близько 50 казок.

«Д.И.Фонвизин Недоросль» - Чему ж бы, например? К какому виду драматических произведений относится пьеса «Недоросль»? Драматургия Д.И.Фонвизина. Комедия «Недоросль». Правдин (Митрофану). Вот, грамматика. Назовите главных персонажей комедии «Недоросль». Вот в чем дело, батюшка. Всем наукам, батюшка. Автор комедий «Бригадир» и «Недоросль» Представитель эпохи классицизма в русской литературе.

«Фонвизин Недоросль» - По словам Н.В.Гоголя, «Недоросль» - «... истинно общественная комедия». А.С.Пушкин. Комедия строится на остром социальном конфликте. В 1782 году Фонвизин подает в отставку и занимается только литературной деятельностью. Образование и воспитание в комедии. Основные виды драматических произведений - трагедия, драма, комедия.

«Творчiсть Франка» - Іван Якович Франко (1856 – 1916). Хочете довідатись, яким було навчання українських дітей в Австро-Угорщині? Ви вже знаєте, що Іван Франко писав дитячі казки. 4. 10. 2. У світі Франкової казки.

«Мальчик-звезда» - Разве можно отказаться от своей мамы? Первая книга ("Стихи") вышла в 1881. Изменился ли герой в конце сказки? Равнодушие. Учился в Дублинском и Оксфордском университетах. Грустный или веселый конец сказки? Вернувшись в Лондон, сотрудничал в газетах и журналах. Жестокость. При красоте души не замечаешь физического несовершенства.

Всего в теме 33 презентации

Никто не заметил, как через огромную кирпичную трубу, словно под мостом, в институтский пруд пробралась лодка. В ней сидели двое мужчин, одетых как приказчики: в картузы, жилеты, поддёвки и в штаны, заправленные в сапоги. Это были турки Аслан и Мустафа. Вёслами они работали бесшумно и неслышно подплыли к берегу.

А в это время к пруду подошла любопытная девочка Соня, укутанная поверх институтской формы в белый хиджаб, который ей одолжила померить подружка. Соня спустилась к самой воде и наклонилась, чтобы разглядеть своё отражение.

Чуть поодаль из лодки высадились турки. Аслан, сузив глаза на добычу и приготовив мешок, подкрадывался к девушке. Сзади его подстраховывал отец.

Соня пробовала представить, как это Мириам ходит всё время с платком на губах. Плотная ткань очень мешала, не давала дышать. Девочка только хотела выпрямиться и подняться на дорожку, как неожиданно белый свет скрылся от её глаз. Раз! – и на голове барышни оказывается мешок!

От него пахнет сладостями, но это мешок! Что? Кто её поймал? Соня попыталась закричать, но крик получился слабым. Поверх мешка сильная рука зажала ей рот. Она услышала турецкое ворчание и очень испугалась. Турки! Её захватили в плен! Наверное, это кто-то охотится за Мириам! Хорошо, что подружка убежала! Хватка похитителя ослабла, и Софья закричала что есть мОчи!

А Мириам меж тем уже бежала к пруду с зеркальцем, в которое хотела посмотреться модница Соня. Турчанка услышала девичий крик. Подбежав поближе, Мириам разглядела лодку, двух мужчин в ней и что-то бело-голубое, напоминающее институтскую форму.

«Соня! Её украли!» Лодка рассекала зеркальную гладь пруда. Вот-вот достигнет трубы – и тогда поминай как звали. Один пловец грёб, другой держал девицу, которая, пытаясь освободиться, била об дно ногами, раскачивала лодку, кричала. Глупый турок пробовал уговорить русскую девушку по-турецки. А-а, он же думал, это турчанка Мириам! Ну конечно же, по-турецки!

Мириам дальше не пошла, а побежала по парку, по глухой его части, вдоль решетчатого забора, отделявшего институт от усадьбы опекуна. Только бы успеть! О, дырка в заборе! Какая удача! С бьющимся сердцем Мириам перелезла во двор и кинулась напрямик по траве к лиловому дому с колоннами.

Только бы граф оказался дома! Только бы спас Сонечку!

А граф действительно был дома – беседовал с Андре Хованским о женщинах. Воронцов признавался в своих несчастливых отношениях с женщинами, в нежелании их продолжать, а князь Хованский уверял, что женщины оживляют жизнь, как глоток шампанского.

В тот самый момент в гостиную вбежала Мириам в Сониной шляпке, без платка на лице: она была слишком взволнована, чтобы думать о том, что неприлично показываться без хиджаба двум посторонним мужчинам. Она очень боялась за Соню.

Граф! Моя подруга! Её схватили!
- Где?
- Там, возле пруда! Там двое, на лодке!

Воронцов, недослушав, чертыхнулся и кинулся за саблей. Как был в белой сорочке, так и выбежал из дому и, разглядев в просвете деревьев лодку, понял, где можно встретить бандитов, вскочил на коня и помчался по аллее.

Мириам только успевала крутить головой. Андре тоже вылетел из дому вслед за приятелем и припустил за ним в карете.

В тёмной аллее раздавался женский крик. Там стояла тёмная карета, в которую запихивали Софью с мешком на голове.

Карета обогнула решётку института и, расшвыривая прохожих на тротуары, понеслась по булыжной мостовой. Соня пыталась освободиться от мешка, но турки только сильнее её сжимали и зажимали рот, так что не хватало воздуху. Разве с двумя мужчинами справится слабая девочка?

Вдруг из-за угла возник смельчак на белом коне. Он спрыгнул на землю и конём преградил дорогу тёмной повозке. Кони турок стали.

Воронцов подскочил к карете. Кучер сидел как истукан, пытаясь не «отсвечивать». Граф, действительно, сначала не обратил на него внимания, он рванул дверцу, вытащил турецкого парня и швырнул его на булыжник, потом, догадавшись, вцепился в «кучера». Рифат, - а это был он, - как злой гений Ротбарт крыльями, взмахнул своей крылаткой, пихнул ногами Воронцова, спрыгнул с облучка и побежал прочь. Воронцов за ним. Мустафа тоже вылез из кареты и потрусил куда подальше, пока никто не видит.

Соня почувствовала свободу и выглянула из кареты, поправляя платок.

«Граф Воронцов! Ах!» Вот молодец подружка! Хорошо, что она сообразила побежать к графу, а то бы неизвестно что было с Софьей!

Белый породистый конь, - не иначе, графа, - стоял на углу без коновязи как вкопанный, а турок и Воронцов уже успели обежать квартал. Погоня продолжалась.

Соня, тяжело дыша, смотрела графу вслед. О, это её герой! Он её спас! Но она... она полюбила его ещё раньше! Он победит врага, конечно! Соня стала молиться про себя, прося милости для графа.

А её спаситель вслед за турком заскочил в какой-то проулок.

В вонючем проулке Рифат, наконец, обратил на полковника своё ненавидящее лицо. Он неторопливо прислонился к грязной шершавой стенке, так не подходящей к его солидному виду в цилиндре и крылатке, и, задыхаясь, промолвил: «Я не собираюсь с тобой драться! Дай мне уйти…»

Воронцов, пока слушал эти речи, успел достать саблю. «Боюсь, у вас нет выбора!» - со свирепым лицом обнажил оружие и встал в боевую стойку. Рифат, наконец, решил последовать совету противника и, скинув плащ, чтобы защищаться, не спеша достал саблю.

Они стояли довольно далеко друг от друга. Турок с диким криком кинулся в атаку, Воронцов отбил удар. Рифат продолжил – Воронцов начал отступать, но потом сделал пару обманных движений, и турок застрял на месте. Как же Воронцов в этот момент ненавидел тёмного турка! Он увернулся от прямой атаки, но схватка продолжалась.

Сабли скрежетали, в подворотне, куда они переместились, эхо троекратно усиливало звуки боя. При этом было ни черта не видно, а яркий свет со двора, наоборот, слепил глаза. Рифат прижал графа к стенке и провёл лезвием сабли по его плечу. Владимир охнул, почувствовав боль, выпустил саблю и зажал рану рукой. Клинок его оказался на земле. Не успел противник обрадоваться, как Воронцов пустил в ход ноги. Пара приёмов самообороны без оружия – и турок валяется под ногами у графа.

Полковник караулил турка, не давая ему подняться, пока нерасторопные полицейские не подбежали, наконец, к месту схватки.

– Я – граф Воронцов, – сказал он блюстителям порядка. – Это похититель, – он показал саблей на лежащего турка, – а ещё двое сбежали.

Полицейские схватили преступника, а тот зашипел:
- Мы ещё встретимся!
Презрительный взгляд полковника был ему ответом.

А к Софье в этот момент подбежал высокий молодой человек в костюме горчичного цвета, с тёмными ухоженными волосами, с глубокими тёмными глазами. Поражённый красотой институтки, он замедлил свой бег и глядел, остановившись, на Софью. Смущённая, девушка потупила взор.

Амур летал над молодыми людьми и думал: «А туда ли меня послали? Точно ли к этой паре? Нет, ну они хороши, конечно, но, по-моему, друг другу совсем не подходят!»

Наконец, появился Воронцов. Он шёл покачиваясь, рукав сорочки разорван и окровавлен, растрёпанные волосы слиплись на лбу. Не очень презентабельный вид. Зато мужественный.

«Мда, женщины оживляют жизнь! - Он узнал ту, что смотрелась в его зеркало. - Оп-пять она! Откуда и свалилась на мою голову эта взбалмошная девица!»

Амур перекинул фокус внимания на графа: «О, кажется, и действительно туда!» И связал души Владимира и Софьи верёвочкой, расправив бантик. Теперь они не смогут жить врозь.

Но граф не смотрел на Софью. «А если бы меня дома не оказалось?!» Он очень за неё испугался и был за это зол на себя. Наконец, он промолвил: «Вам, барышня, надо быть осторожней! Жизнь куда страшней и опасней французских романов!»

А Софья смотрела на графа с тревогой, которая с каждой минутой, кажется, утихала. На этот раз опасность миновала. Как же спокойно ей рядом с этим, единственным в мире человеком!

Воронцов попросил Андрея отвезти барышню в графов особняк, где её ждала Мириам, и молодой человек посадил Софью в свою карету. А сам раненый кавалерист отправился домой верхом.

Сочинение

Смысл названия комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизина

1. Вступление: Кто такой Недоросль. Митрофанушка как главный объект сатиры Ф-а

2. Воспитание М., Образование, отношение М. к кормилице и учителям, Поведение в сцене похищения Софьи

3.- отношение М. к матери до трагической развязки и после.

Митрофан как имя нарицательное

3. Почему острие сатиры Ф-а направлено против недоросля?

Одной из важных тем в творчестве Д.И. Фонвизина являлась тема воспитания. Фонвизин в сатирической форме высмеивал сложившиеся в конце XVIII века отношения родителей к развитию ребёнка, к тому, как вырастить хорошего человека. Его комедия «Недоросль» стала злободневной на тот момент, когда просвещённые люди России обращали свой взгляд на то, как подходят к воспитанию в Европе.

Словом «недоросль» в то время называли юношей, не достигших 20 лет. Но также это слово имело еще и официальный смысл: так именовали молодых дворян, еще не получивших свидетельства об образовании, а потому не имевших права поступать на службу. К тому же им запрещалось и жениться. До двадцати лет недоросль должен был освоить ряд наук и выдержать экзамен. Иначе его зачисляли в солдаты без права повышения по службе. Поэтому главным объектом сатиры становится типичный недоросль, в лицеи которого Фонвизин высмеивает многие общественные пороки.

Шестнадцатилетний Митрофан – главный герой комедии, единственный сын Простаковых, чья фамилия говорит сама за себя: они необразованны, живут в своём узком мирке. Митрофан растёт в условиях вседозволенности, распущенности, где всё посвящено его прихотям. Лень поощряется его матерью, она не думает об умственном или духовном развитии Митрофанушки.

Как достойный сын своей матери, он не умеет любить, переживать. Сострадать слабым. Ведь его воспитывали быть способным любить только себя. В то же время Митрофанушка далеко не дурак. Он сообразителен, научился копировать Простакову- удобно быть похожим на неё. Так он вызывал ещё большее восхищение матери, не понимая, что своей ущербной любовью она губит его.

Митрофан не хотел учиться. Мать наняла ему учителей, лишь потому, что так было положено в дворянских семьях, а не для того, чтобы ее сын по-настоящему учился. Были у Митрофанушки преподаватели и по арифметике, и по грамоте, и по иностранному языку. Однако Простакова громко заявляла, что обучение - это ненужная вещь и, что сынку на него не стоит тратить ни сил, ни времени. Например, отказываясь от обучения географии, Простакова объясняет это тем, что кучер все равно довезет Митрофанушку. Можно представить, что к учёбе Митрофан относился спустя рукава.

Обучение наукам он считал необязательным, считая, что это просто прихоть Простаковой. Подражая ей, он и со своими учителя разговаривал по хамски, огрызался: «Ну! Давай доску, гарнизона крыса! Задавай же зады». Видя это, учителя и не стремились добиться результата.

Кормилица Еремеевна – необразованная женщина, прислуживавшая Простаковым. Она жалеет Митрофана, потакает его прихотям. Митрофан же относится к ней просто как к надоедливой старухе и как маленький ребёнок принимает заботу кормилицы.

Позарившись на богатое приданое, Простакова решает женить Митрофана на честной и порядочной Софье. Но и тут Митрофан проявляет безразличие, лень пересиливает его интерес к женитьбе. Он не пытается защитить мать тогда, когда её коварный план похитить Софью и насильно женить, раскрыты.

Ведь Митрофан – зеркало Простаковой с её грубостью, невежеством, жестоким отношением к окружающим. Так же как и мать, Митрофан признаёт лишь право сильного. Пока мать держит власть в своих руках – он с ней, но как только она эту власть теряет – сын её предаёт. Митрофанушке не нужна материнская забота, так как он понимает, что теперь его прихоти удовлетворять некому.

В современном русском языке имя Митрофанушка давно стало нарицательным. Им часто называют лентяев, детей, которые ни к чему не стремятся, пользуясь тем, что многие родители окружают их слепой любовью.

Название комедии «Недоросль» имеет двойной смысл. С одной стороны недоросли – это поколение молодёжи из дворянских семей, которые должны в будущем стать настоящими гражданами, а с другой стороны недоросль – это образ ребёнка, испорченного чрезмерной заботой. Таким образом Фонвизин высмеивает пороки и недостатки, которые не дают развиваться сильному государству и в тоже время его сатира направлена на родителей, которые думают, что заботятся о своих детях, а на самом деле наносят им вред.

Денис Иванович Фонвизин (1745 - 1792)

История создания пьесы «Недоросль» (1782)

Пьеса написана во 2-й половине XVIII в., в самую мрачную пору царствования Екатерины II. Это 1-я русская социально-политическая комедия, в которой автор изобразил хозяев, господствующих не по праву, дворян, недостойных быть дворянами, самозваных учителей. Первая постановка пьесы состоялась в 1782 году и имела огромный успех: «публика аплодировала пьесе метанием кошельков».

Действующие лица

Простаков госпожа Простакова, жена

Митрофан, сын Еремеевна, кормилица

Правдин Стародум

Софья, племянница Стародума Милон

Г-н Скотинин, брат Простаковой Кутейкин, дьячок

Цыфиркин, отставной сержант Вральман, учитель

Тришка, портной

Госпожа Простакова, любящая мать, мечтает как можно лучше пристроить в жизни своего недоросля Митрофанушку - выгодно его женить. В доме Простаковых на правах бедной родственницы живёт Софья и терпит от хозяйки грубость. Простакова намерена выдать её замуж за своего брата Тараса Скотинина. Но когда она узнаёт, что Софья - богатая наследница, планы её меняются: теперь она хочет женить на ней своего сына. Не смущает помещицу и то, что у Софьи есть жених Милон. Она строит планы похищения Софьи с тем, чтобы насильно обвенчать её с Митрофаном. Но в финале пьесы все её планы проваливаются, любящие сердца Софьи и Милона соединяются, а имение Простаковых берёт под опеку государство. Финал комедии неоднозначен, так как в действительности такого не было (получалось, что Фонвизин таким образом критиковал правление Екатерины II).

Финал комедии

Стародум (к Правдину, держа руки Софьи и Милона ). Ну, мой друг! Мы

едем. Пожелай нам...

Правдин. Всего счастья, на которое имеют право честные сердца.

Г-жа Простакова (бросаясь обнимать сына ). Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка!

Митрофан. Да отвяжись, матушка, как навязалась...

Стародум (указав на г-жу Простакову ). Вот злонравия достойные плоды!

Смысл названия пьесы

В XVIII веке недорослями назывались дворянские дети, не достигшие 15 лет, то есть возраста, назначенного Петром I для поступления на службу.

У Фонвизина это слово получило насмешливый, иронический смысл.

Митрофан

Система персонажей комедии

Композиция - это построение. Элементы композиции:

1.Экспозиция (знакомство с героями)

Житейский конфликт

Идеологический конфликт

2.Завязка

У Простаковой возникает план женить «братца» на «денежках» Софьи; после того как становится известно о Софьином приданом и возникает новый план - женить на ней Митрофанушку

Правдин уже три дня живёт в доме Простаковой с намерением пресечь творящиеся в нём беззакония.

3.Развитие действия

4.Развязка

Софья выходит замуж по любви за Милона

Правдин отбирает имение у Простаковых

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ПЕРСОНАЖИ КОМЕДИИ

Госпожа Простакова

  • Значение имени: от «простой, простак». В XVIII веке слово «простой» и мело значение «пустой, ничем не занятый».
  • Возраст героини: хочется назвать её старой, но Митрофану 16-й год, а, следовательно, «госпоже бесчеловечной» чуть более 30 и вряд ли более 40 лет (это была эпоха ранних браков). Такое возрастное восприятие героини происходит, вероятно, из-за того, что все её боятся и никто не любит («Я люблю, чтоб и чужие меня слушали»)
  • Отсутствие моральных принципов Простакова унаследовала от родителей. Выросла в семье, где было восемнадцать детей, из которых выжили только двое, остальные умерли по недосмотру родителей. Отец Простаковой, прослужив пятнадцать лет воеводой, остался неграмотным, однако сумел разбогатеть, а скончался от голода, лёжа на сундуке с деньгами.
  • Простакова не получила ни воспитания, ни образования, не умеет ни читать, ни писать («Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому») и считает, что образование излишне: «Без наук люди живут и жили». Зачем же она наняла сыну учителей? Во-первых, «мы не хуже других», а во-вторых, она вынуждена следовать указу Петра I о дворянских детях.
  • Беспощадна к тем, кто в её власти, крепостных считает своей собственностью, обобрала их до нитки: «С тех пор как всё, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!» Главное для неё в жизни - личная выгода.
  • Характер и жизненные установки Простаковой - не её вина, а результат дурного воспитания: «Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен! Да на что же дан нам указ-то о вольности дворянства!»
  • Её речь груба, в ней много просторечных слов и выражений, она постоянно бранится. Тришку называет: мошенник, вор, скот, воровская харя, болван. Мужу говорит: «Что ты сегодня так разоврался, мой батюшка?», «Весь век, сударь, ходишь развеся уши». И только к сыну ласкова: «Митрофанушка, друг мой», «друг мой сердечный», «сынок».
  • С окружающими не церемонится. Если не встречает сопротивления, становится наглой. Но если наталкивается на силу, становится трусливой, перед сильными даже унижаться готова. Деспотичная по отношению к мужу, помыкает им: «С утра до вечера как за язык повешена, рук не покладаю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится».
  • Самовластная, безнравственная, «презлая фурия », любит только сына: с ним нежна и заботлива: «Одна моя забота, одна моя отрада - Митрофанушка. Мой век проходит. Его готовлю в люди». Смысл ей жизни - забота о его счастье и благополучии. Но слепая материнская любовь не облагораживает, а уродует Митрофана. «Так разве необходимо надобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько. Экое скотское рассуждение!»
  • В финале комедии Простакова, когда от неё отказывается любимый сын, вызывает жалость у героев и зрителей.

Правдин о Простаковой

  • «Нашёл помещика, дурака бессчётного, а жену презлую фурию, которой адский нрав делает несчастье целого их дома».
  • (Митрофану) «Тебе ли грубить матери? К тебе её безумная любовь и довела её всего больше до несчастья»

Софья о Простаковой:

«Услыша, что дядюшка мой делает меня наследницею, вдруг из грубой и бранчливой сделалась ласковою до самой низкости»

Скотинин

  • Значение имени: образовано от «скотина», «скот». С одной стороны, отражает любовь героя к хозяйственным животным (свиньям), с другой стороны, характеризует его как грубого, подлого человека
  • Невежественен, глуп, жаден. «Не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь научиться захочет».
  • Типичный представитель мелкопоместных дворян. Свирепый крепостник. «Не будь я Тарас Скотинин, если у меня не всякая вина виновата» .
  • Грубый, невежественный, деспотичный: «Всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду»
  • Самовлюблённый: «Скажу, не похвалясь, каков я, право, таких мало»
  • Сначала хочет жениться на Софье, чтобы получить её именье, славящееся свиньями, и «своих поросят завести» ; затем - чтоб на наследство Софьи «всех свиней со бела света» выкупить.
  • Ради возможности выгодно жениться готов уничтожить своего соперника - родного племянника Митрофана. Его образ автор доводит до гротеска: главный интерес в жизни Тараса - скотный двор, разведение свиней. Только свиньи вызывают в нём тёплые чувства, только к ним он проявляет заботу. По его разумению, и род Скотининых «старее Адамова, создан Творцом вместе со скотами».
  • В финале комедии ему поручается оповестить «всех Скотининых» (то есть всех помещиков, типичным представителем которых является Скотинин) о том, что их ждёт наказание за грубое отношение к дворовым.

Митрофанушка

Указать на основное зло времени: крепостничество и произвол помещиков, поддерживаемый властью на самом высоком уровне.

Обличить пороки дворянства: считал, что дворянство несёт ответственность за положение в стране, однако понимал, что в подавляющем большинстве дворяне не достойны такой высокой роли.

Выяснить причины, уродующие личность.

Осмеять невежество (дворян и их детей): дело в том, что детей, достигших 15 лет, называли тогда «новиками», а младших - «недорослями», но закон 1736 года продлил право оставаться недорослями до 20 лет (до получения образования)..

Обострить основной конфликт времени - конфликт между невежеством и просвещением.

Вынести на обсуждение тему воспитания.

Правдиво изобразить жизнь, расширить рамки классицизма, ввести элементы реалистического изображения действительности.

Фонвизин упоминается в романе «Евгений Онегин»:

Там в стары годы,

Сатиры смелый властелин,

Блистал Фонвизин, друг свободы,

и переимчивый Княжнин...

Род литературы - драма

Направление - классицизм

Жанр - комедия

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ПЕРСОНАЖИ КОМЕДИИ

Стародум

  • Человек, думающий «по-старому» (отдаёт предпочтение предыдущей, Петровской эпохе, сохраняет её традиции, так как воспитан в духе Петровского времени).
  • Человек просвещённый, патриот. Требует ограничения произвола помещиков-крепостников: «Угнетать рабством себе подобных беззаконно».
  • Нравственность ценит выше просвещённости: «Ум, коли он только что ум, самая безделица…Прямую цену уму даёт благонравие. Без него умный человек - чудовище. Наука в развращённом человеке есть лютое оружие делать зло».
  • Указывает главную причину появления таких людей, как Простаковы и Скотинины, - это государство. Благодаря указам императрицы, охранявшим права дворянства, в стране процветают «вывихнутые», «немые», «горбатые» души, в которых, по словам Стародума, «благородство погребено с их предками». В этом и заключается весь пафос обличительной комедии.
  • Всего добивается честным трудом: «Я удалился на несколько лет в ту землю, где достают деньги, не променивая их на совесть, без подлой выслуги, не грабя отечества».
  • Людей оценивает по пользе, которую они приносят отечеству, а не починам и положению в обществе
  • С приездом Стародума начинаются главные события комедии: сватовство Скотинина и Митрофана, отказ выдать Софью замуж, организация Простаковой похищения Софьи
  • Наследство, оставленное им Софье, делает её самостоятельной, вызывает заискивания со стороны отрицательных героев
  • Желание выдать Софью за некоего молодого человека при взаимной любви Софьи и Милона и одновременно готовности во всём повиноваться дядюшке образует интригу, пока не становится ясно, что молодой человек, которого Стародум прочит в мужья племяннице, и Милон - одно лицо.
  • Устами Стародума высказываются мысли и взгляды самого Фонвизина; это герой, выражающий идейное содержание комедии

Идеалы Стародума

Просветительские и нравственные идеалы Стародума отразились в его афоризмах.

Просвещение возвышает одну добродетельную душу.

Невежда без души - зверь.

Великий государь есть государь премудрый.

Начинаются чины - перестаёт искренность.

Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.

Совесть всегда, как друг, остерегает прежде, нежели как судья наказывает.

Для прихоти одного человека всей Сибири мало.

Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится.

Наглость в женщине есть вывеска порочного поведения.

Наличные деньги - не наличные достоинства. Золотой болван - всё болван.

Последуй природе, никогда не будешь беден.

Правдин

  • Правдин - честный и безупречный чиновник (ревизор, наделённый правом отбирать у жестоких помещиков имения в опеку).
  • Служит чиновником в наместничестве - учреждении, созданном в 1775 году Екатериной II в каждой губернии для наблюдения над выполнением на местах правительственных указов.
  • Главной своей задачей не только в силу должности, но и «из собственного подвига сердца» Правдин считает пресечение своеволия помещиков, которые «имея над людьми своими полную власть, употребляют её во зло бесчеловечно»
  • В финале комедии Правдин от имени правительства берёт в опеку имение Простаковой, лишая её права самовольно распоряжаться крестьянами

Милон

  • Образцовый офицер, храбрый и самоотверженный
  • Искренне любит Софью, не ищет выгоды от женитьбы на ней
  • «И какая разница между бесстрашием солдата, который на приступе отваживает жизнь свою наряду с прочими, и между неустрашимостью человека государственного, который говорит правду государю, отваживаясь его прогневать. Судья, который не убоялся ни мщения, ни угроз сильного, отдал справедливость беспомощному, в моих глазах герой»
  • Претендует на руку Софьи, являясь антиподом недостойных претендентов - Скотинина и Митрофана
  • Становится женихом Софьи, вызывая тем самым негодование Простаковой
  • Спасает Софью от похищения

Софья

  • Имя в переводе с греческого означает «мудрость» (высшая ценность эпохи Просвещения)
  • Скромная, благоразумная, добродетельная
  • Является воплощением «добродетели в руках порока»
  • Жаждет знаний, ищет нравственные ориентиры: «Ваши наставления, дядюшка, составят всё моё благополучие. Дайте мне правила, которым я последовать должна. Руководствуйте сердцем моим. Оно готово вам повиноваться»
  • Отношение Простаковой к Софье раскрывает жажду наживы и тиранию помещицы
  • Сватовство к Софье Скотинина, Митрофана и Милона образует основную сюжетную линию комедии
  • В финале комедии попытка похитить Софью приводит к краху власти Простаковой, имение которой Правдин берёт под опеку

СООТВЕТСТВИЯ В ПОСТРОЕНИИ КОМЕДИИ

ЗАКОНАМ КЛАССИЦИЗМА

Законы классицизма

Построение комедии

Правила «трёх единств»

Единство места

поместье Простаковых

Единство времени

в течение одних суток

Единство действия

борьба трёх претендентов за право стать мужем Софьи

Разделение всех героев на положительных и отрицательных

Положительные герои: Стародум, Правдин, Милон, Софья

Отрицательные герои: Простаков, Простакова, Митрофан, учителя (Вральман, Кутейкин, Цыфиркин)

Назначение комедии: смехом казнить пороки

«Говорящие» фамилии персонажей

Скотинин, Простакова (а в девичестве Скотинина). Митрофан,Вральман,Кутейкин, Правдин,Стародум,Софья (греч. «мудрость»)

Все любимые (положительные) герои Фонвизина соответствии с правилами классицизма говорят «высоким штилем», правильным литературным языком, так как рассуждают они о высоких понятиях государственного служения и нравственного долга.

Главный итог комедии: порок наказан, а добродетель торжествует.

Каждый персонаж - это не схема, не олицетворение какого-либо одного качества (как это было в произведениях классицизма), а живой образ.

Кроме комических сцен, в пьесе есть и такие картины, которые раскрывают тяжёлые стороны крепостного быта, а в комедиях классицизма смешение героического и трагического не допускалось.

Героями комедий классицизма были люди низкого сословия и имели низменные интересы, достойные осмеяния. У Фонвизина разница между положительными и отрицательными героями так велика, что комедия стала для современников поучительна и назидательна (редкий случай в литературе XVIII в.).

ВОСПИТАТЕЛИ

Еремеевна, Тришка

Пафнутьич Цыфиркин

Учитель математики, бывший солдат

Не любит «праздно жить» , привык к труду, однако берётся не за своё дело

Отказывается от денег за обучение Митрофана, так как ученик ничему не научился: «Я государю служил с лишком двадцать лет. За службу деньги брал, по-пустому не бирал и не возьму». Это вызывает уважение и положительных героев, и они его вознаграждают сверх ожидания

Сидорыч Кутейкин

Учитель русского и церковнославянского языков

Не доучившись в семинарии, попросил освободить его от обучения, убоявшись «бездны премудрости» , на что получил ответ: «Такого-то-де семинариста от всякого учения уволить: писано бо есть, не мечите бисера пред свиньями, да не попрут его ногами»

Хитёр, жаден, за что в финале наказывается

Вральман

Учитель истории, «по-французски и всем наукам», немец

Оказывается бывшим кучером, который, не сумев найти себе место, подался в учителя,

По мнению Простаковой, он лучше других учителей (она мало что понимает из слов немца, а это внушает ей уважение, и, главное, он не перетруждает Митрофана),

То, что Вральман стал учителем, уважаемым хозяевами дома, говорит о невежестве Простаковых, об их глупом следовании моде на иностранных учителей