Где находится памятник архитектуры. Главные архитектурные достопримечательности россии

Карта оцифрована участником сайта

Описание карты

"Москва. Архитектурные памятники". Схема составлена, оформлена и подготовлена к печати Научно-редакционной картосоставительской частью ГУГК в 1973 году. Редактор: Смигельская С.В. Формат бумаги 100x72. Тираж 47000. Цена 30 коп.

Благодарим Романа Маслова за оцифровку материала!


Схема архитектурных памятников центра Москвы

Сопроводительный текст к схеме

Среди русских городов Москва занимает особое место, как по значительности ее исторического пути, так и по неповторимому своеобразию архитектурного облика. Унаследовав высокую художественную культуру Древней Руси, она стала средоточием лучших творческих сил народа. Памятники московской архитектуры отразили различные этапы истории города и вошли в золотой фонд мирового зодчества.

В Москве были заложены основы не только общерусской государственности, но и общерусской художественной культуры, вобравшей в себя все лучшее, что было достигнуто в других городах в эпоху феодальной раздробленности. Выражая средствами архитектуры ведущие идеи своего времени, московские зодчие вносили удивительное разнообразие в основные типы сооружений, свойственных той или иной эпохе.

Ядро кремлевского ансамбля - исторического и композиционного центра города - складывалось в то время, когда Москва стала столицей Русского централизованного государства (в XV-XVII вв.). Соборная площадь и крепостные сооружения Кремля, созданные русскими и итальянскими мастерами и отразившие идею величия и мощи молодого государства, поражали современников масштабами и монументальностью.

В XVI в. был создан новый тип сооружений-триумфальные столпообразные композиции, так называемые храмы-памятники, и среди них шедевр русского зодчества - Покровский собор (собор Василия Блаженного).

В посадах и слободах, окружавших Кремль, в это время появляются каменные церковные и жилые здания, небольшие по размерам, но интересные по своим архитектурным формам. Широко развертывается в XVI в. и крепостное строительство: в 30-е годы сооружаются стены вокруг посада (Китай-город), в 80-90-е годы - вокруг Белого города, а в начале XVII в. Москва получила свой последний оборонительный пояс-Земляной вал с дубовыми стенами и башнями (Земляной город). Кроме того, в течение столетий вокруг Москвы возводились мощные крепости - монастыри.

Польско-шведская интервенция вызвала временный упадок строительства в Москве, но с середины XVII в. начинается новый этап в развитии московской архитектуры.

Многочисленные народные восстания расшатывали основы официальной идеологии и способствовали проникновению в архитектуру народных мотивов. Отсюда - богатство декоративного убранства, красочность, живописность композиции в постройках того времени. К концу XVII в. нарастает стремление к симметрии и уравновешенности, появляется новый тип ярусных церковных сооружений ("восьмерик на четверике"). Этот новый период в архитектуре получил название "московского" или "нарышкинского барокко".

Реформы Петра, победа в Северной войне выдвинули Россию в число передовых европейских держав. Не порывая с национальными традициями, русские мастера творчески восприняли художественную культуру Западной Европы. В XVIII в. были созданы два основных стилистических направления-русское барокко и русский классицизм.

Памятников барокко в Москве было создано мало, так как развитие стиля совпало с застройкой Петербурга, к тому же некоторые из них погибли во время пожара 1812 г., но московский классицизм блистательно проявил себя в многочисленных сооружениях различного назначения. После Отечественной войны 1812 г. классицизм приобретает черты большой простоты и строгости. С середины XIX в. начинается его упадок и на смену ему приходят различные стилизаторские течения - наступает эпоха "всех стилей". Возникновение в конце XIX-начале XX в. стиля "модерн" еще больше увеличивает пестроту застройки. Капитализм выдвигает необходимость создания новых типов сооружений - доходных домов, гостиниц, железнодорожных вокзалов и др.

Строительная техника бурно развивается в это время, но художественная ценность зданий, за некоторым исключением, не достигает высокого уровня.

Великий Октябрь открыл неограниченные возможности для развития всех видов искусств. Уже в 1918 г. В.И. Ленин подписывает декрет об охране и реставрации памятников истории и культуры. Громадный размах реставрационные работы получили в наши дни.

Партия и правительство уделяют огромное внимание эстетическому воспитанию советских людей, и произведения русских зодчих играют в этом большую роль, вызывая восхищение талантом русского народа, воспитывая чувство патриотизма и гордости за свою страну. Памятники архитектуры, возвращенные к жизни советскими реставраторами, занимают почетное место в ансамблях новой Москвы.

Советская архитектура в своем развитии прошла через ряд этапов. Двадцатые и начало тридцатых годов характеризуются поисками новых средств архитектурной выразительности, свободных от эклектики предшествующего периода. В это время большое внимание уделяется рациональным построениям планов зданий, широкому использованию новых материалов и конструкций, что позволило создать ряд интересных и художественно ценных сооружений. Однако реальные возможности строительства того времени не позволили воплотить многие архитектурные идеи.

Развитие экономики страны породило стремление к величественным формам и пышности отделки. Снова началось обращение к различным стилям, что и привело впоследствии к излишествам и неоправданному украшательству. Это направление было справедливо осуждено правительственным постановлением 1955 г., где указывалось, что "советской архитектуре должны быть свойственны простота, строгость форм и экономичность решений". В настоящее время советские зодчие настойчиво работают над созданием полноценных художественных произведений, способных отразить дух нашего времени и пафос строительства коммунизма. Огромный размах строительства в нашей стране ставит перед советской архитектурой необходимость сооружения комплексов и ансамблей, способных создать целостный облик города. Л.И. Брежнев указывал, что "дело чести каждого из нас превратить Москву в образцовый коммунистический город".

Понятно, что в буклете невозможно представить все архитектурное богатство Москвы. Здесь указаны лишь памятники, наиболее ценные в художественном отношении или наиболее характерные для своего времени.

Чуть больше года прошло с момента открытия претенциозного стадиона Al-Wakrah, архитектором которого выступила знаменитая Заха Хадид. Ее замечания, сделанные в ответ на жесткую критику строения, вызвали широкий общественный резонанс — что, в конце концов, важнее: мнение архитектора или мнение большинства. Стадион Хадид и в самом деле выглядит настоящим пришельцем в этом пустынном антураже. Но достаточно вспомнить историю архитектуры, чтобы увидеть, что такого же отношения к себе удостоились и самые великие здания мира, которые сейчас воспринимаются настоящей классикой зодчества и охраняются многочисленными архитектурными сообществами. Что поделать, люди не всегда видят великое в необычном и осознают весь гений архитектора только спустя многие годы. Перед вами несколько величайших памятников архитектуры всех времен и народов, которые были приняты современниками весьма прохладно — и которые сейчас являются неоспоримыми шедеврами.

  • Тауэрский мост

    Лондон, Англия

    Архитектор : Хорас Джонс

    Построенный еще в 1886 году Тауэрский мост был принят публикой в штыки. Архитектор и критик Генри Хиткоут Стэтхэм сказал, что мост представляет собой смесь пороков, безвкусицы и вычурности. Сами лондонцы утверждали, что даже собака не будет переходить на другую сторону Темзы по этим уродливым подмосткам. Что ж, история расставила все по своим местам и сейчас Тауэрский мост считается одной из главных достопримечательностей Лондона.

  • Эйфелева башня

    Париж, Франция

    Архитектор : Гюстав Эйфель

    Легенда гласит, что Ги де Мопассан предпочитал есть только в ресторане у подножия Эйфелевой башни — просто потому, что только из этого места и не видна сама конструкция. Вся парижская богема воспринимала строение в штыки: оно-де, не слишком-то соответствует вычурно-готическому облику города. Все изменилось после Всемирной выставки 1889 года — восторженные отклики туристов и деньги, которые они здесь оставили, помогли парижанам сначала смириться, а затем и полюбить Эйфелеву башню.

    Саграда Фамилиа

    Барселона, Испания

    Архитектор : Антонио Гауди

    «Мой клиент никуда не торопится», — заявил Антонио Гауди о сроках строительства знаменитого храма Святого Семейства, La Sagrada Familia. Базилика является самым длительным строительным проектом в современной истории. Строительство идет уже 132-ой год и финансируется целиком за счет частных пожертвований, которые достигают 25 миллионов евро в год. Начиная с 1960-х, крупные архитекторы, такие как Ле Корбюзье и Алвар Аалто, пытались модернизировать проект Гауди, но безуспешно. Строительство планируется закончить к 2026-ому году.

    Эмпайр-Стейт-Билдинг

    Нью-Йорк, США

    Архитектор : Уилльям Ф. Лэмб

    Одно из самых культовых зданий Америки, Эмпайр-Стейт-Билдинг, было открыто в разгар Великой Депрессии 1930-х годов. Люди высмеивали строение, называя его пустой тратой денег и времени: большая часть здания пустовала вплоть до 1950-х годов. С тех пор отношение к Эмпайр-Стейт- Билдинг изменилось кардинально и сегодня его по праву называют одним из семи чудес современного мира.

    Сиднейский оперный театр

    Сидней, Австралия

    Архитектор : Йорн Утзон

    Сейчас Сиднейский оперный театр является визитной карточкой города и одним из самых узнаваемых архитектурных строений мира. Но сам проект датчанина Йорна Утзона вызывал немалые толки: опера строилась целых 14 лет и стоила 102 миллиона долларов.

    Музей Гуггенхайма

    Нью-Йорк

    Архитектор : Фрэнк Ллойд Райт

    Вуди Аллен сравнил здание музея с флаконом туалетной воды, а самого Райта обвиняли в создании архитектуры ради самой архитектуры. Элегантно изогнутые стены здания и в самом деле не очень-то подходят для музея, где должны висеть картины. Но, в отличие от высоколобых критиков, публика Музей Гуггенхайма приняла всей душой и сейчас люди приходят, чтобы просто полюбоваться на него.

    Пирамида Лувра

    Париж, Франция

    Архитектор : Бэй Юймин

    «Шрам на лице Парижа» — вот, как окрестили детище Бэй Юмина любители классической архитектуры. Но это было еще в 1989 году: всего десятилетия хватило, чтобы признать строение одним из лучших современных решений. Пирамида стала настоящим символом мира искусства и принимает более 15 000 туристов в день.

    Штаб-квартира CCTV

    Пекин, Китай

    Архитектор : Рем Колхас

    Его называли самым скандальным небоскребом в истории, а строительство проходило с немыслимыми сложностями. В первые же недели по окончании работ, пожар на площадке унес жизни 20 рабочих, что также не прибавило CCTV популярности. Но повышенная функциональность здания и увеличение туристического потока заставили передумать даже самых стойких консерваторов: теперь CCTV признают вторым величайшим государственным зданием после Пентагона.

    Al Wakrah

    Доха, Катар

    Архитектор : Заха Хадид

    Заху Хадид высмеяли за проект довольно спорного стадиона, который создается к чемпионату мира по футболу 2022 года. Изначально, все споры сводились к внешнему облику стадиона, который и в самом деле напоминает неудачно приземлившийся космический корабль. Затем, прессе стало известно о более чем тысяче погибших на строительстве нелегальных рабочих. По этому поводу Заха Хадид заявила прессе, что это совершенно не ее дело — чем вызывала очередную волну возмущения.

    Walkie Talkie

    Лондон, Англия

    Архитектор : Рафаэль Виньоли

    Многие лондонцы открыто смеются над смелым зданием, расположенным по адресу 20 Фенчерч-стрит. Неодобрение вызывает излишняя современность строения, которая несколько выбивается из средневековых узких улочек Лондона. Кроме того, выпуклая поверхность полностью остекленного здания уже не раз вызывала смешные инциденты: отраженные от стеклянных панелей солнечные лучи сжигали велосипедные сидения и рули, однажды загорелся даже Jaguar, неосмотрительно припаркованный владельцем на другой стороне от Walkie Talkie.

    Антилла

    Мумбаи, Индия

    Архитектор : Perkins + Will

    27-ми этажная жилая башня Антилла является домом всего для одной семьи и считается самым дорогим особняком в мире. Ее владелец, пятый по счету самый богатый человек в мире — Мукеш Амбани. Проект открыто недолюбливают почти все жители Мумбаи, которые видят в нем довлеющий над всем городом особняк перешедшего все границы богача.

    Portland Building

    Портланд, США

    Архитектор : Майкл Грейвс

    Portland Building стало первым детищем эпохи американского постмодерна. Здание уже несколько десятилетий находится в центре жарких дебатов: представители муниципалитета заявляют, что оно портит весь облик города. Грейвс оформил фасад Portland Building гигантскими красными колоннами, чередующимися с высокими окнами и декоративными лентами, напоминающими, скорее, конкурсы сельской красоты. За всю историю дом не увидел ни одной реставрации и сейчас работы по поддержанию фасада оцениваются в ошеломительные 95 миллионов долларов.

Россия - большая и красивая страна, богатая различными памятниками архитектуры, которые имеют многовековую историю. В нашей статье вы сможете познакомиться с самыми знаменитыми и прекрасными архитектурными сооружениями 16,17,18 и 19 веков.

16 век

В 16 веке в России активно велось градостроительство, поэтому этот период смело можно назвать «архитектурным подъемом». Расширялась Москва, возводились новые города, соборы, храмы. Давайте рассмотрим наиболее известные памятники зодчества, построенные в 16 веке.

Колокольня Ивана Великого

Колокольня Ивана Великого - это церковь из белого кирпича, расположенная на площади «Соборная» Московского Кремля. Дата возведения - 1500-1508 год. Проектом ее создания занимался известный на то время итальянский архитектор по имение Бон Фрязин. В состав главного ансамбля колокольни входят 3 объекта:

  • башня «Ивана Великого» (головное сооружение колокольни);
  • звонарня «Успенская»;
  • пристройка «Филаретовая».

Звонарня вмещает 34 колокола различных по величине и звучанию. Основными считаются: «Успенский» (67 тонн), «Ревущий» (33 тонны) и «Великопостный» (12 тонн).

Колокольня Ивана Великого

Архангельский собор

Архангельским называют христианский православный собор, который можно увидеть на Соборной площади, расположенной на территории Московского Кремля. Данное сооружение имеет пять глав, шесть башен, некрополь (место для захоронения умерших, причем для мужчин и для женщин предусмотрены отдельные помещения), специальный внутренний хоровой ярус. Собор отделан белым камнем. Внутри присутствуют росписи известных художников - Федора Зубова, Степана Рязанца, а также Иосифа Владимирова.

Архангельский собор

Китай-город

Китай-город - это один из исторических районов столицы, расположенный на территории Китайгородской крепостной стены, которая была пристроена к угловым башням Кремля в 1539 году. Китай-город простирается от Красной площади до Москвы-реки, граничит с Охотным рядом, Театральной площадью, а также Лубянкой. В настоящее время на данном направлении функционирует одноименная станция метро.

Китай-город

Собор Василия Блаженного

Пожалуй, один из самых известных храмов России - это собор Василия Блаженного, который находится на Красной площади. Дата его постройки - 1556 год. В состав собора входит 10 приделок, каждая из которых возведена в честь определенного святого. Центральная часть посвящена Пресвятой Богородице, боковые постройки «принадлежат» Святой Троице, Николе Великорецкому, Александру Свирскому, Василию Блаженному, а также Входу Господня в Иерусалим.

Собор Василия Блаженного

Нижегородский кремль

Кремль является главной исторической крепостью Нижнего Новгорода, которая расположена на Волжско-Окской стрелке на самом высоком правом берегу. Данное сооружение было возведено в 1508 году по приказу Ивана Грозного. Стены кремля выполнены из красного кирпича. Их общая протяженность около 2-3 км. Также крепость имеет 14 башен, причем 5 из них - прямоугольные, а 9 - круглые. «Каменный город» (так иногда называют кремль) окружен сухими рвами, которые были созданы для защиты от врагов.

Нижегородский кремль

Новодевичий монастырь

Новодевичий - это женский православный монастырь, находящийся на территории Большой Пироговской улицы в самом центре Москвы. Дата постройки - 1525 год. Новодевичий монастырь был построен по приказу великого русского князя Василия III. Данное сооружение имеет одну звонарню, две круглые смотровые башни, кельи для проживания монахинь, а также отдельно стоящие церкви, где происходил ежедневный молебен.

Новодевичий монастырь

Тульский кремль

Тульский кремль считается одним из самых старинных сооружений города Тулы. Он располагается в самой центральной части. Дата постройки примерно 1514 год. Тульский кремль был возведен по приказу Ивана Грозного. Кремлевские стены выполнены из красного кирпича. В состав входят несколько круглых, а также прямоугольных смотровых башен. На территории располагаются 2 собора: Успенский и Богоявленский.

Тульский кремль

17 век

17 век - это эпоха зодчества, в момент которой произошло огромное множество различных знаменательных событий, в значительной степени повлиявших на жизнь России, в том числе и ее архитектуру. Большинство домов стали возводить из кирпича или камня, но деревянные сооружения по-прежнему не теряли былой популярности. Давайте рассмотрим самые известные архитектурные памятники 17 века.

Коломенский дворец

Коломенский дворец - царское имение, расположенное в Московской области в селе Коломенское. Приблизительная дата постройки - 1667 год. Данное сооружение представляет собой целый комплекс различных деревянных построек, которые соединены между собой бесконечными переходами и тоннелями.

Коломенский дворец

Церковь Покрова в Филях

Православная церковь Покрова Богородицы находится в районе Филевского парка, город Москва. Современное здание храма было возведено в 1690 году на средства, которые были пожертвованы братом царицы Натальи Нарышкиной. Храм имеет пять ярусов, одну колокольню, а также 3 широких крыльца.

Церковь Покрова в Филях

Успенская Дивная церковь

Дивная церковь расположена в городе Углич. Она является одним из выдающихся памятников древнерусской архитектуры 17 века. Примерная дата постройки - 1628 год. Этот храм имеет другое название - «Успенский». Сооружение имеет довольно оригинальный внешний вид: три шатровых купола, образующих «трезубую» корону, к основной части здания примыкает трапезная, а также парадное крыльцо, украшенное декоративными элементами из белого камня.

Успенская Дивная церковь

Церковь Ильи Пророка

Церковь Ильи Пророка расположен на центральной (Советской) площади города Ярославля. Этот храм был построен в 1647 году. Согласно легенде он был заложен вместе с самим городом князем Ярославом Мудрым. Церковь Ильи Пророка можно узнать по белоснежным каменным стенам и травянисто-зеленым куполам.

Церковь Ильи Пророка

Церковь Иоанна Предтечи

Церковь Иоанна Предтечи - один из главных и древних архитектурных ярославских архитектурных памятников. Это сооружение было построено в 1687 году по проекту Федора Игнатьева и Дмитрий Плеханова. Для возведения храма были использованы формованные кирпичи красного цвета, также изразцы. Церковь имеет 15 куполов различных по размеру.

Церковь Иоанна Предтечи

18 век

18 век является временем, когда Россия «вздохнула» по-новому, ведь именно тогда начали отстраиваться новые города, объекты, которые по сей день считаются историческими памятниками архитектуры. Первая половина 18-го века тесно связана с именем великого российского императора Петра I. Именно он преподнес много новшеств и изменений, заимствованных из стран Европы. Давайте рассмотрим самые красивые здания и сооружения этой эпохи.

Зимний дворец

Зимний дворец является главным императорским сооружением Санкт-Петербурга. Дата возведения - 1754 год. Здание построено в стиле Елизаветинского барокко, украшено богатыми вензелями, колоннами, покрытыми сусальным золотом. В настоящее время в Зимнем дворце располагается исторический музей - Эрмитаж.

Зимний дворец

Здание Адмиралтейства

Адмиралтейство состоит из комплекса зданий, находящихся на берегу Невы на Адмиралтейском острове. Вначале данное сооружение исполняло роль верфи (места постройки, а также ремонта судов, кораблей, лодок), но чуть позже его несколько модернизировали и присвоили звание административного центра, в котором расположилось командование военно-морского флота России. Дата постройки - 1704 год.

Здание Адмиралтейства

Дом Пашкова

Одним из самых известных зданий Москвы, построенных в стиле раннего классицизма, является дом Пашкова. Данное сооружение было спроектировано в 1784 году по просьбе капитана гвардии Семеновского полка Петра Пашкова. Этот дом имеет впечатляющий внешний вид, который отчасти связан с местом, на котором он стоит - Ваганьковский холм. Главный фасад здания выходит на солнечную сторону.

Дом Пашкова

Александро-Невская лавра

Александро-Невская лавра - это мужской монастырь, расположенный в конце Невского проспекта города Санкт-Петербурга. Его считают самым крупным монастырем северной столицы. Дата постройки - 1710 год. По предположениям ученых-краеведов и историков, данное сооружение было возведено по приказу Петра I. Император выделил под строительство почти 5000 кв.м. На территории лавры находится деревянная Благовещенская церковь, Троицкий собор, Феодоровская церковь, Надвратная церковь.

Александро-Невская лавра

Театр имени Волкова

Театр имени Волкова - одна из старейших драматических сцен России. Данное заведение было построено в 1750 году в городе Ярославль. Свое название театр получил в честь своего основателя Федора Григорьевича Волкова - сына богатого купца. Молодой человек очень часто устраивал вместе со своими друзьями различные театрализованные представления, откуда и возникла идея открыть свое собственное место для их показа.

Театр имени Волкова

19 век

Архитектурные памятники России, построенные в 19 веке, отличаются новым нетрадиционным для нашей стране стилем - эклектическим (сочетание несочетаемого, то есть смешение самых разнообразных и невообразимых тенденций). Эклектика «подражает» древнерусскому искусству, готике, ренессансу, барокко и классицизму. Давайте рассмотрим наиболее популярные сооружения 19 века, возведенные в эклектическом стиле.

Царское село

Царское село - музей-заповедник, который был создан в 1811 году в городе Пушкин Ленинградской области. В состав этого комплекса входит дворцово-парковый ансамбль, загородная царская резиденция, Екатерининский парк, сад-Эрмитаж, Грот, Александровский сад, Ратная палата и Китайский театр. На данный момент в это место необычайно красоты съезжаются миллионы туристов со всего мира.

Царское село

Храм Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя - одна из главных святынь России, которая была построена в 1812 году. На стенах храма изображены (вылеплены из глины) русские воины, положившие свою жизнь за родину во время Отечественной войны 1812 года с Наполеоном Бонапартом. Во время сталинской реформы здание храма было разрушено, но в 1994 году восстановлено заново.

Храм Христа Спасителя

Триумфальная арка

Триумфальная арка - памятник архитектуры, построенный в 1829 году в Москве, представляющий собой огромную арку. Чаще всего Триумфальные арки устанавливаются при въезде в город, в конце крупных улиц, проспектов, мостов.

Триумфальная арка

Манеж

Манеж - историческое сооружение, расположенное в центральной части Москвы. Данное здание было построено в 1817 году по проекту архитектора Августина Бетанкура. В настоящее время манеж является главной музейно-выставочной площадкой столицы, но строился он для строевой подготовки войск, охраняющих Кремль и московские границы. Чуть позже здесь стали устраивать балы и царские приемы.

Манеж

Исаакиевский собор

Собор преподобного Исаакия Долматского - один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга, построенный в 1858 году по проекту известного архитектора Антонио Ринальди. Главный купол Исаакиевского собора выполнен из сусального золота, фасад из серого камня, а колонны главного входа отлиты из бронзы.

Исаакиевский собор

В нашей статье вы познакомились с самыми известными и красивыми памятниками архитектуры России. Были описаны храмы, церкви, дворцы, заповедники. Российская Федерация - страна богатой истории, именно поэтому здесь можно увидеть необыкновенные и уникальные сооружения, которых нет больше нигде.

Памятники архитектуры России, начиная от величественных дворцов и соборов с тысячелетней историей и заканчивая современными постройками, поражают туристов оригинальностью и яркостью. Редкий город РФ не может похвастаться богатым замком, причудливым домом или необычным мостом. Однако есть шедевры, на которые просто нельзя не полюбоваться!

Покровский собор

Древние памятники архитектуры России - это в первую очередь роскошные храмы. Покровский собор сумел прославиться на весь мир благодаря своей уникальности и необычности. Строение имеет вид ансамбля, сформированного девятью столпообразными церквями (самостоятельными). Все они расположены на одном подклете (основании), объединяются внутренней и внешней галереями.

Собор, включенный в перечень крупнейших российских историко-архитектурных музеев, находится в «сердце» столицы - на территории Красной площади. Величественная церковь возведена по приказу Ивана Грозного в середине 16 века, в наши дни известна как Храм Василия Блаженного. Богатство облика стало результатом игры создателей с двумя материалами: белый камень и кирпич. Многообразие декора, которым отличаются многие известные памятники архитектуры России, достигнуто благодаря нескольким видам профилей обработки кирпича, используемым в разных комбинациях.

Исаакиевский собор

Даже гости Санкт-Петербурга, оказавшиеся на территории «второй столицы» проездом, должны непременно посетить Исаакиевский собор. Грандиозная постройка в ее сегодняшнем облике была возведена в 1818-1858 годах, за основу был взят проект, разработанный архитектором Огюстом Монферраном. Однако, как и многие другие памятники архитектуры России 19 века, собор имеет более длинную историю, которая начинается с небольшой церкви, основанной в начале 18 века. Храм входит в число крупнейших купольных зданий на планете, диаметр купола составляет 21.8 метров, на его создание было потрачено свыше 100 кг золота.

Туристов привлекает не только затейливая купольная роспись, изображающая библейские сцены, богатое внутреннее убранство собора - ценные породы мрамора, малахит, лазурит, позолота. Высокая колоннада - одна из основных причин популярности храма. Воспользовавшись узкой можно очутиться на высоте 43 метра и насладиться неповторимыми видами Питера.

Необычные мосты

Памятники архитектуры России - это в том числе и оригинальные мосты, построенные не только в прошлых веках, но и в наши дни. Всему миру известно о существовании в Волгограде. Свое прозвище постройка заслужила в 2010 году, когда в результате ветровой нагрузки произошло раскачивание. Несмотря на значительную (около метра) дорожное покрытие и опоры сохранили целостность. Безопасность моста была достигнута с помощью специальных амортизаторов.

Полюбоваться на Красноярский коммунальный мост, входящий в число символов Сибири, можно не только при посещении города, но и разглядывая денежную купюру (10 рублей). Постройка была возведена в период правления Хрущева, в течение длительного периода считалась самым длинным азиатским мостом, протяженность насчитывает 2300 метров. Интересна уникальная технология, к которой прибегли строители: отказ от страховочных опор.

Манежная площадь

Манежная площадь, которую нельзя не упомянуть, перечисляя памятники архитектуры России, считается первым ярким шедевром знаменитого Церетели в Москве, располагается у граничит с Историческим музеем и Манеж, возведенный в 1817 году, до 30-х годов прошлого века был «обрамлен» городской плотной застройкой. Освобождение площади произошло в 1932 году в связи со строительством метро.

Грандиозное строительство на площади началось лишь в начале 90-х. Был создан «Охотный ряд», ставший первым московским торговым комплексом, расположенным под землей. Также под руководством Церетели увидел свет ослепительный каскад фонтанов с огромными конями, подсветкой и уютными лавочками. С этого момента Манежная площадь воспринимается как продолжение Александровского сада.

Зимний дворец

Эрмитаж справедливо считается одним из великолепнейших красочным образцом рассвета пышного барокко, к этому направлению относятся многие достойные внимания памятники архитектуры России тех времен. Дворцовое сооружение, оставившее далеко позади другие здания северной столицы благодаря красоте и размерам, было создано архитектором Растрелли и планировалось как резиденция русских царей.

Постройка, затмившая другие памятники архитектуры России 18 века, занимает огромную площадь, в настоящий момент включает в себя Эрмитажный театр, Старый, Новый, Малый Эрмитаж. Фактически строительство продолжалось с 1764 по 1852 год. Каждый фасад непохож на другие, так как создателями учитывались особенности местности. Зимний дворец имеет форму прямоугольника, обладает внутренним (парадным) двором, угловыми выступами.

Коломенский дворец

Многие памятники архитектуры России 17 века не только пережили реконструкцию, но и были восстановлены практически с нуля. В этот список входит и Коломенский дворец, имевший вид запутанной системы деревянных клетей (помещений), объединенных переходами. Его создателями стали русские архитекторы Петров и Михайлов, привлекавшие к работе самых выдающихся столичных мастеров того времени.

Строение, благодаря роскошному экзотическому декору (золоченая кожа, потолочные и настенные библейские росписи, резьба по дереву) приводившее в восторг иностранных гостей, простояло век и было уничтожено в 1767 году. Сохранившийся макет позволил восстановить шикарное здание в Москве.

Новодвинская крепость

В эпоху Петра Первого были возведены многие интересные памятники архитектуры России. Список включает в себя ставшую предметом гордости русских солдат, внушавшую страх иноземцам. Пережив множество кровопролитных сражений, постройка частично сохранилась.

В северной зоне России это первое строение, ставшее крепостью бастионного типа. Архитектурный стиль - голландский, примеры подобных сооружений встречаются в Европе и Америке. Крепость имеет вид квадратной конструкции, включает четыре бастиона, расстояние между которыми насчитывает приблизительно 120 метров.

Благовещенский кафедральный собор

Одно из самых интересных сооружений в Воронеже - Благовещенский кафедральный собор, созданный архитектором Шевелевым. Храм принадлежит к русско-византийскому направлению, его история связана с годом основания города - 1586. Изначально постройка была деревянной, многократно перестраивалась. Разрушение собора случилось в период Великой Отечественной войны.

Как и другие памятники архитектуры России, фото которых приводятся выше, церковь была восстановлена (в 1998 году). Теперь собор расположен в другом месте, принадлежит к несколько иному стилю, видоизменено внутреннее убранство. Как и прежде, храм завораживает своими габаритами, не теряясь даже на фоне гигантских современных небоскребов. Его высота насчитывает 85 метров.

Разумеется, это далеко не все яркие памятники архитектуры России, которые стоит посетить хотя бы однажды.

Содержание:

Памятники архитектуры являются бесценным достоянием мировой культуры. Являясь свидетелями давно минувших эпох, они представляют образцы произведений искусства. В этом и отличие их от памятников культурного наследия. К последним можно отнести, например, домик, в котором родился и жил Василий Шукшин, или, например, Расул Гамзатов. Эти дома - историческое и культурное достояние. Это неоспоримо. Но они никак не являются памятниками архитектуры.

В то же время памятниками архитектуры являются не только величественные здания, над возведением которых трудились мастера зодчества. Это могут быть улицы, площади и даже целые кварталы. К памятникам архитектуры относятся строения, в которых хотя бы частично сохранились фрагменты художественного оформления, уникальной планировки, характерной для той или иной эпохи.

Архитектурными памятниками являются целые ансамбли зданий, комплексы сооружений, воплотившие в себя достижения в области изобразительного искусства, зодчества того времени, когда они возводились. Это могут быть здания, передающие элементы культовой архитектуры, а также монументального, декоративно-прикладного творчества. Причём, данные сооружения могут быть гражданскими, религиозными, военными, промышленными. Они могут выполнять совершенно разные функции. Принадлежность к категории памятников делает уникальность и художественность, которые проявились во время строительства и дальнейшего их содержания.

Пальмира считалась самым богатым городом периода поздней античности. Он находится в Сирии между Евфратом и Дамаском. Основателем города считается царь Тукриша. В то время Пальмиру называли не иначе как невестой пустыни. Город поражал своей красотой, величием сооружений, считавшихся образцами древнеримской архитектуры.

Не очень большая часть городов может считаться памятниками архитектуры. Самым ярким примером этого является город Пальмира в Сирийской Арабской Республике. Возраст города приближается к 4 000 годам. На протяжении всех своих веков город пережил множество нашествий, сопровождавшихся разрушениями. В VII столетии Пальмиру захватили арабы. Они разрушили все храмы и превратили город в крепость.

В 1089 году эта мощная по тем временам крепость была уничтожена в результате сильнейшего землетрясения. Город, известный до этой печальной даты своим величием, превратилось в небольшую деревушку около храма бога Бэла. Началось новое возрождение Пальмиры. Хотя город постоянно подвергался ограблению, он возрождался вновь и вновь.

Лишь в XVIII Пальмира начала представлять интерес научного сообщества. А в XX веке была организована постоянная охрана территории города. Археологи, съехавшиеся сюда из многих стран, приступили к реставрации Пальмиры. В результате реставрационных работ, получивших широкий размах, были возрождены многие реликвии. ЮНЕСКО признало все здания и сооружения Пальмиры памятниками. Всемирного наследия.

После освобождения Пальмиры от террористов весной 2016 года специалисты засвидетельствовали полностью разрушенными лишь 20 процентов сооружений, которые считаются уникальными. Террористы разрушали преимущественно храмы. Остальные здания и сооружения, представляющие собой ценность, прежде всего, как памятники архитектуры, остались нетронутыми или разрушенными частично.

Следующий захват Пальмиры стал более драматичным. Боевики преступной группировки ИГ, считающейся в России вне закона, начали разрушение знаменитого античного амфитеатра, где в мае прошлого года давал концерт оркестр Мариинского театра, которым дирижировал Валерий Гергиев. Разрушают террористы и другие памятники архитектуры, казнят людей.

Богата памятниками архитектуры столица российского государства. Берущее своё начало в 1147 году, Москва всегда привлекала внимание зодчих, художников, людей искусства из разных стран мира. Они строили, украшали здания, делали уникальными целые комплексы.

Многие из них утрачены навсегда из-за многочисленных пожаров, захватнических войн, политических реформ, когда уникальные сооружения сносили, взамен их строили громоздкие здания, отличающиеся безвкусицей, неприглядным видом. Часть памятников архитектуры Москвы сохранилась лишь в летописях.

По счастливой случайности в столице России живы и продолжают поражать своей красотой, невероятным смешением стилевых направлений многие старинные сооружения. Большинство из них являются образцами российского зодчества. Один из уникальных памятников архитектуры - Храм Христа Спасителя.

Драматичная судьба у этого памятника. Его возведение было благодарностью русского народа Всевышнему за помощь в войне с Наполеоном. Сначала закладывалось здание по утверждённому Александром I победившему в большом конкурсе проекту известного в то время архитектора А.Л. Витберга. Это произошло в октябрьские дни 1817 года. Вскоре обнаруживается, что почва под будущим зданием слабая из-за протекающих под ней небольших речек.

Умирает Александр I. Николай I, пришедший ему на смену, останавливает строительство. Это происходит в 1826 году. Через 6 лет самодержец утверждает проект, предложенный архитектором К.А.Тоном. В первой половине апреля 1839 году происходит вторая торжественная церемония по закладке Храма. И только спустя 43 с половиной года был праздник его открытия. Строительство Храма Христа Спасителя шло под патронатом четырёх самодержцев: Александра I, Николая I, Александра II и Александра III. Врата изготовлены по образцам, которые представил граф Ф.Толстой.

Если мерить историческими мерками, Храм прожил совсем недолгую жизнь. Сначала в 1918-ом его полностью лишили государственной поддержки согласно декрету, в котором говорилось об отделении государства от церкви и церкви от школы. Так произошло начало гонения на церковь, принявшее впоследствии гигантский размах. И наступила чёрная дата Храма Христа Спасителя - 5 декабря 1931 года.

Храм, олицетворяющий собой, прежде всего память славы российских воинов, был разрушен варварским способом. Но в сердцах простых людей эта память жила, как и не умирала мечта со временем возродить Храм. Движение по его возрождению возникло накануне 90-х годов. И отозвалось это движение в сердцах людей всей страны.

У истоков этого движения стояли композиторы В.П.Мокроусов и Г.В.Свиридов, писатели В.Г.Распутин, В.П.Крупин и В.А.Солоухин. Синод РПЦ благословил деятельность по восстановлению сооружения и с соответствующим посланием обратился к руководству страны. В просьбе было высказано предложение восстановить здание будущего собора на том месте, где и высился изначально. В августе 1996 года Патриарх Алексий II освятил главный престол. Произошло это в Спасо-Преображенской церкви. В скором времени здесь начались Богослужения. Российская академия художеств в невероятно короткие сроки возродила оформление Храма. Своё мастерство показали многие мастера живописи скульпторы. Считается, что у этой работы нет аналогов.

Незадолго до наступления 2000 года Храм Христа Спасителя был освящён патриархом Алексием II, отслужившему по этому случаю молебен. Сегодня это самый высокий из православных церквей кафедральный собор. Он является выдающимся памятником архитектуры, воплотившим в себе веяние времён двух веков.

Чудом архитектуры называют Храм бога Солнца, который находится в штате Орисса (Индия), на берегу Бенгальского залива. Хотя залив со временем отступил, и берег от храма отстоит на 3 километра. Здесь всё находится под возвеличиванием Солнца. Даже место выбрано не случайно. Ведь Конарак в переводе на русский язык означает территорию солнечного света.

Археологам вместе с историками удалось установить, что начало возведения Храма датировано 1243 годом. Он строился по приказу Раджи Нарасимхадева, правившего в то время Ориссой. Всего 18 лет понадобилось строителям и архитекторам того времени, чтобы возвести столь чудесное сооружение. За это время были возведены стены, 60-метровая башня, нанесена резьба, украсившая залы изнутри.

Храм загадочен. Например, до сих пор не известно, зачем в этом религиозном учреждении большое место занимают рисунки, изображающие плотские утехи. Некоторые исследователи видят в этих рисунках религиозные мотивы. По рисункам учёные пытаются понять основу религиозного культа народа.

Хотя в летописях сказано, что при строительстве Храма особых трудностей не возникало, они, конечно же, были. Один только подвоз по морю стройматериалов из каменоломен чего стоил. Каждая деталь в оформлении залов была продумана и выполнена с особым изяществом.

Три вида камней было использовано для строительства святилища. Цвет камней должен был переливаться под лучами, светясь различными оттенками. „Чёрная пагода“ - так иногда называют этот памятник архитектуры. Он действительно со стороны похоже на пагоду. А если смотреть перед восходом солнца, стоя между первыми лучами и Храмом, оно и видится чёрным.

Расцвет Храма Сурьи в Конараке исследователи связывают с последними десятилетиями XIII столетия. Обряды в нём проводились на протяжении двух столетий. Затем по каким-то до сих пор не разгаданным причинам наступил упадок. Возможно, его частично опустошили и нанесли некоторые разрушения завоеватели, другие уповают на природные катаклизмы. Хотя памятник сохранился до сих пор. Он, по мнению историков, является одной большой загадкой. Храм Сурьи в Конараке в списке ЮНЕСКО. Это поистине величайший памятник архитектуры и истории.

Согласно мифам, купцы из Венеции в 828 году выкрали мощи апостола Марка из египетского города Александрия. Охранники-мусульмане не заподозрили, что купцы везут украденные останки апостола в таре со свиным мясом. Сначала мощи поместили в часовенке дворца Дожей. Это сооружение было построено на скорую руку и считалось временным. Впоследствии исключительно с целью сохранить мощи Святого Марка построили собор. Его возвели за три года - с 829 по 832. Вскоре он сгорел. В 976 году здание удалось восстановить. Но и позже, на протяжении столетий не прекращалось его обустройство.

Купцы с Востока ввозили в Венецию капители, колонны, фризы, другие произведения искусства специально, чтобы украсить базилику. Кладка из кирпичей постепенно исчезла под мраморной облицовкой. Сверху неё появились рисунки, выполненные мастерами живописи ещё задолго до появления самого собора.

„Золотой алтарь“, как именуют алтарь Пала д? Оро, над созданием которого трудились с X по XII век ювелиры из Византии, был украшен драгоценными камнями, общее количество которых доходило до двух тысяч. В 1797 году Наполеон похитил часть камней. Но большая часть драгоценностей и сейчас находится под надёжной защитой.

Всё это постепенно преображало собор. Но внешне уникальное сооружение оставалось таким, каким и было. Никаких надстроек или пристроек не совершалось. Длительное время здание было часовней дожей. Лишь в начале XIX века оно получило статус Кафедрального Собора города. Здесь открыли музей.

В настоящее время Собор Святого Марка признан образцом византийской архитектуры. Он находится рядом с Большим каналом. В сокровищнице находятся мощи, шедевры мирового искусства, редкие иконы, различные реликвии. С 1987 года базилика под охраной ЮНЕСКО.

На свете много памятников архитектуры. Среди них наиболее значимые Античный театр d ? Orange во Французской Республике, Большой театр в столице России, Афинский Акрополь в Греции и многие-многие другие. Перед человечеством стоит задача сохранить памятники архитектуры, позаботиться о том, чтобы, простоявшие века и тысячелетия, они продолжали свою жизнь и помогали разгадывать загадки прошлого, учили новые поколения видеть прекрасное, наслаждать им, чтобы в дальнейшей своей жизни приумножать его.