Африканский орнамент: стилевые особенности, символика. Влияние на Западное искусство

Карфаген - город, связывает Восток и Запад

Это древний город был столицей североафриканского государства Карфаген, существовавшей на протяжении VII-II вв. до н.э. на территории современного Туниса. Народом, в древние времена населял эти земли, были финикийцы.

Искусство Карфагена почувствовало влияние древних культур Египта и Греции, а затем и Рима. Это ярко проявилось в стилевом разнообразии различных видов искусства. С одной стороны, карфагеняне имитировали восточные стили, а с другой - заимствовали традиции греков, этрусков. Всего в V в. до н.э. преобладало влияние Востока, а впоследствии - эллинской культуры.

Ювелирного искусства финикийцы научились в микенцев и египтян. В резьбе по слоновой кости прослеживаются египетские, микенские и ассирийские мотивы.

Ярким примером влияния эллинской культуры является карфагенские саркофаги IV-III вв. до н.э. и погребальные сооружения (мавзолеи), а также применение в архитектуре древнегреческих ордеров.

Во времена, когда Карфаген стал одной из провинций Римской империи, он получил новую культуру. Римляне строили новые храмы и здания общественного значения. Через некоторое время Карфаген стал одним из красивейших городов, вторым по величине и величием после Рима. Для удовлетворения потребностей горожан был построен цирк на 60000 зрителей (карфагенский Колизей), а также театр, амфитеатр, большие термы и акведук длиной 132 км.

Отголоски художественных достижений художников Карфагена ощущались много веков после разрушения города. Мрамор и гранит, что когда-то украшали римский город, были вывезены и использованы для строительства соборов в Генуе, Пизе (Италия), а также, возможно, и Кентерберийского собора (Англия).

Искусство египетской Александрии в мозаике

Считается, что мозаика из стеклянных кубиков (тессера) возникла в III-II вв. до н.э. в египетском городе Александрия. С изобретением такой техники искусство монументальной живописи приобрело новых средств выразительности: однотипные геометрически правильные мозаичные элементы давали художникам возможность усложнять художественное решение произведения - изображение приобретали трехмерности. Шлифовка и полировка мозаичной поверхности усиливали интенсивность цветов и полутонов тессера настолько, что второстепенные изображения (например декоративные бордюры) играли роль рамы для центрального панно.

Мозаика из города Тмуис, расположенного в дельте Нила, полностью раскрывает потенциал этой техники. Обрамленное несколькими рядами бордюра центральное квадратное панно изображает женскую полуфигуру. Она одета в военный костюм, его голова увенчана головным убором в виде носовой части корабля (ростр), в руках она держит обвитый лентами знамя флагманского корабля. Часто это панно трактуется как олицетворение Александрии. В панно проявляется новое отношение к цвету: фигура больше не выглядит светлым силуэтом на темном фоне - место темного фона занимает светло-голубой цвет, лицо моделируемое светотенью богатых оттенков, одежда и головной убор изложенные тессера ярко-красного, пурпурного и золотого цветов, грубые контуры отсутствуют, почти исчезают свинцовые вставки, широко применяемые в ранних египетских мозаиках (они остаются только в контурах древка флага и геометрических бордюров).

Мозаичная плитка "Нильский сюжет" из храма Фортуны Примигении в древнем Пренесте известна также под названием "Мозаика Барберини". Она выполнена в технике, позволяет создавать реальную имитацию живописи. Мозаичные произведения, выполненные в этой технике, были изысканными и высокохудожественными.

Сочетание документальной точности, необузданной фантазии и несравненной мастерства исполнения является ярким примером расцвета эллинистической традиции в создании мозаичных картин.

Декоративно-прикладное искусство Африки

В декоративно-прикладном искусстве народов Африки, неразрывно связанном с трудом и бытовым укладом жизни, отразились творческая фантазия народа и ощущение эстетической ценности человеческого труда. В частности, это касается изготовления мебели и посуды.

В низовьях реки Конго бытует резная деревянная скульптура племен бавили и баконго, очень экспрессивная и грубовато-схематичная по формам. Скульптура южного Конго - народов балуба, бапенде и других - отличается ясным спокойствием образов и изяществом формы. Похожими по стилистике есть резные изделия народа вачивокве, что жил на севере Анголы.

Хозяйственный уклад жизни африканских племен в условиях первобытнообщинного строя способствовал длительному сохранению самобытных культурных навыков и традиций. Скульптура различных племен не только отличалась манерой исполнения, а имела различия этнического характера.

Народы Западной Африки, главным образом побережья Верхней Гвинеи, от Либерии до Нигера, сохранили традиционное мастерство бронзового литья. В этих регионах наряду с деревянной пластикой создавали и скульптурные изделия из бронзы. Наивысшего расцвета это искусство достигло в народов южной Нигерии - йоруба, бине и иджо.

Особый стиль имеющийся в скульптурах племени бата, населяющей побережья французской и португальской Гвинеи. Изготовление и характер изделий декоративно-прикладного искусства Африки тесно связаны с местом и условиями проживания их создателей.

Художественный вкус и властвуй африканским народам стиль оказываются не только в отдельных предметах, но и в отделке всего дома. Так, резной деревянный сосуд в Судане расставляется на глинобитных, часто расписных повышениях. В районах тропического леса, где распространены деревянные жилища, стены и пол покрываются плетеными циновками со сложным геометрическим орнаментом. В степных районах преобладают глинобитные здания, украшенные резьбой и росписью косяков, карнизов, опорных столбов и др. Все домашнюю утварь (посуда, мебель, предметы бытового обихода) также украшается орнаментом. Мастерство резьбы по дереву, орнаментации циновок, бисерных вышивок и др. распространено у всех народов тропической Африки.

Искусство Африки - обзор в разрезе стран и культур отдельных народов

Африканское искусство (African Art)

Искусство Африки (африканское искусство) – термин, применяемый, как правило, по отношению к искусству Африки к югу от Сахары. Зачастую случайные наблюдатели-любители склонны обобщать "традиционное" африканское искусство, но континент полон людей, сообществ и цивилизаций, каждая – со своей уникальной визуальной культурой. Это определение может также включать в себя искусство африканских диаспор, таких как искусство афроамериканцев. Несмотря на это разнообразие, есть некоторые объединяющие художественные темы при рассмотрении совокупности визуальной культуры Африканского континента. Применить африканский стиль в интерьере двольно легко. Ниже описаны некоторые важные характеристики африканских масок и статуэток, аналоги которых можно купить в галерее "Афроарт".



Термин "Искусство Африки" обычно не включает в себя искусство районов Северной Африки вдоль побережья Средиземного моря, так как эти территории долгое время являлись частью различных традиций. На протяжении более чем тысячи лет искусство в этих областях являлось составной частью исламского искусства, хотя и со многими особыми характеристиками. Искусство Эфиопии, с давней христианской традицией, также отличается от большинства стран Африки, где традиционные африканские религии (ислам распространен на севере) доминировали до относительно недавнего времени.

Исторически африканская скульптура в основном изготавливается из дерева и других природных материалов, которые не сохранились из более ранних периодов, чем, в лучшем случае, несколько веков назад; более древние керамические фигуры обнаруживаются во многих областях. Маски являются важными элементами в искусстве многих народов, наряду с человеческими фигурами, зачастую сильно стилизованными. Существует огромное разнообразие стилей, часто варьирующихся в пределах одних и тех же условий происхождения, в зависимости от способа использования объекта, но широкие региональные сходства очевидны. Скульптура наиболее распространена среди групп оседлых земледельцев в долинах рек Нигер и Конго в Западной Африке. Непосредственные изваяния божеств относительно редки, но маски особенно часто создаются создавались для религиозных церемоний (ритуалов). Африканские маски оказали влияние на европейское искусство модернизма, который был вдохновлен отсутствием в них натуралистичности. С конца 19 века наблюдается увеличение количества образцов африканского искусства в западных коллекциях, лучшие из которых ныне выставлены в известных музеях и галереях.



Позднее западноафриканские культуры разработали литье из бронзы, которое использовали для изготовления рельефных скульптур и натуралистичных голов правителей, таких как знаменитая Бенинская бронза, для украшения дворцов. Золотые фигурные гирьки – один из типов небольших металлических скульптур, произведенных в период 1400-1900; некоторые, по-видимому, изображают пословицы, внося повествовательный элемент, редкий для африканской скульптуры; королевские регалии включали внушительные золотые скульптурные элементы. Многие Западноафриканские фигурки используются в религиозных ритуалах и часто содержат детали, необходимые для обрядовых жертвоприношений. Народы того же региона, говорящие на языках манде, делают предметы из дерева с широкими плоскими поверхностями и руками и ногами цилиндрической формы. В Центральной Африке, однако, основные отличительные характеристики – это лица в форме сердца, изогнутые внутрь, с узорами в виде кругов и точек.


Восточная Африка, где нет избытка древесины для вырезания, известна картинами Тинга-Тинга и скульптурами Маконде. Существует также традиция производства текстильного искусства. Культура Великого Зимбабве оставила здания более впечатляющие, чем скульптуры, но восемь зимбабвийских птиц из мыльного камня, по-видимому, имели особое значение, и, вероятно, были установлены на монолитах. Современные зимбабвийские скульпторы по мыльному камню достигли значительного успеха на международной арене. Самые древние из известных южноафриканских глиняных фигур датируются между 400 до 600 г. н. э., они имеют цилиндрические головы со смесью признаков человека и животных.

Основополагающие элементы африканского искусства

Художественное творчество или экспрессивный индивидуализм: В искусстве Западной Африки, в особенности, широко распространен акцент на экспрессивный индивидуализм, в то же время, испытывающий влияние работ предшественников. Примером может служить художественное творчество народа Дан, а также его существование в западноафриканской диаспоре.

Акцент на человеческой фигуре: человеческая фигура всегда была основным предметом для большей части африканского искусства, и этот акцент даже повлиял на некоторые европейские традиции. К примеру, в пятнадцатом веке Португалия торговала с народом Сапи около Берега Слоновой Кости в Западной Африке, которые создавали искусные солонки из слоновой кости, сочетавшие в себе черты африканского и европейского искусства, в первую очередь за счет добавления человеческой фигуры (человеческая фигура, как правило, не появлялась в португальских солонках). Человеческая фигура может символизировать живых или мертвых, обозначать правителей, танцоров или представителей различных профессий, таких как барабанщики или охотники, или даже может быть антропоморфным изображением бога или иметь другую вотивную функцию. Другой распространенной темой является гибрид человека и животного.

Визуальная абстракция: африканское искусство, как правило, отдает предпочтение визуальной абстракции перед натуралистическим изображением. Причина в том, что многие африканские произведения обобщают стилистические нормы. Древнеегипетское искусство, которое считается, как правило, натуралистически описательным, использует весьма абстрактные и единообразные визуальные каноны, особенно в живописи, а также различные цвета для представления качеств и характеристик изображаемого существа.

Акцент на скульптуре: Африканские художники, как правило, предпочитают трехмерные произведения искусства двумерным работам. Даже многие африканские картины или ткани должны ощущаться трехмерно. Окрашивание дома часто рассматривается как непрерывный дизайн, обернутый вокруг дома, заставляющий зрителя ходить вокруг, чтобы прочувствовать его в полной мере; в то время как декорированные ткани носятся в качестве декоративной или церемониальной одежды, превращая одетого в них человека в живую скульптуру. В отличие от статической формы традиционной западной скульптуры африканское искусство изображает динамику, готовность к движению.

Акцент на искусстве действия: расширением утилитаризма и трехмерности традиционного африканского искусства является тот факт, что большая часть его создана для использования в контексте действия, а не статики. Например, традиционные африканские маски и костюмы очень часто используются в общинных, церемониальных контекстах, где их "танцуют". У большинства обществ в Африке есть имена для их масок, но это одно имя включает в себя не только саму маску, но и ее значение, танец, связанный с ней, а также духов, которые в ней пребывают. Африканское мышление не отделяет одно от другого.

Нелинейное масштабирование: зачастую небольшая часть африканской художественной композиции выглядит подобно большей части, как алмазы в различных масштабах в узорах Касаи. Луи Сенгор, первый президент Сенегала, назвал это "динамической симметрией". Уильям Фагг, британский историк искусства, сравнил это с логарифмическим отображением естественного роста биолога Д"Арси Томпсона. Совсем недавно оно было описано в терминах фрактальной геометрии.

Масштабы искусства Африки

До недавнего времени обозначение «африканский» обычно относилось только к искусству "Черной Африки", народов, живущих в странах Африки к югу от Сахары. Нечерные народы Северной Африки, население Африканского Рога (Сомали, Эфиопия), а также искусство Древнего Египта, как правило, не включалось в понятие африканского искусства.

Однако в последнее время наблюдается стремление среди африканских историков искусства и других ученых включить визуальную культуру этих районов, так как все они, по сути, находятся в пределах географических границ африканского континента.

Смысл в том, что, включив все африканские народы и их визуальную культуру в африканское искусство, непрофессионалы получат более глубокое понимание культурного разнообразия континента. Так как часто происходило слияние традиционных африканских, исламских и средиземноморских культур, ученые обнаружили, что проводить четкое разделение между мусульманскими регионами, древним Египтом, Средиземноморьем и коренными черными африканскими обществами имеет мало смысла.

И, наконец, искусство африканской диаспоры в Бразилии, Карибском бассейне и юго-востоке Соединенных Штатов, также стали включать в исследование африканского искусства. Объединение искусства с инородными веяниями скрывает отсутствие коренных художественных достоинств, в особенности, в период до появления на континенте цивилизации, принесенной из культур с более долгой историей развития.

Африканское искусство - материалы

Африканское искусство принимает много форм и изготавливается из различных материалов. Ювелирные изделия – популярный вид искусства, используемый для обозначения ранга, принадлежности к группе, или чисто для эстетики. Африканские ювелирные изделия сделаны из таких разнообразных материалов, как тигриный глаз, гематит, сизаль, скорлупа кокосового ореха, бисер и эбеновое дерево. Скульптуры могут быть деревянными, керамическими или вырезанными из камня, как знаменитые скульптуры Шона, а декорированные или скульптурные гончарные изделия происходят из многих регионов. Существуют различные формы текстиля, включая китенж, боголан и ткань кент. Мозаика из крыльев бабочки или цветного песка популярна в Западной Африке.

История африканского искусства

Истоки африканского искусства лежат задолго до зарегистрированной истории. Африканская наскальная живопись в Сахаре в Нигере хранит изображения более чем 6000-летней давности. Наряду со странами Африки к югу от Сахары, искусство западной культуры, древнеегипетские картины и артефакты, а также коренные южные ремесла также внесли большой вклад в африканское искусство. Часто, изображая изобилие окружающей природы, искусство сводилось к абстрактным интерпретациям животных, растительной жизни или естественных узоров и форм. Нубийское королевство Куш в современном Судане находилось в близком и часто враждебном контакте с Египтом и создавало монументальную скульптуру, главным образом производную от стилей, которые не лидировали на севере. В Западной Африке самые ранние из известных скульптур происходят из культуры народа Нок, которая процветала на территории современной Нигерии между 500 г. до н. э. и 500 г. н. э. с глиняными фигурками, как правило, с вытянутыми телами и угловатой формы.

Более сложные методы искусства были разработаны в Африке к югу от Сахары около 10-го века, некоторые из наиболее заметных достижений включают работы из бронзы из Игбо-Укву, а также керамику и металлические изделия Иле Ифе. Бронзовые и медные отливки, часто украшаемые слоновой костью и драгоценными камнями, стали очень престижными в большой части Западной Африки, иногда ограничиваясь работой придворных ремесленников, отождествлялись с королевскими особами, как Бенинская бронза.



Влияние на Западное искусство

Жители Запада долго считали африканское искусство "примитивным". Термин несет с собой отрицательные коннотации отсталости и нищеты. Колонизация и работорговля в Африке в девятнадцатом веке утвердили Западное мнение в уверенности, что африканскому искусству недоставало технических возможностей из-за низкого социально-экономического статуса.

В начале двадцатого века, такие художники как Пикассо, Матисс, Винсент Ван Гог, Поль Гоген и Модильяни познакомились и вдохновились африканским искусством. В ситуации, когда установившийся авангард противился ограничениям, наложенным служением визуальному миру, африканское искусство демонстрировало силу в высшей степени хорошо организованных форм, производимых не только благодаря дару зрения, но также и, часто прежде всего, способности воображения, эмоциям, мистическому и религиозному опыту. Эти художники увидели в африканском искусстве формальное совершенство, изощрённость, объединенные с феноменальной выразительной силой. Изучение и реагирование на африканское искусство художниками в начале двадцатого века способствовали взрыву интереса к абстракции, организации и реорганизации форм, а также изучению эмоциональных и психологических областей, до сих пор не виданных в западном искусстве. С помощью этих средств был изменен статус изобразительного искусства. Искусство перестало быть просто и в первую очередь эстетическим, но стало также истинным средством для философского и интеллектуального дискурса и, следовательно, более истинно и глубоко эстетическим, чем когда-либо прежде.

Влияние на Западную архитектуру

Европейская архитектура находилась под сильным влиянием африканского искусства. Первопроходцы, такие как Антонио Сант Элия, Ле Корбюзье, Пиер Луиджи Нерви, Тео ван Десбург и Эрих Мендельсон были также скульпторами и живописцами. Футуристическая, рационалистическая и экспрессионистская архитектура обнаружили в Африке новый репертуар первичных символов; на формальном уровне пространство теперь составлено единичными формами, которые относятся не только к человеческим пропорциям и масштабу, но и к его психологии; поверхности моделируются геометрическими узорами. В течение 1950-х европейские архитекторы преобразовали здания в крупномасштабные скульптуры, заменив ненужное художественное оформление (так критикуемое Адольфом Лоосом), путем интеграции текстурированных фресок и больших барельефов на стенах. В течение 1960-х африканское Искусство повлияло на Брутализм, как в языке, так и в символике, особенно в позднем Ле Корбюзье, Оскаре Нимейере и Поле Рудольфе. Мощная работа Джона Лотнера напоминает артефакты Йоруба; чувственные проекты Патрисио Поучулу почитают деревянные скульптуры Догонов и Бауле. В отличие от Европы, африканское искусство никогда не устанавливало границы между боди-артом, живописью, скульптурой и архитектурой; благодаря этому западные архитекторы могут теперь распространяться в сторону различных художественных выражений.


Традиционное искусство

Традиционное искусство описывает наиболее популярные и изученные формы африканского искусства, которые обычно находятся в музейных коллекциях. Создавать африканский стиль в интерьере правильнее с помощью именно таких предметов. Деревянные маски с изображением человека, животных или мифических существ являются одной из наиболее часто встречающихся форм искусства в Западной Африке. В оригинальном контексте обрядовые маски используются для проведения торжеств, посвящений, уборки урожая и подготовки к войне. Маски надевает выбранный или посвящаемый танцор. Во время церемонии танцор входит в глубокий транс и в этом состоянии он "общается" со своими предками. Маски можно носить тремя различными способами: вертикально, закрывая лицо, как шлемы, покрывая всю голову, а также в виде гребня поверх головы, которая обычно покрыта материалом, как часть маскировки. Африканские маски часто представляют духов, и считается, что духи предков овладевают надевшими их. Большинство африканских масок сделаны из дерева и могут быть украшены слоновой костью, шерстью животных, растительными волокнами (такими как рафия), пигментами (как каолин), камнями и полудрагоценными камнями.

Статуи, как правило, из дерева или слоновой кости, часто инкрустированы раковинами каури, металлическими элементами и шипами. Декоративная одежда также распространена и включает другую значительную часть африканского искусства. Одна из самых сложных разновидностей африканского текстиля – красочная, полосатая ткань кент из Ганы. Боголан со сложным узором – другая известная техника.

Современное африканское искусство

Африка является родиной процветающей культуры современного изобразительного искусства. Это, к сожалению, было недостаточно изучено до недавнего времени, из-за акцента ученых и коллекционеров на традиционное искусство. Известные современные художники включают: Эль Анацуи, Марлен Дюма, Уильям Кентридж, Карел Нэл, Kendell Geers, Yinka Shonibare, Zerihun Yetmgeta, Odhiambo Siangla, Элиас Jengo, Олу Oguibe, Lubaina Himid и Bili Bidjocka, Генри Tayali. Художественные биеннале проводятся в Дакаре, Сенегале, и Йоханнесбурге, Южная Африка. Многие современные африканские художники представлены в музейных коллекциях, и их работы могут продаваться по высоким ценам на художественных аукционах. Несмотря на это, многие современные африканские художники переживают трудные времена в поисках рынков сбыта для своей работы. Многие современные африканские искусства заимствуют в значительной степени у своих традиционных предшественников. Как ни странно, этот акцент на абстракцию рассматривается жителями Запада как имитация европейских и американских кубистских и тотемических художников, таких как Пабло Пикассо, Амадео Модильяни и Анри Матисс, которые, в начале двадцатого века, в большой степени находились под влиянием традиционного африканского искусства. Этот период был очень важен для эволюции Западного модернизма в изобразительных искусствах, символизируемых прорывной картиной Пикассо «Авиньонские девицы».

Сегодня Фатхи Хасан считается ранним представителем современного черного африканского искусства. Современное африканское искусство было впервые представлено в 1950-х и 1960-х годах в Южной Африке такими художниками как Ирма Стерн, Сирил Фрэдэн, Уолтер Бэттисс и через галереи, как Goodman Gallery в Йоханнесбурге. Позже европейские галереи как Галерея October в Лондоне и коллекционеры, такие как Жан Пигоцци, Артур Вальтер и Джанни Байокки в Риме помогли расширить интерес к этой теме. Многочисленные выставки в Музее Африканского Искусства в Нью-Йорке и Африканском Павильоне на Биеннале в Венеции 2007 года, который продемонстрировал африканскую коллекцию современного искусства Синдика Доколо, прошли долгий путь к борьбе со многими из мифов и предрассудков, которые преследуют современное африканское искусство. Назначение нигерийского Okwui Enwezor художественным руководителем Documenta 11 и его африкано-центрическое видение искусства продвинуло карьеры бесчисленных африканских художников на международную арену.

Широкий спектр более или менее традиционных форм искусства или адаптаций традиционного стиля к современному вкусу создаются для продажи туристам и другим, включая так называемое "искусство аборигенов". Много энергичных популярных традиций ассимилируют Западные влияния в африканские стили, такие как тщательно продуманные фэнтезийные гробы в форме самолетов, автомобилей или животных западноафриканских городов и баннеры клубов.

Страны и люди

Замбия

В то время как мир смотрит в другом направлении, искусство процветает в Замбии на скудные средства. Замбия, пожалуй, является родиной одних самых творческих и талантливых художников в мире. Стремление художников в Замбии к творчеству настолько сильно, что они будут использовать что угодно. От мешковины до автомобильной краски даже старые простыни часто используются вместо холстов в качестве материалов для искусства. Мусор и осколки превращаются в произведения искусства, которые часто ошеломляют своим масштабом. Традиции изобразительного искусства, в западной концепции термина, в Замбии восходит к колониальным временам и с тех пор неуклонно растет. Благодаря фонду Lechwe (Личи) основной части искусства Замбии гарантирован дом в стране, где оно было создано.

Фонд Lechwe был основан Синтией Зукас. Сама художница, в начале 1980-х годов дружила со многими художниками в Замбии, включая Уильяма Бвалья Мико, который вспоминает с нежностью, как Зукас возвращалась из заграничной поездки с чемоданами, полными художественными материалами, чтобы передать местным художникам, которые не имели доступа к таким инструментам. В 1986 году она получила наследство и решила, что пришло время поддержать художников более существенно, и Lechwe Trust был создан. Их целью было предоставить стипендии художникам, которые хотели учиться официально или посещать художественные семинары и курсы. Кроме того, они решили начать коллекционирование, обеспечивая художественное наследие для Замбии, однако есть работы тех, кто жил в Замбии или имеет связь со страной. В настоящее время насчитывается более 200 произведений искусства от картин до скульптуры, от гравюр до эскизов – наследие, которым замбийцы должны гордиться, но и все же немногие знают о его существовании. Или, по крайней мере, так было до недавней выставки. Отсутствие продвижения арт-сцены в Замбии – единственная проблем, к которой должны обратиться художники.


Выставка Фонда Lechwe

"Предназначение" является ярким примером важности работы Фонда Lechwe. В оригинальной живописи Генри Тейали «Предназначение» (1975–1980) очевидна борьба за личность во время прогресса.


Henry Tayali"s painting "Destiny"

На переднем плане несметное число человеческих фигур карабкаются и работают, неся железные балки, лопаты, в то время как они будто заперты в огромном, окутанном паром, современном городе. Сам город окрашен приглушенными серыми, коричневыми оттенками, однако, толпа одета в яркие цвета. Согласно каталогу выставки и статье местного журнала The Lowdown, у этой картины была длинная и интересная жизнь. В 1966 году картина была продана Тиму Гиббсу, сыну тогдашнего южно-родезийского губернатора сэра Хамфри Гиббса. В 1980 Тейали поехал в ныне независимый Зимбабве, чтобы вернуть свою картину назад. Неудивительно, что ему отказали, но предоставили разрешение, одолживать картину для выставок. «Судьба» объехала Лондон, Замбию и Париж прежде, чем возвратиться к Гиббсу. К 1989 Генри Тейали умер, и «Судьба» была снова показана в Лондоне Фондом Lechwe. Потребовалось два года, но фонд теперь владеет картиной – стержнем их впечатляющей коллекции.

Художники в Замбии сталкиваются с особенными, хотя конечно же не уникальными проблемами. Даже сегодня, материалы, такие как масляные краски, кисти, холсты все еще нужно импортировать из Южной Африки, и это делает их запредельно дорогими. Отсутствие публичной библиотеки и предметных журналов означает, что художники лишены возможности изучения более известных художников или чувства причастности к более широкому международному сообществу. Всего год назад, если вы хотели изучать искусство в Замбии, был только один курс, доступный в стране - сертификат в художественном образовании, который готовил скорее к преподаванию, чем занятию искусством.

Две картины художников двух разных поколений: Генри Тейали (1943–1987) слева и ныне живущего художника Стэри Мваба. Ну и, конечно, предпринимаются попытки продавать их работы. В экономически более стабильных странах лишь несколько художников действительно может утверждать, что они зарабатывают на жизнь своим искусством в одиночку, но этих людей в Замбии не много. Это происходит не только из-за меньшего количества людей с достаточным доходом, желающих купить картину, но и из-за предвзятого мнения некоторых туристов и экспатов, которые предполагают они рассчитывают купить работу по бросовой цене, по стоимости сувенира, однако цены оказываются выше. Жалоба, что работа переоценена, является яблоком раздора. Лусака – один из наиболее дорогих городов в Африке к югу от Сахары с точки зрения арендных плат и цен на продукцию, плюс, как упомянуто выше, художественные материалы особенно дорогие. Художники утверждают, что цены на их произведения справедливо отражают их экономические реалии, плюс некоторые художники выставлялись на международном уровне и считают, что они вправе просить больше денег. Низкие показатели продаж говорят о том, что многие, увы, с этим не согласны. Низкие продажи могут также быть результатом чего-то другого. Очень немногие люди за пределами очень маленького замбийского мира искусства знают, насколько активны художники в настоящее время. Взгляд на международные журналы об искусстве показывает недостаток освещения Африки к югу от Сахары, лишь нескольким художникам, таким как Крис Офили и Йинка Шонибэйр, удалось прорваться в Европу и США. Многие современные замбийские художники, такие как Zenzele Chulu и Стэри Мваба, которые выставлялись на международном уровне, считают, что это происходит потому, что мир искусства хочет видеть искусство Африки в рамках очень специфического, этноцентрического стереотипа. В результате их часто просят участвовать в выставках в африканском стиле, которые ограничивают их деятельность что расстраивает художников. Как говорит Мваба: «Я - африканский художник или художник из Африки?" И что еще более важно, почему этот вопрос все еще имеет значение?

И все же Лусака трещит по швам от количества художников, а галерея Henry Tayali - главная галерея изобразительного искусства Лусаки - заполнена почти от пола до потолка произведениями искусства, и хотя они имеют только скромный ручеек посетителей (в некоторые дни, говорят, никого вообще), галерея является центром активности. Почему? Что ж, в стране, где возможности для работы ограничены, лучше быть художником и работать, чем ждать работы, которая никогда может не прийти. Школа не возможна для большого количества детей, у родителей которых нет денег или времени, которое часто тратится на помощь по дому. Но через искусство, можно выразить себя без способности читать и писать. Сообщество художников – теплое и дружественное, полное людей, которые понимают, что их самый богатый ресурс – они сами; новые члены приветствуются с распростертыми объятиями. Существует более абстрактная и, возможно, также редко ясно формулируемая мотивация – гордость и желание изобразить и исследовать Замбию с помощью изобразительных средств. Посредством их работы замбийские художники источают достоинство и понимание, что есть хорошего и плохого в их обществе. Они подвергают сомнению, они исследуют и иногда судят. Художники здесь просто любят искусство, они жаждут его, и это - решающий вклад в их самосознание, их ощущение цели.

История Замбии полна талантов и характеров, даже если их подвиги и достижения не всегда хорошо документированы. Возьмите Аквилу Симпасу. В свое время, Simpasa был всемирно известным художником, а скульптуры и рисунок были его любимым средством массовой информации, но искусство настолько глубоко укоренились в нем, что он писал картины и кроме того создавал музыку. Он дружил с Эдди Грантом и общался с Джими Хендриксом и Миком Джаггером. Симпаса был крупным первооткрывателем. К сожалению, он также имел проблемы с психическим здоровьем и умер сравнительно молодым в 1980-х годах, и с тех пор канул в виртуальной безвестности. Те из его современников, кто еще жив, хорошо его помнят. В ответ на просьбу прокомментировать своего друга Симпасу, художник Патрик Мвимба высказал следующее замечание: "Он был лучшим замбийским художником." Истории о нем переходят из уст в уста, которые точно так же, как сам художник и его жизнь, мало документально подтверждены. Вильям Мико и Зензел Чулу оба упоминали, как некоторые полагают, что он все еще жив, как Элвис, он стал легендой, и теперь благодаря Lechwe Trust, легенда может говорить через его работы.

Нельзя отрицать, что Lechwe Trust прошел большой путь к решению многих проблем, стоящих перед замбийскими художниками. Благодаря покупке предметов искусства по справедливой цене, некоторые художники могут остаться в Замбии и работать, а не покидать страну, как многие, в то числе Генри Тейали. Вильяму Мико фонд помог развиться как артисту и обучиться за границей в Европе. Он в конечном счете вернулся работать и помогать фонду. Личи – единственный подобгый фонд в Замбии. Страна полна НПО, мало, если вообще какой-либо из них, заинтересованы интересуется художественной сценой. Тем не менее, "У Вас не может быть развития без развития искусства и культуры", утверждает Вильям Мико. Он приводит пример Японии, которая имеет многовековую и весьма уважаемую художественную традицию. Он верит, что эта традиция вдохновения, креативности и тяжелой работы помогли превратить Японию в технологическую центр, которым она стала в наше время. Неустанная поддержка Фонда Lechwe замбийской художественной сцены могла быть ключевой для обеспечения признания, особенно теперь, когда они решили построить свою собственную галерею.

Мали

Основные этнические группы Мали - Бамбара (также известные как Бамана) и Догоны. Меньшие этнические группы состоят из Марка и рыбаков Бозо реки Нигер. Древние цивилизации процветали в таких областях, как Djene и Тимбукту, где было обнаружено большое множество древних бронзовых и терракотовых фигур.


Две статуэтки Чивары Бамбара, ок. конца 19 – нач. 20 в., Чикагский институт искусств. Женская (слева) и мужская, вертикальный вариант

Народность Бамбара (Мали)

Люди Бамбара адаптировали много художественных традиций и начали создавать произведения искусства. Прежде чем деньги стали главным двигателем создания их произведений искусства, они использовали свои способности только в качестве священного ремесла для показа духовной гордости, религиозных верований и проявления обычаев. Примером произведения искусства является банамская маска n"tomo. Другие статуи создавались для людей, таких как охотники и фермеры, чтобы другие могли оставить подношения после долгого сельскохозяйственного сезона или групповых охот. Стилистические вариации Бамбары включают скульптуры, маски и головные уборы, которые изображают стилизованные или реалистичные черты либо выветренные или окаменелые патины. До недавнего времени функция этих предметов была покрыта тайной, но за последние двадцать лет исследования показали, что определенные типы фигур и головных уборов были связаны с целым рядом обществ, которые составляли структуру жизни Бамбара. В течение 1970-х группа примерно из двадцати фигур, масок и головных уборов TjiWara, принадлежавших так называемому стилю «Сегу», была идентифицирована. Стиль отличается узнаваем по его типичным плоским лицам, стреловидным носам, треугольному шрамированию по всему телу и растопыренным рукам.

Маски Мали

Есть три главных и один второстепенный тип маски Бамбара. Первый тип, используемый обществом N"tomo, имеет типичную гребневидную конструкцию поверх лица, надевается во время танцев и может быть покрыт раковинами каури. Второй тип маски, ассоциируемый с обществом Комо, имеет сферическую голову с двумя рогами антилопы на верхушке и увеличенным, сплюснутым ртом. Они используются во время танцев, но у некоторых есть толстый закостенелый налет, приобретенный во время других церемоний, во время которых по ним льют возлияния.


Маска Kanaga, проданная в галерее "Афроарт"

Третий тип связан связи с обществом Нама и вырезан в форме головы птицы, в то время как четвертый, второстепенный тип, представляет собой стилизованную голову животного и используется обществом Коре. Известно у существовании других масок Бамбара, в отличие от описанных выше, они не могут быть связаны с определенными обществами или церемониями. Резчики Bambara славятся зооморфными головными уборами, которые носили члены общества TJI-Вара. Несмотря на то, что они разные, все они показывают весьма абстрактное тело, часто включая зигзагообразный узор, который представляет собой курс солнца с востока на запад, и голову с двумя большими рогами. Бамбара общества Tji-Wara носят головной убор, танцуя на своих полях во время посева, в надежде повысить урожайность.

Статуэтки Мали

Статуэтки Бамбара, прежде всего, используются во время ежегодных церемоний общества Гуан. Во время этих церемоний группа максимум из семи фигур, имеющих размеры от 80 до 130 см в высоте, выносятся из своих святилищ старшими членами общества. Скульптуры моют, вновь смазывают и подносят жертвы к их алтарям. Эти фигуры, некоторые из которых датируются между 14-м и 16-го веками, обычно изображают типичную украшенную гребнем прическу, часто украшаемую талисманом.
Двум из этих фигур придавалось большое значение сидящая или стоящая беременная фигура под названием Guandousou, известная на Западе как «Королева Бамбара», и мужская фигура под названием Guantigui, который обычно изображается держащим нож. Две фигуры были окружены сопутствующими фигурами Guannyeni, стоящими или сидящими в различных положениях, держа в руках сосуд, музыкальный инструмент или их грудь. В течение 1970-х годов, многочисленные подделки из Бамако, которые были основаны на этих скульптурах, вышли на рынок.

Другие фигуры Бамбара, называемые Dyonyeni, как думают, связаны или с южным обществом Dyo или с обществом Kwore. Эти женские или гермафродитные фигуры обычно имеют такие геометрические особенности

Новый год прошел, а зима все не кончается. Устали? Тогда давайте перенесемся на самый жаркий континент - в Африку, и немного окунемся в ее историю.

Традиционное искусство занимает очень важное место в африканской культуре. Большинство праздников и ритуалов, наряду с танцами, пением и рассказами, не обходится без ярких визуальных образов. Предметы искусства могут являться оружием или знаками отличия, престижа, а также иметь религиозное значение. Искусство народов Африки разнообразно: это и скульптуры, и картины, «фетиши», маски, фигурки и украшения.

Центральное место все же принадлежит скульптуре, которая является, бесспорно, величайшим достижением африканского народа. Подавляющее большинство скульптур выполнено из дерева, но встречаются произведения из металла, камня, терракоты, слоновой кости, а также совсем экзотические творения из бусин и бисера, и даже слепленные из простой земли! Археологами обнаружены древние скульптуры на всей территории африканского континента, но наибольшее их скопление находится в центральной и западной его частях.

Наскальная живопись, напротив, наиболее распространена на юге и востоке. Считается, что авторство большинства этих рисунков принадлежит бушменам («людям степи»). Рисунки бушменов создавались шаманами и служили частью религиозных ритуалов.

Цветастые маски и фетиши - предметы, призванные отпугивать злых духов, ведьм и призраков. Использовались они также как талисманы, приносящие удачу и ограждающие от несчастий.

Основные черты

Искусству Африки присущи весьма характерные признаки, по которым его всегда можно отличить от искусства других континентов. Во-первых, в центре изображения практически всегда находится человеческая фигура. Во-вторых, африканские мастера редко стремятся к реалистичности, чаще они прибегают к упрощению форм и абстракции. В третьих, нередко используется искаженные, гипертрофированные пропорции, призванные подчеркнуть движение, динамику.

Темы африканского искусства

Все искусство народов Африки можно разделить на три обширные темы. Первая из них - это своеобразный симбиоз Леса и Поселения. Члены племен носят специальные маски и наряды, отдавая дань этой двойственности: например, мужское начало преподносится в образе слона, сильнейшего животного, а женское - напротив, в ухоженном, максимально удаленном от «естественного» образе, представляющем цивилизацию и контрастирующим с диким, необузданным мужским.

Вторая тема - это отношения между полами. Занятие искусством в Африке нередко использовалось (и используется), как своеобразная «терапия», позволяющая семейным проблемам рассасываться и испаряться.

Третья большая тема - это проблема контроля над естественными и сверхъестественными силами, дабы достичь желаемого.

Каждому региону континента присущ свой стиль в искусстве. В западном регионе принято отдавать дань великим предкам и приносить символические жертвоприношения, что очень заметно влияет на общую картину местных предметов искусства. В Центральной же Африке искусство более прикладное, и здесь распространена оригинальная земляная архитектура, вышивка, ювелирные и кожаные изделия, замысловатые прически. Но что бы ни создавали африканские умельцы, их творчество всегда ярко и жизнерадостно, ведь оно призвано воспевать жизнь!

В наше время африканские мотивы очень популярны во всем мире. Многие сувенирные лавки могут предложить товары в «африканском» стиле, которые люди с удовольствием покупают в свои дома и украшают ими интерьеры. А у вас дома есть что-то африканское?

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура древних народов Опубликовано 26.03.2016 17:40 Просмотров: 2324

Искусство Тропической Африки стало известно европейцам только в конце XIX в. Но совершенство этого искусства было поразительным.

Самобытное искусство народов Тропической Африки развивалось преимущественно в западной ее части: в западном Судане, на Гвинейском побережье и в Конго.
Конечно, искусство Африки очень разнообразно, можно выделить различные стили африканского искусства со своими особыми чертами. Но в пределах одной небольшой статьи нет возможности подробнее рассмотреть эту тему, поэтому мы даём только обобщенную характеристику всего искусства народов Тропической Африки.
Искусство и культура Африки до сих пор ещё не полностью изучено, в этом вопросе пока много загадок и пробелов. Хотя открытия делаются постоянно. Археологи уверены, что африканское искусство развивалось не только в Тропической Африке, но и во многих областях Южной и Северной Африки, и в том числе в горных массивах Сахары, которая 7-8 тысяч лет назад была населена народами, занимавшимися охотой, скотоводством и земледелием. В Сахаре найдены тысячи наскальных рисунков и росписей самого различного стиля и самых различных периодов. Древнейшие из них относятся к 5 тысячелетию до нашей эры, более поздние – к первым векам нашей эры

О существовании доисторических росписей в Сахаре знали давно, но только после экспедиции французского ученого А. Лота в 1957 г. о ней стало широко известно: он привез в Париж более 800 копий наскальных изображений из района горного массива Тассилин. А в настоящее время наскальные изображения обнаружены почти во всей Африке.

Ландшафт Тассилин-Адджер
Огромное пустынное плато Тассилин-Адджер (площадь 72 тыс. км²) расположено в Центральной Сахаре, на юго-востоке Алжира. Поверхность Тассилин-Адджера пересекают каньоны, русла высохших древних рек. В скалах Тассили множество гротов и пещер, а также горячих вулканических источников.

Древние обитатели Тассилин-Адджера оставили свыше 15 тыс. наскальных рисунков и рельефов, датируемых от 7 тысячелетия до н. э. до VII в. н. э. Это один из крупнейших памятников наскального искусства Сахары, объект ЮНЕСКО. Рисунки относятся к различным временным периодам. Самые ранние – петроглифы, они выполнены в натуралистическом стиле и датируются 6000-2000 лет до н. э.

Сцена охоты
Это в основном сцены охоты и изображения животных «эфиопской» фауны: слонов, носорогов, жирафов, гиппопотамов, крокодилов, страусов, антилоп, вымершего вида буйвола и др.

Буйволы
Животные изображены очень реалистично. Есть некоторые рисунки, выполненные позднее – их стиль уже отличается. Люди, изображённые здесь, относятся к так называемому «бушменскому типу». Это люди в масках, с луками и стрелами. Анри Лот, изучавший рисунки в 1956-1957 гг., называл их «круглоголовые люди».
Более поздние рисунки конца 3000-1000 лет до н. э. выполнены красками и изображают домашних животных: овец, коз, крупный рогатый скот. Здесь встречаются также изображения лошадей, собак, муфлонов, слонов и жирафов. Рисунки выполнены более условно, чем предыдущая группа. Люди обычно в масках, с луками и стрелами, дротиками, топорами и кривыми палками. Мужчины одеты в короткие широкие плащи, женщины – в колоколообразных юбках.

Верблюды
Также были найдены изображения лошадей и повозок с колесами, относящиеся к середине 2 тысячелетия до н. э.- началу нашей эры.
Появление верблюда на рисунках (200-700 гг. н. э.) знаменует «период верблюда».
Среди скал также было найдено множество наконечников стрел, скребков, костей, зернотёрок, каменных ножей и др. орудий человека.
В эпоху неолита эта местность была богата водой и здесь произрастали различные породы лиственных и хвойных деревьев, олеандр, мирт, дуб, цитрусовые и оливковые деревья. В тех местах, где сейчас можно увидеть засыпанные песком долины, протекали полноводные реки. В них было много рыбы и крупных речных животных: бегемотов, крокодилов – об этом свидетельствуют сохранившиеся кости.

Петроглифы Феццана

Петроглифы Феццана считаются вершиной первобытного искусства. Местность, где находятся эти изображения, в настоящее время представляет собой безжизненную пустыню. На скалах ясно видны изображения слонов, бегемотов, носорогов, жирафов, быков, антилоп, страусов и других животных, а также фигуры лучников, охотников с дротиками и т. д. Размеры фигур достигают нескольких метров.

В IV тысячелетии до н. э. из наскальных изображений остаются жирафы, страусы, антилопы, но появляются изображения хищников и первые фигуры быков. Быки в разных позах и ракурсах, то с длинными, то короткими рогами, с рогами, загнутыми назад или изогнутыми в виде лиры, становятся основным объектом изображения.
Примерно в середине IV тысячелетия до н. э. в Тассилин обосновываются скотоводческие племена, поэтому появляются большие наскальные панно, изображающие перегон скота, сцены войны, охоты, собирания злаков.
Древние художники высекали свои произведения в скалах или писали их минеральными красками с преобладанием желтых, коричневых, голубых и красноватых тонов. Яичный белок использовался в качестве вяжущего материала. Краски наносились рукой, кистями и перьями.

Культура Нок

Область жизнедеятельности Нок

Древнейшая известная африканская культура была открыта в 1944 г. в местечке Нок (Нигерия), между реками Нигер и Бенуэ. В оловянных шахтах были найдены скульптурные портреты и детали фигур, выполненные почти в натуральную величину из обожженной глины. Эту культуру назвали культурой Нок. С тех пор удалось найти множество предметов этой культуры. Их датировали при помощи метода радиоактивного углерода. Цивилизация Нок возникла в Нигерии примерно за 900 лет до н. э. и загадочно исчезла в 200 году н. э. (конец неолита (каменного века) и начало Железного века). Считается, что цивилизация Нок раньше всех в регионе, расположенном к югу от Сахары, стала изготавливать терракотовые статуэтки.

Статуэтка Женщины. Высота 48 см. Возраст: от 900 до 1500 лет

Терракотовая скульптура Нок
Цивилизация Нок также известна распространением металлургии железа в Африке южнее Сахары. Их культуре принадлежат и бронзовые скульптуры. Их изготовляли с помощью «метода потерянного воска». Грубую глиняную болванку обмазывали толстым слоем воска, из которого лепили модель. Затем её вновь покрывали глиной и заливали в специально оставленное отверстие расплавленный металл. Когда воск вытекал, модель сушили, внешний слой глины разбивали и полученную бронзовую фигурку тщательно шлифовали. Этот метод был известен ещё в Древнем Египте, но убедительных доказательств связи древнего Египта и Нок нет.
Совершенство лепки и обжига говорит о том, что культура Нок развивалась на протяжении длительного периода. Возможно, ей предшествовала какая-то другая, еще более древняя культура.

Народ сао

До наших дней дошли легенды о загадочном народе сао, жившем в районе озера Чад. Эта археологическая культура существовала в X-XIX вв. н. э. в области нижних течений рек Шари и Логоне (территория современной Республики Чад). По преданию, народ сао пришёл в район озера Чад из оазиса Бильма в Сахаре. Население занималось охотой, рыболовством и земледелием, знало металлургию железа, меди и бронзы; были развиты различные ремёсла. Раскопками, произведёнными в середине 20-х гг. XX в. исследованы остатки многочисленных поселений. Открыты руины городских стен и глинобитных домов, множество изделий из глины (скульптура, погребальные урны, детские игрушки, украшения, большие сосуды для хранения зерна), металлов, кости, рога, перламутра. Наиболее интересные произведения глиняной скульптуры (главным образом X в.) – головы и статуи, поражающие гротескной деформацией черт лица.

Скульптура сао
Существует легенда о народе сао – это были гиганты, одной рукой перегораживавшие реки, делавшие луки из стволов пальм и легко переносившие на плечах слонов и гиппопотамов. Находки археологов подтвердили, что действительно в X-XVI вв. здесь жил народ, создавший самобытную культуру.
Сао строили большие города, обнесенные глинобитными стенами 10-метровой высоты, создавали скульптуры из глины и бронзы, в которых обычно сочетались черты человека и животного.
Кроме скульптурных произведений до нас дошли также бронзовые рельефы с разнообразными сюжетами, украшавшие столбы и стены дворцовых галерей. Бенинские мастера создавали также произведения из слоновой кости и дерева: маски-подвески, жезлы, солонки и т. д.

Наскальная живопись (Южная Родезия)
Памятники древнего искусства Африки были обнаружены и в Южной Африке. В 20-х гг. XIX в. в горах Матопо были найдены наскальные изображения мифологического содержания. Среди этих изображений встречаются сцены земледельческих обрядов, вызывания дождя, убиения царя, оплакивания, восхождения на небо.

Рельеф (Южная Родезия)

Деревянная скульптура

Самым распространенным видом искусства Тропической Африки была народная скульптура из дерева. Ее создавали почти все народы от Сахары до Южной Африки, кроме восточных районов, где был распространен ислам. Хотя возраст самых древних дошедших до нас произведений не превышает 150-200 лет, считают, что деревянная скульптура существовала в Тропической Африке издавна, но во влажном тропическом климате дерево очень быстро разрушается.

Народная скульптура составляет две большие группы: собственно скульптуру и маски. Скульптура была большей частью культовой (изображения различных духов, предков), а маски использовались во время обрядов посвящения юношей и девушек в члены общины, а также во время различных церемоний, праздников, маскарадов и т. д.

У каждого африканского народа был свой оригинальный стиль скульптуры, но в ней много общих черт. Её обычно вырезали из свежего, непросушенного дерева мягких пород, раскрашивали тремя красками – белой, черной и красно-коричневой, иногда зелёной и синей. Африканские мастера сильно преувеличивали размеры головы, а остальные части фигуры оставались непропорционально маленькими. В масках часто соединялись черты человека и животного.

Богатые самобытные художественные традиции сохранились на территории процветавшего в XVI-XVIII вв. в глубине экваториальных лесов государства Бушонго (в верховьях реки Кассай, притока Конго).
Во многих районах Тропической Африки искусство деревянной скульптуры существует и сейчас.

Искусство средневековой Африки

Культура Ифе

И́фе – город на юго-западе Нигерии. Это один из важнейших очагов древней цивилизации в Западной Африке. В XII-XIX вв. Ифе был городом-государством народа йоруба. В Ифе найдены терракотовые головы, монументальные бронзовые головы богов и властителей, выразительные, покрытые орнаментальными украшениями бронзовые полуфигуры (скорее всего, это были цари Ифе).
Бронзовая скульптура Ифе оказала большое влияние на развитие художественной культуры Бенина – государства, существовавшего до конца XIX в. на территории Нигерии. Йоруба до настоящего времени считают Ифе своей прародиной.
Когда в результате экспедиций 1910 и 1938 гг. были найдены здесь бронзовые и терракотовые скульптуры, которые не уступали лучшим образцам античного искусства, то эти находки поразили Европу. Трудно установить время исполнения этих фигур, но ориентировочно это XII-XIV вв.

Портретные скульптуры из Ифе исполнены почти в натуральную величину. Они отличаются пропорциональностью и гармонией – воплощённый идеал человеческой красоты того времени. К тому же бронзовая отливка этих фигур была так же совершенна, как и формы.
Согласно легенде, искусство бронзового литья было в XIII в. занесено из Ифе в город-государство Бенин. Здесь, как и в Ифе, оно служило царям – оба. Мастера-литейщики жили в специальном квартале города, а особые чиновники строго следили за сохранением секрета бронзового литья.
Город был уничтожен во время английской карательной экспедиции 1897 г., и многие произведения искусства погибли в огне.

Бронзовые рельефы Ифе
Кроме скульптурных произведений, до нас дошли также бронзовые рельефы с разнообразными сюжетами, украшавшие столбы и стены дворцовых галерей. Бенинские мастера создавали также произведения из слоновой кости и дерева: маски-подвески, жезлы, солонки и т. д.
В некоторых скульптурных головах культуры Ифе можно заметить черты передачи сходства.

Бронзовая фигура царя
К XV в. государство Бенин стало господствовать над народом йоруба. Оживлённую торговлю с Бенином вели португальцы (XVII-XVIII вв.), поэтому существует описание этого государства, его великолепных дворцов. Французский путешественник Ландольф даже сравнивал Бенин с крупными французскими городами того времени. О былом великолепии его дворцов рассказывают нам бронзовые рельефы, головы и резные слоновые бивни, хранящиеся теперь в музеях Европы и Америки.

Бенинская бронза
Большие бронзовые головы изображают в основном царей Бенина. До сих пор в каждом доме в Бенине находится алтарь, где приносят жертвы предкам, и прежде всего покойному отцу. На алтарях обычно ставятся резные деревянные головы, по возможности точно передающие портретное сходство с умершим.
По преданию, в середине XIII в. (правление царя Огула) из города Ифе в Бенин прислали мастера-литейщика Игве-Ига, он выучил других мастеров, которые жили в особом квартале вблизи царского дворца. Искусство бронзового литья держали в секрете.

Бронзовые рельефы украшали залы дворцов и галерей. На них изображали различные сцены из жизни, а также царей, придворных и т.д.
Культура Ифе и Бенина оказала влияние на культуры почти всех народов Гвинейского побережья.
Например, литейщики Ганы изготавливали миниатюрные бронзовые отливки гирек для взвешивания золота. Очень распространено было литьё из золота у народов бауле. Их золотые масочки отличаются изяществом. Их носили на шее или у пояса. Возможно, они изображали головы убитых врагов. Маски бауле разнообразны, но имеют и общие черты: овальное лицо, миндалевидные закрытые глаза, длинный тонкий нос, волосы в виде скрученных пучков и др.

Маска бауле
Искусство древних и средневековых государств Тропической Африки говорит о том, что народы Африки достигли высокого уровня и создали самобытную высокохудожественную культуру.

Следует разделить понятие «африканского стиля» на африканские мотивы, используемые в европейской цивилизации, метод отображения действительности, свойственный африканским народам и собственно африканские аутентичные стили искусства. «Африканским стилем» в современном интерьере можно назвать мотив африканской орнаменталистики и примитивно-экзотических образов в одежде и предметах интерьера. Вообще же использование аутентичных и стилизованных предметов африканского искусства следует отнести к колониальному стилю.

Условно культуру Африки можно разделить по географическому признаку на Северную и Чёрную Африку .

В силу географических и исторических условий творчество африканских племён на большей части континента (Чёрная Африка) длительное время оставалось архаичным и не подвергалось воздействию извне. Исключение составляют лишь прибрежные территории южно-атлантического побережья, которые вступали в контакт с европейскими купцами и путешественниками.

Территория Северной Африки наоборот, пользовалась большой популярностью у самых различных народов и культур на протяжении нескольких тысяч лет. Своеобразием отличается культура Древнего Египта, части Африки, но она относится к каноническому типу искусства, интегрированному с Крито-Микенской, Древне-Греческой, Древне-Римской и ближневосточными культурами. Всю остальную Африку к западу от Нила древние греки называли Ливией. В XIV в. до н. э. древние племена, населявшие Нубийскую пустыню на юго-восточной оконечности Африки, испытали влияние египетского искусства, в дальнейшем развивались в контактах с цивилизацией Египта. Часть Эфиопии входила в состав Верхнего Египта, а государство Аксум (от греч. axulos -«бедный лесом») - с выходом к побережью Красного моря - поддерживало контакты с греко-римским миром, в IV в. его жители приняли христианство (под влиянием александрийской школы - в монофизитской форме). В X веке до н.э.иудеи и финикийцы называли Африку страной Офир. В IX в. до н. э. северное побережье Африки было колонизовано финикийцами, ок. 815 года до н.э. они основали Карфаген. На Западе Африка граничила с Геркулесовыми столбами (Гибралтаром), считавшимися краем Земли, однако существует мнение, что древние средиземноморские мореплаватели совершали путешествия с торговыми миссиями на тысячи километров на юг, например в район устья Конго, где образовывали торговые колонии. Именно так в долину устья Конго могли попасть осколки Крито-Микенской цивилизации. В IV-VI веках уже нашего времени через Гибралтар переправилась часть союзных германских (вандалы) и североиранских (аланы) племён, которые проделали за несколько веков огромный путь из Средней Азии. Попав в Северную Африку, они растворились, ассимилировавшись с местным населением, но культура их кочевая рыцарская культура не исчезла полностью. В это же время Северо-Восточная часть континента была экзархатом Византийской империи и испытывала влияние христианской культуры. В VII в. н. э. северо-западные территории Африки захвачены арабами и стали мусульманскими. В ещё более позднее время Африканская культура испытала влияние европейских культур: Франция, Голландия, Англия, Португалия. В Южной Африке сформировалась совершенно неподражаемая культура голландских поселенцев – буров, которые в свою очередь(в конце XIX века)оказали обратное влияние на европейскую (в частности – английскую культуру). Именно благодаря бурам европейцы получили представление о «африканском европейце» и более близко восприняли африканскую культуру (кстати, за форму цвета хаки тоже нужно благодарить буров, она была изобретена во время англо-бурской войны).

Всё это этно-культурное движение относится к северным и окраинным территориям Африканского континента. В центральных районах Чёрной Африки, в бассейнах рек Нигер и Конго, этническая культура развивалась изолированно и создала оригинальный художественный стиль. Наиболее распространены были ритуальные маски и скульптура, но они не мыслились как самостоятельное художественное произведение, а являлись частью магического обряда.

Традиционные культуры негритянских народов Африки (или Чёрной Африки) обладают своей спецификой, которая состоит в их ориентации на прошлое. Это значит, что традиционное африканское мышление выделяет только настоящее и прошлое, понимаемое, однако, иначе, чем в современной европейской культуре. Эти два измерения кенийский ученый Дж. Ибити назвал следующими терминами, взятыми из языка суахили: саса - теперь и залгапи - давно. Саса - это осознание человеком своего собственного существования, время, в котором он сам участвует или участвовал. Чем старше человек, тем длиннее период саса, оно содержит в себе прежде всего динамическое настоящее, ограниченное будущим и уже прожитым прошлым. Будущее имеет только краткую ценность, нет будущего «самого по себе», мышление о будущем является весьма короткой проекцией саса на текущие потребности. И если саса - это автономное микровремя, то залгани - макровремя, все, что было до текущего момента, «кладбище времени», по выражению Дж. Мбити. Однако данное эффектное определение не следует понимать буквально, в духе современной европейской культуры - ведь «кладбище времени» является живым, оно постоянно присутствует в африканском настоящем.

Еще одна из особенностей африканского искусства состоит в том, что оно коренится в повседневной жизни. Это проявляется в том значении, которое придается таким обыденным предметам, как чашки, выдолбленные из тыквы, табуреты, посуда, гребни, ножи, копья, шкуры животных, расписанные в различных декоративных стилях. Все они находят практическое применение, но знающий, посвященный видит в них не только слияние предметов искусства с повседневной жизнью, но может прочесть послания и духовные символы, зашифрованные в характерных узорах, украшающих каждый отдельный предмет. В ещё большей степени это относится к ритуальным предметам, маскам и скульптуре, которые в Европе обычно рассматриваются как чисто декоративные. В Африке же они составляют неотъемлемую часть верований и в качестве таковой не являются привилегией круга посвященных, а принадлежат всей общине.

Африканское искусство существует в связи с повседневным отношением к жизни, использующим символы для защиты от дурного глаза и вторжения «неведомых», чуждых сил, злых или добрых. Перед нами подход африканца к произведениям искусства как к фетишам. Его хорошо уловил Пикассо в тот самый момент, когда он впервые соприкоснулся с африканским искусством во Дворце Трокадеро: «Я понял, для чего негры использовали свои скульптуры. Зачем было творить именно так, а не как-нибудь иначе? В конце концов, они же не были кубистами! Ведь кубизма просто не существовало... Но все фетиши использовались с одной целью. Они были оружием. Чтобы помочь людям не попасть вновь под влияние духов, чтобы помочь им стать независимыми. Это орудия. Придав духам форму, мы обретаем самостоятельность. Духи, подсознательное (об этом в то время не очень-то рассуждали), эмоции - все это вещи одного порядка».

И наконец, общими характеристиками произведений африканского искусства являются: сильный, драматический экспрессионизм, отсутствие натурализма и острые, угловатые формы. Искусствовед В. Марков отмечает, что африканский художник лепит свободные и самостоятельные массы; связывая их, он получает символ человека. Игра тяжестями, массами у художника-негра поистине разнообразна, бесконечно богата идеями и самодовлеюща, как музыка. Реальное передают убедительные символы, в высшей степени характерны черты людей и богов. «Посмотрите на какую-нибудь деталь, - пишет он, - например, на глаз, это - не глаз, иногда это щель, раковина или что-нибудь ее заменяющее, а между тем эта фиктивная форма здесь красива, пластична - это мы и назовем пластическим символом глаза...» Искусство негров обладает неисчерпаемым богатством пластических символов, нигде нет реальных форм, формы почти произвольны, обслуживают реальные потребности, но пластическим языком.

В ещё большей степени это относится к ритуальным предметам, маскам и скульптуре, которые в Европе обычно рассматриваются как чисто декоративные. В Африке же они составляют неотъемлемую часть верований и в качестве таковой не являются привилегией узкого круга посвященных, а принадлежат всей общине.

В большинстве случаев скульптура, как и ритуальные маски, делалась из дерева, поэтому самые древние образцы не сохранились. Тем, что известны - не более двухсот лет. Но их стиль, как и в любом примитивном народном творчестве, почти без изменений сохранил архаические черты, и поэтому бывает затруднительно определить, в какое время выполнено то или иное произведение.

Показательно, что после выполнения своей функции, маски, многие из которых изготавливались долго и тщательно, безжалостно уничтожались. Формы африканских ритуальных масок разнообразны - от крайне натуралистичных до фантастических, зооантропоморфных с гипертрофированными деталями, или геометризованных вплоть до совершенно абстрактного объема. Всё это - ничто иное, как приемы, стилизации, осмысленные европейцами лишь в искусстве XX столетия. Африканский скульптор легко и естественно (поскольку он не связан эстетической теорией) подчеркивает то, что ему кажется особенно интересным и важным, приемом увеличения - изобразительной гиперболой. Вероятно, этим же целям служит и геометризация, являющаяся в данном случае не только результатом длительной эволюции, абстрагирования природных форм, но и сознательным изобразительным приемом. Оригинальны по композиции деревянные кресла с опорами в виде стилизованных человеческих фигур. Они восходят к древнему обычаю, когда вождь племени восседал на спинах своих рабов. Здесь мы видим самобытное применение художественного тропа - композиционного приема метонимии.

Самая древняя школа африканской скульптуры относится к культуре Нок , по названию селения в Нигерии, ее расцвет датируется V в. до н. э.- II в. н. э. Для школы Нок характерно сочетание предельно геометризованных объемов масок, голов вплоть до цилиндра, шара или конуса, с натурализмом отдельных деталей Керамические портреты культуры Нок служили погребальным целям, что вполне соответствует обычаям Западной и Центральной Африки. Отличительной чертой пластики культуры Нок, позже редко встречающейся в африканской скульптуре, является динамика движения, о чем свидетельствуют сохранившиеся статуэтки людей и животных. Эта динамика выработана культурой Нок (по крайней мере на уровне современных исследований) самостоятельно, без влияния иных культур. Эта тенденция сохранилась только в скульптуре нижнего течения Конго и в Анголе.

Дальнейшими звеньями в цепи развития культур древней Нигерии была творческая деятельность жителей Ифе и Бенина .

Старинное искусство Ифе считается классическим периодом искусства Нигерии, а сам город когда-то называли «Черными Афинами». Этот сонный сегодня город Западной Нигерии был до XIV в. культурным центром, оказывающим влияние на соседские страны. В силу бурных времен Ифе не могло иметь непрерывных художественных традиций: город часто подвергался уничтожению, жители рассеивались по соседним регионам, культы предавались забвению, а произведения искусства погибали. Сокровища искусства Ифе обнаружены как в самом городе, так и по соседству, над рекой Кросс, в местностях Тада, Эсье, Олокун-Валоде, Игбо-Цкве и др., которые когда-то были центрами развитого ремесла. Время возникновения искусства Ифе приблизительно определяется до XV в.

Пластика Ифе является единственной в своем роде на всем Африканском континенте. Она восприняла реалистические тенденции культуры Нок, но без динамики, и пошла в направлении идеализации таким путем, как и греческая скульптура эллинистического периода относительно более ранних эпох. Знаменитые скульптурные портреты Ифе служили ритуальным целям в честь умерших; они представляли собой индивидуальные портреты, а для некоторых традиция сохранила даже имена моделей.

К прекраснейшим произведениям искусства Ифе принадлежат царские портреты, как, например, две головы - мужская и женская, - коронованные диадемами из жемчуга, выкопанные во дворце Они Ван-монджи. Обе - с классически регулярными чертами удлиненного лица. Наиболее интересной является почти полуметровой высоты фигура владыки в одежде для коронации, обнаруженная в раскопках в Ита-Иемоо (1957); как облачение, так и символы власти до сих пор остались неизменными. Примечательные ее пропорции характерны для африканской скульптуры всего континента. Голова, вместо правильной одной седьмой доли общей высоты силуэта, составляет одну четвертую. Торс и руки относительно мелки, а ноги короткие и массивные.

Терракотовые портреты в искусстве Ифе особенно прекрасны, а некоторые из них заслуживают особого внимания, ибо в них проявляется большая разнородность художественных тенденций. В качестве примера можно привести терракотовую женскую голову, представлявшую собой символ богини благополучия, обнаружена под родовым оссуарием семейства Валоде; она выражает тенденцию идеализации, характеризующую древнегреческую скульптуру. Лицо изящного овала, классических, несомненно, негроидных черт имеет особенное выражение как бы затаенной усмешки, уголки губ украшают насечки в форме листьев. Подобные признаки присущи сегодня скульптуре предков племени сенуфо. Это один из наипрекраснейших женских портретов в искусстве не только Западной Африки. Из Ифе происходит также терракотовая голова, лицо которой выделяется грубой, выпуклой полнотой, что восприняло позже искусство Бенина.

Когда «состарилась» Греция, ее место занял Рим. Начало стариться Ифе, его место постепенно занимал Бенин , а вместе с ним политический и культурный центр передвинулся в Юго-Западную Нигерию. Бенин прекрасен, а его Оба (властитель) могуществен; дворец Обы - это прелестное, обширное здание, окруженное мощной стеной: в нем находятся царские апартаменты и министерские кабинеты. Стены и деревянные колонны, дворцовый пол покрывают металлические плитки. Отлитые на них рельефы представляют собой иллюстрированную хронику гражданских войн, стычек, охотничьих экспедиций и других событий. Угловые башни дворца венчают гордые, металлические птицы, приготовленные к полету.

В XVI и XVII вв. белые охотно покупают у Обы «золото»: черное - рабов и белое - слоновую кость. Особенно хорошо платят за изделия из слоновой кости, большое число которых вынуждены поставлять придворные художники из племени бини. Они изготавливают для властителя керамические изделия, шкатулки и другие предметы, предназначенные для торговли с португальцами. Островитяне трудятся в мебельных мастерских даже в Португалии. Интересны в скульптуре мастеров Бенин гротесковые изображения европейцев.

Оба хочет, чтобы память о его правлении не стерлась, поэтому приказывает своим кузнецам отлить новые плитки из бронзы и представить на них картины новых времен. Новые времена - это португальцы в складчатых одеждах, с оружием и в шлемах или шляпах с широкими полями, совещающиеся с местными вельможами, осматривающие город и охотящиеся в джунглях. Эти плитки заменяют на стенах дворца другие, более старые.

Сокровищница Обы полна замечательными изделиями из бронзы, выполненными бенинскими литейщиками, весьма знаменитыми во всем мире, поскольку сырье для их изделий властители привозят через Португалию из Центральной Европы! Литейные изделия, полученные в Бенине, весьма необычны. Прекрасны и настолько тонки, что кажется невероятным получить путем литья такое произведение искусства - их толщина не превышает 2 мм.

Искусство Бенина было элитарным и изображало придворную жизнь. Литейщики работали для потребностей царя. Наряду с плитками для украшения дворца Оба нуждался в портретных скульптурах предков на алтаре. В Бенине изготавливались также целые фигуры, предназначенные для культа умерших, которые во время обряда торжественно хоронили. Когда же угасла слава Бенина и закончилась его гегемония в Нигерии - пришло в упадок и элитарное, придворное искусство: сохранилось его «плебейское» течение среди йоруба, которые сохранили богатые художественные традиции своих предков.

На запад от поселений йоруба лежит государство Дагомея , некогда военное, управляемое абсолютным властителем. Дагомея весьма очаровывала путешественников, особенно привлекала их необычайная армия амазонок, составлявших личную царскую гвардию. Воевали они мудро и осторожно, без излишнего пролития крови - врага окружали и брали в плен, убивали только в случае защиты собственной жизни. Творцом этой гуманитарной армии был царь Геда, правивший в 1818- 1858 гг. Во времена славы в Дагомее, как и в Бенине, существовало придворное и народное искусство. Профессиональные художники - кузнецы - работали по заказам царя. В придворном искусстве доминировали статуи божеств, выкованные в металле, что наряду с известным уже литьем представляет интересную инновацию в металлопластике Западной Африки. Выполненные в этой технике статуи состоят из кованых, соответственно промоделированных плит, связанных между собой клепками.

Искусство Дагомеи показывает отсутствие последовательности в своем развитии, неоднородность обусловлена столкновением разных художественных тенденций. С одной стороны, можно увидеть влияние искусства йоруба, проявляющееся в приземистых пропорциях и больших головах деревянной скульптуры, а с другой (в металлической скульптуре) - динамика, деликатность и изящность литейных изделий племени ашанти. Чувствуется также влияние контактов с португальцами. Дагомея не имела, вероятно, старой, однородной художественной традиции, и здесь произошла интеграция всех элементов в единую целостность. В целом же можно сделать вывод о своеобразии искусства Черной Африки, связанного со специфичностью негритянской культуры.

Культуры Африканского континента внесли значительный вклад в копилку мировой культуры.Усилиями немецких этнографов большая коллекция африканской скульптуры собрана в музеях Берлина и Дрездена. Часть была приобретена Петром I в 1716 г. для Кунсткамеры в Петербурге. Яркость, необычность и выразительность стиля африканского искусства, его своеобразная классичность и, одновременно, экспрессивность, гротесковость формы, произвели огромное впечатление на европейских художников начала XX столетия. Значительное влияние африканского искусства испытал немецкий художник-экспрессионист Э. Л. Кирхнер . Африканской пластикой, как он сам вспоминал, «заболел» Пабло Пикассо в свой кубистский и посткубистский периоды. Пикассо удалось сочетать двухмерную перспективу, принятую в западной живописи, с третьим измерением, представленным в формах африканской скульптуры.

Даже возникновение кубизма как художественного течения сам Пикассо и многие теоретики искусства связывали с воздействием африканских форм. Румынский скульптор К. Бранкузи, работая в Париже в начале XX в., стилизовал форму головы и фигуры человека, доводя ее почти до абстрактного объема, и достигал, тем самым, сходства с африканской скульптурой. Под влиянием Бранкузи живописец А. Модильяни стал создавать рисунки, а затем и скульптуры «кариатид» - экспрессивно удлиненных голов и женских фигур - образцы изысканнейшей формальной стилизации. Изучал африканскую скульптуру и живописец, один из основоположников фовизма, А. Дерен , в своих картинах он иногда просто цитировал приемы африканского искусства. Экзотические формы искусства Африки сыграли значительную роль в формировании стиля Ар Деко , в частности, в работах П. Легрэна , а также в творчестве А. Матисса, Р. Дюфи, А. Джакометти, X. Мура, Ж. Липшица, О. Цадкина, Б. Бюффе, Ж. Дюбюффе и художников течения ар брют . Способность к синтезу, которая характеризует искусство Черной Африки, до сих пор является одним из направлений художественных поисков мировой культуры. В середине XX столетия сторонники теории афро-центризма - преимущества африканской культуры над рационалистической европейской - утверждали, что в психологии человека, не отделяющего себя от природы, доминирующими являются непосредственные ощущения формы, цвета, ритма. Именно поэтому художественная интуиция африканцев в разных видах искусства завораживает европейцев.