В сторону свана краткое содержание по главам. По направлению к свану

Имажинизм как литературное направление в русской поэзии Серебряного века возникло после Великой Октябрьской Революции в 1918 году под влиянием основных идей футуризма. Его идейные основатели и организаторы, создавшие Орден имажинистов - писатель и поэт Анатолий Мариенгоф, поэт и переводчик Вадим Шершневич (кстати, начинавший как футурист) и молодой крестьянский поэт Сергей Есенин. Целью своего творчества имажинисты провозглашали создание литературных образов, для их появления обязательно использование метафоры или метафорических цепей, которые сопоставляют разнообразные элементы в прямых и переносных образах.

Творчество имажинистов характеризуется наличием эпатажных литературных приемов, присутствием анархических мотивов, намеренным разрушением предметного значения слов, которое достигалось сопоставлением совершенно непохожих предметов, объектов или явлений («ресницы стучат в тишине как копыта», закат как «отелившееся небо лижет красного телка»).

Литературные исследователи утверждают, что термин имажинизм был позаимствован у английских поэтов-авангардистов, основавших в начале ХХ века (1910 год) новую поэтическую школу, носившую название имажизим. Её основателями были английские поэты Т. Элиот, У. Люьис, Т. Хьюм, Э. Паунд и Р. Олдингтон, их целью было прямое воспроизведение действительности с помощью свежих, еще не превратившихся в шаблонные клише, образов (от английского «image» - образ, отсюда и название литературного учения). Их главным стремлением было обновление и создание нового поэтического языка, что было отображено в их теории свободных образов и стихотворений.

В России впервые узнали о школе имажизма в статье «Английские футуристы» (1915 г.), её автор писательница и литературный критик Зинаида Венгерова. Схожесть терминов «имажизм» и «имажинизм», как и общность или различие их концепций весьма спорна и единого мнения у литерных исследователей на этот счет не существует.

В России впервые «имажионизм» заявил о себе как особенное литературное направление после появления книги Вадима Шершневича «Зеленая книга» (1916). Бывший футурист Шершневич в ней впервые заостряет внимание не на форме поэтического образа, а на его содержании. Вадим Шершневич как идеолог нового направления закрепляет термин «имажионизм» как литературное направление, которое провозглашало главенство словесного образа над содержанием.

(Воронежский литературный журнал "Сирена" )

В конце 1919 года воронежский литературный журнал «Сирена» публикует «Декларацию» Ордена имажинистов, в нем в виде манифеста утверждаются основные правила и концепции нового учения, заявляющие о том, что образы занимают ключевое значение в структуре любого художественного произведения, и в искусстве только с помощью образов и их особенной ритмики можно в полной мере выявить жизнь во всех её проявлениях. На первом литературном вечере имажинистов в Союзе поэтов в их ряды влились новые члены: поэты И. Грузинов, А. Кусиков, М. Ройзман, Л. Моносзон, Н. Эрдман.

В начале двадцатых годов ХХ века имажинизм переживает свой расцвет и становится одним из самых организованных поэтических движений Москвы. Имажинисты устраивали разнообразные литературные встречи и вечера в популярных богемных заведениях, выпускали множество поэтических сборников, даже специализированный журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном» (было опубликовано четыре номера с 1922 по 1924 год). Официальной структурой был «Орден имажинистов» имевший зарегистрированный и одобренный Луначарским (нарком просвещения СРФСР с 1917 по 1929 год) Устав и председателя Сергея Есенина, утвержденного в 1920 году.

Среди представителей новой литературной школы никогда не существовало особенного единства, будучи друзьями и соратниками в реальной жизни, поэты-имажинисты имели разные подходы к творчеству, абсолютно разнородные теоретические основы и особенности творческого искусства. Например, поэзия Анатолия Мариенгофа (сборники «Витрина сердца», «Руки галстуком», «Новый Мариенгоф) и Вадима Шершневича (книга поэзии «Лошадь как лошадь») отличается урбанистичностью, богемностью, здесь присутствует упадническая эротика, творчество рисует картины духовного опустошения и декадентского нигилизма, темы поэзии пропитаны глубокими личными переживаниями, в которых отражается пессимизм и неверие в светлое будущее, неприятие революционных перемен.

Имажинизм Сергея Есенина имеет совершенно другую основу. В отличие от Мариенгофа и Шершевича, ярких представителей деклассированной городской интеллигенции, он представляет класс зажиточных деревенских крестьян, так называемых «кулаков», которые тоже подвергались гонениям новой Советской власти. Предпосылки появления пассивности по отношению к окружающему миру в его поэзии («Кобыльи корабли», «Я последний поэт древни», поэтический цикл «Москва кабацкая») имеют совершенно другие корни, в основе его имажинизма лежит значимость натурального хозяйства, вещевой конкретности, которые ему были близки с рождения. Имажинизм Есенина основывается на примитивной крестьянской психологии зоо- и антропоморфизма.

(Газета "Правда", 1925 г. )

В рядах поэтов-имажинистов, имеющих различное виденье теории использования образов в искусстве, возникают различные полемики. Они проявляются в форме таких литературных работ как «Остров Буян» Мариенгофа, «Листы имажиниста» Шершевича, «Ключи Марии», «Быт и искусство» Есенина, в которых поэты высказывали взгляды и идеи, противоречащие друг другу. Бурная полемика в рядах имажинистов в итоге привела к расколу данного литературного движения на правое и левое крыло, а в дальнейшем и к полному распаду, о чем заявили Грузинов и Есенин в «Письме в редакцию» (газета «Правда», 1925 г.).

Имажинизм внес значительный вклад в культуру рифмования русской поэзии, а его требования единства стихотворной композиции с лирической точки зрения стали впоследствии очень актуальными и востребованными. Теоретические основы имажинизма стали идейной предпосылкой для развития следующего литературного направления - модернизма.

История

Основные имажинистские издания

  • 1918 Альманах поэтов «Явь»
  • 1920 Сборник «Харчевня зорь»
  • 1920 Сборник «Плавильня слов»
  • 1920 Сборник «Конница бурь»
  • 1920 Сборник «Конница бурь. Сборник 2»
  • 1920 А. Мариенгоф. «Буян-остров»
  • 1920 C. Есенин «Ключи Марии»
  • 1921 В. Г. Шершеневич. «2х2=5: Листы имажиниста»
  • 1921 Львов-Рогачевский. «Имажинизм»
  • 1921 И. Грузинов. «Имажинизма основное»
  • 1921 А. М. Авраамов «Воплощение: Есенин - Мариенгоф»
  • 1921 Рюрик Ивнев. «Четыре выстрела в Есенина, Кусикова, Мариенгофа, Шершеневича»
  • 1922 Журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном», № 1
  • 1923 Журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном», № 3
  • 1924 Журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном», № 4
  • 1925 Сборник «Имажинисты»

Современные издания

Поэты-имажинисты /Сост., подг. текста, биограф. заметки и примечания Э.М.Шнейдермана. - СПб.: Пб. писатель, М., Аграф, 1997. - 536 с. (Б-ка поэта. Большая серия).

Литература

  • Архангельский В. Имажинисты /В. Архангельский// Саррабис. - 1921. - №3. - C. 3-4.
  • Васильев И. Е. Русский поэтический авангард XX века. Екатеринбург: изд-во Урал. ун-та, 1990. - 231с.
  • Захаров А. Н., Савченко Т.К. Есенин и имажинизм / А.Н. Захаров. Т.К. Савченко // Российский литературоведческий журнал. - 1997. - №11. С. 3 -40.
  • Крусанов А.В. Русский авангард. Т.2, книги 1, 2. - М.: Новое литературное обозрение, 2003.
  • Кудрявицкий А. И. «Трубами слов не воспеты…» / А. Кудрявицкий // Октябрь. - 1993. - № 9 - С. 15 - 20 .
  • Макарова И. А. Поэтика и теория русского имажинизма / И.А. Макарова // Русская литература XX века: Школы. Направления. Методы творческой работы. Учебник для студентов высших учебных заведений. - СПб., М.: Logos, Высшая школа, 2002. - С. 111 - 152.
  • Марков А. А. «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?» (Есенин и его окружение) / А.А. Марков // Диалог. - 1995. - № 9. - С. 86 - 91.
  • Мекш Э. Б. Кто основал имажинизм? / Э.Б. Мекш// Русская поэзия: год 1919-й. - Даугавпилс, 1998. - С. 103 - 115.
  • Савич О. Имажинист (1922) / О. Савич // Вопросы литературы. - 1989. - № 12. - С. 16 -23.
  • Хуттунен Т. Имажинист Мариенгоф: Денди. Монтаж. Циники. М.: Новое литературное обозрение, 2007.
  • Markov, Vladimir . Russian Imagism, 1919-1924. Bausteine zur Geschichte der Literatur bei den Slawen, 15/1. Giessen, 1980.
  • Nilsson N. The Russian imaginists. - Ann Arbor: Almgvist and Wiksell, 1970. - 75 p.
  • Ponomareff C. The image Seekers: Analysis of imaginists Poetic Theory, 1919-1924 / С. Ponomareff // The Slavic and East European journal. - 1986. -V. XII. - № 3.
  • Huttunen T. Word and Image in Russian Imaginism // The Gaze Unlimited. Helsinki, 2009.

Ссылки

Дополнительные материалы

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Имажинисты" в других словарях:

    - (от англ. imagism — образность), литературная группировка в 1919 — середине 1920 х гг., прокламировавшая примат слова образа над идеей; в Москве к «имажинистам» принадлежали, В.Г. Шершеневич, А.Б. Кусиков, и отчасти, который вместе с… … Москва (энциклопедия)

    Имажинисты - лит. группа, печатно объявившая о своем существовании в нач. 1919. Просуществовала 8 лет: до 1924 под покровительством анархистского толка ассоциации вольнодумцев, пред. к рой был С. А. Есенин, а с 1924 и до самороспуска, последовавшего в 1927,… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    - (от французского image образ) направление в литературе и живописи. Возникло в Англии незадолго до войны 1914 1918 (основатели его Эзра Поунд и Уиндгэм Люис, отколовшиеся от футуристов), на русской почве развилось в первые годы революции. Русские… … Литературная энциклопедия

    - (от лат. imagо образ) литературное течение в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов метафора, часто метафорические цепи … Википедия

    Александр Борисович Кусиков Имя при рождении: Александр Борисович Кусикян Дата рождения: 17 сентября 1896(1896 09 17) Место рождения: Армавир, Кубанская область Дата смерти … Википедия

    Кусиков, Александр Борисович Александр Борисович Кусиков Имя при рождении: Александр Борисович Кусикян Дата рождения: 17 сентября 1896(1896 09 17) Место рождения: Армавир Дата смерти: 20 и … Википедия

    Имажинизм - ИМАЖИНИЗМ. 10 го февраля 1919 года в «Советской Стране», издававшейся в Москве, был напечатан манифест «имажинистов». Поэты новой группы Вадим Шершеневич, Сергей Есенин, Александр Кусиков, А. Мариенгоф наименование свое позаимствовали из… … Словарь литературных терминов

    - (от лат. образ) лит. течение, возникшее в первые послереволюционные годы на основе худож. поисков рус. авангарда. Название восходит к англ. имажизму (1908) (Т.Э. Хьюм, Э. Паунд), знакомство с к рым в России произошло после статьи… … Энциклопедия культурологии

    Имажинизм литературное направление в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные … Википедия

У.А. Титова,

ученый секретарь

Государственного музея-заповедника С.А. Есенина

Литературное течение имажинизм формировалось в России в 1910-е годы в связи с неспособностью сложившейся культурной системы ответить на вызовы переходного периода времени с резко возросшим ритмом современной жизни. Переходная ситуация, означавшая распад одной картины мира и становление альтернативной, остро затрагивала литературно-художественный процесс и в первую очередь участвующих в нем молодых поэтов и художников.

Термин имажинизм заимствован у авангардистской школы англоязычной поэзии – имажизма. Первые сведения о движении английских имажистов появились в российской печати в 1915 году благодаря статье З.А. Венгеровой «Английские футуристы» (Сборник «Стрелец», 1915), в которой рассказывалось о лондонской поэтической группе имажистов, во главе которой стояли Э. Паунд, Т. Хьюм, Т. Элиот, Р. Олдингтон.

Возникший в Англии в 10-е годы ХХ века, имажизм ставил перед собой художественную задачу, которая была сама по себе не абстрактно-поэтической, а вполне жизненной и конкретной – прямо воспроизводить реальность. Истертым, шаблонным поэтическим клише противопоставляются «свежие», во многом необычные образы (image) – отсюда и название школы. Усилия их были направлены на обновление поэтического языка, что нашло отражение в их теориях образа, свободного стиха.

В России термин «имажионизм» появился в книге В.Г. Шершеневича «Зеленая улица. Статьи и заметки об искусстве» в 1916 году. Здесь В.Г. Шершеневич, еще не порвавший своих связей с футуризмом, назвал себя «имажионистом» и обратил основное внимание не на содержание, а на форму поэтического образа.

Главным идеологом имажинизма стал именно В. Шершеневич. В 1918 году он заявляет о возникновении «имажионизма» как о более широком, чем футуризм явлении. С 1919 года закрепились термины «имажинизм», «имажинисты», что подчеркивало как определенную преемственность русского имажинизма от западного, так и его национальное своеобразие.

Русский имажинизм сыграл в литературном процессе заметную роль и удостоился статейного упоминания во всех литературных энциклопедиях. Образовавшаяся группа имажинистов делала ставку на образность как главную черту поэтического творчества. В первом манифесте, «Декларации», опубликованной в воронежском журнале «Сирена» в 1919 году, поэты утверждали, что «единственным законом искусства, единственным и несравненным методом является выявление жизни через образ и ритмику образов».

В данном документе, представляющем творческую программу имажинизма, утверждалось ключевое значение образа в структуре художественного произведения. Программа строилась на теории образа. Из текста «Декларации» следовало, что основой имажинизма является специфическое понимание роли эстетического воздействия художественного образа. Акцент был сделан на конструктивных принципах создания новой поэтической образности. Впечатление от искусственно сконструированного образа должно было стать определяющим в поэзии.

Теоретическим обоснованием поэзии имажинистов является трактат В.Г. Шершеневича «2х2=5». Поэзию Шершеневич видел родственной математическому расчету. Любые интерпретации текста, кроме авторских, представлялись ненужными. Ради рождения образа отстаивался принцип равенства чистого и нечистого, что оборачивалось откровенно плотскими образами.

Поэты-имажинисты четко сформулировали мысль об уникальности языка поэзии, полагая, что язык на ранней стадии развития был насыщен образными представлениями. Логичным является то, что имажинисты обратились к изучению истоков языка, стремясь выявить исконные образы слов. Кроме того, имажинисты, анализируя свойства языка и традиционные способы словообразования, стали сами создавать новые образы. Но, как отмечает исследователь Д.Л. Шукуров: «Имажинистское понимание художественного слова, во-первых, номиналистично и, во-вторых, предельно рационализировано. Эти концептуальные признаки, не исчерпывая спектр других возможных характеристик, являются одновременно полюсами притяжения и отталкивания в предшествующей и в последующей авангардной традиции».

Но своей главной целью имажинисты объявили не необычное слово, а уникальный образ, и основополагающим принципом русского имажинизма стало именно учение об образе. Переосмысление опыта русских футуристов, в частности, теории «заумной поэзии», позволило В.Г. Шершеневичу создать иной вариант концепции «самовитого слова», под которым предлагалось понимать основу триады, представленной в языковедческих трудах А. А. Потебни. Ученый различал в составе слова его «внутреннюю форму» (содержание), внешнюю оболочку (форма) и изначальную образность. Имажинисты, отвергая содержательную и формально-звуковую стороны, акцентировали внимание на образности слова. Стремясь к максимальному насыщению своих произведений образами, имажинисты при этом требовали, чтобы эти образы не были часто употребляемыми.

Несмотря на некоторую общность, в сугубо поэтических вопросах среди имажинистов не было абсолютного единства. Друзья и соратники в жизни, они оказались приверженцами абсолютно разных подходов к искусству.

В. Шершеневич в «Листах имажиниста» полемизировал с теоретическими идеями Есенина, высказанными в работе «Ключи Марии» и критиковал поэтическую практику собратьев по искусству: «…соединение отдельных образов в стихотворение есть механическая работа, а не органическая, как полагают С. Есенин и А. Кусиков. Стихотворение не организм, а толпа образов; из него без ущерба может быть вынут один образ или вставлены еще десять». Полемизировал с идеями С. Есенина и А. Мариенгоф в работе «Буян-остров»: «Сегодняшнее народное искусство должно быть сумеречным. Иначе говоря, это полуискусство, второй сорт, переходная стадия, столь необходимая для массы и не играющая абсолютно никакой роли в жизни искусства». Ответом Есенина послужила статья «Быт и искусство», в которой он писал: «Собратья мои не признают порядка и согласования в сочетании слов и образов. Хочется мне сказать собратьям, что они не правы в этом».

Назревал раскол, оформившийся в 1924 году. В газете «Правда» было опубликовано «Письмо в редакцию», подписанное С. Есениным и И. Грузиновым: «Мы, создатели имажинизма, доводим до всеобщего сведения, что группа “имажинисты” в доселе известном составе объявляется распущенной».

Среди литературоведов до сих пор идут споры о том, следует ли поместить имажинизм в один ряд с символизмом, акмеизмом и футуризмом, или правильнее было бы рассматривать это явление в ряд многочисленных литературных течений 20-х годов ХХ века. Однако значительный вклад имажинистов в культуру рифмования, требование лирического единства композиции стихотворения и иные настойчивые поиски в области обновления поэтики, неординарность метафорического мышления явились актуальными в 1920-е годы и стали ориентиром для некоторых авторов второй половины ХХ века, развивающих традиции модернизма.

Примечания

  1. От редколлегии // Русский имажинизм: история, теория, практика / Под ред. Дроздкова В.А., Захарова А.Н., Савченко Т.К. М., 2003. С. 5
  2. Бандурина Н.С. Имажинизм в контексте европейских и отечественных авангардистских течений начала ХХ века // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 1 (12). C. 16.
  3. От редколлегии // Русский имажинизм: история, теория, практика / Под ред. Дроздкова В.А., Захарова А.Н., Савченко Т.К. М., 2003. С. 16
  4. "Сирена", Воронеж, 1919, №4/5, 30 января
  5. Шукуров Д. Л. Концепция слова в дискурсе русского литературного авангарда. СПб.: Иваново, 2007. С. 145
  6. Шершеневич В. Г. Существуют ли имажинисты? // В мире книг. 1987. № 11. С. 86
  7. Мариенгоф А. Буян-остров // Поэты-имажинисты / сост., подг. текста, биограф. заметки и примечания Э. М. Шнейдермана. СПб.: Пб. писатель; М.: Аграф, 1997. С.40
  8. Есенин С. А. Полное собрание сочинений: В 7 т. М.: Наука; Голос, 1995-2002. Т. 5. Проза. 1997. С. 214
  9. Поэты-имажинисты / сост., подг. текста, биограф. заметки и примечания Э. М. Шнейдермана. СПб.: Пб. писатель; М.: Аграф, 1997.. С. 337

Первых лет после Октябрьской революции 1917 года отмежевалось от футуризма и стало называться имажинизмом - от французского слова image, что означает "образ". Самые знаменитые имажинисты - это Сергей Есенин, Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич, Рюрик Ивнев.

Происхождение

Термин заимствован у имажистов - была такая авангардистская английская поэтическая школа. Русские читатели впервые увидели это слово в статье, которую З. Венгерова опубликовала в 1915 году. Автор рассказывала о Эзре Паунд и Уиндеме Льюисе - лондонских поэтах-имажистах, которые пытались сосредоточиться на тех образах, которые составила сама первозданная стихия поэзии. Русские имажинисты ничего похожего на стихи имажистов не писали, преемниками их не собирались быть изначально, заимствован был только термин.

Это была самая последняя поэтическая школа из тех, которые сколько-нибудь нашумели в первой половине двадцатого века. Несмотря на то что организовались поэты-имажинисты через два года после революции, ничего революционного они в поэзию не принесли. Хотя считали, что у них свой путь. Русские имажинисты - это небольшая группа поэтов, отошедших от футуризма, причём некоторые продолжали писать в прежней направленности. Все поэты были абсолютно разноплановы, задекларированных принципов стихосложения никто из них не придерживался. Первый имажинистов прошёл 29 января 1919 года в помещении Всероссийского союза поэтов.

Декларация и состав

На следующий день, 30 января, имажинисты опубликовали свою первую Декларацию с творческими принципами, подписанную Есениным, Ивневым, Мариенгофом и Шершеневичем, а также художниками Эрдманом и Якуловым. Исследователи и литературоведы до сих пор не определились, нужно ли поместить имажинизм в ряд с акмеизмом, символизмом и футуризмом. интересное явление на ниве литературного творчества, но рассматривать его нужно скорее как один из этапов развития постсимволизма, поскольку однозначно новой нагрузки для теории литературы это течение дать не смогло. По идее, имажинисты - футуристов, поскольку ни одного нового пути для развития поэзии ими открыто не было.

Страна в течение всего пред- и постреволюционного периода переживала творческий бум, в том числе и теоретический. Велись поиски рациональных и научных методов, плюсуя ремесло и мастерство, чтобы генерировать новую поэтическую систему. Имажинизм - это одна из таких попыток, и она, безусловно, жизнеспособна, как и любое течение, которое способно повлиять на развитие поэтического языка. Теоретики имажинизма провозгласили образность основным принципом поэзии. Не слово-символ, которое имеет бесконечное число значений, как у символистов, не слово-звук, как у кубофутуристов, не слово-название, как проповедовал акмеизм, а слово-метафора, причём с единственным определённым значением. Имажинизм в литературе - это образ и только образ, единственное орудие на производстве у настоящего мастера искусства.

Какой имажинисты видели образность

Поэты-имажинисты назвали образ нафталином, пересыпающим произведение, спасая его от времени, которое они отождествили с молью. Они считали, что поэтическая строка словно бронью покрывается от наличия образа, и словно панцирем защищена вся картина стихотворения. Для театрального действия стиха образ - крепостная артиллерия.

Относительно содержания художественного произведения имажинисты 20 века слегка ошиблись, впоследствии Мариенгоф поправил сказанное в Декларации абсолютно противоположным утверждением. А сначала было заявлено, что содержание - бессмысленная глупость. Развитие языка они видели только посредством метафоры. Конечно же, в этих приёмах не было нового: образность - прерогатива символизма, а использовали эти принципы и футуристы. Подчинение формы и содержания образу - это было ново, но довольно-таки глупо.

Преодоление футуризма

Развитие русской поэзии двух первых десятилетий двадцатого века можно охарактеризовать как непримиримую борьбу и бесконечное соперничество каждого с остальными. Как футуристы и акмеисты с криками рождались из символизма, так и - это преодоление футуризма.

Хотя и странно это так же, как убийство ближайшего родственника: футуризму пожелать футурьей смерти, написать некролог о том, что скончался десятилетний горластый парень (1909-1919) - издох футуризм... "Добрый" имажинизм, родного брата не пожалел.

Вадим Шершеневич

Идейным лидером и главным организатором имажинисты Серебряного века единогласно признавали Вадима Шершеневича. Он был и теоретиком нового течения, и его пропагандистом. То, что он начинал (да и продолжал) как футурист, не помешало ему стать яростным критиком и ниспровергателем собственной поэтической колыбели.

Причины наверняка были не столько политические, сколько личные, поскольку Шершеневич выражался однозначно, что, принимая футуризм, никак не принимает футуристов. Однако его дальнейшие поэтические и теоретические эксперименты подтверждают кровную связь с идеями Маринетти и творчеством Хлебникова с Маяковским. При таких обстоятельствах трудно верить утверждениям, что имажинисты - это совсем другие поэты.

Анатолий Мариенгоф

Тоже весьма активный член группы имажинистов, Мариенгоф теоретически был более консервативен, хотя и отличался эстетическим нигилизмом, превосходившим довольно часто все авангардные опыты футуристического Шершеневича. Мариенгоф - довольно неоднозначная фигура. Исследователи имажинизма то определяют его в последователи Есенина, учитывая факт их близких дружеских отношений, то противопоставляют Есенину, объединяя с Шершеневичем.

Будучи таким же теоретиком имажинизма, как и Шершеневич, Мариенгоф образу как таковому не уделяет столь огромного внимания, более того, он сосредоточен на содержании. Искусство он обозначает формой, а содержание - наполнением этой формы, и целое будет прекрасным только в одном случае: когда прекрасна каждая из этих частей.

Рюрик Ивнев

Что-то общее должно было объединять абсолютно разных и не похожих друг на друга поэтов. Что это было - исследователи так и не могут внятно объяснить. Дело в том, что эстетические позиции и вся творческая деятельность отдельного имажиниста имели не столь важное значение для соратников, сколько дружеские привязанности, чисто бытовое общение и внелитературные связи.

Так и русские имажинисты считали абсолютно своим, хотя даже Брюсов отметил, что Ивнев не только не имажинист, он вообще на полпути от акмеизма к футуризму. Но всё это не значит, что у Рюрика Ивнева стихи нехороши. Напротив - хороши, и очень.

Сергей Есенин - имажинист

Очень сильное влияние на теорию имажинизма оказали теоретические изыскания и всё поэтическое который являлся стержнем этого объединения поэтов. Ещё до создания группы он написал трактат "Ключи Марии" с размышлениями о сути творчества и словесного искусства. Органическая фигуральность языка - так он назвал образность - должна опираться на фольклор и национальную стихию, считал Есенин. Народная мифология и её параллель относительно природы и человека всегда были основой поэтического мироощущения поэта.

Это совсем не состыковывается с принципами имажинизма, но в ряды эти Есенин всё-таки вступил и подписался под Декларацией, то есть под мировоззренческими постулатами Мариенгофа и Шершеневича. Вспомним, что первый духовно тяготел к футуризму, а второй был выходцем из футуристических кругов. Их безусловно раздражал есенинский "национализм", однако они мудро пользовались громким именем истинно русского певца и несли его знаменем перед набирающим силу движением. Надо признать, что долго это делать они не смогли. Есенин - имажинист только по названию - отошёл от группы, назвав их деятельность кривлянием, а ёрничество - недостаточностью чувства родины.

Деятельность

Стихи имажинистов публиковались много и практически непрерывно. Этому способствовало то, что им принадлежали несколько издательств, знаменитое кафе "Стойло Пегаса" и собственный журнал. Эксплуатируя скандалы как путь к успеху, как когда-то футуристы, они и в этом не преуспели. Проходили диспуты, где имажинисты пробовали бузить, однако всё это было и наигранно, и вторично. Не хватило таланта. Хотя были акции если не забавные, то уголовные: то стены Страстного монастыря распишут богохульственными словами, то Тверскую улицу переименуют в Есенинскую, сменив таблички, то государство от искусства отделят...

Но издательское дело шло замечательно. Несколько постоянных издательств, два книжных магазина, а также кинотеатр принадлежали верхушке имажинистов. Они издавали столько книг, что современники изумлялись, откуда имажинисты берут столько бумаги. Даже недоразумения случались. Шершеневич в 1920 году издал книгу стихов "Лошадь как лошадь". Название и подвело: весь тираж ушёл на склад Наркомзема, чтобы распространить книгу про лошадей среди крестьянства. Факт был настолько вопиющ, что даже Ленину доложили.

Разногласия и распад

В компании столь разных по форме, принадлежности и качеству поэтов неминуемо случаются творческие разногласия. Сначала группа делится на два крыла - в левом оказались Мариенгоф, Шершеневич и Эрдман, а в правом - Есенин, Кусиков, Ивнев, Ройзман, Грузинов. Взгляды на содержание и форму поэзии, а также на её задачи - и задачи образа в том числе, - оказались диаметрально противоположными. А в 1924 году Есенин открытым письмом в газете объявил группу имажинистов более не существующей.

Остальные имажинисты такого шага никак не ожидали, пытались опровергнуть слова поэта-провидца, но всё случилось так, как он предрёк. Журнал закрылся, издаваться с учреждением Главлита стало уже почти невозможно, "Стойло Пегаса" тоже реанимировать не удалось. Без Есенина имажинизм действительно существовать перестал. "Моль времени" всё-таки почикала почти всё, что сочинили имажинисты, вместе с "нафталином образов". Ни одна формальная поэтическая школа выжить не может - корней под ней нет. "Националист" Есенин хорошо это понимал.