Своеобразие византийской культуры. Материалы для учителя

И оно впервые приобрело законченную классическую форму в его ортодоксальной православной версии. Все специфические черты византийской культуры определило христианство. По силе выразительности и одухотворенности художественной культуры Византия многие столетия стояла впереди всех стран Средневековой Европы.

История Византии начинается с 330 г., когда Римский император Константин перенес столицу Римской империи в древнегреческое поселение Византий на берегу залива Золотой Рог и Мраморного моря, впоследствии переименованное в Константинополь. На Руси этот город известен как Царь-Град. По своим размерам Константинополь (который называли «вторым Римом») превзошел «первый» Рим, соперничал с ним по красоте. После распада Римской империи в 395 г. на Западную и Восточную последняя стала именоваться Византией.

Византия располагалась на стыке трех континентов: Европы, Африки и Азии, став связующим звеном между Востоком и Западом. Многоэтничность населения, смешение греко-римских и восточных традиций наложило отпечаток на общественную жизнь, государственность, религиозно-философскую атмосферу, искусство византийского общества.

Наиболее важными чертами, отличающими византийскую культуру от культур Европы, Переднего и Ближнего Востока, являются следующие:

· языковая общность (основным языком был греческий);

· религиозная общность (христианство в форме православия);

· существование этнического ядра, состоявшего из греков

· устойчивая государственность и централизованное управление (самодержавная монархия с неограниченной властью императора - василевса)

· отсутствие экономической и административной автаркии (т.е. самостоятельности) церкви: в отличие от Рима православная церковь Византии подчинялась царской власти.

В истории культуры Византии выделяют три этапа:

· ранний (IV - середина VII века);

· средний (VII - IX века);

· поздний (X - XV века).

Греко-римское наследие сыграло огромную роль в формировании византийской культуры. Противостояние античной традиции и нового христианского мировоззрения сформировало культуру Византийской империи. Борьба с философскими, этическими, естественнонаучными, эстетическими воззрениями античного мира проявилась во всей истории византийской культуры. Но при этом происходил постоянный синтез христианства и многих греко-римских философских учений.


Последней античной философией , с которой соприкоснулась византийская культура, явился неоплатонизм , философско-мистическое направление III - VI вв., соединяющее восточные учения с греческой философией, и оказавшее влияние на ранневизантийскую патристику (труды «отцов церкви). В сочинениях Василия Кесарийского, Григория Назианзина и Григория Нисского, в речах Иоанна Златоуста , где закладывался фундамент средневекового христианского богословия, заметно сочетание идей раннего христианства с неоплатонической философией, парадоксальное переплетение античных риторических форм с новым идейным содержанием.

Важнейшими темами богословских дискуссий на раннем этапе развития этой культуры были споры о природе Христа и его месте в Троице, о смысле человеческого существования, месте человека во Вселенной и о пределе его возможностей. Основные христианские догматы, в частности Символ Веры, были закреплены на I Вселенском Соборе в Никее (325 г.) и подтверждены на II Вселенском Соборе в Константинополе (381 г.).

Особенностью византийской культуры стало формирование новой эстетики , утверждающей, что источником красоты, превосходящим все прекрасное, является Бог. Материальный и духовный мир представляет собой систему образов, символов и знаков (знамений), указывающих на Бога. Так, все прекрасное в материальном мире и в творениях рук человеческих, а также свет, цвет и образы словесных, музыкальных и изобразительных искусств являются образами и символами Бога.

На основе этой эстетической концепции развивались основные виды изобразительного искусства - мозаика, фреска, иконопись. Здесь складывается строгий и суровый канон , диктующий композицию, тип фигур и лиц, основы цветового решения. Канон обусловливал и образный строй изображения. Так, например, тип Оранты (стоящей фигуры Богоматери с распростертыми руками) предопределял черты торжественности и величия, тип изображения Богоматери с прижавшимся к ней младенцем «Умиление» - ноту лирической углубленности и т. д.

Главным архитектурным сооружением был храм, так называемая базилика (греч. «царский дом»), назначение которой существенным образом отличалось от других построек. Если египетский храм предназначался для проведения жрецами торжественных церемоний и не допускал человека в святилище, а греческий и римский храмы служили местопребыванием божества, то византийские стали тем местом, где верующие собирались на богослужение, т.е. храмы были рассчитаны на пребывание в них человека. Особенностью византийской архитектуры стала купольная базалика , соединяющая в себе базилику и центрический храм - круглую, прямоугольную или многоугольную постройку, покрытую куполом.

Воплощением этих идей стал знаменитый храм Святой Софии в Константинополе, строительство которого велось под руководством Исидора из Милета и Анфимия из Тралл и закончилось в 537 году. Он воплотил все лучшее, что было создано в архитектуре того времени, как на Западе, так и на Востоке. В нем воплотилась идея грандиозного центрического собора, увенчанного гигантским куполом. На вершине купола был изображен огромный крест, обрамленный звездным небом.

Важной составляющей второго этапа истории византийской культуры явилось противостояние иконоборцев и иконопочитателей (726-843 гг.). Первое направление поддерживала правящая светская элита, а второе - ортодоксальное духовенство и многие слои населения. Иконоборцы, утверждая идею о неописуемости и непознаваемости божества, стремясь сохранить возвышенную духовность христианства, ратовали за отмену поклонения иконам и прочим изображениям Христа, Богородицы и святых, видя в этом превознесение плотского начала и пережитки античности.

На определенном этапе иконоборцы одержали верх, поэтому в византийском христианском искусстве некоторое время преобладали орнаментальные и декоративные отвлеченно-символические элементы. Борьба между сторонниками этих направлений велась чрезвычайно жестко, и в этом противостоянии погибли многие памятники раннего этапа византийской культуры, в частности первые мозаики собора Святой Софии Константинопольской. Но все-таки окончательную победу одержали сторонники иконопочитания, что в дальнейшем способствовало окончательному сложению иконографического канона - строгих правил изображения всех сцен религиозного содержания.

Поздний период истории византийской культуры, продолжая традиции, знаменует собой новый этап во взаимодействии христианских и античных начал. В XI веке начинаются процессы постепенной рационализации христианского вероучения. С особенной силой новые веяния проявились в трудах Михаила Пселла и Иоанна Итала . Они явили новый тип ученого, который не желает опираться в своей деятельности только на богословские истины. Наука сама способна постичь истину, даже в сфере божественного.

Последним религиозно-философским учением, ставшим в Византии официальной формой православия, явился исихазм. Исихазм («исихия» в переводе с греческого означает «покой, безмолвие, отрешенность») в более общем смысле этого слова - это этико-аскетическое учение о пути человека к единению с Богом через «очищение сердца»слезами и через сосредоточение сознания в себе самом, для чего была разработана особая техника молитвы и система приемов психофизического самоконтроля, имеющая некоторое внешнее сходство с методами йоги. Первоначально это учение появилось в Египте в IV веке, тогда как для нужд собственно православной церкви оно было переработано византийским богословом Григорием Паламой . Он учил о том, что аскет-исихаст в состоянии экстаза непосредственно воспринимает несотворенное и невещественное излучение Бога, так называемый Фаворский Свет, в результате чего достигается такое «просветление» духа, которое будет способно «животворить» плоть.

После 1000-летней истории Византия прекратила свое существование. Турецкие войска, завоевавшие Константинополь в 1453 г., поставили точку в истории Византийской империи. Но Византия внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Ее основные принципы и направления культуры перешли к соседним государствам.

Основными достижениями средневековой культуры стали:

· образование жизнеспособных наций и государств;

· формирование современных европейских языков;

· складывание историко-культурного единства Европы;

· возникновение католицизма (Западная Европа) и православия (Византия);

· возникновение университетов;

· создание произведений искусства, достижение научных и технических успехов, обогативших мировую культуру.

В начале Средних веков Византия не пережила такого упадка культуры, как Западная Европа. Она стала наследницей культурных достижений античного мира и стран Востока.

1. Развитие образования. В VII-VIII веках, когда владения Византии сократились, греческий язык стал государственным языком империи. Государство нуждалось в хорошо обученных чиновниках. Οʜᴎ должны были грамотно составлять законы, указы, договоры, завещания, вести переписку и судебные дела, отвечать просителям, копировать документы. Нередко образованные люди достигали высоких должностей, а с ними приходили власть и богатство.

Не только в столице, но и в маленьких городах и крупных селœениях в начальных школах могли учиться дети простых людей, способных платить за обучение. По этой причине даже среди крестьян и ремесленников встречались грамотные люди.

Наряду с церковными в городах открывались государственные и частные школы. В них обучали чтению, письму, счету и церковному пению. Кроме Библии и других религиозных книг, в школах изучали труды древних ученых, поэмы Гомера, трагедии Эсхила и Софокла, сочинœения византийских ученых и писателœей; решали довольно сложные арифметические задачи.

В IX веке в Константинополе, при императорском дворце, была открыта высшая школа. В ней преподавали религию, мифологию, историю, географию, литературу.

2. Научные знания. Византийцы сохранили античные знания по математике и применяли их для расчёта размеров налога, в астрономии, в строительстве. Οʜᴎ также широко использовали изобретения и сочинœения великих арабских ученых - медиков, философов и других. Через греков об этих трудах узнали ив Западной Европе. В самой Византии было немало ученых и творческих людей. Лев Математик (IX в.) изобрел звуковую сигнализацию для передачи сообщений на расстояние, автоматические устройства в тронном зале императорского дворца, приводимые в движение водой, - они должны были поражать воображение иноземных послов.

Составлялись учебные пособия по медицинœе. Для обучения врачебному искусству в XI веке при больнице одного из монастырей в Константинополе было создано медицинское училище (первое в Европе).

Развитие ремесел и медицины дало толчок изучению химии; сохранялись древние рецепты изготовления стекла, красок, лекарств. Был изобретен ʼʼгреческий огоньʼʼ - зажигательная смесь из нефти и смолы, которую нельзя погасить водой. С помощью ʼʼгреческого огняʼʼ византийцы одержали немало побед в сражениях на море и на суше.

Византийцы накопили много знаний по географии. Οʜᴎ умели чертить карты и планы городов. Купцы и путешественники составляли описания разных стран и народов.

Особенно успешно в Византии развивалась история. Яркие, интересные сочинœения историков создавались на базе документов, рассказов очевидцев, личных наблюдений.

3. Архитектура. Христианская религия изменила назначение и устройство храма. В древнегреческом храме статую бога помещали внутри, а религиозные церемонии проводили снаружи, на площади. По этой причине внешний вид храма стремились сделать особенно нарядным. Христиане же собирались для общей молитвы внутри церкви, и архитекторы заботились о красоте не только внешних, но и ее внутренних помещений.

Христианский храм в плане разделялся на три части: притвор - помещение у западного, главного входа; неф (по-французски корабль) - вытянутая основная часть храма, где собирались верующие для молитвы; алтарь, куда могли входить только духовные лица. Своими апсидами - полукруглыми сводчатыми нишами, которые выступали наружу, алтарь был обращен на восток, где, по христианским представлениям, расположен центр земли Иерусалим с горой Голгофой - местом распятия Христа. В больших храмах ряды колонн отделяли более широкий и высокий главный неф от боковых нефов, которых могло быть два или четыре.

Замечательным произведением византийской архитектуры был храм Святой Софии в Константинополе. Юстиниан не скупился на расходы: он хотел сделать данный храм главной и самой большой церковью всœего христианского мира. Храм сооружали 10 тысяч человек в течение пяти лет. Его строительством руководили прославленные архитекторы, а украшали лучшие ремесленники.

Храм Святой Софии называли ʼʼчудом из чудесʼʼ, воспевали в стихах. Внутри он поражал размерами и красотой. Гигантский купол диаметром 31 м как бы вырастает из двух полукуполов; каждый из них опирается, в свою очередь, на три малых полукупола. Вдоль основания купол окружен венком из 40 окон. Кажется, что купол, подобно небесному своду, парит в воздухе.

В X-XI веках вместо вытянутого прямоугольного здания утвердился крестово-купольный храм. В плане он имел вид креста с куполом посœерединœе, установленным на круглом возвышении - барабане. Церквей стало много, и они стали меньше по размерам: в них собирались обитатели городского квартала, деревни, монастыря. Храм выглядел более легким, устремленным ввысь. Для его украшения снаружи применяли разноцветный камень, кирпичные узоры, чередовали слои красного кирпича и белого раствора.

4. Живопись. В Византии раньше, чем в Западной Европе, стены храмов и дворцов стали украшать мозаикой - изображениями из разноцветных камешков или кусочков цветного непрозрачного стекла - смальты. Смальту

укрепляли с различным наклоном в сырой штукатурке. Мозаика, отражая свет, вспыхивала, искрилась, мерцала яркими многоцветными красками. Позже стены стали украшать фресками - картинами, написанными водяными красками по сырой штукатурке.

В оформлении храмов сложился канон - строгие правила изображения и размещения библейских сцен. Храм был моделью мира. Чем важнее было изображение, тем выше его помещали в храме.

Глаза и мысли входящего в церковь обращались прежде всœего к куполу: его представляли как небесный свод - обитель божества. По этой причине часто в куполе помещали мозаику или фреску с изображением Христа в окружении ангелов. От купола взор переходил к верхней части стены над алтарем, где фигура Богоматери напоминала о связи Бога и человека. В 4-столпных храмах на парусах - треугольниках, образуемых большими арками, часто помещали фрески с изображениями четырех авторов Евангелий: святых Матфея, Марка, Луки и Иоанна.

Передвигаясь по церкви, верующий, любуясь красотой ее убранства, как бы совершал путешествие по Святой земле - Палестинœе. На верхних частях стен художники развертывали эпизоды из земной жизни Христа в том порядке, как они описаны в Евангелиях. Ниже были изображены те, чья деятельность связана с Христом: пророки (посланцы Бога), предсказавшие его пришествие; апостолы - его ученики и последователи; мученики, пострадавшие ради веры; святители, распространявшие учение Христа; цари как его земные наместники. В западной части храма над входом нередко помещали картины ада или Страшного суда после второго пришествия Христа.

В изображении лиц внимание привлекалось к выражению душевных переживаний: огромные глаза, большой лоб, тонкие губы, удлинœенный овал лица - всœе говорило о высоких помыслах, духовности, чистоте, святости. Фигуры помещали на золотом или голубом фоне. Οʜᴎ кажутся плоскими и застывшими, а выражения лиц - торжественными и сосредоточенными. Плоскостное изображение создавалось для церкви специально: куда бы ни шел человек, он всюду встречал обращенные к нему лики святых.

В средневековом искусстве существовало особое представление о перспективе. Мастера старались размерами привлечь внимание к наиболее важному в изображении. Фигуру Христа рисовали более крупной, чем остальные, а башни, деревья, здания - меньшими по размеру, чем стоящих рядом людей.

В храмах и жилищах помещали иконы - живописные изображения Бога, Богоматери, сцен из Библии на гладких деревянных досках. В отличие от мозаики и фрески икону можно переносить с места на место, посылать в подарок, брать с собой в поход. Одна из наиболее почитаемых икон - ʼʼВладимирская Богоматерьʼʼ - была привезена на Русь из Византии. Роспись, иконы и фрески, скульптуры церквей не случайно называли ʼʼБиблией для неграмотныхʼʼ: ведь простые люди не могли или не умели читать Библию. В еще большей степени это относится к Западной Европе, где Библию переписывали и зачитывали на латинском, а не на местных языках, на которых говорил народ. Лишь церковные изображения и проповеди священников знакомили простых людей с содержанием христианства.

5. Культурные связи Византии. В начале Средних веков Византия была самой культурной страной Европы. Короли, князья, епископы других стран и более всœего Италии приглашали из Византии архитекторов, художников и ювелиров. В Константинополь отправлялись любознательные юноши для изучения математики, медицины, римских законов. У византийских мастеров учились архитекторы и художники европейских стран.

Особенно сильно повлияла византийская культура на культуру славян. Болгария, Сербия и Русь приняли христианскую веру из Византии. Славянскую азбуку на Русь принœесли учившиеся у греков болгары (см. ниже). С греческого языка на славянские было переведено много книᴦ. Первые каменные храмы на Руси были построены и украшены приглашенными из Византии мастерами. Культура Армении и Грузии, где христианство утвердилось в конце IV века, также испытала на себе сильное влияние Византии. В Византии сохранились и благодаря этому дошли до нас многие рукописи греческих, римских и восточных ученых и писателœей.

Культура Византии - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Культура Византии" 2017, 2018.

Византия существовала с 395 по 1453 г. История ее возникновения такова. В 330 г. на месте древнегреческого поселения Византия была основана новая столица Римской империи Константинополь, названная по имени императора Константина. В 395 г. империя распалась на две части — Западную и Восточную, и последняя — Восточная Римская империя — впоследствии стала именоваться Византией. причем уже после того, как сама империя перестала существовать. Такое название ей дали европейские мыслители Нового времени с намерением отлучить Византию от связей с греко-римской культурой, включить ее целиком в «темное Средневековье» восточного типа.

Однако сами византийцы не согласились бы с подобной точкой зрения. Они называли себя «ромеями», т.е. римлянами, а свою столицу Константинополь — «вторым Римом», имея на то полное основание.

Византия стала достойной наследницей античной культуры. Она успешно продолжила дальнейшее развитие лучших достижений римской цивилизации. Новая столица — Константинополь — ревниво и не без успеха соперничала с Римом, довольно быстро став одним из красивейших городов того времени. Она имела большие площади, украшенные триумфальными колоннами со статуями императоров, прекрасные храмы и церкви, грандиозные акведуки, великолепные термы, внушительные оборонные сооружения. Наряду со столицей в Византии сложились многие другие культурные центры — Александрия. Антиохия, Никея. Равенна, Фессалоники.

Стала первой в полном смысле христианской культурой. Именно в Византии завершилось становление христианства, и оно впервые приобрело законченную, классическую форму в его ортодоксальной, или православной , версии. Огромную роль в этом сыграл Иоанн Дамаскин (ок. 675 г. — до 753 г.) — выдающийся богослов, философ и поэт, автор фундаментального фило- софско-теологического труда «Источник знания». Он завершил и систематизировал греческую патристику, гак называемое учение «отцов Церкви», благодаря чему христианство поднялось на уровень настоящей теории. Вся последующая теология в той или иной мере опирается на идеи и концепцию Иоанна Дамаскина. Он также является создателем церковных песнопений.

Огромный вклад в становление и утверждение православного христианства внес также Иоанн Златоуст (ок. 350-407 гг.) — выдающийся представитель искусства церковного красноречия, епископ Константинополя. Его проповеди, панегирики и псалмы пользовались огромным успехом. Он прославился как страстный обличитель всякой несправедливости, борец за осуществление аскетического идеала. Иоанн Златоуст ставил деятельное милосердие выше всяких чудес.

Продолжая и развивая теорию римского права, византийские ученые разработали собственную оригинальную концепцию, известную как византийское право. Его основой стала известная Кодификация Юстиниана (482-565) — византийского императора, который первым дал систематическое изложение нового права. Византийское право нашло применение во многих европейских и азиатских странах той эпохи.

В то же время византийская культура испытывала существенное влияние со стороны соседних восточных стран, особенно Ирана. Это влияние сказалось практически во всех областях общественной и культурной жизни. В целом же культура Византии явилась настоящим перекрестком западной и восточной культур, своеобразным мостом между Востоком и Западом.

Эволюция византийской культуры знала несколько взлетов и падений. Первый расцвет приходится на V-VI1 вв., когда в Византии завершился переход от рабовладения к феодальному строю. Возникший феодализм нес в себе как западные, так и восточные черты. В частности, от западноевропейского его отличала жесткая централизация государственной власти и налоговой системы, рост городов с их оживленной торговлей и ремеслом, отсутствие четкого сословно-классового деления общества. В VI в., при Юстиниане. Византия достигла наибольших территориальных размеров и стала могущественной средиземноморской державой.

В VI11-IX вв. Византия переживает смутные времена, отмеченные резким обострением социально-политических противоречий, источником которых была борьба за власть между столичной и провинциальной знатью. В этот период возникло движение иконоборчества, направленное против культа икон, объявленных пережитком идолопоклонства. К концу IX в. иконопочитание было вновь восстановлено.

X-XII вв. стали временем очередного подъема и расцвета Византии. Она устанавливает тесные связи с Киевской Русью. Роль христианства и Церкви в этот период значительно возрастает. В художественной культуре окончательно складывается зрелый средневековый стиль, главной чертой которого выступает спиритуализм.

XIII в. преподнес Византии самые тяжелые испытания, обусловленные прежде всего крестовыми походами. В 1204 г. крестоносцы взяли Константинополь. Столица была разграблена и разрушена, а сама Византия перестала существовать как самостоятельное государство. Только в 1261 г. императору Михаилу VIII удалось вновь восстановить и возродить Византийскую империю.

В XIV-XV вв. она переживает последний свой взлет и расцвет, что особенно ярко проявилось в художественной культуре. Однако взятие турецкими войсками в 1453 г. Константинополя означало конец Византии.

Наивысшими достижениями отмечена художественная культура Византии. Ее своеобразие состоит в том, что она сочетает в себе внешне несоединимые начала. С одной стороны, ей присущи избыточная роскошность и пышность, яркая зрелищность. С другой стороны, для нее характерны возвышенная торжественность, глубокая духовность и утонченный спиритуализм. Эти особенности в полной мере проявились в архитектуре византийских храмов и церквей.

Византийский храм существенно отличается от античного классическою храма. Последний выступал как обитель Бога, тогда как все обряды и празднества происходили снаружи, вокруг храма или на прилегающей площади. Поэтому главным в храме был не интерьер. а экстерьер, внешний его вид. Напротив, христианская церковь строится как место, где собираются верующие. Поэтому в ней на первый план выходит организация внутреннего пространства, хотя и внешний вид не теряет своего значения.

Именно в таком ключе построен храм св. Софии в Константинополе (532-537), ставший самым знаменитым памятником византийской архитектуры. Его авторами являются зодчие Анфимий и Исидор. Внешне он не выглядит слишком грандиозным, хотя его отличают строгость, стройность и великолепие форм. Однако внутри он кажется поистине необъятным. Эффект безграничного пространства создает прежде всего находящийся на высоте 55 м огромный купол диаметром 31 м, а также прилегающие к нему подкупола, расширяющие и без того огромное пространство.

Купол имеет 400 продольных окон, и когда солнечный свет заливает подкупольное пространство — он как бы парит в воздухе. Все это делает конструкцию удивительно легкой, изящной и свободной.

Внутри собора находится более 100 отделанных малахитом и порфиром колонн. Своды украшены мозаиками с символическим изображением креста, а стены облицованы ценнейшими породами мрамора и украшены мозаичными росписями, содержащими различные религиозные сюжеты и портретные изображения императоров и членов их семей.

Храм Софии стал редчайшим творением человеческого гения, подлинным шедевром не только византийского, но и мирового искусства. Храм примечателен еше и тем. что в нем органически объединены два основных типа конструкции: базиликальная и крестово- купольная.

Базилика представляет собой прямоугольное в плане здание, разделенное внутри рядами колонн натри, пять или больше продольных нефов, средний из которых обычно шире и выше боковых. Восточная сторона базилики заканчивается полукруглым выступом — апсидой, где помешается алтарь, а на западной стороне находится вход.

Крестово-купольная постройка в плане чаще всего является квадратной. Внутри она имеет четыре массивных столба, которые делят пространство на девять обрамленных арками ячеек и поддерживают находящийся в центре купол. Примыкающие к куполу полуцилиндрические своды образуют равноконечный крест. До IX в. преобладающим типом византийского храма была базилика, а затем — усложняющийся крестово — купольный.

Помимо Константинополя, большое число архитектурных памятников сосредоточено также в Равенне, городе на североитальянском побережье Адриатики. Здесь находится внушительный мавзолей Галлы Плацидии — византийской царицы V в. В Равенне стоит оригинальная восьмигранная церковь Сан-Витале (VI в.). Наконец, здесь также находится гробница великого Данте (XV в.).

Византийские зодчие успешно строили и вне пределов своей империи. Одной из ярких удач в этом плане стал собор Сан-Марко (св. Марка) в Венеции (XI в.), представляющий собой пятинефную базилику, в которую вписан равноконечный крест. Каждый из отрезков креста, перекрытый отдельным куполом, повторяет в обшей системе конструкции единую тему креста в квадрате. В центре собора находится самый большой купол. Внутри храм облицован мраморными плитами и украшен полихромной мозаикой.

В последний период существования Византии (X111-XV вв.) ее архитектура становится все более сложной. Грандиозные сооружения как бы распадаются на несколько небольших самостоятельных построек. При этом роль наружной декорации зданий возрастает. Характерным примером такого сооружения может служить монастырь Хора в Константинополе, перестроенный впоследствии в церковь Кахриз Джами.

Культура Византии славилась не только шедеврами архитектуры. Не менее успешно развивались и другие виды и жанры искусства — мозаика, фреска, иконопись, книжная миниатюра, литература. Особого выделения заслуживает прежде всего мозаика. Следует подчеркнуть, что в этом жанре искусства Византия не имеет себе равных. Византийские мастера знали все секреты изготовления смальты с чудесными свойствами, а также умели с помощью искусных приемов превращать исходное разноцветье в удивительно живописное целое. Благодаря этому они создали непревзойденные шедевры мозаики.

Прекрасные мозаики украшают храм Софии и другие упомянутые выше архитектурные памятники, из которых особого упоминания заслуживают усыпальницы Равенны, где основным сюжетом мозаики выступает Христос — Добрый Пастырь. Великолепные мозаики были в Церкви Успения в Никее, разрушенной войной в 1922 г. Редкие по красоте мозаики украшают Церковь Димитрия в Фессалониках.

К XI в. сложился законченный, классический стиль византийской мозаики. Он отличается строгой системой расположения сюжетов, иллюстрирующих и раскрывающих основные темы и догматы христианства. По этой системе в куполе храма помещается поясное изображение Христа Пантократора (Вседержителя), в алтаре-апсиде фигура Богоматери-Оранты, молящейся с воздетыми руками. По сторонам ог нее даются фигуры архангелов, а в нижнем ряду — апостолов. Именно в таком стиле исполнены многие мозаичные циклы XI-XI1 вв. как в самой Византии, так и за ее пределами.

Высокого уровня достигает в Византии иконопись . представляющая собой вид станковой культовой живописи. Период первого расцвета византийской иконописи приходится на Х-ХИ вв.. когда в иконе господствующее положение занимает изображение человеческой фигуры, а другие элементы — ландшафт и архитектурный фон — передаются весьма условно. К числу выдающихся образцов иконописи данного периода относится икона Григория Чудотворца (XII в.), которую отличает глубокая одухотворенность, тонкий рисунок и насыщенный цвет. Особо необходимо отметить икону Владимирской Богоматери (XII в.), которая стала на Руси главной иконой Русской православной церкви и остается ею вплоть до наших дней. Изображенная на ней Богоматерь с младенцем наделена проникновенным выражением и при всей своей святости и духовности наполнена глубокой человечностью и эмоциональностью.

Очередной и последний период расцвета иконописи приходится на XIV-XV вв., от которого сохранилось большое количество прекрасных икон. Как и вся живопись, иконопись данного периода претерпевает заметные изменения. Усложняется цветовая гамма, чему способствует использование полутонов. Усиливаются естественность и человечность изображаемых фигур, они становятся более легкими и подвижными, нередко изображаются в движении.

Выдающимся образцом подобной живописи является икона «Двенадцать апостолов» (XIV в.). Изображенные на ней апостолы предстают в разных позах и одеждах, они держатся свободно и раскованно, как бы беседуют между собой. Передние фигуры больше задних, их лица объемны благодаря использованию тонких бликов. В XV в. в иконописи усиливается графическое начало, иконы исполняются со штриховкой тонкими параллельными линиями. Ярким примером подобного стиля является икона «Сошествие Христа в ад» (XV в.).

Подобно архитектуре и мозаике, иконопись нашла широкое распространение за пределами Византии. Многие византийские мастера успешно трудились в славянских странах — Сербии, Болгарии, Руси. Один из них — великий Феофан Грек — создавал свои произведения в XIV в. на Руси. От него дошли до нас росписи в Церкви Спаса Преображения в Новгороде, а также иконы в Благовещенском соборе Московского Кремля.

В 1453 г. под натиском турок Византия папа, однако ее культура продолжает существовать и в наши дни. Она занимает достойное место в мировой культуре. Свой главный вклад в мировую духовную культуру Византия внесла прежде всего через утверждение и развитие православного христианства. Не менее значительным был также ее вклад в художественную культуру, в развитие архитектуры, мозаики, иконописи, литературы. Следует особо отметить ее благотворное влияние на становление и развитие .

Византийская культура – это культура периода европейского средневековья, которая сложилась после разделения Римской империи на Западную и Восточную. Она представляла собой наследие Древней Греции, одновременно впитала в себя многое из культур восточных народов, что населяли территорию Византии.

Византийская культура не имеет определенных территориальных и временных границ. Историки считают началом развития византийской культуры – период основания Константинополя в 330 году, завершение – захват империи османскими войсками. После 1456 года, когда империю уничтожили турки, традиции византийского искусства продолжали свое существование на Руси, в Сербии, Грузии, Болгарии. Наивысшей точки величия и могущества развитие византийской культуры достигло в IX столетие.

Развитие византийской культуры происходило в процессе эволюции византийского общества от античности до средневековья, борьбы языческой и христианской идеологий, в результате которой христианские традиции стали идеологической основой византийской культуры.

Особенности Византийской культуры

Византийская культура – это особенный, оригинальный и самобытный тип культуры. Самобытность ее состоит в том, что она очень отличается от средневековой культуры Европы особенными элементами восточных цивилизаций. Вместе с тем ей не были чужды детали мусульманской и античной культуры. Византийская культура ориентировала человека на идеальный, в какой – то степени иррациональный мир высшей истины. Это объясняется доминантной ролью религии в жизни византийского общества.

Такие особенности культуры не могли не повлиять на византийское искусство. Византийская культура подарила миру свой собственный художественный феномен. Основными отличиями византийского художественного стиля было то, что в нем не пытались воспроизвести отображение окружающего мира, а само художественное творчество не было средством самовыражения автора. Художники в первую очередь были своеобразными проводниками духовности. Они воплощали высший божественный мир на полотнах.

Влияние и роль Византийской культуры

Византийская культура оказала огромное влияние на культуру Киевской Руси. После крещения Руси, Византия стала в какой-то мере объектом для наследования. В том числе и Византийская культура была полностью позаимствована как основа в становлении собственной культуры. Нестор Летописец в « Повести временных лет» писал о визите князя Владимира в Константинополь. Князь был поражен красотой, величием и эстетическим наполнением византийских храмов и вернувшись домой, незамедлительно начал строительство таких же в Киевской Руси. Византийская культура подарила миру, и в частности Руси, искусство иконописи.

В истории европейской и мировой культуры византийская культура играла очень важную и заметную роль не только потому, что стала логическим историческим продолжением греко-римской античности, но и была своеобразным синтезом западной и восточной духовной основы. Она оказала решающее влияние на формирование и развитие культур стран южной и восточной Европы.

В средние века возникли и развились три культуры: византийская, арабская и западноевропейская, которые резко обособились одна от другой. В эпоху падения империи на Западе Византия оставалась главною хранительницею древней образованности, но мало-помалу сама эта культура сильно изменилась, и её классические предания пришли в забвение. В конце своего существования византийская образованность застыла в раз принятых формах и стала отличаться большим консерватизмом. Арабская культура, достигшая уже большого блеска в то время, когда Западная Европа была еще погружена в варварство (IX–X вв.), тоже выросла на почве древней греческой образованности, с остатками которой арабы познакомились в Сирии, Египте и Малой Азии. Но эпоха процветания арабской культуры была непродолжительна. Западноевропейская, романо‑германская образованность развилась позднее, чем византийская и арабская, и резче всего выразились её наиболее характерные средневековые черты лишь в эпоху крестовых походов. Духовная физиономия средних веков на Западе была полною противоположностью классической культуры, но зато здесь было больше движения вперед, чем в Византии, и само движение это оказалось более прочным, нежели у арабов. Тремя главными языками средневековой культуры были: греческий в Византии, арабский в мусульманском мире, латинский на Западе. Это были языки, так сказать, международные, и с ними по своему значению не мог сравняться ни один из новых народных языков. До какой степени эти три культуры иногда были разобщены между собою и какими окольными путями шли влияния одной на другую, лучше всего можно видеть из того, что на Западе сочинения греческого философа Аристотеля были известны не в подлиннике и не в переводах прямо с греческого, а в латинских переводах, сделанных с переводов арабских. До начала бегства византийских греков в Италию во время завоевания Балканского полуострова турками, в Италии почти невозможно было найти учителя греческого языка. Взаимному отчуждению трех культур немало содействовала, конечно, религиозная вражда, бывшая особенно сильною в эпоху крестовых походов.

262. Философия в Византии

Умственная деятельность в Византийской империи сосредоточивалась главным образом на решении религиозных вопросов. С появления арианства до падения иконоборства , т. е. с IV до середины IX в. здесь постоянно возникали разные ереси, которые вызывали богословские споры и в обществе, и в литературе. Едва окончилась борьба с иконоборством, как началось разделение церквей , породившее целую обличительную литературу против латинян. Во всех своих богословских занятиях византийцы пользовались греческой философией, стремясь приспособить ее к пониманию христианских истин. (То, что на Западе получило название схоластики, зародилось, собственно говоря, в Византии). Так как, однако, в XI столетия обнаружилось несогласие некоторых представителей философии с установившимися учениями церкви, то против свободного философского мышления при Комнинах были приняты очень строгие меры. Только при Палеологах произошло в Византии некоторое возрождение философских занятий, и в XIV и XV вв. здесь явились последователи Платона и Аристотеля , ведшие между собою споры. Но непосредственными преемниками византийских платоников и аристотеликов были уже итальянцы XV–XVI вв.

263. Научная деятельность византийцев

В других отраслях знания византийцы были более собирателями, компиляторами и толкователями старого материала, чем самостоятельными исследователями и творцами новых идей. Многие византийцы отличались большою ученостью при совершенном, однако, отсутствии оригинальности. Таков был в середине IX в. патриарх Фотий, который составил большой энциклопедический сборник, заключающий в себе богатый материал из сочинений древних авторов. В X в. на том же поприще собирания разнородных сведений прославил себя император Константин Багрянородный, а в XI в. очень большим ученым, но без всякого идейного творчества был Михаил Пселл. Средневековая византийская наука была вообще чисто книжною, и в изучении природы византийцы не только не подвинули вперед знаний древнего мира, но даже прямо от него отстали,

264. Византийская историография

Гораздо большее значение имеет византийская литература исторического, этнографического и политического содержания. Современный события, образ жизни и нравы чуждых народов, состояние империи и её управления, все это служило предметом подробных повествований и обстоятельных описаний. Царствование Юстиниана Великого нашло своего историка в современнике его Прокопии, секретаре и юрисконсульте Велисария. Он описал историю тогдашних войск, и оставил еще сочинение под заглавием «Тайной истории» (Ανέκδοτα или Historia arcana), где изобразил в самом мрачном виде деспотизм Юстиниана и развращенность Феодоры. В его сочинениях есть также известия о древнейшем быте славян. Тогда же стали писаться всемирные хроники, которые сделались образцом и для русских летописей, так как переводились по‑славянски (хроники Иоанна Малалы в VI в. и Георгия Амартола в IX в.). Этот вид бытописания развивался преимущественно в монастырях, где процветала также агиография, т. е. литература житий святых. В X в. император Константин Багрянородный отчасти написал сам, отчасти вызвал несколько сочинений исторического и описательного характера. Он составил труды о государственном управлении, о византийских фемах (областях) и придворных церемониях, и в его сочинениях тоже имеются сведения о славянах. В эпоху Комнинов византийская историография выставила талантливых писателей в лице Анны Комнины, дочери императора Алексея I, время которого она и описала, и в лице Никиты Акомината, доведшего историю Византии при Комнинах до завоевания Константинополя крестоносцами. При Палеологах византийская историография находилась уже в упадке.

265. Византийское правоведение

До возрождения ученого правоведения в западноевропейских университетах, – что произошло лишь в эпоху крестовых походов, – Византия была единственной хранительницей традиции римского права. Законодательная деятельность времен Юстиниана (Corpus juris), императоров‑иконоборцев (законы Льва Исавра и его сына Константина) и Македонской династии (Василики) требовала недюжинных умственных сил и большой учености. Но и в этой области дают себя знать общие черты византинизма. Уже Юстиниан Великий хотел заключить науку права в строго определенные границы и потому под страхом наказания запретил составлять какие‑либо толкования к своему своду. Это запрещение стало, однако, нарушаться еще в царствование самого Юстиниана; но вся византийская юридическая литература и состоит главным образом из простого комментаторства и компиляторства. По образцу Юстинианова свода в VI же веке стали составляться сборники церковного (канонического) права, т. е. главным образом постановлений (канонов) вселенских соборов и императорских законов (νόμοι) по церковным делам. Из слияния тех и других составился один Номоканон, который оказал свое влияние и на право славянских народов.

266. Поэтическая литература в Византии

Еще в первые века нашей эры христианские писатели делали попытки пользоваться античными поэтическими формами, для передачи библейских сюжетов . Например, Григорию Назианзину приписывают драму «Страждущий Христос», в которой даже находят много стихов, взятых целиком у греческого трагика Еврипида. Лишь некоторые роды поэтического творчества получили в Византии самостоятельное развитие. Главным образом это была область церковных гимнов, в которой прославились преимущественно Роман Сладкопевец (VI в.) и Иоанн Дамаскин (VIII в.). В светской поэзии Византия не создала ничего великого.

267. Византийское искусство

В то время как варварское нашествие на Запад сопровождалось упадком культуры и в художественном отношении, Византия опять‑таки оставалась хранительницею и эстетических идеалов. Византийское искусство служило преимущественно религиозным целям, архитектура – храмоздательству, а живопись – украшению церквей священными изображениями. В архитектуре выработался особый византийский стиль (крестообразный план и купол, увенчивающий здание). Развитие византийского зодчества открывается храмом св. Софии, построенным Юстинианом Великим. Стиль этот распространился не только в Армении, Грузии и России, но отчасти и на Западе. Скульптура не могла развиться в Византии, потому что восточная церковь всегда относилась неблагоприятно к статуям, напоминающим собою языческих идолов, а в эпоху восстановления иконопочитания статуи и совсем были запрещены. Зато живопись нашла в религиозной жизни Византии широкое применение в украшении храмов стенными изображениями, исполненными кистью или мозаикою, в изготовлении переносных икон и в иллюстрировании рукописей миниатюрами. И в живописи выработался свой особый византийский стиль, но с середины IX в., когда одержана была окончательная победа над иконоборством, художественное творчество стало стесняться необходимостью неизменно следовать старым образцам, а лет через двести установился даже обязательный канон, как нужно писать те или другие иконы (подлинники). Мало-помалу иконописью стали заниматься исключительно монахи, которые старались придать изображениям святых преувеличенные черты аскетизма, т. е. писали их непременно худощавыми и изможденными.

268. Общие черты византийской культуры

Византийская культура выросла на греческой основе ,но в ней античный элемент все более и более уступал место церковным началам, как это было, впрочем, и на Западе в средние века. Другая черта византинизма – отсутствие личной оригинальности, которая и в области отвлеченного мышления, и в области художественного творчества стеснялась установленными формами, поддерживавшимися и властями (как государственною, так и церковною), и общественным мнением, и всем складом жизни с преобладанием в ней традиции и обычаев.

269. Сфера распространения и судьбы византийской культуры

Главной сферой распространения византийской культуры были страны, в которых господствовала восточная церковь (Балканский полуостров, древняя Русь, Грузия), или страны соседние (Италия в Европе, Армения в Азии). Восточная церковь не навязывала принадлежавшим к ней народам греческого языка, как это делала западная церковь по отношению к языку латинскому. Уже в IX в. вскоре после принятия христианства Болгарией в этой стране развилась широкая литературная деятельность, заключавшаяся преимущественно в переводах греческих книг на славянский язык. Болгары были и главными посредниками при передаче византийской культуры в тогдашнюю Русь. Вся древняя русская образованность имела свой источник в византийской культуре второй половины средних веков, когда эта культура уже получила вполне законченный вид. Влияние византийской образованности на Западе стало ощутительным лишь в эпоху падения Константинополя, но оно касалось более форм, а не умственного содержания. В конце средних веков византийская культура не обнаруживала способности к дальнейшему развитию. Одною из причин этого была печальная судьба самой Византии и народов, развивавшихся под её влиянием. Два с половиною века (XIII–XV) Русь находилась под татарским игом, в XIV в. завоеваны были турками южнославянские царства, в XV в. пала и сама Византийская империя. Завоеватели государств Восточной Европы были настоящими варварами, стоявшими в культурном отношении неизмеримо ниже побежденных; в то же время сами они оказались малоспособными к усвоению высшей культуры.