Страшный суд микеланджело анализ. «Страшный суд» Микеланджело: описание картины, особенности и интересные факты

“И это в нашем искусстве служит примером великой живописи, ниспосланной Богом земнородным, дабы видели они, как рок руководит спустившимися умами высшего порядка, впитавшими в себя благодать и божественную мудрость”.
[Вазари о фреске “Страшный суд”]

Божественный Микеланджело. Фреска Сикстинской капеллы “Страшный суд”. Часть I . Фото и описание фрагментов фрески Сикстинской капеллы “Страшный суд”.

В 1534 году Микеланджело вновь и уже навсегда возвратился в Рим.

Папа Климент VII, собравшийся поручить ему роспись «Воскресение» для алтарной стены Сикстинской капеллы, умер на второй день после приезда художника.

Новый папа Павел III предложил Микеланджело должность главного архитектора и живописца Ватикана, и художник с благодарностью принял это почётное предложение. Папа Павел решил воплотить в жизнь благородное намерение своего предшественника и завершить живописное украшение Сикстинской капеллы. Но он выбрал тему Страшного суда на алтарной стене, а на противоположной над входом - «Падение Люцифера». Из этих двух грандиозных фресок исполнена была только первая - «Страшный суд».

Прежде алтарная стена Сикстинской капеллы была расписана фресками Пьетро Перуджино на темы «Нахождение Моисея» и «Рождение Христа», которые известны нам только в описаниях. Чтобы дать простор новой фреске, пришлось уничтожить не только их, но и росписи Микеланджело в люнетах алтарной стены. Кроме того, замуровали два огромных стрельчатых окна, что изменило и освещение, и восприятие других работ. И теперь на этом месте Микеланджело предстояло воссоздать Страшный суд - фреску, ставшую последним великим произведением эпохи Возрождения и предвестником нового стиля Рима - барокко.

Это последнее произведение великой эпохи собирался создать её последний великий мастер: к тому времени давно ушли из жизни его главные коллеги-соперники Леонардо да Винчи и Рафаэль.

Молодое поколение боготворило Микеланджело, но это не могло вывести его из глубокой депрессии: ведь он был свидетелем медленного угасания эпохи гениев-гуманистов, вера которых рассыпалась в прах. На смену ей пришла новая идеология и новое искусство. События того времени, особенно усиление протестантизма и губительное действие Реформации - усиливали эмоциональную интоксикацию Микеланджело. К тому же, у художника были серьёзные проблемы со здоровьем: он страдал от артрита, мигрени, невралгии, у него болели зубы. В свои 60 лет он выглядел сгорбленным и усталым стариком. В такой обстановке и в таком состоянии Микеланджело приступил к созданию рассказа о последней трагедии человечества - Страшном суде. Фреска, на создание которой Микеланджело потратил около шести лет напряжённого труда, поражает своей монументальностью. На росписи размером около 200 кв. м (1370х1220 см) изображено четыреста фигур в разных, и никогда не повторяющихся, позах. Этот мир разнообразных движений отражает весь спектр человеческих чувств.

Сама тема Страшного суда в религии призвана воплощать торжество справедливости над злом. Но Микеланджело отказался от утверждающей идеи Страшного суда и представил религиозную тему как человеческую трагедию космического масштаба, когда Второе пришествие Христа стало днём гнева и ужаса, борьбы страстей и безнадёжного отчаяния.

В этой грандиозной фреске нет образов жизнеутверждающей силы, художник показывает человека бессильным перед лицом судьбы. Если фрески плафона посвящены первым дням творения и проникнуты верой в человека, то «Страшный суд» несёт идею крушения мира и возмездия за содеянное. Микеланджело удалось решить сложную задачу - объединить в одном ансамбле роспись потолка, представляющую собой сложную систему композиций и образов, с громадной композицией «Страшного суда» на алтарной стене таким образом, что они не мешают восприятию каждой. У Микеланджело решение темы Страшного суда отличается от традиционного: изображён не момент свершения Суда, когда праведники уже отделены от грешников, а его начало. Но при этом он сохранил важнейший элемент иконографии, разделив пространство фрески на два плана - небесный (с Христом, Богоматерью и святыми) и земной, со сценами воскрешения мёртвых и делением их на праведников и грешников.

Нетрадиционен и облик безбородого юного Христа, олицетворяющего Высший суд. Он восходит к раннехристианскому типу Христа Эммануила и совершенно свободен от признаков условной религиозной иерархии. Никто до Микеланджело не осмеливался нарушить древние Византийские каноны изображения Христа.

Центром композиции «Страшного суда» является единственно устойчивая фигура Христа, не поддающаяся движению действующих лиц. Христос Микеланджело - не милосердный защитник, а карающий Владыка. Его лицо беспристрастно, а проклинающий жест руки может истолковываться только как жест возмездия. Этим карающим жестом Христос приводит в действие медленное, но неумолимое круговое движение, которое вовлекает в свой поток и праведников, и грешников, и ангелов, и святых, не отличимых друг от друга. Эта внешняя сила, увлекающая фигуры и которой они не могут противостоять, так велика, что персонажи утрачивают свою красоту, гармония лишений нарушена преувеличенно мощными мышцами и телами, их резкие жесты полны отчаяния.

Сострадательная подавленная происходящим Мария в смятении отвернулась, не в силах помочь людям. Христа и Марию окружают фигуры святых, обретших спасение, апостолов и пророков, среди которых выделяются: Адам, как зачинатель человеческого рода и Святой Пётр как основатель христианской религии. В руках у мучеников орудия для пыток - символы страданий, перенесенных ими за веру: Святой Себастьян со стрелами, Святой Лаврентий с железной решёткой, на которой был сожжён.

У левой ноги Христа Микеланджело поместил Святого Варфоломея, который держит в руке кожу, заживо содранную с него гонителями первых христиан. Своё эмоциональное состояние и личное отношение к воплощаемой теме Микеланджело передал очень смело и необычно, придав искажённому страданием лицу на содранной коже Святого Варфоломея собственные черты.

Над Христом слева бескрылые ангелы (что было новым для традиционной иконографии) опрокидывают крест - символ мученичества и унижения, а справа повергают колонну - символ переходящей земной власти.

У ног Христа семь трубящих ангелов, описанным евангелистом Святым Иоанном, возвещают о начале страшного суда, два ангела держат в руках книгу жизней, где записаны все дела человеческие.

Вся фреска наполнена движением: спасённая душа поднимается в рай по гирлянде из роз. Мёртвые встают из земли, снова получая свои кости и плоть из той же земли, и идут с надеждой и страхом на суд Божий. Те, у кого грехов мало, поднимаются легко и свободно, а сильные духом помогают подняться тем, кому нужна поддержка.

С продолжением - Божественный Микеланджело. Фреска Сикстинской капеллы “Страшный суд”. Часть II . Фото и описание фрагментов фрески Сикстинской капеллы “Страшный суд” - вы можете ознакомиться

На фреске Микеланджело «Страшный суд» возмездие настигает не только грешников, но и тех, кто раздражал живописца

Фреска «Страшный суд»
13,7 м х 12,2 м 1536–1541
Находится в Сикстинской капелле в Ватикане

Легко и радостно творилось бы художнику, когда б не нетерпеливый заказчик. Микеланджело, всегда предпочитавший скульптуру живописи, стремился первым делом закончить гробницу римского папы Юлия II, но новый понтифик Павел III настаивал, чтобы мастер как можно скорее принялся за фреску с изображением Страшного суда для Сикстинской капеллы. Художник помнил, как более двадцати лет назад проклинал все на свете, когда расписывал в том же помещении потолок, балансируя на шатких лесах в неудобной позе, отчего нестерпимо болела спина. И вот опять то же самое…

Однако заказчик - это полбеды, следом приходят критики. Не успел Микеланджело закончить роспись, как посыпались нарекания: дескать, обнаженным телам не место на фресках часовни. Между тем, по мнению искусствоведа Марши Холл, художник следовал догме, что в конце времен живые и воскресшие из мертвых получат нетленные духовные тела.

Хуже критиков только официальная цензура. На Тридентском соборе 1545–1563 годов церковные иерархи осудили вольности в религиозной живописи. «Страшный суд» Микеланджело даже хотели уничтожить. Сразу же после его смерти тела на фреске начали «прикрывать» написанными поверх драпировками. С цензурой Микеланджело ничего поделать не мог, но кое-кому из недоброжелателей «дать сдачи» на свой манер все же успел.


1. Христос. Безбородый, атлетически сложенный, он похож на древнегреческую статую - за неканоничность Микеланджело тоже критиковали современники, однако античная красота всегда была для художника божественным идеалом. Возможно, сам сюжет о Христе, раздающем грешникам заслуженные кары, навел Микеланджело на мысль наказать собственных обидчиков прямо на фреске.


2. Святая Екатерина Александрийская . С нее началось «одевание» фигур на фреске. В 1565 году ученику Микеланджело Даниеле да Вольтерра поручили прикрыть наготу девы и изменить позу стоящего за ней святого Власия. Вольтерра «отомстило» общественное мнение: с тех пор его прозвали Il Braghettone - «рисовальщик штанов».


3. Минос . Живописец позаимствовал этот образ из «Божественной комедии» Данте Алигьери. Художник нарочно придал демону портретное сходство со своим первым хулителем, папским церемониймейстером Бьяджо да Чезена. Тот заявил Павлу III, что эта фреска с непристойно обнаженными телами годится не для капеллы понтифика, а разве что для общественных бань.


4. Святой Варфоломей . По мнению некоторых исследователей, персонаж, в качестве атрибутов держащий нож и человеческую кожу с портретом Микеланджело, неслучайно внешне похож на философа Пьетро Аретино. Пока художник работал над фреской, мыслитель докучал ему, пытаясь навязать собственную трактовку сюжета. Уже после того как «Страшный суд» был готов, Аретино присоединился к травле Микеланджело за «обнаженку», несмотря на то что сам сочинял порнографические сонеты.


5. Апостол Петр . Он держит ключи от врат неба и ада - символ делегированных Богом святому Петру и его преемникам, папам римским, полномочий. У Микеланджело нагой, лишенный регалий апостол возвращает ключи Христу. Это намек понтификам, что их власть преходяща и на самом деле им не принадлежит. Некоторые искусствоведы считают, что художник придал Петру черты Павла III.


6. Автопортрет . Считается, что свое искаженное страданиями лицо Микеланджело изобразил на содранной коже святого Варфоломея в качестве немого упрека всем повинным в душевных и физических мучениях художника.


7. Юноша . Историк искусства Фабрицио Манчинелли предположил, что Микеланджело изобразил здесь своего ученика Франческо Амадори по прозвищу Урбино. Художник «задвинул» его за спину святого Варфоломея, возможно, досадуя, что участки фрески, выполненные недостаточно талантливым подручным, делают ее несовершенной.

Художник
Микеланджело Буонарроти

1475 - родился в Капрезе (ныне Капрезе-Микеланджело, Тоскана) в семье чиновника.
1487–1489 - был учеником знаменитого флорентийского живописца Доменико Гирландайо; тогда, вероятно, получил первый опыт фресковой живописи.
1490–1492 - изучал ваяние под руководством мастера Бертольдо ди Джованни.
1496 - впервые прибыл в Рим.
1508–1512 - раcписал по заказу папы Юлия II потолок Сикстинской капеллы, в том числе создал знаменитую фреску «Сотворение Адама».
1513–1515 - создал статую «Моисей» для гробницы Юлия II.
1534 - окончательно переселился из Флоренции в Рим.
1547 - был назначен главным архитектором строящегося нового собора Святого Петра.
1564 - умер от лихорадки в Риме. Согласно воле художника, похоронен во Флоренции, в церкви Санта-Кроче.

Фото: ALAMY / LEGION-MEDIA , DIOMEDIA, BRIDGEMAN (X2) / FOTODOM.RU

Сикстинская Капелла, Страшный суд


Художник вновь призван к ватиканскому двору. Новое предложение заманчиво и грандиозно: создать на алтарной стене Сикстинской капеллы фреску «Страшный суд», день «божьего гнева», который предсказывали пророки и сивиллы. На этой стене, правда, уже есть фрески Перуджино, но ими пожертвуют, чтобы очистить место для нового шедевра Микеланджело.
В 1534 году, почти через четверть века после окончания росписи сикстинского плафона, скульптор приступает к работе над одной из самых грандиозных фресок за всю историю мировой живописи. Когда Микеланджело свыкся с мыслью, что все-таки придется писать фреску, когда очутился наедине с гигантской белой стеной, в которую должен был вдохнуть жизнь, он принялся за работу, хотя в то время был уже далеко не молод. В свои 60 лет он выглядел дряхлым стариком - сморщившимся, сгорбленным, усталым. У него ломило суставы, болели зубы, донимали мигрени и невралгия.
На этот раз мастер работает над гигантской фреской (200 кв.м) совсем один, без помощников. Работает как хорошо отлаженный часовой механизм. Пять лет, день за днем, Микеланджело выходит на заре из дома на одной из грязных улочек Рима, доезжает верхом до Ватикана и поздней ночью возвращается обратно. Он живет по-прежнему как аскет и бедняк, хотя к тому времени папа Павел III сделал его первым архитектором, скульптором и художником Ватикана и назначил ему высокое жалование. Однако самый знаменитый и высокооплачиваемый мастер своего времени не изменил даже такой привычке - свое платье он изнашивает до лохмотьев.
В своей знаменитой фреске Микеланджело решительно порывает с традицией. И первое нарушение состоит в том, что Страшный суд предстает здесь на алтарной (восточной!!!) стене вместо западной, как это всегда было. Правда, таково было указание самого папы.
При работе над сводом капеллы Микеланджело проявил себя как новатор во фресковой живописи. Совершенно новыми, неожиданными и смелыми были приемы его работы. Он сам изобретал новые краски. Он делает стену фрески немного наклонной к полу; благодаря этому картину и лучше видно и на нее меньше садится пыль. 400 фигур (высотой до 2,5 м каждая) задумано Микеланджело для композиции «Страшного суда». И вот они постепенно обретают форму, заполняя все пространство фрески.
Как отличается новое творение мастера от созданного 30 лет назад! Тогда - взрыв цвета, богатство оттенков розового при изображении человеческого тела. Теперь - скупой колорит, приглушенные тона… Но еще мощнее стал творческий гений художника!
Из библейских текстов программой для Микеланджело служил фрагмент из Евангелия от Матфея: «Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их».
Христос у Микеланджело - молодой, безбородый и обнаженный - предстает скорее в образе античного бога, похожего на Юпитера. Концепция «Христос - Юпитер» была известна Данте.
Средневековые «Страшные суды» являли собой твердо установленную иерархию Земли, Неба и Преисподней, в которой все фигуры, даже те, что являются на Суд воскресшими, предстают традиционно одетыми согласно их социальному положению. Христос, Дева Мария, апостолы - все они изображались на тронах на небесах. Микеланджело же изображает общую сцену без престолов, без знаков отличий статусов, с обнаженными фигурами.
На фреске Микеланджело изобразил действительно страшный суд, куда грозный судья вызвал для возмездия и живых и мертвых. Вазари пишет: «В центре восседает Христос. Ликом грозным и непреклонным повернулся он к грешникам, проклиная их, к великому ужасу мадонны, которая, съежившись в своем плаще, слышит и видит всю эту погибель». Читая эти слова человека XVI столетия, не мешает вспомнить, что, согласно представлениям того времени, мадонна была заступницей. В смятении отвернулась она, не в силах ничего сделать для спасения человечества. Не милость и не снисхождение господствуют здесь, а страшный и неумолимый закон возмездия. Не легко разобраться в композиции этой гигантской фрески, в толпах обнаженных атлетически сложенных людей в причудливых позах и ракурсах.

Верх фрески с двух сторон под арками свода занят равными по размеру изображениями, как бы поднятыми ураганом на облака. Это - все орудия страстей (пыток) Иисуса Христа (знак жертвы Христа, которую он принёс во имя спасения человечества).
Слева мы видим крест (символ мученичества и унижения), на котором он был распят, справа - колонна (символ переходящей земной власти), возле которой его бичевали. Вокруг них несколько свободно парящих обнаженных фигур, поддерживающих в воздухе губку, гвозди и венец.



Центром всей композиции является фигура Христа (судии) с поднятой правой рукой. Рядом с ним - поникшая и скорбная Mадонна. Сострадательная, словно подавленная происходящим, Мадонна отворачивается, ей по-матерински близки людские горести. Вокруг них - могучие фигуры, образующие подобие венца или короны (толпа проповедников, пророков, патриархов, сивилл, героев Ветхого Завета, мучеников и святых).



Справа от Христа мы видим гигантскую фигуру апостола Петра с золотым и серебряным ключами (он является основателем христианской церкви в Риме). Рядом с ним изображен апостол Павел.



Справа от апостолов - мученики с орудиями их пыток (символами страданий, перенесенных ими за веру): Андрей с крестом, Себастьян со стрелами в руке - по легенде, стрелы метали в него римские императорские гвардейцы-язычники, Екатерина с зубчатым колесом - между двумя такими колесами с шипами святая была, по легенде, разорвана по указу римского префекта в Александрии (современный Египет), Лаврентий с решеткой, на которой он был заживо изжарен по приговору Римского суда в языческом Риме, столице империи; с железной решеткой...



Одна деталь «Страшного суда» свидетельствует о мрачном настроении мастера в тот период. У левой ноги Христа находится фигура Святого Варфоломея, держащего в одной руке скребок, а в другой - собственную кожу (он принял мученическую смерть, с него живьем содрали кожу). Черты лица святого напоминают Пьетро Аретино, который страстно нападал на Микеланджело из-за того, что считал неприличной его трактовку религиозного сюжета. Лицо на снятой коже Святого Варфоломея - автопортрет самого художника.

По левую сторону от Христа выделяется такая же гигантская фигура, как и Петр. Обычно ее называют Адамом (зачинателя рода людского). Вокруг нее также расположены фигуры праведников. В группе праведников собраны жеские святые, мученицы и сивиллы, важнейшие женские персонажи Ветхого Завета. Огромная фигура, защищающая коленопреклоненную девушку обычно считают Евой. Она выделяется своей человечностью и трогательностью; к ее коленям в поисках спасения припала молоденькая девушка.



Низ фрески в свою очередь разделён на пять частей: в центре ангелы с трубами и книгами возвещают Страшный суд; слева внизу представлено воскрешение мертвых, вверху - вознесение праведников; справа вверху - захват грешников дьяволами, внизу - ад.
Под центральной группой - облако с ангелами, описанными евангелистом Иоанном. Семь ангелов трубят в трубы Апокалипсиса, призывая на суд, а два ангела поддерживают в руках книги жизней (книги добрых и злых дел) с именами тех, кто обрел вечное спасение, и тех, кто обречен на муки ада. Звуками труб ангелы пробуждают мертвых.



Слева от облака с ангелами внизу изображена земля с выходящими из могил покойниками. Одни из них - только скелеты, кости других начали покрываться плотью, третьи (праведники) уже возносятся к небесам. Им помогают подняться ангелы и праведники.



Справа от облака с ангелами - низвергаемые в ад осужденные, их тащут за собой дьяволы. Бескрылые ангелы кулаками загоняют грешников в ад. Большое впечатление производит грешник, которого черти тянут за ноги; закрыв рукой один глаз, он другим глазом, полным отчаяния м ужаса, смотрит на происходящее вокруг.




В центре вход в чистилище, где несколько демонов с нетерпением ожидают новых грешников.
В глубине зияет адская бездна. В группе низвергаемых грешников выделяется летящая головой вниз фигура с ключами, являющимися, как известно, символом папской власти. В этой фигуре усматривали папу Николая III, который ввел симонию (продажу церковных должностей).
Низ фрески справа занят изображением ада. Здесь помещена темная фигура перевозчика через адскую реку, Харона, он свирепо изгоняет из своей ладьи в ад ударами весла осужденных на вечные муки. На эту впечатляющую сцену Микеланджело вдохновили строфы дантовской «Божественной комедии»:

Нагие души жались у реки,
Вняв приговор, не знающий изъятья;
Стуча зубами, бледны от тоски,
Они кричали господу проклятья...
А бес Харон сзывает стаю грешных,
Вращая взор, как уголья в золе,
И гонит их, и бьет веслом неспешных.
(Перевод М. Лозинского)

Несмотря на фантастичность сюжета, и здесь сказался глубокий реализм искусства Микеланджело, хорошо подмеченный Суриковым. Он писал: «Я не могу забыть превосходной группировки на лодке в нижней части картины «Страшный суд». Это совершенно натурально, цело, крепко, точь-в-точь, как это бывает в действительности».
Черти в радостном исступлении волокут голые тела гордецов, еретиков, предателей... мужчины и женщины бросаются в бездонную пропасть.
Прибытие грешников в Ад. Здесь правит устрашающий Минос. Тяжесть вины грешников он указывает движением хвоста - это число адских кругов, назначенных им в наказание.
Минос изображен в самом углу справа. Судья душ с ослиными ушами (символ невежества) и обвивающей его змеей. В Миносе современники видели портрет папского церемониймейстера, и вот что рассказывает по этому поводу Вазари:

«Уже закончил Микеланджело свое произведение больше чем на три четверти, когда явился взглянуть на него папа Павел; вместе с ним пришел мессер Бьяджо да Чезена, церемониймейстер, который на вопрос, как он находит это произведение, разразился бранью: «Полное бесстыдство изображать в столь священном месте голых людей, которые, не стыдясь, показывают свои срамные части; такое произведение годится для бань и кабаков, а не для папской капеллы».
Обычно острый на язык, на этот раз Микеланджело смолчал, и все же отомстил ханже со свойственным ему юмором: он изобразил почтенного прелата в аду, в виде Миноса, с большой змеей, обвившейся вокруг его ног, среди кучи дьяволов. Сколько ни просил мессер Бьяджо да Чезена папу и художника уничтожить это изображение последний сохранил его, так что и сейчас можно его видеть».

За фигурами Адама и Святого Петра, стоящими по обе стороны от Христа, видны две ползущие на четвереньках фигуры. За Адамом, - голова седобородого старика в красном одеянии с капюшоном, похожая на Павла III, каким мы его знаем по портретам Тициана. За Петром, - голова пожилого мужчины в зеленых одеждах и с острым лисьим лицом, вероятно, Климента VII, портреты которого были исполнены Рафаэлем и Себастьяно дель Пьомбо. Среди толп, изображенных Микеланджело, были найдены также возможные портреты Данте, Беатриче, Виттории Колонна и некоторых других его современников.

«Страшный суд» вызвал у многих восхищение и … яростную критику некоторых.
Рассказ Вазари про слова, произнесенные Бьяджо да Чезена, не выдумка: по повелению папы еще при жизни Микеланджело (в начале 1564 года, через 20 лет после создания фрески) другим художникам предписано было пририсовать в «Страшном суде» драпировки так, чтобы они прикрыли наготу. Живописцу Даниеле да Вольтерра, взявшему на себя эту задачу, современники дали презрительную кличку «брачетоне» (от «bracca» - штаны, буквально «исподнишник»), с которой он и ходил до самой смерти. Но фреске был нанесен, конечно, большой ущерб. Но великому художнику увидеть это уже не довелось: он умер, немного не дожив до 96 лет.
Следует вспомнить также, что в 1590 году папа Климент VIII предполагал вообще сбить весь «Страшный суд», так как сделанных покрывал ему было недостаточно. К счастью, этот варварский проект не был осуществлен: живописцы из римской Академии Святого Луки сумели отговорить папу.

Вот этот сонет наш маэстро написал в период работы над «Страшным судом».

Очам моим открылась благодать,
Когда они узрели огнь нетленный
И лик божественный и вдохновенный
Того, с кем горд в родстве я состоять.

Не будь мы Господу душой подстать,
Погрязли бы в никчемности презренной,
А нас пленяет красота Вселенной,
И тщимся тайну вечности познать.

Вам говорю, живущим лишь тщетою,
О, как недолог бренной жизни век,
Да и любви порывы быстротечны.

В союзе дружном разума с душою
Спасение обрящет человек, -
Те узы на земле и в небе вечны.

Слава Микеланджело превзошла любые ожидания. Сразу же после освящения фрески «Страшный суд» в Сикстинскую капеллу, устремились паломники со всей Италии и даже из-за границы. «И это в нашем искусстве служит примером великой живописи, ниспосланной богом земнородным, дабы видели они, как рок руководит спустившимися на землю умами высшего порядка, впитавшими в себя благодать и божественную мудрость» (Вазари).

На BlogoItaliano мы неоднократно рассказывали о Сикстинской капелле в Ватикане и ее значении для мировой культуры. Для нового рассказа есть достойный повод. В конце 2014 года в Капелле прошла презентация светодиодной системы освещения, благодаря которой посетители смогут увидеть шедевры Ренессанса в буквальном смысле слова в новом ракурсе. Поэтому мы решили вернуться к Сикстинской Капелле и тоже взглянуть на нее по-новому.

Сикстинская капелла, как и множество иных зданий в Риме, появилась благодаря папе Сиксту IV (Франческо делла Ровере).

Сикстинская капелла в Ватикане: первоначальный вид

Прообразом для ее строительства в 1473-81 гг., а точнее, реконструкции существовавшей с конца XIV в. часовни Апостольского дворца, послужили античные храмы, в том числе и знаменитый Храм Соломона. Автором проекта стал Бартоломео Понтелли, бывший в то время одним из ведущих архитекторов Рима.

Сикстинская капелла более напоминает храм, чем домовую часовню

По своим размерам – 40,93 м в длину, 13,41 м в ширину и 20,70 м в высоту – действительно более напоминает полноценный храм, чем домовую часовню. К ее росписи были привлечены Боттичелли, Гирландайо, Пинтуриккьо, Перуджино и Росселли – лучшие художники того времени. Приглашение в Ватикан именитых флорентийских живописцев имело и политический контекст: после заговора Пацци 1478 г. папа желал примириться с Медичи.

Цокольный уровень был украшен росписями, имитирующими гобеленовые драпировки. Южная стена иллюстрирует ветхозаветную историю Моисея, северная – сцены из Нового Завета. На росписях над входом в Сикстинскую капеллу были изображены финальные эпизоды – «Спор о теле Моисеевом» и «Воскресение» (утрачены в 1522 г. и переписаны в 70-х гг. XVI в.).

Алтарная стена была отдана сюжетам «Нахождение Моисея» и «Рождество Христово», над которыми работал Перуджино. Эти росписи были уничтожены в 30-х гг. XVI в., и сейчас на их месте находится «Страшный суд» Микеланджело.

В росписи капеллы участвовали лучшие художники эпохи Возрождения

Несмотря на то, что в капелле трудились разные художники, все фрески, созданные к 1482 г., были выдержаны в единой стилистике, характерной для храмовых росписей: многофигурность, традиционное цветовое и композиционное решение, обилие позолоты.

Над сюжетными фресками были помещены изображения святых пап, а потолок представлял собой темно-голубой шатер с золотыми звездами, символизирующий небесный свод (работа Пьерматтео д’Амелия).

Не исключено, что Сикстинская капелла в Ватикане так бы и оставалась ценным, но, в целом, заурядным для Италии памятником, если бы за ее переустройство не взялся папа Юлий II, он же Джулиано делла Ровере, племянник Сикста IV.

Микеланджело и 57 эпизодов Высокого Возрождения

Реконструкция относительно новой часовни потребовалась по вполне утилитарным соображениям. В 1504 г., в ходе раскопок в Ватикане, производимых перед строительством , зыбкие почвы Вечного города не выдержали, и Сикстинская капелла «поплыла».

Ее южная стена накренилась, а потолок был обезображен огромной трещиной. Архитектор собора Браманте смог остановить дальнейшее разрушение капеллы, но росписи сводов были безнадежно испорчены.

Для создания новых потолочных фресок был приглашен Микеланджело. Нельзя сказать, чтобы этот заказ его обрадовал, тем более у него почти не было опыта по части фресковой живописи, но щедрая оплата смогла смягчить его сердце. Кроме того, Микеланджело воспринял эту работу как своеобразный вызов ему как творцу и изобретателю.

Фреска Перуджино "Передача ключей" (1481–1482)

На протяжении 1508-12 гг. он создал 57 фресок. 9 больших фрагментов, расположенных по центру свода от входа до алтарной стены, иллюстрируют Книгу Бытия – от Сотворения мира до Всемирного потопа. Они сгруппированы по принципу триптиха: центральные эпизоды рассказывают об основных событиях (сотворение Адама и Евы и Изгнание), боковые – дополняют рассказ.

Иллюзию рельефности росписей создает сложная игра света и тени на архитектурных элементах свода, на которых изображены библейские сцены и отдельные фигуры сивилл и пророков. Чтобы в полной мере оценить мастерство гения, нужно постоянно перемещаться по залу, а не находиться в одной точке.

Причиной появления в католическом храме языческих и ветхозаветных сюжетов, а не, как планировалось изначально, фигур Апостолов, стала благосклонность папы Юлия II к ренессансной идее о преемственности античного и христианского миров.

Святой пророк Захария - отец Иоанна Крестителя.

Над входом в Сикстинскую капеллу, где должна была находиться фигура Иисуса, Микеланджело изобразил пророка Захарию. Желая избежать папского гнева, мастер наделил пророка чертами Юлия II и обрядил в мантию цветов дома делла Ровере – голубого и золотого. Но если присмотреться к фигуркам ангелочков за плечом Захарии, можно разглядеть, как один из малышей показывает зрителям кукиш.

Впрочем, современные интерпретаторы заходят еще дальше и приписывают Микеланджело более скабрезные штучки, находя в складках одеяний на фреске «Сотворение солнца, луны и планет» изображения детородных органов мужчины и женщины.

Сикстинская капелла в Ватикане: «Страшный суд»

Алтарная стена – это огромная фреска Микеланджело, изображающая Страшный суд (1536-41 гг.). Сюжет вполне традиционный для храмовых росписей, но абсолютно необычный по исполнению.

Средневековые каноны предписывали подчеркивать иерархию персонажей различным масштабом фигур, расположенных строго на разных уровнях. Фреска Микеланджело, которой славится Сикстинская капелла, в этом отношении крайне реалистична: и грешники, и праведники равны перед лицом Господа.

Необычна и центральная фигура Христа, вершащего Страшный суд. Это не бородатый чуть ли не старец с изможденным лицом, а мускулистый гладко выбритый юноша, который вот-вот встанет и жестом правой руки приведет в движение весь сонм душ.

Динамизм фреске придает и напряженная борьба ангелов, буквально вырывающих спасенные души, и дьяволов, спешащих опрокинуть порочные души в ад.

«Страшный Суд» на алтарной стене капеллы

В верхней части «Страшного суда» изображены ангелы, по традиции несущие орудия Страстей Христовых – колонну, крест и терновый венец. Однако чтобы подчеркнуть не физическую, но духовную тяжесть этих орудий, Микеланджело изобразил ангелов бескрылыми. Лодка Харона, перевозящая обреченных на вечные муки (нижний правый угол фрески) – дань почтения Данте и его «Божественной комедии».

В ад в образе Миноса, которому змей откусывает детородный орган, Микеланджело поместил Бьяджо де Чезену, папского церемониймейстера, возмущенного обилием обнаженных фигур. По легенде, Чезена обратился за защитой к Павлу III, прося уничтожить столь позорное изображение, но у папы тоже было чувство юмора, и несчастный церемониймейстер получил ответ: «Ад находится вне папской юрисдикции».

Тем не менее уже в 1555 году, по приказу Павла IV, Даниэле да Вольтерра как следует прикрыл срамные места, за что и получил прозвище «порточник».

"Сотворение светил" (да будут светила на тверди небесной…)

Есть на фреске «Страшный суд» и предполагаемый автопортрет Микеланджело, но тоже довольно своеобразный. У левой ноги Христа восседает Святой Варфоломей, держащий в руках нож и содранную кожу. В образе святого запечатлен Пьетро Аретино, обвинивший мастера в ереси, что в те времена было равнозначно смертному приговору, а на коже угадываются черты лица самого Микеланджело.

Искусство Италии 16-го века
Фреска Микеланджело Буонарроти «Страшный Суд». Размер росписи 1370 x 1220 см. Крупнейшим живописным произведением Микеланджело периода второй четверти 16 столетия был «Страшный суд» – огромная фреска на алтарной стене Сикстинской капеллы. Религиозную тему Микеланджело воплощает как человеческую трагедию космического масштаба. Грандиозная лавина могучих человеческих тел – возносимых праведников и низвергаемых в бездну грешников, творящий суд Христос, подобно громовержцу обрушивающий проклятье на существующее в мире зло, полные гнева святые-мученики, которые, указывая на орудия своих мучений, требуют возмездия для грешников,– все это еще полно мятежного духа. Но хотя сама тема страшного суда призвана воплощать торжество справедливости над злом, фреска не несет в себе утверждающей идеи – напротив, она воспринимается как образ трагической катастрофы, как воплощение идеи крушения мира. Люди, несмотря на их преувеличенно мощные тела, – лишь жертвы возносящего и низвергающего их вихря. Недаром в композиции встречаются такие полные устрашающего отчаяния образы, как святой Варфоломей, держащий в руке кожу, содранную с него мучителями, на которой вместо лица святого Микеланджело изобразил в виде искаженной маски свое собственное лицо.

Композиционное решение фрески, в котором, в противовес ясной архитектонической организации, подчеркнуто стихийное начало, находится в единстве с идейным замыслом. Доминировавший прежде у Микеланджело индивидуальный образ ныне оказывается захваченным общим человеческим потоком, и в этом художник делает шаг вперед в сравнении с замкнутостью самодовлеющего индивидуального образа в искусстве Высокого Ренессанса. Но, в отличие от венецианских мастеров позднего Возрождения, Микеланджело еще не достигает той степени взаимосвязи между людьми, когда возникает образ единого человеческого коллектива, и трагическое звучание образов «Страшного суда» от этого только усиливается. Ново для живописи Микеланджело Буонарроти и отношение к колориту, который приобрел у него здесь несравненно большую, нежели прежде, образную активность. Уже само сопоставление обнаженных тел с фосфоресцирующим пепельно-синим тоном неба вносит во фреску ощущение драматической напряженности.

Примечание. Над фреской «Страшный Суд» художник Микеланджело поместил образ ветхозаветного библейского пророка Ионы, который к религиозной теме апокалипсиса имеет некоторое аллегорическое отношение. Экстатическая фигура Ионы расположена над алтарем и под сценой первого дня творения, к которой обращен его взор. Иона является провозвестником Воскресения и вечной жизни, ибо он, подобно Христу, проведшему три дня в гробнице перед вознесением на небо, провел три дня во чреве кита, а затем был возвращен к жизни. Через участие в мессе у алтарной стены Сикстинской капеллы с грандиозной фреской «Страшный Суд» верующие причащались к тайне обещанного Христом спасения.