Византийская культура как наследница античных традиций. Территория Византии и особенности экономики

Византия существовала с 395 по 1453 г. История ее возникновения такова. В 330 г. на месте древнегреческого поселения Византия была основана новая столица Римской империи Константинополь, названная по имени императора Константина. В 395 г. империя распалась на две части — Западную и Восточную, и последняя — Восточная Римская империя — впоследствии стала именоваться Византией. причем уже после того, как сама империя перестала существовать. Такое название ей дали европейские мыслители Нового времени с намерением отлучить Византию от связей с греко-римской культурой, включить ее целиком в «темное Средневековье» восточного типа.

Однако сами византийцы не согласились бы с подобной точкой зрения. Они называли себя «ромеями», т.е. римлянами, а свою столицу Константинополь — «вторым Римом», имея на то полное основание.

Византия стала достойной наследницей античной культуры. Она успешно продолжила дальнейшее развитие лучших достижений римской цивилизации. Новая столица — Константинополь — ревниво и не без успеха соперничала с Римом, довольно быстро став одним из красивейших городов того времени. Она имела большие площади, украшенные триумфальными колоннами со статуями императоров, прекрасные храмы и церкви, грандиозные акведуки, великолепные термы, внушительные оборонные сооружения. Наряду со столицей в Византии сложились многие другие культурные центры — Александрия. Антиохия, Никея. Равенна, Фессалоники.

Стала первой в полном смысле христианской культурой. Именно в Византии завершилось становление христианства, и оно впервые приобрело законченную, классическую форму в его ортодоксальной, или православной , версии. Огромную роль в этом сыграл Иоанн Дамаскин (ок. 675 г. — до 753 г.) — выдающийся богослов, философ и поэт, автор фундаментального фило- софско-теологического труда «Источник знания». Он завершил и систематизировал греческую патристику, гак называемое учение «отцов Церкви», благодаря чему христианство поднялось на уровень настоящей теории. Вся последующая теология в той или иной мере опирается на идеи и концепцию Иоанна Дамаскина. Он также является создателем церковных песнопений.

Огромный вклад в становление и утверждение православного христианства внес также Иоанн Златоуст (ок. 350-407 гг.) — выдающийся представитель искусства церковного красноречия, епископ Константинополя. Его проповеди, панегирики и псалмы пользовались огромным успехом. Он прославился как страстный обличитель всякой несправедливости, борец за осуществление аскетического идеала. Иоанн Златоуст ставил деятельное милосердие выше всяких чудес.

Продолжая и развивая теорию римского права, византийские ученые разработали собственную оригинальную концепцию, известную как византийское право. Его основой стала известная Кодификация Юстиниана (482-565) — византийского императора, который первым дал систематическое изложение нового права. Византийское право нашло применение во многих европейских и азиатских странах той эпохи.

В то же время византийская культура испытывала существенное влияние со стороны соседних восточных стран, особенно Ирана. Это влияние сказалось практически во всех областях общественной и культурной жизни. В целом же культура Византии явилась настоящим перекрестком западной и восточной культур, своеобразным мостом между Востоком и Западом.

Эволюция византийской культуры знала несколько взлетов и падений. Первый расцвет приходится на V-VI1 вв., когда в Византии завершился переход от рабовладения к феодальному строю. Возникший феодализм нес в себе как западные, так и восточные черты. В частности, от западноевропейского его отличала жесткая централизация государственной власти и налоговой системы, рост городов с их оживленной торговлей и ремеслом, отсутствие четкого сословно-классового деления общества. В VI в., при Юстиниане. Византия достигла наибольших территориальных размеров и стала могущественной средиземноморской державой.

В VI11-IX вв. Византия переживает смутные времена, отмеченные резким обострением социально-политических противоречий, источником которых была борьба за власть между столичной и провинциальной знатью. В этот период возникло движение иконоборчества, направленное против культа икон, объявленных пережитком идолопоклонства. К концу IX в. иконопочитание было вновь восстановлено.

X-XII вв. стали временем очередного подъема и расцвета Византии. Она устанавливает тесные связи с Киевской Русью. Роль христианства и Церкви в этот период значительно возрастает. В художественной культуре окончательно складывается зрелый средневековый стиль, главной чертой которого выступает спиритуализм.

XIII в. преподнес Византии самые тяжелые испытания, обусловленные прежде всего крестовыми походами. В 1204 г. крестоносцы взяли Константинополь. Столица была разграблена и разрушена, а сама Византия перестала существовать как самостоятельное государство. Только в 1261 г. императору Михаилу VIII удалось вновь восстановить и возродить Византийскую империю.

В XIV-XV вв. она переживает последний свой взлет и расцвет, что особенно ярко проявилось в художественной культуре. Однако взятие турецкими войсками в 1453 г. Константинополя означало конец Византии.

Наивысшими достижениями отмечена художественная культура Византии. Ее своеобразие состоит в том, что она сочетает в себе внешне несоединимые начала. С одной стороны, ей присущи избыточная роскошность и пышность, яркая зрелищность. С другой стороны, для нее характерны возвышенная торжественность, глубокая духовность и утонченный спиритуализм. Эти особенности в полной мере проявились в архитектуре византийских храмов и церквей.

Византийский храм существенно отличается от античного классическою храма. Последний выступал как обитель Бога, тогда как все обряды и празднества происходили снаружи, вокруг храма или на прилегающей площади. Поэтому главным в храме был не интерьер. а экстерьер, внешний его вид. Напротив, христианская церковь строится как место, где собираются верующие. Поэтому в ней на первый план выходит организация внутреннего пространства, хотя и внешний вид не теряет своего значения.

Именно в таком ключе построен храм св. Софии в Константинополе (532-537), ставший самым знаменитым памятником византийской архитектуры. Его авторами являются зодчие Анфимий и Исидор. Внешне он не выглядит слишком грандиозным, хотя его отличают строгость, стройность и великолепие форм. Однако внутри он кажется поистине необъятным. Эффект безграничного пространства создает прежде всего находящийся на высоте 55 м огромный купол диаметром 31 м, а также прилегающие к нему подкупола, расширяющие и без того огромное пространство.

Купол имеет 400 продольных окон, и когда солнечный свет заливает подкупольное пространство — он как бы парит в воздухе. Все это делает конструкцию удивительно легкой, изящной и свободной.

Внутри собора находится более 100 отделанных малахитом и порфиром колонн. Своды украшены мозаиками с символическим изображением креста, а стены облицованы ценнейшими породами мрамора и украшены мозаичными росписями, содержащими различные религиозные сюжеты и портретные изображения императоров и членов их семей.

Храм Софии стал редчайшим творением человеческого гения, подлинным шедевром не только византийского, но и мирового искусства. Храм примечателен еше и тем. что в нем органически объединены два основных типа конструкции: базиликальная и крестово- купольная.

Базилика представляет собой прямоугольное в плане здание, разделенное внутри рядами колонн натри, пять или больше продольных нефов, средний из которых обычно шире и выше боковых. Восточная сторона базилики заканчивается полукруглым выступом — апсидой, где помешается алтарь, а на западной стороне находится вход.

Крестово-купольная постройка в плане чаще всего является квадратной. Внутри она имеет четыре массивных столба, которые делят пространство на девять обрамленных арками ячеек и поддерживают находящийся в центре купол. Примыкающие к куполу полуцилиндрические своды образуют равноконечный крест. До IX в. преобладающим типом византийского храма была базилика, а затем — усложняющийся крестово — купольный.

Помимо Константинополя, большое число архитектурных памятников сосредоточено также в Равенне, городе на североитальянском побережье Адриатики. Здесь находится внушительный мавзолей Галлы Плацидии — византийской царицы V в. В Равенне стоит оригинальная восьмигранная церковь Сан-Витале (VI в.). Наконец, здесь также находится гробница великого Данте (XV в.).

Византийские зодчие успешно строили и вне пределов своей империи. Одной из ярких удач в этом плане стал собор Сан-Марко (св. Марка) в Венеции (XI в.), представляющий собой пятинефную базилику, в которую вписан равноконечный крест. Каждый из отрезков креста, перекрытый отдельным куполом, повторяет в обшей системе конструкции единую тему креста в квадрате. В центре собора находится самый большой купол. Внутри храм облицован мраморными плитами и украшен полихромной мозаикой.

В последний период существования Византии (X111-XV вв.) ее архитектура становится все более сложной. Грандиозные сооружения как бы распадаются на несколько небольших самостоятельных построек. При этом роль наружной декорации зданий возрастает. Характерным примером такого сооружения может служить монастырь Хора в Константинополе, перестроенный впоследствии в церковь Кахриз Джами.

Культура Византии славилась не только шедеврами архитектуры. Не менее успешно развивались и другие виды и жанры искусства — мозаика, фреска, иконопись, книжная миниатюра, литература. Особого выделения заслуживает прежде всего мозаика. Следует подчеркнуть, что в этом жанре искусства Византия не имеет себе равных. Византийские мастера знали все секреты изготовления смальты с чудесными свойствами, а также умели с помощью искусных приемов превращать исходное разноцветье в удивительно живописное целое. Благодаря этому они создали непревзойденные шедевры мозаики.

Прекрасные мозаики украшают храм Софии и другие упомянутые выше архитектурные памятники, из которых особого упоминания заслуживают усыпальницы Равенны, где основным сюжетом мозаики выступает Христос — Добрый Пастырь. Великолепные мозаики были в Церкви Успения в Никее, разрушенной войной в 1922 г. Редкие по красоте мозаики украшают Церковь Димитрия в Фессалониках.

К XI в. сложился законченный, классический стиль византийской мозаики. Он отличается строгой системой расположения сюжетов, иллюстрирующих и раскрывающих основные темы и догматы христианства. По этой системе в куполе храма помещается поясное изображение Христа Пантократора (Вседержителя), в алтаре-апсиде фигура Богоматери-Оранты, молящейся с воздетыми руками. По сторонам ог нее даются фигуры архангелов, а в нижнем ряду — апостолов. Именно в таком стиле исполнены многие мозаичные циклы XI-XI1 вв. как в самой Византии, так и за ее пределами.

Высокого уровня достигает в Византии иконопись . представляющая собой вид станковой культовой живописи. Период первого расцвета византийской иконописи приходится на Х-ХИ вв.. когда в иконе господствующее положение занимает изображение человеческой фигуры, а другие элементы — ландшафт и архитектурный фон — передаются весьма условно. К числу выдающихся образцов иконописи данного периода относится икона Григория Чудотворца (XII в.), которую отличает глубокая одухотворенность, тонкий рисунок и насыщенный цвет. Особо необходимо отметить икону Владимирской Богоматери (XII в.), которая стала на Руси главной иконой Русской православной церкви и остается ею вплоть до наших дней. Изображенная на ней Богоматерь с младенцем наделена проникновенным выражением и при всей своей святости и духовности наполнена глубокой человечностью и эмоциональностью.

Очередной и последний период расцвета иконописи приходится на XIV-XV вв., от которого сохранилось большое количество прекрасных икон. Как и вся живопись, иконопись данного периода претерпевает заметные изменения. Усложняется цветовая гамма, чему способствует использование полутонов. Усиливаются естественность и человечность изображаемых фигур, они становятся более легкими и подвижными, нередко изображаются в движении.

Выдающимся образцом подобной живописи является икона «Двенадцать апостолов» (XIV в.). Изображенные на ней апостолы предстают в разных позах и одеждах, они держатся свободно и раскованно, как бы беседуют между собой. Передние фигуры больше задних, их лица объемны благодаря использованию тонких бликов. В XV в. в иконописи усиливается графическое начало, иконы исполняются со штриховкой тонкими параллельными линиями. Ярким примером подобного стиля является икона «Сошествие Христа в ад» (XV в.).

Подобно архитектуре и мозаике, иконопись нашла широкое распространение за пределами Византии. Многие византийские мастера успешно трудились в славянских странах — Сербии, Болгарии, Руси. Один из них — великий Феофан Грек — создавал свои произведения в XIV в. на Руси. От него дошли до нас росписи в Церкви Спаса Преображения в Новгороде, а также иконы в Благовещенском соборе Московского Кремля.

В 1453 г. под натиском турок Византия папа, однако ее культура продолжает существовать и в наши дни. Она занимает достойное место в мировой культуре. Свой главный вклад в мировую духовную культуру Византия внесла прежде всего через утверждение и развитие православного христианства. Не менее значительным был также ее вклад в художественную культуру, в развитие архитектуры, мозаики, иконописи, литературы. Следует особо отметить ее благотворное влияние на становление и развитие .

Византийская культура – это культура периода европейского средневековья, которая сложилась после разделения Римской империи на Западную и Восточную. Она представляла собой наследие Древней Греции, одновременно впитала в себя многое из культур восточных народов, что населяли территорию Византии.

Византийская культура не имеет определенных территориальных и временных границ. Историки считают началом развития византийской культуры – период основания Константинополя в 330 году, завершение – захват империи османскими войсками. После 1456 года, когда империю уничтожили турки, традиции византийского искусства продолжали свое существование на Руси, в Сербии, Грузии, Болгарии. Наивысшей точки величия и могущества развитие византийской культуры достигло в IX столетие.

Развитие византийской культуры происходило в процессе эволюции византийского общества от античности до средневековья, борьбы языческой и христианской идеологий, в результате которой христианские традиции стали идеологической основой византийской культуры.

Особенности Византийской культуры

Византийская культура – это особенный, оригинальный и самобытный тип культуры. Самобытность ее состоит в том, что она очень отличается от средневековой культуры Европы особенными элементами восточных цивилизаций. Вместе с тем ей не были чужды детали мусульманской и античной культуры. Византийская культура ориентировала человека на идеальный, в какой – то степени иррациональный мир высшей истины. Это объясняется доминантной ролью религии в жизни византийского общества.

Такие особенности культуры не могли не повлиять на византийское искусство. Византийская культура подарила миру свой собственный художественный феномен. Основными отличиями византийского художественного стиля было то, что в нем не пытались воспроизвести отображение окружающего мира, а само художественное творчество не было средством самовыражения автора. Художники в первую очередь были своеобразными проводниками духовности. Они воплощали высший божественный мир на полотнах.

Влияние и роль Византийской культуры

Византийская культура оказала огромное влияние на культуру Киевской Руси. После крещения Руси, Византия стала в какой-то мере объектом для наследования. В том числе и Византийская культура была полностью позаимствована как основа в становлении собственной культуры. Нестор Летописец в « Повести временных лет» писал о визите князя Владимира в Константинополь. Князь был поражен красотой, величием и эстетическим наполнением византийских храмов и вернувшись домой, незамедлительно начал строительство таких же в Киевской Руси. Византийская культура подарила миру, и в частности Руси, искусство иконописи.

В истории европейской и мировой культуры византийская культура играла очень важную и заметную роль не только потому, что стала логическим историческим продолжением греко-римской античности, но и была своеобразным синтезом западной и восточной духовной основы. Она оказала решающее влияние на формирование и развитие культур стран южной и восточной Европы.

За многовековой период своей истории византийцы создали яркую и разно-образную культуру, которая стала своеобразным мостом между Античностью и Средневековьем. Этому способствовала система образования в стране.

Дети начинали учиться в 6-9-летнем возрасте. На протяжении двух-трёх лет они учились читать по церковным книгам, прежде всего по Святому Письму, а также знакомились с основами счёта и греческой грамматики. Школы были как государственными, так и частными. Продолжали обучение в средних школах, преимущественно в Константинополе. Из высших школ самой известной была Магнаврская, основанная в IX в. усилиями выдающегося учёного Льва Математика. Своё название она получила от зала Магнавра в императорском дворце, где рас-полагалась. Однако эта школа просуществовала всего несколько лет. Поэтому университета как такого в Византии не было.

Все науки объединялись под общим названием философия. Сюда причисляли богословие, математику, природоведение, этику, политику, правоведение, грамма-тику, риторику, логику, астрономию, музыку.

Развитие естественных наук, а также математики и астрономии, было подчинено потребностям практической жизни: ремесла, мореплавания, торговли, военного дела, сельского хозяйства. Значительных успехов достигли византийцы в меди-цине. Потребности медицины, а также ремесленного производства стимулировали развитие химии, об успехах которой свидетельствовало, в частности, изобретение византийцами «греческого огня».

В Византии из всех наук наибольшего расцвета достигла история. Выдающимся византийским историком считается Прокопий Кесарийский , который жил в VI в. и был участником многих воин и походов в период правления императора Юстиниана. Он прославлял императора, его победы в войнах и масштабное строительство. Но в найденном позже труде «Тайная история» Прокопий разоблачал ужасные поступки Юстиниана, его жены Феодоры и ближайшего окружения.

В XI-XII в. работали выдающиеся византийские историки Михаил Пселл, Анна Комнина, Никита Хониат и др.

В византийской литературе были распространены светские и церковные жанры. Самым популярным жанром церковной литературы были «жития святых». Для этих произведений характерно летальное описание жизни святых и мучеников, а также быта средневековой Византии. Материал с сайта

Самым значительным архитектурным памятником Византии стал храм Святой Софии (Премудрости Божьей) в Константинополе. Его сооружали в 532-537 гг. по приказу императора Юстиниана. Строительными работами руководили два выдающихся архитектора Исидор из Милета и Анфимий из Трал. Храм венчает огромный купол диаметром свыше 30 м. Сорок окон, прорезанных в основе купола и в стенах, наполняют храм Святой Софии светом. Внутри он поражает необычным великолепием и богатством. Храм украшен лучшими сортами мрамора, серебром, золотом, слоновой костью, драгоценными камнями. Современникам, поражённым красотой храма Святой Софии, казалось, будто это «дивное творение построено... не на камнях, а спущено на золотых цепях с высоты небес».

Большое признание снискала византийская живопись, прежде всего фрески , мозаики и иконы . Фрески (росписи на стенах) и мозаики (изображения, сложенные из разноцветных камней или стёкол) преимущественно украшали церковные храмы. Иконы живописное изображение на деревянных досках ликов Христа, Девы Марии и других святых можно было увидеть не только в церквях и монастырях, но и в жилищах византийцев.

Жития, житийная литература — рассказы о духовных и светских лицах, канонизованных христианской церковью.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

В период Средневековья особенно важно подчеркнуть роль Византии (IV - сер. XV вв.). Она оставалась единственной хранительницей эллинистических культурных традиций. Однако наследие поздней античности Византия существенно преобразовала, создав художественный стиль, уже целиком принадлежащий духу и букве Средневековья. Причем в средневековом европейском искусстве именно византийское было в наибольшей степени ортодоксально христианским.

В истории византийской культуры выделяются следующие периоды:

1-й период (IV - сер. VII вв.) -- Византия становится преемницей Римской империи. Происходит переход от античной к средневековой культуре. Протовизантийская культура этого периода носит еще городской характер, но постепенно центрами культурной жизни становятся монастыри. Становление христианского богословия происходит при сохранении достижений античной научной мысли.

2-й период (сер. VII - сер. IX вв.) -- происходит культурный спад, связанный с экономическим упадком, аграризацией городов и потерей ряда восточных провинций и культурных центров (Антиохии, Александрии). Центром промышленного развития, торговли, культурной жизни, "золотыми воротами" между Востоком и Западом для византийцев стал Константинополь.

3-й период (сер. Х-ХII вв.) - период идейной реакции, обусловленный экономическим и политическим упадком Византии. В 1204 г. крестоносцы в ходе 4-го крестового похода осуществили раздел Византии. Константинополь становится столицей нового государства - Латинской империи. Православное патриаршество заменяется католическим.

В мировой культуре византийской цивилизации принадлежит особое место. В течение всего тысячелетнего существования Византийская империя, вобравшая в себя наследие греко-римского мира и эллинистического Востока, представляла собой центр своеобразной и поистине блестящей культуры. Для византийской культуры характерны расцвет искусства, развитие научной и философской мысли, серьезные успехи в области образования. В период Х--ХI вв. в Константинополе получила распространение школа светских наук. Вплоть до XIII в. Византия по уровню развития образованности, по напряженности духовной жизни и красочному сверканию предметных форм культуры, несомненно, находилась впереди всех стран средневековой Европы.

Первые византийские концепции в сфере культуры и эстетики сформировались в IV-VI вв. Они представляли собой сплав идей эллинистического неоплатонизма и ранней средневековой патристики (Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Псевдо-Дионисий Ареопагит). Идеалом ранневизантийской культуры становится христианский Бог как источник "абсолютной красоты". В трудах Василия Кесарийского, Григория Назианзина и Григория Нисского, в речах Иоанна Златоуста закладывался фундамент средневекового христианского богословия и философии. В центре философских исканий находится понимание бытия как блага, что дает своеобразное оправдание космоса, а следовательно, мира и человека. В поздневизантийский период широчайшие познания прославленных философов, богословов, филологов, риторов - Георгий Гемист Плифон, Дмитрий Кидонис, Мануил Хрисолор, Виссарион Никейский и др. -- вызывали восхищение итальянских гуманистов. Многие из них стали учениками и последователями византийских ученых.

Качественно новым этапом в развитии византийской художественной культуры стали VIII - IX века. В этот период византийское общество переживало смутные времена, источником которых была борьба за власть между столичной и провинциальной знатью. Возникло движение иконоборчества, направленное против культа икон, объявленных пережитком идолопоклонства. В ходе своей борьбы как иконоборцы, так и иконопочитатели причинили огромный вред художественной культуре, уничтожив многочисленные памятники искусства. Однако эта же борьба сформировала новый тип видения мира - изысканную абстрактную символику с декоративной орнаментикой. В развитии художественного творчества оставила след борьба иконоборцев против чувственного, воспевающего человеческое тело и физическое совершенство, эллинистического искусства. Иконоборческие художественные представления проложили дорогу глубоко спиритуалистическому искусству X - XI вв. и подготовили победу возвышенной духовности и отвлеченного символизма во всех сферах византийской культуры последующих веков.

Особенности византийской культуры включают:

1) синтез западных и восточных элементов в различных сферах материальной и духовной жизни общества при господствующем положении греко-римских традиций;

2) сохранение в значительной степени традиций античной цивилизации;

3) Византийская империя в отличие от раздробленной средневековой Европы сохранила государственные политические доктрины, что наложило отпечаток на различные сферы культуры, а именно: при все возрастающем влиянии христианства никогда не затухало светское художественное творчество;

4) отличие православия от католичества, что проявлялось в своеобразии философско-богословских воззрений православных теологов и философов Востока, в системе христианских этических и эстетических ценностей Византии.

Признавая свою культуру как высшее достижение человечества, византийцы сознательно ограждали себя от иноземных влияний. Лишь с XI в. они начали привлекать опыт арабской медицины, переводить памятники восточной литературы. Позднее возник интерес к арабской и персидской математике, к латинской схоластике и литературе. Среди ученых энциклопедического характера, пишущих по широкому кругу проблем - от математики до богословия и художественной литературы, следует выделить Иоанна Дамаскина (VIII в.), Михаила Пселла (XI в.), Никифора Влеммида (III в.), Феодора Метохита (XIV в.).

Стремление к систематизации и традиционализм, характерные для византийской культуры, особенно отчетливо проявились в юридической науке, начало которой положено систематизацией римского права, составлением сводов гражданского права, наиболее значительный из которых - Кодификация Юстиниана.

Неоценим вклад византийской цивилизации в развитие мировой культуры. Он заключался прежде всего в том, что Византия стала "золотым мостом" между западной и восточной культурами; она оказала глубокое и устойчивое воздействие на развитие культур многих стран средневековой Европы. Ареал распространения влияния византийской культуры весьма обширен: Сицилия, Южная Италия, Далмация, государства Балканского полуострова, Древняя Русь, Закавказье, Северный Кавказ и Крым -- все они в той или иной степени соприкасались с византийской образованностью, что способствовало дальнейшему прогрессивному развитию их культур.


Периодизация культуры Византии:

До конца 5 в. - ранневизантийский этап (характеризуется эклектичностью культуры, большим количеством локальных вариантов, сильными античными традициями)

Конец 5 - начало 6 в - - формирование культуры в рамках Византийской империи, формирование своеобразной “средиземноморской” культуры.

Основные направления развития Византийской культуры в 4 - п.п. 7 вв.

Формирование культуры Византии раннего периода опиралось на традиции дохристианской (эллинистической) и христианской культур. Эклектичность культуры Византии (смешение дохристианских и христианских элементов).

Культуру Византии характеризуют, прежде всего, как городскую культуру.

Христианство оформилось как качественно новая структура в системе культуры. Христианство стало основой формирования не только государственности, но и всего комплекса культуры. На принципах христианства сформировались философия, литература, фольклор, система образования. Развитие христианства подтолкнуло формирование новых школ изобразительного искусства и архитектуры. Христианство характеризуется как сложная религиозно-философская система.

В формирование христианской идеологии наблюдалось два крупных течения: аристократической (было связано с господствующей церковью, представляло государственные интересы, охватывало элитарные слои общества) и плебейско-народное (большое влияние оказали ереси, в социально-сословной плане это течение представляли наиболее бедные слои населения и беднейшее монашество). Аристократическое течение, несмотря на жесткие христианские рамки, активно использовало и пропагандировало античное наследие. Второе течение включило, кроме религиозной составляющей, этническую. Вернее, этнические культуры местного населения, характеризовавшиеся определенными локальными различиями. На этой, в значительной степени народной, основе формируются многие жанры литературы (повесть и хроника (монашеские), церковная поэзия и агиография). Особенно богата историческая литература. В 4 - 6 вв. оформились школы географической литературы: антиохийская (догматический подход, основа - Священное писание), каппадокийско-александрийская (продолжали традиции греческой географической школы).

Главной функцией религии постепенно становится регулирующая, нормативная, подчиняющая функции. Религия приобрела новую эмоциональную окраску. В рамках отправления христианского культа были использованы традиции массовых зрелищ с обязательным участием всех членов общества. В противовес веселым праздникам античной культуры, в Византии формируются новые культовые традиции, характеризующиеся пышностью, мрачностью, прерогативой отдельных социально-сословных групп в отправлении культа, использование элементов римского императорского культа. Главным качественным отличием является пессимизм христианских богослужений, в отличие от оптимизма античных. Религиозная система пришла к сер. 7 в. к определенному кризису – иконоборческое движение.

В Византийской культуре сформировалась собственная музыкальная культура, основанная на религиозной традиции. Основой формирования традиции была литургия и сочетание церковной музыки и народной. Можно выделить специфическую музыку: государственная, народная сельская, городская, театральная, обрядовая церковная и т.п.

Наука

Сферы науки: математика, астрономия+астрология, медицина, агрономия, философия (неоплатонизм), история, география, алхимия.

● уцелели старые центры науки (Афины, Берут, Газа, Александрия);

● появились новые крупные научные центры – Константинополь;

● сохранились доримские традиции в научном знании;

● “вливания” новых достижений со стороны арабов и болгар.

Философия Византии характеризуется как носящая мистический и теистический характер. В то же время, продолжались традиции, заложенные еще в Др. Греции. Наиболее значительной была школа неоплатоников (Прокл Диадох, Плотин, псевдо-Дионисий Ареопагит).

Происходит формирование научной мысли , в том числе философской и эстетической, что связано с развитой социальной структурой общества и является в рассматриваемый период прерогативой элитарных слоев; происходит кардинальное изменение представлений о человеке, его месте в мире, космосе, обществе.

Формируется концепция всемирной истории, основанная на Библии (в церковной историографии).

Политическая мысль в культуре Византии представляет особый цельный блок культуры. Политическая мысль сформировалась на основе трех компонентов: традиции эллинизма, римские традиции государственности и христианство.

Система образования в большей степени, чем другие сферы жизни, сохранила античное, особенно греческое, наследие. Византия унаследовала классическое образование с заложенной в его основу системой семи свободных искусств. Существовали начальные, средние и высшие школы. Высшие школы в свою очередь являлись центрами науки и искусства, центрами культуры. На протяжении рассматриваемого периода наблюдается смена ориентаций в системе образования. Постепенно образование стараются переориентировать с принципов античной культуры на христианскую основу.

Развитие исторической мысли в Византии.

В исторической литературе освещались небольшие отрезки времени, в центре внимания стояли события, современные авторам

Произведения исторической литературы написаны на основании современных авторам документов, рассказов очевидцев, личного опыта

Отсутствие компилятивности

Ограниченность исторического кругозора и общеисторической концепции

Сильное влияние политики на историческую литературу

Определенная субъективность

Преобладали представления о цикличном повторяющемся времени, заимствованные у античных историков (создатели концепции - Платон, Аристотель, неоплатоники), в качестве идеала трактовалось круговое движение

Принцип казуальности - один из главных историко-философских принципов, используемых историками (использовали вслед за Геродотом, Фукидидом и Полибием), причинные (казуальные) связи присутствовали как реальные, так и мистические

Вера во всесильную роль судьбы, как следствие - подмена причинны следствием, поиск несуществующих мистических причин и пр., признание фатализма как фактора исторического развития

Хронологическая последовательность часто заменяется ассоциативной либо проблемным или ассоциативным методом изложения. В сочинениях светских историков ранней Византии указание на точное время того или иного события часто заменяется описательными, расплывчатыми выражениями (связано с понятием цикличного повторяющегося времени)

Эклектичность произведений византийских историков (на основе античных воззрений)

Философские воззрения и их изложение составляли значительную часть исторических произведений

Литература и театр

▬ развивалась на основе греческого языка, а, значит, греческой литературы;

▬ для содержания и сюжетной линии характерно сочетание античных мифов и евангельских сказаний;

▬ церковная поэзия в популяризаторских целях быстро стала использовать народный язык;

▬ форма прозаических и придворных романсов с цитатами из произведений античных авторов; развивалась специфическая придворная литература;

▬ ярко выраженная жанровая литература (проза, стихи, сатира, церковный канон)

Театр сохранил свое значение. В культуре Византии присутствовали и античные трагедии и комедии и цирковые виды искусства (жонглеры, гимнасты, укротители конные ристания и пр.). Цирковые виды искусства имели большую популярность и значение.

Тенденции развития изобразительного искусства и архитектуры. Прикладное искусство .

Расцвет изобразительного искусства в 6 в. н.э. – эпоха Юстиниана 1 (параллельное развитие на большей части территории Византии).

Актуальной была проблема социальной принадлежности искусства.

Изобразительное искусство : развивались мозаика, скульптура (скульптурные барельефы), резьба (слоновая кость), книжная графика.

Архитектура : развитие монументальной архитектуры шло параллельно с распространением христианства. В период иконоборчества распространение растительных и зооморфных мотивов в орнаменте. В резьбе – резьба по камню.

Изобразительное искусство , как и система образования, первоначально основывалось на лучших античных традициях. Постепенно происходила переориентация в русле христианской идеологии. Красота естественная ценилась выше, чем красота “рукотворная”. Здесь прослеживается разделение духа и тела человека, божественного и земного и предпочтение отдавали божественному, естественному. Произведения искусства, созданные руками человека были своего рода “вторичным продуктом”, не божественным.

Византийцы, как и их предшественники не выделяли для себя сферу эстетического. Древний библейский мотив творения богом мира стал стержнем внерационального, эстетического подхода к восприятию и преобразованию мира, акт творения в новой христианской традиции. Византийская культура переняла основополагающий принцип античной эстетики - принцип гармонии. В 4 - 5 вв. в искусстве еще сильны были античные традиции. К 6 в. искусство прониклось идеями христианства. В основу идеи произведения искусства закладывался не античные принцип гармонии и спокойствия, умиротворенности, созерцании, а принцип борьбы духа и тела, положительных и отрицательных сил. Этот принцип придал произведениям искусства новое звучание. Основа формы часто оставалась старой (например, базилика в архитектуре)

Распространение и упрочение христианского культа способствовало развитию прикладного искусства (ткачества, ювелирного дела, резьбы, мозаичного искусства).

Архитектура

Византийская архитектура рассматривается как продолжательница традиций античного мира. Новой составляющей в искусстве было христианство. К 6 в. намечаются коренные перемены как в искусстве вообще, так и в архитектуре. Характерным является отрицание к 6 в. античного наследия в искусстве, а, значит, использование античных элементов, традиций и принципов было либо забыто, либо завуалировано.

Одной из немногих, перенятых из эллинистической и римской культур, стала конструкция базилики. Базилика в Византии стала не только культовым но и общественным зданием. Базилики различали по их предназначению: судебные, дворцовые и пр.

Базилика стала преобладающим, фактически обязательным типом храма. Базилика строится ориентированной по оси запад-восток. Алтарная часть византийской базилики, в отличие от более раннего времени, обращена к востоку. Культурная, религиозная и политическая общность территории вера к заимствованию элементов и взаимовлиянию стилей, обмену композиционными идеями и декоративными формами. В то же время, в каждом регионе средиземноморья архитектура основывается на местных традициях. Формированию локальных особенностей архитектуры способствуют не только влияния соседних культур и местных традиций, но и такие конкретные моменты, как, например, материал доступный для строительства.

Наиболее единообразными и однородными архитектурные формы были в Риме того времени. Для построек характерна ориентировка здания по оси запад-влсток, вытянутость по этой же оси, осевое движение формируется построением и своеобразной динамикой движения нефов к алтарной части храма. доминирует тип трехнефной базилики. пропорции нефов отличаются от более ранних, римских хорошо выраженным вертикальным членением, покрываются мраморной облицовкой или мозаиками. Аналогичные черты общественной архитектуры были характерны для Северной Африки. Особый тип архитектуры формируется в Сирии: в композиции храма актуальными были кубические формы, меньшее внимание уделялось пространственной осевой динамике в горизонтальной плоскости, сокращается количество внутренних опор, внутреннее помещение зала приобретает зальный вид, пространство храма группируется вокруг центрального нефа. За счет таких изменений сирийские храмы производили на входящего иное впечатление. Человек находился не в динамичном, двигающемся пространстве, а в статичном, спокойном зале. Зодчие достигали эффекта покоя.

Дворцы как памятники архитектуры имели не меньшее значение, чем базилики.

Типичные памятники зодчества 4 в.:

п.пол. 4 в. - Храмы-мартирии (Рождества в Вифлееме и Воскресения в Иерусалиме)

сер 4 в. - Храм Апостолов в Константинополе (в плане - вид 4-хконечного креста)

4 в. - Храмы при императорских резиденциях

В 5 в. происходит стабилизация и типизация приемов и композиций в архитектуре в связи с массовым строительством храмов. Преобладающим материалом была плинфа . Широко применялась техника строительства, при которой ряды плинфы чередовались с рядами камня на растворе. Техника пришла в Константинополь из Малой Азии. Конец 5 в. характеризуется подъемом архитектуры. Константинополь постепенно превращался в ведущий художественный центр. Кроме базилик, архитектурными памятником этого времени стал городской архитектурный ансамбль с тройными городскими стенами., императорским дворцом, ипподромом и пр. (Дворец Константина).

Живопись

Близость к античным художественным традициям;

Использование античных канонов изображения, построения и организации пространства;

Сильные локальные различия (западная и восточная части империи);

Формирование особой, отличной от предшествующей, символики;

Наряду с общехристианской символикой формируется “прообразовательная” (предсказательная) символика.

Самые ранние живописные произведения - росписи в катакомбах, они относятся к ко 2 - 4 вв. Росписи появились параллельно с господствующим дохристианским искусством и относятся по времени к довизантийской эпохе. Их называют наиболее ранними по сюжетной тематике.

3 в. - фресковая роспись (баптистерий при христианском молитвенном доме в Дура Европос на Евфрате) - самый ранний опыт христианского монументального изобразительного искусства. (исключение составляют росписи в катакомбах).

Произведения искусства с 4 в. имеют церковное назначение или включаются в круг христианской символики.

Культура Византии серелины 7 – 12 вв.

Формирование устойчивой религиозной системы, на основе которой сформировалась устойчивая структура общества с деспотической формой власти, отношения внутри общества, наука, система образования и администрирования, искусство и пр. Христианская религия упроила и обосновала отличия в культуре элиты общества и основной части общства. Этот период в культуре Византии характеризуется наличием исключительно христианского мировоззрения. В результате усиления церкви увеличивается количество служителей культа и культовых сооружений (особенно монастырей). В то же время сохраняется традиция плюрализма в личных религиозных взглядах, сохраняются секты (монофизитов и монофилитов).

К концу рассматриваемого периода наблюдается возрастание интереса к культуре Античности.

Происходит доработка богословской системы . Иоанн Дамаскин критикует врагов правоверия (несториан, манихеев, иконоборцев). Он проводит систематизацию богословия, представляя богословие как особую систему идей о Боге. И. Дамаскин постарался устранить противоречия из церковных догматов.

К 11 в. открывается первая высшая духовная школа при патриархии, главным предметом в которой была теология.

Литература характеризуется целым комплексом разнообразных явлений:

Много заимствований (в том числе и из античных памятников);

Широко распространяются произведения народно-язычной литературы (например, на основе цикла народных песен);

Как жанр литературы возникает и распространяется роман (в культуре эллинизма уже были прецеденты);

Популярными становятся сатирические произведения, направленные против духовенства;

Отмечают взаимопроникновение разных литературных жанров (эпоса, романа, жития и пр.);

В 9 – 10 в. широко развивается агиография (обработка и переписывание уже существующих житий святых); в рамках агиографии развивается поэзия (поэтизация монашества, идеализация жизни монахов).

В исторической мысли этого периода исследователи прослеживают типичные средневековые черты:

○ повествовательность;

○ отсутствие литературного героя;

○ формирование образа идеального государя (образ равноапостольного Константина Великого);

○ фиксация событий при почти полном отсутствии описаний – событийность произведений, популярность исторических хроник;

○ индивидуализация произведений (автор, например, Михаил Пселл, использовал свои приемы, индивидуальная конструкция исторических произведений, авторские оценки событий).

Архитектура и изобразительное искусство

Представления о прекрасном, гармонии, произведениях изобразительного искусства формируются под влиянием церкви. К этому времени складывается система христианской символики цвета.

В 9 – 11 вв. происходит реставрация старых, разрушенных в период иконоборчества, памятников;

Восстанавливают некоторые памятники монументальной живописи (например, мозаики Храма Св. Софии в Константинополе);

Развивается книжное искусство (11 – 12 вв. – расцвет книжного дела), формируется столичная школа книжного дела;

Строится много новых храмов и монастырей;

Появляются трактаты по искусствоведению.

В архитектуре преобладает крестово-купольная композиция храма (возникла еще в 6 в.). В 9 – 10 вв. формируется свой архитектурный стиль: храм воспринимался как образ и модель мира . Архитектурные сооружения богато декорируются. Один из широко распространенных строительных приемов – узорчатая кирпичная кладка стен. В архитектурной композиции храмов этого периода характерной чертой является большое количество вертикальных линий, (исследователи говорят о возврате к античным греческим традициям). В архитектуре говорят о формировании локальных архитектурных школ разных регионов (собственно Византийская, Северо-Африканская и пр.)