История из жизни платона каратаева. Толстой л

Сочинение

Стихотворение «О красоте человеческих лиц» написано в 1955-м году. Главная тема заявлена уже в названии. Автор с любовью описывает каждое выражение лица, что говорит о его человечности и житейской мудрости. Ведь истинное благодушие может прийти только через тонкое понимание жизни.

В основе стихотворения лежит метафорическое сравнение, что приводит к большой поэтичности и лиричности образов. Написано оно разностопным ямбом, строфы не облегчены пиррихиями, что приводит к достаточно жесткой интонации прочтения, скандированию. Но у такого построения строф есть и ещё одно предназначение — упор делается на каждом слове, поэтому ни одно из них не теряется в общей ткани произведения.

Анафорические повторы («есть лица»; «иные» — «другие») в первой и третьей строке имеют символическое значение. Так, первая и вторая, третья и четвёртая характеристики сливаются в один негативный образ. Рифмовка в строфах попарная. В первых двух строках — мужская рифма («порталам» — «малом»), в третьей и четвёртой -- женская рифма («давно» — «окно»). Это отвечает образной системе стихотворения — в начале стихотворения каждому лицу отводится две строки.

Своим стихотворением Заболоцкий утверждает, что характер человека, его внутренний мир можно прочитать не только по глазам, но и по лицу. И на самом деле, существует мнение, что характер с возрастом отпечатывается на лице. Даже расположение морщинок может сказать о многом.

По композиции стихотворение можно разделить на две части: в первой описываются неприятные лица, а во второй — любимые и близкие. Это приём антитезы. Противопоставление используется автором для ещё более тонкой и чёткой характеристики описываемого.

Итак, вот каков портрет, открывающий галерею образов в первой части стихотворения:

Есть лица, подобные пышным порталам,

Где всюду великое чудится в малом.

В двух строчках поэт нарисовал целую картину! Читателю сразу представляется полное, немного одутловатое лицо, надменный взгляд, презрительно опущенные уголки губ и немного вздёрнутый кверху нос. Такое впечатление создаёт прежде всего аллитерация: «под», «пыш», «пор». Сочетание глухого звука «п» с гласными немедленно создаёт ассоциацию с чем-то мягким и надутым. К тому же сам эпитет — «пышный портал» -- рисует в представлении читателя что-то недосягаемое и величественное.

Следующий образ нарисован с помощью звука «ч» («лачуг», «печень», «сычуг»). Автор не случайно использует слово «подобие», оно как нельзя лучше характеризует обладателя такого лица. Бедность духовная — вот главное их качество:

Есть лица — подобия жалких лачуг,

Где варится печень и мокнет сычуг.

Вторая пара отрицательных персонажей, общим качеством для которой является отчужденность и холодность, охарактеризована так:

Иные холодные, мертвые лица

Закрыты решетками, словно темница.

Другие — как башни, в которых давно

Никто не живет и не смотрит в окно.

Чаще всего встречающиеся сочетания звуков в этих строках — «тр» и «ы» (мёртвые, решётками, закрыты, которых…). Это создаёт звук звериного рыка; «ш» (башни) — шипение змеи; «о» -- образ замкнутого круга. К тому же, цветовая ассоциативная гамма этих стихов — серая.

Во второй части стихотворения образы совсем другие. Первое лицо, видимо, представляет образ любимой женщины. Её непременными атрибутами являются домашний очаг, тепло любви. В стихотворении они перефразируются, и появляется «хижинка», «дыханье весеннего дня»:

Но малую хижинку знал я когда-то,

Была неказиста она, небогата,

Зато из окошка ее на меня

Струилось дыханье весеннего дня.

Неказистость любимого лица противопоставляется пышности первого образа. Аллитерация с помощью буквы «е» («её», «меня», «весеннего») символизирует нежность.

Есть лица — подобья ликующих песен.

Из этих, как солнце, сияющих нот

Составлена песня небесных высот.

В этом стихотворении поэт предстаёт как хороший психолог, замечающий малейшие оттенки и краски мира. Для него нет маловажных деталей, всё наполнено смыслом. И, скорее всего, его лицо подобно ликующей песне. Только такой человек может воскликнуть: «Поистине мир и велик и чудесен!»

«О красоте человеческих лиц»

Россия издавна славилась своими поэтами, настоящими мастерами слова. Имена Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Есенина и других не менее талантливых людей известны всему миру. Одним из мастеров слова, живших в двадцатом веке, был поэт Н. А. Заболоцкий. Его творчество многогранно, как жизнь. Необычные образы, волшебная мелодика стиха вот что привлекает нас в его поэзии. Заболоцкий ушел из жизни совсем молодым, в расцвете творческих сил, но оставил потомкам великолепное наследие. Тематика его творчества очень разнообразна.

В стихотворении «О красоте человеческих лиц» II.Л. Заболоцкий выступает мастером психологического портрета. Разные человеческие лица, описанные им в этом произведении, соответствуют различным типам характеров. Сквозь внешний настрой и эмоциональное выражение лица Н.А. Заболоцкий стремится заглянуть в душу человека, увидеть его внутреннюю сущность. Поэт сравнивает лица с домами: одни - пышные порталы, другие - жалкие лачуги. Прием контраста помогает автору рельефней очертить различия между людьми. Одни - возвышенные и целеустремленные, наполненные жизненными планами, другие - убогие и жалкие, а иные вообще выглядят отстраненно: все в себе, закрыты для окружающих.
Среди множества разных лиц-домов Н.А. Заболоцкий находит одну неказистую, небогатую хижину. Но из ее окошка струится «дыханье весеннего дня».
Стихотворение заканчивается оптимистическим финалом: «Есть лица - подобья ликующих песен. Из этих, как солнце сияющих нот Составлена песня небесных высот».

О КРАСОТЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЛИЦ

Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица - подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие - как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижинку знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица - подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.

Читает Игорь Кваша

Сочинения по литературе: Философия жизни платона каратаева

Мудр тот, кто знает не многое, а нужное

Мудрость человечества в терпимости

«Война и мир» - широкое историческое полотно, где главным героем является народ. И сам Л. Н. Толстой пишет об этом в своих дневниках: «Чтоб произведение было хорошо, надо любить в нем главную, основную мысль. Так… в «Войне и мире» я любил мысль народную». По мнению автора, именно народные массы творят историю, а не командование армией и не генералы.

Платон – один из представителей русского крестьянства. С ним знакомится Пьер Безухов в плену. После того, как он стал свидетелем страшного события – расстрела пленных, Пьер потерял веру в человека, в разумность его поступков. Он находится в подавленном состоянии. И именно встреча в бараке с Платоном вернула графа Безухова к жизни. «Рядом с ним сидел, согнувшись, какой-то маленький человек, присутствие которого Пьер заметил сначала по крепкому запаху пота, который отделялся от него при всяком его движении». Пьер наблюдает за тем, как Платон уверенными «круглыми» движениями разматывает бечевки на ногах. Граф и мужик оказались в одинаковом положении: они пленные. И в этой ситуации необходимо остаться человеком, самим собой, необходимо выстоять и выжить. Именно такому выживанию учится Пьер у Каратаева.

Платон у Толстого – собирательный образ, так же, как и Тихон Щербатый. Не случайно, представляясь Пьеру, он называет себя во множественном числе: «Солдаты Апшеронского полка… Меня Платоном звать, Каратаевы прозвище». Каратаев ощущает себя не отдельной личностью, а часть целого, частью народа: простых солдат, крестьянства. Его мудрость заключена в метких и емких пословицах и поговорках, за каждой из которых эпизод жизни Платона Каратаева. Например, «где суд, там и неправда». Он пострадал от несправедливого суда, и вынужден служить в армии. Однако Платон воспринимает любые повороты судьбы как должное, он готов приносить себя в жертву ради благополучия семьи: «… думали горе, ан радость! Брату бы идти, кабы не мой грех. А у брата меньшого сам-пят ребят, - а у меня, глади, одна солдатка осталась…Рок головы ищет».

Платон Каратаев любит каждого человека, каждое живое существо, весь мир. Не случайно он ласков с обычной бездомной собакой, по его философии, не только людей, но «и скота жалеть надо».

Платон воспитан на христианских традициях, а религия призывает нас к терпению и послушанию, жить «не нашим умом, а божьим судом». Поэтому он никогда не испытывал зла и обиды к людям. Раз уж так сложилась судьба, то нужно с честью выполнять свой воинский долг, защищать свою Родину: «Москва – она всем городам мать». Платон – патриот, Россия для него – это родная мать, и ради нее можно и с жизнью расстаться. Однако к врагам он не испытывает ненависти. Ведь войны ведут политики, императоры, при чем же здесь простой солдат? А пленным одинаково тяжело, какую бы из воющих сторон они не представляли. Платон с удовольствием шьет рубахи для французов и любуется своей работой.

После знакомства с Каратаевым Пьер начинает по-другому относится к жизни, ко всему тому, что с ним произошло. Платон для него – это идеал для подражания. Не случайно у Пьера он ассоциируется с чем-то «круглым». Круглым – значит, законченным, сформировавшимся, не принимающим на веру других принципов, «вечным олицетворением духа простоты и правды».

Конечно же, с жизненными принципами Платона Каратаева можно не согласиться. Не всегда нужно беспрекословно покоряться судьбе, быть рабом жизненных обстоятельств. Но что мне наиболее близко в образе Каратаева – это его любовь к жизни, к миру, ко всему человечеству. Его философия - философия христианская. А религия помогает жить любому человеку, в каких бы тяжелых условиях он не оказался, какие бы серьезные испытания не выпали ему. Это народная мудрость, сформированная веками.

«Но жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь. Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал».

Возможно, как солдат Каратаев слабый: настоящий воин должен, как Тихон Щербатый, ненавидеть врага. И в то же время Каратаев патриот. Но как человек, личность, Платон очень сильный и мужественный. Как сказал о народе в романе Кутузов: «Чудесный, бесподобный народ!» Я думаю, эти слова можно отнести к Платону Каратаеву и к его жизненным принципам. Если бы в армии не было людей, готовых не только непримиримо бить врага, но и философски относиться к жизненным трудностям, находить в себе силы достойно преодолевать их, то я думаю, без таких солдат Кутузов вряд смог бы победить честолюбивого Наполеона.

На такие же жертвы шел русский народ и в нашей недавней истории, чтобы победить фашизм.

«Каратаевщина» - широкое литературоведческое и философское понятие, основой которого стал образ одного из самых значимых героев романа Толстого «Война и мир». Этот персонаж – простой крестьянин Платон Каратаев - кардинальным образом, однако, повлиял на мировоззрение Пьера Безухова и во многом явился выразителем мыслей самого Толстого, его раздумий о месте человека в этом мире.
Итак, Платон Каратаев – простой мужик, живущий по естественным законам. Такой «приземленный» образ жизни отражается, прежде всего, на внешности героя. Писатель отмечает, что в нем «чувствовалось что-то приятное, успокоительное и круглое».
Эта характеристика – «круглый» - не только внешняя особенность Каратаева («Вся фигура Платона, в его подпоясанной веревкою французской шинели, в фуражке и лаптях, была круглая»), но и как бы характеристика его души, его взглядов на мир. «Кругла» и мягка речь героя, изобилующая уменьшительно-ласкательными словами, пословицами и поговорками. «Круглы» всего движения, все его действия, мягко перетекающие одно в другое. Важно, что Каратаев всегда занят каким-нибудь делом – каждая его минута наполнена смыслом, не пропадает даром: «пока одна рука вешала бечевку, другая уже принималась разматывать другую ногу».
Пьер Безухов, переживавший в период встречи с Платоном духовный кризис, чувствовал насущную потребность так же «округлиться» по отношению к жизни – обрести гармонию, получить ответы на терзавшие его вопросы, успокоиться, стать счастливым. И, после бесед с этим человеком, Безухов почувствовал, «что прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких-то новых незыблемых основах двигался в душе его».
Что же такое знал Платон Каратаев, какой секрет был ему открыт, что он никогда ни от чего не страдал, а всегда был спокоен, доброжелателен к себе и к окружающему?
Толстой показывает нам, что Каратаев был полностью лишен индивидуализма, эгоистических потребностей. Он воспринимал свою жизнь только как часть общего мира, как часть всего сущего на земле: «...Жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь. Она имела смысл только как частица целого...»
Соответственно, все то, что делает человека несчастным, – амбиции, честолюбие, самолюбие и прочее – начисто отсутствовало у Платона. В этом смысле герой близок к философии буддизма, где стремление к отсутствию желаний, делающих человека несчастным, является наивысшей целью.
Кроме того, Каратаев был убежденным фаталистом. Он считал, что все, что ни происходит, это воля высших сил, Бога, а значит, лучший вариант для человека. Высшая мудрость, по мнению Платона, уметь слышать «глас божий» и подчиняться ему: «Я говорю: не нашим умом, а божьим судом».
Именно эта мысль звучит в рассказе героя о том, как он попал в солдаты. «Все, что ни делается, все к лучшему» - вот жизненная философия Каратаева. С этой мыслью герой подходит ко всем жизненным ситуациям. Такого же взгляда он придерживается и относительно войны с французами – будет так, как надо Богу.
Но, и это важно понять, Каратаев не равнодушный или черствый человек, как это может показаться. В его голове и душе существуют четкие нравственные ориентиры о том, что хорошо и что плохо, о божьем суде, который непременно свершится. Именно поэтому Каратаев говорит о Наполеоне: «червь капусту гложе, а сам прежде того пропадае».
И именно поэтому Платон с одинаковой любовью и уважением относится к каждому человеку: «...Он любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком - не с известным каким-нибудь человеком, а с теми людьми, которые были перед его глазами…» В плену герой с готовностью слушал каждого, сочувствовал, рассказывал о себе.
Мы понимаем, что Каратаев – в идейном смысле один из важнейших персонажей в «Войне и мире». Недаром Толстой уделяет ему, в отличие от других героев «из народа», несколько глав своего произведения.
Платон Каратаев – выразитель философии самого писателя, заключающейся в слиянии со всем сущим, любви ко всем и непротивлении злу насилием. Конечно же, такой взгляд автора не мог не вызвать нападок со стороны советской критики, обвинявшей Толстого в «смиренчестве», в пассивности, в уходе от реальности и ее потребностей.
Кроме того, мысль Каратаева о том, что человек должен меньше думать, а просто жить, следуя своим чувствам и довольствуясь малым (!), также не могла встретить одобрения у литературоведов в Советском Союзе. Они обвиняли Толстого в крайнем «опрощении» человека, которое приводет к деградации – физической, интеллектуальной и моральной.
Таким образом, все, что связано с Платоном Каратаевым, его взглядами на мир и человека, было названо «каратаевщиной»: «Понятие «каратаевщина» служит для выражения негативного отношения как к образу Каратаева, так и к толстовской проповеди «непротивления злу насилием».
В советской литературе носителями «каратаевщины» принято считать героев А.И. Солженицына, в частности, Шухова («Один день Ивана Денисовича»), старуху Матрену («Матренин двор»).
Лично я негативно отношусь к понятию «каратаевщина» и не вижу в аргументах, выдвигаемых против философии Платона Каратаева, серьезных резонов. Что значит любить всех? Обвинители «каратаевщины» утверждали, что всех любить невозможно, что живой человек обязательно будет испытывать весь спектр эмоций, в том числе, и неприязнь, ненависть.
Однако мне кажется, что любить всех – это просто уметь прощать, не держать зло на других, не делать зло тем, кто тебе неприятен. О правильности этой мысли говорит не только Библия, но и большинство современных психологов.
Убеждение Платона в том, что жить надо чувствами, а не разумом, тоже имеет очень верную психологическую основу. По моему убеждению, только чувства (а не эмоции, которые часто вводят в заблуждения), так называемый «внутренний голос» может правильно «вести» человека по жизни. Об этом, кстати, говорил и Достоевский в своем романе «Преступление и наказание».
Мысль об «опрощении» - это призыв писателя обратиться к реальной жизни с ее насущными потребностями и считать их самым главным. А реальная жизнь – это счастье ежедневного существования, семья, дети, любовь.
Таким образом, на мой взгляд, понятие «каратаевщина» - сугубо советское «изобретение», поверхностное толкование философии Толстого, во многом вызванное идеологическими установками того времени.


Полная картина жизни в романе

Среди представителей дворянства образ Платона Каратаева в «Войне и мире» Толстого выделяется особенно ярко и выпукло. Создавая своё произведение, писатель стремился наиболее полно отобразить картину современной ему эпохи. В романе перед нами проходят многочисленные лица, разнообразные характеры. Мы знакомимся с императорами, фельдмаршалом, генералами. Изучаем жизнь светского общества, быт поместного дворянства. Не менее важную роль для понимания идейного содержания произведения играют герои из простого народа. Лев Николаевич Толстой, хорошо знавший условия жизни людей низшего сословия, талантливо отображает её в своём романе. Запоминающиеся образы Платона Каратаева, Тихона Щербатого, Анисьи, охотника Данилы созданы писателем с особенно тёплым чувством. Благодаря этому перед нами возникает реалистичная и объективная картина жизни людей первой половины девятнадцатого века.

Мягкий облик Платона

Самым значительным персонажем из простонародья, безусловно, является Платон Каратаев. Именно в его уста вложена авторская концепция общей жизни и смысла существования человека на земле. Читатель видит Платона глазами Пьера Безухова, попавшего в плен к французам. Именно там происходит их знакомство. Под влиянием этого простого человека образованный Пьер меняет своё мировоззрение и находит верную дорогу в жизни. С помощью описания внешности и речевой характеристики автору удаётся создать неповторимый образ. Круглый и мягкий облик героя, неторопливые, но ловкие движения, ласковое и приветливое выражение лица излучают мудрость и добро. Платон с одинаковым участием и любовью относится к товарищам по несчастью, к своим врагам и к бродячей собаке. Он олицетворение лучших качеств русского народа: мира, добра, душевности. Речь героя, насыщенная поговорками, присказками, афоризмами, льётся размеренно и плавно. Он неспешно повествует о своей нехитрой судьбе, рассказывает сказки, напевает песни. Мудрые выражения легко, как птицы, слетают с его языка: «Час терпеть, а век жить», «Где суд, там и неправда», «Не нашим умом, а Божьим судом». Постоянно занятый полезным трудом, Платон не скучает, не рассуждает о жизни, не строит планов. Он живёт сегодняшним днём, во всём полагаясь на волю Бога. Познакомившись с этим человеком, Пьер понял простую и мудрую истину: «Жизнь его, как он сам смотрел на неё, не имела смысла как отдельная жизнь. Она имела смысл как частица целого, которое он постоянно чувствовал».

Платон Каратаев и Тихон Щербатый. Сравнительная характеристика

Мировоззрение и образ жизни Платона Каратаева наиболее близки и дороги писателю, но чтобы быть объективным и честным в изображении действительности, он использует сравнение Платона Каратаева и Тихона Щербатого в романе.

С Тихоном Щербатым мы встречаемся в партизанском отряде Василия Денисов. Этот человек из народа противопоставлен по своим качествам Платону Каратаеву. В отличие от миролюбивого и всепрощающего Платона герой полон ненависти к врагу. Мужчина не уповает на Бога и судьбу, а предпочитать действовать. Активный, смекалистый партизан является всеобщим любимцем в отряде. В случае необходимости он жесток и беспощаден и редко оставляет врага живым. Идея «непротивления злу насилием» чужда и непонятна Щербатому. Он «самый полезный и храбрый человек в отряде».

Давая характеристику Платону Каратаеву и Тихону Щербатому, Толстой сравнивает их внешние черты, качества характера и жизненную позицию. Тихон по-крестьянски трудолюбив и жизнерадостен. Он никогда не падает духом. Его грубоватая речь наполнена шутками и прибаутками. Сила, ловкость, уверенность в себе отличает его от мягкого и неторопливого Платона. Оба героя хорошо запоминаются, благодаря подробному описанию. Платон Каратаев – свежий опрятный, не имеющий седых волос. Тихона Щербатого выделяет недостаток зуба, отчего и пошло его прозвище.

Тихон Щербатый – персонаж, в котором олицетворяется образ русского народа – богатыря, ставшего на защиту своей Отчизны. Бесстрашие, сила и жестокость таких партизан вселяли ужас в сердца противника. Благодаря подобным героям, русский народ сумел одержать победу. Лев Николаевич Толстой понимает необходимость подобного поведения своего героя и частично оправдывает его в наших глазах.

Платон Каратаев – представитель другой половины русского народа, верящего в бога, умеющего терпеть, любить и прощать. Они, как половинки одного целого, необходимы для полного представления о характере русского мужика.

Дорогой автору образ Платона

Симпатии Льва Николаевича Толстого, безусловно, на стороне Платона Каратаева. Писатель – гуманист всю свою сознательную жизнь выступает против войны, самого бесчеловечного и жестокого, по его мнению, события в жизни общества. Своим творчеством он проповедует идеи нравственности, мира, любви, милосердия, а война несёт людям смерть и несчастья. Страшные картины Бородинского сражения, гибели юного Пети, мучительная смерть Андрея Болконского заставляют читателя содрогнуться от ужаса и боли, которые влечёт за собой любая война. Поэтому значение образа Платона в романе «Война и мир» трудно переоценить. Этот человек – воплощение главной идеи автора о гармоничной жизни в согласии с самим собой. Писатель сочувствует именно таким, как Платон Каратаев. Автор, например, одобряет поступок Пети, жалеющего французского пленного мальчика, понимает чувства Василия Денисова, не желающего расстреливать пленных французов. Толстой не приемлет бессердечность Долохова и излишнюю жестокость Тихона Щербатого, считая, что зло порождает зло. Понимая, что война невозможна без крови и насилия, писатель верит в победу разума и человечности.

Сочинение «Образ Платона Каратаева в романе «Война и мир» лишь частично может вместить в себя идеи гуманизма и человеколюбия, которые хотел донести до читателя мудрый Лев Николаевич Толстой.

Тест по произведению