Что такое живопись в изобразительном искусстве кратко. Живопись - вид изобразительного искусства заключающийся в создании картин, живописных полотен

В августе 1919 года после взятия Киева генералом Деникиным Михаил Булгаков был мобилизован как военный врач в Белую армию и отправлен на Северный Кавказ. Здесь появилась первая его публикация — газетная статья под названием "Грядущие перспективы".

Вскоре он расстался с профессией врача и целиком посвятил себя литературному труду. В 1919-1921 годах, работая во Владикавказском подотделе искусств, Булгаков сочинил пять пьес, три из которых были поставлены на сцене местного театра. Их тексты не сохранились, за исключением одной — "Сыновья муллы".

В 1921 году он переехал в Москву. Служил секретарем Главного политико-просветительного комитета при Народном комиссариате просвещения РСФСР.

В 1921-1926 годах Булгаков сотрудничал с московской редакцией берлинской газеты "Накануне", помещая в ней очерки о жизни Москвы, с газетами "Гудок" и "Рабочий", журналами "Медицинский работник", "Россия" и "Возрождение".

В литературном приложении к газете "Накануне" были опубликованы "Записки на манжетах" (1922-1923), а также рассказы писателя "Похождения Чичикова", "Красная корона", "Чаша жизни" (все — 1922). В 1925-1927 годах в журналах "Медицинский работник" и "Красная панорама" были опубликованы рассказы из цикла "Записки юного врача".

Общая тема булгаковских произведений обусловлена отношением автора к советской власти — писатель не считал себя ее врагом, но оценивал действительность весьма критически, считая, что своими сатирическими обличениями приносит пользу стране и народу. К ранним примерам относятся повести "Дьяволиада. Повесть о том, как близнецы погубили делопроизводителя" (1924) и "Роковые яйца" (1925), объединенные в сборник "Дьяволиада" (1925). Большим мастерством и более резкой социальной направленностью отличается написанная в 1925 году повесть "Собачье сердце", более 60 лет пребывавшая в "самиздате".

Рубежом, отделяющим раннего Булгакова от зрелого, явился роман "Белая гвардия" (1925). Отход Булгакова от подчеркнуто отрицательного изображения белогвардейской среды навлек на писателя обвинения в попытках оправдать белое движение.

Позднее на основе романа и в содружестве с МХАТом Булгаков написал пьесу "Дни Турбиных" (1926). Знаменитая мхатовская постановка этой пьесы (премьера состоялась 5 октября 1926 года) принесла Булгакову широкую известность. "Дни Турбиных" пользовались небывалым успехом у зрителя, но не у критики, которая развернула разгромную кампанию против "апологетичного" по отношению к белому движению спектакля и против "антисоветски" настроенного автора пьесы.

В этот же период в Театре-студии Евгения Вахтангова шла пьеса Булгакова "Зойкина квартира" (1926), которая была запрещена после 200-го представления. Пьесу "Бег" (1928) запретили после первых репетиций во МХАТе.

Пьеса "Багровый остров" (1927), поставленная в Московском Камерном театре, была запрещена после 50-го представления.

В начале 1930 года его пьеса "Кабала Святош" (1929) была запрещена и не дошла до репетиций в театре.

Пьесы Булгакова были сняты из репертуара театров, его произведения не печатались. В этой ситуации писатель вынужден был обратиться к высшей власти и написал "Письмо правительству", прося либо предоставить ему работу и, следовательно, средства к существованию, либо отпустить за границу. За письмом последовал телефонный звонок Иосифа Сталина Булгакову (18 апреля 1930 года). Вскоре Булгаков получил работу в качестве режиссера МХАТа и тем самым решил проблему физического выживания. В марте 1931 года он был принят и в актерский состав Московского Художественного театра.

Работая во МХАТе, написал инсценировку "Мертвых душ" по Николаю Гоголю.

В феврале 1932 года "Дни Турбиных" во МХАТе были возобновлены.

В 1930-е годы одной из главных в творчестве Булгакова стала тема взаимоотношений художника и власти, реализованная им на материале разных исторических эпох: пьеса "Мольер", биографическая повесть "Жизнь господина де Мольера", пьеса "Последние дни", роман "Мастер и Маргарита".

В 1936 году из-за разногласий с руководством во время репетиционной подготовки "Мольера" Булгаков был вынужден порвать с МХАТом и перейти на работу в Большой театр СССР либреттистом.

В последние годы Булгаков продолжал активно работать, создавая либретто опер "Черное море" (1937, композитор Сергей Потоцкий), "Минин и Пожарский" (1937, композитор Борис Асафьев), "Дружба" (1937-1938, композитор Василий Соловьев-Седой; осталась незавершенной), "Рашель" (1939, композитор Исаак Дунаевский) и др.

Попытка возобновить сотрудничество с МХАТом постановкой пьесы "Батум" о молодом Сталине (1939), созданной при активной заинтересованности театра к 60-летию вождя, окончилась неудачей. Пьеса был запрещена к постановке и истолкована политическими верхами как стремление писателя наладить отношения с властью.

В 1929-1940 годах создавался многоплановый философско-фантастический роман Булгакова "Мастер и Маргарита" — последнее произведение Булгакова.

Врачи обнаружили у писателя гипертонический нефросклероз, неизлечимую болезнь почек. он был серьезно болен, почти ослеп, и изменения в рукопись под диктовку вносила его жена. 13 февраля 1940 года стал последний днем работы над романом.

Михаил Булгаков скончался в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

При жизни не увидели свет его пьесы "Адам и Ева", "Блаженство", "Иван Васильевич", последняя из них была экранизирована режиссером Леонидом Гайдаем в комедии "Иван Васильевич меняет профессию" (1973). Также после смерти писателя был опубликован "Театральный роман", в основу которого легли "Записки покойника".

Философско-фантастический роман "Мастер и Маргарита" до публикации был известен лишь узкому кругу близких автору людей, неразмноженная рукопись была чудом сохранена. Роман впервые был напечатан в сокращении в 1966 году в журнале "Москва". Полный текст в последней редакции Булгакова был опубликован на русском языке в 1989 году.

Роман стал одним из художественных достижений русской и мировой литературы XX века и одной из самых популярных и читаемых книг на родине писателя, неоднократно экранизировался и ставился на театральной сцене.

В 1980-х годах Булгаков стал одним из самых издаваемых авторов в СССР. Его произведения вошли в Собрание сочинений в пяти томах (1989-1990).

26 марта 2007 года в Москве, в квартире на Большой Садовой улице, дом 10, где писатель проживал в 1921-1924 годах, правительством столицы был учрежден первый в России Музей М.А. Булгакова.

Михаил Булгаков был женат три раза. С первой супругой Татьяной Лаппа (1892-1982) писатель обвенчался в 1913 году. В 1925 году он официально вступил в брак с Любовью Белозерской (1895-1987), которая ранее была замужем за журналистом Ильей Василевским. В 1932 году писатель женился на Елене Шиловской (урожденная Нюренберг, по первому мужу Неелова), супруге генерал-лейтенанта Евгения Шиловского, с которой познакомился в 1929 году. С 1 сентября 1933 года Елена Булгакова (1893-1970) вела дневник, ставший одним из важных источников биографии Михаила Булгакова. Она сохранила обширный архив писателя, который передала в Государственную библиотеку СССР имени В.И. Ленина (ныне Российская Государственная библиотека), а также Институту русской литературы АН СССР (Пушкинскому Дому). Булгаковой удалось добиться публикации "Театрального романа" и "Мастера и Маргариты", переиздания в полном виде "Белой гвардии", издания большинства пьес.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Фото 1926 года

Михаил Афанасьевич Булгаков родился 15 мая 1891 года. Родиной Михаила Афанасиевича считается Киев, а глава семьи - Афанасий Иванович всю жизнь проработал учителем в одной духовной академии.
Начальное образование Михаил Афанасиевич получал, начиная с 1901 года, обучаясь в самой первой гимназии Киева. Далее, продолжил успешное образование в университете Киева на факультете медицины. Будучи на 2 курсе, Михаил Булгаков женился на Татьяне Лапп.
На 1916 год приходится окончание медицинского института. После получения диплома, Михаил Булгаков устраивается на работу в крупный госпиталь города Киев. В то же время, летом, его направляют в село Никольское, которое находится на территории Смоленской Губернии. Именно эти жизни, постоянно работая с больными и находясь на гране нервного срыва, Михаил Булгаков получил зависимость к морфию. Однако, его пристрастие было успешно преодолено благодаря многочисленным старанием его жены.
В период гражданской войны, Михаила Булгакова мобилизовали в армию УНР (Украинская Народная Республика), военным врачом. После службы там, Михаила Афанасиевича перенаправили в армию от Южной России.
Так, неся службу в армии, в 1920 году Булгаков заболевает тифом, и именно по этой причине не может покинуть страну в составе Добровольческой армии.
Через год, Михаил эмигрирует в Москву. Там, Михаил Афанасьевич, ведет активную литературную деятельность, находит возможности и пути сотрудничества со многими редакциями Москвы, а также участвует в заседаниях кружков литераторов.
В 1923 году Булгаков стал одним из членов Всероссийского Союза Писателей, где уже были Гимилев, Чуковский, а так же другие.
В 1924 разводится с первой женой, и через год Булгаков находит вторую любовь - Любовь Белозерскую.
С 1924 по 1928 год, Михаил Булгаков написал и издал свои прозаические шедевры, среди которых такие, как «Собачье сердце», «Белая гвардия», «Дни Турбиных». В тоже время, по личному приказу Иосифа Сталина, пьеса «Дни Турбиных» ставится во МХАТе.
Посещение Ленинграда Михаил Булгаков совершил в 1929 году, где познакомился с Евгением Замятиным, а также Анной Ахматовой. По причине “острой и необоснованной критики” революционных событий в романах Булгакова (в том числе в романе «Дни Турбиных»), Михаила Афанасиевича неоднократно вызывали на допрос НКВД. Произведения Михаила Афанасьевича прекращают печатать и издавать, а на его пьесы вводится запрет на постановку в театрах.
В следующем году, не выдерживая давление власти и общества, Михаил Булгаков высылает личное письмо Сталину, в котором просит предоставить ему возможность выехать из Советского Союза или же дать разрешение на работу в СССР. После данного обращения, Михаила Афанасиевича взяли на должность режиссера-ассистента.
1931 год становится для Михаила Булгакова разрывом с Любовью Белозерской, и, в 1932 году, его женой уже становится Елена Шиловская.
Последние годы своей жизни Михаил сильно болел. Диагноз врачей был однозначным - гипертонический нефросклероз (заболевание почек).
10 марта 1940 года сердце Михаила не выдержало. Похороны проходили в Москве на Новодевичьем кладбище.

Жизнь и творчество М.А. Булгакова овеяны мистическим ореолом. Это один из самых загадочных писателей русской литературы. Продолжая в своем творчестве традиции Гоголя, автор приобрел и таинственность, присущую Николаю Васильевичу.

Возможно, все дело в том, что в своем творчестве он не боялся использовать образы нечистой силы, а, возможно, причина такой мистификации кроется в другом. Краткая биография Булгакова поможет разобраться в некоторых непонятных и интересных фактах из жизни прозаика, выяснить, какая была причина смерти.

Вконтакте

Жизнь и творчество Булгакова: начало пути

Михаил Афанасьевич появился на свет в Киеве , в семье доцента духовной академии. Всего в семье, где родился будущий великий писатель Булгаков, было семеро детей. Отец изучал западные религиозные вероисповедания и был специалистом в этой теме. В детские годы жизни Михаил Булгаков получил прекрасное домашнее воспитание.

Отец заставил его выучить несколько языков, среди которых были немецкий, латынь, французский и английский. По окончании Киевской гимназии, писатель поступает на учебу в Киевский университет , на медицинский факультет. За год до окончания ВУЗа, Булгаков берет в жены Т.А. Лаппа.

В 1916 году Михаил Афанасьевич становится врачом, трудится в Смоленской губернии. Именно работая там, он накапливает свои впечатления для создания книги «Записки юного врача», которая поражает искренностью изображения будней уездного врача.

Это были нелегкие времена, тогда Булгаков пристрастился к морфию, отвыкнуть от которого оказалось очень сложно. Здесь ему очень помогла жена, которая помогла избавиться от вредной привычки.

В 1918 году Михаил Афанасьевич открывает собственную врачебную практику по лечению венерических заболеваний.

В годы Гражданской войны Булгакова, как военнообязанного, призывают в ряды армии. В 1919 году он вместе с белыми оказывается во Владикавказе, где заболевает и печатает свои первые произведения (фельетоны). Гражданская война воспринимается писателем как ужасное и братоубийственное действо. Отношение к этому событию нашло свое отражение во многих произведениях.

В 1921 году писатель переезжает на постоянное место жительства в Москву, где жил Булгаков до самой смерти.

Творчество М.А. Булгакова

Одной из главных своих тем Булгаков считал представление русской интеллигенции, как интеллектуальной элиты государства. Он мнил себя свободным в критике нелепостей и ошибок советской России и полагал, что именно в этом его долг сатирика. Первыми произведениями Булгакова были фельетоны и сборник рассказов «Записки юного врача». Позже появляются повести «Дьяволиада» и «Роковые яйца». В 1925 писатель заканчивает работу над романом «Белая гвардия», который стал повествованием о духовном пути интеллигенции в революции.

Через год на основе романа создана пьеса «Дни Турбиных». Позже в свет выходят «Бег», «Зойкина квартира».

Многие произведения печатались всего один раз, а некоторые пьесы Булгакова вовсе запрещались. Прозаика травили советские критики и политические деятели. Талантливого сценариста, вынуждали работать простым рабочим на сцене.

Чтобы снять с себя правительственную опалу, Булгаков написал пьесу «Батум». После автор вспоминает работу над этой пьесой, как своеобразную «продажу души».

С 1928 года вплоть до самой смерти писатель создает главное свое произведение, роман «Мастер и Маргарита» .

За Михаилом Афанасьевичем прочно закрепилась слава «буржуазного писателя». Советские критики не могли простить ему пренебрежительного и саркастического отношения к устоям страны советов. Это вылилось в настоящую травлю. Пьесы Булгакова не допускают к печати, и многие из них не выходят при жизни автора на сцену.

Резко отрицательно творчество Булгакова осуждал Сталин . Многие произведения получают клеймо «антисоветщины». Отношение писателя к подобным гонениям нашло свое выражение в романе «Мастер и Маргарита». Когда критик Латунский разбивает в пух и прах работу Мастера, Маргарита, приняв облик ведьмы, мстит ему.

Важно! В своем произведении о революции писатель досконально описал дом, где жил Булгаков в Киеве. Он сделал его одной из центральных сцен действия. По сюжету герои оставили в клад в этом доме. После выхода в свет романа, нашлось много желающих отыскать сокровища. Это привело к тому, что дом, где жил Булгаков, был разгромлен. К счастью, он уже не принадлежал его семье.

Дела сердечные

В 1925 году Булгаков встречает новую любовь, он разводится с женой и делает предложение Л.Е. Белозерской. Она вдохновляет его на написание следующих произведений:

  • «Собачье сердце»;
  • «Роковые яйца»;
  • «Дьяволиада».

«Собачье сердце» спровоцировало обыск в доме Булгаковых. Рукопись повести отобрали, писатель очень долго добивался ее возвращения. В результате это произведение было опубликовано только через полвека.

Встреча Елены Сергеевны Шиловской с Булгаковым стала переломным моментом в жизни обоих. Она была богатой замужней дамой, муж ее – военачальник, а Михаил Афанасьевич на тот момент был нищим писателем, без намека на будущую громкую славу.

Но любовь поразила их обоих. Елена Сергеевна вдохновила М. Булгакова на написание главного романа его жизни, «Мастера и Маргариты».

Она сама стала Маргаритой. Писатель наделил героиню произведения чертами своей возлюбленной. Елена Сергеевна провела с Михаилом Афанасьевичем последние годы его жизни. И благодаря ей увидели свет многие произведения, которые при жизни писателя были под запретом.

Последний роман

За некоторое время до начала работы над своим финальным произведением Булгаков прочел книгу «Венедиктов, или Достопамятные события моей жизни», сюжет этой книги – противостояние молодого человека и дьявола, натолкнул его на мысль о подобном произведении. Роман «Мастер и Маргарита», который последним написал Булгаков, явился своеобразным итогом жизни и творчества Булгакова.

Произведение отличается интересной композицией. Главы, повествующие о жизни в Москве в конце 20-х годов, чередуются с главами повествования Мастера об Иешуа. Части, посвященные Москве, несут в себе остро сатирическую направленность. Булгаков высмеивает советское чиновничество, советский строй, критично изображает писательскую организацию МАССОЛИТ, в которой практически все заняты добыванием льгот.

В центре внимания писателя и читателей, несомненно, находится Воланд. Это удивительный персонаж, который олицетворяет собой справедливость и воздаяние за грехи. Известно, что в эпиграфе к роману Булгаков написал строки из «Фауста». Эти слова Мефистофеля призваны подчеркнуть двойственность дьявола в понимании писателя.

Воланд является гарантом справедливости, правильным судьей людей, творцом добра. Мировоззрение автора «Мастера и Маргариты» имеет во многом антихристианскую направленность, но есть в романе персонаж, который может противостоять нечистой силе и интуитивно обращается к русским святым, это Иван Бездомный (Понырев).

Внимание! В романе «Мастер и Маргарита» отразилась ищущая и противоречивая душа М.А. Булгакова, он вырос и сформировался как личность в кипящем интеллигентском обществе в период смены существующего в России устоя. Век атеизма и массовая нестабильность наложили глубокий отпечаток на все творения Булгакова.

Последние годы

С 1929 года пьесы Булгакова находились под полным запретом . В отчаянии он обращается к Сталину в письменном послании и просит позволения на выезд за границу, либо смягчения условий, в которые была поставлена его работа.

Сталин пошел навстречу писателю в этом вопросе. И у него появилась возможность работать в театрах.

Во второй половине 30-х годов Булгаков начал терять зрение, обострилась болезнь почек. Он продолжает принимать морфий в качестве лекарства, чтобы хоть как-то облегчить свои страдания.

Гипертонический нефросклероз потихоньку отнимает силы у Михаила Афанасьевича. Известно, что болезнь эта досталась ему по наследству от отца, причиной смерти которого также был этот недуг. Последний раз Булгаков работает над романом о Мастере 13 февраля , спустя почти месяц его не станет.

Из-за того, что в своем творчестве Булгаков прибегал к теме нечистой силы, о нем ходили слухи, что он заключил сделку с самим дьяволом. Писателя обвиняли в оккультизме и отношениях с нечистью. Многие предполагали, что это и есть причина смерти. Другая версия, которую массово поддерживали люди, заключалась в том, что писатель был заядлым морфинистом, и именно это свело его в могилу. В смерти Булгакова видели что-то мистическое.

Похороны писателя прошли на Новодевичьем кладбище. Место, где похоронен Михаил Афанасьевич Булгаков, находится неподалеку от могилы столь любимого им Гоголя. По настоянию его жены на могилу вместо памятника поставили огромную мраморную глыбу, которая некогда охраняла вечный сон Н.В. Гоголя.

Музей

Дом, в котором Булгаков некоторое время жил, находясь в Москве, сейчас является музеем, который носит имя Михаила Афанасьевича. В нем содержатся различные интересные экспонаты, которые принадлежали писателю. Иногда в музее организуют выставки, сотрудники рассказывают интересные факты из жизни гения.

Краткая биография Булгакова помогла нам разобраться в жизни и творчестве прозаика. Романы Михаила Афанасьевича Булгакова заставляют читателей плакать и смеяться вот уже много лет. Его творчество относительно недавно стало доступно для широкой публики. Удивительно, как человек, перенесший столько испытаний и гонений, не согласился идти на сделки с совестью и сумел не потерять чувство собственного достоинства. Остается надеяться, что место, где похоронен Булгаков, подарило ему тот самый покой, о котором он так мечтал.

Жизнь и творчество Булгакова оставили неизгладимый след в памяти современников.

Краткая биография Булгакова

История жизни и творчества Михаила Булгакова

Булгаков Михаил Афанасьевич не нуждается в представлении. Этот великий прозаик и драматург известен на весь мир. Михаила Афанасьевича представлена в этой статье.

Происхождение писателя

Булгаков М. А. родился 3 мая 1891 г. в городе Киеве. Родители его были представителями интеллигенции. Мать работала в Карачаевской прогимназии учительницей. Отец был преподавателем (портрет его представлен выше). После окончания он работал в ней, а также в других учебных заведениях. В 1893 году Афанасий Булгаков стал киевским областным цензором. В его обязанности входила цензура произведений, написанных на иностранных языках. В семье, кроме Михаила, было еще пятеро детей.

Период обучения, работа в полевых госпиталях

Должна быть очень подробно рассмотрена такого автора, как Булгаков Михаил Афанасьевич, биография. Таблица дат, связанных с его жизнью, мало поможет тем, кто задался целью отыскать истоки его творчества и понять особенности его внутреннего мира. Поэтому предлагаем вам прочитать подробную биографию.

Будущий писатель обучался в Первой Александровской гимназии. Уровень образования в этом учебном заведении был очень высоким. В 1909 году Михаил Афанасьевич поступил в Киевский университет, по окончании которого должен был стать медиком. В 1914 г. началась Первая мировая война.

Окончив в 1916 г. университет, Михаил Афанасьевич работал в (в Каменец-Подольском, а через некоторое время - в Череповцах). Его отозвали с фронта в сентябре 1916 г. Булгаков стал заведующим Никольской сельской больницы, находившейся в Через год, в 1917 г., Михаила Афанасьевича перевели в Вязьму. В созданных в 1926 году "Записках юного врача" нашел отражение этот период его жизни. Главным героем произведения является талантливый врач, добросовестный труженик. В, казалось бы, безнадежных ситуациях он спасает больных. Герой остро переживает непростое материальное положение необразованных крестьян, обитающих в смоленских деревнях. Однако он понимает, что не может ничего изменить.

Революция в судьбе Булгакова

Привычную жизнь Михаила Афанасьевича нарушила Февральская революция. Булгаков выразил свое отношение к ней в своем очерке 1923 года "Киев-город". Он отметил, что "внезапно и грозно" с революцией "наступила история".

По окончании Булгакова освободили от военной службы. Он возвратился в родной Киев, который, к несчастью, вскоре заняли немцы. Здесь Михаил Афанасьевич окунулся в омут Гражданской войны. Булгаков был очень неплохим врачом, поэтому в его услугах нуждались обе стороны. Молодой врач в любых ситуациях оставался верен идеалам гуманизма. Постепенно в его душе росло возмущение. Он не мог смириться с жестокостью белых и петлюровцев. Впоследствии эти настроения были отражены в романе Булгакова "Белая гвардия", а также в его рассказах "В ночь на третье число", "Налет" и в пьесах "Бег" и "Дни Турбиных".

Булгаков честно выполнял долг врача. Во время службы ему приходилось быть невольным свидетелем преступлений, которые были совершены в конце 1919 г. во Владикавказе. Михаил Афанасьевич не желал больше участвовать в войне. Он покинул ряды армии Деникина в начале 1920 г.

Первые статьи и рассказы

После этого решил больше не заниматься медициной Михаил Афанасьевич его продолжается работой в качестве журналиста. Он начал писать статьи, которые публиковались в местных газетах. Первый свой рассказ Булгаков завершил осенью 1919 г. Этой же зимой он создал несколько фельетонов, ряд рассказов. В одном из них, названном "Дань восхищения", Михаил Афанасьевич повествует об уличных столкновениях, которые происходили в Киеве в период революции и Гражданской войны.

Пьесы, созданные во Владикавказе

Незадолго до того как белые оставили Владикавказ, заболел возвратным тифом Михаил Афанасьевич его этого времени особенно драматична. Весной 1920 г. он выздоровел. Однако отряды Красной Армии уже вошли в город, и Булгаков не смог эмигрировать, чего очень хотел. Нужно было как-то выстраивать отношения с новым режимом. Тогда он начал сотрудничать с ревкомом, в подотделе искусств. Михаил Афанасьевич создавал пьесы для ингушских и осетинских трупп. Эти произведения отражали его взгляды на революцию. Это были агитки-однодневки, написанные главным образом с целью выжить в трудных условиях. В повести Булгакова "Записки на манжетах" отразились его владикавказские впечатления.

Переезд в Москву, новые произведения

В Тифлисе, а затем в Батуми мог эмигрировать Михаил Булгаков. Биография его, однако, пошла по другому пути. Булгаков понимал, что место писателя в трудное для страны время - рядом с народом. Биография Булгакова Михаила Афанасьевича в 1921 году отмечена переездом Москву. Его статьи с весны 1922 г. регулярно печатались на страницах журналов и газет этого города. В очерках и сатирических памфлетах отразились главные приметы жизни послереволюционных лет. Основным объектом сатиры Булгакова была "накипь нэпа" (другими словами, нувориши-нэпманы). Здесь нужно отметить такие новеллы Михаила Афанасьевича, как "Чаша жизни" и "Триллионер". Также его интересовали представители населения с низким уровнем культуры: базарные торговки, обитатели коммуналок города Москвы, служащие-бюрократы и др. Однако Михаил Афанасьевич замечал и новые явления в жизни страны. Так, в одном своем очерке он изобразил символ новых веяний в лице мальчика-школьника, который идет с новеньким ранцем по улице.

Повесть "Роковые яйца" и особенности творчества 1920 годов

Повесть "Роковые яйца" Булгакова была опубликована в 1924 г. Ее действие происходит в воображаемом недалеком будущем - в 1928 г. К этому времени результаты нэпа были уже очевидны. В частности, уровень жизни населения резко повысился (в повести, которую создал Михаил Булгаков). Биография писателя не предполагает подробного знакомства с его творчеством, но сюжет произведения "Роковые яйца" мы все-таки перескажем в двух словах. Профессор Персиков сделал важное открытие, которое могло бы принести большую пользу всему человечеству. Однако, попав в руки самоуверенных, полуграмотных людей, представителей новой бюрократии, расцветшей при военном коммунизме, а в годы нэпа усилившей свои позиции, это открытие оборачивается трагедией. Практически все герои повестей Булгакова, созданных в 1920 годы, терпят неудачи. В своем творчестве писатель стремится передать читателю мысль о том, что общество не готово усвоить новые способы взаимоотношений, которые основаны на уважении к знаниям и культуре, к усердному труду.

"Бег" и "Дни Турбиных"

В пьесах Булгакова "Бег" и "Дни Турбиных" (1925-28 гг.) Михаил Афанасьевич показал, что интеллигенции враждебны все власти, которые сменяли друг друга в период Гражданской войны. Героями этих произведений являются типичные представители так называемой "новой интеллигенции". Сначала они либо настороженно отнеслись к революции, либо боролись против нее. М. А. Булгаков и себя относил к этому новому слою. Об этом он с юмором в рассказал в своем фельетоне под названием "Столица в блокноте". В нем он отметил, что появилась новая интеллигенция, "железная". Она способна и дрова колоть, и мебель грузить, и заниматься рентгеном. Булгаков отметил, что верит в то, что она выживет, не пропадет.

Нападки на Булгакова, звонок Сталина

Нужно сказать, что Булгаков Михаил Афанасьевич (биография и творчество его подтверждают это) всегда чутко отзывался на изменения в советском обществе. Он очень тяжело переживал торжество несправедливости, сомневался в оправданности тех или иных мер. Однако Булгаков всегда верил в человека. С ним вместе переживали и сомневались его герои. Критика восприняла это неблагожелательно. Нападки на Булгакова усилились в 1929 г. Все его пьесы были исключены из репертуаров театров. Оказавшись в трудном положении, Михаил Афанасьевич вынужден был написать письмо правительству с просьбой выехать за границу. После этого биография Булгакова Михаила Афанасьевича была отмечена важным событием. В 1930 году Булгаков удостоился звонка самого Сталина. Результатом этого разговора стало назначение Михаила Афанасьевича на должность режиссера-ассистента в МХАТ. Снова на сценах театров появились постановки его пьес. Через некоторое время постановкой созданной им инсценировки "Мертвых душ" была отмечена такого писателя, как Булгаков Михаил Афанасьевич, биография. Жизнь его, казалось бы, налаживается. Однако все было не так просто...

Булгаков - запрещенный автор

Несмотря на внешнее покровительство Сталина, в советской печати после 1927 г. не появилось ни одного произведения Михаила Афанасьевича, за исключением отрывка из пьесы "Бег" ("Седьмой сон") в 1932 г. и перевода мольеровского "Скупого" в 1938 г. Дело в том, что Булгаков был включен в список запрещенных авторов.

Чем еще примечательна биография Булгакова Михаила Афанасьевича? Кратко рассказать о нем непросто, ведь его жизнь отмечена множеством важных событий и интересных фактов. Стоит сказать, что, несмотря на все трудности, писатель не думал покидать Родину. Даже в самый тяжелый период (1929-30 гг.) его практически не посещали мысли об эмиграции. В одном из своих писем Булгаков признался, что нигде больше, кроме СССР, он невозможен, так как в течение одиннадцати лет черпал из него вдохновение.

Роман "Мастер и Маргарита"

Михаил Афанасьевич в 1933 г. попытался издать свое произведение в серии "ЖЗЛ". Однако его вновь постигла неудача. После этого он больше не предпринимал попыток опубликовать свои творения до самой смерти. Писатель всецело посвятил себя созданию романа "Мастер и Маргарита". Это произведение стало величайшим его достижением, а также одним из лучших произведений русской и мировой литературы 20 столетия. Двенадцать лет своей жизни Михаил Афанасьевич отдал работе над ним. Замысел "Мастера и Маргариты" появился у него еще в конце 1920-х как попытка философского и художественного осмысления социалистической действительности. Автор посчитал неудачными первые варианты произведения. В течение ряда лет Михаил Афанасьевич постоянно возвращался к персонажам, примерял новые конфликты и сцены. Только в 1932 году приобрело сюжетную завершенность это произведение, автор которого известен всем (Михаил Афанасьевич Булгаков).

Полная биография Булгакова предполагает рассмотрение вопроса о значении его творчества. Поэтому расскажем и об этом.

Значение творчества Булгакова

Показав, что белое движение обречено на поражение, что интеллигенция непременно перейдет на сторону красных (роман "Белая гвардия", пьесы "Бег" и "Дни Турбиных"), что обществу грозит опасность, если культурно и нравственно отсталая личность будет иметь право навязывать другим свою волю ("Собачье сердце"), Михаил Афанасьевич сделал открытие, которое вошло в систему национальных ценностей нашей страны.

Чем еще интересен Булгаков Михаил Афанасьевич? Биография, интересные факты, связанные с ним, и его творчество - на всем лежит печать боли за человека. Это чувство было неизменно свойственно Булгакову как продолжателю традиций отечественной и мировой литературы. Михаил Афанасьевич принимал только ту литературу, которая показывает страдания реальных героев. Гуманизм был идейным стержнем произведений Булгакова. А истинный гуманизм настоящего мастера близок и дорог читателю всегда.

Последние годы жизни

В последние годы жизни Михаила Афанасьевича не покидало ощущение того, что его творческая судьба была загублена. Несмотря на то что он продолжал активно творить, практически не доходили до современных ему читателей. Это надломило Михаила Афанасьевича. Его болезнь обострилась, что привело к скорой смерти. Скончался Булгаков в Москве 10 марта 1940 г. На этом завершилась биография Булгакова Михаила Афанасьевича, но творчество его бессмертно. Останки писателя покоятся на Новодевичьем кладбище.

Биография Булгакова Михаила Афанасьевича, кратко изложенная в этой статье, надеемся, вызвала у вас желание поближе познакомиться с его творчеством. Произведения этого автора очень интересны и важны, поэтому их, безусловно, стоит прочесть. Михаил Булгаков, биография и творчество которого изучаются в школе, - один из величайших русских писателей.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Родился 3 мая (15 мая) 1891 года в Киеве, Российская империя - умер 10 марта 1940 года в Москве. Русский и советский писатель, драматург, театральный режиссёр и актёр.

Михаил Булгаков родился 3 (15) мая 1891 года в семье доцента Киевской духовной академии на Воздвиженской улице, 28 в Киеве.

Отец - Афанасий Иванович Булгаков (1859-1907), русский богослов и историк церкви.

Мать - Варвара Михайловна Булгакова (в девичестве - Покровская; 1869-1922).

Сестра - Вера Афанасьевна Булгакова (1892-1972), в замужестве Давыдова.

Сестра - Надежда Афанасьевна Булгакова (1893-1971), в замужестве Земская.

Сестра - Варвара Афанасьевна Булгакова (1895-1956), прототип персонажа Елена Турбина-Тальберг в романе «Белая гвардия».

Брат - Николай Афанасьевич Булгаков (1898-1966), русский учёный, биолог, бактериолог, доктор философии.

Брат - Иван Афанасьевич Булгаков (1900-1969), музыкант-балалаечник, с 1921 года в эмиграции, сначала в Варне, потом в Париже.

Сестра - Елена Афанасьевна Булгакова (1902-1954), прототип «синеглазки» в повести В. Катаева «Алмазный мой венец».

Дядя - Николай Иванович Булгаков, преподавал в Тифлисской духовной семинарии.

Племянница - Елена Андреевна Земская (1926-2012), известный российский лингвист, исследователь русской разговорной речи.

В 1909 году Михаил Булгаков окончил Первую киевскую гимназию и поступил на медицинский факультет Киевского университета. Выбор профессии врача объяснялся тем, что оба брата матери, Николай и Михаил Покровские, были врачами, один - в Москве, другой - в Варшаве, оба хорошо зарабатывали. Михаил, терапевт, был врачом Патриарха Тихона, Николай - гинеколог - имел в Москве прекрасную практику. Булгаков в университете учился 7 лет - имея освобождение по состоянию здоровья (почечная недостаточность) подавал рапорт для службы врачом на флоте и после отказа медицинской комиссии попросил послать его добровольцем Красного Креста в госпиталь.

31 октября 1916 года получил диплом об утверждении «в степени лекаря с отличием со всеми правами и преимуществами, законами Российской Империи сей степени присвоенными».

В 1913 году М. Булгаков женился на Татьяне Лаппа (1892-1982). Денежные трудности начались уже в день свадьбы. Это можно увидеть в воспоминаниях Татьяны Николаевны: «Фаты у меня, конечно, никакой не было, подвенечного платья тоже - я куда-то дела все деньги, которые отец прислал. Мама приехала на венчанье - пришла в ужас. У меня была полотняная юбка в складку, мама купила блузку. Венчал нас о. Александр. ...Почему-то хохотали под венцом ужасно. Домой ехали в карете. Гостей было немного. Помню, много было цветов, больше всего - нарциссов…». Отец Татьяны в месяц присылал 50 рублей, по тем временам достойная сумма. Но деньги быстро исчезали: М. А. Булгаков не любил экономить и был человеком порыва. Если ему хотелось проехаться на такси на последние деньги, он без раздумья решался на этот шаг. «Мать ругала за легкомыслие. Придем к ней обедать, она видит - ни колец, ни цепи моей. "Ну, значит, всё в ломбарде!"»

После начала Первой мировой войны М. Булгаков несколько месяцев работал врачом в прифронтовой зоне. Затем он был направлен на работу в село Никольское Смоленской губернии, после чего работал врачом в Вязьме.

С 1917 года М. А. Булгаков стал употреблять морфий, сначала с целью облегчить аллергические реакции на антидифтерийный препарат, который принял, опасаясь дифтерии после проведённой операции. Затем приём морфия стал регулярным.

В декабре 1917 года М. А. Булгаков впервые приехал в Москву. Он остановился у дяди, известного московского врача-гинеколога Н. М. Покровского, ставшего прототипом профессора Преображенского из повести «Собачье сердце».

Весной 1918 года М. А. Булгаков возвратился в Киев, где начал частную практику как врач-венеролог - в это время он перестал употреблять морфий.

Во время Гражданской войны, в феврале 1919 года, М. Булгаков был мобилизован как военный врач в армию Украинской Народной Республики. Затем, судя по его воспоминаниям, он был мобилизован в белые Вооружённые силы Юга России и был назначен военным врачом 3-го Терского казачьего полка. В том же году успел поработать врачом Красного креста, а затем - снова в белых Вооружённых Силах Юга России. В составе 3-го Терского казачьего полка был на Северном Кавказе. Печатался в газетах (статья «Грядущие перспективы»). Во время отступления Добровольческой армии в начале 1920 года был болен тифом и поэтому вынужденно не покинул страну. После выздоровления, во Владикавказе, появились его первые драматургические опыты, - двоюродному брату он писал 1 февраля 1921 года: «я запоздал на 4 года с тем, что я должен был давно начать делать - писать».

В конце сентября 1921 года М. А. Булгаков переехал в Москву и начал сотрудничать как фельетонист со столичными газетами («Гудок», «Рабочий») и журналами («Медицинский работник», «Россия», «Возрождение», «Красный журнал для всех»). В это же время он опубликовал некоторые свои произведения в газете «Накануне», выпускавшейся в Берлине. С 1922 по 1926 год в газете «Гудок» было напечатано более 120 репортажей, очерков и фельетонов М. Булгакова.

В 1923 году Булгаков вступил во Всероссийский Союз писателей. В 1924 году он познакомился с недавно вернувшейся из-за границы Любовью Евгеньевной Белозерской (1898-1987), которая в 1925 году стала его женой.

С октября 1926 года во МХАТе с большим успехом шла пьеса «Дни Турбиных». Её постановка была разрешена только на год, но позже несколько раз продлевалась. Пьеса приглянулась самому И. Сталину, который смотрел её более 14 раз. В своих выступлениях И. Сталин говорил, что «Дни Турбиных» - «антисоветская штука, и Булгаков не наш» и когда пьеса была запрещена Сталин велел вернуть её (в январе 1932 года) и до войны она больше не запрещалась. Однако ни на один театр, кроме МХАТа, это разрешение не распространялось. Сталин отмечал, что впечатление от «Дней Турбиных» в конечном счёте было положительное для коммунистов (письмо В. Биллю-Белоцерковскому, опубликованное самим Сталиным в 1949 году).

Одновременно в советской прессе проходит интенсивная и крайне резкая критика творчества М. А. Булгакова. По его собственным подсчётам, за 10 лет появилось 298 ругательных рецензий и 3 благожелательных. Среди критиков были влиятельные литераторы и чиновники от литературы (Маяковский, Безыменский, Авербах, Шкловский, Керженцев и другие).

В конце октября 1926 года в Театре им. Вахтангова с большим успехом прошла премьера спектакля по пьесе М. А. Булгакова «Зойкина квартира».

В 1928 году М. А. Булгаков ездил с женой на Кавказ, где они посетили Тифлис, Батум, Зелёный Мыс, Владикавказ, Гудермес. В Москве в этом году прошла премьера пьесы «Багровый остров». У М. А. Булгакова возник замысел романа, позднее названного «Мастер и Маргарита». Писатель также начал работу над пьесой о Мольере («Кабала святош»).

В 1929 году Булгаков познакомился с Еленой Сергеевной Шиловской, которая стала его третьей, последней женой в 1932 году.

К 1930 году произведения Булгакова перестали печатать, его пьесы изымались из репертуара театров. Были запрещены к постановке пьесы «Бег», «Зойкина квартира», «Багровый остров», спектакль «Дни Турбиных» снят с репертуара. В 1930 году Булгаков писал брату Николаю в Париж о неблагоприятной для себя литературно-театральной ситуации и тяжёлом материальном положении. Тогда же он написал письмо Правительству СССР, датированное 28 марта 1930 года, с просьбой определить его судьбу - либо дать право эмигрировать, либо предоставить возможность работать во МХАТе. 18 апреля 1930 года Булгакову позвонил , который порекомендовал драматургу обратиться с просьбой зачислить его во МХАТ.

В 1930 году работал в качестве режиссёра в Центральном театре рабочей молодёжи (ТРАМ). С 1930 по 1936 год - во МХАТе в качестве режиссёра-ассистента. В 1932 году на сцене МХАТ состоялась постановка спектакля «Мёртвые души» Николая Гоголя по инсценировке Булгакова. В 1934 году Булгакову было дважды отказано в выезде за границу, а в июне он был принят в Союз советских писателей. В 1935 году Булгаков выступил на сцене МХАТ как актёр - в роли Судьи в спектакле «Пиквикский клуб» по Диккенсу. Опыт работы во МХАТ отразился в произведении Булгакова «Записки покойника» («Театральный роман»), материалом для образов которого стали многие сотрудники театра.

Спектакль «Кабала святош» («Мольер») увидел свет в феврале 1936 года, - после почти пяти лет репетиций. Хотя Е. С. Булгакова отметила, что премьера, 16 февраля, прошла с громадным успехом, после семи представлений постановка была запрещена, а в «Правде» была помещена разгромная статья об этой «фальшивой, реакционной и негодной» пьесе. После статьи в «Правде» Булгаков ушёл из МХАТа и стал работать в Большом театре как либреттист и переводчик. В 1937 году М. Булгаков работает над либретто «Минин и Пожарский» и «Пётр I». Дружил с Исааком Дунаевским.

В 1939 году М. А. Булгаков работал над либретто «Рашель», а также над пьесой о И. Сталине («Батум»). Пьеса уже готовилась к постановке, а Булгаков с женой и коллегами выехал в Грузию для работы над спектаклем, когда пришла телеграмма об отмене спектакля: Сталин счёл неуместной постановку пьесы о себе.


С этого момента (по воспоминаниям Е. С. Булгаковой, В. Виленкина и др.) здоровье М. Булгакова стало резко ухудшаться, он стал терять зрение. Врачи диагностировали у Булгакова гипертонический нефросклероз enru - наследственную болезнь почек. Булгаков продолжал употреблять морфий, прописанный ему в 1924 году, с целью снятия болевых симптомов.

В этот же период писатель начал диктовать жене последний вариант романа «Мастер и Маргарита».

До войны в двух советских театрах шли спектакли по пьесе М. А. Булгакова «Дон Кихот».

С февраля 1940 года друзья и родные постоянно дежурили у постели М. Булгакова. 10 марта 1940 года Михаил Афанасьевич Булгаков скончался. 11 марта состоялась гражданская панихида в здании Союза Советских писателей.

Перед панихидой московский скульптор С. Д. Меркуров снял с лица М. Булгакова посмертную маску.

М. Булгаков был похоронен на Новодевичьем кладбище. На его могиле по ходатайству его вдовы Е. С. Булгаковой был установлен камень, прозванный «голгофой», который ранее лежал на могиле .

Булгаков уважительно относился к . Однажды на именинах у жены драматурга Тренёва, его соседа по писательскому дому, Булгаков и Пастернак оказались за одним столом. Пастернак с каким-то особенным придыханием читал свои переводы стихов с грузинского. После первого тоста за хозяйку Пастернак объявил: «Я хочу выпить за Булгакова!» В ответ на возражение именинницы-хозяйки: «Нет, нет! Сейчас мы выпьем за Викентия Викентьевича, а потом за Булгакова!» - Пастернак воскликнул: «Нет, я хочу за Булгакова! Вересаев, конечно, очень большой человек, но он - законное явление. А Булгаков - незаконное!».

После смерти писателя написала стихотворение «Памяти М. А. Булгакова» (март 1940 года).

Михаил Булгаков. Роман с тайной

Личная жизнь Михаила Булгакова:

Первая жена - Татьяна Николаевна Лаппа (1892-1982), первая жена, основной прототип персонажа Анны Кирилловны в рассказе «Морфий». Состояли в браке в период 1913-1924 годов.

Татьяна Лаппа - первая жена Михаила Булгакова

Вторая жена - Любовь Евгеньевна Белозёрская (1895-1987). Состояли в браке в 1925-1931 годах.

Любовь Белозёрская - вторая жена Михаила Булгакова

Третья жена - Елена Сергеевна Шиловская (1893-1970). Поженились в 1932 году. Она была основным прототипом персонажа Маргариты в романе «Мастер и Маргарита». После смерти писателя - хранительница его литературного наследия.

Повести и романы Михаила Булгакова:

«Похождения Чичикова» (поэма в 10 пунктах с прологом и эпилогом, 5 октября 1922)
«Белая гвардия» (роман, 1922-1924)
«Дьяволиада» (повесть, 1923)
«Записки на манжетах» (повесть, 1923)
«Багровый остров» (повесть, опубликована в Берлине в 1924 году)
«Роковые яйца» (повесть, 1924)
«Собачье сердце» (повесть, 1925, в СССР опубликована в 1987 году)
«Великий канцлер. Князь тьмы» (часть чернового варианта романа «Мастер и Маргарита», 1928-1929)
«Копыто инженера» (роман, 1928-1929)
«Тайному другу» (неоконченная повесть, 1929, в СССР опубликована в 1987 году)
«Мастер и Маргарита» (роман, 1929-1940, в СССР опубликован в 1966-1967 годах, второй вариант в 1973 году, окончательный вариант в 1990 году)
«Жизнь господина де Мольера» (роман, 1933, в СССР опубликован в 1962 году)
«Театральный роман» («Записки покойника») (неоконченный роман (1936-1937), в СССР опубликован в 1965 году).

Пьесы, либретто, киносценарии Михаила Булгакова:

«Зойкина квартира» (пьеса, 1925, в СССР поставлена в 1926, вышла массовым тиражом в 1982 году)
«Дни Турбиных» (пьеса, написанная на основе романа «Белая гвардия», 1925, в СССР поставлена в 1925, вышла массовым тиражом в 1955 году)
«Бег» (пьеса, 1926-1928)
«Багровый остров» (пьеса, 1927, в СССР опубликована в 1968 году)
«Кабала святош» (пьеса, 1929, (в СССР поставлена в 1936), в 1931 году была допущена цензурой к постановке с рядом купюр под названием «Мольер», но и в таком виде постановка была отложена)
«Мёртвые души» (инсценировка романа, 1930)
«Адам и Ева» (пьеса, 1931)
«Полоумный Журден» (пьеса, 1932, в СССР опубликована в 1965 году)
«Блаженство (сон инженера Рейна)» (пьеса, 1934, в СССР опубликована в 1966 году)
«Ревизор» (киносценарий, 1934)
«Александр Пушкин» (пьеса, 1935 (в СССР опубликована в 1955 году)
«Необычайное происшествие, или Ревизор» (пьеса по комедии Николая Гоголя, 1935)
«Иван Васильевич» (пьеса, 1936)
«Минин и Пожарский» (либретто оперы, 1936, в СССР опубликовано в 1980 году)
«Чёрное море» (либретто оперы, 1936, в СССР опубликовано в 1988 году)
«Рашель» (либретто оперы по мотивам рассказа «Мадмуазель Фифи» Ги де Мопассана, 1937-1939, в СССР опубликовано в 1988 году)
«Батум» (пьеса о юности И. В. Сталина, первоначальное название «Пастырь», 1939, в СССР опубликована в 1988 году)
«Дон Кихот» (либретто оперы по роману Мигеля де Сервантеса, 1939).