Эталоны женской красоты в истории: Япония, Китай, Киевская Русь, древние скандинавы и кельты. Японская богиня милосердия

Япония — это древнее государство, история которого начинается с неолита, существовавшего здесь, видимо, уже в V-IV тысячелетии до нашей эры.


Расположена Япония на архипелаге, который тянется с севера на юг вдоль восточного побережья Азиатского континента. Более 3 000 островов включает в себя это древнее государство. Жизни японцев постоянно сопутствовали извержения вулканов, землетрясения, наводнения, горные обвалы и ураганы. Может быть, поэтому японцы обладают такими качествами как мужество, терпеливость, сноровка и самообладание?

Издревле японцы занимались охотой, морским промыслом и животноводством. Однако основным занятием на протяжении веков все же остается возделывание рисовых полей.

Самыми древними неолитическими памятниками Японии являются раковинные кучи, в которых встречаются остатки съедобных раковин и рыб, гарпуны, грузила и рыболовные крючки. В более поздних кучах встречаются кости пресноводных рыб, оленей, диких свиней, птиц. Однако имеет место и керамика, которая была изготовлена от руки. Население жило поселками в больших землянках и хоронило трупы тут же в раковинных кучах.

В образовании японской народности приняли участие как айны и другие южные племена, так и — позднее — племена монголо-малайского происхождения.


С середины I тысячелетия до нашей эры на Японские острова через Корейский пролив с юга Корейского полуострова проникают так называемые протояпонские племена. На островах появились домашние животные — лошадь, корова, овца. В это же время возникла культура поливного риса.

В более поздний период население островов окончательно восприняло из Кореи и из Китая элементы китайской и корейской культуры.

Согласно синтоизму — японской системе верований — японская нация ведет свое начало от богини солнца Ама-Тэрасу. Ее прямым потомком был легендарный император Японии Дзимму, который взошел на престол государства Ямато в 660 году до нашей эры. Император микадо в умах японцев благодаря своему «божественному» происхождению состоит в родстве со своим народом, он является главой нации-семьи.

В древности японцы поклонялись божеству конкретного храма, которое не имело отношение к другим храмам. Несмотря на это, устройство синтоистских храмов, тем не менее, одинаково. В основе каждого храма хондэн (святилище), в котором хранится синтай (святыня, божество). К хондэну примыкает хайдэн, то есть зал для молящихся. Изображений богов в храмах нет, в некоторых храмах есть изображения львов или других животных. К примеру, при храмах Инари есть изображения лис, при храмах Хиз — обезьян, при храмах Касуга — оленей. Эти животные выступают в качестве посланников соответствующих божеств.


Интерес представляют и древние народные верования японцев. Например, известен древнейший культ лисицы, которой японцы издревле поклоняются. Согласно их верованиям, божество в образе лисицы имело тело и разум человека. В Японии были построены храмы, в которых собирались люди якобы обладающие лисьей натурой. Поклонялись японцы и волку, который считался духом гор Оками. Люди просили Оками защитить посевы и самих тружеников от различных напастей. В некоторых районах Японии местные жители поклонялись черепахе. Рыбаки считали черепаху (камэ) божеством (ками) моря, от которого зависела их удача. Существовал также культ змей и моллюсков.

Существовали верования, что удачу и счастье японцу принесет стрекоза томбо. Она ассоциировалась с храбростью и даже с национальным духом. Боготворили японцы и акулу, и краба, амулет из высушенного панциря которого защищал от злых духов и болезней.

Однако в Японии почитались не только животные, но и было распространено поклонение горам, горным источникам, камням, деревьям и т.д. Особенно сильно японцы боготворили плакучую иву (янаги), которая считалась деревом, приносящим счастье и удачу. Из ивы делали палочки для еды, которыми пользовались только в праздник Нового года.


Особого внимания заслуживает так называемая чайная церемония (по-японски «тяноу»). На протяжении многих веков она играет в жизни японцев существенную роль. Тяноу — строго расписанный ритуал. В нем принимает участие мастер чая — тот, кто заваривает чай, разливает его и те, кто присутствует при этом и затем пьет. Первый — жрец, который совершает чайное действо, вторые — участники действа, приобщающиеся к нему. У каждого свой стиль поведения, который включает в себя и позу при сидении, и все движения, и выражение лица, и манеру речи . Красота и утонченный ритуал тяноу подчиняется канонам дзэн-буддизма. Согласно легенде, она берет свое начало из Китая со времен первого патриарха буддизма Бодхидхармы.

Однажды, сидя в медитации, Бодхидхарма почувствовал, что глаза его закрываются, и против воли его клонит ко сну. Он рассердился на себя и вырвав свои веки бросил их на землю. В скором времени на этом месте вырос необычный куст с сочными листьями. Позже ученики Бодхидхармы стали заваривать эти листья горячей водой — напиток помогал сохранить им бодрость.

На самом деле чайная церемония возникла в Китае задолго до того, как появился буддизм. Согласно многочисленным источникам, ввел ее Лао-цзы, который в V веке до нашей эры предложил ритуал с чашкой «золотого эликсира». Этот ритуал был популярен в Китае вплоть до монгольского нашествия. По прошествии некоторого времени китайцы стали просто заваривать подсушенные листья чайного куста.

Японская цивилизация и сейчас поражает своей загадочностью

Формирование японской цивилизации

Древнеяпонская цивилизация не оказала существенного влияния на древнюю и средневековую культуру других регионов. Значение ее для мировой культуры заключается в ином. Выработав на основании самых разнородных и разностадиальных элементов своеобразное искусство, литературу, мировосприятие, Япония сумела доказать, что ее культурные ценности обладают достаточными потенциями как во времени, так и в пространстве, даже если они и оставались в силу островного положения страны неизвестными современникам в других странах. Задача историка японской древности состоит, в частности, в том, чтобы понять, каким образом были заложены основы того, что мы именуем ныне японской культурой, которая после многовекового периода аккумуляции культурного наследия других стран вносит в настоящее время все возрастающий вклад в развитие общечеловеческой культуры.

Основные периоды истории древнеяпонской цивилизации

  1. Палеолит (40000-13000 лет назад). Памятников палеолита немного, большинство из которых открыты после войны.
  2. Неолит — культура дзёмон (13000 лет до н. э. - III в. до н.э.). Большинство насления обитает в северо-восточной части острова Хонсю. Культура дзёмон (названный так по типу керамики с веревочным орнаментом) распространилась от Хоккайдо до Рюкю.
  3. Энеолит — культура яёй (III в. до н.э. - III в. н.э.). Назван по типу керамики, обнаруженной в Яёй. Происходит крупная миграция с Корейского полуострова групп алтайской языковой группы, которые принесли с собой опыт земельного рисосеяния, шелководчество, технологию производства бронзы и железа. Происходит ассимиляция местного аустронезийского населения, приведшая к появлению протояпонцев.
  4. Курганный период — кофун дзидай (III-VI вв.). Название получил по большому количеству похоронным сооружениям курганного типа. Происходит становление однородного государства - Ямато.
  5. Период Асука (552-646 гг.). Название получил по местонахождению резиденции царей Ямато в районе Асука (Центральная Япония). Этот период характерен становлением буддизма и укреплением государства.
  6. Ранняя Нара (646-710 гг.). На данном этапе происходит массовое заимствование из Китая — письменность, чиновничьи структуры, теории и практики управления. Начинается период больших реформ, чтобы преобразовать Ямато в «цивилизованное» государство по китайскому образцу: создание первых законодательных кодексов, системы государственной собственности на землю и надельной системы землепользования.
  7. Нара (710-794 гг.). Название получил по местоположению первой постоянной столицы Японии - города Нара. Название страны меняется на «Нихон» («там, откуда восходит солнце»). Появляются первые собственные письменные памятники - летописные мифологические своды «Кодзики» и «Нихонги». Обостряется внутренняя борьба между служилой знатью, выходцев из Китая и Кореи, и местной аристократиией, что приводит к ослаблению буддизма и укреплению синтоизма.

Заселение японских островов

Глиняные фигурки. Период дзёмон. VIII-I тыс. до н.э.

Японская цивилизация молода. Молод и народ, создавший ее. Он сформировался в результате сложных и разновременных этнических слияний переселенцев, преодолевших водную преграду, отделяющую Японские острова от материка. Наиболее ранними обитателями Японии были, по всей вероятности, протоайнские племена, а также племена малайско-полинезийского происхождения. В середине I тыс. до н. э. из южной части Корейского полуострова наблюдается интенсивная миграция протояпонских племен ва , которым удалось в значительной мере ассимилировать население юга Японии (японский язык, согласно последним исследованиям С. А. Старостина, обнаруживает наибольшее родство с корейским).

И хотя в ту эпоху все племена, заселявшие территорию Японии, находились на уровне первобытнообщинного строя, уже тогда, вероятно, был заложен один из ведущих стереотипов мировосприятия японцев, который просматривается на всем протяжении истории этой страны, - это способность к усвоению навыков и знаний, поступающих в результате контактов с другими народами. Именно после ассимиляции с местными племенами на рубеже IV-III вв. до н.э. начинается возделывание поливного риса и обработка металла.

Эпоха «яёй»

Период продолжительностью шесть веков (до III в. н.э.) носит в японской историографии название «яёй» (по кварталу в Токио, где впервые были обнаружены остатки этой культуры). Культура яёй характеризуется созданием устойчивых общин, основой жизни которых было поливное земледелие. Поскольку бронза и железо проникают в Японию практически одновременно, то бронза использовалась в основном для изготовления культовых предметов: ритуальных зеркал, мечей, колоколов, а железо - для производства орудий труда.

Эпоха Ямато

Глиняная статуэтка. Конец периода дзёмон. II в. до н.э.

Способность к усвоению иноземных образцов становится особенно заметной вместе с возникновением государственности, датируемой III-IV вв. н.э. В это время происходит завоевательный поход союза племен Южного Кюсю в Центральную Японию. В результате начинает формироваться так называемое государство Ямато, культура которого характеризуется невиданной дотоле однородностью.

Период с IV по начало VII в. носит название курганного («кофун дзидай») по типу погребений, устройство и инвентарь которых отличаются чертами сильного корейского и китайского влияний. Тем не менее такое широкомасштабное строительство - а в настоящее время обнаружено более 10 тыс. курганов - не могло бы иметь успеха, если бы сама идея курганов была чужда населению Японии. Курганы Ямато, вероятно, генетически связаны с дольменами Кюсю. Среди предметов погребального культа особое значение имеет глиняная пластика ханива. Среди этих блестящих образцов древнего ритуального искусства- изображения жилищ, храмов, зонтов, сосудов, оружия, доспехов, лодок, животных, птиц, жрецов, воинов и т. д. По этим изображениям восстанавливаются многие особенности материальной и духовной жизни древних японцев. Строительство сооружений курганного типа было, очевидно, связано с культом предков и культом Солнца, что нашло свое отражение и в дошедших до нас памятниках раннеяпонской письменности (мифологическо-летописные своды «Кодзики», «Нихон сёки»).

Культ предков в синтоизме

Культ предков имеет особое значение для исконно японской религии - синтоизма, а значит, и для всей культуры Японии. Наряду с отмеченной выше открытостью к иноземным влияниям культ предков представляет собой другую мощную движущую силу развития японской цивилизации, силу, которая обеспечивала преемственность в ходе исторической эволюции.

На государственном уровне культ предков воплотился в культе богини Солнца Аматэрасу, считающейся прародительницей правящего рода. Среди цикла мифов, посвященных Аматэрасу, центральное место занимает повествование о ее сокрытии в небесной пещере, когда мир погрузился во тьму и пребывал в ней до тех пор, пока богам с помощью магических приемов не удалось выманить богиню из ее прибежища.

Деталь глиняной статуэтки. III-II тыс. до н.э.

Пантеон раннего синтоизма включал божеств - предков родов, которые занимали ведущее место в социальной структуре японского общества в период оформления мифа как категории государственной идеологии. Божества-первопредки считались полифункциональными защитниками родов, выводивших от них свое происхождение. Помимо родовых божеств японцы поклонялись и многочисленным ландшафтным божествам, имевшим, как правило, местное значение.

Появление буддизма

К середине VI в. в государстве Ямато была достигнута определенная политическая стабильность, хотя смягчение центробежных тенденций все еще оставалось одной из основных забот правящего рода. Чтобы преодолеть идеологическую раздробленность, освящаемую родовыми и региональными культами синто, японские правители обратились к религии развитого классового общества - .

Трудно переоценить роль, которую сыграл буддизм в истории Японии. Помимо его вклада в становление общегосударственной идеологии вероучение буддизма формировало новый тип личности, лишенной родовой привязанности и потому более пригодной для функционирования в системе государственных отношений. Процесс буддийской социализации не был когда-либо завершен полностью, но тем не менее на данном этапе исторического развития буддизм служил той цементирующей силой, которая обеспечивала идейную гомогенность японского государства. Велика была и гуманизирующая роль буддизма, привносящего положительные этические нормы общежития, которые приходили на смену табуациям синто.

Глиняный сосуд. Период дзёмон. VIII-I тыс. до н.э.

Строительство буддийских храмов

Вместе с буддизмом в Японию проникает и материальный комплекс, обслуживающий потребности этой религии. Начинается строительство храмов, производство скульптурных изображений будд и бодхисатв, других предметов культа. Синтоизм в то время еще не имел развитой традиции строительства крытых культовых сооружений для проведения богослужений.

Планировка первых японских буддийских храмовых комплексов с их ориентацией с юга на север в целом соответствует корейским и китайским прототипам. Однако многие конструктивные особенности строительства, например антисейсмичность сооружений, свидетельствуют о том, что храмы и монастыри возводились при непосредственном участии местных мастеров. Важным свойством многих первых буддийских храмов Японии являлось также отсутствие в них помещения для молений-особенность, унаследованная от композиционного построения синтоистских храмов. Интерьер предназначался не для молений, а для сохранения храмовых святынь.

Наиболее грандиозным буддийским культовым сооружением стал храм Тодайдзи, комплекс которого занимал более 90 га (возведен в середине VIII в.). Храм символизировал мощь государства. Помимо чисто религиозных нужд он использовался и для проведения светских церемоний общегосударственного значения, например для присвоения чиновничьих рангов. «Золотой павильон» («кондо») Тодайдзи неоднократно отстраивался после разрушительных пожаров. В настоящее время он является самым большим деревянным сооружением в мире. Его высота - 49, ширина - 57, длина - 50 м. В нем размещается гигантская статуя космического будды Вайрочаны высотой 18 м. Однако «синдром гигантомании» был преодолен довольно быстро, и в дальнейшем ничего подобного храмовому комплексу Тодайдзи сооружено не было. Характерным становится стремление к миниатюризации.

Танцор. Ханива. Период кофун. Середина III - середина VI вв. н.э.

Буддийская скульптура

В VII-VIII вв. континентальная буддийская скульптура почти полностью подавляет местную иконографическую традицию. Бронзовые буддийские статуи либо ввозились из Кореи и Китая, либо изготавливались приезжими мастерами. Наряду с бронзовой скульптурой со второй половины VIII в. все более распространенным становится изготовление лаковых, глиняных и деревянных буддийских изображений, в облике которых заметно влияние местного иконографического канона. По сравнению со скульптурой монументальная храмовая живопись занимала в изобразительном каноне намного меньшее место.

Скульптура изображала не только будд и бодхисатв. Поскольку буддизм принес с собой концепцию личности, отличающуюся большей индивидуализированностью, нежели та, которую успел к этому времени выработать синтоизм, то не случайно, что с середины VIII в. наблюдается интерес к портретному изображению выдающихся деятелей японского буддизма (Гёсин, Гиэн, Гандзин и др.). Однако портреты эти еще лишены личностных черт человека и тяготеют к типизации.

Строительство столицы — Нара

К 710 г. было завершено строительство постоянной столицы Нара, представлявшей собой типичный чиновничье-бюрократический город с определенной планировкой, подобной столице танского Китая - Чанъани. С юга на север город был разделен девятью улицами, а с запада на восток - восемью. Пересекаясь под прямым углом, они образовывали прямоугольник размером 4,8 на 4,3 км, в 72 кварталах которого вместе с ближайшими пригородами могло, согласно современным оценкам, проживать до 200 тыс. человек. Нара была тогда единственным городом: уровень развития сельского хозяйства, ремесел и социальных отношений еще не достиг той ступени, когда возникновение городов стало бы повсеместной необходимостью. Тем не менее колоссальная по тем временам концентрация населения в столице способствовала развитию продуктообмена и товарно-денежных отношений. В VIII в. в Японии уже чеканилась собственная монета.

Стенная роспись гробницы. V-VI вв.

Создание свода законов

Строительство столицы по континентальному образцу представляло собой одну из важных мер по превращению Японии из полуварварского королевства в «империю», чему должны были способствовать многочисленные реформы, начавшие активно проводиться с середины VII в. В 646 г. был обнародован указ, состоящий из четырех статей.

  • Согласно статье 1-й, упразднялась прежняя наследственная система владения рабами и землей; вместо этого провозглашалась государственная собственность на землю и в соответствии с чиновничьими рангами выделялись фиксированные кормления.
  • Статья 2-я предписывала новое территориальное деление страны на провинции и уезды; определялся статус столицы.
  • Статья 3-я объявляла о переписи дворов и составлении реестров для передела земли.
  • Статья 4-я отменяла прежнюю произвольную трудовую повинность и устанавливала размеры натурального подворного обложения продуктами сельского хозяйства и ремесла.

Вся вторая половина VII в. отмечена повышенной активностью государства в области законодательства. Впоследствии отдельные указы были сведены воедино, и на их основе в 701 г. завершено составление первого универсального законодательства «Тайхорё», служившего с добавлениями и модификациями базой феодального законодательства на протяжении всего средневековья. Согласно «Тайхорё» и «Ёрорё» (757 г.), административно-чиновничий аппарат японского государства представлял собой сложную и разветвленную иерархическую систему со строгим соподчинением сверху донизу. Экономическую основу страны составляла государственная монополия на землю.

Стенная роспись гробницы Токамацу-дзука. VI в. н.э.

Построение идеологической основы государства

На протяжении VII-VIII вв. японское государство пытается идейно обосновать сложившиеся и вновь создаваемые институты управления. В первую очередь этому должны были послужить мифологическо-летописные своды «Кодзики» (712 г.) и «Нихон сёки» (720 г.). Мифы, записи исторических и полулегендарных событий подверглись в обоих памятниках существенной обработке. Основной целью составителей было создание государственной идеологии, иначе говоря, состыковка «мифа» и «истории»: повествование «Кодзики» и «Нихон сёки» делится на «эру богов» и «эру императоров». Следовательно, тогдашнее положение царского рода, а также других наиболее могущественных родов из среды родо-племенной аристократии находило обоснование в той роли, которую играли божества-первопредки во время «эры богов».

Составление «Кодзики» и «Нихон сёки» знаменует важный этап в создании общегосударственной идеологии на основе синтоистского мифа. Эту попытку следует признать весьма удачной. Миф был приведен в соответствие с реалиями истории, а система сакральных генеалогий вплоть до XX в. играла выдающуюся роль в событиях японской истории.

Ритуальные буддийские объекты. Старый дворец Киото. VII-VIII вв. н.э.

Уменьшение роли буддизма

Одновременно с активным привлечением синтоизма к государственному строительству буддизм теряет свои позиции в данной сфере. Особенно заметно это становится после неудавшегося переворота, предпринятого буддийским монахом Докё в 771 г. Чтобы избежать давления буддийского духовенства, обосновавшегося в храмах и монастырях Нара, в 784 г. столица переносится в Нагаока, а в 794 г. - в Хэйан. Лишившись в значительной степени государственной поддержки, буддизм тем не менее в громадной степени способствовал формированию выделявшейся из коллектива личности и постоянно участвовал в процессе ее социализации. В этом заключается его непреходящая значимость в истории Японии.

Китайское влияние на культуру Японии

Несмотря на то что составление «Кодзики» и «Нихон сёки» преследовало одни и те же цели, «настоящей» династийной хроникой была признана только «Нихон сёки». Хотя оба памятника были составлены на китайском языке («Кодзики» - с большим привлечением фонетической записи иероглифов «манъёгана»), «Кодзики» была записана Оно Ясумаро с голоса сказителя Хиэда-но Арэ. Использовался, таким образом, привычный синтоизму «устный канал» передачи сакральной информации. Только тогда, согласно убеждениям приверженцев традиционализма, текст становился текстом истинным.

Текст же «Нихон сёки» с самого начала возникает как текст письменный. Ввиду активного распространения китайской письменности, создававшей новые возможности в фиксации и хранении важных культурных ценностей, перед японским обществом встал вопрос о том, какую речь - письменную или устную - следует признать более авторитетной. Вначале выбор был сделан в пользу первой. Языком культуры на некоторое время стал китайский литературный язык. Он обслуживал прежде всего потребности государства. На китайском языке велись хроники, составлялись законы. В качестве учебников в государственных школах, учрежденных в VIII в., использовались произведения китайской философской, социологической и литературной мысли.

Деревянные даосские ритуальные фигурки. Киото. IX в. н.э.

Средневековая японская поэзия известна теперь всему миру. Но первая из дошедших до нас стихотворных антологий -«Кайфусо» (751 г.) - представляет собой собрание стихов на китайском языке. Через некоторое время составляется и антология японской поэзии- «Манъёсю», стихи которой были записаны «манъёганой». Эта антология подвела итог многовековому развитию японской поэзии. В «Манъёсю» вошли стихи различных временных пластов: образцы фольклорной и культовой поэзии, авторские сочинения, еще не утратившие связь с народным песенным творчеством. Последние вплотную приблизились и к индивидуальному творчеству. Однако большая престижность китайского языка привела к тому, что после составления «Манъёсю» японские стихи надолго исчезают из сферы письменной культуры. Следующая антология на японском языке - «Кокинсю» - появляется лишь в начале X в. Стихи «Кокинсю» обнаруживают как преемственность по отношению к «Манъёсю», так и многие качественные отличия. Это свидетельствует о непрерывном совершенствовании поэтической традиции, несмотря на долголетнее вытеснение японской поэзии из разряда официальной культуры.

Конечно, главные достижения ждали японскую культуру впереди. Период, непосредственно предшествующий блистательной и вполне самостоятельной средневековой культуре хэйана, был в значительной степени временем упорного и плодотворного ученичества. Тем не менее даже при самых разнообразных заимствованиях японцам удалось сохранить преемственность по отношению к прошлым достижениям собственной культуры. К середине IX в. японская культура, обогащенная иноземными заимствованиями, уже обладала достаточной внутренней энергией для самостоятельного развития.

Древняя Япония , подобно другим, начинается мифами. Она щедро рассыпает сотни веков на царствования богов а на земле, - проводит перед нами ряды полубожественных героев, и лишь с определенной эпохи принимает земной характер. Эту то эпоху мы и должны признать действительным началом самой истории древней Японии.

Древняя Япония , как государство, образовалась в 7 столетии перед Н.Э. Очевидно, что она не могла возникнуть из ничего, принять государственное устройство прямо после эпохи дикости. Несомненно, что был период родового и племенного быта, но мы почти ничего не знаем о нем. Известно только, что под 660 годом до Н.Э. летописи упоминают об основании монархии Микадо в южных частях теперешней японской империи, от Киуси до залива Иеддо.

Первым императором они называют Дзимму , предки которого, конечно, были герои, полубоги и даже сама богиня солнца, верховное божество Японии. Дзимму научил народ разным промыслам, установил деление времени на годы, месяцы и часы, дал законы, устроил правительство и прочее.

Кроме того, он был и завоевателем, потому что, выйдя с Киуси, семь лет занимался покорением страны, образовавшей территорию его государства и до того уже занятой народом не диким, а имевшим оружие, предводителей и укрепленные постройки. Был ли Дзимму китайским выходцем, как полагал Клапрот, трудно сказать; вероятнее, что отечеством его была .

По крайней мере, летописи японские говорят, что уже в его время проникли в страну иностранные боги, а, следовательно, и служители их - жрецы. Прийти же последние могли только из Небесной империи.

За Дзимму последовали микадо:

2. Сун-сей, современник Конфуция (581-548) и третий сын Дзимму , из чего видно, что уже тогда право первородства не было особенно важным в таком государстве, как .
3. Ан-ней, умерший в 510 году до Н.Э.
4. И-току - 475 г. до Н.Э.
5. Косио - 392 г. до Н.Э. Царствование его ознаменовалось первой войной, которую знают японские летописцы; то было междоусобие двух областей, т.е. их управителей, Иец и Го.
6. Коан – 290 г. до Н.Э.
7. Кореи - 214 г. до Н.Э. В его время Япония была разделена на 36 провинций, хотя еще не занимала всего государства .
8. Коокин или Коген - 157 г. до Н.Э., современник китайского императора Синосико, которому предание приписывает высылку в Японию, под предводительством врача Си-фу, для отыскания травы бессмертия; трех тысяч китайцев, которые потом остались в пределах японского государства и вероятно первые познакомили его ближе с промышленностью и культурой Китая.
9. Каиква - 97 г. до Н.Э.
10. Сиу-зин - 29 г. до Н.Э. Этот микадо в 86 г. до Н.Э. впервые ввел в государстве должность сегун а, то есть главнокомандующего войсками в случае восстаний или внешней войны. Должность эта была им отдана одному из сыновей. В это же царствование произведена была первая народная перепись, японцы начали заводить торговый и даже военный флот.
11. Синин - 79 г. В царствование этого современника Августа японцы начали рыть пруды и проводить канавы для обработки рисовых полей. Тогда же в государство впервые проник буддизм.
12. Кейко – 113 г.
13. Сейму – 192 г.
14. Циу-аи - 201 г.

15. Зип-гу-ква-гу - 270 г. Эта знаменитая императрица была первой женщиной на престоле микадо . Она имела намерение завоевать Корею и сама командовала армией, посланной на этот полуостров. Имя ее весьма популярно в Японии, и с ним связаны некоторые особенности быта японцев. Она приписана к разряду богов.
16. О-син или Во-зин - 313 г. Микадо , по японским летописям, знаменитый в войне и мире и также обоготворенный. При нем получила начало японская письменность, заимствованная из Китая, первоначально без всякого изменения. До Возина в Японии все законы и повеления микадо объявляли народу словесно и переходили в потомство по преданию, так же как и рассказы о прошедших событиях.
17. Нин-току - 400 г.
18. Лициу или Рициу - 406 г.
19. Фон-сеи - 412 г.
20. Инкио – 424 г.
21. Анко – 457 г.
22. Юриаку или Иу-лиак - 480 г. Первые монеты были выбиты в его царствование неким Синкою.
23. Сеи-неи - 485 г.
24. Кен-со – 488 г.
25. Нинген – 499 г.
26. Бурец или Мурец - 507 г. Жестокий государь древней Японии, который сам вскрывал животы беременным женщинам.
27. Кеи-таи - 534 г. Весьма добродетельный микадо государства и по смерти всеми оплаканный.
28. Ан-Кан – 536 г.
29. Сенъ-ква - 540 г.
30. Кин-меи - 572 г. Весьма религиозный государь и большой покровитель буддизма, который с этого времени прочно утвердился в государстве .
31. Фитатзу или Бидац - 586 г. Не менее ревностный поклонник учения Шакьямуни, знаменитая статуя которого тогда была принесена в Японию и поставлена в храме Кобузи. Своим усердием к буддизму он даже возбудил против себя восстание национальной партии, во главе которой стоял некто Мориа.
32. Ио-меи - 588 г. Победитель Мориа.
33. Сиу-зиун - 593 г. При нем установилось деление государства на семь дорог или больших районов, деление не административное, но географическое.
34. Сум-ко или Сико - 629 г. Императрица, в царствование которой японцы впервые узнали золото, привезенное из Щреи.
35. Зио-меи - 636 г.
36. Кво-гоку - 642 г. ; женщина.
37. Ко-току - 655 г. Он первый установил японский табель о рангах и знаки отличий чиновников. С его же времени в государстве древняя Япония стали в хронологии употреблять счет не от начала монархии, но по царствованиям. Другим ничем не отличился.
38. Саи-меи - 662 г.
39. Тен-ци - 673 г.
40. Тен-му - 687 г. Этот микадо получил свой титул правителя государства после междоусобной войны со своим младшим братом. Подобные междоусобные войны были в порядке вещей, ибо первородство не давало права на престол, и множество государей древней Японии было из младших сыновей, племянников и других родственников царствовавшего микадо, минуя ближайших родных. При Тен-му на острове Цусима были открыты и начали разрабатываться первые японские рудники серебра. Тогда же установлен обычай праздновать дни покровителей разных городов так называемыми мацури , столь любимыми японским народом.
41. Цито - 697 г. Женщина, в царствование которой японцы впервые научились приготовлять свой напиток - сакэ.
42. Мон-му - 708 г. Провинции получили гербы. Тогда же ведена точная мера сыпучих тел.
43. Ген-меи - 715 г. При этой императрице сделана перепись населенным местам государства для установления постоянных официальных названий.
44. Ген-сио - 724 г. В государстве даны правила для покроя и ношения одежды у женщин.
45. Сио-му – 750 г.
46. Кохен - 759 г. ; женщина. Впервые найдено золото в Японии.
47. Фаи-таи - 765 г.
48. Сио-току - 771 г. ; женщина.
49. Коо-нин – 782 г.
50. Кван-му – 806 г.
51. Феи-цио - 810 г.
52. Са-га – 824 г.
53. Зиун-ва - 834 г.
54. Нин-мио- 851 г.
55. Мон-току - 859 г.

56. Сейва - 877 г. Летописи рассказывают, что в царствование этого современника нашего Рюрика конфуцианское учение сделало большие успехи в высших классах древнего японского общества. Сам микадо с особым удовольствием предавался чтению произведений китайского философа.
57 Ио-зеи – 885 г.
58 Ква-по – 888 г.
59 Уда – 898 г.
60 Дайго - 931 г.
61. Сиу-зану - 949 г.
62. Мура-ками - 968 г.
63. Реи-зен – 970 г.
64. Иен-во - 985 г.
65. Квасам - 987 г.
66. Ици-цио - 1012 г. Цветущий век японской знаменитые писатели жили при дворе Ици-цио.
67. Сан-цио - 1017 г.
68. Го-ици-цио - 1037 г.
69. Го-зиу-заку - 1046 г.
70. Го-реи-зен - 1069 г. Восстание в провинции
71. Го-сан-цио - 1073 г.
72. Сиро-гава - 1087 г.
73. Фори-гава - 1108 г.
75. Син-току - 1142 г.
76. Кин-ией - 1156 г. В цаствование этого микадо в государстве произошла знаменитая внутренняя война между княжескими домами Феки и Гендзи, которая грозила совершенно опустошить страну. Этой войне и обязаны своим новым возвышением при дворе микадо главнокомандующие войсками, или сегун ы, ибо они
являлись усмирителями восстававших удельных князей. Особую известность получил Иеритомо, которому император дал титул великого сегун а с полномочием привести к концу междоусобную войну. Преуспев в этом поручении, он вместе с тем почти лишил власти самих микадо и сделал звание сегун асходным со званием султанов при багдадских халифах. Долгая его карьера составлялась в царствования:
77. Го-сира-гава - 1159 г.
78. Ни-цио – 1166 г.
79. Року-цио – 1169 г.
80. Такокура – 1181 г.
81. АН-току - 1184 г.

82. Го-шоба - 1199 г. , из которых собственно последний дал ему титул сеи-сёгуна .
83. Цуци-микадо - 1211 г. , в свою очередь даровал тот же титул сыну Иеритомо, пять лет спустя после смерти знаменитого отца. В 1206 году введено книгопечатание из Китая.

84. Сион-току - 1221 г. При нем побочный сын Иеритомо, Сонетомо, уже силой поддерживал свои притязания на должность сегуна и для этой цели завел военный флот.

85. Го-фори-гава - 1233 г.
86. Си-цио – 1243 г.
87. Го сага – 1247 г.
88. Го-фука -куза - 1260 г.
89. Каме-яма - 1275 г.
90. Гуда - 1288 г. При нем, в 1284 году, появился у берегов государства монгольский флот с двухсот сорока тысячным десантом, имевшим целью завоевание этой страны; но был разбит бурей.
91. Фузими – 1299 г.
92. Го-фузими - 1302 г.
93. Го-ни-цио - 1308 г.
94. Фана-зоно - 1319 г.
95. Го-дай-го - 1132 г. Поле смерти 96-го микадо , Кво-гена, он царствовал вторично три года. Начало новых междоусобий, которые привели к тому, что микадо отрекся от престола, перешедшего тогда к Кво-гену.
96. Кво-ген – 1337 г.
97. Кво-мио – 1349 г.
98. Сиу-хво - 1352 г.
99. Го-кво-гу – 1372 г.

100. Гоиен-ю – 1383 г.
101. Го-ко-мацу - 1413 г. В конце 14 столетия Япония имела даже двух микадо , северного и южного, из которых последний, впрочем, добровольно отказался в 1392 г. от своих притязаний и пошел в монахи под именем Тай-цио-тен-о (Переход микадо в монашество не редкость в японской истории. Не менее трех императоров прежде Тай-цио приняли монашескую рясу. Этот обычай водворился в Японии со времени введения буддизма).

Адзэкура, сокровищница микадо, VIII век

102. Сио-кво – 1429 г.
103. Го-фана-зоно - 1465 г.
104. Го-цуци-микадо - 1501 г.
105. Казива-бара - 1527 г.

106. Го-нара - 1558 г. При нем в 1543 г. прибыли в Японию португальцы.
107. Огоки-маци ~ 1587 г. В его царствование, в 1565 г., сёгун Иози-тира сделал себе харакири, а сёгун Нобунага был убит вместе со своим старшим сыном, во дворце Миако. По смерти Нобунага звание сегун а некоторое время носил Сан-фози, но в 1586 году окончательно утвердился по этой должности Фидейози, получивший от микадо титул канбуку, т.е. вице-короля. Фидейози был сын крестьянина, своими дарованиями и смелостью вышедший в люди. Сделавшись повелителем Японии, он, по обычаю страны, переменил имя и стал называться Тайко -сама. Восставшие против него аристократы были по большей части им усмирены и даже лишены владений; сами микадо утратили почти свое положение.
108. Го-ио-зси - 1612 г. В царствование его Тайко , тогда уже почти действительный государь Японии, чтобы отвлечь внимание аристократии от внутренних дел, ослабить ее расходами и подчинить хотя бы на время военной диктатуре, решился в 1592 году идти войной на Корею, под предлогом доставления новых уделов князьям, лишившимся таковых во время междоусобий. Завоевание почти всего полуострова было довершено, не смотря на противодействие китайцев, но в 1598 году, перед смертью, Тайко отозвал войска, и завоеванные земли отпали от Японии.
109. Го-миндзу-ново или Даи-зео-хва - 1630 г. В его царствование единственный сын и наследник Тайко был осажден в осакском замке бывшим своим воспитателем Иэясу и предал себя пламени, чтобы не сдаться, или же, по преданию, скрылся во владения князя Сацумы. Иэясу стал сегун ом, и когда аристократия восстала против захвата им власти, то прибегнул к тем же мерам, как тайко , т.е. усмирял мятежников оружием, отбирал их владения и отдавал своим приверженцам. В 1614 году, однако же, оставшаяся родовая знать, а именно восемнадцать даймё , дружно объединилась против него, и тогда Иэясу решился пойти на сделку, освещенную потом согласием микадо и известную под именем «законов Гонгенсамы». Акт этот имел характер конституционной хартии и поддерживался в силе до самых последних событий нашего времени. Иэясу был основателем династии Минамотоно, управлявшей Японией два с половиной века.
110. Нио-те - 1644 г. Императрица, при которой последовало истребление христиан и изгнание из Японии всех иностранцев, исключая китайцев и голландцев.
111. Го-кво-мио - 1655 г.
112. Синий или Гао-саи - 1664 г.
113. Кин-зен или Реи-ген - 1687 г. Для убеждения правительства, что не осталось христиан в империи, при нем произведена была перепись народа по вероисповеданиям, и лица, состоящие в подозрении приверженства христианству, посажены в тюрьму пожизненно.
114. Фигаси-яма - 1710 г.
115. Накане-микадо - 1736 г.
116. Сакура-маци - 1747 г.
117. Мамо-соно – 1763 г.
118. Го-сакура-маци - 1771 г.
119. Го-мамо-соно - 1780 г.
120. Сен-то – 1817 г.
С царствования сто четырнадцатого по сто двадцатого микадо Япония оставалась замкнутой для иностранцев; она сама начинает мало-помалу расширять свою территорию на север и основывает колонии не только на Мацмае, южная часть которого приобретена была еще в 17 веке, но и на Сахалине и Курильских островах.
121. Ку-сио… - на имени этого микадо кончается таблица Гофмана, служащая главным источником японской хронологии. Имена последующих микадо нам неизвестны, кроме Оса-фито, который впрочем так назывался до вступления на престол. Замечательно, что со времени упрочения наследственной власти сегунов в фамилии Минамото микадо весьма часто отрекались от престола, едва достигнув зрелого возраста; власть их очевидно потеряла всю привлекательность.
Зибольд и Гофман дают еще таблицу сегунов с 1186 г., то есть со времени Иоритомо. Повторять ее мне кажется лишним, но как с конца 18 в. Япония стала предметом попыток иностранцев открыть в нее доступ, а им при этом приходилось иметь дело не с микадо, а с сегунами, то для лучшего понимания событий приведем имена тайкунов с 1787 г.
Ие-нари 1787-1842 гг.
Ие-оши по - 1853 г.
Ие-зада по - 1858 г.
Ие-коски по - 1867 г.
Стоцбаши по - 1868 г.

В течение 19 столетия сами сегуны потеряли уже почти все значение, а действительная власть в государственных делах перешла к первым министрам, председателям совета тайкунов, которые, в свою очередь, были наследниками фамилии Икамоно-ками до 1861 года. С марта 1868 года звание сегунов упразднено.
Сделаем некоторые заключения:
1. Японская государственная область никогда не выходила из пределов японского архипелага. Исключение составляют два кратковременные завоевания Кореи.
2. В свою очередь Япония не была завоевана иностранцами или даже доступна по всей территории, а только отчасти, что продолжается и поныне. Это обстоятельство и система политического устройства сделали японский народ совершенно однородным этнографически.
3. Япония искони составляла одно государство и притом монархическое. Республиканские формы правления ей не были известны.
4. Однако уже с давних времен форма правления в Японии - конституционная монархия, где монарх царствует, но не управляет.
5. Как во всякой не деспотической монархии, в Японии искони было дворянство, владевшее земельной собственностью, пользовавшееся большими политическими правами и часто боровшееся за них, когда власть хотела их нарушить.
6. Но то же дворянство иногда вело междоусобные войны.
7. Централизованная власть в борьбе своей с федерализмом аристократии прибегала то к оружию, - причем возвысилась власть военачальников, - то к противопоставлению наследственному дворянству чиновничества (часто в форме шпионства), что повело к крайней регламентации социального уклада и быта.
8. Конституция Японии и ее общественный строй, однако, не изменились существенно во все продолжение ее истории до настоящего времени. Важнейшая перемена произошла при окончании борьбы сегунов с князьями в 17 веке, но и тут общество осталось аристократическим, а народные массы политически бесправными.
9. На развитие культуры, промышленности и образования большое влияние имела китайская цивилизация. Уже 1000 лет назад конфуцианский рационализм был популярен в Японии.
10. Влияние других стран выразилось введением буддизма и, одно время, христианства, но последнее, будучи принято в народе, было, однако, искоренено.

Японские воины самураи (буси) - искусные воины средневековой Японии. Как правило ими являлись светские феодалы, князья и мелко-сословное дворянство. Термин буси означает «воин» и имеет более обширное представление, не всегда его следует относить к самураям. Термин самурай следует из глагола «саберу», имевшего значение «служить». Японские воины в совершенстве владели мечом, луком и рукопашным боем, следовали строжайшему кодексу бусидо или «путь воина».

Занятием японских воинов было не только ведение войны, зачастую они являлись личными телохранителями своего хозяина - даймё, что буквально переводится как «большое имя», а в мирное время самураи были обыкновенными слугами. Самураев всегда считали элитой в обществе Японии, а даймё считался элитой среди самураев.

В этой статье мы собрали для вас наиболее интересные факты о самураях.

10. О женщинах-самураях. Когда мы произносим слово самурай, сразу приходит образ воина-мужчины, вместе с тем в древних японских хрониках есть множество упоминаний о женщинах-самураях, которые именовались онна-бугэйся. В кровопролитных сражениях женщины и девушки-самураи принимали участие наравне с воинами-мужчинами. Нагината (длинный меч) - оружие, которое они чаще всего использовали. Древнее японское холодное оружие с длинной рукоятью (примерно около 2 метров) имело изогнутое лезвие односторонней заточки (длиной около 30 сантиметров), практически аналог холодного оружия ближнего боя - глефы.

В исторических хрониках о женщинах-самураях упоминаний практически нет, из-за этого историки предполагали, что их было крайне мало, но новейшие исследования исторических хроник показали, что женщины-воины вносили свой вклад в сражениях гораздо чаще, нежели принято считать. В 1580 году произошла битва в местечке Сенбон Матсубару. По результатам раскопок из обнаруженных на месте сражения 105 тел, по результатам проведенного анализа ДНК 35 принадлежат женскому полу. Раскопки в других местах древних сражений дали результаты приблизительно такие же.

9. Доспехи самураев. В отличие от рыцарских лат средневековой Европы броня самураев создавалась с учетом подвижности, должна быть очень прочной, но при этом оставаться достаточно гибкой, чтобы не стеснять движений воина. Доспехи самурая изготавливались из металла или прочных кожаных пластин, покрытых лаком. Пластины аккуратно связывались между собой кожаными шнурками. Руки защищали наплечники - небольшие щиты прямоугольной формы, а также бронированные рукава.

Интересной деталью доспехов самурая является шлем, имеющий форму чаши, собранный из металлических пластинок, скрепленных между собой заклепками. Лицо воина защищали доспехи, крепившиеся на затылочной части, под шлемом. Интересной деталью самурайского головного убора является подшлемник, очень напоминающий маску Дарта Вейдера (интересный факт: дизайн формы шлема персонажа кинофильма «Звездные Войны» Дарта Вейдера взят именно от формы шлема японских воинов). Эта деталь доспехов защищала воина от ударов стрел и мечей, наносимых под небольшими углами. К шлему воины крепили маски боевых личин - мэнгу, защищавшие воина и пугавшие врага.

8. Секс и самураи. Сексуальные отношения между воинами Японии можно назвать свободными. Приблизительно такие же отношения между воинами имели место быть и в древней Спарте. Однополые связи как правило возникали между более опытными мастерами-самураями (наставниками) и молодыми воинами, которые только начинали тренироваться (новичками). Называлась эта практика однополых отношений - вакасюдо (путь молодости). Найденные документальные свидетельства говорят, что через «путь молодости» проходил практически весь класс самураев.

7. Самураи-европейцы. Древние японские хроники говорят, что при особых условиях человек, не японец, вполне мог воевать вместе с самураями, а стать одним из самураев считалось особой честью. Такому воину выдавали оружие и доспехи, а также называли новым именем, японским. Эта честь могла быть пожалована только очень влиятельными лидерами, например, даймё, либо человеком, который реально управлял Японией большей частью времени, - полководцем, то есть сёгуном.

В истории есть упоминание о четырех мужчинах, которым выпала честь получить звание самураев:

Английский мореплаватель и первый британец, который достиг берегов Японии, Уильям Адаме, также известный под именем Миура Андзин, сыгравший важнейшую роль в развитии торговых отношений Японии с Голландией и Японии с Англией.

Голландский мореплаватель и торговец Ян Йостен ван Лодестейн, известный под именем Яйосу, исполнявший обязанности советника сёгуна Токугавы Иэясу по внешнеполитическим и торговым вопросам.

Офицер военно-морских сил Франции Юджин Коллаче также принял титул самурая. Японское имя неизвестно. По прибытию во Францию был уволен по военно-полевому суду как дезертир. Он написал книгу «Приключения в Японии 1868-1869», которая была опубликована в 1874 году.

Голландец по происхождению и торговец оружием Эдвард Шнелл, японское имя Хирамацу Бухей. Был у японцев военным инструктором и поставщиком оружия.

6. Численность самураев. Бытует мнение, что самураи были избранными воинами и их было очень мало. В реальности самураи были вооруженными слугами, приближенными к знати. Впоследствии самураи стали ассоциироваться с классом буси - воинами среднего и высшего сословия. Напрашивается простой вывод - самураев было значительно больше, чем принято считать, более 10% населения Японии являлись самураями. А так как их было много, они оказали значительное влияние на историю империи; считается, что сегодня в каждом японце есть частичка крови великих воинов.

5. Одежда самурая. Самураи были, в каком-то смысле, эталонами, а стиль одежды воина оказал значительное влияние на моду целой эпохи. Самураи практически никогда не одевались эпатажно. Вся их одежда была создана, чтобы соответствовать потребностям воина. Она предназначалась для свободы передвижений и не должна была стеснять движения.

Одежда самурая состояла из нескольких основных элементов: хакама (широкие штаны, похожие на шаровары), кимоно (традиционная одежда в Японии, как правило была шелковая), а также хитатарэ (своеобразная накидка, церемониальная одежда, которая одевалась под доспехи). Такой костюм не стеснял движений и оставлял руки свободными. Из обуви самураи носили башмаки, сделанные из дерева, и простые сандалии.

Пожалуй, самой характерной особенностью была прическа самурая - волосы, собранные в пучок. Возможно, это связано с тем, что с такой прической носить шлем удобнее.

4. Оружие самурая. Являясь воинами, самураи в совершенстве владели многими видами оружия. Самым древним мечом, которое носили японские воины, был меч тёкуто. Так назывались все мечи древнего типа, появившиеся у воинов Японии в II-IV веках нашей эры. Они были прямые и имели одностороннюю заточку.

Оружие продолжало совершенствоваться. В дальнейшем мечи стали более изогнутыми и со временем превратились в легендарный японский меч, известный нам под названием катана - изогнутый японский двуручный меч с односторонним клинком и длиной лезвия более 60 сантиметров. Без сомнений, японский меч катана является символом самурая, ведь, как гласит кодекс самурая, душа воина живет в его мече. Вместе с катаной самураи носили меч меньшего размера - сёто, длиной 33-66 сантиметров. Сёто имели право носить только самураи. Вместе большой и малый мечи назывались дайсё, что буквально переводится «большой-малый».

В арсенале самурая был также длинный лук - юми, длиной более двух метров. Делается лук из слоеного бамбука, дерева, также в работе используется кожа - этот способ изготовления не менялся веками. Практика в стрельбе из лука у самураев доходила практически до фанатизма. Также в бою японские воины использовали копье - яри, японское древковое оружие, имеющее множество модификаций. Но копье для самурая являлось, по большей части, символом личной храбрости.

3. Образование самурая. У подавляющей части самураев помимо того, что они были искусными воинами, было великолепное образование. Бусидо, самурайский кодекс, говорил, что воин всегда должен улучшать и совершенствовать себя любыми способами, даже если это не связано с войной. Японские воины писали стихи, рисовали картины, проводили чайные церемонии, изучали каллиграфию, многие владели искусством составления букетов - икебана, читали литературу и имели отличные знания в математике.

2. Образ самурая. Доспехи и оружие самурая создавали достаточно внушительный внешний вид, и сейчас во многих кинофильмах японских воинов показывают именно такими. В действительности, все было не так. Их рост в средневековой Японии был приблизительно 160-165 сантиметров, а телосложение было худое. Кроме того, есть множество упоминаний, что, вполне вероятно, самураи произошли от этнической группы малочисленного народа айнов. Они были значительно выше и сильнее японцев, кожа у них была белая, а внешний вид во многом совпадал с европейским.

1. Ритуальное самоубийство путем вспарывания живота - сэппуку или харакири - есть непосредственный атрибут самурая. Сэппуку совершался в тот момент, когда воин не имел возможности следовать кодексу бусидо, либо когда его пленил враг. Ритуальное самоубийство совершалось не только по доброй воле, но и использовалось как наказание, но в любом случае это был почетный способ смерти.

Ритуал сэппуку - это достаточно продолжительный ритуал. Он начинался с церемонии омовения. После купания воина одевали во все белое и приносили его самую любимую еду. Сразу после еды на уже опустевшее блюдо клался короткий меч. Далее самурай писал предсмертное стихотворение - танка (пятистрочная японская стихотворная форма, состоящая из 31 слога). После этого самурай брал короткий меч, обматывал лезвие материей, чтобы не разрезать руку, и совершал самоубийство, разрезая свой живот.

Находящийся рядом человек должен был добить самурая путем отрубания ему головы. В большинстве случаев это был ближайший друг, которому оказывалась величайшая честь, отводилась ему почетная роль. Величайшим мастерством помощника было отрубить голову так, чтобы она повисла на небольшой полоске кожи и осталась в объятиях уже мертвого самурая.

Одновременно интересной и непонятной для многих является японская мифология, которая включает много сакральных знаний, поверья, традиции синтоизма и буддизма. В пантеоне представлено огромное количество божеств, которые выполняют свои функции. Немалое количество известно и демонов, в которые веруют люди.

Пантеон японских богов

В основе мифов этой азиатской страны находится синтоизм – «путь богов», который появился в глубокой древности и определить точную дату просто невозможно. Мифология Японии является своеобразной и уникальной. Поклонялись люди разным духовным сущностям природы, местам и даже неодушевленных предметов. Боги могли быть злыми и добрыми. Стоит заметить, что имена их часто являются сложными, а иногда и слишком пространными.

Японская богиня солнца

За небесное светило отвечает богиня Аматэрасу Омиками и в переводе ее имя называется «великая богиня, озаряющая небеса». Согласно верованиям богиня солнца в Японии является прародительницей великого императорского рода.

  1. Считается, что Аматэрасу рассказала японцам правила и секреты технологии выращивания риса и получения шелка благодаря использованию ткацкого станка.
  2. Согласно легенде она появилась из капель воды, когда в водоеме омывался один из великих богов.
  3. Японская мифология рассказывает, что у нее был брат Сусаноо, с которым она заключила брак, но тот хотел уйти в мир мертвых к матери, поэтому начал разрушать мир людей, чтобы другие боги убили его. Аматэрасу устала от такого поведения супруга и спряталась в пещере, прервав все контакты с миром. Богам хитростью удалось выманить ее из убежища и вернуть на небо.

Японская богиня милосердия

Одна из главных богинь японского пантеона – Гуаньинь, которую еще называют «буддистской Мадонной». Верующие считали ее возлюбленной матерью и божественной посредницей, которой не были чужды повседневные дела обычных людей. Другие японские богини не имели такого большого значения в древности.

  1. Почитают Гуаньинь, как сострадательную спасительницу и богиню милосердия. Ее алтари размещали не только в храмах, но и домах, и придорожных капищах.
  2. Согласно существующим легендам богиня хотела войти в царство небесное, но она остановилась у самого порога, услышав плач людей, живущих на земле.
  3. Японская богиня милосердия считается покровительницей женщин, моряков, торговцев и ремесленников. Искали у нее помощи и представительницы прекрасного пола, желающие забеременеть.
  4. Часто Гуаньинь представляют с большим количеством глаз и рук, что олицетворяет ее желание помогать другим людям.

Японский бог смерти

За потусторонний мир отвечает Эмма, который является не только богом властителем, но и судьей мертвых, который управляет адом (в японской мифологии – дзигоку).

  1. Под руководством бога смерти находится целая армия духов, которая выполняет много задач, например, они забирают души умерших после смерти.
  2. Представляют его крупным человеком с красным лицом, глазами навыкат и бородой. Бог смерти в Японии одет в традиционное японское одеяние, а на его голове находится корона с иероглифом «царь».
  3. В современной Японии Эмма является героем страшилок, которые рассказывают детям.

Японский бог войны

Известный воинственный покровитель бог Хатиман не является выдуманным персонажем, поскольку он был срисован с реального японского воина Одзи, который правил страной. За его благие дела, верность японскому народу и любви к сражениям, было принято решение причислить его к божественному пантеону.

  1. Есть несколько вариантов, как выглядели японские боги, так Хатимана изображали пожилым кузнецом или, наоборот, ребенком, который оказывал всевозможную помощь людям.
  2. Считают его покровителем самураев, поэтому его называют богом лука и стрел. Его задача заключается в охране людей от разных жизненных напастей и войны.
  3. Согласно одной из легенд Хатиман представляет слияние трех божественных существ. В ней также сказано, что он был покровителем императорского рода, поэтому его прототипом считают правителя Одзи.

Японский бог грома

Покровителем молнии и грома в мифологии считается Райдзин. В большинстве легенд его представляют вместе с богом ветра. Изображают его в окружении барабанов, в которые он бьет, создавая гром. В некоторых источниках его представляют ребенком или змеей. Японский бог Райдзин еще отвечает за дождь. Его считают японским эквивалентом западного демона или черта.


Японский бог огня

За огонь в пантеоне ответственным считается Кагуцути. Согласно легендам, когда он рождался, то своим пламенем обжег мать и та скончалась. Отец, находясь в отчаянии, отрубил ему голову, а затем, поделил останки на восемь равных частей, из которых потом появились вулканы. С его крови появились другие боги Японии.

  1. В японской мифологии Кагуцути был на особом почете и люди поклонялись ему, как покровителю огня и кузнечного дела.
  2. Люди боялись гнева бога огня, поэтому постоянно молились ему и приносили разные дары, веря, что тот убережет их дома от пожаров.
  3. В Японии многие люди все еще соблюдают традицию праздновать в начале года праздник Хи-мацури. В этот день необходимо обязательно принести в дом факел, зажженный от священного огня в храме.

Японский бог ветра

Одним из старейших синтоистских божеств, которые населяли землю еще до появления человечества, считается Фудзин. Для тех, кого интересует, какой бог в Японии отвечал за ветер, и как он выглядел, стоит знать, что часто его представляли мускулистым мужчиной, который постоянно носил на своих плечах огромный мешок, набитый огромным количеством ветров, и они гуляют по земле, когда он открывает его.

  1. В мифологии Японии есть легенда, что первый раз Фудзин выпустил ветра на заре мира, чтобы развеять туманы и солнце смогло озарить землю и подарить жизнь.
  2. Изначально в японской мифологии Фудзин и его друг бог грома относились к силам зла, которые выступили против Будды. В результате битвы они попали в плен и потом раскаялись и начали служить добру.
  3. У бога ветра на руках только по четыре пальца, которые символизируют собой направления света. На ногах у него только два пальца, означающие небо и землю.

Японский бог воды

За водные владения нес ответственность Сусаноо, о котором уже упоминалось ранее. Он появился из капель воды, и приходится братом Аматэрасу. Он не хотел править морями и решил уйти в мир мертвых к своей матери, но чтобы оставить о себе след, предложил сестре произвести на свет детей. После этого японский бог моря совершил много ужасных вещей на земле, например, разорил каналы на полях, осквернил священные покои и так далее. За свои деяния он был изгнан другими богами с высокого неба.


Японский бог удачи

В перечень семи богов счастья входит Эбису, который отвечает за удачу. Еще его считают покровителем рыбалки и труда, а еще хранителем здоровья маленьких детей.

  1. Мифология Древней Японии содержит много мифов и в одном из них рассказывается о том, что Эбису родился без костей, поскольку его мать не соблюдала свадебный ритуал. При рождении его назвали Хирако. Когда ему еще не исполнилось трех лет, его унесло в море и через какое-то время выбросило на берег Хоккайдо, где он вырастил себе кости и превратился в бога.
  2. За свою доброжелательность японцы его прозвали «смеющимся богом». Его честь каждый год проводится фестиваль.
  3. В большинстве источников он представлен в высокой шляпе, с удочкой и большой рыбой в руках.

Японский бог Луны

Правителем ночи и спутника земли считается Цукиеми, который в мифологии иногда представлен божеством женского пола. Считается, что он обладает силами управлять приливами и отливами.

  1. Мифы Древней Японии по-разному объясняют процесс появления этого божества. Есть версия, что он появился вместе с Аматэрасу и Сусаноо во время омовения Идзанаги. Согласно другой информации он явился из зеркала, сделанного из белой меди, которое в правой руке держал величественный бог.
  2. В легендах рассказывается, что бог Луны и богиня Солнца жили вместе, но однажды сестра прогнала брата и сказала ему, чтобы тот держался подальше. Из-за этого два небесных светила и не могут встретиться, так как Луна светит ночью. А Солнце днем.
  3. Есть несколько храмов, посвященных Цукиеми.

Боги счастья в Японии

В мифологии этой азиатской страны насчитывается целых семь богов счастья, которые отвечают за разные сферы, важные для людей. Часто их представляют в виде небольших фигурок, которые плывут по реке. Древние японские боги счастья имеют связь с верования Китая и Индии:

  1. Эбису – это единственный бог, который имеет японское происхождение. О нем было рассказано выше.
  2. Хотэй – бог добродушия и сострадания. Многие обращаются к нему, чтобы исполнить свое заветное желание. Изображают его стариком с огромным животом.
  3. Дайкоку – божество богатства, которое помогает людям исполнять свои желание. Еще его считают защитником обычных крестьян. Представляют его с молотком и мешком риса.
  4. Фукурокудзю – бог мудрости и долголетия. Среди других божеств он выделяется чрезмерно вытянутой головой.
  5. Бэдзайтен – богиня удачи, которая покровительствует искусству, мудрости и учебе. Японская мифология представляет ее красивой девушкой, и в руках она держит национальный японский инструмент – биву.
  6. Дзюрозин – бог долгожительства и он считается отшельником, который постоянно находится в поиске эликсира бессмертия. Представляют его стариком с посохом и животным.
  7. Бисямонтэн – бог процветания и материального достатка. Считают его покровителем воинов, юристов и врачей. Изображают его в доспехах и с копьем.

Японская мифология - демоны

Уже упоминалось, что мифология этой страны уникальная и многогранна. Есть в ней и темные силы и многие японские демоны играли важную роль в жизни древних людей, но в современном мире некоторых представителей темных сил боятся как дети, так и взрослые. Среди самых известных и интересных можно выделить: