Почему мертвые души гоголя поэма. Почему «Мертвые души» Гоголя названы поэмой? Глубинный смысл названия

В мае 1842 года выходит в печать первый том гоголевских «Мертвых душ». Произведение было задумано автором еще во время его работы над «Ревизором». В «Мертвых душах» Гоголь обращается к основной теме своего творчества: господствующим классам русского общества. Сам писатель говорил: «Огромно и велико мое творение, и не скоро конец его». Действительно, «Мертвые души» - выдающееся явление в истории русской и мировой сатиры.

"Мертвые души" - сатира на крепостничество

«Мертвые души» - произведение В этом Гоголь является продолжателем пушкинской прозы. Он сам об этом говорит на страницах поэмы в лирическом отступлении о двух типах писателей (VII глава).

Здесь открывается особенность гоголевского реализма: способность обнажить и показать крупным планом все изъяны человеческой натуры, которые не всегда бросаются в глаза. В «Мертвых душах» отразились основные принципы реализма:

  1. Историзм. Произведение написано о современном писателю времени - рубеж 20-30 годов XIX века - тогда крепостничество испытывало серьезный кризис.
  2. Типичность характеров и обстоятельств. Помещики и чиновничество изображены сатирически с ярко выраженной критической направленностью, показаны основные социальные типы. Особое внимание Гоголь уделяет детали.
  3. Сатирическая типизация. Она достигается авторской характеристикой персонажей, комическими ситуациями, обращением к прошлому героев, гиперболизацией, использованием в речи и пословиц.

Смысл названия: буквальный и метафорический

Гоголь задумывал написать произведение из трех томов. За основу он взял «Божественную комедию» Данте Алигьери. Точно так же «Мертвые души» должны были состоять из трех частей. Даже название поэмы отсылает читателя к христианским началам.

Почему «Мертвые души»? Само название - оксюморон, сопоставление несопоставимого. Душа - это субстанция, которая присуща живому, но никак не мертвому. Используя этот прием, Гоголь дает надежду, что не все потеряно, что положительное начало в искалеченных душах помещиков и чиновников может возродиться. Об этом и должен был быть второй том.

Смысл названия поэмы «Мертвые души» лежит в нескольких плоскостях. На самой поверхности - буквальный смысл, ведь именно мертвыми душами называли умерших крестьян в бюрократических документах. Собственно, в этом суть махинации Чичикова: скупить мертвых крепостных и взять под их залог деньги. В обстоятельствах продажи крестьян и показаны основные герои. «Мертвые души» - это сами помещики и чиновники, с которыми сталкивается Чичиков, ведь в них не осталось ничего человеческого, живого. Ими правит жажда наживы (чиновники), скудоумие (Коробочка), жестокость (Ноздрев) и грубость (Собакевич).

Глубинный смысл названия

Все новые аспекты открываются по мере чтения поэмы «Мертвые души». Смысл названия, таящийся в глубинах произведения, заставляет задуматься над тем, что любой человек, простой обыватель, может со временем превратиться в Манилова или Ноздрева. Достаточно в его сердце поселиться одной небольшой страсти. И он не заметит, как взрастет там порок. С этой целью в XI главе Гоголь призывает читателя посмотреть вглубь души и проверить: «А нет ли и во мне какой-нибудь части Чичикова?»

Гоголь заложил в поэму «Мертвые души» смысл названия многоплановый, открывающийся читателю не сразу, а в процессе осмысления произведения.

Жанровое своеобразие

При анализе «Мертвых душ» возникает еще один вопрос: "Почему Гоголь позиционирует произведение как поэму?" Действительно, жанровое своеобразие творения уникально. В процессе работы над произведением Гоголь в письмах делился с друзьями своими творческими находками, называя «Мертвые души» и поэмой, и романом.

О втором томе "Мертвых душ"

В состоянии глубокого творческого кризиса в течение десяти лет пишет Гоголь второй том «Мертвых душ». В переписке он часто жалуется друзьям, что дело идет очень туго и не особо его удовлетворяет.

Гоголь обращается к гармоничному, положительному образу помещика Костанжогло: рассудительному, ответственному, использующему научные знания в устройстве усадьбы. Под его воздействием Чичиков пересматривает свое отношение к действительности и изменяется в лучшую сторону.

Увидев в поэме «жизненную неправду», Гоголь сжег второй том «Мертвых душ».

Поэма- это повествование об исторических событиях. Так почему Гоголь так назвал "Мертвые души"?

Свое произведение «Мертвые души» Гоголь писал на протяжении многих лет. За время работы он называл «Мертвые души» романом, повестью, поэмой. Но, в конце концов, остановился именно на последнем варианте. Почему?

Безусловно, в этом произведении сильны черты романа: строго выстроенная завязка, раскрытие судеб разных героев и их необходимость в развитии основной идеи произведения. Даже можно легко выделить отдельно черты именно реалистического романа: в этом произведении глубоко раскрываются общественные отношения, выводятся различные типы людей.

Но в «Мертвых душах» невероятно сильно авторское начало. Сюжет произведения тесно переплетается с переживаниями и размышлениями автора. Поэтому «Мертвые души» изобилуют лирическими отступлениями. Гоголь сознательно включает в произведение свое «я». Это, безусловно, яркий признак лирического произведения.

В «Мертвых душах» также есть признаки эпопеи. Гоголю удалось показать свою эпоху во всей ее полноте. Он передал характер всего народа: от простолюдина до высшего общества. Очень интересно то, что в гоголевской поэме судьбы отдельных героев соединяются с судьбой всей нации, всей России. Павел Иванович Чичиков ездит по всей Руси, скупая души умерших крестьян, и через его образ читатель видит поразительную картину всей огромной страны. Чичиков встречается с различными людьми, каждый из которых типичен для своего времени. Все это обогащается авторскими размышлениями и философскими переживаниями. Так читатель видит грандиозную картину человеческих нравов и характеров.

«Мертвые души» - произведение, проникнутое невероятным лиризмом. Удивительной красотой и красочностью отличаются лирические отступления. Язык Гоголя замечательно точен, меток и музыкален. Именно в лирических отступлениях поэмы заключены и тоска Гоголя по идеалу, и грустная прелесть его воспоминаний о невозвратной юности, и ощущение величия природы. Вся эта красота произведения вновь дает возможность приблизить его к лирическому жанру.

Произведение Гоголя очень интересно, сложно, богато, гениально. Его трудно со всей полнотой отнести к какому-нибудь из жанров. Но, мне кажется, что в «Мертвых душах» основную роль играет то, что автор раскрыл здесь свою душу, обнажил свои мысли и переживания. Поэтому это уникальное произведение скорее можно отнести к лирическому жанру поэмы.

Если обратиться к литературным словарям, то «поэму» можно определить, как стихотворное лиро-эпическое произведение, отражающее определенные жизненные или исторические события, которые представляются читателю через восприятие рассказчика.

« » являются величайшим памятником мировой литературы, которые создавались Николаем Гоголем не один год. В своем произведении автор сумел показать нам жизнь российского государства в середине 19 века с его бездушной бюрократической машиной, крепостным правом и душевным разложением человеческой личности.

Мастерски воспользовался «подарком» Пушкина. Во время работы над «Мертвыми душами» Николай Васильевич решил развить идею и создать целых три тома поэмы. В них он собирался показать нам все грани жизни русского государства. Основной идеей второго и третьего тома, по замыслу автора, должно было стать душевное возрождение главного героя. Все же, первоначально «Мертвые души» задумывались Гоголем как роман, но позже, в одном из писем Жуковскому, он называет свое произведение поэмой. По моему мнению, именно широта описываемых событий, изобилие лирических отступлений натолкнули Николая Васильевича на мысль о названии «Мертвых душ» поэмой.

По замыслу Гоголя, поэма «Мертвые души» должна была стать в один ряд с «Одиссеей» Гомера и «Божественной комедией» Данте. «Мертвые души» должны были открыть перед нами «ад», «чистилище» и «рай» тогдашней России. Гоголь пытался не только обратить наше внимание на проблемы российского государства, а и предложить путь их решения.

Композиция поэмы довольно проста. Все структурные элементы произведения связаны между собой личностью главного героя – Павла Ивановича Чичикова и его желанию обогатиться. Даже вставная конструкция произведения – «Повесть о капитане Копейкине» - не выбивается из общего содержания.

Кроме этого, «Мертвые души» обладают еще одним характерным элементом, который присущ именно поэме. Это лирические отступления, в которых Гоголь дает свою оценку происходящим событиям. Именно лирические отступления дают нам возможность ощутить автора, узнать его мысли, почувствовать эмоции. В своих лирических отступлениях Гоголь поднимает две темы – тему России и тему дорог. Автор свято верит, что придут времена и Россия возродится, что люди перестанут быть жестокими и эгоистичными, а их душа наполниться любовью и счастьем.

Эпическая и лирическая части отличаются по целям, которые автор ставит. Задача эпической части - показать «хотя с одного боку Русь».

Основным средством изображения русской жизни в поэме стано­вится деталь. С ее помощью Гоголь показывает типичность губерн­ского города, который «не уступал другим губернским городам», пей­заж, представляющий «виды известные». Такие приемы указывают на реалистический метод создания произведения.

Кроме того, деталь выступает и как средство индивидуализации. Собакевич похож на «средней величины медведя», и фрак на нем «со­вершенно медвежьего цвета».

В эпической части писатель особенно внимателен к миру вещей (черта «натуральной школы»): вещи олицетворяются, но и обратный процесс происходит - человек становится подобием вещи.

В лирической части возникает положительный идеал автора, ко­торый раскрывается через лирические отступления о Руси, связы­вающие воедино темы дороги, русского народа и русского слова («Эх, тройка! птица-тройка, кто тебя выдумал? Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься?»). Автор осознает свою высо­кую миссию («И долго еще определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями»).

Такие противопоставления (эпического и лирического) отражают­ся и в языке поэмы. Для языка лирических отступлений характерен высокий стиль, использование метафор, метафорических эпитетов («пронзительный перст»), гипербол, риторических вопросов («И ка­кой же русский не любит быстрой езды?»), восклицаний, повторов, градаций.

Язык эпической части простой, разговорный. Широко использу­ются просторечия, пословицы. Основное средство создания и харак­теристики персонажей - ирония.

«Мертвые души» по затронутой Гоголем проблематике называют «русской Одиссеей». Романное начало, не связанные между собой эпизоды, которые объединены похождениями героя, сквозной темой дороги, широкая социальная панорама, открывающаяся в поэме, на­личие вставных элементов (новеллы «Повесть о капитане Копейкине» и притчи о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче) - все это указывает на эпическую сторону произведения.

Наличие огромного количества лирических отступлений, рисую­щих положительный идеал автора, присутствие самого автора, выска­зывающего свое отношение к происходящему, рассуждающего на фи­лософские темы, затрагивающего темы писательства, поэтический язык этих отступлений - это характеризует произведение как поэму. Таким образом, перед читателем оригинальное произведение необыч­ного жанра - поэма «Мертвые души».

Российская империя первой четверти 19 века была великой державой. Русская армия разгромила Наполеона и взяла Париж. Император Александр диктовал свои условия всей Европе. До восстания декабристов было еще далеко. Казалось, Россия вступила на новый блестящий этап своего существования…
Где-то в далеком губернском городке течет размеренная жизнь, законы которой установились, пожалуй, полвека назад. Губернатор – сиятельный отец народа, полицеймейстер – добрейший покровитель купцов, прокурор – благонамереннейший страж законности… Этот список можно продолжить. В городе чрезвычайно уютно. Общественная жизнь здесь просто кипит. Замечательный город, не так ли? И вот в губернский город NN въезжает бричка, в которой обычно ездят те, кого называют господами средней руки… Так начинается действие романа “Мертвые души”.
Гоголь не соотносит начало повествования “Мертвых душ” с определенным годом, однако исследователи в один голос утверждают, что это приблизительно 1816 -1820 год. Послевоенная жизнь уже прочно устоялась, а точнее, Отечественная война, по-видимому, мало затронула этот тихий уголок Руси. Здесь ничто не нарушает заведенного течения дел, а основные занятия помещиков и чиновников – накопление капитала, игра, балы и приемы. “До чего грустна наша Россия!” – помните это пушкинское восклицание?
Гоголь мастерски создает образ мертвящей российской действительности. Деталь цепляется за деталь, подробность следует за подробностью, и перед читателем возникает обобщенная и довольно неприглядная картина провинциального существования первых десятилетий 19 века.
Главная достопримечательность города NN – чиновники. Главная достопримечательность его окрестностей – помещики. И те, и другие живут за счет труда других людей. Это трутни. Лица их усадьб – это их лица, а их деревни – точное отражение хозяйственных устремлений хозяев.
Русская природа небогата красками, ей не присущи мгновенные изменения. На этом скупом фоне Гоголь рисует мир, который окружает губернский город, питает и одновременно отравляет его.
Андрей Донатович Синявский, талантливый исследователь творчества Гоголя, заметил, что образы помещиков напоминают манекены, фигуры из паноптикума, настолько они мертвы и безжизненны. Нельзя, конечно, сказать, что жизнь в них никак не проявляется. Например, Собакевич много заботится о благосостоянии своих крестьян, ведь это его личное благосостояние. Коробочка чрезвычайно богомольна, и даже простое упоминание черта пугает ее до смерти. Ноздрев обожает собак и лошадей – гораздо меньше он ценит своих крепостных. Но подобные качества только подчеркивают душевную пустоту гоголевских помещиков. Если присмотреться, то каждый персонаж поэмы напоминает куклу, которая хоть и способна двигаться, но все же остается пустой и мертвой внутри. На безжизненность гоголевских персонажей указывали многие исследователи. Так, писатель-символист Дмитрий Мережковский находил в “Мертвых душах” модернистские тенденции, в частности при изображении помещиков.
Работая над своей поэмой, Гоголь не стремился произвести внешний эффект, однако так называемый “мир вещей” его произведения рельефен, ярок и незабываем. Изображение “мертвых” помещиков напоминает о принципах классицистской комедии: “человек-страсть”, персонаж, одержимый одной идеей, одним желанием.
Мир поэмы состоит из “мертвых” и “спящих”. Народ, творческая сила которого могла бы составить контраст инертности помещиков-крепостников, изображен здесь в довольно неприглядном виде. Крестьяне неразвиты, слуги развращены. Пьянство, лень, дикость, – все эти черты “русского национального характера” очень верно схвачены Гоголем. “Тяжкий сон”, овладевший “черной Россией”, то есть народом, готов превратиться в кошмар.
Одна только “Русь” – художественная условность, обобщение, абстракция, изобретенная Гоголем специально для “Мертвых душ” и не раз возникающая в позднейших его произведениях, – кажется в поэме живой и подвижной. Но лирические отступления, которые нарушают пугающе-подробное описание “мертвой России”, звучат лишь в сознании писателя…

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Свое произведение “Мертвые души” Гоголь писал на протяжении многих лет. За время работы он называл “Мертвые души” романом, повестью, поэмой. Но, в конце концов, остановился именно на последнем варианте. Почему? Безусловно, в этом произведении сильны черты романа: строго выстроенная завязка, Read More ......
  2. Хотя понятие жанра непрерывно изменяется и усложняется, под жанром можно понимать исторически складывающийся тип литературного произведения, которому присущи определенные черты. По этим чертам становится ясна основная мысль произведения, и мы примерно угадываем его содержание: от определения “роман” мы ждем описания Read More ......
  3. Во 2-6 главах “Мертвых душ” Гоголь изображает жизнь российских помещиков. Писатель знакомит нас с различными представителями этого класса, объясняя визиты к ним одной целью – стремлением Чичикова купить “мертвые души”. Эпизоды, связанные с помещиками, строятся по одной схеме: изображение деревни, Read More ......
  4. Образ Татьяны – один из самых пленительных и глубоких в истории русской литературы. Татьяна открывает галерею портретов прекрасных женщин с истинно русским характером. Она – духовный предшественняк поэтичных, самобытных, самоотверженных “тургеневских женщин”. А. С. Пушкин вложил в этот образ свои Read More ......
  5. Переплетение судеб героев составляет сюжет романа Пушкина “Евгений Онегин”. Столь различные образы – Онегина, Ленского, Татьяны, автора – все же столь похожи в своем одиночестве… Онегин не находит отклика у окружающих и превращается в циника. Ленский, восторженный юноша, любит всех. Read More ......
  6. В основе поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души” лежит афера ее главного героя – бывшего чиновника Павла Ивановича Чичикова. Этот человек задумал и практически осуществил очень простое, но гениальное по своей сути мошенничество. Чичиков скупил у помещиков мертвые крестьянские души, Read More ......
  7. Несколько слов о поэме Гоголя: Похождения Чичикова, или Мертвые души Мы нисколько не берем на себя важного труда отдать отчет в этом новом великом произведении Гоголя, уже ставшего высоко предыдущими созданиями; мы считаем нужным сказать несколько слов, чтобы указать на Read More ......
  8. Гоголь раскрывает великую драму порабощенного народа. Крепостни­ческий гнет, неограниченная власть над крестьянами коробочек и Плюш­киных калечит живую душу народа, обрекая его на невежество и нищету. Однако Гоголь видит и показывает и светлые стороны народной жиз­ни. Крепостные крестьяне трудолюбивы. Любая работа Read More ......
Почему Гоголь назвал свою поэму “Мертвые души”