Культура англии кратко. Английские традиции — культура Великобритании

Великобритания в течение многих десятилетий владела колониями по всему земному шару, а потому ее вклад в культуру можно считать одним из самых значительных в мире. Английские традиции стали именем нарицательным, и культура Великобритании повлияла на развитие музыки и живописи, архитектуры и театра, моды и литературы у многих народов.

Строить на века

Одна из главных культурных особенностей Соединенного Королевства – его знаменитые памятники архитектуры. Англия стала когда-то влиятельным архитектурным центром, а в ее зданиях нашли свое отражение многие стили. Знаменитейший Кетерберийский собор, ныне находящийся под охраной ЮНЕСКО, был построен на том месте, где св. Августин Кентерберийский проводил массовые крещения местных жителей - первых христиан на территории будущей Великобритании.
Архитектура Туманного Альбиона тесно связана с историей и политическими инициативами страны. Эпоха Возрождения не принесла такого же пышного расцвета, как на материке, а вот классицизм прижился и стал основным направлением при возведении зданий и сооружений на рубеже XVII и XVIII веков. Не менее популярными оказались на островах готическое и неоготическое направления архитектуры. Среди главных памятников культуры Великобритании – Вестминстерское аббатство, Тауэр, ансамбль Трафальгарской площади, замки Шотландии, Букингемский дворец.

Дом Шекспира

Литературные исследователи могут сколь угодно долго спорить, существовал ли Шекспир, но его вклад в мировое культурное наследие не вызывает сомнений ни у кого. Тем, кто мечтает попасть в театр, с которого началось победное шествие по миру знаменитых постановок, стоит забронировать тур в Лондон. Здесь расположено здание "Глобуса" и выступает труппа актеров, в которой четыре столетия назад играл сам Шекспир. Не менее популярны у театралов и другие площадки Великобритании:

  • Королевский оперный театр.
  • Театр-фестиваль Эдинбурга.
  • Новый театр Кардиффа.
  • Лондонский Колизей.
  • Ирландский литературный театр.

Многие постановки ведутся на языках и диалектах, принятых в Ирландии и Шотландии, что в немалой степени способствует сохранению уникальной культуры Великобритании.

Литературное наследие

Соединенное Королевство подарило миру несколько десятков поэтов и писателей, ставших любимыми у миллионов читателей в разных странах. В списке литературных грандов – Д. Г. Байрон и Агата Кристи, Льюис Кэрролл и Вальтер Скотт, Оскар Уайльд и Бернард Шоу.

Широко известен вклад Великобритании в сокровищницу мировой культуры, и в первую очередь, в развитие естественных и технических наук, особенно физики, химии, а также биологии. Британским ученым принадлежат важные открытия, их именами названы многие законы и теории; среди них И.Ньютон, Р.Бойль, Дж.Джоуль, М.Фарадей, Дж.Максвелл, Ч.Дарвин, Э.Резерфорд и многие другие. Британские путешественники и ученые сыграли важную роль в развитии наук о Земле (Ч.Ланель, Дж.Кабот, У.Парри, Дж.Росс и др.) В стране были изобретены первые в мире машины: в 1733 г. – прядильная машина, в 1785 г. – ткацкий станок, в 1784 г. – паровая машина, в 1802 г. - пароход с кормовым гребным винтом, в 1803 г. – паровоз, в 1825 г. – первая железная дорога с паровой тягой. Многие изобретения были сделаны и в XX в.: в 20-30-х годах Дж.Берт и Р.Уотсон-Уатт подошли к созданию телевидения и радиолокации и т.п. Первые машины, с помощью которых была совершена промышленная революция, хранятся ныне в музеях Великобритании.

Немалое наследие оставили британские писатели, поэты, музыканты и художники, многие из них оказали влияние на развитие мировой литературы и искусства. Крупнейший дошедший до нас памятник устного народного творчества – знаменитая «Поэма о Беовульфе» – был создан в конце VII века. Эта поэма повествует о могучем и справедливом Беовульфе, который после множества подвигов гибнет, спасая свою страну от страшного дракона. В создании британской литературы особое место принадлежит великому английскому писателю Джеффри Чосеру, жившему в XIV в. Высокообразованный человек, владевший латинским, французским и итальянским языками, он, однако, отверг возможность писать по латыни, как поступали его образованные современники. Чосер стал английским национальным писателем, создателем (на основе лондонского диалекта) английского литературного языка. Его знаменитые «Кентерберийские рассказы» – великолепная галерея образов людей всех классов, сословий, возрастов, причем, хотя сюжеты Чосер часто заимствовал у Боккаччо и других писателей, его образы – чисто английские.

Великим драматургом мирового значения является В. Шекспир. В его творчестве культура английского Возрождения достигла своей вершины. Его образы грандиозны, как сама эпоха, породившая их. Отелло и Лир, Гамлет и Макбет – в какой бы стране, среде, эпохе не жили эти люди они полны тех страстей и раздумий, которые тревожили самого Шекспира и его современников. В XVII и первой половине XVIII вв. жили и творили гениальный сатирик, автор знаменитых «Путешествий Гулливера» Джонатан Свифт и ряд других сатириков. Мастерами реалистического нравоописательного романа стали Даниэль Дефо (1661 - 1731), Сэмюэл Ричардсон (1689 - 1761), Генри Филдинг и др. Самым крупным поэтом 18 века был Роберт Бернс. Сын бедного шотландского фермера, Бернс воспевал в своих стихах народный идеал свободы, личного достоинства, справедливости, чести, товарищества, светлой земной любви. В 18 веке было немало писателей – сентименталистов, среди которых крупнейшие Оливер Голдсмит (1728 - 1774) и Лоренс Стерн (1713 - 1768), роман которого «Сентиментальное путешествие» ввел в широкое употребление слово «сентиментальный».

Первая четверть 19 века знаменуется деятельностью великого поэта революционера и романтика Джорджа Гордона Байрона (1788 - 1824). Романтический герой поэм Байрона обладает несгибаемой волей, могучими страстями, способностью к действию, весь смысл его жизни – в борьбе, хотя он и обречен на поражение, поскольку он одинок. Радом с именем Байрона стоит имя другого гениального поэта и мыслителя Перси Биси Шелли (1792 - 1822), который вошел в историю английской и мировой культуры как пламенный певец свободы, мечтавший о преодолении социального неравенства.

Вообще для британской литературы 19 века характерен расцвет демократической литературы, критикующий капиталистическую действительность. В середине 19 века в связи с развертыванием чартистского движения появились крупные чартистские поэты Эрнст Джонс (1819 - 1869) и Уильям Линтон (1812 - 1897) Главным художественным открытием чартистской литературы было создание ею образа борющегося, а не только страдающего рабочего класса. Крупнейшими авторами социального романа были Элизабет Баскелл (1810 - 1865), Шарлота Бронте (1816 - 1855), Уильям Теккерей (1811 - 1863), Чарльз Диккенс (1812 - 1870).

Беспощадно разоблачая стяжательство и жестокость буржуа, социальный роман судил современное общество с позиций народных идеалов справедливости, равенства, добра.

В 20 веке Джон Голсуорси продолжил традиции реалистического романа (1867 - 1933). Принадлежа к верхам буржуазной интеллигенции он весь свой незаурядный талант посвятил разоблачению верхов общества, которые отлично знал. Лицемерие в политике, религии, морали, науке, духовное убожество, культ посредственности и отвратительное самодовольство – таковы в изображении Голсуорси планы черты хозяев Англии. Выдающимся представителем британского критического реализма и Б. Шоу (1856 - 1950); его драматургия завоевала не только английскую сцену, но и сцены многих стран мира. Научно – фантастическое направление в литературе создал Герберт Уэллс (1866 - 1946). Большую популярность приобрел крупный мастер детективного жанра Артур Конан Дойль, а позже и Агата Кристи.

Театр. Театр Великобритании пережил сложную историю. Своего расцвета он достиг в эпоху Возрождения, когда появились светские тенденции в культуре. В течение долгих столетий церковь старалась использовать народную жажду зрелищ для усиления своего влияния на массы. Церковники драматизировали церковную службу – литургию, что привело к возникновению литургической драмы, церковники перенесли ее из храма на паперть, где ее могли смотреть тысячи людей. Постепенно литургическая драма стала отрываться от религиозной первоосновы. Сюжеты драмы стали заимствоваться уже не из Библии, а из «житий святых», т.е. жизнеописаний вполне реальных людей, совершавших в обыденной обстановке «чудеса». Эти пьесы с чудесами назывались мираклями (miraclum).

Наконец, в XIV и особенно в XV вв. основным видом театрального зрелища становится мистерии – грандиозные представления на городских и ярмарочных площадях. Хотя сюжеты мистерий по-прежнему заимствовались из Библии, светский, бытовой элемент становился в них преобладающим. Актерам предоставлялась возможность изменять текст своими вставками, которые всегда носили современный характер и еще больше «приземляли» священные эпизоды. Вифлиемские пастухи напоминали обычных английских пастухов, с их речью, повадками, внешним видом. В другом популярном драматургическом жанре этого времени – моралите, действующими лицами были воплощенные в сценических образах абстрактные понятия или черты характера: Милосердие, Жестокость, Корыстолюбие, Дружба, Сила, Смерть, Красота и т.п. Эти образы приобретали вполне реальные бытовые характеристики, и в их столкновениях решались философские и морально-этические проблемы той эпохи. В крестьянской сфере были очень популярны весенние празднества в честь популярного народного героя Робина Гуда: наряженные в зеленые одежды, украшенные цветами и зелеными ветвями, сотни крестьян с песнями и танцами шли за тем, кому выпала честь играть Робина Гуда. На лесных полянах разыгрывались сцены из его жизни. Уже в первой половине XVI в. в мистерии и моралите ворвалась политическая борьба. Условные образы моралите были уже носителями не абстрактных понятий или человеческих качеств, а реальных противоборствующих сил. Таков был один поток, который впоследствии влился в бурное море великолепного театра конца века. Второй поток возник в связи с развитием гуманизма и первоначально стоял в стороне от народной традиции. В школах преподаватели-гуманисты ставили силами учеников пьесы античных авторов. Студенты университетов ставили главным образом античные трагедии. Затем возникли английские комедии в подражание Плавту и Горацию. В этих подражаниях вскоре появились и мотивы, заимствованные из моралите, и наряду с реальными персонажами фигурируют весьма условные герои типа Порока или Плутовства. Так началось слияние античной и народной традиции, обогащавшее и ту и другую.

Первые постоянные актерские труппы, преимущественно из ремесленников, возникали при дворах королей и крупнейших лордов. Вскоре появились и специальные театральные помещения на окраинах Лондона. Первый театр был построен самими актерами в 1576 г., а к началу XVII в. в Лондоне было уже 20 театров. 200 - тысячное население Лондона, множество прибывавших в столицу купцов, моряков, чиновников обеспечивали постоянную аудиторию.

Наибольшее значение имели массовые, так называемые публичные театры, которые актеры содержали на паях. Простой помост, не отделенный от зрителей занавесом, огромный партер (более чем на 1000 мест) без сидячих мест и без крыши, крытые ложи с более дорогими местами по бокам – так выглядели эти сооружения. Но именно здесь были созданы великолепные творения английской драматургии. Именно на подмостках этих театров разыгрывались великие трагедии Шекспира и его современников.

В XVII в. в годы революции публичные театры были разрушены, актеры разогнаны, демократические традиции народного театра перечеркнуты. Были построены ярусные театры, близкие к современному типу. Из Италии и Франции заимствовались технические новшества, декорации. Впервые на английской сцене появились женщины, раньше женские роли исполнялись мужчинами. Однако попытка привезти из Франции не только технику, но и господствовавший там стиль классицизма оказалась менее успешной. Театральная публика периода Реставрации хотела видеть в театре веселую и непременно непристойную комедию. После долгих лет скитаний по иностранным дворам вернувшаяся знать жаждала наслаждений, роскоши, блеска и сам король показывал пример в вызывающей «свободе нравов». Распутный двор видел в театре свое точное отражение и не обижался, потому что безнравственность считалась хорошим тоном. Не удивительно, что театр этого времени не мог создать крупных художественных ценностей.

В XVIII в. просветительство и реализм проникли во все сферы искусства. Большую роль в развитии театра в этот период сыграл великий актер и реформатор сцены Девид Гаррик. Современный ему английский театр не мог предложить Гаррику ролей, достойных его гения. Он обращается к Шекспиру и заново открывает его образы. В качестве директора крупнейшего лондонского театра Гаррик ввел целую серию новшеств. Он изгнал аристократического зрителя со сцены, и Макбету не приходилось более произносить свой монолог, стоя в двух шагах от светского франта. По его инициативе было введено ламповое освещение, расширена сцена, декорации и костюмы стали изготавливаться с подлинным художественным вкусом и исторической достоверностью. Все эти преобразования, а главное – реалистическое актерское мастерство Гаррика принесли ему всемирную славу. Его считают основоположником сценического реализма в английском и общеевропейском масштабе.

С конца XVIII в. в связи с социальными сдвигами и подъемом демократического движения стала меняться театральная аудитория. Вновь, как это было в конце XVI в., в театр хлынули массы городского населения. Количество театров росло, но право ставить классические или современные пьесы было предоставлено в Лондоне лишь двум – Друри-Лейну и Ковент-Гардену. В остальных театрах Лондона и провинции ставились лишь развлекательные спектакли фарсы, пантомима, музыкальные комедии. Весь XIX в. был отмечен деятельностью выдающихся актеров.

На рубеже двух театральных эпох ведущее место в английском театре занимали великие актеры Сара Сиддонс (1755 - 1831), её брат Джон Кембл (1757 - 1833) и Эдмунд Кин (1789 - 1833). Во второй половине этого века известными актерами были Генри Ирвинг (1838 - 1905) и Элен Терри. В репертуаре английских театров преобладала классика, в основном В. Шекспир; проблемная драматургия Ибсена и Шоу не допускалась на сцены ведущих театров. Выдающуюся роль в ознакомлении английского зрителя с лучшими произведениями современной драматургии и в развитии подлинного реалистического театра сыграл Независимый театр. Его основал в 1891 г. при поддержке Б. Шоу Джекоб Грайн. Актеры, жаждавшие вырваться из рутины ведущих театров, не требовали платы за труд. Грайн и его друзья положили начало «репертуарному театру», т. е. театру с разнообразным репертуаром, в противоположность уже установившейся системе, при которой одна пьеса ежевечерне ставилась до тех пор, пока приносила сборы. Репертуарные театры возникли в Манчестере, Ливерпуле. В 1899 г. прогрессивные актеры и писатели учредили Театральное общество. Оно считалось клубом, т. е. не зависело от цензуры. Ибсен, Толстой, Чехов, Горький прочно утвердились в его репертуаре. Был, наконец, преодолен репертуарный голод многих десятилетий, и блестящая драматургия Шоу завоевала призвание. В XX в. его пьесы ставились и в театре «Олд - Вик» (с 1818г.), где играл известный актер Джон Гилгуд. В театре «Олд - Вик» начал свою деятельность великий актер Лоуренс Оливье. Его партнершей была талантливая Вивьен Ли.

Во время второй мировой войны прославленные актеры с труппами разъезжались по шахтерским поселкам, промышленным городам. В Лондоне был особенно активен театр «Юнити», ставивший произведения М. Шолохова, Л. Толстого, И. Эренбурга, К. Симонова.

В 50 – 60 – е годы возникли новые театры с постоянным составом актеров, среди них театр «Уоркмон», а в 1963 г., был, наконец, открыт Национальный (т.е. государственный) театр с постоянной труппой, возглавляемой Лоренсом Оливье. В настоящее время немногие из театров Великобритании имеют свое помещение и постоянную труппу. Чаще помещение снимается в аренду для какого – либо представления, подготовленного определенной труппой. Лишь некоторые театры получают государственные субсидии, а большинство держаться на частных пожертвованиях, и на сборах от спектаклей. Стационарные театры, Шекспировского мемориального театра в Стретфорде-на-Эйвоне, имеются в Лондоне: это «Олд Вик», «Ройял Корт тиэтр», «Мерилейд тиэтр», «Юнити» и «Уорктон», хотя всего их в столице примерно 50, не считая очень маленьких.

Живопись. Живопись Великобритании издавна занимала видное место в моровом искусстве. Для средневековья была характерна портретная миниатюра, для которой, как и для церковной стенописи того времени была характерна некоторая бесплотность и условность, отсутствие черт, раскрывающих образ именно данной личности. В портретной миниатюре эпохи Возрождения художники были уже более свободны в изображении особенностей именно данного лица, в выборе позы, жестов. Правда, и здесь значительное место уделялось декоративному обрамлению портрета, деталям обстановки и туалета, но все же на первый план выдвигается индивидуальность, неповторимое лицо изображаемого. Это относится к творчеству Николаса Хиллиарда (1547 - 1619), и его ученика Исаака Оливера (1562 - 1617). В первой половине XVII в. при дворе Карла I много лет работал знаменитый фламандский живописец Антонис Ван-Дейк. В этот «английский» период своего творчества Ван-Дейк создал портреты, оказавшие впоследствии немалое влияние на английскую портретную живопись. Созданная им галерея портретов короля и знати великолепно отображает облик аристократа того времени. Ученики Ван-Дейка – Р. Уокер и Сомюэль Купер продолжили традиции британской художественной миниатюры и создали серию портретов вождей революции.

Эпоха реставрации не принесла крупных успехов английской живописи, но на почве идей Просвещения в реалистической живописи. Создателем английской национальной художественной школы явился Уильям Хогарт – первый ученик, снискавший мировую известность. Эго творчество глубоко национально в том смысле, что оно отражало черты чисто английского национального характера. Бичуя пороки общества, Хогарт обратился к сугубо бытовым сюжетам, черпая материал из самой жизни. Его серия картин – «Выборы», «Карьера продажной женщины», «Карьера мота», «Модный брак» и др. – размножались в виде гравюр и быстро раскупались. Самая знаменитая картина художника «Девушка с креветками».

У. Хогарт положил начало бурному расцвету английской живописи. С ростом промышленной буржуазии расширялся круг заказчиков, которые желали украсить свои жилища картинами, либо увековечить себя портретами кисти выдающихся художников. В 1768 г. была создана королевская Академия искусств в Лондоне. Ее организатор Джошуа Рейнольдс (1723 - 1792) был наиболее известным современным художником. Свыше двух тысяч портретов государственных деятелей, выдающихся писателей, актеров имеют огромную историческую ценность: перед нами – вся официальная Англия того времени. Рейнольдс часто придавал своим портретам аллегорический характер. Так знаменитую трагическую актрису Сару Сиддонс, он изобразил в виде музы трагедии.

Почти одновременно Сару Сиддонс писал великий художник той эпохи Томас Гейнсборо (1727 - 1788). Гейнсборо писал немало парадных «ван - дейковских» портретов и, желая подчеркнуть преемственность, одевал свои модели в костюмы XVII в. Гейнсборо умел внести даже в традиционный парадный портрет не только психологическую характеристику, но и передать настроение человека. Вот почему его работы сохраняют до наших дней свое чисто эстетическое, а не только историческое значение.

Новаторство Гейнсборо появилось и в его пейзажах, которые положили начало английской школе пейзажистов первой половины XIX в. Сам Гейнсборо настолько любил ландшафт «старой Англии», что пытался даже портреты писать на фоне пейзажа, который приобретал у него самостоятельное значение.

Своеобразный культ моря, всегда игравшего немалую роль в исторических судьбах Англии, приобрел в начале XIX в. новые черты. Чем больше обуржуазивалась Англия, чем прозаичнее и скучнее становилась повседневная жизнь, тем больше привлекало море и связанное с ним представление об опасностях, подвигах, борьбе со стихией. Центральное место занимало море и в творчестве одного из крупнейших английских пейзажистов Уильяма Тернера (1775 - 1851). Его привлекали необычные и фантастические сюжеты – дикие скалы, утесы, развалины, грозовые ливни и прежде всего море, бурное, мрачноватое, тревожное и почти всегда – в байроновском «борении стихией». Его знаменитые картины «Мол в Кале» и «Последний рейс корабля «Отважный» (в своей многоцветной гамме превосходили импрессионистов) и др. Пейзажи Констебля Джона (1776 - 1837), другого крупнейшего английского пейзажиста, наоборот, чаще всего – спокойные, солнечные, гармоничные картины природы. Главное содержание новаторства Констебля заключались в отказе от идеализации природы. Он писал этюды с натуры и природа Констебля – это не идеалистический сельский пейзаж, а живая, полнокровная среда, окружающая человека труда. Не случайно картины Констебля пришлись не по вкусу верхам общества: они сочли их грубыми и примитивными. Даже в 20-е годы, когда Констебль приобрел общеевропейскую известность, выставив свою картину «Телега для сена» в Парижском Салоне, в Англии он был лишь формально признан академическими кругами. В 30-40-х годах XIX в. в английской живописи вновь царили жанровые картины, которые вели свою родословную от остросатирических полотен Хогана.

Но жанровые картины XIX в. носили совсем иной характер. Создатели жанровой живописи того времени были образно говоря, лакировщиками действительности – трогательные семейные торжества, уличные сценки, детские проказы, иллюстрации к популярным романам – все это в духе идеализации действительности. Даже наиболее выдающийся из художников этого направления Д. Уилки (1785 - 1841) изображал бытовые сценки с юмором, отнюдь не стремясь вызвать у зрителей раздумье. Иной характер носило творчество группы художников, которые в 1848 г. объединились в «Прерафаэлитское братство». Они предлагали отказаться от парадности и условности современной живописи и обратиться к образам итальянского искусства XV в. Отсюда название их группы, подчеркивающее возврат к дорафаэлевскому искусству. Ведущими художниками этого направления были Эверетт Миллес и Уильям Холмеи Хант, Данте Габриел Россетти.

Художники конца XIX – начала XX в. под руководством молодых художников Уолтера Сиккерта (1860 - 1942) и Уилсона Стива (1860 - 1942) объединились в Новый английский художественный клуб, который стал главным центром английского импрессионизма, хотя в клуб входили и художники чисто реалистического напрвления. Широкой известностью пользовалась картина У. Сиккерта «Скука» изображавшая супругов из мелкобуржуазной среды, погруженных в беспросветную скуку. Среди портретистов «Клуба» широкую известность приобрел Огастес Джон (1878 - 1961). Одна из его самых известных работ – портрет Б. Шоу. Особое место среди деятелей искусства занимал график и живописец Фрэнк Брэнгвин (1867 - 1956). Индустриальная Англия с железными громадами мостов, окутанными дымом заводов, гигантскими верфями для изобразительного искусства открыта именно Брэнгвином.

Музыка. Музыкальное искусство Великобритании менее известно. Народное песенное творчество ведет начало с времен заселения страны кельтскими племенами. Ныне в Уэльсе и Шотландии, где живут потомки древних кельтов, еще имеются народные певцы и сочинители песен – барды, между которыми по традиции происходят ежегодные состязания. От норманов остались баллады, песни исторического и сатирического содержания. Сопровождаются народные песни игрой на арфе, лютне, трубе, флейте и барабане. Расцвет народной песни относится к XV в. Место старых обрядовых песен стали занимать carols – песни рассчитанные на два, три и больше голосов. Многоголосие как разновидность музыкальной выразительности возникло именно в английской народной музыке и отсюда распространилось на континент. Многоголосие английской народной песни повлияло и на выдающегося композитора XV в. Дж. Данстебла, создателя полифонических произведений. Популярность музыкального искусства во всех слоях английского общества была так велика, что во второй половине XV в. в Кембридж, а затем и в Оксфорд ввели ученые степени доктора и бакалавра музыки.

Затем долгое время музыка была под запретом, преследовалась в быту, изгонялась из церквей. Многие великолепные органы в храмах были разрушены. Пуритане смотрели на музыку как на порождение дьявола. Возрождение музыкальной культуры относится к XVII в., когда появился композитор Генри Перселл (1659 - 1695), который писал и псалмы и инструментальную музыку, и, главное, создал первую английскую оперу «Дидона и Эней». Долгое время после Г. Перселла в стране не было сколько – нибудь значительного композитора. В салоны знати обычно приглашались итальянские оперные труппы.

Существует мнение, что развивающийся капитализм едва не убил английскую музыку, во всяком случае, и в самой Англии, и за рубежом успела возникнуть легенда о врожденной немузыкальности английского народа. А между тем народ пел старинные песни, складывая новые стихи на общеизвестные мелодии и тем сохранял их, создавал новые. И вот видный деятель музыкальной культуры Сесил Шарп, проделав титаническую работу, собрал и издал сборник «Английская народная песня». Это была борьба за национальную демократическую музыкальную культуру, против салонного искусства и вкусов воспитанной исключительно на иностранной музыке публики. Позднее многие молодые музыканты были буквально очарованы народными напевами, о которых впервые узнали из сборника Шарпа и начали создавать на основе народных песен произведения, проникнутые духом Англии и английского характера. Композиторами, внесшими немалый вклад в становление национальной композиторской школы были Ральф Воэн Уильямс (1872 - 1956), в чьих произведениях жили переработанные английские и шотландские песни, и особенно Эдвард Элгар (1857 - 1934) – первый английский композитор, музыка которого широко вошла в мировой концертный репертуар.

В XIX в. возникло много музыкальных обществ, изучалась история средневековой музыки, в конце века увлекались опереттой. Крупнейшим композитором XX в., получившим народное призвание, является Б. Бриттен. Он бережно относился к национальной музыке, создал первую со времен Перселла английскую репертуарную оперу «Питер Грайнс», вернул на сцену и оперу Перселла. К оперному жанру обратился композитор и общественный деятель А. Буш, написавший оперу «Уот Тайлер».

В 50-60 годах в Великобритании произошла своего рада музыкальная революция – массовое увлечение «новой музыкой» - рок и бич бит. В начале 60-х годов там было уже около 300 бит – групп, самая популярная из которых «Битлз», имела множество последователей и почитателей во всем мире.

Архитектура. В Великобритании сохранились архитектурные памятники со времен неолита и бронзового века. Это очень своеобразные каменные комплексы, о назначении которых строится множество догадок. Немало в стране и развалин римских сооружений I – V вв., имеются церкви VII – X вв. Гораздо лучше сохранились англо-нормандские храмы и феодальные замки. В XI в. начали строить Вендзорский замок, сооружать Тауэр в Лондоне. В XII в. развивается английская готика, возводится множество величественных храмов, символизирующих могущество церкви; тогда было построено 95 соборов, в том числе в городах Дареме, Кентерберри, Солсбери, Йорк т.е. во многих крупных торговых центрах. К тому времени относится строительство Вестминстерского аббатства в Лондоне, длившееся довольно долго.

Со второй половины XIV в. господствовал уже позднеготический стиль с характерным для него богатством резных деталей. В начале XVII в. выдающимся архитектором считался А. Джонс, который стремился перенести в Англию стиль итальянского Возрождения, сочетая его с национальными традициями. В эпоху Возрождения строилось много зданий в стиле фахверка – это переплетение деревянного каркаса, между которыми закладываются камень и штукатурка (дои, где родился В. Шекспир, в Страдфорд-он-Эйвоне – типичная фахверковая постройка).

В архитектуре периода Реставрации приобретает известность архитектор К. Рен, стремившийся строить здания в духе английского классицизма. Он построил 52 церкви в Лондоне, в том числе и знаменитый собор св. Павла.

В XVIII в. господствовал классический стиль. Известные архитекторы того времени Джон Вуд и его сын Джон Вуд – младший использовали его при создании бальнеологического курорта Бата, ансамбли которого напоминают античный город. Во второй половине XVIII в. в том же стиле продолжали работать архитекторы братьяРоберт и Джеймс Адамс. Они построили много городских домов и усадеб. В то время вокруг усадеб разбивались парки в стиле классицизма; строго геометрическая планировка, поостриженые деревья и ряды статуй вдоль аллей. Но в конце XVIII в. в парковое искусство стал проникать английский тип парка со свободной планировкой, более близкой к природе.

Разбогатевшая буржуазия в начале XIX в. стремилась подражать знати, заказывала архитекторам строительство комфортабельных особняков в классическом стиле и даже в духе средневековых замков.

В XIX в., который английские историки называют «викторианской эпохой», были два направления в архитектуре – неоготика и неоклассицизм. Например, в классическом стиле с колоннами построено здание Английского банка (1833г. архитектор Д. Сеун) и похожий на античный храм Британский музей (построен в 1847 г. архитектором С. Смерки). Типичным примером неоготики является здание британского парламента, созданная выдающимся архитектором Е. Берри (1840 - 1868). В неоготическом стиле в течение XIX начало XX в. воздвигали церкви в растущих промышленных городах. В некоторых городах встречаются кварталы георгианского стиля для которого характерны лишенные украшений здания краснокирпичного цвета с мелким переплетом белых оконных рам. Таков весь комплекс Темпля – подворья юристов в Лондоне.

В период после второй мировой войны в крупные города Великобритании все больше стало проникать современная архитектура многоэтажных зданий из стекла и стали, особенно характерных для офисов. Но обычно такие здания лишь вкраплены в общую старую застройку.

I. Страна, расположенная на Британских островах у северо-западных берегов континентальной Европы, традиционно называется (по имени крупнейшего острова) Великобританией, а по названию исторической части - Англией. Официально же она именуется Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии. В Великобританию входят три историко-географические области: Англия, Уэльс и Шотландия. В состав Соединенного Королевства включается также Северная Ирландия, занимающая северо-восточную часть острова Ирландия. Это-четвертая область страны.

Территория - 244,1 тыс. кв. км.

Население - 58,2 млн (1992 г.) , в т.ч. 80% - англичане, 15% - шотландцы, уэльсцы (или валлийцы) и ирландцы.

Официальный язык - английский.

Англичане - приверженцы английской церкви

Столица Великобритании и центр юго-восточной части Англии - Лондон один из самых древних городов страны. Средневековый Лондон - ту его часть, которая теперь называется Сити, - украшали Лондонский мост, королевский замок Тауэр, собор св. Павла, множество церквей и монастырей.

В ХVIII в. были созданы комплексы самой большой и красивой лондонской площади - Гровенор-сквер и самой знаменитой - Трафальгарской, проложена широкая улица Парламента, построено здание знаменитого Британского музея.

Лондон состоит из трех исторических частей: Сити, Вестминстера и Уэст-Энда. Готический дворец Вестминстера строился уже в начале Х1Х в. Его здание завершают две башни: башня Виктории - королевский вход в парламент и часовая башня Биг Бен (Большой Бен) с огромным колоколом. Центральная часть города еще сохранила средневековое переплетение улиц, причем некоторые из них, как и в давние времена, имеют четкую специализацию. Деловые конторы и многочисленные банки концентрируются в Сити, одном из крупнейших финансовых центров мира. Оживленные днем, улицы пустеют к вечеру, когда армия служащих расходиться по домам. Вестминстер политический и административный центр столицы и страны. Уэст-Энд с его классическими симметричными площадями является центром столичного сервиса: это район дорогих магазинов, театров, ресторанов и отелей.

Великобритания омывается Атлантическим океаном и его морями.

Большая часть территории Великобритании характеризуется пересеченным рельефом. В северной части острова возвышаются горы высотой от 840 до 1340 м над уровнем моря. Северно-Шотландское нагорье отделено от Южно-Шотландского Средне-Шотландской низменностью.

Эта область наиболее благоприятна для заселения. Она представляет собой узкую полосу (шириной менее 100 км) .

Горные массивы покрывают почти всю западную часть острова, в особенности Уэльс и Корнуэлл. Среднюю часть Северной Англии занимают Пеннинские горы, которые отделяют Ланкаширскую низменность на западе от Йоркширской на востоке.

Южная половина Великобритании представляет собой равнины, разделенные холмами и возвышенностями.

Самая длинная река - Северн (338 км) берет начало в горах Уэльса и впадает в Бристольский залив (на западном побережье) , Ланкаширскую низменность пересекает Мерсей, впадающий в Ливерпульский залив. Главная река восточного побережья Темза (336 км) течет по наиболее густозаселенным районам юго-восточной Англии.

Английская нация складывалась в процессе смещения тех народов, которые вторгались на Британские острова с Европейского субконтинента. Языковые различия завоевателей и покоренных жителей сглаживались в течение нескольких веков, и к середине XIV в. Сформировался английский язык на англо-саксонской основе при значительном влиянии старофранцузского языка и с примесью кельтских слов. На английском языке в настоящее время говорят повсюду в стране, кроме населения Нормандских островов.

В Великобритании больше, чем в любой другой европейской стране, сохранилась приверженность к установившимся исстари традициям, быту, привычкам. Это сказывается на многих сторонах материальной и духовной культуры населения.

Очень часто говорят об английском консерватизме. Действительно, англичане любят все старое, напоминающее им, может, эпоху господства Великобритании в мире. Это проявляется во многом. Например, люди, располагающие достаточными средствами, предпочитают жить в старом доме, имеющим облик, особенно фасад, притом подлинный, а не имитирующий старину. Но так как англичане любят и комфорт, то такой дом переделывается внутри по вкусу хозяина. В нем имеются современные удобства, но не обязательно сохраняется настоящий камин, без которого дом считается неуютным. Даже в домах, где имеется центральное отопление люди обзаводятся хотя бы электрическими или газовыми каминами.

Для жителей туманного Альбиона дом - это все. О собственном доме мечтают с детства. Жизнь англичанина в основном - дом, камин, садик на заднем дворе.

В сельских местностях в прошлом был расположен так называемый саксонский дом, характерный и для других стран Западной Европы. В нем все хозяйственные и жилые помещения объеденены под одной крышей. В настоящее время хозяйственные постройки окружают двор с трех сторон или выстроены в ряд параллельно ему.

Остается, например, стремление англичан жить обособленно, в отдельном доме, что отражается и в планировке жилых построек. Поэтому Великобритания до сих пор - страна преимущественно малоэтажного строительства. Отличительная черта здешних многоквартирных домов - обилие дверей, выходящих на улицу.

В такой экономически развитой стране, как Великобритания, уже давно забыта старая народная одежда, давно вышла из повседневного употребления. Но полностью она не забыта. В некоторых, преимущественно торжественных, случаях используется средневековый наряд. Старинные костюмы надевают, например, члены королевской семьи во время коронации и должностные лица парламента в день открытии сессии. Старинные церемонии и обычаи сопровождают всю деятельность английского парламента - одного из старейших законодательных учреждений Европы. Король и королева на открытие парламента едут в парадной карете, запряженной четверкой серых лошадей, в сопровождении эскорта конной гвардии. В палате лордов их ожидают пэры в пурпурных мантиях, отороченных горностаем. Сессия парламента начинается с тронной речи короля.

Совершается и еще одна церемония: ежегодно в день открытия сессии парламента процессия в средневековых костюмах совершает обход подвалов его здания, после чего докладывает спикеру, что «заговорщиков не обнаружено». Этот обряд возник после 1605 г., когда раскрыт неудавшийся заговор Гая Фокса и его единомышленников взорвать парламент. С тех пор 5 ноября - День Гая Фокса - стал одним из самых шумных и ярких праздников. Повсюду на улицах зажигают огромные костры, на которых после веселых карнавальных шествий сжигают чучела Гая Фокса.

Традиционные смены гвардейского караула у ворот Букингемского дворца собирают ежедневно толпы туристов. Также их привлекают традиционные сборища на "уголке ораторов" в лондонском Гайдпарке, где на специально отведенной площадке, охраняемой полицейскими, каждый желающий может произнести речь или проповедь разумеется, если она не направлена, например, против королевской семьи.

Судьи и адвокаты на заседаниях суда сидят в мантиях, а головы покрывают средневековым париком. Черные мантии на алой подкладке и четырехугольные черные же шапочки носят профессора и студенты старейших английских университетов. Королевская гвардия до сих пор одета в форму XVI в. Большим своеобразием отличается парадный костюм горцагела. Состоит он из полотняной белой рубахи, клетчатой до колен юбки в крупную складку (килт), короткой суконной куртки и пледа, который набрасывается на одно плечо. На ноги надеваются гольфы и грубые башмаки, на голову - темный берет. Раньше каждый клан имел свою расцветку клетчатой ткани.

Во всем мире наибольшую популярность завоевали английские мясные блюда; например, ростбиф, бифштекс входят в меню ресторанов всех европейских стран. Национальное блюдо англичан - различные пудинги. Мясные и крупяные подают как вторые блюда, а сладкие - на десерт.

Те пресловутые традиции, о которых так много пишут в книгах об Англии, особенно стойко сохраняются в общественной жизни народов Британских островов.

Несмотря на разнообразие условий жизни (в разных типах поселений у англичан выработался и вошел в привычку строгий распорядок дня, особенно режим питания: утренний завтрак - в 7 - 8 часов почти один и тот же: тарелка овсянки на воде и без соли, яйцо с кусочком бекона и чашечка кофе (его считают более обильным че на континенте), около 11 часов - кофе (среди высших и средних слоев), между 13 и 14 часами во всей стране обычен второй завтрак - «ланч», в 16 - 17 часов принято пить чай. Обед бывает в 18 - 19 часов. Позже, как правило пищу не принимают.

Традиции здесь - не только чай с молоком или золоченная карета с эскортом драгун в медных касках и красных средневековых мундирах при торжественных выездах королевы. Традиции - прежде всего устоявшийся порядок того, что и когда можно делать.

Суббота и воскресенье - «уик-энд» (конец недели) - дни отдыха, причем воскресенье принадлежит семье и церкви. В общественной и культурной жизни Великобритании все еще немалую роль играет церковь. Государственная церковь Великобритании - англиканская. По догматам она близка к протестантизму. После посещения церкви улицы города становятся пустыми, часть жителей уезжает за город, к морю. Все увеселительные заведения (кроме Музея восковых фигур мадам Тюсо в Лондоне) закрыты. Во второй половине дня разрешено работать кинотеатрам, вдоль оград лондонского Грайд - парка художники стали выставлять свои произведения для обозрения и продаж.

Издавна большое внимание в стране уделяется спорту. Популярны в Великобритании такие спортивные игры, как теннис, баскетбол, хоккей на траве, конное поло, верховая езда, гольф и др.Футбол зародился в Англии, и там говорят: «Футбол - это религия». В футбол играют больше зимой, так как снега практически не бывает.

Различные любительские общества объединяют людей, стремящихся сохранить народные обычаи и традиции, песни и танцы.

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии — одно из самых значительных государств Европы. Наследник крупнейшей из когда-либо существовавших империй, оно является средоточием вековых культурных традиций. Великобритания — место, где родились и творили многие знаменитые писатели, художники и музыканты. На протяжении своей истории она оказывала влияние на культуру всего мира и на современном этапе развития не стала менее значительной.

Многослойность

Культура Великобритании часто ошибочно ассоциируется с английской. Однако последняя составляет только часть целого, хотя и довольно внушительную. Государство объединяет Англию, Шотландию, Уэльс и Северную Ирландию. Народы, составляющие их, отличаются как происхождением, так и традициями, а потому история культуры Великобритании — это постоянное взаимодействие и проникновение друг в друга национальных особенностей. Кроме того, заметный отпечаток на ней оставило и колониальное прошлое. Следы влияния народов и территорий, бывших в подчинении, хорошо ощущаются в культуре государства и сегодня. Справедливо и обратное: Великобритания оказала значительное воздействие на развитие и становление языка, некоторых направлений искусства, а также общественных институтов Канады, Австралии, ЮАР, США, Новой Зеландии и Ирландии.

Фундамент

На территории современной Великобритании в далекие времена проживали племена кельтов. В начале нашей эры на острова пришли римляне, затем последовало вторжение англосаксов. Все эти народы заложили основу современной культуры государства, обеспечили ее изначальную многослойность. Потомками кельтов считаются шотландцы и жители Уэльса, а англосаксов — англичане. Большое влияние на формирующиеся культурные традиции оказывали также норманны и викинги.

Знакомый всюду

Культура Великобритании и язык неразрывно связаны. Как в любом государстве, объединяющем несколько народностей, здесь можно услышать разную речь. Официальный язык — английский. О его распространенности в мире, пожалуй, известно всем. На английском ведутся международные переговоры, общаются туристы. Его изучают во всем мире в качестве второго языка. Такая практически повсеместная распространенность — результат прошлого влияния Британской империи.

Активно на территории Великобритании также используются шотландский и два валлийский и гэльский. Первый хорошо узнаваем в Европе, прочие чаще остаются в границах государства. Шотландский и гэльский — национальные языки Шотландии. Валлийский с давних времен используется в Уэльсе.

Архитектура

Культура Великобритании во многом отразилась в зданиях старинных городов. Многие туристы планируют поездку в Соединенное Королевство именно с целью полюбоваться архитектурой прочувствовать особую атмосферу, присущую северным странам.

Интересны как старинные здания Англии и постройки времен римского завоевания, сохранившиеся на территории Шотландии, так и современная архитектура городов. Великобритания вмещает целую палитру стилей. Здесь, прогуливаясь по улочкам, можно изучить образцы классицизма, романского, готического и англосаксонского направлений. Знаменитые архитектурные памятники культуры Великобритании:


Нужно заметить, что такое обилие архитектурных памятников не стоит пытаться охватить за одну поездку — впечатления получатся смазанными. Великобритания достойна того, чтобы в нее возвращаться не единожды.

Величие природы

Соединенное Королевство — место не только рукотворных шедевров. Здесь большое число достопримечательностей создала сама природа, и с ними неразрывно связана культурная и историческая жизнь государства. Знаменитые Белые скалы Дувра с давних времен встречают путешественников, прибывающих с континента по морю. Воспетые во многих произведениях, они дали второе имя Англии. Название «Альбион» образовалось от латинского слова, обозначающего «белый».

Не меньше знаменит мыс Бичи-Хед, возвышающий на сто шестьдесят метров над морем. К сожалению, эта красивая меловая скала имеет дурную славу: она занимает третье место в мире по числу самоубийств.

Литература

Культура Великобритании — это и весомый вклад в мировую поэзию и прозу. Произведения английских, шотландских и ирландских авторов переведены на многие языки и находятся, без преувеличения, во всех библиотеках.

Англия подарила миру Шекспира. И хотя мнения ученых о его личности расходятся, его вклад в литературу неоценим. В разное время именно здесь родились Джон Мильтон, Томас Мор, Даниель Дефо, Сэмюэл Ричардсон, Джейн Остин, Льюис Кэрролл, сестры Бронте, Герберт Уэллс, Джон Толкин, Сомерсет Моэм и многие другие. Шотландия — родина Артура Конан Дойля и Вальтера Скотта, Роберта Льюиса Стивенсона и Роберта Бернса. Только перечисление этих имен демонстрирует все величие вклада Великобритании в мировую литературу. Многие жанры зародились именно здесь, а некоторые сюжеты завладели умами миллионов людей по всему миру (легенда о короле Артуре, произведения Шекспира, миры Толкина).

Музыка

Культура и традиции Великобритании немыслимы без «музыкального сопровождения». В государстве популярны самые разные направления. На улицах можно услышать как рок, джаз и тяжелый металл, так и национальную музыку Англии, Ирландии, Уэльса и Шотландии. Классическое направление развивалось в Великобритании благодаря таким композиторам, как Уильям Бёрд, Генри Пёрселл, Эдвард Элгар, Густав Холст, Артур Салливан, Ральф Воан-Уильямс и Бенджамин Бриттен.

Великобритания — родина знаменитой ливерпульской четверки. The Beatles оказали огромное влияние на поп-музыку во всем мире. Они до сих пор остаются самой продаваемой группой всех времен. Кумиры многих меломанов самых разных стран появились именно здесь: Queen, Элтон Джон, Led Zeppelin, Pink Floyd, The Rolling Stones и так далее.

Визуальное искусство

Культура Великобритании — это и многочисленные художественные галереи, немалое место в которых отведено произведениям авторов, родившихся и трудившихся здесь. Их имена и работы — неотъемлемая часть европейского искусства. Джон Констебл, Сэмюэл Палмер, Уильям Блейк — представители романтического направления в живописи. Не менее знаменит пейзажист а также портретисты и Люсьен Фрейд. На территории Англии, Шотландии, Уэльса и Ирландии в прошедшие времена трудились мастера самых разных жанров. Все они представлены в Королевской академии художеств в Лондоне.

Национальные особенности

Памятники природы и культуры Великобритании — не единственное, чем она славится. Жителям страны приписываются особые качества, создающие Правда, в большинстве случаев при характеристике менталитета имеют в виду англичан, хотя и распространяют ее на всех граждан Великобритании. Шотландцы, ирландцы и жители Уэльса далеко не во всем схожи как друг с другом, так и с основной нацией государства.

Итак, англичане — очень вежливые люди, не терпящие фамильярностей и обсуждения личных тем во время, например, обеда. Они немного чопорны и стремятся всегда соблюдать традиции. Жители Англии в литературе часто описываются как элегантные, тонко чувствующие стиль, предпочитающие классику и несколько консервативные. Впрочем, подобный портрет довольно условный и соответствует скорее некому собирательному образу, чем какому-то конкретному человеку.

Великобритания: культура страны, особенности ее искусства и национального характера - привлекает многих исследователей. Об Англии, Ирландии, Шотландии и Уэльсе написано немало научных работ и художественных произведений. Однако ни одно из них не сравнится с впечатлением от поездки в Соединенное Королевство. Шарм старинных улочек и тихого пригорода, скорость и огни деловых центров, красота природы и секреты древних руин — все это стоит того, чтобы снова и снова возвращаться в Великобританию.

Само название статьи «национальная культура Великобритании» на самом деле некорректна, так как Соединенное королевство Великобритании состоит из нескольких, весьма независимых территорий, заселенных разными народами, которым свойственна собственная культура. Итак, мы начнем с Англии:

Английские традиции

Одна из наиболее характерных черт английского национального характера – консерватизм и верность традициям. Хотя Англия считается одной из самых демократичных и открытых всему новому стран современного мира, жизнь британцев продолжает определяться множеством уходящих в старину обычаев, по которым местного жителя сразу можно отличить от гостя страны или эмигранта.

Одной из самых известных английских традиций является приверженность культуре питья чая, которую британцы переняли у китайцев. Уже несколько столетий настоящего английского джентльмена и леди невозможно представить себе без традиционного «ти брейка» – обеденного перерыва на чашечку чая.

Еще одна общепризнанная английская традиция – сдержанность и невозмутимость при любых обстоятельствах ярче всего проявляется при личном общении. В разговоре англичане стремятся избегать прямых утверждений или отрицаний связанных с финансами и личной жизнью собеседника.

К характерным бытовым традициям англичан относятся особая любовь к домашним животным, поддержание в образцовом порядке дворовых садов (являющихся предметом подлинной гордости), а также оригинальный способ умывания (холодная и горячая вода текут из разных кранов, затем собираются в таз или раковину для водных процедур).

Национальный английский костюм, который столетиями носили местные крестьяне и горожане, сегодня можно увидеть лишь во время празднования Майского дня, знаменующего пробуждение природы или торжеств в честь Дня летнего солнцестояния. По старинному обычаю, в эти дни проводятся театрализованные представления танца моррис («танец с мечами»), участники которого наряжаются в традиционные наряды столетней давности и отплясывают замысловатые коленца под аккомпанемент волынок, скрипок и барабанов. на которые равнялись писатели по всему миру.

Особенности национальной культуры Уэльса

Жители Уэльса прекрасно сохранили свою национальную неповторимость и культуру. Они по-прежнему говорят на валлийском языке, который относится к кельтской группы индо-европейских языков; по-прежнему проводят айстеддводы, что означает собрание бардов. Эти традиционные конкурсы музыки и поэзии начали проводиться с 1176 года. Несмотря на то, что ярое строгие нонконформистские протестанты заметно снизили популярность, а местами и вовсе запретило проведение айстеддводов, тем не менее последние выжили и в 1860 году было учреждено Национальное Общество Айстеддвода. В настоящее время проводится три крупных айстедвода и несколько местных, регионального значения.

Главными национальными символами Уэльса считаются Валлийский дракон, лук-порей и нарцисс.

Еще одним неоспоримым достоянием валлийской культуры являются мужские хоры, ведущие свою историю от шахтерских сообществ южного Уэльса. В основе хоров лежит методизм, а их репертуар богат гимнами и другими торжественными произведениями. Время, конечно, внесло свои коррективы: сегодня поют в хорах не только мужчины, но и женщины, хотя это скорее исключение, чем правило.

Особенности национальной культуры Шотландии

Всему миру известна национальная мужская одежда — килты. Шотландцы по-прежнему носят их с удовольствием, а уж в особо торжественных случаях просто невозможно представить шотландца в брюках.

По-прежнему, как в средние века, в Шотландии популярна волынка, ее пронзительные звуки вносят незабываемый колорит в национальную музыку.

Большинство шотландцев являются прихожанами национальной церкви Шотландии, которая так и называется — церковь Шотландии — организована по пресвитерианскому типу.

Танцы также относятся к традиции Шотландии, которую жители ее хранят тщательно и ревностно. Во всем мире шотландские танцы не получили такой известности, популярности и развития, как ирландские, но тем не менее они такие же зажигательные, веселые, интересные и оригинальные. Они танцуются в компаниях («сетах») из трех-четырех пар, большое внимание в этих танцах уделяется движению ног, а также движению пар относительно друг друга.

Шотландские горские игры: на протяжении долгих веков на этих играх мужчины выясняли между собой, кто из них сильнее, умнее, быстрее, ловчее. Казалось бы, сейчас, в наше время, подобная традиция уже должна была изжить себя, но вопреки всему шотландцы относятся к ней все с тем же энтузиазмом, благодаря которому горские игры до сих пор не выродились в один сплошной туристический аттракцион.

Особенности национальной культуры Северной Ирландии

В Северной Ирландии исторически сложились три группы населения, различавшиеся между собой по религии и культуре, которые весьма настороженно относятся друг к другу. Восточные области Северной Ирландии были заняты переселенцами из Шотландии - пресвитерианами, центральные и северные провинции заселили англичане, принадлежавшие к Англиканской церкви, в крайних западных и пограничных с Ирландией районах проживают остатки коренного населения — ирландцы, католики по своему вероисповеданию.