Джимми пейдж биография. После распада Led Zeppelin

Page Online

В 12 лет Пейдж впервые взял в руки гитару : старую испанскую акустику , найденную им на чердаке своего дома. Поначалу инструмент не заинтересовал мальчика; захотел научиться играть на нём он, когда услышал «Baby, Let’s Play House» Элвиса Пресли . «Парень в школе показал мне аккорды и - пошло-поехало», - вспоминал Пейдж.

Получив первые уроки игры в музыкальной школе (в Кингстоне), он приступил затем к усиленному самообразованию. Первыми гитаристами, оказавшими влияние на его стиль игры, были Скотти Мур и Джеймс Бертон (игравшие с Элвисом Пресли). «Baby Let’s Play House» была одной из любимых вещей юного Пейджа. Постепенно вокруг одарённого гитариста стало собираться настоящее музыкальное общество, члены которого впоследствии стали, как и он сам, легендами (Эрик Клэптон , Джефф Бек).

Начало карьеры

На 14-летие родители подарили Джеймсу первую электрогитару, Grazioso , дешевую копию гитары «Fender Stratocaster». Пейдж занимался на ней круглыми сутками, даже в школе. Однако там не оценили стремления юного Джимми к музыке и гитару конфисковали.

К этому же времени относятся и его первые успехи: так, он выступил на Би-би-си , сыграв со своей (очевидно, безымянной) группой каверы некоторых кантри - и скиффл -песен. В 1959-1960 годах Пейдж достаточно окреп музыкально для того, чтобы отправиться на первые гастроли, и был приглашён в группу Neil Christian & The Crusaders . Покинув ансамбль по состоянию здоровья, Пейдж поступил в художественный колледж, но занятий музыкой не прекратил. В начале 1960-х годов, бросив учёбу, начал карьеру сессионного музыканта, накапливая опыт и оттачивая техническое мастерство.

Джимми очень восхищался первым альбомом Берта Дженша (Bert Jansch , 1965), сказав: "В какой то момент я был совершенно захвачен Дженшем Бертом. Когда я впервые услышал его диск, я не мог поверить этому. Это было намного впереди того, что кто-либо делал. Никто в Америке не мог дотронуться до этого "

Пейдж был сессионым музыкантом в группе Дэвида Боуи .

The Kinks: «You Really Got Me»

В числе групп, с которыми он записывался, были The Kinks . Более того, согласно одной из версий, именно он записал гитарные партии для песен «You Really Got Me» и «All Day and All of the Night» ; это позволило журналу Guitar World заявить, что «…если Джимми Пейдж действительно сыграл рифф „You Really Got Me“, то это значит, что именно он, и именно в тот момент изобрёл хеви-метал ». Согласно конкурирующей версии, всё это - не более, чем «знаменитый миф» ; утверждалось, что опровергали это утверждение не только братья Дэвисы , но и сам Пейдж.

Между тем, и продюсер Шел Талми, и Джон Лорд (другой сессионный музыкант впоследствии участник Deep Purple , также ставший знаменитым) подтверждают участие Пейджа в записи: первый утверждает, что гитарист исполнил партию ритм-гитары , второй - что тот сыграл соло .

The Yardbirds

В феврале 1965 года вышел сольный сингл Пейджа «She Just Satisfies»/«Keep Moving».

Led Zeppelin

Все идеи, которые не удалось реализовать в Yardbirds, Пейдж перенёс в Led Zeppelin, собственными усилиями создав уникальный стиль группы, в котором каждый из участников сумел реализовать свои самые сильные качества. Практически каждый трек первых четырёх альбомов группы считается гитарной классикой. Джонни Рамон говорил, что свой стиль выстроил на основе одного риффа - «Communication Breakdown ». То же значение для Эдди Ван Халена (по его собственному признанию) имел «Heartbreaker» из второго альбома. Гитарное соло Пейджа в «Stairway to Heaven» возглавило списки лучших гитарных соло журналов Guitar World и Total Guitar . Журнал Creem признавал его лучшим гитаристом мира в течение пяти лет подряд.

Постоянно экспериментируя со звуком, Пейдж-продюсер сделал в студии несколько открытий и использовал многие эффекты впервые в истории.

В The Yardbirds Микки Мост постоянно заставлял нас записывать совершенно ужасные вещи. Каждый раз говорил: «Да ладно, просто попробуйте: не понравится, не станем выпускать» - и, конечно же, эти записи всегда выпускались. (Смех.) И вот однажды записывали мы «Ten Little Indians», тупейшую песенку с ужасно аранжированной духовой секцией. Звучало всё отвратительно. Отчаявшись хоть как-то спасти запись, я предложил: «Переверните плёнку - и запишите эхо духовых инструментов на свободную дорожку. Затем переверните плёнку в прежнее положение - эхо будет опережать сигнал». Получилось интересно: возникло ощущение, что песня звучит задом наперёд.
Позже, когда мы записывали «You Shook Me », я попросил звукоинженера Глина Джонса использовать опережающее эхо в конце. «Джимми, это сделать невозможно», - заявил он. «Возможно! Я это уже делал!», - говорю. Он заупрямился, и я просто приказал: мол, я тут продюсер, делай, что говорю. С величайшей неохотой он проделал все, что требовалось, но, когда мы заканчивали сведение, он стал отказываться поднять фейдер, чтобы я смог услышать результат. Пришлось накричать на него: «Поднимай сейчас же этот чёртов фейдер!» Эффект сработал идеально. На Глине лица не было. Он просто не мог смириться с тем, что кто-то знает нечто, чего он сам не знал, особенно если это кто-то из музыкантов. Надутый козёл!
Самое интересное, после этого Глин записывал альбом "Rolling Stones, и что же мы там услышали? Опережающее эхо! Не сомневаюсь в том, что все авторство этого эффекта он приписал себе. - Джимми Пейдж, Guitar World .

Джимми Пейдж в Led Zeppelin

В процессе работы над первым альбомом Пейдж использовал 1958 Telecaster и 10-струнную педал-стил-гитару Fender 800 . Начиная со второго альбома и далее его основным инструментом стал Gibson Les Paul с набором усилителей Marshall . Позднее он не раз возвращался к Фендеру - в частности, на нём исполнил соло в «Stairway to Heaven ». Для партий слайд-гитары Пейдж использовал Danelectro DC-59. В числе эффектов, использовавшихся им в студии, были Vox AC30, фуззбокс Sola Sound Tone Bender Professional MKII («How Many More Times »), терменвоксом и педаль wah-wah (с последней он обращался не так, как это делали Джими Хендрикс и современники, а по-своему: каждый раз вжимая её в дальнее положение для получения более заострённого звука).

Сенсацию произвела использованная Пейджем в «Dazed and Confused » и «How Many More Times » техника смычковой игры на гитаре, которой он овладел в бытность свою сешнменом. До Пейджа так играл Эдди Филипс, гитарист The Creation, но гитарист Led Zeppelin (в MTV Rockumentary) рассказал о том, что перенял эту технику у другого сессионного музыканта, Дэвида Маккаллума-старшего. Игра Пейджа смычком в «Dazed and Confused» была усилена эхом: для этой цели он использовал реверб EMT - записанный эффект отделил на отдельную дорожку и ввёл затем в микс, создав эхо-эффект. Пейдж говорил (в интервью Guitar World 1993 года), что сознательно менял звукоинженеров для работы с альбомами группы (Глин Джонс , Эдди Креймер, Энди Джонс и др.), чтобы у тех не появилось повода позже заявить, что это они создали звучание группы.

Джимми Пейдж всегда носил с собой портативный кассетный магнитофон, на который записывал появлявшиеся идеи: именно благодаря привычке гитариста группы прослушивать старые риффы и формировать из них новые сочетания в репертуаре Led Zeppelin появились такие вещи, как «The Song Remains The Same» и «Stairway to Heaven».

Одной из самых своих «плотных» продюсерских работ Пейдж называл альбом Houses of the Holy ; напротив, Physical Graffiti был в этом смысле почти импровизированным: Пейдж принял сознательное решение отказаться от излишне «полированного» звука. Здесь появились спонтанные записи, например, песня «In My Time of Dying». Пейдж говорил, что это - самый личный альбом группы, словно бы приглашавший слушателя во внутренний мир музыкантов.

Во многом определяющей для звучания поздних Led Zeppelin явилась идея посетить Марокко . Она возникла у Пейджа после продолжительной дискуссии с Уильямом Берроузом в редакции журнала Crawdaddy - в частности, той её части, где речь шла о гипнотической стороне рока и параллелях его с арабской культурой.

Приведя в качестве примера такой связи цеппелиновскую «Black Mountain Side», Берроуз и посоветовал гитаристу группы отправиться в Марокко и исследовать музыкальную культуру страны непосредственно.

Своим любимым альбомом группы Пейдж называл Presence , - «возможно потому, что он был записан при почти невозможных обстоятельствах»: Плант в тот момент находился в гипсе, было неизвестно, сможет ли он ходить вообще, и будущее группы было под вопросом. «Это - отражение пика наших эмоций. Там нет акустических песен, ничего клавишного, ничего мягкого», - говорил Пейдж. Кроме того, группа находилась в цейтноте. Альбом был сделан за 18 дней и в среднем музыканты работали по 18-20 часов в сутки.

Это было особенно изнурительно, потому что никто больше не приносил песенных идей. Пришлось мне придумывать все эти риффы: именно поэтому Presence насыщен такой гитарной тяжестью. Но я никого не виню. Мы все находились в унынии… Наше настроение идеально подытоживал текст «Tea For One». - Джимми Пейдж, Guitar World , 1993.

«Как только группа заканчивала записываться, мы с звукоинженером Кейтом Харвудом начинали микшировать, пока не падали и не засыпали. Потом тот, кто просыпался первым, будил второго и мы продолжали работать, пока снова не вырубались», - вспоминал Пейдж. Гитарист рассказывал, что мог бы потребовать от записывающей компании больше времени на работу, но… «не хотел, чтобы все тянулось бесконечно. Обстоятельства были таковы, что я чувствовал: если дело затянется, может прокрасться негативный, разрушительный элемент. Эта спешка позволила нам создать интересный альбом», - говорил он в интервью журналу Guitar World .

Звучание ударных

Пейдж всегда восторженно отзывался о технике работы Джона Бонэма , однако особое, «громоподобное» звучание барабанов - заслуга его как продюсера. Пейдж рассказывал, что считает одним из своих главных продюсерских достижений выявление нового, «пространственного» звука, чего до него сделать никто не пытался:

Ещё играя на студийных сессиях, я заметил, что звукоинженеры всегда выставляют микрофон басового барабана к головной части. Барабанщик мог после этого стараться изо всех сил, но звучал всё равно как если бы колотил по картонной коробке. Я обнаружил, что если отдалить микрофоны от установки, звук получает пространство для вздоха, словно бы разрастается. Я продолжал исследовать и расширять возможности такого подхода до тех пор, пока мы не начали разносить микрофоны в коридоры - так, например, возникло звучание «When The Levee Breaks»: в результате поиска пространства, чтобы вытянуть из ударных самый выигрышный звук.

Оригинальный текст (англ.)

When I was playing sessions, I noticed that the engineers would always place the bass drum mic right next to the head. The drummers would then play like crazy, but it would always sound like they were playing on cardboard boxes. I discovered that if you move the mic away from the drums, the sound would have room to breathe, hence a bigger drum sound. I kept exploring and expanding that approach, to the point that we were actually placing mics in hallways, which is how we got the sound on «When The Levee Breaks». That was purely in the search for ambience and getting the best out of the drums.

Джимми Пейдж, Интервью Guitar World , 1993.

Пейдж отрицал предположения, что энтузиазм музыкантов к моменту выхода альбома In Through the Out Door стал иссякать. По его словам они с Бонзо уже начали обсуждать более тяжёлый, роковый альбом, который последует за этим. «Мы оба чувствовали что In Through the Out Door был несколько мягковат. Мне совсем не по душе была „All of My Love“. Что-то не так было в рефрене. Воображая реакцию зрителей, я говорил себе: это не мы, это не мы… Для своего времени <альбом> был неплох, но я не хотел продолжать это направление в будущем» .

Увлечение оккультизмом

В начале 1970-х годов Джимми Пейдж приобрёл в Лондоне магазин-издательство оккультной литературы «The Equinox Booksellers and Publishers», располагавшийся на Кенсингтон-Хай-стрит. О том, что владелец всерьёз относился к собственной миссии, свидетельствует хотя бы тот факт, что факсимильное издание «The Goetia» Алистера Кроули было перевыпущено здесь в суперобложке из верблюжьей кожи, повторявшей обложку оригинала.

Появление 4 символов на обложке четвёртого альбома Led Zeppelin также связывалось с оккультными устремлениями гитариста группы. Принято считать, что каждый знак символизирует одного из участников группы. В ходе гастролей после выхода альбома Led Zeppelin IV Пейдж стал появляться на сцене в так называемом «костюме Дракона», на котором были изображены зодиакальные знаки (Козерог, Скорпион и Рак) наряду с его персональным символом «ZoSo». Смысл последнего остаётся неясным, хоть и известно, что Пейдж заимствовал его из книги «Ars Magica Arteficii» (1557) алхимика Дж. Кардана, трактовавшего это изображение как зодиакальный коллаж. Но есть мнение (отражённое, в частности, в словаре «Dictionary of Occult, Hermetic and Alchemical Sigils» Фреда Геттингса, 1982), что это стилизация «666», использованная Алистером Кроули в «Эквиноксе».

С увлечением Пейджа оккультизмом многие связывают оформление обложки Led Zeppelin IV , в основу которого легла репродукция картины Баррингтона Колби, созданной по мотивам образов карты Таро «Отшельник». (Характерно, что именно в этот образ Пейдж трансформируется в одном из фрагментов фильма «The Song Remains the Same».) Источником кривотолков явилась и эмблема Swan Song Records (лейбла, запущенного Led Zeppelin 10 мая 1974 года), образ которой повторял сюжет картины «Evening: Fall of Day» (1869) художника Вильяма Риммера, изображавшей Аполлона , бога света и разума (в других трактовках - Икара , а также Люцифера).

В ходе слушаний, проводившихся в 1980-х годах организацией PMRC ( ), созданной Типпер Гор, всплыли на поверхность и давние обвинения в адрес «Stairway to Heaven », текст которой якобы содержит изнаночные сатанинские послания (так называемые «backwards masking») - в куплете, начинающемся со слов: If there’s a bustle in your hedgerow… К однозначному выводу инициаторы дискуссии так и не пришли.

Скандалом закончилось сотрудничество Пейджа с кинорежиссёром (и другим почитателем Кроули) Кеннетом Энгером , заказавшим ему звуковую дорожку к своему фильму «Lucifer Rising». Тот факт, что вместо полноформатного саундтрека Пейдж произвёл на свет за три года работы лишь «23 минуты электронного гула» (музыка создавалась на гитаре, пропущенной через синтезатор) возмутил Энгера, и тот обрушился на гитариста с многочисленными упрёками. Помимо всего прочего, он обвинил Пейджа в том, что тот профанирует сатанизм и слишком предпочитает Люциферу «белую леди» (кокаин). Пейдж выступил с опровержениями, указав, в частности, что позволял Энгеру снимать фрагмент фильма в подвале своего лондонского дома Тауэр-хаус. Это неоконченное произведение Джимми Пейджа было выпущено компанией Boleskine House Records 19 июня 1987 года на синем виниле. Принято считать, что инструментальное вступление к треку «In the Evening» впоследствии перешло в песню именно отсюда.

При том, что Пейдж был страстным коллекционером книг Кроули, он никогда не называл себя телемитом , не являлся участником O.T.O. и дистанцировался от оккультизма. Книжный магазин «The Equinox», как и особняк Болскин-хаус, были проданы в 1980-х годах, после того как Пейдж обзавёлся прочной семьёй и посвятил себя благотворительной деятельности.

После распада Led Zeppelin

После смерти барабанщика Джона Бонэма в 1980 году Джимми Пейдж занялся сольной карьерой и начал выступать с разными исполнителями на многочисленных благотворительных мероприятиях. В марте 1981 года он дал концерт с Джеффом Беком в Хаммерсмит-Одеон, после чего провёл серию концертов в поддержку фонда A.R.M.S. (Action Research for Multiple Sclerosis) - после того, как стало известно о болезни Ронни Лейна из The Small Faces . Две композиции Пейджа (записанные при участии Стива Уинвуда , Джеффа Бека и Эрика Клэптона) вошли в звуковую дорожку к фильму «Death Wish II» (три года спустя и третий фильм этой серии вышел с музыкой, написанной и записанной гитаристом).

На концерте в Мэдисон Сквер Гарден к Джимми Пейджу присоединился вокалист Пол Роджерс , с которым они позже образовали The Firm . Пейдж, по свидетельству очевидцев, выглядел крайне истощённым, поскольку незадолго до этого полностью избавился от пристрастия к героину - после семилетней зависимости.

Джимми Пейдж с наградой Mojo в 2007 году

Признание

Фильмография

  1. - «Приготовьтесь, будет громко» / It might get loud - Джимми Пейдж

Примечания

Комментарии

Источники

  1. Cameron Crow. Rolling Stone Interview. p3 . rollingstone.com (1975). Архивировано
  2. Jimmy Page online Biography (англ.) . - jimmypageonline.com. Архивировано из первоисточника 23 февраля 2012. Проверено 2 ноября 2009.
  3. Цитируется среди других признаний заслуг Берта Дженша на обложке биографии Харпера (Harper)
  4. Harper Colin Dazzling Stranger: Bert Jansch and the British Folk and Blues Revival (2006 edition). - Bloomsbury, 2006. - ISBN 0-7475-8725-6
  5. Led Zeppelin biography . rockhall.com. Проверено 22 марта 2010.
  6. Triple Js. Led Zeppelin (англ.) . - abc.net.au. Архивировано из первоисточника 23 февраля 2012. Проверено 2 ноября 2009. - This has prompted Guitar World magazine to say that if he did play the riff in You Really Got Me, then he invented heavy metal there and then .
  7. The Kinks: On This Day…in 19642 . live4ever.uk.com. Архивировано
  8. You Really Got Me. Songfacts . songfacts.com. Архивировано из первоисточника 23 февраля 2012. Проверено 22 марта 2010.
  9. Shel Talmy interview, p.1 . richieunterberger.com. Архивировано из первоисточника 23 февраля 2012. Проверено 22 марта 2010. - Jimmy Page did not play the solo on You Really Got Me, he played rhythm guitar… He played rhythm guitar because at the time Ray would not play rhythm guitar, he didn’t think he was good enough.
  10. John Lord. Purple Reign . thehighwaystar.com. Проверено 22 марта 2010. «Я играл с Kinks несколько раз. Даже сыграл на пианино в „You Really Got Me“. Мне заплатили за это пять фунтов. Гитарное соло сыграл Джимми Пейдж, но Kinks это отрицают». - I played with Kinks several times. I even played the piano on «You Really Got Me». I was paid five pounds for it. The guitar solo was played by Jimmy Page, but the Kinks have denied it .
  11. spetrovich.iatp.org.ua. Led Zeppelin: Хронология 1944-1990
  12. ledzeppelin.com
  13. Jimmy Page interview, Guitar World, 1993 (англ.) . - iem.ac.ru. Архивировано из первоисточника 28 августа 2011. Проверено 2 ноября 2009.

Английский музыкант, аранжировщик и выдающийся рок-гитарист, стоявший у истоков Led Zeppelin и до самого конца остававшийся музыкальным «мозгом» группы. До этого был известен как сессионный гитарист и участник The Yardbirds (c конца 1966 до 1968 года).


Джеймс Патрик Пэйдж родился 9 января, 1944 года в Хестоне, западном пригороде Лондона, в семье менеджера и секретарши доктора. В 1952 году семья переехада на Майлз-роуд в Эпсоме. В 12 лет Пейдж впервые взял в руки гитару: старую испанскую акустику, найденную им на чердаке своего дома. Получив первые уроки игры в музыкальной школе (в Кингстоне), он приступил затем к усиленному самообразованию. Первыми гитаристами, оказавшими влияние на его стиль игры, были Скотти Мур и Джеймс Бёртон (игравшие с Элвисом Пресли). «Baby Let’s Play House» была одной из любимых вещей юного Пейджа. Постепенно вокруг одаренного гитариста стало собираться настоящее музыкальное общество, члены которого впоследствии стали, как и он сам, легендами (Эрик Клэптон, Джефф Бэк).

Начало карьеры

На 14-летие родители подарили Джеймсу первую электрогитару, Stratocaster Grazioso. К этому времени относятся и его первые успехи: так, он выступил на Би-би-си, сыграв со своей (очевидно, безымянной) группой каверы некоторых кантри- и скиффл- песен. В 1959-60 годах Пейдж достаточно окреп музыкально для того, чтобы отправиться на первые гастроли, и был приглашен в группу Neil Christian & The Crusaders. Покинув ансамбль по состоянию здоровья, Пейдж поступил в художественный колледж, но занятий музыкой не прекратил. В начале 60-х годов, бросив учёбу, но начал карьеру сессионного музыканта, накапливая опыт и оттачивая техническое мастерство. В числе групп, с которыми он записывался, были The Kinks. Более того, именно он (что Дэйвом Дэвисом не оспаривалось) записал гитарные партии для песен «You Really Got Me» и «All Day and All of the Night»: это позволило журналу Guitar World заявить, что «…Джимми Пейдж собственноручно создал тяжелый гитарный рифф».


В феврале 1965 года вышел сольный сингл Пейджа She Just Satisfies/Keep Moving. В 1966 году Пейдж предпринял решительный шаг: вернулся на рок-сцену, в качестве басиста (!) группы The Yardbirds, где ведущим гитаристом был его старый знакомый Джефф Бек , с которым спустя год он разделил место лидера уже в качестве второго гитариста. В итоге Бек покинул состав, оставив его на попечительство Пейджа, а в 1968 году группа распалась окончательно. Права на её название сохранили Пейдж и менеджер Питер Грант . Чтобы выполнить оставшиеся концертные обязательства, Пейдж взялся за формирование нового состава: в этот момент свои услуги ему и предложил Джон Пол Джонс , бас-гитарист, клавишник и аранжировщик, с которым он познакомилcя во время работы над альбомом Донована.Состав, доукомплектованный вокалистом Робертом Плантом (которого порекомендовал Терри Рид) и барабанщиком Джоном Бонэмом (его, в свою очередь, привел Плант), провел турне по Скандинавии под названием The New Yardbirds, а затем - по предложению Кейта Муна - изменил название на Led Zeppelin.

Led Zeppelin

Все идеи, которые не удалось реализовать в Yardbirds, Пэйдж перенес в Led Zeppelin, собственными усилиями создав уникальный стиль группы, в котором каждый из участников сумел реализовать свои самые сильные качества. Практически каждый трек первых четырех альбомов группы считает гитарной классикой. Джонни Рамоун говорил, что свой стиль выстроил на основе одного риффа - «Communication Breakdown». То же значение для Эдди Ван Хэлена (по его собственному признанию) имел «Heartbreaker» из второго альбома. Гитарное соло Пэйджа в «Stairway to Heaven» возглавило списки лучших гитарных соло журналов Guitar World и Total Guitar. Журнал Creem признавал его лучшим гитаристом мира в течение пяти лет подряд.

В процессе работы над первым альбомом Пэйдж использовал 1958 Telecaster, 10-струнный Fender 800 а также педал-стил-гитару. Начиная со второго альбома и далее его основным инструментом стал Gibson Les Paul с набором усилителей Marshall. Позднее он не раз возвращался к Фендеру - в частности, на нем исполнил соло в «Stairway to Heaven». Для партий слайд-гитары Пэйдж использовал Danelectro DC-59. В числе эффектов, использовавшихся им в студии, были Vox AC30, фуззбокс Sola Sound Tone Bender Professional MKII («How Many More Times»), терменвоксом и педаль wah-wah (с последней он обращался не как это делали Джими Хендрикс и современники, а по-своему: каждый раз вжимая ее в дальнее положение для получения более заострённого звука).

Сенсацию произвела использованная Пэйджем в «Dazed and Confused» и «How Many More Times» техника смычковой игры на гитаре, которой он овладел в бытность свою сешшнменом. До Пэйджа так играл Эдди Филипс, гитарист The Creation, но гитарист Led Zeppelin (в MTV Rockumentary) рассказал о том, что перенял эту технику у другого сессионного музыканта, Дэвида Маккаллума-старшего.

Пэйдж говорил (в интервью Guitar World 1993 года), что сознательно менял звукоинженеров для работы с альбомами группы (Глин Джонс, Эдди Крэймер, Энди Джонс и др.), чтобы у тех не появилось повода позже заявить, что это они создали звучание группы.

1980 -

После смерти барабанщика Джона Бонэма в 1980 году Джимми Пэйдж занялся сольной карьерой и начал выступать с разными исполнителями на многочисленных благотворительных мероприятиях. В марте 1981 года он дал концерт с Джеффом Беком в Хаммерсмит Одеон, после чего провел серию концертов в поддержку фонда A.R.M.S. (Action Research for Multiple Sclerosis) - после того, как стало известно о болезни Ронни Лэйна из The Small Faces. Две композиции Пэйджа (записанные при участии Стива Уинвуда, Джеффа Бека и Эрика Клэптона) вошли в звуковую дорожку к фильму «Death Wish II» (три года спустя и третий фильм этой серии вышел с музыкой, написанной и записанной гитаристом).

На концерте в Мэдисон Сквер Гарден к Джимми Пэйджу присоединился вокалист Пол Роджерс , c которым они позже образовали The Firm. Пэйдж, по свидетельству очевидцев, выглядел крайне истощенным, поскольку незадолго до этого полностью избавился от пристрастия к героину - после семилетней зависимости.

В 1981 году Пэйдж, басист Крис Сквайр и ударник Алан Уайт (оба из Yes) образовали супергруппу XYZ (аббревиатура расшифровывалась как «экс-Yes-Zeppelin»). Проведя несколько репетиций, музыканты решили отказаться от дальнейшей совместной деятельности, но некоторые записи были выпущены бутлегом, из которого явствует, что часть подготовленного здесь материала позже вошла в репертуар The Firm («Fortune Hunter»), а также Yes («Mind Drive», «Can You Imagine?»). В 1984 году Пэйдж сыграл на концерте Yes в Дортмунде, Германия, - в песне «I’m Down».

С Роем Харпером Пэйдж записал альбом «Whatever Happened to Jugula?» и дал несколько концертов - в основном на небольших фолк-фестивалях, под псевдонимами The MacGregors и Themselves. В том же году гитарист возобновил сотрудничество с бывшими коллегами: с Робертом Плантом он образовал краткосрочный проект The Honeydrippers (выпустив одноименный альбом), с Джоном Полом Джонсом создал звуковую дорожку к фильму «Scream for Help». С Полом Роджерсом (экс-Bad Company, Free) Джимми Пэйдж образовал The Firm, группу, записавшую два альбома: «The Firm» (#17 Billboard Pop Albums Chart) и «Mean Business» (1986).

В числе музыкантов, с которыми Пэйдж сотрудничал в середине 80-х, были Грэм Нэш , Стивен Стиллз , Box of Frogs, Rolling Stones (сингл «One Hit (to the Body)» 1986 года), и Дэвид Ковердэйл (проект Coverdale-Page). В эти годы Пэйдж работал в основном в собственной студии The Sol в Кукхеме, которую он купил у Гаса Данджена в начале 80-х годов. Здесь же им был записал первый сольный альбом «Outrider».

В 1985 году трое участников Led Zeppelin реформировали группу (пригласив к участию Фила Коллинза и Тониа Томпсона - за ударными) для выступления на Live Aid (1985). Качество выступления участников группы не удовлетворило, и они оказались единственной из участников мероприятия, кто попросил не включать запись их сета в юбилейный DVD, посвященный 20-летию cо дня проведения концерта.

В 1986 Пэйдж вместе с бывшими участниками Yardbirds принял участие в записи альбома «Strange Land» группы Box of Frogs.

Два года спустя Led Zeppelin собрались вновь для выступления на концерте, посвященном 40-летию Atlantic Records, который состоялся 14 мая 1988 года. В 1990 году Пэйдж и Плант выступили на благотворительном концерте в поддержку Nordoff-Robbins Music Therapy Centre, исполнив «Misty Mountain Hop», «Wearing and Tearing» и «Rock and Roll».

В 1994 году Пэйдж и Плант записались для MTV Unplugged: полуторачасовой сет вышел под заголовком Unledded и его премьера получила рейтинг величайший в истории MTV. В октябре того же года вышел CD No Quarter: Jimmy Page and Robert Plant Unledded, а в 2004 году - DVD «No Quarter Unledded». После успешного турне в поддержку «No Quarter», Пэйдж и Плант записали альбом Walking into Clarksdale (1998).

Начиная с 1990 года Пэйдж активно занимался ремастерингом бэк-каталога Led Zeppelin, время от времени появляясь в благотворительных концертах, в частности, в поддержку Children Trust - фонда, основанного его женой Хименой Гомес-Паратча.

В 1998 году Пэйдж исполнил гитарную партию в треке Паффа Дэдди «Come with Me» (здесь же был использован сэмпл «Kashmir»), включенном затем в саундтрек «Godzilla». Позже оба появились с этой песней в программе Saturday Night Live.

В 1999 году Пэйдж приступил к сотрудничеству с The Black Crowes, записав с группой альбом и проведя турне в его поддержку. В 2001 Пэйдж c участниками Limp Bizkit и Puddle of Mudd на церемонии вручения MTV Europe Video Music Awards во Франкфурте исполнили версию «Thank You».

В 2005 году Джимми Пэйдж был награжден Орденом Британской Империи (в качестве признания его благотворительной деятельности в Бразилии), а также стал почетным гражданином Рио де Жанейро. В том же году он получил «Грэмми». В ноябре 2006 года Led Zeppelin были введены в UK Music Hall of Fame, в ходе церемонии Пэйдж произнес краткую благодарственную речь, транслировавшуюся по телевидению, после чего группа Wolfmother исполнила в качестве трибьюта «Communication Breakdown».

10 декабря 2007 года трое участников Led Zeppelin вместе с барабанзщиком Джейсоном Бонэмом выступили на лондонской арене O2: концерт получил восторженные отклики и явился причиной многочисленных домыслов о возрождении Led Zeppelin.

20 июня 2008 года Пэйдж получил почетную докторскую степень Университета графства Саррей - за свои заслуги перед музыкальной индустрией

На церемонии закрытия Олимпийских игр 2008 года Джимми Пэйдж, Дэвид Бекхэм и Леона Льюис представляли Великобританию (где пройдет Олимпиада 2012 года): Бекхэм въехал на стадион в дабл-деккере, Пэйдж и Льюис исполнили «Whole Lotta Love».

Увлечение оккультизмом

В начале 70-х годов Джимми Пэйдж приобрел в Лондоне магазин-издательство оккультной литературы «The Equinox Booksellers and Publishers», располагавшийся на Кенсингтон Хай-стрит. О том, что владелец всерьёз относился к собственной миссии, свидетельствует хотя бы тот факт, что факсимильное издание «The Goetia» Алистера Кроули было перевыпущено здесь в суперобложке из верблюжьей кожи, повторявшей обложку оригинала.

Появление 4 символов на обложке четвертого альбома Led Zeppelin также связывалось с оккультными устремлениями гитариста группы. Принято считать, что каждый знак символизирует одного из участников группы. В ходе гастролей после выхода альбома Led Zeppelin IV Пэйдж стал появляться на сцене в так называемом «костюме Дракона», на котором были изображены зодиакальные знаки (Козерог, Скорпион и Рак) наряду с его персональным символом «ZoSo». Смысл последнего остается неясным, хоть и известно, что Пэйдж заимствовал его из книги «Ars Magica Arteficii» (1557) алхимика Дж. Кардана, трактовавшего это изображение как зодиакальный коллаж. Но есть мнение (отраженное, в частности, в словаре «Dictionary of Occult, Hermetic and Alchemical Sigils» Фреда Геттингса, 1982), что это стилизация «666», использованная Алистером Кроули в «Эквиноксе».

С увлечением Пэйджа оккультизмом многие связывают оформление обложки Led Zeppelin IV, в основу которого легла репродукция картины Баррингтона Колби, созданной по мотивам образов карты Таро «Отшельник». (Характерно, что именно в этот образ Пэйдж трансформируется в одном из фрагментов фильма «The Song Remains the Same».) Источником кривотолков явилась и эмблема Swan Song Records (лэйбла, запущенного Led Zeppelin 10 мая 1974 года), образ которой повторял сюжет картины «Evening: Fall of Day» (1869) художника Вильяма Риммера, изображавшей Аполлона, бог света и разума (в других трактовках - Икара, а также Люцифера).

В ходе слушаний, проводившихся в 1980 годах организацией PMRC (Parents Music Resource Center), созданной Типпер Гор , всплыли на поверхность и давние обвинения в адрес «Stairway to Heaven», текст которой, якобы содержит изнаночные сатанинские послания (так называемые «backwards masking») - в куплете, начинающемся со слов: If there’s a bustle in your hedgerow… К однозначному выводу инициаторы дискуссии так и не пришли.

Скандалом закончилось сотрудничество Пэйджа с кинорежиссером (и другим почитателем Кроули) Кеннетом Энгером, заказавшим ему звуковую дорожку к своему фильму «Lucifer Rising». Тот факт, что вместо полноформатного саундтрека Пэйдж произвел на свет за три года работы лишь «23 минуты электронного гула» (музыка создавалась на гитаре, пропущенной через синтезатор) возмутил Энгера, и тот обрушился на гитариста с многочисленными упрёками. Помимо всего прочего, он обвинил Пэйджа в том, что тот профанирует сатанизм и слишком предпочитает Люциферу «белую леди» (кокаин). Пэйдж выступил с опровержениями, указав, в частности, что позволял Энгеру снимать фрагмент фильма в подвале своего лондонского дома Тауэр-хаус. Это неоконченное произведение Джимми Пэйджа было выпущено компанией Boleskine House Records 19 июня 1987 года на синем виниле. Принято считать, что инструментальное вступление к треку «In the Evening» впоследствии перешло в песню именно отсюда.

При том, что Пэйдж был страстным коллекционером книг Кроули, он никогда не называл себя телемитом, не являлся участником O.T.O. и дистанцировался от оккультизма. Книжный магазин «The Equinox» как и особняк Болскин-хаус, были проданы в 80-х годах после того, как Пэйдж обзавелся прочной семьей и посвятил себя благотворительной деятельности.

Признание

По результатам опроса, проведенного в 2008 году американской радиостанцией «Chop Shop» среди музыкальных экспертов, Джимми Пэйдж был назван величайшим гитаристом всех времен.

В детстве Джимми слушал рок-н-ролл, часами просиживая возле радиоприёмника. Он вспоминает: «Когда я услышал запись “Baby, Let"s Play House” Элвиса, во мне проснулось . Помню, я услышал две гитары и бас и подумал: “Я тоже хочу так, как они”. В этой музыке было столько энергии и жизни!» Его первой гитарой была копия «Стратокастера». Джимми было 14, и он повсюду искал возможность учиться игре на гитаре. Благоприятным обстоятельством было то, что в его окружении оказались люди, любившие блюз, рок, ритм-энд-блюз. Они собирали эти волшебные записи и давали их слушать тем, у кого не было возможности покупать пластинки. Этот период жизни был важнейшим для Джимми. Его родители не были против гитары, скорее, были рады, что Джимми хоть чем-то занялся помимо изобразительного искусства. Он не расставался с гитарой, и в скором времени в его жизни появились первые группы и первые выступления.

Ему было 15, когда вместе со своей скиффл-группой он появился в телевизионной программе ВВС «All Your Own». В коротком интервью Пейдж заявлял, что в будущем хотел бы заняться… биологическими исследованиями. Из воспоминаний Джимми Пейджа: «Я ничего не умел сыграть как следует - только несколько фрагментов разных соло, и всё. Меня вдохновляли Скотти Мур, Джеймс Бёртон, чуть позже Джонни Викс. Потом я стал слушать блюзменов: Элмора Джеймса, Би Би Кинга и других. Из этого родилась некая смесь рок-н-ролла и блюза ».

Первым серьёзным испытанием для Джимми стала группа THE CRUSADERS. «Крестоносцы» гастролировали в ужасных условиях, и Джимми, заработав воспаление гланд, оставляет группу и приводит вместо себя своего друга Джеффа Бека, которого юные коллеги Пейджа забраковывают. А Джимми тем временем возвращается в художественный колледж в Южном Лондоне. Ему всего 18, и будущее представляется юноше весьма туманным.

В то время в лондонском «Marquee Club», в этой «блюзовой Мекке», были организованы джем-сейшны, становящиеся популярными среди музыкантов. Так начинался британский блюзовый бум. Именно там Пейдж привлёк внимание аранжировщика Майка Линдера, который пригласил Джимми в студию в качестве сессионного музыканта. Пейдж оказывается перед выбором: карьера музыканта или художника? Решение принято, Джимми бросает художественный колледж и идёт на студийные «галеры». Музыка поглощает его всецело.

Три года работы Джимми Пейджа в студиях переоценить невозможно. За это время он участвовал в сотнях записей (свыше 50% всех записей, вышедших в Англии), сотрудничая с такими группами, как THE WHO, THEM, THE ROLLING STONES, THE KINKS, DONOVAN, а также с выдающимися исполнителями: Томом Джонсом, Брэндой Ли, Лулу. Джимми научился играть всё что угодно, с первого дубля и в разных стилях: классику, блюз, рок, фолк и даже джаз. Джимми вспоминает: «Когда я впервые начал играть как сессионный музыкант, я не знал, как читать ноты, но в конечном счёте мне пришлось научиться. На первых сессиях продюсер говорил: “Играй что хочешь. Великолепно”. Но вскоре это уже не спасало. Чем больше сессий я проходил, тем больше им хотелось, чтобы я считал для них ворон на телеграфных проводах» (т. е. играл по нотам - Ю. П. ).

Джимми пришлось узнать, как делается музыка, как исполнители взаимодействуют между собой, как аранжировщики из ничего делают «конфетки» завершённых проектов. Работа с саксофонистом Табби Хейсом, с Бартом Бакара научила его фантастическому пониманию аккордов и гармонии. Джимми успевает делать многое одновременно: записывает саундтрэки к фильмам, пишет множество песен с Бобби Грэмом и Джеки де Шеннон, заводит своё музыкальное издательство («James Page Music»), становится штатным продюсером компании «Immediate», оставаясь при этом самым востребованным гитаристом во всём британском шоу-бизнесе. Студийная работа приучила его к дисциплине в творчестве и впоследствии помогла ему стать для LED ZEPPELIN тем, кем Джордж Мартин был для BEATLES. Но Джимми властно влечёт к себе Его Величество Рок-н-ролл. В феврале 1965 года Пейджа приглашают в THE YARDBIRDS заменить Эрика Клэптона. Он отказывается и снова прячется за Джеффа Бека, предлагая того вместо себя, как и в случае с THE CRUSADERS.

Наступает 1966 год. Джимми уже 21, и его не устраивает участь подневольного студийного раба. Он получает второе приглашение в группуTHE YARDBIRDS, где уже уверенно играет его друг Джефф Бек, и принимает это предложение. Джимми берётся то за бас, то за гитару. Вскоре группа едет в трёхнедельное турне по Великобритании, «разогревая» THE ROLLING STONES. Друзья немного «прикалываются», выступая в старых военных мундирах с немецкими железными крестами. Незадолго до этих гастролей группа THE YARDBIRDS c Беком и Пейджем снимается в фильме Антониони «Blow-Up», исполнив композицию «Stroll On». После тура по Великобритании группа отправляется на гастроли по США. Время, проведённое Джимми Пейджем в THE YARDBIRDS, стало для него ещё одной ступенькой «лестницы к небу», на котором судьбой или Богом начертано: LED ZEPPELIN. После ухода Бека из группы уходят и остальные музыканты. Пейдж решает создать свою собственную группу. Он набирает новый состав, названный THE NEW YARDBIRDS. Рядом с ним оказываются старый знакомый по сессионной работе, басист и клавишник Джон Пол Джонс, вокалист Роберт Плант и барабанщик Джон Бонэм. Вскоре название группы изменяется на LED ZEPPELIN (Свинцовый Дирижабль). Легенда гласит, что название придумал Кейт Мун из THE WHO ещё во времена THE YARDBIRDS, а Пейдж сократил слово lead до led . Кстати сказать, в 2003 году реанимированная группа THE YARDBIRDS выпустила альбом «Birdland», на записи которого в качестве гостей отметились Джефф Бек, Стив Вай, Джо Сатриани, Брайан Мэй, Слэш и Стив Люкатер.

Впоследствии Джимми Пейдж рассказывал: «Пришло время создавать L ed Z eppelin, а все мои наработанные идеи уже были словно записаны в блокноте. В общем, огромную пользу принесла как работа в студии, так и в T he Y ardbirds. L ed Z eppelin во многом опирались на этот опыт».

А теперь давайте пробежимся по хронологической схеме истории LED ZEPPELIN со времени её первого выступления 15 октября 1968 года в университете графства Суррей и до трагического дня роспуска группы,отмечая вехи славного 12-летнего пути в виде выпущенных группой альбомов.

В январе 1969 года выходит дебютный альбом «Led Zeppelin I», на обложке которого изображён горящий немецкий дирижабль «Гинденбург». Альбом «Led Zeppelin II» (1969) считается лучшим. Он, по общему мнению, открыл новые пути для развития рок-музыки. Композиция «Whole Lotta Love» выражает, как сказали бы сегодня, новое мышление музыкантов.

27 сентября 1970 года авторитетный журнал «Melody Maker» признаёт группу лучшей в мире. В этом же году группа выпускает альбом «Led Zeppelin III» с преобладанием фолка и явным влиянием индийской музыки. Кстати, Пейдж был первым из гитаристов, кто приобрёл ситар , и сам Рави Шанкар любезно научил Джимми Пейджа настраивать этот экзотический инструмент.

В 1971 году выходит четвертый диск LED ZEPPELIN без названия на обложке. В этом альбоме записан суперхит ХХ столетия - рок-баллада Пейджа «Stairway To Heaven» с неразгаданными по сей день стихами Роберта Планта. Пятый альбом «Houses Of The Holy» (1973) был принят публикой с оговорками. Всем стало ясно, что музыканты находятся на перепутье.

В период записи двойного альбома «Physical Graffity» (1975) Пейдж и Плант путешествуют по Марокко. Оттуда они и привезли знаменитый восточный рифф для композиции «Kashmir». Новый альбом «Presence» (1976), построенный на тяжёлых гитарных риффах, появился в экстремальных условиях и стал любимым альбомом Пейджа. Гитарист вспоминает: «…запись была сделана через восемнадцать дней после того, как Роберт Плант попал в серьёзную автомобильную катастрофу. У Роберта был перелом ноги, и никто не знал, будет ли он снова ходить. Мы должны были уложиться в три недели, так как студийное время после нас было забронировано для R olling Stones». В альбоме «In Through The Out Door» (1979) преобладают клавишные. Хитами альбома стали «Hot Dog», «Fool In The Rain» и «All My Love» - песня-посвящение Роберта Планта своему умершему сыну. С каждым новым альбомом всем казалось, что успех группы будет только возрастать, что «лестнице в небо» не будет конца. Альбомы продаются, как горячие гамбургеры, на концерты группы собирается до 200 тысяч человек. Однако 25 сентября 1980 года неожиданно умирает Джон «Бонзо» Бонэм, уникальный барабанщик группы. И его коллеги по группе, понимая, что без Бонэма они вместе играть больше не смогут, решают группу распустить, о чём и было официально объявлено 4 декабря 1980 года.

В марте 1981 года Джимми Пейдж возвращается на сцену и участвует в шоу Джеффа Бека в «Hammersmith Odeon». В 1984 году Пейдж записывает с Робертом Плантом альбом «The Honeydrippers», а с Джоном Полом Джонсом - саундтрек к фильму «Scream for help». После распада легендарной группы её участники выступили вместе (в разных сочетаниях) несколько раз. Например, 13 июля 1985 года на «Live Aid» (с ударником Филом Коллинзом из GENESIS); 14 мая 1988 года на юбилее фирмы звукозаписи «Atlantic» (на ударных вместо покойного Бонэма играл его сын Джейсон). Спустя почти 20 лет 10 декабря 2007 года в лондонской «O2 Arena» состоялось благотворительное выступление воссоединённых музыкантов LED ZEPPELIN Джимми Пейджа и бас-гитариста Джона Пола Джонса (на ударных снова играл Джейсон Бонэм-младший). 1 июня следующего, 2008 года оба музыканта были приглашены выступить вместе с группой FOO FIGHTERS на стадионе Уэмбли. И старики показали молодым, что такое рок-н-ролл!

В творчестве супергруппы LED ZEPPELIN соединились блюз и хард-рок, классика и психоделика, английский фольклор и восточный мелодизм - и всё это было намертво сцеплено, скреплено жёсткими гитарными риффами и тяжёлыми припевами. Сам Пейдж определил этот стиль так: «Много цветов и оттенков, сочетание света и тени ». Неслыханное доселе сочетание разнородных элементов вкупе с загадочными текстами песен, виртуозностью и спонтанностью импровизаций Пейджа, необычайным «негритянским» вокалом и губной гармоникой Планта, плывущим звуком оргáна Джонса, катастрофическим грохотом барабанов Бонэма создавало неповторимую атмосферу звучания группы, новый саунд, новую форму и новое содержание. LED ZEPPELIN стали родоначальниками таких стилей, как хард-рок и хэви-метал. Их творчество, подобно «Большому взрыву», способствовало появлению на свет новых музыкальных галактик: DEEP PURPLE и BLACK SABBAT, URIAH HEEP и NAZARETH, QUEEN и IRON MAIDEN, METALLICA и многих других.

Сегодня мы можем говорить об итогах деятельности группы LED ZEPPELIN. Но деятельность самого Джимми Пейджа продолжается по сей день. Он так же бодр и энергичен, как и в юности. Его постцеппелиновская история ярка и разнообразна. Он выпустил последний, 9-й альбом LED ZEPPELIN «Coda» (1982), составленный из не издававшихся ранее студийных записей группы. В этом же году вышел его саундтрек к фильму «Death Wish II» (1982). Пейдж пытается создавать новые группы: THE HONEYDRIPPERS - альбом «Vol. 1» (1984); THE FIRM - альбомы «The Firm» (1985) и «Mean Business» (1986). В 1988 году Джимми Пейдж записывает сольный альбом «Outrider». В 1990 году он выпускает цифровой мастеринг 26 хитов группы LED ZEPPELIN (альбом «Remasters»). В 1993 году выходит его совместная работа с Дэвидом Ковердэйлом из WHITESNAKE - «Coverdale /Page», в 1994 году - с Джеффом Беком. Оставив Ковердэйла, Пейдж выступает с Робертом Плантом на MTV с программой «Unledded» и записывает с ним два альбома: «No Quarter» (1994) и позднее - «Walking Into The Clarksdale» (1998).

Новый век Пейдж встречает альбомом, записанным с Джоном Полом Джонсом - «Lovin’Up A Storm» (2000). В этом же году он реализует совместный проект с группой THE BLACK CROWES. Итогом этого союза стал альбом «Live At The Greek», записанный в 1999 году во время выступления в «The Greak Theatre» в Лос Анджелесе, и последующее турне. По итогам этого тура Джимми Пейдж получает награду «Grammy» «за лучшее хард-роковое выступление в 1999 году». В 2003 году Джимми выпускает альбом «The West Was Won», на котором записаны 18 треков из выступлений LED ZEPPELIN 1972 года во время турне по США. В 2005 году Джимми Пейдж получает Орден Британской Империи за благотворительную деятельность в Бразилии. Годом позже он становится почётным гражданином Рио де Жанейро и в этом же году получает музыкальную награду «Grammy». В 2006 году Пейдж почти одновременно был удостоен престижной шведской награды «Polar Music Prize» как «one of the great pioneer of music» и введён в Зал Музыкальной Славы Объединённого Королевства. В этом же году Джимми Пейдж выпускает альбом «Mothership» и участвует в записи альбома Джерри Ли Льюиса «Last Man Standing».

24 августа 2008 года миллиарды телезрителей всего мира в течение нескольких минут могли видеть и слышать своего кумира Джимми Пейджа. Он выступил на стадионе, на церемонии закрытия Пекинской Олимпиады—2008 в дуэте с Леоной Льюис, победительницей британского реалити-шоу «The X Factor». Они выступали, находясь на превращённой в сцену крыше двухэтажного лондонского автобуса, за рулём которого сидел футболист Дэвид Бэкхем. Музыканты исполнили классическую композицию LED ZEPPELIN «Whole Lotta Love» в новой аранжировке, и эта песня в глазах всего мира стала музыкальным символом, гимном будущей Олимпиады—2012 в Лондоне.

В январе 2009 года на кинофестивале «Sundance Film Festival» был показан документальный фильм об электрогитаре «It Might Get Loud» (реж. Дэвис Гаггенхайм), в котором участвуют трое легендарных гитаристов разных поколений: Эдж (U2), Джэк Уайт (THE WHITE STRIPES) и Джимми Пейдж, чьё имя неразрывно связано прежде всего с группой LED ZEPPELIN. Вскоре фильм прошёл по всему миру с триумфальным успехом.

Всё перечисленное - лишь малая часть того, что делает и в чём сегодня участвует гитарист Джимми Пейдж. Последние годы на него сходит лавина всяческих наград и почестей: ему вручают Орден Британской Империи, в очередной раз вводят в Зал Славы Рок-н-ролла; университет графства Суррей, где состоялось первое выступление LED ZEPPELIN, награждает его почётным званием Доктора honoris causa . Различные журналы и фонды награждают его премиями и званиями, вроде «Легенды рока» и т. п. И на фоне всей этой приятной суеты музыкант продолжает главное дело своей жизни: записывается, выступает и сочиняет новую музыку. Вклад Джимми Пейджа в мировую музыкальную культуру столь велик, что уже сегодня не кажется невозможной мысль: и через сто лет его гений будет восхищать людей.

Профессии гитарист
продюсер
Годы активности 1957 - настоящее Инструменты Gibson Les Paul
Gibson EDS-1275
Danelectro 59 DC
Fender Stratocaster
Fender Telecaster
Жанры хард-рок
блюз-рок
фолк-рок
прогрессив-рок
Псевдонимы ZoSo Коллективы The Yardbirds
Led Zeppelin
The Honeydrippers
The Firm
Coverdale and Page
Page and Plant
XYZ Лейблы Swan Song
Atlantic Records
Награды Page Online Аудио, фото, видео на Викискладе

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Джеймс Патрик Пейдж родился 9 января 1944 года в Хестоне, западном пригороде Лондона, в семье менеджера и секретарши доктора. В 1952 году семья переехала на Майлз-роуд в Эпсоме. Пейдж пошёл в школу в пять лет; до этого у него не было друзей-сверстников. Он вспоминал:

    В 12 лет Пейдж впервые взял в руки гитару : старую испанскую акустику , найденную им на чердаке своего дома. Поначалу инструмент не заинтересовал мальчика; захотел научиться играть на нём он, когда услышал «Baby, Let’s Play House» Элвиса Пресли . «Парень в школе показал мне аккорды и - пошло-поехало», - вспоминал Пейдж.

    Получив первые уроки игры в музыкальной школе (в Кингстоне), он приступил затем к усиленному самообразованию. Первыми гитаристами, оказавшими влияние на его стиль игры, были Скотти Мур и Джеймс Бертон (игравшие с Элвисом Пресли). «Baby Let’s Play House» была одной из любимых вещей юного Пейджа. Постепенно вокруг одарённого гитариста стало собираться настоящее музыкальное общество, члены которого впоследствии стали, как и он сам, легендами (Эрик Клэптон , Джефф Бек).

    Начало карьеры

    На 14-летие родители подарили Джеймсу первую электрогитару, чехословацкую Jolana Grazioso, дешевую копию гитары «Fender Stratocaster». Пейдж занимался на ней круглыми сутками, даже в школе. Однако там не оценили стремления юного Джимми к музыке и гитару конфисковывали до конца каждого учебного дня.

    К этому же времени относятся и его первые успехи: так, он выступил на Би-би-си , сыграв со своей (очевидно, безымянной) группой каверы некоторых кантри - и скиффл -песен. В 1959-1960 годах Пейдж достаточно окреп музыкально для того, чтобы отправиться на первые гастроли, и был приглашён в группу Neil Christian & The Crusaders . Покинув ансамбль по состоянию здоровья, Пейдж поступил в художественный колледж, но занятий музыкой не прекратил. В начале 1960-х годов, бросив учёбу, начал карьеру сессионного музыканта, накапливая опыт и оттачивая техническое мастерство.

    Джимми очень восхищался первым альбомом Берта Дженша (Bert Jansch , 1965), сказав: "В какой то момент я был совершенно захвачен Дженшем Бертом. Когда я впервые услышал его диск, я не мог поверить этому. Это было намного впереди того, что кто-либо делал. Никто в Америке не мог дотянуться до этого "

    Пейдж был сессионным музыкантом в группе Дэвида Боуи .

    The Kinks: «You Really Got Me»

    В числе групп, с которыми он записывался, были The Kinks . Более того, согласно одной из версий, именно он записал гитарные партии для песен «You Really Got Me » и «All Day and All of the Night» ; это позволило журналу Guitar World заявить, что «…если Джимми Пейдж действительно сыграл рифф „You Really Got Me“, то это значит, что именно он, и именно в тот момент изобрёл хеви-метал ». Согласно конкурирующей версии, всё это - не более, чем «знаменитый миф» ; утверждалось, что опровергали это утверждение не только братья Дэвисы , но и сам Пейдж.

    Между тем, и продюсер Шел Талми, и Джон Лорд (другой сессионный музыкант впоследствии участник Deep Purple , также ставший знаменитым) подтверждают участие Пейджа в записи: первый утверждает, что гитарист исполнил партию ритм-гитары , второй - что тот сыграл соло .

    The Yardbirds

    В феврале 1965 года вышел сольный сингл Пейджа «She Just Satisfies»/«Keep Moving».

    Led Zeppelin

    Все идеи, которые не удалось реализовать в Yardbirds, Пейдж перенёс в Led Zeppelin, собственными усилиями создав уникальный стиль группы, в котором каждый из участников сумел реализовать свои самые сильные качества. Практически каждый трек первых четырёх альбомов группы считается гитарной классикой. Джонни Рамон говорил, что свой стиль выстроил на основе одного риффа - «Communication Breakdown ». То же значение для Эдди Ван Халена (по его собственному признанию) имел «Heartbreaker» из второго альбома. Гитарное соло Пейджа в «Stairway to Heaven» возглавило списки лучших гитарных соло журналов Guitar World и Total Guitar . Журнал Creem признавал его лучшим гитаристом мира в течение пяти лет подряд.

    Постоянно экспериментируя со звуком, Пейдж-продюсер сделал в студии несколько открытий и использовал многие эффекты впервые в истории.

    В The Yardbirds Микки Мост постоянно заставлял нас записывать совершенно ужасные вещи. Каждый раз говорил: «Да ладно, просто попробуйте: не понравится, не станем выпускать» - и, конечно же, эти записи всегда выпускались. (Смех.) И вот однажды записывали мы «Ten Little Indians», тупейшую песенку с ужасно аранжированной духовой секцией. Звучало всё отвратительно. Отчаявшись хоть как-то спасти запись, я предложил: «Переверните плёнку - и запишите эхо духовых инструментов на свободную дорожку. Затем переверните плёнку в прежнее положение - эхо будет опережать сигнал». Получилось интересно: возникло ощущение, что песня звучит задом наперёд.
    Позже, когда мы записывали «You Shook Me », я попросил звукоинженера Глина Джонса использовать опережающее эхо в конце. «Джимми, это сделать невозможно», - заявил он. «Возможно! Я это уже делал!», - говорю. Он заупрямился, и я просто приказал: мол, я тут продюсер, делай, что говорю. С величайшей неохотой он проделал все, что требовалось, но, когда мы заканчивали сведение, он стал отказываться поднять фейдер, чтобы я смог услышать результат. Пришлось накричать на него: «Поднимай сейчас же этот чёртов фейдер!» Эффект сработал идеально. На Глине лица не было. Он просто не мог смириться с тем, что кто-то знает нечто, чего он сам не знал, особенно если это кто-то из музыкантов. Надутый козёл!
    Самое интересное, после этого Глин записывал альбом "Rolling Stones, и что же мы там услышали? Опережающее эхо! Не сомневаюсь в том, что все авторство этого эффекта он приписал себе. - Джимми Пейдж, Guitar World .

    В процессе работы над первым альбомом Пейдж использовал 1958 Telecaster и 10-струнную педал-стил-гитару Fender 800 . Начиная со второго альбома и далее его основным инструментом стал Gibson Les Paul с набором усилителей Marshall . Позднее он не раз возвращался к Фендеру - в частности, на нём исполнил соло в «Stairway to Heaven ». Для партий слайд-гитары Пейдж использовал Danelectro DC-59. В числе эффектов, использовавшихся им в студии, были Vox AC30, фуззбокс Sola Sound Tone Bender Professional MKII («How Many More Times »), терменвоксом и педаль wah-wah (с последней он обращался не так, как это делали Джими Хендрикс и современники, а по-своему: каждый раз вжимая её в дальнее положение для получения более заострённого звука).

    Сенсацию произвела использованная Пейджем в «Dazed and Confused » и «How Many More Times » техника смычковой игры на гитаре, которой он овладел в бытность свою сессионщиком. До Пейджа так играл Эдди Филипс, гитарист The Creation, но гитарист Led Zeppelin (в MTV Rockumentary) рассказал о том, что перенял эту технику у другого сессионного музыканта, Дэвида Маккаллума-старшего. Игра Пейджа смычком в «Dazed and Confused» была усилена эхом: для этой цели он использовал реверб EMT - записанный эффект отделил на отдельную дорожку и ввёл затем в микс, создав эхо-эффект. Пейдж говорил (в интервью Guitar World 1993 года), что сознательно менял звукоинженеров для работы с альбомами группы (Глин Джонс , Эдди Креймер, Энди Джонс и др.), чтобы у тех не появилось повода позже заявить, что это они создали звучание группы.

    Джимми Пейдж всегда носил с собой портативный кассетный магнитофон, на который записывал появлявшиеся идеи: именно благодаря привычке гитариста группы прослушивать старые риффы и формировать из них новые сочетания в репертуаре Led Zeppelin появились такие вещи, как «The Song Remains The Same» и «Stairway to Heaven».

    Одной из самых своих «плотных» продюсерских работ Пейдж называл альбом Houses of the Holy ; напротив, Physical Graffiti был в этом смысле почти импровизированным: Пейдж принял сознательное решение отказаться от излишне «полированного» звука. Здесь появились спонтанные записи, например, песня «In My Time of Dying». Пейдж говорил, что это - самый личный альбом группы, словно бы приглашавший слушателя во внутренний мир музыкантов.

    Во многом определяющей для звучания поздних Led Zeppelin явилась идея посетить Марокко . Она возникла у Пейджа после продолжительной дискуссии с Уильямом Берроузом в редакции журнала Crawdaddy - в частности, той её части, где речь шла о гипнотической стороне рока и параллелях его с арабской культурой.

    Приведя в качестве примера такой связи цеппелиновскую «Black Mountain Side », Берроуз и посоветовал гитаристу группы отправиться в Марокко и исследовать музыкальную культуру страны непосредственно.

    Своим любимым альбомом группы Пейдж называл Presence , - «возможно потому, что он был записан при почти невозможных обстоятельствах»: Плант в тот момент находился в гипсе, было неизвестно, сможет ли он ходить вообще, и будущее группы было под вопросом. «Это - отражение пика наших эмоций. Там нет акустических песен, ничего клавишного, ничего мягкого», - говорил Пейдж. Кроме того, группа находилась в цейтноте. Альбом был сделан за 18 дней и в среднем музыканты работали по 18-20 часов в сутки.

    Это было особенно изнурительно, потому что никто больше не приносил песенных идей. Пришлось мне придумывать все эти риффы: именно поэтому Presence насыщен такой гитарной тяжестью. Но я никого не виню. Мы все находились в унынии… Наше настроение идеально подытоживал текст «Tea For One». - Джимми Пейдж, Guitar World , 1993.

    «Как только группа заканчивала записываться, мы с звукоинженером Кейтом Харвудом начинали микшировать, пока не падали и не засыпали. Потом тот, кто просыпался первым, будил второго и мы продолжали работать, пока снова не вырубались», - вспоминал Пейдж. Гитарист рассказывал, что мог бы потребовать от записывающей компании больше времени на работу, но… «не хотел, чтобы все тянулось бесконечно. Обстоятельства были таковы, что я чувствовал: если дело затянется, может прокрасться негативный, разрушительный элемент. Эта спешка позволила нам создать интересный альбом», - говорил он в интервью журналу Guitar World .

    Звучание ударных

    Пейдж всегда восторженно отзывался о технике работы Джона Бонэма , однако особое, «громоподобное» звучание барабанов - заслуга его как продюсера. Пейдж рассказывал, что считает одним из своих главных продюсерских достижений выявление нового, «пространственного» звука, чего до него сделать никто не пытался:

    Ещё играя на студийных сессиях, я заметил, что звукоинженеры всегда выставляют микрофон басового барабана к головной части. Барабанщик мог после этого стараться изо всех сил, но звучал всё равно как если бы колотил по картонной коробке. Я обнаружил, что если отдалить микрофоны от установки, звук получает пространство для вздоха, словно бы разрастается. Я продолжал исследовать и расширять возможности такого подхода до тех пор, пока мы не начали разносить микрофоны в коридоры - так, например, возникло звучание «When The Levee Breaks»: в результате поиска пространства, чтобы вытянуть из ударных самый выигрышный звук.

    Оригинальный текст (англ.)

    When I was playing sessions, I noticed that the engineers would always place the bass drum mic right next to the head. The drummers would then play like crazy, but it would always sound like they were playing on cardboard boxes. I discovered that if you move the mic away from the drums, the sound would have room to breathe, hence a bigger drum sound. I kept exploring and expanding that approach, to the point that we were actually placing mics in hallways, which is how we got the sound on «When The Levee Breaks». That was purely in the search for ambience and getting the best out of the drums.

    Пейдж отрицал предположения, что энтузиазм музыкантов к моменту выхода альбома In Through the Out Door стал иссякать. По его словам они с Бонзо уже начали обсуждать более тяжёлый, роковый альбом, который последует за этим. «Мы оба чувствовали что In Through the Out Door был несколько мягковат. Мне совсем не по душе была „All of My Love“. Что-то не так было в рефрене. Воображая реакцию зрителей, я говорил себе: это не мы, это не мы… Для своего времени <альбом> был неплох, но я не хотел продолжать это направление в будущем» .

    Увлечение оккультизмом

    В начале 1970-х годов Джимми Пейдж приобрёл в Лондоне магазин-издательство оккультной литературы «The Equinox Booksellers and Publishers», располагавшийся на Кенсингтон-Хай-стрит. О том, что владелец всерьёз относился к собственной миссии, свидетельствует хотя бы тот факт, что факсимильное издание «The Goetia» Алистера Кроули было перевыпущено здесь в суперобложке из верблюжьей кожи, повторявшей обложку оригинала.

    Появление 4 символов на обложке четвёртого альбома Led Zeppelin также связывалось с оккультными устремлениями гитариста группы. Принято считать, что каждый знак символизирует одного из участников группы. В ходе гастролей после выхода альбома Led Zeppelin IV Пейдж стал появляться на сцене в так называемом «костюме Дракона», на котором были изображены зодиакальные знаки (Козерог, Скорпион и Рак) наряду с его персональным символом «ZoSo». Смысл последнего остаётся неясным, хоть и известно, что Пейдж заимствовал его из книги «Ars Magica Arteficii» (1557) алхимика Дж. Кардана, трактовавшего это изображение как зодиакальный коллаж. Но есть мнение (отражённое, в частности, в словаре «Dictionary of Occult, Hermetic and Alchemical Sigils» Фреда Геттингса, 1982), что это стилизация «666», использованная Алистером Кроули в «Эквиноксе».

    С увлечением Пейджа оккультизмом многие связывают оформление обложки Led Zeppelin IV , в основу которого легла репродукция картины Баррингтона Колби, созданной по мотивам образов карты Таро «Отшельник». (Характерно, что именно в этот образ Пейдж трансформируется в одном из фрагментов фильма «The Song Remains the Same».) Источником кривотолков явилась и эмблема Swan Song Records (лейбла, запущенного Led Zeppelin 10 мая 1974 года), образ которой повторял сюжет картины «Evening: Fall of Day» (1869) художника Вильяма Риммера, изображавшей Аполлона , бога света и разума (в других трактовках - Икара , а также Люцифера).

    В ходе слушаний, проводившихся в 1980-х годах организацией PMRC ( ), созданной Типпер Гор, всплыли на поверхность и давние обвинения в адрес «Stairway to Heaven », текст которой якобы содержит изнаночные сатанинские послания (так называемые «backwards masking») - в куплете, начинающемся со слов: If there’s a bustle in your hedgerow… К однозначному выводу инициаторы дискуссии так и не пришли.

    Скандалом закончилось сотрудничество Пейджа с кинорежиссёром (и другим почитателем Кроули) Кеннетом Энгером , заказавшим ему звуковую дорожку к своему фильму «Lucifer Rising». Тот факт, что вместо полноформатного саундтрека Пейдж произвёл на свет за три года работы лишь «23 минуты электронного гула» (музыка создавалась на гитаре, пропущенной через синтезатор) возмутил Энгера, и тот обрушился на гитариста с многочисленными упрёками. Помимо всего прочего, он обвинил Пейджа в том, что тот профанирует сатанизм и слишком предпочитает Люциферу «белую леди» (кокаин). Пейдж выступил с опровержениями, указав, в частности, что позволял Энгеру снимать фрагмент фильма в подвале своего лондонского дома Тауэр-хаус. Это неоконченное произведение Джимми Пейджа было выпущено компанией Boleskine House Records 19 июня 1987 года на синем виниле. Принято считать, что инструментальное вступление к треку «In the Evening » впоследствии перешло в песню именно отсюда.

    При том, что Пейдж был страстным коллекционером книг Кроули, он никогда не называл себя телемитом , не являлся участником O.T.O. и дистанцировался от оккультизма. Книжный магазин «The Equinox», как и особняк Болскин-хаус, были проданы в 1980-х годах, после того как Пейдж обзавёлся прочной семьёй и посвятил себя благотворительной деятельности.

    После распада Led Zeppelin

    После смерти барабанщика Джона Бонэма в 1980 году Джимми Пейдж занялся сольной карьерой и начал выступать с разными исполнителями на многочисленных благотворительных мероприятиях. В марте 1981 года он дал концерт с Джеффом Беком в Хаммерсмит-Одеон, после чего провёл серию концертов в поддержку фонда A.R.M.S. (Action Research for Multiple Sclerosis) - после того, как стало известно о болезни Ронни Лейна из The Small Faces . Две композиции Пейджа (записанные при участии


    The Honeydrippers
    The Firm
    Coverdale-Page
    Page and Plant
    XYZ Сотрудничество Page Online

    Джимми Пэйдж (Джеймс Патрик Пэйдж , англ. James Patrick "Jimmy" Page ; 9 января , , Хестон, Лондон) - английский музыкант, аранжировщик, композитор и выдающийся рок-гитарист, стоявший у истоков Led Zeppelin и до самого конца остававшийся музыкальным «мозгом» группы. До этого был известен как сессионный гитарист и участник The Yardbirds (c конца до 1968 года).

    Биография

    Джеймс Патрик Пэйдж родился 9 января , 1944 года в Хестоне, западном пригороде Лондона, в семье менеджера и секретарши доктора. В 1952 году семья переехала на Майлз-роуд в Эпсоме. Пэйдж пошёл в школу в пять лет; до этого у него не было друзей-сверстников. Он вспоминал:

    Эта ранняя изолированность, возможно, повлияла на формирование моего характера. Одиночка. Многие неспособны существовать сами по себе. Их это пугает. Меня одиночество не беспокоит вообще. Оно придаёт мне ощущение безопасности. - Из интервью Джимми Пэйджа журналу Rolling Stone , 1975

    Оригинальный текст (англ.)

    That early isolation, it probably had a lot to do with the way I turned out. A loner. A lot of people can"t be on their own. They get frightened. Isolation doesn"t bother me at all. It gives me a sense of security.

    В 12 лет Пейдж впервые взял в руки гитару: старую испанскую акустику, найденную им на чердаке своего дома. Поначалу инструмент не заинтересовал мальчика; захотел научиться играть на нём он, когда услышал «Baby, Let’s Play House» Элвиса Пресли. «Парень в школе показал мне аккорды и - пошло-поехало», - вспоминал Пэйдж.

    Получив первые уроки игры в музыкальной школе (в Кингстоне), он приступил затем к усиленному самообразованию. Первыми гитаристами, оказавшими влияние на его стиль игры, были Скотти Мур и Джеймс Бёртон (игравшие с Элвисом Пресли). «Baby Let’s Play House» была одной из любимых вещей юного Пейджа. Постепенно вокруг одаренного гитариста стало собираться настоящее музыкальное общество, члены которого впоследствии стали, как и он сам, легендами (Эрик Клэптон , Джефф Бэк).

    Начало карьеры

    На 14-летие родители подарили Джеймсу первую электрогитару, Fender Telecaster , которую он называл Grazioso . К этому времени относятся и его первые успехи: так, он выступил на Би-би-си , сыграв со своей (очевидно, безымянной) группой каверы некоторых кантри - и скиффл - песен. В 1959-60 годах Пейдж достаточно окреп музыкально для того, чтобы отправиться на первые гастроли, и был приглашен в группу Neil Christian & The Crusaders . Покинув ансамбль по состоянию здоровья, Пейдж поступил в художественный колледж, но занятий музыкой не прекратил. В начале 60-х годов, бросив учёбу, начал карьеру сессионного музыканта, накапливая опыт и оттачивая техническое мастерство. В числе групп, с которыми он записывался, были The Kinks . Более того, именно он (что Дэйвом Дэвисом не оспаривалось) записал гитарные партии для песен «You Really Got Me» и «All Day and All of the Night»: это позволило журналу Guitar World заявить, что «…Джимми Пейдж собственноручно создал тяжелый гитарный рифф».

    В феврале 1965 года вышел сольный сингл Пейджа She Just Satisfies/Keep Moving . В 1966 году Пейдж предпринял решительный шаг: вернулся на рок-сцену, в качестве басиста (!) группы The Yardbirds , где ведущим гитаристом был его старый знакомый Джефф Бек , с которым спустя год он разделил место лидера уже в качестве второго гитариста. В итоге Бек покинул состав, оставив его на попечительство Пейджа, а в 1968 году группа распалась окончательно. Права на её название сохранили Пейдж и менеджер Питер Грант . Чтобы выполнить оставшиеся концертные обязательства, Пейдж взялся за формирование нового состава: в этот момент свои услуги ему и предложил Джон Пол Джонс , бас-гитарист, клавишник и аранжировщик, с которым он познакомился во время работы над альбомом Донована . Состав, доукомплектованный вокалистом Робертом Плантом (которого порекомендовал Терри Рид) и барабанщиком Джоном Бонэмом (его, в свою очередь, привел Плант), провел турне по Скандинавии под названием The New Yardbirds , а затем - по предложению Кейта Муна - изменил название на Led Zeppelin . Atlantic Records подписал контракт с группой во многом благодаря репутации Джимми Пэйджа, за творчеством которого руководители лейбла следили с 1964 года, когда тот впервые побывал в Нью-Йорке и лично познакомился с исполнительным директором Джерри Векслером, авторским дуэтом Либер и Столер и многими другими ключевыми фигурами.

    Led Zeppelin

    Все идеи, которые не удалось реализовать в Yardbirds, Пэйдж перенес в Led Zeppelin, собственными усилиями создав уникальный стиль группы, в котором каждый из участников сумел реализовать свои самые сильные качества. Практически каждый трек первых четырех альбомов группы считается гитарной классикой. Джонни Рамоун говорил, что свой стиль выстроил на основе одного риффа - «Communication Breakdown ». То же значение для Эдди Ван Хэлена (по его собственному признанию) имел «Heartbreaker» из второго альбома. Гитарное соло Пэйджа в «Stairway to Heaven» возглавило списки лучших гитарных соло журналов Guitar World и Total Guitar . Журнал Creem признавал его лучшим гитаристом мира в течение пяти лет подряд.

    Постоянно экспериментируя со звуком, Пэйдж-продюсер сделал в студии несколько открытий и использовал многие эффекты впервые в истории.

    В The Yardbirds Микки Мост постоянно заставлял нас записывать совершенно ужасные вещи. Каждый раз говорил: «Да ладно, просто попробуйте: не понравится, не станем выпускать» - и, конечно же, выпускал худшее (Смех.) И вот однажды записывали мы «Ten Little Indians», тупейшую песенку с ужасно аранжированной духовой секцией. Звучало всё отвратительно. Отчаявшись хоть как-то спасти запись, я предложил: «Переверните пленку и запишите эхо духовых инструментов на свободную дорожку. Затем переверните её ещё раз - эхо будет опережать сигнал». Получилось интересно: возникло ощущение, что песня звучит задом наперед. Позже, когда мы записывали «You Shook Me », я попросил звукоинженера Глина Джонса использовать опережающее эхо в конце. «Джимми, это сделать невозможно», - заявил он. «Я это уже делал!», - говорю. Он заупрямился, и я просто приказал: мол, я тут продюсер, делай, что говорю. С величайшей неохотой он проделал все, что требовалось. Даже поднять фэйдер пришлось его уговаривать. Эффект сработал идеально. На Глине лица не было. Он просто не мог признаться себе в том, что знает меньше, чем какой-то музыкантишка. Надутый козел!.. Самое интересное, после этого Глин записал альбом Rolling Stones, и что же мы там услышали? Опережающее эхо! Не сомневаюсь в том, что за него он собрал все возможные лавры . - Джимми Пэйдж, Guitar World.

    В процессе работы над первым альбомом Пэйдж использовал 1958 Telecaster , 10-струнный Fender 800 а также педал-стил-гитару. Начиная со второго альбома и далее его основным инструментом стал Gibson Les Paul с набором усилителей Marshall . Позднее он не раз возвращался к Фендеру - в частности, на нем исполнил соло в «Stairway to Heaven ». Для партий слайд-гитары Пэйдж использовал Danelectro DC-59. В числе эффектов, использовавшихся им в студии, были Vox AC30, фуззбокс Sola Sound Tone Bender Professional MKII («How Many More Times »), терменвоксом и педаль wah-wah (с последней он обращался не как это делали Джими Хендрикс и современники, а по-своему: каждый раз вжимая ее в дальнее положение для получения более заострённого звука).

    Сенсацию произвела использованная Пэйджем в «Dazed and Confused » и «How Many More Times » техника смычковой игры на гитаре, которой он овладел в бытность свою сешшнменом. До Пэйджа так играл Эдди Филипс, гитарист The Creation, но гитарист Led Zeppelin (в MTV Rockumentary) рассказал о том, что перенял эту технику у другого сессионного музыканта, Дэвида Маккаллума-старшего. Игра Пейджа смычком в «Dazed and Confused» была усилена эхом: для этой цели он использовал реверб EMT - записанный эффект отделил на отдельную дорожку и ввёл затем в микс, создав эхо-эффект. Пэйдж говорил (в интервью Guitar World 1993 года), что сознательно менял звукоинженеров для работы с альбомами группы (Глин Джонс, Эдди Крэймер, Энди Джонс и др.), чтобы у тех не появилось повода позже заявить, что это они создали звучание группы.

    Звучание ударных

    Пейдж всегда восторженно отзывался о технике работы Джона Бонэма , однако особое, «громоподобное» звучание барабанов - заслуга его как продюсера. Пейдж рассказывал, что считает одним из своих главных продюсерских достижений выявление нового, «пространственного» звука, чего до него сделать никто не пытался:

    Еще играя на сессиях, я заметил, что звукоинженеры всегда выставляют микрофон басового барабана к головной части. Драммер может после этого стучать как сумасшедший, а звучать будет всё равно, как если бы колотил по картонной коробке. Я обнаружил, что если отдалить микрофоны от установки, звук получает пространство для вздоха, словно бы разрастается. Я продолжал исследовать и расширять возможности такого подхода до тех пор, пока мы не начали разносить микрофоны в коридоры - так, например, возникло звучание «When The Levee Breaks»: в результате поиска пространства, чтобы вытянуть из ударных самый выигрышный звук. - Джимми Пейдж, Интервью Guitar World, 1993.

    Оригинальный текст (англ.)

    When I was playing sessions, I noticed that the engineers would always place the bass drum mic right next to the head. The drummers would then play like crazy, but it would always sound like they were playing on cardboard boxes. I discovered that if you move the mic away from the drums, the sound would have room to breathe, hence a bigger drum sound. I kept exploring and expanding that approach, to the point that we were actually placing mics in hallways, which is how we got the sound on "When The Levee Breaks". That was purely in the search for ambience and getting the best out of the drums.

    1980 -

    После смерти барабанщика Джона Бонэма в 1980 году Джимми Пэйдж занялся сольной карьерой и начал выступать с разными исполнителями на многочисленных благотворительных мероприятиях. В марте 1981 года он дал концерт с Джеффом Беком в Хаммерсмит Одеон, после чего провел серию концертов в поддержку фонда A.R.M.S. (Action Research for Multiple Sclerosis) - после того, как стало известно о болезни Ронни Лэйна из The Small Faces . Две композиции Пэйджа (записанные при участии Стива Уинвуда , Джеффа Бека и Эрика Клэптона) вошли в звуковую дорожку к фильму «Death Wish II» (три года спустя и третий фильм этой серии вышел с музыкой, написанной и записанной гитаристом).

    На концерте в Мэдисон Сквер Гарден к Джимми Пэйджу присоединился вокалист Пол Роджерс , c которым они позже образовали The Firm. Пэйдж, по свидетельству очевидцев, выглядел крайне истощенным, поскольку незадолго до этого полностью избавился от пристрастия к героину - после семилетней зависимости.

    В 1981 году Пэйдж, басист Крис Сквайр и ударник Алан Уайт (оба из Yes) образовали супергруппу », текст которой якобы содержит изнаночные сатанинские послания (так называемые «backwards masking») - в куплете, начинающемся со слов: If there’s a bustle in your hedgerow… К однозначному выводу инициаторы дискуссии так и не пришли.

    Скандалом закончилось сотрудничество Пэйджа с кинорежиссером (и другим почитателем Кроули) Кеннетом Энгером , заказавшим ему звуковую дорожку к своему фильму «Lucifer Rising». Тот факт, что вместо полноформатного саундтрека Пэйдж произвел на свет за три года работы лишь «23 минуты электронного гула» (музыка создавалась на гитаре, пропущенной через синтезатор) возмутил Энгера, и тот обрушился на гитариста с многочисленными упрёками. Помимо всего прочего, он обвинил Пэйджа в том, что тот профанирует сатанизм и слишком предпочитает Люциферу «белую леди» (кокаин). Пэйдж выступил с опровержениями, указав, в частности, что позволял Энгеру снимать фрагмент фильма в подвале своего лондонского дома Тауэр-хаус. Это неоконченное произведение Джимми Пэйджа было выпущено компанией Boleskine House Records 19 июня 1987 года на синем виниле. Принято считать, что инструментальное вступление к треку «In the Evening» впоследствии перешло в песню именно отсюда.

    При том, что Пэйдж был страстным коллекционером книг Кроули, он никогда не называл себя телемитом , не являлся участником O.T.O. и дистанцировался от оккультизма. Книжный магазин «The Equinox» как и особняк Болскин-хаус, были проданы в 80-х годах после того, как Пэйдж обзавелся прочной семьей и посвятил себя благотворительной деятельности.

    Признание

    Ссылки

    Источники