Влияние дворянского общества XIX века на судьбу Евгения Онегина по роману А. С

“Евгений Онегин” - первый реалистический роман в стихах, в котором А. С. Пушкин создал широкую панораму жизни русского общества первой четверти XIX века. В. Г. Белинский назвал роман “энциклопедией русской жизни”, так как в нем показана жизнь столичного и поместного дворянства, жизнь Москвы, выведены типичные образы русских людей того времени, показана роль общества в формировании личности.
В романе большое место отведено показу жизни провинциального дворянства, составлявшего значительный пласт русского общества пушкинской поры. В произведении особо остро ставится проблема взаимодействия двух культур: петербургской, европеизированной, блестящей, но бездушной, и патриархальной, хранящей “привычки милой старины”, незатейливой. Эта проблема проявляется прежде всего во взаимоотношениях главных героев - Евгения Онегина и Татьяны Лариной.
Первая глава романа посвящена подробному рассказу о жизни Онегина в Петербурге, его воспитанию, типичному для светских молодых людей того времени, в результате которого герой не получил достаточной пищи для ума (“мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь”) и сердца (“бранил Гомера, Феокрита...”), а усвоил в совершенстве лишь приемы светского поведения (“как рано мог он лицемерить...”). Пушкин детально описывает времяпрепровождение светского повесы, его интересы, быт. Не удивительно, что в результате всего этого героя охватил “сплин”, или “вечная русская хандра” как естественная реакция сколько-нибудь мыслящего человека на пустоту жизни, которую он ведет.
В начале романа Онегин рисуется еще без злой иронии, разочарованность в свете сближает его с автором (“я был озлоблен, он угрюм”) и заставляет читателей испытывать к нему симпатию (“мне нравились его черты...”). Пушкин подмечает те черты, которые роднят его с героем: внимание к своей внешности (“быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей”) и дамам на балах, но в то же время он всегда “рад заметить разность” между ними и просит читателя не отождествлять их. Ни книги, ни перо не смогли надолго привлечь внимание Онегина, но главное, в чем проявляется их разность, - это отношение к природе. Евгения в ней, как и во всем, привлекала новизна (“и очень рад, что прежний путь переменил на что-нибудь”), которая исчезает очень скоро:
Два дня ему казались новы
Уединенные поля...
На третий роща, холм и поле
Его не занимали боле,
Потом уж наводили сон... -
уступив место привычной хандре.
Представление о природе как об источнике вдохновения и всяких положительных эмоций в человеке сохранилось у “простого воспитанника природы на всю жизнь”:
Я был рожден для жизни мирной,
Для деревенской тишины...
Столь же трепетное отношение к красотам природы мы видим и у духовно близкой поэту героини Татьяны Лариной. Именно в природе она находит душевное успокоение. Так, уезжая в Петербург,
Она, как с давними друзьями,
С своими рощами, лугами
Еще беседовать спешит.
И, попав в “шум блистательных сует”, более всего тоскует о “жизни полевой”. Все истинно русское, считает Пушкин, неразрывно связано с природным началом, находится в полной с ним гармонии. Так, автор рисует свою героиню “русскою душою”, несмотря на то, что та “выражалась с трудом на языке своем родном”. Татьяна “верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны”. Героиня была гораздо ближе к основам народной жизни, чем Онегин. Она общалась с крепостными крестьянами, с народом. Ее няня, крепостная крестьянка, оказалась ей духовно ближе, чем мать или сестра, именно ей она доверяет сердечную тайну. Татьяна гадает вместе с крестьянскими девушками:
Служанки со всего двора
Про барышень своих гадали
И им сулили каждый год
Мужьев военных и поход.
Однако Пушкин не идеализирует поместный уклад жизни. “Вечный разговор про дождь, про лен, про скотный двор” ничуть не умнее “бессвязного пошлого вздора” столичных гостиных. Неторопливый деревенский уклад дает ничуть не больше возможностей для совершенствования личности, чем суета Петербурга.
Ярким примером неторопливого уклада деревенской жизни, ее привычек может служить Ольга, внешне олицетворяющая красоту девушек того времени: “глаза, как небо, голубые, улыбка, локоны льняные”, лишенная глубокого духовного наполнения. Ольга не стремилась что-то познать, ей достаточно было с соседями “потужить, и позлословить, и посмеяться кой о чем”. Ольга не долго плакала после гибели Ленского, быстро утешилась и вышла замуж за проезжего улана. В будущем Ольга повторит судьбу своей матери.
Татьяне же “романы заменяли все”, “она влюблялася в обманы и
Ричардсона, и Руссо”. Героиня чужда окружающим ее людям: “Она в семье своей родной казалась девочкой чужой... дитя сама, в толпе детей играть и прыгать не хотела”.
Задумчивость, ее подруга
От самых колыбельных дней,
Теченье сельского досуга
Мечтами украшала ей.
Она одинока в своем обществе так же, как одинок Онегин в свете. С образом Татьяны Лариной связано множество фольклорных элементов. Ее сон по форме представляет типичную сказку с традиционными персонажами: косматым медведем, сборищем нечистой силы (полужуравль и полукот, карла с хвостиком, живая мельница). Сон сближает героиню с русским народным эпосом, с “русским духом”.
Заслуга Пушкина была в том, что в образе Татьяны Лариной он создал первый образец истинно русской героини.
Пушкин, постепенно утверждая в своем творчестве принципы реализма, немало внимания уделял среде, в которой формировались характеры героев. Так, в романе “Евгений Онегин” воссоздана жизнь деревни, поместных дворян, жизнь света Петербурга и Москвы. Главные герои являются порождением своей среды, которая сделала их такими, определив их жизненные позиции и судьбы.

Человек и общество (как общество влияет на человека?) как мода влияет на человека? как социальные факторы влияют на формирование личности?

Личность Онегина сформировалась в петербургской светской среде. В предыстории Пушкин отметил социальные факторы, повлиявшие на характер Евгения: принадлежность к высшему слою дворянства, обычное для этого круга воспитание, обучение, первые шаги в свете, опыт «однообразной и пестрой» жизни, жизнь «свободного дворянина», не обремененного службой, - суетная, беззаботная, насыщенная развлечениями и любовными романами.


Конфликт человека и общества. Как общество влияет на человека?


Характер и жизнь Онегина показаны в движении. Уже в первой главе можно увидеть, как из безликой, но требующей безусловного подчинения толпы вдруг появилась яркая, незаурядная личность.
Затворничество Онегина – его необъявленный конфликт со светом и с обществом дворянских помещиков – только на первый взгляд кажется причудой, вызванной «скукой», разочарованием в «науке страсти нежной». Пушкин подчеркивает, что онегинская «неподражательная странность» – это своеобразный протест социальным и духовным догмам, подавляющим в человеке личность, лишающим его права быть самим собой.
Пустота души героя стала следствием пустоты и бессодержательности светской жизни. ищет новые духовные ценности, новый путь: в Петербурге и в деревне он усердно читает книги, общается с немногими близкими по духу людьми (автор и Ленский). В деревне он даже пытается изменить порядок, заменив барщину легким оброком.


Зависимость от общественного мнения. Можно ли стать свободным от общественного мнения?


Зачастую человек оказывается в глубочайшей зависимости от общественного мнения. Порой приходится пройти длинный путь освобождения от оков общества.
Поиск новых жизненных истин Онегина растянулся на многие годы и остался незавершенным. освобождается от старых представлений о жизни, но прошлое не отпускает его. Кажется, что – хозяин своей жизни, но это только иллюзия. Всю его жизнь его преследует душевная лень и холодный скепсис, а также зависимость от общественного мнения. Однако сложно назвать Онегина жертвой общества. Сменив образ жизни, он принял ответственность за свою судьбу. Его дальнейшие жизненные неудачи уже невозможно оправдать зависимостью от общества.


В отношениях с Татьяной проявил себя как рассудительный, рациональный человек. послушался голоса своего рассудка. Автор еще в первой главе отметил в Евгении «острый ум» и неспособность к сильным чувствам. Именно эта его черта и стала причиной несостоявшейся любви. не верит в любовь, потому и не способен полюбить. Смысл любви для него исчерпывается «наукой страсти нежной» или «домашним кругом», ограничивающим свободу человека.
В 8 главе Пушкин показал новый этап в духовном развитии Онегина. Встретив Татьяну в Петербурге, совершенно преобразился. В нем ничего не осталось от прежнего холодного и рассудочного человека, он превратился в пылкого влюбленного, ничего не замечающего, кроме объекта своей любви (эти стал больше напоминать Ленского). впервые испытал настоящее чувство, но оно обернулось новой любовной драмой: теперь уже Татьяна не смогла ответить на его запоздалую любовь. Как и прежде, на первом плане в характеристике героя – соотношение между разумом и чувством. Теперь разум побежден –

Особенности влияния дворянского общества на судьбу Евгения Онегина по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

Формирование личности Евгения Онегина и его последующие поступки, обусловлены влиянием дворянского общества XIX века.

Основная цель статьи – раскрыть особенности характера Евгения Онегина, показать его духовную эволюцию.

Предметом рассмотрения и анализа в данной работе являются особенности влияния дворянского общества на судьбу Евгения Онегина по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Вопрос о формировании личности человека - один из центральных в мировой литературе. За семь лет, в течение которых роман создавался, многое менялось в России и в самом Пушкине, и все перемены не могли не найти своего отражения в нем. Как высказался о романе Л. Толстой: «Удивительное мастерство двумя-тремя штрихами обрисовать особенности быта того времени».

Актуальность исследовательской работы состоит в том, что «Евгений Онегин» принадлежит к «вечно живущим и движущимся явлениям, продолжающим развиваться в сознании общества». Каждое новое поколение ищет в нем свой мотив и себя, измеряет его «пространством». Роман в стихах предполагал вариативность восприятия читателя и побуждал его к сотворчеству.

Новаторство романа в стихах проявилось, прежде всего, в том, что Пушкин нашел новый тип проблемного героя - «героя времени». Таким героем стал Евгений Онегин. Его судьбу, его взаимоотношения с людьми определяет совокупность обстоятельств современной действительности, незаурядные личные качества и круг «вечных», общечеловеческих проблем, с которыми он сталкивался.

Появлению Евгения Онегина предшествовал такой образ, как А. А. Чацкий («Горе от ума» А. С. Грибоедова), после него был Печорин («Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова), но между ними существует колоссальная разница. Как подчеркнул В. Г. Белинский: «несходство их между собою гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою». Также выбор имени героя был не случаен. Евгений - значит благородный, а фамилия Онегин указывает на литературность героя, так как некоторые фамилии происходили от названия мест, которыми владел человек, а рекой Онегой владеть невозможно.

В нашей научно-исследовательской работе мы выдвигаем гипотезу о том, что формирование личности Евгения Онегина и его последующие поступки, обусловлены влиянием дворянского общества XIX века.

Основная цель работы – раскрыть особенности характера Евгения Онегина, показать его духовную эволюцию, для этого нам следует ответить на следующие вопросы:

1. Как сформировался характер Евгения Онегина?

2. Изменился ли с течением времени?

3. Если да, то, какие обстоятельства, или кто изменил его?

4. Какова роль судьбы в романе?

В данной работе были использованы следующие методы:

Комплексный анализ текста.

Работа с критической и справочной литературой.

Метод сопоставления (сравнительный).

Изучение литературоведческих статей.

История Онегина – это история возрождения героя, который заново учится жить чувствами. В романе затронуто множество проблем: проблемы смысла жизни, любви и дружбы, добра и зла, взаимоотношений в обществе, проблема поиска жизненного пути дворянской молодежи, давления на человека общественным мнением, в данном случае «высшим светом».

Особенности жизненного пути Евгения Онегина

Воспитание и семья

Евгений Онегин - главный герой романа принадлежит к лучшей части дворянской молодежи XIX века. Мы знакомимся с ним тогда, когда он едет к умирающему дяде. Евгений честен перед самим собой, он лицемер и не отрицает этого, и даже порою циничен:

Какое низкое коварство

Полуживого забавлять

Вздыхать и думать про себя:

Когда же черт возьмет тебя!

Его дядя был ему чужд во всех отношениях. И что может быть общего между Онегиным, который уже –

Равно зевал

Средь модных и старинных зал, и между почтенным помещиком, который, в глуши своей деревни,

Лет сорок с ключницей бранился,

В окно смотрел и мух давил?

Первоначальное формирование человека и его личности происходит в детстве, непосредственно в семье. А что мы знаем о семье Онегина? У него был отец и дядя.

Отец: Служив отлично-благородно,

Долгами жил его отец,

Давал три бала ежегодно

И промотался наконец.

Для не слишком богатого дворянина (отца Евгения), не имевшего дочерей, три бала в год - неоправданная роскошь. Неудивительно, что отец Евгения нажил себе столько долгов. Но судьба Евгения хранила, и он без сожаления отдал наследство на выплату долгов отца.

Ю. М. Лотман в комментариях к роману «Евгений Онегин» поясняет, что значит жить долгами: «Тема богатства оказывается связанной с мотивом разорения Долги и проценты по залогам, перезакладывание уже заложенных имений было уделом отнюдь не только бедных или стоящих на грани краха помещиков. Более того, именно мелкие и средние провинциальные помещики, менее нуждающиеся в деньгах на покупку предметов роскоши и дорогостоящих импортных товаров и довольствующих «домашним припасом», реже входили в долги и прибегали к разорительным операциям Одной из причин всеобщей задолжности было сложившиеся в царствование Екатерины II представление о том, что «истинное дворянское» поведение заключается не просто в больших тратах, а в тратах не по средствам».

Но о дяде мы знаем совсем не много, точнее сказать, почти ничего, лишь то, что, возможно, у дяди был единственный наследник Евгений.

Евгений, тяжбы ненавидя,

Довольный жребием своим,

Наследство предоставил им, (заимодавцем)

Большой потери в том не видя

Иль предузнав издалека

Кончину дяди-старика.

Воспитание Евгения проходило в атмосфере постоянного веселья и праздности. Именно поэтому первая характеристика героя - «молодой повеса». Почему он им стал? В толковом словаре И. В. Даля мы увидим следующее определение: повеса - шалун, шалопай, проказник, резвый и нередко докучливый баловник, невежливый, дерзкий шалун.

У Евгения было двое учителей: Madame, Monsieur l’Abbe. В записке «О народном воспитание» Пушкин писал «В России 19 века домашнее воспитание было самое недостаточное и безнравственное; ребенок видел одни только грустные предметы, своевольничал, не получал никаких понятий о справедливости, о взаимных отношениях людей, об истинной чести. Воспитание его ограничивалось изучением двух или трех иностранных языков и начальным основанием всех наук, преподаваемых каким-нибудь нанятым учителем» Характерной фигурой домашнего воспитания был француз-гувернер, который редко серьезно относился к своим обязанностям:

Monsieur l’Abbe француз убогий,

Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой,

Слегка за шалости бранил

И в летний сад гулять водил.

Также Пушкин называет Онегина педантом. Педант - это человек строгий и точный, придирчивый к мелочам. Но здесь мы снова чувствуем иронию. Онегин кажется умным в том, в чем совершенно не знаток. Он знал латынь, но она вышла из моды и не входила в круг светского дворянского образования.

Отношения со светом, успехи в нем. Один день из жизни Онегина

Как мы можем судить по первой главе, отношения Онегина со светом складывались вполне удачно:

Чего ж вам больше? Свет решил,

Что он умен и очень мил.

Почему общество так решило? Он знал французский, умел мазурку танцевать и кланялся непринужденно. Все это и есть главные признаки человека из высшего общества, отличающие его от «чужих».

В этих строках мы видим поверхностное отношение общества к человеческой душе. Свет не интересуют душевные качества человека, лишь его положение в обществе и богатство. Онегин чувствует себя чужим и лишним, потому что понимает всю никчемность общества.

Но главным талантом Евгения была «наука страсти нежной». Он умел «казаться новым», льстить, «добиваться» понравившейся девушки. Но эта наука тоже его разочаровала. Автор дает нам определения русской хандры, т. е. разочарованность в жизни. «Русская хандра» Онегина проистекает из критического отношения героя к своему кругу. Автор понимает Онегина и сочувствует ему. Евгений сам недоволен обществом и это сближает его с автором. Онегинский характер сформировался в определенных общественных условиях, в определенную историческую эпоху. Следовательно, Онегин осмыслен как национально-исторический тип русской жизни. Его скептицизм, разочарование - это отражение общего недуга «новейших россиян», который охватил в начале XIX века значительную часть дворянской интеллигенции. «Русская хандра»- это отсутствие интереса к жизни или преждевременная старость души. Образ разочарованного героя проник в литературу вместе с отголосками «байронизма» и, отразившись в южных поэмах, вызвал со стороны декабристов критику. Муравьев-Апостол писал Якушину: «Байрон наделал много зла, введя в моду искусственную разочарованность, которую не обманешь того, кто умеет мыслить. Воображают, будто скукою показывают свою глубину, пусть это будет так для Англии, но у нас, где так много дел, даже если живешь в деревне, где всегда возможно хоть несколько облегчить участь бедного селянина, лучше пусть изведают эти попытки на опыте, а потом уж рассуждают о скуке». Несмотря на критику декабристов, Пушкин, работая над первой главой, разделял их воззрения. Как мы видим, основным в образе Онегина являлось определение интеллектуального уровня героя. Разница в образовании и глубине политических интересов определяла возможность иронического подхода к персонажу, что, в свою очередь вызывало «отделение» героя от автора. Таким образом, фактором, формирующим характер, оказывается не среда, а сознание героя.

Разочарование в жизни и в самих себе свойственно только людям, которые, желая «многого», не удовлетворяются «ничем». Обратимся к описанию (в VII главе) кабинета Онегина:здесь показан Евгений. Особенно поразительно исключение из опалы двух или трех романов,

В которых отразился век

И современный человек

Изображен довольно верно

С его безнравственной душою,

Себялюбивый и сухой,

Мечтанью преданной безмерно,

С его озлобленным умом,

Кипящим в действии пустом.

Жизнь Онегина наполнена атмосферой бесконечного веселья и беззаботности. Его день похож на день Фамусова из комедии «Горе от ума» Грибоедова:

День Онегина: День Фамусова:

Три бала на вечер зовут: Во вторник зван я на форели

Там будет бал, там детский праздник. В четверг я зван на погребенье

Куда поскачет мой проказник?

С кого начнет он? все равно

Отличие Онегина от света в том, что он не может жить в лицемерии и лжи. Большинство дворян принимали такую жизнь, пустую и праздную, и не томились ею. Человеческая значительность Онегина в том, что он не был удовлетворен ни своей жизнью, ни собою - и не был счастлив. Его душа ждала иных отношений, чем те, на которых держалось общество. Прекрасные задатки Онегина подавлены социальной средой, в которой он жил и вырос. В основе образа в первой главе лежит не социальная характеристика среды, а интеллектуально-политическая (вторая рассматривается как следствие первой) оценка героя.

Испытание дружбой

Смена обстановки с города на деревню не помогла ему, он всё равно скучает, но пытается чем- то занять себя (читал книги пытался писать, но труд ему был упорный тошен). Проблема героя не снаружи, а внутри.

Сперва задумал наш Евгений

Порядок новый учредить:

Ярем он барщиной старинной

Оброком лёгким заменил

Оброк считается более лёгкой формой крепостной зависимости.

Что он опаснейший чудак.

Сосед наш неуч, сумасбродит;

Отношение с провинциальными дворянами у Онегина не сложились. Во-первых, он нарушил многолетнею традицию: барщину заменил оброком. Во вторых, не проявлял уважения к помещикам, как только местные дворяне подъезжали к нему, он сразу же уезжал с заднего двора.

Онегину не были интересны разговоры о сенокосе, псарне, вине и о родне.

Но через некоторое время в деревне появляется новый помещик - Владимир Ленский. Между героями завязывается «дружба».

Западная культура (Германия) определила настрой мыслей Ленского как романтический и далёкий от русской жизни, как и Онегин, он встречает неприязнь соседей-помещиков и подвергается строгому разбору. А Евгений относился к Владимиру со снисхождением, как к ребёнку, но неподдельная искренность Ленского удивляла, забавляла и оживляла его. Эта разность их сближала, и вскоре они стали неразлучны:

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой.

Сперва взаимной разнотой

Они друг другу были скучны;

Потом понравились; потом

Съезжались каждый день верхом,

И скоро стали неразлучны.

Подружились они потому, что все остальные совсем уж не подходили для дружбы, потому что каждый скучал в своей деревне, не имея никаких серьезных занятий, никакого настоящего дела, потому что жизнь обоих, в сущности, ничем не заполнена.

Ленский познакомил Онегина с семьёй Лариных (о которых мы поговорим позже) и уговорил его пойти на Татьянины именины, где Евгений ухаживал за Ольгой - возлюбленной Владимира - произошла ссора.

Дуэль

Дуэль является кульминацией развития основного конфликта в душе героя- зависимость от общественного мнения и невозможность жить согласно этим правилам.

Представления Ленского смещены в сторону идеала. Он смотрит на мир сквозь призму возраста и литературы. Ленский решил «спасать» Ольгу, но от кого? От Евгения – развратника, а Ольга – невинная жертва. Но она сама принимала ухаживания Евгения. Онегин в силу своего возраста, опыта разве не мог помириться с Ленским или вовсе не давать повода для ссоры?

Одной из причин трагедии (смерти Ленского) стала неспособность Евгения жить чувствами, не даром автор, комментируя состояние героя перед дуэлью, замечает:

Он мог бы чувства обнаружить,

А не щетиниться как зверь

И на именинах Татьяны и перед дуэлью Онегин показал себя «мячиком предрассуждений», глухим к голосу собственного сердца, и к чувствам Ленского. Его поведение на именинах – обычная светская злость, а дуэль - следствие равнодушия и боязни злоязычия «старого дуэлиста» - Зарецкого и соседей. Онегин не заметил, как стал пленником «старого кумира» - общественного мнения.

Следует отметить то, что во время проведения дуэли были нарушены практически все правила: Онегин опоздал, его секундантом был слуга, но Зарецкий - «старый дуэлист» закрыл глаза на все эти нарушения.

Онегиным овладела «тоска сердечных угрызений». Только трагедия смогла открыть ему прежде недоступный мир чувств:

Убив на поединке друга,

Дожив без цели, без трудов

До двадцати шести годов

Печальна и неблагополучна действительность, если в людях, даже в зрелых, не сохраняется ни доли наивности, ни простодушия, если в обществе господствует сомнение, безверие, безыдеальность. Пушкин жалеет рано погибшего поэта и ценит в нем «жаркое волнение», «благородное стремление», «заветные мечтания», «жажду знаний», «страх порока и стыда».

Онегин выжил лишь физически, нравственно он был сломлен. Предрассудки среды, им презираемой, оказались сильнее его искренних желаний и охлажденных чувств.

Испытание любовью

В отношениях с Татьяной Онегин проявил себя как благородный и душевно тонкий человек. Получив от нее письмо, повел себя деликатно. Он сразу же сообщает ей, что не разделяет ее чувств. Но в то же время оставляет ей надежду своим кокетством:

Я вас люблю любовью брата-

И, может быть, еще нежней.

Смысл речи Онегина в том, что он неожиданно для Татьяны повел себя не как литературный герой («спаситель» или «искуситель»), а просто как хорошо воспитанный светский человек, который «очень мило поступил с печальной Таней». Онегин повел себя не по законам литературы, а по нормам, по правилам, которыми руководствовался достойный человек пушкинского круга в жизни. Этим обескуражил романтическую героиню, которая была готова к «счастливым свиданиям», и к «гибели», но не к переключению своих чувств в плоскость приличного светского поведения.

Онегин понимает, что Татьяна, посылая ему письмо, ведет себя как героиня романа, однако реальные бытовые нормы поведения русской дворянской барышни начала XIX века делали такой поступок немыслимым: и то, что она вступает без ведома матери в переписку с ним, почти незнакомым человеком, и то, что она первая признается ему в любви, делало ее поступок находящимся по ту сторону приличий. Если бы Онегин разгласил тайну письма, репутация Татьяны пострадала бы неисправимо. Но он сумел разглядеть во «влюбленной деве» подлинные и искренние чувства, живые, а не книжные страсти. Татьяна, пытаясь разгадать Онегина, называет его то «ангелом хранителем», то «коварным искусителем».

«Онегин совсем не изверг, не развратный человек, хотя в то же время совсем не герой добродетели. К числу великих заслуг Пушкина принадлежит и то, что он вывел из моды и чудовищ порока и героев добродетели, рисуя вместо них просто людей».

Итак, Евгений не выдержал испытание любовью. Он не был готов к той любви, которую давала ему Татьяна, не мог ответить ей взаимными чувствами. Дело в том, что Онегин послушался не голоса сердца, а голоса рассудка – и подавил в себе волнение, испытанное при виде Татьяны.

Еще в 1-ой главе автор отметил в герое «резкий, охлажденный ум» и неспособность к сильным чувствам. Онегин - холодный, рассудительный человек. Эта душевная диспропорция и стала причиной драмы несостоявшейся любви. Он не верит в любовь и не способен полюбить. Смысл любви исчерпывается для него лишь в «науке страсти нежной» или «домашним кругом», ограничивающим свободу человека.

Герой отнюдь не жертва обстоятельств. Сменив образ жизни, он принял ответственность за свою судьбу. Его решимость, воля, вера определяют его поступки. Однако, отказавшись от светской суеты, Онегин стал не деятелем, а созерцателем. Лихорадочная погоня за удовольствиями сменилась уединенными размышлениями. Два испытания, которые ожидали Евгения в деревне – испытание любовью и дружбой – показали, что внешняя свобода автоматически не влечет за собой освобождения от ложных предрассудков и мнений. Евгений истощен духовно и больше не может находится в деревне, в том месте, где убил Владимира. Он отправился в путешествие по России.

Путешествие по России

Во время путешествия по России Онегин посетил Нижний Новгород, Астрахань, Кавказ, Тавриду, Одессу.

Путешествуя, он видит жизнь во всем ее многообразии: в Новгороде - жемчуг, вино, табуны коней, на Кавказе - Терек, оленей, верблюдов, но везде тоска. Но это совеем иное чувство, нежели скука.

Тоска - стеснение духа, томление души, мучительная грусть, душевная тревога, беспокойство, боязнь, скука, горе, печаль.

Скука – тягостное чувство от праздного, недеятельного состояния души; томление бездействия.

Я молод, жизнь во мне крепка;

Чего мне ждать? Тоска, тоска!.

«Какая жизнь! Вот оно страдание, о котором так много пишут и в стихах и в прозе, на которое столь многие жалуются, как будто и в самом деле знают его; вот оно, страдание истинное, без контура, без ходуль, без драпировки, без фраз, страдание, которое часто не отнимает ни сна, ни аппетита, ни здоровья, но которое часто тем ужаснее!»

Возвращение в Москву

После путешествия по России Онегин возвращается в Москву. Он попадает на бал, где узнает, что Татьяна стала женой князя.

В восьмой главе Пушкин показал новый этап в духовном развитии Онегина. Встретив Татьяну в Москве, Онегин совершенно преобразился. В нем ничего не осталось от прежнего холодного и рассудочного человека – он пылкий влюбленный, ничего не замечающий, кроме предмета своей любви (и этим напоминает Ленского). Евгений впервые испытал настоящее чувство, но оно обернулось новой любовной драмой: теперь уже Татьяна не смогла ответить на его запоздалую любовь.

Итак, Онегин встречает обновленную Татьяну: холодную, блестящую светскую даму. В нем просыпаются искренние чувства к ней. Он как мальчишка «часы считает», «не дождется дню конца». (Нетерпение Онегина выразилось в том, что он выехал не только без опоздания, но и в максимально короткий срок). Пушкин нисколько не приукрашивает своего героя. Он признает, что Евгений думал о равнодушной княгине, а не о "девочке несмелой". И все-таки Татьяна привлекла его не пышным положением, а той душевной силой, которую Онегин увидел и почувствовал в ней. Как из нежной девушки она превратилась в величавую законодательниц зал? Общество изменило ее «внешнюю сторону» – манеры, поведение. Но она сохранила свои прежние душевные качества, верность любви к Онегину и своему супружескому долгу.

Но как поверить в любовь Евгения? Татьяна не понимает чувств героя, видя в его любви лишь светскую интригу, желание уронить ее честь в глазах общества. Но Онегин влюблен без памяти. Он целые дни проводит в «тоске любовных помышлений». Как и прежде на первом плане соотношение между разумом и чувствами. Теперь уже разум был побежден – Онегин любит, «ума не внемля строгим пеням». «Что чуть с ума не своротил / или не сделался поэтом».

Онегин мучается, изнемогает от любви и пишет ей письмо, в котором молит о встрече и признается в любви:

Повсюду следовать за вами

Улыбку уст, движение глаз

Ловить влюбленными глазами,

Внимать вам долго, понимать

Душой все ваше совершенство

Пред вами в муках замирать,

Бледнеть и гаснуть вот блаженство.

В этих строках мы видим, что Онегин влюблен без памяти и душой по-настоящему преобразился.

«Письмо Онегина к Татьяне горит страстью; в нем уже нет иронии, нет светской умеренности, светской маски. Онегин знает, что он, может быть, подает повод к злобному веселью; но страсть задушила в нем страх быть смешным, подать на себя оружие врагу».

Прочел он Гиббона, Руссо,

Манзони, Гердера, Шамфора,

Madame de Stael, Биша, Тиссо

«Строфа характеризует круг чтения Онегина Г. А. Гуковский подчеркивал значение данной строфы: «этот список замечателен; для современника он был понятен. В нем только одно имя вызывает представление о художественной литературе как таковой – Манзони. Остальные философы, историки, публицисты и естествоведы, физики, врачи». Онегин от верхоглядства, светского полуневежества, скрашенного уменьем говорить обо всем, серьезно погружается в мир знаний, стремится в просвещение стать с веком на ровне».

Последняя встреча Онегина и Татьяны

Онегин способен к быстрой смене ценностных ориентиров – готовность к действию, к поступку. Он приезжает в дом князя и застает Татьяну, рыдающую над письмом.

В тоске безумных сожалений

К ее ногам упал Евгений.

Она вздрогнула и молчит

И на Евгения глядит.

Будучи замужней женщиной, она, любя Онегина, не отвечает на его чувство и остается верной мужу не потому, что уважает своего супруга, но и из уважения к себе. Она не может поступиться своей честью, своим личным достоинством. И в этом проявляется ее близость к патриархальным устоям, в этом и дворянская честь провинциальной девушки.

Неумершие чувства, просыпающаяся совесть стали залогом возрождения души Евгения. Он как дитя влюблен в Татьяну. Ранее невозмутимый, теперь он узнал любовь и настоящие страдания, он стал жить чувствами, когда обрел идеал, снова бросился читать и читал уже «духовными глазами».

Но смысл драмы не в выборе между любовью Онегина и верностью мужу, а в той коррозии чувств, которая произошла в героине под влиянием светского общества. Она живет воспоминаниями и не способна хотя бы поверить в искренность любящего его человека. Болезнь, от которой так мучительно освобождался Онегин, поразила Татьяну. Свет пустой беспощаден к живому человеческому чувству.

Роль судьбы

Судьба Онегина могла сложиться иначе, ничего странного в том, если бы он повторил участь своего дяди, он мог бы стать одним из декабристов. Можно вообразить и то, что Евгений оказался бы мужем Татьяны. Ведь сказал Пушкин устами своей героини:

А счастье было так возможно,

Так возможно

Но из разных возможностей герою, как и всякому человеку выпадает одна судьба, которая оказывается одновременно и закономерной и случайной. Как бы сложилась судьба героев, если бы не было бы дуэли, письма Татьяны, смерти дяди Евгения? Автор не дает нам ответ, так же как и не отвечает на вопрос, что случится с Онегиным дальше: смирится ли он с «уроком Татьяны» или же будет добиваться ее любви, погибнет в какой- нибудь дуэли (на которую пойдет лишь от отчаяния) или же Евгений и Татьяна будут вместе? Нам остается только догадываться и предполагать.

Самое важное в жизни Евгения Онегина уже произошло: он теперь способен остро и искренно чувствовать, переживать, его томит теперь не хандра, а любовная страсть.

Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить эволюцию характера и личности Онегина.

Как и каждого человека, Евгения формировала его среда, в первую очередь дворянское общество. Ему приходилось жить по их негласным правилам. Но душа Евгения ждала иных отношений, чем, те, на которых держалось общество. Он был образованным и начитанным человеком. Но это дворянское воспитание отдалило его от реальной жизни. Высокий уровень умственного и культурного развития Евгения Онегина позволяет ему подняться над средой, усомниться в истинности некоторых жизненных ценностей, утверждаемых этой средой, возникает проблема: может ли человек противостоять среде, т. е. проблема внутренней свободы – он пленник общественного мнения.

Жизнь Онегина показана в развитии – его личность еще не до конца сформировалась. Но все же в нем есть такие задатки, которые не позволяют ему мириться с навязанными законами высшего света.

Затворничество Евгения – его необъявленный конфликт со светом в первой главе и с обществом деревенских помещиков во второй – шестой главах – только на первый взгляд кажутся «причудой», вызванной сугубо индивидуальными причинами: скукой, «русской хандрой», разочарованием в науке страсти нежной. Пушкин подчеркивает, что онегинская «неподражательная странность» - своеобразный протест против социальных и духовных догм, подавляющих в человеке личность, лишающих его права быть самим собой. Пустота души героя стала следствием пустоты и бессодержательности светской жизни. Онегин ищет новые духовные ценности в иной среде. В деревне повышается потребность живого общения, возникает чувство привязанности к Ленскому; деревня сформировала потребность размышлять, проживать жизнь, наслаждаясь величием и красотой.

Дуэль Онегина и Ленского показывает, что у героя была лишь внешняя свобода, но на самом деле он зависит от общественного мнения и предрассудков и поэтому убивает Владимира. В ссору Онегина и Ленского вступает сила, которую уже нельзя повернуть вспять, - сила "общественного мнения". Пушкин не обвиняет Онегина, а объясняет нам его. Не умение и нежелание думать о других людях обернулось такой роковой ошибкой, что теперь Евгений казнит самого себя. И уже не может не думать о содеянном. Не может не научиться тому, чего раньше не умел: страдать, раскаиваться, мыслить. Так смерть Ленского оказывается толчком к перерождению Онегина. Но оно еще впереди.

В любви герой также несчастен. Когда он стал готов к искренним настоящим чувствам, Татьяна не смогла ответить на его запоздалую любовь. Она не поверила ему и незаслуженно обвиняла в неискренности. Прежний Онегин - такой, какого раньше знала она, мог бы ухаживать за княгиней из таких вот мелких, недостойных побуждений. Прежний Евгений, равнодушный и эгоистичный, не понял бы ее мучений. Теперь он понимает все - ни продолжать преследовать княгиню, ни отказаться от нее совсем Онегин не в состоянии. В такую вот "минуту, злую для него", Пушкин и оставляет своего героя.

Таким образом, можно из всего вышесказанного сделать следующие выводы:

Онегина сформировало его окружение, т. е. его семья, его воспитание и дворянское общество, но в нем были исключительные задатки, которые не позволяли мириться с негласными законами светского общества.

Евгений, безусловно, изменился с течением времени. Из холодного, равнодушного и черствого дворянина он превратился в человека, который способен сопереживать, понимать других и любить.

Смерть Ленского была толчком для преображения героя, но по настоящему он изменился, когда встретил Татьяну, уже не простую девочку из деревни, а знатную княгиню. В нем наконец-то просыпаются искренние, настоящие чувства.

Роль судьбы в романе очень важна. Судьба Евгения хранила, и весь его жизненный путь был в большой степени предначертан ею.

Личность и общество в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Роман “Евгений Онегин” - центральное произведение А. С. Пушкина. С ним связан огромной важности поворот в творчестве писателя и во всей русской литературе - поворот к реализму. В романе, по словам самого автора, “отразился век и современный человек изображен довольно верно”.

Роман Пушкина положил начало русскому социальному роману такими художественными обобщениями, как образы Евгения Онегина, Владимира Ленского, Татьяны Лариной. Все они - типичные представители дворянской молодежи того времени.

Судьба Евгения хранила:

Сперва Madame за ним ходила,

Потом Monsieur ее сменил.

Ребенок был резов, но мил.

Monsieur l"Abbe, француз убогой,

Чтоб не измучилось дитя,

Онегин был, по мненью многих

(Судей решительных и строгих),

Ученый малый, но педант:

Имел он счастливый талант

Без принужденья в разговоре

Коснуться до всего слегка,

С ученым видом знатока

Хранить молчанье в важном споре

И возбуждать улыбку дам

Огнем нежданных эпиграмм.

Он рыться не имел охоты

В хронологической пыли

Бытописания земли;

Но дней минувших анекдоты

От Ромула до наших дней

Хранил он в памяти своей.

Эти строчки говорят об интересе героя к истории. Онегин не пишет стихов, что было типично для образованной молодежи того времени. О круге чтения героя мы можем судить по тому перечню, который нам приводит автор: Ювенал, Адам Смит, Овидий, Назон и другие авторы. Пушкин подробно описывает времяпрепровождение своего героя:

Бывало, он еще в постеле:

К нему записочки несут.

Что? Приглашенья? В самом деле,

Три дома на вечер зовут...

Далее следует описание обеда в ресторане у Та1оп. Там ждет Онегина Каверин, гусарский офицер, славившийся во времена Пушкина участием в кутежах и дружеских попойках, член “Союза Благоденствия”. Упоминание его в качество приятеля Онегина помогает понять противоречивость облика самого Онегина. С одной стороны - пустота жизни светского человека, с другой - серьезное чтение и большие запросы ума, широкий круг интересов. Герой живет с опустошенной душой, все познав в жизни и устав от нее. Ни богатство, ни положение в обществе его не интересуют и не привлекают. Он протестует против окружающей его действительности, но ничего не делает, чтобы найти применение своим силам. Презирая свет, он, тем не менее, подчиняется его законам, предрассудкам окружающей среды. Именно среда сформировала убеждения, мораль и интересы

Роль Онегина в развитии социального конфликта сопоставима с ролью Татьяны Лариной. Ее характер, так же как и характер Онегина, показан в развитии. Она - типичная представительница поместного дворянства, воспитывалась в поместье родителей, среди русской природы и народной жизни. Семья Лариных - патриархальная дворянская семья, была верна “привычкам милой старины”. Большое влияние на формирование внутреннего мира героини оказала ее няня, прототипом которой послужила няня автора Арина Родионовна.

Татьяна росла одинокой девочкой: “В семье своей родной казалась девочкой чужой”. Она не любила играть со сверстницами, была погружена в свои думы и мечты. Пытаясь понять окружающий ее мир, она обращалась не к взрослым, у которых не находила ответа на свои вопросы, а к книгам:

Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли все;

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона, и Руссо.

Близость к народу, к природе развили в ее душе такие качества, как душевная простота, искренность, безыскусность. От природы она была

Воображением мятежным.

Умом и волею живой,

И своенравной головой,

И сердцем пламенным и нежным...

Этим она выделяется среди помещичьей среды и светского общества. Она понимает пустоту жизни поместного дворянства; праздность, мишурность, блеск и пустота светского общества также ее не привлекают.

Татьяна мечтает о человеке, который внес бы в ее жизнь смысл, высокое содержание, был бы похож на героев романтических романов, которыми она зачитывалась. Таким показался ей Онегин: “Все полно им; все деве милой без умолку волшебной силой твердит о нем”. Она пишет Онегину любовное признание, нарушая тем самым моральные и этические законы того общества и времени, первая признается в любви мужчине, но получает резкий отказ. Любовь принесла Татьяне одни страдания. Позже, читая в кабинете Онегина книги с заметками владельца, она открывает для себя новый мир, новых героев, осознает, что ошиблась, приняв Онегина за своего героя, но сердцу не прикажешь.

Мы вновь встречаемся с Татьяной в Петербурге, когда она стала “равнодушною княгиней, непреступною богиней роскошной, царственной Невы”, перед которой все преклоняются. Но ее нравственные правила по-прежнему тверды и неизменны. В высшем свете она по-прежнему одинока. Говоря с Онегиным, она высказывает свое отношение к светской жизни:

Сейчас отдать я рада,

Всю эту ветошь маскарада,

Весь этот блеск, и шум, и чад

За полку книг, за дикий сад,

За наше бедное жилище...

В сцене последнего свидания Татьяны с Онегиным еще полнее раскрывается глубина характера героини. Она остается верна своему супружескому долгу, несмотря на то что все еще продолжает любить Онегина. Оба героя: и Онегин, и Татьяна - глубоко страдают. Автор в романе подводит читателя к мысли, что жизнь героев оказывается обусловленной законами общества, в котором они живут, его моралью. Все герои являются порождением определенной эпохи и среды, типичными их представителями. Заслуга Пушкина в том, что он сумел в своем романе в стихах вывести подлинные образы русских людей первой четверти XIX века.

А. С. Пушкин более семи лет работал над первым реалистическим романом в стихах «Евгений Онегин», в котором отразилась «вся жизнь, вся душа, вся любовь его», «его чувства, понятия, идеалы». Это произведение, отражающее один из переломных моментов в российской истории, поднимает ряд проблем: философских, социальных, моральных. Роман поражает своей объемностью и глубиной мысли, и поэтому литературные критики не могли пройти мимо него, не сказав несколько слов в его адрес. Один из видных критиков прошлого века Виссарион Григорьевич Белинский, анализируя пушкинское произведение, называет его «энциклопедией русской жизни».

В своем стихотворном романе - в собственно повествовательной его части и в многочисленных лирических отступлениях, которые Пушкин назвал «болтовней», - поэт изображает русскую жизнь с небывало широким, подлинно энциклопедическим размахом, но в то же время делает это лаконично, в предельно сжатой форме, действительно приближаясь к краткости энциклопедических статей и заметок. В «Евгении Онегине» автор показывает нам холодный и эгоистичный Петербург, патриархальную Москву, деревню, хранящую традиций и обычаи, создает реалистические портреты дворян того времени, сословия, к которому сам принадлежал и жизнь которого хорошо знал. В этом и заключается «энциклопедич-ность» романа. Пушкин в предельно сжатой форме рассказал о быте, нравах, обычаях России первой четверти XIX века.

Безусловно, основное место в романе занимает описание жизни главного героя - молодого столичного «повесы» , на примере жизни которого автор показывает быт и нравы светского общества. Мы узнаем о типичном воспитании детей дворян в то время:

Сперва Madame за ним ходила,

Потом Monsieur его сменил.

Ребенок был резов, но мил.

Monsieur l"Abbe, француз убогой,

Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой...

Образование было поверхностным, «чему-нибудь и как-нибудь», а в необходимый набор знаний входил только французский язык, умение танцевать мазурку, «кланяться непринужденно» и «наука страсти нежной». Мы видим и круг чтения молодых людей того времени: сентиментальные романы и латынь «из моды вышли», и молодые люди увлеклись Адамом Смитом, «певцом Гяура и Жуана» Байроном и другими романтическими авторами, а также романами, в которых «отразился век и современный человек изображен довольно верно». Подробно в первой главе показан распорядок дня молодого повесы: бесцельное прожигание жизни на бульварах, в ресторанах и театрах, на беспечных пирах. Мы видим и одежду главного героя («надев широкий боливар»), и его кабинет, в котором есть «все, чем для прихоти обильной торгует Лондон щепетильный и по Балтическим волнам за лес и сало возит нам», подробно описано и меню в ресторанах:

Пред ним roast-beef окровавленный,

И трюфли, роскошь юных лет,

Французской кухни лучший цвет,

И Стразбурга пирог нетленный

Меж сыром лимбургским живым

И ананасом золотым

Особенно полно представлен театр того времени - его репертуар, артисты, известные драматурги:

Волшебный край! Там в стары годы,

Сатиры смелый властелин,

Блистал , друг свободы,

И переимчивый Княжнин;

Там Озеров невольны дани

Народных слез, рукоплесканий

С младой Семеновой делил...

Не менее подробно описан и быт поместного дворянства. Пушкин достаточно много времени жил в своем имении Михайловское и хорошо знал жизнь провинциальных помещиков. О жизни крестьян он мог судить по рассказам своей няни Арины Родионовны, чей образ отчасти создал в лице няни . Автор показывает занятия уездных помещиков: их встречи, пиры, праздники, работы, соления грибов, разговоры «о сенокосе, о вине, о псарне и своей родне»; круг чтения: сентиментальные романы и сонник Мартына Задеки. О жизни провинциального дворянства мы можем судить на примере семьи Лариных, занятиям старухи Лариной:

Она езжала по работам,

Солила на зиму грибы,

Вела расходы, брила лбы,

У них на масленице жирной

Водились русские блины;

Два раза в год они говели;

Любили круглые качели,

Подблюдны песни, хоровод…

Татьяна, любимая героиня Пушкина, воплощает в себе идеал русской женщины, она была близка народу, впитала в себя его дух:

Татьяна верила преданьям

Простонародной старины,

И снам, и карточным гаданьям,

И предсказаниям луны.

В седьмой главе показана патриархальная Москва. Ее описание очень. похоже на грибоедовское, что не.случайно. Автор лишний раз хотел подчеркнуть ее патриархальность, верность традициям, консерватизм:

Но в них не видно перемены;

Все в них на старый образец;

У тетушки княжны Елены

Все тот же тюлевый чепец;

Все белится Лукерья Львовна,

Все то же лжет Петровна,

Иван Петрович так же глуп,

Семен Петрович так же скуп...

Но, в отличие от Грибоедова, Пушкин все-таки любит Москву именно за ее душевность, теплоту и приверженность национальным традициям. Он восхищается ее богатой историей, ее богатыми военными подвигами:

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

Жизнь петербургского дворянства испестрена балами, ужинами, походами в театр и на балет, словно каждый день – праздник, но «завтра то же, что вчера». Постепенно такая жизнь надоедает, как наскучила Евгению. Каждый уважающий себя человек должен быть одет по моде: панталоны, фрак, жилет – вот как одевались молодые люди. У женщин были роскошные платья, каждая знала французский язык. О девушках Пушкин пишет:

Так величавы, так умны,

Так благочестия полны,

Так осмотрительны, так точны,

Так неприступны для мужчин.

Это доказывает, что девушки прятали свои чувства и учились пристойно себя вести.

Московское дворянство было так же «бесчувственно», как и петербургское. Вся московская жизнь – это «шум, хохот, беготня, поклоны, галоп, мазурка, вальс».

А у поместного дворянства свои порядки: когда Онегин заменил барщину оброком, ее «расчетливый сосед» увидел в этом «страшный вред», поэтому Евгения прозвали «опаснейшим чудаком». Здесь было принято к руке дамы подходить, отвечать «да-с» или «нет-с», а не «да» и «нет», поэтому общество признало его неучем и фармазоном. Поместное дворянство очень отличалось от столичного: они устраивали не такие балы, у них остались «привычки милой старины», отмечали русские народные праздники, вели хороводы, девушки гадали.

Столичное дворянство отличается от поместного отношениями между людьми:

Но всех в гостиной занимает

Такой бессвязный пошлый взор;

Все в них так бледно, равнодушно;

Они клевещут даже скучно.

А представители поместного дворянства не скрывают своих чувств, у них все не так наиграно, они ведут себя более естественно. Но, когда Татьяна стала княжной, она начала скрывать свои чувства, а когда ее представили Онегину, она показалась ему совсем другой женщиной, от которой не осталось и следа от «девчонки нежной».

В «Евгении Онегине» отразилась жизнь дворянства того времени, это произведение словно отпечаток прошлого, в нем отражено поведение, устои, порядки, которые царили в среде поместного и столичного дворянства, двух совершенно разных типа людей, но прочно связанных между собой. Как же зависим человек от общества!

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Как же зависим человек от общества! (по роману «Евгений Онегин») . И в закладках появилось готовое сочинение.