Покойся с миром, Голливуд. Забастовка сценаристов обернулась катастрофой

6 апреля 2017 в 10:59

Гильдия сценаристов Голливуда может выйти на забастовку из-за стриминговых сервисов

  • Мониторы и ТВ

Десять лет назад голливудские сценаристы привели индустрию развлечений в тупик, прервав свою работу на три месяца в споре за оплату фильмов и телешоу, распространяемых в интернете и на DVD. Забастовка остановила десятки телевизионных и кинопроизводств и ударила по экономике Лос-Анджелеса.

Теперь в голливудском сообществе возникает чувство дежавю, ибо над ним снова нависла угроза забастовки. После краха переговоров с ведущими студиями Гильдия сценаристов Америки (WGA) добивается от своих членов поддержки забастовки.

Напряженная атмосфера - результат внезапных экономических и цифровых изменений, повлиявших на бизнес. Со времен последних забастовок сценаристов в отрасли произошли серьезные сдвиги. Стриминговые сервисы вроде Netflix и Amazon изменили Голливуд и внесли свой вклад в выпуск беспрецедентного количества качественных сериалов - феномен, который иногда называют «золотым веком» телевидения.

Но времена не стали золотыми для многих сценаристов, у которых теперь стало меньше работы. Более короткие сезоны - это новая норма, при которой многие сериалы состоят из 10 или менее серий при кабельной и стриминговой передаче – это менее половины от традиционного сезона сериала и телешоу. Это привело сценаристов к финансовому кризису, так как многие по условиям контракта не могут работать на нескольких проектах за сезон.

«Стать сценаристом становится труднее, чем заработать на жизнь» - заметил Джон Боумен, продюсер телевизионных программ и бывший руководитель комитета по переговорам WGA.

Все больше телезрителей отказываются от кабельного телевидения в пользу стриминга. Студии также борются с существенным снижением прибыли от продаж DVD и сокращением посещаемости мультиплексов. Они выпускают меньше сериалов и эпизодов в год, а это означает меньше возможностей для сценаристов.

Все это подготовило почву для конфликта. С 19 по 24 апреля состоится онлайн-голосование за разрешение на забастовку. Такой шаг является типичной тактикой ведения переговоров профсоюзами, и WGA отмечает, что это ответ на жесткую позицию, которую заняли студии, до сих пор не отказавшиеся от своих условий.

«Никто ни в совете, ни в комитете не хочет забастовки» - сказал в интервью Крис Кейзер, сопредседатель переговорного комитета Гильдии. «К сожалению, единственный способ заслужить справедливое отношение - использовать силу труда».

Он оспорил заявления студий о том, что WGA первой прервала переговоры, и добавил, что диалог прервался на прошлой неделе после того, как студии оставили голосовое сообщение, чтобы сценаристы не приходили на следующий день. «Мы не ушли», - сказал Кейзер, писатель и исполнительный продюсер, чьи заслуги включают телесериал «Тиран» и семейную драму «Нас пятеро».

Союз продюсеров кино и телевидения, представляющий крупные студии, сети и независимых продюсеров, заявил, что хотел бы возобновить переговоры, но все еще ожидает ответа на свое последнее предложение, которое сценаристы считают шагом назад.

«Сохранение отрасли в рабочем состоянии находится в общих интересах, и мы готовы вернуться к переговорам», - сообщает Союз продюсеров.

Переговоры возобновляются 10 апреля, но по многим вопросам до взаимопонимания далеко. Возможность забастовки вызвала смешанные чувства у сценаристов по всему городу. Судя по всему, Гильдия делится пополам. Более опытные сценаристы, пережившие забастовку 2007-2008 годов, скептически относятся к этой идее. Сценаристы, которые пришли в Гильдию и бизнес после этих событий, отталкиваются от собственных потребностей.

Одной из главных причин раздора является развитие более коротких сезонов телешоу. Сейчас, по оценкам экспертов, две трети всех сериалов состоят из 8-12 серий в сезоне, тогда как ранее их количество варьировалось в диапазоне 22-24 серий. WGA утверждает, что недельный доход сценаристов снижается, потому что студии сильно задерживают гонорары. Это происходит потому, что сериалы становятся более кинематографичными и требуют гораздо больше времени на съемки. Съемки эпизода, которые раньше снимали две недели, теперь могут занимать от трех до четырех недель.

Осложняет дело отсутствие прозрачности. Стриминговые сервисы работают по подписке и не предоставляют данные о просмотрах, что затрудняет разработку формулы остатков - сборов за повторные показы. На протяжении десятилетий получить прибыль от выпуска сериалов можно было по простой схеме: отснять первый сезон, надеяться, что его продлят на 100 эпизодов, а затем продавать повторы кабельным каналам или местным вещателям. И поскольку Netflix и прочие сервисы продолжают набирать популярность, сценаристы требуют, чтобы эти компании платили остатки, которые соизмеримы с теми, что предлагают традиционные вещатели.

Но такие сервисы - не единственный источник разногласий. Льготы - такая же проблема, как и возраст членов Гильдии. WGA хочет, чтобы студии увеличили взносы в план медицинского страхования Гильдии на 1,5%, который в последние годы испытывает дефицит. Однако студии ответили на это предложение отказом, и сократили финансирование на 10 миллионов долларов в год.

Гильдия просит увеличить минимальные значения сборов за сценарии для самых низкооплачиваемых авторов на 3%. В недавнем письме к членам WGA West сказано, что средняя зарплата продюсеров телевизионных фильмов за последние два года снизилась на 23%, а в прошлом году развлекательные компании получили рекордные прибыли в размере 51 миллиарда долларов.

Предыдущая забастовка началась в ноябре 2007 года и продлились 100 дней, закрылись более 60 передач. Это самая крупная за последние 20 лет забастовка сценаристов в США. Тогда Гильдия сценаристов требовала заключить новый контракт с Союзом продюсеров кино и телевидения, в котором повысились бы проценты отчислений авторам за продажи продукции на DVD и в интернете.

Эксперты по трудовым вопросам отметили, что пагубный эффект забастовки помог сценаристам добиться того успеха, которого они, возможно, не достигли бы. В рамках соглашения авторы первые два года получают фиксированную сумму и 2% от прибыли продаж на третий год. Однако забастовка была финансово разрушительной для многих других работников индустрии, особенно для техников и работников искусства, многие из которых живут от зарплаты к зарплате.

Год назад, в ноябре 2007, миллионы телезрителей и поклонников сериалов в США и во всем мире осознали, что вскоре могут лишиться возможности смотреть свои любимые ток-шоу и новые серии фильмов. 5 ноября 2007 года сценаристы США, работающие в кино и на телевидении, объявили забастовку , которая в результате стоила студиям кино и телевидения почти трех миллиардов долларов убытков и стала переломным моментом в истории телеиндустрии.

Американские сериалы – самые популярные в мире, их переводят на десятки языков и закупают сотни телеканалов. «Отчаянные домохозяйки» , «Доктор Хаус» , «Остаться в живых» , «Герои» и многое другое – все это придумано и сделано в Америке. 12 тысяч писателей, работающих над сценариями кино, сериалов и ток-шоу для американского телевидения, в США объединены в Гильдию сценаристов . Каждые три года Гильдия заключает контракт с Союзом продюсеров кино и телевидения . Контракт определяет проценты, которые сценаристы должны получать от доходов киностудий. Всякий раз подписание контракта сопровождается долгими переговорами по спорным моментам, и 2007 год не стал исключением. В этот раз главная дискуссия развернулась вокруг отчислений сценаристам от продажи телесериалов и фильмов на DVD и через интернет. Гильдия настаивала на увеличении этих выплат. Стороны совещались вплоть до 4 ноября, однако найти компромисс так и не смогли. 5 ноября гром грянул – сценаристы США объявили забастовку . По ее правилам, они должны были сдать все черновики в специальное хранилище, и больше не писать новых диалогов и не вносить изменений в уже созданные сценарии.

Последняя подобная забастовка сценаристов состоялась 20 лет назад , в 1988 году, и тогда обошлась индустрии в 500 миллионов долларов . Специалисты предсказывали, что новый бунт может стоить Голливуду миллиарда долларов, но ошиблись – три месяца простоя принесли в три раза большие убытки.

Уже в начале забастовки было ясно, что сильнее всего она ударит по ежедневным ток-шоу и выходящим каждый день телесериалам.

Сценаристы с плакатами в руках пикетировали офисы крупнейших кино- и телестудий, а кризис тем временем начал проявлять себя. Каждый день в прессе появлялись сообщения о том, что остановлено очередное шоу или сериал . Были прекращены съемки популярных сериалов «Отчаянные домохозяйки» и «24» , «Анатомия Грейс» и «Побег» и многих других. Между тем, блоггеры, пишущие о телевидении, и поклонники сериалов не только не возмутились отсутствием новых серий, но решили поддержать сценаристов, разместив в блогах письма и собрав десятки тысяч подписей в поддержку забастовки. Известные люди, от актеров до политических деятелей, тоже выступали на стороне сценаристов. Однако время шло, а достигнуть договоренности так и не удавалось.

Телеканалы были вынуждены показывать повторы старых эпизодов и стремительно теряли аудиторию . Начали поступать новости и о срывах съемок полнометражных лент – фильма «Пинквиль» Оливера Стоуна , лент «Ангелы и демоны» с Томом Хэнксом (приквел «Кода да Винчи» ), «Шантарам» с Джонни Деппом , «Ромовый дневник» с ним же.

То, что ситуация сделалась действительно очень серьезной, стало ясно, когда оказалась сорванной 65-я церемония вручения одной из престижнейших кино- и телепремий «Золотой Глобус» . Пышная церемония должна была пройти 13 января 2008 года, но Гильдия сценаристов объявила о ее бойкоте еще в декабре 2007, а 4 января к ним присоединилась американская Гильдия актеров: и номинанты, и ведущие отказались участвовать в торжестве. В результате «Золотой Глобус-2008» прошел в виде скромной пресс-конференции . Были отменены многочисленные приемы, вечеринки и туристические мероприятия, общие потери составили до 60 миллионов.

Следующей мишенью упрямые сценаристы выбрали церемонию вручения «Оскаров» , которая должна была состояться 24 февраля. Не имея возможности допустить этого, продюсеры предложили сценаристам возобновить переговоры. В результате сценаристы добились права получать в 2 раза большие гонорары, чем раньше, и обещали не предъявлять новых требований еще три года. Но переломный момент в телеиндустрии уже наступил, и вернуть все назад, в дозабастовочное состояние, теперь не под силу ни продюсерам, ни сценаристам.

13 февраля 2008 года президент Гильдии сценаристов Патрик Вероне официально объявил, что забастовка окончена . 14 февраля, после ста дней бездействия, большинство сценаристов вернулись к работе. Трехмиллиардные убытки , фактический срыв церемонии вручения «Золотых Глобусов», отложенные в среднем на год премьеры многообещающих фильмов и задержанные на месяцы эпизоды популярнейших сериалов – вот чем обернулась забастовка. Но главным ее последствием эксперты называют то, что телезрители, ощутив «развлекательный голод» , попросту поменяли телеэкран на монитор компьютера. Из-за отсутствия новых сценариев телеканалы потеряли до четверти своей аудитории. Люди чаще стали искать развлекательную продукцию в интернете, и многие из них не планируют возвращаться к просмотру телевидения – в отличие от ТВ, в Сети можно найти что-то новенькое в любое время дня и ночи.

Джонни Депп

  • Читать биографию

В 2007 году Гильдия сценаристов США требовала увеличить гонорары от продажи фильмов и сериалов на домашних носителях (DVD, Blu-Ray), а также любого контента через интернет (посредством онлайн-кинотеатров). Забастовка, начавшаяся 1 ноября 2007-го, продлилась до 12 февраля 2008 года. Студии, потерявшие в итоге сотни миллионов долларов, были вынуждены остановить производство многих новых телесериалов (некоторые из выходивших в эфир получили заказ лишь на сокращённые сезоны), а также отложить на неопределённый срок съёмки потенциальных блокбастеров. В 2017-м Гильдия вновь подняла тему улучшения условий работы сценаристов: она требуют пересмотра размера гонораров, авторских отчислений и детальной проработки системы социальной защиты.


Самый яркий пример проблем, причинённых Голливуду предыдущей забастовкой сценаристов, – фантастический боевик начали снимать без готового сценария, что, конечно, повлекло за собой финансовые и репутационные риски: многие поклонники считают второй фильм киносерии худшим из всех. Популярные сериалы, выходившие в то время, вместо привычных 20-24 эпизодов получили сильно сокращённые сезоны ( , «Остаться в живых» и другие). В этом году проблемы могут возникнуть у таких топовых проектов, как , (новый сериал MARVEL), многих сериалов Netflix, да и в целом у большинства новых проектов, которые совсем скоро американские телеканалы будут представлять зрителям. В США большинство новинок в обязательном порядке проходит так называемую стадию «пилотного эпизода»: снимается первая серия, которую оценивают не только заказчики (телеканал), но и рекламодатели, представители зарубежных дистрибьюторов, пресса и зрители. Если реакция положительная, то обычно заказываются дополнительные эпизоды, затем начинаются съёмки, а дальше, по мере выхода серий в эфир, заказ дополняется ещё каким-то количеством эпизодов. Зачастую, новые сериалы с высокими рейтингами получают заказ сразу на полный сезон, но бывают исключения.

Трейлер фильма «Трансформеры: Месть падших» - его начали снимать без законченной версии сценария
Уже точно ясно, что до 2-го мая уладить разногласия с гильдией продюсеры не смогут, а это значит, что забастовка всё-таки начнётся. Сколько она продлится – не ясно, поэтому и конкретные последствия предсказать трудно. Но даже небольшой период простоя может навредить как новым фильмам, так и новым сериалам, поэтому заинтересованным сторонам придётся искать точки соприкосновения в довольно сжатые сроки.

План
Введение
1 Хроника событий
2 Результаты забастовки
Список литературы Введение Забастовка Гильдии сценаристов США - крупнейшая за последние 20 лет забастовка сценаристов в США, начавшаяся 5 ноября 2007 года и продлившаяся до 12 февраля 2008 года. Требования Гильдии сценаристов состояли в заключении нового контракта с Союзом продюсеров кино и телевидения, в котором проценты отчислений авторам за продажи кино- и телепродукции на DVD и в Интернете были бы увеличены. Во время переговоров стороны не смогли достигнуть соглашения, в результате сценаристы объявили о начале забастовки, продлившейся 100 дней. В забастовке приняли участие западное и восточное отделения Гильдии сценаристов США, их поддержала Гильдия актёров, множество популярных актёров и политиков. Забастовка принесла многомиллионные убытки студиям. На время были приостановлены съёмки множества телесериалов, отложены на неопределённый срок съёмки некоторых полнометражных фильмов и ток-шоу, были отменены несколько церемоний награждения кинопремиями. Решение о прекращении забастовки было принято 12 февраля 2008 года , а уже 26 февраля Гильдия сценаристов объявила о подписании нового контракта с продюсерами. 1. Хроника событий Переговоры между Гильдией сценаристов и Союзом продюсеров кино и телевидения были начаты 16 июля 2007 года. 1 ноября 2007 года истёк срок трёхлетнего контракта между сценаристами и продюсерами, который регулирует порядок отчисления денежных средств сценаристам от киностудий. 4 ноября 2007 года сценаристы прервали переговоры с Союзом продюсеров и объявили о начале забастовки. Предварительное соглашение сторонам удалось заключить лишь 8 февраля 2008 года, 10 февраля руководство Гильдии сценаристов одобрило подписание нового контракта и через два дня решением 92,5 % от общего числа членов Гильдии забастовка была остановлена. 2. Результаты забастовки Согласно подписанному итоговому соглашению между сценаристами и продюсерами авторские гонорары сценаристов от продажи DVD были увеличены, также за кино- и телепродукцию, распространяемую через Интернет, мобильные телефоны и другие современные каналы распространения, сценаристы будут получать фиксированную сумму первые два года и 2 % прибыли от продаж в течение третьего года после начала действия соглашения.Экономический ущерб от забастовки оценивается по-разному. Общие потери оцениваются по различным источникам от 1,3 до 2,1 млрд долларов. По заявлению главы департамента экономического развития Лос-Анджелеса Джека Кайзера общий экономический ущерб от забастовки для Лос-Анджелеса обошёлся в 2,5 млрд долларов США. Одна только отмена церемонии «Золотой глобус» в январе 2008 года обошлась организаторам в 60 млн долларов. Многие студии разорвали контракты с бастующими сценаристами. По сообщению исследовательской компании Nielsen по состоянию на конец января 2008 года недельная аудитория телеканалов сократилась на 21 %. Некоторые американские телеканалы потеряли до 50 % своей аудитории. Список литературы:

    Steve Gorman Hollywood writers vote to lift 14-week strike (англ.). Reuters (2008-02-13). Сценаристы США начали крупнейшую забастовку за последние 20 лет. Lenta.ru (2007-11-05). Q&A: Hollywood writers" strike (англ.). BBC (2008-02-13). Клинтон и Обама поддержали бастующих сценаристов. Lenta.ru (2007-11-06). Торжественная церемония вручения «Золотых глобусов» отменена. Lenta.ru (2008-01-08). Letter from the Presidents (англ.). Writers Guild of America, West (2008-02-26). TIMELINE: The Hollywood labor dispute (англ.). Reuters (2007-11-27). WGA strike costs CA $2.1 billion (англ.). Variety (2008-06-05). Забастовка сценаристов стоила Лос-Анджелесу 2,5 миллиарда долларов. Lenta.ru (2008-02-20). Телеканалы США потеряли четверть аудитории из-за забастовки Гильдии сценаристов. Lenta.ru (2008-01-31).

План
Введение
1 Хроника событий
2 Результаты забастовки
Список литературы

Введение

Забастовка Гильдии сценаристов США - крупнейшая за последние 20 лет забастовка сценаристов в США, начавшаяся 5 ноября 2007 года и продлившаяся до 12 февраля 2008 года.

Требования Гильдии сценаристов состояли в заключении нового контракта с Союзом продюсеров кино и телевидения, в котором проценты отчислений авторам за продажи кино- и телепродукции на DVD и в Интернете были бы увеличены. Во время переговоров стороны не смогли достигнуть соглашения, в результате сценаристы объявили о начале забастовки, продлившейся 100 дней. В забастовке приняли участие западное и восточное отделения Гильдии сценаристов США, их поддержала Гильдия актёров, множество популярных актёров и политиков.

Забастовка принесла многомиллионные убытки студиям. На время были приостановлены съёмки множества телесериалов, отложены на неопределённый срок съёмки некоторых полнометражных фильмов и ток-шоу, были отменены несколько церемоний награждения кинопремиями.

Решение о прекращении забастовки было принято 12 февраля 2008 года, а уже 26 февраля Гильдия сценаристов объявила о подписании нового контракта с продюсерами.

1. Хроника событий

Переговоры между Гильдией сценаристов и Союзом продюсеров кино и телевидения были начаты 16 июля 2007 года. 1 ноября 2007 года истёк срок трёхлетнего контракта между сценаристами и продюсерами, который регулирует порядок отчисления денежных средств сценаристам от киностудий. 4 ноября 2007 года сценаристы прервали переговоры с Союзом продюсеров и объявили о начале забастовки.

Предварительное соглашение сторонам удалось заключить лишь 8 февраля 2008 года, 10 февраля руководство Гильдии сценаристов одобрило подписание нового контракта и через два дня решением 92,5 % от общего числа членов Гильдии забастовка была остановлена.

2. Результаты забастовки

Согласно подписанному итоговому соглашению между сценаристами и продюсерами авторские гонорары сценаристов от продажи DVD были увеличены, также за кино- и телепродукцию, распространяемую через Интернет, мобильные телефоны и другие современные каналы распространения, сценаристы будут получать фиксированную сумму первые два года и 2 % прибыли от продаж в течение третьего года после начала действия соглашения.

Экономический ущерб от забастовки оценивается по-разному. Общие потери оцениваются по различным источникам от 1,3 до 2,1 млрд долларов. По заявлению главы департамента экономического развития Лос-Анджелеса Джека Кайзера общий экономический ущерб от забастовки для Лос-Анджелеса обошёлся в 2,5 млрд долларов США. Одна только отмена церемонии «Золотой глобус» в январе 2008 года обошлась организаторам в 60 млн долларов. Многие студии разорвали контракты с бастующими сценаристами. По сообщению исследовательской компании Nielsen по состоянию на конец января 2008 года недельная аудитория телеканалов сократилась на 21 %. Некоторые американские телеканалы потеряли до 50 % своей аудитории.

Список литературы:

1. Steve Gorman Hollywood writers vote to lift 14-week strike (англ.). Reuters (2008-02-13).

2. Сценаристы США начали крупнейшую забастовку за последние 20 лет. Lenta.ru (2007-11-05).

3. Q&A: Hollywood writers" strike (англ.). BBC (2008-02-13).

4. Клинтон и Обама поддержали бастующих сценаристов. Lenta.ru (2007-11-06).

5. Торжественная церемония вручения «Золотых глобусов» отменена. Lenta.ru (2008-01-08).

6. Letter from the Presidents (англ.). Writers Guild of America, West (2008-02-26).

7. TIMELINE: The Hollywood labor dispute (англ.). Reuters (2007-11-27).

8. WGA strike costs CA $2.1 billion (англ.). Variety (2008-06-05).

9. Забастовка сценаристов стоила Лос-Анджелесу 2,5 миллиарда долларов. Lenta.ru (2008-02-20).

10. Телеканалы США потеряли четверть аудитории из-за забастовки Гильдии сценаристов. Lenta.ru (2008-01-31).