Разочарование в светской жизни болконского. « Духовные искания Андрея Болконского: поиски смысла жизни

На протяжении всего романа Л.Н.Толстого «Война и мир» мы встречаемся с разными героями. Одни только появляются и сразу уходят, у других проходит целая жизнь перед нашими глазами. И мы вместе с ними радуемся за их успехи, переживаем за неудачи, волнуемся и думаем, как поступить дальше. Неслучайно Л.Н.Толстой показывает нам в своем романе «Война и мир» путь исканий Андрея Болконского. Мы видим некое перерождение человека, переосмысление ценностей жизни, нравственное восхождение к человеческим идеалам жизни.

Андрей Болконский – один из самых любимых героев Л.Н.Толстого. Мы можем посмотреть весь его жизненный путь в романе «Война и мир», путь становления личности, путь исканий души.

Идеалы Андрея

Андрей Болконский, которого мы встречаем в начале романа, отличается от Андрея Болконского, с которым мы расстаемся в начале четвертого тома произведения. Мы видим его на светском вечере в салоне Анны Шерер гордого, высокомерного, не желающего участвовать в жизни общества, считая это для себя недостойным. В его идеалы входит образ французского императора Наполеона Бонапарта. В Лысых Горах в разговоре со своим отцом Болконский говорит: «…как вы можете так судить о Бонапарте. Смейтесь как хотите, а Бонапарте все-таки великий полководец! »

К жене Лизе он относился неласково, с видимым превосходством. Уходя на войну, оставляя беременную жену на попечение старого князя, он попросил отца: «Ежели меня убьют и ежели у меня будет сын, не отпускайте его от себя…чтоб он вырос у вас…пожалуйста». Андрей считает жену неспособной вырастить достойного сына.

Искренние чувства дружбы и любви Болконский испытывает к Пьеру Безухову, единственному преданному его другу. «Ты мне дорог, особенно потому, что ты один живой человек среди всего нашего света», – говорил он ему.

Очень насыщенна событиями военная жизнь Болконского. Он попадает в адъютанты к Кутузову, помогает решить исход Шенграбенского сражения, защищает Тимохина, едет на прием к императору Францу с доброй вестью о победе русских (так ему кажется), участвует в Аустерлицком сражении. Потом делает значительный перерыв в военной кампании – в это время раз и происходит переосмысление его жизни. Затем возвращение в военную службу, увлечение Сперанским, Бородинское поле, ранение и смерть.

Разочарования Болконского

Первое разочарование пришло к Болконскому, когда он лежал под Аустерлицким небом и думал о смерти. Увидев своего кумира – Наполеона, стоявшего рядом с ним, Болконский почему-то не испытал от его присутствия того величия, какое считал до этого возможным. «Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял», – вот что занимало теперь Болконского.

Вернувшись домой после ранения, Болконский застает жену Лизу в родах. После ее смерти он осознает, что отчасти виноват в случившемся, в своем отношении к Лизе. Он был слишком горд, слишком высокомерен, слишком далек от нее, и это приносит ему страдание.

После всего Болконский дает себе слово больше не воевать. Безухов пытается возродить его к жизни, рассказывает о масонстве, говорит о спасении души в служении людям, но Болконский на все это отвечает: «Я знаю в жизни только два действительные несчастья: угрызение совести и болезнь. И счастье есть только отсутствие двух этих зол».

Готовясь к Бородинскому сражению, князь Андрей болезненно перебирал все события своей жизни, произошедшие с ним. Толстой описывает состояние своего героя: «Три главные горя его жизни в особенности останавливали его внимание. Его любовь к женщине, смерть его отца и французское нашествие, захватившее половину России». Болконский называет «ложными» образами славу, некогда так волновавшую его, любовь, которую он когда-то не воспринял всерьез, отечество, которое сейчас находилось под угрозой. Раньше ему казалось, что все это великое, божественное, недосягаемое, наполненное глубоким смыслом. А теперь это оказалось так «просто, бледно и грубо».

Любовь к Наташе Ростовой

Истинное прозрение к жизни пришло к Болконскому после встречи с Наташей Ростовой. По роду своей деятельности Андрею нужно было встретиться с уездным предводителем, каковым был граф Илья Андреевич Ростов. По дороге к Ростовым Андрей увидел огромный старый дуб с обломанными ветвями. Все кругом благоухало и наслаждалось дыханием весны, только этот дуб, видимо, не хотел подчиняться законам природы. Дуб казался Болконскому мрачным и невеселым: «Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, – наша жизнь кончена!» Именно так думал князь Андрей.

Но по возвращению домой Болконский с удивлением заметил, что «старый дуб, весь преображенный… Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия – ничего не было видно…» стоял на том же месте. «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год» – решил Болконский. Впечатление, которое произвела на него Наташа, было настолько сильно, что он пока и сам не понимал, что произошло на самом деле. Ростова пробудила в нем все прежние желания и радости жизни, радости от весны, от близких людей, от нежных чувств, от любви, от жизни.

Смерть Болконского

Многие читатели задаются вопросом, почему Л.Толстой уготовил такую судьбу своему любимому герою? Некоторые считают особенностью сюжета смерть Болконского в романе «Война и мир». Да, Л.Н.Толстой очень любил своего героя. Жизнь Болконского была нелегка. Он прошел трудный путь нравственных исканий, пока не обрел вечную истину. Поиск душевного покоя, душевной чистоты, настоящей любви – вот теперь идеалы Болконского. Андрей прожил достойную жизнь и принял достойную смерть. Умирая на руках любимой женщины, рядом с родной сестрой и сыном, постигнув всю прелесть жизни, он знал, что скоро умрет, он чувствовал дыхание смерти, но желание жить было в нем велико. «Наташа, я слишком люблю вас. Больше всего на свете», говорил он Ростовой, и улыбка в это время светилась на его лице. Он умер счастливым человеком.

Написав сочинение на тему «Путь исканий Андрея Болконского в романе «Война и мир», я увидел, как меняется человек под влиянием жизненных перепитий, событий, обстоятельств, судеб других людей. Каждый может обрести истину жизни, пройдя сложный путь, как это сделал герой Толстого.

Тест по произведению

Сочинение. Л.Н. Толстой. Смысл исканий Андрея Болконского в романе «Война и мир»

Роман «Война и мир» – это книга на все времена, и одна из самых читаемых в мире. Она несёт незабываемые уроки нравственности, и даёт пищу уму для размышлений. По громадному охвату событий, по числу действующих лиц, по художественной мощи это произведение не имеет равных в мировой литературе.
Толстой изображает неповторимо своеобразные черты каждого человека. Наблюдая за героями романа, мы проникаем в их внутренний мир, узнаём их тайные мысли, любим или презираем их. И такая старательность изображения отнюдь не случайна, ведь философскую основу романа составляет жизнь человека во всём многообразии её проявлений. Все коренные жизненные ситуации нашли в романе своё яркое воплощение: рождение и смерть, различные эпохи духовного развития личности – детство, отрочество, молодость, зрелость, семья и любовь. И всякое историческое событие в романе увидено глазами главных героев, оно прошло через их душу и сердце.
Любимые герои Толстого ищут ответ на извечные вопросы: что делать? Чему посвятить жизнь? Эти же вопросы задаёт себе и один из главных героев романа – Андрей Болконский. Он мечтает о славе, подобной славе Наполеона, и желает вырваться из сферы надоевшей ему светской и семейной жизни. Мечта о подвиге особенно волнует Болконского под Аустерлицем. В этом невыгодном для России сражении Андрей Болконский, решая добыть победу даже ценой собственной жизни, проявляет самоотверженность и героизм. Подхватив знамя в момент всеобщего замешательства, он увлекает за собой растерявшихся солдат. И вдруг стремительное движение резко обрывается. Князь Андрей падает, раненный в голову. И в этот момент в сознании тяжело раненного князя Андрея становятся на свои места «смещённые» представления о славе, развенчивается вера в могущество Наполеона, уясняется тщета собственных честолюбивых стремлений. Но на этом потрясения для князя Андрея не закончились. Дальнейшие события – появление ребёнка, смерть жены – до глубины души потрясли Андрея Болконского. Разочаровавшись в прежних своих стремлениях и идеалах, пережив горе и раскаяние, он приходит к выводу, что жить для себя и для своих близких – это то единственное что ему остаётся делать в жизни. Встреча со своим другом Пьером, разговор с ним, и его слова: «Надо жить, надо любить, надо верить» – глубоко запали в душу князя Андрея и подтвердили его собственные выводы. Встреча с Наташей Ростовой, лунная весенняя ночь в Отрадном, - всё это подготовило окончательное возвращение Андрея к жизни. Ему кажется, что именно в любви он нашёл подлинное счастье. Но испытания вновь норовят выбить жизнь Болконского из колеи, и именно в тот момент, когда они, казалось бы, закончились. Счастье оказалось кратковременным, и чем светлее оно было, тем трагичнее ощущает он разрыв с Наташей. Но его личное горе по воле обстоятельств отступило на задний план. Теперь уже защита родины становится высочайшей целью его жизни, и князь Андрей возвращается в армию. Ужас войны, её бесчеловечная сущность и противоестественность вновь предстают перед ним, и это становится для Андрея всё более угнетающим в связи с участием и гибелью на поле боя подростков, почти детей. Чувство ненависти к войне невольно усиливается также и у читателя, и доходит до крайней точки, когда в войне гибнет один из любимых героев Толстого – Андрей Болконский. Это печально ещё и потому, что только перед смертью главный герой находит ответы на все свои вопросы и понимает смысл жизни. Не смотря ни на что, жить, помогая и сочувствуя людям, не смотря ни на что понимать их, не смотря ни на что слить свою жизнь с их жизнью – вот тот новый идеал, который пробудился в душе Андрея Болконского.
Мир идей «Войны и мира» сложен и разнообразен. На примере Андрея Болконского читатель проходит школу нравственности и патриотизма, гуманизма и духовности, учится бесстрастно ставить острые вопросы и не успокаиваться в поисках ответа на них. При любых обстоятельствах хочется вспомнить героев «Войны и мира» и сразу же перестать бояться быть решительным, патриотичным и быть бесконечно добрым человеком. А уже собственный пример будет замечательным примером для людей младших по возрасту.

Рецензии

Сочинение понравилось: краткое по объему, но достаточно глубокое по содержанию. В проблемах войны и мира, как и в проблеме бесконечности Вселенной не бывает границ. На меня, в прошлом военного, произвел просто потрясающее впечатление монолог князя Андрея о войне: "...Война не любезность, и надо понимать это и не играть в войну...(и далее каждое слово ПРАВДА О ВОЙНЕ). Ни до, ни после о войне ничего более точного не читал...
С искренним уважением и благодарностью,

Спасибо, Эрих!
Эх, знала бы учительница что сочинение очень даже хорошее - было бы вообще замечательно! Но радует то что сильно не придиралась.

Андрея Болконского, его духовные искания, эволюция личности описаны на протяжении всего романа Л. Н. Толстого. Для автора важны изменения в сознании и мироощущении героя, ведь, по его мнению, именно это говорит о нравственном здоровье личности. Поэтому все положительные герои «Войны и мира» проходят путь поиска смысла жизни, диалектики души, со всеми разочарованиями, утратой и обретением счастья. На наличие положительного начала в персонаже Толстой указывает тем, что несмотря на жизненные неурядицы герой не теряет достоинства. Таковы Андрей Болконский и Пьер Безухов. Общее и главное в их исканиях то, что герои приходят к мысли единения с народом. Рассмотрим, к чему привели духовные поиски князя Андрея.

Ориентация на идеи Наполеона

Князь Болконский впервые предстает перед читателем в самом начале эпопеи, в салоне Анны Шерер, фрейлины. Перед нами невысокого роста человек, с несколько сухими чертами лица, весьма красивый внешне. Все в его поведении говорит о полной разочарованности жизнью, как духовной, так и семейной. Женившись на красивой эгоистке, Лизе Мейнен, Болконский вскоре утомляется ею и полностью меняет свое отношение к браку. Даже друга Пьера Безухова он заклинает никогда не жениться.

Князь Болконский жаждет чего-то нового, для него постоянные выходы в свет, семейная жизнь - это замкнутый круг, из которого молодой человек норовит вырваться. Каким образом? Уходом на фронт. В этом уникальность романа «Война и мир»: Андрей Болконский, равно как и другие персонажи, их диалектика души, показаны в рамках определенной исторической обстановки.

В начале эпопеи Толстого Андрей Болконский - ярый бонапартист, восхищающийся военным талантом Наполеона, приверженец его идеи обретения власти через воинский подвиг. Болконский хочет заполучить «свой Тулон».

Служба и Аустерлиц

С приходом в армию начитается новая веха исканий молодого князя. Жизненный путь Андрея Болконского сделал решительный разворот в направлении смелых, мужественных поступков. Князь показывает исключительный талант в офицерстве, он проявляет смелость, доблесть и мужество.

Даже мельчайшими деталями Толстой подчеркивает, что Болконский сделал правильный выбор: лицо его стало другим, перестало выражать усталость от всего, исчезли напускные жесты и манеры. У молодого человека не было времени думать над тем, как себя правильно повести, он стал настоящим.

О том, какой Андрей Болконский талантливый адъютант, делает отметку сам Кутузов: великий полководец пишет отцу молодого человека письмо, где отмечает, что князь делает исключительные успехи. Все победы и поражения Андрей воспринимает близко к сердцу: искренне радуется и с болью в душе переживает. Он видит в Бонапарте врага, но в то же время продолжает восхищаться гением полководца. Он все еще мечтает о «своем Тулоне». Андрей Болконский в романе «Война и мир» - выразитель авторского отношения к выдающимся личностям, именно из его уст читатель узнает о важнейших сражениях.

Центром этого этапа жизненного пути князя является Проявивший высокий героизм, тяжело раненный, лежит он на поле битвы и видит бездонное небо. Тогда к Андрею приходит осознание того, что он должен пересмотреть жизненные приоритеты, обратиться к жене, которую презирал и унижал своим поведением. Да и некогда кумир, Наполеон, видится ему ничтожным человечишкой. Бонапарт по достоинству оценил подвиг молодого офицера, только вот Болконскому было все равно. Он мечтает только о тихом счастье и безупречной семейной жизни. Андрей решает окончить воинскую карьеру и вернуться домой, к жене, в

Решение жить для себя и близких

Судьба готовит Болконскому еще один тяжелый удар. В родах умирает жена, Лиза. Она оставляет Андрею сына. Князь не успел попросить прощения, ведь приехал слишком поздно, он мучим чувством вины. Жизненный путь Андрея Болконского далее - это забота о своих близких.

Воспитание сына, строительство имения, помощь отцу в формировании рядов ополчения - вот на данном этапе его жизненные приоритеты. Андрей Болконский живет в уединении, что позволяет ему сосредоточиться на своем духовном мире и поиске смысла жизни.

Проявляются прогрессивные взгляды молодого князя: он улучшает жизнь своих крепостных (заменяет барщину оброком), тремстам человекам дает статус Все же пока еще он далек от принятия чувства единения с простым народом: то и дело проскальзывают в его речи мысли о пренебрежении к крестьянству и простым солдатам.

Судьбоносная беседа с Пьером

Жизненный путь Андрея Болконского переходит в другую плоскость во время визита Пьера Безухова. Читатель сразу отмечает родство душ молодых людей. Пьер, находящийся в состоянии душевного подъема из-за проведенных в своих имениях реформ, заражает энтузиазмом и Андрея.

Молодые люди долго обсуждают принципы и смысл изменений в жизни крестьянства. С чем-то Андрей не согласен, наиболее либеральные взгляды Пьера на крепостных он не принимает вообще. Однако практика показала, что, в отличие от Безухова, Болконский сумел реально облегчить жизнь своих крестьян. Все благодаря его деятельной натуре и практичному взгляду на крепостной строй.

Все же встреча с Пьером помогла князю Андрею хорошо вникнуть в свой внутренний мир, начать движение к преобразованиям души.

Возрождение к новой жизни

Глоток свежего воздуха, изменение взглядов на жизнь произвела встреча с Наташей Ростовой - главной героиней романа «Война и мир». Андрей Болконский по делам обретения земель посещает имение Ростовых в Отрадном. Там он подмечает спокойную, уютную атмосферу в семействе. Наташа такая чистая, непосредственная, настоящая... Она повстречалась ему звездной ночью во время первого в своей жизни бала и тут же завладела сердцем молодого князя.

Андрей как бы рождается заново: понимает то, о чем ему говорил когда-то Пьер: нужно жить не только для себя и своей семьи, необходимо быть полезным всему обществу. Именно поэтому Болконский едет в Петербург, чтобы внести свои предложения в военный устав.

Осознание бессмысленности "государственной деятельности"

К сожалению, встретиться с государем у Андрея не получилось, он был направлен к Аракчееву, человеку беспринципному и глупому. Конечно, он не принял идеи молодого князя. Однако произошла еще одна встреча, повлиявшая на мировоззрение Болконского. Речь идет о Сперанском. Он увидел в юноше хороший потенциал для государственной службы. В итоге Болконского назначают на должность, связанную с составлением Кроме того, Андрей возглавляет комиссию по составлению законов военного времени.

Но вскоре к Болконскому приходит разочарование службой: формальный подход к работе не удовлетворяет Андрея. Он чувствует, что здесь выполняет никому не нужную работу, реальной помощи он никому не окажет. Все чаще Болконский вспоминает жизнь в деревне, где он был действительно полезным.

Изначально восхитившись Сперанским, Андрей теперь увидел притворство и неестественность. Все чаще Болконского посещают мысли о праздности петербургской жизни и отсутствии всякого смысла в своей службе стране.

Разрыв с Наташей

Наташа Ростова и Андрей Болконский были весьма красивой парой, однако им не суждено было пожениться. Девушка дала ему желание жить, творить что-то на благо страны, мечтать о счастливом будущем. Она стала музой Андрея. Наташа выгодно отличалась от других девушек петербургского общества: она была чиста, искренна, ее поступки шли от сердца, они были лишены всякого расчета. Девушка искренне любила Болконского, а не просто видела в нем выгодную партию.

Болконский совершает роковую ошибку, отложив свадьбу с Наташей на целый год: это спровоцировало ее увлеченность Анатолем Курагиным. Молодой князь не смог простить девушку. Наташа Ростова и Андрей Болконский разрывают помолвку. Виной всему - чрезмерная гордость князя, нежелание услышать и понять Наташу. Он опять такой же эгоцентричный, каким читатель наблюдал Андрея в начале романа.

Окончательный перелом в сознании - Бородино

Именно с таким тяжелым сердцем вступает Болконский в 1812 год, переломный для Отечества. Изначально он жаждет мести: мечтает встретить среди военных Анатоля Курагина и отомстить за свой несостоявшийся брак, вызвав его на дуэль. Но постепенно жизненный путь Андрея Болконского в очередной раз меняется: стимулом к этому послужило виденье трагедии народа.

Кутузов доверяет молодому офицеру командование полком. Князь полностью отдается своей службе - теперь это для него дело всей жизни, он настолько сроднился с солдатами, что они называют его «наш князь».

Наконец, наступает день апофеоза Отечественной войны и исканий Андрея Болконского - Бородинское сражение. Примечательно, что свое виденье этого великого исторического события и нелепости войн Л. Толстой вкладывает в уста князя Андрея. Он размышляет о бессмысленности стольких жертв ради победы.

Читатель видит здесь Болконского, прошедшего тяжелый жизненный путь: разочарования, смерти близких, предательство, сближение с простым народом. Он чувствует, что слишком многое теперь понимает и осознает, можно сказать, предвещает свою гибель: «Я вижу, что стал понимать слишком много. А не годится человеку вкушать от древа добра и зла».

Действительно, Болконский получает смертельное ранение и среди других солдат попадает на попечение в дом Ростовых.

Князь чувствует приближение смерти, он долго размышляет о Наташе, понимает ее, «видит душу», мечтает встретиться с любимой, попросить прощения. Он признается девушке в любви и умирает.

Образ Андрея Болконского - пример высокой чести, верности долгу Родине и людям.

На вопрос Война и мир. Что изменилось в восприятии жизни у Болконского? К какой мысли приходит Болконский перед смертью? заданный автором Aria Mclair лучший ответ это Если внимательно проследить за тем, как складывались судьбы главных героев, можно сказать: каждый из них пережил существенную эволюцию своих взглядов на жизнь. Одним из примеров является абсолютное изменение мировоззрения князя Андрея Болконского. Впервые мы встречаем его на приеме у Анны Павловны Шерср. Там все разговоры крутятся вокруг личности Наполеона. Князь Андрей боится его гения, который может «оказаться сильнее всей храбрости русских войск», и вместе с тем страшится «позора для своего героя». Болконский устремляется в погоню за идеалом, связанным с карьерой Наполеона. Как только князь Андрей узнает о том, что русская армия находится в бедственном положении, он решает, что именно ему предназначено судьбой ее спасти и что «вот он, тот Тулон, который откроет ему первый путь к славе».
Однако судьба распорядилась по-другому. Она подарила ему возможность увидеть своего кумира, но одновременно показала всю ничтожность его поисков земной славы. Глядя на высокое аустерлицкое небо, раненый князь Андрей говорит себе: «Да, я ничего, ничего не знал до сих пор». И когда к нему подходит Наполеон, который, приняв его за убитого, произносит напыщенную фразу: «Вот прекрасная смерть!», для Болконского эта похвала подобна жужжанию мухи. Наполеон кажется ему маленьким и ничтожным в сравнении с тем, что открылось его сознанию в эти минуты.
Преодоление «наполеоновского» идеала является одним из этапов эволюции личности Андрея Болконского. Однако когда человек утрачивает старые идеалы и не обретает при этом новых, в душе у него образуется пустота. Так и у князя Андрея после низвержения с пьедестала Наполеона и отказа от прежних мечтаний о славе начались мучительные поиски смысла жизни. Князь Андрей больше не хочет служить в армии.
Князь пытается жить для себя. Но подобная философия лишь наполняет его душу смятением. По пути в Отрадное он видит огромный старый дуб. Дуб этот «не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца». Болконский старается приписать дубу мысли, одолевающие его самого: «Весна, любовь и счастие!.. И как не надоест вам один и тот же глупый, бессмысленный обман!» Но судьба снова преподносит ему сюрприз, который в корне меняет всю его жизнь. Это - первая встреча с Наташей Ростовой в Оградном. Просто подслушанный разговор ее с подругой. Это способствовало тому, что «в душе его вдруг поднялась... неожиданная путаница молодых мыслей и надежд». Возвращаясь на следующий день домой, князь Андрей снова увидел дуб. Болконский не сразу узнал его: «Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца». Князь Андрей понял, что жизнь не кончена и нужно сделать так, чтобы она текла не для него одного, а отражалась на всех. Далее последовало увлечение князя Андрея личностью Сперанского. Это был своего рода «двойник» Наполеона. Однако воспоминание об Аустерлице не позволило князю Андрею сотворить себе еще одного кумира.
Когда началась война 1812 года, Болконский отправился на войну, на этот раз не в поисках славы, а с единственным желанием разделить судьбу своего парода. Он изменил свое отношение к крестьянам, и те платили ему любовью и доверием, называя его «наш князь»., После Бородинского сражения смертельно раненный князь Андрей попадает в госпиталь и там внезапно узнает в одном, из раненых Анатоля Курагина. В это мгновение он вспомнил Наташу на балу 1810 года, так как именно в то время он впервые ощутил в себе с необыкновенной ясностью силу «естественной» жизни. И теперь любовь к Наташе заставила его окрасить все окружающее этим живым чувством и простить Анатоля Курагина. Смерть для князя Андрея в его новом состоянии лишена ужаса и трагизма, так как переход «туда» так же естествен, как приход человека из небытия в мир. Перед смертью князь Андрей приходит к каратаевскому мировоззрению. Разница заключается лишь в том, что князю Андрею это понимание жизни и смерти не было дано от природы, а стало результатом напряженной работы мысли.

Особенностью творчества писателя является то, что все политические и социальные проблемы он переносит в нравственный план. По Толстому, лучшие герои -- это люди, способные к развитию, душевным переживаниям, которые ошибаются, но не останавливаются, идут дальше, ищут более верные пути. А статично застывшие, не стремящиеся к усовершенствованию, пусть даже идеальные внешне (Элен), не вызывают симпатии ни у автора, ни у большинства читателей.

Одним из положительных героев романа-эпопеи "Война и мир" является князь Андрей Болконский, который ищет свое место в жизни, желая принести пользу обществу. Мы застаем Андрея Болконского, одного из главных героев, на втором этапе его жизненного пути, уже сложившимся, определившимся в жизни, пережившим любовь, обласканным светом и обществом, знаменитым в высших кругах человеком

Путь исканий персонажа начинается с того, что он презирает условности света, неестественность взаимоотношений в салоне А. П. Шерер, хочет поступить на военную службу. "Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество -- вот заколдованный круг, из которого не могу выйти". Ему противна эта обстановка праздности, царящая в салонах, ему наскучило постоянное кокетство женщин, пустые разговоры. Он не принимал этой неестественности отношений, отсутствие теплоты, задушевных разговоров, которые не были приняты в высшем обществе. Андрей был холоден со своей женой Лизой, потому что она светская женщина, вносящая в домашнюю обстановку кокетство и игривый тон. Она просто не представляла существование каких-либо других отношений, кроме тех, которые были приняты в аристократических гостиных. Он сам говорит, что эта жизнь не для него, так как она, с его точки зрения, бесполезна. В этот период жизни Андрей переживает нравственный подъем, он живет ожиданием чего-то героического перед своим уходом на войну. Идти на войну его заставляют две причины: мечта о славе ("...но ежели хочу этого, хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими, то ведь я не виноват, что я хочу этого, что одного этого я хочу, для одного этого я живу") и желание убежать из этого "искусственного" мира.

В ходе войны 1805 года мы видим его естественность. Болконский преображается, не осталось и следа от его надменности, язвительности и скуки: "В выражении его лица, в движениях, в походке почти не было заметно прежнего притворства, усталости и лени... Лицо его выражало больше довольства собой и окружающими; улыбка и взгляд его были веселее и привлекательнее". Он действительно верил в то, что он делал, полностью отдаваясь службе, он был "одним из немногих офицеров, полагавших свой главный интерес в общем ходе военного дела". Кумиром его в то время был Наполеон, поражавший князя Андрея своим военным гением, силой воли и духа. Князь Андрей принимает живое участие в деятельности окружающих и мечтает о "своем Тулоне". Но его мечты расходятся с буднями воинской жизни, и, желая в ответственный момент повернуть ход сражения и тем самым спасти армию от поражения, он всего лишь по дороге в штаб спасает лекарскую жену. Он считает себя тем человеком, за которым пойдет армия, весь народ, который один может спасти всех. Но приходит разочарование и в военной службе, Андрей понимает, что в одиночку ему ни с чем не справиться, что только всем вместе можно победить. Рушатся его представления об идеальности личности Наполеона, когда в плену, столкнувшись с ним, Болконский видит мелочность и несовершенство этого человека.

С высоты неба, которое он видит и куда стремится его душа, ему кажутся мелочными и незначительными все его мечты о славе и о "Тулоне". По сравнению с вечностью неба людские дела кажутся пустотой, У Болконского возникает вопрос: что есть человек перед лицом вечности? В душе князя происходит переворот. Он понимает, что в жизни есть вещи важнее славы. Он вспоминает о своей жене, и его тянет домой, в свое имение. По возвращении домой его постигает горе: умирает жена. Андрей испытывает чувство вины за то, что, подчиняясь своим эгоистическим желаниям, ушел на войну, оставив жену одну. Он переживает духовный спад, находится в состоянии моральной апатии, одиночества, считая, что жизнь в 31 год кончена.

После войны 1805--1807 гг. Болконский полностью посвящает себя хозяйственным делам в своем имении, уединившись и не встречаясь ни с кем, кроме родственников. Когда Пьер приезжает к нему, он замечает перемены, произошедшие в характере его друга: некоторое безразличие, апатию. "Жить для себя, избегая только этих двух зол (угрызения совести и болезнь) -- вот вся моя мудрость теперь", -- говорил Андрей. Даже чисто внешне изменился князь: он стал "нахмуренным и постаревшим", "взгляд был потухший, мертвый", в улыбке выражалась "сосредоточенность и убитость".

После разговора с Пьером Андрей начинает вести другую жизнь -- читает, интересуется политикой, проводит демократические преобразования. В имении отца он освобождает крестьян и облегчает им жизнь в Богучарове. И в отличие от Пьера доводит все до конца и делает все с толком. Заезжая по делам в имение Ростовых, Андрей по дороге видит старый дуб, который в отличие от остальных деревьев по весне не оделся листвой. И Болконский олицетворяет его с собой. Но Болконский все равно возвращается к жизни, и происходит это после встречи в Отрадном, когда он видит Наташу Ростову, живую, естественную, непосредственную, и понимает, что он никому не нужен, что до его жизни, никому кроме близких, нет дела. Проезжая по этой дороге позже, он видит тот же самый дуб, но уже покрывшийся маленькими зелеными листочками. И это явление природы, созвучное душевному состоянию князя, дает ему понять, что жизнь не кончена в 31 год. Если во время войны 1805 года он жил для других, но отдельно от них, то сейчас в нем проснулась жажда жить среди других, жить в людях.

И Андрей продолжает путь исканий, поступая на государственную службу, желая принести пользу пусть ни на военном, так на мирном поприще. Позже Андрей уезжает в Петербург для представления начальству проекта военных преобразований. Но постепенно его увлекает деятельность комиссии Сперанского и еще более личность самого Сперанского. Он восхищается Сперанским, не видя в нем качеств, присущих светскому человеку, для князя Андрея он, прежде всего, был дальновидным политиком. Андрею льстило внимание и доверие, которое оказывал ему высокопоставленный уважаемый чиновник. Но после встречи с Наташей на первом для нее балу к нему возвращается ощущение "естественных" и "искусственных" ценностей жизни. Именно после общения с ней он замечает фальшь Сперанского, и какая-то брезгливость появляется в нем, когда он видит неестественно белые руки Сперанского и слышит его смех. Болконский начинает понимать, как далека от жизни деятельность комиссии, и приходит в недоумение, как долго он мог заниматься столь праздными вещами.

Единственным душевным спасением для князя Андрея теперь является его любовь к Наташе Ростовой. Эту девушку он увидел еще в Отрадном, может, отчасти благодаря ей князь покинул свое уединение и вернулся к нормальной жизни. Следующая их встреча произошла на первом для Наташи балу, здесь Андрей понял, что эта хрупкая, подвижная девушка сыграет немаловажную роль в его судьбе. После бала Андрей часто ездит в дом Ростовых. И то чувство, которое просыпается в нем к Наташе, как бы приближает его к земной жизни. Он влюбляется в эту простую, естественную, жизнерадостную девушку и делает ей предложение. Наташа соглашается, но заранее предчувствуется невозможность счастья. Об этом говорит отношение семьи Ростовых, которая с тревогой наблюдает за отношениями Наташи и жениха, считая, что этот брак странен и неестествен. Для Наташи Андрей таинствен и загадочен. Между ними нет понимания. Андрей, уезжая в имение отца за благословением, не предупреждает Наташу, тем самым, заставляя ее мучиться и страдать. Андрей откладывает свадьбу на год и уезжает, не понимая, что ей нужно счастье сегодня, сейчас. Наташа, в отличие от Андрея, живет чувством. И это непонимание и отъезд приводят к измене Наташи, которую он в силу своей гордости не смог простить.

Наташа, молодая и неопытная, в поисках чего-то нового, оставляет князя Андрея ради Анатоля Курагина. Это был ужасный удар для Болконского. Он не смог сразу понять и простить Наташу, хотя до этого в разговоре с Пьером он говорил о необходимости глубокого и объективного осознания внутреннего мира падшей женщины.

Новый подъем в жизни Андрея -- это война 1812 года, которая многое в ней изменила. Он нарушает данное себе обещание никогда не воевать, потому что сейчас французы стали его личными врагами, вступив на русскую землю, приближаясь к Лысым Горам и разоряя деревни. Находясь в военном лагере, князь Андрей старался избегать людей, знакомых ему по светскому обществу, так как они могли пробудить в нем мучительные воспоминания о Наташе и о его неудавшемся счастье. Во время этой войны Болконский стал ближе к народу, понимая, что основная сила, приносящая победу, есть определенный дух, состояние войск, чувство патриотизма, находящееся в каждом из солдат, то есть он пришел к идее о "роевой истории". Во время Бородинского сражения Андрей старался поддерживать это особое настроение, но потом понял, что в этом нет необходимости, люди и без того способны в такой момент на подвиги. В разговоре с Пьером перед Бородинским сражением он говорит о том, что исход битвы зависит от морального духа солдат. После ранения, лежа рядом с Анатолем, которому отрезали ногу, он испытывает чувство сострадания к нему. Сострадание к человеку, сделавшему его несчастным. Андрей, испытывая "любовь к врагу своему", обогащается духовно.

Рассматривая путь исканий Андрея Болконского, нельзя не сказать об отношении этого героя к религии. Сначала она для него ничего не значит, он даже иронизирует над своей сестрой княжной Марьей, которая искренне верит в Бога. Истинное осознание религии, приход к духовной жизни, христианской любви -- все это понимает и чувствует князь Андрей после своего ранения на войне 1812 г. Он прощает своего врага Анатоля Курагина, понимает проступок Наташи.