Образ главного героя в русской народной волшебной сказке "сивка-бурка". Литературно-художественный анализ произведения (русской народной сказки) «Сивка-Бурка

1.Почему нас кличут "Иванами". Почему это имя распространено и крепко засело в сознании людей, когда говорят о русском народе? Неужели именная нива оскудела? Ведь есть же и другие имена.

Есть, но можно подумать, что принятие христианства и крещение Руси нанесли ничем непоправимый удар по многоцветию славянских имен в русском народе. Да, действительно, многоцветье это погасло. Однако на смену ему пришел негасимый свет имен лучших людей христианского мира до крещения Руси, а потом и лучших людей самой Руси. Это - имена святых. Если в дохристианской Руси славянское имя обязывало следовать содержанию самого имени, то новое христианское имя обязывало нареченного им следовать святости жизни того человека, именем которого нарекали. А поскольку имена святых с именем Иоанн - одни из самых распространенных в христианском именнике, начиная с Иоанна Крестителя, первого среди других, а в русском календаре они приходились на период больших рождений, то и среди русских носителей имени "Иван" немало. Другая причина в том, что слово-имя "Иоанн" переводится как "слуга Божий". Носить такое имя - честь великая и обязывающая для выходца из любого социального слоя, лишь бы человек был православный, понимал, почему его так зовут.

И в сказках имя Иван носят герои по происхождению своему самые разные. Многие - многие социальные слои из всех, ближних и дальних, уголков Руси, от низов до верхов, послали своих представителей в число сказочных Иванов, некое "Иванство" (или "Иванию"), которое по своему людей объединяет. Тут и солдаты, и бурлаки, и купеческие, и кухаркины дети, и плотники, охотники, и сироты - от неизвестных родителей, и царевичи. Но неслучайно лучший из них Иван-Дурак - происхождения крестьянского, от земли, от сохи. Ведь предки каждого из нас были когда-то крестьянами, на которых Русь держится.

Нет в лучшем Иване знатной породы, телесной красоты и силы, данных от рождения. "Жил в деревне мужик и было у него три сына, два умных, а третий - Иванушка - дурачок". Не узнать в дураке героя, а в герое дурака. Вот и царевна "взглянула за трубу и увидела там Ивана - Дурака; платьишко на нем худое, весь в саже, волосы дыбом"..

2. Почему народ любит Ивана. Иван - наиболее распространенное имя в народных сказках, а значит и вероятность называния им любимого героя велика.

Иван-Дурак - любимый герой нашего народа, общий автопортртрет. Это удачник, иронизирующий над другими, но и над собой, прежде всего. Иронизирующий не потому, что он зол, а потому, что он в высшей степени добр и разумен, Он понимает суетность мира, в котором живет, преходящее значение тьмы и непреходящее значение света-любви. Он и глупость сморозит, чтобы посмешить людей. И прихвастнет ради пользы дела. В свете-любви, а не в бездуховной "науке" черпает силы."Там увидели и только головой покачали: "Ну, дурак, ну, дурак"... А он вышел за город, опять гаркнул богатырским голосом, свистнул соловьиным посвистом: "Где мой добрый конь?!"...Конь бежит - земля дрожит, из ушей дым валит, из ноздрей пламя пышет. Ванюшка влез в правое ухо, вылез в левое - и таким красавцем сделался, что во всем мире нет! Сел на коня и покатил". С детских лет знакомые слова, а перекликаются они, что меньше известно, с апокрифами ("Беседа трех святителей"): "Григорий спросил: "Видел я змея, лежит при дороге, хотел он коня ухватить за копыто, а конь припал на заднюю ногу, помощи ожидая от хозяина своего?" - Иоанн ответил: "Конь - православная вера христианская, дорога - сей мир, а змей - антихрист, копыта коня - последние дни земного века".

Сейчас, когда многие считают, что тьма почти победила, стоит перечитать сказки об Иване, чтобы поучиться у него стойкости духа, равновесию душевному. И все-то ему приходится добывать самому, в немыслимо трудных обстоятельствах. И закапывали его, и поджаривали, и на кусочки рубили, и топили, а он все жив. И заметьте, ни разу не сотворил себе кумира, не обидел ни ближнего своего, ни тварь какую, ни деревца, ни травинушку. Вся судьба Ивана - в помощи другим, в бескорыстной защите слабых, обиженных.

"- Сынок, - старичок говорит, - покорми меня: отощал я за дальнюю дорогу, в суме ничего не осталось.

Иван ему в ответ:

А у нас, дедушка, крошки хлеба нету в избе, знать бы, что ты придешь, я бы давеча сам последней краюшки не ел, тебе бы оставил. Иди. я тебя умою и рубаху твою ополощу".

Предсказать его поведение проще простого. Можно, не ошибаясь, сказать, как он поведет себя в каждой из ситуаций. Он, ни разу не упоминая заповедей Нагорной проповеди, следует им, как будто это норма его поведения. На сказочном герое, самом неприметном обыкновенном, грешном человеке по имени "слуга Божий", лежит отсвет Христа.

3. Мир без "ученых". Между ним и "учеными" людьми - безусловная граница: в одном из циклов сказок Иван подчеркнуто носит прозвище Незнайки, а в другом - Бесталанного. И "ученые" - единственная людская среда, откуда сказочные Иваны не вышли, то есть в сказках не имеет представителя. Ни единого! Будто "ученых" для автора сказок, - народа, вообще не существует или какие-то они недостойные для представительства в Иванстве-Ивании. Идет это не от самоуничижения и не от гордыни авторской. Просто - напросто народ сам учен, без отколовшихся от него "ученых". В народной многотысячелетней вселенской лаборатории многое такое создано, что ученые лишь потом подтвердили. Список бесконечный: первые предстапвления о мировой гармонии, материи и энергии, силе и движении, молекуле и атоме, изобретение глобуса, создание книги и т.д. и т.д. Наш Михайло Ломоносов, пробившись в "ученые", только тем и занимался, что народные представления уточнял. А сколько этих представлений так и не понято "учеными", так и не развито, зачастую искажено до неузнаваемости. Но главное, повторяю, духовная граница между Иванами и "учеными". Незнайка неслучайно излучает свет, удивительно чистый, яркий. Если бы "знайки" такой свет излучали, может и мир другой был, а не такой страшный. как сейчас. Не лезли бы "ученые", родство забывшие, на горб Ивана, не стремились погонять, учить уму-разуму, не уничтожали бы живое.

Линия между Иванами и "учеными" - линия принципиальная, разделительная. Иваны никогда о родстве своем не забывают. "Иваны, родства не помнящие", - так сказано, чтобы подчеркнуть невероятность подобного случая. Не помнящий родства - это уже и не Иван.

4. Кто ненавидит Ивана. Прежде всего, Иван - Дурак начисто лишен трех пороков, которые его враги считают достоинствами.

Во-первых, он совершенно не тщеславен и никогда не требует за свои подвиги признания и славы. Более того, он всеми силами стремится, чтобы его не считали героем. Его хочется назвать, как это и делают некоторые исследователи, "замаскированныым героем". Будто на Иване - маска Дурака. Но в том-то и дело, что это не маска, а лик - образ, выражение внутреннего отношения к миру. Маску можно снять, - лик снять невозможно, с ним живут, с ним умирают, с ним предстают перед Богом, где "будут последние первыми". Поэтому надо говорить не о замаскированном герое, а о главных чертах определенного личностного класса.

Во-вторых, Иван бескорыстен, нигде и никогда ради корысти ничего не делает. В третьих, нет в нем даже и какого-либо намека на склонность убить или измываться над другими, и жесток он лишь в случаях крайней необходимости, и только с нечистой силой. С точки зрения врагов именно отсутствие этих трех пороков, которые они считают наипервейшими достоинствами, позволяет назвать Ивана "дураком". В сказках враги, зная, как поведет себя Иван, пользуются этим, провоцируют условия, в которых он идет "туда, не зная куда", чтобы "принести то, не зная что", для них достает и славу, и богатство.

Крестьянского происхождения, он иным быть не может. Как не могут быть иными его враги. Они не специально его враги, они - такие, они просто другие, представляют другой противоположного значения, личностный класс. И даже злость их на Ивана можно объяснить тем, что они не могут быть как Иван. Они живут по другим заповедям.

5. Почему побеждает Иван. Высший смысл путешествий и всех злоключений Ивана даже тогда, когда он идет, и не зная куда и неизвестно за чем - в борьбе с нечистью и в умножении добра. Он побеждает врагов в силу своего естественного, Богом данного поведения. Ивану помогает все, что светло и добро, и мать - сыра земля, и леса, и реки, и меньшие братья, до малой зверушки и букашки. Помогает, потому что он сам светел и добр, а не просто близок свету и добру. Он человек внутренний, живущий сердцем - вещуном."Тут старушечка прыгает через грядку: Фу-фу-фу, что это такое! Русский дух ко мне в лес зашел!"... Царству мертвых, основных врагов Ивана - Кощею, Бабе-Яге, Змею Горынычу - противостоит царство живых. Особая страна Иванство-Ивания, - особая цивилизация. "Здесь русский дух, здесь Русью пахнет". Это - цивилизация Россия. Другой такой не найти. "Рус Иван" называли и называют нас западные соседи, "урус Иван" - восточные.

Причем человек противного личностного класса, противоположной цивилизации, где в почете, прежде всего, "любимые" богатства, то есть человек внешний, живущий холодным рассудком, православных считает уже не сказочными, а самыми настоящими дураками, и Россию - дикой, нецивилизованной страной дураков. Люди из этой страны-цивилизации, оставшиеся православными, то есть мы с вами, и есть Иваны - Дураки.

Между тем бессмертие России - именно в том, что в ней жили и творили, живут и творят Иваны, помнящие родство. Личность народного любимца узнается во всей нашей культуре, как в творцах ее, так и в их творениях, как, положим, в Достоевском и князе Мышкине или Шолохове и его герое из "Судьбы человека". В Пушкине и Юродивом.

Конечно же, чем не Иван - Дурак наша национальная гордость - Александр Сергеевич Пушкин. Ведь даже смерть его для благоразумного человека глупость, не оправдать никак. Гениальный поэт, почитаем народом, мог бы и не стреляться, жить-поживать, далее сочинительстововать. Но в том-то и дело, что за Пукшкиным на дуэли стояла вся Россия, от крестьянки Арины Родионовны до героев 1812 г., до ее святых. Убийца, стреляя в Пушкина по заказу мракобесия, тьмы, стрелял и в каждого из нас. И это случай, когда "смертию смерть поправ", человек побеждает.

В некоторых сказках отец Ивана, восстав из могилы, спрашиввает: "Фуфоньки, фуфоньки! ...Что делается на Руси - собаки ли лают, волки ли воют, или мое чадо ревит?". И так хочется ответить нашим предкам, и Пушкину тоже, как ответил Иван отцу: "Есть сын твой, и на Руси все спокойно".

Иван - Дурак после смерти побеждает. Вспомните самого меньшего из Иванов - Ваньку - Встаньку. Не зная или не любя нашу культуру, можно, конечно, увидеть в нем зловредного мальчонку, который по ночам не спит и другим спать не дает. Но прав-то поэт, который увидел и в младшем из Иванов ту же одухотворенную стойкость, что свойственна всему нашему племени Дураков, особенно беспощадных к захватчикам родной земли. Сколько ни мордуй, выстоим. И терпит-то Иван, потому что силы копит, уму-разуму набирается, "с духом собирается". Потомственный крестьянин, он сам не может быть захватчиком чужой земли, но и свое Отечество в обиду не даст.

"Разнеслась вдруг в том царстве-государстве дурная весть: собирается чудо-юдо поганое на их землю напасть, всех людей истребить, все города-села огнем спалить, Затужили старик со старухою, загоревали, А старшие сыновья утешают их...

Нет, - говорит Иванушка, - не хочу я дома оставаться да вас дожидаться, пойду и я с чудом-юдом биться!

Чуду-юду не посчастливилось: Иван - крестьянский сын с одного взмаха сшиб ему три головы.

Стой, Иван - крестьянский сын! - кричит чудо-юдо. - Дай мне передохнуть!

Что за отдых! У тебя, чудо-юдо, три головы, а у меня одна. Вот как будет у тебя одна голова, тогда и отдыхать станем.

Снова они сошлись, снова ударились.

Иван - крестьянский сын отрубил чуду-юду и последние три головы". Как говорится, клонируй не клонируй, а все равно хана.

Кощею (в его современных масках) Иваны больше кого-либо мешают. Враги нашей страны не хотят, чтобы у нас были такие герои.. И вот выходят где-нибудь за кощеевым бугром афанасьевские сказки, а они так подправлены, сокращены и прокомментированы кощеевыми помощниками, что Иван в книге уже и не Иван вовсе, а чемпион среди обыкновенных придурков.

Кажется, что Иван в меньшинстве, что он одинешенек. Но это так, если мерить мир по кощееву, по "ученому", а если как надо, то за Иваном - бесконечный свет, противостоящий конечной тьме. Даже оставшийся один на этой земле "собравшийся с духом", праведный человек будет в бесконечном большинстве, ибо за ним - святые, ангелы, Сам Бог. Такой человек - всегда победитель.

В светлый праздник Крещенья в храм Святой Троицы, что в Хорошеве, тянулась длинная-длинная очередь. Люди пришли за святой водицей. А тут как бы остановились мимоходом непонятного вида люди. Как бы слышно от них иноземное: "Вот дураки, Иваны. Что от них ждать-то!..". И в очереди словно полыхнуло некое движение, хотя никто из нас не шелохнулся в сторону людей иноземного вида, и они как бы резво отскочили, исчезли.

А вот наш батюшка, лицо у него радостное, счастливое, прошелся вдоль очереди, думая, наверное, об удивительном. Как же, удивительно, люди не стояли, а потихонечку-потихонечку, ни на минуту не задерживаясь, двигались к храму. Удивительно. не было ни милиции, ни пьяных. А главное, людей пришло намного больше, чем в прошлом году. И так по всей Руси-матушке.

Люди к храмам идут. Храмы строятся. Звон колокольный все звончей. Свету все больше. И на нас, Иванах, все больше - свет Крещения, свет Святой Троицы. Непобедимый свет любви Иисуса Христа.

Юрий Буданцев


Статья

"Развитие связной речи у младших школьников - основополагающая задача учителя"

Составила:

учитель начальных классов

Донецкой общеобразовательной школы №77

Логвиненко Лилия Владимировна

Одной из основополагающих задач в деятельности учителя начальных классов является развитие связной речи школьников. От успешности ее реализации во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания. В основу обучения связной речи должно быть положено формирование умений, общих для устных и письменных высказываний. К таким умениям относятся умение раскрывать основную мысль услышанного или прочитанного, правильно строить собственные высказывания, умение общаться, свободно строить предложения и текст.

Направления в работе по развитию речи:

    Обогащение словаря младших школьников.

    Работа над словосочетаниями и предложениями.

    Выработка навыка связывать предложения в стройную речь.

Над всеми эти направлениями работа должна вестись систематически и параллельно, т.к. они находятся в постоянной взаимосвязи - словарная работа даёт материал для предложений, для связной речи; а при подготовке к рассказу, сочинению, проводится работа над словом и предложением .

Работа над обогащением словарного запаса обучающихся имеет 4 направления:

    обогащение словаря;

    уточнение словаря;

    активизация словаря;

    устранение нелитературных слов.

Основными источниками обогащения словаря являются художественные произведения, тексты в учебниках, речь учителя.

С целью уточнения и обогащения словарного запаса учащихся в начальной школе используются следующие задания:

Подбор к слову синонимов и нахождение их в тексте, выяснение сходства и различия в значении;

Подбор к данному слову антонимов;

Работа над прямым и переносным значением слов:

Работа с пословицами и поговорками;

Работа с фразеологическими оборотами;

Работа со словарями;

Выполнение различных видов творческих работ (составление предложений, пересказ прочитанного с использованием ключевых слов и по плану, рассказы по наблюдениям).

Так, например, при прочтении в 3 классе сказки «Сивка-бурка» детям предлагаются следующие задания:

    Подумай и ответь, почему именно Иванушке досталась Елена Прекрасная?

    Какие человеческие качества помогли ему обрести счастье? Сформулируй свой ответ, используя подходящие слова:

доброта;

жестокость;

смелость;

жадность;

упорство;

умение исполнить порученное дело;

находчивость.

Почему ты так думаешь?

С целью активизации словаря работу можно представить в виде следующих основных этапов:

1. Толкование слова с помощью одного или нескольких приемов:

объяснение значения через контекст (Прочтение отрывка объясняет значение слов; школьники легче понимают не только их прямое значение, но и уместность употребления.)

подбор синонимов или антонимов;

выяснение значения нового слова по справочным материалам;

демонстрация предмета, картинки;

словообразовательный анализ, на основе которого выясняется значение слова;

сопоставление слов с целью выяснения различий (например, золотые руки и золотистый цвет).

Так, например, при изучении темы «Времена года и их особенности» мы знакомим детей с несколькими названиями месяцев, объясняя давние названия с помощью специально подобранных стихотворений или опираясь на знания природных особенностей, происходящих в то или иное время года.

Например.

Март - первый весенний месяц. Его называют «утром весны», «утром года», «солнечником». Солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся длиннее. Небо кажется синим-синим. На сугробах лежат голубые тени от деревьев.

В старину месяц март имел еще одно народное название - «капельник». От солнечных лучей снег становится рыхлым, сугробы оседают, сосульки падают и разбиваются. В полдень поет звонкую песенку мартовская капель.

Я в полдень слушаю капель,

Она журчит, как птичья трель.

Звенит хрустальным бубенцом,

Сбегая с крыши над крыльцом.

Как вы думаете, почему март называли капельником?

2. Чтение и запись слов (работа над орфоэпией и орфографией).

3. Работа над образцами употребления слов (Учитель знакомит детей с готовыми словосочетаниями и предложениями, включающими в себя изучаемые слова).

4.Работа над семантическими связями слов.

Упражнения, которые учат детей выделять и усваивать связи слов, способствуют обогащению их словаря. Такие упражнения вырабатывают умения выбирать нужное слово, точно передавать смысл высказывания.

Задание.

В каждой строчке найди близкие по значению слова и выпиши их:

Добрый, злой, чуткий;

Безразличный, ласковый, нежный;

Равнодушный, безразличный, добрый.

С любым из слов составь предложение.

Для выработки навыка связывать предложения в стройную речь обучающихся необходимо учить:

Рассуждать, выражать свое отношение к ситуации, к своим поступкам и поступкам других людей, героев прочитанного произведения;

Выделять главное и второстепенное, сравнивать;

Строить логически обоснованное, правильное в языковом отношении высказывание.

Высказывания детей могут быть в форме рассуждения, рассказа, воспоминания и т. д.

Одним из необходимых звеньев работы, направленной на развитие связной речи обучающихся, является умение правильно построить диалог, который включает в себя умение говорить и слушать собеседника.

На уроках, во время прогулок, экскурсий значительное место занимают беседы об окружающих детей близких и знакомых предметах и явлениях (Описывая какое - либо растение, животное, явление природы, ученик должен употребить такие слова, которые сделали бы его характеристику яркой, полной и точной. Очень важно привлекать всех обучающихся к анализу полученного ответа, к дополнению и уточнению услышанного.) Общее направление бесед должно быть таким, чтобы оно, в конечном счете, привело детей к овладению навыками связной речи.

При проведении беседы, нужно стремиться к тому, чтобы дети говорили полными предложениями.

Развитие речи также включает в себя усвоение литературной языковой нормы, совершенствование культуры речи.

Культуру речи необходимо воспитывать путем сознательного отношения к языку. В начальной школе работа над культурой речи должна быть направлена не столько на сообщение определенных знаний, сколько на развитие языкового чувства детей, языковой интуиции, на накопление ими положительного речевого опыта.

Наиболее эффективными в формировании речевой культуры учащихся начальных классов являются следующие методы:

    Метод диалогового обучения.

    Игровые технологии.

    Работа в группах.

Например, при изучении темы «Берегите воду!» (Окружающий мир, 3 класс) обучающимся предлагаю поработать в группах и составить рассказы «Зачем нужно беречь воду?», «Что я могу сделать, чтобы запасы пресной воды не иссякли?», опираясь на уже имеющиеся знания, исходя из личных наблюдений.

После прочтения рассказа Н.Носова «Телефон» (3 класс) обучающимся предлагается построить диалог во время их общения друг с другом по телефону. Учитель ставит перед ребятами главные задачи: соблюдать культуру речи, уметь до конца выслушать своего собеседника и т.д.

Также ребята очень любят играть в игру “Узнай меня”.

Несколько учеников получают карточки с изображением предметов. Они должны, не называя предмет, указать его характерные признаки и дать его описание, остальные ученики угадывают, о чём шла речь, и составляют с этим словом предложение. А если такой предмет упоминался в известной им сказке, рассказе или стихотворении, то с удовольствием называют это произведение.

Игра “Рационализаторы”

Детям предлагается придумать несколько новых применений ненужным, на первый взгляд, предметам - пустому стержню, обёртке от шоколадки, пустой пластиковой бутылке и т.д.

Ребята с удовольствием фантазируют. Такие игры помогают детям строить предложения, делать выводы, обогащают их словарный запас, учат размышлять. Чередуя подобные игры, можно поддерживать интерес к самостоятельным высказываниям, формировать умение сравнивать, объяснять свою точку зрения.

Все вышеупомянутые методы хороши, но эффективны они только при комплексном и систематическом их использовании. Они не дают заметного эффекта в короткий срок. Только систематическая работа приведёт к успеху. Она направлена на то, чтобы ученики овладели не только грамматической теорией и орфографическими навыками, но в процессе речевой практики овладели и умением правильно произносить слова и правильно употреблять их в речи, строить словосочетания, предложения и речь в целом. Таким образом, развитие речи – это работа над речевой культурой обучающихся, а значит и работа над гармоничным развитием личности ребёнка.

Образ Ивана-дурака в русских народных сказках Исследователи не пришли к однозначному мнению о происхождении образа. Е. М. Мелетинский считает, что образ гонимого героя был заимствован волшебной сказкой из мифологических преданий, поскольку отдельные мотивы, составляющие сюжеты сказок об Иване, распространены в мифологии разных народов. Иван - третий и младший из братьев. Он появляется на свет в крестьянской семье, но чаще всего не занимается никаким полезным трудом, в отличие от старших братьев - расчетливых, домовитых хозяев. Тем не менее, братья Ивана никогда не достигают поставленной цели, в то время, как он, наоборот, обретает богатство и счастье. Иван-дурак, или Иванушка-дурачок - один из главных персонажей русских сказок. Как правило, его социальный статус низкий - крестьянский сын или сын старика со старухой. В семье часто являлся третьим, младшим сыном. Не женат. По некоторым версиям имя Иван-дурак является именем-оберегом, предотвращающим сглаз. Как известно, сказки складывались во времена язычества, и многие герои являлись представителями Добра и Зла. Иван-дурак относится к положительным героям. С помощью волшебных средств и особенно благодаря своему «не уму» Иван-дурак успешно проходит все испытания и достигает высших ценностей: он побеждает противника, женится на царской дочери, получает и богатство, и славу. Возможно, Иван-дурак достигает всего этого благодаря тому, что он воплощает по мнению учёного-литературоведа Ж. Дюмезиля магическую функцию, связанную не столько с делом, сколь со словом, с обязанностями жреца. Иван-дурак - единственный из братьев, кто говорит в сказке. Иван-дурак загадывает и отгадывает загадки, т. е. занимается тем, чем занимается во многих традициях жрец во время ритуала, приуроченного к основному годовому празднику. Иван-дурак - поэт и музыкант; в сказках подчеркивается его пение, его умение играть на чудесной дудочке или гуслях-самогудах, заставляющих плясать стадо. Иван-дурак - носитель особой речи, в которой помимо загадок, прибауток, шуток отмечены фрагменты, где нарушаются или фонетические, или семантические принципы обычной речи, или даже нечто, напоминающее заумь; сравните «бессмыслицы», «нелепицы», языковые парадоксы, основанные, в частности, на игре омонимии и синонимии, многозначности и многореферентности слова и т. п. (так, убийство змеи копьем Иван-дурак описывает как встречу со злом, которое он злом и ударил, «зло от зла умерло»). Иван-дурак связан в сюжете с некоей критической ситуацией, завершаемой праздником (победа над врагом и женитьба), в котором он главный участник. 3. Образ Ивана-дурака в русских народных сказках Русские дураки и юродивые не столько о своей глупости свидетельствовали, сколько чужую выявляли, а особенно боярскую и царскую. Кажется, сам "батюшка" Иван Грозный завидовал славе Иванушки-дурачка и юродствовал вовсю. И женился без конца, и царство надвое делил, чтобы с полцарством остаться, и опричный двор в Александровском заводил со всяким шутовством. Даже от царства отрекался, шапку Мономаха на касимовского царевича Симеона Бекбулатовича надевал, а сам И совершали скоморохи и юродивые подвиг - тот подвиг, который делал их почти что святыми, а часто и святыми. Юродивых нередко народная молва объявляла святыми, да и скоморохов тоже. Вспомните замечательнейшую новгородскую былину "Вавило скоморох". А скоморохи люди не простые – соморохи, люди святые. Но особого умиления перед глупостью народ никогда не выказывает. А вот про сказочного дурака принято думать хорошо: он, мол, с виду такой, а на самом деле – ума палата. Но дураки бывают разные. Дурак-невежа «Таскать вам не перетаскать!» - кричит такой Иван-дурак на похоронах. А свадебному поезду он желает царствия небесного и вечного покоя. Он невежа и всё делает невпопад. Сказка над таким дураком смеётся. Ленивый дурак Такой дурак лежит себе целые дни на печи. Но ему невероятно везёт. Пойдёт за водой – щуку волшебную из проруби вытащит. Станет пень стегать – а из-под пня золото посыплется. И тут он неожиданно получает всё, что только пожелает: и красный кафтан, и красоту, и пригожесть, и даже царскую дочку с полцарством в придачу. В таком дураке скрыты добрые начала. Когда приходит время, он и выглядит, и поступает по-молодецки. Один отпускает щуку на волю, другой, охраняя пшеницу, показывает и ловкость, и смелость, и смекалку. Исполнительный дурак Есть дураки исполнительные. «Заставь дурака Богу молиться – он и лоб расшибёт» - это сказано про таких. Таким работником бывает дурак, что и дверь отдельно от дома охраняет, и медведя вместо коровы к скотине загоняет. Просто дурак Такие дураки есть во всяком народе. Недаром говорят: «Дураков не сеют, не жнут – они сами родятся». Над ними всегда вволю потешаются и рассказчики, и слушатели, чувствуя себя очень умными. 4. История имени Герой сказок Иван-дурак вовсе не дурак, в современном значении этого слова. До принятия христианства и долгое время после существовала традиция не называть детей «взрослыми» именами, чтобы их не похитили «черти», пока они беспомощные. «Взрослое», «настоящее» имя ребёнок получал на посвящении в 10-13 лет, а до этого носил ненастоящее, детское. Большое распространение имели детские имена, образованные от числительных - Первак, Вторак, Третьяк. А также и Другак, то есть «другой», следующий. Так как оно было самым популярным, обозначающим, в большинстве случаев, младшего ребёнка, то в результате стало нарицательным и упростилось до «Дурак». Имя «Дурак» встречается в церковных документах до 14-15 веков. С 17 века оно начало значить то, что значит и сейчас - глупого человека. Естественно, ведь самый младший - самый неопытный и несмышлёный. Поэтому знаменитый Иван-Дурак из русских сказок вовсе не дурак, а просто младший из трёх сыновей. 5. Загадка образа Ивана-дурака Иван-дурак - персонаж, по своей сути неясный, если не сказать, загадочный. Будучи главным героем сказки, он, в согласии с законами жанра, успешно преодолевает все препятствия, расставленные на его пути судьбой, и достигает благополучия, обычно символизируемого женитьбой на царской дочке. В этом Иван-дурак мало чем отличается от Ивана-царевича и других сказочных героев, которым сочувствуют и с которыми могут отождествлять себя слушатели, но если в других сказочных сюжетах удача в конце концов вознаграждает героев за их ум, хитрость, верность, доброту, храбрость, то, рассматривая данный тип сказок, приходится сделать вывод, что Иван-дурак вознаграждается за свою глупость. Не обладая никакими особенными достоинствами, которые хотя бы уравновешивали его глупость, он тем не менее приходит к такому же финалу, как и заведомо достойные герои. Более того, в сказке кроме Ивана-дурака часто присутствуют его братья, которые отличаются от него только своей разумностью и которые тоже пытаются завоевать удачу, но из трех братьев судьба оказывается благосклонной именно к дураку, подтверждая вывод о награде за глупость. Прямолинейно выведенная из этих сказок мораль говорит, что ум человеку не особенно и нужен, он вовсе не требуется для достижения жизненного успеха (а то и мешает его достижению); если тебе на роду написано стать царским зятем, то, даже если ты дурак, это тебе не помешает им стать, а если не написано, то и стараться не стоит. Отсюда иногда делается довольно обидное для нас, русских, заключение, что народ, любимым фольклорным героем которого может быть дурак и бездельник, не ценит ума, трудолюбия, расчета и упорства в достижении цели, а склонен, лежа на печи, надеяться на чудо, которое безо всяких хлопот вознесет его из грязи в князи. Но этот вывод - помимо того, что он явно нереалистически описывает шкалу народных ценностей, - находится в явном противоречии с тем, что в других - созданных тем же народом - сказках природный ум героев, их образованность, расчетливость, остроумие, хитрость служат основой их жизненных успехов и получают очень высокую оценку. Ершов в своем знаменитом “Коньке-горбунке”, пользуясь фольклорным сюжетом об Иване-дураке, идет этим общепринятым путем. В зачине он, правда, следует народной сказке, говоря: “Было у него три сына. Старший умный был детина, Средний был и так, и сяк, Младший вовсе был дурак. ” Однако в дальнейшем мотив “дурости” главного героя совершенно исчезает, он остается “дураком” лишь по названию, но ни его действия, ни мнение о нем окружающих никак этой кличке не соответствуют. Скорее он выгодно отличается от своих братьев, чья лень, трусость и непослушание родительской воле перекрывают им возможность повстречаться с волшебной кобылицей и, следовательно, путь к жизненному успеху. Таким образом, Иван-дурак трактуется Ершовым как герой, которого считают глупым лишь по недоразумению и чьи достоинства до поры до времени скрыты под неприметным обликом. В русских сказках есть подобный сюжет, в котором главный персонаж, занимающий низкое социальное положение (мужик, солдат) и только из-за этого расцениваемый окружающими как заведомый глупец и невежда, посрамляет других - высоко вознесенных в общественном мнении - персонажей благодаря природному мужицкому уму и хитрости, но это сюжет других сказок, явно отличающихся от сказок про Ивана-дурака. “Редактируя” сюжет и заменяя в нем один мотив другим, взятым из другой сказки, Ершов следует обыденному здравому смыслу, уверенному в том, что, если человек, которого мы считали дураком, добился в жизни неординарного успеха, то он, вероятно, не такой уж и дурак, а может быть, и поумнее прочих. Сказка от этого становится более “правильной”, логичной, но при этом теряется оригинальность и истинный смысл сюжета. Чтобы правильно понять смысл сказки и выяснить, почему главный герой - дурак, в чем функциональная роль его глупости в развертывании сюжета, необходимо отойти от своих привычных представлений и попытаться стать на точку зрения субъекта фольклора, Личная судьба человека, выступающая в виде его личных жизненных обстоятельств, (той среды, в которой он вынужден действовать и которую он не может выбирать по желанию), постоянно затрудняет его продвижение к цели и уклоняет в сторону от нее. Задача каждого состоит в том, чтобы исправить уклонения, ликвидировать или обойти препятствия и вернуться на правильный путь, причем сделать это как можно быстрее, эффективнее, не тратя лишнего времени и энергии. Именно в решении таких задач проявляются личные достоинства человека, здесь проверяются его ум, смекалка, стойкость, другие необходимые для жизненной борьбы качества, и чем больше были препятствия, чем дальше от цели заносила человека судьба, тем больше чести тому, кто сумел все-таки преодолеть трудности и прийти к цели. Многие волшебные сказки строятся именно по такому образцу: некто ставит перед героем трудные задачи, и он вынужден, если не хочет лишиться жизни и счастья, преодолевать все препятствия. (Но самому герою не может ни с того, ни с сего прийти в голову отправиться на подвиги; любые подвиги, не связанные с его жизненным путем, не имеют для него никакого смысла). При этом главное, к чему он стремится, это восстановление исходного состояния, а не завоевание каких-то новых высот. Даже если в конце его ожидает награда, вроде женитьбы на царской дочке, то это лишь почетное звание, подтверждающее его доблесть и успех, но не цель, к которой он стремился. Сюжет об Иване-дураке похож на этот тип сказок, и в нем используются те же элементы: здесь также есть трудные задания, превосходящие человеческие возможности, есть волшебные помощники, решающие за героя неразрешимые проблемы, в конце героя ожидает тот же блистательный финал. Кубики, из которых строится сказка, те же самые, но сказка другая. В ней человек ставится в граничную ситуацию, заведомо исключающую для него возможность счастья. В сказке народ ищет ответа на вопрос, что должен делать человек, если судьба ставит его в такое положение, из которого нет возврата на жизненный путь, ведущий к цели. Именно такого человека символизирует образ Ивана-дурака. Если стать на эту точку зрения, сразу становится понятно, почему герой должен быть дураком не по видимости, а по своей сущности. Глупость Ивана ничем в сказке не доказывается, он дурак по определению. Очевидно, его дурь настолько неоспорима, что ее и не надо доказывать, он общеизвестный деревенский дурачок, которому Господь не дал разума. В сказках об Иване-дураке есть противоречие, снимаемое развитием сюжета (тезис: “Дурак не может прийти к цели, потому что он действует по-дурацки”; антитезис: “Дурак может прийти к цели, только если он действует по-дурацки”), обычно достаточно ясно выражено, и, по-видимому, легко “вычитывается” из сюжета теми, кому, собственно, и адресована сказка. Так, в одном из вариантов этой сказки сюжет разворачивается следующим образом. При разделе имущества между братьями младший брат-дурак просит у отца также выделить ему часть, и хотя старик-отец сомневается, стоит ли это делать - никакое имущество дураку не поможет, дело его безнадежное, - он все же из справедливости и жалости выдает дураку сто рублей. Дурак идет на улицу, а там мальчишки мучают котенка и щенка. Дурак просит отдать их ему и взамен отдает свои сто рублей. В дальнейшем собака с кошкой вырастают и, естественно, оказываются чудесными помощниками дурака, приносящими ему удачу и счастливый финал сказки. Из этого видно, что успех дураку приносит правильный (в его положении) выбор пути: после того, как он совершился, доведение сюжета до благополучного конца оказывается уже делом сказочной техники 6. Мир без "ученых". Между ним и "учеными" людьми - безусловная граница: в одном из циклов сказок Иван подчеркнуто носит прозвище Незнайки, а в другом - Бесталанного. И "ученые" - единственная людская среда, откуда сказочные Иваны не вышли, то есть в сказках не имеет представителя. Ни единого! Будто "ученых" для автора сказок, - народа, вообще не существует или какие-то они недостойные для представительства в Иванстве-Ивании. Идет это не от самоуничижения и не от гордыни авторской. Просто - напросто народ сам учен, без отколовшихся от него "ученых". В народной многотысячелетней вселенской лаборатории многое такое создано, что ученые лишь потом подтвердили. Список бесконечный: первые представления о мировой гармонии, материи и энергии, силе и движении, молекуле и атоме, изобретение глобуса, создание книги и т. д. и т. д. Наш Михайло Ломоносов, пробившись в "ученые", только тем и занимался, что народные представления уточнял. А сколько этих представлений так и не понято "учеными", так и не развито, зачастую искажено до неузнаваемости. Но главное, повторяю, духовная граница между Иванами и "учеными". Незнайка неслучайно излучает свет, удивительно чистый, яркий. Если бы "знайки" такой свет излучали, может и мир другой был, а не такой страшный. как сейчас. Не лезли бы "ученые", родство забывшие, на горб Ивана, не стремились погонять, учить уму-разуму, не уничтожали бы живое. Линия между Иванами и "учеными" - линия принципиальная, разделительная. Иваны никогда о родстве своем не забывают. "Иваны, родства не помнящие", - так сказано, чтобы подчеркнуть невероятность подобного случая. Не помнящий родства - это уже и не Иван. Кто ненавидит Ивана. Прежде всего, Иван - Дурак начисто лишен трех пороков, которые его враги считают достоинствами. Во-первых, он совершенно не тщеславен и никогда не требует за свои подвиги признания и славы. Более того, он всеми силами стремится, чтобы его не считали героем. Его хочется назвать, как это и делают некоторые исследователи, "замаскированныым героем". Будто на Иване - маска Дурака. Но в том-то и дело, что это не маска, а лик - образ, выражение внутреннего отношения к миру. Маску можно снять, - лик снять невозможно, с ним живут, с ним умирают, с ним предстают перед Богом, где "будут последние первыми". Поэтому надо говорить не о замаскированном герое, а о главных чертах определенного личностного класса. Во-вторых, Иван бескорыстен, нигде и никогда ради корысти ничего не делает. В третьих, нет в нем даже и какого-либо намека на склонность убить или измываться над другими, и жесток он лишь в случаях крайней необходимости, и только с нечистой силой. С точки зрения врагов именно отсутствие этих трех пороков, которые они считают наипервейшими достоинствами, позволяет назвать Ивана "дураком". В сказках враги, зная, как поведет себя Иван, пользуются этим, провоцируют условия, в которых он идет "туда, не зная куда", чтобы "принести то, не зная что", для них достает и славу, и богатство. Крестьянского происхождения, он иным быть не может. Как не могут быть иными его враги. Они не специально его враги, они - такие, они просто другие, представляют другой противоположного значения, личностный класс. И даже злость их на Ивана можно объяснить тем, что они не могут быть как Иван. Они живут по другим заповедям. Почему побеждает Иван. Высший смысл путешествий и всех злоключений Ивана даже тогда, когда он идет, и не зная куда и неизвестно за чем - в борьбе с нечистью и в умножении добра. Он побеждает врагов в силу своего естественного, Богом данного поведения. Ивану помогает все, что светло и добро, и мать - сыра земля, и леса, и реки, и меньшие братья, до малой зверушки и букашки. Помогает, потому что он сам светел и добр, а не просто близок свету и добру. Он человек внутренний, живущий сердцем - вещуном. "Тут старушечка прыгает через грядку: Фу-фу-фу, что это такое! Русский дух ко мне в лес зашел!". Царству мертвых, основных врагов Ивана - Кощею, Бабе-Яге, Змею Горынычу - противостоит царство живых. Особая страна Иванство-Ивания, - особая цивилизация. "Здесь русский дух, здесь Русью пахнет". Это - цивилизация Россия. Другой такой не найти. "Рус Иван" называли и называют нас западные соседи, "урус Иван" - восточные. Причем человек противного личностного класса, противоположной цивилизации, где в почете, прежде всего, "любимые" богатства, то есть человек внешний, живущий холодным рассудком, православных считает уже не сказочными, а самыми настоящими дураками, и Россию - дикой, нецивилизованной страной дураков. Люди из этой страны-цивилизации, оставшиеся православными, то есть мы с вами, и есть Иваны - Дураки. Между тем бессмертие России - именно в том, что в ней жили и творили, живут и творят Иваны, помнящие родство. Личность народного любимца узнается во всей нашей культуре, как в творцах ее, так и в их творениях, как, положим, в Достоевском и князе Мышкине или Шолохове и его герое из "Судьбы человека". В Пушкине и Юродивом. Конечно же, чем не Иван - Дурак национальная гордость России - Александр Сергеевич Пушкин. Ведь даже смерть его для благоразумного человека глупость, не оправдать никак. Гениальный поэт, почитаем народом, мог бы и не стреляться, жить-поживать, далее сочинительстововать. Но в том-то и дело, что за Пушкиным на дуэли стояла вся Россия, от крестьянки Арины Родионовны до героев 1812 г. , до ее святых. Убийца, стреляя в Пушкина по заказу мракобесия, тьмы, стрелял и в каждого из нас. И это случай, когда "смертию смерть поправ", человек побеждает. 7. Заключение Любит русский народ дураков не за то, что они глупые, а за то, что умные: умные высшим умом, который не в хитрости и обмане других заключен, не в плутовстве и удачном преследовании своей узкой выгоды, а в мудрости, знающей истинную цену всякой фальши, показной красивости, видящей цену в совершении добра другим, а следовательно, и себе, как личности. И не всякого дурака и чудака любит русский народ, а только такого, который некрасивого конька-горбунка приголубит, голубка не обидит, деревце говорящее не сломает, а потом и свое другим отдаст, природу сбережет и родимых родителей уважит. Такому "дураку" не просто красавица достанется, а царевна из окошечка перстень обручальный отдаст, а с ним вместе и полцарства-государства в приданое.

Юлия Королёва
Литературно-художественный анализ произведения (русской народной сказки) «Сивка-Бурка»

Литературно-художественный анализ русской народной сказки

«Сивка-Бурка» (русская народная сказка - волшебного вида)

Тема: В сказке рассказывается о том, как Иванушка-дурачок поймал волшебного коня, как тот служил ему и помогал. Как братья надсмехались над Иванушкой, а он, не смотря на это, смог выполнить задание царя и женился на Елене Прекрасной.

Идея: Не будь ленивым и тогда получишь благодарность за все свои старания. Восхваляется терпение, доброта.

Характеристика главных героев:

Иванушка-дурачок: терпеливый, послушный сын («Пришел в поле, сел на камень. Сидит не спит, пирог жует, вора дожидается»). Ловкий,сильный («Иванушка вскочил на него ловко и ухватился крепко за гриву. Уж конь носил-носил его по чисту полю, скакал-скакал - не мог сбросить!»). Добрый, порядочный («- Да он обещал больше не ходить в пшеницу, вот я его и отпустил»)

Елена Прекрасная : добрая, справедливая («Братья глядят и думают: «Ишь ты, царевна и нашему Ивашке вина подносит!»). Красивая («А собою она красавица из красавиц»). Исполнила наказ царя(«- Вот, батюшка, мой жених и нашелся!»)

Художественные особенности сказки:

Сказка начинается не традиционным зачином («Жил-был старик, и было у него три сына…», волшебный помощник: Сивка-Бурка - помогает достижению цели

(«-Хочу посмотреть на царскую дочь Елену Прекрасную!», используется антропоморфизм («Стал конь просить Иванушку: «Отпусти ты меня, Иванушка, на волю! Я тебе за это великую службу сослужу»). В основе сказки лежит волшебство, превращения («Влез Иванушка коню в правое ухо, а в левое вылез - и стал таким молодцом…», закон тоекратного повторения («Три ночи, три брата, три раза ездили в город, три раза звал коня»). Характерна многособытийность (несколько сюжетных линий, используются волшебные заклинания, описания («Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!», …прискакал на пшеницу конь - одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит - земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет»).

Характеристика языка: Язык сказки красочный, эмоциональный, выразительный, используются двойные слова усиливающие впечатления от происходящего («Уж конь носил-носил его по чисту полю, скакал-скакал - не мог сбросить!», «народу видимо-невидимо», «А собою она красавица из красавиц», устойчивые выражения, характерные для сказки(«ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать, ни пером описать», постоянные эпитеты украшающие язык сказки («молодецким посвистом», «богатырским покриком», «добрый молодец»). Сказка заканчивается традиционной концовкой («Я на том пиру был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»).

Вывод: Сказка учит верить в добро, уважать родителей. Помогает в формировании нравственных ценностей. Добрым людям жить интереснее и счастливее, у них много друзей и они многого могут добиться в жизни, а злые остаются одинокими и никому не нужными.

Публикации по теме:

Конспект занятия по сопоставлению чукотской народной сказки «Медведь и лосёнок» с русской народной сказкой «Волк и телёнок» Программное содержание: Продолжать знакомить детей с творчеством народов Севера. Познакомить с чукотской народной сказкой «Медведь и лосенок»,.

Драматизация русской народной сказки «Теремок» (с элементами пальчиковой гимнастики). Цель: развитие творческих способностей у детей, развитие.

Интегрированное занятие по русской народной сказке «Сивка - Бурка» Цель: - Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки; - Преобразовывать ход повествования, развивать воображение и мышление;.

Литературно-художественный анализ русской народной сказки «Гуси-лебеди» Литературно-художественный анализ русской народной сказки «Гуси- лебеди» 1. «Гуси-лебеди» русская народная сказка – волшебная. 2. Тема:.

В магазинах игрушек в виде лошадей огромное количество: мягкие и пластмассовые, деревянные и металлические,.

Тема: Образ главного героя в русской народной волшебной сказке

«Сивка-Бурка»

Цели:

1) Познакомить детей с особенностями жанра русской народной волшебной сказки «Сивка-Бурка»; Учить наблюдать за словом, его подтекстом, многозначностью, за развитием сюжета, поступками персонажей, учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать свою собственную точку зрения, отстаивать ее с помощью текста.

2) Работать над навыками выразительного чтения, над развитием логического и образного мышления, над художественной, образной речью, воображения, внимания, памяти, над развитием творческих способностей детей.

3) Воспитывать культуру чтения, общение с учителем, друг с другом, с книгой; уважение к традициям, культуре нашего народа.

Тип урока: изучение нового.

Оборудование: учебники, иллюстрации, загадки, название тем.

I .

II .

III .

IV .

IV .

V.

Оргмомент.

Подготовка к восприятию.

Добро и зло в стране чудес –

Как и везде встречаются,

Но только здесь они живут на разных берегах.

Здесь по дорогам разные истории скитаются.

И бегают фантазии на тоненьких ногах.

Ребята, догадайтесь о каком жанре литературы идет речь в этих строках?

Почему вы считаете, что о сказке?

Ребята, любите ли вы сказки?

А что такое сказка? Кто вспомнит? (Устный занимательный рассказ фантастического или бытового характера с установлением на вымысел)

Какие бывают сказки?

Каких сказочных персонажей вы знаете?

1. Кто из литературных героев провел на необитаемом острове 28 лет? (Робинзон Крузо)

2. Кто потерпел кораблекрушение в путешествии и был взят в плен лилипутами? (Лемюэль Гулливер)

3. Железные зубы, костяная нога, все люди знают – это баба…(Яга)

4. У отца был мальчик странный,

Необычный, деревянный,

Но любил папаша сына

Шалунишку …(Буратино)

5. Фруктово-ягодная страна

В одной из книжек-сказок есть она,

А в ней герой-мальчишка овощной,

Он храбрый, справедливый, озорной. (Чиполлино)

6. Появилась девочка в чашечке цветка

И была та девочка чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке девочка спала.

Вот такая девочка, как она мила. (Дюймовочка)

7. Скорей бы приблизился вечер

И час долгожданный настал.

Чтоб мне в золоченой карете

Поехать на сказочный бал.

Никто во дворце не знает –

Откуда я, как я зовусь,

Но только лишь полночь настанет

К себе на чердак я вернись. (Золушка)

Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с русской народной волшебной сказкой. Откройте учебники на странице 21 и прочитайте название сказки, которую будем изучать.

Как вы думаете, о ком пойдет речь в этой сказке? Что можно сказать по названию? (О коне)

Какие кони бывают по масти?

Какую роль они играют в жизни человека?

Где они живут?

Чем питаются? Попробуйте представить и описать коня.

Что они символизируют?

Как вы себе представляете поле?

Что может расти на полях? Что сеяли раньше?

Что символизирует поле?

Но поле было не только для посадки зерновых и других культур, но также для заготовки травы на зиму животным. (Сено)

Где хранили его?

Как вы себе представляете сеновал?

Кто такие гонцы? Опишите их.

Что собирали в лесу?

Во что собирали? (В корзинки, в лукошки)

Первичное чтение.

Сейчас я вам буду читать выразительно сказку, а вы внимательно следите за сюжетом и аккуратно отмечайте карандашом структурные элементы, которые, на ваш взгляд, там встречаются, а также отмечайте необычные красочные выражения. И попробуйте ярко, образно представить ту обстановку, в которой происходят события, что же в них необычного?

а) образцовое чтение учителем.

б) беседа после первичного чтения.

Интересная сказка?

Так что же необычного в сказке? Что же вам понравилось?

Что заинтересовало особенно?

Какие слова были непонятны?

Почувствовали переживание или восторг персонажей?

А может что-то вас насторожило?

Вторичное чтение.

А сейчас мы будем вместе с вами читать, следить за развитием сюжета, поведением персонажей, отмечать структурные элементы, образные выражения, будем их анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственные точки зрения, отстаивать их с помощью текста.

Так какие структурные элементы вы отметили?

А какие образные выражения вы нашли? (Сивка-Бурка вещая каурка,…)

Итак, прочитайте начало.

Чем начинается сказка? (Зачином)

Как вы думаете, почему младшего сына звали Иванушкой-дурачком? Случайно ли это?

Зачем отец дал детям наказ? (Стеречь пшеницу, чтобы проверить их)

Ребята, а, как по вашему, почему двое старших сыновей проспали всю ночь, а отцу сказали, что не было никого. (Ленивые сыновья, но чтобы отец их не наказал, они не сказали ему)

А почему Иванушка не уснул? (Ответственный, ему самому было интересно узнать)

Ребята. А как вы думаете, почему Иванушка поверил коню и отпустил его? Какой он здесь.

Как общались Иванушка и конь? Опишите коня, подобрав синонимический ряд. Какой он?

А почему Иванушка рассказал братьям про коня?

Почему братья не поверили ему?

Ребята, Иванушка ведь мог просто уйти. Зачем он взял лукошко и пошел будто бы по грибы? А какой он здесь?

Ребята, что необычного в коне? Докажите текстом.

Какой конь? (Волшебный)

Как вы думаете, зачем Иванушке нужно влезть коню в правое ухо, а в левое вылезти? С чем это связано?

Ребята, а на что похоже выражение, которым Иванушка вызывает Сивку-Бурку? (На заклинание)

А как по вашему, почему в сказке используются заклинания? (Это волшебная сказка, а заклинание обладает магической силой, люди верили в силу заклинания)

Ребята, а какое число встречается в сказке много раз? (три) Докажите текстом.

А как вы думаете, почему?

Какое оно – число три? (Волшебное)

Люди верили, что это число волшебное.

Ребята, а как зовут главного героя? (Иванушка дурачок)

А почему его зовут именно Иванушка-дурачок, а, допустим, не Иван-дурак?

Почему вы так считаете? Где это видно в тексте?

Ребята, почему Иванушке помогает Сивка-Бурка? Какой предстает перед нами Иванушка? (Хороший, добрый, честный)

А почему Сивка-Бурка не помогает его братьям? (Они ленивые, злые, завистливые)

Какой Иванушка? (Глупенький, меленький, он один бы не справился)

Ребята, а как вы считаете, зачем Елена Прекрасная проводит конкурс женихов? (Узнать кто сильный, ловкий)

Сколько раз Иванушка пробовал снять перстень с руки Елены? (3)

Почему именно на третий раз ему удалось это сделать? (Три – число божественное)

А зачем она надела ему на палец кольцо?

Как узнала Елена, что Иванушка именно тот жених, которого она долго искала?

Какой Иванушка здесь?

Чем заканчивается сказка?

Как это выражение называется?

Закрепление изученного.

Мы с вами разобрали сказку.

Попробуйте ярко, образно, используя синонимический ряд, описать Иванушку.

Самые лучшие работы мы зачитаем.

Дача домашнего задания.

Попробуйте дома изменить ход сюжетной линии. (Устный рассказ)

Или сочинить от любого персонажа рассказ о его жизни.

Или нарисуйте фрагмент сказки, а мы на следующем уроке угадаем его.