Чем отличается литературный герой от фольклорного. Главные отличия русской литературы

Есть Русская литература. Российской литературы, как отдельной самостоятельной величины, как замены или синонима имени Русская литература, не существует.
Есть различные писатели, для которых русский язык не является материнским, но они пишут на нём, и пишут качественные, не только с технической точки зрения, тексты. Но суть не в этом, а в том, что это понятие создано искусственно и в данном случае является подменой первому. И дело, конечно, ни в каком не в «этническом факторе», а в выдуманном (в данном случае) термине «российская» в отношении литературы, потому как никакого российского языка в природе просто напросто не существует. И здесь логика элементарная: литература происходит от языка. В данном случае не может быть никакого обобщения, как и отождествления одного с другим, если речь, конечно, не идёт о термине, обозначающем многоязыковую (!) литературу народов России.

Чаще всего, под термином «российский писатель» подразумевается «либеральный писатель», как правило, отвергающий саму идею русской государственности (а значит, и российской метакультуры в целом), главной целью ставящий себе борьбу с ней её же оружием – то есть, языком. Либерал всегда будет убеждать в том, что он стоит за страну, где должны возобладать новые порядки, при этом, естественно, прикрываясь лозунгами о свободе и демократии, обесцененными самими же либералами. Как говорил Достоевский устами Евгения Радомского: «Мой либерал дошёл до того, что отрицает самую Россию, то есть ненавидит и бьёт свою мать. Каждый несчастный и неудачный русский факт возбуждает в нём смех и чуть не восторг. Он ненавидит народные обычаи, русскую историю, всё. Если есть для него оправдание, так разве в том, что он не понимает, что делает, и свою ненависть к России принимает за самый плодотворный либерализм…»

Либеральный же российский писатель то пристраивается к русской классике, то безжалостно критикует её, а то и вовсе открыто выражает свою ненависть. Но понимая, что рубит сук на котором сидит, он всё же пытается выискивать в творчестве классиков выгодные для себя моменты, то заимствуя стиль отдельных классиков, то примеривая к своим лозунгам демократические воззрения великих людей, их временами оппозиционные настроения к власти (к власти, а не к Родине), а не находя ничего «полезного» для своей идеологии, вымещает свой гнев на народе.
Если говорить об этой т.н. «российской» литературе (а в данном контексте, правильнее именовать её «русскоязычной») как о совокупности произведений и авторов, независимо от этнического происхождения, но пишущих на русском языке, при этом совершенно не связывающих себя с Русью, с Русским логосом ни кровью, ни духом, или же общностью идей и целей, то это отдельный сегмент в лоне (в лоне ли?!) или, скорее, на обочине Русской литературы, но никак не объемлющей её и не главенствующей. Скорее всего, это явление можно назвать отдельной ветвью, дающей свои плоды, судить о которых можно лишь по отдельности, исходя из направленности её идей, принадлежности к русскому национальному мифу, а также степени «русофобии» её составных элементов.

Почему важно это разделение? Потому что ни Пушкин, ни Лермонтов, ни Достоевский, ни Л. Толстой, ни Гоголь, ни другие светила русской классической литературы никак не могли именоваться российскими поэтами и писателями. Не потому что тогда ещё не был введён этот самый в большей степени политический термин, а потому что они сами есть выражение русского языкового логоса, его лучи и прямые ипостаси. И именно они являли и являют собой ядро, основу и дух русской литературы. А дух рождает смыслы.

Другое явление, которое по праву можно обозначить термином «российская литература» – это многоязычная литература всех народов России, проживающих на территории Российской Федерации, выявляющая себя посредством того же русского и многих других отечественных языков. И этот термин куда более органичен и натурален, чем вышеописанный «симулякр русской литературы».

Однако и он не является свойством имени, присущего языковому логосу, а терминологическим определением, точно таким же, каким является термин российский народ (российский сверхнарод в метакультурном аспекте). Но, как отмечено выше, термин «российская литература» правомерен и единственно объясним с точки зрения многогранности лингвистических логосов Российской цивилизации (культуры и метакультуры в целом), а не тот, что включает в себя принципы обратные Русскому логосу.

Важно обозначить подмену, саму тенденцию вытеснения из информационного пространства исконного определения Русская литература, всегда созвучного имени высокая литература, и внедрения вместо него ложного термина «российская», со своими «классиками» и «властителями умов», только почему-то всегда в корне противоречащими мировоззрению и жизненным принципам подлинных классиков. Даже Тургенев, нещадно критиковавший отсталость России от европейской цивилизации, был подлинно русским писателем, сотворив глубочайшие женские образы Святой Руси…

Отделяя одно от другого, следует принять тот факт, что существует несколько разных по масштабу, духовному предназначению и художественному уровню литератур в едином культурном пространстве России. Отдельным звеном следует выделить, так называемую, русскоязычную либеральную литературу, нередко русофобствующую, нередко становящуюся в карикатурную оппозицию классике, то маскируясь под русскую литературу, то выступая под весьма абстрактным именем современной российской прозы, но всегда стоящую (подчёркнуто) в оппозиции ко всему исконно русскому, начиная от культурно-этнических феноменов русского славянства до религиозных основ русского православия.

Дети любят слушать сказки. В них добро наказывает зло. Благодаря сказкам, дети учатся понимать мир.

Русские народные сказки развивают воображение детей

Но существует разница между литературными и народными сказками:

  • В народных сказках сюжет строится по традиционной схеме, и рассказчик должен ее придерживаться. А сказка, написанная автором, может иметь произвольный вариант повествования.
  • В литературной сказке чётче описывают характер и внешность героев. Место действия и события наделены большим количеством деталей. А писатель имеет свое отношение к каждому герою, и это заметно при прочтении повествования. Тогда как народная сказка отражает идеалы целого народа.
  • Народные сказки появились в глубокой древности. Они отражают представления человека о добре и зле, о нормах морали. В сказках разных народов видны их культурные традиции и верования. Литературные сказки появились намного позже народных.
  • Народная сказка рождалась в народе. Такие сказки знали все, благодаря устному пересказу. Их нигде не записывали. У них не было конкретного автора. А литературная сказка – это плод фантазии одного человека, записанный на бумагу.

В чем сходство русской народной и литературной сказки

Литературные сказки повторяют фольклор, сказочную атрибутику, языческие ритуалы из народных сказок. Кроме этого, эти виды сказок объединяют такие черты:

  • Авторы в своих произведениях наделяют персонажей животных человеческими качествами, как это первоначально применялось в устном народном творчестве. Часто в авторских сказках появляются пословицы, поговорки, простонародные выражения, взятые из русского народного фольклора.
  • И те и другие сказки повествуют о вымышленных событиях.
  • И в тех и других сказках герои делятся на положительных и отрицательных. При этом, положительные герои воплощают представление народа о добре, справедливости, красоте. А отрицательные герои – воплощение зла для человека.
  • Во многих народных и литературных сказках главному герою помогает животное, наделенное сверхъестественными способностями.

Народные сказки в творческой форме отражают сознание людей того времени, когда они были придуманы. А литературная сказка хоть и продолжает культурные традиции народа, но больше является элементом приключенческой или фантастической литературы.

Литература – это вид искусства, который существует испокон веков. Многие люди интересуются, в чем же скрываются отличия между литературой и литературоведением. Оба термина прочно вошли в жизнь людей, но при этом различия удается понять далеко не сразу.

Что представляет собой литература?

Литература – это искусство слова, потому данный термин используется для обозначения любых письменных произведений и обладающих общественным значением.

Литература бывает технической, научной, справочной, эпистолярной, публицистической. Однако, если ориентироваться на обычный и строгий смысл термина, литература должна включать в себя только художественные произведения.

Термин «литература» начал употребляться только в XVIII столетии, так как прежде люди говорили «изящная словесность», «поэзия», «поэтическое искусство». Активное развитие литературы началось в середине XV века, когда люди по достоинству оценили искусство слова.

Литература начинает свое развитие на основе устной народной словесности, приобретая постепенно формы, которые проявляются в XXI веке. Литература имеет отношение не только с творческим потенциалом людей, но и с периодом формирования государственного строя, ведь именно государство порождает развитую письменность.

Каждый период истории обладает уникальными литературными памятниками, позволяющими понять, по какому направлению развивалось человечество. В древнейших литературных памятниках, к которым традиционно относят «Повесть временных лет», Библию, Махабхарату, предполагается полноценное единение словесного искусства, мифологии и религии, основ естественных и исторических наук, моральных и практических указаний. Анализ ранних литературных произведений не может лишить труды эстетической ценности, ведь структура близка к художественным принципам и образует фундамент для дальнейшего развития литературы.

Что представляет собой литературоведение?

Литературоведение – это наука, которая посвящена художественной литературе, происхождению и развитию, сущности. В настоящее время литературоведение представляет собой сложную дисциплину, которая отличается подвижностью. При этом предполагается различие между тремя главными отраслями литературоведения:

  1. Теория литературы. В этом случае предполагается изучение общих законов структуры, а также принципов развития литературы.
  2. История литературы. Предполагается изучение прошлого литературы в качестве художественного процесса.
  3. Литературная критика. В этом случае концентрация внимания происходит на современной литературе, но при этом присутствует возможность интерпретации ранних литературных произведений на основе современных общественных, а также художественных задач.

В большинстве случаев литературоведение должно заниматься поэтикой, которая направлена на изучение следующих аспектов:

  1. Структура литературных произведений.
  2. Творчество писателей.
  3. Особенности различных литературных направлений.
  4. Принципы литературной эпохи.

Важную роль играет художественная речь , которая должна обладать уникальной стилистикой. При этом предполагается, что стилистика художественной речи может быть включена в теорию литературы, общую поэтику, историю литературы, литературную критику.

Если же внимательно изучить дисциплину, можно понять, насколько тесно взаимосвязаны все отрасли. Нужно понимать, что литературная критика развивается на основе исторических и теоретических принципов, причем история и теория литературы должны учитывать и осмыслять опыт критики для дальнейшего совершенствования. Важно отметить возможность передвижения дисциплин из одного ряда в другой, ведь критика постепенно становится материалом истории литературы и исторической поэтики, причем данные передвижения происходят под влиянием времени.

Нужно отметить, что наряду с главными дисциплинами литературоведения существуют вспомогательные направления:

  1. Литературоведческое архивоведение.
  2. Библиография художественной и литературоведческой литературы.
  3. Палеография.
  4. Текстология.

Литературные и народные сказки относятся к одному жанру, поэтому довольно непросто определить, чем отличается народная сказка от литературной. Видимые отличия имеют лишь форма повествования и внутреннее содержание. Основой сюжета любой сказки является удивительная история о небывалых приключениях (иногда злоключениях) главных героев, но в фольклорных произведениях сюжет строится по традиционной схеме, а вот в литературных повествование имеет авторский вариант изложения.

Народные сказки

Чтобы выявить различия литературной и народной сказки, следует изучить определения данных понятий. Народная сказка - это древнее культурное наследие, которое, пусть и в приукрашенной форме, сохранило представление предков о взаимоотношениях окружающего мира (природы) и человека. Здесь четко разграничена грань между злом и добром, отражены основные законы морали и нравственные принципы человеческого общества, продемонстрированы яркие черты национальной самобытности, верований и быта. Сказки, называемые народными, имеют свою классификацию:

  • Волшебные ("Волшебное кольцо", "Два Мороза", "Морозко").
  • Былинные ("Булат-молодец", "Вавила и скоморохи", "Добрыня и Змей").
  • Бытовые ("Бедный барин и слуга", "Воры и судья", "Дорогой обед").
  • Богатырские ("Иван - крестьянский сын и Чудо-юдо", "Иван - коровий сын", "Никита Кожемяка").
  • Сатирические ("Добрый поп", "Дурак и береза", "Каша из топора").

Отдельную нишу в представленной классификации занимают которых выступают животные ("Гуси-лебеди", "Коза-Дереза", "Маша и медведь"). Их возникновение специалисты связывают с древними языческими ритуалами и верованиями.

Литературные сказки

Проводя сравнение народной и литературной сказки, обязательно стоит учесть, что последняя возникла значительно позже первой. Благодаря внедрению просветительских идей в европейскую литературу, в XVIII столетии появляются первые авторские прочтения-обработки фольклорных сказаний, а уже в XIX веке стали широко использоваться литераторами традиционные сказочные сюжеты. Среди особо преуспевших на данном поприще выделяются А. Гофман, Ш. Перро, Г. Х. Андерсен и, конечно же, братья Гримм - признанные классики жанра.

Сходства литературной и народной сказки определяются тем, что в обеих повторяются фольклорные мотивы, обязательно присутствуют волшебные атрибуты, но в литературной развитие фабулы, выбор главных героев строго подчинены авторской воле. Также со второй половины XIX века литературная сказка становится очень близкой к новеллам и даже повестям. Ярким примером могут послужить произведения русских писателей: Л. Толстого и А. Погорельского, и европейских: С. Лагерлеф, и Л. Кэрролла.

Общее. Фольклорные традиции

Сравнивая черты народной и литературной сказки, следует уделить особое внимание фольклорным традициям авторской сказки, объединяющим ее с народной:

  • Писатели используют в своих произведениях сюжетные мотивы фольклора (нравственное и моральное искушение - испытание главного героя, присутствие животных-помощников, чудесное происхождение персонажей, ненависть к падчерице мачехи и т. д.).
  • По мнению уважаемого отечественного фольклориста В. Я. Проппа, литераторы используют традиционные, знакомые с детства образы центральных персонажей, которые выполняют определенные функции (антагонист, протагонист, помощник главного героя, даритель, вредитель-проказник, украденный объект, лжегерой).
  • В своем творении время и пространство сказочники создают в соответствии с неписаными законами сказочного фольклорного мира: место - фантастическое, порой неопределенное: тридевятое царство, ветхая землянка, и т. д.
  • Использование приемов поэтической речи: троекратные повторы, постоянные эпитеты, словесные формулы, просторечие, пословицы и поговорки, фразеологизмы.

Такое пристальное внимание к фольклорным истокам позволяет увидеть обращение к ним писателей-сказочников и специфику литературной сказки.

Отличия

Чтобы понять, чем отличается народная сказка от литературной, стоит уделить внимание своеобразию формы и содержания, а именно:

  • В авторской сказке ярче выражена изобразительность, т. е. более детально, подробно и, главное, красочно описаны внешний облик, эмоции персонажей, место действия и события.
  • В литературной сказке присутствует психологизм, более углубленное и детальное исследование внутреннего мира, чувств и эмоций персонажей.
  • Персонажи авторского сказания не являются обобщёнными типажами, имеют неповторимые индивидуальные Например, такие литераторы, как Ершов, Пушкин, Одоевский, уделяют внимание психологическим мотивам поступков и действий героев.
  • Как всякому литературному произведению, сказкам писателей свойственна ярко выраженная устойчивая что определяет ее эмоциональную тональность. Например: "Сказка о царе Салтане..." - чистая, светлая, благородная; "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях" - изящная, нежная, грустная; "Сказка о попе и о работнике его Балде" - балагурная, насмешливая; "Сказка о рыбаке и рыбке" - ироничная, но печальная.

Чем отличается народная сказка от литературной еще? Тем, что авторское произведение позволяет читателю распознать лицо автора, его духовный мир, пристрастия и Это является принципиальным отличием фольклорного сказания, в котором отображены идеалы этноса, а личность конкретного рассказчика стерта.

Коротко о главном

Итак, чем отличается народная сказка от литературной? Последняя является авторским произведением, в отличие от первой, которая появилась в результате коллективного творчества как эпический поджанр. Литературное сказание - это устоявшийся признанный жанр художественной литературы, а народное - это особая разновидность фольклорного жанра, характеристикой которого является устный пересказ.

Любимый литературный жанр малышей

Литературные сказки являются одним из наиболее почитаемых литературных жанров у детей. Даже программа школьного чтения содержит в себе произведения таких писателейА. С. Пушкина, В.Ф. Одоевского, П.П. Ершова, В.А. Жуковского, которые входят в золотой фонд отечественной и мировой литературы для детей. Их чтение способствует скорейшему формированию нравственных и эстетических представлений ребят, развивает их литературный кругозор и общую культуру. Но главное, такие произведения содействуют развитию творческих способностей, воображения и нешаблонного мышления юного читателя.