Общеобразовательные школы дополнительным музыкальным образованием. Школа с музыкальным уклоном

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования города Москвы "Детская школа искусств имени В.В. Крайнева" (сокращенное наименование: ГБУДО г. Москвы "ДШИ им. В.В. Крайнева") создано на основании распоряжения Правительства Москвы от 31.12.2003г. №2429-РП и приказа Комитета по культуре города Москвы от 12.01.2004г. №2 с наименованием "Детская школа искусств №16" на территории Юго-Западного административного округа города Москвы в районе Южное Бутово. Спустя 10 лет, в апреля 2014 года школе было присвоено имя выдающегося пианиста, педагога, общественного деятеля, Народного артиста СССР и России, профессора Владимира Всеволодовича Крайнева.

Учредителем Школы является город Москва.

Функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент культуры города Москвы - http://kultura.mos.ru/ .

Сайт Министерства культуры РФ - http://mkrf.ru/

Сайт Министерства образования и науки РФ - http://минобрнауки.рф/

Сайт Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования (повышения квалификации) города Москвы "Дирекция образовательных программ в сфере культуры и искусства" (ГБУ ДПО "ДОП СКИ") - http://metodcabinet.ru/

Директор школы - Почетный работник культуры города Москвы Аксенова Елена Алексеевна.

Тип школы - образовательное учреждение дополнительного образования.

Уровень образования - дополнительное образование.

Подвид - дополнительное образование детей и взрослых.

Форма обучения - очная, язык преподавания - русский.

Контингент обучающихся на бюджетной основе - 500 детей.

Контингент обучающихся на платной основа (отделение на самоокупаемости) - 200 учащихся.

Возраст обучающихся - от 6 до 18 лет.

Школа осуществляет следующие основные виды образовательной деятельности:

  • реализация дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства: фортепиано, народные инструменты, струнные инструменты, духовые и ударные инструменты, хоровое пение. Нормативный срок освоения программ - 8, 6 лет.
  • реализация дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства "Живопись". Нормативный срок освоения - 5 лет.
  • реализация дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства: народные инструменты, хоровое пение, духовые инструменты, струнные инструменты. Нормативный срок освоения - 3 года. Начало реализации с 01.09.2016 года. Реализация дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства: народные инструменты, хоровое пение, духовые инструменты, фортепиано, струнные инструменты. Нормативный срок освоения - 5 лет, 7 лет.
  • реализация дополнительной общеразвивающей программы в области изобразительного искусства. Нормативный срок освоения - 3 года. Реализация дополнительной общеразвивающей программы в области изобразительного искусства. Нормативный срок освоения - 4 года.
В школе работают три отделения: музыкальное, изобразительного искусства и подготовительное (отделение на самоокупаемости).

Специальности обучения:

Музыкальное отделение: фортепиано, скрипка, виолончель, флейта, баян, аккордеон, домра, гитара, хоровое пение

ИЗО-отделение: рисунок, живопись, композиция (станковая и прикладная), скульптура, декоративно-прикладное искусство, история изобразительного искусства.

Для детей в возрасте 5-6 лет организованы группы раннего развития на платной основе со сроком обучения 1,2 года на музыкальном отделении.

Для детей в возрасте 7-9 лет организованы группы художественного развития на платной основе со сроком обучения 1-3 года на ИЗО-отделении.

Возраст поступающих в школу определяется в соответствии с выбранной образовательной программой.

Вступительные испытания в форме приемных прослушиваний и просмотров художественных работ проходят ежегодно с 20 по 27 мая текущего года.

Запись детей в школу на бюджетное отделение осуществляется на Официальном сайте Мэра Москвы: https://www.mos.ru/services

Адреса школы:

1. бульвар Адмирала Ушакова, д. 11 (музыкальное отделение, администрация)

2. улица Адмирала Лазарева, д. 57(ИЗО-отделение), тел. 8-499-743-88-26

Режим работы школы: с 09 до 20 час.

Режим работы администрации: с 10 до 18:30 час. (будние дни)

Директор: Аксенова Елена Алексеевна, Почетный работник культуры города Москвы,

тел 8-499-743-15-09

Прием по личным вопросам:

Вторник с 16:00 до 18:30

Платежные реквизиты ГБУДО г. Москвы «ДШИ им В.В. Крайнева»:

ИНН 7727506674

КПП 772701001

ОКАТО 45293594000

л/с 2605642000930353

БИК 044583001

Банк получателя: Отделение 1 Москва

р/с 40601810000003000002

ОГРН 1047796173050

Директор школы: Елена Алексеевна Аксенова

Главный бухгалтер: Елена Валерьевна Емельянова

Материально-техническая база

ДШИ им. В.В. Крайнева имеет достаточно хорошую материально-техническую базу, которая позволяет качественно и продуктивно вести учебно-воспитательный процесс.

Основное помещение школы расположено на первом и втором этаже пристройки к жилому дому и занимает площадь 1255,1 кв.м. Учебные занятия проходят в 22 кабинетах, имеющих хорошие музыкальные инструменты, необходимую мебель, методические стенды, цветы. Школа использует в работе музыкальные центры, видеомагнитофоны, телевизоры, проектор, DVD плеера, комплекты звуковой аппаратуры.

Массовые мероприятия, концерты, фестивали, а также академические концерты, зачеты и экзамены по специальности проходят в концертном зале на 130 мест. В концертном зале установлены два рояля фирмы «YAMAHA» и «Эстония».

Дополнительное помещение ИЗО-отделения школы расположено на первом этаже жилого дома и занимает площадь 324,7 кв.м. Учебные занятия проходят в 8 кабинетах, оснащенных специализированным оборудованием для художников.

Выставки художественных работ учащихся проходят в выставочном зале ИЗО-отделения площадью 50 кв.м., оборудованном подвесными системами и световым оборудованием.

Административно-управленческий персонал размещается в восьми кабинетах. Они оснащены необходимой оргтехникой, компьютерами, принтерами, копировальными аппаратами, сканерами.

В зданиях школы установлены системы видеонаблюдения.

Информационная среда школы включает в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты).

В школе установлена система электронного документооборота (СЭД), единая система электронной записи детей (ЕСЗ), школа имеет свой сайт.

Оба помещения школы приспособлены для маломобильных групп населения и инвалидов.

Недавно ко мне подошла мама одного из моих студийцев и попросила совет, в какую театральную школу ее сыну лучше всего поступить для продолжения театрального образования (сыну — 14 лет). Так как эта проблема является актуальной для многих – разрешите мне ответить на этот вопрос развернуто.

Да, вопрос был задан не совсем корректно. Точнее, возможные представления людей несведущих — о специфике и формате обучения в театральной школе, равно как и о длительности такого обучения – чаще всего, ошибочны. Я поясню.

Многие думают, что театральная школа – это как школа обычная, с вкраплением в программу обучения нескольких предметов, посвященные театру. И это не совсем так. Далеко не так.

Театральные школы, колледжи и техникумы (в Москве и не только) можно классифицировать на следующие виды:

— курсы подготовки (повышения квалификации) при театральных вузах (училищах),

— школы (техникумы) с театральным уклоном (где классическое среднее школьное образование дополнено предметами театрального искусства),

— школы, ведущие свою деятельность по особым стандартам (чаще всего, Министерства образования и науки России – по специальностям, которым присвоен специальный код), а обучение в них приравнивается к вузовскому обучению.

В некоторых случаях 1 и 3 виды школ могут функционально и методологически пересекаться, создавая особый (научно-практический) конгломерат.

1) О курсах подготовки (повышения квалификации) при театральных вузах (училищах) я довольно подробно говорил . Не вижу смысла повторяться. Скажу лишь только, что это, на мой взгляд, один из самых слабых инструментов подготовки: народа на таких курсах много, педагоги, работающие на этих курсах — заинтересованы в результате и мотивированы ВЕСЬМА не очень (получая копеечные гонорары).

Да никто, в принципе, и не заинтересован Вас на них (этих курсах) хоть чему-то научить . Ведь и сами вузы почти не скрывают: для них подобные курсы – метод заработка, основанный на «бренде» и имени училища, не более того. Какие-то общие знания Вы на таких курсах получите, но не более. И уж никаким залогом успешного прохождения в театральный вуз (если Вы к этому стремитесь) – они точно не станут.

Если у Вас есть цель (например) — поступить в театральный – лучше нанять себе дельного репетитора или пойти в какую-то толковую мини-группу . Впрочем, это тема для более глубокого анализа, здесь и сейчас я раскрывать ее точно не стану.

2) Школы с театральным уклоном . Как я уже говорил выше, в таких школах базовые школьные программы дополнены «театральными» дисциплинами: актерским мастерством, техникой речи, танцами, сценическим движением, и так далее. Такие школы являются государственными бюджетными общеобразовательными учреждениями (ГБОУ) Департамента образования г. Москвы (поскольку я веду речь о московских учреждениях – я называю их принадлежность в контексте «города-донора»).

Самые известные московские школы с театральным и кинематографическим уклоном (ГБОУ):

«Школа 1,2,3 (123, ее еще называют «Театральная», ГБОУ)», м. Пушкинская. Театральные классы там – 10 и 11-й (то есть, с первого по девятый классы – обычная школьная программа, а потом можно поступить в «театральный класс»). В школе мастерство ведут некоторые педагоги топовых московских театральных вузов. Школа считается одной из лучших театральных школ Москвы (единственная школа в Москве, имеющая свой учебный театр). Для поступления в «театральный» класс (уже на данном этапе) необходимо читать программу, состоящую из прозы, басни, стихов. Считается (впрочем, нигде это открыто не заявлено), что процент поступивших в театральный – из этой Школы – самый высокий по Москве,

«Школа 2054 (ранее 232, ГБОУ)», м. Цветной бульвар. Театральные классы – 10, 11 (как и в предыдущем варианте). Школа 2054, конечно, попроще, чем ее более раскрученный аналог (впрочем, кто чей аналог – еще неизвестно), но приметна она тесным сотрудничеством с ВТУ им. Щепкина. Улавливаете мысль? Впрочем, явной тенденции, что выпускники данной Школы почти гарантированно получают себе место в ВТУ – все же нет,

«Московская международная киношкола» (колледж № 40, ГБОУ), м. Шаболовская. Как следует из названия, основной профиль школы — подготовка кадров для кино и телевидения. Впрочем, это не значит, что Школа «закрыта» для «театралов». В отличие от непосредственно «театральных» школ – обучение искусству театра и кино там продолжается три года (7,8,9 классы), при том, что программа среднего и профильного образования рассчитана на девять лет. Как и в предыдущих случаях, для поступления в «соответствующие» классы необходимо пройти творческое собеседование,

«Центр образования № 686» («Класс-центр», ГБОУ), м. Петровско-Разумовская. Школа предоставляет драматическое и музыкальное образование (по окончании выдается диплом о среднем музыкальном образовании). Поступать в нее имеет смысл, если после окончания Вы хотите поступать на музыкальный факультет театральных вузов или связать свою жизнь с музыкой,

«Московский государственный колледж (техникум) им. Л. Филатова », м. Митино. Является нетиповым государственным образовательным учреждением (ГБОУ). Готовит актеров преимущественно для музыкального театра. Имеет трехуровневую систему подготовки: начальный уровень (1-4 класс), профильный (5-8 класс), общее (среднее) образование (9-12 классы). На последнем уровне учащиеся колледжа проходят практику в мюзикл-театре «Монотон».

По сути, колледж Филатова имеет статус и возможности, аналогичные школам с театральным уклоном, изложенным выше, с той только разницей, что на более позднем этапе учащиеся имеют практику в действующем театре. Впрочем, некоторые «театральные» школы также имеют в своем составе учебные театры (например, «школа 123»). Так что – подобное отличие – носит весьма условный характер.

«Московский театральный колледж при театре Олега Табакова» (м. Чистые пруды, Тургеневская). Является общеобразовательной школой (ГБОУ). Непременные условия приема: на момент поступления абитуриенту должно исполниться 14 лет (он или она долен (должна) учиться в девятом классе общеобразовательной школы), и абитуриенты должны пройти предварительное собеседование (проза, басни, стихи, песни). Ученикам Колледжа предоставляется бесплатное общежитие и питание. В рамках обучения выделяется 24 бюджетных места на курс.

«Колледж Олега Табакова» — это такой «хитренький» проект, в котором, с одной стороны, уживаются общегосударственные образовательные стандарты, а с другой стороны – всем совершенно понятно, что «пропуск» в Колледж является предпосылкой для поступления в Школу-Студию МХАТ. И обучение там ведется по правилам самой МХТ, а не по заявленным общим стандартам. Но не торопитесь с выводами. В этой логике есть обманка. И знаете, какая?

А такая, что с выпускниками подобных студий и «школ» никто точно не знает, что делать. С ними еще на этапе «школьного» обучения работают сильные специалисты топовых вузов столицы. И «школьники» заканчивают такие школы – уже будучи квалифицированными кадрами. А дальше что? Никто особо учить их далее не хочет: уже почти всему научили. Вот и «мыкаются» они «между небом и землей», так и не получив высшего актерского образования, но что-то умеющие (могущие) в актерской профессии. Это, конечно, странно. Но это – так.

Конечно, это не полный перечень школ с (кино)театральным уклоном. Есть еще и образовательный центр (ГБОУ) «Воробьевы горы» (недавно открывший свое театральное направление), и некоторые другие. Хотя, в целом, можно сказать, что образовательных школ с театральным уклоном в Москве не так много. А жаль.

Ну, а теперь – я отмечу некоторые наиболее известные театральные школы Москвы, ведущие свою деятельность по более высоким и качественным образовательным стандартам.

1) «Школа драмы Германа Сидакова» , м. Арбатская. Сидаков – один из лучших педагогов мастерской Сергея Женовача (в свою очередь, одного из лучших русских театральных режиссеров современности, ученика П.Н. Фоменко). На каком-то этапе Женовач с Сидаковым «разошлись», видимо, последний просто «перерос» статус одного из педагогов курса. Что не помешало Сидакову создать действительно сильную школу, основу образовательных программ которой составляют краткосрочные (1 мес.) и среднесрочные (2 мес.) курсы по актерскому и ораторскому мастерству и кинопроизводству.

Несмотря на высокий уровень подготовки и «котируемость» диплома Школы Сидакова в театральном мире и сфере кино – данная Школа по своему профилю является классическим тренинговым центром, не претендующим на возможности и статус, приравненные к топовым творческим вузам.

2) «Высшая школа сценических искусств (театральная школа Константина Райкина)», м. Марьина Роща. Константин Райкин – безумно успешный предприниматель. Вряд ли кому-то, как ему, удалось «выбить» такие роскошные театральные площадки как по его «Сатирикон», так и под «бизнес-центр им. Аркадия Райкина» , находящийся по соседству. В его школе ведут занятия такие мастера театрального искусства, как Кама Гинкас. Не ставя под сомнение заслуги К.А. Райкина отмечу, что к нему (и к его творчеству) весьма неоднозначное отношение со стороны «традиционных» представителей МХТ.

Отмечу также, что диплом, полученный в Школе, приравнивается к диплому топовых театральных вузов России (государственного образца) по направлениям «актерское искусство», «менеджмент» (в области театра) и «художественное оформление спектакля». Обучение основному профильному образованию в Школе составляет 4 года.

Еще раз выскажу свое мнение, хотя, возможно, оно некоторым и не понравится. Все перечисленные выше школы, курсы и тренинги (за исключением Школ Райкина и, в какой-то степени, Сидакова) – это, по сути, игра в театр, тренировка некоторых навыков и получение определенных знаний, но не глубокое театральное образование, достаточное для достижения серьезных задач. Окончив эти курсы (техникумы, школы) – Вы (или Ваши дети), возможно, будете (будут) знать много. И будете (будут) в курсе – многого. Но – не станете (станут) уметь много. И – не станете (станут) уметь то, что нужно сейчас именно Вам (им).

Поймите, никто под Вас подстраиваться не будет. И учитывать Ваши интересы тоже – не будет. Вы – есть материал для заработка, пробы, имиджа и анализа. Не более того. С Вами познакомятся, позанимаются конечно, — но до результата Вас никто доводить (дотягивать) не станет. В том и есть специфика довузовского (околовузовского) театрального ореола, бренда, овеянного присутствием легенд театра и кино, к коим Вы желаете «прикоснуться», думая, что такое прикосновение рождает перспективу, успех и удачу. Но – нет. Не рождает . Легенды-то есть, они совсем где-то рядом, они машут Вам руками и улыбаются со сцен и экранов, но кропотливой и целенаправленной работы с Вами под их «сенью» будет очень мало. Если она вообще произойдет.

Постарайтесь это понять.

И если Вы захотите поступать в театральную школу, техникум или колледж – понимайте тогда, что ТАМ Вы, возможно, получите необходимый творческий «разгон». Но точечной настройки под индивидуальность или реального продвижения Вас, как творческой личности, там, скорее всего, не произойдет. Полагайтесь на себя — в этих случаях. И прибудет с Вами удача.

Искренне Ваш,

Александр Баринов

«

О том, как проходит детство в церковных, актерских и языковых учебных заведениях. В этот раз своими историями поделились выпускники хореографического училища, кадетского корпуса, школ ЦСКА и "Спартака", в также лицеев "с уклоном".

Балетная школа

Выпускница хореографического училища, артистка балета согласилась поговорить с нами на условиях анонимности, чтобы не портить отношения с бывшими педагогами и однокурсницами. Ведь для того, чтобы станцевать нежного лебедя, нужно пройти очень суровую школу жизни, полную борьбы за внимание наставников, оскорблений и даже рукоприкладства.

"Я училась в Московском хореографическом училище при театре танца "Гжель". Среди необычных предметов у нас были классический танец, народный танец, сценический репертуар, гимнастика, актерское мастерство, историко-бытовой танец, ритмика (в первом классе), современный танец, дуэтный танец, музыкальная литература и этикет. А помимо стандартной истории мы проходили историю театра и историю хореографии. Как вы понимаете, в первую очередь внимание уделялось физическому развитию – на успехи по общеобразовательным предметам в училище часто не обращают внимания.

Учились мы с 9 утра и до 18:45, хотя бывали и короткие дни. Практический урок длился 1,5 часа, а устные – по 45 мин или тоже 1,5 часа. Предметы нам ставили вперемешку, но утром чаще все же были практические, а вечером – обычные. Помимо этого, нам часто ставили репетиции не по расписанию, а два раза в год мы сдавали экзамены. И еще мы, конечно, выступали. Когда я училась, у нас было немного концертов и иногда гастроли (насколько я знаю, сейчас там новое руководство, и дети много танцуют и участвуют в конкурсах).

Атмосфера в хореографическом училище непростая. Чтобы выдержать психологически, не сломаться за время обучения, надо быть очень сильным человеком. С одной стороны, большие физические нагрузки – каждый день по 4,5 часа практических занятий. С другой – постоянная борьба с лишним весом. В переходный возраст очень тяжело, когда тебя разносит, а вес должен быть маленький. Нас взвешивали раз в неделю, обычно после выходных.

Педагоги ведут себя жестко: и кобылами называют, и бьют. Попу отставила – получила по попе, колено не дотянула – могут ударить по колену, спина кривая – ну вы поняли. Но в основном идет психологическое воздействие. Как-то мне сказали, что я жирная и что я такая никому не нужна буду. Много комплексов потом появляется. И отходишь от училища очень долго. Даже те, кто в театре потом танцуют, не сразу спокойно выходят на сцену.

Конечно, у нас очень большая конкуренция, и если ты расслабишься, то потом можешь не догнать всех. Тяжело очень, ревность большая, и даже хорошие подруги могут стать врагами. Девочки даже считают, сколько педагог кому внимания уделил, кого хвалит, кого ругает. С любимчиками учителей общаются, но напряженно, и могут гадости говорить за спиной. Конечно, стараешься не смешивать дружбу и учебу, но это тяжело.

В жизни это несомненно оставляет след, но мы были целеустремленными детьми и в свои 12 лет знали, чего хотели, и получили профессию. Это тяжелый путь, и он точно не для всех. И даже принять тот факт, что ты не подходишь и уйти, требует огромного мужества".

Кадетский корпус

Экономист-математик Константин Катанов провел семь лет в Первом московском кадетском корпусе (1МКК), где юношей готовят к "профессиональному служению Отечеству на гражданском и военном поприще". Мальчики учатся там с 5 по 11 классы и проводят вне дома шесть дней в неделю.

"Для поступления необходимо было сдать вступительные экзамены: русский, математику, физкультуру и психологическое тестирование. Классы именуются курсами и нумеруются с 1 по 7. Личный состав подразделяется на роты, курсы, взводы, отделения. Кадеты ходят в военной форме трех видов: повседневной, полевой и парадной. Каждая имеет летний и зимний варианты.

Корпус приучал к строгой дисциплине, но при этом всегда уделялось достаточное внимание всестороннему развитию личности. Там действовал режим дня и расписание:

  • 7:00 – подъем;
  • 7:05 – построение и зарядка;
  • 7:30 – умывание, наведение порядка;
  • 7:45 – построение, утренняя поверка;
  • 7:55 – завтрак;
  • 8:15 – начало занятий, 3 урока по 45 минут, перемены по 10 минут;
  • 11:00 – второй завтрак (булочка и сок);
  • 11:30 – продолжение занятий, 4 урока;
  • 15:00 – обед;
  • 15:45 – самоподготовка (выполнение домашних заданий);
  • 17:40 – свободное время, дополнительное образование;
  • 19:00 – ужин;
  • 19:30 – свободное время, дополнительное образование;
  • 21:15 – второй ужин (кефир с печеньем);
  • 21:30 – вечерняя прогулка;
  • 21:45 – вечерняя поверка;
  • 22:00 – отбой.
Заметьте, у нас было целых пять приемов пищи, но есть при этом хотелось постоянно. Магазинов на территории корпуса нет, так что иметь с собой в кармане больше 100 рублей на неделю смысла не было.

В учебном расписании присутствовали дополнительные предметы: военная подготовка, строевая подготовка, школа младших командиров, усиленная физкультура, этикет. Когда обычные школьники в мае заканчивали учебу, нас на весь июнь отправляли на полевые сборы в действующую военную часть. Там проходила углубленная военная подготовка, нас возили на мероприятия, где демонстрировалось новейшее вооружение, боевые машины, проводились стрельбы.

В общении с офицерами и преподавателями существовала субординация: кадет обязан знать, как, к кому и когда нужно обращаться, как вести себя при общении. При этом сотрудники корпуса также действуют по инструкциям, часто называя кадет "на вы".

Представлять кадетское товарищество для меня до сих пор особая честь, но делать это мне далеко не впервой. В корпусе существовал совет генералов, куда входил один учащийся с каждого курса. Я был как раз одним из них. В отличие от старшины, эта должность была выборной – генерал курса впоследствии представлял мнение своего коллектива, а вес голоса совета генералов приравнивался к голосу директора корпуса при вынесении различных административных решений.

Кроме того, у кадет всегда было много возможностей поучаствовать в творческих коллективах (хор, духовой оркестр, вокально-инструментальные ансамбли) – мы ездили выступать на известных сценах Москвы, других городов России и зарубежья. Яркое впечатление на всю жизнь оставило у меня выступление на одной сцене с легендарными артистами Василием Лановым и Владимиром Зельдиным в Театре Российской армии, где я как победитель районного конкурса исполнял патриотическую песню.

С гордостью вспоминаю свое участие в параде на Красной площади 7 ноября 2001 года, приуроченном к 60-летию Битвы под Москвой, когда коробка (строй) моего курса стала первой кадетской колонной, участвовавшей в таком параде. Сейчас это уже стало традицией, и 7 ноября на Красной площади можно увидеть воспитанников из многих кадетских корпусов России.

В корпусе было много возможностей для приобретения знаний и умений, не относящихся к стандартной школьной программе. Классические танцы, пение, музыка, военно-прикладные виды спорта, различные единоборства, фехтование, технические кружки, работа в коллективе и управление им. У кадета, несмотря на распорядок, много самостоятельности – обязательно надо иметь характер и голову на плечах, чтобы развиваться, переносить неделю без семьи и давать отпор в конфликтах, без которых школьные годы не обходятся".

Спортивная школа

Спортивные школы делятся на два вида: интернаты, где дети по сути живут, а расписание полностью подстраивается под график тренировок, и обычные школы со спортивными классами, где могут учиться как будущие чемпионы, так и обычные ребята, свободные от усиленных занятий физкультурой. В школе второго типа училась пловчиха и тренер Евгения Бабакова: помимо общеобразовательных предметов в ее классе шесть дней в неделю проводили тренировки – два раза в день по три часа. Иногда занятий было чуть меньше, иногда чуть больше, в зависимости от этапа подготовки к соревнованиям.

"Училась я в 704-й школе, со спортивными классами от ЦСКА (сейчас это школа № 1287 с углубленным изучением английского языка). В основном в ней учились одни спортсмены, но были и обычные ученики. Конечно, отношение к нам было более лояльным, чем к другим ребятам, мы приходили после тренировки к четвертому уроку – около 11 утра – и учились до 4 дня, потом вторая тренировка.

Из-за сборов и соревнований мы часто отсутствовали на уроках, но всегда что-то после этого сдавали и учили обязательно. Домашку особо у нас не проверяли, хотя некоторые учителя требовали все сдавать в срок и ставили "двойки", правда, с возможностью исправить. Кроме плавания мы часто выезжали с "физруком" на другие соревнования – бегали за школу, за что нам, конечно, ставили "пятерки".

Воспоминания у меня остались приятные и теплые, но сразу скажу: если ваш ребенок не занимается спортом профессионально, не стоит отдавать его в такую школу. До 7 класса я училась в гимназии и могу сказать, что разница огромна".

Журналист Анна Теплицкая училась в школе "Спартака", которую окончили многие звезды отечественного футбола и фигурного катания. Сама Анна не ходила в спортивный класс, но хорошо помнит, как модно было крутить романы с мальчишками-спортсменами, к которым, конечно, ревновали обычные ребята.

"У моей школы – самой обычной, на самом деле, московской школы № 1036 – была одна особенность: в параллели учились футболисты детской академии "Спартака". А еще по обычным классам раскидывали фигуристов – школа находилась рядом с ледовым дворцом "Спартак" в Сокольниках. В 1036-й, например, учились Погребняк, Дзюба, Тарасов, Шишкин, Титов. А из фигуристов, насколько я знаю, Слуцкая.

Большинство девочек, конечно, футболистов обожали, у многих с ними были романы. Хотя лично я всегда больше симпатизировала ребятам из своего класса, а наши мальчики парней из параллели (спортсмены целыми командами учились в классах "В") обычно недолюбливали. Помню, мы с трудом уговорили их после "Последнего звонка" потусоваться хотя бы немного вместе с футболистами.

Не могу сказать, что все футболисты, которых я помню, были раздолбаями, но все же, понятное дело, мотивации учиться у них было меньше, чем у ребят из обычных классов – постоянные тренировки, нацеленность на достижение успехов именно в спорте… Кстати, классе в 10-м наших спортсменов-одногодок из "Спартака" заменили на ребят из "Спартака – 2", и, как мне тогда казалось, те, новые, ребята были более разносторонними, интересными, подвижными. Но, возможно, тут дело просто в возрасте – кажется, я с парнями из "Спартака – 2" вообще больше общалась, чем с теми, кто учился в нашей параллели до них.

Помню, что футболисты учили нас пинать мяч в школьном дворе (ну, как нас – более спортивных девочек, чем я, у меня-то все это не особо получалось), иногда мы ездили на их игры. А после школы мне очень нравилось, что, когда рассказываешь новым знакомым, что училась в спартаковской школе, все заинтересовываются (даже те, кто за "народную команду" не болеют).

Сейчас нашей школы, к сожалению, уже нет: 1036-ю слили с соседней 364-й, а в нашем здании открыли какую-то гимназию. Так что я не знаю, где теперь учатся будущие звезды отечественного спорта".

Школы "с уклоном"

Московский фоторедактор Лариса Иванова провела детство в Краснодаре, где успела поучиться в двух лицеях с совершенно разными уклонами: химико-биологическом и гуманитарном.

"В химико-биологическом классе я училась с 8 по 9 класс, два раза в год у нас была мини-сессия с экзаменами по этим двум профильным предметам. Обучались мы по учебникам для вузов, а выездные мероприятия устраивали в анатомическом музее при мединституте, так как большинство из тех, кто поступал в этот класс, хотели стать врачами. Там показывали заспиртованные тела младенцев и взрослых и органы, пораженные болезнями. Было интересно. Еще интересно было во время сессий, пока ждешь свою очередь, бегать купаться на реку.

Я очень любила свой класс, во многом из-за того, что мы все были новенькими и не было проблем с осознанием своего места в коллективе. До этого я три года училась в этой школе в простом классе (пришла в пятый) и испытывала трудности со взаимопониманием.

Гуманитарный лицей, где я обучалась последние два года, был после обычной школы очень интересным. Обучение проходило в здании Дворца пионеров, в котором до революции была мужская гимназия – очень красивое старое здание с витражами и кованными перилами. Уроки начинались в 9:30, так как туда ехали дети с разных концов города. После трех первых уроков была получасовая перемена.

У нас было мало технических предметов (например, биология, химия и география были одним предметом, который назывался "Человек и природа"), но было много гуманитарных: история искусств, рисование. Были так же спецкурсы, которые можно было выбирать. Были хор, танцы, театр, английский, журналистика, музыка. Самым смешным предметом была ритмика, где мы все (19 девочек и один мальчик) учились танцевать вальс, польку и другие танцы. Раз в полгода у нас были зачеты.

Учителя все были преподавателями из краснодарских вузов. Некоторым я очень за многое благодарна. Очень люблю эту школу – в ней я нашла людей, с которыми дружу до сих пор. К сожалению, сейчас лицея больше не существует".

Сотрудник правительства Москвы Григорий Смолицкий учился на гуманитарном факультете лицея "Воробьевы горы", куда берут, начиная с 8 класса. Он с удовольствием вспоминает креативный подход преподавателей к учебе и экспедиции, в которых ему посчастливилось поучаствовать.

"В лицее было непривычно, учителя обращались к нам на вы, это было очень приятно. Каждый год все мы, даже восьмиклассники, писали курсовые работы. Весной занятия отменялись и проводились защиты. А летом мы ездили на практику, например, в фольклорную экспедицию в Мстеру.

Самое прикольное – это когда на зарубежной литературе проходили "Страдания юного Вертера", и учитель разрешил не читать роман тем, кто страдал от безответной любви.

Для этого нужно было сдать справку от объекта неразделенной любви с подтверждением того, что любовь действительно неразделенная. А все потому, что после выхода романа началась череда суицидов несчастных влюбленных".

Ирина Бурмистрова