Самая трудная задача. зинаида миркина

Мне вспомнился один разговор Григория Соломоновича с нашим покойным другом, очень дорогим нам норвежцем Лайфом Ховельсоном. Лайф опрашивал многих людей - что они думают о грядущем XXI веке? Каков он будет? Веком чего его можно будет назвать? Самым неожиданным был ответ Григория Соломоновича, и ответ этот больше всего понравился Лайфу. «XXI век будет веком Святого Духа», - сказал Григорий Соломонович. Это не прекраснодушие. Григорий Соломонович - духовный реалист (позднее я поясню, что имею в виду под этими словами). И думал он о том единственном, что нужно человечеству в грядущем (теперь уже нынешнем) веке, о направлении исканий, повороте чаяний.

Мы пришли к третьему тысячелетию с чувством великой опустошенности, усталости и неверия ни в какие утопии, ни в какие возможности прекрасного мироустройства.

Но, может быть, это пустое пространство, не занятое никакой утешительной ложью, и ждет чего-то истинного, и только его?

Пришло время жажды истины, а жажда - великая сила. Пока люди жаждали Варавву, приходил очередной Варавва. Народный вождь, решающий все проблемы огнем и мечом. Что будет, если люди попросят в пастыри себе не Варавву, а Христа?

Нет, я не говорю, что это время наступило. До этого еще очень далеко. И все-таки вера в Варавву уже очень сильно дискредитировала себя. Не всюду и не во всех! Отнюдь! Но даже если верящих в него еще большинство, это не та вера, которая зажигает сердца и наполняет жизнь смыслом (пусть даже ложным). Чтобы вера была живой, должна быть готовность отдать за нее жизнь. Так было во времена всех великих революций и большевистской революции в частности. Но вера большевиков, когда-то живая, давно умерла. Что же касается ваххабитов-смертников, то это скорее изуверство, чем вера. И вряд ли это можно назвать чем-то воистину живым.

Настоящая вера во что-то большее, чем жизнь, приходит после исчерпывания всех иллюзий. Приходит тогда, когда душа остается наедине с самой собой и уже нельзя уклониться в сторону от действительности. Время предстояния перед действительностью, время очень трудное, но, может быть, единственно плодотворное - это время сотрудничества всего существа нашего с той последней глубиной, в которой находится Царство Божие, то есть сам Бог.

Человек остается обнаженным перед Богом. Во вне - пустота. Никаких спасительных идей, никаких, определенных направлений. Ничего оформленного, ясного для ума.

Тут мне хочется привести одну притчу Энтони де Мелло. Разговор Мастера с одним из учеников, который считал, что главное в нем то, что он иудаист.

«- Это не сущность твоя, - сказал Мастер.

А что же моя сущность?

Пустота.

Ты хочешь сказать, что я вакуум - пустое место?

Ты - то, на чем нельзя поставить ярлыка, - сказал Мастер».

А ведь мы больше всего привыкли к ярлыкам - к тому, что можно назвать, измерить, определить извне. А тут ничего. И однако в нем - всё. Как небо. Что такое небо?

Пустота. Но этой пустотой мы дышим.
А небо - знак отсутствия. Не стало Того,
что можно взвесить, смерить, счесть.
Здесь нет конца, не отыскать начала.
Сплошное НЕТ И в нем - сплошное ЕСТЬ.
Что есть? Исток всех наших дней иль устье?
То, что звучит в великой тишине,
Присутствие среди сплошных отсутствий,
Никак не различимое во вне.

Больше нет надежд на внешнее. И становится насущной необходимость обратиться внутрь к тому незримому, не определяемому ничем внешним, и все-таки существующем во всем живом, объединяющем все живое, - то, без чего нельзя дышать. - Дух. Святой Дух.

Есть богословие катафатическое и апофатическое. Можно назвать Бога по имени, но помнить при этом, что имя условно в какой-то мере, что главное не названо, что оно всегда больше названия, не вмещается ни в какое имя. Яхве означает Сущий, Суть мира. Кто заключит ее (Суть эту) в какие-то рамки? Можно ли найти Суть мира, минуя собственное сердце?

Апофатическое богословие отказывается дать этой Сути какое-либо определение. «Не это!» «Не это!» - говорит Катка Упанишада. Одна из древнейших священных книг Индии. Все, что бы вы ни назвали, будет не это. ЭТО не называемо, не определяемо, не имеет никаких рамок, границ. Оно воистину безгранично. И подходя к этому, мы должны почувствовать бесконечность, пересекающую всё конечное, - сквозную бесконечность, проходящую через нас, объединяющую все и всех и не замыкающуюся ни на чем и ни на ком. Представить себе это труднее всего. Это не представимо .

А человеку труднее всего отказаться от своих представлений. Все споры, все кровавые религиозные войны шли вокруг наших представлений о Высшем. Мы представляем себе это так, а наши оппоненты иначе. Иудаисты, христиане, мусульмане - все по-разному. А внутри самого христианства? Чего стоит знаменитое филиокве, разделившее христиан на католиков и православных… Правда, впоследствии находились люди, вроде митрополита Платона киевского, говорившего: «Слава Богу, что наши перегородки не доходят до неба». Но говоривших так было немного. Кто может представить себе, что такое Святой Дух? Кто может назвать Его по имени, противопоставить одно имя другому?

Какое счастье быть никем!
О, знали б вы, какое чудо
Всем сердцем быть везде и всюду
И быть родной всему и всем!
Какое счастье быть ничьей,
Как это небо, сосны эти,
И, молча, всей собой ответить
Разноголосице речей!
Какая это благодать -
Безмолвно выйти на дорогу
И говорить лишь только с Богом,
Которого нельзя назвать
По имени… Что значит имя?
Иметь, имение… Бог с ними…

Но потерять имя, определение, границы, значит потерять почву под ногами, значит научиться ходить по водам.

Неужели идти по водам
Внутрь, в бездонность своей души?

Вот только об этом мы и пытались говорить на наших семинарах - о погружении внутрь, в то молчание, где можно сердцем потрогать то, о чем потом будешь пытаться говорить.

На целый ряд вопросов, которые задавали Будде, Он отвечал благородным молчанием. Один из этих вопросов: есть ли жизнь после смерти или ее нет? Думаю, что вопрос этот тоже из ряда наших представлений о непредставимом. Мы представляем себе бессмертие как некое количество времени. Неограниченное количество, но количество. Время, такое же, как оно было при жизни, но продолжающееся после ее окончания.

А может быть, бессмертие - понятие не количественное, а качественное? - Та безграничность бытия, которую мы можем почувствовать еще и при жизни, ощущая связь со всем живым и даже с тем, что кажется не живым - деревьями, горой, миром, звездой. Может быть, можно реально ощутить сердцем то, что важнее жизни и смерти?

Митрополит Антоний Сурожский рассказывал об одном эпизоде, о котором уже говорилось. Но сейчас мне надо об этом напомнить. Ему было лет 15, когда он сильно задержался где-то, чуть ли не всю ночь не был дома, и отец его сильно беспокоился.

«- Ты что, боялся, что со мной произошел несчастный случай? - спросил отца вернувшийся мальчик. - Нет, ответил отец. - Даже если бы ты умер, это не было бы самым страшным. Я боялся, что ты потеряешь чистоту».

Вот как… Что-то есть важнее жизни и смерти. Что же это? Я не могу не вернуться здесь к рассказу Достоевского «Сон смешного человека», где герой задумывается: что если он совершит какой-нибудь подлый поступок здесь, на земле, а потом очутится на далекой-предалекой звезде, будет ли он испытывать там стыд, угрызения совести. Или нет? И когда в его провидческом сне он оказывается на этой бесконечно далекой звезде, он убеждается, что душа его всё чувствует так же, как чувствовала здесь. Расстояние ничего не меняет.

Есть что-то не зависящее от пространства и времени и даже от жизни и смерти. Что-то более важное. И это что-то существует внутри нас. В самой глубине существа нашего.

Так, может быть, бесконечность - это свойство нашей души, ее качество? И, может быть, тот, кто теряет чистоту, отрывает что-то от своей бесконечности, сужает, умаляет свою душу, лишая ее действительного, а не воображаемого бессмертия?

Когда мы углубляемся в какую-нибудь книгу и проживаем жизнь ее героев, нам больно, если с ними что-то случается, мы нередко плачем, если герой погибает. Но если бы нам предстояло выбрать - что лучше для нашего героя, - чтобы он умер или изменил себе, совершил худой поступок, мы ведь выберем первое. Так же, как отец Антония (тогда мальчика Андрея). Почему-то лучше быть хорошим, даже если тебе плохо, чем плохим, даже если тебе хорошо.

Почему? Может быть, этот вопрос важнее и правильнее, чем те вопросы, на которые Будда отвечал благородным молчанием, и нам надо научиться правильно ставить вопросы? Научиться спрашивать свою душу, узнавать, что воистину нужно ей, а не любопытствующему уму?

Я уже говорила в одной из прошлых бесед, почему плод, сорванный с Древа познания, привел к первородному греху: люди решили умом познать непознаваемое - то, чему можно только причаститься, слившись с ним сердцем.

Нельзя познать Бога - Суть мира, свою суть, отделившись от нее. Нельзя познать извне то, что пронизывает нас, находится внутри нас. Истинное познание, познание Сущего - Сути жизни может произойти только через преображение - изменение качества нашего ума и сердца.

Есть тишина, которая сама
В нас действует. И ничего не надо
Нам, кроме слуха чуткого и взгляда.
Лишь только умаление ума
И разрастание сердца. Мир впервые
Рождается и входит в грудь одну.
У ног Христа сидела так Мария,
Чтоб слушать не слова, а тишину.
Ах, Марфа, Марфа, подожди немного -
Накормит Бог, и ты накормишь Бога.

Слушать не слова, а тишину, рождающую их, наполняющую их и переполняющую. Слушать то, что больше слов, что в слова не умещается. Слушать через слова, сквозь них, или вовсе минуя их. Это и значит причащаться Святому Духу.

Есть замечательные слова св. Силуана! «То, что написано Святым Духом, можно прочесть только Святым Духом».

Мы уже не раз говорили об этом. Но хочу повторить это сейчас: нам кажется, что мы умеем читать, читая буквы, но истинное чтение есть чтение сквозь букву; приближение к Источнику, рождающему букву и всегда намного превосходящему ее. Приближение к той тайне, которую нельзя познать умом, но с которой можно слиться сердцем. Тайна.

Мистик - это человек, который хорошо знает о границах своего ума и безграничности своей бессмертной души.

«Я знаю только то, что я ничего не знаю», - сказал Сократ. И это первый и необходимый шаг мистика почувствовать, что суть мира не познаваема из вне, что можно только подойти к берегу Тайны, как к побережью Океана, и замереть около. Дальше идти нельзя. Ум останавливается. Ты ощутил свою внешнюю границу и одновременно свою внутреннюю безграничность. Твоя душа может, как река, впасть в Океан. Ты можешь слиться с ним. Ты можешь обрести океаническое дыхание и призывать людей выйти из тесных стен и задышать полной грудью океаническим воздухом.

Настоящий мистик - это духовный реалист. Именно он чувствует ту реальность Вечности, которая нужнее всего душе человека и от которой он всеми способами на протяжении всей истории старается убежать, убегая тем самым от своей сущности, от самого себя. Человеку легче представить себе Бога где-то вовне. Дальше хочу привести цитату из текста Романа Перельштейна.

«Внешний незнакомец, который не устает являть нам свое могущество и превосходство, все же нужен людям. Самое удивительное и досадное состоит в том, что такой Бог нужен людям. Он превращается в лазейку, через которую мы можем хлынуть всем человечеством и дружно всем человечеством спрятаться от самих себя». И далее: «Нас так страшит присутствие Бога в сердце, так невыносимо ощущать Его ежесекундно, что мы готовы любым способом превратить Бога в объект и запустить в космос, отослать в прекрасное далеко».

Ощущать Бога - своей сущностью, своим внутренним, единым со всем сущим великим «Я» - трудно. Хотя только это и есть подлинная жизнь - Вечная жизнь. Может быть, самое трудное ощутить, что моя сущность - не только моя. Она является единой сущностью всего и всех. В глубине глубины моей находится то, что единит вся и всех. Войти в эту глубину, значит почувствовать, что Бог - Один.

Бог не может быть моим или твоим. У нас один Бог, или Бога нет. Нашедшая Бога душа нашла единство со всем человечеством. Такая душа уже не может ненавидеть даже врагов своих. Она во враге видит только слепого, не ведающего, что творит, - слепую часть единого Целого, отторгнутую от самой себя.

Но ощущать именно так трудно, бесконечно трудно. И люди вечно ищут более легких путей - ту самую лазейку, в которую можно ускользнуть от самого себя. Всё легче, чем духовный труд воссоединения с самим собой.

Если есть мировое зло, то в нем виноват кто-то. Если всё - во мне, то и виноват во всем я. Ну, это уж совсем не вмещается в ум человеческий. Невероятная мысль.

Иван Карамазов хочет вернуть Творцу билет на обещанную в грядущем мировую гармонию, ибо не может принять мира с его неисчислимыми жестокостями. И ему вторит Марина Цветаева: «Пора, пора, пора Творцу вернуть билет».

Я уже не раз рассказывала, какой кризис пережила в юности, видя и беря в себя все страдания мира. Я, как и Иов, просила у Бога ответа. И вдруг…

Всю жизнь я рассказывала об этом «вдруг», хотя знаю, что рассказать невозможно. И всё же всю жизнь пытаюсь. И вдруг… явление потрясающего света пронзило мне сердце, и я поняла, что, не любить этот свет я не могу . Что бы со мной ни было, не любить я не могу. И вот тогда я увидела внутренними глазами (во вне - ничего, кроме потрясающего сияния) образ величайшей духовной красоты и поняла, к какой высоте мы все призваны. Ибо это был образ, увиденный изнутри, образ моего и всех нас высшего «Я». Это «Я» вмещало в себя всё.

Это была «я» и не «я» в одно и то же время. Это было мое бессмертное «Я», которому мое смертное ограниченное «я» могло говорить только «Ты». «Ты» - это более, чем я. Но «Ты» неразрывно связано со мной. Ты это Я, которое было и будет всегда, когда меня не будет. Мне никто не рассказал об этом. Я этого нигде не прочитала (когда читала, не понимала). Я это пережила . Это был опыт сердца.

«Мы живем в этом мире, если любим его», - сказал Тагор.

Очень простые слова и - бездонные, бесконечные. Истинная жизнь есть любовь, есть причастие тому, что любишь. Если ты любишь мир Божий, ты вмещаешь его внутрь себя. Ничего нет на стороне. Всё - в тебе.

Ум твой может требовать ответа от какого-то непредставимого мифического «другого». Ум направляет вопрос во вне. А сердце никого другого не знает. Не видит. Нет его. Есть только оно само - это бесконечно любящее, бесконечно счастливое и одновременно бесконечно страдающее сердце, которое, как бы оно ни страдало, не может не любить. Не может - и всё. Всё - во мне. Нет двух. Есть одно.

Мне некому вернуть билет.
Мне некого проклясть.
И у души отдушин нет,
Куда б излиться всласть.
И никого на стороне.
Никто не виноват.
А я - во всем и всё - во мне,
Весь рай и целый ад.
И смерть не выход. Нет как нет
Во мне небытия.
Перед собой держать ответ
Всю Вечность буду я.

Никто не виноват. А я - во всём. Так что же, правы друзья Иова, которые твердили ему, что он должен покаяться, что если Бог наказал, то вина его, он - Иов - грешен. Нет! Нет и нет! Никто другой, никто извне не может требовать от тебя покаяния и обвинять тебя, если у тебя внутри есть Высший Судия. Высший Судия, строжайший Судия открывается только тому, кто жаждет Его суда. Бог заговорил с Иовом, а не с его друзьями.

Явление Бога из бури произошло в сердце Иова. В сердцах его друзей не было встречи с Богом. Богоявление, прорвавшееся, как молния в небе, в сердце Иова, преобразило это сердце. Иов, увидевший Бога внутри, понял, почувствовал, что никогда ни в чем не может Его обвинить.

Да, никакого «Его», никакого «другого» нет и не было. Было всевмещающее сердце. И держать надо было ответ перед своим же сердцем, перед своим же «Я», которому все-таки говорю «Ты». Перед любовью, превосходящей всё смертное.

Что Ты даешь, о, что Ты мне даёшь?
Душа трепещет от переполнения.
Мерцающая световая дрожь -
Сквозь мир, сквозь грудь идущего теченья.
Нет, этот мир - не просто вещество.
Великий ткач сокрыт за этой тканью.
Всё - только русло лишь для Твоего
Могучего, глубокого Дыханья.
И ткется, ткется трепетная нить.
О, только б тонкой пряжи не нарушить:
О чем, о чем, о чем Тебя просить,
Любовь, переполняющая душу?!

Когда любовь переполняет душу, вопросы исчезают. Переполненная душа - душа всецелая, всеобъемлющая. И большего сказать невозможно. Дальше - молчание. Замолкание ума.

Молчание разглаживает складки,
Стирает напряжение со лба.
И ты уже в ладу с миропорядком,
И душу больше не гнетет судьба.
Молчание. Молчание. Молчанья…
Густой покой. Затягиванье ран.
И ты уже не тонешь в океане,
А внутрь души вмещаешь океан.

Душа, вместившая в себя океан, это и есть свершившаяся душа. Нам остается только расти, идти к своему свершению в великом доверии к тому, что и кого мы любим. Может быть, в конце пути и разум наш получит ответы на свои вопросы. Ум наш, разум - тоже великий дар Божий. Только он должен знать свое второе место, всегда второе после Любви, после сердца. Пусть любовь переполнит душу, и тогда может начаться понимание.

Полнота жизни. Переполненность души. Причастность к Дыханию Океана - вот наша цель, а вернее - задумка Творца о нас - Его творениях, созданных по Его образу и подобию. Осуществление этого образа - вот что от нас требуется. А мы по слабости своей вечно просим чего-то другого:

Я попрошу помочь -
Ты не поможешь.
Я воззову к Тебе -
Ты не вонмешь.
Ты милосерд и добр?
О, Боже, Боже,
Все это утешительная ложь.
И все-таки всю жизнь к Тебе взываю
Сквозь все напасти, веря и любя.
Ты дал мне эту красоту без края
И бездну в сердце, чтоб вместить Тебя.

Вспоминаю сейчас изречение одного святого: «Человеческое сердце - это бездна, заполнить которую может только Бог».

Вот наше высочайшее предназначение, достойными которого нам надо быть.

Трудная задача. Бесконечно трудная. Но это наша задача.

Нам предназначено восхождение на великую высоту, называемую Богом. Это наша высота, до которой пока дошли только величайшие первопроходцы. А все человечество еще далеко внизу ищет лазеек, ищет возможности избежать этого трудного подъема.

Однако лазеек остается все меньше и меньше.

Мы или будем собой, какими задуманы Богом, или не будем вообще. Может быть, много раз будем терпеть катастрофы, пока не осуществимся. Но если мы любим, мы, не оглядываясь, идем за Любимым. Мы наполняемся Дыханием Океана - Духом Святым.

И вера наша становится не обрядоверием, а великим духовным трудом - сотрудничеством с Творцом жизни - истинным Творчеством, всегда обращенным внутрь, к Источнику жизни.

Не прерывайте час молитвы,
Не прерывайте час, когда
Царит недвижная вода
И правят медленные ритмы.
Как будто мир смежает веки,
Во внутрь глаза его глядят,
И о всесильном человеке
Безмолвно говорит закат.
О том незримом, сокровенном,
Живущем в самой глубине, -
В центральной точке всей вселенной
И очень глубоко во мне.
И начинается великий,
Непрерываемый рассказ
О том, что в мире нет владыки,
Кроме Того, который - в нас.
В часы зари ширококрылой,
Немой молитвенной зари,
Собрались внутрь все наши силы
И мощь восходит изнутри.

Зинаида Миркина - известная российская поэтесса, которая прославилась по большей мере благодаря своей философской лирике. Сквозной мотив ее творчества, который прослеживается практически в каждом стихотворении - духовное развитие человека, отношения человека и Бога. Хотите узнать о пути, творчестве и жизненных взглядах этой поэтессы поподробнее? Добро пожаловать в данную статью!

Зинаида Миркина. Биография

Будущая поэтесса родилась в 1926 году в российском городе Москва. Ее семья имела революционные наклонности. Отец Миркиной был членом большевицкой партии (начиная с 1920 года) и участником так называемого Бакинского подполья. Мать же была обычной комсомолкой. В доме Миркиных царила атмосфера глубокой веры в революцию и ее идеалы. Молодые люди верили в то, что ради своих идеалов нужно идти на уступки и вести аскетический образ жизни. Таким образом, отец Зинаиды, будучи заместителем директора Теплотехнического, получал партмаксимум. А это в четыре раза меньше, чем зарабатывал на этой же должности беспартийный.

Революционная атмосфера влияла на формирование Зинаиды как личности. Однако в возрасте 14 лет она впервые задумалась о несоответствии между культивируемой идеологией и реальной жизнью. Из рефлексии девочку вывела книга под названием "Человек меняет кожу" Б. Ясенского. Данное произведение сильно повлияло на взгляды будущей поэтессы. Зинаида окончательно осознала, что вера в идеалы и "огонь в душе" важнее всяких материальных ценностей.

Великая Отечественная война

Во время войны семья Миркиных была эвакуирована в Новосибирск. На протяжении этого времени Зинаида училась в Новосибирской школе №50. Это был довольно-таки тяжёлый период для девочки. Грань голода, подростковые проблемы, новый коллектив, изнурительные работы в советском хозяйстве - все это давило на будущую поэтессу. Тем не менее, были и положительные моменты. В это время Зинаида Миркина сделала свои первые шаги в литературе. Девочка стала редактором школьной стенгазеты, которая пользовалась огромным успехом среди местных учебных заведений.

В 1943 году Зинаида Миркина вернулась в Москву. Там она поступила на филологический факультет в Московский государственный университет. И вновь Миркина страдает от противоречий. Девушка всей душей хотела заниматься литературой. Однако, она считала это бесполезным занятием, которое никак не поможет ее стране, страдающей от изнурительной войны. Поэтому Зинаида планировала перевестись на техническую специальность и стать инженером. Тем не менее, лекции Пинского убедили Зинаиду в том, что литература играет огромную роль в развитии нации и страны.

Зинаида Миркина. Поэтесса. Фото

В студенческие годы Зинаида начала увлекаться религией. Она полностью прочитала Библию, и Ветхий Завет произвел на девушку огромное впечатление. Зинаида росла в атеистической семье. Тем не менее, она начала понимать, что не может так жить. В итоге девушка отказалась от своих атеистических взглядов. В это же время Зинаида Миркина начала писать религиозные стихотворения. Девушка защитила свою дипломную работу. Тем не менее, поэтесса не смогла сдать государственные экзамены из-за тяжелой болезни, которая приковала ее к постели на целых пять лет. Также, Зинаида вынуждена была прервать свою творческую деятельность.

Дальнейшая деятельность

Когда Миркина все-таки поборола болезнь, она вновь взялась за поэзию. Но, из-за тематической направленности, девушка не могла публиковать свои стихи. Именно по этой причине большинство работ ушли "в ящик". Для того, чтобы прокормить себя, Миркина занималась переводами советских поэтов из различных республик. Также, Зинаида проводила литературные вечера среди своих друзей. Там поэтесса зачитывала собственные произведения. В 1960 году, на одном из таки вечеров, Зинаида Миркина встретила Григория Померанцева, который собирал материал для литературного журнала "Синтаксис". Между ними завязались отношения. В итоге, в 1961 году, Григорий и Зинаида связали свои жизни узами брака.

Творчество поэтессы

Одна из наиболее интересных поэтесс, пишущих на религиозную тематику - Зинаида Миркина. Творчество этой писательницы характеризуется невероятным оптимизмом, патетикой и возвышенностью. Подобный эффект достигается за счет различных литературных приемов, которые Миркина мастерски вплетает в свои произведения. Зинаида в своем творчестве неоднократно затрагивает вечные темы, касающиеся веры и религии в целом.

Тем не менее, библиография Миркиной состоит не только из религиозной лирики. Зинаида за годы своей литературной деятельности написала уйму сказок и даже парочку поэм. Отдельного внимания достойны эссе о великих писателях прошлого. Миркина писала о Пушкине ("Гений и злодейство"), Достоевском ("Истина и ее двойники"), Цветаевой ("Огонь и пепел"). Помимо этого, Миркина обогатила отечественную литературную сокровищницу переводами известных советских писателей.

Зинаида Миркина – стихи

Зинаида Миркина – стихи


Говорят, что люди умирают,
Что болеют люди, говорят.
Говорят, что нет на свете рая,
Говорят, что очень близко ад.
Говорят, что нет таких событий,
Чтобы не внесли в водоворот.
Говорите, люди, говорите,
А у дома яблоня цветёт…


Встреча Зинаиды Миркиной с Григорием Померанцем

Подруга привезла к ней на дачу Григория Померанца, который собирал стихи для издания антологии непечатной поэзии. Этот день стал значительным для них.



    «…День так горел, день так сиял.
    Как будто это интервал
    Между мирами…»
Она увидела молодого на вид человека, хоть ему было уже за 40, сухонького, несколько тщедушного, с глубоким взглядом и тихим голосом.

Зинаида Миркина была в растерянности, так как собрались гости, надо было идти к накрытому столу, но Григорий не разрешал ей прерваться.

Мало того, он запретил и ее гостеприимной маме приглашать всех к трапезе. Сам Григорий Соломонович вспоминал об этом с недоверием – он, такой тактичный, превратился в жесткого человека, который не слышал окружающих, не обращал внимания на просьбы и ропот гостей.

Тот период был трудным для него, умерла любимая жена, потеря была горькой и тяжелой. И вдруг он почувствовал, что прикоснулся к волшебному источнику.

Он оживал с каждой строчкой, он впитывал слова, он не мог ни на мгновение оторваться, ему казалось, что в противном случае жизнь остановится.

    И вдруг случается такое:
    Вся даль вплывает в сердце к нам.
    И ты притронулся щекою
    К звезде и пальцем-к облакам.
    И так нам тихо, так хрустально,
    Что в океане видно дно
    И ты с звездою самой дальней-
    Неразделимое Одно.
ТАК внимательно Зинаиду Миркину никто не слушал. Пространство и время перестало существовать и для него, и для нее. Зинаида почувствовала то, что было ее душе так необходимо. Ее стихи по- настоящему востребованы, они кому-то нужны так же, как ей. Они как глоток воздуха, без которого не могла жить ни она, ни он. Стихи их сразу объединили.
    “…Протянуто пространство рая
    Меж двух смешавшихся сердец..”

“Свет превращал двоих в одно…”

А через полгода они поженились. Зинаиде Миркиной было 34 года. В духовном плане она была уже сложившимся человеком, но в физическом – это была очень слабая женщина. Болезнь в самом страшном своем проявлении отступила, но всегда была рядом и частенько напоминала о себе. Она признается, что проживая одна, не выдержала бы физической боли, ее бы уже давно не было.

«Со мной с той поры постоянно рядом был человек, деливший мою душу, со всей ее радостью и тяжестью. Человек, которому никогда не было меня слишком много. Я была всегда нужна, и не какой-то кусочек души, я – вся»

Муж буквально вынянчил свою супругу. Они прожили вместе более 50 лет. Это одна из самых счастливых, самых вдохновенных пар.

Наверное, это тот случай, когда встретились две половинки души. Зинаида не устает напоминать, что ТАКИЕ встречи случаются, когда человек внутренне готов остаться одним.

Только цельная личность может притянуть себе подобное. Она поставила на своей женской судьбе крест, будучи уверенной, что останется одна навсегда. И только она прочувствовала свою готовность быть одной…., как судьба преподнесла вселенский подарок – встречу с человеком, который разделил с ней душу.

    Мы два глубоких старика.
    В моей руке - твоя рука.
    Твои глаза в моих глазах,
    И так невозмутимо тих,
    Так нескончаемо глубок
    Безостановочный поток
    Той нежности, что больше
    нас,
    Но льется в мир из наших
    глаз,
    Той нежности, что так полна,
    Что все пройдет, но не она.
Интересно, что за несколько лет до их встречи, ее родственница встретила своего знакомого, который сидел в одной камере с Григорием Соломоновичем. Родственница стала взахлеб рассказывать о своей Зиночке необыкновенной, а тот – о потрясающем сокамернике.

И тогда прозвучали слова – «Вот бы их познакомить! Они так похожи». На этом они расстались, но Небеса то их услышали)

    Ты раскрываешь душу нам,
    Нас тихо обнимаешь светом.
    А мы… мы ищем здесь и там.
    А мы всё спрашиваем: где Ты?
    Ты Дух зажёг, как небосвод,
    И тихо шепчешь на закате:
    Лишь только тот Меня найдёт,
    Кто сам раскроет Мне объятья.

Новый виток в творчестве Зинаиды Миркиной
и Григория Померанца.

Конечно, на творчестве Зинаиды Александроны отразилось мировоззрение такой незаурядной личности, как Г.С. Померанц. Но и лирика жены, ее стихи тоже отразились на публицистике Померанца. После женитьбы Григорий Соломонович стал много писать, он почувствовал прилив сил.

Время их совместной жизни было необычайно плодотворным для обоих. Григорий Соломонович Померанц – одна из самых ярких и образованных личностей, один из самых значительных мыслителей прошлого века. Он не любил, когда его называли философом. Скорее это человек Пути, «абсолютный человек», как назвал его Владимир Леви.

Очень хочу написать о Григории Соломоновиче статью, потому что, даже бегло коснувшись его биографии, была поражена силой духа, интеллектом и глубокой порядочностью этого человека.





Двери их дома всегда открыты для друзей, в нем всегда – особая радостная атмосфера. Почитайте, как вспоминает беседы один из слушателей – Б. Чичибабин

«Величайшим счастьем моей жизни были их беседы, во время которых они говорили оба, по очереди, не перебивая, а слушая и дополняя друг друга. Хотя говорили она и он, это был не диалог, а как бы вьющийся по спирали двухголосный монолог одного целостного духовного существа, из снисхождения к слушателю, для удобства восприятия и ради большей полноты разделившегося на два телесных - женский и мужской - образа».

Помимо домашних «посиделок» Зинаида Миркина и Григорий Померанц долгое время вели совместные лекции в московском Музее меценатов, где встречались близкие духом люди. Зал всегда был переполнен, люди стояли вдоль стен, сидели на полу. Послушать стихи приезжали специально из других городов. Эх, как жалко, что я об этом не знала…

    Жизнь – это с Богом разговор.
    Не тот записанный, вчерашний,
    А несмолкающий, всегдашний,
    Который длится до сих пор.
    Из сердца в сердце – напрямик,
    Так, как внезапный птичий вскрик,
    Как стук дождя, как блеск лучей
    Среди намокнувших ветвей.
Зинаида Александровна Миркина писала стихи, поэмы, прозу, сказки, эссе о Достоевском, Пушкине, о Рильке. Ее перу принадлежит известная книга о Цветаевой, которую она очень любила, «Огонь и пепел». Но самой дорогой для себя вещью из прозы Миркина считает роман «Озеро Сориклен» и называет его автобиографией души.
    “Мне сказали капли дождевые
    Вспышкою в скрестившемся огне:
    Мертвых нет, но только мы, живые,
    Живы лишь отчасти, не вполне”
Зинаида Миркина постигает жизнь обнаженным до предела сердцем, она чувствует этот мир и вбирает в себя каждый его звук, понимая, что только чуткая душа способна вести диалог с Небесами. Ведь
    «Бог не говорит ни на одном из наших языков.
    Он говорит светом, тишиной, высотой и глубиной, обнимающими нас.»


Природа, небо, горы, деревья, дождь… все любимо. Особенно трепетно Зинаида Александровна относится к лесу.

    Благодарю тебя, мой лес,
    За тихие твои уроки.
    За то, что жизнь возможна без
    Дел суетных и слов жестоких…
Она умеет слышать молчание деревьев и лесная тишина настраивает камертон ее души на самый высокий тон.
    “….Ведь то, что мы считаем тишиной, Есть голос несмолкающего Бога..”

50 лет совместного счастья



Зинаида Александровна и Григорий Соломонович вместе прожили более 50 лет. Он ушел из жизни чуть-чуть не дожив до 95-летия.

К счастью, остались ролики с его беседами. И, как жаль, что наше телевидение глухо к таким незаурядным людям. А их становится все меньше и меньше..

    Они ушли от нас далёко,
    Ушли в немые небеса.
    И, замирая, видит око.
    И ухо слышит голоса,
    Которые доносит ветер.
    Звук расплывается вдали.
    О, что же, что же им ответить?
    Зачем они от нас ушли?
    Ещё б глядеть, ещё бы слушать,
    Что шепчут в высоте листы.
    Деревья – это наши души,
    Ушедшие от суеты.
После ухода мужа Зинаида Александровна Миркина написала книгу «Тайная скрижаль», стихи в которой посвящены самому дорогому и любимому человеку.

“Это непрерывный диалог с ним, «диалог голоса и тишины – отзывчивой, наполненной ответным смыслом»
(А. Зорин)

    Ты ушёл, но остались берёзы.
    Ты ушёл, но остались леса.
    И сквозь все неуёмные слёзы
    Проступает немая краса.
    Ни на час, ни на миг не отвлечься,
    С ними я, как с тобою, слита.
    И сквозь все неумолчные речи
    Проступает твоя немота.



Зинаиде Александровне Миркиной исполнилось в январе 88 лет.

    …Тот давно знакомый звук-
    Легких капель перестук,
    Словно мокрая листва
    Шепчет сердцу, что жива…
Она пишет стихи («море и реки стихов»), разговаривает с деревьями, слушает тишину и продолжает нас врачевать своими строками. И так хочется, чтобы реки ее стихов никогда не иссякали.
    Совсем не делать ничего,
    Застыть недвижно тихим утром
    И наслаждаться перламутром
    Родного неба моего
    И раковины на столе,
    Моим кораллом снежно-белым…
    Да, вовсе ничего не делать,
    И даже мысли на нуле.
    Быть неподвижно рядом с Богом
    И вдруг почувствовать, как много,
    Безмерно много мне дано,
    Когда есть стол, коралл, окно…