Итальянские зодчие, которые работали в России . Итальянские архитекторы в россии

0+

История так называемых «Ворот Победы» берёт отсчет с 1814 года. За это время памятник архитектуры несколько раз перестраивали и переносили с места на место, а сегодня его можно найти на площади Победы. Несмотря на постоянную смену дислокации, арка по традиции обращена фасадом к въезду в Москву. С высоты на въезжающие в столицу автомобили смотрит богиня Победы. Кстати, этот мифологический персонаж в 1834 году возмутил московского митрополита, и тот даже отказался освятить сооружение. То, что сейчас представляет из себя арка - плод трудов Осипа Бове, скульпторов Ивана Витали и Ивана Тимофеева. Главным архитектором этого объекта стал Бове. Его отец, неаполитанский художник Винченцо Бове, переехал с супругой в Россию за два года до рождения сына. И хотя Осип Иванович родился в Петербурге, основы мастерства он перенял у отца, поэтому Триумфальная арка изобилует итальянскими мотивами. Каждая часть этого сооружения давно стала самостоятельным памятником, а имена авторов проекта можно найти на памятной доске под сводами арки.

Кутузовский проспект

Меншикова башня (церковь Архангела Гавриила)

Церковь Архангела Гавриила появилась в Москве в начале XVIII века и была не похожа на другие храмы. Пятиэтажное строение украшал позолоченный шпиль с фигурой Архангела, а колокольня была значительно выше всех остальных в городе. Над созданием церкви трудилась целая группа итальянских мастеров во главе с Доменико Трезини, который стал основоположником европейской школы в русской архитектуре. Так же, как и Триумфальная арка, Меншикова башня перестраивалась несколько раз, но здесь причиной реконструкции стала стихия и отчасти мистика. В 1723 году, во время службы, местный священник внезапно упал замертво, а в шпиль попала молния, и весь верхний ярус храма загорелся. На людей, которые пытались спасти церковь, упали куранты и полсотни колоколов. Из здания удалось вынести только икону Архангела Гавриила, которая через несколько лет бесследно исчезла. Восстановили башню только к концу XVIII века, и церковь снова стала местом паломничества москвичей.

пер. Архангельский, д. 15а

В конце XIX века католические церкви Москвы уже не вмещали многочисленных прихожан, и общими усилиями за 12 лет был выстроен собор на Малой Грузинской, который до сегодняшнего дня остаётся самым большим в России. При разработке проекта архитектор Томаш Богданович-Дворжецкий вдохновлялся образами Миланского собора и церкви Святого Петра в Вестминстере. За время своего существования собор неоднократно закрывался, в нём располагалось общежитие и конторы различных организаций. Последнюю из них удалось выселить в 1996 году, а спустя три года здание торжественно освятили и вернули ему статус кафедрального собора.

ул. Малая Грузинская, д. 27/13

Исторический корпус Московского университета хорошо виден с Манежной площади. Восьмиколонный портик и невысокий купол над парадным залом - дело рук Матвея Казакова, который работал над проектом до конца XVIII века. Однако через 30 лет после открытия университета в Москву вошли французы, и в нём произошёл пожар. Восстановлением здания занялся известный московский архитектор Доменико Жилярди. Он реконструировал особняк, сохранив прежнюю структуру, но внёс небольшие правки: на парадном фасаде появился дорический портик, а пространство над окнами украсили львиные маски. В советское время на фронтоне установили орден Ленина, а в годы войны здание сильно пострадало от бомбардировок, но было вновь восстановлено.

ул. Моховая, д. 11

Большой театр
Один из самых великих и значительных в мире

Большой театр ведёт свою историю с 1776 года. За время своего существования он пережил три пожара и одну бомбардировку. Так, в 1805 году здание театра сгорело, и новым проектом занялся российский архитектор с итальянскими корнями Карл Росси. В 1816 году руководство Москвы объявило конкурс на строительство нового здания с сохранением исторических стен. Свои варианты предлагали многие российские и зарубежные архитекторы, но они не подходили либо из-за дороговизны, либо из-за несоответствия окружающей застройке. В результате перестройку доверили уже знакомому нам Осипу Бове. Он сохранил основы композиции, но уменьшил высоту строения и внёс значительные правки в отделку. Исторические элементы оригинального здания театра так или иначе присутствуют в современном Большом. Сегодня этот многовековой гигант стоит в одном ряду со знаменитыми театральными площадками Италии и Англии, а для российских артистов выступление на его сцене считается своеобразным знаком качества. В Большом впервые показали «Лебединое озеро». Эта постановка так впечатлила известного голландского цветовода Дэвида Лефебера, что он вывел два новых сорта тюльпанов: один назвал по имени солистки «Галина Уланова», а второй получил имя «Большой театр». Уже несколько десятилетий эти цветы украшают клумбы на Театральной площади.

Театральная пл., д. 1

Работа итальянского архитектора Джакомо Кваренги в Москве украшает столицу с 1803 года. Идея строительства странноприимного дома появилась у графа Шереметева после смерти супруги. Вначале над проектом работал Елизвой Назаров, но привлечённый к работе Кваренги внёс в проект значительные изменения. Благодаря ему появились полукруглая ротонда с колоннами и скульптуры евангелистов, а домовая церковь обзавелась барельефами. Стройка была настолько масштабной, что Шереметев не дожил до её окончания. На здании можно найти изображения самого графа (с него был написан лик одного из херувимов) и его супруги (ангел с бубном в синих одеждах). Сейчас здесь располагается НИИ Склифосовского и планируется открытие музея Дворца Милосердия.

Большая Сухаревская пл., д. 3

Рядом со сталинскими высотками и вестибюлем станции «Баррикадная» расположилось ярко-жёлтое здание, где в своё время находилась летняя усадьба Апраксиных. В 1811 году его планировали отдать вдовам солдат, погибших на полях сражений, однако этим планам не удалось осуществиться. Начавшаяся Отечественная война диктовала свои условия, и здесь разместили госпиталь для раненых. А когда в Москву пришли французы, они сожгли здание практически дотла - остались только стены. Его восстановлением в 1813 году занялся Иван Жилярди, а в 1818-м к нему присоединился сын Доменико. Он значительно увеличил постройку отца и надстроил ещё один этаж. Также тут восстановили церковь, которая стала настолько популярной, что по праздникам посетить её можно было только по приглашениям. Со временем приход закрыли, и сегодня во Вдовьем доме расположен Институт усовершенствования врачей.

ул. Баррикадная, д. 2/1

Ещё один плод совместного труда дуэта «Доменико Жилярди - Афанасий Григорьев». Едва закончив с Институтом благородных девиц, они принялись за здание управления благотворительными заведениями Российской Империи. Главный дом, два симметричных флигеля, пилоны с фигурами львов и ограда с двумя парадными воротами - так выглядел Опекунский совет до второй половины 1840-х, пока здания не объединили и не изменили архитектуру фасадов. Кстати, эта постройка пережила всего одну реконструкцию, и то не кардинальную. К ней в своё время приложил руку известный скульптор Иван Витали: он добавил изображение играющих детей на фасадную стену за колоннадой портика. Помещения центральной части здания перекрыты каменными сводами, чтобы защитить документы и сбережения. Интересно, что Опекунский совет - одно из немногих строений той поры, которого не коснулся пожар.

ул. Солянка, д. 14a

В петровской России преподносить щедрые подарки было делом привычным. Одно из доказательств этого - Лефортовский дворец, который Пётр I отдал своему соратнику Францу Лефорту. И хотя строительством дворца занимался российский архитектор Дмитрий Аксамитов, в проекте Лефортовского он попытался уйти от допетровских форм российской архитектуры и использовать традиции итальянского зодчества. Площадь зала для приёмов здесь превышала 300 квадратных метров, а вместить он мог полторы тысячи гостей одновременно. Изящные шкафы, зелёная кожаная обивка на стенах, огромные кровати и другие изысканные элементы интерьера сделали резиденцию самой красивой в Москве. Однако пристрастие к роскоши, пьянству и дебошам не позволило Лефорту долго насладиться жизнью в роскошном особняке: через несколько лет он умер от алкоголизма, и Пётр I передарил здание Александру Меншикову. Впрочем, сподвижник Петра не захотел окончательно покидать стены эклектического дворца с высокими крышами. Поговаривают, что его дух до сих пор живёт здесь и не даёт покоя современным обитателям.

ул. 2-я Бауманская, д. 3

Здание, где сейчас расположен Институт мировой литературы, может похвастаться трёхвековой историей. Изначально считалось, что его автором был Осип Бове, и только в 1975 году удалось выяснить, что подлинным создателем главного дома князя Гагарина является итальянец Доменико Жилярди. Князь приобрёл это владение и начал строительство в начале XIX века. Вместо привычной колоннады фасад здания украшают три арочные ниши на уровне второго этажа, орнаментальные вставки-горельефы с изображёнными на них орлами и лавровыми венками. Внутреннее убранство дворца также поражает роскошью: большой зал для танцев, ряд открытых гостиных и другие помещения украшены колоннами с богатой лепниной. Впрочем, в наши дни здание несколько «обрусело»: с 1937 года здесь располагается Институт мировой литературы, а перед центральным входом поставили памятник Горькому.

угол ул. Петровки и Страстного бул., д. 15/29

В 1777 году в «Московских известиях» появилось объявление о продаже оранжерейных деревьев и цветов, а вместе с ними - домашней утвари и имущества. Это графский сын Алексей Салтыков продавал имение своего отца. За 25 тысяч рублей усадьба перешла во владение государства. Здесь разместили инвалидный дом, а в 1803 году - Институт благородных девиц. Новое предназначение потребовало достройки и переоборудования, которыми занялся Иван Жилярди. По его проекту территорию огородили камнями, возвели высокий флигель, а к главному корпусу добавили пристройки. Продолжил реконструкцию Жилярди-сын. Он привнёс объем в плоские фасады домов, а позднее в сотрудничестве с Афанасием Григорьевым добавил к зданию новые крылья, завершив облик монументального ансамбля.

ул. Мясницкая, д. 7, стр. 2

От сгоревшей мельницы на пустоши - до самой большой усадьбы в черте Москвы. Такой путь прошло имение князей Голициных примерно за сто лет. Сегодня этот музей усадебной культуры - единственный в столице, в распоряжении которого сохранились все исторические постройки. Здесь вы увидите скотный и конный дворы, церковь, служительский комплекс, господский двор и многое другое. В своё время усадьбу посещали представители семейства Романовых, Фёдор Достоевский, Ульянов-Ленин и другие известные личности. Сегодня здесь можно устроить экскурсию или организовать детский праздник. Кстати, в местном парке находятся изваяния работы Петра Клодта - знаменитого автора коней на петербургском Аничковом мосту.

Тополевая аллея, 6

Даже в пределах шумного Садового кольца можно найти уголок с тихими аллеями и романтичным кусочком Италии. Усадьбу Усачёвых-Найдёновых считают последней работой Доменико Жилярди в Москве. Архитектор, будучи последователем Луиджи Каньолы и Антонио Антолини, создал свой собственный стиль, основанный на традициях итальянского ампира. В российской столице Жилярди также построил усадьбу Гагариных на Поварской, усадьбу «Студенец» на Пресне, конный двор и Музыкальный павильон в усадьбе Кузьминки и многое другое. Усадьбу «Высокие горы» Жилярди построил для торговцев чаем братьев Усачёвых, а последними её владельцами стало семейство Найдёновых. В особняке до сих пор сохранились старинные чугунные вазы, львы на пандусе и скульптурное изображение Амура. В советское время здание облюбовали сотрудники здравоохранения и кинематографисты: здесь снимали «Покровские ворота» и «Звезду пленительного счастья», а ещё располагались тубдиспансер и медцентры. В наши дни тут находится научно-практический центр спортивной медицины.

ул. Земляной Вал, д. 53

Гостиный Двор

Один из первых торговых центров Москвы насчитывает уже шесть веков, и количеству размещённых в нём торговых лавок могли позавидовать многие современные заведения массовой торговли. В XV веке в Гостином дворе одновременно размещалось до 760 арендаторов, которые покупали на торговой площадке участок земли и строили лавку своими руками. За качеством строительства никто не следил, и со временем в здании начали появляться провалы, перепады и трещины, угрожающие постройке разрушением. О реконструкции Гостиного двора заговорили в конце XVIII века и поручили её Джакомо Кваренги. И хотя изначальный проект архитектора претерпел изменения (придерживаться плана мешали особенности помещения и халатность российских строителей), Гостиный двор причисляют к одному из лучших творений знаменитого итальянца.

ул. Ильинка, д. 4

Магазин «Елисеевский»

В доме №14 по Тверской улице расположился один из самых знаменитых гастрономов Москвы. Здание, построенное по проекту Матвея Казакова, вобрало в себя всё совершенство и гармонию итальянского классицизма. Однако ротозеев и гастрономов привлекали не архитектурные особенности, а диковинные продовольственные товары, редкие напитки и королевские интерьеры. Купец Елисеев приобрёл этот особняк в 1898 году, и уже через три года здесь закончилась перестройка. В роскошном «дворце на Тверской» развернулись три торговых зала: с фруктами (это был крупнейший отдел «Елисеевского»), с кондитерскими, бакалейными и гастрономическими товарами, а также изделиями из хрусталя. Здесь же обустроили собственное производство. Особняк принадлежал Елисееву до 1917 года. До сих пор здесь можно приобрести продукты по «музейным» ценам. Главный ориентир, задуманный купцом (продовольствие для состоятельных потребителей), оказался неподвластен ни векам, ни реконструкциям.

ул. Тверская, д. 14

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl + ↵

19 июля 1485 года в Москве итальянским зодчим Антоном Фрязиным была заложена Тайницкая башня - старейшая башня Московского Кремля. Вспоминаем 7 итальянских архитекторов - строителей России.

Антон Фрязин

Архитектор и дипломат Антонио Джиларди, прозванный московитами Антоном Фрязиным, был одним из первых итальянцев, прибывших на Русь. В Московию он приехал в 1469 году в составе свиты Юрия Траханиота, посла кардинала Виссариона с предложением брака Великого князя Московского Ивана III и Софьи Палеолог.

Кириллица

Достижения

В 1580-ых он был ангажирован на строительство Московского Кремля: в его активе две башни Московского Кремля - Тайницкая м Водозводная.

Ридольфо Аристотель Фьораванти

О прибытии итальянского архитектора в Москву свидетельствует Первая Софийская летопись, где значится, что он приехал «на Велик день» (на Пасху), и не один, а «взят же с собою тот Аристотель сына своего Андреем зовут, да паробка, Петрушею зовут».

Работа Аристотеля Фиораванти в Москве началась с разборки развалин Успенского собора Мышкина и Кривцова. Расчистка места для нового собора заняла всего неделю - за 7 дней было полностью убрано то, что строилось три года. Снос остатков стен вёлся при помощи «барана» - дубового бревна, окованного железом, которое подвешивалось к «пирамиде» из трёх брусьев и, раскачиваясь, било в стену. Когда этого было мало, в нижнюю часть оставшихся обломков стен вбивали деревянные колья и поджигали их.

Кириллица

Разбор стен окончился бы и раньше, если бы рабочие успевали быстрее выносить камень со двора. Однако зачинать стройку архитектор не торопился. Фиораванти понимал, что он не может не считаться с обычаями и вкусами русского народа, не должен искусственно переносить сюда привычные ему формы западной архитектуры. Поэтому, закончив закладку фундамента, Аристотель отправился путешествовать по стране для знакомства с древнерусским зодчеством.

Достижения

Построил Успенский собор в Московском Кремле. В качестве начальника артиллерии участвовал в походах Ивана III на Новгород, Казань и Тверь. Отливал колокола, чеканил монеты.

Пьетро Антонио Солари

Первый официальный главный архитектор Москвы. Приехал из Милана в 1490 году. Вероятно, Иван III предложил Солари внушительную сумму контракта, поскольку зодчий отказался от весьма заманчивых проектов в Италии. Прожил в Москве всего 3 года и умер в 1493 году.

Кириллица

Достижения

Построил несколько башен Московского Кремля (Боровицкую, Константино-Еленинскую, Сенатскую и т.д.). Вместе с Руффо закончил строительство Грановитой палаты.

Доменико Андреа Трезини

С 1703 года работал в России, став первым архитектором Санкт-Петербурга. Трезини заложил основы европейской школы в русской архитектуре.

Кириллица

Достижения

По проектам Трезини заложены Кронштадт и Александро-Невская лавра, начата перестройка Петропавловской крепости в камне, выполнена часть регулярной планировки Васильевского острова и т.д.

Антонио Ринальди

В 1751 году архитектор был приглашён в Россию, к гетману Малороссии К. Г. Разумовскому. Контракт был подписан на семь лет, в его условия входило обучение итальянцем русских мастеров. Затем, в 1754 году Антонио Ринальди становится архитектором «малого двора», то есть входит в ближайшее окружение будущего императора Петра III.

Кириллица

Достижения

Строительство Большого Гатчинского дворца.

Джакомо Антонио Доменико Кваренги

В 1780 году приехал в Санкт-Петербург по приглашению Екатерины II в качестве «архитектора двора её величества». Русский литератор Филипп Вигель вспоминал зодчего: «Старик Гваренги часто ходил пешком, и всяк знал его, ибо он был замечателен по огромной синеватой луковице, которую природа вместо носа приклеила к его лицу».

Италия имеет очень широкий и разнообразный архитектурный стиль, который нельзя просто классифицировать по периоду или региону из-за разделения Италии на несколько городов-государств до 1861 года. Однако это создало весьма разнообразный и эклектичный диапазон архитектурных проектов. Италия известна своими значительными архитектурными достижениями, такими как строительство арки, куполов и аналогичной структуры во времена Древнего Рима, создание архитектурного движения эпохи Возрождения в конце XIV-XVI веков и являющееся родиной палладианства, стиль строительство, которое вдохновило такие движения, как неоклассическая архитектура, и повлияло на проекты, которые дворяне строили своими загородными домами по всему миру, особенно в Соединенном Королевстве, Австралии и Соединенных Штатах Америки в конце 17 – начале 20 века. Некоторые из лучших работ в западной архитектуре, такие как Колизей, Дуомо Милана, Моле Антонеллиана в Турине, Флорентийский собор и архитектурные проекты Венеции, находятся в Италии. В Италии насчитывается около 100 000 памятников всех сортов (музеи, дворцы, здания, статуи, церкви, художественные галереи, виллы, фонтаны, исторические дома и археологические памятники). Сейчас Италия находится на переднем крае модернистского и устойчивого дизайна с такими архитекторами, как Ренцо Пьяно и Карло Моллино.

Итальянская архитектура также широко повлияла на архитектуру мира. Настроение Андреа Палладио. Кроме того, итальянская архитектура, популярная за рубежом с 19-го века, использовалась для описания зарубежной архитектуры, которая была построена в итальянском стиле, особенно по образцу архитектуры эпохи Возрождения.

Древняя Греция и этруски
Наряду с доисторической архитектурой, первые люди в Италии действительно начали последовательность проектов – греки и этруски. В Северной и Центральной Италии именно этруски вели путь в архитектуру того времени. Этрусские здания были сделаны из кирпича и дерева, поэтому в Италии в настоящее время представлены несколько этрусских архитектурных объектов, за исключением нескольких в Вольтерре, Тоскане и Перудже, Умбрия. Этруски сильно влияли на римскую архитектуру, поскольку они также использовали для строительства храмов, форумов, общественных улиц и акведуков. Тяжелые столбы и подъезды, созданные этрусканами и их городскими воротами, также оказали значительное влияние на римскую архитектуру.

В Южной Италии, начиная с 8-го века до нашей эры, греческие колонисты, создавшие то, что было известно как Magna Graecia, строили свои здания в своем собственном стиле. Греки построили большие, лучшие и более технологически продвинутые дома, в которых люди в эпоху железа и бронзы, а также повлияли на римскую архитектуру. Тем не менее, к 4-ому столетию до н.э., эпохе эллинизма, меньшая концентрация была сосредоточена на строительстве храмов, а скорее греки потратили больше времени на строительство театров. Театры были полукруглыми и имели зал и сцену. Раньше они строились только на холмах, в отличие от римлян, которые искусственно создавали места для зрителей. Греческие храмы были известны тем, что они содержали громоздкий камень или мраморные столбы. Сегодня в Италии сохранилось несколько останков греческой архитектуры, особенно в Калабрии, Апулии и Сицилии. Примером может служить остатки Агридженто, Сицилия, которые в настоящее время являются объектами всемирного наследия ЮНЕСКО.

Древний Рим
Архитектура Древнего Рима приняла внешнюю греческую архитектуру в 2 веке до нашей эры в своих целях, создав новый архитектурный стиль. Два стиля, которые часто считаются одним телом классической архитектуры. Этот подход считается репродуктивным, и иногда он мешает пониманию и способности ученых судить о зданиях римлян по греческим стандартам, особенно если полагаться исключительно на внешние проявления. Римляне впитали греческое влияние, очевидное во многих аспектах, тесно связанных с архитектурой; например, это можно увидеть во введении и использовании Triclinium в римских виллах как место и манера обедать. Подобным же образом римляне были обязаны своим этрусским соседям и предкам, которые снабжали их богатыми знаниями, необходимыми для будущих архитектурных решений, таких как гидравлика и строительство арки.

Социальные элементы, такие как богатство и высокая плотность населения в городах, заставили древних римлян открыть новые (архитектурные) решения. Например, использование хранилищ и арки вместе со звуковым знанием строительных материалов позволило им добиться беспрецедентных успехов в создании навязанных структур для общественного пользования. Примеры включают акведуки Рима, Ванны Диоклетиана и Ванны Каракаллы, базилики и, возможно, самый классный из всех, Колизей. Они воспроизводились в меньших масштабах в самых важных городах и городах империи. Некоторые сохранившиеся структуры почти полны, например, городские стены Луго в Hispania Tarraconensis или северной Испании.

Ранняя христианская и византийская архитектура
В эпоху раннего христианства Италия сильно пострадала, а Рим стал новым местом папы. После победы Юстиниана в Италии в римско-византийском стиле были построены несколько зданий, дворцов и церквей.

Христианская концепция «Базилики» была изобретена в Риме. Они были известны как длинные прямоугольные здания, которые были построены в почти древнем римском стиле, часто богаты мозаикой и украшениями. Искусство и архитектура ранних христиан также широко вдохновлялись искусством языческих римлян; статуи, мозаики и картины украшали все их церкви. Поздние христианские фрески можно легко увидеть в некоторых из катакомб в Риме.

Византийская архитектура также широко распространилась в Италии. Когда Западная Римская империя упала в 476 году нашей эры, византийцы были лидерами в мире по аспектам культуры, искусства, музыки, литературы, моды, науки, техники, бизнеса и архитектуры. Византийцы, которые технически были людьми Восточной Римской империи, сохранили римские принципы архитектуры и искусства живыми, но придали ему более восточный поворот и славились своими слегка более плоскими куполами и более богатым использованием позолоченных мозаик и значков, а не статуи. Поскольку византийцы некоторое время проживали на Сицилии, их архитектурное влияние все еще можно увидеть сегодня, например, в Кафедральном соборе Кефалу, в Палермо или в Монреале, с их богато украшенными церквями. Базилика Святого Марка в Венеции также является примером византийской архитектуры в Италии.

Романская архитектура
Между византийским периодом и готическим периодом было романское движение, которое происходило примерно с 800 года н.э. до 1100 нашей эры. Это был один из самых плодотворных и творческих периодов в итальянской архитектуре с несколькими шедеврами, такими как Пизанская башня на площади Пьяцца дей Мираколи и Базилика Сант-Амброджио в Милане. Это было названо «римским» -сеским из-за его использования римских арк, витражей, а также его изогнутых колонн, которые обычно присутствовали в монастырях.

Романская архитектура сильно отличалась в Италии как в стиле, так и в строительстве. Вероятно, самым художественным был тосканский, особенно флорентийская и пизанская романская архитектура, но Сицилия, под влиянием нормандских поселенцев, была значительной. Lombard Romanesque был, конечно, более структурно прогрессивным, чем тосканское, но менее художественным.

Романская архитектура в Италии остановила строительство деревянных крыш в церквях, а также экспериментировала с использованием пахотного свода или бочек. Вес зданий, как правило, прятался снаружи, а раньше для поддержки зданий использовались контрфорсы. Стены церкви, использующие романский вид, были громоздкими и тяжелыми для поддержки крыши, однако это означало, что романские церковные интерьеры в Италии были более банальными и мягкими, чем эпохи раннего христианства и византийцев. Они просто состояли из мрамора или камня и имели небольшое украшение, в отличие от богатых мозаик, найденных в итальянских византийских архитектурных работах.

Главным нововведением итальянской романской архитектуры было хранилище, которое никогда не было замечено в истории западной архитектуры.

Готическая архитектура
Готическая архитектура появилась в Италии в 12 веке. Итальянская готика всегда сохраняла своеобразную характеристику, которая отличала ее эволюцию от ее во Франции, где она возникла, и в других европейских странах. В частности, архитектурные ардитные решения и технические инновации французских готических соборов так и не появились: итальянские архитекторы предпочли сохранить традицию строительства, сложившуюся в предыдущие века. Эстетически, в Италии вертикальное развитие было редко важным.

Готическая архитектура была импортирована в Италию, как и во многих других европейских странах. Бенедиктинский цистерцианский орден был через свои новые здания основным носителем этого нового архитектурного стиля. Он распространился из Бургундии (в том, что сейчас является восточной Францией), их первоначальной областью, над остальной частью Западной Европы

Возможная временная шкала готической архитектуры в Италии может включать:

начальная разработка цистерцианской архитектуры
фаза «ранней готики» (примерно 1228-1290)
«зрелая готика» 1290-1385 гг.
поздняя готическая фаза с 1385 по 16 век, с завершением великих готических сооружений, начатых ранее, в качестве Миланского собора и базилики Сан-Петронио в Болонье.

Архитектура ренессанса и маньеризма
Италия в 15 веке и, в частности, город Флоренция, был домом для Возрождения. Именно во Флоренции начался новый архитектурный стиль, а не медленно развивается так, что готика выросла из романского, но сознательно доведена до конкретных архитекторов, которые стремились возродить порядок прошлого «золотого века». Научный подход к архитектуре древнего совпал с общим возрождением обучения. В этом было немало факторов.

Итальянские архитекторы всегда предпочитали формы, которые были четко определены и структурные члены, которые выразили свою цель. Многие тосканские романские здания демонстрируют эти характеристики, как видно во Флорентийском Баптистери и Пизанском соборе.

Италия никогда не принимала готического стиля архитектуры. Помимо Миланского собора, в основном работы немецких строителей, несколько итальянских церквей показывают акцент на вертикали, сгруппированные шахты, богато украшенный узор и сложные ребристые своды, которые характеризуют готику в других частях Европы.

Присутствие, особенно в Риме, древних архитектурных памятников, демонстрирующих упорядоченный классический стиль, послужило вдохновением для художников в то время, когда философия также обращалась к классическому.

Купол Флорентийского собора
Флорентийский собор, построенный Арнольфо ди Камбио, был оставлен незавершенным к концу XIV века, у него была огромная дыра в центре, где должен был быть купол. Соревнование по его созданию выиграл Филиппо Брунеллески, который построил самый большой купол с римских времен. Он ловко получил весь город в восторге от получения команд рабочих из восьми частей города.

Базилика Сан-Лоренцо
Эта церковь во Флоренции была спроектирована Брунеллески, используя все, что он узнал, взглянув на архитектуру Древнего Рима. Он имеет арки, колонны и круглые окна в римском стиле. Он выглядит совершенно иначе, чем аркадные церкви в готическом периоде. Только внутренняя часть была закончена. Внешняя сторона все еще все необработанные кирпичи, и никто не знает точно, как Брунеллески имел в виду, чтобы это выглядело. Однако изнутри Брунеллески научил всех новому набору архитектурных правил.

Базилика Сант’Андреи
Когда древнеримские императоры вернулись из битвы, они построили триумфальную арку как памятник себе. Есть несколько таких памятников в Риме, а также в других частях Италии, а общий дизайн – большая арка в центре и меньшая нижняя арка или дверной проем с обеих сторон. Архитектор Леон Баттиста Альберти использовал это как дизайн для передней части церкви Сант-Андреа в Мантуе. Он использовал ту же самую форму высокого и изогнутого, низкого и квадратного, все внутри церкви. Это было скопировано многими другими архитекторами. Это было также первое здание, которое использовало колонки, охватывающие два порядка, называемые гигантским ордером.

Дворец Медичи Риккарди
Когда дело доходило до постройки дворцов, богатые люди эпохи Возрождения имели разные потребности у римских императоров, поэтому архитекторам приходилось использовать правила, чтобы создать новый вид грандиозного здания. Эти дворцы эпохи Возрождения, как правило, высотой три этажа и довольно просты на внешней стороне. С внутренней стороны есть внутренний двор, окруженный красивыми колоннами и окнами. Архитекторы, такие как Микелоццо, которые работали в Cosimo de ‘Medici, смотрели на римский Колизей (спортивная арена), высота которого высотой три этажа с рядами арки.

Базилика Святого Петра
Самой известной церковью в Риме была древняя церковь, которая была построена над могилой Святого Петра. К 1500 году он падал. Папа решил, что вместо того, чтобы его ремонтировать, его следует снести и создать новую церковь. К тому времени, когда это было закончено, многие дизайнеры работали над дизайном, который резко изменился, став скорее барочным примером, чем ренессансным. Среди архитекторов, присутствующих на сайте, были Донато Браманте, Рафаэль, Антонио да Сангалло Младший, Микеланджело, Пирро Лигорио, Джакомо Бароцци да Виньола, Джакомо делла Порта и Карло Мадерно. Он имеет один из самых великолепных куполов в мире. Он был скопирован во многих странах.

Вилла Ротонда
Этот загородный дом был построен Андреа Палладио (и Винченцо Скамоцци после его смерти) с 1566 года. Это квадратное здание, которое выглядит одинаково со всех сторон. В центре есть купол. С каждой стороны находится большое крыльцо (портик), как римский храм. Это такой элегантный дизайн, что другие архитекторы использовали тот же стиль, который можно увидеть на церквях, домах и дворцах, включая Белый дом.

Рококо и архитектура позднего барокко века
Самым оригинальным произведением архитектуры позднего барокко и рококо является Palazzina di caccia di Stupinigi (Охотничий домик Ступиниги), датируемый 18 веком. Благодаря высокому шарнирному заводу, основанному на кресте Святого Андрея, он был спроектирован Филиппо Джуваррой, который также построил Базилика ди Superga, недалеко от Турина.

В тот же период в Венето произошло сближение с палладианскими темами, что видно на вилле Пизани в Стране (1721 г.) и церкви Сан-Симеоне-Пикколо в Венеции (завершено в 1738 году).

В Риме последняя глава сезона барокко имеет самые значительные достижения в некоторых крупных городских улучшениях, таких как Испанская лестница и фонтан Треви, а фасад Сан-Джованни в Латерано Алессандро Галилея имеет более строгие классические черты.

В Королевском Неаполе архитектор Луиджи Ванвителли начал в 1752 году строительство дворца Казерта. В этом большом комплексе грандиозные интерьеры и сады в стиле барокко противопоставлены более трезвому корпусу, который, как представляется, предвосхищает мотивы неоклассицизма. Гигантские размеры дворца отражены Альберго Реале дей Пувери (Королевский хоспис для бедных) в Неаполе, построенный в те же годы Фердинандо Фуга.

Неоклассическая архитектура и архитектура 19 века
В конце 18-го и начале 19-го веков в Италию повлияло неоклассическое архитектурное движение. Все, начиная от вилл, дворцов, садов, интерьеров и искусства, стало основываться на римских и греческих темах, а также здания были широко распространены на вилле Capra «La Rotonda», шедевре Андреа Палладио.

Перед открытиями потерянных городов Помпеи и Геркуланума здания были тематическими в Древнем Риме и Классических Афинах, но позже были вдохновлены этими археологическими объектами. Примеры неоклассической архитектуры в Италии включают в себя «Arco della Pace» Луиджи Кагнолы, театр Сан-Карло (Неаполь, 1810), Сан-Франческо-ди-Паоло (Неаполь, 1817), кафе Pedrocchi (Падуя, 1816), храм Канова, (Посано, 1819) Театро Карло Феличе (Генуя, 1827) и Цистернене (Ливорно, 1829).

Современная архитектура

талы, в середине XIX века, также хорошо известны для некоторых относительно авангардных структур. Galleria Vittorio Emanuele II в Милане, построенный в 1865 году, стал первым зданием в Италии, сталелитейной и стальной металлургической промышленности и старейшей специализированной торговой галереей в мире, которая позже повлияла на Galleria Umberto I в Неаполе.

Современная архитектура
Архитектура в стиле модерн (Liberty)
У ар-нуво были основные и самые оригинальные экспонаты в Джузеппе Соммаруге и Эрнесто Базиле. Первый из них был автором Palazzo Castiglioni в Милане, а второй – расширением Палаццо Монтекарио в Риме.

Однако в 1920-х и последующие годы был введен новый архитектурный язык, razionalismo. Эта форма футуристической архитектуры была впервые создана Антонио Сант’Элия и, следовательно, Gruppo 7, образованная в 1926 году. После роспуска группы она была принята одиночными художниками, такими как Джузеппе Террагни (Casa del Fascio, Como), Adalberto Libera (Вилла Малапарте на Капри) и Джованни Микелуччи (железнодорожная станция Флоренции Санта-Мария-Новелла).

В фашистский период razionalismo был опережен Novecento Italiano, который отверг авангардные темы и нацелился вместо этого на возрождение искусства прошлого. Его наиболее важными членами в области архитектуры были Гио Понти, Пьетро Аштиери и Джованни Муцио. Это движение вдохновило Марчелло Пьячентини в его создании «упрощенного неоклассицизма», связанного с повторным открытием имперского Рима. Пьячентини был автором нескольких работ во многих городах Италии, наиболее важными из которых является спорным созданием Виа делла Conciliazione в Риме.

Фашистская архитектура
Рационалистическая фашистская архитектура была итальянским архитектурным стилем, разработанным во времена фашизма и, в частности, с конца 1920-х годов. Сначала это было продвинуто и практиковалось группой Gruppo 7, архитекторами которой были Луиджи Фигини, Гвидо Фретте, Себастиано Ларко, Джино Поллини, Карло Энрико Рава, Джузеппе Террагни, Убальдо Кастаньола и Адальберто Либера. Были идентифицированы две ветви, одна из наиболее заметных экспонентов – модернистская ветвь с Джузеппе Террагни и консервативная ветвь, в которой наиболее влиятельны Марчелло Пьячентини и группа Ла Бурбера.

После Второй мировой войны и модернистской архитектуры
Два итальянских архитектора получили Притцкерскую премию архитектуры: Альдо Росси (1990) и Ренцо Пьяно (1998). Некоторые из главных архитекторов, работавших в Италии в конце 20-го и начале 21-го, – Ренцо Пиано, Массимилиано Фуксас и Гае Ауленти. Работы Пиани включают Стадио Сан Никола в Бари, Auditorium Parco della Musica в Риме, ремонтные работы старого порта Генуи, церковь Падре Пио Паломничества в Сан-Джованни-Ротондо; среди проектов Fuksas (по состоянию на январь 2011 года) находятся Grattacielo della Regione Piemonte (небоскреб региона Пьемонт) и Centro Congressi Italia Nuvola в EUR, Рим. Итальянские работы Геэ Ауленти включают в себя ремонтные работы Palazzo Grassi в Венеции и Stazione Museo («Музейная станция») метро Неаполя.

Другими замечательными фигурами современной архитектуры в Италии являются швейцарский Марио Ботта (Méso d’d’Arte Moderna e contemporanea di Trento e Rovereto, реконструкция Ла Скала в Милане), Мишель Валори (это: Corviale), Заха Хадид (Национальный музей 21-го Century Arts в Риме, небоскреб «Lo Storto» в Милане), Ричард Майер (юбилейная церковь и обложка Ара Пачиса, оба в Риме), Норман Фостер (железнодорожная станция Флоренции Бельфиоре), Даниэль Либескинд (небоскреб «Il Curvo» в Милане) и Арата Исозаки (Palasport Olimpico в Турине вместе с Pier Paolo Maggiora и Marco Brizio, небоскреб «Il Dritto» в Милане).

Современная архитектура
Среди главных архитекторов, действующих в Италии в конце двадцатого века и в начале XXI века, помнят Ренцо Пиано (Stadio San Nicola в Бари, реструктуризацию древнего порта Генуи, Auditorium Parco della Musica в Риме, церковь Падре Пио в Сан Джованни Ротондо и др.), Массимилиано Фуксас (небоскреб Пьемонтского района, конференц-центр в евро), Геэ Ауленти (музей станции Неаполя), швейцарский Марио Ботта (Музей современного и современного искусства Тренто и Роверето, реструктуризация из Театро алла Скала в Милане), Заха Хадид (Национальный музей искусств XXI века в Риме, небоскреб «Lo Storto» в Милане), Ричард Майер (Церковь Бога-Отца) Милосердный и святыня Ара Пасиса, в Риме), Норман Фостер (станция Фиренце Бельфиоре), Даниэль Либескинд (небоскреб «Ил Керво» в Милане) и Арата Исозаки (Олимпийский стадион в Турине, с пирсом Паоло Мэггиорандом Марко Бризио, небоскребом «Il Dritto» в Милане).

  • В XV веке итальянские зодчие внесли значительный вклад в создание облика Кремля , построив большинство из имеющихся там строений.
  • Наиболее выдающиеся работы того периода ‒ башни Кремля, колокольня Ивана Великого, Грановитая палата, Успенский собор, Архангельский собор.
  • В XVIII веке итальянские архитекторы создали старый Гостиный двор, Большой театр с театральной площадью, Триумфальные ворота, Александровский сад.
  • В Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина выставлены скульптуры XIII-XVI веков и около 200 произведений итальянской живописи.
  • Итальянские рестораны и магазины занимают значительную нишу на рынке современной Москвы.

Российско-итальянские отношения имеют многовековую историю. Первый документально подтвержденный визит русских послов к миланскому герцогу Франческо Сфорца состоялся в 1461 году. За ним в истории отмечены многочисленные обмены визитами и посланиями. Наиболее заметную роль итальянцы сыграли в Москве в XV веке, когда по приглашению великого князя Ивана III итальянские архитекторы фактически создали образ Кремля, который сегодня хорошо известен во всем мире.

Великие итальянские строители Кремля

Вторая волна итальянских зодчих, XVIII-XIX век

Повторное «нашествие» зодчих с Аппенин на Москву пришлось на 18 век. Итальянских архитекторов приглашали для оформления обеих столиц, новой – Санкт-Петербурга, и старой — Москвы. В городе трудились Джовани Мария Фонтана (Giovani Maria Fontana), Бартоломео Франческо Растрелли (Bartolomeo Francesco Rastrelli), Франческо Кампорези (Francesco Camporesi), Джакомо Кваренги (Giacomo Quarenghi), Джузеппе Бове (Giuseppe Bovе), сменивший свое имя на русское Осип.

Джакомо Кваренги (Giacomo Quarenghi ), 1744-1818, — также известный российский архитектор итальянского происхождения, уроженец Бергамо. Еще до того, как прославиться в Санкт-Петербурге, он работал в Москве. Здесь по его проекту построены здания , 1790-1830 (ул. Ильинка, 4) около Кремля и Странноприимного дома (больницы-приюта для нищих и калек) на Большой Сухаревской площади д.3 стр.1.

Большой вклад облик Москвы внёс архитектор Осип Бове (Guiseppe Bova) , 1784-1834 . Он родился в Санкт-Петербурге, в семье художника из Неаполя. Принимал активное участие как архитектор в восстановлении Москвы после пожара 1812 года (война с Наполеоном). В частности, по его проекту в Москве был отреставрирован Кремль, создана Театральная площадь с , Триумфальные ворота , точная копия которых находится недалеко от , оформлены фасады (1817) и разбит Александровский сад у стен Кремля.

Архитектор Доменико Жилярди (Domenico Gilardi) , 1785-1845, из итальянского кантона Тичино в Швейцарии, также прославился в России участием в восстановлением послепожарной Москвы. По его проекту построены здания Московского университета (Моховая, 9), Екатерининского института благородных девиц (сейчас Центральный дом российской армии, Суворовская пл., 2, стр.1), Слободского дворца (сейчас «старое» здание МГТУ им. Баумана, 2-я Бауманская ул, 5), дома Луниных, который ныне занимает Музей Востока (Никитский б-р, д. 12а), усадьбы Усачёвых-Найдёновых (Земляной Вал, д. 53), усадьбы Студенец на Пресне (Мантулинская ул., вл. 5).

Итальянская живопись и скульптура в Москве

Самым известным и богатым музеем Москвы по европейской скульптуре и живописи является . Здесь выставлены оригиналы картин великих итальянцев: «Благовещение» Ботичелли, «Дама за туалетом» Пиппи, и многие другие. В музее есть Итальяский дворик –это зал скульптуры Средневековья и эпохи Возрождения (XIII-XVI вв.). Своими архитектурными формами он повторяет двор палаццо Барджелло во Флоренции и наполнен слепками (в подлинном масштабе!) с известных произведений скульптуры того времени. Здесь хранятся копии статуй «Давид» Микеладжело, украшающая площадь во Флоренции, «Кондотьер Гаттемелата» Донателло и «Кондотьер Коллеони» Вероккьо, которые можно увидеть на площадях в Падуе и Венеции. Отдельный зал музея посвящен скульптуре Древней Италии и Древнего Рима (VIII в до н.э. – V в. н.э.) и несколько залов – XV-XVII векам.

В залах музея сегодня экспонируется порядка 200 картин итальянских художников, хронологически они охватывают весь период развития итальянской живописи. Наиболее многочисленным и качественным являет ся раздел итальянской живописи XVII-XVIII веков. Здесь можно увидеть работы Гвидо Рени и Бернардо Строцци, Массимо Станционе и Андреа Ваккаро, Себастьяно Маццони и Луки Феррари, Якопо Виньяли и Бартоломео Лигоцци, Антонио Петрини и Франческо Тревизани, Джованни Антонио Пеллегрини и Франческо Фонтебассо, Джузеппе Ногари и Стефано Торелли, Микеле Мариески и Карло Маджини.

Изюминка раздела итальянской живописи XIX-XX веков — «Наполеон на троне» Андрея Аппиани, ведущего представителя неоклассицизма Аппенинского полуостроа. Среди картин XV-XVI века стоит выделить работы Бронзино, Больтраффио, Париса Бордоне, Лоренцо Лотто, Тициана и Джулио Романо.

Раздел раннеитальянской живописи небольшой, но в нем особенно разнообразно представлена сиенская школа. Шедевры коллекции – «Распятие» Семьи ди Бонавентуры (помощника Дуччо) и «Мария Магдалина» и «Святой Августин», созданные Симоне Мартини.

Италия – настоящая сокровищница нашей планеты. Нигде больше нет стольких значимых достопримечательностей. Прогуливаясь по итальянским улочкам, можно наткнуться на постройки из совершенно разных эпох. И нигде больше нет такого заботливого и бережливого отношения ко всем периодам своей истории, как у итальянцев.

Здесь сохранились более 30 тысяч важных для истории церквей, 200 соборов и 60 тысяч капелл, 300 резиденций епископов и 40 тысяч дворцов, и это не полный перечень.

Архитектурные стили Италии условно можно разделить на следующие:
— Древнего Рима;
— Архитектура византийского стиля;
— Архитектура эпохи Возрождения;
— Готический стиль;
— Барокко.
Наверное, самое большое влияние на стиль этой страны было оказано Древним Римом. Самой известной постройкой того времени считается Римский Колизей и Пантеон, который раньше был храмом богов, а сейчас мавзолей, где покоятся останки королей Савойской династии, а также знаменитого художника Рафаэля Санти.

Наверное, больше ни одна страна мира, кроме Италии, не может похвастаться такой красотой и богатством архитектурных форм. Нигде нету такого количества исторических памятников, дошедших до нас еще с древних времен. Путешествуя по Италии, туристы без всяких учебников запросто могут пройти экспресс-курс европейской истории – от Древнего Рима до ХХ века – настолько показательна и самобытна итальянская архитектура.

Как известно, «все дороги ведут в Рим», ведь именно здесь сохранилось больше всего древних построек. Не зря этот город называют «вечным». Одной из главных туристических достопримечательностей был и остается Колизей – свидетель событий более чем двухтысячелетней давности. Здесь проводились гладиаторские бои, публичные казни, спортивные турниры, звериные бои и другие, подчас очень жестокие, зрелища. Также сохранились такие образцы древнеримской архитектуры, как Римский форум и Пантеон.

С приходом христианской эпохи именно Италия стала родиной нового стиля в архитектуре – романского. Ярким примером архитектуры романского стиля являются базилики Сан-Дзено в Вероне, Сант-Амброджо в Милане. Затем во Флоренции, Пизе и других городах Тосканы грузный романский стиль сменяется более возвышенной готикой. Итальянская готика отличается спокойной уравновешенностью и гармоничностью. Ее образцами в церковной архитектуре являются кафедральный собор Санта Мария дель Фиоре во Флоренции, Базилика Святого Марка в Венеции. Светские здания, выполненные в готическом стиле – это Палаццо Веккьо во Флоренции, Дворец дожей в Венеции.

Попадая в Венецию сполна ощущаешь расцвет стиля барокко – роскошь и великолепие чувствуются в каждой архитектурной детали. Венецианские архитекторы сделали свой город одним из самых красивых в Италии. Венеция знаменита богато украшенными дворцами и базиликами в стиле барокко. Также здесь находится дворец Палаццо Вендрамин-Калерджи, расписанный художником Джорджоне и служивший домом композитору Вагнеру.

В эпоху возрождения Флоренция поистине была культурной столицей Италии. Здесь жили и работали Леонардо да Винчи, Буонаротти, Джанни Бокаччо, Данте Алигьери. Это центр итальянского Возрождения, поэтому флорентийская архитектура поражает гармонией форм и классическим великолепием.

Не менее известной постройкой древнеримской архитектуры является Римский Форум. Он дошел до наших времен в худшем состоянии, чем Пантеон, но его триумфальные арки, термы и храмы сохранились.
Когда Италия стала христианской страной, то тут было построено великое множество базилик в византийском стиле.
В начале 12 века стали появляться постройки в готическом стиле. К таким сооружениям можно отнести собор Санта Мария-дель-Фьоре и церковь Санта Кроче. В готическом стиле стали строиться и дворцы знати, например, дворцы Флоренции и Перудже.
В конце 14 века наступила эпоха Возрождения. Основателем этого архитектурного стиля считается Брунеллески, построивший такие шедевры, как церковь Сан Лоренцо, знаменитый дворец Питти и часовню Пацци. Другим известным архитектором Донато Браманте был построен ватиканский собор Св. Петра, являющийся настоящим произведением искусства. Достраивал, кстати, этот собор Рафаэль Санти, а Микеланджело сделал купол.
После эпохи Возрождения пришло время стиля барокко. Этот стиль был основан Лоренцо и отличался роскошью, пышностью и могуществом построек. Здесь использовались различные пилястры, колоннады, скульптуры. Яркий пример такого стиля церковь Сан Карло. До сих пор в Италии можно встретить очень много сооружений стиля барокко, потрясающих воображение.

В Неаполе архитектурными достопримечательностями считаются резиденция монархов Королевства Обеих Сицилий — Королевский дворец, построенный в XVII веке, и Театр Сан-Карло (Real Teatro di San Carlo) – старейший оперный театр в мире с замечательной акустикой. Неоклассицизм – преобладающий стиль в неапольской архитектуре.
Архитектура Италии – это символ победы над временем, и не только потому, что мы до сих пор можем любоваться древними зданиями, но и потому что в Италии по соседству могут находится здания, у которых сотни лет разницы в возрасте – и это придает Италии особую изюминку.