Русская усадебная культура. Усадьба как феномен культуры

- 120.00 Кб

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тюменская государственная академия культуры и искусств»

Институт сервиса и социально культурных технологий

Кафедра культурологи

Контрольная работа

По экологии культуры

Тема: Культура русской усадьбы

г. Тюмень 2010

Культура русской усадьбы

Тут и вступает в свои права культура. Многие философы именно в организации социального хаоса видят ее предназначение. Для этого общество вырабатывает некие усредненные идеалы и ценности, которые и составляют его идеологию. Однако конкретная личность чаще всего не соответствует усредненным общественным идеалам. Да и человек воспринимает навязываемые ему обществом ценности, как ограничение своей свободы. Так постепенно культура, оставаясь мощным средством регуляции отношений в обществе, становится механизмом подавления индивида.

Таким образом, жизнь отдельного человека протекает в двух резко разграниченных планах. Общественная деятельность осуществляется в, так называемое, рабочее время. Ему (подчас очень остро) противостоит индивидуальное время, свободное время. В психологическом мире индивида это отличие фиксируется в точных выражениях: надо и хочу. Для человека работа, которую сделать надо, находится совсем в другом мире, чем та, которую делать хочется. И "время надо", в отличие от "времени хочу" наполнено совсем другим смыслом.

Свободное время (время хочу) нельзя проводить в том же самом месте, где обычно работаешь. Здесь, все должно быть иным, желаемым, а не должным. Иное поведение выражается в подчеркнуто торжественных, или подчеркнуто свободных жестах, в особых шутках. Иное поведение выражает себя в подарках и совместных трапезах, что особенно характерно для Руси. Так всё - особое место, особо выделенное время, особые предметы и иное поведение служат созданию не похожей на повседневность идеальной реальности, той, о которой нам только мечтается. Реальности, что воплощает в себе наше представление об идеальном существовании, о давно ушедшем "золотом веке".

В мире дворянской культуры с ее жесткой иерархией это ощущалось особенно остро. Потому и говорила Екатерина II , что "жить в обществе не значит ничего не делать". Эта сценическая, крайне театрализованная жизнь была настоящим ежедневным общественным трудом. Дворяне служили "Государю и Отечеству" не только в департаментах, но и на придворных празднествах и балах. Праздничная придворная жизнь была для дворянина таким же "надо", как и служение в государевых войсках.

А "идеальную реальность" воплощали для русских дворян XVIII - XIX веков их родовые усадьбы. Потому главная задача любого, пусть и " плохенького ", усадебного строительства - создать идеальный мир, со своими ритуалами, нормами поведения, типом хозяйствования и особым времяпровождением.

И создавался усадебный мир очень тщательно и подробно. В хорошей усадьбе ничего не должно быть ничего не продуманного. Все значимо, все является аллегорией, все "читается" посвященными в усадебное таинство. Желтый цвет усадебного дома являл богатство хозяина, воспринимаясь эквивалентом золотого. Кровлю поддерживали белые (символ света) колонны. Серый цвет флигелей - это удаленность от деятельной жизни. А красный в неоштукатуренных хозяйственных постройках - наоборот, цвет жизни, деятельности. И все это тонуло в зелени садов и парков - символе надежды. Болота, кладбища, овраги, холмы - все чуть - чуть подправлялось, корректировалось и называлось Незванками, Прибежищами, Отрадами, становясь значимым в усадебной символике. Естественно, что этот идеальный мир обязательно, хотя часто чисто символически, отгораживался от окружающего мира стенами, решетками, башнями, искусственными рвами - оврагами и прудами.

Сама природа - это идеальный сад бога, наподобие райского сада. Каждое дерево, каждое растение что - нибудь значат в общей гармонии. Белые стволы березы, напоминая белые стволы колонн, служат устойчивым образом родины. Липы в подъездных аллеях во время весеннего цветения намекали своим благоуханием райский эфир. Акацию сажали как символ бессмертия души. Для дуба, воспринимавшегося как сила, вечность, добродетель, устраивали специальные поляны. Плющ, как знак бессмертия, обвивал деревья в парке. А камыши у воды символизировали уединение. Даже трава виделась смертной плотью, увядающей и воскресающей. Характерно, что осина, как "проклятое дерево" практически не встречается в дворянских усадьбах.

Так постепенно идеальный мир обретал в усадьбе реальность. Эта идеальность была сродни театру, где на сцене выстраиваются парадные сцены, а за кулисами течет своя повседневная жизнь. Потому усадебное строительство тщательно скрывалось от посторонних глаз. Строительные площадки окружали завесой секретности. Вокруг них возводились высокие заборы, разбирались подъездные пути и мосты, уничтожались технические документы. Усадьба должна была предстать как бы созданная в одночасье, по мановению волшебства. Создавалась декорация в театре дворянской жизни. Именно так возникал Петербург - в одночасье, на безлюдном финском болоте. Вмиг явилась изумленной Европе новая каменная Россия.

Каждое архитектурное сооружение навязывает его обитателям свой ритм жизни. Городские ворота открываются и закрываются в определенное время, начиная и завершая городской день. В императорском дворце время течет не так, как в деловом офисе. Так и дворянская усадьба формировала свой ритм жизни. Около двух столетий жизнь дворянина начиналась в усадьбе, протекала в ней и часто заканчивалась здесь же. Жизненный круг дополнялся дневным. Сутки в усадьбе явно делились не только временно, но и пространственно. " Предрассветные сумерки вестибюля " продолжали " раннее утро мужского кабинета ", " полдень гостиной ", " театральный вечер " и так далее, вплоть до " глубокого вечера спальни ".

Как и театральное бытие жизнь в усадьба четко делилась на парадную и повседневную. Интеллектуальным и хозяйственным центром вседневной жизни усадьбы был мужской кабинет. Однако, обставляли его почти всегда очень скромно. " Кабинет, поставленный рядом с буфетом (буфетной комнатой), уступал ему по величине и, несмотря на свою укромность, казался еще слишком просторным для ученых занятий хозяина и хранилища его книг ", - писал Ф. Ф. Вигель. На протяжении всего XVIII столетия, когда интеллектуальная и нравственная работа стали долгом всякого дворянина, кабинет хозяина принадлежал чуть ли не к самым непарадным комнатам усадьбы. Здесь все было предназначено для уединенной работы.

Соответственно кабинет и меблировался. Модным считался " голанскый " или " английскый " кабинет. Практически всю его обстановку составляла аскетичная дубовая мебель, с очень неброской обивкой, да скромные настольные часы. Письменные столы не жаловались. Предпочтение оказывалось секретерам, конторкам, бюро.

Барский кабинет, в отличие от покоев хозяйки, почти не украшался и весьма скромно декорировался. Непременными считались лишь изысканный графин и рюмка для " утрешнего употребления " вишневки или анисовки (считалось, что это способствует профилактике " грудной жабы " и " удара " - самых модных болезней XVIII - начала XIX веков) да курительная трубка. Курение на рубеже веков стало целым символическим ритуалом. " В наше время, - вспоминает еще конец XVIII века Е. П. Янькова, - редкий не нюхал, а курить считали весьма предосудительным, а чтобы женщины курили, этого и не слыхивали; и мужчины курили у себя в кабинетах или на воздухе, и ежели при дамах, то всегда не иначе как спросят сперва: " позвольте ". В гостиной и в зале никогда никто не куривал даже и без гостей в своей семье, чтобы, сохрани Бог, как - нибудь не осталось этого запаху и чтобы мебель не провоняла.

Каждое время имеет свои особые привычки и понятия.

Курение стало распространяться заметным образом после 1812 года, а в особенности в 1820- х годах: стали привозить сигарки, о которых мы не имели и понятия, и первые, которые привозили нам, показывали за диковинку ".

Для курения в кабинете специально помещались несколько натюрмортов на тему Vanitas (бренности жизни). Дело в том, что на протяжении целого столетия " поедание дыма " связывалось в сознании дворянина с размышлениями на темы " суеты сует " и " жизнь есть дым ". Эта, евангельская в своей основе, тема была особенно популярна в России. Дети пускали недолговечные мыльные пузыри, взрослые пускали из трубок эфемерный дым и летали на хрупких воздушных шарах - и все это воспринималось на рубеже веков как символы крайней зыбкости существования.

Именно здесь, в кабинете хозяина усадьбы, отчитывались управляющие, писались письма и распоряжения, подсчитывался оброк, принимались попросту соседи, обсуждались проекты усадебных архитекторов. Сегодня исследователи часто встают в тупик, обсуждая вопросы авторства тех или иных усадеб. Кто был их подлинным творцом? Архитектор, создававший первоначальный проект? Хозяин усадьбы, почти всегда переделывавший его по - своему? Подрядчик, который более считался со своим умением, чем со вкусами архитектора и хозяина?

Поскольку мужской кабинет предназначен для работы, основную роль в его интерьере играли книги. Часть книг была необходима для успешного ведения хозяйства. Помещики не гнушались тщательно штудировать архитектурные труды Виньолы или Палладио, особенно при начале нового усадебного строительства. Ведь наряду с французским языком, архитектуру полагалось знать каждому образованному дворянину. Календари, содержавшие советы на все случаи жизни - непременный атрибут таких кабинетов. Чего здесь только не было? " Список пожалованных Ея Императоским Величеством орденом...", " верный способ разводить в нежарких краях собак аболенских ", " рецепт нискорейшего гашения извести негашеной ", " наипростейшее средство крашения липы в красное и эбеновое дерево ", " об наизящнейшем и немногодельном способе англицкие парки разбивать ", " о дешевой и верной методе лечения золотухи ", " об изготовлении вишневой скороспелой наливки " и многое другое.

В тихих усадебных кабинетах формировалась мода на чтение. " По деревням кто любил чтение и кто только мог заводился небольшой, но полной библиотекой. Были некоторые книги, которые как будто почитались необходимыми для этих библиотек и находились в каждой. Они перечитывались по нескольку раз всей семьею. Выбор был недурен и довольно основателен. Например, в каждой деревенской библиотеке непременно уже находились: Телемак, Жильблаз, Дон - Кишот, Робинзон - Круз, Древняя Вифлиофика Новикова, Деяния Петра Великого с дополнениями, История о странствиях вообще Лагарпа, Всемирный Путешествователь Аббата де ла - Порта и маркиза Г., перевод Ив. Перф. Елагина, роман умный и нравственный, но ныне осмеянный. Ломоносов, Сумароков, Херасков непременно были у тех, которые любили стихотворство. После уже начали прибавляться к этим книгам сочинения г - на Вольтера; и романы и повести его же; и " Новая Элоиза ". В начале нынешнего столетия вошли у нас в большую моду: романы Августа Лафонтена, г - жи Жанлис и Коцебу. Но никто не пользовался такой славою, как г - жа Радклиф. Ужасное и чувствительное - вот были, наконец, два рода чтения наиболее по вкусу публики. Чтение этого рода заменило наконец прежние книги ". Так писал в середине XIX столетия М. А. Дмитриев.

На такой литературе было воспитано несколько поколений молодых дворян. Отсюда, из мужского кабинета усадьбы распространялось русское просвещение. Здесь составлялись проекты первых ланкастерских школ в России, новых систем севооборота, женского образования. Здесь постепенно вызревала капиталистическая система хозяйствования. Недаром Н. В. Гоголь, описывая в " Мертвых душах " деревню " просвещенного " полковника Кошкарева, ехидно замечает: " Вся деревня была вразброску: постройки, перестройки, кучи извести, кирпичу и бревен по всем улицам. Выстроены были какие - то домы, вроде присутственных мест. На одном было написано золотыми буквами: " Депо земледельческих орудий "; на другом: " Главная счетная экспедиция "; " Комитет сельских дел "; " Школа нормального просвещения поселян ". Словом, черт знает чего не было ".

В этих же кабинетах любопытные естествоиспытатели проводили пневматические, электрические, биологические опыты. Отсюда вели астрономические наблюдения. Потому иногда кабинет был буквально уставлен телескопами, земными и небесными глобусами, солнечными часами и астролябиями.

Дополняли довольно скромную, почти аскетическую обстановку мужского кабинета два - три портрета родителей и детей хозяина, небольшая картина с баталией или морским пейзажем.

Если мужской кабинет был приватным центром усадьбы, то его парадным лицом служила гостиная или зала. Такое разделение на домашнее и гостевое, повседневное и праздничное было свойственно всей дворянской эпохе. Одним из следствий такого деления всей жизни дворянской стала дифференциация усадебных интерьеров на " парадные апартаменты " и " комнаты для фамилии ". В богатых усадьбах гостиная и зала служили разным целям, в большинстве же домов они прекрасно совмещались.

Современники безусловно воспринимали залу или гостиную как парадный, и оттого официально - холодный апартамент. " Зала, большая, пустая и холодная, в два - три окна на улицу и четыре во двор, с рядами стульев по стенкам, с лампами на высоких ножках и канделябрами по углам, с большим роялем у стены; танцы, парадные обеды и место игры в карты были ее назначением. Затем гостиная, тоже в три окна, с неизменным диваном и круглым столом в глубине и большим зеркалом над диваном. По бокам дивана - кресла, козетки столики, а между окон столики с узкими зеркалами во всю стену... В годы нашего детства фантазии считались недозволенными и все гостиные были на один лад ", - вспоминает П. А. Кропоткин.

Эту пустоту и холод гостиных, где " всегда вся мебель была покрыта чехлами ", вспоминают практически все мемуаристы. Во - первых, холодность этих зал была буквальной. Зачем их отапливать каждый день? А во - вторых, и архитектурно здесь выделялась не домашняя теплота, но парадность. Часто зала делалась двусветной. Окна с одной стороны залы выходили на парадный двор - курдонер, а с другой - на " главный просек " (так называли центральную аллею парка). Виды из больших окон тщательно учитывались при проектировке усадьбы. Вечно изменчивая природа органично входила в оформление парадной залы.

Описание работы

Человек - существо крайне неорганизованное и хаотичное. В себе самом он со временем, может быть, и разберется. Установит свои ценности и идеалы, да и поступки научится выстраивать в соответствии с ними. Но людей много и каждый старается свои ценности утвердить в людском сообществе, свои идеалы установить в качестве самых для всех главных. Если это допустить, начинается общественный хаос.

Тема 1. Введение

Лекция

Роль дворянской усадьбы в развитии русской культуры и искусства.

Национальное своеобразие «дворянских гнёзд».

Тема 2. История дворянской усадьбы

Лекция

Подмосковные резиденции русских царей (XVI - XVII вв.).

Императорские дворцы и парки под Петербургом (XVIII в.).

Начало массового усадебного строительства после принятия указа «О вольности дворянства» (1762 г.).

- «Золотой век» русской усадебной культуры (первая половина XIX в.).

Дворянская усадьба в пореформенный период.

- «Серебряный век» русской усадебной культуры.

Судьба «дворянских гнезд» в послеоктябрьский период.

Современное состояние культурного наследия.

Тема 3. Эстетическая организация пространства: дом, сад, храм

Лекция.

Усадьба как художественный мир.

Смена архитектурных, садово-парковых стилей.

Практическое занятие

Обсуждение рефератов.

Тема 4. Образ дворянской усадьбы в различных видах искусства

Лекция.

Изображение «дворянских гнезд» в русской поэзии (А. Кантемир, Г. Державин, В. Жуковский, А. Пушкин, М. Лермонтов, Д. Боратынский, А. Фет, А. Белый, Н. Гумилёв и др.).

Образы «дворянских гнёзд» в отечественной прозе (Н. Карамзин, А. Пушкин, И. Тургенев, Л. Толстой, А. Чехов, И. Бунин, Б. Пастернак и др.).

Усадебные пейзажи в русской живописи (С. Щедрин, В. Боровиковский, А. Венецианов, И. Крамской, В. Поленов, И. Левитан, В. Борисов-Мусатов, К. Сомов).

Музыка дворянской усадьбы

Практическое занятие

Показ презентаций, подготовленных слушателями курса.

Тема 5. Исторические усадьбы на территории нашего края, и их владельцы и гости

Лекция.

Вотчины военачальников и видных государственных деятелей (Мугреево, Батыево, Дьяково, Борщовка, Рагозиниха, Богородское, Княжево, Романово, Александрово).

Усадьбы учёных (Матвеиха, Погост, Привольное).

- «Приюты вдохновенья» (Утешное, Каменка, Новинки, Котцыно, Фроловка, Студеные Ключи, Новинки, Погост, Оболсуново, Соколово).

Практическое занятие

Проведение виртуальных экскурсий по историческим усадьбам нашего края.

а) основная литература:

1. Дворянская и купеческая усадьба в России: исторические очерки XVI - XX вв. М., 2001.

2. Дворянские гнезда России: история, культура, архитектура / под ред. М.В. Нащокиной. М., 2000.

3. Евангулова О.С. Художественная «вселенная» русской усадьбы. М., 2003.

4. Каждан Т.Г. Художественный мир русской усадьбы. М., 1997.

5. Рузвельт П. Жизнь в русской усадьбе: опыт социальной и культурной истории. СПб., 2008.

6. Щукин В.Г. Миф дворянского гнезда: геокультурологическое исследование по русской классической литературы. Krakow, 1997; 2-е изд. // Российский гений просвещения: исследования в области мифопоэтики и истории идей. М., 2007.

7. Знаменитые музеи-усадьбы России. М., 2010.

б) дополнительная литература:

1. Архитектура русской усадьбы. М., 1998.

2. «… в окрестностях Москвы»: из истории русской усадебной культуры XVII - XIX веков / Сост. М.А. Аникст и В.С. Турчин; текст В.И. Шередега и В.С. Турчин. М., 1979.

3. Врангель Н.Н. Старые усадьбы: очерки истории русской дворянской культуры. СПб., 1999.

4. Марасинова Е.Н., Каждан Т.П. Культура русской усадьбы // Очерки русской культуры XIX века. Т. 1: общественно-культурная среда. М.,1998

5. Низовский А.Ю. Самые знаменитые усадьбы России. М., 2001.

6. Охлябинин С.Д. Повседневная жизнь русской усадьбы XIX века. М., 2006.

7. Соловьев К.А. «Во вкусе умной старины»: усадебный быт российского дворянства второй половины XVIII - первой половины XIX веков. СПб., 1998.

8. Марасинова Е.Н., Каждан Т.П. Культура русской усадьбы // Очерки русской культуры XIX века. Т. 1: общественно-культурная среда. М.,1998

в) Интернет-ресурсы:

1. Некоммерческое партнерство «Русская усадьба» (www.rususadba.ru).

2. Исторические усадьбы России (www.hist-usadba.narod.ru).

3. Национальный фонд возрождения русской усадьбы

Культурно-художественная жизнь дворянской усадьбы рассматривается в период сер. XVIII - первой пол. XIX в. в контексте тех условий (экономических, социальных, политических, эстетических), в которых она протекала.

Интерпретация усадьбы как культурного феномена возможна при рассмотрении пласта структур, связанных с культурой повседневности, с особенностями культурного поведения русского дворянина.

Феномен русской усадьбы складывался в условиях европеизации отечественной культуры, базируясь на национальных особенностях. Усадьба - это одно из трех основных типов поселения в России: город, деревня (село), усадьба. Ранее усадьбой называли обособленное, «огражденное» владение, включавшее жилые и служебные помещения, сад и огород, позволявшие существовать в качестве независимой экономической единицы. Характер русской усадьбы менялся в зависимости от условий жалованных государем земель за службу.

Вотчина - это родовое недвижимое имение, населенная земля, а поместье - это жалованная государем земля в пожизненное владение. Помещик - это дворянин, владеющий поместьем, а вотчинник - изначально владелец крестьян, затем - владелец жилой земли. При Петре I обе формы землевладения были уравнены.

Владелец имения одновременно являлся и владельцем усадьбы. На территории одного имения могло находиться несколько усадеб. Примером может служить Влахерноское имение князей Голицыных, включавшее две усадьбы: Кузьминки и Полуденовка. Изначально имение - это земля с угодьями. Усадьба по отношению к имению - явление вторичное. Экономия - это часть имения, направленная, в основном, на ведение сельского хозяйства. Термин «экономия» возник во второй пол XVIII в. Экономии создавались для обслуживания нужд имения, а не усадьбы. В современных исследованиях экономию и усадьбу объединяют в одно целое, ссылаясь на одно единое стилевое и функциональное решение их построек (господский дом, конный и скотный дворы, оранжереи, амбары и т.д.). Безусловно, существовала и хозяйственная зона усадьбы, но она была небольшой. В ряде усадеб происходило соединение экономии и усадебной хозяйственной зоны. При изучении усадьбы с позиции историко-культурологического подхода важен акцент на усадьбу и экономию для воссоздания синтеза между культурой и хозяйством.

На протяжении 1762 - 1861 гг. усадьба вбирала основные особенности образа жизни простого человека, опираясь на его житейский опыт обращения с землей, воплощая его мировосприятие и мировоззрение.

Исследователь М. Ю. Коробко, изучавший проблему, связанную с определением термина «русская усадьба» и его эволюции, отмечал, что впервые о нем заговорили в пореформенный период. Это было вполне закономерно, так как усадьба была реалией жизни. С середины XIX века она начала видоизменяться по форме и содержанию. С 1861 г. усадьбоведы ведут точку отсчета гибели культуры, мира усадьбы.

В «Толковом словаре живого великорусского языка» усадьба характеризуется как «господский дом на селе, со всеми ухожами, садом и огородом». Такое определение русской «усадьбы» не содержит указание на ее универсальность, особенности ее культурной среды, которые действительно отличали бы усадьбу от других форм земельного владения.

По И.И. Березину, издававшему Русский энциклопедический словарь, усадьба - это «дом с принадлежащими к нему строениями и землею, находящейся под строением, принадлежащий помещику или крестьянину. Во всяком имении усадьбы бывают господские или фермерские и крестьянские. Первые состоят из жилых или хозяйственных строений: гумен, садов и огородов, принадлежащих владельцу. Вторые из таких же строений, огородов, конопляников и крестьянских гумен. Усадьбы обыкновенно помещаются или на берегах рек или оврагов, где можно запрудить пруды». Это определение обозначает лишь одну сторону многогранной усадебной жизни.

В советское время термин «усадьба» трактовали как комплекс «архитектурных построек» и «хозяйственное целое».

Понятие «русская усадьба» в период своего расцвета (сер. XVIII - пер. треть XIX в.) состояло и из различных элементов архитектурно-художественной среды, вписанных в природное окружение, т.е. определенной материальной среды, и из особенной духовной, философской, интеллектуальной атмосферы. Отсюда сложность формулировки термина «русская усадьба», способного вместить все характеристики усадьбы. Необходимо развести понятия «усадьба» и «усадебная культура».

Логично определять «усадьбу» на каждом этапе ее формирования, поскольку в разные исторические периоды своего существования изменялись и ее типологические характеристики.

Простая и четкая классификация усадеб дана М.Ю. Коробко и включает три типа:

1) загородный двор - форма загородного владения с жилым домом, угодьями и оградой, «где все сельское хозяйство сведено к минимуму и играет более «декоративную» роль, нежели действительно направлено на удовлетворение насущных потребностей владельца». Как явление загородные дворы исчезли к сер. XIX в.

2) усадьба: а) крупнопоместная; б) среднепоместная; в) мелкопоместная; г) дворцовая. Этот тип усадьбы относился ко 2-ой пол. XVIII - нач. XIX в., за исключением дворцового, который постепенно исчез к нач. XVIII в. В указанный период сложился усадебный комплекс с господским домом, флигелями, хозяйственной территорией, церковной территорией, парком, прудами... Усадьба этого типа вошла в историю культуры как «дворянское гнездо», имевшее свои духовные и культурные традиции.

3) дача - явление, относившееся к XIX в, когда владельцы усадеб стали практиковать сдачу в аренду некоторых помещений имений на летний период.

В основе предложенной типологии усадьбы лежит принцип, связанный с формой собственности на землю.

Использовать понятие усадьбы в вышеизложенном ключе для характеристики ее в качестве историко-культурного феномена нецелесообразно. Трактовка термина не включает особой, уникальной характеристики, позволявшей отнести ее в разряд культурных феноменов.

В основе исследования будет использовано понятие дворянской «усадьбы», сформулированное М.Ю. Коробко: «загородная усадьба есть исторически сложившаяся территория с архитектурно-художественным комплексом сооружений, необходимых для определенного уклада жизни, в первую очередь жилыми постройками, принадлежащими частному лицу». Под укладом жизни будет рассмотрен образ жизни, связанный с религиозно-церковной стороной, семьей, образованием, досуговым времяпровождением.

Наряду с понятием «усадьба», в отечественной историографии используют понятие «дворянское гнездо», не имеющего четкой формулировки. Первым его употребил И.С. Тургенев в рассказе «Мой сосед Радилов» в «Записках охотника» в 1847 г. Под «дворянским гнездом» он понимает усадьбу, место жительства рода, включающие помещичий дом со службами, фруктовый сад и обязательно липовые аллеи.

В 1856 г. в романе «Дворянское гнездо» Тургенев обращается к понятию «дворянское гнездо» в качестве синонима дворянской усадьбы. Здесь, на примере рода Лаврецких, Калитиных, (так и в живописи позже Борисова-Мусатова, в литературе - А. Толстой, (дооктябрьский) И. Бунин) «дворянское гнездо» показано как явление историко-культурное, социальное, психологическое.

В научных работах понятие «дворянское гнездо», по сравнению с «дворянской усадьбой», употребляется не часто. Скорее первое возникло как художественный образ, хотя, по сути, эти термины тождественны друг другу. Вместе с тем, используя понятие «дворянское гнездо» акцент смещается на понимание усадьбы как родового гнезда с крепкими традициями семьи, связью и преемственностью между поколениями.

В одном из современных направлений в изучении отечественного наследия усадьба рассматривается в качестве одного из типов культурного ландшафта средней полосы России XVIII - XIX в. «Культурный ландшафт - природно-культурный территориальный комплекс, сформировавшийся в результате эволюционного взаимодействия природы и человека, его социокультурной и хозяйственной деятельности и состоящей из характерных сочетаний природных и культурных компонентов, находящихся в устойчивой взаимосвязи и взаимообусловленности».

Усадебный ландшафт имеет свою функциональную и пространственную структуру, которая состоит из следующих компонентов: главный дом с флигелями, хозяйственный двор с постройками, церковная территория, парк с прудами или рекой, угодья. Художественная организация усадебных ландшафтов зависит от социально-экономического и политического положения владельца, его вкуса и образования, от уровня профессионального мастерства исполнителей, от особенностей естественных природных условий.

Культурный усадебный ландшафт сформировался в результате деятельности людей, принадлежавших к разным типам культур: дворянской, крестьянской, религиозной. Связь с природой характерна для функционирования усадебных ландшафтов. Очевидна роль искусства в формировании усадебного ландшафта: архитектурное творчество, садовое и парковое искусство, музыкальная культура (камерная, народная и духовная) и др.

В результате, в понятие «усадьба» влилось понятие «усадебная культура», содержащее разнообразные явления историко-культурной, философской и религиозной направленности.

«Что такое русская усадьба с точки зрения нравственно-эстетической? Это - «дом» и «сад», устроенные на лоне природы, когда человеческое едино с «природным» в глубочайшей органичности роста, цветения и обновления, а «природное» не дичится облагораживающего культурного возделывания человеком; когда поэзия родной природы развивает душу рука об руку с красотой изящных искусств, а под крышей усадебного не иссякает особая лирика домашнего быта, живущего в смене деятельности труда и праздничного веселья, радостной любви и чистого созерцания», - так А.А. Фет точно обозначил суть усадебной жизни.

Усадьба - это микрокосм, который вмещал в себя «отечество» с маленькой буквы и «Отечество» с большой буквы. Усадьба - такой тип жилища, обеспечивавший владельцу и его семье удобную, экономически независимую, приятную жизнь на лоне природы. Усадьба, изначально вотчина, являлась родовым имением. Предполагалась ее передача из поколения в поколение, нахождение во владении одной семьи, принадлежавшей к одному классу, имевшему свои традиции.

До сер. XVIII в. усадьбы в том виде, в котором она изучается сейчас (корректнее сказать - ее спроектированная модель) не существовало. Это было связано с определенными историческими условиями, от которых зависела жизнь дворянина. Родовитые бояре и простые дворяне были пожизненными «государевыми слугами». Их местом жительства являлись московские дворы. Отпуска были крайне редки и кратковременны, что не позволяло добротно обустроиться в усадьбе. Конечно, были и исключения, когда в результате опалы, усадьба становилась единственным возможным местом проживания, и тогда жизнь в ней налаживалась.

Только «Указ о вольности дворянства» 1762 г. дал возможность русскому дворянину насладиться жизнью в загородном поместье.

Основой общественного строя в России этого периода стало торговокапиталистическое хозяйство, где господствующим сословием было дворянство. Крепостное право еще соответствовало интересам дворян-землевладельцев и помогало развитию производительных сил.

При Екатерине II ситуация с земельной собственностью приняла узаконенную форму. Закон о генеральном межевании (1765 г.) обеспечивал дворян земельной собственностью, причем те земли, которые были освоены до этого незаконно, без государственного разрешения становились законной собственностью помещиков. Уникальность этого акта заключалась в том, что землей были наделены не отдельные фавориты и члены аристократических семей, а масса помещиков. Массовость повлияла на формирование значительного «среднего» слоя помещиков-дворян. Генеральное межевание уничтожало остатки старого, неупорядочного землевладения, межевали земли «не к именам владельцев, а к именам сел и деревень». «Важность сего нового дела была так велика, что у всех сельских и деревенских жителей объяты были все умы помышлениями и разговорами об оном», - писал А.Т. Болотов.

Решение вопроса о дворянской земельной собственности повлияло на культуру ведения хозяйства и, соответственно, на материальную сторону доходов. Государственная служба формально не являлась источником дохода.

Так, Е.Р. Дашкова, как президент двух российских академий, получала в год три тысячи рублей, а ее имение Троицкое давало более сорока тысяч.

В 1785 г. «жалованная грамота» подтвердила право «вольности» дворянства служить и не служить, неотъемлемость дворянского звания и сословных прав, свободу от личных податей, утверждение имущественного положения и крепостное право. Впервые в российском законодательстве за дворянством было юридически закреплена неприкосновенность недвижимой собственности.

В результате этих законодательных актов дворянство получило экономическую и политическую свободу, что, безусловно, повлияло и на развитие духовной свободы. Крупнопоместные усадьбы приобретали качественно новое содержание и оказали решающее значение на формирование культурной среды провинции.

Массовое строительство усадеб началось в 1770 - 1780-е гг. и длилось всего лишь до 1820 - 1830-х гг. Отмечено, что на рубеже XVIII - XIX столетий больше обустраивалось и перестраивалось, чем возводилось совершенно новое. Обустройство тысяч усадеб происходило в среде «среднего» помещика и это стало характерным явлением в отечественной культуре.

Русская усадьба - как фактор культурформирования духовно-эстетических

воззрений дворянства.

Городнова Любовь Евгеньевна - Тамбовский государственный краеведческий музей

Аннотация: в статье рассматривается уникальность провинциальной дворянской. Это обусловлено тем, что ещё сохранились реальные памятники усадебного строительства - элементы культурного кода усадьбы: архитектурно-дворцовых комплексов, жилых зон, культовых построек, садово-парковых ансамблей.

Ключевые слова: провинция, русская усадьба, культуроформирование, культурный центр, духовная самореализация.

В XX веке провинциальная дворянская усадьба как уникальный социокультурный объект практически выпала из поля зрения культурологов, историков, искусствоведов. Это явилось следствием отрицания в течение нескольких десятилетий созидательной роли дворянства и усадебная культура трактовалась как декаданс общенациональной культуры. А старательно раздуваемая на протяжении полувека пропаганда - «война дворцам» - уничтожила в своё время десятки и сотни дворянских усадеб. Тема уникальности провинциальной дворянской усадьбы в современных историко-культурных условиях весьма актуальна. Это обусловлено, прежде всего, тем, что ещё сохранились реальные памятники усадебного строительства - элементы культурного кода усадьбы: архитектурно-дворцовых комплексов, жилых зон, культовых построек, садовопарковых ансамблей.

Усадьбы - многолики и разнообразны по своей сути, на протяжении веков они служили в провинции мини-форпостами русской культуры. Усадебная культура сочетала в себе и культуру передового дворянства, и народную культуру. При обустройстве усадьбы - в декорах построек и оформлении интерьеров использовались все достижения мирового искусства - живописи и архитектуры. Но при этом активно привлекался и внутренний потенциал усадьбы - способности и талант крепостных крестьян. Владелец, используя крестьянский труд, тем самым способствовал развитию таланта умельца - они оба становились соучастниками творческого процесса.

Важную роль при организации усадебного пространства отводилась ментальным стереотипам: устраивали усадьбы со строжайшей дисциплиной, на манер военных поселений (А.А. Аракчеев - усадьба Грузино, Тверская губерния); строили восточные дворцы с соответствующими интерьерами, окружали себя «доморощенными» арапами и крепостными одалисками (И.Д. Шепелев - Выксунские заводы, Нижегородская губерния). Дворяне-масоны отражали свои духовно-философские воззрения в архитектуре, декорах и интерьерах усадебных построек. К теме философии «вольных каменщиков», через несколько десятилетий негласного запрета, вновь обращаются исследователи. Но тема масонских усадеб остаётся пока малоизученной потому, что из былого разнообразия в настоящее время практически ничего не осталось. Ярким образцом такого рода усадьбы, с мощной масонской символикой, сохранившейся до наших дней, является усадьба Зубриловка князей Голицыных-Прозоровских (Пензенская область). Интерес к масонской философии являлся глубоко приватной стороной жизни, но он нашел отражение в реалиях усадебного мира - оформлении храма, архитектуре и расположении построек усадьбы - дворца, церкви, колокольни.

Церковь в Зубриловке, как и в любой другой дворянской усадьбе, являлась духовным центром, воплощала самостоятельный мир, смысл которого был в равной мере обращён и к небу, и к Богу, и к обитателям усадьбы. Примерами попытки приобщения обитателей усадьбы к высшим идеалам могут служить настенная роспись придела - страдания Святой Мученицы Варвары и икона Архистратига Михаила. Многозначны по своей сути и гризайльные росписи храма. Символика и колористика росписей позволяют сделать предположение, что владельцы Зубриловки принадлежали к Иоанновской степени масонства, в частности к ложе «Орла Российского». Иоанновская степень - это три низшие ступени ордена (ученик, товарищ, мастер), делавшая из братьев мирных идеалистов. В ней преобладала символика этических начал -равенства, братства, всечеловеческой любви. Колорит Иоанновской степени светел и ясен, цветовая гамма соответствующая - золотой, лазоревый, белый. Ложа «Орла Российского» была основана 12 марта 1818 года, основной её символ - клейнод двуглавый орёл, присутствие которого

мы наблюдаем в росписях Зубриловского храма. Постулаты ложи «вольных каменщиков» звезда (солнце) - символ Великого Архитектора Вселенной; крест и терновый венец - символы мученичества Христа; библия - краеугольный камень масонской философии; жезл - символ власти верховного магистра ложи; отрезки колонн - символ устойчивости, фундаментальности масонского учения; клещи и молоток - инструменты для обработки дикого камня (дикий камень -человеческая душа); узлы - символ крепости масонского братства; лилии - символ Девы Марии; трёхсвечник - символ третьей ступени ордена; двуглавый орёл - символ ложи «Орла Российского» - присутствуют не только в росписях придела, но и в алтарных частях придельных храмов.

Устройство усадьбы отчасти было данью моде на загородные дворцы, но не являлось простым благоустройством бытового уклада дворянина вдали от столицы. Важное, и первостепенное, значение имел тот факт, что каждый владелец мечтал построить «родовое гнездо», неотъемлемыми атрибутами которого являются барский дом, церковь, оранжереи, сады, парки, каскады прудов, цветники, хозяйственные дворы и т.д. Словом всё то, что впоследствии у молодого потомства будет ассоциироваться с понятием «малая Родина». Рожденные в имении, они служили в столицах, получая чины и награды, странствовали по свету в поисках новых впечатлений и идеалов, а последний приют находили, как правило, в фамильном некрополе родной усадьбы. Извечная любовь к “родному пепелищу”, порой даже не объяснимая, в данном случае - чувство высокого философского порядка, которое, нивелируя сословные различия, по сути, является импликацией духовного единства дворянства и простого народа. Колорит усадебной жизни определялся духовным пространством, историей, традициями, которые благоговейно береглись и передавались из поколения в поколение, со знаковыми событиями, запечатлёнными навечно в семейных реликвиях, с фамильной галереей, библиотекой, коллекциями, семейными альбомами, надгробиями у церкви. Преемственность семейных традиций - “у нас так принято”, приверженность патриархальным устоям, с проживанием большой семьёй, тёплыми взаимоотношениями - определяло модель поведения обитателей усадьбы. На родовых ценностях, на “преданьях старины глубокой” взращивалось не одно поколение дворянства, для которых благородство, долг, честь, ответственность являлись неотъемлемыми чертами воспитанного человека. Система ценностей дворянства со временем претерпела трансформацию, однако остались вечные - «за Веру, Царя и Отечество».

После крестьянской реформы 1861 года провинциальная усадьба переживает период упадка, но, сохраняя статус независимого культурного пространства, она продолжает служить источником вдохновения для поэтов, художников, композиторов. Здесь творческий человек в полной мере понимал тщетность суетного мира, испытывал, во все времена недостающее, чувство свободы. Дух усадьбы манил, завораживал, вдохновлял. Лучшие произведения “золотого века” созданы в условиях процветающей дворянской усадьбы. Именно после приезда в родную Мару Евгений Боратынский написал следующие строки:

Судьбой наложенные цепи

Упали с рук моих, и вновь

Я вижу вас, родные степи,

Моя начальная любовь.

Николай Кривцов наслаждаясь сельскими пейзажами, писал, подражая А.С. Пушкину:

Я долго жил и долго наслаждался,

Но с той поры лишь ведаю блаженство,

Как в Любичи Господь меня привел.

Идиллией сельской жизни восторгались Г. Державин и М. Лермонтов. В. Борисова-Мусатова на лучшие живописные полотна вдохновила Зубриловка - усадьба князей Голицыных-Прозоровских. Сергей Рахманинов всё значительное в своём творчестве создал в Ивановке -

родовом имении своей жены. “Лебединую песнь” усадьбе пропел И. Бунин, когда усадебную культуру постигла участь “вишнёвого сада”.

В начале XX века рухнула под напором нигилистического разгула - “весь мир насилья мы разрушим” - старая Россия. Исчезли навсегда, сожжённые в печах цинизма и бездуховности, усадебные ценности - книги, картины, коллекции декоративно-прикладного искусства. Вопиющий парадокс вандализма - строилось несколькими поколениями, веками - уничтожено за несколько месяцев. Исчезли с карты России названия дворянских усадеб, уничтожены дворцы, разрушены усадебные храмы, парки, фамильные некрополи. Разорваны связи с прошлым, с истоками нашей культуры. Но историю и культуру российского государства невозможно представить без дворянских родов Шереметьевых, Румянцевых, Нарышкиных, Голицыных, Строгановых, Прозоровских, Волконских, Чичериных, Боратынских и других. Лучшие представители дворянства на дипломатическом поприще или на поле боя были сопричастны знаковым вехам мировой и отечественной истории. Эти события нашли отражение в создании образа усадьбы, которая привнесла прогрессивные идеи в духовную и культурно-социальную среду провинции. Русская провинция, по причине своей бедности, не могла себе позволить ни насыщенной культурной жизни, ни монументальной архитектуры - это было прерогативой столиц. Дворянская усадьба городская и загородная была единственным источником преображения облика провинции. Усадебные комплексы органично вписывались в окружающий ландшафт, подчёркивая гармоничное слияние природы и человеческого творения. Культуру дворянской усадьбы необходимо принимать как явление общенационального характера. Представители многих дворянских родов, воспитанные именно в усадьбе, оказались по воле судьбы разбросанными по всему свету - художники, поэты, композиторы, они обогатили культуру зарубежья.

Исследование феномена дворянской усадьбы - сложное направление в отечественной

не изучив особенности жизненного пространства усадьбы, ее влияние на окружающую среду, мы её утратили в материальном плане. Историю русской провинциальной дворянской усадьбы в настоящее время исследователи изучают по сохранившимся фрагментам, а это, в лучшем случае, руинированные остатки дворцов, храмов, хозяйственных построек и небольших парковых зон. Только с их помощью можно судить об архитектонике усадебной культуры, её особенностях, о символике и смысловом содержании дворцово-парковых комплексов. Культуру провинциальной дворянской усадьбы необходимо изучить в комплексе всех проблем - теологической, культурологической, исторической, искусствоведческой, экологической. Только тогда мы сможем в полной мере осмыслить и оценить вклад, который внесла русская усадьба в развитие не только русской, но и мировой культуры.

Дворянская усадьба кратко

В этом разделе выложены некоторые дипломные, курсовые и контрольные работы для студентов, выполненные специалистами нашего портала. Данные работы предназначены для ознакомления, а не заимствования.

Дворянская усадьба кратко

Министерство образования Российской Федерации
Санкт-Петербургская государственная
академия сервиса и экономики
Новгородский филиал
Реферат

По курсу “Мировая культура и искусство”
Тема: “Дворянская усадьба”
Выполнила:
студентка I курса Борисова А.С.
Шифр: 230500у

Великий Новгород
2004
Оглавление
Введение

2. Дворянская усадьба как народный университет
Заключение
Список использованной литературы
3
4
12
14
17

Введение

История русской усадьбы насчитывает почти шесть веков. Еще в период древней Руси в любом селе находился выделявшийся среди прочих дом владельца, что позволяет назвать селение прообразом вотчинной или поместной усадьбы.
Одной из частей дворянской культуры является усадебная культура. Дворянская усадебная культура - это сложное многоплановое явление русской культуры. Усадебная культура многообразна.
Это и культура аристократических дворянских кругов, культура передовой дворянской и крепостной интеллигенции и часть народной культуры. На протяжении нескольких веков дворянские усадьбы выполняли несколько функций:
- они фактически являлись организаторами сельского производства;
- были центрами экономического и культурного развития значительных территорий;
- архитектурные ансамбли усадеб, хозяйственные постройки, парки, пруды, кладбища, часовни, церкви, своим существованием оказывали огромное влияние на окружающих;
- в провинциальные дворянские усадьбы привносилась культура и быт столичных городов. Музыка, живопись, театр, библиотеки, коллекции старинных вещей и редких растений становились неотъемлемой частью дворянских усадеб;
- дворянские усадьбы располагали к творчеству, сочинительству. В них воспитывался цвет русской интеллигенции XVIII-XIX.

1. Усадьба как феномен культуры

Русская дворянская усадьба в качестве явления художественной культуры изучена мало, хотя существует литература, посвященная усадебным культурным центрам этого времени.
Художественный мир русской дворянской усадьбы слагался из сочетания различных видов искусства, художественной и общественной жизни, культурного, хозяйственного и повседневного быта, комфортабельной и одновременно изысканной архитектурной средой гармонично вписывавшейся в живую природу. Это компилятивное сочетание не только было тесно связано с процессами, происходившими в русской художественной культуре XIX века, но и оказывало на эти процессы значительное влияние.
Воспетая писателями и поэтами дворянская усадьба с одной стороны, сама была своеобразным феноменом культуры. Усадьба являлась составной частью провинциальной культуры и в то же время принадлежала и культуре городской, таким образом участвуя во взаимном обмене этих двух полюсов культуры, способствуя их обогащению и укреплению.
Русская усадьба была не только приятным местом сезонного обитания владельцев поместья, но и соответствовала эстетическим идеалам человека того времени и обладала условиями, упрощавшими отношения с простым народом.
А.А.Фет задавался вопросом: ”Что такое русская дворянская усадьба с точки зрения нравственно-эстетической(” И сам отвечал: ”Это “дом” и ”сад”, устроенные на лоне природы, когда человеческое едино с ”природным” в глубочайшем органическом расцвете и обновлении, а природное не дичится облагораживающего культурного возделывания человеком, когда поэзия родной природы развивает душу рука об руку с красотой изящных искусств, а под крышей усадебного дома не иссякает особая музыка домашнего быта, живущего в смене деятельности труда и праздного веселья, радостной любви и чистого созерцания” .
В XIX в. в усадебном строительстве доминирует классицизм. Этот стиль “способствовал сохранению цельности человеческой породы, утверждая, что все противоречия могут быть преодолены” . Именно гармония “дома”, ”сада” и ”природы”, о которой говорит Фет и нашла свое отражение в классицизме. Отсюда стремление обособить, отделить и сгармонизировать островок усадьбы. Она давала ощущение независимости и свободы (культ античности). Усадьба укрепляла веру человека в свое благополучие. Она была родиной дворянину (человеку), здесь проходило его детство, сюда он возвращался, чтобы смерть избавила от старости.
Вообще, художественный облик усадьбы был настроен на то, чтобы вся ее среда источала историю. Классицизм связывал прошлое и настоящее, античность и современность. Об элладе напоминали:1) коллоны главного дома, 2) росписи, подражающие помпейским, 3) “антикизированная” мебель и утварь. Скульптурные изваяния в доме, мраморные статуи перед домом и в саду представляли героев древности и мифологические аллегории.
За примерами далеко ходить не надо. Достаточно вспомнить богатейшую коллекцию статуй “Марьино”: “Венера Марьинская”, ”Богиня медицины”, ”Юлий Цезарь”, ”Сократ” или ”Моква”: ”Три грации” и т.д.