Периоды русского классицизма в архитектуре. Классицизм в архитектуре Западной Европы

Архитектура русского классицизма

Из западной Европы классицизм распространяется в Россию, где уже на грани XVIII-XIX вв. принимает своеобразный характер. Наступление классицизма находится в прямой связи с политическими, хозяйственными и культурными реформами, которые начались при Петре I и продолжались в период царствования Екатерины II. Основной чертой русского классицизма было создание многочисленных градостроительных комплексов, использование крупного пространственного ордера, который применялся с необычным чувством, и условий местной среды, и масштаба человека.

В русском классицизме отдаленно проявились отзвуки древнерусской и византийской культуры, а одновременно и русского барокко, который был первой ступенью связи русской архитектуры с европейскими течениями. В качестве примера можно привести ранние работы В. И. Баженова в Москве, такие как дом Пашкова (1784-1787) и грандиозный проект перестройки Кремля. Примером служить может также носящая черты и барокко, и классицизма архитектура резиденций в окрестностях Петербурга - Царское село (ныне г. Пушкин) и Петродворец, в сооружение которых, включая обширные окружающие парки, большой вклад внесли итальянцы Б. Растрелли (автор проекта Зимнего дворца в Петербурге) и Д. Кваренги, шотландец Ч. Камерон и русский архитектор И. Старов. Главным представителем классицизма в Москве был М. Ф. Казаков - автор проекта зданий Московского сената в Кремле, Голицынской больницы (1801), Московского университета (1785) и ряда летних резиденций в окрестностях Москвы.

Своей вершины русский классицизм достиг в архитектуре новой столицы - Петербурга, который был заложен Петром Великим в 1703 г. Первый (неосуществленный) план города, еще «свернутого» в овальную ренессансную звездчатую систему (1717), разработал А. Леблон. Первыми строителями Петербурга стали Еропкин, Земцов и Коробов. Сегодняшний образ города определился, однако, только в начале XIX в., когда возник основной композиционный скелет города в форме трезубца и многочисленные комплексы на Невском проспекте, Васильевском острове с Биржей (1805-1816) по проекту Тома де Томона, большое здание Адмиралтейства, архитектор которого А. Д. Захаров относится к наиболее значительным представителям русского классицизма, и комплекс Казанского собора (1801 -1811) по проекту А. Н. Воронихина. Развитие классицизма в Петербурге достигает своей кульминации в работах К. И. Росси, который завершает Дворцовую площадь дугой здания Главного штаба (1819-1829) и Сенатскую площадь - зданием сената и синода. Он также автор проекта Михайловского дворца и ансамбля Театральной улицы и Александровского театра. Примерами последнего этапа развития классицизма здесь служат монументальные и стройные Триумфальные ворота, созданные архитектором В. П. Стасовым, и Исаакиевский собор, построенный по проекту А. А. Монферрана во второй четверти XIX в (

России появился в конце XVIII и активно развивался до начала XIX века. Расцветала новая эпоха русского зодчества. Произошли ярчайшие изменения в архитектурном облике столиц, а также некоторых других городов. Далее рассмотрим, что собой представляет классицизм в архитектуре. Доклад по этой теме будет составить достаточно просто, используя материалы статьи.

Общие сведения

Классицизм является европейским культурно-эстетическим течением. Оно ориентировалось на античное искусство, в частности древнеримское и греческое. Также на развитие направления большое влияние оказала и мифология тех периодов. Что касается русской литературы, то в ней век классицизма был относительно неярок и короток. То же самое можно сказать и о музыке. Однако многочисленные шедевры классицизма в архитектуре России все же были оставлены потомкам.

Характер направления: описание

Классицизм в архитектуре (фото представлены ниже) отличается спокойным и четким ритмом, уравновешенностью и ясностью. Речь идет о выверенности пропорций. Симметрия представляла собой главный закон композиции. в архитектуре заключались в общей гармонии частей и целого. Что касается парадного входа в здание, то он должен был располагаться в центре и иметь вид портика. Подразумевается выступающая вперед часть сооружения с фронтоном и колоннами. При этом последние должны были отличаться от стен по цвету. Как правило, колонны имели белый оттенок. Стены были желтыми. Таковы основные черты классицизма в архитектуре.

Строительный процесс: упорядочение центра города

Классицизм в архитектуре России начал проявляться очень плавно. Упорядочение центра культурной столицы ознаменовалось возведением Этот проект была разработан Андреяном Дмитриевичем Захаровым. В огромном здании архитектор решил выделить центральную башню. Массивное кубическое основание послужило толчком для создания динамичного вертикального ее продолжения. Все это сооружение переходит в меньшую конструкцию, имеющую легкую колоннаду. Далее происходит стремительный взлет золоченой иглы с корабликом. Тон всей архитектуре города на Неве был задан торжественно-мажорным ритмом Адмиралтейства. Кораблик превратился в его символ.

Классицизм в архитектуре Петербурга

В середине XVIII столетия этот столичный город отличали одиночные ансамбли. Он был очень схож со старой Москвой и утопал в зелени многочисленных усадеб. Позднее началась регулярная застройка его проспектов, которые, подобно лучам, расходились от Адмиралтейства. Чем примечателен классицизм в архитектуре Санкт-Петербурга? Это, прежде всего, не отдельные здания, а целые ансамбли и проспекты. Классицизм в архитектуре Петербурга поражает своей гармоничностью, единством и уравновешенностью.

Возведение Биржи

В начале XIX века классицизм в архитектуре Санкт-Петербурга начинал приобретать все большее значение. Бирже на предстояло играть ключевую роль. Она должна была объединить ансамбли, которые сложились вокруг широчайшего участка русла реки. Тома де Томон, являвшийся французским архитектором, занимался проектированием Биржи и оформлением стрелки. принимал участие в доработке проекта. Все задачи были решены блестяще благодаря творческому содружеству архитекторов. Система объединилась зеркалом Невы. Что касается объема здания самой Биржи, то он сравнительно невелик. Однако она уверенно противопоставлялась обширной водной глади. Во многом это достигалось благодаря ростральным колоннам и особенностям форм сооружения. Была прекрасно развита тема господства над могучей стихией. В частности, это относится к монументальному произведению, которое дополнило ансамбль.

Классицизм в русской архитектуре, скульптуре продолжал укрепляться. Подтверждение последнему кроется в могучих фигурах, которые украшали набережные главных рек страны. Над их созданием трудились многие мастера: В. И. Демут-Малиноский, И. И. Теребенев и С. С. Пименов. Эти и многие другие шедевры классицизма в архитектуре России по праву имеют мировое значение.

Работа над Невским проспектом

Речь пойдет о главной магистрали культурной столицы. С возведением Казанского собора проспект стал выглядеть как цельный архитектурный ансамбль. Проект был разработан Андреем Никифоровичем Воронихиным. К слову, его отец был крепостным крестьянином. За образец было взято творение Микеланджело. Речь идет о соборе св. Петра (в Риме). Воронихин использовал его мотивы. Таким образом было создано уникальное архитектурное произведение. Площадь, расположенная перед Казанским собором, с обеих сторон охвачена его колоннадой. Она стала сосредоточием общественной городской жизни. Позже здесь проводились демонстрации и митинги. В собор был перенесен прах М. И. Кутузова.

Исаакиевский собор

Он возводился в течение сорока лет. Речь идет о самом большом здании, которое было построено в первой половине XIX столетия в России. Внутри него единовременно могут присутствовать 13 тысяч посетителей. Проект разрабатывал Огюст Монферран. Что касается оформления внутреннего убранства и внешнего вида, то в нем принимали участие К. П. Брюллов и П. К. Клодт - художник и скульптор, соответственно. Задумывалось так, что собор будет олицетворять незыблемость и мощь самодержавия. Также это относится к тесному союзу с православной церковью. Здание собора поистине величественно. Оно производит неизгладимое впечатление. Тем не менее нельзя не упрекнуть заказчиков и авторов проекта в определенной гигантомании. Это свидетельствовало о том, что классицизм в архитектуре России начал переживать кризисный период.

Московская застройка

Ее, прежде всего, характеризовали не ансамбли, а отдельные здания. Что касается создания первых, то было весьма трудно воспроизвести их на изогнутых улицах, которые были буквально напичканы застройками разных эпох. Пожар, произошедший в 1812 году, не смог переломить их традиционного разностилья. Однако классицизм в архитектуре России даже сюда смог привнести яркие краски. После того как в Москве случился пожар, было возведено множество Речь идет об Опекунском совете на Солянке, Манеже, Большом театре и так далее. Памятник Минину и Пожарскому воздвигли на Красной площади. Автором этого произведения является Иван Петрович Марсов. Скульптор соблюдал традиции классицизма. По этой причине герои облачены в античные одежды. Московский классицизм не мог похвастаться такой же величественной монументальностью, как петербургский. Ему были присущи маленькие особняки усадебного типа. Можно сказать, что московский классицизм больше приближен к человеку, очень наивен и свободен. Дом Лопухиных - лучший московский особняк, выполненный в этом стиле. Данный проект разрабатывался архитектором А. Г. Григорьевым. Он является выходцем из крепостных крестьян.

Застройка провинциальных городов

Она осуществлялась аналогично московской. Провинция могла похвастаться рядом крупных мастеров. Барокко и классицизм в архитектуре зданий Сибири прослеживались уже с начала XIX века. Эти черты находили отражение повсеместно. К примеру, в Воскресенском соборе Томска или Московских воротах Иркутска. Позже классицизм окончательно укрепился в Сибири. "Белый дом" - одно из лучших первых творений, которое было выполнено в этом стиле. Его построили купцы Сибиряковы. Позднее он превратился в генерал-губернаторскую резиденцию. Никольский казачий собор был возведен в Омске в соответствии с проектом известного архитектора. Речь идет о Василии Петровиче Стасове. Знамя Ермака хранилось именно в этом соборе.

Кризисный период

Он начался в 30-е годы XIX столетия. Современники перестали восхищаться угнетающим однообразием зданий с колоннами. Об этом также упоминал Н. В. Гоголь. В тот период Петербург был охвачен строительством доходных домов. Для них требовалось наличие нескольких подъездов. Однако, согласно канонам классицизма, можно было сделать лишь один главный ход, который должен был располагаться в центре сооружения. Нижние этажи доходных домов также претерпевали изменения. В них начали размещать магазины. Даже здесь нормы классицизма никак не могли быть соблюдены. Это было обусловлено наличием широких витрин. Таким образом, под натиском реалий современности классицизм вынужден был уйти.

Новые направления

Творческие мысли архитекторов начали основываться на принципах "умного выбора". Они считали, что сооружение должно быть исполнено в таком стиле, который наиболее соответствует его назначению. И все же конечный результат зависел от вкуса архитектора и пожеланий заказчика. Усадьбы помещиков начали строиться в стиле средневековой готики. При этом в городах возникали аристократические особняки, соответствующие всем канонам нового барокко. Иногда заказчики осыпали архитекторов нестандартными требованиями. Таким образом, у доходного дома могли появиться венецианские окна. Начался период смешения стилей.

Поздние знаменитые постройки

Новый Эрмитаж был построен в Петербурге по проекту, разработанному немецким архитектором Лео Кленце. Мощные гранитные атланты, охраняющие вход, декоративное оформление (новогреческий стиль) и равновесие частей - благодаря всему этому создан впечатляющий образ музея. Позднее был возведен Николаевский дворец. В нем явственно прослеживаются мотивы итальянского Ренессанса. Разработка этого проекта принадлежит архитектору Андрею Ивановичу Штакеншнейдеру. Внутренние виды дворца производят особо сильное впечатление. Темная решетка перил подчеркивает разбег маршей парадной лестницы. Колонны отличаются особым изяществом. Кажется, что своды очень легко опираются на них. Создается впечатление, что архитектура наполнена внутренним движением. Что касается пространства лестницы, то оно раздвигается вверх и в глубину.

Вклад Константина Андреевича Тона

Его творческой целью было возрождение традиций древнерусской архитектуры. По проектам Тона были построены пятиглавые церкви, имеющие узкие арочные окна. Он использовал византийский и русский декор. Все эти элементы сочетались с симметрией и строгими пропорциями классицизма. С ним у Тона никак не получалось расстаться. Многим этот комбинированный стиль казался весьма искусственным. Однако в действительности дело было в другом. Главная причина - недостаточно глубокое освоение древнерусского архитектурного наследия. Николай I по достоинству оценил работы Тона. Архитектору предоставили несколько крупных заказов для Москвы. Большой был построен именно под его руководством. Позднее состоялась закладка храма Христа Спасителя. Его возведение растянулось очень надолго. Стоит отметить, что сам храм задумывался как память об избавлении страны от наполеоновского нашествия. В 1883 году его торжественно освятили. В строительстве принимали участие многие талантливые русские мастера, среди них:

  1. Каменотесы.
  2. Литейщики.
  3. Инженеры.
  4. Художники.
  5. Скульпторы.

Также в храме установили мраморные доски, на которых были увековечены имена раненых и убитых офицеров. Там содержится информация о том, сколько солдат погибло в конкретном сражении. На этих мраморных досках увековечены и имена людей, которые пожертвовали свои сбережения для достижения победы. Что касается силуэта Москвы, то стометровая громада храма отлично вписалась в него.

Архитектурный классицизм - это возвращение к античному зодчеству, считавшемуся эталоном строгости, гармонии, монументальности и наряду с тем лаконичности. Зданиям в стиле классицизма присуща четкость форм и регулярность планировки. За основу зодчие брали ордер, по своим пропорциям напоминавший античный, а кроме того использовали симметрично-осевые композиции и были достаточно сдержаны в декорировании.

Откуда родом классицизм

Этот всем известный стиль пришел из Венеции, где он был сформулирован двумя известными мастерами - Палладио и Скамицци - в самом конце эпохи Ренессанса. В основу венецианского зодчества легли принципы античной храмовой архитектуры. Именно на них базировались проекты самых известных частных особняков.

Немного позже, благодаря усилиям Иниго Джонса, классицизм был перенесен и в Англию, где и просуществовал примерно до середины 18 века. Такой успех нового стиля был предопределен, поскольку барокко и рококо уже в буквальном смысле пресытили вкусы европейских интеллектуалов. На смену помпезности и роскоши при решении градостроительных задач должен был прийти совсем иной стиль. И он был найден в подражании древнеримским и древнегреческим канонам. Так родились известнейшие архитектурные ансамбли - площадь Согласия и церковь Сен-Сюльпис в Париже.

Общество, услышав призыв обновить искусство современности прелестью античности, весьма активно вняло ему и полностью поддержало новый архитектурный стиль. Прогрессивный классицизм, противопоставляемый придворному барокко, полностью соответствовал духу того времени - эпохи буржуазных революций, когда на смену устоявшемуся, застаревшему политическому режиму приходили новые веяния.

Основы классицизма

Более всего классицизм проявился при возведении княжеских дворцов-резиденций, хотя последние уже с большой натяжкой могли называться главным объектом архитектуры и строительства. В те времена в огромном количестве возводились загородные дома и виллы, а с точки зрения государственных масштабов активно выстраивались и сооружения общественного назначения: университеты, библиотеки, музеи и театры. Классицизм также проявил себя и при возведении больниц, домов для людей с увечьями и даже казарм и тюрьм.

В те годы храмовое строительство уже потеряло свое значение, хотя справедливости ради стоит отметить, что все же в Дармштадте, Карлсруэ и Потсдаме были возведены известнейшие сооружения религиозного толка. Вот только и в наши дни ведутся активные споры о том, насколько архитектурные формы в языческом стиле соответствуют подобным христианским обителям.

С приходом к власти Екатерины II в России начал развиваться классицизм - стиль, заимствованный у Европы. Здание Адмиралтейства в Петербурге.

К середине 18 века в российском обществе сформировалось мировоззрение, которое способствовало развитию классицизма в архитектуре России, в моде были идеи рационализма, возрос интерес к античности. Другой предпосылкой утверждения нового стиля было создание абсолютистского государства просвещенной монархии.

Это было время развития страны, большого строительства, которое требовало более рационального подхода к декору зданий, унификации, что обеспечивал новый стиль благодаря простоте форм, строгости отделки, отсутствию излишеств и наличию единых канонов.В стиле русский классицизм строили казенные и общественные заведения, государственные и административные здания, дворцы, а также городские и загородные дома-усадьбы.

Здание Адмиралтейства в Петербурге. Строительство начато в 1704 году по чертежам Петра I. В 1711 году в центре главного фасада построена башня со шпилем с корабликом. В 1732-1738 гг. построено каменное здание Адмиралтейства. Арх. И.К.Коробов. Кораблик-флюгер поднят на шпиль на высоту 72 м.

Особенности русского классицизма в архитектуре определялись личностью императора, его отношения к искусству, периода развития страны.

Различают екатерининский ранний классицизм, екатерининский строгий классицизм, александровский классицизм.

Архитекторы, шедевры русского классицизма

Среди ярких представителей русского направления стиля особого внимания заслуживает творчество: В. Баженова (1738 - 1799), М.Казакова (1738 - 1812), И. Старова (1748 - 1808).

В ранний период классцизма в его развитии играли большую роль Ж. Валлен-Деламот , А. Кокоринов , построившие Академию художеств в Петербурге (1764 - 1788). В некоторых элементах фасада еще чувствуется влияние барокко (есть вогнутые и выпуклые элементы, лепнина, статуи), однако на фасаде появились пилястры, колонны рассредоточены вдоль всего фасада.

Академия художеств в Петербурге. Ж. Валлен-Деламот, А. Кокоринов. 1764 - 1788 гг.

Архитектор Антонио Ринальди построил Мраморный дворец в Санкт-Петербурге, (1768—1785).

Мраморный дворец. Арх. А. Ринальди. 1768—1785 гг.

Василий Иванович Баженов

В. И. Баженов (1735 - 1799) получил образование за границей, где в то время в моду входил новый стиль. Вернувшийся в страну Баженов стал внедрять классицизм в России.

По приказу Екатерины он занялся перепланировкой Большого Кремлевского дворца в Москве: императрица планировала превратить Кремль в подобие римского Форума. Работа над проектированием продолжалась до восстания Пугачева, затем проектирование прекратилось.

Сохранившиеся чертежи и проекты, как считают историки, оказали большое влияние на дальнейшее развитие российской архитектуры. По проектам Баженова дворец должен был иметь протяженные фасады с колоннадами на высоких цоколях. По его задумке дворец должен был стать центром площади, где расположилась бы Коллегия, театр, трибуны для собраний, Арсенал, что реализовало бы задумку императрицы и отражало бы идею гражданственности по римскому образцу.

Одно из самых известных сооружений Баженова в стиле русский классицизм - дом Пашкова в Москве (1784 - 1786 гг.). Парадный въезд в дом выходил в Староваганьковский переулок, главный фасад здания - на улицу Моховую. У здания было два фасада: торжественный, выходящий на проезжую часть, и для внутреннего пользования, обращенный во двор. Дом оформлен балюстрадой с вазами, орнаментом, пилястрами ордерной системы, рустами с арками цокольного этажа.

Здание имело декорированный круглый купол с парными колоннами. Боковые флигели видно были решены как портик с фронтоном. Разнообразны ордерные решения разных этажей, флигелей и главного корпуса. Здание было построено для капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка Петра Егоровича Пашкова - сына денщика Петра I. В романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" терраса дома Пашкова описана как место встречи Воланда и Азазелло.

Дом Пашкова. Москва. 1784 - 1786 гг. Арх. В. Баженов.

Другие строения Баженова: церковь в селе Стоянове, в селе Быкове, в селах Виноградове, Михалкове, дом Юшкова на углу Мясницкой улицы в Москве с полукруглой ротондой , выходящей на улицу. При Павле I Баженов принял участие в работе над Михайловским замком в Петербурге.

Михайловский замок строился как парадная резиденция императора Павла I. Название получил в честь Архангела Михаила. С 1823 года здесь разместилось Николаевское Инженерное училище, и замок стал называться «Инженерный». Дворец сочетает в себе черты русской и европейской архитектуры.

Проект дворца был разработан архитектором В. Баженовым по поручению Павла I. Строительством руководил архитектор В. Бренна. В создании проекта принимал участие сам Павел I. Среди помощников Бренна были Ф. Свиньин и К. Росси, Е. Соколов, И. Гирш и Г. Пильников. Также на стадии создания проекта в нем участвовал А.-Ф.-Г.Виолье.

Инженерный замок. Павильон (1797—1801 гг.)

Матвей Федорович Казаков

М.Казаков - яркий выразитель идей русского классицизма в архитектуре (1738 - 1812). Он был помощником Баженова при проектировании Кремлевского комплекса.

Казаков не окончил ни Академии, ни университета, но позже сам основал первое архитектурное училище. Всего Казаков построил около 100 зданий.

Наиболее известное строение Казакова в стиле русский классицизм - здание Сената в Кремле (1776 - 1787). Треугольная форма вписана в комплекс уже имеющихся зданий Кремля. Вершина треугольника стала круглым залом с огромным куполом (в диаметре - 24 метра и высота 28 метров). Купол ориентирован на Красную площадь, определив центр всей площади. Протяженный фасад равномерно расчленен крупными деталями ордера. Портал оформлен в виде портика со сдвоенными колоннами и треугольным фронтоном. Сочетание портика с фронтоном и круглым куполом станет традиционным для русского классицизма.

Здание Сената. Кремль. Москва. Арх. М.Казаков. 1776 - 1787гг.

Другим не менее известным заданием, спроектированным М. Казаковым является Голицынская больница (Первая градская) на Калужской улице (1796 - 1801) (ныне Лениский проспект). В центре строения мощная колоннада дорического ордера, треугольный фронтон, над которым возвышается церковный купол.

Голицынская больница на Калужской улице (1796 - 1801гг.). Арх. М.Казаков.

Петровский путевой дворе ц на Петербургском шоссе - не менее знаменитый шедевр гениального архитектора. Петровский дворец имеет черты романтического стиля в соединении с русским классицизмом. Красный цвет кирпичного фасада сочетается с белым декором в восточном стиле.

Петровский путевой дворец.

Зодчий строил и городские усадьбы. Обычно они представляют собой крупные массивные здания, практически лишенные декора с колонным портиком. Обычно дом располагался в глубине обширного двора, а флигели и ограды выходили на красную линию улицы.

Известными усадьбами работы Казаковы были дом заводчика И. Демидова на Гороховой, дом заводчика М. Губина на Петровке, усадьба Барышниковых на Мясницкой.

Иван Егорович Старов

Самое знаменитое строение Старова в стиле русский классицизм - Таврический дворец на Шпалерной улице в Петербурге (1783 - 1789). Состоит из главного корпуса и боковых флигелей. Такая схема проекта станет основной для строительства учебных заведений и царских дворцов времен классицизма. Фасад дворца выглядит строгим, украшен дорической колоннадой шестиколонного портика, портик увенчан куполом.

Таврический дворец.

Джакомо Кваренги

Д. Кваренги - представитель строгого классицизма в архитектуре России. Итальянец Кварнеги (1744 - 1817гг.р), приехавший в Россию в 80-е гг.

Основные принципы, которых придерживался зодчий в своих работах:

Схема жилого или административного здания в его проектах включает центральный корпус и два симметричных флигеля, соединенных с центральным корпусом прямыми или скругленными галереями.

Здание представляет собой параллелепипед и обычно имеет три этажа. Центральный корпус украшен портиком. Например, здание Академии наук в Петербурге , новое здание Института Благородных девиц .

- Смольный институт . Портик увенчан фронтоном, крайние точки которого архитектор подчеркивал вертикалями статуй.

Смольный институт.

В фасадах отсутствуют богато декорированные угловые композиции. Плоскости ничем не украшены.

Окна прямоугольные или трехчастные, оконные проемы без обрамления, иногда увенчаны треугольными фронтончиками - сандриками.

Колонны отодвинуты от стены, лишены каннелюр.

Эти принципы Кваренги реализовывал в своих постройках в стиле русского классицизма.

Картина «Александровский дворец». Художник А.М. Горностаев. 1847. Из коллекции музея Эрмитаж.

Винченцо Бренна

Итальянский архитектор Винченцо Бренна (1745—1820) работал в России в 1783—1802 гг. Участвовал в строительстве Михайловского замка в Санкт-Петербурге (совместно с В. И. Баженовым), дворцов в Павловске и Гатчине (Большой Гатчинский дворец).

Большой Гатчинский дворец.

Чарльз Камерон

Чарльз Камерон (1740 - 1812) приехал в Россию в 1779 г. К работе зодчего в стиле русского классицизма относится комплекс в Царском селе (пристроенный к дворцу, созданному Растрелли), в который вошла Камероновая галерея .

Камероновая галерея имеет широко расставленные тонкие колонны ионического ордера, которые придают легкость верху, вознесенному на аркадах, облицованных серым пудожским камнем. Основу образа составляет контраст шероховатой грубой поверхности облицовки и палевого тона стен, белыми филенками и медальонами.

Камероновая галерея.

Другая работа Камерона - Павловский ансамбль . За основу зодчий взял итальянскую виллу с плоским куполом. Дворец представляет собой квадрат с круглым залом в центре, галереи охватывают пространство двора.

Павловский ансамбль. Архитектор Камерон.

Классицизм в архитектуре России сыграл большую роль в создании облика Москвы. Петербурга и провинции. Созданные два века назад здания до сегодняшнего дня сохраняют свою привлекательность, в них размещены учебные и государственные заведения, музеи.

Классицизм подарил миру архитектуру таких городов как Лондон, Париж, Венеция и Санкт-Петербург. Классицизм в архитектуре господствовал более трех сотен лет, в период с 16 по 19 века, а полюбился он за его гармонию, простоту, строгость и при этом изящество. Обращаясь к формам античного зодчества, классицизму в архитектуре свойственны четкие объемные формы, симметрично-осевые композиции, монументальность прямая и просторная система планировки городов.

Зарождение классицизма в архитектуре, Италия

Классицизм в архитектуре зародился на исходе эпохи Возрождения, в 16 веке, а отцом этого архитектурного стиля принято считать великого итальянского, венецианского архитектора Андреа Палладио. Как сказал о Палладио писатель Петр Вайль в своей книге «Гений места»:

«Чтобы не вдаваться в архитектурные подробности, проще всего вызвать в воображении Большой театр или районный Дом культуры - они таковы благодаря Палладио. И если составлять список людей, усилиями которых мир - по крайней мере, мир эллинско-христианской традиции от Калифорнии до Сахалина — выглядит так, как выглядит, а не иначе, Палладио занял бы первое место».

Город, где жил и работал Андреа Палладио – это итальянская Виченца, расположенная на северо-востоке Италии недалеко от Венеции. Теперь Виченца широко известна в мире как город Палладио, создавшего множество прекрасных вилл. Во второй половине жизни архитектор переехал в Венецию, где спроектировал и построил замечательные церкви, палаццо и другие общественные здания. Андреа Палладио удостоился титула «виднейшего гражданина Венеции».

Собор Сан-Джорджо Манджоре, Андреа Палладио

Вилла Ротонда, Андреа Палладио

Лоджия дель Капитаньо, Андреа Палладио

Театр Олимпико, Андреа Палладио и Винченцо Скамоцци

Последователем Андреа Палладио был его талантливый ученик Винченцо Скамоцци, который после смерти учителя завершил работу над театром Олимпико.

Труды и идеи Палладио в области архитектуры полюбились его современникам и нашли продолжение в работах и других архитекторов 16-17 века. Наиболее мощный толчок в своем развитии архитектура классицизма получила с Англии, Италии, Франции и России.

Дальнейшее развитие классицизма

Классицизм в Англии

Классицизм буквально охватил в Англию, став королевским архитектурным стилем. Целая плеяда талантливейших архитекторов Англии тех времен изучала и продолжала идеи Палладио: Иниго Джонс, Кристофер Рен., граф Бёрлингтон, Уильям Кент.

Английский архитектор Иниго Джонс, поклонник работ Андреа Палладио, в 17 веке перенес архитектурное наследие Палладио в Англию. Считается, что Джонс был одним из архитекторов, положившим начало английской архитектурной школы.

Куинс-Хаус в Гринвиче, Иниго Джонс

Дом Банкетов, Иниго Джонс

Англия была богата архитекторами-продолжателями классицизма — наряду с Джонсом огромный вклад в архитектуру Англии принесли такие мастера, как Кристофер Рен, лорд Берлингтон и Уильям Кент.

Сэр Кристофер Рен, архитектор и профессор математики в Оксфорде, перестраивал центр Лондона после великого пожара в 1666 году, создал национальный английский классицизм «реновский классицизм».

королевский госпиталь в Челси, Кристофер Рен

Ричард Бойл, граф-архитектор Бёрлингтон, меценат и покровитель архитекторов, поэтов и композиторов. Граф-архитектор изучал и собирал рукописи Андреа Палладио.

Бёрлингтон-хаус, граф-архитектор Бёрлингтон

Английский архитектор и садовод Уильям Кент, сотрудничал с графом Бёрлингтоном, для которого проектировал сады и мебель. В садоводстве создал принцип гармонии формы, ландшафта и природы.

дворцовый комплекс в Голкгеме

Классицизм в архитектуре Франции

Во Франции классицизм был господствующим стилем со времен Великой французской революции, когда в архитектуре возникает стремление к лаконичности.

Считается, что начало классицизма во Франции положило строительство храма Святой Женевьевы в Париже, спроектированнойфранцузским архитектором-самоучкойЖаком Жерменом Суффло в 1756 году, позднее получившей название Пантеона.

Храм Святой Женевьевы в Париже (Пантеон), Жак Жермен Суффло

Классицизм внес серьезные изменения в планировочную систему города, на смену извилистым средневековым улочкам пришли величественные, просторные проспекты и площади, на пересечении которых разместились архитектурные монументы. В конце 18 века в Париже появилась единая градостроительная концепция. Примером новой градостроительной концепции классицизма явилась улица Риволи в Париже.

Улица Риволи в Париже

Архитекторы императорского дворца, яркие представители архитектурного классицизма во Франции – Шарль Персье и Пьер Фонтэн. Совместно они создали ряд величественных памятников архитектуры – Триумфальную арку на площади Каррузель в честь победы Наполеона в битве под Аустерлицем. Им принадлежит строительство одного из крыльев Лувра, Павильона Маршан. Шарль Персье участвовал в восстановлении Компьенского дворца, создавал интерьеры Мальмезона, замка Сен-Клу и дворца Фонтенбло.

Триумфальная арка в честь победы Наполеона в битве под Аутерлицем, Шарль Персье и Пьер Фонтэн

Крыло Лувра, павильон Маршан, Шарль Персье и Пьер Фонтэн

Классицизм в России

В 1780 году по приглашению Екатерины II в Санкт-Петербург прибыл Джакомо Квареги в качестве «архитектора её величества». Джакомо сам был родом из Бергамо, Италия, обучался архитектуре и живописи, учителем его был крупнейший немецкий живописец эпохи классицизма Антон Рафаэль Менгс.

Авторству Кваренги принадлежит несколько десятков красивейших зданий в Санкт-Петербурге и его окрестностях, среди которых Английский дворец в Петергофе, павильон в Царском Селе, здание Эрмитажного театра, Академии наук, Ассигнационного банка, летний дворец графа Безбородко, Конногвардейский манеж, Екатерининский институт благородных девиц и многие другие.

Александровский дворец, Джакомо Кваренги

Самыми знаменитыми проектами Джакомо Кваренги являются здания Смольного института в Санкт-Петербурге и Александровский дворец в Царском Селе.

Смольный институт, Джакомо Кваренги

Почитатель традиций Палладианской и новой итальянской архитектурной школы, Кваренги проектировал удивительно изящные, благородные и гармоничные здания. Своей красотой город Санкт-Петербург во многом обязан таланту Джакомо Квареги.

Россия 18-19 веков была богата талантливыми архитекторами, творившим в стиле классицизма наряду с Джакомо Кваренги. В Москве известнейшими мастерами архитектуры были Василий Баженов и Матвей Казаков, а Иван Старов в Санкт-Петербурге.

Художник и архитектор, педагог, Василий Баженов выпускник Академии художеств и ученик французского профессора архитектуры Шарля Девайи, создал проекты Царицинского дворцово-паркового ансамбля и Большого Кремлевского дворца, так и оставшиеся нереализованными, поскольку архитектор впал в немилость Екатерины II. Достраивал объекты М.Казаков.

План архитектурного ансамбля Царицино, Василий Баженов

Русский архитектор Матвей Казаков в годы правления Екатерины Великой работал в центре Москвы в палладианском стиле. Его творчеству принадлежат такие архитектурные ансамбли, как Сенатский дворец в Кремле, Петровский путевой дворец, Большой Царицинский дворец.

Петровский путевой дворец, Матвей Казаков

Царицинский дворец, Василий Баженов и Матвей Казаков

Академик Санкт-Петербургский академии наук Иван Старов является автором таких архитектурных сооружений, как Троицкий собор в Александро-Невской лавре, Софийский собор близ Царского Села, Пеллинский дворец, Таврический дворец и других красивейших зданий.