Особняк рябушинского на малой никитской улице. Особняк С

С приходом весны и тепла Квартблог стал гораздо чаще и с большим удовольствием путешествовать по своему городу, как и большинство русских людей, не боящихся долгих и неторопливых прогулок. Наконец и я решилась осуществить свою давнюю мечту и записалась на экскурсию в одно из самых удивительных для меня и знаковых для всей Москвы мест – особняк Рябушинского, в котором в наши дни располагается музей-квартира М. Горького.

Особняк Рябушинского в Москве

Из всего множества творений архитектора Шехтеля этот особняк – едва ли не лучшее воплощение его неповторимого стиля, прозванного «русским модерном», потому что в своих проектах Федор Осипович зачастую следовал архитектурным традициям Древней Руси.

За два года, с 1900 до 1902, этот особняк с прилегающими постройками вырос на небольшом участке вдоль Малой Никитской улицы, а с 1903 до 1905 года целых три издательских фирмы уже выпускали большие тиражи открыток с его фотографиями.

Его форма, на первый взгляд похожая на куб, перекликается с формой стоящей напротив церкви Большого Вознесения. Вокруг особняка уже начал цвести садик, по нему разбросаны строения, предназначавшиеся для разных служащих семьи Рябушинских. Во флигеле для прислуги после революции жил А.Н.Толстой, сейчас там находится его квартира-музей.

Фасады особняка украшают оригинальные узоры оконных переплетов, сделанные по эскизам Шехтеля, и мозаика с гигантскими орхидеями, которая создана в петербургской мастерской Фролова также по эскизам архитектора (такой мотив преувеличения деталей часто встречается в его работах, например, клубники на здании Ярославского вокзала). Особенно красива эта мозаика в солнечные дни благодаря вставленным в нее кусочкам золотистой смальты. «Драгоценным мерцающим поясом, опоясывающим фасады особняка Рябушинского» назвал ее один из исследователей стиля модерн.


Мы попадаем в дом через вход, бывший когда-то черным, однако именно им обычно пользовались и Рябушинские, и семья Горького, и часто гостивший у писателя Сталин.

Степан Павлович Рябушинский – известный предприниматель, банкир, коллекционер и меценат – заказал Шехтелю строительство этого дома для себя, своей жены и сына, когда ему было 26 лет. Он был четвертым братом из восьми детей П.М.Рябушинского. Все братья много учились и работали, занимались наукой и благотворительностью. Вместе с братьями Степан вел дела унаследованной ими текстильной фабрики в селе Заворове, а вместе с братом Сергеем они создали первый в России автомобильный завод АМО.


Семья Рябушинских - Степан Павлович, Анна Александровна и маленький Борис

Буржуазный практицизм формировал и архитектурные концепции того времени. По-купечески экономный Рябушинский не был заинтересован в строительстве комнат, которые не будут использоваться постоянно, как, например, аристократические залы для балов. Центр дома – это большая лестница, ведущая на второй этаж, вокруг которой располагаются столовая, кабинет и остальные жилые комнаты. Проект этот оказался настолько рациональным, что по его подобию стали строить не только частные, но и многоквартирные дома.


О том, что при всей своей экономности русский предприниматель способен и на бездумные траты, говорит интересный факт, выведанный из сохранившейся книги расходов жены Рябушинского, на которую был записан этот дом. Анна Александровна скурпулезно и попунктно записывала в эту книгу каждую свою трату, включая чаевые официантам и расходы на извозчика, однако, если они выезжали за границу, в ее реестре появлялась одна суммарная запись, например, «Поездка в Париж – 5 тысяч» – забавная деталь, актуальная и для современной модели поведения в путешествиях.

Комнаты особняка – это результат огромных вложений и средств, и трудов. Дорогие породы камня и древесины украшены сложными и красивыми узорами, похожими на волны. Весь первый этаж связан с водной стихией. Находясь в гостиной, мы словно стоим на дне пруда, а на потолке мы можем увидеть большие георгины, смотрящиеся сверху в водную гладь. Заметьте, что в лепнине потолка отражается еще и рисунок оконного переплета.




Пол в парадной прихожей напоминает водную гладь, в которую брошен камень. Здесь же раньше стояли две красивые витражные ширмы, напоминающие крылья стрекозы. Их сейчас убрали в целях сохранности, но, по обещаниям экскурсовода, скоро вернут на место. А застекленный шкаф для одежды сохранился до нашего времени благодаря своим волшебным ручкам. Они не только хороши собой, но и защищали стеклянные двери, если кто-то из гостей решал на них опереться.


Украшающий эту прихожую витражный пейзаж очень важен для общей стилевой и философской концепции этого дома. Модерн, как известно, черпает вдохновение в природе и активно заимствует ее образы. Небезызвестно и то, что красавица-природа непостоянна и изменчива. В течение всего дня этот витраж меняет свой вид, изображая то вечерний, то дневной, то утренний, то ночной пейзаж в зависимости от освещения и угла зрения.


Отсюда мы попадаем в комнату, которая служила кабинетом и Рябушинскому, и Горькому. Общий ее мотив – это лавр – с античных времен символ успеха, славы и благополучия. Лавр здесь можно найти в деревянной отделке, на дверных ручках и на еще одном витраже. На первый взгляд он изображает горный пейзаж, а, приглядевшись, мы можем увидеть здесь голову бородатого мужчины, в размышлениях сидящего под лавровым деревом.


Кстати, дверные ручки в особняке, по мнению одного из исследователей стиля, составляют отдельную симфонию. В каждой комнате они так же оригинальны, как рисунок лепнины или паркета.


Модерновое архитектурное пространство – это всегда пространство, имеющее собственную философию. По задумке Шехтеля, шествие по этому дому – это путь возвышения души. Если первый этаж был подводным миром, то наверх из водных пучин нас сможет вынести невероятная лестница-волна, являющаяся центром холла и всего дома. Ее облик напоминает нам архитектуру Гауди. Кстати, Шехтель и Гауди были хорошо знакомы, не раз встречались и обменивались идеями. Гауди был почти на 20 лет старше и обладал несомненным авторитетом для Шехтеля, оба архитектора умерли в 1926 году.


Перила лестницы плавно переходят в скамейку. Впечатляющая лампа снизу похожа на гигантскую медузу, проплывающую над тобой, а сверху - на плывущую под водой черепаху.


Небезынтересный балкончик над лестницей похож на дракона или сову. Брови этого зверя образуют собой МХАТовскую чайку – символ, нарисованный Шехтелем для А.П.Чехова. Театральность, мистицизм и желание увести от реальности характерны для стиля модерн вообще, а Шехтелю удалось блестяще воплотить эти черты в архитектуре.


Противостояние добра и зла отображает и декор колонны на втором этаже возле лестницы: ее окольцовывает композиция из отвратительных саламандр и прекрасных чистых лилий.


Весь второй этаж когда-то занимала знаменитая коллекция икон С.П.Рябушинского. Его коллекция была самой большой в России, а, по словам искусствоведа Н.Пунина, снискала себе огромную славу «художественно-исторической ценностью входящих в нее икон». В этом же доме находилась реставрационная мастерская, где художники-реставраторы отец и сын Тюлины занимались восстановлением этих икон. Сейчас в комнате, где размещалась выставка икон, действует выставка, посвященная М.Горькому.


Рябушинские были старообрядцами. В мансарде их дома, куда можно попасть по черной лестнице, расположена молельня, она логически венчает этот символический мир. Старообрядцы были уравнены в правах с остальными верующими только в 1905 году, а до этого подвергались гонениям, сопровождающимися «запечатанием» культовых для них алтарей Рогожского кладбища. Поэтому молельня, построенная в 1904 году, была тайной. Вид ее максимально приближен к традиционным церквям, потому как в то время старообрядческие службы переместились в частные молельни богатых купцов. В основании купола четыре раза повторяется надпись на древнегреческом: «Истинные христианки восприимут святость за свои страдания в день страшного суда».


После революции и эмиграции Рябушинских дом попеременно принадлежал Наркомату по иностранным делам, Государственному изданию РСФСР, Государственному психоаналитическому институту с детским домом-лабораторией, детскому саду «Дошкольная коммуна при ВЦИКе» и «Всесозному обществу культурной связи с заграницей». В 1931 году вопреки своим желаниям сюда въехала семья Максима Горького. О том, как изменился дом при жизни здесь Горького и какие сюрпризы в его стенах приготовило писателю советское правительство, на следующей неделе.

Дайджест Квартблога

В этом доме Чуковский жил с февраля 1938 по октябрь 1969 г. Сказка Бибигон так и начинается:"Я живу на даче в Переделкине..." Сегодня Квартблог знакомит вас с домом-музеем Корнея Чуковского в Переделкино.

- «Квартблог» посмотрел на рабочее место символиста Валерия Брюсова и посмотрел на вещи со столетней историей.

Продолжение судьбы Шехтелевского особняка - теперь при жизни здесь Максима Горького. Квартблог расскажет о музее-квартире Горького в Москве.

Дабы не отставать от царских особ, Квартблог посетил Петровский путевой дворец архитектора М.Ф. Казакова на Ленинградском проспекте, где когда-то отдыхали после долгой дороги русские цари перед своей коронацией.

Квартблог привез из Санкт-Петербурга рассказ о музее-квартире А.А. Ахматовой. История, фото, описание.

Фотографии Юлии Евстафьевой и из архивов Музея-квартиры М.Горького

На пересечении тишайших Малой Никитской и Спиридоновки, в роскошном доме в стиле модерн постройки Ф.О. Шехтеля, находится . А до революции хозяином дома был Степан Рябушинский. Поэтому кто-то называет особняк домом Рябушинского, а кто-то музеем Горького. Сотрудники музея рассказывают о жизни писателя, его семьи, его творчестве. А если вы не любите долгие экскурсии, можно просто отдохнуть на лавочке в уютном тенистом дворике, а потом самостоятельно посмотреть неземной красоты интерьеры Дома.

Фасады здания облицованы глазурованным кирпичом, поверху обвиты лентой мозаичного фриза с изображением ирисов (на фото выше ), а гладкие стены прорезаны квадратами больших окон. Так выглядит бывшая главная — парадная дверь. Сегодня вход в музей происходит через «черный ход».

Летом 1900 года на Малой Никитской началось строительство роскошного особняка для Степана Павловича Рябушинского - одного из представителей третьего поколения династии. Степа́н Па́влович Рябуши́нский - русский предприниматель, банкир, коллекционер, меценат, вместе с братом Сергеем основал первый в России автомобильный завод АМО, ныне Завод имени Лихачёва. Улица Малая Никитская в те годы выглядела весьма провинциально: невысокие деревянные или каменные дома, куры, гуляющие по булыжной мостовой, аромат самоварного дымка. Чтобы разместить здесь городскую усадьбу с изысканным домом, внутренним двором и службами - прачечной, дворницкой, кладовой, гаражом и конюшней - требовался опытный архитектор, способный мыслить неординарно. Заказ на строительство получил Фёдор Осипович Шехтель (1859–1926), работы которого особенно нравились Степану Павловичу. Когда началось строительство дома на Малой Никитской, Рябушинскому было 26 лет. В архитектуре его резиденции сплелись мотивы английской готики и мавританской архитектуры; внутренняя отделка, участие в создании которой принимал М.А. Врубель, поражает великолепием. После октябрьской революции, Степан Рябушинский спешно с женой и двумя детьми (Еленой и Борисом) эмигрировал в Италию; потомки по линии дочери Елены (1902-2000) проживают в Милане, носят фамилию Rijoff (Рыжовы). С 1919 г. в здании размещалось государственное издательство (Госиздат), с 1925 по 1931 - Всесоюзное Общество культурных связей с заграницей, а затем особняк был предоставлен в распоряжение только что вернувшемуся в СССР М. Горькому. В 1965 г. здесь открылся музей писателя.

Сам Горький не участвовал в выборе своего жилища и не высказывал никаких пожеланий. Еще в 1928 г. он получил письмо некой советской труженицы с просьбой не уезжать снова в Италию и отказаться от своей тамошней виллы, на что ответил в газете «Рабочая Москва»: «Кстати, у меня там нет своей виллы. У меня никогда не было и не будет своих домов, своей «недвижимой собственности» . Писатель М. Слонимский вспоминал, как однажды некий льстивый гость поднял тост «За хозяина дома!». Лицо Горького побагровело, и он перебил оратора вопросом: «За какого хозяина? Я не хозяин этого дома. Хозяин — Моссовет! «, — после чего встал и вышел из комнаты.

Главной изюминкой дома стала парадная лестница холла, выполненная в форме волны («тающая лестница»). Каскад мраморных волн, выкидывающий высоко вверх люстру-медузу, зеленоватые стены, имитирующие морскую стихию, приглушённое освещение, ручки дверей в форме морского конька создают картину подводного мира. Шехтель продолжил эту игру и в оформлении остальных комнат - растительные мотивы, морская тематика, причудливые улитки и бабочки, замаскированные в деталях интерьера, - в этом доме кипит особенная жизнь. Трагически сложилась судьба Ф.О. Шехтеля. Архитектор с семьей остался в России, пытался найти своё место в новой стране социализма. Семью Шехтеля выселили из особняка на Большой Садовой, и великий архитектор, стоявший у истоков русского модерна, строивший для Морозовых, Рябушинских, Смирновых, до конца своих дней скитался по съёмным квартирам и домам и умер больным и нищим. Сегодня по его проектам изучают историю архитектуры, а на небосклоне есть малая планета, названная в его честь.




Есть в особняке и свои секреты - тайная старообрядческая молельня, расположенная в мансарде северо-западной части дома; с улицы её не разглядеть. Стены и купол в молельне покрывает уникальная абстрактная храмовая роспись - небольшая комната максимально стилизована под древнюю церковь. Чтобы пройти в тайную комнату, нужно было подняться на второй этаж, пройти по узкой галерее и - вверх по чёрной лестнице. Посторонние и не догадывались, что в доме есть такое помещение.

Горький прожил в доме на Никитской всю оставшуюся жизнь, до 1936 года. Поселился на первом этаже - подниматься по двенадцатиметровой лестнице больному писателя было сложно. А наверху устроилась его семья - сын Максим Алексеевич с женой Надеждой Алексеевной (дома ее звали Тимоша) и внучки Марфа и Дарья.

Чтобы не замерзнуть на мраморной лавочке, на нее направлен поток теплого воздуха из такой замысловатой решетки. Система не сохранилась до наших дней. После 1917 года особняк Рябушинских перешёл во владения города и принадлежал попеременно Наркомату по иностранным делам, Государственному издательству, психоаналитическому институту, детскому саду. За эти годы были утрачены мебель Рябушинских и осветительные приборы, выполненные по эскизам Шехтеля, разрушена вентиляционная система и разобран уникальный камин из каррарского мрамора, находившийся в столовой, по слухам он сейчас где-то в «Архангельском», на бывшей даче минобороновского начальства.

Уникальные витражи, паркет из ценных пород дерева, живописные потолки, роскошные люстры, лепнина - дом на Малой Никитской не очень-то соответствовал вкусам писателя из народа. Горький не раз говорил о нём: «Величаво, грандиозно, улыбнуться не на что» . А это уютная библиотека с огромным окном, вместительными шкафами, диваном и кожаными креслами. Обратите внимание на великолепный потолок библиотеки (на фото ниже ).

Самая большая комната (на фото ниже ) служила столовой, гостиной. Постоянное место Горького за столом отмечено чайным прибором. Завтрак обычно проходил в узком кругу, более оживленно становилось за обедом и вечернем чаем. Здесь проходили встречи Горького с многочисленными гостями, прежде всего писателями, людьми искусства; велись многочисленные дискуссии о тогдашнем методе литературы, получившем название «социалистического реализма». Почти все известные писатели 1930-х годов побывали у Горького — его дом заменял им писательский клуб. Были литературные обеды, ужины, да и просто по любому вопросу приходили туда. В мемуарах К.И. Чуковского (первый том), например, можно про это прочесть.

Кабинет. В этой комнате писатель проводил утренние часы с 9 до 2 дня, отводя самое продуктивное время работе над своими произведениями: творческая деятельность Горького в эти годы была огромна. Эта комната более других отражает вкусы Алексея Максимовича. Кабинет был похож на рабочие комнаты писателя там, где он жил — в Сорренто в Италии, Теселли в Крыму, на подмосковной даче в Горках. «Казалось, что он возит свою рабочую комнаты с собой», — вспоминал С.Я. Маршак. Во второй половине дня Горький работал здесь над рукописями начинающих писателей, отвечал на письма многочисленных корреспондентов, занимался редакторской работой по руководимым им изданиям.

Рабочий стол (у окна), большой, выше обычного и без ящиков, был сделан по просьбе Горького - за таким столом он привык работать. Книги, блокноты с заметками, остро заточенные цветные карандаши, которыми писатель правил тексты, свои и чужие, всё аккуратно лежит на столе в ожидании хозяина. Вдоль стен - шкафы, где разместилась внушительных размеров коллекция - Горький собирал резные работы из кости мастеров XVIII–XX веков (нецки).

Спальня (на фото ниже ). Здесь только необходимое. Антикварный спальный гарнитур — случайное приобретение при меблировке дома и не отражает склонности писателя. В шкафу и комоде — личные вещи и одежда Алексея Максимовича. По его просьбе повешена угловая книжная полка, на которой расставлялись книги для ежедневного вечернего чтения. В последнем подборе оказались: «Народные русские сказки», собранные А. Афанасьевым, «Песни» Беранже, произведения Р. Роллана и стихи Н. Языкова, книги К.С. Станиславского и В.Г. Короленко и др. Иногда Горький в шутку называл себя «профессиональным читателем».

На тумбочке возле кровати — снимок старшей внучки Алексея Максимовича — Марфы. Это одна из самых последних фоторабот сына — Максима Алексеевича. Он скончался 11 мая 1934 года от крупозного воспаления легких. Эту потерю Горький фактически не смог перенести и пережил сына лишь на два года.

А вот и обещанный рассказ. Просто жуть, сколько текста у меня получилось. Не обессудьте, ну не могу я без проникновения в суть и копания в интересных деталях. Азарт исследователя, что поделаешь. Хоть фотографии посмотрите, туда, правда, очень стоит сходить.

Спрятанное сокровище: Особняк Рябушинского - каменная повесть Фёдора Шехтеля.

Это было прекрасно. Прекрасно уже потому, что это была наша первая прогулка по Москве вдвоём с мужем после рождения сына. Оставили Игоря на несколько часов с крёстной и поехали в центр. Центрее не бывает: Малая Никитская, дом 6/2. С одной стороны шумный Никитский бульвар, с другой - старая изгибистая Спиридоновка, напротив - купола Церкви Большого Вознесения - свидетельницы бракосочетания Александра Пушкина с красавицей Гончаровой .

По этому адресу расположен музей-квартира А.М. Горького. Но вот парадокс: большинство посетителей приходят сюда не для того, чтобы посмотреть на личные вещи пролетарского писателя, а чтобы увидеть интерьеры, придуманные и воплощённые знаменитым московским архитектором Фёдором Осиповичем Шехтелем. И большинство знают этот дом не как квартиру Алексея Максимовича, а как особняк Рябушинского.

Как иногда бывает, настоящее сокровище бывает спрятано на виду. Я думаю, многие, кто живёт или работает в центре не раз проходили мимо этого дома с плавно изогнутой чугунной оградой. Он моментально притягивает глаз необычным мозаичным фризом с переплетающимися стеблями цветов.



Мозаичный орнамент: нежно сиреневые орхидеи и ирисы на голубом фоне


Но все ли знают, что можно беспрепятственно зайти внутрь и осмотреть дом абсолютно бесплатно (платная только фотосъёмка: 100 рублей в квартире-музее и 30 рублей отдельно за съёмку в моленной на третьем этаже)?

Спеша мимо, обычный прохожий мимолётно полюбуется мозаикой, скользнёт взглядом по наглухо закрытой парадной двери, выходящей на Малую Никитскую, да и побежит дальше. Только задержавшись у неприветливо запертой двери и вглядевшись сквозь прутья ограды, можно разглядеть маленький, налепленный на дверь листочек с указывающей куда-то вбок стрелочкой «Вход в музей». Вход в музей - со стороны улицы Спиридоновки, с бывшей чёрной лестницы особняка. Ну почему у нас всегда так? Хотя, с другой стороны, настоящий клад не лежит совсем уж на поверхности, его надо поискать, и тем больше радости от его открытия.

Так откроем для себя один из признанных шедевров московского модерна.

Перекрёсток судеб

Сначала немного напишу о людях, потому что этот дом не был бы таким, какой он есть без разделивших его судьбу людей. Так получилось, что в этом доме пересеклись судьбы трёх ярких, харизматичных, каждая по-своему талантливых и неординарных личностей: Степана Павловича Рябушинского, Фёдора Осиповича Шехтеля и Алексея Максимовича Горького.

Степан Павлович Рябушинский

Степан Павлович(1874-1842)- один из многочисленной семьи русских купцов, а затем предпринимателей Рябушинских, целой династии, оставившей заметный след и в промышленности и в науке, и в культуре России.


Поколение, к которому принадлежал Степан Рябушинский- хозяин дома на Малой Никитской, насчитывало восемь сыновей и четыре дочери, большинство из которых обладали выдающимися способностями и стали известными в различных видах деятельности. Пятеро братьев занимались в основном торговой деятельностью, промышленными и банковскими делами огромной фирмы своей семьи, а также благотворительной деятельностью. Два брата ушли в науку, один стал художником и писателем, издателем нашумевшего в своё время журнала «Золотое руно». Многие члены семьи были коллекционерами, собирали полотна русских и зарубежных художников, иконы, предметы искусства.

Степан Павлович полностью был погружён в дела фирмы, возглавлял торговую часть хлопчатобумажного производства, впоследствии стал инициатором и создателем первого в России автомобильного завода в Москве. Вы только представьте, какое это было по тем временам новаторство, и какими недюжинной широтой взглядов, смелостью и чутьем нужно было обладать, чтобы начать и поднять на достойный уровень подобную авантюру.

Именно он и заказал молодому ещё тогда Шехтелю построить для своей семьи особняк. Об архитекторе как раз начали много говорить после постройки им в 1893 г. особняка для Зинаиды Григорьевны и Саввы Тимофеевича Морозовых на Спиридоновке (Этот дом можно увидеть и сейчас под номером 17. Никакой вывески, высокий сплошной забор, пропускной пункт со шлагбаумом. Там сейчас зал приёмов российского МИДа. Об интерьерах остаётся только догадываться, говорят, это что-то великолепное).

Семья Степана Павловича была староверской. Видимо, этим отчасти объясняется один из главных интересов его жизни: он собирал, исследовал, приводил в порядок древнерусские иконы и организовывал их выставки. Публиковал в специализированных журналах статьи на эту тему. Был археологом по образованию и настоящим знатоком дониконовского иконописного искусства, существовавшего до раскола между православной и старообрядческой церквями. Первым начал научную расчистку и реставрацию древних икон. Его реставрационная мастерская тоже находилась в особняке на Малой Никитской. Только по каталогам Третьяковскрй галереи , куда после революции перешла часть его коллекции, значится 57 икон XIII XVII веков в.

Председательствовал в Остоженской старообрядческой общине, возглавлял комиссию по охране древностей храмов Рогожского кладбища. В храмах Рогожского кладбища хранились самые ценные иконы его коллекции. Интересно, как при написании исторических постов натыкаешься на переплетение мест и судеб..html , но об участии Рябушинского узнала только сейчас, собирая материал для этого рассказа.

После революции 1917 года эмигрировал в Милан.

Фёдор Осипович Шехтель (1859-1926)

«… когда искусство доступно и понятно всему населению. Только тогда оно сможет проявить свою могущественную силу: оно поднимет вкус к изящному, облагородит душу, разбудит и разовьёт более высокие потребности духа и поднимет жизнь на более высокую ступень развития». Из собрания сочинения Ф.О. Шехтеля

Фёдор Шехтель первоначально был наречён Францем-Альбертом, так как появился на свет в Санкт-Петербурге в семье, восходившей к выходцам из Баварии и переселившейся в Россию при Екатерине Второй. Однако большая часть его жизни связана с Москвой, куда он попал в 16 лет.

Как бы суметь написать о такой глыбе коротко, незанудно, но в тоже время отдать должное Большому Человеку и Таланту.

Шехтель - человек разнообразных способностей и талантов, многогранных интересов, широкого кругозора, невероятной работоспособности. Дружил со многими видными людьми своей эпохи: Чеховым, Левитаном, Цветаевым.

Начинал он как книжный график, был прекрасным рисовальщиком, сотрудничал с различными журналами, по близкой дружбе оформлял сборники рассказов А.П. Чехова. Был какое-то время сценографом, придумывал декорации и костюмы к театрализованным действам, эскизы, программы, плакаты.

Со временем, приблизительно с конца 1890-х гг., полностью посвятил себя архитектуре. По его проектам только в Москве и близ неё было возведено около 50 построек, многие из которых сохранились. Самые известные помимо особняков в центре - Ярославский вокзал, основанный вместе с Чеховым Художественный театр в Камергерском переулке. Шехтель спроектировал здание театра полностью, как внутри, так и снаружи, до мельчайших деталей - кресла, двери, гримёрные, подъезды, фонари. Сконструировал сцену со сложнейшим механизмом, продумал освещение сцены и зала, цвет стен, ковры, поглощающие звук, и, конечно, занавес. Так что чеховскую чайку - символ театра с полным правом можно назвать и шехтелевской.

Много лет преподавал в московском Строгановском училище. За проект павильонов Русского отдела на Международной выставке 1901 г. Императорская академия художеств присвоила Шехтелю звание академика архитектуры. К своему академическому статусу сам Шехтель относился серьёзно и работы свои подписывал «академик Шехтель».

А сколько было спроектированных Шехтелем усадеб и дач, доходных домов, общественных и деловых зданий, храмов! И не только в Москве. За свою жизнь Шехтель создал в общей сложности 19 загородных усадеб, 23 особняка, 14 общественных зданий и памятников, 5 доходных домов, 9 деловых зданий, около 20 храмов и надгробий. Помимо этого, осталось множество неосуществлённых проектов. Например, Шехтель был увлечён планами И.В. Цветаева по созданию Музея изящных искусств и стал автором неосуществлённого проекта парадной лестницы и зала Славы. Щедро жертвовал деньги на музей, был консультантом в архитектурных вопросах и активным единомышленником Цветаева.

В условиях последовавших войн и революций продолжал работать, пытался найти себе место в новом времени и новом порядке. Создаёт проекты, созвучные духу 20-х годов с их индустриальным строительством: «Днепрогэс», Оптический завод в Болшеве, город энергетиков «Электрополь», множество гидротехнических сооружений, мостов.

Ни один из этих мощных проектов не был реализован, шехтелевское архитектурное видение оказалось в новых условиях ненужным и даже раздражающим. Его упрекали в излишнем романтизме, а уж философское осмысление назначения архитектуры оказалось в новом государстве совсем чуждой идеей.

Шехтель глубоко переживал свою ненужность, работал и над «идеологическими» проектами, надеясь снова стать нужным для современников. Например, создал проект Мавзолея Ленина «с криптой, аудиторией и трибуной», который остался только на бумаге.

Его последние годы по-настоящему трагичны. Был выселен из собственного дома на Большой Садовой, скитался по коммунальным квартирам, голодал, распродавал свою библиотеку и коллекции, чтобы прокормиться. Подводя итоги жизни, с горькой иронией признавал, что, строя всем Морозовым и Рябушинским и фон Дервизам, остался нищим.

А. М. Горький (Пешков)

После революции особняк Рябушинского был национализирован. В его стенах перебывало много разных учреждений: и отдел виз и паспортов, и Государственное издательство РСФСР, и даже Психоаналитический институт профессора И.Д. Ермакова с детским домом-лабораторией.

В конце концов, хозяином дома стал вернувшийся из-за границы А.М. Горький, получивший дом как своеобразный подарок от И.В. Сталина. На мемориальной доске на фасаде особняка можно прочитать: «А.М. Горький жил здесь в 1931-1936 гг.»

Конечно, национализация и вынужденная иммиграция первоначальных хозяев особняка - это грустно, тем не менее, это случилось. И остаётся только радоваться тому, что именно годы, прожитые здесь Горьким, впоследствии обернулись мемориальным музеем и послужили охранной грамотой для особняка, избежавшего разрушения и ставшего доступным для всех желающих.

Что внутри: лестница-волна, ожерелье комнат и тайная моленная

Итак, заходите внутрь дома через дверь с обратной стороны особняка, поднимаетесь по узкой крутой чёрной лестнице, минуете глуховатого старичка-вахтёра, напяливаете на ноги уродливые безразмерные музейные тапки (если дома есть медицинские бахилы, лучше взять с собой, тоже можно) и сразу оказываетесь у изножья «визитной карточки» дома - мраморной парадной лестницы-волны.


Плавным полукругом взмывает она ко второму этажу, гордо неся фантастические перила, напоминающие завитки-барашки морской волны. Начинается волна мощным мраморным всплеском, на вершину которого выброшена люстра-медуза. Необычной формы стеклянные лампочки свисают вниз, напоминая щупальца этого морского создания.


Отсюда же снизу можно полюбоваться витражным окном над небольшой площадкой в середине лестницы.


Почему-то подняться по парадной лестнице на второй этаж не разрешено, однако в случае хорошего настроения смотрительниц и ваших вежливых просьб может случиться чудо: они отцепят канатик и позволят подняться до середины священной лестницы. Ну что ж, приходиться довольствоваться малым.

Среди плавных линий глаз режут взбирающиеся на второй этаж по противоположной перилам стене тяжёлые ступенчатые шкафы. Сложно представить, что так оно и было задумано Шехтелем. И правильно, не им. Это библиотека Горького.

Собравшись с силами и, наконец, сумев отвернуться от красавицы-лестницы, начинаем круговое путешествие по анфиладе помещений первого этажа. Через великолепный дверной проём попадаем в первую комнату круговой анфилады-ожерелья - столовую или гостиную.


Надо сказать, что двери в этом доме притягивают к себе большую часть внимания и как бы направляют посетителя из комнаты в комнату. Некоторые привлекают глаз доминирующими размерами проёма, некоторые - необычным декоративным оформлением наличников или самих дверных полотен.

Вот фото двери, ведущей из столовой в библиотеку,


Та же дверь, но в другую сторону по ходу движения, выглядит так


Движение из помещения в помещение не затруднено, замкнутость пространства отсутствует. Движение останавливается только на третьем этаже, в моленной, но об этом позже.

Итак, гостиная-столовая.


Здесь проходили многочисленные встречи Горького с гостями: писателями, драматургами, творческими людьми. Здесь не раз проводились заседания писательского союза, одним из главных инициаторов которого выступал сам Горький. В этой комнате велись дискуссии о тогдашнем методе литературы, получившем название социалистического реализма. Почти все известные писатели 1930-х гг. побывали здесь у Горького - этот дом заменял им писательский клуб.

Постоянное место за столом Горького отмечено чайным прибором.


Библиотека

Из столовой через ещё один необычный дверной проём (см. фото выше) попадаем в библиотеку.

У Горького всегда была обширная библиотека. Эта, разместившаяся в особняке Рябушинского, уже шестая по счёту. Предыдущие он передавал в дар общедоступным городским библиотека, например, в Нижнем Новгороде, или просто частным лицам. Можно по-разному относиться к творчеству писателя, оно может даже раздражать, особенно в наше время. Однако одно у него не отнять: его колоссальной просветительской деятельности.

Помещение библиотеки уникально своим потолком, украшенном панно, на котором распускаются хризантемы, и лепными цветами и листьями, Такое оформление превращает комнату в настоящую беседку


Вот фото панно поближе


И лепнина


Вот фото из библиотеки на улицу, мне оно очень нравится


Книги не умещались в библиотечных шкафах и шкафах столовой и постепенно переползли в холл, где для них были сооружены шкафы вдоль лестницы (помните?).

Кабинет

В этой комнате был кабинет Алексея Максимовича, где он работал каждый день по строгому расписанию, с 9 утра до 2 дня, праздников и выходных почти не существовало. В эти годы творческая деятельность Горького была огромна. Самодисциплина и организованность вели к высокой работоспособности, а успешный труд рождал вдохновение, по признанию самого писателя. Вероятно, он не шутил, так как результатом его работы являются 35 томов только художественных произведений, не считая статей и писем.

В этой комнате присутствие Горького чувствуется больше всего. Большой рабочий стол сделан по его заказу: без ящиков, выше обычного, чтобы за ним было удобнее работать из-за болезни лёгких. Порядок на рабочем месте был неизменен: чернильница, большие листы бумаги с широкими полями, много цветных карандашей, деревянная ручка, блокноты и листочки бумаги для заметок.


Это тоже фото со стола, мне кажется, это что-то да говорит о личности писавшего здесь


В шкафах над камином и возле него разместилась горьковская коллекция работ восточных резчиков по кости 18-20 вв.: резная шкатулка, вазы из лака, бамбука, фарфора, фигурки, шары.


Эта коллекция считается одной из лучших, аналогичная коллекция Музея Востока в Москве уступает горьковской. Показывал её Алексей Максимович с любовью и знанием секретов мастерства. Всю жизнь писатель коллекционировал различные предметы искусств, многие из которых подарил музеям и просто людям. По его словам, он хотел бы, чтобы заключенная в них энергия рождала новую волну творчества.

Рядом со шкафами - китайская мебель - резной стол для лютни, два табурета, резное кресло у стола. Это совместный подарок от семьи и писателя А.Н. Толстого, разыскавшего их у антикваров.


Спальня

Здесь только самое необходимое: кровать, прикроватная тумбочка, шкаф, комод. Угловая книжная полка повешена по просьбе Горького, на ней расставлялись книги для ежевечернего чтения. В последнем подборе оказались «народные русские сказки», собранные А. Афанасьевым, «Ярмарка тщеславия» Теккерея, произведения Р. Роллана, книги К.С. Станиславского и В.Г. Короленко, стихи Н. Языкова, «Песни» Беранже. Иногда Горький в шутку называл себя «профессиональным читателем».


В японском шкафчике часть восточной коллекции: дракон, вазочки и миниатюрные скульптуры.


А вот крышка комода с колоритной горгульей.


Вот такой вид из окна спальни сейчас. Оконные рамы дома становятся рамами картин, окаймляющих то, что вы видите в окне. Мне кажется, так это и было задумано


А вот и парадная передняя с наглухо запертой дверью, выходящей на Малую Никитскую


Справа от двери стеклянный шкаф с личными вещами писателя


ФВторой этаж в момент нашего посещения музея был закрыт по техническим причинам. Нам сказали, что там были жилые и детские комнаты, сейчас там размещается экспозиция, посвящённая творчеству Горького.

На третьем этаже вас встречает фотовыставка, посвящённая династии Рябушинских, и небольшая выставка молодых художников, пишущих русские усадьбы. Но, конечно, главное сокровище третьего этажа - это моленная семьи Рябушинских.

Моленная - спрятанный космос

Моленная была построена Шехтелем для семьи Рябушинских тайно в 1904 году. Немногим позднее гонения на старообрядцев ослабли, но в тот период действовать можно было только скрыто. Поэтому лестница в моленную расположена в специально пристроенной к дому башне. В ней заканчивается беспрепятственное круговое движение по дому: вы пришли туда, куда нужно - к концу всего или, наоборот, к началу начал. Войдя через дверь, символически ведущую из дольнего мира, человек оказывается перед единственной дверью - Царскими Вратами.

Невысокая алтарная преграда не сохранилась, но легко можно представить, где она находилась: перед тремя высокими окнами с типичными храмовыми откосами, направляющими взгляд в небо. От места бывшего алтаря также расходятся в стороны лучи, выложенные на паркете. Известно, что главной иконой-защитницей дома на Малой Никитской был образ Божией Матери «Неопалимая купина» псковского письма конца 15 века - довольно редкий даже среди коллекционеров.

Если на традиционной иконе «Неопалимая купина» Богородица изображается с одной лестницей, ведущей вверх, то у Степана Рябушинского хранился образ более древний, на котором Богородица держит не одну, а две лестницы. Первая, ведущая вверх, говорит о Богородице как о помощнице, открывающей верующим доступ в райские выси, а вторая лестница, опущенная вниз, символизирует Царицу Небесную как защитницу грешников, помогающую всякому, кто искренне обращается к ней. Есть версия, что вкладывая именно этот тайный смыл, Шехтель вводит в проект дома две лестницы - парадную и чёрную, которые обе ведут к моленной комнате. Вот он - символ разных дорог к просветлению и Царству Небесному

Моленная занимает небольшое помещение, но кажется довольно просторной благодаря прекрасным пропорциям и устремляющему взгляд вверх куполу. Освещена довольно скудно: световое окно наверху в куполе


да три уже упоминавшихся узких стрельчатых окна в стене за бывшим алтарём. И те расположены выше человеческого роста, поэтому свет не заливает помещение, а рассеянно проникает в него сверху.


ФотВ этой комнате сидит грустная смотрительница, принимающая деньги за фотосъёмку и продающая соответствующую месту литературу. Она выбирает из череды посетителей кого-то заслуживающего своего доверия и начинает жаловаться на свою смотрительскую судьбу. Говорит, что сидит там уже десять лет и слепнет от света энергосберегающих ламп. Я посоветовала ей принести из дома более яркую лампу, но по тому, как она непонимающе на меня посмотрела, поняла, что ей нужно было не решение, а сочувствие, поэтому потом только сопереживающе вздыхала. Вот так, кому-то шедевр архитектуры, а кому-то личная голгофа.

Однако скудно освещённая моленная имеет свой секрет. Благодаря особенностям росписи стен вечером она превращается в открытое пространство со звёздным небом: тёмные спирали стеблей плюща на стенах сливаются в сумерках в общий фон, а белые точки на листьях начинают светиться, как звёзды. Я, конечно, не видела моленную поздним вечером, но готова поверить, что там возникает ощущение космоса, бесконечной вселенной.

Я была так поглощена созерцанием облика моленной, что не сразу даже осознала, что в её художественном оформлении нет привычных образов Спасителя, Богородицы. Здесь рассказывается многое и жизненно важное, но только посредством извечных древних символов.

На полотенцах, оформляющих трёхчастное окно в алтаре, обозначен древний символ Иисуса Христа - рыба с равноконечным крестом над ней и надписью по-гречески «Ихтус» (рыба). В этом зашифрована древнейшая формула символа веры: пять букв слова «Ихтус» являются первыми буквами пяти слов Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель (Jesous Christos, Theou Uios, Soter).


В основании купола повторяется четыре раза сокращённая надпись на древнегреческом: «истинные христианки воспримут святость за свои страдания в день страшного суда». Разбросанные по внутренней поверхности купола треугольники напоминают о Троице, так же, как и само трёхчастное окно.

Освещалась моленная в своё время свечами. Всё, что сейчас окрашено в жёлтый цвет, было позолочено. Росписи стен восстановлены в 1977- 89 г., но в алтаре сохранились несколько фрагментов подлинной росписи начала 20 века: символы Христа и полотенца. Подлинными также считаются и медальоны на парусах с изображениями символов евангелистов


Эскизы к ним сохранились в архиве Шехтеля. Они были скалькированы, прорезаны по контуру рисунка ножом и напылены на паруса. Таким образом, их не касалась рука современного художника. На фото также можно увидеть те самые листья с белыми точками, которые вечером создают впечатление уединённости со звёздным небом.

Загадки дома: тайные смыслы и иносказания

Как же это субъективно, на мой взгляд, искать подтексты и тайны смыслы в произведениях искусства. Так ли это необходимо для понимания автора? Может быть, лучше просто наслаждаться восприятием красоты, не рефлексируя и не разлагая её на составляющие элементы? Однако чем жили бы тогда критики и историки? J

Иной раз диву даёшься, читая, скажем, интерпретацию какой-нибудь картины или скульптуры. Думаешь, неужели художник вот прямо так сидел и думал, сколько же символов и иносказаний зашифровать в своей работе. Исключение, конечно, составляет средневековая живопись, написанная на языке символов в то время понятных каждому просвещённому человеку. Хотя чем новая история хуже? Может быть, и вкладывал творец в своё произведение тайный смысл. А может быть, он просто подчинялся вдохновению и творил, не задумываясь о грядущих интерпретациях?

Тем не менее, не могу обойти вниманием так называемые загадки Фёдора Шехтеля. Большей частью потому, что когда копаешься в различных догадках и версиях, возникает ощущение некой таинственности, почти мистики, что придаёт всему дому немного волшебный флёр. Так что же он хотел сказать своим видением интерьеров особняка?

В одной статье нашла мнение, что «неподготовленный зритель часто находит в особняке лишь очевидное, буквальное изображение природных стихий, растительного и животного миров». В этом якобы скрывается особый подход Шехтеля к своим произведениям, разделяющий зрителя по степени подготовленности. Немного высокомерно звучит, на мой взгляд. Вряд ли Шехтель намеренно внедрял в свои работы идею такой интеллектуальной дискриминации, хотя он действительно заставляет мыслить и искать объяснение загадкам дома.

Любой смотритель музея скажет вам, что светильник на парадной лестнице - это символическое изображение медузы, но поднявшись немного по лестнице, можно увидеть абажур, накрывающий лампу сверху и похожий на панцирь черепахи.


Казалось бы, вот они - природные мотивы, использование образов животного мира. Однако же неиссякаема фантазия интерпретаторов от искусства, предлагающих следующую трактовку: медуза у начала лестницы своей характерной пластикой сравнима с образом человека, которого на пути к Богу смущают суета и торопливость. Трансформация же образа в черепаху отсылает нас к ассоциациям со спокойствием, уравновешенностью, мудростью, символом которых является это животное. Таким образом, и сама лестница предстаёт перед нами как символ духовного становления, пути к совершенству и к Богу.

Есть мнение, что рамки чисто «природных» мотивов для Шехтеля чересчур узки и примитивны. Помните фото всплеска волны у основания лестницы? Так вот, при серьёзном подходе и сильном желании можно увидеть в нём образ женщины, ведущей за собой восходящего по лестнице, медальоны на перилах которой выполнены в форме санскритского «инь и янь» - света и тьмы. Это можно интерпретировать как образ самой Богоматери.

Или вот колонна на втором этаже, которую можно увидеть, вежливо попросив у смотрительниц. Уже писала, что понятия не имею, почему вход по парадной лестнице на второй этаж преграждён традиционным музейным канатиком и только по большой просьбе вам могут разрешить подняться до середины этой самой лестницы и, вытянув шею, взглянуть на колонну со скульптурным навершием.


Капитель колонны представляет собой переплетение чудовищных ящериц или саламандр с прекрасными лилиями. Говорят, что этот приём несёт в себе глубокий философский смысл, наглядно изображая органическую связь всего существующего. Страшные ящерицы - олицетворение зла, лилии - символ добра - всё переплетено в «здешнем» мире.

Я рассказала только о части символов-загадок дома, надеюсь, этого достаточно, чтобы заинтересоваться и захотеть составить своё собственное впечатление.

На этом пора закончить, чтобы не продолжать бесконечно, ведь смысл символов модерна неисчерпаем.

Напоследок фото дома со стороны Спиридоновки



Апдейт: пост прочитал муж и объяснил мне, невнимательной, почему в музее посетителей не пускают по парадной лестнице на второй этаж: трещина. Именно поэтому нас просили подниматься по самому краю лестничного полотна. Я этот момент объяснения сотрудницы музея умудрилась пропустить мимо ушей.

Прогуливаясь по центру города, я не раз обращала внимание на необычный особняк, украшенный цветным панно с орхидеями. Не смотря на то, что дом окружен деревьями, что-то в нем есть такое, что приковывает взгляд. Уже позже я узнала, что это здание было построено знаменитым архитектором Ф.О. Шехтелем для богатого промышленника С.П. Рябушинского в начале XX века. Главной изюминкой этого особняка является знаменитая лестница-волна, которую архитектор установил в холле и которая безумно похожа на творения испанского архитектора Гауди в Барселоне.

Известен этот дом также как последнее пристанище великого писателя М. Горького, в котором он прожил несколько лет после возвращения на родину. Сейчас внутри размещается дом-музей М. Горького, который относится к Литературному институту. В связи с этим плату за вход не берут. Говорят, что сам писатель завещал, чтобы трудовой народ пускали внутрь бесплатно. Пока этот завет выполняется. Особняк Рябушинского находится на Малой Никитской улице д.6, рядом с храмом «Большое Вознесение», в котором венчались А.С. Пушкин и Н. Гончарова.

Особняк Рябушинского


Особняк Рябушинского

Вход на территорию музея открыт со стороны улицы Спиридоновка. Как я уже говорила, самостоятельно можно осмотреть интерьеры особняка Рябушинского совершенно бесплатно, оплатить надо будет только фотосъемку или групповую экскурсию. В основном в музее работают уже пожилые люди, которые очень интересно рассказывают об этом удивительном доме. При входе надо будет либо надеть казенные тапочки, либо приобрести бахилы, чтобы не испортить паркет из ценных пород дерева.

Далее мы сразу попадаем в холл и видим то, ради чего сюда непременно стоит прийти – сказочную мраморную лестницу, спроектированную Ф.О. Шехтелем. Она символизирует вечное движение, без которого немыслима жизнь.


Особняк Рябушинского


В особняке Рябушинского

Незадолго до начала работы над особняком Степана Павловича Рябушинского известный зодчий побывал в Париже и познакомился с работами французского архитектора Франсуа-Ксавье Шелкопфа. Именно он был основателем пластического направления модерна. Шелкопф заметил, что в природе практически не существует прямых линий: и черты человеческого лица, и ветви дерева изогнуты и закруглены. Шехтель воплотил эти идеи в оформлении дома Рябушинского. За основу он взял морскую тему.


Особняк Рябушинского


Особняк Рябушинского

И темно-зеленые стены холла, и обтекаемая форма лестницы, которая заканчивается светильником-медузой с одной стороны и изящной скамейкой с другой, и приглушенный свет, проникающий через витражи окна на втором этаже, все навевает мысли о водной стихии.



Витраж на лестнице

На втором этаже интересны фигуры на капители мраморной колонны. Лилии, символизирующие чистоту и саламандры, изображающие зло, говорят о бесконечной борьбе двух начал.


Даже эстонский сероватый мрамор с прожилками, из которого выполнена лестница, напоминает песок, от которого только что отхлынула волна. При Рябушинских холл и столовая представляли собой единое целое. Позднее арку заложили и заменили дверьми, сделав помещение изолированным и, тем самым, потеряв главный замысел архитектора.


Дверь в столовую

Многие предметы интерьера, созданные Шехтелем, были утрачены. Так в столовой разобрали уникальный белоснежный мраморный камин, украшенный женщиной-бабочкой, закрасили фриз из тюльпанов, которые были символом счастья, безвозвратно исчезла люстра в форме цветков подснежника. Связаны эти изменения и с опалой большевиков на Рябушинских, и с проживанием в особняке М.Горького. Когда в 1900 г. был одобрен проект строительства этого смелого по тем временам здания, владельцу имения Степану Павловичу Рябушинскому было всего 26 лет. Однако он был одним из восьми братьев Рябушинских, владельцев огромного состояния и нескольких предприятий, и был весьма уважаемым и известным человеком. В начале XX века именно промышленники формировали облик новой Москвы, делая выгодные заказы модным московским архитекторам. Модерн Шехтеля пришелся по вкусу Рябушинскому.

Кроме необычного интерьера в доме была создана одна из первых в Москве система кондиционирования воздуха, лифт в подвальном помещении, поднимающий блюда в столовую, было проведено электричество и телефон. Кроме того был построен гараж для одного из первых автомобилей в городе. Этот дом не мог не привлекать внимания, однако прожить Степану Павловичу в нем пришлось не долго. В 1917 г. вместе с семьей он спешно покинул Россию и переехал в Италию, где открыл магазин тканей. Его братья также разъехались по разным городам Европы. Имущество их было национализировано, а в особняке на Малой Никитской какое то время размещались иностранное представительство, институт психоанализа и детский сад.

Однако когда в 1931 г. из Италии на родину вернулся М. Горький, ему предоставили для проживания этот дом. Писателю он не особо нравился, ему было чуждо искусство, которое стремилось изобразить несуществующее, и многое внутри особняка Горький переделал под себя. Так по всему дому, в том числе на центральной лестнице появились книжные шкафы, в которых писатель разместил свою внушительную библиотеку. Горький занимал первый этаж, так как был уже серьезно болен, и ему тяжело было подниматься по лестнице. На втором этаже жил его сын с супругой и детьми.

Поговаривают, что у Горького с невесткой были особенные отношения, возможно даже любовная связь. Надежда Алексеевна Пешкова осталась жить в особняке Рябушинского после смерти мужа и свекра вплоть до 1965 г. По слухам, в нее был влюблен сам И.В. Сталин и именно по этой причине все ее возлюбленные через какое-то время попадали под арест и умирали в тюремных застенках. После 1965 г. в доме на Малой Никитской открыли музей М. Горького. Итак, первый этаж остался таким, каким он был при жизни писателя.

В столовой собирались драматурги и писатели, проводились заседания писательского совета, велись дискуссии о судьбе литературы в новом государстве рабочих.


Столовая

Примыкает к столовой библиотека, на потолке которой сохранилась удивительная лепнина, изображающая бутоны цветов и изящные завитки.


Потолок в библиотеке



Парадные двери

Сюда перенесли одежду М. Горького и обозначили место, где он раздевался. Гости, попадая в дом, по замыслу архитектора, сразу же видели удивительный витраж, который зрительно расширял пространство. Также ранее витражи украшали и небольшую ширму в прихожей.


Витраж в прихожей

Справа находится кабинет писателя, в котором сохранился камин, созданный при Рябушинских. В этой комнате М.Горький проводил первую половину дня, долго и плодотворно работая. По его заказу был сделан письменный стол, в шкафах и на полках писатель разместил свою коллекцию восточных фигурок, которой очень гордился.


Кабинет писателя

Продумано все до мелочей. Вот так, например, выглядят дверные ручки.


Дверные ручки

К кабинету примыкает спальня М. Горького. Обстановка в комнате очень простая: небольшая кровать, тумбочки и шкаф. Любимым уголком писателя было кресло под книжной полкой, на которой писатель размещал книги для чтения перед сном. Затем мы поднимаемся на второй этаж, любуясь оригинальными витражами. В эркере оборудовано место для отдыха возле окна.


Спальня

Экспозиция второго этажа

За ними дверь к потайной узкой лестнице, ведущей в тайную молельню. Рябушинские были старообрядцами, а до указа Николая II 1905 г. о веротерпимости, в открытую молиться им было небезопасно. Поэтому на верхнем этаже была построена моленьня, украшенная древнерусской росписью. Иконостас и алтарь были утрачены после революции, растащили и многочисленные старинные иконы, собранные Степаном Павловичем. Владелец особняка собирался открыть в своем доме музей икон, однако этим планам не суждено было воплотиться. Сейчас кроме восстановленной росписи на стенах молельни здесь ничего не сохранилось. В небольшой комнате третьего этажа выставлены фотографии, рассказывающие о семье Рябушинских.


Молельня в доме Рябушинских


Молельня в доме Рябушинских

Дом, построенный знаменитым архитектором Шехтелем на Малой Никитской, производит неизгладимое впечатление. Сказочная лестница, простоявшая без ремонта более чем сто лет, своими обтекаемыми формами переносит в красочный подводный мир. Сверху светильник-медуза превращается в разноцветную черепаху, а свет, проникающий сквозь витражи, только добавляет месту таинственности. Особняк Рябушинского служит вечным памятником таланту выдающегося зодчего, к сожалению окончившего свою жизнь в нищете.

Строя дома для богатейших семей Морозовых и Рябушинских, Шехтель на склоне лет вынужден был скитаться по съемным квартирам. Новой власти пришлись не по вкусу его смелые проекты, продуманные до мелочей. Однако, к счастью, сохранились его многочисленные работы, среди которых особняк Рябушинского дошел до наших дней в достаточно хорошем состоянии и, в отличие от дома Морозовых на Спиридоновке, доступен для посещений.

Как найти Особняк Рябушинского (музей М.Горького)

адрес: м. Пушкинская (Тверская, Чеховская), минут 20 пешком.

Москва, ул. Малая Никитская, 6/2.

Часы работы - с 11 до 17-30 (среда-воскресенье). Последний четверг месяца - выходной

От Тверского бульвара мы свернули на Малую Никитскую улицу. Рассказ об истории этой улицы, и о ее достопримечательностях у нас еще впереди. Сегодня же, мы пойдем в Дом, в котором пересеклись судьбы трех великих людей России, - архитектора Ф. Шехтеля, предпринимателя, коллекционера и мецената С. Рябушинского и писателя М. Горького.

В начале ХХ века на углу двух московских улиц, среди невысоких деревянных и каменных домов старой Москвы, где по утрам струился аромат самоварного дымка, где на булыжной мостовой разгуливали куры с цыплятами и петухами, а в садах зрели плоды,
молодым московским архитектором Фёдором Шехтелем по заказу известного коллекционера икон Степана Павловича Рябушинского была выстроена в совершенно не знакомом тогдашней России стиле модерн роскошная, невиданная до сих пор городская усадьба с необыкновенным, изысканным домом-особняком, внутренним двором и службами, - прачечной, дворницкой, кладовой, гаражом и конюшней.

За лиственницей - особняк. Вход - небольшая калитка справа (прикрыта стоящим автомобилем). Рядом - ворота и трехэтажный дом с барельефом А. Толстого. Это - вход в бывший усадебный двор Рябушинских. О нем расскажу ниже.
1

Так случилось, что только пятнадцать лет усадьба служила хозяину: в 1917- м С. Рябушинский вынужден был покинуть Россию. Дальнейшая его судьба складывалась в Милане.

После революции усадьбу национализировали, особняк перешел во владение города. В нем поочередно размещались разные службы и организации. В одном из помещений, переоборудованных под квартиру, с 1941 по 1945 год жил Алексей Николаевич Толстой, а в настоящее время здесь располагается музей-квартира писателя.

В особняк Рябушинского в 1931 году по возвращению из Италии поселили М. Горького, где он провёл последние годы своей жизни.

Архитектор Ф. Шехтель, которого теперь по праву называют отцом русского модерна, после возведения особняка Рябушинского продолжал украшать Москву необыкновенно красивыми зданиями. Революцию он принял, но новая власть уже не нуждалась в услугах архитектора, работающего в стиле модерн, хотя и предоставила ему в городе высокие должности. Из собственного особняка он был выселен, и до конца своих дней, больной и нищий, скитался с семьей по съемным коммунальным квартирам...

Вот такая история. А теперь мы посмотрим архитектурную достопримечательность Шехтеля, бывшую усадьбу коллекционера Рябушинского, особняк, в котором последние дни жизни провел М. Горький.

Кстати, необычный особняк с уникальным интерьером вызывал противоречивые чувства у людей, проживавших в нем в разное время: им восхищался молодой Рябушинский и раздражался Горький, считая дом совершенно нелепым... Уникальные витражи, паркет из ценных пород дерева, живописные потолки, роскошные люстры и лепнина не соответствовали вкусам писателя из народа. О доме Горький не раз говорил «Величаво, грандиозно, улыбнуться не на что».

Сейчас, летом, полноценно осмотреть дом-особняк снаружи, практически, невозможно, т. к. он теряется в зелени разросшихся деревьев.

Фото получилось вот таким. Это - парадный вход со стороны Малой Никитской улицы. Но сейчас этот вход закрыт.
2

Обходим красивые решетки ограждений и сворачиваем на Спиридоновку, оставляя позади церковь, в которой венчались А. Пушкин и Н. Гончарова (позднее расскажу и покажу фото).

Кованая решетка ограды стиля модерн в виде ритмично бегущих спиралей выполнена по чертежам Шехтеля...
3

Фрагмент верхней части особняка со стороны Спиридоновки.
4

В основание дома-особняка архитектором Ф. Шехтелем положен кубический объем с асимметричными выступами стен. Казалось бы - полная ассиметрия и дисгармония. Но, к основному объему примыкают разные по размеру и конфигурации крылечки и балкончики, арки и карнизы, и, все вместе, они уравновешивают асимметрию и создают полную гармонию. Каждая плоскость дома своеобразна, индивидуальна и неповторима, и является одним из четырех равноценных фасадов.

Дом богато украшен декоративными элементами, в которых преобладает мотив спирали.
Одним из главных украшений наружной поверхности сооружения является проходящий по периметру его верхней части широкий мозаичный фриз с изображением орхидей и ирисов.
Дом облицован светлым глазурованным кирпичом. На плоскостях фасадов выделяются переплёты криволинейных окон. Каждое окно в доме - индивидуально по форме, размеру и окантовочному замысловатому плетению, которое сочетается с рисунком решеток ограды, и балконов.

В особняке Рябушинского на Малой Никитской был установлен первый в городе кондиционер и лифт, а на третьем этаже, в тайне от посторонних, располагалась старообрядческая молельня. Молельня сохранилась, я ее покажу в конце рассказа.

Особняк был рассчитан на проживание одной семьи.

Так выглядит особняк в целом (фото из интернета.
5

Теперь посмотрим фрагменты.

Верхняя часть дома со двора. Окна в доме совершенно разные по форме и по расположению. С улицы сложно определить, сколько в доме этажей.
6

Обратите внимание на цветовую гамму. Ее создает широкий мозаичный орнамент с изображением нежных розовых, лиловых, сиреневых и голубых тонов орхидей и ирисов на голубом фоне, и пастельные тона глазурованной облицовки стен и окраски карнизов.
7

Разноцветные кусочки смальты переливаются на солнце, оживают...
8

Оригинальны переплеты рам. Прутья переплетов воспроизводят деревья и их переплетающиеся ветки.
9

Облицовка Дома выполнена светлым глазурованным кирпичом. Украшением является балкончик с аркой, решеткой и небольшим карнизом-полочкой. Карниз-полочка не только оттеняет орнамент, но и демонстрирует свойства новых материалов, примененных при его строительстве - металл и бетон.
10

Во дворе особняка, теперь уже отгороженного забором, расположена бывшая усадебная постройка - двухэтажный кирпичный дом. В свое время в этом доме проживала прислуга Рябушинских. В одном из помещений, переоборудованном под квартиру, с 1941 по 1945 год жил Алексей Николаевич Толстой, а в настоящее время здесь располагается его музей-квартира. Барельеф с изображением писателя установлен на фасаде впереди стоящего дома.
11

Фрагмент кабинета А. Толстого.
12

Коридор. Вид со второго этажа.
13

Конюшни и другие подсобные помещения.
14

В мае 1965 года стараниями невестки писателя Надежды Алексеевны в усадебном доме Рябушинских был открыт мемориальный музей Горького. Сына его, Максима Алексеевича, уже не было в живых, внучки Марфа и Дарья уехали, а Надежда Алексеевна, как и раньше, продолжала жить на втором этаже, стараясь всё сохранить в доме так, как было при Алексее Максимовиче.

Входим в открытую калитку... По обе стороны от дорожки - лилии... Много лилий...
15

16

Переступаем порог "черного хода". Дежурный администратор объясняет, что к чему: музейные тапочки... вход бесплатный... фотосъемка - 100 рублей. И вот ОН, особняк, квартира-музей!

Дверь парадного входа с Большой Никитской. Сам вход с улицы, как я уже говорила, закрыт.

17

Слева от входа - вешалка, выполненная по чертежам Ф. Шехтеля, с личными вещами М. Горького.
18

Мозаичный пол.
19

Большое зеркало и наддверный витраж.

20

По рисункам Шехтеля художником Виноградовым для Дома было создано девять витражей, которые выполняют не только декоративную роль, но и создают иллюзию окон, увеличивая ограниченное внутреннее пространство.
21

Жемчужинкой внутренней части дома является парадная Лестница-волна, расположенная в центре здания, в холле, высотой 12 метров.

«Текучие» перила лестницы напоминают движение морских стихий и изображают взметнувшуюся морскую волну, на гребень которой вынесло «медузу» - светильник в виде медузы..

Лестница выполнена из эстонского вазелемского мрамора с разными оттенками зеленого и серого.
22

23

24

На вершине лестницы установлена колонна, капитель которой представляет собой неразрывное сплетение лилий и ящериц. Это Добро и Зло, неотделимые друг от друга, без которых невозможно существование этого мира

25

26

27

Лестница выполнена в виде спирали. Ее линии, как бы, бегут, скользят, изгибаются...
28

Образы волны, стихии, моря отражали неспокойное состояние общественной жизни России начала XX века.
29

30

31

32

Дневной свет, проходя через голубовато-синие витражи, усиливают ощущение фантастического мира, созданного Шехтелем.
33

Окно.
34

Светильник.
35

Продолжение следует.

Начало см.
Тверской бульвар.