Венская государственная опера: история, описание, фото. Венская государственная опера Внешнее и внутреннее убранство

Wiener Staatsoper) занимает почетное место в списке самых лучших домов оперы всего мира. Несмотря на то, что после окончания строительства архитектурное воплощение оперного театра подверглось жесткой критике, очень скоро здание все же получило признание.

распахнула свои двери 25 мая 1869 года. Первой постановкой была опера Вольфганга Амадея Моцарта « ». На премьере присутствовали присутствии император Франц Иосиф, а также императрица Елизавета. Вплоть до 1918 года театр имел титул Венской придворной оперы . С момента своего открытия с каждым годом театр все сильнее привлекал к себе внимание любителей оперного искусства. В годы Первой мировой войны театр продолжал свою работу, однако, его популярность резко снизилась. В конце Второй мировой войны здание было разрушено бомбардировкой. Оперная труппа продолжала давать спектакли, а в это время начались сложные работы по восстановлению дома оперы. Спустя 10 лет строительство нового здания было завершено. 5 ноября 1955 года открылась новая Венская государственная опера .


На сегодняшний день Венская опера считается одним из самых прекрасных театров мира. Венский оперный театр имеет самый широкий репертуар в мире: за 285 дней оперного сезона в театре ставится не менее 60 представлений. Стоимость билета варьируется от 12 до 212 евро. В прошлые века оперный театр был особым местом сбора знати (аристократов и других ценителей роскоши). Сегодня мир относится гораздо проще к таким «формальностям» как собственный внешний вид при посещений культурных мероприятий. И, тем не менее, Венский оперный театр все еще остается тем особым местом, куда стоит прийти в роскошном вечернем платье - ведь там собирается исключительно утонченная и культурная публика. Жители Австрии говорят, что если человек был Вене, но не посетил Венской оперы, то он на самом деле не видел города. Ведь именно здесь, в оперном театре, стираются временные границы, и так чувствуется дыхание старой Австрии…
Кроме оперных постановок гости театра могут посетить 40-минутные экскурсии, где смогут услышать увлекательный рассказ об истории здания и специфике Венской государственной оперы. В театре также открыт музей оперы, где постоянно проходят разнообразные выставки, связанные с премьерами, первыми выступлениями знаменитых артистов, крупными постановками, представлены прекрасные костюмы, декорации, программы и другие документы из прошлого театра. Недалеко от музея посетители могут приобрести фотографии, видеозаписи, книги и другую сувенирную продукцию.


Интересные факты:
- Ни один из архитекторов Венского оперного театра не дожил до открытия своего детища (Эдуард ван дер Нюлль покончил жизнь самоубийством, а его друг Август Сикард фон Сикардсбург умер в скором времени от инфаркта);
- В театре проводится знаменитый на весь мир ежегодный Венский бал (он занесен ЮНЕСКО в число объектов нематериального культурного наследия мира);
- Кроме того, что Венская опера обладает самым большим репертуаром среди оперных театров мира, она также имеет звание хранительницы лучших традиций австрийской классической школы;

Венская государственная опера (нем. Wiener Staatsoper, до 1918 года Венская придворная опера) - крупнейший оперный театр в Австрии, один из центров музыкальной культуры Европы. Придворная опера в Вене возникла в середине XVII века, спектакли оперы шли в различных театрах. В 1861 году было начато строительство специального здания для Венской оперы по проекту архитекторов А. З. фон Зикардсбурга и Э. ван дер Нюлля; здание было завершено к 1869 году и торжественно (в присутствии Франца-Йозефа и Сисси) открылось 25 мая оперой Моцарта «Дон Жуан». До 1918 года театр находился под покровительством Габсбургов и носил название Придворного оперного театра (нем. Wiener Hof-Operntheater). В 1920-х гг. неофициально его стали называть государственным, но официальное название Венской государственной оперы (нем. Wiener Staatsoper) он получил лишь в 1938 году, с началом Аншлюса.

Во вре­мя 2-й ми­ро­вой вой­ны К. Кра­ус, В. Фурт­венг­лер, К. Бём ру­ко­во­ди­ли по­ста­нов­ка­ми со­чи­не­ний Мо­цар­та, Бет­хове­на, Вер­ди. В 1938 со­стоя­лась пре­мье­ра опе­ры «День ми­ра» Р. Штрауса, к 1944 бы­ли по­став­ле­ны все его оперы.
В 1945 году в результате американской бомбардировки здание театра было частично разрушено. Восстановительные работы продолжались до 1955 г., и, наконец, 5 ноября 1955 г. театр был открыт постановкой «Фиделио» Бетховена (под управлением К.Бёма). Тогда же была возобновлена традиция ежегодных балов в Венской опере.
В качестве директоров Венской государственной оперы выступали музыканты, режиссёры и, особенно во второй половине XX века, профессиональные администраторы. По исторической традиции они помимо административных функций также выполняли функцию художественного руководства, в частности, определяли репертуар театра. Директор-музыкант выполнял также обязанности главного дирижёра (музыкального руководителя). С 1986 года должности директора-администратора и музыкального руководителя (он же главный дирижёр), как правило, в одном лице не совмещались.
Среди выдающихся музыкантов, возглавлявших Венскую оперу, были Густав Малер (1897-1907), Феликс Вайнгартнер (1908-1911 и 1935-1936), Франц Шальк (1919-1929, причём до 1924 г. совместно с Рихардом Штраусом), Клеменс Краус (1929-1934), Карл Бём (1943-1945 и 1954-1956), Герберт фон Караян (1956-1964), Лорин Маазель (1982-1984).
В 1986-91 гг. директором театра был К. Х. Дрезе, музыкальным руководителем - Клаудио Аббадо. В 1991-1992 гг. директором был известный певец Эберхард Вехтер. В 1992-2010 гг. директором был Иоан Холендер, музыкальным руководителем - Сэйдзи Одзава.
С 1 сентября 2010 года обязанности директора Венской оперы выполняет Доминик Мейер, балетмейстера - Мануэль Легри.

Музыкальное руководство в 2010-14 гг. осуществлял дирижёр Франц Вельзер-Мёст. С сентября 2014 года должность музыкального руководителя вакантна.

Информация

  • Основан : 1869
  • Город : Вена
  • Страна : Австрия
  • Адрес : Opernring 2
  • Архитектор : Зикардсбург, Август Зикард фон

Венская государственная Опера одна из ведущих опер в Европе, и её история вносит значительный вклад в завоевание Веной почетного титула музыкальной столицы. Оркестр создан на основе Венской филармонии. Наряду с государственным балетом Венская Опера имеет свою собственную балетную труппу.

Венская государственная опера имеет систему репертуара: более 50 постановок состоят в игровом плане. Поэтому Опера 10 месяцев в году может давать представления почти ежедневно

Как добраться до Венской оперы
Венская государственная опера находится в центре Вены по адресу: Opernring 2.
На метро U1, U2, U4 до станции Karlsplatz.

Как одеваться в Венскую оперу
Гости Венской оперы одеты очень по-разному — чёткого дресс-кода нет.
Местные жители стараются одеваться соответствующе – в красивые платья или костюмы.
Рекомендуем одеваться нарядно и элегантно, особенно если у Вас хорошие места в театре.

Экскурсии по зданию Венской государственной оперы
Экскурсии по зданию Венской государственной оперы (Wiener Staatsoper)
продолжительностью 45 минут проводятся со вторника по воскресенье (несколько раз в день) и включают осмотр входного фойе, парадной лестницы, чайного салона, мраморного зала, фойе Морица Швинда, зала Густава Малера и зрительного зала. Во время экскурсии гид рассказывает интересные факты о Венской опере, истории и архитектуре здания.
Экскурсии по Венской опере проводятся на немецком, английском, итальянском, французском, испанском и русском языках. Стоимость экскурсии составляет 6,00 € без посещения музея
Венской оперы.
Билеты покупаются непосредственно перед экскурсией.

Субтитры
Каждое место в Венской опере располагает небольшим экраном (закрепленным на кресле перед ним), на котором идут субтитры спектакля (оперы). Они транслируются на немецком и на английском языках.
Директор Венской государственной оперы сообщил, что в театре появятся субтитры на русском языке в сезоне 2014-15 года.

„Стоячие“ билеты
„Стоячие“ билеты можно купить на всех представлениях Венской оперы.
Их продают непосредственно в здании оперы за 80 минут до начала представления.
На представления, пользующиеся большим спросом, вам следует занять очередь намного раньше. Один человек может купить не более 2 билетов.

В Венской государственной опере, стоячие места расположены очень удачно, практически напротив сцены, на уровне бельетажа под «императорской» ложей, и видно с них лучше чем с дешевых сидячих, но нельзя занять пустые сидячие места.
Цена: партер — 4,50 евро, балконы — 3,50 евро

Recently went to Tosca! Great cast and production. Place was full. Truly iconic venue. This is a must see when you visit Vienna. Had great seats in Row 14. They were a bit pricey but worth it! Buy them early so you don’t miss out.

Австрийская опера и балет


Возникновение венской оперы относится к середине XVII в., когда при дворе австрийского императора состоялись первые оперные представления итальянской труппы.

Со второй половины XVII в. оперные спектакли, исполнявшиеся австрийской придворной труппой, шли на сценах различных театров (сначала в венском «Бургтеатре», с 1763 г. — в основном, в «Кернтнертортеатре»). Основу репертуара составляла итальянская опера.
С середины 18 века деятельность придворной оперной труппы связана с оперной реформой К. В. Глюка (с 1754 г. — придворный капельмейстер), с развитием национального оперного стиля, основанного на жанре зингшпиля. Ставятся оперы И. Умлауфа («Горнорабочие», 1778 г.), В. А. Моцарта («Похищение из сераля», 1782 г.), К. Диттерсдорфа («Доктор и аптекарь», 1786 г.)

С начала 19 века венская опера осуществляет постановки произведений немецких, австрийских, итальянских и французский композиторов: Л. Керубини («Медея»), Л. Бетховена («Фиделио»), Дж. Россини («Танкред», «Сорока-воровка», «Вильгельм Телль»), К. М. Вебера («Вольный стрелок»), Дж. Мейербера («Роберт-дьявол», «Гугеноты»), Г. Доницетти («Лючия ди Ламмермур», «Лукреция Борджа»), Дж. Верди («Набукко», «Риголетто», «Трубадур» и др.), Р. Вагнера («Лоэнгрин», «Тангейзер» и др.), Ш. Гуно («Фауст») и др. В эти годы здесь выступали многие крупнейшие европейские певцы, в т. ч. австрийские и немецкие: П. А. Мильдер-Хауптман, В. Шрёдер-Девриент, К. Унгер, Г. Зонтаг и др.

В 1869 г. Венская придворная опера получила новое здание, долгое время считавшееся одним из лучших театральных зданий мира (проект архитектора Э. ван дер Нюлля и А. Зиккард фон Зиккардсбурга). Театр открылся оперой «Дон Жуан» Моцарта.

В 1875-1897 г. г. музыкальный директор и главный дирижёр театра X. Рихтер — выдающийся интерпретатор вагнеровских опер. При нём были осуществлены постановки: тетралогия «Кольцо нибелунга» (1877-1879 г. г.), «Тристан и Изольда», моцартовский цикл, «Отелло», а также современные оперы П. Корнелиуса, Ж. Массне, Э. Хумпердинка и др. В конце XIX в. возрос интерес к балету, в числе других часто исполнялись балеты Й. Байера «Кукольная фея» и «Солнце и земля».

В конце XIX в. — начале XX в. благодаря реформаторской деятельности Г. Малера (главный дирижёр театра в 1897-1907 г. г.) Венская придворная опера стала одним из лучших европейских оперных театров. Малер стремился подчинить все компоненты оперного спектакля единому замыслу (в соответствии с авторской партитурой), тщательно готовил каждую постановку, предъявляя высокие требования оркестру, хору и певцам, добиваясь особой музыкально-драматической выразительности. Он привлёк к работе в театре дирижёров Б. Вальтера и Ф. Шалька, художника-декоратора A. Роллера.

В эти годы наряду с блестящими постановками произведений Моцарта, Бетховена, Вебера, Вагнера были впервые исполнены: «Богема»; «Фальстаф»; «Электра» Р. Штрауса и др., а также оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин», «Пиковая дама» и «Иоланта». На сцене театра выступали певцы П. Лукка, А. Матерна, Г. Винкельман, А. Бар-Мильденбург, Л. Леман, Л. Слезак и др.

В 1918 г., после образования Австрийской республики, театр получил современное название. Во главе театра становится Ф. Шальк (до 1929 г.).

В 1920-1930 г. г. наряду с произведениями Моцарта («Идоменей»), Верди («Дон Карлос», «Макбет»), Р. Штрауса («Женщина без тени», «Саломея», «Елена Египетская»), М. Равеля («Испанский час»), М. де Фальи («Короткая жизнь») в репертуаре театра значительное место занимают оперы современных композиторов (в т. ч. «Чудо Элианы» Корнгольда, «Джонни наигрывает» Кшенека, «Счастливая рука» Шёнберга, «Царь Эдип» Стравинского и др.).

В годы войны (1938-1945) Венская государственная опера пришла в упадок. Сразу после освобождения Австрии театр возобновил деятельность и вскоре вернул себе славу ведущего музыкально-театрального центра страны. Во время воостановления здания оперы после войны театр временно давал спектакли в помещениях «Театра ан дер Вин» и Народной оперы.

Сезон 1955-1956 года открылся в восстановленном здании (зрительный зал на 2209 мест). Были поставлены оперы: «Фиделио», «Дон Жуан», «Аида»; «Мейстерзингеры» Вагнера.

В 1956-1964 годах Венской государственной оперой руководил Г. Караян. Среди лучших спектаклей 1950-60 годов: «Так поступают все», «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Юлий Цезарь» Генделя, «Орфей» Глюка, «Золушка» Россини, «Бал-маскарад»; тетралогия «Кольцо нибелунга», «Тристан и Изольда» Вагнера, «Проданная невеста», «Князь Игорь»; «Ариадна на Наксосе» и «Саломея» Р.

Штрауса, «Лулу» Берга, триптих «Триумфы» и «Царь Эдип» Орфа, «Ревизор» Эгка, «Художник Матис» Хиндемита, «Диалоги кармелиток» Пуленка.

В 1930-60 годах в Венской государственной опере выступали лучшие певцы Австрии и других стран: А. и X. Конечны, М. Чеботари, Э. Шварцкопф, И. Зефрид, X. Гюден, Л. Делла Каса, С. Юринац, А. Дермота, Д. Фишер-Дискау, Ю. Патцак, Б. Нильсон, М. Дель Монако, П. Шёфлер, М. Лоренц и др., работали крупнейшие дирижёры — К. Краус, Р. Штраус, Б. Вальтер, О. Клемперер, B. Фуртвенглер, Й. Крипс, В. Де Сабата, К. Бём, Г. Караян, Д. Митропулос, Л. Бернстайн и др. В 1970-е г. в труппе театра певцы — В. Берри, О. Винер, Э. Кунц, К. Людвиг, В. Липп, Л. Ризанек, Р. Хольм и др.; постоянными дирижёрами театра являлись Й. Крипс и К. Бём.

Раз в год зрительный зал и сцена превращаются в огромную танцевальную залу, в которой проводится самый знаменитый бал Австрии — Опернбаль.

Венская Государственная опера, Австрия: описание, фото, где находится на карте, как добраться

Венская Государственная опера — один из наиболее почитаемых центров музыкальной культуры в мире.

Здание оперы расположено в самом сердце Вены, столицы Австрии и было построено в середине XVII века. Это одно из 1000 лучших мест мира по версии нашего сайта.

Свыше 60 музыкальных представлений готовит Венская опера за свой театральный сезон, что ставит ее на первое место по плотности опер и балетных произведений. Репертуар оперы чрезвычайно разнообразен и охватывает не только современные жанры, но и музыкальные стили различных эпох.

Здание оперы появилось не так давно, но сразу же стало одним из самых нарядных сооружений знаменитого Рингштрассе.

Театральный сезон длится 285 дней в году. Один из этих дней посвящен ежегодному Венскому балу, когда главная сцена волшебным образом превращается в бальный зал и сотни дебютантов выступают перед самим президентом страны.

Долгое время художественным руководителем театра был знаменитый Герберт фон Караян, а главным дирижером когда-то был Ганс Рихтер. На этой сцене ставились оперы Чайковского «Пиковая дама», «Евгений Онегин», опера Верди «Отелло» и многие оперы из моцартовского цикла.

И сегодня в этом театре лучшие мировые постановщики и режиссеры из года в год демонстрируют свое мастерство венской публике. Добраться до здания оперы можно на нескольких ветках метро, следующих до станции Karlsplatz.

Фото достопримечательности: Венская Государственная опера

Венская Государственная опера на карте:

Здесь можно послушать арию лучших оперных певцов, посмотреть балет и выступление хора под аккомпанемент симфонического оркестра.

Венский оперный театр признан музыкальным центром Европы. В этом городе творили такие выдающиеся музыканты, как Бетховен, Моцарт, Гайдн, Шуберт и многие другие.

«Дон Жуан» Моцарта был первым произведением, поставленным в Венской Опере.
Император Австрии Франц Иосиф настолько нелестно отозвался о внутреннем и внешнем убранстве здания, что довёл дизайнера до инфаркта, а архитектора - до самоубийства. Между тем, театр обладает непревзойдёнными акустическими свойствами.
Современные жители Вены относятся к зданию оперы гораздо более трепетно.

Многие считают театр одним из самых величественных зданий Австрии. Внутреннее убранство поражает простором и роскошью.

Фасад оперы украшают пять муз, покровительствующих венской опере: Любви, Героизма, Комедии, Фантазии и Драмы.
Вместимость театра - 1709 мест, плюс стоячие места и места для инвалидов.

На спинке каждого кресла располагаются небольшие экраны с переводом либретто в режиме настоящего времени.

Каждый год на площади перед театром проводятся более 120 спектаклей. Все они совершенно бесплатны для публики.
В театре проходят ознакомительные экскурсии продолжительностью менее часа, позволяющие заглянуть за кулисы.
Каждую зиму в театре традиционно проводятся балы.

Как добраться

Здание театра находится по адресу Опернринг (Opernring), 2. Ближайшая станция метро - Карплац (Karlsplatz).

До Венской оперы ходят трамваи №1 и №2. Автобусы №25, 26, 36, 38, а также L, 59А и 360.

Удобно добираться сюда на машине. Билет в оперу даёт право оставить автомобиль на подземной парковке торгового центра Ringstrassengalerien на 8 часов всего за 7 евро. Для этого талон с парковки нужно будет прокомпостировать в специальном автомате в вестибюле театра.

Билеты в венскую оперу

Билет можно купить онлайн или в кассе на Kertnerstrasse, 40.

Билеты начинают продавать за 30 дней до спектакля, и средняя цена колеблется в районе 140-200 евро. Стоимость ложи может превосходить 2000 евро.

Афиша венской оперы

Репертуар театра насчитывает более полусотни постановок. Сезон длится 10 месяцев, и представления даются ежедневно. В основном это классические произведения австрийских и зарубежных композиторов, но встречаются и современные постановки.

Визитной карточкой Венского оперного театра считаются оперы Моцарта, поскольку именно с произведения этого композитора начинается творческая история здания.

Расписание постановок можно найти на официальном сайте венской оперы.

В мире, история которого начинается в середине девятнадцатого столетия. Расположенная в центре Вены, изначально она называлась Венской придворной оперой и была переименована в 1920 году с возникновением Первой Австрийской Республики.

Здание, построенное в 1861-1869 годах в неоклассическом стиле по проекту архитекторов Эдуарда Нюлля и Августа Сикарда фон Сикардсбурга, было первым крупным строением на Ригенштрассе. Известные художники работали над декором интерьеров, среди них - Мориц фон Швинд, расписавший фрески в ложе по опере «Волшебная флейта» Вольфганга Амадея Моцарта, и фойе - по мотивам произведений других композиторов. Венская опера торжественно открылась 25 мая 1869 года творением «Дон Жуан» Моцарта. На представлении присутствовали император I и императрица Амалия Евгения Елизавета.

Здание оперы изначально не было высоко оценено общественностью. Во-первых, оно находилось напротив великолепного особняка Генрихсхоф (разрушен во время Второй Мировой войны) и не производило должного эффекта монументальности. Во-вторых, уровень кольцевой дороги перед зданием был поднят на один метр уже после начала его строительства, и оно смотрелось как «осевшая коробка».

Особого расцвета Венская опера достигла под руководством выдающегося композитора и дирижера Густава Малера. При нем выросло новое поколение всемирно известных вокалистов, таких, как Анна фон Мильденбург и Сельма Керз. Став в 1897 году директором театра, он изменил устаревшие декорации, привлек талант и опыт замечательных художников (среди них - Альфред Роллер), чтобы сформировать новую эстетику сцены, соответствующую модернистскому вкусу. Малер ввел практику затемнения освещения на сцене во время выступлений исполнителей. Все его реформы были сохранены преемниками.

В ходе американских бомбардировок в конце Второй Мировой войны, здание сильно пострадало. После долгих обсуждений было решено реставрировать его в оригинальном стиле, и отремонтированная Венская опера была вновь открыта в 1955 году творением «Фиделио» Людвига ван Бетховена.

Сегодня в театре осуществляются современные постановки, но они никогда не бывают экспериментальными. Он близко связан с который официально числится филармоническим оркестром Венской оперы. Это один из самых занятых оперных театров в мире. Ежегодно ставится 50-60 опер, показывается не менее 200 спектаклей. В основной репертуар Венской оперы включены некоторые произведения, мало известные широкой публике, как, например, «Кавалер розы» и «Саломея» Рихарда Штрауса.

Билеты на спектакли стоят дорого. Это объясняется многочисленностью лож. Следует учитывать, что наклона в партере практически нет, таким образом, можно заплатить от 160 евро за место где-нибудь в восьмом ряду, но мало увидеть из того, что происходит на сцене. Акустика превосходная, особенно на верхних уровнях здания. Существуют ещё стоячие места (более чем 500), расположенные непосредственно за партером, но они доступны только в день показа спектакля, тогда как билеты в ложи и партер поступают в продажу за тридцать дней перед каждым спектаклем, а заказать их проще всего через сайт, которым владеет Венская опера.

Дресс-код как таковой не соблюдается, поскольку более половины мест занято туристами, разнообразной публикой, хотя можно заметить, что в ложах люди одеты более элегантно.

Крупнейший австрийский оперный театр, центр музыкальной культуры Австрии. До 1918 года - Венская придворная опера. Здание, в котором в настоящее время располагается Венская государственная опера, было построено в 1869 году по проекту архитектора Августа Зиккарда фон Зиккардсбурга; его интерьер разработал Эдуард ван дер Нюлль. Долгое время считалось, что это здание - одно из лучших театральных зданий мира.

Театр был открыт постановкой «Дон-Жуана» Моцарта. В 1875-1897 годах музыкальным директором и главным дирижёром театра был Х. Рихтер, выдающийся интерпретатор вагнеровских опер. При нём были осуществлены постановки тетралогии Вагнера «Кольцо нибелунга», цикла моцартовских опер, «Отелло» Верди. В 1897 году во главе театра становится выдающийся композитор и дирижёр Густав Малер. В течение десяти лет его руководства Венской оперой этот театр стал одним из лучших в Европе. Малер привлёк к работе таких выдающихся мастеров, как Бруно Вальтер, Франц Шальк. Именно в этот период на сцене Венской государственной оперы впервые ставятся «Евгений Онегин», «Пиковая дама» и «Иоланта» П. И. Чайковского.

В 1945 году здание театра было разрушено во время бомбардировки Вены. Десять лет спектакли театра шли на других сценах. Лишь новый сезон 1955/56 годов начался в восстановленном здании. Художественным руководителем театра с этого сезона становится прославленный Герберт фон Караян.

Венская государственная опера, хотя и предлагает своим слушателям чрезвычайно разнообразный репертуар, по праву считается хранительницей лучших традиций венской классической школы, и в первую очередь Моцарта.

А. Майкапар

История оперы

Возникновение венской оперы относится к середине 17 века, когда при дворе австрийского императора состоялись первые оперные представления итальянской труппы. Со 2-й половины 17 века оперные спектакли, исполнявшиеся австрийской придворной труппой, шли на сценах различных театров (сначала в венском «Бургтеатре», с 1763 - в основном, в «Кернтнертортеатре»). Основу репертуара составляли итальянской оперы. Постановки отличались помпезностью.

С середины 18 века деятельность придворной оперной труппы связана с оперной реформой К. В. Глюка (с 1754 - придворный капельмейстер), с развитием национального оперного стиля, основанного на жанре зингшпиля. Ставятся оперы И. Умлауфа («Горнорабочие», 1778, и др.), В. А. Моцарта («Похищение из сераля», 1782), К. Диттерсдорфа («Доктор и аптекарь», 1786) и др.

С начала 19 века венская опера осуществляет постановки лучших произведений немецких, австрийских, итальянских и позже французский композиторов: Л. Керубини («Медея»), Л. Бетховена («Фиделио»), Дж. Россини («Танкред», «Сорока-воровка», «Вильгельм Телль» и др.), К. М. Вебера («Вольный стрелок»), Дж. Мейербера («Роберт-дьявол», «Гугеноты»), Г. Доницетти («Лючия ди Ламмермур», «Лукреция Борджа»), Дж. Верди («Набукко», «Риголетто», «Трубадур» и др.), Р. Вагнера («Лоэнгрин», «Тангейзер» и др.), Ш. Гуно («Фауст») и др. В эти годы здесь выступали многие крупнейшие европейские певцы, в т. ч. австрийские и немецкие: П. А. Мильдер-Хауптман, В. Шрёдер-Девриент, К. Унгер, Г. Зонтаг и др.

В 1869 Венская придворная опера получила новое здание, долгое время считавшееся одним из лучших театральных зданий мира (проект архитектора Э. ван дер Нюлля и А. Зиккард фон Зиккардсбурга). Театр открылся оперой «Дон Жуан» Моцарта. В 1875-97 музыкальный директор и главный дирижёр театра Xанс Рихтер - выдающийся интерпретатор вагнеровских опер. При нём были осуществлены постановки: тетралогия «Кольцо нибелунга» (1877-79), «Тристан и Изольда», моцартовский цикл, «Отелло», а также современные оперы П. Корнелиуса, Ж. Массне, Э. Хумпердинка и др. В конце 19 века возрос интерес к балету, в числе других часто исполнялись балеты Й. Байера «Кукольная фея» и «Солнце и земля».

В конце 19 - начале 20 веков благодаря реформаторской деятельности Г. Малера (главный дирижёр театра в 1897-1907) Венская придворная опера стала одним из лучших европейских оперных театров. Малер стремился подчинить все компоненты оперного спектакля единому замыслу (в соответствии с авторской партитурой), тщательно готовил каждую постановку, предъявляя высокие требования оркестру, хору и певцам, добиваясь особой музыкально-драматической выразительности. Он привлёк к работе в театре дирижёров Б. Вальтера и Ф. Шалька, художника-декоратора A. Роллера.

В эти годы наряду с блестящими постановками произведений Моцарта, Бетховена, Вебера, Вагнера были впервые исполнены: «Богема»; «Фальстаф»; «Электра» Р. Штрауса и др., а также оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин», «Пиковая дама» и «Иоланта». На сцене театра выступали певцы П. Лукка, А. Матерна, Г. Винкельман, А. Бар-Мильденбург, Л. Леман, Л. Слезак и др.

В 1918, после образования Австрийской республики, театр получил современное название. Во главе театра становится Ф. Шальк (до 1929). В 20-30-е годы наряду с произведениями Моцарта («Идоменей»), Верди («Дон Карлос», «Макбет»), Р. Штрауса («Женщина без тени», «Саломея», «Елена Египетская»), М. Равеля («Испанский час»), М. де Фальи («Короткая жизнь») в репертуаре театра значительное место занимают оперы современных композиторов (в т. ч. «Чудо Элианы» Корнгольда, «Джонни наигрывает» Кшенека, «Счастливая рука» Шёнберга, «Царь Эдип» Стравинского и др.).

В годы фашистской оккупации (1938-45) Венская государственная опера пришла в упадок. Сразу после освобождения Австрии (1945) театр возобновил деятельность и вскоре вернул себе славу ведущего музыкально-театрального центра страны. Здание театра в 1945 было разрушено бомбардировкой, театр временно давал спектакли в помещениях «Театра ан дер Вин » и Народной оперы.

Сезон 1955-56 открылся в восстановленном здании (зрительный зал на 2209 мест). Были поставлены оперы: «Фиделио», «Дон Жуан», «Аида»; «Мейстерзингеры» Вагнера и др.

В 1956-64 Венской государственной оперой руководил Г. Караян . Среди лучших спектаклей 50-60-х годов: «Так поступают все», «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Юлий Цезарь» Генделя, «Орфей» Глюка, «Золушка» Россини, «Бал-маскарад»; тетралогия «Кольцо нибелунга», «Тристан и Изольда» Вагнера, «Проданная невеста», «Князь Игорь»; «Ариадна на Наксосе» и «Саломея» Р. Штрауса, «Лулу» Берга, триптих «Триумфы» и «Царь Эдип» Орфа, «Ревизор» Эгка, «Художник Матис» Хиндемита, «Диалоги кармелиток» Пуленка и др.

В 1930-60-е годы в Венской государственной опере выступали лучшие певцы Австрии и других стран, в т. ч. А. и X. Конечны, М. Чеботари, Э. Шварцкопф, И. Зефрид, X. Гюден, Л. Делла Каса, С. Юринац, А. Дермота, Д. Фишер-Дискау, Ю. Патцак, Б. Нильсон, М. Дель Монако, П. Шёфлер, М. Лоренц и др., работали крупнейшие дирижёры - К. Краус, Р. Штраус, Б. Вальтер, О. Клемперер, B. Фуртвенглер, Й. Крипс, В. Де Сабата, К. Бём, Г. Караян, Д. Митропулос, Л. Бернстайн и др.

В 70-е годы в труппе театра певцы - В. Берри, О. Винер, Э. Кунц, К. Людвиг, В. Липп, Л. Ризанек, Р. Хольм и др.; постоянными дирижёрами театра являлись Й. Крипс и К. Бём. В 1971 Венская государственная опера гастролировала в СССР.

С. M. Грищенко

Венская Национальная Опера, я думаю, одно из самых красивых архитектурных сооружений в столице Австрии, с которого многие экскурсоводы начинают свои прогулки по городу. Впервые увидев ее воочию, признаться, я была поражена – ее величие не может передать ни одна фотография.

Более того, это одна из крупнейших опер во всем мире, и чтобы насладиться здесь очередным культурным шедевром, люди из разных стран проезжают и пролетают тысячи километров.

Как добраться до Венской оперы

Опера располагается в самом сердце Вены, вы можете найти её по адресу: Opernring, 2. Но впрочем, обо всем по порядку. О том, какими способами можно добраться до австрийской столицы, можно прочитать .

Чтобы попасть к опере, необходимо приехать на станцию метро Karlsplatz. Она находится на пересечении трёх веток подземки: U1, U2, U4. Кстати, это единственная такая станция в Вене, все остальные находятся на максимум двух одновременно. Прибыв на Karlsplatz, внимательно смотрите по сторонам: сверху должны быть указатели, объясняющие, куда нужно пойти, чтобы попасть на ту или иную улицу. Среди них должна быть отдельная табличка с надписью Opera и со стрелочками, по ним и ориентируйтесь. Если вдруг запутаетесь или не увидите указателей, не стесняйтесь спрашивать у людей вокруг. Как правило, жители Вены очень понимающе относятся к немного рассеянным туристам. Как только вы поднимитесь, практически прямо перед вами будет здание оперы во всей своей красе.

Если вы приезжаете в оперу на автомобиле, вы сможете оставить его на подземной парковке Kärntnerringgarage, которая находится по адресу: Mahlerstrasse 8 (она находится под торговым центром Ringstrassengalerien). Посетители оперы могут поставить машину на целых 8 часов всего за 7 EUR. Для этого вам нужно вытащить билет, въезжая на паркинг, а затем проштамповать его в одном из специальных автоматов в гардеробе внутри оперы.

История создания Венской оперы

На экскурсии нам рассказывали, что в 13 веке с целью защиты от различных нападений венские власти окружили город стеной. Через несколько столетий она потеряла свое оборонительное значение и начала создавать трудности для передвижения в городе, поскольку столица стала стремительно обрастать пригородами. Таким образом, в середине 19 столетия по приказу главы австро-венгерской империи Франца Иосифа на месте стены был разбит широкий бульвар, который впоследствии превратился в Рингштрассе – улицу, на которой и в наше время располагаются главные достопримечательности страны. Трудно себе представить, сколько людей со всей Европы мечтали попасть на нее. Сегодня по Рингу устраиваются отдельные экскурсии, организуются специальные велопрогулки.

Венская Опера стала первым крупным зданием, которое появилось на Рингштрассе. Ее строительство началось в 1861 году – спустя всего несколько лет после сноса городских стен – и закончилось в 1869 году. К созданию приложили свои силы австрийские архитекторы Эдуард ван дер Нюлль и Август Сикард фон Сикардсбург и многие известные художники того времени. Приуроченная к открытию оперы праздничная церемония, на которой присутствовали все первые лица государства, в том числе и императорская чета, Франц Иосиф I и Амалия Евгения Елизавета, состоялась 25 мая, а сразу после нее зрители наслаждались оперой Моцарта «Дон Жуан». Построенная в роскошном стиле неоклассицизм, она называлась придворной вплоть до распада Австро-Венгрии. После этого в 1920 году опера стала государственной.

Удивительно, но тогдашним жителям Вены новый архитектурный шедевр пришелся не по душе – придирчивая публика говорила, что опера недостаточно роскошна, как бы странно это ни звучало. Надо сказать, что и император не был доволен до конца доволен постройкой – он отмечал, что фасад был неприемлемо тяжелым. Возможно, такая позиция сформировалась еще и по той причине, что уже после строительства оперы, власти города решили поднять уровень Рингштрассе на один метр, и визуально казалось, что здание уходит в землю и будто бы тонет. Некоторые особо циничные и даже немного жестокие жители называли оперу архитектурным Кёниггрецем, сравнивая ее с крупным поражением при одноименном городе во время австро-прусской войны.


К счастью, Вене удалось избежать серьезных разрушений во время Первой Мировой Войны и единственным изменением в эти годы стало падение австро-венгерской империи и рождение Австрийской Республики в 1920 году, что повлекло за собой исчезновение такого понятия, как придворная опера.

В годы Второй Мировой Войны австрийской столице повезло гораздо меньше – крупные бомбардировки разрушили или повредили множество архитектурных сооружений в историческом центре. После окончания военных действий власти долго спорили, стоит ли возрождать оперу в ее первоначальном виде или стоит попытаться создать что-то новое. В итоге было принято решение восстанавливать былое великолепие оперы, и уже в 1955 году она во второй раз торжественно открыла свои двери посетителям постановкой «Фиделио», написанной знаменитым Людвигом ван Бетховеном.

Внешний вид оперы сегодня

Сегодня опера поражает туристов своим величием. Ее высота составляет 65 метров, а огромный зал, являясь крупнейшим в Австрии, способен вместить почти две тысячи зрителей. На официальном сайте я прочитала, что из них 1709 мест сидячие, 567 мест – стоячие и даже есть 4 места для людей в инвалидных колясках. На великолепном фасаде оперы вы можете увидеть необычные арки, красивые колонны, а также прекрасное творение скульптора Эрнста Хенела – пять великолепных фигур, изображающих муз, которые покровительствуют оперному искусству: Любовь, Героизм, Комедия, Фантазия и Драма. Особенно красиво, как мне кажется, здание оперы смотрится вечером с подсветкой.


Внутреннее убранство также выполнено изысканно и со вкусом: высоченные потолки, несчитанное количество скульптур, бюсты знаменитых композиторов, чьи бессмертные произведения на протяжении нескольких веков звучат здесь. Внутри вы сможете полюбоваться знаменитой лестницей, великолепие которой поражает каждого. По обеим сторонам установлены скульптуры, созданные Йозефом Гассерианом. Обязательно загляните в чайную, которая была создана по особому заказу самого императора – здесь он предпочитал проводить время в антрактах и делиться впечатлениями от только что увиденных и услышанных представлений.


Сегодняшние жители Вены, в отличие от своих предшественников 19-го века, к опере относятся достаточно трепетно. Многие из них говорят, что если вы не побывали в ней хотя бы на ознакомительной прогулке, то вы не прочувствовали атмосферу города по-настоящему. Такие экскурсии устраиваются ежедневно и длятся около 40 минут. За это время вы узнаете много интересных фактов об истории оперы, ее архитектуре и сможете даже заглянуть за кулисы и узнать, что остается «за кадром» во время представлений и что не видят обычные зрители. На мой взгляд, это отличный способ для тех, кто не выносит оперу как искусство (а таких людей очень и очень много) приобщиться к прекрасному и выполнить туристическую программу-максимум в Вене. Цены на экскурсии варьируются от 3.50 EUR (для студентов и детей) до 7.50 EUR (для взрослых).

Программа Оперы и билеты

Репертуар театра крайне разнообразен: разумеется, его основную часть составляют классические оперы, поскольку здесь чтят и уважают традиции Венской музыкальной школы. Визитной карточкой являются оперы Моцарта, что достаточно символично, ведь именно с него и началась вся история театра. Многие ошибочно считают, что на этом все заканчивается – но на самом деле здесь можно посмотреть и знаменитые постановки балета (как, например, «Лебединое озеро», ставшее громкой премьерой еще в прошлом веке, о которой говорили на протяжении еще нескольких лет), и современные, достаточно новые представления, и мало известные широкой публике, но от этого не менее замечательные выступления.

Сезон длится около 10 месяцев, и за это время театр успевает поставить более 50 различных уникальных постановок, а в общем количество отыгранных спектаклей переваливает за цифру 200. Благодаря столь широкому репертуару опера устраивает представления каждый день. Подробную программу на весь сезон вперед, а также имена дирижеров и исполнителей вы можете узнать .


Существует мнение, что сходить дешево в венскую оперу – невыполнимая задача, поэтому скажу сразу: самая минимальная стоимость билетов начинается всего от 2,5 EUR. За такую цену вы можете попасть в зону стоячих мест, продажи в которую стартуют за час до начала представления прямо в кассе театра со стороны улицы Operngasse. Надо сказать, что если в этот день на сцене идет какой-либо популярный спектакль, бои за дешевые билеты разворачиваются нешуточные, поэтому настоятельно советую занимать очередь за несколько часов.

В среднем, однако, билеты в сидячую зону стоят около 150–200 EUR и поступают в продажу за месяц до каждого спектакля, однако есть и такие места, за которые придется выложить несколько тысяч EUR. Обязательно принимайте во внимание тот факт, что в партере практически отсутствует наклон, и даже если вы возьмете билеты всего на 6–7 ряд, рискуете пропустить большую часть происходящего на сцене и наслаждаться только музыкой и пением. Впрочем, если вы попадаете на оперу, это не так страшно, поскольку в ней главную роль играет именно слуховое восприятие. Необходимо отметить, что акустика в зале просто превосходная.

В том случае, если у вас нет конкретной цели посетить тот или иной спектакль, и вы просто хотите поставить галочку в своем туристическом плане напротив графы «побывать в Венской опере», то можно сходить на представление, которое идет в дневные часы. Билеты стоят в разы дешевле, но, к сожалению, это не те постановки, о которых спорят критики и пишут в газетах. Эти представления скромнее и менее популярные.

Если вы не желаете стоять на протяжении всего представления или пропускать главные представления сезона, в теплое время года можно полюбоваться спектаклем на открытом воздухе. Каждый вечер с апреля по июнь, а также в сентябре и в новогодние даты (с 27 декабря по 1 января) работники оперы выносят на площадь Герберта фон Караяна 180 стульев перед огромным экраном, на котором и отображается происходящее в это время на сцене театра. Минут за 30 до начала на нем же появляются имена исполнителей и информация о спектакле, которое идет в этот день. На мой взгляд, это лучший вариант, как можно культурно провести теплый вечер, притом абсолютно бесплатно.


Для тех, кто хочет приобщать своих детей к высокому искусству с самых малых лет, существуют различные экскурсии для школьников и специализированные представления для зрителей младшего возраста. От обычных они отличаются лишь адаптацией и временем: длятся всего около часа, чтобы малыши не уставали.

Многие переживают из-за дресс-кода, однако на самом деле большая часть мест забиты туристами в джинсах и футболках, и лишь в самых дорогих ложах можно увидеть элегантно одетых женщин с высоко убранными волосами и мужчин в пиджаках и галстуках. На мой взгляд, это очень здорово – сразу же ощущается атмосфера тех времен роскоши и торжеств, когда действительно требовалось соблюдать определенные правила одежды, чтобы попасть на подобное мероприятие.

Венские балы

Любой человек, который слышал хотя бы что-то о Вене, наверняка знает о такой замечательной австрийской традиции, как балы. Вопреки распространенным слухам, гостем может стать каждый, просто за это нужно выложить достаточно крупную сумму. Каждый год в городе власти устраивают почти 500 подобных мероприятий, большинство из которых проходят в январе и феврале. Главный бал для школьников и студентов происходит в Ратуше, в Хофбурге организовываются праздники для представителей определённых профессий: врачи, юристы, даже работники кофеен имеют особый день в год, когда они могут кружиться под звуки венского вальса вместе со своими коллегами и и друзьями. Все эти торжества проводятся с 1877 года и являются отсылкой к золотому периоду истории Австро-Венгерской империи, эпохе роскоши и великолепных балов, слава о которых распространялась по всему миру.

Особое внимание уделяется ежегодному балу, который проходит в здании оперы, ведь это единственный день в году, когда любой человек может почувствовать себя звездой музыкального представления, не говоря о возможности заглянуть за кулисы и просто посмотреть на интерьер одной из главных достопримечательностей Австрии. Многие люди называют Оперный бал самым зрелищным и прекрасным, и это неудивительно: зал, где происходит торжество, украшают масштабными композициями из десятков тысяч роз специального сорта. Его транслируют по федеральному каналу Австрии в прямом эфире, а на следующий день показывают в записи в десятках стран мира. Согласно историческим традициям, в начале бала президент страны произносит речь, после чего более ста пар дебютантов одновременно кружатся в танце под особую музыку, скомпонованную из знаменитых произведений Моцарта.


Интересно, что на оперном балу гостей обслуживают десятки специально обученных людей: от швейцаров и официантов до обувных мастеров и портных, которые спешат на помощь, если вдруг что-то случилось что-либо с платьем или туфлями. Некоторые говорят, что это единственный оставшийся в мире театр, где по сей день живы настоящие традиции балов того времени, во многом благодаря очень строгому дресс-коду: дамы обязаны приходить в вечерних платьях, надевать дорогие украшения из бриллиантов (многие берут их напрокат) и танцевать весь вечер на высоких каблуках. Также очень приветствуются меховые накидки и перчатки на руках. Мужчины должны надевать черные фраки, шелковые белые галстуки и запонки из драгоценных металлов.

Билеты на такое мероприятие стоят очень дорого – за просто вход попросят 390 EUR, за возможность сидеть за столом или в ложе придется доплатить. Например, стол на четырех человек стоит 1200 EUR, а цены на ложи можно узнать только по запросу. В случае, если очень хочется полюбоваться девушками в ослепительных платьях в пол и молодыми людьми в строгих фраках и их танцами, а финансовое положение не позволяет, можно посетить Генеральную репетицию Оперного бала, где вы хотя бы частично окунетесь в атмосферу этого волшебного и грандиозного праздника. Стоит такое удовольствие в разы дешевле: всего от 20 до 60 EUR.

Что посмотреть рядом

Поскольку, как я уже говорила, опера располагается в самом сердце Вены, большая часть достопримечательностей находятся в пешей доступности от нее. В этом небольшом списке я расскажу о том, чем можно заняться в районе оперы днем, перед тем как отправиться просвещаться ближе к вечеру:

Karlskirche

Всего в пяти минутах пешком есть небольшой парк, который называется Resselpark, а в нем находится, с моей точки зрения, самая красивая церковь Вены – Церковь Святого Карла. Конечно, она не сравнится по масштабом с Собором Святого Стефана, но ее изысканные очертания приведут в восторг любого любителя архитектуры. В ней есть элементы как итальянского барокко, так и черты, присущие древнегреческой и византийской архитектуре, например, на входе стоят скульптуры архангелов. Летом многие приходят в парк и садятся возле фонтана перед церковью и читают, разговаривают друг с другом, просто смотрят вокруг и наслаждаются прекрасным видом.


Naschmarkt

Знаменитый блошиный рынок предлагает своим посетителям помимо палаток с винтажными вещичками более 100 точек с кухней почти всех стран мира, от итальянской до индийский. Сегодня это место популярно, скорее, именно как гастрономическая точка, нежели как торговая. Несмотря на то, что Нашмаркт упорно ставят в топ-10 достопримечательностей Вены практически все популярные путеводители, я не совсем поняла его прелести: очень много людей, шумно и достаточно дорогие вещи. Впрочем, возможно, я плохо искала, поэтому отговаривать вас от его посещения я не буду, провести минут 20 там все равно стоит, только если вы не приехали в город на один день.


Albertina

Пожалуй, самая популярная картинная галерея Вены, без посещения которой не обходится ни один мой приезд в город. Она располагает крупнейшей в мире коллекцией картин печатной графики, а также в ней находятся сотни произведений почти всех направлений мирового искусства за последние 100 лет: от французского импрессионизма до русского авангарда.

В Альбертина всегда одновременно представлены несколько экспозиций, поэтому на посещение закладывайте 2–3 часа, чтобы успеть насладиться всем, что есть в галерее. Простым людям, не имеющим отношения к искусству, трудно разобраться во всех его тонкостях, поэтому очень советую взять аудиогид. Эта услуга стоит всего 4 EUR, и за эти деньги карманный экскурсовод расскажет вам на русском языке об истории каждой картины. Вход для молодежи до 19 лет бесплатен, а для взрослых билеты стоят 12.9 EUR.

Museumsquartier

Это место – главный культурный центр Вены 21 века, где на относительно небольшой территории располагаются сразу несколько музеев. Самый знаменитый из них – MUMOK – музей современного искусства, настоящая находка для любителей стиля «contemporary». Экспозиции меняются достаточно часто и нередко обсуждаются с не самой позитивной точки зрения, как, впрочем, и большинство мировых выставок, посвященные этой тематике. Многие люди не понимают это направление искусства (признаться, я в их числе), но чтобы сформировать свое собственное мнение, необходимо увидеть это своими глазами, поэтому сходить сюда я все же рекомендую. Билеты стоят 11 EUR для взрослых и бесплатны для людей, не достигших 19 лет.


Напоследок

Как я уже написала выше, без оперы – не . Именно в ней ощущается настоящая атмосфера удивительной столицы Австрии и ее богатая история. Должна признаться: я не фанат этого вида искусства, поэтому на представление решила не идти, вместо этого я отправилась на экскурсию – о ней я уже тоже упомянула и очень всем ее рекомендую. При этом, должна отметить, я не слышала ни одного негативного отзыва от тех людей, кто пошел в театр по, так сказать, назначению, напротив, все были в восторге. Если же получилось так, что вы никогда не слушали оперу, я уверена, – подходящее, а точнее, лучшее место, чтобы исправить это!