Русская псевдоготика и европейская неоготика: архитектурные кузены. Готический стиль в архитектуре Средневековья

Неоготика – архитектурный стиль, появившийся в Англии в 18 веке. Связан с интересом широкой общественности к рыцарской культуре, которая господствовала в Западной Европе с 12 по 16 века.

Отправной точкой для возникновения неоготики стало строительство в поместье Строберри Хилл, недалеко от Лондона, здания, стилизованного под готический замок. Владельцем дома и идейным вдохновителем этого проекта стал писатель-историк Хорас Уоппол, увлеченный средневековой архитектурой. В Британии, где сохранилось множество прекрасных образцов готического стиля, такие здания считались неотъемлемой частью национальной истории и культуры. В связи с этим строительство дома, спроектированного в духе древних соборов и замков, привлекло всеобщее внимание, стало ярким событием культурной жизни того времени и послужило толчком для развития неоготической архитектуры не только в Англии, но и в странах Европы.

Несмотря на то, что принципы строительства в 18-19 веках были уже иными, и отдельные элементы зданий, выполненных в неоготическом стиле, на самом деле были чужеродными для средневековой готики, современники воспринимали отход от точного следования стилю как необходимость, а не как досадную ошибку архитекторов. Речь шла не о буквальном воспроизведении готической архитектуры, но о копировании шаблонов и форм, с использованием более современных знаний и технологий.

В неоготике смешивались разные стили и направления, относящиеся к разным эпохам и странам, а также перемешивались приемы строительства соборов и замков (что было недопустимо в средневековье). К примеру, в годы становления стиля при строительстве жилого дома его двери могли быть выполнены как порталы соборов, а спальни своей настенной росписью могли напоминать гробницы.

Со временем эклектичность была творчески переработана, и архитекторы выработали универсальные требования к новому стилю. Основная особенность неоготической архитектуры – использование в качестве конструктивного элемента каркасного свода. Были также адаптированы и другие элементы средневековой архитектуры: зубчатые стены, витражи, лепнина, стрельчатые арки, высокие вытянутые фронтоны, башенки, внутренние колонны, узкие окна, геральдические мотивы.

Расцвет неоготики относится к 19 веку. Архитекторы стремились к созданию необычных, романтических зданий, угождая вкусу публики того времени, вдохновленной средневековой эстетикой. Активно шло строительство как жилых зданий, так и общественных – возводились соборы, правительственные здания, университеты, школы, ратуши, вокзалы. Возвращение к готическому стилю воспринималось как возврат к истокам. Кроме того, неоготика знаменовала отход от ранее популярных стилей, которые черпали вдохновение в классических формах древней Греции и Рима.

Торжеством неоготики стало строительство в Лондоне Вестминстерского дворца. Это произошло после того, как Британский парламент сгорел в пожаре 1834 года. Специальная королевская комиссия решила, что дворец требуется отстроить заново, на том же самом месте, при этом новая постройка должна органично вписаться в городской ландшафт исторического центра английской столицы. Комиссия объявила конкурс, на который было подано почти 100 проектов. Лучшим было признано предложение Чарльза Бэрри, который предлагал возвести здание в духе лучших достижений английской готики. После долгих лет строительства вдоль Темзы вытянулся массивный, величественный дворец. Его фасад украшают и уравновешивают две башни, расположенные в его северной и южной частях. Дворец, несмотря на свою величину, не подавляет своими размерами, но производит впечатление классической строгости. Все дело – в верно найденных пропорциях.

В середине 19 века кабинет министров Великобритании официально принял неоготику в качестве национального архитектурного стиля. В дальнейшем неоготические идеи творчески восприняли архитекторы Франции, Германии, Австрии, России, а также английских и французских колоний – в связи с этим прекрасные образцы неоготического стиля можно обнаружить и в Новом свете.

Неоготика была признана идеальным стилем для сельской местности: ее сложные и неправильные формы прекрасно вписывались в природный ландшафт. Также новый стиль был популярен для строительства церквей, где активно использовались такие элементы, как ажурные высокие окна, башенки, витражи, стрельчатые арки, шпили.

Наиболее яркий пример неоготической архитектуры в Германии - Кёльнский собор, одно из самых высоких и массивных зданий 19 века. Также немецкие архитекторы спроектировали такие шедевры мировой архитектуры, как замок в Швангау и невероятный по своей красоте замок Нойшванштайн, построенный на месте разрушенной рыцарской сторожевой башни.

В Кардиффе (Англия) были восстановлены замок Кардифф (в центре города) и замок Кох, или Красный замок, который находится в пригороде. В 20 и 21 веке замок Кох несколько раз становился местом действия исторических и сказочных кинофильмов.

Один из шедевров неоготической архитектуры – здание парламента в Венгрии (Будапешт). Это одно из самых красивых правительственных зданий мира. Изящные башенки парламента, расположенного на берегу Дуная, эффектно отражаются в воде, а острые шпили - непременный атрибут неоготического стиля – делают силуэт легким, устремлённым в небо. Во время строительства венгерского парламента было использовано 40 миллионов кирпичей, 500 тысяч драгоценных камней и 40 килограммов золота.

Начиная во второй половины 18 века неоготика становится популярной и в России. Изначально на западе страны началось строительство католических церквей в неоготическом стиле, затем мода на «рыцарскую» архитектуру расширилась: архитекторы стали возводить частные и доходные городские особняки, а также господские дома в богатых имениях с использованием готических форм. Доходные дома в Москве и особенно Петербурге отличались роскошными парадными подъездами, стрельчатыми окнами, богато декорированными фронтонами, шпилями и башенками.

Интересный пример российской неоготики середины 19 века - комплекс зданий, возведенных в Петергофе. В их числе - капелла в парке «Александрия», украшенная множеством декоративных элементов из чугуна, Фермерский дворец, дворец «Коттедж», а также вокзал, почта и императорские конюшни.

Начал изживать себя. В это время возникли первые предпосылки к необычному новому искусству. Название "готика", "готическая архитектура" происходит от слова "готы" - варварские племена, имеющие германские корни.

Люди эпохи Возрождения с изысканными манерами были возмущены тем, что искусство принимает облик, далекий от античных канонов. Они называли новый стиль готическим, то есть варварским. Под такое определение попало практически все искусство времен Средневековья.

Данное направление некоторое время существовало вместе со старым веянием, поэтому достаточно сложно отделить их разными хронологическими границами. Зато можно выделить черты готического стиля в архитектуре, которые не были похожи на романские.

Когда в двенадцатом веке романское искусство находилось на самом пике своего развития, начало зарождаться новое течение. Даже формы, линии и тематика произведений существенно отличалась от всего, что было ранее.

Готический стиль в архитектуре разделяют на несколько этапов:

    ранняя готика;

    высокий, или зрелый, вид оказался на пределе своих возможностей в 13 веке;

    пламенеющий, или поздний, достиг расцвета в 14-15 веках.

Основное месторасположение стиля

Готика была популярной там, где христианская церковь доминировала над светской жизнью. Благодаря новому виду архитектуры появлялись храмы, костелы, монастыри, церкви.

Зародилась она в небольшой французской провинции под названием Иль де Франс. Одновременно ее открыли для себя архитекторы Швейцарии и Бельгии. А вот в Германии, откуда и получило свое название это искусство, оно появилось позже остальных. Там процветали другие архитектурные стили. Готический стиль стал гордостью Германии.

Первая проба

С началом двенадцатого века появляются и основные свойственные данному направлению черты в архитектуре различных соборов. Так, если посмотреть на аббатство Сен-Дени недалеко от Парижа, можно увидеть необычную арку. Именно это построение олицетворяет собой весь готический стиль в архитектуре западной Европы. Руководил стройкой некий аббат Сугерий.

Церковник приказал убрать при постройке несколько внутренних стен. Аббатство тут же стало казаться более объемным, торжественным и масштабным.

Наследие

Хоть готический стиль в архитектуре и концентрируется в основном на индивидуальных переживаниях человека, он также взял многое и от своего предшественника. Романская архитектура передала свои лавры данному стилю и отошла на второй план.

Главным объектом готики стал собор как симбиоз живописи, архитектуры, и скульптуры. Если раньше архитекторы предпочитали создавать церкви с круглыми окнами, толстыми стенами во множество опор и небольшими внутренними помещениями, то с приходом данного стиля все изменилось. Новое течение несло в себе пространство и свет. Зачастую окна были украшенные витражами с христианскими сюжетами. Появились высокие колонны, башни, продолговатые арки и фасады с резьбой.

Горизонтальный романский стиль оставил место для вертикальных полос готики.

Собор

Собор стал центральным местом любого города. Его посещали прихожане, в нем обучались, здесь жили нищие, и даже разыгрывались театральные постановки. В источниках нередко упоминается, что и правительство заседало в церковных помещениях.

Изначально готический стиль для собора имел для себя цель существенно расширить пространство, сделать его более светлым. После того как во Франции такой монастырь был создан, мода начала быстро расходиться по Европе.

Насильно навязанные в крестовых походах ценности новой религии распространили готический стиль в архитектуре и в Сирии, и на Родосе, и на Кипре. А монархи, посаженные на престол Папой, увидели в острых формах божественное проведение и начали активно использовать их в Испании, Англии, и Германии.

Характеристика готического стиля в архитектуре

От других стилей готическую архитектуру отличает наличие устойчивого каркаса. Главной частью такого остова становятся арки в форме стрел, своды, идущие вверх в форме дуг и крестов.

Здание готического стиля, как правило, состоит из:

    травея - вытянутых ячеек прямоугольной конструкции:

    четырех арок:

    4-х столбов;

    остова свода, что формируется из упомянутых выше арок и столбов и имеет крестообразную форму;

    аркбутанов - арок, которые служат для опоры здания;

    контрфорсов - устойчивых столбов снаружи помещения, часто украшенных резьбой или шипами;

    окон в арочном стиле, с мозаикой, как отчетливо показывает готический стиль в архитектуре Франции и Германии.

В то время как в романском классическом искусстве церковь отделена от окружающего мира, готика стремится к взаимодействию между природой снаружи и жизнью собора внутри.

Светская архитектура по-новому

Учитывая то, что в Темные времена церковь и религия в общем были нераздельны с повседневной жизнью людей того времени, мода на готический стиль в архитектуре средневековья распространилась повсюду.

Вслед за соборами начали строиться ратуши с теми же характерными чертами, а также жилые дома, замки, особняки за городом.

Французские готические шедевры

Основателем этого стиля стал монах из аббатства Сен-Дени, который решил создать абсолютно новое здание. Его прозвали крестным отцом готики, а церковь стали показывать в качестве примера остальным архитекторам.

В четырнадцатом веке в столице Франции возник еще один яркий образец готической архитектуры, ставший известным во всем мире - Собор Парижской Богоматери, католический оплот веры в центре города, который сохранил в себе все особенности готического стиля в архитектуре и до наших дней.

Святыню построили там, где раньше римляне чествовали бога Юпитера. С давних времен место было важным религиозным центром.

В новую церковь закладывали первый камень Папа Александр Третий, а также Людовик Седьмой. Проектировал собор известный архитектор Морис де Сюлли.

Тем не менее основатель Нотр-Дама так и не увидел своего детища. Ведь собор был построен только после ста лет непрерывной работы.

Согласно официальной задумке, храм должен был поместить десять тысяч горожан, которые проживали в то время в Париже. И стать прибежищем и спасением в момент опасности.

После стольких лет строительства город вырос в несколько раз. Когда его доделали, собор стал центром всего Парижа. У входа тут же образовались базары, ярмарки, начали выступать уличные артисты. Цвет парижской знати собирался у него и обсуждал новые веяния моды.

Здесь укрывались во время революций и войн.

Обустройства собора Нотр-Дам

Каркас собора соединен множеством тонких столбов с помощью арки. Внутри стены протягиваются высоко и смыкаются незаметно для невооруженного взгляда. Продолговатые окна покрыты цветным витражным стеклом. В зале царит полумрак. Лучи, которые все же проходят через стекла, освещают сотни скульптур из серебра, воска, мрамора. В них замерли обычные люди, короли, служители церкви в разнообразных позах.

Вместо стен церкви как будто бы просто поместили каркас из десятков столбов. Между ними размещаются цветные картины.

В соборе пять нефов. Третий из них гораздо больше, чем другие. Его высота достигает тридцати пяти метров.

Если измерять в современных мерках, то в таком соборе можно без проблем поместить двенадцатиэтажный жилой дом.

Два последних нефа пересекаются и зрительно образуют между собой крест. Он символизирует жизнь и страдания Иисуса Христа.

На постройку собора шли деньги из общественной казны. Парижане копили их, жертвовали после каждой воскресной службы.

Собор сильно пострадал в новое время. Так, первоначальные витражи можно увидеть только на западном и южном фасаде. Скульптуры видны в хоре, на фасадах здания.

Германия

Готический стиль в архитектуре был назван в честь племен, проживающих на немецкой территории. Именно в этой стране он пережил свой расцвет. Главными достопримечательностями готической архитектуры в Германии можно назвать:

1. Кельнский собор. Этот храм начал строиться еще в тринадцатом веке. Тем не менее закончили работу над ним лишь в девятнадцатом столетии, в тысяча восемьсот восьмидесятом году. Его стиль напоминает Амьенский собор.

У башен острые окончания. Средний неф высокий, в то время как остальные четыре приблизительно одних пропорций. Декор для собора очень легкий и изящный.

В то же время заметны скованные сухие пропорции.

Западное отделение церкви закончили строить в девятнадцатом веке.

2. Собор в Вормсе, построенный в тринадцатом веке по приказу местного управителя.

3. Нотр-Дам в Ульме.

4. Собор в Наумбурге.

Итальянская готика

Италия долгое время предпочитала сохранять приверженность к античным традициям, к романскому стилю, а потом и к барокко и рококо.

Но и эту страну не могло не вдохновить новое на то время средневековое веяние. Ведь именно в Италии находилась резиденция Папы.

Самым ярким образцом готической архитектуры можно считать Палац Дожей в Венеции. Смешавшись с культурными традициями этого города, он приобрел свои уникальные характеристики, сохранив признаки готического стиля в архитектуре.

В Венеции строители пропустили в своих чертежах тот конструктивизм, который царил в этом направлении. Они сосредоточились на декорировании.

Фасад Дворца уникален своими составляющими. Так, на нижнем этаже выстроены колонны из белого мрамора. Они образуют между собой арки стрельчатого вида.

Само здание словно оседает сверху над колоннами и придавливает их к земле. А второй этаж сформирован с помощью большой лоджии по всему периметру здания, на котором так же расставлены опоры, более элегантные и вытянутые, с необычной резьбой. Этот рисунок протягивается и к третьему этажу, стены которого, кажется, лишены тех окон, которые характерны готической архитектуре. Вместо многочисленных рам на фасаде появился орнамент в геометрических фигурах.

В этом готически-итальянском стиле соединились роскошь культуры Византии и европейская строгость. Набожность и любовь к жизни.

Другие итальянские примеры готического стиля в архитектуре:

    Дворец в Милане, который начал строиться еще в четырнадцатом веке, а был достроен в девятнадцатом;

    Палаццо d’Oro (или палаццо Санта-София) в Венеции.

После падения Западной Римской империи в Европе начались так называемые темные века, в течении которых многочисленные варварские племена вершили свою вакханалию на остатках римского культурного наследия. На фоне бесконечных войн произошло частичное возрождение римской архитектурной традиции, вылившееся в романский архитектурный стиль, сформировавшийся примерно в X веке и преобразившийся через три сотни лет в готику.

Готический стиль в архитектуре сформировался в XII-XIII веках, вместе с наступлением эпохи высокого средневековья. В его основе лежало то самое романское наследие и растущее могущество Святого престола, которое необходимо было подчеркнуть соответствующими масштабами церковных сооружений.

Стоит заметить, что церковь настолько владела умами людей в те времена, что агенты ее без особого труда подняли огромные людские массы на авантюру, названную позже Первым крестовым походом, в результате которого был захвачен Иерусалим и основаны христианские государства в Малой Азии. Это, в свою очередь, способствовало развитию паломничества, а уже паломники приносили немалый доход самой Церкви, представители которой обогащались также на продаже индульгенций, демонстрации поддельных реликвий и просто пожертвованиях. Но, несмотря на столь сомнительные методы, ограничил которые Литеранский собор 1215 года, сначала во Франции, а после и в других европейских странах, возводятся прекрасные соборы, знаменуя своим появлением новый рассвет европейской культуры и готики, как архитектурного направления.

Буржский собор


Первопроходцами в готической архитектуре стали члены ордена бенедиктинцев. Именно под сводами бургундского аббатства Клюни ими был разработан собственный тип базилики, впервые воплощенный в пятинефной базилике Клюни, выстроенной в 1088 году. Базилика отличалась наличием двух трансепт и расширенной за счет венца капелл алтарной части.

Использование венца капелл было обусловлено бурно развивавшимся в то время культом мощей, о чем упоминалось немного ранее. В 1220 году базилика была расширена — с запада достроили трехнефтное помещение, благодаря чему базилика стала одним из крупнейших католических храмов того времени. Третья базилика Клюни, возведенная на основе двух первых, стала прообразом подавляющего большинства масштабных французских соборов в стиле готики. Но увы — до наших дней дошли лишь ее чертежи, а само здание снесли в 1807 году.

Третья базилика Клюни (реконструкция)


Для развития готики в архитектуре приложил немало усилий аббат Сугерий, под чьим руководством в первой половине XII века была перестроена базилика аббатства Сен-Дени. Именно это событие принято считать отправной точной истории европейской готики.

По замыслу Сугерия, свет, заливающий храм, выступает символом безбрежного божественного света, исходящего от самого Творца. Более светлому помещению готических храмов, по сравнению с романскими, способствовал революционный отказ от колонн в пользу готического каркаса. Кроме того, что внутренне пространство храма было отныне единым, данная технология позволила существенно экономить строительные ресурсы и возводить более высокие сооружения. Еще одной отличительной чертой готики можно назвать строгую симметрию, благодаря которой интерьер готических соборов выглядит очень гармонично.

Среди наиболее знаменитых представителей готического архитектурного стиля во Франции можно назвать собор Парижской Богоматери, а также Шартрский, Реймский, Ланский, Буржский и Амьенский соборы.

Готика в архитектуре Англии стала проявляться в конце XII века. Стоит заметить, что если во Франции происходило активное развитие городов, английские города развивались достаточно медленно и готические храмы были преимущественно монастырского типа. Чистейшим образцом раннего периода английской готики принято считать собор в Солсбери, а основным готическим собором Англии считается Кентерберийский.

Более всего общих черт с французской готикой несет в себе здание лондонского собора Вестминстерского аббатства — именно тут короновали и хоронили норманнских правителей Англии, начиная с Вильгельма Завоевателя. Среди прочих значимых английских образцов готической архитектуры можно вспомнить соборы в Дареме, Йорке, Винчестере, Иле и Линкольне.

Кентерберийский собор


В Германию готика пришла из Франции, но, с течением времени, приобрела собственные уникальные черты. Часть сооружений, строительство которых было начато существенно раньше, были достроены с применением характерных готических элементов декора и конструкции, став основой своеобразного романско-готического стиля, к которому относятся Михаэльскирхе, часовня Санкт-Бартоломеус, собор Санкт-Килиан и другие.

Одним из первых строений, с исключительно готическими чертами, специалисты называют церковь Богоматери в Трире, форма которой представляет собой равноконечный крест, вытянутый только в алтарной части. Новинкой, не встречающейся во Франции, было расположение в каждом углу креста двух часовен. Германская готика имеет и другие отличия от французской: более геометрически строгие формы, вход с бокового фасада, одна или четыре башенки (во Франции традиционно две), более строгий внешний декор зданий и т. д. Единственным исключением является собор в Кельне, созданный в характерном для французской готики стиле.

В северной части Европы, в силу дефицита песчаника и мрамора, традиционно использовавшихся для строительства готических соборов, возникла т. н. кирпичная готика. Строители использовали фигурный кирпич, который позволял создавать готические узоры не хуже, чем из обтесанного камня.

Готика активно развивалась в Испании, Нидерландах, Чехии, Италии — этот стиль везде претерпевал определенные изменения, сохраняя общие черты. Развитие готики прервала «черная смерть», выкосившая в XIV веке почти треть населения Европы. Впоследствии готика получила некое возрождение под названием «пылающая готика» — в ней уже прослеживались черты маньеризма.

Дуомо, кафедральный собор в Милане, пламенеющая готика


Готика в архитектуре окончательно сошла на нет в начале XV века, сменившись архитектурой эпохи Возрождения, мастера которого черпали вдохновение в духовной и материальной культуре античности.

Неоготика в архитектуре вспыхнула ярким пламенем 50-хх годах XVIII века с подачи британской аристократии, вслед за которыми к готике обратились и на континентальной Европе. Этому способствовала идеализация эпохи средневековья и отказ от приоритетов античности. Неоготика превратилась в национальный стиль викторианской Британии. В этот период по всей Европе достраивались и реставрировались заброшенные и недостроенные соборы, ярким примером чего может служить упомянутый уже собор в Кельне.

На территории России в период рассвета европейской готики были более насущные проблемы, нежели возведение соборов, тем более, что готические формы, характерные для католицизма, не очень вписывались в православную традицию. Но в XVIII веке, вместе с рассветом неоготики в Европе, в Российской империи все-таки возникла своя, уникальная, русская псевдоготика, вместившая в себя традиционные готические черты, элементы

В рамках обзора исторической британской архитектуры и ее влияния на современное домостроение, мы уже рассмотрели . Следующим историческим стилем стала готика и она обосновалась на территории Европы ни на один век.

Ее идеологическими предпосылками был отказ от массивных форм романского стиля и религиозные мотивы. В те времена архитектура развивалась в первую очередь в рамках храмовых построек, и зодчие на пару со священнослужителями решили, что узкие, устремленные вверх формы готики будут олицетворять стремление к лучшему - к Богу, то есть.

Основные особенности готического стиля

    Вытянутые, устремленные ввысь формы. Пожалуй, это самая главная особенность готики - каким бы ни был ее подвид, эпоха или страна, она всегда будет стремится вверх и чем-то напоминать упорядоченное насаждение узких каменных образований.

    Множество острых элементов. Эта особенность связана с предыдущей. Готике свойственно быть "колючей", иметь угловатые и острые как общие формы, так и декор.

    Разнообразный декор. Основным отличием готики от романского стиля стало то, что готика активно использует декор. В основном он реализуется в виде статуй, изящных узоров и редких барельефов.

Конечно, помимо этих, у готики множество иных особенностей, вроде стрельчатых окон, обилия повторяющихся элементов, каркасной системы и так далее. Но так как нам интересен этот стиль в основном с точки зрения влияния на современность, рассматривать стоит общие тенденции.

Виды готики

Как мы упомянули, готический стиль просуществовал на территории Европы вообще и Англии в частности, ни один век и, естественно, со временем он видоизменялся. И помимо классической ранней готики имеет смысл выделить два подвида:


Готика в современном строительстве

В современном мире готическая архитектура в чистом виде практически не используется. Могут быть задействованы какие-то элементы, более-менее уместная стилизация встречается в разного рода развлекательных заведениях, типа пабов и баров. Но там, как понятно, обязывает атмосфера.

Готика в загородном домостроении

Готика - стиль храмов, замков, крепостей. И реализовать его при полноценно просто невозможно. Да и не нужно - от дачного коттеджа ждут уюта, удобства, домашней атмосферы, а не гневно нависающей статуи горгульи, которая напоминает о прегрешениях. Потому загородное домостроение берет от готики только элементы: вертикальную направленность, форму окон, аккуратные башенки. Зато добавляет много своего: дерево, светлые и приятные тона, элементы . Вот несколько домов, которые на загородный лад преобразовывают готические каноны, но при этом удерживаются в их рамках:

Заключение

Несмотря на всю суровость готического стиля, многие находят в нем определенное очарование, особенно если правильно подойти к вопросу интеграции. В нашем профессиональные дизайнеры и архитекторы знают толк в таких вопросах - и могут сделать для вас архитектурный проект стильного, уютного и удобного загородного дома с элементами готического стиля. А там недалеко и до непосредственной реализации , которое вы также можете заказать у нас.

Как в метрополии, так и в колониях вела огромное по размаху и функциональному разнообразию строительство в неоготическом стиле, плодами которого стали такие общеизвестные сооружения, как «Биг Бэн » и Тауэрский мост .

«Римской» эстетике классицизма уже в конце XIX века патриотически и националистически настроенные романтики стали противопоставлять художественные вкусы «варварской», германско-кельтской Европы. В своём роде это было противопоставление разума и чувств, рационализма и иррационализма . Эта несовместимость римской эстетики и эстетики «варварской», то есть не римской, вызвала к жизни само название «готики». Как известно, название «готический» возникло в эпоху Ренессанса для обозначения архитектурного стиля, противоположенного в своей эстетике рациональному римскому строю. Готы , разрушившие Древний Рим , были для деятелей Ренессанса воплощением всего «варварского», что и определило выбор названия «варварского», не римского архитектурного стиля.

Возвращаясь к древнеримским идеалам, Ренессанс упорно видел во всем неримском печать «варварства», хотя с инженерной точки зрения готические соборы, несомненно, представляли большой шаг вперёд по сравнению с романскими соборами . Поэтому на рубеже XIX века, когда вслед за крахом Французской революции по Европе прокатилась волна разочарования классицистическим рационализмом и идеалами Просвещения, востребованной оказалась естественная (в руссоистском понимании), «природная» архитектура, предположительно сохранившая под покровом христианской догматики дух Европы, существовавшей до прихода на север Европы римлян.

Распространению неоготики в Европе способствовали сочинения писателей-романтиков. Шатобриан посвятил немало вдохновенных страниц готическим руинам, доказывая, что именно средневековое храмовое зодчество наиболее полным образом запечатлело «гений христианства». Местом действия и главным героем первого исторического романа на французском языке является готическое сооружение - Собор Парижской Богоматери . В викторианской Англии Джон Рёскин взволнованной, цветистой прозой обосновывал «нравственное превосходство» готики над прочими архитектурными стилями. Для него «центральным зданием мира» являлся Дворец дожей в Венеции , а наиболее совершенным из всех стилей - итальянская готика. Взгляды Рёскина разделяли художники-прерафаэлиты , черпавшие вдохновение в искусстве средних веков.

В англоязычной литературе неоготику называют «воскрешённой готикой» (Gothic Revival ). Сравнительно недавно историки искусства стали задаваться вопросом, насколько правильно вообще говорить о воскрешении средневекового искусства в XIX веке, учитывая, что традиция готического зодчества в отдельных уголках Европы продолжала развиваться на протяжении XVII и XVIII вв. Более того, такие «продвинутые» архитекторы эпохи барокко , как Карло Райнальди в Риме , Гварино Гварини в Турине и Ян Блажей Сантини в Праге , питали глубокий интерес к т. н. «готическому ордеру архитектуры» и при достройке старинных монастырей умело воспроизводили готические своды. В интересах ансамблевости к готике прибегали и английские зодчие XVII века, напр., Кристофер Рен , построивший в оксфордском колледже Крайст Чёрч знаменитую «башню Тома».

Ранняя британская неоготика

Фонтхилл-эбби подводит черту под периодом, когда неоготика была лишь данью моде со стороны узкого круга аристократов, а элементы готического декора (как, например, стрельчатые арки) наносились на палладианские по сути здания вопреки структурной логике. Зодчие эпохи Регентства обращали пристальное внимание на архитектуру английских готических соборов. Освоение полученных знаний позволило мастерам викторианской эпохи превратить неоготику в универсальный архитектурный стиль, в котором возводились не только церкви, но и здания самой разной функциональной направленности - ратуши , университеты , школы и вокзалы . В этом т. н. «викторианском стиле » застраивались в XIX веке целые города.

Викторианская неоготика

Неоготика была «официально» признана национальным стилем викторианской Англии, когда после разрушительного пожара здание Британского парламента было в 1834 г. поручено отстроить известному знатоку и энтузиасту неоготики, Огастесу Пьюджину. Возведённый Пьюджином в содружестве с Чарльзом Барри новый Вестминстерский дворец стал визитной карточкой стиля. Вслед за резиденцией парламента неоготический облик стали приобретать Королевский судный двор и другие общественные здания, ратуши, вокзалы, мосты и даже скульптурные мемориалы, как, напр., Мемориал принца Альберта . В 1870-е гг. обилие неоготических построек в Британии уже позволяло публиковать увесистые обзоры по истории этого стиля.

Победное шествие неоготики по колониям Британской империи раскидало здания в этом стиле по всему Земному шару. Неоготическими храмами, в частности, изобилуют Австралия и Новая Зеландия .

Во II-й половине XIX века Общество искусств и ремесел и Общество в защиту древних зданий, возглавляемые видным прерафаэлитом Уильямом Моррисом , поставили на повестку дня вопросы о возрождении свойственной средневековью целостности художественного восприятия. Моррис и его сторонники стремились воскресить не только и не столько внешний вид средневековых зданий, сколько их любовное наполнение предметами декоративно-прикладного искусства ручной работы («Красный дом» Морриса, 1859). Как раз этого единства и не хватало крупным викторианским проектам вроде вокзалов и торговых центров: «колпак» из дробного готического декора, как правило, надевался на современные стальные конструкции. За средневековым фасадом часто скрывалась ультрасовременная «начинка» из продуктов промышленной революции , причём этот диссонанс характеризует период эклектизма не только в Англии (ср. перекрытия В. Г. Шухова в московском ГУМе).

Неоготика в Северной Америке

Аналогичные по стилю деревянные здания (жилые дома и церкви) также встречаются в Австралии и Новой Зеландии , хотя в этих странах термин «плотницкая готика», как правило, не употребляется .

В стиле плотницкой готики строились в основном индивидуальные дома и небольшие церкви. Характер стиля большей частью выражался такими элементами, как стрельчатые окна и острые щипцы крыш. Здания в стиле плотницкой готики также часто отличаются асимметричным планом .

Неоготика в Центральной Европе

Раньше, чем в других странах континентальной Европы, неоготику «распробовали» англоманы в различных государствах, составивших впоследствии Германию . Князь крошечного Анхальт-Дессау повелел в качестве каприза построить в своём «парковом королевстве» близ Вёрлица готический домик и церковь. Ещё раньше, при строительстве Потсдама , прусский король Фридрих II распорядился придать монументальный средневековый облик Науэнским воротам (1755). Однако, как и в Британии, эти примеры немецкой неоготики XVIII века единичны.

По примеру англичан немецкие правители бережно восстанавливали разрушенные средневековые замки. В некоторых случаях инициатива исходила от частных лиц. Значительных реставрационных работ потребовал главный замок Тевтонского ордена - Мариенбург . Немецкие государи не скупились на финансирование строительства новых замков, которые были призваны превзойти все средневековые образцы. Так, прусское правительство профинансировало возведение грандиозного замка Гогенцоллерн в Швабии (1850-67), однако и он померк перед словно вышедшим из волшебной сказки замком Нойшванштайн , строительство которого развернул в Альпах в 1869 году баварский король Людвиг II .

Формы, ранее свойственные исключительно церковной архитектуре, немецкие архитекторы с успехом применяли при строительстве сугубо светских зданий, каковы ратуши в Вене , Мюнхене и Берлине , а также протяжённый и в своём роде уникальный комплекс гамбургских верфей - Шпейхерштадт. В связи с превращением Гамбурга в главный порт Германской империи в этом городе велось особенно масштабное неоготическое строительство, включавшее возведение самой высокой в мире церкви - Николайкирхе (разрушена во время Второй мировой войны). Новые храмы нередко сооружались из неоштукатуренного кирпича в традициях кирпичной готики - таковы висбаденская Маркткирхе и Фридрихсвердерская церковь в Берлине.

Неоготика во Франции и Италии

В романских странах на протяжении XIX века господствовали стили, укоренённые в классической традиции, - неоренессанс, необарокко и боз-ар . В престижной Школе изящных искусств преподавателям академической выучки было чуждо преклонение перед средневековым искусством, поэтому будущие архитекторы изучали преимущественно наследие античности и Ренессанса . По причине отсутствия собственных специалистов по неоготике для стилизации под готические соборы вновь возводимых зданий - напр., парижской базилики Святой Клотильды (1827-57) - архитекторов приходилось приглашать из-за рубежа.

Неоготика в России

В отличие от европейских коллег, русские стилизаторы, особенно в ранний период, редко перенимали каркасную систему готической архитектуры , ограничиваясь выборочным украшением фасада готическим декором вроде стрельчатых арок в сочетании с заимствованиями из репертуара нарышкинского барокко . В храмовом строительстве также преобладала традиционная для православия крестово-купольность . О глубоком понимании языка готических архитектурных форм говорить тут не приходится ввиду большой временной и пространственной дистанции, разделяющей новые постройки с их средневековыми прототипами.

Со второй половины XIX века псевдоготические фантазии уступают место усвоенным по западной литературе формам «интернациональной» неоготики, основным полем для применения которых в России становится строительство католических костёлов для прихожан польского происхождения. Таких храмов было построено множество на всём протяжении Российской империи от Красноярска до Киева . Как и в Скандинавии , архитекторы восточноевропейских костёлов предпочитали следовать традициям кирпичной готики. По заказам частных лиц иногда возводились сказочные фантазии с готическими элементами вроде декоративных башенок и машикулей - такие, как Ласточкино гнездо . В таких сооружениях верность средневековой традиции уступала место соответствию здания ожиданиям дилетанта-заказчика.

Закат неоготики

Вслед за завершением в 1906 году мюнхенской Паульскирхе увлечение неоготикой в Германии и Австро-Венгрии резко пошло на спад. Помимо прочих, для этого были идеологические причины: после долгих дебатов стало ясно, что готический стиль берет своё начало во враждебной Франции и национальным германским стилем считаться не может. Дробному до избыточности готическому декору пришло на смену