Художественные приемы сюрреализма в живописи. В мире красочных снов и древнегреческих мифов художника Войтека Сьюдмака

В котором творили эти и другие мастера сюрреалистического направления, родился после окончания Первой мировой войны – в переломное для всего искусства время. Потрясение, которое испытал мир, впервые столкнувшийся с огромной бессмысленной военной машиной уничтожения, словно запустило скрытые механизмы человеческой психики: особенно у творческих и талантливых личностей.

Нет ничего реальнее вымысла

Сюрреализм – это наивысшая, пиковая точка реализма. Именно на этом пике исчезает грань между реальностью и ее оборотной стороной – ирреальностью: сном, вымыслом, фантазией. Поэтому формы и образы, присутствующие в полотнах художников-сюрреалистов могут быть неуловимо знакомы каждому, кто смотрит на них. Каждый человек на земле в той или иной степени встречался с героями образов этих картин – в своих прекрасных или ужасных снах, в мечтах.

Для художников этого направления чрезвычайно важна была подсознательная сторона собственного творчества. Нужно ли говорить, что они жили и творили в одно время с Зигмундом Фрейдом, и его труды о бессознательном находили в их умах самый живой отклик. Понятно, что творить, находясь в бессознательном состоянии, невозможно. Безусловно, кое-кто из художников-сюрреалистов злоупотреблял различными психотропными веществами, однако, как правило, не в моменты творчества.

Так что же запускало их творческий импульс? Пожалуй, ответ на этот вопрос один: постоянное, непрерывное творческое и интеллектуальное общение, существовавшее в двадцатых годах в Европе и особенно в Париже того времени. Будучи все чрезвычайно эгоцентричными, они при этом нуждались друг в друге. Ведь подсознательное всегда должно, как вампир, иметь подпитку в реальности. В реальности, которую творили близкие по духу писатели, поэты, художники и философы.

Посредники

Ухватить, удержать, запечатлеть мгновение сна, ускользающее мгновение потаенных страхов и измождающих, тягостных желаний – это устремления, художественная сверхзадача и темы творчества художников сюрреалистического направления. Они, как проводники между явью и потусторонним, становятся посредниками между невысказанными мыслями, витающими в воздухе, и теми, кому эти мысли предназначены.

Кирико Джорджо, Ив Танги, Макс Эрнст, Магритт Рене, Сальводор Дали, Фрида Кало, Поль Дельво, Дороти Таннинг – живопись двадцатого века немыслима без полотен этих мастеров. Каждый из них уникален и неповторим. Кстати, именно в этом отличие живописи сюрреализма от других стилей – в нем не может быть, по попросту запрещено единостилие. Только индивидуальность, даже скорее ярко выраженный индивидуализм, доведенный до гипертрофированности. Может быть именно поэтому почти не пережил своих главных художников, в последовавшую эпоху стандартизации.

Но и в двадцать первом веке есть художники, пишущие в этом стиле. Один из самых ярких – Майкл Паркес, американец, живущий и пишущий в Швейцарии.

Приветствую вас друзья, подписчики и посетители сайта!

Все мы знаем, что человек любопытный и любознательный по природе своей. Его всегда интересовало то, что выходило за рамки сознания, за рамки реальности.. Людям всегда было интересно сначала найти , потом увидеть и наконец понять …. Что, собственно говоря, и произошло.

В этом необычном стиле живописи живет своя философия , в которой, мы и постараемся разобраться.
Произведения в живописи и литературе, выполненные в стиле сюрреализма, могут вызывать самые сложные и неоднозначные ассоциации в мозге человека, давая волю для воображения.

Образы, украшающие полотна сюрреалистов могут отождествляться как с добром, так и со злом. Чувства, которые появляются при лицезрении картин, вызывают отчаяние и веру, смирение и буйство – очень неоднозначные, смешанные, но интересные эмоции. Именно эти противоречия имеют сильное воздействие на зрителя!

Творческая энергия сюрреализма (surrealisme — сверхрреализм = выше реального) зарождается в подсознании человека, которое может появиться во сне, под воздействием гипноза, в состоянии болезненного бреда и галлюцинаций, при выполнении автоматических действий или свободном странствовании карандаша по бумаге.

Самая популярная картина Рене Магритта «Сын человеческий» 1964 г. частная коллекция

Немало художников сюрреалистом создавали свои работы в состоянии алкогольного опьянения, наркотиков…. И даже голода. Обычно, в подобных состояниях возникают галлюцинации. Многие сознательно впадали в такое состояния, чтобы освободить разум от реальности.

Но есть и глубоко обдуманные сюжеты картин, загадочные и поэтичные, которые разрывают обыденность бытия, обыденность реальности как у бельгийского сюрреалиста Рене Магрита

Такой необычный и интересный стиль живописи начал формироваться с 1920-х годов во Франции. Первым инициировал появление этого стиля французский поэт и писатель Андре Бретон, тем самым сделав его международным стилем в литературе. Ведь название стиля появилось сначала именно в литературе благодаря французу- писателю, который начал использовать новый метод письма

Сюрреализм имел свое развитие в двух направлениях, первому характерны свободные обтекаемые образы, возникшие неоткуда, интересные формы, перерождающиеся в абстракцию

«Искушение святого Антония» 1946 г. Сальвадор Дали
Королевские музеи изящных искусств (Бельгия)

Второе направление сюрреализма было возглавлено Сальвадором Дали — испанским живописцем, самым ярким представителем этого стиля. Автор оставлял на полотне иллюзорные образы, возникшие в подсознании… и часто во время сна.

Чтобы появились образы для картин, Сальвадор Дали засыпая, держал ложку над металлическим тазом. Та, с грохотом падая, будила Дали, у которого появлялся сюжет для картины из глубины сна.

Сальвадор Дали, создал «Постоянство памяти» в состоянии жуткой усталости и мигрени, оставив на полотне ствол маслины и мягкие часы. В этом пейзаже автор преследовал какую-то идею, но разгадку он оставил для воображения зрителя. А может на полотне Дали оставил свою головную боль, которая в будущем стала шедевром в сюрреалистическом искусстве?

«Постоянство памяти» 1931 г. Сальвадор Дали Музей современного искусства, Нью-Йорк

Основным источником вдохновения для художников сюрреалистом является его подсознание, выразить которое на холсте можно при помощи свободных ассоциаций. Погружение в иллюзию обмана, решения загадок, отображенных на картинах – это основные тенденции стиля сюрреализм.

Сюжеты картин иногда не поддаются объяснениям, тем самым завораживая любителей искусства, коллекционеров и последователей в этом направлении

Так, например, мексиканская художница Фрида Кало в своей работе «Корни» изобразила свою болезнь, передав состояние своей души и переживания. Об этой мексиканской художнице и об ее трагической жизни, вы можете

« Корни» 1943 г, Фрида Кало, частная коллекция

Глядя на некоторые работы известных художников, возникает этакое присутствие абсурда между реальностью и сном. Целью создания сюрреалистических полотен является отторжение материального, и только бессознательное восприятие мира. Превозношение духовных ценностей над материальными….

Действительность жизни была подсказана подсознанием и в этом вся красота стиля!

Вместе с абсурдностью и некоторой забавностью сюжетов, картины стимулируют сознание и развивают воображение. Противоречивые художественные явления интересны зрителю, тем самым объясняя популярность стиля. Поль Дельво в произведении «Спящая Венера» не изменил привычному стилю, изобразив образ Венеры, но окружил его загадочными фигурами.

«Спящая Венера» 1944 г. Поль Дельво. Современная галерея Тейт, Лондон

Технику сюрреализма «примеряли» многие художники, оставляя после себя вереницу загадок и философских головоломок… В этом направлении писали многие известные всему миру художники, такие как Сальвадор Дали, Макс Эрнст, А. Масон, Миро, Поль Дельво, Фрида Кало, Марк Паркес, Рене Магрит и другие.

Немало есть и последователей художников- сюрреалистов нашей современности, такие как Майк Ворралл, Геннадий Приведенцев, Яцек Йерка, Алекс Фишгойт и многие другие

Неоднозначные впечатления и, на первый взгляд, неадекватные ассоциации вызывают картины, написанные в этом стиле. При этом именно эти эмоции заинтересовывают зрителя, вдохновляют и вызывают «мозговой шторм» в голове.

Геннадий Приведенцев

Очень занимательное занятие, изучение картин в стиле сюрреализма, ведь на каждом полотне присутствуют неподдельные эмоции и чувства творца. А что думаете вы о сюрреализме? Симпатизирует ли он вам? Какие ассоциации вызывают картины в вашей голове?

Друзья, чтобы статья не затерялась среди множества других статей в паутине интернета, сохраните ее в закладках. Так вы сможете вернуться к прочтению в любой момент.

Задавайтеваши вопросы внизув комментариях, обычно, я отвечаю быстро на все вопросы

Название авангардного направления в искусстве и литературе первой половины ХХ века сюрреализм происходит от французского слова «surréalisme», означающего буквально сверх или над реализм. Появился он в 20-х годах прошлого века во Франции, его основоположником считается французский писатель и поэт Андре Бретон, впервые термин «сюрреализм» появился с легкой руки писателя и искусствоведа Гийома Аполлинера в его манифесте «Новый дух». Изначально данное направление появилось в литературе, позже оно охватило и живопись, и скульптуру и другие формы искусства. Целью последователей идей сюрреализма было создание абсолютно новых наборов образов путем полного освобождения глубинных сил своего подсознания.

Сюрреализм в живописи

Большое влияние на развитие стиля оказали работы знаменитого австрийского врача-психиатора Зигмунда Фрейда, для создания своих специфических шедевров сюрреалисты использовали сны и галлюцинации.

(Картина Яцека Йерка, художника-иллюстратора )

Для получения новых фантазийных изображений художники-сюрреалисты использовали такие инновационные способы и методики как:

  • Текстурирование . Лист бумаги помещается на неровную поверхность (дерево или камень) и обрабатывается мелом или карандашом до получения текстуры подложенного материала;
  • Декалькомания . Краска наносится на два листа бумаги, поверхность которых художник трет друг об друга, таки образом получая фантастические образы и узоры;
  • Соскабливание . Окрашенное полотно помещается на текстурную поверхность и обрабатывается методом соскабливания, часть краски удаляется, а поверхность с оставшейся краской приобретает фактурный, оригинальный вид;
  • Фьюмаж . Под лист бумаги помещаю горящую свечу, и двигают ею в различных направлениях, образуется фантазийный узор за счет следов сажи;
  • Капельный метод . Капли краски попадают на раскачивающуюся поверхность листа:
  • Метод коллажа . Создание графических и живописных картин посредством сбора сюжета вырезок из журналов, газет и разнообразных фотографий. Цельная композиция создается путем расположения картинок и вырезок в задуманном автором порядке;
  • Чертеж . Линии выполняются пером или кистью хаотично, без соблюдения правил и определенного плана;
  • Ready-made . В качестве своего произведения определенный объект или предмет, созданный не им самим и не имеющий никакой художественной ценности («Колесо от велосипеда», «Фонтан», «Сушилка для бутылок» Марселя Дюшана).

(Сказочный сюрриализм Яцека Йерка )

Очень часто картины художников-сюрреалистов характеризуют как абсурдные, полностью лишенные всякой логики и полные противоречий произведения, которые все-таки совершили революцию во взаимоотношениях человеческого разума с окружающей нас действительностью. Сюрреалисты считали, что только искусство способно сделать разум человека абсолютно свободным.

Известные художники-сюрреалисты

Предшественником и идейным основателем сюрреализма в живописи исследователи считают творчество нидерландского художника Иеронима Босха (XVI век), загадочные картины которого показали интерес творческой личности к фантазиям, нереальным изображениям и деформированной реальности («Аллегория чревоугодия и любострастия», «Извлечение камней глупости», триптих «Страшный суд).

(Сальвадор Дали "Постоянство времени" )

Самый известный художник-сюрреалист испанец Сальвадор Дали (1904-1989) считал себя последователем Босха. Его работы, основанные на теории Фрейда о человеческом подсознании, служили формальным и визуальным языком для передачи его снов, фантазий и галлюцинаций окружающим людям. Его творчество характеризуется использованием параноидально-критического метода познания (состояние, которое позволяю создавать иллюзии при полном сохранении собственного здравомыслия). Его знаменитые картины - «Постоянство времени», «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за миг до пробуждения», «Предчувствие гражданской войны», «Лебеди, отраженные в слонах» и т.д.

(Макс Эрнст "Луара" )

Немецким идеологом стиля сюрреализм считается художник, график и скульптор Макс Эрнст. Это признанный мастер коллажа и фроттажа, в работах которого сосредоточено большое внимание на творчестве людей с нарушенной психикой. Его работы: «Плеяды или Приближение половой зрелости», «Целебес», «Сомнительная женщина», «Царь Эдип», «Кастор и Полукас», «Око безмолвия».

(Фрида Кало "Две Фриды" )

Известная художница, работавшая в стиле сюрреализма Фрида Кало (Мексика), её работы имеют особую смысловую наполненность, эмоциональность и яркость. Её произведения отличает большое количество автопортретов: «Маленькая лань», «Две Фриды», «Сломанная колонна», «корни», «Что дала мне вода».

(Ив Танги "Я увидел три города" )

Французский сюрреалист Ив Танги, сменивший огромное количество разных профессий, некоторое время был моряком, что объясняет присутствие в его картинах темы моря, подводных обитателей. Его работы характеризуются некоторой мрачностью, романтизмом, использованием мягких, плавных линий, изображение облаков, морской волны, клубов дыма: «Завтра», «Ветер», «Рука в облаках», «Превращение», «Шторм».

В Бельгии способствовал развитию сюрреалистического направления в живописи художник Поль Дельво, центральной тематикой его картин было обнаженное женское тело, часто изображал скелетов, наиболее известные полотна: «Спящая Венера», «Деревня русалок», «Зеркало», «Леда», «Пигмалион». Также известный бельгийский художник сюрреалист Рене Магритт, его произведения «Дитя человеческое», «Влюбленные», «Фальшивое зеркало».

Русский сюрреализм

(Александр Тышлер "Директор погоды" )

Сюрреализм как отдельное художественное направление на территории России не получил развития, так как во времена СССР даже самые безобидные фантазии и малейшие отклонения от строгого идеологического курса коммунистической партии признавались «чуждыми элементами» и происками загнивающего буржуазного Запада. Тем не менее, в некоторых произведениях художников можно найти некоторые предпосылки для их сюрреалистического восприятия. Например, в картине советского художника Александра Тышлера (1898-1980) «Директор погоды» исследователи видят фантастические образы и пространственное ощущение подобное сюрреалистическим приемам на картинах Сальвадора Дали, полотно Гончарова «Смерть Давида» (1926) выполнено в лучших традициях картин Макса Эрнста, картины художника Климента Редько, связанные с тематикой электроорганизмов, ассоциируются с «машинами желаний» Эрнста и Дюшана.

Наиболее тесно с таким направлением в живописи как сюрреализм была связана группа последователей и учеников Казимира Малевича под названием УНОВИС (Утвердители Нового Искусства). Исследователи отмечают, что все позднее творчество Малевича (на примере картины «Три девушки») можно смело отнести к сюрреалистическому направлению.

Сюрреализм, направление в искусстве, в котором разум чужд, оно берет начало из "до"-разумного, подсознательного начала. Сюрреализм зародился во Франции к началу 1920-ых годов.
Суть философии сюрреалистов в том, что бы отказаться от заранее продуманного плана и устранить препятствия для самостоятельного роста произведения, в результате этого может возникнуть нечто чудовищное с точки зрения непосвященного человека, но, преодолев предубеждения, зритель включится в предложенную художником игру фантазии, погрузиться в его сновидческий мир.
Зигмунд Фрейд доказывал, что при ослаблении контроля со стороны бодрствующего сознания в цивилизованном человеке просыпается дикарь или ребенок. На этом основании сюрреалисты заявляли, что бодрствующий разум не способен к художественному творчеству. В их представлении разум может лишь добывать научные знания, но искусство возникает только из "до"-разумного, подсознательного начала.
Некоторые представители данного искусства, например Де Квинси, принимали опиум, что бы подавить рассудок и дать простор воображению. Сюрреалисты во всяком случае с не меньшим рвением стремились достичь таких психологических состояний, при которых выходит на поверхность то, что обычно скрывается в глубинах нашей души.
Существовали эксперименты с воссозданием сновидений в живописи, и это заслуживает внимание. Во сне нередко появляется странное ощущение, что объекты возникают и исчезают, прорастают друг в друга. Собака может оказаться одновременно и нашим начальником, а соседний парк – пустыней. Эти наплывы и взаимопревращения объектов передавал в своей живописи один из ведущих представителей сюрреализма Сальвадор Дали. Проживал он в Соединенных Штатах Америки, но по происхождению он был испанцем. В произведениях Дали обрывки реальности наслаиваются таким образом, что в кажущемся безумии проступает какой-то смысл.
Подобные картины могут послужить дополнительным комментарием к вопросу о причинах неудовлетворенности художников задачей «писать, что видит глаз». Они знают, что нельзя «изобразить» реальную вещь, если просто смотреть на нее широко открытыми глазами. Начинать приходится с другого – взять краски и, вооружившись набором известных форм, выстроить требуемый образ. Эта простая истина часто ускользает от нас потому, что в изобразительном искусстве прошлого каждая красочная форма соответствовала только одному элементу натуры: коричневые вертикали – древесные стволы, зеленые точки – листья. Картины Дали, где одна и та же форма служит изображением одновременно нескольких предметов, наглядно демонстрируют исходную многозначность красочных конфигураций на плоскости – точно так же, как удачный каламбур демонстрирует многозначность слова и зависимость его значения от употребления в контексте.
И все же, как велики, при всем сходстве методов, его отличия от созданий современного искусства. Можно было бы сказать, что образы Дали возникли из грез, но то были коллективные грезы целого народа, видение судьбоносной силы, властвующей над племенем.

Сюрреалисты

Сюрреализм основывается на идеях интуитивизма, символизма и фрейдизма, основывается на свободной игре мысли, всемогущественного сновидения, всего бессознательного и технике свободных ассоциаций. Характерно все иррациональное, не соответствующие общепринятым понятиям и стандартам. Движение сюрреализма зародилось в 1920-х годах во Франции и имело огромное влияние на западную культуру.

Основоположником и теоретиком направления является Андре Бретон. Он утверждал, что сюрреализм способен разрешить противоречие между мечтой и реальностью, выразить истинную функцию мысли, которая не ограничена и не контролируется разумом и морально-этическими ограничениями. Основывается на вере в высшую реальность, на могуществе сна, на нецеленаправленной игре мышления. Его сочинение «Магнитные поля», которое было опубликовано в 1919 году в одном из литературных журналов, стала предвестником сюрреализма. В 1924 году он публикует «Первый Манифест сюрреализма», после чего формируется движение сюрреалистов и создается кружок, в состав которого входили Луи Арагон, Поль Элюар, Тристан Тцара. Кружок продуктивно трудится, создается бюро сюрреалистических исследований, издаются журналы и множество произведений и картин. Впоследствии подобные кружки стали создаваться по всей Европе. Андре Бретон устраивает выставки сюрреалистического искусства по всему миру, чем способствовал популяризации данного направления, ведь он искренне верил, что все люди сюрреалисты.

В 1926 году Сальвадор Дали знакомится с Андре Бретоном и присоединяется к кружку сюрреалистов и стал олицетворять это направление. Впоследствии он говорил: «Сюрреализм – это я». Сальвадор Дали был полностью поглощен идеей создания на холсте образов, вызванных свободными ассоциациями. В своих картинах Дали выражал свое мировоззрение, наполняя их яркими и противоречивыми образами, растягивающимися и растворяющимися предметами, переходящими из картины в картину. Привычные образы и предметы приобретали новый смысл и необычное видение, выраженное в тонкой оптической иллюзии и сюрреалистической эстетике.

Влияние идей сюрреализма отразилось на творчестве Андре Массона и Жоана Миро. После знакомства с Андре Бретоном в 1924 году они начинают эксперименты с «автоматическим рисованием» и формируют свой собственный стиль с использованием геометрических форм и элементов чертежной графики.

Одним из создателей кружка сюрреалистов также был Макс Эрнст. Для реализации идей сюрреализма использовал фронтаж – перевод на бумагу текстуры какой-либо поверхности. После чего, полученные образы дорисовывал или брызгал краской. В своих картинах он отображал причудливые образы, растительные моменты, переходящие в различные метаморфозы.

Выдающимися художниками-сюрреалистами являются Рене Магритт, Фрида Кало, Джорджо де Кирико, Иероним Босх и многие другие. Гений сюрреализма свободен и необычен и выражается в необычном, иррациональном творчестве, успешно реализуемом в наше время.

Биографии. «ХВОСТ СВЯЩЕННОЙ КОРОВЫ» - ЭПАТАЖНАЯ ЖИЗНЬ И ДАДАИЗМ САЛЬВАДОРА ДАЛИ

Авангардное искусство XX века, восставшее против его традиционных форм, дало миру новые модернистские течения, среди которых был сюрреализм. Первая мировая война – всемирная катастрофа, которая разрушила представления о здравом смысле и порядке вещей. Мир разваливался в самоубийственной войне, а политики продолжали высокопарно разглагольствовать. Возникшая «революционная» культура отвергала всякую эстетику обанкротившегося мира, которому нельзя больше верить, который вдруг стал безумным и эфемерным.

Новое и дерзкое развившееся «антитворчество», в том числе и движение дадаизм вылилось в воинствующую «антихудожественность». Дадаизм, как название, возник то ли из детского лепета итальянских детишек, то ли из русского повтора-утверждения, то ли из языка одного из африканских племен, где оно означает «хвост священной коровы». Но это название привилось и стало обозначать полную абсурдность любого вида искусства. Яркими представителями дадаизма были: Андре Бретон, Луи Арагон, Поль Элюар, Дюшан, Пикабиа. Это был настоящий безумный бунт дадаизма, но он был недолгим и вскоре себя исчерпал. И появились новые идеи, связанные с человеческой психикой, с бессознательным, с субъективными ассоциациями, подчас бредовые и фантастические. Так возник сюрреализм или сверхреальность, и начало ему положил Анри Бретон в «Манифесте сюрреализма». Для сюрреализма характерно противоестественное сочетание предметов, приобретающих видимую достоверность. Именно испанский художник Сальвадор Дали и стал продолжателем традиций дадаизма, из которого развился сюрреализм.

Из чего была слеплена судьба Сальвадора Дали? Скорее всего - из изначального дара художника, развитию которого способствовало его раннее окружение. Родился Сальвадор Дали в небольшом провинциальном городке Фигерас испанской провинции Каталония, на тот момент имевшем около одиннадцати тысяч жителей. Возможно, его атмосфера была и впрямь так насыщена искусством, как об этом пишет его сестра в биографических воспоминаниях. «Музыкальное общество» 20-х годов играло главную роль в культурной жизни города, где часто выступали приезжие знаменитости. Директором художественной школы был в то время талантливый человек Хуан Нуньес.

Окружение отца, его друзья сыграли немаловажную роль в становлении творческой биографии Сальвадора Дали. Первым покупателем картин стал именно друг отца Жоаким Куси, основатель Северного Исследовательского центра. Первые печатные отзывы на творчество начинающего художника были от журналиста и драматурга Карлеса Коста. Он, как и семейство Дали, лето проводил в Кадакесе. Семейство Дали дружило с Пичотами. В этой семье все дети были творческими личностями, начиная с отца, который бросил заниматься юриспруденцией ради парковой архитектуры. Дом Пичотов находился у самого моря, он и сейчас стоит там в прекрасной сохранности. В семье Пичотов Сальвадор Дали познакомился с Пикассо, который был другом Рамона. Пикассо было 29 лет, маленькому Дали – 7 лет. Настоящее знакомство произошло в 1926 году во время поездки в Париж.

Белостенный летний дом в Кадакесе, дом у самого моря, дом с зелеными ставнями и зеленым балконом – о котором мечтали всю зиму. Зимой приезжали только на каникулы, зато все лето было в самом красивом для Сальвадора, по его словам, городке на свете. Как он говорил, в предвкушении счастья, пересчитывал листки календаря. Сама природа учила его писать, что он и делал с утра до вечера. Писал как сумасшедший, вкладывая весь талант в картину. До 1921 года у Сальвадора не было своей мастерской в доме, где они жили, и Рамон Пичот предложил отцу Сальвадора снять мастерскую для творчества на улице Льянер. В этой мастерской бывал Пикассо, и свои кадакесские картины он написал здесь. Светлая комната со стеклянным потолком, вытесанный из камня стол рядом с домом, заросли ежевики – это место Сальвадор полюбил с первого взгляда.

В 1921 году семья Дали перестроила дом и выделила место для мастерской Сальвадора. Свою мастерскую-студию Сальвадор декорировал сам. Стены он обил холстом и разрисовал. Сальвадор вел записи в тетрадке, куда вносил названия своих картин и комментарии к ним. Позднее он их выбросил, сестра сохранила, что осталось. Импрессионизм, особенно французский, полностью овладел юным художником. Но Сальвадор прекрасно писал в традиционном стиле и у сестры сохранился рисунок дома, переданный, по ее словам, живо и точно, особенно его атмосфера.

Родился Сальвадор Дали 11 мая 1904 года через год с небольшим после смерти брата, которого тоже звали Сальвадор (Спаситель). Родители очень тяжело переживали эту смерть и постоянно говорили об этом. В доме присутствовали игрушки умершего брата, мать часто брала маленького Сальвадора на могилку, и он видел собственное имя на могильном камне. Постоянное напоминание о «другом» Сальвадоре действовало на неокрепшую психику мальчика, и ему приходилось бороться за внимание к себе и своему существованию. Но все-таки в семье царила атмосфера любви, доброжелательности. Особенно дружил мальчик со своей сестрой Анной Марией. Жизнь была или казалась счастливой, только смерть матери в 1921 году стала ударом для всей семьи и потрясением для Сальвадора. После смерти матери отец через четыре года женился и Сальвадор счел это предательством, как и раньше преждевременную смерть матери. Не стало ежевечерних бесед с отцом так, ни о чем... и обо всем на свете.

В 1918 году в Фигерасе проходила выставка художников, где четырнадцатилетний мальчик выставил две своих работы. Велико было увлечение Сальвадора импрессионизмом, кубизмом и футуризмом, но он никогда не ниспровергал классиков, как это делали многие представители авангардного искусства. В мастерской мальчик проводил все время, с раннего утра он был там. Только доносилось «мурлыканье» непонятного мотива, который, впрочем, ни с чем нельзя было спутать. Впоследствии Гарсиа Лорка сказал, что Сальвадор, как золотой шмель жужжит за работой. Очень сильно молодой Дали увлекался колористикой, светом и цветом.

Уговорив отца, он основал свою художественную студию при Академии изящных искусств в Мадриде, куда он поступил учиться в 1921 году. Работал он неистово, до изнеможения, и его талант начали замечать. В Галерее Делмо в Барселоне в 1925 году состоялась первая персональная выставка Дали, которую приняли благосклонно. Но Сальвадору Дали хотелось войти в мир искусства так, чтобы его запомнили. Он выбрал свой путь – путь эпатажа. В 1926 году его за дерзость выгоняют из Академии. За мадридский период молодой Дали познакомился с киноавангардистом, уважаемым в Европе, Луисом Бюнюэлем, с поэтом Федерико Гарсиа Лоркой. Они были яркими представителями новой интеллектуальной жизни того периода Испании. И без того радикальное мышление Дали подпитывалось новыми идеями, бросавшими вызов консервативной политике Испании. В конце 1926 года состоялась вторая выставка работ художника, которую общество и люди искусства приняли с большим энтузиазмом.

Из Парижа пришло приглашение от Бюнюэля для работы над авангардным фильмом «Андалузский пес». Шокирующий фильм прославил и Дали и Бюнюэля. Их новый фильм «Золотой пес» был принят с восторгом, только авторы никак не могли поделить лавры. Уникальный метод, как сам Дали его назвал - «параноидально-критический», в полной мере проявлялся и в его картинах. Ему соответствовала гротескная манера написания картин, где образы, подвластные человеческому разуму, объединялись между собой в подсознании. Еще не став членом группы сюрреалистов, Дали уже вливался в новое течение. Каталонский художник, сюрреалист Хоан Миро, стал его другом. Но в Париже Дали приняли в ряды авангардного течения, и он подружился с поэтом Полем Элюаром. Впоследствии тот с семьей приехал в гости в Кадакес на лето. Так 1929 год стал судьбоносным в биографии молодого Дали. Двадцатипятилетний молодой человек нашел себе жену и любовницу, музу и няню на всю свою жизнь. Судьба соединила его с женой Элюара, которая сначала стала любовницей Дали, а потом и его женой. Жена поэта была русской, урожденной Еленой Дмитриевной Делувиной-Дьяконовой. В 1930 году она бросила своего мужа и переехала к Сальвадору Дали. Отец Дали очень непросто относился к своему сыну. И этому способствовала связь с Галой, которая была старше С.Дали на десять лет. И написанная к тому времени картина «Святое сердце» с осквернением памяти матери, которую очень плохо приняли критики и общество.

Запрет отца на посещение родительского дома подвел Дали к тому, что пришлось купить небольшой дом в Порт Лигат, который постепенно достраивался, напоминая со временем крепость. Гала стала для него не просто женой (поженились они в 1934 году), но и любовницей. Она была его патронессой, деловым менеджером, музой. Новая неисчерпаемая энергия и неистощимая фантазия дали его творчеству новый виток. Его уверенность в жизни и в работе, как всегда великая самовлюбленность, оттолкнули его от группы сюрреалистов, к которым он принадлежал. Отныне Дали считал, что он и есть сам сюрреализм. Увлечение Фрейдом было очень велико, его работы носили сексуальный характер, где присутствовали намеки на содомию, мастурбацию и кастрацию. Классической технике рисования Дали не мог дать ничего нового, он сам считал, что выше этого искусства нет ничего. Но Дали шел своим путем, и чтобы запрятанные очень глубоко мысли освободить, был необходим иррациональный разум сумасшедшего. Сам Дали не был и не считал себя сумасшедшим. Живописью он считал то, что запало в душу и легло на кисть. Он умел видеть то, чего не видели другие.

Самые известные свои картины Дали написал в период с 1929 по 1939 годы, используя изобретенный им метод. К более традиционному стилю он выходит на конец 30-х годов. «Мистер Сюрреалист» уезжает в Америку, где к нему и его новшествам относятся более спокойно. Можно сказать, что его настоящая слава начинается сейчас. Разнообразие творчества велико и простирается даже на оформление магазинов и на консультации по дамским прическам. Кроме того он сотрудничает с журналами, ставит балет и, естественно, пишет картины. К сорока годам Дали написал две автобиографические книги. Религиозная тематика характерна для его американского периода, это «католический сюрреализм». В 1949 году Дали пригласил на аудиенцию Папа Римский. Но этот факт совсем не значит, что религиозная тематика отвлекла Сальвадора Дали от его экспериментов.

Дали был высокоэрудированным человеком, и когда его возможно было разговорить, то общение проходило на любые темы. Освоив нотную грамоту, он сочинил оперу, на французском языке написал трагедию, увлекался экспериментами с голографией и фотографией. Но его скандальность в жизни была непредсказуема, и для журналистов организовывались целые демонстрации несуразностей. Его «скандальная муза», если не была увлечена очередным романом, растворялась в Дали. Не только ее чувственность и красота покоряли людей, но и интеллигентность, и глубокий интеллект. Художник был отгорожен от прозы жизни благодаря заботам Галы.

В 1973 году Сальвадор Дали организовал Театр-музей в Фигерасе – фантастический памятник самому себе, который стал для художников культовым местом. Более десяти лет работал Дали над проектом создания этого музея. Через шесть лет Французская Академия избрала его почетным членом. На одном из собраний прозвучала его темпераментная речь, в которой он пожелал быть замороженным после смерти. Гала умерла в 1982 году, в этом же году Сальвадору Дали был дарован высший испанский орден – Большой Крест Карлоса III и титул маркиза Дали де Пуболя. Нести крест гениального безумца одному оказалось тяжело и он (хотя отчуждение от Галы произошло гораздо раньше - до ее смерти) стал затворником в Пуболе. Стали возникать скандалы по поводу фальшивых работ. Позднее выяснилось, что подписи на чистых листах его уговорили сделать. Потом возникли болезни и пришла смерть. Дали ранее завещал, чтобы его похоронили под хрустальным куполом его детища - Театра-музея в Фигерасе.

Лихо закрученные вверх усы Дали-актера известны всему миру и даже тем людям, которые не интересуются его творчеством. Также, как и плавящиеся часы в Постоянстве памяти. Соединяя несоединимое, Дали испытывал на прочность традиционные ценности. От дадаизма в нем так и остался авангардный бунт против традиций искусства, против Бога и безбожия. Вера в человека и неверие одинаково дискредитируются Дали, и его трудно понять с его чудовищными галлюцинациями, гротескностью и фантастичностью сюжетов. Но нельзя не признать тех ошеломляющих образов им созданных.


Сюрреализм (франц. surrealisme – сверхреализм) – направление в литературе и искусстве двадцатого века, сложившееся в 1920-х годах. Возникнув во Франции по инициативе писателя А. Бретона, сюрреализм скоро стал международным направлением. Сюрреалисты считали, что творческая энергия исходит из сферы подсознания, которая проявляет себя во время сна, гипноза, болезненного бреда, внезапных озарений, автоматических действий (случайное блуждание карандаша по бумаге и другие вариации).

Сюрреализм в живописи развивался по двум направлениям. Одни художники вводили бессознательное начало в процесс создания живописных полотен, в которых преобладали свободно текущие образы, произвольные формы, переходящие в абстракцию (Макс Эрнст, Труй Камиль Кловис, А. Масон, Миро, Жан Арп). Другое направление, которое возглавлял Сальвадор Дали, основывалось на иллюзорной точности воспроизведения ирреального образа, возникающего в подсознании. Его картины отличаются тщательной манерой письма, точной передачей светотени, перспективы, что характерно для академической живописи. Зритель, поддаваясь убедительности иллюзорной живописи, втягивается в лабиринт обманов и неразрешимых загадок: твердые предметы растекаются, плотные приобретают прозрачность, несовместимые объекты скручиваются и выворачиваются, массивные объемы приобретают невесомость, и все это создает образ невозможный в реальности.

Общие особенности искусства сюрреализма – фантастика абсурда, алогизм, парадоксальные сочетания форм, зрительная неустойчивость, изменчивость образов. Главной целью сюрреалистов было через бессознательное подняться над ограниченностью как материального, так и идеального мира, продолжить бунтарство против выхолощенных духовных ценностей буржуазной цивилизации. Художники этого направления хотели создать на своих полотнах реальность, не отражающую действительность, подсказанную подсознанием, но на практике это порой выливалось в создание патологически отталкивающих образов, эклектику и китч. Отдельные интересные находки сюрреалистов использовались в коммерческих областях декоративного искусства, например оптические иллюзии, позволяющие видеть на одной картине два различных изображения или сюжета в зависимости от направления взгляда. В это же время художники обратились к имитации черт первобытного искусства, творчества детей и душевнобольных.

При всей своей программной заданности произведения сюрреалистов вызывают самые сложные ассоциации. Они одновременно могут отождествляться в нашем восприятии как со злом, так и с добром. Устрашающие видения и идиллические грезы, буйство и смирение, отчаяние и вера – эти чувства в различных вариантах проступают в произведениях сюрреалистов, активно воздействуя на зрителя. При всей абсурдности и даже определенной забавности некоторых произведений сюрреализма они способны стимулировать сознание, пробуждать ассоциативное воображение.

Сюрреализм представлял собой противоречивое художественное явление, что в значительной мере объясняет широкую орбиту его распространения. Многие ищущие художники, впоследствии отказавшиеся от сюрреалистических взглядов, прошли через него (П. Пикассо , П. Клее и др.). К сюрреализму примыкали поэты Ф. Лорка, П. Неруда, испанский режиссер Л. Бунюэль, снявший сюрреалистические фильмы. Изощренная техника соединения несоединимого и появившаяся в позднем сюрреализме самоирония и юмор позволили ему органично влиться в поэтику современного постмодернизма.

Справочные и биографические данные "Галереи живописи Планеты Small Bay" подготовлены на основе материалов "Истории зарубежного искусства" (ред. М.Т.Кузьминой, Н.Л.Мальцевой), "Художественной энциклопедии зарубежного классического искусства", "Большой Российской энциклопедии".