Биография гете краткое содержание интересные факты. Гёте, Иоганн Вольфганг фон: биография, произведения, личная жизнь

В биографии Гете датой рождения отмечено 28 августа 1749 года. Именно в этот день у императорского советника Каспера и дочери городского судьи Франкфурта-на-Майне Катарины Элизабет Гете родился сын. Иоган с детских лет ни в чем не нуждался, чем был обязан своему дедушке, который за свою жизнь превратился из портного во владельца трактира.

Отец Гете много путешествовал и собрал внушительного объема библиотеку, книгами из которой юный Иоган часто зачитывался. Однажды он познакомился с содержанием книги о загадочном чернокнижнике Иоганне Георге Фаусте, которая через много лет принесет ему всемирную славу.

В 6 лет он заинтересовался религией и задался вопросом о существовании Бога. Два года Иоган посещал школу, после чего был переведен на домашнее обучение, где он получил всестороннее образование.

Университетские годы

В 1765 году Гете зачислен в Лейпцигский университет. Хотя желанием отца было получение образования юриста, Гете все больше увлекался литературой и философией. Он любил слушать стихи Христиана Геллерта, а на уроках рисования познакомился с Иоганном Винкельманом.

В своем доме Гете часто устраивал встречи, любил ходить в театр и играть в карточные игры. В 1768 году Гете заболевает туберкулезом и вынужден бросить учебу, чтобы вернуться домой. На этой почве у него начинаются ссоры с отцом.

Жизнь и творчество

Находясь на больничном, Гете пишет свой первый литературный труд – комедию «Соучастники». В 1770 году он пытается закончить обучение и отправляется в Страсбург, но там в нем пробуждается интерес к химии, медицине и филологии. Там на формирование личности Гете оказал большое влияние теолог И. Гердер.

В Страсбурге Иоганн вступает в течение «Бури и натиска», проповедовавших почитание эмоций вместо разума. На волне этого течения он влюбляется во Фридерику Брион и пишет ей стихи «Степная розочка», «Майская песня» и другие. Однако вскоре любовь угасла и они расстались.

В 1773 году в свет вышла его пьеса «Гец фон Берлихинген с железною рукою», принесшую популярность автору в Священной Римской империи. Через год он закрепляет успех произведением «Страдание юного Вертера», в котором влюбленный юноша, не встретив ответных чувств, кончает жизнь самоубийством.

В 1782 году Гете пишет мистическую балладу «Лесной царь», рассказывающую о таинственном существе, забравшую жизнь больного ребенка.

В 20 лет Гете начал работу над главным трудом своей жизни – поэмой «Фауст». Она уникальна по своей структуре и содержанию, а также отражает динамику развития личности автора. Первый отрывок книги вышел в свет в 1808 году, а полностью она была опубликована на 24 года позже. Он считал главного героя этого произведения дьявола, явившегося в мир под именем Мефистофеля – частью загадочной силы, который вечно хочет зла, но обречен творить добро. Это произведение было переведено на множество языков мира и считается достоянием мировой культуры.

Личная жизнь

Изучая краткую биографию Гете Иогана Вольфганга, можно отметить, что он был загадочным человеком. Некоторые литературоведы считают главного героя «Фауста» прототипом «Гете».

Он был популярен среди женщин и часто плел любовные интриги. Пленить на тридцать лет его удалось лишь Кристиане Вульпиус. Гете любил в ней простоту и искренность.

В свободное от литературного творчества время философ разводил фиалки и пополнял свою коллекцию минералов.

Причиной смерти философа стала остановка сердца. Последними словами поэта были «Пожалуйста, закройте окно». Во многих городах в честь немецкого писателя установлены памятники и названы некоторые космические объекты.

Иога́нн Во́льфганг фон Гёте (нем. Johann Wolfgang von Goethe ) - крупнейший поэт и универсальный гений немецкой литературы, государственный деятель, мыслитель и естествоиспытатель.

Свое творчество он называл «фрагментами огромной исповеди». Автобиографические его произведения, в т.ч. Поэзия и правда (Dichtung und Wahrheit), рассказывающая историю детства и юности поэта вплоть до 1775; Путешествие в Италию (Italienische Reise), отчет о поездке в Италию в 1786–1788; Французская кампания 1792 (Die Campagne in Frankreich 1792) и Осада Майнца в 1793 (Die Belagerung von Mainz, 1793), а также Анналы и Дневники (Annalen и Tag- und Jahreshefte), охватывающие период от 1790 до 1822, – все были опубликованы в твердой уверенности, что невозможно оценить поэзию, не поняв прежде ее автора.
Гёте родился 28 августа 1749 во Франкфурте-на-Майне. «В отца пошел суровый мой / Уклад, телосложенье; / В мамашу – нрав всегда живой / И к россказням влеченье» (пер. Д. Недовича), – писал он в одном из поздних стихотворений. Первые стихотворные опыты Гёте относятся к восьмилетнему возрасту. Не слишком строгое домашнее обучение под наблюдением отца, а потом три года студенческой вольницы в Лейпцигском университете оставляли ему достаточно времени, чтобы удовлетворить тягу к чтению и испробовать все жанры и стили эпохи Просвещения, так что к 19 годам, когда тяжелая болезнь вынудила его прервать учебу, он уже овладел приемами версификации и драматургии и был автором довольно значительного числа произведений, большинство которых впоследствии уничтожил. Специально сохранен был стихотворный сборник Аннетте (Das Buch Annette, 1767), посвященный Анне Катарине Шёнкопф, дочери владельца лейпцигского трактира, где Гёте обычно обедал, и пасторальная комедия Капризы влюбленного (Die Laune des Verliebten, 1767).
В Страсбурге, где в 1770–1771 Гёте завершил юридическое образование, и в последующие четыре года во Франкфурте он был лидером литературного бунта против принципов, установленных И.Х.Готшедом (1700–1766) и теоретиками Просвещения.
В Страсбурге Гёте встретился с И.Г.Гердером (1744–1803), ведущим критиком и идеологом движения «Бури и натиска», переполненным планами создания в Германии великой и оригинальной литературы. Восторженное отношение Гердера к Шекспиру, Оссиану, Памятникам старинной английской поэзии Т. Перси и народной поэзии всех наций открыло новые горизонты перед молодым поэтом, чей талант только начал раскрываться. Он написал Гёца фон Берлихингена (Götz von Berlichingen) и, используя шекспировские «уроки», начал работу над Эгмонтом (Egmont) и Фаустом (Faust); помогал Гердеру собирать немецкие народные песни и сочинил множество стихов в манере народной песни. Гёте разделял убежденность Гердера в том, что истинная поэзия должна идти от сердца и быть плодом собственного жизненного опыта поэта, а не переписывать давние образцы. Эта убежденность стала на всю жизнь его главным творческим принципом. В этот период пылкое счастье, каким его наполняла любовь к Фридерике Брион, дочери зезенгеймского пастора, воплотилась в яркой образности и задушевной нежности таких стихов, как Свидание и разлука (Willkommen und Abschied), Майская песнь (Mailied) и С разрисованной лентой (Mit einem bemalten Band); укоры же совести после расставания с нею нашли отражение в сценах покинутости и одиночества в Фаусте, Гёце, Клавиго и в ряде стихотворений. Сентиментальная страсть Вертера к Лотте и трагическая его дилемма: любовь к девушке, уже обрученной с другим, – часть собственного жизненного опыта Гёте. Стихи к Лили Шёнеман, молодой красавице из франкфуртского общества, рассказывают историю его мимолетного увлечения.
Одиннадцать лет при веймарском дворе (1775–1786), где он был другом и советником молодого герцога Карла Августа, коренным образом изменили жизнь поэта. Гёте находился в самом центре придворного общества – неустанный выдумщик и устроитель балов, маскарадов, розыгрышей, любительских спектаклей, охот и пикников, попечитель парков, архитектурных памятников и музеев. Он стал членом герцогского Тайного совета, а позднее – государственным министром; ведал прокладкой дорог, набором рекрутов, государственными финансами, общественными работами, горнорудными проектами и т.д. и многие годы провел, изучая геологию, минералогию, ботанику и сравнительную анатомию. Но более всего пользы принесло ему продолжительное ежедневное общение с Шарлоттой фон Штайн. Эмоциональность и революционное иконоборчество периода «Бури и натиска» отошли в прошлое; теперь идеалами Гёте в жизни и искусстве становятся сдержанность и самоконтроль, уравновешенность, гармония и классическое совершенство формы. Вместо великих гениев его героями становятся вполне обычные люди. Свободные строфы его стихов спокойны и безмятежны по содержанию и ритмике, но мало-помалу форма становится жестче, в частности Гёте предпочитает октавы и элегические двустишия великой «тройки» – Катулла, Тибулла и Проперция.
Многочисленные служебные обязанности Гёте серьезно препятствовали завершению начатых им крупных произведений – Вильгельма Мейстера (Wilhelm Meister), Эгмонта, Ифигении (Iphigenie) и Тассо (Tasso). Взяв полуторагодичный отпуск, он едет в Италию, занимается там лепкой, делает более тысячи пейзажных набросков, читает античных поэтов и историю античного искусства И.И.Винкельмана (1717–1768).
По возвращении в Веймар (1789) Гёте не сразу перешел к «оседлому» образу жизни. В течение следующих шести лет он предпринял второе путешествие в Венецию, сопровождал веймарского герцога в его поездке в Бреслау (Вроцлав), участвовал в военной кампании против Наполеона. В июне 1794 он установил дружеские отношения с Ф.Шиллером, который просил помощи в издании нового журнала «Оры», и после этого жил главным образом в Веймаре. Ежедневное общение поэтов, обсуждение планов, совместная работа над такими замыслами, как сатирические Ксении (Xenien, 1796) и баллады 1797, были для Гёте прекрасным творческим стимулом. Были опубликованы сочинения, лежавшие у него в столе, в т.ч. Римские элегии (Römische Elegien), плод ностальгии по Риму и любви к Кристиане Вульпиус, которая стала в 1806 женой Гёте. Он закончил Годы учения Вильгельма Мейстера (Wilhelm Meisters Lehrjahre, 1795–1796), продолжил работу над Фаустом и написал ряд новых произведений, в т.ч. Алексис и Дора (Alexis und Dora), Аминт (Amyntas) и Герман и Доротея (Hermann und Dorothea), идиллическую поэму из жизни маленького немецкого городка на фоне событий Французской революции. Что касается прозы, то Гёте написал тогда сборник рассказов Беседы немецких эмигрантов (Unterhaltungen deutscher Ausgewanderten), куда вошла и неподражаемая Сказка (Das Märchen).
Когда в 1805 скончался Шиллер, троны и империи содрогались – Наполеон перекраивал Европу. В этот период он писал сонеты к Минне Херцлиб, роман Избирательное сродство (Die Wahlverwandtschaften, 1809) и автобиографию. В 65 лет, надев восточную маску Хатема, он создал Западно-восточный диван (West-östlicher Diwan), сборник любовной лирики. Зулейка этого цикла, Марианна фон Виллемер, сама была поэтессой, и ее стихи органично вошли в Диван. Притчи, глубокие наблюдения и мудрые раздумья о человеческой жизни, нравственности, природе, искусстве, поэзии, науке и религии озаряют стихи Западно-восточного дивана. Те же качества проявляются в Разговорах в прозе и в стихах (Sprüche in Prosa, Sprüche in Reimen), Орфических первоглаголах (Urworte. Orhisch, 1817), а также в Разговорах с И.П.Эккерманом, опубликованных в последнее десятилетие жизни поэта, когда он заканчивал Вильгельма Мейстера и Фауста.
Умер Гёте в Веймаре 22 марта 1832.
ИОГАНН ВОЛЬФГАНГ ФОН ГЁТЕ
ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Гёц фон Берлихинген с железною рукою (Götz von Berlichingen mit der eisernen Hand, 1773), навеянный историческими хрониками Шекспира, дает яркую реалистическую картину Германии 16 в., рисуя конфликт старого имперского порядка, представленного его рыцарством и крестьянством, и новых сил, конфликт князей и городов, которым суждено определять современную жизнь. В основу пьесы Клавиго (Clavigo, 1774) положен эпизод из мемуаров П.О.К. Бомарше; в противоположность Гёцу это композиционно простая современная трагедия из жизни среднего сословия, поднятая Гёте на уровень проблемной пьесы, где каждый персонаж по-своему прав. Герой Эгмонта (Egmont, 1788) – нидерландский штатгальтер (наместник) времен Филиппа II, казненный испанцами во время борьбы Нидерландов за освобождение от испанского ига. Свобода – главная тема трагедии. Использование оркестра, сопровождающего в последнем акте аллегорическое видение богини Свободы, вызвало в то время резкую критику, но позднее к этому приему прибег и Шиллер – так был сделан первый шаг на пути к вагнеровским музыкальным драмам, увертюра Бетховена к Эгмонту продолжила эту традицию. Ифигения в Тавриде (Iphigenie auf Tauris, 1787) – поистине прекрасный гимн Гёте женщине. В противоположность Ифигении Еврипида, хитрой интриганке, героиня Гёте, поставив перед собой высокую цель снять семейное проклятие, достигает этой цели отказом от кровной мести, ни при каких обстоятельствах не изменяет себе и живет чистой безгрешной жизнью, уверенная в том, что боги одобряют ее человеколюбие. Торквато Тассо (Torquato Tasso, 1790) – потрясающая до глубины души и, при всех ограничениях, налагаемых возвышенностью стихотворного языка и классической формой, – реалистическая и убедительная трагедия гения, которому грозит безумие. Роман Избирательное сродство (Die Wahlverwandtschaften, 1809) подробно и непредвзято разбирает проблемы развода.
Опубликованный в 1774 сентиментальный психологический роман в письмах Страдания молодого Вертера (Die Leiden des jungen Werthers) принес автору мировую славу. Первая его часть содержит более или менее точные обстоятельства несчастной влюбленности Гёте в Шарлотту (Лотту) Буфф, невесту его друга Г.К.Кестнера, летом 1772 в Вецларе. В основе второй части – незадачливая судьба К.В.Иерузалема, брауншвейгского полномочного секретаря: презираемый аристократическим обществом Судебной палаты, изводимый начальством и влюбленный в жену коллеги, он в октябре 1772 покончил с собой. Кристаллизация этих материалов и персонажей, однако, состоялась под действием тягостного инцидента, который случился с Гёте в феврале 1774 в доме ревнивого мужа Максимилианы Брентано.
Небывалый успех романа нельзя отнести лишь за счет непревзойденного искусства, с каким Гёте облекает заурядную историю любви в эпистолярную форму. Тут кредо целого поколения, восставшего против примитивного оптимистического рационализма отцов, которые в дивном изобилии природы усматривали действие умозрительных законов, в ее таинственном Творце – своего рода часовщика, в событиях жизни – набор моральных прописей, а в окольных тропах потерь и обретений – торный путь к счастью, достижимому разумным поведением. Вопреки всему этому Вертер провозгласил право сердца.
Вильгельм Мейстер – главный персонаж гётевской дилогии Годы учения Вильгельма Мейстера (Wilhelm Meisters Lehrjahre) и Годы странствования Вильгельма Мейстера (Wilhelm Meisters Wanderjahre). По жанру это роман воспитания (Bildungsroman), раскрывающий органичное духовное развитие героя по мере накопления жизненного опыта. Первая редакция романа – Театральное призвание Вильгельма Мейстера (Wilhelm Meisters theatralische Sendung, написана в 1777–1786) – обнаружилась в Швейцарии в 1910 и была опубликована в 1911. Роман замечателен реалистическим описанием актерского быта, жизни бюргеров и аристократов и поистине уникален в оценках немецких, французских и английских драматургов, в частности Шекспира. Годы учения Вильгельма Мейстера (1795–1796) были вдохновлены дружеским участием Шиллера; шесть книг Театрального призвания вошли в первые четыре книги новой редакции, но подверглись пересмотру с более зрелых позиций автора. Согласно новому плану, Мейстера нужно было привести к более универсальной, гуманистической жизненной концепции, которой можно было достигнуть, лишь общаясь с аристократами. Театр безусловно сохраняет свое воспитательное значение, но только как окольный путь в направлении идеала, а не как цель сама по себе. Годы странствования, написанные в последние годы жизни (опубл. 1829), вновь демонстрируют перемены в философии и манере письма, что характерно для Гёте, всегда стремившегося идти в ногу с меняющимся временем. Промышленная революция, по своим последствиям много более важная, чем скоротечная Французская революция, подтвердила, насколько радикально изменились времена с тех пор, как были завершены Годы учения. Примечательно, что по окончании своих европейских путешествий Вильгельм с семьей и группой друзей эмигрировал в Америку, где они намеревались создать демократическое братство тружеников.
Фауст – центральная фигура многих легенд, не раз встречающаяся в истории литературы. Гёте понадобилось более 60 лет, чтобы завершить обработку легенды по генеральному плану, составленному в 1770. Первая часть вышла в свет лишь в 1808. Вторая часть – за исключением величественной трагедии Елены в III акте, начатой в 1800 и опубликованной в 1827, – главным образом творчество последних лет жизни писателя (1827–1831); завершена незадолго до смерти Гёте и опубликована в 1833.
Два великих антагониста мистериальной трагедии – Бог и дьявол, а душа Фауста – лишь поле их битвы, которая непременно окончится поражением дьявола. Эта концепция объясняет противоречия в характере Фауста, его пассивную созерцательность и активную волю, самоотверженность и эгоизм, смирение и дерзость, – дуализм его натуры автор мастерски выявляет на всех этапах жизни героя.
Трагедию можно разделить на пять актов неравной величины, в соответствии с пятью периодами жизни доктора Фауста. В акте I, завершающемся договором с дьяволом, Фауст-метафизик пытается разрешить конфликт двух душ – созерцательной и деятельной, которые символизируют соответственно Макрокосм и Дух Земли. Акт II, трагедия Гретхен, завершающая первую часть, раскрывает Фауста как сенсуалиста в конфликте с духовностью. Часть вторая, уводящая Фауста в свободный мир, к более высоким и чистым сферам деятельности, насквозь аллегорична, это словно сновидческая пьеса, где время и пространство не имеют значения, а персонажи становятся знаками вечных идей. Первые три акта второй части образуют единое целое и составляют вместе акт III. В них Фауст предстает художником, сначала при дворе Императора, потом в классической Греции, где он соединяется с Еленой Троянской, символом гармоничной классической формы. Конфликт в этом эстетическом царстве возникает между чистым художником, занимающимся искусством для искусства, и эвдемонистом, ищущим в искусстве личного наслаждения и славы. Кульминация трагедии Елены – брак с Фаустом, в котором находит выражение синтез классики и романтизма, какого искал и сам Гёте, и его любимый ученик Дж.Г.Байрон. Гёте отдал поэтическую дань Байрону, наделив его чертами Эвфориона, отпрыска этого символического брака. В акте IV, завершающемся смертью Фауста, он представлен как военачальник, инженер, колонист, деловой человек и строитель империи. Он на вершине своих земных свершений, но внутренний разлад по-прежнему мучит его, потому что он не в силах достичь человеческого счастья, не разрушая человеческой жизни, равно как не в силах создать рай на земле с изобилием и работой для всех, не прибегая к дурным средствам. Дьявол, всегда присутствующий рядом, на самом деле необходим. Этот акт заканчивается одним из самых впечатляющих эпизодов, созданных поэтической фантазией Гёте, – встречей Фауста с Заботой. Она возвещает ему близкую смерть, но он надменно игнорирует ее, до последнего вздоха оставаясь своевольным и неблагоразумным титаном. Последний акт, вознесение и преображение Фауста, где Гёте свободно использовал символику католических небес, – завершает мистерию величавым финалом, с молением святых и ангелов за спасение души Фауста милостью благого Бога.
Влияние Фауста на немецкую и мировую литературу огромно. Поэтической красотой с Фаустом не сравнится ничто, а по цельности композиции – разве что Потерянный рай Мильтона и Божественная комедия Данте.

Биография Гёте

Иоганн Вольфганг фон Гете (нем. Johann Wolfgang von Goethe; 28 августа 1749, Франкфурт-на-Майне — 22 марта 1832, Веймар) — немецкий писатель, философ, естествоиспытатель и государственный деятель.

Биография

Гете — сын состоятельного имперского советника Иоганна Каспара Гете и Катарины Елизаветы, в девичестве Текстор, дочери высокого должностного Франкфурта.

В автобиографической книге «Поэзия и правда» («DichtungundWahrheit», 1811 — 1814) он так писал о своем рождении: «Двадцать восьмого августа 1749 года, в полдень, с двенадцатым ударом колокола, я появился на свет во Франкфурте-на-Майне. Расположение созвездий было благоприятным … »

Поэт был убежден, что расположение планет влияет на судьбу и во Вселенной каждому отведено особое место, поскольку человек — существенная частица Космоса. Его заполнено самыми занятиями и поисками жизнь была строго подчинена внутренней дисциплине. Он выстраивал свою биографию по тщательно обдуманным и только ему известному плану.

В детстве Гете изучал языки, в том числе и древнееврейский, рисование, занимался верховой ездой и фехтованием. Помимо традиционного комплекса гуманитарных знаний и физических упражнений, в домашнее образование Гете входили и естественные науки — обстоятельство, сыгравшее значительную роль в будущем развитии его научных интересов.

В 1765 г. отец отправил Гете в Лейпцигский университет изучать правоведение, однако юного студента больше тянуло кипучая литературная и театральная жизнь этого значительного торгового и культурного города Германии. Обучение в Лейпциге было прервано серьезной болезнью, поэтому следующие полтора года он провел дома. Весной 1770 Гете переехал в Страсбург, чтобы, по настоянию отца, закончить свою университетское образование. Здесь, в Страсбурге, слушание лекций по анатомии, химии и юриспруденции Гете перемежал с достаточно интенсивной литературно-культурной деятельностью. На этот период пришлось его знакомство, а впоследствии — и дружба с И.Г. Гердером, которое Гете позже назовет «самым значительным событием» в его жизни. В Страсбурге Гете пережил и первую любовь к дочери сельского пастора — 16-летней Фридерика Брион, которой посвятил лучшие лирические стихи этого периода.

6 августа 1771 Гете защитил диссертацию и получил степень лиценциата права. После возвращения домой отец отправил его в Вецлар, недалеко Франкфурта. Здесь, в имперской судебной палате, Гете должен был практиковаться, хотя все его мысли были ориентированы на литературу. В Вецлар Гете влюбился в Шарлотту Буфф, дочь местного чиновника, в то время невесту. Безответная любовь и вызвало появление романа «Страдания юного Вертера», как и целого ряда лирических стихотворений.

Исследователи подсчитали, что Гете написал более 1600 стихотворений, которые рождались как отзывы на непосредственные жизненные впечатления и переживания. Он полностью подпадал под власть нахлынуть ощущение, но одновременно Гете всегда предельно скромен и корректен в передаче лирических переживаний. Например, в стихотворении «Свидание и прощания» («Willkommen und Abschied», 1771), посвященном Ф. Брион, несмотря на взволнованность и переизбыток чувств, лирический герой предстает благородно целомудренным. Встреча влюбленных происходит лишь в мечтах и воспоминаниях. Стихотворение «Прометей» является темпераментным монологом защитника людей — Прометея, который бросает тирану Зевсу вызов, утверждая, что верховный небожитель лишь творение человеческих предрассудков и страхов.

Начало творческого пути Гете связано с литературным движением, представители которого выступали под лозунгом «Буря и натиск!». Себя эти поэты и драматурги называли «Штюрмер» — от немецкого названия «Sturm und Drang».

Свободолюбивые мятежные настроения юного Гете проявились также в его драме «Гец фон Берлихинген» («Gotz von Berlichingen», 1773), материалом для которой стал жизнеописание Готфрида фон Берлихинген, написанный им в 1557 p., Но отпечатанный в 1731 г. Гец (сокращ. от Готфрид) — реальное историческое лицо.
Вслед за Шекспиром Гете игнорирует классицистические три единства — в драме 65 сцен, которые быстро сменяют друг друга, и большое количество персонажей. «Гец фон Берлихинген» написан прозой, герои общаются простым, а отчасти грубоватой народной речью.

Главный герой — рыцарь, который восстал против княжеского произвола. Опираясь на исторические хроники Шекспира, Гете мастерски воссоздает колорит эпохи, изображая пеструю вереницу рыцарей, солдат, крестьян, бюргеров, представителей придворной знати Бамбергского князя-епископа. Меньшее значение имели драмы Гете на современные темы: «Клавиго» («Clavigo», 1774) и «Стелла» («Stella», 1775).

Роман «Страдания юного Вертера» («Die Leiden desjungen Werthers», 1744), написанный в Веймаре, где Гете по настоянию отца стажируется в имперском суде, сделал автора знаменитым не только в Германии, но и во всей просвещенной Европе.

Гете избрал для «Вертера» эпистолярную форму. Письма — это исповедь героя. События романа происходят с мая 1771 по декабрь 1772 Таким образом, время действия и время создания романа очень близки. Эпистолярный роман — излюбленный жанр сентименталистов. Гете в духе сентименталистских представлений прославляет любовь, глубокие искренние чувства, на которые способен человек, независимо от своей сословной принадлежности.

Гете одним из первых возвестил миру этим романом, что достоинство человека не в его предках, не в ее сословной принадлежности, а в ней самой — в ее личности, в ее качествах, интеллекте и поступках.

В конце жизни в «Поэзии и правде» Гете рассказал о том, что он написал «Страдания юного Вертера», чтобы освободиться от навязчивой мысли о самоубийстве. Однако поступок Вертера оказался столь заразительным, что после издания переводов романа во Франции (1774), Англии (1776), Голландии (1781), Италии (1781), Швеции (1783) и России (1788) по Европе прокатилась волна самоубийств юношей, которые готовы были ценой жизни доказать истинность своей страсти. Роман «Страдания юного Вертера» остался в мировой литературе непревзойденным произведением о трагическом неразделенной любви.
В 1775 г. Гете принял предложение Саксен-Веймарского герцога Карла-Августа и переехал в Веймар, где взял на себя ряд государственных обязанностей, стал первым министром герцога, получил титул тайного советника. Исследователь творчества Г — Н.Н.Вильмонт так объяснял мотивы этого поступка: «Уезжая в Веймар, Гете надеялся радикально улучшить общественные отношения хотя бы на небольшом клочке немецкой земли, в владениях Карл-Августа, с тем чтобы этот клочок земли был образцом для всей страны и проведенные на нем реформы стали бы прологом общенационального переустройства немецкого жизни ».

Гете вскоре убедился, что это были напрасные надежды, поскольку герцог, разумеется, забыл о своих добрых намерениях. Гете постепенно сузил круг своих обязанностей, оставив лишь попечительства театром и учебными заведениями, а 3 сентября 1786 вообще убежал из постылого веймарского придворного мира. Два года он провел в Италии, где изучал античное и ренессансное искусство, сам пробовал свои силы в живописи, но затем вернулся в Веймар и оставлял его только ради кратковременных поездок в Карлсбад, Мариенбад и в другие места для улучшения здоровья. Всю жизнь Гете теперь проходило в Веймаре, где к нему пришло мировое признание, раскрылся его универсальный талант поэта и прозаика, драматурга и литературного критика, театрального постановщика, актера, художника, археолога и естествоиспытателя.
Гете обычно длительное время работал над большинством своих произведений. Например, замысел драмы «Эгмонт» («Egmont») приходится на 70-е pp. XVIII в., Когда он закончил ее черновой вариант. Однако окончательно завершил драму в Италии в 1787 p., А в следующем — опубликовал. В трагедии отразилось юношеское увлечение В. Шекспиром. Немецкий драматург, как Шекспир, обратился к исторической эпохи, крайне напряженной, когда в тугой узел противоречий сплелись политические и религиозные конфликты. Пытаясь воссоздать события максимально правдиво, Гете выбрал прозаическую форму, в то время было новшеством, поскольку драмы писали стихами.

Место действия «Эгмонта» — нидерландские провинции (современные Бельгия и Голландия), которые в середине XVI в. непосредственно принадлежали испанской короне. Филипп II назначил обладательницей Нидерландов свою сводную сестру, внебрачную дочь короля Карла V Маргариту Пармскую. Исполнителями ее воли, а по сути, фактическими правителями Нидерландских провинций Вильгельм Оранский и граф Эгмонт, который стал центральным персонажем драмы. Все действие сосредоточено вокруг Эгмонта. Гете достоверно воспроизводит исторический конфликт: нидерландские бюргеры недовольны высокими поборами, которыми обложил их король. Они принимают протестантскую веру, и это также усиливает их антагонизм с католической Испанией. В городах зреет недовольство, способное вызвать революционный взрыв,

По мнению Гете, народ сам выбирает своих вождей. Любимец простонародья, Эгмонт даже наперекор своей воле призван возглавить борьбу страны за свою независимость. В трагедии «Эгмонт» судьба героя предопределена приверженностью к нему народа, который сам сделал его своим вождем. Любовь соотечественников к Эгмонта мотивируется не столько политическими мотивами, сколько тем, что он правильно понял стремление народа в эпоху исторических катаклизмов.

Драматург пошел на нарушение исторической истины, создавая образ главного героя. Эгмонт у Гете значительно моложе, чем был в действительности.
Он почти юноша, нежно любит девушку из народа Клерхен. Гете отчасти идеализирует Эгмонта. Герой трагедии увенчан почестями, он счастлив, талантливый, мудрый и отважный. Кажется, ничто не предусматривает бедствия. Но по приказу короля герцог Альба, ворвавшись со своей армией в Нидерланды, жестоко расправляется с свободолюбивыми мещанами. Эгмонт, как их любимец, арестован первым, ему грозит смертная казнь.

В заключении ярко проявляется героический характер Эгмонта. Теперь и только теперь его надежды обращении к народу, который мог бы освободить его. Он верит, что восставший народ прогонит испанцев. Преданная ему Клерхен пытается поднять горожан на борьбу. Но Эгмонт обречен, он пропустил возможность стать настоящим другом и вождем народа. Теперь ему остается одно: своим примером, своей мужественной, достойной гибелью призвать народ к борьбе за свободу.

В трагедии Гете показано начало буржуазной революции в Нидерландах, в результате которой страна была освобождена из-под испанского гнета, а через два десятилетия там установилась независимая республика. Но трагедия Гете была обращена к его соотечественников, не готовых к антифеодальной борьбы. Это для них звучал монолог Эгмонта, что в тогдашней Германии нашел отклик в литературе, искусстве, музыке Бетховена, но не мог быть реализован практически.

В творчестве Гете после возвращения из Италии отразились новые эстетические взгляды, которые исследователи называют «веймарским классицизмом». Поэт теперь отдавал предпочтение классическим формам античного искусства, стал более сдержанным в выражении своих идей. Его позиция отличается большей уравновешенностью. В период острых социальных схваток он весьма осторожно проявляет свои симпатии и антипатии. Это просматривается особенно ощутимо в эпической поэме «Герман и Доротея» («Hermann und Dorothea», 1798).

Гете в этом произведении попытался исключительную и достаточно удачную — создать идеальные образцы своих современников. Главные персонажи поэмы покоряют читателя чувством собственного достоинства, доброжелательностью, красотой и трудолюбием. Жизнь Германа и Доротеи удивительно гармоничное, потому что при любой тяжелой ситуации они идут по велению своих добрых сердец.
Какие бы творческие замыслы не влекли Гете, он всегда неизменно возвращался к поэзии. Формы и жанры его лирических произведений менялись, как менялись с годами и десятилетиями и взгляды гениального человека, который жил напряженной духовной жизнью. Иными становились его взгляды на человека, на взаимоотношения наций и классов. Гете склонялся к мысли, что единственной силой, способной смягчить нравы, есть искусство, только красота делает благородным каждого человека в частности и весь мира целом.

Он не отрицал свои юношеские Тираноборческие идеалы, но переосмыслил их в зрелой своей поэзии, внеся успокаивающее поправку. Поворотный этап в развитии поэзии Гете зримо просматривается в стихотворении «Ильменау» («Ilmenau», 1783). Элегия «Ильменау» выражает идеал, Гете годами будет утверждать своим творчеством: каждый человек, это князь, поэт, актер, рудокоп или крестьянин, обязан выполнять свой долг, следовать своему призванию и тем самым служить людям, улучшать жизнь и украшать землю. Понятие долга становится центральным в системе нравственных ориентиров Гете.

В первое веймарская десятилетия Гете написал свой второй роман «Театральное призвание Вильгельма Мейстера» («Wilhelm Meisters theatralische Sendung», 1777-1785; вид. 1911). Однако роман не был издан, а позже текст был переработан для нового романа с тем же героем — «Годы учения Вильгельма Мейстера» («Wilhelm Meisters Lehrjahre», 1793-1796; вид. 1795-1796).

С самого начала в рассказ о том, как образованный немецкий бюргер порывает со своей средой, впоследствии став выдающимся драматургом, Гете-прозаик включил несколько замечательных стихотворений. Они являются поэтическими монологами героев, это их заветные мечты, стремления, переживания.

Миньона — девушка, почти ребенок, диковатая и резвая, бесконечно преданная Вильгельму Мейстера, — поет песню о живописной солнечной красоте Италии, где она родилась. В этой поэзии Италия становится символом всего прекрасного и необычного. Основной лейтмотив двух других песен Миньоны — тайное страдание, в котором она никогда не признается, которое угадает лишь тот, кому знаком такой же боль души. В четвертой песне Миньоны, как в песне беззаботной, но чуткой и самоотверженной актрисы Филины, печаль и радость сливаются. Герои наслаждаются жизнью. Но среди веселья и счастья они не могут забыть, что блаженство не вечно, что человеку суждено пережить лишь счастливую мгновенность бытия.
Загадочный в романе о Вильгельма Мейстера образ арфиста. Бедный незнакомый Заблуда, которого приняли в труппу комедианты, исполняет песни, в которых трагизм бытия достигает апогея. Гуманизм этого стихотворения, как и всего цикла в целом, выраженный в настоятельно повторяющейся мысли: страдание объединяет людей, коллективно пережитый трагический опыт делает человечество сильнее и мужественнее. «Через страдания к радости» — эта мысль И. К. Ф. Шиллера, несомненно, была близка и Гете.

Два больших немецкие поэты — Шиллер и Гете — в 1797 г. дружески состязались в написании баллад. Гете был инициатором возрождения этого жанра.

Баллады Гете «Лесной король» («Erlkonig»), «Коринфская невеста» («Die Braut von Korinth») и др.. написанные в традициях страшной сумрачной баллады. их первоисточниками стали античные мифы и средневековые легенды. В балладах Гете обязательно присутствует загадочное. Гете передает ощущения ночных ужасов. Таинственное, потустороннее губительно вторгается в жизнь.

Таланту Гете была присуща универсальность. Воспроизведение в слове различные исторические эпохи, выразить сильные чувства, отчасти антагонистические, разгадать тайны человеческих поступков, проникнуть в недра природы — все это свойственно Гете.

Идея взаимосвязанности различных культур и эпох вдохновляла Гете, когда он работал над поэтическим циклом «Западно-восточный диван» («West-bstlicher Divan», 1819). Диваном в восточных странах называли сборники стихов, расположенных в определенном порядке. Падение Наполеона, захват очаровательной и поэтически одаренной Марианной фон Виллемер, открытие лирики Гафиза, который жил в Ширазе в XIV в., — Все это, поэтически переосмыслено, составило содержание «Западно-восточного дивана». Через все стихотворения «Дивана» проходит мысль о нетленности поэтического слова, сказанного Гафиза и другими выдающимися восточными поэтами. Они прославляли любви и жизни и поэтому заслуживают бессмертия. В стихах Гете прозвучала важная мысль о единстве человеческой цивилизации, о связи различных времен и стран, о взаимообогащения культур.
На протяжении всего творческого пути Гете работал над трагедией «Фауст» («Faust»). В 1773 — 1775 pp. он создал первый набросок «Фауста», где содержались основные сюжетные моменты. Этот, т. н. «Пра-Фауст» в рукописях Гете не сохранился, но был обнаружен в 1887 г. в записи одной из поклонниц выдающегося поэта. В 1790 г. был опубликован «Фауст. Фрагмент », своеобразный сокращенный вариант« Пра-Фаусте ». Его очень высоко оценил Й.К.Ф. Шиллер, с которым у Гете сложились тесные дружеские отношения. Шиллер побудил автора к продолжению «Фауста». Особенно интенсивно работа велась с 1797 по 1801 годы. Были написаны «Посвящение», оба «Пролог», сцены «Кабинет Фауста» и «Вальпургиева ночь». Первая часть была завершена в 1806 p., А напечатана — в 1808 г.

Замысел второй части созрел в 1797-1801 pp., А к ее написанию Гете обратился лишь через четверть века по настоятельным просьбам его секретаря И. П. Эккерман. Гете завершил работу над «Фаустом» в 1831 г. Полностью трагедия была издана в 1832 г. в первом томе его «посмертного издания сочинений».

Гете воспользовался сюжетом немецкой народной книги о докторе Фаусте. Врач и алхимик Иоганн (у Гете — Генрих) Фауст действительно жил в первой половине XVI в. Легенда рассказывает о нем как о талантливом мага и волшебника, которому подвластны потусторонние силы, за что его ждала в аду возмездие. По легенде, его задушил дьявол, что случилось около 1540 г. В 1587 во Франкфурте-на-Майне печатник Иоганн Шпис издал книгу, на титульном листе которой было написано: «История о докторе Иоганна Фауста, знаменитого колдуна и чернокнижника. О том, как в назначенное реченець продался дьяволу, какие удивительные приключения он за это время увидел, сам начинал и испытывал, пока не постигла его, наконец, заслуженная кара. Составлено на основе его собственных, им оставленных произведений. Собрано и приготовлено к печати для добросердечного наставление всем високомислимим, самоуверенным и безбожным людям. Пусть будет для них это страшным примером, отвлекая наставлениям … ». Народная книга была переиздана в 1589 г., а в 1593 г. рассказ дополнена жизнеописанием Вагнера — ученика Фауста. Вагнер выступает непутевым бездельников, который овладел тайнами магии, а после смерти Фауста унаследовал его богатства.

Немецкий народную книгу переводили и издавали в Англии, Голландии и Франции. Английский драматург К. Марло (1564-1593) использовал сюжет для своей трагедии «Трагическая история доктора Фауста». К сюжету о Фаусте обращались незадолго до Гете — Ф.М. Клингер и Г.Е. Лессинг.
Постепенно легенда о докторе Фаусте стала настолько популярной, что ее разыгрывали в спектаклях кукольники. Одну из таких представлений Гете увидел в детстве. Так состоялось знакомство поэта с Фаустом и Мефистофелем.

Гете существенно изменил и дополнил сюжет новыми персонажами и событиями. Создавая образ Фа-уста, Гете на примере его судьбы в первой части показал осуществление всех возможных желаний человека, а во второй части — безграничные возможности человечества. Однако, с точки зрения Гете, максималистское осуществления независимой воли вызывает трагедию. В первой части — погоня героя за наслаждением оборачивается гибелью героини, Во второй части в трагедии перерастает стремление героя усовершенствовать природу, внести свои прагматические коррективы в мироздании. По авторскому определению, «Фауст» создан в жанре трагедии. Однако в целом произведение не рассчитан на сценическое воплощение. В «Фаусте» сочетаются эпос, лирика, драма. По многим жанровым признакам близок к поэме.

«Фауст» открывается «Посвящение», написанной октавами. Четыре восьмирядкови строфы отражают момент возвращения автора к заветному замыслу. Прошло четверть века с тех пор, как началась работа над трагедией, первых слушателей не стало, и это придает «Посвящении» элегического настроения.

В «Прологе в театре» отражены наблюдения Гете, когда он в течение многих лет руководил Веймарским театром. Директор театра, Поэт и Комедийный актер, каждый на свой лад рассуждают об искусстве. Директор мечтает, чтобы публика толпой валила в театр. Поэт презирает толпу, он направлен в надзвездные даль, а Комедийный актер ради аплодисментов готов смешить зрителя. Каждый из них прав по-своему, диспут длится недолго. В репликах Директора театра угадывается, что «Фауст» сценически воплощен.

В «Прологе на небе» возникает завязка трагедии. В паре, на которое пошли Мефистофель с самим Господом, речь идет о человеке, о его достоинстве, муки и радости, об удовольствии и разочарование. Объект споров — человек, и этот человек — Фауст. Доктор Фауст предстает перед читателем в мрачном готическом кабинете. Прожита долгая жизнь, усвоено много замечательных знаний, но истина оказалась недоступной. Фауст разочарован. Он на грани самоубийства, и только пасхальный песнопение удержал его от греховного поступка.
В «Фаусте» Гете с самого начала подчеркивает важнейшие свойства человеческой натуры: недовольство достигнутым и стремление к идеалу. Ради того, чтобы прожить жизнь заново, он заставляет душу дьяволу. Зато Мефистофель дарит Фаусту молодость, и начинаете их совместное восхождение у обычная жизнь. «Фауст» — это не только философская трагедия, оперирующего отстраненным понятием, а изображение конкретного реальной жизни Германии. Важное место в контексте занимают народные сцены, проникнуты лирикой и гуманизмом: «У городских ворот», «Погреб Ауэрбаха», сцены с Мартой.

Из недр народной жизни вырастает и образ Маргариты. Фауст впервые встречает Гретхен, когда она выходит из церкви. Она благочестивая и скромная, у нее есть чувство чести, она долго не поддается на дьявольские уловки Мефистофеля, но силы неравны. Фауст дарит ей драгоценный убор, а соседка Марта, по наущению Мефистофеля, действует как опытный сводня.

Трагедия Маргариты состоит из подсознательного совершенного преступления и убежденно взятой на себя за собственную вину наказания. Несмотря на мольбы Фауста, она отказывается покинуть тюрьму. Величие Маргариты в том, с каким достоинством она принимает строгую кару.

Фауст, который хотел сделать Маргариту счастливой, привело к ее гибели. Виноват ли он? Он должен, если рассматривать его как обычного человека. Но он — символ человечества, герой и героиня принадлежат к разным мирам. Счастье с Маргаритой для Фауста было бы преждевременным и невозможным, как остановка на пути к бесконечности.
Во второй части путешествия Фауста продолжаются, но теперь он путешествует не только в пространстве, но и во времени, своевольно блуждая эпохами. Во второй части трагедии, чередуясь, сменяются два исторических периода: Средневековье и античность. Г. создает большое количество образов-символов, черпая их из легенд и мифов, а также с собственной безграничной фантазии.

При дворе германского императора Фауст выступает в роли ближайшего советника, на чем, вероятно, сказались жизненный опыт самого Гете и его просветительские иллюзии. Империя опустошена, в стране царит хаос и разруха. Мефистсфель подсказывает, что следует начать с выпуска бумажных денег под залог земных богатств, а это окончательно приводит страну к краху. Сила таланта Гете не в конкретике отображения момента, а в обобщающей символике.

Символическое и любовь Фауста к Елене Прекрасной. Спасет человечество красота? В восторге Фауста Еленой Гете воссоздал извечное стремление человека к идеалу. Но счастье Фауста короткое, зоно исчезает, как исчезает миф, когда у него вмешивается историческая правда. В эпизоде с Еленой отразился и определенный этап духовного развития Гете, связанный с увлечением античностью в период «веймарского классицизма». В образе Эвфорион — сына Фауста и Елены — Гете воплотил Байрона и его гибель в Греции.

Иоганн Вольфганг Гете – немецкий писатель, драматург и поэт, вошедший в историю мировой литературы. Произведения этого автора бессмертны и носят философский характер. Создатель знаменитого «Фауста» был добрым и загадочным человеком, разбирающимся в науках и адвокатской деятельности.

Родился немецкий гений классической литературы 28 августа 1749 года в Германии, в процветающем торговом городе Франкфурт-на-Майне. Детство талантливого мальчика прошло в тихом и уютном доме у Оленьего оврага, который в будущем станет музеем имени Иоганна Вольфганга Гете.

Родители писателя имели знатное положение: Каспар Гете был юристом и имперским советником, а Катарина Элизабет Гете являлась дочерью верховного городского судьи Иоганна Вольфганга Текстора. Стоит сказать, что супруга Каспара младше его на 21 год, девушку выдали замуж за юриста в юном возрасте, и первоначально любовных чувств она к нему не питала.

Каспар Гете жил в достатке и ни в чем ни себе, ни семье не отказывал, благодаря полученному наследству от Фридриха Георга, который являлся ему отцом. Огромное состояние дедушка писателя заработал самостоятельно, пройдя путь от портного до владельца трактира. Отец Иоганна был умным человеком с сильным нравом, но с ограниченным кругозором и со строгим характером.


Глава семейства не работал, так как полученных денег хватало на всю жизнь. Вместо кропотливого труда Каспар много путешествовал, особенно ему приглянулась Италия и культура Рима. Также он собирал домашнюю библиотеку, которую старательно изучал юный будущий автор «Фауста». На книжных полках Фридриха накапливалось порядка двух тысяч книг – целое литературное состояние.

В шестилетнем возрасте маленький Иоганн начинает интересоваться религиозным вопросом. После землетрясения в Лиссабоне мальчик задумывается, а есть ли Бог. Если он существует, то почему забрал невинных добродетельных людей, которые погибли во время стихийного бедствия? У Иоганна была сестра Корнелия, с которой брат поддерживал теплые отношения. Помимо мальчика и девочки Катарина родила еще четверых детей, но они умерли в младенческом возрасте.


Мать писателя – полная противоположность супруга: Катарина была веселой и улыбчивой женщиной, которая на все стороны жизни старалась смотреть с оптимистичной стороны. Из-за задорного характера Катарины маленький Иоганн любил ее больше, чем отца, однако с Фридрихом у мальчика также сложилась дружба, несмотря на частые ссоры и вспыльчивый характер Гете старшего.

Катарина не получила среднего образования, что было нередко для женщин в эти времена, но хранительница очага семьи Гете также любила читать и увлекалась театрами. Маленький Иоганн очень любил сказки, которые ему читала на ночь мама: Катарина сама сочиняла их. Правда женщина действовала хитро: будущий писатель рассказывал бабушке о своих переживаниях, а она в свою очередь передавала «тайну» внука его матери. Таким образом, Катарина понимала, о чем поведать сыну в следующем рассказе.


Будущий немецкий литературный деятель Иоганн Гете рос в уютной обстановке, полной любви и понимания. Хоть родители мальчика имели достаток, Гете не был разбалованным ребенком и с раннего возраста пристрастился к литературе, познакомился с «Метаморфозами» и «Илиадой». Когда мальчику было 4 года, он получил роскошный подарок от бабушки – небольшой кукольный домик. Маленький Гете обожал играть с игрушечным театром и придумывал миниатюрные сценки. Иоганн начинает писать стихи с десятилетнего возраста. С тех пор будущий великий писатель именует себя поэтом.

С 1756 по 1758 года юный Гете ходит в среднюю школу, а затем переводится на домашнее обучение. Фридрих не жалел денег на образование детей, поэтому с Иоганном и Корнелией занимались только лучшие частные учителя. Мальчик изучал иностранные языки, естественные науки и увлекался рисованием. Помимо этого в домашнее обучение входили занятия конным спортом, фехтованием, танцами, а также игрой на пианино и виолончели.


Занятия французским, греческим, английским, латинским и т.д. помогают юному Гете написать стихотворный роман о братьях и сестрах, которые посылают друг другу письма на разных языках. Мальчик пишет первое произведение от скуки, так как ему надоело выполнять домашнюю работу.

Осенью 1765 года Гете поступает в Лейпцигский университет, который считается одним из самых лучших в Германии. Фридрих желал, чтобы сын пошел по его стопам, поэтому отдал подростка на юридический факультет. Однако Иоганн с неохотой посещает занятия по праву, отдавая предпочтение философии, естествознанию и литературе. Гете любил слушать лекции немецкого поэта и философа Христиана Геллерта, а также в студенческие годы на уроках рисования знакомится с Иоганном Винкельманом, которого считает своим наставником.


Находясь в «Маленьком Париже», Гете жил на улице Ноймаркт, в доме под названием «Огненный шар». Юный Гете был общительным студентом, в его окружении было много приятелей-одногруппников, с которыми будущий писатель устраивал дружеские встречи, а также посещал театр, музицировал на фортепиано и играл в карты. Одет Иоганн Гете был «с иголочки». Но первоначально студент приехал в город в «простецком наряде провинциала» и вызывал насмешки.

Заботливый Фридрих, не жалевший денег на увеселение и одежду Иоганна, каждый месяц посылал студенту 100 гульденов, что в те времена было хорошим состоянием.

Несмотря на сообразительность и прилежность в учебе, Гете не удается окончить вуз. Из-за обострения туберкулеза летом 1768 года юноше приходится вернуться в родной город. Из-за того, что Иоганн вернулся во Франкфурт без диплома, начинаются разногласия между отцом и сыном.

Литература

После приезда из Лейпцига Гете долго болеет и сидит дома. Находясь на больничном, юноша пишет первое произведение – комедию Die Mitschuldigen («Соучастники»)

В 1770 году Гете в надежде получить юридическое образование отправляется в город Страсбург: на новом месте будущий писатель начинает интересоваться химией, медициной, а также филологией. Там он знакомится с немецким писателем и теологом Иоганном Гердером, который оказал на юношу положительное влияние.


В новом городе молодой Гете формирует себя как поэта и относится к течению «Бури и натиска». Это практически то же самое, что и сентиментализм в Европе: на смену классическим деятелям разума приходят почитатели эмоциональных чувств.

В Страсбурге Гете влюбляется во Фридерику Брион, и молодой поэт посвящает ей лирические стихотворения: «Степная розочка», «Майская песня» и т.д. Сспустя время Гете пишет Брион, что его чувства к девушке охладели.

В 1773 году Гете пишет пьесу о швабском рыцаре «Гец фон Берлихинген с железною рукою», которая приносит популярность юному писателю на манифесте «Бури и натиска».


1772 году по настоянию отца Гете отправляется в Вецлар на адвокатскую практику. В старинном городе молодой человек страстно влюбляется в Шарлотту Буфф, встретив ее на танцевальном вечере. Поэта пленила красота очаровательной девушки. Проведя вечер в окружении Гете, Шарлотта не отвечает взаимностью юному Иоганну, из-за чего у писателя случается депрессия.

Но стоит отдать должное этой мимолетной встрече, ведь благодаря ей в 1774 году у Гете рождается гениальное произведение «Страдание юного Вертера», где Шарлотта была прототипом Лотты. Роман в письмах рассказывает о юноше, который безответно влюбился и покончил жизнь самоубийством. Такая сюжетная развязка была навеяна Гете его другом Карлом Вильгельмом Иерузалемом, который в 1772 году застрелился в своей квартире из-за чувств к замужней женщине.


Роман Иоганна Гете "Страдание юного Вертера"

Роман о безответной любви Вертера приобрел популярность и принес известность Гете, однако по Германии прошла война самоубийств на почве безответной любви: юные немцы восприняли произведение Гете слишком близко к сердцу. Поэтому в некоторых городах книгу Иоганна даже запрещали.

"Фауст"

На книжных полках библиотеки семьи Гете стояла книжка об Иоганне Георге Фаусте. Этот человек, живший в 15-16 веках, был загадочной личностью, которой интересовались многие поэты последующих времен. И, конечно же, интерес к мистическому чернокнижнику не обошел и Гете, который любил изучать оккультную науку и алхимию.


Поэмы Иоганна Гете "Фауст"

Над поэмой «Фауст» Иоганн Гетте работал большую часть своей жизни начиная с 20-летнего возраста. Это произведение гениально по структуре и содержанию, а также отражает литературные взгляды поэта, которые менялись на протяжении писательских лет.

Впервые отрывок из «Фауста» публикуется в 1808 году, а целая книга, состоящая из фрагментов, выходит в свет в 1832 году.


Трагедия Гете была переведена на многие языки мира и до сих пор считается достоянием культуры. Переводом на русский занимались , Анатолий Мамонтов, Александр Струговщиков и другие. Но наиболее известная русификация произведения принадлежит .

Цитата злого духа из поэмы является эпиграфом к роману «Мастер и Маргарита»:

«Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» – говорил Мефистофель, которого русский писатель делает прототипом Воланда в своей книге.

Еще одним популярным мистическим произведением Иоганна Гете является баллада «Лесной царь», написанная в 1782 году. Сюжет повествует о сверхъестественном существе, которое умертвило ребенка: Гете проводит аналогию с болезнью мальчика. Бредил ли герой «Лесного царя» или же повстречался со злым королем?


Иллюстрация к поэме Иоганна Гете "Фауст"

Эта баллада стала узнаваемым произведением Гете, ее с легкостью можно отнести к народному эпосу. Также стихи в будущем нашли отражение в литературе и музыке: пишет роман «Бледный огонь», а немецкая группа Rammstein исполняет песню «Dalai Lama».

Личная жизнь

Гете был обаятельным и добрым человеком, которому удавалось овладеть любыми знаниями. За счет заинтересованности к искусству и литературе Гете с детства развивал характер, читая бессмертную классику.

Несмотря на общительность, Иоганн Вольфганг слыл загадочным человеком, некоторые историки считают, что часть характера Генриха Фауста из произведения Гете была присуща автору поэмы.


Даже на фотографических портретах Иоганна Гете прослеживается некая мистичность, его карие глаза будто бы хранят некую тайну, которой ведал он сам.

Гете пользовался популярностью у женщин, и не хватит книги, чтобы описать любовные интриги немецкого классика. И только Кристиана Вульпиус влюбила в себя поэта на целых тридцать лет.


Кристиана не была красавицей, как первая любовь писателя Шарлотта, однако пленила Гете простотой и искренностью. Встретились они случайно на улице, девушка передала будущему избраннику письмо. Бедная крестьянка так очаровала Иоганна Вольфганга, что тот незамедлительно предложил молодой девушке поселиться в его имении. Большинство любовниц поэта посчитали оскорблением выбор писателя, который предпочел «простушку». У Гете и Кристины было пятеро детей, хотя у немецкого классика имеются дети и от других женщин.

В свободное время Гете разводил фиалки и коллекционировал минералы.

Смерть

В 1832 году весной Гете простудился во время прогулки в открытой карете, и болезнь резко ухудшила здоровье 82-летнего писателя. 22 марта великий поэт умер из-за остановки сердца. Последние слова автора «Фауста»:

«Пожалуйста, закройте окно».

Цитаты

  • «Человечество могло бы достигнуть невероятных успехов, если бы оно было более трезвым»
  • «Вера - это радужный мост между небом и землей, всем на отраду, но из странников каждый видит его по-разному, в зависимости от того места, где находится»
  • «Всякий, кто не верит в будущую жизнь, мертв и для этой…»
  • «Бог есть всё, если мы стоим высоко; если мы стоим низко, он есть дополнение нашего убожества»
  • «Влюбившийся дурак на глупости горазд: / И солнце, и луну, и звезды он отдаст / На фейерверк – красотке на забаву!»

Библиография

  • «Страдание юного Вертера» (1774);
  • «Ифигения в Тавриде» (1787);
  • «Римские элегии» (1788);
  • «Торквато Тассо» (1790);
  • «Метаморфоз растений» (1790);
  • «Годы учения Вильгельма Мейстера» (1796);
  • «Фауст» (1808-1831);
  • «Мариенбадская элегия»;
  • «Волшебная флейта»;
  • «Учение о цвете»;
  • «Материалы для истории учения о цвете»;
  • «Западно-восточный диван» (1819);

Иоганн Вольфганг фон Гёте родился 28 августа 1749 года в Франкфурте-на-Майне немецкий поэт, мыслитель и естествоиспытатель. Выдающийся представитель Просвещения в Германии, один из основоположников немецкой литературы нового времени, разносторонний учёный.

Сын имперского советника, образованного бюргера, Гёте учился в Лейпциге (1765-1768 гг.) и Страсбурге (1770-1771 гг.), слушал лекции по юриспруденции и многим другим научным дисциплинам, включая медицину. В Страсбурге Гёте познакомился с И. Г. Гердером и стал участником движения «Бури и натиска». В 1775 году приехал в Веймар по приглашению герцога Карла Августа. Пренебрегая мнением двора, Гёте вступил в гражданский брак с работницей цветочной мастерской Кристианой Вульпиус. Великую французскую революцию принял сдержанно, но в сентябре 1792 года, в битве при Вальми, гениально определил всемирно-историческое значение победы революционных войск Франции: «С этого дня и с этого места начинается новая эпоха всемирной истории». Важное значение имела для Гёте дружба с Шиллером (с 1794 года). В Веймаре Гёте руководил организованным им в 1791 году театром.

Ранние поэтические произведения Гёте (1767-1769 гг.) тяготеют к традициям анакреонтической лирики. Первый сборник стихов Гёте издал в 1769 году. Новый период его творчества начинается в 1770 году. Лирика Гёте периода «Бури и натиска» - одна из самых блестящих страниц в истории немецкой поэзии. Лирический герой Гёте предстаёт воплощением природы или в органическом слиянии с ней («Путник», 1772 г., «Песнь Магомета», 1774 г.). Он обращается к мифологическим образам, осмысляя их в бунтарском духе («Песнь странника в бурю», 1771-1772 гг.; монолог Прометея из неоконченной драмы, 1773 г.).

Историческая драма «Гёц фон Берлихинген» (1773) отразила события кануна Крестьянской войны 16 века, прозвучав суровым напоминанием о княжеском произволе и трагедии раздробленной страны. В романе «Страдания юного Вертера» (1774 г.) Гёте, использовав форму сентиментального романа в письмах, передаёт драматические личные переживания героя и в то же время создаёт картину немецкой действительности. В драме «Эгмонт» (1788 г.), начатой ещё до переезда в Веймар и связанной с идеями «Бури и натиска», в центре событий - конфликт между иноземными угнетателями и народом, сопротивление которого подавлено, но не сломлено; финал драмы звучит призывом к борьбе за свободу.

Десятилетие 1776-1785 года - переходное в творческом развитии Гёте. Реакция на индивидуалистическое бунтарство обусловила мысль Гёте о необходимости самоограничения личности («Границы человечества», 1778-1781 гг.; «Ильменау», 1783 г.). Однако верный героическим заветам гуманизма, Гёте утверждает, что человек способен к творческим дерзаниям («Божественное», 1782 г.). В этом противоречивость мировоззрения Гёте. Поэт не мог полностью избежать гнетущего влияния отсталых социальных отношений. В конце 80-х годов 18 века оформляется концепция т. н. веймарского классицизма - особого варианта европейского и немецкого просветительства. В идее гармонии, воспринятой Гёте от И. Винкельмана и разработанной Гёте и Шиллером, утверждение идеала гармонической личности сочетается с программой постепенных реформ, происходит замена идей борьбы идеей воспитания, что в конечном счёте означало примирение с существующими порядками (драма «Торквато Тассо», 1780-1789 гг., изд. 1790 г.).

Языческо-материалистическое восприятие античной культуры ярче всего выражено в «Римских элегиях» (1790 г.), прославляющих плотские радости. Позднее в балладе «Коринфская невеста» (1797 г.) Гёте противопоставит это жизнеутверждающее язычество аскетической религии христианства. Трагедия «Ифигения в Тавриде» (1779-1786 гг., изд. 1787 г.) написана на сюжет древнегреческого мифа, идея трагедии - победа человечности над варварством.

Великая французская революция получает непосредственное отражение в «Венецианских эпиграммах» (1790 г., изд. 1796 г.), в драме «Гражданин-генерал» (изд. 1793 г.), новелле «Беседы немецких эмигрантов» (1794-1795 гг.). Гёте не приемлет революционного насилия, но вместе с тем признаёт неизбежность социального переустройства. В эти годы он пишет сатирическую поэму «Рейнеке-Лис» (1793 г.), обличающую феодальный произвол. В поэме «Герман и Доротея» (1797 г.), написанной гекзаметром, по жанру близкой к идиллии, Гёте сталкивает тихий патриархальный уклад немецкого захолустья и «небывалое движение», развернувшееся за Рейном. Крупнейшее произведение Гёте 90-х годов - роман «Годы учения Вильгельма Мейстера» (1793-1796 гг., изд. 1795-1796 гг.). Сценические увлечения героя предстают как юношеское заблуждение, в финале романа он видит свою задачу в практической экономической деятельности.

Фактически это означало примирение с отсталой немецкой действительностью. Яркость реалистических бытовых сцен, колоритность образов сочетаются в романе Гёте с надуманно загадочным финалом, изображением таинственных фигур и т. п. Автобиографическая книга «Поэзия и правда из моей жизни» (ч. 1-4. изд. 1811-1833 гг.) охватывает ранний период жизни Гёте, до переезда в Веймар, и критически оценивает бунтарство «Бури и натиска». «Итальянское путешествие» (т. 1-3, изд. 1816-1829 гг.) - замечательный художественный документ эпохи. В семейном романе «Избирательное сродство» (изд. 1809 г.) Гёте поднимает вопрос о свободе чувства, но - под знаком отречения и верности семейным устоям.

Роман «Годы странствий Вильгельма Мейстера» (ч. 1-3, 1821-1829 гг.), уже во многом связанный с традицией немецкого романтического романа, примечателен идеей коллективного труда, воплощённой как наивная утопия ремесленной общины. Характерный для романтизма интерес к Востоку отражён в цикле «Западно-восточный диван» (1814-1819 гг., издан в 1819 году), навеянном персийской поэзией. В публицистике последних лет Гёте, отвергая тевтономанию и мистические стороны немецкого романтизма, приветствует сборник народных песен Л. И. Арнима и К. Брентано «Волшебный рог мальчика» (1806-1808 гг.), высоко оценивает романтизм Байрона. В полемике против националистических тенденций, развившихся в Германии в период и после наполеоновских войн, Гёте выдвигает идею «мировой литературы», не разделяя при этом гегелевского скептицизма в оценке будущности искусства.

Трагедия «Фауст» (1-я ч. - 1808, 2-я ч. - 1825-1831 гг.) подводит итог развитию всей европейской просветительской мысли 18 века и предваряет проблематику 19 века. В обработке сюжета Гёте опирался на народную книгу о Фаусте (1587 г.), а также на кукольную драму. В образе Фауста воплощена вера в безграничные возможности человека. Пытливый ум и дерзания Фауста противопоставлены бесплодным усилиям сухого педанта Вагнера, отгородившегося от жизни, от народа. В процессе исканий Фауст, преодолевая созерцательность немецкой общественной мысли, выдвигает деяние как основу бытия. В произведениях Гёте нашли отражение гениальные прозрения диалектики (монолог Духа земли, противоречивые стремления самого Фауста). У Гёте снимается метафизическая противоположность добра и зла. Отрицание и скепсис, воплощённые в образе Мефистофеля, становятся движущей силой, помогающей Фаусту в его поисках истины. Путь к созиданию проходит через разрушение - таков вывод, к которому, по словам Чернышевского, приходит Гёте, обобщая исторический опыт своей эпохи. История Гретхен становится важным звеном в процессе исканий Фауста.

Трагическая ситуация возникает в результате неразрешимого противоречия между идеалом естественного человека, каким представляется Фаусту Маргарита, и реальным обликом ограниченной девушки из мещанской среды. Вместе с тем Маргарита - жертва общественных предрассудков и догматизма церковной морали. В стремлении утвердить гуманистический идеал Фауст обращается к античности. Брак Фауста и Елены выступает символом единения двух эпох. Но это единение лишь иллюзия - Елена исчезает, а сын их гибнет. Итогом исканий Фауста становится убеждение, что идеал надо осуществлять на реальной земле. При этом Гёте уже понимает, что новое, буржуазное общество, создаваемое на развалинах феодальной Европы, далеко от идеала. Поставленный перед сложным комплексом проблем 19 века, Гёте сохраняет просветительский оптимизм, но обращает его к будущим поколениям, когда станет возможным свободный труд на свободной земле. Во имя того светлого будущего человек должен действовать и бороться. «Лишь тот достоин жизни и свободы, Кто каждый день за них идёт на бой!» - таков конечный вывод, вытекающий из оптимистической трагедии Гёте.

Смерть Гёте, по словам Г. Гейне, обозначила конец «художественного периода» в немецкой литературе (понятие, означающее, что интересы искусства преобладали тогда над общественно-политическими).