Сальвадор Дали. «Моя победоносная богиня Галатея

В посвящении к книге " Дневник одного гения» Дали напишет:

"Я посвящаю эту книгу МОЕМУ ГЕНИЮ, моей победоносной богине ГАЛЕ ГРАДИВЕ, моей ЕЛЕНЕ ТРОЯНСКОЙ, моей СВЯТОЙ ЕЛЕНЕ, моей блистательной, как морская гладь, ГАЛЕ ГАЛАТЕЕ БЕЗМЯТЕЖНОЙ" .

Сальвадор Дали боялся контакта с женщинами, но мог говорить о них с точки зрения большого ценителя женской красоты. Вот одно из его рассуждений из книги «Тайная жизнь Сальвадоро Дали, рассказанная им самим:

"В ту пору я возымел интерес к элегантным женщинам. А что такое элегантная женщина?...Итак, элегантная женщина, во-первых, вас презирает, а во-вторых, чисто выбривает подмышки...Я никогда не встречал женщины одновременно красивой и элегантной - это взаимоисключающие характеристики. В элегантной женщине всегда ощутима грань ее уродства (конечно, не ярко выраженного) и красоты, которая заметна, но не более того... Итак, лицу элегантной женщины не нужно красоты, зато руки ее и ноги должны быть безукоризненно, умопомрачительно красивы и - насколько возможно - открыты взору. Грудь же не имеет ровным счетом никакого значения. Если она красива - прекрасно, если нет - прискорбно, но само по себе это неважно. Что касается фигуры, то я предъявляю к ней одно непременное для элегантности требование - это рисунок бедер, крутых и поджарых, если позволительно так выразиться. Их угадаешь под любой одеждой, они словно бросают вызов. Вы, наверное, полагаете, что не менее важен рисунок плеч? Ничего подобного. Я допускаю любой, лишь бы волновал. Глаза - Это очень важно! Глаза обязательно должны хотя бы казаться умными. У элегантных женщины не может быть глупого выражения лица, как нельзя более характерного для красавицы и замечательно гармонирующего с идеальной красотой..."

Свою русскую музу Дали повстречал летом 1929 года, когда ему было 25 лет. Но свои первые воспоминания о ней он относит ещё ко времени его обучения в первом классе у сеньора Трайтера:

"...Именно в чудесном театрике сеньора Трайтера я увидел то, что перевернуло мне всю душу, - я увидел русскую девочку, которую в тот же миг полюбил. В каждую клеточку моего существа от зрачков до кончиков пальцев впечатался в ту минуту ее образ. Мою русскую девочку, укутанную в белый мех, куда-то уносила тройка - почти чудом она спаслась от стаи свирепых волков с горящими глазами. Она глядела на меня, не отводя взора, и столько гордости было в ее лице, что сердце сжималось от восхищения...То была Гала? Я никогда в этом не сомневался - то была она".

Гала была женой Поля Элюара, французского поэта. Дали и Гала увидели друг друга - и после первой встречи не расставались 53 года: их разлучила смерть Галы в 1982 году.
Гала по-французски означает "праздник". Она и впрямь стала праздником вдохновения для Сальвадора Дали. Главной моделью для живописца.
В юные годы Гала была болезненным подростком, и в 1912 году ее отправили в Швейцарию лечиться от туберкулеза. В санатории «Клавадель» русская девушка познакомилась с молодым французским поэтом Эженом-Эмилем-Полем Гранделем. Его отец, богатый торговец недвижимостью, отправил сына в санаторий, чтобы он излечился... от поэзии. Грандель (позднее он взял другое имя - Элюар) от поэзии не излечился, а вот Гала от туберкулеза избавилась, но обоих одолел другой недуг, куда более опасный, - они влюбились друг в друга. Именно тогда она и назовёт себя Гала — с ударением на последнем слоге. Быть может, от французского слова, обозначающего "веселый, оживленный"?
Это был настоящий страстный роман, закончившийся браком. Но сначала влюбленным пришлось расстаться, Элюар уехал во Францию, Гала - в Россию, но они продолжали свою любовь в эпистолярном жанре, посредством обмена письмами.
Отец Элюара был категорически против связи сына с больной и капризной девушкой из холодной и загадочной России. "Я не понимаю, зачем тебе нужна эта русская девочка? - спрашивал отец поэта. - Неужели тебе мало парижских?". Но в том-то и дело, что русская девочка была особенной.

Весной 1916 года Елена Дьяконова решила взять судьбу в свои руки и отправилась в вожделенный Париж. Ей шел 22-й год. Свадьба задержалась, но все-таки состоялась (Гала добилась своего!) - в феврале 1917 года в церкви Святой Женевьевы. Поль Элюар оказал большое влияние на Гала. Он превратил скромную русскую поклонницу Толстого и Достоевского в настоящую женщину, почти что роковую «вамп» (для этого у нее были все задатки), а она, в свою очередь, став ему музой, постоянно вдохновляла его на создание все новых и новых стихов.
И все же романтическая роль жены поэта - не в духе Гала. Она открыто признавалась: "Я никогда не буду просто домохозяйкой. Я буду много читать, очень много. Я буду делать все, что захочу, но при этом сохранять привлекательность женщины, которая себя не переутруждает. Я буду как кокотка сиять, пахнуть духами и всегда иметь ухоженные руки с наманикюренными ногтями".

Через год после бракосочетания родилась дочь Сесиль. Гала и Поль обожали дочь, но все равно нормальной семьи не получилось. Полю Элюару не сиделось на месте, разлуки и поездки за мужем не способствовали домашнему счастью. Возникло взаимное недовольство друг другом. Будущая Гала быстро усвоила, что означает свобода любви, и незамедлительно воспользовалась ее плодами. Так что перед встречей с Сальвадором Дали Гала была уже вполне знающей, что ей нужно, женщиной.
В августе 1929 года Поль Элюар с женой Еленой (ей 35 лет) и дочерью Сесиль (ей 11 лет) отправился из Парижа на автомобиле в Испанию, в рыбацкую деревню Кадакес, в гости к молодому испанскому художнику Сальвадору Дали (ему 25 лет). С Дали поэт познакомился в парижском ночном клубе "Бал Габарин" и получил приглашение отдохнуть в захолустье, вдали от шума.
По дороге в Испанию Элюар с восторгом рассказывал жене о необычном творчестве Дали и о его эпатирующем фильме "Андалузский пес"

"Он не переставал восхищаться своим милым Сальвадором, словно нарочно толкал меня в его объятия, хотя я его даже не видела" , - вспоминала впоследствии Гала. Дом художника располагался за деревней, на берегу бухты, похожей на полумесяц. Он был выкрашен в белый цвет, перед ним рос эвкалипт и пламенели герани, ярко выделяясь на черном гравии.
Чтобы поразить новую гостью, о которой он кое-что слышал, художник решил предстать перед ней в экстравагантном виде. Для чего располосовал свою шелковую рубашку, выбрил подмышки и выкрасил их синькой, натер тело оригинальным одеколоном из рыбьего клея, козьего помета и лаванды, чтобы задействовать и сенсорные эффекты. За ухо засунул красную герань и уже собрался в таком неотразимом виде выйти к гостям, на пляж, как увидел в окне жену Элюара. Она показалась художнику верхом совершенства. Особенно впечатлило его лицо Елены, строгое и надменное, а также мальчишеское тело и ягодицы, о которых Элюар писал: «Они удобно лежат у меня в руках». Поражали и глаза. Влажные и карие, большие и круглые, они, по словам того же Элюара, обладали способностью "проникать сквозь стены".
Дали смыл с себя всю краску и явился на пляж почти обыкновенным человеком. Он подошел к Елене и вдруг понял, что перед ним его единственная и настоящая любовь. Осознание этого пришло к нему как озарение, как вспышка, отчего он не мог нормально с ней разговаривать, ибо на него напал судорожный, истерический смех. Он не мог остановиться. Елена смотрела на него с нескрываемым любопытством.

Гала не была красавицей, но обладала большим шармом, женским магнетизмом, от нее исходили флюиды, которые околдовывали мужчин. Неслучайно Французский книгоиздатель, коллекционер живописи Пьер Аржилле, отвечая на вопросы журналистов, сказал:

"Эта женщина обладала необычайной притягательностью. Ее первый муж Элюар до самой своей смерти писал ей нежнейшие любовные письма. И только после того как он умер в 1942 году, Дали и Гала официально поженились. Сальвадор без конца ее рисовал. Честно говоря, она была не так уж и молода для натурщицы, но художники, сами знаете, народ непростой. Коль скоро она его вдохновляла..."

В своей книге "Тайная жизнь" Дали пишет:

"Она призналась, что приняла меня за противного и невыносимого типа из-за моих лакированных волос, которые придавали мне вид профессионального танцора аргентинского танго... У себя в комнате я всегда ходил нагишом, но, если надо было отправиться в селение, целый час приводил себя в порядок. Я носил безукоризненно белые брюки, фантастические сандалеты, шелковые рубашки, колье из фальшивого жемчуга и браслет на запястье".

"Она стала рассматривать меня как гения, - признавался далее Дали. - Полусумасшедшего, но обладающего большой духовной силой. И чего-то ждала - воплощения ее собственных мифов. Считала, что я, может быть, смогу стать этим воплощением".
Версия Гала: "Я сразу поняла, что он - гений". Элюар был талантлив, а Дали - гениален, и это сразу определила Елена Дьяконова-Элюар. Она обладала врожденным художественным чутьем.
А что было дальше? А дальше Гала якобы сказала Сальвадору Дали "историческую фразу": "Мой маленький мальчик, мы никогда не покинем друг друга". Она твердо решила связать свою жизнь именно с художником Дали и бросить поэта Элюара. По существу, она бросала не только мужа, но и дочь. Чего оказалось больше в этом решении? Авантюризма или глубокого расчета? Трудно ответить.
Что оставалось делать Полю Элюару? Он собрал чемоданы и покинул прибежище Сальвадора Дали, получив за потерю жены своеобразную компенсацию в виде собственного портрета. Дали так объяснял идею его создания: "Я чувствовал, что на меня возложена обязанность запечатлеть лик поэта, с Олимпа которого я похитил одну из муз".
Сначала Гала и Сальвадор жили вместе неофициально и лишь после смерти Элюара официально поженились. Они обвенчались 8 августа 1958 года, через 29 лет после своей первой встречи. При этом церемония носила частный, почти тайный характер. Это был, конечно, странный брак во всех житейских смыслах, но только не в творческом. Чувственная Гала, которая и во времена Дали не захотела оставаться верной женой, - и девственник-художник, который панически боялся близости с женщиной. Как они уживались друг с другом? Очевидно, Дали превращал свою сексуальную энергию в творческую, а Гала реализовывала свою чувственность на стороне. Как свидетельствует испанский журналист Антонио Д. Олано: "Она действительно была ненасытной. Гала неустанно преследовала юношей, которые позировали для Дали, и часто добивалась своего. Дали тоже был ненасытен, но лишь в своем воображении".
В быту же они оказались почти идеальной парой, как часто случается с совсем разными людьми. Сальвадор Дали - абсолютно непрактичный, робкий, закомплексованный человек, который боялся всего - от езды в лифтах до заключения договоров. По поводу последнего Гала однажды сказала: "Утром Сальвадор совершает ошибки, а во второй половине дня я их исправляю, разрывая легкомысленно подписанные им договоры".
Эта сюрреалистическая Мадонна в житейских делах была холодной и достаточно рассудочной женщиной, поэтому с Дали они представляли две разные сферы: лед и пламя. До встречи с Гала художник стоял лишь на пороге собственной славы. Появление Гала совпало с разрывом с группой сюрреалистов. "Скоро вы будете таким, каким я хочу вас видеть", - объявила она ему, и художник ей поверил."Я слепо верил всему, что она предсказывала мне".
Но Гала не только предсказывала, она самоотверженно и самозабвенно помогала ему, искала богатых спонсоров, организовывала выставки, продавала его картины. "Никогда мы не сдавались перед неудачами, - отмечал Дали. - Мы выкручивались благодаря стратегической ловкости Гала. Мы никуда не ходили. Гала сама шила себе платья, а я работал в сто раз больше, чем любой посредственный художник".

Дали и Гала любили подчеркнуть с помощью фотоснимков блеск и значимость своей публичной жизни: эта знаменитая красивая экстравагантная пара всегда оказывалась в центре внимания фотографов и излишне часто становилась объектом фотоохоты.
В 1934 году чета Дали отправилась в США - это был исключительно правильный ход, продиктованный поразительной интуицией Гала, она точно почувствовала, что именно американцам придется по душе и по карману талант Дали. И не ошиблась: в США Сальвадора Дали ждал сенсационный успех - страну охватила «сюрреалистическая лихорадка». В честь Дали устраивались сюрреалистические балы с маскарадами, на которых гости появлялись в костюмах, словно вдохновленных фантазией художника, - экстравагантных, провоцирующих забавных. Супруги вернулись домой богатыми и очень знаменитыми: Америка перевела талантливость Дали на высший уровень - в гениальность. Вторая поездка в США в 1939 году еще более укрепила первоначальный успех.
Быстрому росту популярности Дали за океаном способствовали два обстоятельства - непревзойдённое умение устраивать публичные скандалы и частичный пересмотр художественных принципов, сделавший произведения испанского сюрреалиста более доступными широкой публике.


В Америке супруги живут все военные и первые послевоенные годы. Дали с помощью, естественно, Гала устраивает выставки, выступает с лекциями, пишет портреты богатых американцев, иллюстрирует книги, сочиняет сценарии, либретто и костюмы для балетных и оперных постановок, оформляет витрины роскошных магазинов на Пятой авеню в Нью-Йорке и павильонов международных ярмарок, сотрудничает с Альфредом Хичкоком и Уолтом Диснеем, пробует свои силы в фотографии и устраивает сюрреалистические балы. Короче говоря, фонтанирует вовсю!..

В конце 40-х годов супруги с триумфом возвращаются в Европу. Слава, деньги - все в изобилии. Все прекрасно, кроме одного: Гала стареет. Однако она не сдается и по-прежнему является моделью для многочисленных полотен Дали. Он постоянно рисовал ее в образе мифической женщины и даже с ликом Христа. И все по тому, что художник не уставал боготворить свою музу. Гала, Градива, Галатея, мой талисман, мое золотце, оливка - это только малая часть имен, которые давал живописец своей музе и жене. Высокопарные титулы и изощренно-чувственные прозвища составляли как бы часть «сюрреальности», в которой жили супруги. На одной из картин художника Христофор Колумб, ступив на берег Нового Света, несет стяг с изображением Гала и надписью: "Я люблю Гала больше матери, больше отца, больше Пикассо и даже больше денег".

Насчет матери - это не обмолвка. Сальвадор Дали, рано лишившийся матери и недополучивший ее любви, подсознательно искал мать и нашел ее идеальное выражение именно в Гала, ну а она, в свою очередь, нашла в нем сына.

Сестра Гала Лидия, однажды навестившая супругов, отмечала, что никогда в жизни не видела более нежного и трогательного отношения женщины к мужчине:

"Гала возится с Дали как с ребенком, читает ему на ночь, заставляет пить какие-то необходимые таблетки, разбирает с ним его ночные кошмары и с бесконечным терпением рассеивает его мнительность. Дали швырнул часами в очередного посетителя- Гала бросается к нему с успокоительными каплями - не дай Бог, с ним сделается припадок".

Могла ли так держаться «женщина - воплощение зла», «алчная валькирия», как ее называли журналисты?
Дали был предельно эксцентричен, экстравагантен. Когда его спрашивали, почему он изобразил любимую жену Гала с двумя отбивными на спине, ответил просто: "Я люблю мою жену и люблю отбивные; не понимаю, почему не могу нарисовать их вместе»...".

Сальвадор Дали и Гала вместе организовывали свои нашумевшие "хэппенинги", эротические зрелища с привкусом скандала. Желающих принять в них участие было хоть отбавляй. Слава художника привлекала к нему многих женщин. Когда-то они проходили равнодушно мимо, а затем от них не было отбоя, так бывает довольно часто со знаменитыми людьми. Дамы, с именем или без оного, добивались свиданий с Дали. Зачастую он соглашался, но все эти свидания проходили по сценарию художника. Так, одну даму-датчанку художник любовно раздел, а потом долго украшал омарами и другой морской живностью. В итоге получилось красиво. Дали остался доволен и мило попрощался с женщиной. Осталась ли довольна она - вопрос.
Интимная жизнь супругов навсегда осталась тайной. В ней, по всей вероятности, отсутствовало такое понятие, как верность. Для Гала это был свободный брак, и она была вольна выбирать себе любовников. «Не бесплатно, дорогой мой, не бесплатно!". Но это относится к ее молодым и зрелым годам. Позднее ей приходилось платить уже самой.
Когда в 1964 году Гале исполнилось семьдесят лет. Она красила волосы, иногда уже надевала парик и подумывала о пластической операции. Но чем больше она старела, тем больше хотела любви. Она пыталась соблазнить любого, кто попадался ей на пути. "Сальвадору все равно, у каждого из нас своя жизнь", - убеждала она друзей мужа, затаскивая их в постель.
И все-таки Гала остается загадкой. В многочисленных интервью, которые она дала за полвека, о своих отношениях с Дали она упорно не рассказывала. Все ее письма к Элюару бывший муж уничтожил, попросив ее сделать то же самое со своими, чтобы "лишить любопытных потомков заглянуть в их интимную жизнь". Правда, Гала, по утверждению художника, оставила автобиографию, над которой работала 4 года. Гала вела дневник на русском языке. Где сейчас эти бесценные документы - неизвестно. Возможно, художественный мир ждут новые находки и новые открытия.
Средневековый замок Пуболь (неподалеку от Порта-Льигата) стал проявлением страстной любви Дали. Гала получила такой подарок в 74 года, когда их супружеские отношения усложнились. Дали все чаще отдыхал в компании манекенщицы Аманды Лир. Впрочем, пытался не отдаляться от Галы, которая хотела тишины и монастырского покоя. Дали смог наведываться к ней только при ее письменном разрешении.

Последние годы Гала были отравлены болезнями и стремительно надвигающейся старческой немощью. "День смерти, - говорила она, - станет самым счастливым днем в моей жизни".
Он наступил 10 июня 1982 года. Гала прожила 88 лет. Бурных и неповторимых.
Алексей Медведенко передал для газеты "Советская культура" из Мадрида следующую информацию:

"Дали был намерен исполнить последнюю волю жены: похоронить ее в Пуболе, находящемся в 80 километрах от Порт-Льигата, в замке, в свое время подаренном Дали своей возлюбленной. Однако древний испанский закон, изданный во времена эпидемии чумы, запрещал перевозить тело без разрешения властей. Дали ради Гала идет на нарушение закона. Обнаженное тело покойной завернули в одеяло и положили на заднее сиденье «кадиллака». За руль садится водитель Артуро. Их сопровождает сестра милосердия. Договорились, что, если их остановит полиция, они скажут, что Гала умерла по дороге в госпиталь. Знаменитый «кадиллак» Дали, свидетель многих счастливых путешествий по Франции и Италии, превратился в катафалк. Через час с небольшим он доставляет покойную в Пуболь. Там уже было все приготовлено для погребения. В торце склепа маячили в неверном свете гипсовые лошадиные головы, человеческий торс и скульптура жирафа. Перед ними — две могилы. Вторая предназначалась для самого художника. Забальзамированное тело Галы положили в гроб с прозрачной крышкой и 11 июня в шесть часов вечера похоронили. На погребении 78-летний Дали присутствовать отказался.
Сальвадор Дали пережил Гала на 7 лет.После смерти Галы жизнь Дали стала серой, все его безумие и сюрреалистические забавы ушли навсегда. Он перестал есть, кричал, плевал в медсестер, царапал им ногтями лица. Говорил с трудом, то и дело захлебываясь в рыданиях. Мог часами нечленораздельно мычать. В одиночестве бродил по комнатам их дома, бормотал бессвязные фразы о счастье и о том, какая Гала была красивая. Он ничего не рисовал, а только часами сидел в столовой, где были закрыты все ставни.

То что потерял Дали с уходом Галы, было известно только ему...

Все картины Дали отличаться своей необычной притягательность. Хочется внимательно рассмотреть каждый уголок, чтобы не упустить не одной детали. Так и в его известной и великой Галатее сфер. Глядя на нее, удивляешься: каким образом художнику так мастерски удалось изобразить лицо через совокупность сфер? Совершенству и гармоничности их сливания можно только удивляться. Такой шедевр под силу только настоящему мастеру.

Свою картину Сальвадор Дали написал еще в 1952 году в период ядерно-мистического творчества. В то время художник изучал разнообразные науки и наткнулся на теорию атомов. Эта теория настолько сильно впечатлила Дали, что он начал писать новую картину. Лицо своей жены он изображает из множества маленьких-сфер атомов, сливающихся в единый целый коридор. Симметричность этих кругов образует могущественную перспективу и придает картине трехмерный вид.

Губы Галатеи являются тенью ряда шаров. Глаза будто бы две отдельные маленькие планеты. Очертания носа, овала лица, ушей, волос словно бы разбивают эти сферы на отдельные атомы. Цветовые сочетания и контрасты заставляют их казаться объемными выпуклыми и рельефными. Будто бы Галатея – это прозрачная оболочка, состоящая из цветовых контрастов множества маленьких идеальных сфер.

Галатея, словно маленькая вселенная, состоящая из атомов, окруженная атомами, распадающаяся на сотни маленьких кусков. Работа выполнена преимущественно в сине-голубых тоннах – оттенках космоса, неба, невесомости.

Только отдельные ее элементы, отражающие лицо Галы, ее волосы, губы, тело окрашены в естественные цвета. Вся композиция в целом завораживает, заколдовывает зрителя. Она создает впечатление движения кругов. Словно бы Галатея крутится с помощью каждого отдельного живого атома.

"Галатея сфер" хранится в коллекции Театра-музея Дали, Фигерас (Испания).


Современные художники очень любят использовать в своем творчестве прием оптической иллюзии. Удивительно наблюдать, как за одним сюжетом раскрывается другой. Если оглянуться в прошлое, то у именитых художников также можно отыскать полотна, заставляющие людей глядеть на них дважды.

Камера дельи Спози



Занимаясь росписью замка Палаццо Дукале, итальянский художник Андреа Мантеньи особое внимание уделил потолку (плафону) помещения под названием Камера дельи Спози . Мастер нарисовал отверстие, сквозь который виден небосвод. Притом, что от пола до потолка не более 7 метров, умелая и продуманная перспектива создает иллюзию невероятной высоты плафона.

Корзина с фруктами

Творчество Джузеппе Арчимбольдо можно назвать революционным для XVI века. Композиции из цветов, фруктов и овощей художник «складывал» в потрясающие портреты. Отдельного внимания заслуживает его серия «Перевертыши», а именно картина «Корзина с фруктами ». На первый взгляд кажется, что на полотне изображена обычная корзина с фруктами, но стоит перевернуть картину на 180 градусов, и перед зрителями возникает мужская голова.

Все суета



Художник Чарльз Аллан Гилберт удивил общественность своей картиной «All is Vanity ». На полотне изображена женщина, любующаяся своим отражением в зеркале. Достаточно тривиальный сюжет, если бы не одно «но». Если смотреть на картину на расстоянии, то туалетный столик и отражение дамы складываются в пугающий череп. Название картины представляет собой игру слов. Vanity с английского означает «суета», «тщеславие», «туалетный столик», поэтому название картины можно растолковать и как «Все безделушки с туалетного столика» и «Все тщетно». Последним автор намекает на недолговечность женской красоты.

Рисующие руки



На сегодняшний день гиперреалистичными картинами уже никого не удивишь, а вот в 1948 году литография «Рисующие рук и» голландского художника Маурица Эшера вызвала бурный восторг у публики. Мастер прославился созданием оптических иллюзий, образующих головоломки. Его видение пространства в корне не совпадало с общепринятыми канонами, а от этого вызывало неоднозначную реакцию у зрителей.

Галатея со сферами



Говоря об иллюзиях и экстраординарном творчестве, нельзя не упомянуть Сальвадора Дали . В период увлечения ядерной физикой, художник создал полотно «Галатея со сферами ». Образ Галатеи (Галы – супруги Дали) складывается из множества планет, уходящих вдаль. Симметричность сфер придает картине 3D-эффект, кажется, что картина выпуклая.
Современные художники используют прием оптической иллюзии не менее мастерски, нежели признанные гении. Канадский иллюстратор Robert Gonsalves пишет Глядя на его творения, не сразу понимаешь, где заканчивается один сюжет и начинается другой.
По материалам сайта: trendymen.ru

Оптические иллюзии - это то, что любит каждый. Всем нравится всматриваться в изображение и замечать там то, что скрыто от взгляда. Однако мало кто знает, что оптические иллюзии - это далеко не только коммерческое развлечение. Художники всех времен в своих произведениях также зачастую прятали некоторые иллюзии. Сегодня вы узнаете о самых известных и впечатляющих среди них. Возможно, некоторые картины вы уже видели, и они не станут для вас неожиданностью, в то время как другие застанут вас врасплох. В любом случае эти шедевры заслуживают вашего внимания, потому что мастерство их творцов находится на уровне, которого достигнуть дано не каждому. Так что остается только любоваться тем, что ими было предложено, когда они активно занимались творчеством.

«Корзина с фруктами» Джузеппе Арчимбольдо (ок. 1590)

Поверните эту картину одной стороной, и вы увидите корзину, полную различных фруктов, таких как яблоки, груши, виноград и фиги. Конечно, выглядят они немного странно и могут вызвать некоторые вопросы. И не зря, потому что, если вы перевернете картину вверх ногами, то перед вами окажется вовсе не корзина с фруктами, а портрет незнакомца в ярких красках. Его глаз подмигивает листьями, как будто намекая на шутку, которую спрятал в своем произведении художник. В 16 веке эта картина была нарисована миланским маньеристом Джузеппе Арчимбольдо, который позже станет вдохновителем сюрреалистов 20 века. Глядя на эту картину, вы не сможете остановиться и будете постоянно перестраивать образ, получая то корзину, то лицо. Эта работа одновременно является и забавной, и глубокой - она напоминает не только о бренности жизни, но и о том, что само человеческое существование неразрывно связано с материальным миром вокруг.

«Камера дельи Спози» Андреа Мантеньи (1465 - 1474)

Встаньте в центре Палаццо Дукале в Мантуе и посмотрите вверх - замкнутое пространство внезапно расширится перед вами. Через круглое отверстие, вокруг которого расположились ангелы, голубое небо манит вас своей красотой. Вам кажется, что потолок просто растворился, и ваша душа тянется к небесному Раю через образовавшееся отверстие. Данный эффект - это работа рук Андреа Мантеньи, гения драматической перспективы и иллюзионного изображения фигур. Мантенья видел плоскую поверхность потолка или холста как возможность отправить душу зрителя в невероятное путешествие вглубь картины. Мантенья считается первым художником с древних времен, использовавшим подобную иллюзию для оформления дизайна интерьера.

«Все суета» Чарльза Алана Гилберта (1892)

Посмотрите на эту черно-белую картину, и она покажется вам чем-то большим, чем просто изображение сцены быта - женщины, сидящей за туалетным столиком и смотрящей на свое отражение в зеркале. Достаточно лишь сделать шаг назад, и все детали размываются, складываясь в одно большое изображение черепа, скалящегося из темноты. Как только оба изображения были замечены зрителем, его мозг начинает отчаянную борьбу за приоритетность одного из них. Этот хитрый трюк иллюстратора Чарльза Алана Гилберта был впервые опубликован в конце 19 века в американском журнале - и тут же стал темой для обсуждений memento mori в истории искусства. Этот прием предполагал размещение художником на картине где-либо черепа, который бы напоминал зрителям о смертности. Но с точки зрения двадцать первого века данная картина кажется немного слишком женоненавистнической, так как ее акцент делается на женском нарциссизме как на главной проблеме бытия.

«Рисующие руки» Мориса Корнелиса Эшера (1948)

Грамотно использованная оптическая иллюзия заставляет зрителя тотчас же пересмотреть взгляд на соотношение реального мира и изображения на бумаге. Никто не понимал невероятную силу иллюзий лучше, чем голландский художник Эшер. В своей легендарной работе «Рисующие руки» он изобразил две руки, которые, переходя из чернового рисунка в четкое изображение, рисуют друг друга. Тем самым художник бросил вызов ограниченности двухмерного рисунка. Эшер был одержим математическими повторениями, из-за чего его работами восхищались многие физики и философы. Как только взгляд зрителя оказывается на картине Эшера, он уже не может остановиться.

«Галатея со сферами» Сальвадора Дали (1952)

На первый взгляд вы смотрите на динамичную картину, на которой изображены бесчисленные сферические объекты разных цветов и оттенков - как будто случился ядерный взрыв, и атомы разлетаются во все стороны. Но если вглядеться в картину более пристально, то все эти, на первый взгляд, хаотические шары складываются в бюст женщины, голова которой склонена так, как на многих женских портретах времен Ренессанса. «Галатея со сферами» испанского сюрреалиста Сальвадора Дали была написана в тот момент, когда мир был взволнован перспективами ядерного Армагеддона. Эта картина демонстрирует также увлеченность самого Дали атомной теорией после ядерных ударов американских войск по Японии в 1945 году. Дали был вдохновлен на создание этого портрета его женой Галой. Дали вплел имя своей жены в название картины и выдал невероятное сочетание античности с физикой элементарных частиц.

Диски Rotorelief Марселя Дюшана (1923 - 1935)

Не каждая оптическая иллюзия в истории искусства вспоминается с любовью. Одной из наиболее гипнотических, но отверженных общественностью попыток поразить человеческий глаз стали диски французского художника Марселя Дюшана, автора знаменитого «Фонтана», который в свое время вызвал настоящее потрясение. Данное творение состоит из обычных картонных кругов, на которые нанесены психоделические спирали. Круги вращаются точно так же, как вращается пластинка в граммофоне. И хотя Дюшану удалось загипнотизировать большое количество людей своими дисками, задуманная дадаистами (движением, в котором Дюшан состоял) коммерческая продажа обернулась полным провалом.

«Катаракта 3» Бриджет Райли (1967)

Картина «Катаракта 3» британской художницы Бриджет Райли может вызвать тошноту в тот же момент, как вы посмотрите на нее. Картина выглядит обманчиво просто - она состоит из большого количества волнообразных полос, которые вместе способны воздействовать на координацию движений зрителя. Райли была в восторге от различных оптических техник с самого детства, а также она придерживалась мнения пуантилистов, которые считали, что финальное произведение искусства должно быть доделано уже в голове смотрящего. Однако пуантилисты полагались на то, что человеческий разум смешает большое количество точек в цвет и форму, в то время как Райли опиралась на эмоциональную силу минималистических геометрических фигур и черно-белых форм. Результатом стала элегантность, легко дезориентирующая и взрывающая ум.

«Сметая все под ковер» Бэнкси (2006)

С начала девяностых британский художник-граффитист Бэнкси стремился сорвать маску с лица социального лицемерия. На одном из его известнейших творений горничная оглядывается по сторонам, прежде чем выбросить сметенный мусор «под ковер». Однако вместо ковра она поднимает своего рода слой, отделяющий реальную жизнь от изображения на стене. И хотя недавние расследования все-таки добрались до истинной личности Бэнкси, он по-прежнему старается держаться как можно дальше от общественности. Оставаясь под прикрытием темного капюшона, Бэнкси хочет быть волшебником, манипулирующим взглядами людей из-за кулис.

Двадцатипятилетний юноша Сальвадор Дали августовским днем 1929 года ожидал гостей в своем доме, расположенном неподалеку от испанской деревушки Кадакес. Должен был явиться поэт Поль Элюар, не один - с дочкой и дамой. Дам следует удивлять. «Внешним видом», - вероятно заключил художник, готовый к променаду в располосованной шелковой рубахе, с подмышками, выкрашенными синькой и красной геранью за ухом. Образ завершал чувственный аромат, раскрывавшийся нежным аккордом рыбьего клея, козьего помета и почти неуловимой ноткой лаванды. Нарядный Дали уже было направился встречать гостей, но тут за окошком промелькнуло лицо Елены Дьяконовой или, как ее звали, Гала, жены Элюара. Сраженный наповал, гений поспешил мыться, менять костюм и явился к друзьям почти нормальным человеком, настолько нормальным, насколько способен Сальвадор Дали.

Вот что пишет сам художник: «Гала пронзила меня, словно меч, направленный самим провидением. Это был луч Юпитера, как знак свыше, указавший, что мы никогда не должны расставаться» . Так и получилось.

Елена Дьяконова родилась в Казани в 1894 году. После ранней смерти отца ее мать повторно вышла замуж, и когда девочке исполнилось 17 лет, семья переехала в Москву. Через год Елену отправили лечиться от туберкулеза в швейцарский санаторий «Клавадель», где она и повстречала писателя Эжена-Эмиля-Поля Гранделя, то есть своего будущего мужа Поля Элюара. Они поженились в феврале 1917 года в Париже .

В общем-то за потерю жены Элюар получил своеобразную компенсацию. В виде собственного портрета кисти Сальвадора Дали: «Я чувствовал, что на меня возложена обязанность запечатлеть лик поэта, с Олимпа которого я похитил одну из муз».


(«Портрет Поля Элюара», 1929 год. Картон, масло)

Сама Гала постепенно уводила Дали из-под эстетического контроля Андре Бретона с его честной сюрреалистической компанией и взяла в свои руки все заботы художника, не связанные с творчеством: «Никогда мы не сдавались перед неудачами, — отмечал Дали. — Мы выкручивались благодаря стратегической ловкости Гала. Мы никуда не ходили. Гала сама шила себе платья, а я работал в сто раз больше, чем любой посредственный художник».

Дела Дали пошли в гору, а деньги посыпались с ее вершины. В 1934 году после поездки четы в Америку успех вышел на принципиально новый уровень. Расчеты Гала оказались верными: США охватила «сюрреалистическая лихорадка». С 1939 года и до конца 1940-х супруги живут в Америке. Блее доступный публике и не менее скандальный чем прежде, Дали устраивает выставки, выступает с лекциями, пишет портреты богатых американцев, иллюстрирует книги, сочиняет сценарии, либретто, разрабатывает костюмы для балетных и оперных постановок, оформляет витрины роскошных магазинов на Пятой авеню и павильонов международных ярмарок, сотрудничает с Альфредом Хичкоком и Уолтом Диснеем, пробует свои силы в фотографии, устраивает сюрреалистические балы.


(«Галарина», 1945. Холст, масло.)

«Во всем мире, — пишет Дали, — и особенно в Америке, люди сгорают от желания узнать, в чем же тайна метода, с помощью которого мне удалось достигнуть подобных успехов. А метод этот действительно существует. И называется он «параноидно-критическим методом» <…> В общем и целом его можно было бы определить как строжайшую логическую систематизацию самых что ни на есть бредовых и безумных явлений и материй с целью придать осязаемо творческий характер самым моим опасным навязчивым идеям. Этот метод работает только при условии, если владеешь нежным мотором божественного происхождения, неким живым ядром, некой Гала — а она одна — единственная на всем свете...» .

Пара с триумфом возвращается домой в конце 40-х. В 1964 году Дали издает мемуары «Дневник одного гения», охватывающие события с 1952 по 1963 год. Что-то вроде памятника себе при жизни. Или не совсем себе: «Я посвящаю эту книгу МОЕМУ ГЕНИЮ, моей победоносной богине ГАЛЕ ГРАДИВЕ, моей ЕЛЕНЕ ТРОЯНСКОЙ, моей СВЯТОЙ ЕЛЕНЕ, моей блистательной, как морская гладь, ГАЛЕ ГАЛАТЕЕ БЕЗМЯТЕЖНОЙ» .

Справедливости ради заметим, что на голове у безмятежной Гала Галатеи вполне себе мог оказаться вареный омар, а на плече - ребрышки ягненка. Мара Альбаретто, близкий друг Дали, вспоминает: "Когда его спрашивали, почему он изобразил любимую жену Гала с двумя отбивными на спине, ответил просто: "Я люблю мою жену и люблю отбивные; не понимаю, почему не могу нарисовать их вместе"…». В самом деле, почему нет?


(«Портрет Гала с двумя рёбрышками ягнёнка, балансирующими на её плече», 1933 год. Дерево, масло.)