Лучшие исторические романы лион фейхтвангер. Фейхтвангер, лион

Лион Фейхтвнгер (нем. Lion Feuchtwanger) родился 7 июля 1884 года в Мюнхене, умер 21 декабря 1958 года в Лос-Анджелесе. Немецкий писатель с еврейскими корнями; один из самых читаемых в мире среди немецкоязычных авторов. Создатель множества исторических романов.

Биография

Лион Фейхтвангер родился в 1884 году в семье промышленника Зигмунда Фейхтвангера, ортодоксального еврея, унаследовавшего фабрику по производству маргарина от своего отца. Лион был самым старшим из девяти детей. В юношеском возрасте он поступил в Мюнхенский университет, где получил хорошее образование в области литературы и философии. Затем он продолжил обучение уже в Берлинском университете, где изучал немецкую филологию, философию и санскрит. Уважая семейные традиции, он занялся изучением еврейской истории, что определило тематику многих его произведений. Рано начал заниматься журналистикой и театром, обнаружил интерес к античности. Под его руководством в 1908 году начал выходить литературный журнал «Зеркало», однако вскоре был закрыт из-за денежных проблем.

С 1912 по 1914 годы путешествовал. После начала I мировой войны служил в германской армии, но по состоянию здоровья был демобилизован. Именно Фейхтвангер в 1918 году открыл выдающийся талант Бертольда Брехта, бывшего его другом. Когда в Германии к власти пришли нацисты, биография Фейхтвангера претерпела решительный поворот. В это время он находился за границей и, благодаря увещеваниям друзей, не стал спешить с возвращением на родину. В 1933 году писатель был лишён немецкого гражданства, а его имущество было конфисковано. При этом все его книги подлежали уничтожению.

Когда в 1940 году Франция была оккупирована фашистами, Фейхтвангер был интернирован в концентрационный лагерь во французском местечке Ле-Милль. Свои тяжёлые впечатления о периоде лагерной жизни он выразил на страницах книги «Чёрт во Франции». Чтобы лагерники, бывшие убеждёнными противниками гитлеровского режима, не попали в руки фашистов, их было решено переправить в другой лагерь на юге Франции. Фейхтвангеру удалось бежать оттуда и не без труда переправиться в США. Он поселился на вилле в штате Калифорния. Там он собрал огромную библиотеку из 20 тысяч томов на средства от кинопостановок своих произведений.

Во время II мировой войны писатель создал свои лучшие произведения, разоблачавшие фашистскую идеологию. Его великие заслуги, в том числе по защите идей гуманизма, были отмечены в 1953 году Государственной премией ГДР.

Лион Фейхтвангер скончался в 1958 году в результате тяжёлой болезни. Вилла Аврора, где он провёл свои последние годы, ныне является резиденцией для немецких деятелей искусства.

Литературная деятельность

Основным мотивом творчества Фейхтвангера является размышление о социальных процессах, происходящих в обществе, их направлениях и причинах. Именно судьба человеческого общества является предметом, более всего вдохновлявшим его на духовный и творческий поиск.

Славу писателю принесли его исторические романы. Фейхтвангер не считал их просто описанием имевших место событий, он старался выразить в них борьбу идеологий, столкновение созидающих и разрушающих сил, которые стали корнем всех социальных противоречий современного ему общества. Его можно назвать родоначальником такого типа исторического романа, где за описанием событий ушедшей эпохи угадываются явления современности, словно проводится множество параллелей.

Ранним драматическим произведениям Фейхтвангера свойственна изысканность и преувеличенная утончённость - и в то же время скудность реального содержания. В них он восхищается красотой, личными качествами, при этом пренебрегая нравственностью и относясь к простым людям без особой симпатии. В дальнейшем писатель не слишком гордился этим периодом своего творчества, с иронией отзываясь о нём как не самом плодотворном в духовном плане.

В то же время Фейхтвангер занимался литературной критикой, написанием рецензий и статей на тему драматургии и театральной жизни. Эта составляющая дала гораздо больший толчок для его последующего творческого становления. Именно тогда его заинтересовал реалистический роман, а в особенности такие его представители, как Томас и Генрих Манн, сильно повлиявшие на творчество Фейхтвангера.

В годы I мировой войны писатель стал решительным её противником, не приняв ни идей, ни целей развязанного империалистами кровопролития. Свою антивоенную позицию писатель отразил в пьесе «Мир», вариации на тему древнегреческой комедии и стихотворении «Песнь павших». Во время войны он создал множество произведений. Это как оригинальные пьесы, так и переделки сочинений античных авторов - «Персов» Эсхила, драмы «Царь и танцовщица» Калидасы, «Васантасены» индийского поэта Шудраки. Помимо остросоциальных мотивов, в творчестве этого периода проявляются мрачные настроения обречённости. Лион Фейхтвангер пишет драмы «Еврей Зюсс» и «Голландский купец», драматический роман «Томас Вендт». А в более поздней книге «Англосаксонская трилогия» он с большим мастерством сатирика высмеивает буржуазных политиков.

Биография Фейхтвангера тесно переплетена с событиями двух мировых войн, революционных и контрреволюционных действий в Германии. После всего пережитого писателем, из его творчества исчезает эстетизм, новым художественным направлением его произведений становится реализм. Таковы написанные им роман «1918 год» и пьеса «Военнопленные», где социальная проблематика выходит на первый план.

В 1933 году рейхсканцлером Германии становится Гитлер. Фейхтвангер вынужден эмигрировать во Францию, и уже там, в 1936 году, выходит его роман «Лже-Нерон». В нём иносказательно, под видом лживого и жестокого императора, выводится образ германского фюрера.

Произведения Фейхтвангера приобретают успех у советских читателей, и его приглашают посетить Советский Союз. Там он провёл 2 месяца и смог лично встретиться со Сталиным. После поездки он издаёт книгу «Москва 1937», которая посвящена жизни в СССР и показательным судам, происходившим тогда в стране. У нас она была массово издана, а у мировой публики вызвала крайне неоднозначную реакцию. Популярность писателя в СССР заставляет издавать собрания его сочинений. Но после договора между СССР и Германией и вплоть до начала войны его произведения у нас не печатались.

«Безобразная герцогиня» (1923)

Роман о жизни германской герцогини XIV века Маргариты Тирольской. Это трагический роман, он рассказывает о неприятии жестоким окружением гуманистической личности. Но в нём есть и личная трагедия главной героини, талантливой и деятельной женщины, не находящей своего счастья из-за отталкивающей внешности. Этот роман стал первым в цикле исторических произведений Фейхтвангера.

«Еврей Зюсс» (1925)

Действие романа разворачивается в XVIII веке. Он повествует о судьбе еврейского финансиста, получившего большую власть при герцоге и проводившего разорительную, неприемлемую для народа политику. При этом рассказана история так, словно писатель приводит нравственное оправдание «исторического пессимизма». Этот роман принёс Фейхтвангеру первый широкий успех у публики.

«Успех» (1930)

Произведение «Успех», а также книги «Семья Опперман» и «Изгнание» посвящены событиям современности. Они в достаточно памфлетной форме говорят о событиях в Западной Европе, где на смену рассыпающейся буржуазной демократии стремительно приходит нацистская диктатура. События романа «Успех» происходят в Баварии после I мировой войны. Книга рассказывает о них в довольно сатирической форме. Вся тогдашняя жизнь пронизана упадком: финансовым, моральным, политическим. Главенствует в романе тема «возвышенной справедливости», выраженная в борьбе за освобождение Крюгера, брошенного в тюрьму по ложному обвинению и с явной политической целью.

«Иосиф Флавий» (1932-1945)Данная трилогия продолжает еврейский цикл произведений литератора. Эти книги посвящены жизнеописанию Иосифа Флавия, иудейско-римского историка.

«Испанская баллада» (1954)Эта книга была написана Фейхтвангером в семидесятилетнем возрасте, но её можно назвать самым молодым его произведением. Это поэтическая повесть о любви короля Испании Альфонса VIII к Ракели, красавице-дочери севильского купца.

Поздние годы творчества

В послевоенные годы стиль произведений Фейхтвангера изменяется. Теперь они ещё более пронизаны реализмом, но при этом в них выражены оптимистические настроения. Его поздние книги выражают новую, заключительную для творчества писателя мысль о том, что историю творят народные массы.

Если в начале творческого пути Фейхтвангеру представлялись наивными идеи прогресса в общественной жизни, то на новом этапе они его по-настоящему вдохновляют. Именно прогресс он называет «незримым кормчим истории», бывшим жестоко оклеветанным и отвергнутым двадцатым столетием. Прогресс является истинным героем его поздних произведений, таких как «Иеффай и его дочь» и «Испанская баллада».
Пропаганда холодной войны и процессы по расследованию антигосударственной деятельности («охота на ведьм») заставляют писателя занять жёсткую позицию. Он пишет «Помрачение умов, или Дьявол в Бостоне» пьесу, где разоблачает эти явления.

После окончания войны в течение 10 лет книги Фейхтвангера не выходили в советской печати. Он подвергался решительной и жёсткой критике. Лишь в 1955 году в СССР возобновилось массовое издание его произведений.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Фейхтвангера Лиона представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.

Лион Фейхтвангер считается основателем нового литературного направления в исторической романистике. В его произведениях, содержащих размышления о судьбе человечества на разных этапах его развития, прослеживаются явственные параллели с событиями, происходящими в современном мире. Не менее интересна биография писателя, в которой присутствуют и служба в армии, и «книжное аутодафе», и заключение в концлагерь, и многое другое.

Ранние годы

Лион Фейхтвангер родился 7 июля 1884 года в немецком городе Мюнхене, в семье богатого фабриканта Зигмунда Фейхтвангера и Йоханны Боденхаймер, и был старшим из девяти детей. Его отец и мать были и мальчик с юных лет получил глубокие знания о религии и культуре своего народа. Окончив школу, Лион Фейхтвангер поступил в Мюнхенский университет, где обучался по специальностям "литература" и "философия". Затем он переехал в Берлин, чтобы пройти курс немецкой филологии и санскрита.

В 1907 году Лион Фейхтвангер получил степень кандидата наук, защитив диссертацию, посвященную произведению Генриха Гейне «Бахарахский раввин».

Начало карьеры

В 1908 году Фейхтвангер основал культурный журнал «Зеркало». Это издание имело короткую жизнь и после выпуска 15 номеров прекратило свое существование из-за финансовых проблем.

В 1912 году будущий известный писатель женился на дочери богатого еврейского коммерсанта Марте Леффлера. Причем в день свадьбы уже невозможно было скрыть от гостей, что невеста беременна. Спустя несколько месяцев Марта родила дочь, которая умерла вскоре после рождения.

В ноябре 1914 года Фейхтвангера призвали в армию в качестве резервиста. Однако вскоре оказалось, что у него не все в порядке со здоровьем, и писатель был комиссован. После войны, он познакомился с Брехтом, с которым у него завязалась дружба, продлившаяся до самой смерти Фейхтвангера.

Биография до 1933 года

Лион Фейхтвангер оказался одним из первых, кто заметил опасность, исходящую от национал-социализма. Еще в 1920-м году он уже в сатирической форме представил видения Агасфера, в которых описывал проявления антисемитизма. Кроме того, он дал точное описание «коричневого Мюнхена» в романе «Успех», в котором у главного героя Руперта Кутцнера явственно отслеживаются черты Адольфа Гитлера.

После того как некоторые произведения Фейхтвангера начали издаваться за пределами Германии, он стал довольно популярен во многих странах Европы. В результате его стали приглашать для прочтения лекций многие университеты.

В ноябре 1932 года он оказался в Лондоне. Там ему предстояло пробыть несколько месяцев, а затем отправиться в США, где он также собирался выступить с лекциями. Таким образом, на момент прихода к власти нацистов Лион Фейхтвангер находился вне пределов Германии. Вняв доводам друзей, писатель решил поселиться во французском городке Санари-сюр-Мер, где уже была небольшая колония немецких эмигрантов, бежавших из-за преследований по политическим или расовым мотивам. Так как англоязычные переводы книг Фейхтвангера издавались большими тиражами, он вел безбедную жизнь вместе с супругой Мартой, которая была его верной помощницей во всех делах.

Биография Фейхтвангера до начала Второй мировой войны

Тем временем в Германии имя Фейхтвангера оказалось в списке авторов, чьи книги подлежали сожжению, сам он был лишен гражданства, а его имущество конфисковали.

Враждебное отношение к национал-социализму стало причиной интереса писателя к СССР. Сталинская пропаганда не могла упустить такой шанс и пригласила Фейхтвангера посетить Москву, а также совершить поездку по стране с тем, чтобы увидеть своими глазами, каких успехов добилось первое в мире «Государство рабочих и крестьян». В рамках посещения СССР писатель даже взял интервью у Вождя народов.

Вернувшись во Фейхтвангер, книги которого в Советском Союзе сразу же стали издаваться многомиллионными тиражами, опубликовал свою беседу со Сталиным. Кроме того, он написал книгу «Москва. 1937», в которой поделился с европейскими читателями своим видением жизни в СССР. На ее страницах он постоянно делал сравнения между тем, что ему показали, и положением дел в Германии. При этом сравнения большей частью оказывались не в пользу последней.

Побег

В 1940 году немецкие войска вошли во Францию. Лион Фейхтвангер как бывший гражданин Германии был интернирован французами в лагерь, расположенный в местечке Ле Милль. По мере успехов армии Вермахта стало ясно, что большинству заключенных грозит смерть, если они окажутся на оккупированной территории. Тогда часть из них перевезли в лагерь недалеко от Нима. Там Лиону Фейхтвангеру и его супруге помогли сотрудники американского посольства. Они достали им фальшивые документы и, переодев писателя в женское платье, вывезли из страны. При этом Лиону и его супруге пришлось пережить множество приключений, так как сначала они долгое время скрывались в Марселе, а затем были вынуждены пробираться через Испанию и Португалию.

Жизнь в США

В 1943 году Лион Фейхтвангер, книги которого были крайне популярны в США, обосновался на вилле «Аврора» в Калифорнии. Там он много работал и создал свои самые интересные произведения. Кроме того, благодаря большим гонорарам, выплачиваемым книгоиздателями и студиями, экранизировавшими его романы, Фейхтвангер собрал роскошную библиотеку, состоящую из более чем 20 000 томов.

Если нацисты ненавидели писателя из расовых соображений, то в послевоенном США его заподозрили в симпатии к коммунистам. В этот период еще раз проявилась способность Фейхтвангера как предсказателя, так как еще задолго до начала «Охоты на ведьм» он написал пьесу «Помрачение умов, или Дьявол в Бостоне», в которой высказался против холодной войны и методов ее ведения.

Последние годы жизни

Несмотря на то, что писатель Лион Фейхтвангер не собирался возвращаться в Германию, благодаря своим антифашистским взглядам, он пользовался огромной популярностью в ГДР. В 1953 году ему даже присудили главную премию этой страны в области литературы.

В 1957 году у писателя был диагностирован рак желудка. К лечению Фейхтвангера привлекли лучших врачей того времени, которые сделали ему несколько хирургических операций. Попытки справиться с болезнью не увенчались успехом, и писатель скончался в 1958 году от внутреннего кровотечения.

Довоенное творчество

В ранние годы своей писательской карьеры Лион Фейхтвангер создал множество пьес, которые сам он оценивал как достаточно посредственные. Вслед за этим его заинтересовало написание публицистических статей и рецензий, что позволило как бы со стороны взглянуть на собственное творчество. В этот же период Фейхтвангер впервые задумался о возможности создания реалистичного исторического романа, на что его вдохновили произведения братьев Манн.

При этом, хотя сюжеты относились к разным эпохам, их объединял взгляд на современность сквозь призму истории. В то же время произведения Лиона Фейхтвангера, написанные после Первой мировой войны и Баварской революции, лишены эстетизма и приближены к реализму. В них часто отражается личная трагедия гуманистической личности в жестоком обществе. В частности, этой теме посвящен первый роман, который написал Лион Фейхтвангер — «Безобразная герцогиня».

Следующим произведением писателя стал роман «Еврей Зюсс», который посвящен событиям, происходящим в Германии 18 века. Он принес ему мировую славу, и в то же время его стали обвинять одновременно в антисемитизме и в еврейском национализме. И то и другое только подхлестнули интерес писателя к истории своего народа. В результате появилась трилогия об которая была издана во многих странах.

Верный своему стремлению отражать современность, отодвигая ее во времени, после вынужденной эмиграции во Францию, писатель создал роман «Лже-Нерон», в главном герое которого многие узнали фюрера.

Творчество в послевоенные годы

После переселения в США писатель продолжал много и активно работать. В частности, в 1947 году появился роман «Лисы в винограднике». Лион Фейхтвангер описал в нем события, происходящие «в закулисье» Войны за независимость. Это было его первое послевоенное произведение, в котором многие усмотрели параллели с организацией Ленд-лиза.

Спустя 4 года писателем было написано его самое знаменитое произведение — «Гойя, или Тяжкий путь познания». Лион Фейхтвангер описал в нем жизнь и творчество известного испанского художника. Роман имел огромный успех во всем мире и неоднократно экранизировался.

Даже в последний год жизни уже тяжело больной Фейхтвангер продолжал творить. С утра и до вечера он диктовал стенографистке «Испанскую балладу» о любви короля Испании Альфонсо Восьмого к простолюдинке Фермозе.


Давно уже не читала я книгу так - с чувством, с толком, с расстановкой. И хотя это было не специально, а просто так получилось, но именно так и нужно читать эту книгу, с погружением в эпоху, с возможностью осмыслить и подумать о каждом герое, провести параллели с творческим путем самого писателя и согласиться, или не согласиться с идеей нравственной ответственности художника перед современниками и потомками. Мы же со своей стороны должны задать себе вопрос - имеем ли мы право судить людей прошлого, стали ли мы лучше их, цивилизованнее их? Или и в каждом из нас сидит до поры варвар и злобный демон?
Мы попадаем в Испанию, на дворе конец 18 века, во Франции произошла революция, в науке одно за одним происходят значительные шаги вперед, во всех Европейских странах время сильно ускорилось, но в Испании словно навеки средневековье. Инквизиция проводит свои мрачные аутодафе, уничтожая людей за малейший проблеск ума и свободомыслия, в то время как гранды во главе с королевским двором не знают как еще извратиться в пороках, и думают лишь как упрочить свое положение. Народ тоже не особо страдает нравственностью (в нашем понимании, конечно), да и что можно ожидать, если церковь официально продает отпущение грехов и разбойник, отдавая часть награбленного, искренне верит, что он благороден и чист. Человек из народа тоже считает за честь обмануть и надуть, и живет простыми животными удовольствиями, иногда развлекаясь кровавыми корридой, публичными казнями и сожжениями еретиков. И,впрочем как во все времена, лишь горстка людей искренне озабочена судьбой своей страны и верит в такие вещи, как просвещение и прогресс, и желают вмешиваться в политику не для своего обогащения.
Гойя в начале своего пути познания очень далек от подобного, он хочет лишь писать и зарабатывать на этом, ему нравится богатая жизнь, внимание и почет. Но хочешь-не хочешь, а приближаясь к власть имущим невозможно остаться непричастным. Словно сказочному герою предстоит пройти ему огонь-воду и медные трубы, потерять иллюзии, близких и любовь, здоровье и душевный покой. Дорого достается познание себя, своего времени и терзающих их пороков. Сам Фейхтвангер проделал похожий путь от искусства ради искусства до критического реализма и исторических романов, осмысливающих опять же его современность. Но осмысление это, как и офорты Гойи, доступны не всем. Не зная реалий времени написания можно многое пропустить. Послевоенное переосмысления своей роли в трагедии второй мировой и осуждение пособников фашизма, когда многие люди с совестью спрашивали себя - а все ли я сделал, что мог? и мог ли я что-то сделать? В книге мы тоже можем спросить себя, кто были правы - осторожные друзья Гойи, что говорили, что талант поможет лучше, если будет жив или те, кто гнили в застенках, но не предавали высоких идеалов? Гойя выбирает третий путь - иносказательный путь "всеобщего языка" своих картин, предсказывающих конец старого мира и обличающий его пороки.
В книге нет деления на хороших и плохих, каждый персонаж выписан как живой человек, со своей правдой, со своей болью и своей душевной грязью и чистотой, потому что в каждом есть и то и другое. Мы живем в совсем другое время, но средневековье и нас подстерегает (не потому ли эта тема так популярна в последнее время, что люди неосознанно понимают, что вновь ходят по краю?). Не так важно правдива ли история любви герцогини Альба и Гойи (на мой взгляд нет, по крайней мере не с ее стороны) и прочих исторических моментов, в этой книге главное не кто с кем спал и хороший ли художник и человек Гойя, а возможность поставить себя в подобную ситуацию и задать вопросы к своей совести. Герои книги выбирают различные варианты жизненной программы и мы можем вслед за ними выбрать себе вариант.

Лион Фейхтвангер

Фейхтвангер (Feuchtwanger) Лион (1884-1958), немецкий писатель еврейского происхождения. После 1933 г. в эмиграции. Автор ряда исторических романов: «Безобразная герцогиня», 1923; «Еврей Зюсс», 1925; «Иудейская война», 1932; «Лисы в винограднике», 1947; «Гойя», 1952; «Мудрость чудака», 1952 - о Ж. Ж. Руссо. Варварство и бездуховность воплощены в фашизме : романы «Успех», 1930, «Семья Опперман» («Семья Оппенгейм»), 1933, «Братья Лаутензак», 1943. Является также автором пьес. В нашей стране более всего известна его книга «Москва 1937» о посещении СССР (вскоре после издания была запрещена). В ней Лион Фейхтвангер оправдывал жесткость сталинской системы.

Фейхтвангер Лион (1884-1958) - немецкий писатель. После 1933 г. в эмиграции. Сочинения: исторический романы «Безобразная герцогиня» (1923), «Еврей Зюсс» (1925), «Мудрость чудака» (1952) и др. В романе Фейхтвангера «Испанская баллада» описана коллизия 1195 года при Аларкосе, когда берберы-альмохады сокрушили рыцарское воинство Кастилии , куда стеклись рыцари со всех стран Европы. В связи с этими событиями [Лев] Гумилёв приводит взгляды Фейхтвангера, который устами арабского историка Мусы дает прогноз того, что христианский мир молод и может позволить себе роскошь потерпеть отдельные поражения, а мусульманский мир стар и только продляет свое существование. Гумилёв приводит эти мысли Фейхтвангера в подтверждение своей теории пассионарности, согласно которой арабы к концу XII века потеряли пыл молодого этноса.

Цитируется по изд.: Лев Гумилев. Энциклопедия. / Гл. ред. Е.Б. Садыков, сост. Т.К. Шанбай, - М., 2013, с. 611-612.

ФЕЙХТВАНГЕР, ЛИОН (Feuchtwanger, Lion) (1884–1958), немецкий романист и драматург. Родился 7 июля 1884 в Мюнхене. Учился в университетах Мюнхена и Берлина, где изучал философию, но достаточно рано обратился к литературе. Совершив ряд путешествий, написал в годы Первой мировой войны несколько антивоенных пьес, которые были запрещены. Славу писателю доставили исторические романы, написанные с оглядкой на новейшие веяния в психологии, в т.ч. Еврей Зюсс (Jud S, 1920–1922), Успех (Erfolg, 1926), Безобразная герцогиня (Die hlische Herzogin, 1923) и трилогия о войне иудеев с римлянами (Иудейская война – Der Jdische Krieg, 1932; Сыновья – Die Shne, 1935; Настанет день – Der Tag wird kommen, 1942). Возвышение нацизма, описанное в романе Семья Оппенгейм (1933), заставило Фейхтвангера искать убежища во Франции; в 1940 он обосновался в США. В числе позднейших его произведений – Оружие для Америки (Waffen fr Amerika, 1947–1948), Гойя (Goya, 1951), Мудрость чудака (Narrenweisheit, 1952) и Испанская баллада (Spanische Ballade, 1956). Умер Фейхтвангер в Лос-Анджелесе 21 декабря 1958.

Использованы материалы энциклопедии "Мир вокруг нас".

Знакомый писатель Сталина

Фейхтвангер Лион (1884-1958). Немецкий писатель. После прихода Гитлера к власти в 1933 г. эмигрировал из Германии и жил во Франции. Участвовал в международном движении в защиту культуры, редактировал совместно с Б. Брехтом и В. Бределем издававшийся в Москве в 1936-1939 гг. журнал «Слово». Умер в Лос-Анжелесе (США).

В конце 1936 г. приехал в Советский Союз, где пробыл несколько недель. Весь период пребывания в СССР находился под неусыпным надзором сотрудников ВОКСа, докладывавших о каждом шаге немецкого писателя (Эйделъман Н. Гости Сталину //Два взгляда из-за рубежа: Переводы. М., 1991. С. 268-269).

В то время Фейхтвангер, как и многие другие видные писатели Запада, видел в Советском Союзе единственную реальную силу, способную противостоять гитлеровской угрозе. «Быть за мир, - говорил Фейхтвангер, - значит выступать за Советский Союз и за Красную Армию. В данном вопросе не может быть никакого нейтралитета».

В Москве Фейхтвангер побывал на процессе «правотроцкистско-го блока» и заявил, что «вина подсудимых уже сейчас представляется в значительной части доказанной». Через несколько дней он уточнил, что эта вина «доказана исчерпывающе». Едва ли можно упрекнуть Фейхтвангера, что он не понял лживости этого и других московских политических процессов, организованных Сталиным для укрепления своей личной власти. Ведь во всех газетах, которые читал в Москве Фейхтвангер с помощью переводчиков, он встречал выступления видных советских писателей с требованиями расстрела подсудимых.

Фейхтвангер был принят Сталиным, беседа продолжалась более трех часов и оставила, по словам Фейхтвангера, «неизгладимое впечатление». Итогом поездки в СССР стала книга «Москва 1937. Отчет о поездке для моих друзей», вышедшая летом 1937 г. в Амстердаме. В главе «Сто тысяч портретов человека с усами» писатель рассказывает о своих встречах и беседе со Сталиным. Вскоре по личному указанию Сталина эта книга была переведена и издана в СССР (Знаменитые евреи. М., 1997).

По мнению журналиста М. Лобанова, «Фейхтвангер взял сторону не троцкистов, а Сталина, в котором, как в руководителе страны, видел защитника еврейства в будущей войне с Германией» (Сталин / Сост. М. Лобанов М., 1995. С. 714).

С начала Второй мировой войны Фейхтвангер в своих статьях и выступлениях разоблачал гитлеровские планы мирового господства.

Использованы материалы кн.: Торчинов В.А., Леонтюк А.М. Вокруг Сталина. Историко-биографический справочник. Санкт-Петербург, 2000

Энциклопедический взгляд на Фейхтвангера

ФЕЙХТВАНГЕР (Feuchtwanger) Лион }