Картины константина третьякова о гражданской войне. Испанский художник написал картину, посвященную гражданской войне в россии Картины о гражданской войне 1917

В Россия: реалии революции и гражданской войны глазами художника Ивана Владимирова (часть 2)

Россия: реалии революции и гражданской войны глазами художника Ивана Владимирова (часть 2)

Подборка картин Художник-баталист Иван Алексеевич Владимиров (1869 - 1947) известен циклами своих работ посвященным русско-японской войне, революции 1905 года и первой мировой войне.
Но наиболее выразительным и реалистичным явился цикл его документальных зарисовок 1917 - 1920 годов.
В предыдущей части этой подборки были представлены наиболее известные картины Ивана Владимирова этого периода времени. На этот же раз пришла очередь выставить на всеобщее обозрение те из них, которые в силу разных причин не были широко представлены зрительской публике и во многом являются для нее новыми.
Для увеличения любого из понравившихся изображений сделайте по нему клик мышкой
В подвалах ЧК (1919)
Сжигание орлов и царских портретов (1917)



Петроград. Переезд выселенной семьи (1917 - 1922)



Русское духовенство на принудительных работах (1919)



Разделка павшей лошади (1919)



Поиски съедобного в помойной яме (1919)



Голод на улицах Петрограда (1918)



Бывшие царские чиновники на принудительных работах (1920)



Ночное разграбление вагона с помощью от Красного креста (1920)



Реквизиция церковного имущества в Петрограде (1922)


Иван Владимиров считается советским художником. Он имел правительственные награды, среди его работ есть и портрет "вождя". Но главное его наследие - иллюстрации Гражданской войны. Им даны "идеологически верные" названия, в цикл включено нсколько антибелых рисунков (кстати, заметно уступающих остальным - явно не от души их рисовал автор), но всё прочее - это такое обличение большевизма, что даже удивительно, насколько слепы были "товарищи". А обличение состоит в том, что Владимиров - художник-документалист - просто отображал, что видел, и большевики на его рисунках оказались теми, кем они и были - гопниками, измывавшимися над людьми. "Настоящий художник должен быть правдив". В этих рисунках Владимиров был правдив и, благодаря ему, мы имеем исключительную живописную летопись эпохи.


Россия: реалии революции и гражданской войны глазами художника Ивана Владимирова (часть 1)

Подборка картин Художник-баталист Иван Алексеевич Владимиров (1869 - 1947) известен циклами своих работ посвященным русско-японской войне, революции 1905 года и первой мировой войне. Но наиболее выразительным и реалистичным явился цикл его документальных зарисовок 1917 - 1918 годов. В этот период он работал в Петроградской милиции, активно участвовал в ее повседневной деятельности и делал свои зарисовки не с чьих-то слов, а с самой что ни на есть живой натуры. Именно благодаря этому картины Владимирова данного периода времени поражают свой правдивостью и показом различных не очень приглядных сторон жизни той эпохи. К сожалению в последствии художник изменил своим принципам и превратился во вполне заурядного баталиста, который разменял свой талант и стал писать в стиле подражательного соцреализма (обслуживать интересы советских вождей). Для увеличения любого из понравившихся изображений сделайте по нему клик мышкой Погром винного магазина

Взятие Зимнего дворца

Долой орла

Арест генералов

Конвоирование заключенных

С насиженных мест (Крестьяне растаскивают имущество из барских поместий и отправляются в город в поисках лучшей жизни)

Агитатор

Продразверстка (реквизиция)

Допрос в комитете бедноты

Захват белогвардейских шпионов

Восстание крестьян в имении князя Шаховского

Расстрел крестьян белоказаками

Захват врангелевских танков Красной Армией под Каховкой

Бегство буржуазии из Новороссийска в 1920 году

В подвалах ЧК (1919)



Сжигание орлов и царских портретов (1917)



Петроград. Переезд выселенной семьи (1917 - 1922)



Русское духовенство на принудительных работах (1919)
Разделка павшей лошади (1919)



Поиски съедобного в помойной яме (1919)



Голод на улицах Петрограда (1918)



Бывшие царские чиновники на принудительных работах (1920)



Ночное разграбление вагона с помощью от Красного креста (1922)



Реквизиция церковного имущества в Петрограде (1922)



В поисках сбежавшего кулака (1920)



Развлечения подростков в императорском саду Петрограда (1921)



Художник-самоучка Константин Третьяков, живший на юге Архангельской области, там, где Устья сливается с Вагой, написал много картин и о событиях гражданской войны, хотя та война только краешком зацепила два больших села, где прошла вся жизнь Третьякова – Благовещенск и Воскресенск.
Полные названия сел – Благовещенское и Воскресенское, но местные жители эти названия сокращают.


Благовещенск стоит на высоком берегу Устьи, а Воскресенск в нескольких километрах от него, между Устьей и Вагой.
Сюда, в Благовещенск, в конце июля 1918 года из Шенкурска ушел отряд Максима Ракитина.
В июле 1918 года Шенкурск несколько дней находился в руках крестьян, не желавших быть мобилизованными в Красную Армию в разгар летней страды, и не желавших ни с кем воевать. Постепенно крестьяне разошлись по своим деревням, и Ракитин, узнав, что к городу приближается отряд красноармейцев, ушел вверх по Ваге.
Но и советская власть после этого продержалась в Шенкурске недолго.
12 августа, узнав, что по Ваге идут пароходы с союзниками и белогвардейцами, сотрудники исполкома уездного совета, военкомата и красноармейцы погрузились на пароход «Шенкурск» и отправились вверх по Ваге, в сторону Вельска.
Ракитинцы остались в Благовещенске, хотя крестьяне, не желавшие оказаться между молотом и наковальней, пытались от них избавиться, или, хотя бы, забрать у них оружие. Отряд оружие не отдал, но и в сторону Вельска не пошел.
Через несколько дней советским властям в Вельске удалось сформировать отряд в количестве 135 человек, который, переправившись через Вагу, стал готовить атаку Благовещенска.


Атака на Благовещенск началась на рассвете. Красноармейцы наступали со стороны Воскресенска и дошли до последнего ряда изб, стоявших на берегу Устьи.
Ракитинцы сдаваться не собирались. Оружия у них было достаточно, были даже два пулемета. Архангельский историк Е.И.Овсянкин в книге «Огненная межа» (Арх., 1997 г.) писал, что у берега стоял пароход с пушкой, из которой по наступающим был открыт огонь шрапнелью, но что это был за пароход, откуда он взялся, я не знаю. Красноармейцы отступили.



прислала katias

Больших двухэтажных изб, стоявших задами к Устье, сейчас уже нет, снесли в семидесятые годы. Сейчас вместо них стоят кирпичные коробки совхозной администрации, столовой, почты и магазина.
Сохранился большой светлый дом слева. Там сейчас сельская администрация.
До конца шестидесятых стоял примыкавший к церковной ограде большой пятиоконный дом. В шестидесятые там был детский сад, а в августе 1918 года размещалась часть ракитинцев.
Родственник рассказывал, как слышал рассказ старика благовещенца, находившегося в доме как раз в то утро, когда началась атака.
-Проснулся от стрельбы. Кругом палят, а кто палит, не поймешь. Прямо по окнам стреляют. Я, мужики, от страха чуть не обоср… Даже одеватьcя не стал. Схватил штаны, да винтовку, да в окно выскочил, в то, которое на реку выходило…

Во время боя в отряде красноармейцев был убит один человек, Павел Степанович Глазачев, 1878 г.р., уроженец Шенкурского уезда.


Это фотография знаменитой зимней ярмарки в Благовещенске. Конец двадцатых, т.е. до начала коллективизации осталось всего ничего.
Чуть впереди стоит деревянная церковь, за ней каменная, двухэтажная, с большой колокольней.
Маленьким, я слушал как-то рассказ стариков, которым в 1918 году было по 10-12 лет, как они бегали смотреть на убитого Глазачева. Лежал он под большой черемухой, стоявшей в десятке метров от деревянной церкви. Старики запомнили, что на нем была кожаная куртка, и лежал он на спине, раскинув руки.


Здесь черемуха лучше видна.
Прячась за ней, Глазачев стрелял по окнам большой двухэтажной избы, стоявшей через дорогу, но тому, кто был в избе, повезло больше.


Похоронили Глазачева на том же месте, где он погиб, под черемухой. Черемуха даже до семидесятых годов не дожила, а бывшая церковь стоит. В тридцатые годы в ней устроили клуб и библиотеку.

В 50-е годы на могиле Глазачева поставили памятник. Потом советская власть рухнула, ее заменил то ли капитализм, то ли непонятно что, и до памятника сейчас никому нет дела. Памятник потихоньку разрушается, а тополя стареют

Табличка на памятнике «Погибшему в боях с интервентами в 1918-1920 гг.» меня еще в детстве удивляла.
Во-первых, никаких интервентов в селе не было, а были такие же шенкурские мужики, которым просто не нравилась новая власть. Во-вторых, при чем тут бои «1918-1920 гг.», если он погиб в бою в августе 1918 года, и в боях 1919-1920 гг. участвовать не мог.


Какое отношение к этим событиям имел колёсный пароход «Лев Толстой», я не знаю. Художник Третьяков, видимо, знал, а я не знаю.

На следующий день отряд получил приказ от Кедрова: «Атаковать Благовещенск снова или зажечь его со всех сторон». Овсянкин в книге «Огненная межа» писал, что на следующее утро красноармейцы пошли в атаку, таща с собой канистры с керосином. Вот такая она, гражданская война!
Переправляясь через Вагу, красноармейцы узнали, что ракитинцы из Благовещенска ушли в Шенкурск.
Я думаю, ракитинцев местные мужики уговорили, и у тех хватило порядочности не устраивать новый бой в селе. А с двумя пулеметами, да если их грамотно поставить, можно было красноармейцев хорошо встретить.


Каменная церковь, вернее то, что от нее осталось, стоит в селе до сих пор. До начала восьмидесятых на втором этаже находился промтоварный магазин, потом кафе, потом вход на второй этаж закрыли.
Сельская пекарня, которую устроили прямо в алтаре, пекла хлеб до конца девяностых. Потом церковь передали верующим. У тех, кто в Бога верит, на восстановление церкви денег нет, а у кого деньги есть, те не верят ни в Бога, ни в черта.


«Отряд бойцов перед походом на Шенкурск».
Картина была написана Третьяковым в Ширшинском доме престарелых в 1979 году.


«В бой за Высокую Гору».

Деревни Усть-Паденьга, Нижняя Гора и Высокая Гора, занятые американцами и белогвардейцами, находились на берегу Ваги, в 25 верстах от Шенкурска.
В январе 1919 года с атаки на эти деревни 6 армия начала Шенкурскую операцию.
Сначала американцы отступили из Нижней Горы, потом оставили Усть-Паденьгу.
На высоком берегу речки Усть-Паденьги им удалось задержаться, но потом они отступили к Шенкурску.


Берег Уст-Паденьги, где стояла батарея канадских артиллеристов, и где были позиции американцев, я сфотографировал из окна автобуса летом прошлого года.

Так, друзья, сегодня будет интересный пост о том, как на самом деле выглядел . Фотоснимков тех лет сохранилось не так и много, но зато осталось множество рисунков от художников документалистов.

Картины, которые я покажу вам в сегодняшнем посте, произвели на меня в своё время громадное впечатление. Еще удивительнее то, что художник, нарисовавший их, жил в — вполне успешно пережил сталинский террор 1930-х годов и его картины по какой-то причине не были уничтожены. Он много рисовал практически до последних дней жизни и даже в 1930-е продолжал время от времени троллить совок картинам вроде "Мордобой на пляже — культурное достижение по спорту!".

Для начала немного истории. Автор картин, которые размещены ниже — художник Иван Владимиров (1869-1947). Как видно по годам жизни художника — в годы Октябрьского переворота и последовавшей за ним Гражданской войны Иван был уже достаточно зрелым человеком и состоявшимся художником, до этого уже получившего некоторую известность.

В начале XX века Владимиров позиционировал себя как художника-документалиста — он работал т.н. "художественным корреспондентом" в русско-японской (1904-905), балканских (1912-13) и Первой мировой войнах. О сюжетах его картин тех лет можно судить по названиям — "Орудие в опасности", "Артеллерийский бой", "Вернулся с войны", "Разведка в ливень", "Допрос пленного", "Усиленная рекогносцировка".

В 1917-1918 году Владимиров работал в Петроградской милиции, где рисовал фотопортреты разыскиваемых преступников со слов потерпевших (аналог художественного "фоторобота"). Во время переворота 1917 года Владимиров сделал множество зарисовок, которые стали потом в сюжеты его картин — на которых хорошо показаны реалии тех дней и истинное лицо большевиков.

Это удивительно, но Ивана Владимирова по какой-то причине не репрессировали в 1930-х — он пережил репрессии и блокаду в Ленинграде, во время которой рисовал плакаты и вёл дневник блокады. Ещё удивительнее то, что многие его работы выставлялись даже во времена СССР в Третьяковской галерее.

А теперь давайте посмотрим на картины.

02. Взятие Зимнего дворца осенью 1917 года. Лица и типажи красноармецев далеки от тех "волевых и целеустремлённых товарищей", которые потом рисовали во всех советских учебниках. Далеки от идеала и их действия — банда красноармейцев ведет себя как обычные пьяные погромщики, стреляя в картины и уничтожая античные статуи. 22 годами позже дети этих красноармейцев будут вести себя также во время "присоединения Западной Беларуси" — с тупой злобой рубя саблями паркет в замке Радзивиллов в Несвиже.

03. А на этой картине изображены большевики на улицах "революционного Петрограда". Как видите, красноармейцы не только ходили строем под бравурные песни про Буденного, но и не гнушались банальными грабежами — на картине запечатлено, как доблестные "красногвардецы Ильича" разгромили винный магазин и напиваются прямо у входа.

04. Внесудебная расправа над "идеологическими противниками-беляками". Обратите внимание на лица красноармецев — это самые настоящие Шариковы. Не вызывает сомнений, что художник на стороне расстреливаемых, и для меня большая загадка — как ему удалось пережить террор 1930-х. Может быть, всё дело в том, что советские власти не видели в картинах никаких противоречий — "а что, всё похоже! Вот это с винтовкой вылитый я, а вот это — мой кореш Коля!".

05. А это — расстрелы в подвалах, которые начались, фактически, сразу после переворота. Лица тоже очень характерные; как позже скажет Иосиф Бродский — "после переворота 1917 года и репрессий в России произошел антропологический сдвиг, от которого она будет оправляться несколько столетий".

06. Реалии 1918 года. На картине вроде бы не происходит ничего особенного, если не знать её название — "Разграбление вагона с помощью от Красного Креста". Скорее всего, вагон грабят те же самые "красноармейцы", которые охранятю железную дорогу — присвоив себе продукты, которые были предназначены для голодающих.

07. Тоже грабеж — на сей раз банковских ячеек, под заумным названием "изъятие награбленного добра". То, что в этих ячейках хранили свои вклады и ценности обычные горожане — никого не интересовало. Имеешь что-то большее, чем драные лапти? Значит враг.

08. Картина под названием "Развлечение подростков в императорском саду".Тут, как говорится, без комментариев — искусство после революции стало "доступно всем". В том числе, и для того, чтобы бросать в него камнями.

09. А вот просто потрясающая картина под названием "Некому защитить" — так сказать, торжество победителей. Два бугая-"красноармейца" подсаживаются к интеллигентной даме в кафе, один из красных бандитов крепко держит её за руку, и можно понять, что ничем хорошим эта встреча не закончится.

10. И ещё одна потрясающая картина из этой же серии, с лицами "победителей" в ложе оперы либо театра. Типажи подмечены просто отлично.

11. Ещё немного "послереволюционных реалий". Голод в Петрограде — люди отрезают куски мяса от трупа павшей лошади, в то время как на заднем плане идут бравурные митинги под красными флагами.

12. И ещё немного о быте тех лет:

13. Картины деревенской жизни тех лет у Ивана Владимирова тоже встречаются. Давайте посмотрим, что изображено на них — может быть, хотя бы в деревне жизнь была получше? Нет, там был всё тот же грабеж. На этой картине показано, как подстрекаемые комиссарами крестьяне разворовывают богатое поместье:

14. А вот те же крестьяне волокут домой награбленные вещи. Так и хочется спросить — "ну что, обогатились? Сильно свою жизнь улучшили?"

15. Впрочем, награбленному "добру" крестьяне радовались недолго — вскоре к ним в дома приехали отряды продразверстки, которые выгребали из амбаров все запасы зерна, обрекая людей на голод.

16. А это — работа в селе так называемого "комбеда", в который набирали всяких сельских алкоголиков — чем более деклассирован был человек и чем более асоциальный образ жизни он вел, тем вероятнее он мог получить место в "комбеде" — считалось, что он "революционный борцун" и вообще молодец, "не работал на царя".

Вчерашние алкоголики и люмпены получили полную власть над судьбами людей, которые советская власть посчитала своими врагами. Хозяйственные крестьяне, работящие зажиточные люди, священники, чиновники — были судимы "комбедами" и часто приговаривались к смерти.

17. Грабеж ценностей из сельской церкви. Большая часть добра, что отняли в церквях и у бывших богатых людей — продавалась на Запад, а средства от этого шли на "советскую индустриализацию". Это и есть реальное лицо , которого так любят восхвалять сталинисты, в 1920-30-е годы он занимался ровно тем же, чем занимался до революции — грабил людей и тратил деньги на свои прожекты.

Вот такие картины. По-моему, очень сильная серия. Мне кажется, если бы с советских публиковали их, а не пафосные картинки с "революционными матросами", то отношение к событиям 1917 года у людей было бы совсем иное.

А что вы думаете по этому поводу?

Афанасий Иванович Шелоумов (1892-1983) - еще одно простое и звучное имя "прошлой" России. Российской империи, сметенной Первой мировой и Октябрьской революцией... Белогвардейской России, проигравшей Гражданскую войну... Белоэмигрантской России с ее злоключениями и идеологическими метаниями...
Проживший долгую и наполненную событиями жизнь, А.И.Шелоумов был наделен счастливым талантом к кисти живописца и воплотил на своих полотнах многие бурные и трагические события российской истории ХХ в., свидетелем и участником которых он являлся.

А.Шелоумов. Атака П.Н.Врангеля с эскадроном Лейб-гв. Конного полка на германскую батарею 6 авг. 1914 г.

В кратком изложении вехи этого пути таковы.
Родился Афанасий Шелоумов в Херсонской губернии (по другим данным - в Каменце-Подольском), происходил из "разночинной служащей интеллигенции". С детства его страстью были лошади (он был прекрасный наездник и, как говорится, "сорви голова") и рисование. Два увлечения органично сплетались - лошади стали героями почти всех картин художника, он прекрасный анималист.


Окончив Одесское художественное училище, А.Шелоумов поступил в Петроградскую Императорскую академию художеств, где учился у знаменитого баталиста Н.С.Самокиша .
В 1914 г. запевшие над Европой военные трубы Первой мировой (вскоре ставшие для нее сродни трубам Апокалипсиса) позвали молодого талантливого баталиста вольноопределяющимся в ряды Российской императорской армии. С 10-м Одесским уланским полком он прошел через Юго-Западный и Румынский фронты. Рослый (185 см), атлетически сложенный Шелоумов, отличавшийся бесстрашием и любовью к самым опасным приключениям (неизменный "охотник" всех конных разведок) стал отличным бойцом. За храбрость он был награжден солдатским Георгиевским крестом (возможно - двумя) и произведен в корнеты, а затем в подпоручики; получил "анненский темляк" (орден Св.Анны 4-й ст.) на оружие.


Офицеры Одесского уланского полка на фронте. Возможно, среди них - корнет Шелоумов.

Судьба хранила отважного наездника от тяжелых ранений, но он едва не погиб, когда в сентябре 1916 г. в боях при Добриче (тогдашняя Румыния) болгарские кавалеристы окружили его и выбили из седла , но почему-то не стали ни добивать, ни брать в плен... Наверное, сказалось неистребимое (вне зависимости от превратностей военных союзов монархов и государств) славянское братство или потомственная признательность этих балканских крестьянских парней русским освободителям Болгарии в 1877-78 гг.


Победители корнета Шелоумова - болгарская кавалерия на Румынском фронте, 1916 г. Издалека почти неотличима от российской... Гримасы войны!

Потом была революция, сначала Февральская, а затем - Октябрьская, развал фронта и "самодемобилизация" Российской армии. Подпоручик Шелоумов, который видел верность присяге и Отечеству в восстановлении "единой и неделимой Империи", примкнул к бригаде Генерального штаба генерал-майора М.Г.Дроздовского и пробился вместе с нею с боями из Ясс на Дон, на соединение с Добровольческой армией генерала Корнилова. Там косившая ряды добровольцев эпидемия тифа свалила его с ног, и встать в строй наш герой смог только к ноябрю 1918 г.
В составе 3-й Офицерской стрелковой генерала Дроздовского дивизии 1-го армейского корпуса Вооруженных сил Юга России Афанасий Шелоумов, уже поручик, вдоволь изведал жестокости Гражданской войны. По его собственным словам, он "повидал много такого, чего лучше было не видеть вовсе" и "окровавился кровью вчерашних товарищей в окопах". В 1920 г. в составе разгромленной красными Русской армии ген. П.Н. Врангеля он эвакуировался из Крыма в печально знаменитый Галлиполийский лагерь. Предположительно, последним его местом службы в Гражданской войне был Отдельный конный генерала Дроздовского дивизион.


Дроздовцы.

Во время голодного и холодного "галлиполийского сидения" избыток времени, внезапно обрушившийся на разочаровавшегося во всем, кроме искусства, 28-летнего офицера побудил его вновь взяться за карандаш и кисть. "Галлиполийские альбомы" Шелоумова, включавшие лагерные зарисовки с натуры и воссозданные по памяти батальные сцены, вызвали горячее одобрение у его товарищей по несчастью - военнослужащих армии Врангеля, армии без государства. Они фактически проложили испытанному воину, но начинающему художнику дорогу в профессиональное искусство.


А.Шелоумов. Конница Добровольческой армии на походе.


А.Шелоумов. Конная разведка заночевала.


А Шелоумов. Казачий разъезд.


А.Шелоумов. Красная конница в бою за деревню.

С конца 1921 г. офицер-художник Шелоумов вместе с остатками врангелевской армии и тысячами русских беженцев оказался в Королевстве Сербов, Хорватов и Словенцев (СХС, будущей Югославии). Нужно сказать, с эмиграцией нашему герою повезло, насколько это выражение вообще может быть отнесен к изгнанию. Небольшое балканское королевство, жестоко пострадавшее в Первой мировой войне, было искренне радо внезапному притоку братских рабочих рук, особенно квалифицированным кадрам с высшим образованием, которых среди бежавших из России было предостаточно. Помимо искреннего расположения сербов, черногорцев, македонцев и прочих многонациональных подданных СХС, которое встретили "браћа руси", официальный Белград также создавал трудоустройству и общественной жизни эмигрантов климат максимального благоприятствования. Русские военные структуры местные власти, впрочем, потихоньку "зажимали", но оно и понятно...


Белград 1920-30-х гг.


Русская эмиграция в Королевстве СХС, 1927 г. В первом ряду в черкеске - ген.-лейт. П.Н.Врангель.

Совершенно объективно можно отметить: благодаря русским эмигрантам, особенно представителям технических и творческих специальностей, Королевство СХС в 1920-30-ее гг. сделало заметный скачок вперед в области образования и науки, восстановления истощенной войной экономики и воссоздания национальной интеллигенции взамен сложившей головы запасными поручиками и капитанами 2-го класса (было в Сербской армии такое звание) на полях Балканских и Первой мировой войн.

Афанасий Шелоумов обосновался сначала в гостеприимном и столичном, хоть и заметно порушенном австрияками в 1914-15 гг., Белграде, затем в поисках работы перебрался в Велики Бечкерк (ныне Зренянин, Сербия). Ему удалось найти относительно неплохо оплачиваемую работу бригадира красильщиков в железнодорожных мастерских (сказался офицерский командный опыт - Шелоумов был хорошим организатором). Но главное - теперь он мог рисовать и творить. Как только выдавался свободный час, он менял рабочую спецовку на блузу художника и становился к мальберту. Кроме того, он не терял связей с белой эмиграцией и духовного родства с русской диаспорой, активно участвуя в их общественной и культурной жизни.
Слово исследователю творчества А.И.Шелоумова : "Для него, как и для еще нескольких бывших офицеров-художников, творивших в Югославии, продолжали кровоточить раны мировой и гражданской войн, в памяти не меркли образы той России, которую они потеряли. За 20 лет жизни в этом городе художник создал сотни прекрасных произведений. Будучи приверженцем реалистической школы, он рисовал необъятные просторы России, табуны лошадей, казаков и российских воинов, сцены охоты.
В 1930 году Шелоумов участвует в самой известной тогда выставке русского искусства в Белграде. В ней были представлены более ста русских художников, живших в эмиграции в Европе и Америке. Афанасий Шелоумов представил на суд публики картину "Атака генерала Врангеля на немецкую батарею". Среди других участников Белградской выставки нельзя не упомянуть Бенуа, Билибина, Колесникова, Коровина, Репина и великую княгиню Ольгу Александровну. И поныне ряд полотен Шелоумова хранятся в музеях Белграда. В Бечкереке же не было ни одного русского дома, который бы не украшали картины Шелоумова".
Его талант был крайне многогранен и плодотворен. Историки и искусствоведы до сих пор не могут подсчитать, сколько живописных полотен и набросков А.И.Шелоумова разошлось по музеям и частным собраниями России и Европы. Несколько его картин выставлены в Центральном музее вооруженных сил в Москве. Шелоумов - замечательный баталист, которого отличает не только динамика и драматичность сюжета, но и тщательная прорисовка униформы, оружия и снаряжения бойцов - сказываются знания и пунктуальность боевого офицера. Героями абсолютного большинства картин являются кавалеристы - его род оружия!


А.Шелоумов. Атака Кавказской туземной конной дивизии против германских драгун.


А.Шелоумов. Сражение при Гумбиннене, 1914 г. (репродукция).

А.Шелоумов. Этюды офицеров Лейб-гв. Драгунского полка и Собственного Его Величества Конвоя.


А.Шелоумов. Императорский смотр на Кавказе.

С достоверностью военного историка он изображает сюжеты из исторического прошлого России, Кавказа , Украины (напомним, художник родом с Херсонщины, вольные запорожские казаки - одна из его излюбленных тем)...
У Шелоумова множество жанровых, бытописательных и даже подчас морализаторских картин из дореволюционной русской жизни - из той России, которую (единственную!) он считал своей Родиной. Но практически на всех его полотнах присутствуют мастерски прорисованные фигуры лошадей.


А.Шелоумов. Украинские козаки XVII в.


А.Шелоумов. Запорожцы в заснеженной степи.


А.Шелоумов. Имам Шамиль и его мюриды.

А.Шелоумов. Кавказский всадник.

Крутым переломом в судьбе состоявшегося художника и честного труженика Афанасия Шелоумова стала Вторая мировая война, обрушившаяся на Королевство Югославию апрельской грозой блицкрига 1941 г.
Первые месяцы немецко-итало-болгаро-венгерской (ну каждый из союзников Гитлера хотел урвать по куску!) не принесли существенных перемен в жизни русских эмигрантов в Югославии. Поменялись флаги на правительственных зданиях, на улицах появились патрули в "фельдграу" и зазвучала резкая речь оккупантов - для привыкших жить своим замкнутым мирком эмигрантов изменения свелись только к этому. Однако с нападением гитлеровской Германии на СССР, отозвавшимся на Балканах грозовым эхом, война пришла и к ним.


Части Вермахта входят в Белград, апрель 1941 г.

Бессмысленно отрицать, что многие эмигрантские организации, в том числе практически все союзы военной белой эмиграции в 1941 г. в ослеплении ненависти увидели в гитлеровской агрессии на Востоке "крестовый поход против большевизма". Значительную часть белоэмигрантских кругов Югославии подтолкнуло к союзу с немцами также развернувшаяся с лета 1941 г. вооруженная национально-освободительная борьба югославских народов, в которой ведущую роль начали играть коммунисты - здешняя, близкая "красная опасность".
Когда гитлеровцами для борьбы с югославскими партизанами был создан т.н. "Русский охранный корпус " (Russisches Schutzkorps Serbien), около 11,5 тыс. белоэмигрантов влились в его ряды. Среди них, к сожалению, был и наш герой, внезапно вспомнивший о Гражданской войне спустя два десятилетия. Или он просто хотел вернуться в свою молодость?


Смотр 4-го полка "Русского охранного корпуса", Белград, 1942 г. Перед строем - офицеры-белоэмигранты.


Казаки из состава "Русского охранного корпуса".


Захваченные карателями югославские партизаны.


А.Шелоумов. Прощание с товарищем.
Судя по форме кавалеристов, сюжет может быть посвящен "Русскому охранному корпусу" в Сербии.

Так или иначе, Афанасий Шелоумов в 1942 г. был зачислен в "Русский корпус" рядовым. Первоначально ему не пришлось участвовать в боевых действиях, он занимался в основном охраной различных объектов и коммуникаций. Однако по мере того, как партизанская Народно-освободительная армия Югославии с жестокими боями теснила оккупантов и коллаборационистов, нашлось боевое применение и для 50-летнего добровольца.
В 1944-45 гг. Афанасий Шелоумов снова сражался с винтовкой в руках "против красных", так же отчаянно, как некогда в Гражданскую войну - увы, на неправой и преступной стороне войны... Угрызений совести на сей раз он не испытывал - кто были ему эти сербские или боснийские парни с красными "петокраками" (звездочками - сербск.-хорв.) на пилотках, попавшие в его смертоносный, выверенный еще на фронтах прошлой войны прицел?
А когда все было кончено, и 12 мая 1945 г. остатки "корпуса" завершили свою кровавую эпопею сдачей британским войскам в Австрии, судьба вновь сжалилась над художником, наверное, за его редкий талант. Шелоумов не подлежал выдаче советским военным властям как "никогда не являвшийся советским гражданином" и отделался несколькими месяцами полуголодного пребывания в лагере военнопленных - очередной невеселый шанс освежить воспоминания молодости, на сей раз о Галлиполи.


Освободившись из плена, Афанасий Шелоумов поселился в баварском Штарнберге, близ Мюнхена. Несмотря на перенесенные невзгоды и подорванное войной и пленом здоровье, он продолжал самозабвенно писать, словно желая смыть яркими красками страшные воспоминания. Свою первую выставку в Германии в 1962 г. он посвятил 150-й годовщине Отечественной войны 1812 года, представив на ней серию военно-исторических полотен на эту тему.


А.Шелоумов. Атака Харьковского драгунского полка против французских кирасир.

Настоящая широкая известность пришла к А.И.Шелоумову именно в эти годы. Русскоязычные издания Европы с восхищением писали о замечательном художнике, в 1966 г. р епродукции его батальных картин были изданы отдельным альбомом. В 1960-х гг. нью-йоркский издатель К.Мартьянов начал выпускать поздравительные новогодние, рождественские и пасхальные почтовые карточки с картинами А.И.Шелоумова.
В 1982 в Штарнберге торжественно отмечали 90-й день рождения замечательного русского художника Шелоумова, ставшего к тому времени местной знаменитостью. От благодарных сограждан он получил звание почетного гражданина города и в ответ подарил ратуше картину «Русская тройка».

А.И.Шелоумов за работой.

Перевалив за 90-летний юбилей и до конца своих дней сохранив работоспособность и ясный рассудок, Афанасий Иванович Шелоумов ушел из жизни в 1983 г.
Он испытал огонь трех войн, познал тяготы изгнания и лишения бедности, ошибался и расплачивался за свои ошибки, но через свою долгую жизнь пронес два неизменных чувства - стремление к творчеству и любовь к России. За это ему все простится.
________________________________________ ____________________________________Миха ил Кожемякин.