Моне бульвар капуцинок в париже описание. Бульвар Капуцинок Моне


Клод Моне. Бульвар Капуцинок в Париже.
1873 г.
Холст, масло.
Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина,
Москва.

Вся история французского импрессионизма – от его зарождения до расцвета и постепенного угасания – укладывается в долгую творческую биографию Клода Моне. Рыцарская преданность этому художественному направлению, верность именно импрессионистическому восприятию мира ставят художника особняком даже среди его собратьев. Одно из лучших импрессионистических произведений Клода Моне – знаменитый "Бульвар Капуцинок в Париже", написанный им в 1873 году. Художник пишет два известных парижских вида из окон ателье фотографа Надара, расположенного на бульваре Капуцинок (один находится в Москве в Пушкинском музее изобразительных искусств, Другой – в Художественном музее Канзас-Сити). Вновь К. Моне Избирает высокую точку зрения: сверху, из окна (или с балкона, вместе с теми персонажами, которых он изобразил справа), зритель видит уходящую по диагонали, по направлению к парижской Опере, перспективу бульвара, поток экипажей и пестрой толпы в неразличимом мелькании лиц. Фигурки прохожих едва намечены белыми мазками, фасады домов на противоположной стороне бульвара наполовину скрыты ветвями платанов.

Клод Моне передает в этом произведении мгновенное, чисто зрительское впечатление от едва заметно вибрирующего воздуха, от уходящих в глубь улицы людей и уезжающих экипажей. Он разрушает представление о плоскости холста, создавая иллюзию пространства и наполняя его светом, воздухом и движением. Человеческий глаз устремляется в бесконечность, и нет предельной точки, где бы он мог остановиться.
Высокая точка зрения позволяет художнику отказаться от первого плана, и он передает сияющее солнечное освещение в контрасте с голубовато-лиловой тенью от домов, лежащей на уличной мостовой. В московском варианте свет делит композицию по диагонали, противопоставляет одну часть бульвара, залитого солнцем, другому – находящемуся в тени. Солнечную сторону Клод Моне дает оранжевой, золотисто теплой, теневую – фиолетовой, но единая свето-воздушная дымка придает всему пейзажу тональную гармонию, а контуры домов и деревьев вырисовываются в воздухе, пронизанном солнечными лучами.
Скользящее боковое освещение "дематериализует" архитектуру, придает ей невещественность. В красочном мареве тонут архитектурные детали домов, тают контуры экипажей, растворяются ветки деревьев, а глубина пространства теряется в движении светящегося воздуха. Все это заполняет картину таким образом, что глаз зрителя теряет грань между вертикальной плоскостью стен домов и горизонтальной мостовой; между близкими освещенными стенами зданий и дальним голубым сумраком, скрывающим продолжение улицы. Намеченные быстрыми штрихами фигурки прохожих теперь сливаются в общий поток толпы.


Клод Моне. Бульвар Капуцинок.
1873 г.
Музей искусств Нельсона и Аткинс

Полотно из Канзас-Сити имеет совершенно иной (вертикальный) формат и обладает иным настроением. Зритель видит тот же "Бульвар Капуцинок в Париже", тот же самый пейзаж, но уже в хмурый день, когда белесоватый, мутный свет отражается на влажной мостовой. На фоне блеклого, молочно-голубого цвета резче выступают пятна черного, розового, темно-зеленого цветов.

Искусствовед К.Г. Богемская отмечает: "Когда говорят, что импрессионисты умели запечатлевать момент безостановочного движения жизни, то подтверждением этому может быть названа именно картина "Бульвар Капуцинок в Париже" (московский вариант). В других произведениях Клода Моне, при всей их непосредственной сиюминутности, куда меньше стремления вырвать "кадр", чем это ощущается при созерцании данного полотна.

Однако показанная на Первой выставке импрессионистов именно эта картина стала одной из тех, которые вызывали больше всего насмешек и нападок публики. Сам же Клод Моне еще в 1880 году говорил: "Я импрессионист и намерен всегда им оставаться". Эти же слова он мог повторить и на закате своей жизни.

Клод Моне (1840-1926) «Бульвар Капуцинок в Париже» . 1873 г. Carnaval Boulevard des Capucines, 1873 холст, масло. 61 x 80 см Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва

С наибольшей последовательностью принципы импрессионизма* были разработаны в творчестве Клода Моне (1840-1926).

Клод Моне стремится схватить и передать непосредственное впечатление, производимое на него картинами действительности, находит новые мотивы городского пейзажа, особое внимание уделяет изображению пространства, освещения и воздушной среды. В одной из своих программных картин, «Бульвар Капуцинок в Париже» (1873, Москва, ГМИИ), он запечатлевает вид шумной улицы Парижа с как бы текущей толпой людей и потоком движущихся экипажей, влажность воздуха и далеко уходящий простор бульваров, видных сквозь голые ветви платанов. Он выбирает точку зрения сверху, с одного из балконов дома, край которого включает в композицию. Неожиданность среза фигур на балконе подчеркивает фрагментарность решения, случайность точки зрения, в действительности точно продуманной и найденной художником.

Клод Моне (1840-1926) «Бульвар Капуцинок в Париже» . 1873 г. Фрагмент

В дальнейшем погоня за передачей неуловимых, изменчивых состояний природы приводит Моне к работе над серией картин, написанных по одному и тому же мотиву природы в разное время дня.

Клод Моне (1840-1926) Бульвар Капуцинок. 1873 г. Музей искусств Нельсона и Аткинс

Так возникают такие серии, как «Руанский собор» (1893-1895, две в Москве, ГМИИ), которые создает художник, увлеченный стремлением схватить состояние атмосферы, освещения одного и того же мотива пейзажа в различное время суток.

Клод Моне (1840-1926) Собор в Руане в солнце 1894, Музей Орсе, Париж, Франция.

Клод Моне (1840-1926) Руанский собор, Восточный фасад в солнце (1892), Национальная галерея искусства, Вашингтон.

Клод Моне (1840-1926) Руанский Собор, Западный Портал, Туманная Погода (1892), Музей Орсе, Париж.

Клод Моне (1840-1926) Руанский собор, фасад (эффект утра), (1892-1894), Музей Фолькванг, Эссен, Германия.

Клод Моне (1840-1926) Руанский собор, Фасад и башня Альбане. Серая погода. (1894), Музей изящных искусств, Руан.

Так свет становится истинным героем картины, вытесняя реальные предметы.

Ю. Колпинский. Искусство Франции от Парижской коммуны до 1890-х годов

*Импрессионисты стремились передать в своих произведениях непосредственное впечатление от окружающей среды - impression , впечатление прежде всего от современного города с его подвижной, импульсивной, разнообразной жизнью. Это впечатление они стремились воплотить на полотне, создав живописными средствами иллюзию света и воздуха, богатой световоздушной среды. Для этого они разложили цвет на весь спектр, стараясь писать чистым цветом, не смешивая его на палитре и используя оптическое восприятие глаза, сливающего на определенном расстоянии отдельные мазки в общий живописный образ. Они хотели быть максимально приближенными к тому, как тот или иной предмет видит человек в натуре на пленэре... Вот почему один из критиков некогда и сказал, что «импрессионизм в искусстве то же, что натурализм в литературе».

Клод Моне. Бульвар Капуцинок в Париже. 1873 г. (Галерея искусства Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва

Если вы любите , по возможности хотя бы раз постойте перед картиной “Бульвар Капуцинок” Клода Моне. Для вас это будет своего рода паломничество. Потому что более импрессионисткой картины трудно представить.

К тому же у картины интересная история создания. Она прошла путь от эпитета “мазня” до всемирного шедевра. Да и сам бульвар Капуцинок – одна из самых легендарных улиц Парижа.

Теперь обо всем по порядку.

1. Картина, как золотой эталон импрессионизма

Никогда ещё неуловимость, быстротечность, мгновенность движения не были так верно переданы, как на необыкновенной картине “Бульвар Капуцинок”. Эрнест Шено.

Картина “Бульвар Капуцинок” вмещает в себя все возможные техники и приемы импрессионизма. Многие импрессионисты использовали лишь часть техник, пренебрегая остальными. Например, стремился запечатлеть сиюминутное. Но терпеть не мог работать на пленэре (на открытом воздухе), как того требовали каноны импрессионизма.

Даже у Клода Моне далеко не все работы соответствуют всем этим канонам. Зато “Бульвар Капуцинок” поистине можно назвать эталоном импрессионизма. И вот почему.

Для импрессионистов главным героем картин является свет. Им было важно передать, как от света вибрирует воздух. Как свет меняет цвета предметов. Как свет контрастирует с тенью.

Все эти эффекты есть на картине “Бульвар Капуцинок”. Свет раскрашивает платаны. Свет и тень гармонично соседствуют. И мы словно чувствуем запах зимнего прогретого солнцем воздуха.

Импрессионисты стремились запечатлеть то, что видят. Поэтому композиция отходила на второй план. На картине никакой композиции. Только удачный угол зрения. Из окна верхнего этажа. Картина – это выхваченный из действительности кадр бурлящей Парижской жизни.

Импрессионистам важно было изобразить сиюминутный момент жизни. Поэтому они работали быстро, игнорируя детали. На “Бульваре Капуцинок” детали как раз не прорисованы. Люди изображены в виде разноцветных мазков. Картину нужно рассматривать с расстояния, чтобы понять, что на ней изображено.

Импрессионисты увлекались фотографией. Особенности моментального фотоснимка использовал и Моне. Справа на балконе виднеются головы и цилиндры двух мужчин. Их изображения срезаны. Как будто они просто не влезли в кадр.

2. Картина была слишком революционной для публики

Картина была выставлена на первой выставке импрессионистов в 1874 г. Публика и критики совершенно не поняли картину. Один критик говорил, что видимо ему придётся смотреть картину из окна соседнего дома. Ведь вблизи он ровным счётом ничего не разберёт.

Ещё никогда людей не изображали на картине так “пренебрежительно”. В виде разноцветных мазков. У посетителей выставки это просто не могло уложиться в голове. Они искренне спрашивали у художника, что это за тёмные пятнышки внизу картины. И неужели они так ужасно выглядят, когда идут по бульвару.

Это были самые приличные высказывания по отношению к картине. С полос газет же в ее адрес летели эпитеты “мазня”, “обойные наброски” и прочее. Большинству обывателей того времени она категорически не нравилась.

Прошло всего 34 года с появления первой в мире фотографии. В умах людей картины ещё заменяли фотографии. Чем реалистичнее изображен человек, тем лучше. А здесь такое! Человек изображен в виде одного-двух мазков!

Кстати, в виде мазков людей решилась изобразить и . Видимо её вдохновила именно эта работа Клода Моне. Спустя 2 года она пишет картину “Вид на набережную на острове Уайт”.


Берта Моризо. Вид на набережную на острове Уайт. 1875 г. Частная коллекция.

Девочка на переднем плане изображена буквально несколькими мазками. Это лишь впечатление от девочки, а не её реальное изображение. Недаром Берту Моризо считают одним из главных представителей импрессионистов. Наряду с Клодом Моне.

3. На картине изображен легендарный бульвар

Бульвар Капуцинок – культовое место. Каждый дом здесь наполнен Парижской историей. Сама картина была написана из окна дома номер 35. Это была студия фотографа Надара.

Надару очень понравилась написанная Клодом Моне картина. Поэтому он помог организовать в своей студии легендарную выставку импрессионистов в 1874 году. Именно на ней был выставлен “Бульвар Капуцинок”. Так же, как и не менее знаменитая картина, от которой и пошло название “импрессионизм”.

На бульваре Капуцинок был проведён первый в мире киносеанс. Братья Люмьер показали зрителям 10 одноминутных фильмов. В том числе первую комедию “Политый поливальщик”. Это распространённое заблуждение, что первым фильмом был “Приближение поезда”. К моменту показа “Поезда” зрители уже знали, что такое кино.

Кстати, в фильме “Человек с бульвара Капуцинов” есть эпизод, где показывают первое кино. Это как раз “Политый поливальщик”. С названием же самого фильма его создатели просчитались. Капуцинками назывались монашек, чей монастырь стоял на бульваре. Поэтому правильно называть “Бульвар Капуцинок”.

4. За два года до написания картины Бульвар Капуцинок выглядел по-другому.

В это трудно поверить, но за два года до написания картины платанов на бульваре не было! Вернее они когда-то были. Но были все срублены … на дрова.

В 1871 году Париж был погружён в кровавый мрак. Парижская коммуна за 72 дня унесла жизни 20 000 парижан. На улицах была настоящая резня. Люди голодали, ели крыс и собак.

Париж оправился от этого ужаса очень быстро. И даже вновь высадили платаны на бульварах. Сам Моне во время Парижской коммуны уезжал из города в Англию. Там он время зря не терял. И создал несколько великолепных картин с видами Лондона.

5. Существует ещё один “Бульвар Капуцинок” Моне


Клод Моне. Бульвар Капуцинок в Париже. 1873-1874 гг. Музей искусств Аткинса-Нельсона, Канзас-Сити, США

Вторая картина “Бульвар Капуцинок” написана после “Пушкинского” варианта. На картине бульвар изображен уже в пасмурную погоду. Мостовая мокрая от дождя. Даже влажность воздуха волшебным образом передана художником.

Бульвар Капуцинок (Boulevard des Capucines), который также по ошибке называют Бульваром Капуцинов является одной из главных достопримечательностей Парижа. Расположен бульвар во втором округе французской столицы, а свое название эта широкая улица получила по имени когда-то находившегося здесь женского монастыря капуцинок. Это место связано, прежде всего, с именами знаменитых французских импрессионистов, среди которых числятся Ренуар, Сислей, […]

Который также по ошибке называют Бульваром Капуцинов является одной из главных достопримечательностей Парижа. Расположен бульвар во втором округе французской столицы, а свое название эта широкая улица получила по имени когда-то находившегося здесь женского монастыря капуцинок.

Это место связано, прежде всего, с именами знаменитых французских импрессионистов, среди которых числятся Ренуар, Сислей, Моне, Сезанн, Писсарро и Дега . Когда-то они были неизвестными, но после выставки «Анонимного общества», которая состоялась в 1874-м году в здании N35 на бульваре Капуцинок , в квартире фотографа Надара , к этим художникам пришла всемирная слава.

Именно на этом бульваре состоялся показ первых фильмов братьев Люмьер . На этой же парижской улице расположено знаменитое кафе Cafe de la Paix , на террасе которого когда-то сиживали Эмиль Золя, Мопассан и Оскар Уайльд . В доме номер 8 писал свои прекрасные произведения знаменитый композитор Жак Оффенбах , являющийся автором «Синей бороды» и «Сказок Гоффмана». Анри Бейль , прославившийся как писатель Стендаль , приходил на работу в здание под номером 43, в котором в позапрошлом столетии располагалось министерство иностранных дел пятой республики.

Boulevard des Capucines Paris, Франция

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Бульвар Капуцинок (Франция) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год во Францию
  • Горящие туры во Францию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Бульвар Капуцинок, Cafe de l"Olympia

Конечно, практически у каждого соотечественника имеется устойчивая ассоциация кино с бульваром Капуцинов, но далеко не всем известно, что на самом-то деле он - бульвар Капуцинок! Название этого прорубленного бароном Османом бульвара происходит от монастыря Капуцинок, стоявшего на его месте до Французской Революции. Он является вторым звеном в цепи Больших бульваров Парижа: Мадлен, Капуцинок, Итальянцев и Монмарта - бульваров, которые стали визитной карточкой Парижа, его гордостью и магнитом, притягивающим туристов со всего мира.

Бульвары когда-то были теми артериями, по которым новая жизнь вливалась в Париж.

Любители театра, живописи, кинематографа, а также просто желающие погулять среди интересных людей, выпить ароматный кофе в одном из уличных кафе, столики которых давно стали местами в зрительном зале, удобно расположившись лицом к прохожим, - теперь это называется «бульварный театр». Бульвары когда-то были теми артериями, по которым новая жизнь вливалась в Париж, такими же остаются и сейчас.

Именно отсюда - из дома № 14 по бульвару Капуцинок - 22 марта 1895 года началась эпоха синематографа: братья Люмьер впервые показали публике на большом экране кинофильм!

Расположен бульвар во втором округе Парижа, а свое название эта широкая улица получила по имени когда-то находившегося здесь женского монастыря капуцинок.

Помимо братьев Люмьер, бульвар Капуцинок рассказывает своим гостям о знаменитых французских импрессионистах, среди которых числятся Ренуар, Сислей, Моне, Сезанн, Писсарро и Дега. Когда-то они были неизвестными, но после выставки «Анонимного общества», которая состоялась в 1874-м году в здании № 35 на бульваре Капуцинок, в квартире фотографа Надара, к этим художникам пришла всемирная слава.

Сейчас эпицентр искусства на бульваре Капуцинок – это дом № 28, в котором находится знаменитый концертный зал «Олимпия», и особняк в самом начале бульвара, под номером два, - кинозал «Парамаунт опера».

На бульваре Капуцинов загляните и в знаменитое кафе Cafe de la Paix, на террасе которого когда-то сиживали Эмиль Золя, Мопассан и Оскар Уайльд. В доме № 8 писал свои прекрасные произведения знаменитый композитор Жак Оффенбах - автор «Синей бороды» и «Сказок Гоффмана», - а Стендаль приходил на работу в здание № 43.

Сейчас эпицентр искусства на бульваре Капуцинов - это дом №28, в котором находится знаменитый концертный зал «Олимпия», и особняк в самом начале бульвара, под номером два, который, как и столетие назад, остаётся кинозалом «Парамаунт Опера» и принадлежит крупной киносети «Гомон».

Выступить в «Олимпии» - мечта каждого музыканта и артиста. Зал «Олимпии» хранит память о голосе Эдит Пиаф и Людмилы Зыкиной, Луи Армстронга и Муслима Магомаева, Битлз и Шарля Азнавура.

Что ж, время бежит, мода меняется, на смену черно-белому немому кино приходит 3D, но жизнь на бульваре Капуцинок, все та же: элегантные служащие банков и адвокатских контор неспешно обедают, почитывая «Фигаро», вздыхают у витрин молоденькие стажерки, надев лучшие платья и изысканные перчатки. Приходите на бульвар Капуцинок под вечер посидеть в кафе как Мопассан и Золя, послушать романтичную французскую музыку или посмотреть кино.

Как добраться

До бульвара Капуцинок можно добраться от станции RER Auber, станций метро Opéra, Havre-Caumartin, Chaussée d’Antin La Fayette, либо от вокзала Сен-Лазар. Начинается бульвар от улицы Людовика Великого (rue Louis-le-Grand) и Шоссе Д Антан (rue de la Chaussée-d’Antin) и заканчивается на ул. Капуцинок (rue des Capucines) и Комартан (rue de Caumartin). К слову, длина одного из известнейших бульваров Парижа - 440 метров.

Адрес: Boulevard des Capucines, Paris