Ассимиляция народов в России: татары спасут страну. Особенности языковой и этнической ассимиляции украинцев

процесс взаимного культурного проникновения через который личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса общей культуре (слияние одного народа с другим путем усвоения его языка, обычаев и т.п.).

Отличное определение

Неполное определение ↓

Ассимиляция

По области действия, в которой происходит А., выделяют языковую, культурную и этническую А.:

Языковая А. - усвоение иноэтнического языка и признание его родным;

Этническая А. - восприятие этносом иной культуры, смена этнической и культурной идентичности и слияние с другим этносом; может рассматриваться как вид национальной политики, направленной на стирание этнических и культурных различий и формирование моноэтнической общности. Напр., А. этнических меньшинств, в том числе иммигрантов (то же что и натурализация): итальянцев, русских и представителей других этнических групп, переселившихся в США; А. коренных малочисленных народов крупным народом (русскими карел, французами - бретонцев и др.);

Культурная А.- то же, что аккультурация. По способу протекания данных процессов А. может быть естественной и насильной:

Естественная А. - происходит путем аккультурации, адаптации к условиям иноязычного и инокультурного окружения, межэтнических браков (то же, что и натурализация);

Насильственная А. - происходит путем насильственного ограничения или запрета на употребление этнического языка. Осуществляется местными властями в сфере школьного образования и других сферах общественной жизни; направлена на ускорение процесса ассимиляции. Термин «ассимиляция» чаще употребляется в значении «насильственная» и несет негативную оценку («ассимиляторская языковая политика»). Для нейтральной или положительной оценки явления отдается предпочтение терминам «натурализация», «интеграция».

Против. значение: сегрегация

См. также: Аккультурация, Натурализация, Языковая политика

Различаются естественная и насильственная А. Естественная А. возникает при непосредственном контакте этнически разнородных групп и обусловлена их общей социальной, хозяйственной и культурной жизнью, распространением этнически смешанных браков и т.п.; такая А. имеет прогрессивный характер при любом политичеком строе; тем более закономерным и прогрессивным считалось ее развитие в социалистическом обществе, при все расширяющемся свободном общении равноправных народов. Однако националисты, приверженцы этнической парадигмы (см.) считают такое явление нежелательным. В СССР процессы естественной А. охватывали гл.обр. группы национальностей, живущих за пределами своих республик и национальных областей в сильном территориальном смешении с другими этносами, особенно в городах, где такое смешение имеется в многоквартирных домах, в детских садах и школах, производственных коллективах и т.д.; иногда А. приводила к снижению абсолютной численности отдельных этносов, отмеченному переписями населения (напр., - мордвы, карел, евреев и др.) Насильственная А., характерная для стран, где национальности неравноправны, представляет собой системы мероприятий правительства или местных властей в области школьного образования и др. сферах общественной жизни, направленных на искусственное ускорение процесса А.путем путем подавления или стеснения языка и культуры этнических меньшинств, давления на их самосознание и т.п. В этом отношении политика насильственной А. противоположна политике сегрегации (см.), но также противоречит демократическим принципам общественного развития. В некоторых случаях установить четкую грань между естественной и насильственной А. (напр. в “заморских” департаментах Франции) довольно трудно. Важным этапом этнической А. является культурная А. или аккультурация (см.) и языковая А., т.е. полный переход на другой язык, который становится или считается “родным”. Обычно культурная или культурно-бытовая А. начинается с так называемой стадии адаптации раньше языковой А., но полностью завершается позже (см. также Маргинальность). В СССР наиболее мощным фактором А. были национально- смешанные браки. Необходимым этапом А. иммигрантов является принятие ими подданства страны оседания или так называемая натурализация

ЛИТ.: Козлов В.И.Динамика численности народов. М., 1969. Современные этнические процессы в СССР. М., 1977.

Этнические процессы в современном мире. М., 1987.

Betts R.F. Assimilation and association in French colonial theory 1890-1914, N.Y., 1961.

Cultural assimilation of immigrant, UNESCO, L., 1950.

The cultural integration of immigrants, UNESCO, Paris, 1954.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Этническая ассимиляция - процесс усвоения представителями различных национальностей языка, культуры, обычаев, традиций той этнической среды, в которой они проживают.

В результате этого происходит потеря ими своего языка, культурных особенностей, традиций и изменение самосознания их национальной (этнической) принадлежности. На этой основе как в мировом масштабе, так и в рамках отдельного региона или государства, происходит увеличение численности лиц одной (ассимилирующей) национальности и сокращение числа лиц другой (ассимилируемой) национальности.

Этнической ассимиляции способствуют усиление межгосударственной и межрегиональной миграции, расширение межнационального общения, рост межнациональных браков, семей и т. д. Процессы ассимиляции могут охватывать как группы этнических меньшинств той же страны (например, ассимиляция англичанами уэльсцев, французами бретонцев, русскими евреев, поляков, греков и др.), так и иммигрантов, осевших на постоянное жительство (например, ассимиляция итальянцев, испанцев, армян, переселившихся во Францию, в США и другие страны). В зависимости от того, какими путями и способами осуществляется ассимиляция, различаются естественная и насильственная ассимиляция.

Естественная ассимиляция - итог непосредственного контакта этнически разнородных групп, обусловлена потребностями упрочнения их общей социальной, хозяйственной и культурной жизни. Идущая уже многие столетия естественная ассимиляция как в мире в целом, так и в отдельных странах и регионах, отражает закономерные интеграционные процессы общественного развития. Происходя свободно и добровольно, она не вызывает, как правило, межэтнических конфликтов.

Насильственная ассимиляция представляет собой целенаправленную систему мер органов власти во всех сферах общественной жизни, направленных на искусственное навязывание и подталкивание процесса этнической ассимиляции путем подавления или стеснения языка и культуры этнических меньшинств, давления на их этническое самосознание и т. д. В современной истории этот вид ассимиляции осуществляется в Турции по отношению к курдам, в Латвии и Эстонии по отношению к русским. Мировой исторический опыт убедительно свидетельствует об упорном сопротивлении насильственной этнической ассимиляции даже со стороны малочисленных этносов.

Проблема этнических контактов является чрезвычайно важной для многонациональной России, на территории которой проживают более 150 этносов и этнических групп . Этническая картина России отличается крайней неоднородностью. Так, численность нескольких коренных этносов (татары, чуваши, башкиры, мордва) превышает 1 млн. человек в каждом, а численность всех двадцати шести народов Севера, Сибири и Дальнего Востока составляет не более 180 тыс. В России проживает более 30 этнических групп, относящихся к народам, не имеющим в ми¬ре своей государственности (цыгане, ассирийцы, уйгуры, курды и др.). Только в шести из 21 республики титульное население превышает 50% населения данной республики (Чувашия, Кабардино-Балкария, Тува, Северная Осетия, Чечня, Ингушетия). В целом во всех вместе взятых республиках коренной этнос составляет всего 32% населения, а в автономных округах - 10,5%. Вместе с тем государствообразующий этнос - русские - составляет более 80% населения страны.

Следует также отметить, что проблема межэтнических контактов осложняется в связи с прибытием в Россию миллионов беженцев и вынужденных переселенцев. Кроме того, в поисках заработка, а также с иными (больше неблаговидными) целями в Российскую Федерацию приезжают и временно или постоянно проживают от 10 до 15 млн. граждан государств ближнего и дальнего зарубежья.

Контрольные вопросы и задания

1. Каковы роль и значение межнациональных отношений в обществе?
2. Какие уровни можно выделить в структуре межэтнических отношений?
3. В чем состоит специфика межэтнических, межнациональных отношений?
4. Какие факторы влияют на межэтнические отношения?
5. Охарактеризуйте современные межнациональные отношения в Российской Федерации,
6. Назовите страны и регионы, где, по вашему мнению, межэтнические отношения характеризуются как напряженные, конфликтные.
7. Какие виды этнических контактов существуют?
8. Какие варианты результатов этнических процессов можно выделить?
9. Вспомните ваши личные контакты с людьми других национальностей и попытайтесь определить их результаты.
10. Проанализируйте результаты межэтнических контактов за последние годы в России.

Литература

1. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. - М., 1989.
2. Государство, право и межнациональные отношения в странах западной демократии. - М., 1993.
3. Губогло М.Н. Национальные процессы в СССР. - М., 1991.
4. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. - М., 1994.
5. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. - СПБ., 1999.
6. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в Российской Федерации. - М., 1997.
7. Этнические процессы в современном мире. - М., 1987.
8. Этнические стереотипы поведения. - Л., 1985.
9. Этносы и этнические процессы. - М., 1995.

АССИМИЛЯЦИЯ (от лат. assimilation - употребление, слияние, усвоение) - в истории слияние одного народа с другим с утратой одним из народов своего языка, культуры, национального самосознания. Может носить как естественный, так и насильственный характер.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 24.

АССИМИЛЯЦИЯ - согласно Ж. Пиаже - механизм, обеспечивающий использование в новых условиях ранее приобретенных умений и навыков без их существенного изменения: его посредством новый предмет или ситуация объединяется с совокупностью предметов или другой ситуацией, для коей уже существует схема.

Словарь практического психолога. - Минск, Харвест. С. Ю. Головин, 2001, 50.

Ассимиляция (Рыбаковский, 2003)

АССИМИЛЯЦИЯ (лат. assimilatio) – уподобление, слияние, усвоение. Термин широко применяется во многих естественных и общественных науках. В широком смысле под ассимиляцией понимается процесс, в ходе которого две (или более) группы, ранее различающиеся внутренней организацией, ценностными ориентациями, культурой, создают новую общность, в которой происходит смена групповой самоидентификации, утрачивается ощущение своей самобытности, специфичности. Согласно теории американского социолога Р. Парка , процесс ассимиляции состоит из следующих фаз: контакт, конкуренция, приспособление и собственно ассимиляция...

Ассимиляция (Акмалова, 2011)

АССИМИЛЯЦИЯ. Постепенное слияние групп меньшинства с доминирующей группой в плане принятия норм поведения, культуры, обычаев, смешанных браков. Ассимиляция может происходить добровольно, не вызывая социальных конфликтов, и насильственно, что может вызвать сопротивление у ассимилируемых, порождая этно-националистический протест.

А. Акмалова, В. М. Капицын, А. В. Миронов, В. К. Мокшин. Словарь-справочник по социологии. Учебное издание. 2011.

Ассимиляция этноязыковая

АССИМИЛЯЦИЯ ЭТНОЯЗЫКОВАЯ - этап этнической ассимиляции, процесс утери тем или иным этносом, в условиях иноязыковой среды, родного языка в качестве средства общения, в том числе - в сфере внутриэтнической коммуникации. Языковая ассимиляция является важным этапом этнической ассимиляции вообще, начинается вслед за культурно-бытовой ассимиляцией и вместе с потерей этнического самосознания завершает этот процесс. Языковая ассимиляция, т. е. полный переход на другой язык, относится к этноязыковым процессам эволюционного характера.

Ассимиляция этническая (Тавадов, 2011)

АССИМИЛЯЦИЯ ЭТНИЧЕСКАЯ (лат. assimilatio - уподобление) - процесс, в ходе которого этносы или отделившиеся от них небольшие группы, оказавшись в иноэтнической среде, воспринимают язык и культуру другого этноса, постепенно с ним сливаются и причисляют себя к данному этносу. При ассимиляции этнической происходит полная или почти полная утрата ассимилирующейся группой исконных этнических свойств и столь же полное усвоение новых. Перемена этнического самосознания обычно считается конечной стадией этого процесса.

Ассимиляция (Матвеева, 2010)

АССИМИЛЯЦИЯ - в фонетике - приспособление звуков речевого ряда друг к другу по артикуляции и акустическим свойствам, их фонетическое сближение, уподобление одного из звуков другому. В русском языке ассимилируются согласные. Возможна ассимиляция по месту и способу образования, по твёрдости и мягкости, по звонкости и глухости согласных. В сочетаниях согласных звуков литературного русского языка более сильным является последующий звук, он влияет на предыдущий, уподобляя (ассимилируя) его: подход [тх] - оглушение [д] под влиянием последующего [х], на месте [с"т"] - смягчение [с] под влиянием последующего [т"], ср. место [ст]. Такую ассимиляцию называют регрессивной...

Ассимиляция (К.Г. Юнг)

Ассимиляция. - есть уподобление нового содержания сознания уже имеющемуся обработанному (сконстеллированному) субъективному материалу, причем особо выделяется сходство нового содержания с уже имеющимся, иногда даже в ущерб независимым качествам нового. В сущности, ассимиляция есть процесс апперцепции (см.), отличающийся, однако, элементом уподобления нового содержания субъективному материалу. В этом смысле Вундт говорит: “Такой способ оформления (т. е. ассимиляции) выступает в представлениях особенно наглядно тогда, когда ассимилирующие элементы возникают путем воспроизведения, а ассимилированные - путем непосредственного чувственного впечатления...

Ассимиляция (Шапарь, 2009)

АССИМИЛЯЦИЯ (лат. assimilatio - уподобление, сопоставление) - по Пиаже, механизм, посредством которого новый предмет или ситуация объединяется с совокупностью предметов или с другой ситуацией, для которой схема уже существует. В социальной психологии слияние одного народа (или его части) с другим путем усвоения его языка, обычаев и т. п. и утраты своего языка, культуры и национального самосознания. Существует естественная ассимиляция, которая происходит в благоприятных для народов условиях (использования принципа полного равноправия народов) и носит характер слияния малых народов с более крупными этническими общностями. Наряду с естественной существует насильственная ассимиляция, которая происходит в условиях национального, религиозного и т. п. гнета и носит характер подавления некоторых народов.

Группой иных языка, культуры и идентичности в результате контактов с более многочисленным и доминирующим сообществом.

Первые исследования ассимиляции относятся к концу 19 века (Л. Гумплович). Объём понятия ассимиляции и его соотношение с близкими понятиями неоднократно менялся в истории исследований ассимиляции. Разные стороны процесса ассимиляции выражались понятиями: аккультурация, языковая ассимиляция (переход на иной язык), структурная ассимиляция (сближение структур занятости), мисцегенация (смешанные браки) и др. В отличие от аккультурации, ассимиляция понималась как однонаправленный процесс, подразумевающий смену системы ценностей и референтной общности у ассимилирующихся индивидов или групп, а также готовность со стороны доминирующей группы принять новых членов. Американский социолог М. Гордон выделил несколько компонентов ассимиляции: рост числа смешанных браков, замена культурных моделей подчинённой группы моделями доминирующей, инкорпорация членов подчинённой группы в институциональные структуры доминирующей группы и соответственное изменение её социальной идентичности и др. Он пришёл к выводу, что необходимо говорить лишь о степени ассимиляции, так как случаи полной ассимиляции встречаются редко.

Различают также естественную и насильственную ассимиляции. Последняя является следствием политики доминирующей группы или государства, направленной на подавление культур и языков этнических меньшинств (так называемый этноцид и лингвицид). В этнонациональных теориях государства естественная ассимиляция считалась «прогрессивной», создающей условия для стабильности и ускоренного развития (В. И. Ленин, американский президент В. Вильсон). Однако даже в случае естественной ассимиляции выглядящий добровольным отказ от языка и культуры обусловлен реальным неравенством между группами.

С конца 20 века вместо термина «ассимиляция» для обозначения процессов социального сближения чаще используются термины интеграция, адаптация, инкорпорация, культурный синкретизм, культурная гибридизация и др. Возобладало понимание ассимиляции как совокупности многокачественных и разнонаправленных процессов, протекающих неравномерно в разных сферах, различные аспекты которых (социальные, демографические, политические, психологические, этнические и так далее) рассматриваются как самостоятельные объекты изучения. Подвергается переоценке и понятие «доминирующая культура», акцент делается на множественности центров референции (так называемые сегментированные формы ассимиляции). Важную роль играет и смена политических ориентиров в ряде государств классической иммиграции (США, Канада, Австралия и др.) с ассимиляционистских и интеграционистских установок на мультикультурализм, произошедшая в результате деятельности антиассимиляционистских движений в этих странах.

Лит.: Gumplowicz L. Der Rassenkampf. Innsbruck, 1883; Cultural assimilation of immigrants. L., 1950; Berry В. Race relations: the interaction of ethnic and racial groups. Boston, 1951; The cultural integration of immigrants. Р., 1959; Gordon М. Assimilation in american life. N. Y., 1964; Козлов В. И. Динамика численности народов. М.,1969; Glazer N., Moynihan D. Beyound the melting pot: the Negroes, Puerto Ricans, Jews, Italians, and Irish of New York City. 2nd ed. Camb., 1970; Eisenstadt S. N. The absorption of immigrants. Westport, 1975; Современные этнические процессы в СССР. 2-е изд. М., 1977; Этнические процессы в современном мире. М., 1987; Rumbaut R. G. Assimilation and its discontents: between rhetoric and reality // International Migration Review. 1997. Vol. 31. № 4; Zhou М. Segmented assimilation: Issues, controversies, anil recent research on the new second generation // Ibid.

С. В. Соколовский.

Ассимиляция - это процесс слияния одного народа с другим. Происходит такое явление как на добровольной основе, так и насильственным путем.

Понятие "ассимиляция" употребляется в этнографии и социологии. Оно означает потерю этносом или отдельной его частью тех или иных принадлежащих ему отличительных черт. В результате они заимствуются у другого народа. В целом ассимиляция представляет собой настоящий этнокультурный сдвиг. Он происходит в самосознании отдельно взятой социальной группы, представлявшей некогда иную общность.

Разновидности понятия

Процесс слияния одного народа с другим происходит мирным или военным путем? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Понятие «ассимиляция» отличается синкретизмом и многозначностью.

Процесс слияния одного народа с другим происходит в одних случаях добровольно. Здесь можно говорить о естественной ассимиляции. Но порой слияние одного народа с другим происходит насильственными методами. В таких случаях говорят об искусственной ассимиляции.

Также процесс слияния народов может быть полным или частичным, социальным или этническим.

Пути ассимиляции

Если слияние одного народа с другим происходит естественным путем, то этот процесс длится довольно долго. Ассимиляция в таком случае происходит постепенно. Она осуществляется в результате контактов различных этнических групп населения. При этом от одной группы к другой передаются определенные социо-, а также этнокультурные традиции.

Если процесс слияния одного народа с другим происходит путем насильственных действий, то имеет место целенаправленное разрушение этносоциальных систем.

Искусственную ассимиляцию вызывают целенаправленно. Основной путь для достижения поставленной цели в этом случае кроется в исполнении целенаправленной государственной политики. При этом процесс слияния одного народа с другим происходит только в результате колонизации, экономической экспансии, религиозной и культурно-языковой доминации, насильственной депортации, создания квазиобществ, стоящих над нацией (арийская раса, советский народ) и т. д. Нередко насильственная ассимиляция достигается путем политического диктата. Рассмотрим различные виды ассимиляции подробнее.

Влияние культуры

При подобной ассимиляции процесс слияния одного народа с другим происходит мирным путем или в результате военных действий. Так, народы, проживающие в определенной местности и имеющие ту или иную этническую принадлежность, могут принять для себя совершенно иную культуру, обладающую политической значимостью или превосходством.

Примером тому может служить постепенное принятие латинской культуры и языка порабощенными народами.

Культурная ассимиляция происходит либо случайно, либо принудительно. История человечества накопила множество примеров как первого, так и второго варианта развития событий. Порой одна культура спонтанно адаптируется под другую. Но иногда это происходит насильственными методами. Более старшая и богатая культура принудительно объединяет в себе более слабые.

Культура иммигрантов

Термин "ассимиляция" порой применяется к людям, добровольно переселившимся в чужую для них страну. На новое место они привозят свои, отличные от имеющихся здесь традиции и обычаи.

В результате в обществе происходят определенные культурные изменения. Причем они не являются обычным односторонним процессом. Понятие ассимиляции предполагает, что слабые культуры обязательно объединятся в одну, более сильную. Все это произойдет через адаптацию народов и через их непосредственный контакт.

Непрерывность ассимиляции

Процесс слияния одного народа с другим происходит в мире постоянно. Здесь нет ограничений по конкретным странам и регионам. Так, зная языки можно работать и учиться на международном уровне. Это даст возможность не ограничивать себя рамками какой-либо одной группы. Люди, живущие в разных странах, вносят определенный вклад в формирование глобальной культуры, которая пополняется различными элементами обычаев и традиций разнообразных этносов.

Порой процесс слияния одного народа с другим происходит в фазе увлечения иной, более привлекательной культурой, а также в случаях межконфессионных и межнациональных браков. О принудительном характере ассимиляции можно говорить в случаях вынужденного переселения народов, при военной аннексии, частичного истребления этнических групп (геноцид) и подавления государством определенных культурно-языковых явлений.

Насильственная ассимиляция

История человечества знакома с основными методами тотального преобразования завоеванной этнической группы. Они заключаются в изменении языка, культуры, а также религии. Такой способ использовали завоеватели, "приручая" покоренные ими народы.

Такая практика, как правило, применялась в прежние времена, в период колонизаторских захватов. Однако использование подобных методов можно увидеть и сегодня.

Рождение новой общности

Процесс слияния одного народа с другим происходит в фазе этнического сближения. При контактах двух, а порой и более народов рождается общность, имеющая новые традиции и обычаи.

Она представляет собой продукт взаимодействия и взаимообогащения не только культур, но и их отдельных образующих элементов.

Важным этапом подобного процесса является языковая ассимиляция. Эта ступень становления новой культуры начинается после бытового сближения народов.

Фазы этнической ассимиляции

Процессы сближения народов активно изучались американским социологом Р. Парком. По его мнению, этническая ассимиляция проходит через следующие фазы:

1. Контакт.
2. Конкуренцию.
3. Приспособление.
4. Саму ассимиляцию.

Ядром процессов сближения народов исследователь считает слияние их культур. В настоящее время это наблюдается особенно часто. Провоцирует такой процесс интернационализация мирового хозяйства. В этом случае ассимиляция является не чем иным, как конкретным направлением национальной политики, цель которой состоит в нефизическом уничтожении того или иного этноса.

Распространение

Этническую ассимиляцию особенно широко можно наблюдать в государствах с высоким уровнем экономики. Это, прежде всего, те государства, в которых присутствует большое количество иммигрантов.

Процесс слияния одного народа с другим в этом случае состоит в фактическом растворении ранее самостоятельного этноса в среде другого, как правило, крупного народа. При этом у ассимилируемых меняется этническое самосознание. Для них процесс станет этнотрансформационным. Другая же сторона пройдет через этнореволюционный процесс, так как ее самосознание не претерпит никаких изменений.

Ассимиляцию можно наблюдать не только в современных развитых странах. Этот процесс существовал во все периоды истории человечества. Самый яркий пример - ассимиляция русским народом финноязычных племен мер, муромов и мещер. Данный процесс происходил в тот период, когда существовала Киевская Русь.

Скорость распространения

Процессы сближения народов в разных странах происходят неодинаково. На их скорость влияют такие факторы, как численность ассимилируемой этнической группы, время ее пребывания в новой среде, характер расселения, род занятий, социально-правовое состояние, частота заключения смешанных браков, семейное положение и т. д.

Считается, что сближение народов происходит более быстрыми темпами, если существует максимальное сходство в их хозяйственной деятельности. Однако влияние данного фактора неоднозначно. Как правило, сходство хозяйственных занятий способствует интенсификации ассимиляционных процессов. Конечно, попадая в близкую для нее хозяйственную среду, этническая группа сливается с ней довольно быстро. Но при этом возникают конкурентные столкновения. Они происходят между коренным и пришлым населением. Это, в свою очередь, крайне затрудняет ассимиляционный процесс.

Скорость слияния народностей во многом зависит и от семейного положения иммигрантов. Работать в другие страны приезжают, как правило, мужчины. При этом из их числа есть женатые, приехавшие с семьями или без, а также холостяки.

Какие мужчины быстрее всего сольются с коренным народом? Конечно, холостые. Они вступят в брак с местными девушками и создадут новую семью.

Как же поведут себя другие категории иммигрантов? У того, кто приехал со своей семьей, процесс ассимиляции будет длиться долго. Ведь общение с близкими людьми позволит им не только сохранить, но и воспроизводить старую этническую общность.

Еще более низкими темпами проходит процесс ассимиляции тех мужчин, которые оставили свои семьи. Они живут мыслью о возвращении на родину и считают страну пребывания лишь временным пристанищем. Конечно, им приходится адаптироваться к существующим местным условиям. Однако растворяться в новой среде они не желают.

На скорость процесса ассимиляции немаловажное влияние оказывает соотношение уровня культуры двух и более контактирующих народов. Максимально быстро такой процесс пойдет в случае равных условий. Высока скорость ассимиляции и при попадании этнической группы в среду, которая незначительно превышает ее по уровню культуры.

А что же будет происходить при резких различиях? В таком случае процесс слияния народов становится весьма затрудненным.

Если в ассимиляционном процессе участвуют этнические группы, схожие по своей культуре и языку (например, белорусы и русские), то он приобретает ряд черт, существенно отличающих его от обычного. В таких случаях можно говорить об этнической конверсации.

Несмотря на то, с какой скоростью осуществляется процесс слияния одной общности с другой, несмотря на пути его осуществления, происходит языковое и культурное сближение определенного круга лиц. Постепенно нивелируются, а порой и уничтожаются вовсе те различия, которые на начальном этапе существовали между разными по своему этническому происхождению людьми.