Интересные события средневековья. За полосатую одежду могли и убить

Свадебные традиции и ритуалы средневековой Европы

Свадьба всегда была радостным и светлым событием. Однако в древние, и часто довольно грубые времена, этот праздник был довольно суров. Многие древние и средневековые традиции воспринимаются сейчас как варварские, дикие или просто смешные

Впрочем, как бы то ни было, а брак оставался на протяжении многих веков завидной целью как для мужчин, так и для женщин. Но почему это было так важно? Для девушки союз с мужчиной часто был единственной возможностью получить социальную защиту и сохранить хорошую репутацию. Мужчина при этом почти всегда получал богатое приданое, а иногда и земли, которые принадлежали семье жены.

В средние века было меньше старых холостяков, чем в наше время. Свадьбы совершались чаще и происходили в более раннем возрасте, чем теперь. Неженатый человек в некоторых городах не мог рассчитывать на повышение. Так, например, в последней четверти XV столетия был издан в Аугсбурге закон, по которому холостяк не мог сделаться ратманом.

В цехах постепенно установился обычай, в силу которого неженатый человек не мог получить звания мастера. Вдовцы и вдовы также большей частью женились и выходили замуж. Вдовцы вступали в новый брак спустя каких-нибудь 6-8 месяцев по смерти жены, хотя вдовам полагалось оставаться таковыми в продолжение целого года, который и назывался «годом плача и скорби» но они выходили замуж ранее этого срока.

Девушки 14-ти или 14 с половиной лет уже выдавались замуж. Обручали же восьмилетних. Обручение считалось в то время главным актом, церковное же бракосочетание только скрепляло его. Сватовство и обручение состояли из трех важнейших моментов. Прежде всего уговаривались относительно подарка, который будет сделан невесте женихом, и о приданом, которое будет дано за невестой. После этого отец давал свое согласие на выдачу дочери замуж, а жених — на женитьбу. Наконец, отец невесты и жених ударяли по рукам, и обручение считалось совершившимся.


С течением времени обязательства, которые раньше были устными, стали записываться. Такой контракт составлялся в присутствии свидетелей. За обручением происходила обыкновенно пирушка в невестином доме, в ратуше или даже, что особенно странно на наш взгляд, в монастыре. Б Нюрнберге в 1485 году были запрещены какие бы то ни было празднества в монастырях. Пирушки, следовавшие за обручением, сопровождались танцами и попойкой.

Но вот наступало время совершиться свадьбе, приближалось «высокое время» , как называли тогда день свадьбы. Дело происходило обыкновенно поздней осенью, «когда полны житницы и погреба, когда наступает время покоя и для поселянина, и для моряка». В иных случаях приглашала гостей на свадьбу сама невеста, в иных занимались этим лица, нарочно для этого дела избираемые женихом и невестой.

Они разъезжали верхом в сопровождении нескольких всадников, Они нарочно брали с собой такого человека, который слыл за балагура, умел говорить прибаутками и рифмами, что должно было придавать всему посольству особенно веселый характер. (Такой балагур назывался Hangelein или Hegelein.) Случалось, что участвующие в посольстве наряжались, и устраивалось таким образом нечто вроде маскарада.

Любили созывать гостей побольше. Чтобы ограничить размер празднества и расходы, им поглощаемые, городские советы препятствовали большим собраниям и устанавливали нормальное число гостей, больше которого приглашать запрещалось.

За несколько дней до свадьбы или даже накануне ее происходило торжественное шествие невесты в баню, где танцевали и пировали. Этот обычай схож с нашим «девичником».

Наконец поднималось солнце радостного, желанного дня. В одних местах это был четверг, в других пятница. Бракосочетаиие совершалось обыкновенно днем и даже утром, вскоре после обедни. Свадебное торжество открывалось процессиями, сопровождавшими жениха и невесту в церковь.

Отправлялись они в церковь не вместе. Невеста ехала с подругами, а иногда также и с шаферами, в экипаже, запряженном четверкой. На невесте — красное атласное платье, кисейный воротник, богато отделанный серебром пояс. На голове у нее легкий венец, осыпанный жемчугом.

Жемчуг и великолепное золотое шитье покрывают ее башмаки. Жених со своими провожатыми ехали верхом. И перед невестой, и перед женихом двигались музыканты с флейтами, скрипками, трубами и барабанами. Само собой разумеется, что процессии эти совершались и пешком в тех случаях, когда церковь была близко.

Представьте только себе подобное шествие. Музыка, разноцветные и новые одежды, веселые лица, говор, смех, кругом знакомая уже вам панорама средневекового города, а наверху голубое небо, серебристые облачка и яркое солнце, озаряющее всю картину своими золотыми лучами! Когда процессия приближалась к собору, последний как бы приветствовал ее колокольным звоном. Чтобы пономарь не ленился и не скупился, его угощали вином

1051 году произошло знаменательное событие - венчание в Реймсском храме короля Генриха I ...

Процессия приблизилась к собору. Гостеприимно раскрывался его главный вход. Каменные изображения святых, окруженные каменными же кружевами и цветами, как будто оживились при блеске солнца, в присутствии такого живого собрания, и милостиво смотрит на проходящих под ними людей.


Чудное зрелище представляет внутренность готического собора. Простор, высота, группы соединенных друг с другом высоких колонн, поддерживающих собой стрельчатые арки, переплетающиеся остроконечные арки высокого потолка — все это поражает вас, возвышает ваши чувства, ваши мысли, как бы поднимает вас самих все выше и выше. Только спустя несколько времени начинаете вы осматриваться, осваиваться с отдельными частями грандиозного целого.

Только тут вы останавливаете взоры и на высоком алтаре в углублении апсиды, и на роскошной проповеднической кафедре, украшенной скульптурными изображениями и высоким навесом, только тут вы замечаете изваяния под верхними громадными окнами, окаймляющими дивным кружевом весь средний неф, только тут вы начинаете разглядывать разноцветные изображения на стеклах. Колоссальная роза*** над входом, вся составленная из разноцветных стекол, надолго приковывает к себе ваше внимание. Невольно задумываешься, невольно углубляешься в себя.

«Когда вы, — говорит один иностранный исследователь, — вступаете под эти смелые своды, вам чудится, что вас охватывает, завладевает вами новая родина. Она распространяет вокруг вас атмосферу меланхолической мечтательности. Вы чувствуете свое освобождение от жалкого рабства, создаваемого мирскими привязанностями, но в то же время вы ощущаете более крепкие, более обширные связи. Кажется, что Бог, Которого пытается представить себе наша ограниченная природа, обитает на самом деле под этими сводами и нисходит здесь до непосредственного общения со смиренными христианами, преклоняющимися перед Ним.

Здесь ничто не напоминает человеческого жилища, здесь забыто все, что окружает наше жалкое существование. Тот, Кому воздвигнут этот дом, — Силен, Велик, Дивен; как Отец милосердый, принимает Он в Свое обиталище нас, слабых, малых, бедных... Средневековое христианство отыскало в готическом стиле гибкий и выразительный, наивный и глубокомысленный язык, который говорил душе, исполненной святого упоения, переливал в нее свою невыразимую поэзию».

Свадебная процессия проникла во внутренность храма. Жених с невестой направляются к главному алтарю. Звуки органа гремят над ними, наполняют собой весь собор. Началось священнодействие, и скоро пронеслись над присутствующими слова священника; «Я соединяю вас в супружество во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» {«Ego conjimgo vos in mat-rimoiiium in nomine Patris, et Filii, et Spirit! Sancti»). И снова запел орган.

Молодые вышли из собора. Жених шел впереди и, дойдя до дома своего тестя, не входил в дом, а дожидался молодой. Когда последняя подходила к дому, он встречал ее. Слуга приносил поднос с фляжкой вина и стаканом. Наполненный вином стакан обходил всех присутствующих гостей, после них пил молодой, а за ним новобрачная. Выпив вино, она перебрасывала кубок через голову. После этого один из шаферов снимал с новобрачного шляпу и покрывал ею голову его молодой жены.


Этот обряд как бы облекал ее властью. Сейчас же она первая входила в дом, а за ней все остальные. Разумеется, прежде всего молодые принимали поздравления. Дамы и девушки подходили к невесте, мужчины — к жениху. Тогда же подносились и свадебные подарки. На одной свадьбе, праздновавшейся в середине XV века, было поднесено новобрачным тридцать серебряных чаш и кубков, ожерелье, золотой пояс и более тридцати золотых колец.

Во время поздравлений и подношений играла музыка, пелись песни, и так проходило время до обеда. Начало последнего возвещалось барабанным боем. После обеда начинались танцы, продолжавшиеся до самой полуночи. Во время отдыха разносились конфеты, вино, пиво и другие угощения. С наступлением полуночи составлялась новая процессия.

Невесту отводили в назначенный для этого покой. Большей частью ее сопровождали родные и шафера, но случалось, что провожатыми делались все присутствующие. Впереди несли свечи, играла музыка, одним словом, получалось впечатление большого торжества. Молодую вел один из шаферов. Когда процессия приходила в опочивальню, шафер усаживал молодую и снимал с ее левой ноги башмачок. Этот башмачок передавался потом одному или нескольким холостякам, бывшим на свадьбе. Надо предполагать, что этим подарком высказывалось пожелание, чтобы получающий его поскорей оставил холостую жизнь.


Следующий за свадьбой день начинался тем, что молодые обменивались подарками (Morgengabe). Подарки вообще составляли неотъемлемую принадлежность свадьбы: дарили: друг друга новобрачные, последним подносили подарки съехавшиеся на свадьбу гости, родители невесты, в свою очередь, дарили различные вещи гостям и слугам, посылали деньги и пищу беднякам, странствующим ученикам, сторожу главной городской башни, слугам при ратуше, слуге погреба, посещавшегося женихом, его учителю, банщику; не забывали при этом палача и могильщиков. Городские советы постоянно стремились уменьшить расходы, соединенные со свадьбами, и, между прочим, ограничивали свадебное торжество одним только днем.


Так было, например, в Нюрнберге. Городской совет этого города, определив точно число лиц, приглашаемых на свадьбу, разрешал приглашать лиц, не бывших на свадьбе, преимущественно подруг невесты и ее знакомых дам, на другой день после свадьбы. Для этого устраивался завтрак, главным блюдом которого была яичница; тут подавались различные печенья, овощи, сыр, вино, но яичница первенствовала и украшалась искусственными цветами. Вечер второго дня заканчивался весьма оригинальным «кухонным танцем» (Kiichentanz).

Приглашавшиеся, вопреки постановлениям городских властей, гости становились при этом зрителями. Танцевала прислуга, причем каждый из слуг имел при себе какой-нибудь предмет своей специальности, как, например, повар — ложку, заведующий вином — кружку, и т. п. На третий день после свадьбы, если, впрочем, последняя происходила летом, совершалась веселая прогулка в разбитый за городскими стенами сад (Gar-tenfahrt).



Все свадебные торжества заканчивались тем, что новобрачных отводили в их собственный дом. Но бывали случаи, когда молодая долгое время вместе с мужем проживала в доме своих родителей. Нередко подобное проживание предусматривалось контрактом. Перед нами документальное известие. Один бюргер из Франкфурта (Sifried Volker) помолвил свою дочь (за Адольфа Кноблауха) и обещался содержать молодых в своем доме, на своем иждивении, целых четыре года после свадьбы («in sinem huse und in siner koste zu halten») или, в противном случае, уплачивать им по 50 гульденов в год в продолжение того же самого периода времени.

Свадебные обычаи

В некоторых странах существовали такие обычаи как выезд жениха на территорию, где он встречался с будущей благоверной и ее друзьями в день, тогда жених обязан был унести невесту домой.

Происходило это так. Когда две толпы сближались, друзья благородного жениха бросали дротики в друзей невесты, но это проходило с очень большого расстояния, так что увечья были очень маловероятны. Хотя известен такой случай в истории эпохи, когда лорд Хоут лишился глаза при таком обычае.

Есть и другой обычай, в котором жених, приезжая к дому девушки, требует ее немедленно выдать. Окружение невесты отвечает отказом и затевается драка за девушку. Девушка тогда вскакивает на лошадь и скачет подальше от этой потасовки. Жених со своей свитой бросаются в погоню за невестой. Потом, когда эта погоня всем надоедает, жених захватывает свою невесту и отправляется с чувством удовлетворения в родные места, где этот обряд заканчивается большим и грандиозным пиром. Иногда в таких погонях за невестой принимает участие большое количество людей.

По свадебным традициям для жениха устраивались различные конкурсы. Это могли быть физические помехи, которые мешали жениху добраться до цели. Но могли быть и интеллектуальные игры (словесные дуэли) или же стихотворные вещи на определенную тему.

Когда-то, давным-давно, для того, чтобы вступить в брак, невесту нужно было сначала… купить. В качестве мерила цены при этом сначала использовался скот, позднее - урожай, а еще позднее - символическая монетка, которую невеста при свидетелях бросала на весы, принесенные женихом. С древнейших времен существовал и еще один способ найти себе суженую - выкрасть ее из родительского дома. Традиция похищения невесты, отраженная в эпосе многих народов, дожила и до наших дней, трансформировавшись в символический акт расставания с родным домом.

В средневековой Ирландии существовало некоторое разнообразие в формах брака: были браки - похищения, временные и другие браки, но основным был брак по договору между семьями. Чувства, которые испытывали жених и невеста к друг другу, не имели большого значения, важен был удачный торг за приданное и выкуп за невесту. Тем не менее, существовало множество обрядов, которые как-то компенсировали сухость брачного контракта. Например, родичи невесты встречали жениха смешливой враждебностью. Завязанные калитки, веревочные барьеры и другие препятствия преграждали путь жениха в церковь и возвращение в дом невесты. Чтобы успешно добрался до цели ему приходилось платить выкуп.


Адриен Моро. После свадьбы

Такой важный элемент как венчание в церкви стал проводиться приблизительно с XIII века. Раньше средневековый священник мог проводить этот замечательный обряд в любом понравившемся месте. Священник читал на венчании молитвы, после которых он спрашивал молодых, хотят ли они быть вместе и нести вместе все горести и радостные события перед Богом. Если молодожены подтверждали свое обоюдное согласие, то заключался брачный союз.

Затем по обычаям священник проводил молебен, просящий совершенной любви, одинаковых мыслей у молодых, жизни, лишенной пороков, и рождение чад. Когда священник заканчивал свадебную церемонию он соединял руки счастливых молодоженов.

С появлением христианства непременной составляющей любой свадьбы стало венчание в церкви. Перед тем, как ехать венчаться, молодым людям следовало испросить благословения родителей. Тайные браки вызывали общественное осуждение, и принято было считать, что такие семьи не ждет ничего хорошего.

Любопытна также история свадебных нарядов. Так, белое платье невесты является символом, но не целомудрия, как принято полагать, а радости и процветания. Очень долго белый цвет был просто одним из традиционных праздничных цветов, а невесты на свадьбу надевали розовые или красные платья. Изменение традиции произошло только в 17 веке, а законодательницами новой свадебной моды, по разным версиям, считаются английская королева Виктория или же Анна Австрийская.


Символом невинности невесты выступает фата, пришедшая из древнеримского свадебного покрывала. Именно поэтому те женщины, которые раньше уже бывали замужем, обходятся на свадебной церемонии без фаты. Еще один атрибут невесты, свадебный венок в прошлом составлялся из растений, которые, по поверьям, имели магическую силу. Такие венки не выбрасывали после церемонии, а бережно хранили в течение долгого времени.

Что касается костюма жениха, то один из его обязательных элементов - бутоньерка, то есть цветок в петлице пиджака, - тоже пришел к нам из Средневековья. Как средневековый рыцарь в сражении носил цвета Дамы своего сердца, так и для бутоньерки должен быть выбран один из тех цветков, из которых состоит букет невесты.

Пирушка

На свадебном застолье в Англии главная роль отводилась пирогу, приготовленному невестой. Он был самым важным итогом торжества, после того, как его разрезала молодая жена - объявлялось, что "появилась хозяйка дома". Также в средневековой Англии гости и сами должны были принести сдобные булочки, которые складывались в огромную груду, а жених с невестой пытались поцеловаться поверх нее.

Питер Брейгель. Крестьянская свадьба

Поверье гласило, что если они преодолевают последнюю преграду, то их совместная жизнь будет счастливой и богатой. В царствование Карла II, все эти булочки сложились в один большой торт. По легенде, в гостях у него был некий французский кулинар, который пожалел супругов, не сумевших даже увидеть друг друга, из-за огромного количества пирожков. Он решил, что гораздо лучше будет покрыть "подарки гостей" глазурью и расположить их на специальной многоярусной подставке. Так и возникла идея "многоэтажного чуда".

То, что на свадьбе обязательно должен присутствовать свадебный торт, далеко не случайно. Свадебный пирог с давних времен символизировал изобилие, с ним было связано множество обрядов.

В средневековой Англии гости приносили с собой пироги, нагромождали их в центре стола, а жених с невестой пытались поцеловаться поверх горы пирогов. Кстати, именно от этой горы и пошла традиция делать свадебный торт непременно многоярусным. Конечно, свадебное меню разных стран очень различно, однако понятия, с которыми ассоциируется то или иное блюдо, везде схожи -наверное, потому, что повсюду люди стремятся найти счастье и обрести верность в любви и браке.

Ян Стен. Свадьба Тобиаса и Сарры

Свадебный каравай упоминается во многих старинных русских книгах, с ним связаны масса обычаев и примет. Но другой пирог, невестин, относится к исчезнувшей традиции, и известно о нем мало. Между тем еще в 1800 году свадебный стол был немыслим без невестиного пирога: без него шансы супружества на удачу считались минимальными.Некоторые предполагают, что фигурки, украшавшие свадебный пирог, лишь остатки тех более откровенных символов брачного союза и плодородия, которые в прежнее время лепили из теста и помещали на свадебные хлеба. Отголосок этой традиции фигурки жениха и невесты на современных свадебных тортах.

Форма невестиного пирога неизменно была круглой, как солнце -символ света и счастья.

Кстати, в России (да и не только) помимо пирога невесты, как принято называть главное украшение свадебного стола, существовал и пирог жениха. Обычно так называли курник с фигуркой жениха из теста.Этот обычай сейчас распространен не так широко, как раньше, но все же иногда можно увидеть на свадьбе и торт жениха.Существуют и суеверия, касающиеся свадебного торта-пирога.В Йоркшире считалось когда-то, что невеста, которая собственноручно нарезает свадебный пирог, рискует остаться бездетной. И по сей день во всех графствах, когда невеста нарезает пирог, жених помогает ей левой рукой.

В 1475 году в церкви святого Мартина сын правящего герцога Людвига IX вел под венец дочку польского короля Казимира II. Жених Георг и заплаканная невеста Хедвиг видели друг друга впервые - родители свели их по своим государственным соображениям. Зато какой пышной и величественной была эта свадьба. Сохранилось много летописей, в которых задокументированы все праздничные расходы. На подготовку свадебного пира пошло 323 быка, 285 свиней, 1133 венгерских барана, 625 новорожденных ягнят и 1537 барашков, 490 телят, 11500 гусей и 40000 кур. Праздник обошелся в 60 тысяч гульденов, в пересчете - около 12 миллионов сегодняшних евро.

СВАДЕБНЫЕ ЛЕПЕШКИ

Если крошку от свадебной лепешки трижды продеть сквозь обручальное кольцо и положить под подушку, то во сне к тебе явится суженый (или суженая).

Вариацией на тему "свадебной лепешки под подушкой" является еще один северный ритуал. Самый старший житель поселка стоит на пороге дома, в который входит невеста, и бросает через ее голову свадебную лепешку. Те из гостей, кому удастся заполучить кусочек этой лепешки, ночью должны увидеть суженых

Битая посуда

Есть Английское свадебное поверье: "от количества осколков зависело количество счастья, предначертанного молодоженам"

В Восточном Райдинге (Йоркшир) жениху подавали большое блюдо с кусочками свадебной лепешки. Жених должен был через голову невесты бросить это блюдо на дорогу, где его содержимое расхватывали дети. Если блюдо не разбивалось от падения, дружка жениха должен был растоптать его ногой, поскольку от количества осколков зависело количество счастья, предначертанного молодоженам.

Джулио Розати. Свадьба

"НЕВЕСТИНЫ ДВЕРИ"

"Бежать к невестиным дверям".Даже на Севере Англии, где традиции живут дольше, чем где бы то ни было, обычай "бегать к невестиным дверям" уже изжил себя, но еще сохраняется в памяти. Его записал Хэллиуэлл."Бегали к невестиным дверям" молодые люди из соседних домов, желавшие получить приз из рук невесты. Стоя у церковных врат, они дожидались окончания церемонии, а затем наперегонки бежали к дверям невестиного дома. Победителю обычно вручали одну из невестиных подвязок; позднее призом стала лента, которую победитель целый день носил на шляпе.

"НЕВЕСТИНО КРЕСЛО"

Невеста, которая не сидела в "невестином кресле", никогда не будет иметь детей. (Нортамберленд).

Очевидно, следует добавить, что это суеверие бытует преимущественно в округе Джерроу. А кресло, скорей всего, первоначально называлось "креслом Беды" (Bede"s chair) и принадлежало Беде Достопочтенному (673 -735).Оно хранится в ризнице церкви, и все невесты устремляются туда сразу же после венчания, чтобы посидеть в этом кресле.

Этот ритуал должен был уберечь супругов от бесплодия. На протяжении многих веков ни один брак, заключавшийся в этой церкви, не считался завершенным, пока невеста не посидит в кресле.Кресло, с виду весьма грубое и прочное, сделано из дуба; его высота 4 фута 10 дюймов, оно имеет прямую спинку и что-то вроде подлокотников по бокам.

Еще одно "невестино кресло" существует в Уортоне (Ланкашир).

К нему тоже в свое время водили невест после венчания.

Право первой ночи .

Этот языческий обычай долго был жив в средневековой Европе. Женившийся крестьянин предоставлял свою молодую жену господину для дефлорации. Известен случай, когда монахи монастыря Сент-Феобарт купили у местного феодала деревню, а вместе с ней и право первой ночи. Монахи со старанием выполняли принятые на себя обязанности, пока не вмешался епископ Тулузы.

Первая ночь или право первой ночи (Jus primae noctis, Recht der ersten Nacht, Herrenrecht, Droit de cuissage, Droit de prélibation) — обычное право феодалов пользоваться первой брачной ночью своих крепостных женщин при выходе их замуж.

Это наиболее позорное проявление крепостного права служит предметом спора среди ученых: некоторые исследователи (Шмидт) совершенно отвергают существование такого обычая, как явления правомерного, но большинство приводит ряд фактов, свидетельствующих о несомненном существовании "права первой ночи". Оно было распространено почти во всех странах Европы; пережитки его доходят до нашего века. Даже лица, принадлежавшие к духовенству, в качестве феодалов широко пользовались этим правом, на что имеется много указаний у ревностного исследователя этого вопроса.

Так, например, каноникам собора Сен-Виктор в Марселе официально разрешалось пользоваться первой брачной ночью их крепостных девушек. Тот же Collin de Plancy приводит факт продажи права первой ночи одним владельцем в Орлеане за 5 су, другим феодалом — за 9½ су.

Относительно происхождения этого права существуют различные мнения. Некоторые, как Вольтер, видят в нем неизбежное следствие рабства: "человек, могущий распоряжаться другим человеком, как животным, имеющий власть над его жизнью, может столь же легко спать с его женой".

В. Поленов. Право господина.

Другие объясняют происхождение права Первой ночи тем, что крепостные могли жениться и выходить замуж не иначе, как с разрешения своего господина. Виллан, чтобы получить такое разрешение, должен был пойти на некоторые "уступки"; иные господа давали свое разрешение только под известного рода условиями, а из единичных случаев развился малу-помалу обычай, обратившийся в право.

Как ни справедливы такого рода объяснения для отдельных случаев, но факт существования права Первой ночи в различных странах и у различных народов указывает на более древнее происхождение этого обычая. Бахофен, Морган, Энгельс видят в праве Первой ночи остаток группового брака.

В эпоху, когда уже начинала складываться парная семья, мужчины сохраняли еще право на всех женщин своего племени. С постепенным развитием культуры круг людей, имеющих право на женщин, становится все меньше, осуществление этого права ограничивается и во времени, и, наконец, оно сводится к одной лишь брачной ночи, сначала для всех, потом только для главы семьи, для жреца, военачальника и для сеньора — в средние века.

"Jungferzins" (подать девственности), сохранившаяся до самых последних дней господства феодализма, самым своим названием свидетельствует, что она явилась прямым продолжением jus primae noctis. Знаменателен также обряд, по которому господин в день свадьбы своих крепостных после венчания должен был перешагнуть через брачную кровать или поставить на нее свою ногу.

К этому символическому подтверждению права на первую брачную ночь относится характерный указ 1486 г., изданный Фердинандом Католиком и подтверждающий сам факт существования jus primae noctis; "мы полагаем и объявляем, — гласит указ, — что господа (сеньоры) не могут также, когда крестянин женится, спать первую ночь с его женой и в знак своего господства в брачную ночь, когда невеста легла в кровать, шагать через кровать и через упомянутую женщину; не могут также господа пользоваться против воли дочерью или сыном крестьянина, за плату или без платы"

(цитировано в каталонском оригинале у Sugenheim, "Geschichte der Aufhebung der Leibeigenschaft", СПб., 1861, стр. 35).

Когда вышло из употребления право Первой ночи — сказать трудно, так как не во всех странах оно удержалось одинаково долго. Во Франции, этой классической стране феодализма, еще в 1789 г. были единичные случаи пользования этим правом — правда, случаи, окончившиеся печально для феодалов.

В 1855 г., за 6 лет до отмены крепостного права, тайный советник Кшадовский был судим и присужден к денежному штрафу за пользование правом первой ночи.

Черные вдовы

Освободиться от бремени неудачного брака можно было и в случае внезапной кончины мужа. В этом случае вдовы получали свободу и даже возможность повторно выйти замуж. Некоторые жены умело пользовались этим правом, решаясь на убийство своих мужей. Черные вдовы - именно так называли таких женщин.

Например, итальянка Теофания Ди Адамо была представительницей целой древней династии отравительниц. Как и все ее родственницы, она занималась производством ядов под видом косметических средств - одеколонов и пудрениц. Некоторые историки считают, что самыми известными жертвами Теофании стали французский принц герцог Анжуйский и Папа Римский Климент XIV.

Во Франции же самой известной черной вдовой была маркиза де Бренвилье. Она отравила не только своего мужа, но и отца, двух братьев, сестру и даже нескольких своих детей.

Одно из самых известных отравлений XIX века также произошло во Франции. В 1840 году Мари Лафарж отравила мужа мышьяком, но была поймана и осуждена. Дело Лафарж стало первым в мировой судебной практике, когда обвиняемой вынесли приговор на основании токсикологической экспертизы.

Конечно, на преступление решались далеко не все. Многие женщины пытались получить развод официально. Как правило, эти попытки заканчивались ничем. Развести супругов в то время могла только Церковь, но она была в этом не заинтересована.

Церковь стремилась придать браку особый характер. О причинах этого есть разные мнения среди исследователей, но главное - это то, что Церковь стремится придать браку характер нерасторжимый: утверждалось, что брак носит нерасторжимый характер, и Церковь очень тщательно следила за исполнением тех условий, выполнение которых было необходимо для заключения брака. И зачастую Церковь участвовала, непосредственно отслеживала ситуацию внутри самого брака


Василий Максимов. Семейный раздел

Казалось бы, в таких вопросах больше шансов было у аристократов с их деньгами, связями и титулами, но и королевам не удавалось расторгнуть брак. Духовная власть предпочитала закрывать глаза даже на вопиющие случаи.

Так произошло со знаменитым браком княгини Евпраксии Всеволодовны из рода Рюриковичей и короля Германии Генриха IV. Не в силах больше терпеть издевательства мужа, княгиня обратилась к духовенству с мольбой освободить ее от этого союза.

"У Церкви должна была быть санкция на развод, какой-то повод, она не может взять, просто так развести людей, во всяком случае в ту эпоху. Вот Церковь устроила что-то вроде слушаний об этом. И эти слушания носят зачастую почти порнографический характер, потому что она говорила о вещах чудовищных действительно. Мы не знаем до сих пор, что из того, что она говорила, правда, а что - нет, у меня нет роли арбитра, чтобы судить, что - правда, а что - нет, и, конечно, сердце мое склоняется все-таки к русской княгине, а не к императору Генриху. Но, тем не менее, в чем-то она его, может быть, и оболгала, потому что настолько чудовищно (там и черная месса, и содомия, и все, что угодно)", - рассказывает Федор Успенский.

Этот брак так и не был расторгнут. Аристократы получали одобрение на развод только в случае, если супруги доказывали, что состоят в близком родстве. К примеру, если они приходились друг другу троюродными или четвероюродными братьями и сестрами. А вот измена супруга никогда не считалась веской причиной для аннулирования брака. Такое поведение даже не осуждалось в обществе.

Стать поводом для осуждения неверность могла только в том случае, если в ней уличали жену, особенно если такое происходило в средневековой Европе. Прелюбодеяние, как известно, было тяжким преступлением и смертным грехом. Но даже когда адюльтеры становились достоянием гласности, духовная власть склонна была винить в этом в первую очередь женщину.

Блудницы и искусительницы

Для Средневековья вообще было характерно особое отношение к слабому полу: каждая женщина, прежде всего, была воплощением зла, блудницей и искусительницей. Мужчина же часто был жертвой, невольно соблазненной ее прелестями. При этом обвиняемая в соблазнении могла быть вовсе не соблазнительной, но для вердикта Церкви это значения не имело.

Блудницу могли очень жестоко наказать. Это орудие пыток называется "железная дева". Она устанавливалась в центре городских площадей на всеобщее обозрение, чтобы горожане знали, какая незавидная судьба ждет прелюбодеек.

"Металлический саркофаг, в который помещалась изменница, по росту вымерялось таким образом, чтобы глаза оказывались на уровне вот этих металлических прорезей. Затем саркофаг закрывали, и шипы пронзали ее туловище. Шипы сделаны так, что не задевают ее жизненно важных органов, чтобы промучилась подольше",

История происхождения этого чудовищного орудия пыток довольно таинственная. Никто в точности не знает, где когда и кем был изобретен этот металлический саркофаг. А главное - каким целям он изначально служил. В летописях европейских столиц о "железной деве" упоминания почти нет, а те сведения, которые все же находят, весьма обрывочны и запутаны.

"Непосредственно "дева" появляется только в XIV-XV веке в Нюрнберге в Германии. Опять же, слухи очень противоречивые. То есть вначале ее используют как нечто закрытое такое, говорят, чтобы увидеть "деву", нужно пройти через семь подвалов, то есть открыть семь дверей, и затем уже можно с ней повстречаться.

Но в том же раннем Средневековье есть свидетельства, что подобный саркофаг именно использовался и для неверных жен, в том числе, на Сицилии, скажем, в том же Палермо", - объясняет Переверзев.

Неограниченные в правах средневековые мужья могли на законных основаниях контролировать интимную жизнь своих жен. Благодаря таким приспособлениям, как пояс верности. Кстати, ключ изготавливался в единственном экземпляре.

Таким образом, отправляясь к примеру в долгую поездку, супруг мог в прямом смысле запереть свою жену и получить стопроцентную гарантию ее преданности. Ведь снять пояс без его согласия и участия было невозможно.

"Пояс верности, все так представляют обычно, может быть, это такой стереотип, и когда делают реконструкции в музеях именно это место в поясе - оно считается главным, оно сделано в виде такого щучьего рта. То есть, знаете, у щуки зубы очень гибкие, загнуты вовнутрь и очень острые.

То есть в рот щуки что-то очень хорошо входит, а назад уже не выходит. Вот всем хочется, чтобы пояс верности был устроен по такому принципу, чтобы он не просто ограждал ее от любовных утех, но чтобы он еще и смог разоблачить, смог, так сказать, поймать прелюбодея", -

Железный пояс ранил кожу, провоцируя инфекционные процессы. Многие жены мучительно умирали от болезней, так и не дождавшись своих мужей. Но в истории брака известны и другие способы применения пояса верности.

"Некий Конрад Эйхштедт издает книгу в 1405 году, то есть начало XV века, книга, всего лишь навсего, о фортификационных сооружениях европейских. То есть представьте, это всевозможные защиты стен городских, это всевозможные приспособления для отражения атак на эти стены, и так далее.

И в этой книге он впервые зарисовывает пояс, который он видит во Флоренции, этот пояс носят флорентийки от нападения на них, от сексуальных домогательств", - рассказывает Переверзев.

В древности общество было крайне патриархальным, и отношение к изменам во многом было навязано именно мужской психологией. Исследования ученых показали, в сознании мужчины его собственная неверность не воспринимается ужасным поступком, часто он вообще не склонен связывать свои похождения с серьезными чувствами.

Близость с другой женщиной может быть лишь физиологическим актом, и не более того. Но если изменяют ему, то это уже расценивается не как безобидная шалость.

"Мужчины более болезненно обычно воспринимают такие события, как измена супруги, потому что, опять же, мы вспоминаем о биологическом компоненте - рожают женщины. И в этом случае есть своего рода угроза своему воспроизводству: агрессия, то есть посягательство на территорию, на будущее"

Впрочем, особое отношение мужчин к изменам не означает, что женщина относится к ней проще. Как раз наоборот, во все времена измена была глубокой трагедией, которая переживалась тяжело и мучительно. Столь сильный эмоциональный ответ обусловлен физиологией.

"Во время сексуальных отношений у женщины больше вырабатывается окситоцина - гормона, отвечающего за привязанность. И женщина буквально врастает своей душой в своего избранника. И в этих случаях, конечно, разводы на психическом здоровье сказываются, потому что это бывают и реактивные депрессии, и тревожно-фобические расстройства, и, конечно, самооценка, очень часто бывает, падает существенно"

Над современными парами больше не довлеет общественное мнение. Нынешние законы, в отличие от средневековых, позволяют довольно быстро и легко развестись. Сегодня влюбленные вообще могут жить в свободных союзах. Но грозит ли такая эволюция взглядов крахом института брака?

Современные книги и фильмы о Средневековье не всегда правдиво рассказывают о повседневной жизни обычных людей в тот период.

На самом деле многие аспекты быта того времени не совсем приглядны, да и подход к жизни средневековых граждан чужд людям XXI века.

1. Осквернение могил


В средневековой Европе было осквернено 40 процентов захоронений. Раньше в этом обвиняли только кладбищенских грабителей и расхитителей могил. Однако, обнаруженные недавно два кладбища показали, что, возможно, подобное делали обычные жители поселений. Австрийское кладбище Брунн-ам-Гебирге содержало 42 могилы времен Лангобардов, германского племени VI века.

Все они, кроме одной, были перекопаны, причем черепа из могил удаляли, или напротив - добавляли «лишние». Большинство костей были изъяты из могил с помощью какого-то инструмента. Мотив подобного неясен, но племя, возможно, пыталось воспрепятствовать появлению нежити. Также возможно, что Лангобарды хотели «обзавестись» памятью о своих потерянных близких. Это может быть причиной того, что более трети черепов пропали без вести.

На английском кладбище «Винналл II» (VII – VIII века) скелеты были связаны, обезглавлены, или у них были скручены суставы. Первоначально считалось, что это был какой-то странный похоронный обряд. Однако появляется все больше доказательств того, что подобные манипуляции происходили гораздо позже похорон, возможно, потому, что местные жители считали, что может появиться нежить.

2. Доказательства брака

Выйти замуж в средневековой Англии было легче, чем сварить суп. Все, что было нужно, это мужчина, женщина, и их устное согласие на брак. Если девочке было менее 12 лет, а мальчику менее 14 лет, то их семьи не давали согласия. Но при этом для бракосочетания не требовались ни церковь, ни священник.

Люди часто заключали браки прямо там, где достигли соглашения, будь то местный паб или постель (половые отношения автоматически приводили к браку). Но с этим была связана одна сложность. Если что-то пошло не так, а брак заключался тет-а-тет, но фактически было невозможно его доказать.

По этой причине супружеские клятвы постепенно начали приносить в присутствии священника. Развод мог произойти только в том случае, если союз не был законным. К основным причинам относились наличие брака с предыдущим партнером, родственные связи (учитывались даже далекие предки) или брак с нехристианином.

3. Мужчин лечили от бесплодия

В древнем мире обычным при бездетном браке обычно в этом винили жену. Предполагалось, что подобное имело место и в средневековой Англии. Но исследователи нашли факты, доказывающие противоположное. С XIII века мужчин также начали считать виновными в отсутствии детей, а медицинские книги того времени обсуждали мужские репродуктивные проблемы и бесплодие.

В книгах также содержится несколько странных советов для определения того, какой партнер бесплоден, и того, какое лечение следует использовать: обоим нужно было помочиться в отдельные кастрюли, полные отрубей, запечатать их на девять дней, а затем проверять наличие в них червей. Если в лечении нуждался муж, то ему рекомендовали принимать в течение трех дней высушенные яички свиней с вином. При этом всем жена могла развестись с мужем, если он был импотентом.

4. Проблемные ученики

В Северной Европе у родителей была привычка отправлять подростков из дома, отдавая их в ученичество, которое длилось десять лет. Так семья избавлялась от «рта, который нужно было кормить», а хозяин получал дешевую рабочую силу. Сохранившиеся письма, написанные подростками, показывают, что подобный опыт зачастую был травматичным для них.

Некоторые историки считают, что молодых людей отсылали из дома, потому что они были непослушными, а их родители полагали, что обучение окажет положительный эффект. Возможно, мастера знали о подобных трудностях, поскольку многие из них подписывали контракт, согласно которого подростки, взятые на обучение, должны были себя вести «подобающим образом».

Тем не менее, ученики получили плохую славу. Находясь вдали от своих семей, они возмущались своей жизнью, а связь с другими проблемными подростками вскоре привела к появлению банд. Подростки часто играли в азартные игры и посещали бордели. В Германии, Франции и Швейцарии они разгоняли карнавалы, вызывали массовые беспорядки и однажды даже заставили город платить выкуп.

На улицах Лондона постоянно происходили бурные битвы между различными гильдиями, а в 1517 году банды учеников разграбили город. Вполне вероятно, что к хулиганству приводило разочарования. Несмотря на все годы тяжкого обучения, многие понимали, что это не гарантия будущей работы.

5. Старики времён Средневековья

В ранней средневековой Англии человек считался пожилым в возрасте 50 лет. Британские ученые считали эту эпоху «золотым веком» для людей преклонного возраста. Считалось, что общество почитает их за мудрость и опыт. Это было не совсем так. По-видимому, не было даже такого понятия: позволить кому-то наслаждаться выходом на пенсию.

Пожилые люди должны были доказать свою ценность. В обмен на уважение общество ожидало, что пожилые члены будут продолжать вносить свой вклад в жизнь, особенно воины, священники и лидеры. Солдаты все еще сражались, а рабочие все еще работали. Средневековые авторы неоднозначно писали о старении.

Некоторые соглашались с тем, что пожилые люди духовно выше их, а другие унижали их, называя «столетними детьми». Сама старость же называлась «предвкушением ада». Другое заблуждение состоит в том, что в старости все были немощными и умирали, не достигая преклонного возраста. Некоторые люди все еще жили хорошо и в 80-90 лет.

6. Смерть каждый день

В средние века не все погибали от повсеместного насилия и войн. Люди также гибли от насилия в семьях, несчастных случаев и слишком обильных утех. В 2015 году исследователи просмотрели записи средневековых коронеров Уорикшира, Лондона и Бедфордшира. Результаты предоставили уникальный взгляд на повседневную жизнь и опасности в этих графствах.

К примеру, реальной была смерть от... свиньи. В 1322 году двухмесячная Йоханна де Ирланде умерла в своей кроватке после того, как свиноматка укусила ее за голову. Другая свинья убила человека в 1394 году. Коровы также были ответственны за гибель нескольких людей. По словам коронеров, наибольшее количество случайных смертей происходило из-за утопления. Люди тонули в канавах, колодцах и реках. Нередкими были убийства на бытовой почве.

7. Этот жестокий Лондон

Что касается кровопролития, никто не хотел перевозить семью в Лондон. Это было самое жестокое место в Англии. Археологи проверили 399 черепов, датируемых 1050 - 1550 годами, из шести лондонских кладбищ для людей всех классов. Почти семь процентов из них показали признаки подозрительных физических травм. Среди них большинство были людьми в возрасте от 26 до 35 лет.

Уровень насилия в Лондоне был вдвое больше, чем в любой другой стране, а кладбища показали, что мужчины рабочего класса постоянно сталкивались с агрессией. Записи коронеров показали, что неестественно большое количество убийств происходило в воскресенье вечером, когда большинство людей низшего класса проводили свое время в тавернах. Вполне вероятно, что часто случались пьяные споры с фатальными результатами.

8. Предпочтения в чтении

В XV-XVI веках религия проникла во все сферы жизни людей. Особенно популярными были молитвенные книги. Используя технику, которая определяет оттенки на поверхности бумаги, искусствоведы поняли, что чем грязнее была страница, тем больше читателей привлекало ее содержание. Понять, какими были предпочтения в чтении помогли молитвенные книги.

В одной рукописи была указана молитва, посвященная святому Себастьяну, которая, как говорят, была способна победить чуму. Другие молитвы о личном спасении также получили больше внимания, чем те, которые предназначались для спасения другого человека. Эти молитвенные книги читались ежедневно.

9. Свежевание кошек

В 2017 году исследование показало, что промышленность кошачьего меха также распространилась на Испанию. Эта средневековая практика была широко распространена и для нее использовали как домашних, так и диких кошек. Эль Борделлье был фермерским сообществом 1000 лет назад.

В этом месте сделали множество средневековых находок, среди которых были ямы для хранения урожая. Но в некоторых из этих ям нашли кости животных, причем около 900 их них принадлежали кошкам. Все кошачьи кости были свалены в одну яму. Всем животным было от девяти до двадцати месяцев, что является лучшим возрастом для того, чтобы получить большую, безупречную шкуру.

10. Смертельная полосатая одежда

Одежда в полоску становится модной каждые несколько лет, но в те дни нарядный костюм мог привести к смерти человека. В 1310 году французский сапожник решил носить полосатую одежду в течение дня. Он был приговорен к смертной казни за свое решение. Этот человек был частью духовенства города, которая сочла, что полосы принадлежат дьяволу. Благочестивым горожанам тоже пришлось избегать ношения полосатой одежды любой ценой.

Документация XII и XIII веков показывает, что власти строго придерживались этой позиции. Это считалось одеянием изгоев общества, проституток, палачей, прокаженных, еретиков и, по некоторым причинам, клоунов. Это необъяснимая ненависть к полоскам до сих пор остается загадкой, и нет даже ни одной теории, которая могла бы адекватно объяснить это. Какова бы ни была причина, к XVIII веку странное отвращение кануло в лету.

БОНУС

В Средневековье людям жилось не сладко и это факт. Но поверьте все было не так плохо и трагично, как привыкли рассказывать и представлять историки и просто любители различных исторических фильмов и сериалов.

Сегодня Интересно знать расскажет вам о нескольких самых распространенных фактах, которые на самом деле не очень соответствуют реальности.

1. В Средние века 9 из 10 человек не доживали до 40 лет

Историки утверждают, что средний возраст жителей средневековья составляет 35 лет. Такую информацию можно считать истиной, если принять во внимание тот факт, что 50% людей не доживали до 5 лет, а некоторые и до года жизни. А так есть факты, что те, кому удавалось перебороть границу 30, то доживали и до 50, а то и 60 лет.

2. В Средние века люди были ниже нас

Еще одна неправда! Есть достоверный факт, найденный на корабле «Мэри Роуз», где описываются люди ростом 170 см. Найденные скелеты средних веков, также доказывают, что люди были не ниже нас.

3. Люди прошлого были очень грязными и редко мылись

Миф — люди были грязными и плохо пахли. Есть много фактов о том, что люди старались любыми способами следить за своей гигиеной, но им это не удавалось, так как в те времена изобретения и техника не позволяли людям нагревать воду настолько часто, насколько бы хотелось.

4. Когда-то Папой Римским под именем Иоанн была женщина

Не многие историки поддерживают эту легенду, так как считается, что папа Иоанн сидел на престоле 2 года, с 855 — по 857 год. Но это очень маловероятно, ведь в действительности Лео IV занимал папский трон с 847 до 855г., а Бенедикт III – с 855 до 888г. Промежуток между ними - всего несколько недель.

Также легенда гласит о том, что о женском поле Ионна стало известно после того, как она родила прямо на улице на глазах у сотни прохожих. Это тоже маловероятно.. почему никто за 9 месяцев не заметил, что Папа ходит беременным?

К тому же, первое упоминание о Папе женщине стало известно только спустя 200 лет, почему же, сразу после этой истории ни один свидетель не написал о произошедшем шокирующем инциденте?

5. В Средние века ученые проводили часы в дебатах о том, как много ангелов может поместиться на головке булавки

Нет никаких свидетельств о том, что в Древние века ученые задавались такими глупыми вопросами.

6. Некоторые средневековые доспехи были настолько тяжелыми, что рыцарей поднимали на коней при помощи веревки

Неправда! Доспехи были тяжелыми, но не настолько.

7. Викинги носили шлемы с рогами

Нет никаких достоверных свидетельств о том, что их шлемы были с рогами, а также доказательств, что на их шлемах были крылья.

8. Жанна д’Арк была сожжена, как ведьма

Была сожжена не за колдовство, а ересь, так как носила мужскую одежду, и делала много чего, что не соответствовало церковным нормам.

9. До Колумба люди думали, что Земля плоская

В действительности люди в Средние века наверняка знали, что Земля была круглой.

10. В Средние века специи использовали, чтобы скрыть, что мясо испорчено

Это неправда по одной простой причине — специи были дорогим удовольствием. Купить их могли только самые богатые, а они мясом не торговали, только добавляли в еду, чтобы та стала вкуснее.

  • 69.4k

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Средние века считаются одним из самых мрачных времен в европейской истории: многочисленные войны, болезни и, мягко говоря, не самая лучшая гигиена (что, кстати, довольно спорно) буквально выкашивали людей. Однако Средневековье - это не только беспросветный мрак, но и весьма интересная эпоха, о которой, как оказалось, мы знаем не очень много. Например, вы знаете, где проходит граница между Средними веками и Новым временем и когда на самом деле в Европе властвовала инквизиция? Если нет, то обязательно прочтите эту статью.

сайт собрал для вас несколько фактов о Средневековье, которые, мы надеемся, еще больше расширят ваш кругозор.

Когда начались и когда закончились Средние века?

«Вступление Мехмеда II в Константинополь», Жан-Жозеф Бенжамен-Констан, 1876 год.

По мнению ряда ученых, предполагаемая дата перехода приходится на 1453 год, когда под натиском турок-османов пала столица Византии Константинополь. Есть и еще одна очень популярная среди ученых хронологическая рамка, согласно которой Средние века длились ровно 1 000 лет - с 500 по 1500 год.

Сам же термин «Средние века» был введен в обращение итальянским историком Флавио Бьондо в том же 1453 году.

Правда ли, что существовали тайные рыцарские ордены?

Жак де Моле (1244–1314), последний магистр ордена тамплиеров.

Принято считать, что в Средние века существовали тайные рыцарские ордены. Однако это не совсем так: принадлежность к ордену считалась, выражаясь современным языком, престижной и никак не скрывалась, а, напротив, всячески подчеркивалась. Вообще же само понятие рыцарства обозначилось только в конце X века: Жак Ле Гофф , один из самых известных и влиятельных ученых-медиевистов, писал в своей книге «Цивилизация средневекового Запада» о том, что титул рыцаря появился в 971 году.

Несмотря на то, что рыцари, по мнению еще одного известного медиевиста Жоржа Дюби , прежде всего воины, рыцарские ордены мало чем отличались от монашеских: вступающие в них приносили обеты бедности и послушания, а в первых орденах еще и обет целомудрия.

Расцвет инквизиции пришелся не на Средние века

«Божия Матерь католических королей», Педро Берругете, 1493 год. За спиной короля Фердинанда (слева) изображен монах с лицом Торквемады.

Понятия «Средневековье» и «инквизиция» прочно связаны в нашем сознании между собой. Однако особый церковный суд, названный Инквизицией и призванный расследовать дела еретиков, появился только в 1215 году по распоряжению папы Иннокентия III. Своего же «расцвета» этот ставший карательным орган достиг только в 1483 году, когда пост Великого инквизитора созданной за 5 лет до этого Испанской инквизиции занял Томас де Торквемада, отличавшийся особой жестокостью.

Кстати говоря, одна из самых известных жертв инквизиции, Джордано Бруно, сожженный на костре в 1600 году, был приговорен к смерти вовсе не из-за утверждения, что Земля вращается вокруг Солнца. Джованни Мочениго, которого Бруно обучал мнемотехнике, написал на него донос, в котором обвинял философа в отрицании общепринятых религиозных догматов, то есть в ереси. Джордано Бруно отправили в тюрьму, где он провел 7 лет, а затем был казнен. В окончательном приговоре не было ни слова о его научных убеждениях.

Полосатая одежда - плохой знак

Носить полосатую одежду в Средние века было небезопасно. В 1310 году сапожник из французского Руана был казнен за то, что на один день осмелился облачиться в одежду в полоску. Носить такие вещи на законных основаниях не только могли, но и были обязаны актеры, музыканты, уличные женщины, еретики, шуты и прочие отщепенцы средневекового общества: этот отличительный знак позволял не перепутать их с приличными людьми.

Однозначного мнения о негативном отношении к полосатой одежде у современных ученых нет. Одни предполагают, что запрет восходит к библейской цитате из Евангелия от Марка 6:9 : «Но обуваться в простую обувь и не носить двух одежд». Другие считают, что полосатая одежда маскирует фигуру и потому могла расцениваться как попытка скрыть свой истинный облик.

Зачем нужен был клюв на маске чумного доктора?

Известные всем чумные доктора носили специальную маску с клювом. Однако этот клюв нужен был вовсе не для устрашения: в нем носили разнообразные сильно пахнущие вещества, например ткань, пропитанную уксусом, цветы, травы или камфару. Считалось, что чума распространяется через особые «миазмы», а такой своеобразный фильтр должен был их остановить. Кстати, появился этот костюм только в XVII веке , так что никакого отношения к Средневековью он не имеет.

Первая известная науке пандемия чумы произошла в середине VI века и унесла жизни более 125 млн человек в Европе и Азии. Бушевала чума и в XIV веке: она была занесена из Восточного Китая и захватила всю Европу, дойдя до России, где, вероятно, из-за нее погибло население нескольких городов. В Европе от эпидемии умерло более 25 млн человек, что на тот момент составляло треть всех ее жителей.

Зачем нужны были отверстия в стенах соборов?

В некоторых соборах, построенных в Средние века, при реставрационных работах в стенах обнаружили небольшие отверстия - агиоскопы , через которые можно было увидеть происходящее внутри здания. Предназначены они были для тех, кто по каким-то причинам не мог попасть в собор, например для отлученных от церкви или больных проказой: в 1179 году на заседании Третьего Латеранского собора было принято решение не допускать прокаженных на службу, однако не лишать их духовного утешения.

Поэтому в наружных, а иногда и внутренних стенах стали прорубать круглые, прямоугольные или крестообразные отверстия, смотрящие на алтарь, благодаря которым больные проказой могли «посетить» церковную службу. Выходили они, как правило, либо на кладбища, либо на малозаселенные городские районы. С наступлением Нового времени, в XVI веке, когда эпидемия проказы сошла на нет, большая часть агиоскопов была замурована.

Почему винтовые лестницы закручены по часовой стрелке?

Винтовые лестницы в средневековых замках всегда были закручены по часовой стрелке. Делалось это на случай осады: дело в том, что при такой конструкции лестницы защитник замка мог наносить удары правой рукой, которая, как известно, у большинства людей является ведущей. Противнику же, который наступал с нижних ступеней, наносить удары той же рукой было неудобно., повествующий о языческом принце Иоасафе, который был обращен в христианство пустынником Варлаамом. Приняв новую веру, он обратил в нее и свой народ, а затем, оставив переданную ему по наследству власть, ушел в пустыню. , рассказанная в романе, имеет массу общих черт с индийскими сказаниями о Будде, поэтому исследователи сошлись во мнении, что европейский роман - это их переработка.

Память святого Иоасафа в православной церкви совершается 2 декабря, а в католической - 27 ноября.

Почему рыцари сражались с улитками?

В конце XIII века на полях рукописей , создаваемых в северных областях Франции, стали появляться рисунки с изображениями рыцарей, сражающихся с улитками. У ученых нет точных данных о том, почему эти создания настолько пришлись не по душе средневековым художникам, однако несколько версий все-таки существует. Одна из них была высказана библиофилом графом де Бастаром, который предположил, что улитка, появляющаяся из раковины, - это своеобразный символ воскрешения из мертвых, а рисунок - христианская аллегория.

По другой версии, улитка - это символ трусости и малодушия, которые художники высмеивали в подобных рисунках. Однако наиболее вероятной кажется теория о том, что улитка - это символ ломбардцев, которые в те годы враждовали с французами. В пользу этой версии говорит и тот факт, что во времена создания рисунков была популярна поэма «О ломбардце и улитке», главный герой которой вступил в «трудную» схватку с брюхоногим.

Интересный факт: слово «ломбард» появилось именно благодаря ломбардцам, которые в те времена часто занимались ростовщичеством, что, само собой, стало не последней причиной нелюбви к ним.

На чьей одежде было пришито более 10 000 пуговиц?

Пуговицы появились задолго до нашей эры, но использовались только как украшение. Примерно в 12-13 веке о пуговицах вновь узнали в Европе, но теперь у них появилось и функциональное значение застёгивания в петли, а не только декоративное. В Средние века пуговицы стали настолько популярным аксессуаром, что по их количеству на одежде можно было судить о статусе владельца. Например, на одном из нарядов французского короля Франциска I насчитывалось 13 600 пуговиц.

Где находилась виселица, которая могла обслужить за раз 50 человек?

В 13 веке недалеко от Парижа была построена гигантская виселица Монфокон, до наших дней не сохранившаяся. Монфокон был разделён на ячейки вертикальными столбами и горизонтальными балками и мог служить местом казни для 50 человек одновременно. По замыслу создателя сооружения де Мариньи, советника короля, вид множества разлагающихся тел на Монфоконе должен был предостерегать остальных подданных от преступлений. В конце концов и сам де Мариньи был там повешен.

В какую эпоху пиво было наиболее массовым напитком в Европе?

В средневековой Европе, особенно северных и восточных её частях, пиво было поистине массовым напитком — его употребляли люди всех классов и возрастов. Например, в Англии потребление пива на душу населения доходило до 300 литров в год, хотя сейчас этот показатель составляет около 100 литров, и даже в лидирующей по этому параметру Чехии — чуть больше 150 литров. Главной причиной этого было низкое качество воды, что устранялось в процессе брожения.

Какое выражение о бесполезном деле буквально выполняли средневековые монахи?

Выражение «толочь воду в ступе», которое обозначает занятие бесполезным делом, имеет очень древнее происхождение — его употребляли ещё античные авторы, например, Лукиан. А в средневековых монастырях оно имело буквальный характер: провинившихся монахов заставляли толочь воду в качестве наказания.

Почему у Моны Лизы выбриты волосы на лбу и выщипаны брови?

В Западной Европе в 15 веке существовал такой идеал женщины: S-образный силуэт, изогнутая спина, круглое бледное лицо с высоким чистым лбом. Чтобы соответствовать идеалу, женщины выбривали волосы на лбу и выщипывали брови — точно так же, как у Моны Лизы на знаменитой картине Леонардо.

Когда в судах обвиняемыми могли стать не только люди, но и животные?

В средневековье были нередки случаи церковных судов над животными по всем правилам — с обвинителями, адвокатами и свидетелями. Обвиняемыми могли стать любые животные от крупных домашних до саранчи и майских жуков. Домашних животных, как правило, судили за колдовство и приговаривали к смерти, а диких за вредительство могли отлучить от церкви или предписать покинуть территорию страны. Последний подобный приговор корове был вынесен в 1740 году.

Какие жестокие сцены убрали из народных сказок Шарль Перро и братьев Гримм?

Большинство сказок, известных нам под авторством Шарля Перро, братьев Гримм и других сказочников, возникли в народе в эпоху Средневековья, а их оригинальные сюжеты порой отличаются жестокостью и натуральностью бытовых сцен. Например, в сказке о Спящей красавице чужеземный король её не целует, а насилует. Волк съедает не только бабушку, но и полдеревни впридачу, а Красная Шапочка затем заманивает его в яму с кипящей смолой. В сказке о Золушке сёстрам всё-таки удаётся примерить башмачок, для чего одна из них отрубает себе палец, другая — пятку, но затем их разоблачают своим пением голуби.

Почему в средние века пряности в Европе ценились очень дорого?

В средневековой Европе в преддверие зимы начинались массовый убой скота и заготовка мяса. Если мясо просто солить, оно теряет свой изначальный вкус. Сохранить его почти в первозданном виде помогают пряности, которые привозили в основном из Азии. Но так как турки монополизировали почти всю торговлю пряностями, их цена была запредельной. Этот фактор был одним из мотивов бурного развития мореплавания и начала эпохи великих географических открытий. А на Руси из-за суровых зим острой необходимости в пряностях не было.

Почему в Риме сохранилась только одна бронзовая дохристианская статуя?

Когда римляне приняли христианство, они массово стали уничтожать дохристианские статуи. Единственная бронзовая статуя, пережившая средневековье, — это конная статуя Марка Аврелия, и только потому, что римляне принимали его за первого христианского императора Константина.

Кто в средние века, не сумев завоевать замок, купил его?

В 1456 году Тевтонский орден успешно защитил крепость Мариенбург, выдержав осаду поляков. Однако у Ордена кончились деньги, и стало нечем расплачиваться с богемскими солдатами-наёмниками. В качестве зарплаты наёмникам передали эту крепость, а те продали Мариенбург тем самым полякам.

Какие функции были возложены на женщин-самураев?

Сословие самураев в средневековой Японии состояло не только из мужчин. В него также входили женщины-воительницы («онна-бугэйся»). Обычно они не участвовали в сражениях, но имели вооружение для защиты дома. У них также был ритуал дзигай — аналог сеппуку у мужчин — только женщины вместо вскрытия живота перерезали себе горло. Такой ритуал могли совершить и просто жёны погибших воинов, не входящие в сословие самураев, с согласия своих родителей.

Когда книги в библиотеках были прикованы к полкам цепями?

В общественных библиотеках средневековой Европы книги приковывались к полкам цепями. Такие цепи были достаточно длинны для того, чтобы снять книгу с полки и прочитать, но не давали вынести книгу за пределы библиотеки. Эта практика была распространена вплоть до 18 века, что было обусловлено большой ценностью каждого экземпляра книги.

Что нужно было сделать чешскому посёлку, чтобы получить статус города?

В средневековой Чехии населённый пункт, чтобы получить статус города, должен был самостоятельно вершить суд, иметь таможню и пивоваренный завод.

Зачем средневековые дамы носили меха из куниц и горностаев?

Средневековые дамы носили на руке или на шее кусочек меха из куниц, хорьков и горностаев, а также живых ласок для защиты от блох.

Где женщины выносили на плечах мужей из отданной крепости?

При завоевании Вейнсберга в 1140 году король Германии Конрад III позволил покинуть разрушенный город женщинам и унести в руках то, что они пожелают. Женщины вынесли на плечах своих мужей.

ВАХТА 2011

  • Город алматы

Почему раньше мальчиков одевали в платья?

В период с 17 до середины 18 века, облачение мальчишек в платьица являлось нормой. И решение вопроса о том, что одеть: платье и чепец или бриджи и сюртук, зависело от возраста ребенка. Почему?
Оказывается, одежда прошлых времен не зависела от пола ребенка, как сейчас, а символизировала степень зависимости юных отпрысков от взрослых. И если мальчика одевали в девичью одежду, то это означало, что он еще недостаточно самостоятелен, чтобы перейти в мир мужчин, и ему еще нужно подрасти. По мере взросления, элементы надеваемой одежды на мальчиков сменялись или же полностью исчезали из их гардероба. Так, первоначально позволялось снять чепцы и открыть свои волосы, в 6-7 лет снять платье и одеть бриджи. Однако, если мальчишки допускали какую-либо шалость, то в наказание их облачали обратно в платья. Поэтому, заинтересованность остаться в мужском мире брала верх над их шалостями, и мальчики старались вести себя хорошо.

  • Город алматы

Воскресенье стало выходным днем благодаря указу императора.

Воскресенье стало выходным днем благодаря указу римского императора Константина I Великого. Далее все в подробностях: В мaрте прaздновался 1691 дeнь рoждения вoскресенья, стaвшего в 321 гoду днeм oтдыха. Этo истoрическое сoбытие прoизошло пo инициaтиве римскoго импeратора Кoнстантина I Вeликого, издaвшего спeциальный укaз, кoторый oбъявлял вoскресенье выхoдным днeм.

А причинoй этoго рeшения, кaк чaсто бывaло с прaвителями тeх врeмен, стaл вeщий сон. Нaкануне прeдстоящей в вoскресенье битвы pимский импeратор увидeл во снe крeст на сoлнце, а рядoм нaдпись, глaсившую, чтo с этим знaком он одeржит пoбеду. Тaк и прoизошло. В вoскресном срaжении Кoнстантин Вeликий рaзбил свoих врaгов, и егo пoбеда былa безoговорочной. Впeчатленный видeнием и свoим воeнным успeхом импeратор специaльным укaзом зaпретил физичeский трyд в вoскресные дни и прикaзал пoсвятить этoт дeнь Гoсподу.

С тeх пoр вoскресенье являeтся выхoдным днeм, а вeрующие люди пoсвящают этoт дeнь общeнию с бeгом и трaдиционно цeлыми сeмьями посeщают цeркви. Однaко в Изрaиле, а тaкже в стрaнах, гдe оснoвной рeлигией являeтся ислaм, в вoскресный дeнь люди хoдят на рaботу, а выхoдными являютcя дрyгие дни.

  • Город алматы

Как связаны стоматология и электрический стул, какой праздник, посвященный зубам, ежегодно отмечают в Китае и для чего средневековые дантисты использовали лягушек?

Древние японские стоматологи удаляли зубы голыми руками.

А вот несколько советов от суровых средневековых стоматологов: для укрепления расшатанных зубов привяжите к челюсти лягушку, а чтобы облегчить боль в деснах, потрите их зубом человека, умершего насильственной смертью.Такая чудная вещь как электрический стул тоже была придумана стоматологом. Почти 130 лет назад его изобрел дантист Альберт Саутвик из города Буффало, штат Нью-Йорк. Первоначально он думал, что электричество может быть использовано в его медицинской практике как обезболивающее.
До того как в 19 веке была изобретена технология изготовления искусственных керамических зубов, в качестве материала для зубных протезов использовались зубы солдат, павших на поле сражения. После гражданской войны в США английские стоматологи получали целые бочки таких грузов.
Не так давно зубные протезы были популярным свадебным подарком в Британии. Видимо, британцы решили, что все равно довольно скоро потеряют свои зубы, поэтому начали ускорять процесс удалением зубов в относительно молодом возрасте.Мао Цзедун, как и многие современые ему китайцы, отказывался чистить зубы. Вместо этого он полоскал рот чаем и пережевывал чайные листья. «Зачем чистить? Разве тигр когда-нибудь чистит зубы?», — говорил он. Зуб Исаака Ньютона был продан в 1816 году за 730 фунтов стерлингов (примерно 1048 $ сегодня), после чего он был вставлен в перстень, купившим его аристократом.
Вся жевательная мускулатура может развить силу в 390 - 400 кг, сила жевательных мышц на одной стороне равна 195 кг.Если вы правша, то большую часть пищи вы пережевываете на правой стороне челюсти, и наоборот, если вы левша, то на левой.Если у одного из однояйцовых близнецов не хватает какого-либо зуба, как правило, такой же зуб отсутствует и у другого близнеца.Американскими стоматологами используется около 13 тонн золота в год для изготовления коронок, мостов, вкладок и зубных протезов.Чтобы повысить заинтересованность в сохранении здоровых зубов и десен среди двенадцатимиллионного населения, в Китае был установлен национальный праздник, название которого можно перевести как «День любви к своим зубам» и который проходит каждый год 20-го сентября.

Кстати, по легенде Мао Цзедун, как и многие современые ему китайцы, отказывался чистить зубы. Вместо этого он полоскал рот чаем и пережевывал чайные листья. «Зачем чистить? Разве тигр когда-нибудь чистит зубы?», — говорил он.

  • Город алматы

Факт о пятифранковых монетах.

Интересна история пятифранковых монет, ко¬торые в 1804 году Наполеон I выпустил в обращение. Монеты эти были большого размера и имели изрядный вес. Население Франции не брало их из банков. Чтобы исправить создавшееся положение, Наполеон придумал остроумный способ. В одну из пятифранковых монет по его приказанию был вложен чек на 5 миллионов франков, дающий право на получение этой почти фантастической суммы из государственного банка.
В ближайшее же время весь выпуск пятифранковых монет оказался в обращении. Начались азартнейшие поиски монеты-сокровища. В истории не было более ори¬гинальной лотереи.
Но до сих пор чек на 5 миллионов франков, подписан¬ный лично Наполеоном, не был предъявлен в банк. Существует ли такая монета? На этот вопрос отвечают: «Наполеону следует верить». Известно и другое. В начале нашего столетия французское правительство подтвердило факт выпуска монеты с чеком, но гарантировало при предъявлении оплату только 5 миллионов франков и процентов, накопившихся больше чем за сто лет. Где эта монета? Тайна ее так и не раскрыта.

  • Город алматы

Для чего в старину русский человек носил при себе колокольчик?

В старину русский человек всегда носил с собой персональный колокольчик. Это был такой же необходимый аксессуар, как в наше время мобильный телефон. И на это у нашего предка были свои причины.

Колокольчик значительно облегчал поиски человека, если тот заблудился в лесу. Кроме того, звон бубенца, по поверью, отпугивал диких зверей и ядовитых пресмыкающихся.

Испокон веков считалось, что трель колокольчика отгоняет злых духов. А их было в прошлые времена нисколько не меньше, чем сейчас.

Бубенец, повешенный на шею лошади, настраивал животное на определенный ритм, сбить с которого не могли внезапно появившиеся на пути волки или другие неприятности.


С помощью колокольчика лечили много хворей, например, мигрень и меланхолию. Кроме того, считалось, что звон колокольчика отлично пробуждает человека после бессонной ночи и отрезвляет после злоупотребления горячительными напитками.

Колокольчик использовали при принятии важных жизненных решений. Для этого нужно было непрерывно звенеть над своим ухом в течение нескольких минут. Первая же мысль, возникшая после трели, почиталась верной.

  • Город алматы

Самая короткая война в мире.

Эта скоротечная война продолжалась всего 45 минут и вошла в книгу рекордов Гиннеса.

В конце XIX века Занзибар находился под властью Британии. В 1896 году новый султан Занзибара Халид ибн Баргаш попытался выйти из под контроля, ища поддержки у Германии. Он собрал небольшую армию из двух с половиной тысяч солдат и достал из подвалов старинную пушку XVI века. Британцы в ответ выдвинули ультиматум, истекавший в 9:00 часов утра 27 августа, согласно которому занзибарцы должны были капитулировать.
В ответ те водрузили пушку на свой единственный корабль — яхту «Глазго» и бесстрашно вышли в море, навстречу пяти английским фрегатам. Ровно в назначенное ультиматумом время Императорский Флот открыл огонь по берегу. Через пять минут «Глазго» ответил и тут же был потоплен перекрёстным огнём с двух кораблей. Занзибарский корабль продолжал стрелять всё время, пока не скрылся под водой. Через полчасй бомбардировки одни лишь мачты «Глазго» виднелись из-под воды, а береговые сооружения были практически разрушены. Однако занзибарский флаг продолжал развеваться на дворцовом флагштоке. Флот возобновил стрельбу. Через пятнадцать минут берег был полностью выжжен, ни одно ружьё не отвечало. Верхушка флагштока была разрушена и флага нигде не было видно. Султан приказал солдатам покинуть поле битвы, а сам попросил убежища в германском консульстве. Обстрел продолжался 38 минут, погибло около 570 человек с занзибарской стороны, и вошёл он в историю, как самая короткая война в мире.
После войны бывший султан жил в Дар-эс-Саламе до 1916 года, когда его схватили англичане. Он умер в 1927 году в Момбасе.

2. В 19 веке было не принято, когда мужчина приглашал одну и ту же даму на танец больше 2 раз. По традиции, после 2 танца кавалер должен был сделать предложение.

3. Перчатки, как оказалось, были строго домашним элементом одежды, даже невзирая на то, что их было очень много (бальные, для охоты). В людных местах надевать перчатки было неприлично.

4. Сложно поверить, но в 20-х годах прошлого века в школах СССР не было приличным писать грамотно. За излишнюю грамотность письма на человека даже могли донести.

5.В Англии до сих пор некрасиво вязать в местах скопления людей. Но, тем не менее, разговоры об этом стали популярными, особенно, среди мужской части населения. Это стало третей темой, обсуждаемой в барах, сразу после футбола и политики.

6. Долгое время для гостей и жителей Болгарии было некрасиво, когда мужчина в день выпивал меньше 1,5 литра пива. Дело в том, что в этой стране такой спиртной напиток стоит достаточно мало, а слишком умеренное питье могли счесть за негостеприимность.

7. Во время чайной церемонии в домах Японии очень большую роль играет поза сидящего за столом. Неприличным считается и поза, когда человек сидит, скрестив ноги перед собой, и сидящий, вытянувший ноги в сторону. Чаще всего японцы пьют чай, поджав под себя ноги.

8. В России в 19-20вв было некрасиво брать под дачу землю, площадь которой составляла меньше 12 соток.

9. Следуя правилам хорошего тона, в боярских усадьбах во время разговора не следовало становиться к собеседнику вполоборота. Если в гостиную кто-то входил, было некультурно осматривать его с головы до ног. Так можно было поставить скромную особу, а особенно женщину, в очень неловкое положение.

10. У жителей Таиланда не принято при разговоре дотрагиваться до головы или похлопывать по плечу при разговоре с другим человеком. Это относится к проявлению нежности, которую в этой стране проявлять на людях неприлично.

В средние века «момент» понимался как вполне конкретная единица времени — 90 секунд, не больше и не меньше. А уже в наше время понятие «момент» стало несколько более расплывчатым. Впервые термин «момент» использовал Джон Тревиза в 1398-м году, написав, что один час состоит из 40 моментов. Но в наши дни под этим словом понимается очень короткий промежуток времени, а о первоначальном его значении уже никто не помнит.