Проблема многообразия культур. Глава iii духовная культура

Вопрос 01. Что такое «оттепель» в области духовной жизни? Какие культурные явления могли, на ваш взгляд, появиться только в условиях «оттепели»?

Ответ. Это неофициальное обозначение периода в истории СССР, который характеризовался осуждением культа личности Сталина, репрессий 1930-х годов, либерализацией режима, освобождением политических заключённых, ликвидацией ГУЛага, ослаблением тоталитарной власти, появлением некоторой свободы слова, относительной демократизацией политической и общественной жизни, открытостью западному миру, большей свободой творческой деятельности.

Вопрос 02. В чём проявлялось существование двух пластов культуры - официальной и неофициальной? О каких чертах развития советского общества свидетельствует формирование неофициального искусства?

Ответ. Появление неофициальной культуры видно в распространении «самиздата» (перепечатанных дома на машинках книг), неофициальных выставок, концертов в квартирах (которые милиции преподносились просто как дружеская компания) и т. п. Появление такого искусства свидетельствует о нежелании интеллигенции возвращаться к сталинской атмосферы страха и жёсткого детерминирования культуры партийными органами.

Вопрос 03. С творчеством каких деятелей искусства, названных в параграфе, вы знакомы? Выскажите своё мнение об их произведениях.

Ответ. Классикой литературы стало творчество В.В. Быкова, читал несколько его произведений о войне, таких как «Болото» и «Волчья стая».

Вопрос 04. Проанализируйте перемены политики советской власти по отношению к религии, Церкви. В чём состояли эти изменения? Почему они происходили?

Ответ. Церковь сыграла положительную роль в годы Великой Отечественной войны, на не оккупированных территориях безоговорочно поддержала власть. Одновременно власть увидела, какое влияние она всё ещё имела среди населения. Потому после войны политика по отношению к церкви значительно смягчилась. Не только прекратились гонения на её служителей, но и были сняты некоторые запреты прежних лет, в частности, на колокольный звон. Однако после прихода к власти Н.С. Хрущёва ситуация изменилась в противоположную сторону. В своих мемуарах этот партийный деятель писал о себе, как о коммунисте Гражданской войны, человеке, взгляды которого сформировались во время продразвёрстки. Тогда шла непримиримая борьба с церковью, она же была возобновлена Н.С. Хрущёвым: снова закрывали и даже взрывали храмы, вели активную антирелигиозную пропаганду на всех уровнях, посещавшие храмы граждане рисковали карьерой.

Вопрос 05. Сравните методы контроля за духовной жизнью, осуществлявшиеся в периоды деятельности И.В. Сталина и Н.С. Хрущёва.

Ответ. При И.В. Сталине неугодные деятели искусства арестовывались, осуждались и попадали в лагеря или даже на расстрел. Делались такие вещи быстро и относительно тихо (на открытых, широко обсуждавшихся процессах на скамье подсудимых сидели более важные люди). При Н.С. Хрущёве неугодные деятели культуры подвергались публичному осуждению в печати и на общественных собраниях (особенно хорошо это видно на примере травли Б.Л. Пастернака, во время которой на собраниях звучали фразы вроде «Я Пастернака не читал, но осуждаю») и запрете на профессию (деятелей культуры увольняли, переставали печатать их произведения, в общем всячески не давали творить дальше).

Вопрос 06. Расскажите об основных направлениях развития советской науки в 1940-1960-е гг.

Ответ. После войны в науке главными стали ядерная физика (от которой требовали атомных электростанций и невиданного по мощности оружия), а также ракетостроение. Эти тенденции продолжились и в последующие десятилетия. Атомная энергия стала внедряться в разные сферы хозяйства, включая кораблестроение, бомбы разрабатывались всё более мощные (вплоть до водородной), ракетостроение дополнилось исследованиями космоса.

Вопрос 07. Что вы знаете о достижениях советского спорта в 1940-1960-х гг.? Как они влияли на международный престиж СССР?

Ответ. После Второй мировой войны СССР стали принимать в международные спортивные организации. На соревнованиях мирового уровня советские спортсмены стали показывать отличные результаты (например, их триумфом являлись Олимпийские игры 1960 года). Самым популярным в самом СССР, поистине всенародным видом спорта оставался футбол, и сборная по этому виду спорта добивалась впечатляющих успехов. Это повышало международный престиж СССР, но влияло больше не на среду политиков и дипломатов, а на общественное мнение Запада.

Главная > Учебник

И т. д. 6. Напишите с использованием понятия «тоталитаризм» три
предложения, содержащие какую-либо информацию об этом
режиме.

Глава III ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА

§ 28. Духовное развитие общества Вспомните: что такое духовное производство? Какова его структу-ра? Какие потребности позволяет удовлетворить духов-ная деятельность человека? В курсах истории, литературы, общественных дисцип-лин, в обыденной жизни вы неоднократно встречались с раз-личными определениями понятия «культура» (некоторые исследователи насчитывают более двухсот определений). В самом широком смысле культура представляет собой со- вокупность внебиологических средств и механизмов дея- тельности, посредством которой человек осваивает окружа-ющий мир, осуществляет регуляцию общественной жизни, т. е. культура - это исключительно человеческий, социаль-ный по своему происхождению и назначению механизм. Правомерно сказать, что культура является универсальной формой человеческих коммуникаций, ее функционирова-ние обеспечивает преемственность развития общества, взаимодействие отдельных подсистем, институтов, элемен- тов общества. Возникновение и развитие человеческой лич-ности, существование общества невозможны вне культурно-го контекста. Культура является объектом изучения многих гумани-тарных и общественных наук, например истории, филосо-фии, антропологии, этнографии, социальной психологии, социологии. Существует также интегральная область зна-ний - культурология. МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА В науке принято весьма условное в силу целостности всех сторон жизнедеятельности людей выделение материальной и духовной сторон культуры. «Культура - это специфика человеческой деятельнос-ти, что характеризует человека как вид. Напрасны по-иски человека до культуры, появление его на арене ис-тории надлежит рассматривать как феномен культуры. Она глубочайшим образом сопряжена с сущностью человека, является частью определения человека как такового». А. де Бенуа Ю-Л. Н Боголюбов

Материальная культура связывается обычно с практи-ческой деятельностью общества и человека, направленной на удовлетворение элементарных потребностей: человек строит жилище, создает одежду и иные предметы обихода, прокладывает дороги, разрабатывает и применяет техничес-кие средства и технологии. Можно сказать, что материаль-ная культура - это воплощенная в конкретных предметах, вещах духовность человека, поскольку практическая дея-тельность невозможна без духовных усилий человека и об-щества. Уровень развития материальной культуры изучает-ся и оценивается с точки зрения создаваемых средств и условий для совершенствования преобразовательной дея-тельности человека, удовлетворения его материальных по-требностей, наиболее полного развития и реализации его «я», потенций человека как субъекта культуры. Представив себе основные этапы истории человечества, вы сможете убе-диться в том, что в различные периоды эволюции матери-альной культуры создавались неодинаковые условия и сред-ства для воплощения творческих замыслов человека в его стремлении изменить мир и самого себя. Важно также по-нимать, что прямая связь между уровнем развития матери-альной и духовной культуры отсутствует. Далеко не всегда тяжелые материальные условия существования человека ограничивают перспективы его духовного развития, и наоборот. (Подберите несколько исторических примеров, подтверждающих или опровергающих это суждение.)

II «Те гармонии и пропорции, форму, порядок и ритм, ji значения и идеи, которые человек интуитивно осозна-j ет и прослеживает в своем соприкосновении с приро- > j! дой, социальной жизнью, - все это человек должен своим нескончаемым трудом запечатлеть на стене или холсте, напечатать на бумаге как научную или фило-софскую систему, вырезать в камне или отлить в брон-зе, пропеть в балладе, оде или симфонии». Ричард Нибур Духовная культура отождествляется с процессом и всей совокупностью результатов духовной деятельности человека: достижениями науки и искусства, представлениями о смыс-ле жизни, ценностными ориентациями, разного рода нор-мами и предписаниями. Развитие духовной культуры непосредственно связано с формированием, расширением спектра идеальных потребностей человека, деятельностью отдельных индивидов и общества в целом, направленной на удовлетворение этих потребностей. На социально-психологи-ческом уровне духовная культура выступает как система со-циальных установок, идеалов, ценностей, норм, призванных ориентировать человека в окружающем его мире. Духовная

культура пронизывает все стороны социальной жизни и со-циального взаимодействия людей, создавая ощущение един-ства, групповой идентичности. Поэтому духовную культуру зможно рассматривать как высшую форму социального отра-жения жизни человека, в которой раскрываются смыслооб-разующие идеи, ценностные ориентации, удовлетворяются потребности в самосознании, самопознании, самореализации и самоутверждении.

ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА Человек создает культурные ценности и организует их движение по каналам культуры, сохраняет и распространя-ет их. Процесс развития духовной культуры связывается, прежде всего, с накоплением смыслов и ценностей и опери-рованием ими. Это целостный процесс усвоения, сохранения и трансляции достижений предшествующих поколений, трансформации их в настоящем и передачи в качестве от-правной точки развития культуры следующих эпох. Можно обозначить два пути приращения культурного богатства - это преемственность в культуре и творческие прорывы, но- ваторство. Рассмотрим их более подробно. Преемственность связана с сохранением и передачей цен-ностей от одного поколения к другому. Таким образом мо-гут передаваться как промежуточные продукты духовного производства, так и его окончательные результаты. Навер-ное, каждый из вас может привести немало примеров, когда открытие, достижение одного ученого подхватывалось и развивалось его коллегами, современниками и потомка-ми, - в этом случае мы говорим о сохранении и передаче промежуточных результатов деятельности. Элементами культурного наследия являются также социальные нормы, например обычаи, обряды, церемонии; с их помощью вос-производится следующими поколениями определенной этни-ческой группы, например, свадебная церемония. Но насле-доваться могут и завершенные произведения (например, живописное полотно или литературное произведение). Мы получаем удовольствие от чтения романа или стихотворе-ния, просмотра полотен в картинной галерее. Но культура развивается и за счет пополнения новыми Ценностями. Любая историческая эпоха вне зависимости от материальных и иных условий существования людей порож-дает новаторов-творцов, делающих научные открытия, изо-бретения, создающих шедевры искусства. Далеко не всегда их достижения оцениваются по достоинству современника-Ми, но многие из этих произведений сохраняются и переда-ются на суд следующим поколениям. Можно вспомнить, Например, Николая Коперника и других ученых, утверж- 10*

давших истинность гелиоцентрической системы, или гени-альные инженерные разработки Леонардо да Винчи, на мно-го веков опередившего свое время.

СУБКУЛЬТУРА И КОНТРКУЛЬТУРА Культура любой исторической эпохи обладает непреходя-щей ценностью и своеобразием, но она неоднородна, как не-однородно по своему составу создающее ее общество. Внут-ри конкретной культуры мы можем выделить, например, городской и сельский, элитарный и массовый, взрослый и детский пласты. Так что любая эпоха предстает перед на-шими глазами сложным спектром культурных тенденций и ценностей, стилей, традиций и иных проявлений чело-веческого духа. Вот эти-то «культуры в культуре», создава-емые представителями отдельных социальных групп, приня-то называть субкультурами. Почему происходит выделение субкультур? Некоторые пласты культуры более других соответствуют тенденциям развития отдельных социальных групп. Они адаптируются и закрепляются в особых чертах поведения представителей этих групп, их языке, сознании. В курсе 10 класса вы по-знакомились с понятиями «менталитет», «ментальность», отражающими специфический склад ума, способ мышления, мировосприятия, присущий представителям отдельных со-циальных групп. Проиллюстрируем конкретным примером процесс форми-рования субкультуры. Известно, что в западноевропейском обществе вплоть до эпохи Возрождения дети воспринима-лись как уменьшенные копии взрослых, им даже шили ана-логичную одежду. Общество пока не понимало, что мир дет-ства серьезно отличается от мира взрослых. Постепенно пришло осознание этого феномена - начала складываться особая субкультура детства, которая, однако, не отрицала параллельно существующую культуру взрослых людей. Со-временная субкультура детства неоднородна - выделяется, например, субкультура тинейджеров. Следовательно, мы мо-жем сказать, что в процессе социального развития происхо-дит дробление (в других случаях - размывание) отдельных субкультур. Но в истории культуры складываются и такие ситуации, когда локальные культурные ценности выходят за рамки своей социальной среды, претендуя на некоторую универ сальность. В этом случае можно говорить не о субкультуре, а о появлении контркультуры. Современными культуроло-гами это понятие рассматривается по меньшей мере в двух значениях. Во-первых, для обозначения социокультурных систем, противостоящих господствующей культуре, стремя-

щихся вытеснить ее. Во-вторых, под контркультурой пони-мают ценностную систему асоциальных групп. В этом зна-чении понятие «контркультура» начали употреблять запад-ные ученые 1960-х гг. применительно к феномену хиппи.

ПРОБЛЕМА МНОГООБРАЗИЯ КУЛЬТУР Еще одним значением понятия «культура» выступает ее трактовка как социокультурной исторической общности лю-дей. Наличие множества локальных культур заставляет уче-ных задумываться над проблемами их взаимодействия. Рас-смотрим некоторые из них. Ряд культурологов полагает, что локальные культуры развиваются по своим внутренним законам и непроницаемы для влияний извне, поэтому нель-зя говорить о планетарном единстве человечества. Другие специалисты утверждают, что уникальность каждой из ло-кальных культур вовсе не исключает их взаимодействия, культурного синтеза. Так, российский мыслитель Н. Я. Да-нилевский в своей книге «Россия и Европа» утверждал, что каждая из 25 выделенных им в истории человечества куль-тур органически (сходно с природой) развивается: рождает-ся, проходит определенные периоды своего существования, погибает. Но в процессе развития отдельные культуры вза-имодействуют, происходит трансляция ценностей. Н. Я. Да-нилевский выделил несколько способов культурного взаимо-действия, простейшим из которых является колонизация. Так, финикийцы перенесли свою культуру в Карфаген, древние греки - в Южную Италию и Сицилию, Северное Причерноморье, голландцы, а позднее англичане - в Север-ную Америку. Другой способ Данилевский назвал «привив- кой черенка на чужое дерево», когда черенок остается чуже-родным элементом, едва ли способным обогатить культуру, на которую он был привит. Примером подобного «черенка» мыслитель называл эллинистическую культуру Александ-рии в контексте египетской культуры. Еще один способ вза-имодействия культур, по мысли Данилевского, их взаимный равноправный диалог, результат которого - обмен ценно-стями. Наличие множества культур, функционировавших на протяжении всей истории человечества и в современном ми-ре, признаваемое всеми специалистами как очевидный факт, порождает закономерный вопрос о сравнительном вкладе от-дельных культур в мировое культурное богатство, т. е. об иерархичности мировой культуры. Некоторые исследовате-ли просто отказываются от попыток сравнивать вес отдель-ных культур. (Каковы критерии сравнения, например, куль-туры Египта и культуры Индии?) Другие полагают, что

значимость и степень развитости отдельных культур неоди-наковы. При всем многообразии представлений об иерархии культур можно выделить несколько устойчивых мировоз-зренческих установок, проявляющихся как на уровне тео-рии, так и на уровне обыденного сознания.

Одной из таких установок является европоцентризм. Из курса античной истории вы помните, что первыми в Евро-пе противопоставили себя остальному миру древние греки, вкладывавшие в понятие «варвары» вполне определенную ценностную окраску. Идея избранности Запада является весьма популярной и в наши дни. Предполагается, что дру-гие народы, безусловно, развивают свою самобытную куль-туру, но они еще не достигли необходимого цивилизацион-ного уровня и им следует ориентироваться на культурный строй Запада. Современный мир столкнулся и с такой мировоззренчес-кой установкой, как американоцентризм, представители которого активно проповедуют идею особой культурной мис-сии Америки. Известная вам история освоения североамери-канского континента, обстоятельства политической истории Америки привели к рождению мифа об историческом, а воз-можно, и божественном предназначении нации и ее культу-ры, родившейся в борьбе за свободу, в противостоянии с культурой Старого Света, нести свободу и истинные ценно-сти остальному миру. На протяжении долгого времени в мире господствовали представители белой расы. Борьба с колониализмом породи-ла в XX в. установку афроцентризма (негритюда), сторон-ники которого относили к негритянской расе все высоко-культурные народности Древнего мира, например шумеров, египтян, вавилонян, финикийцев. Афроцентризм направлен на возвышение африканской культуры. Одним из основопо-ложников негритюда является выдающийся государствен-ный и культурный деятель Сенегала Сенгор, который так охарактеризовал черты негроафриканской личности: афри-канец живет в гармонии с природой, он открыт к приему внешних импульсов - предельно обострены все чувства. Африканец живет эмоциями, а не разумом, что отличает его от сухих, рационалистичных европейцев. Дитя природы, он интуитивен, нацелен на соучастие к другому человеку, до-верчив, чем нередко злоупотребляли белые. Это эмоциональ-ное отношение к миру, по мысли Сенгора, пронизывает всю негритянскую культуру. В современном мире, наряду с не-гритюдом, активно заявляют о себе арабский национализм и исламский фундаментализм. Очевидно, что все перечисленные мировоззренческие ус-тановки предполагают определенную дискриминацию иной культуры, возвышение своей за счет унижения иных куль- ШЛ

тур. Вступление человечества в постиндустриальный пери-од, набирающая обороты глобализация, в том числе глоба-лизация культурного пространства, требуют иных решений проблемы соотношения и взаимодействия культур.

ДИАЛОГ КУЛЬТУР

Явные признаки кризиса культуры, обозначившиеся в XX в., обратили внимание деятелей культуры на поиск пу-тей и средств выхода на новый качественный уровень ее раз-вития. По мнению российского мыслителя В. С. Библера, XX век породил немыслимое разнообразие культур, самые причудливые варианты их синтеза, обозначив насущную не-обходимость их диалога: «Типологически различные «куль-туры» (целостные кристаллы произведений искусства, рели-гии, нравственности...) втягиваются в одно временное «пространство», странно и мучительно сопрягаются друг с другом... т. е. исключают и предполагают друг друга». По-этому чрезвычайно важно, чтобы хаотическое взаимодейст-вие различных культур преобразовалось в осмысленный и взаимовыгодный диалог. Исследователи рассматривают культуру как необъятное полифоническое (многоголосное) пространство. Это свойство культуры отразил, в частности, российский культуролог М. М. Бахтин, писавший, что культура может существовать только на границах: на грани прошлого, настоящего и бу-дущего; в столкновении этнических культур, различных авторских позиций; в многообразии форм творчества чело-века и др. Диалог культур предполагает взаимодействие, взаимо-проникновение различных культурных образований в рам-ках крупных культурных зон, а также общение, духовное сближение огромных культурных регионов, сформировав-ших на заре человеческой цивилизации неповторимый ком-плекс специфических черт. Заметим, что диалог культур не ограничивается только гуманитарными контактами культур-ных образований различного масштаба, - речь идет и о приобщении отдельной личности к этим культурным мирам, внутреннем переосмыслении ценностей «чужой» культуры.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Вы понимаете, что современное человечество существует в неоднородной культурной среде - функционирует множе-ство субкультур, контркультур. Общество также является многоконфессиональным - люди придерживаются различ-ных религиозных взглядов. Подобное многообразие, с одной стороны, порождает социальные конфликты, а с другой -

побуждает искать пути и формы взаимодействия. Именно такой установкой неконфликтного взаимодействия в поли-культурном многоконфессиональном мире является толе- рантность.

Толерантность основывается на гуманистических принци-пах - признании непреходящей ценности человека, в том числе черт человеческой индивидуальности. Культурное раз-нообразие напрямую связано с разнообразием человеческих типов, качеств, поэтому толерантность рассматривается как цивилизованный компромисс, признание права отдельных людей, социальных групп, культур на непохожесть, ина-кость. Толерантность - сложная стратегия поведения, включа-ющая готовность без протеста воспринимать иные взгляды; уважение свободы (в том числе свободы мысли, творчества, совести) другого человека; определенную меру сострадания, великодушия и терпения. Толерантность имеет различные формы: личная толерант-ность проявляется в социальных взаимодействиях отдель-ных индивидов; общественные формы отражены в общест-венной психологии, сознании, моральных нормах и нравах; государственная форма толерантности отражается в законо-дательстве, в частности в утверждении принципа свободы совести, о котором вы прочитаете ниже, а также в полити-ческой практике. Хотя толерантность предполагает терпи-мое отношение к проявлениям инакомыслия в любой сфере социальных взаимодействий, это не означает безразличного, попустительского отношения к экстремистским, человеконе-навистническим идеям. Преступно и аморально игнориро-вать существование и распространение подобных идей, обра-за действий. ЯШ Основные понятия: культура, материальная и духовная культура, диалог культур, толерантность. ЯНТермины: преемственность, новаторство, субкультура, контркультура, европоцентризм, американоцентризм, афро-центризм (негритюд). Проверьте себя 1) Что такое культура? 2) Какие науки изучают культу-ру? 3) Почему разделение материальной и духовной культу-ры признается учеными условным? 4) Что означает понятие «материальная культура»? 5) Что понимается под духовной культурой? 6) Каковы способы развития духовной культу-ры? 7) Что такое субкультура? При каких условиях она пре-вращается в контркультуру? 8) Подтвердите примерами ут-верждение о множественности культур в современном мире (или в другой период человеческой истории). 9) Какие про-блемы порождает признание многообразия культур? Кратко

охарактеризуйте каждую из них. 10) Почему в условиях со-временного общества особенно актуальным стал вопрос диа-лога культур? Что такое диалог культур?

Подумайте, обсудите, сделайте

    Известный деятель российской науки Григорий Лан-
    дау подметил следующую черту культуры: «В культуре ос-
    нованием служит вершина». Объясните мысль Г. Ландау,
    подтвердите правоту ученого двумя-тремя аргументами. Ученые уже многие века спорят о происхождении
    культуры. Одни полагают, что культура возникла из игры.
    Другие связывают возникновение культуры с религиозной
    практикой человека. Приведите несколько примеров в под-
    тверждение каждой из приведенных точек зрения. Являют-
    ся ли они взаимоисключающими? Свой ответ поясните. Конкретными примерами проиллюстрируйте неразрыв-
    ную связь материальной и духовной культуры. Проанализируйте культурную жизнь своего региона,
    выявите существующие субкультуры и контркультуры. Со-
    ставьте развернутое описание специфики, ценностей одной
    из субкультур и контркультур, обоснуйте отнесение описы-
    ваемых культур к тому или другому типу. Помимо термина «контркультура», к ценностным ус-
    тановкам отдельных групп общества, некоторым произведе-
    ниям применяется слово «антикультура». Являются ли эти
    термины синонимами? Свой ответ аргументируйте с опорой
    на факты общественной жизни.
Поработайте с источником Прочтите фрагмент работы «Неудовлетворенность культурой» австрий-ского врача и психолога Зигмунда Фрейда (1856-1939), основоположника системы психоанализа. Сейчас своевременно заняться сущностью той культуры, чья ценность как источника счастья была подвергнута со-мнению. Не будем стремиться найти формулу, определяю-щую эту сущность в нескольких словах, прежде чем мы чего-то не узнаем из нашего исследования. Поэтому ограни-чимся повторением, что термин «культура» обозначает всю сумму достижений и установлений, отличающих нашу жизнь от жизни наших предков из животного мира и слу-жащих двум целям: защите человека от природы и урегу-лированию отношений между людьми... мы признаем в качестве свойственных культуре все формы деятельности и ценности, которые приносят человечеству пользу, способ-ствуют освоению земли, защищают его от сил природы и т. п. По поводу этого аспекта культуры возникает мень-ше всего сомнений. Заглядывая достаточно далеко в про-шлое, можно сказать, что первыми деяниями культуры бы-

ли применение орудий, укрощение огня, постройка жилищ. Среди этих достижений выделяется как нечто чрезвычайное и беспримерное укрощение огня, что касается других, то с ними человек вступил на путь, по которому он с тех пор не-прерывно и следует; легко можно догадаться о мотивах, приведших к их открытию. При помощи своих орудий че-ловек усовершенствует свои органы - как моторные, так и сенсорные - или раздвигает рамки их возможностей...

Никакая другая черта культуры не позволяет нам, одна-ко, охарактеризовать ее лучше, чем ее уважение к высшим формам психической деятельности, к интеллектуальным, научным и художественным достижениям и забота о них, чем ведущая роль, которую она отводит значению идей в жизни человека. Среди этих идей во главе стоят... представ-ления о возможном совершенстве отдельной личности, целого народа или всего человечества и требования, на ос-новании этих представлений выдвигаемые. Фрейд 3.

  • Учебник. Русский язык: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений

    Учебник

    1. В следующем году Чехову довелось увидет…cя с Толстым очароваться им поз нее писать о нем восторже ые письма и бояться его смерти как самой страшной б ды для русской жизни и литературы (М.

  • Программа по физике Для 10 11 классов общеобразовательных учреждений

    Программа

    Программа составлена на основе программы автора Г. Я. Мякишева (см.: Программы общеобразовательных учреждений: Физика, Астрономия: 7 – 11 кл. / Сост. Ю.

  • Вы понимаете, что современное человечество существует в неоднородной культурной среде - функционирует множе­ство субкультур, контркультур. Общество также является многоконфессиональным - люди придерживаются различ­ных религиозных взглядов. Подобное многообразие, с одной стороны, порождает социальные конфликты, а с другой -


    Побуждает искать пути и формы взаимодействия. Именно такой установкой неконфликтного взаимодействия в поли­культурном многоконфессиональном мире является толе­рантность.

    Толерантность основывается на гуманистических принци­пах - признании непреходящей ценности человека, в том числе черт человеческой индивидуальности. Культурное раз­нообразие напрямую связано с разнообразием человеческих типов, качеств, поэтому толерантность рассматривается как цивилизованный компромисс, признание права отдельных людей, социальных групп, культур на непохожесть, ина-кость.

    Толерантность - сложная стратегия поведения, включа­ющая готовность без протеста воспринимать иные взгляды; уважение свободы (в том числе свободы мысли, творчества, совести) другого человека; определенную меру сострадания, великодушия и терпения.

    Толерантность имеет различные формы: личная толерант­ность проявляется в социальных взаимодействиях отдель­ных индивидов; общественные формы отражены в общест­венной психологии, сознании, моральных нормах и нравах; государственная форма толерантности отражается в законо­дательстве, в частности в утверждении принципа свободы совести, о котором вы прочитаете ниже, а также в полити­ческой практике. Хотя толерантность предполагает терпи­мое отношение к проявлениям инакомыслия в любой сфере социальных взаимодействий, это не означает безразличного, попустительского отношения к экстремистским, человеконе­навистническим идеям. Преступно и аморально игнориро­вать существование и распространение подобных идей, обра­за действий.

    ЯШ Основные понятия: культура, материальная и духовная культура, диалог культур, толерантность. ЯНТермины: преемственность, новаторство, субкультура, контркультура, европоцентризм, американоцентризм, афро-центризм (негритюд).

    Проверьте себя

    1) Что такое культура? 2) Какие науки изучают культу­ру? 3) Почему разделение материальной и духовной культу­ры признается учеными условным? 4) Что означает понятие «материальная культура»? 5) Что понимается под духовной культурой? 6) Каковы способы развития духовной культу­ры? 7) Что такое субкультура? При каких условиях она пре­вращается в контркультуру? 8) Подтвердите примерами ут­верждение о множественности культур в современном мире (или в другой период человеческой истории). 9) Какие про­блемы порождает признание многообразия культур? Кратко


    Охарактеризуйте каждую из них. 10) Почему в условиях со­временного общества особенно актуальным стал вопрос диа­лога культур? Что такое диалог культур?

    Подумайте, обсудите, сделайте

    1. Известный деятель российской науки Григорий Лан­
    дау подметил следующую черту культуры: «В культуре ос­
    нованием служит вершина». Объясните мысль Г. Ландау,
    подтвердите правоту ученого двумя-тремя аргументами.

    2. Ученые уже многие века спорят о происхождении
    культуры. Одни полагают, что культура возникла из игры.
    Другие связывают возникновение культуры с религиозной
    практикой человека. Приведите несколько примеров в под­
    тверждение каждой из приведенных точек зрения. Являют­
    ся ли они взаимоисключающими? Свой ответ поясните.

    3. Конкретными примерами проиллюстрируйте неразрыв­
    ную связь материальной и духовной культуры.

    4. Проанализируйте культурную жизнь своего региона,
    выявите существующие субкультуры и контркультуры. Со­
    ставьте развернутое описание специфики, ценностей одной
    из субкультур и контркультур, обоснуйте отнесение описы­
    ваемых культур к тому или другому типу.

    5. Помимо термина «контркультура», к ценностным ус­
    тановкам отдельных групп общества, некоторым произведе­
    ниям применяется слово «антикультура». Являются ли эти
    термины синонимами? Свой ответ аргументируйте с опорой
    на факты общественной жизни.

    Поработайте с источником

    Прочтите фрагмент работы «Неудовлетворенность культурой» австрий­ского врача и психолога Зигмунда Фрейда (1856-1939), основоположника системы психоанализа.

    Сейчас своевременно заняться сущностью той культуры, чья ценность как источника счастья была подвергнута со­мнению. Не будем стремиться найти формулу, определяю­щую эту сущность в нескольких словах, прежде чем мы чего-то не узнаем из нашего исследования. Поэтому ограни­чимся повторением, что термин «культура» обозначает всю сумму достижений и установлений, отличающих нашу жизнь от жизни наших предков из животного мира и слу­жащих двум целям: защите человека от природы и урегу­лированию отношений между людьми... мы признаем в качестве свойственных культуре все формы деятельности и ценности, которые приносят человечеству пользу, способ­ствуют освоению земли, защищают его от сил природы и т. п. По поводу этого аспекта культуры возникает мень­ше всего сомнений. Заглядывая достаточно далеко в про­шлое, можно сказать, что первыми деяниями культуры бы-

    Ли применение орудий, укрощение огня, постройка жилищ. Среди этих достижений выделяется как нечто чрезвычайное и беспримерное укрощение огня, что касается других, то с ними человек вступил на путь, по которому он с тех пор не­прерывно и следует; легко можно догадаться о мотивах, приведших к их открытию. При помощи своих орудий че­ловек усовершенствует свои органы - как моторные, так и сенсорные - или раздвигает рамки их возможностей...

    Никакая другая черта культуры не позволяет нам, одна­ко, охарактеризовать ее лучше, чем ее уважение к высшим формам психической деятельности, к интеллектуальным, научным и художественным достижениям и забота о них, чем ведущая роль, которую она отводит значению идей в жизни человека. Среди этих идей во главе стоят... представ­ления о возможном совершенстве отдельной личности, целого народа или всего человечества и требования, на ос­новании этих представлений выдвигаемые.

    Фрейд 3. Неудовлетворенность культурой // Культурология: хрестоматия/ Сост. проф. П. С. Гуревич. - М.: Гардарики, 2000. - С. 141-145.

    Вопросы и задания к источнику. 1) Зак определяет понятие «культура» 3. Фрейд? 2) Какие черты культуры он выделил? 3) Объясните мысль автора о том, что культура отличает человека от его «предков из животного мира». 4) Проиллюстрируйте приме­рами утверждение 3. Фрейда: «При помощи своих орудий человек усовершенствует свои органы - как моторные, так и сенсорные - или раздвигает рамки их возможностей». 5) Предположите, поче­му, по мысли Фрейда, ценность культуры как источника счастья может быть подвергнута сомнению.

    Какова его структу­ра? Какие потребности позволяет удовлетворить духов­ная деятельность человека?

    В курсах истории, литературы, общественных дисцип­лин, в обыденной жизни вы неоднократно встречались с раз­личными определениями понятия «культура» (некоторые исследователи насчитывают более двухсот определений). В самом широком смысле культура представляет собой со ­ вокупность внебиологических средств и механизмов дея ­ тельности , посредством которой человек осваивает окружа ­ ющий мир , осуществляет регуляцию общественной жизни , т. е. культура - это исключительно человеческий, социаль­ный по своему происхождению и назначению механизм. Правомерно сказать, что культура является универсальной формой человеческих коммуникаций , ее функционирова ­ ние обеспечивает преемственность развития общества , взаимодействие отдельных подсистем , институтов , элемен ­ тов общества . Возникновение и развитие человеческой лич­ности, существование общества невозможны вне культурно­го контекста.

    Культура является объектом изучения многих гумани­тарных и общественных наук, например истории, филосо­фии, антропологии, этнографии, социальной психологии, социологии. Существует также интегральная область зна­ний - культурология.

    МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА

    В науке принято весьма условное в силу целостности всех сторон жизнедеятельности людей выделение материальной и духовной сторон культуры.

    «Культура - это специфика человеческой деятельнос­ти, что характеризует человека как вид. Напрасны по­иски человека до культуры, появление его на арене ис­тории надлежит рассматривать как феномен культуры. Она глубочайшим образом сопряжена с сущностью человека, является частью определения человека как такового».

    А. де Бенуа

    Ю-Л. Н Боголюбов

    Материальная культура связывается обычно с практи­ческой деятельностью общества и человека, направленной на удовлетворение элементарных потребностей: человек строит жилище, создает одежду и иные предметы обихода, прокладывает дороги, разрабатывает и применяет техничес­кие средства и технологии. Можно сказать, что материаль­ная культура - это воплощенная в конкретных предметах, вещах духовность человека, поскольку практическая дея­тельность невозможна без духовных усилий человека и об­щества. Уровень развития материальной культуры изучает­ся и оценивается с точки зрения создаваемых средств и условий для совершенствования преобразовательной дея­тельности человека, удовлетворения его материальных по­требностей, наиболее полного развития и реализации его «я», потенций человека как субъекта культуры. Представив себе основные этапы истории человечества, вы сможете убе­диться в том, что в различные периоды эволюции матери­альной культуры создавались неодинаковые условия и сред­ства для воплощения творческих замыслов человека в его стремлении изменить мир и самого себя. Важно также по­нимать, что прямая связь между уровнем развития матери­альной и духовной культуры отсутствует. Далеко не всегда тяжелые материальные условия существования человека ограничивают перспективы его духовного развития, и наоборот. (Подберите несколько исторических примеров, подтверждающих или опровергающих это суждение.)

    II «Те гармонии и пропорции, форму, порядок и ритм, ji значения и идеи, которые человек интуитивно осозна-j ет и прослеживает в своем соприкосновении с приро- > j! дой, социальной жизнью, - все это человек должен своим нескончаемым трудом запечатлеть на стене или холсте, напечатать на бумаге как научную или фило­софскую систему, вырезать в камне или отлить в брон­зе, пропеть в балладе, оде или симфонии».

    Ричард Нибур

    Духовная культура отождествляется с процессом и всей совокупностью результатов духовной деятельности человека: достижениями науки и искусства, представлениями о смыс­ле жизни, ценностными ориентациями, разного рода нор­мами и предписаниями. Развитие духовной культуры непосредственно связано с формированием, расширением спектра идеальных потребностей человека, деятельностью отдельных индивидов и общества в целом, направленной на удовлетворение этих потребностей. На социально-психологи­ческом уровне духовная культура выступает как система со ­ циальных установок , идеалов , ценностей , норм , призванных ориентировать человека в окружающем его мире . Духовная

    культура пронизывает все стороны социальной жизни и со­циального взаимодействия людей, создавая ощущение един­ства, групповой идентичности. Поэтому духовную культуру зможно рассматривать как высшую форму социального отра­жения жизни человека, в которой раскрываются смыслооб-разующие идеи, ценностные ориентации, удовлетворяются потребности в самосознании, самопознании, самореализации и самоутверждении.

    ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА

    Человек создает культурные ценности и организует их движение по каналам культуры, сохраняет и распространя­ет их. Процесс развития духовной культуры связывается, прежде всего, с накоплением смыслов и ценностей и опери­рованием ими. Это целостный процесс усвоения, сохранения и трансляции достижений предшествующих поколений, трансформации их в настоящем и передачи в качестве от­правной точки развития культуры следующих эпох. Можно обозначить два пути приращения культурного богатства - это преемственность в культуре и творческие прорывы , но ­ ваторство . Рассмотрим их более подробно.

    Преемственность связана с сохранением и передачей цен­ностей от одного поколения к другому. Таким образом мо­гут передаваться как промежуточные продукты духовного производства, так и его окончательные результаты. Навер­ное, каждый из вас может привести немало примеров, когда открытие, достижение одного ученого подхватывалось и развивалось его коллегами, современниками и потомка­ми, - в этом случае мы говорим о сохранении и передаче промежуточных результатов деятельности. Элементами культурного наследия являются также социальные нормы, например обычаи, обряды, церемонии; с их помощью вос­производится следующими поколениями определенной этни­ческой группы, например, свадебная церемония. Но насле­доваться могут и завершенные произведения (например, живописное полотно или литературное произведение). Мы получаем удовольствие от чтения романа или стихотворе­ния, просмотра полотен в картинной галерее.

    Но культура развивается и за счет пополнения новыми Ценностями. Любая историческая эпоха вне зависимости от материальных и иных условий существования людей порож­дает новаторов-творцов, делающих научные открытия, изо­бретения, создающих шедевры искусства. Далеко не всегда их достижения оцениваются по достоинству современника-Ми, но многие из этих произведений сохраняются и переда­ются на суд следующим поколениям. Можно вспомнить, Например, Николая Коперника и других ученых, утверж-

    10*

    давших истинность гелиоцентрической системы, или гени­альные инженерные разработки Леонардо да Винчи, на мно­го веков опередившего свое время.

    СУБКУЛЬТУРА И КОНТРКУЛЬТУРА

    Культура любой исторической эпохи обладает непреходя­щей ценностью и своеобразием, но она неоднородна, как не­однородно по своему составу создающее ее общество. Внут­ри конкретной культуры мы можем выделить, например, городской и сельский, элитарный и массовый, взрослый и детский пласты. Так что любая эпоха предстает перед на­шими глазами сложным спектром культурных тенденций и ценностей, стилей, традиций и иных проявлений чело­веческого духа. Вот эти-то «культуры в культуре», создава­емые представителями отдельных социальных групп, приня­то называть субкультурами .

    Почему происходит выделение субкультур? Некоторые пласты культуры более других соответствуют тенденциям развития отдельных социальных групп. Они адаптируются и закрепляются в особых чертах поведения представителей этих групп, их языке, сознании. В курсе 10 класса вы по­знакомились с понятиями «менталитет», «ментальность», отражающими специфический склад ума, способ мышления, мировосприятия, присущий представителям отдельных со­циальных групп.

    Проиллюстрируем конкретным примером процесс форми­рования субкультуры. Известно, что в западноевропейском обществе вплоть до эпохи Возрождения дети воспринима­лись как уменьшенные копии взрослых, им даже шили ана­логичную одежду. Общество пока не понимало, что мир дет­ства серьезно отличается от мира взрослых. Постепенно пришло осознание этого феномена - начала складываться особая субкультура детства, которая, однако, не отрицала параллельно существующую культуру взрослых людей. Со­временная субкультура детства неоднородна - выделяется, например, субкультура тинейджеров. Следовательно, мы мо­жем сказать, что в процессе социального развития происхо­дит дробление (в других случаях - размывание) отдельных субкультур.

    Но в истории культуры складываются и такие ситуации, когда локальные культурные ценности выходят за рамки своей социальной среды , претендуя на некоторую универ сальность . В этом случае можно говорить не о субкультуре, а о появлении контркультуры . Современными культуроло­гами это понятие рассматривается по меньшей мере в двух значениях. Во-первых, для обозначения социокультурных систем, противостоящих господствующей культуре, стремя-

    щихся вытеснить ее. Во-вторых, под контркультурой пони­мают ценностную систему асоциальных групп. В этом зна­чении понятие «контркультура» начали употреблять запад­ные ученые 1960-х гг. применительно к феномену хиппи.

    ПРОБЛЕМА МНОГООБРАЗИЯ КУЛЬТУР

    Еще одним значением понятия «культура» выступает ее трактовка как социокультурной исторической общности лю­дей.

    Наличие множества локальных культур заставляет уче­ных задумываться над проблемами их взаимодействия. Рас­смотрим некоторые из них. Ряд культурологов полагает, что локальные культуры развиваются по своим внутренним законам и непроницаемы для влияний извне, поэтому нель­зя говорить о планетарном единстве человечества. Другие специалисты утверждают, что уникальность каждой из ло­кальных культур вовсе не исключает их взаимодействия, культурного синтеза. Так, российский мыслитель Н. Я. Да­нилевский в своей книге «Россия и Европа» утверждал, что каждая из 25 выделенных им в истории человечества куль­тур органически (сходно с природой) развивается: рождает­ся, проходит определенные периоды своего существования, погибает. Но в процессе развития отдельные культуры вза­имодействуют, происходит трансляция ценностей. Н. Я. Да­нилевский выделил несколько способов культурного взаимо­действия, простейшим из которых является колонизация . Так, финикийцы перенесли свою культуру в Карфаген, древние греки - в Южную Италию и Сицилию, Северное Причерноморье, голландцы, а позднее англичане - в Север­ную Америку. Другой способ Данилевский назвал « привив ­ кой черенка на чужое дерево », когда черенок остается чуже­родным элементом, едва ли способным обогатить культуру, на которую он был привит. Примером подобного «черенка» мыслитель называл эллинистическую культуру Александ­рии в контексте египетской культуры. Еще один способ вза­имодействия культур, по мысли Данилевского, их взаимный равноправный диалог , результат которого - обмен ценно­стями.

    Наличие множества культур, функционировавших на протяжении всей истории человечества и в современном ми­ре, признаваемое всеми специалистами как очевидный факт, порождает закономерный вопрос о сравнительном вкладе от­дельных культур в мировое культурное богатство, т. е. об иерархичности мировой культуры. Некоторые исследовате­ли просто отказываются от попыток сравнивать вес отдель­ных культур. (Каковы критерии сравнения, например, куль­туры Египта и культуры Индии?) Другие полагают, что

    значимость и степень развитости отдельных культур неоди­наковы. При всем многообразии представлений об иерархии культур можно выделить несколько устойчивых мировоз­зренческих установок, проявляющихся как на уровне тео­рии, так и на уровне обыденного сознания.

    Одной из таких установок является европоцентризм . Из курса античной истории вы помните, что первыми в Евро­пе противопоставили себя остальному миру древние греки, вкладывавшие в понятие «варвары» вполне определенную ценностную окраску. Идея избранности Запада является весьма популярной и в наши дни. Предполагается, что дру­гие народы, безусловно, развивают свою самобытную куль­туру, но они еще не достигли необходимого цивилизацион-ного уровня и им следует ориентироваться на культурный строй Запада.

    Современный мир столкнулся и с такой мировоззренчес­кой установкой, как американоцентризм , представители которого активно проповедуют идею особой культурной мис­сии Америки. Известная вам история освоения североамери­канского континента, обстоятельства политической истории Америки привели к рождению мифа об историческом, а воз­можно, и божественном предназначении нации и ее культу­ры, родившейся в борьбе за свободу, в противостоянии с культурой Старого Света, нести свободу и истинные ценно­сти остальному миру.

    На протяжении долгого времени в мире господствовали представители белой расы. Борьба с колониализмом породи­ла в XX в. установку афроцентризма (негритюда ), сторон­ники которого относили к негритянской расе все высоко­культурные народности Древнего мира, например шумеров, египтян, вавилонян, финикийцев. Афроцентризм направлен на возвышение африканской культуры. Одним из основопо­ложников негритюда является выдающийся государствен­ный и культурный деятель Сенегала Сенгор, который так охарактеризовал черты негроафриканской личности: афри­канец живет в гармонии с природой, он открыт к приему внешних импульсов - предельно обострены все чувства. Африканец живет эмоциями, а не разумом, что отличает его от сухих, рационалистичных европейцев. Дитя природы, он интуитивен, нацелен на соучастие к другому человеку, до­верчив, чем нередко злоупотребляли белые. Это эмоциональ­ное отношение к миру, по мысли Сенгора, пронизывает всю негритянскую культуру. В современном мире, наряду с не-гритюдом, активно заявляют о себе арабский национализм и исламский фундаментализм.

    Очевидно, что все перечисленные мировоззренческие ус­тановки предполагают определенную дискриминацию иной культуры, возвышение своей за счет унижения иных куль-

    тур. Вступление человечества в постиндустриальный пери­од, набирающая обороты глобализация, в том числе глоба­лизация культурного пространства, требуют иных решений проблемы соотношения и взаимодействия культур.

    ДИАЛОГ КУЛЬТУР

    Явные признаки кризиса культуры, обозначившиеся в XX в., обратили внимание деятелей культуры на поиск пу­тей и средств выхода на новый качественный уровень ее раз­вития. По мнению российского мыслителя В. С. Библера, XX век породил немыслимое разнообразие культур, самые причудливые варианты их синтеза, обозначив насущную не­обходимость их диалога: «Типологически различные «куль­туры» (целостные кристаллы произведений искусства, рели­гии, нравственности...) втягиваются в одно временное «пространство», странно и мучительно сопрягаются друг с другом... т. е. исключают и предполагают друг друга». По­этому чрезвычайно важно, чтобы хаотическое взаимодейст­вие различных культур преобразовалось в осмысленный и взаимовыгодный диалог.

    Исследователи рассматривают культуру как необъятное полифоническое (многоголосное) пространство. Это свойство культуры отразил, в частности, российский культуролог М. М. Бахтин, писавший, что культура может существовать только на границах: на грани прошлого, настоящего и бу­дущего; в столкновении этнических культур, различных авторских позиций; в многообразии форм творчества чело­века и др.

    Диалог культур предполагает взаимодействие, взаимо­проникновение различных культурных образований в рам­ках крупных культурных зон, а также общение, духовное сближение огромных культурных регионов, сформировав­ших на заре человеческой цивилизации неповторимый ком­плекс специфических черт. Заметим, что диалог культур не ограничивается только гуманитарными контактами культур­ных образований различного масштаба, - речь идет и о приобщении отдельной личности к этим культурным мирам, внутреннем переосмыслении ценностей «чужой» культуры.

    ТОЛЕРАНТНОСТЬ

    Вы понимаете, что современное человечество существует в неоднородной культурной среде - функционирует множе­ство субкультур, контркультур. Общество также является многоконфессиональным - люди придерживаются различ­ных религиозных взглядов. Подобное многообразие, с одной стороны, порождает социальные конфликты, а с другой -

    побуждает искать пути и формы взаимодействия. Именно такой установкой неконфликтного взаимодействия в поли­культурном многоконфессиональном мире является толе ­ рантность .

    Толерантность основывается на гуманистических принци­пах - признании непреходящей ценности человека, в том числе черт человеческой индивидуальности. Культурное раз­нообразие напрямую связано с разнообразием человеческих типов, качеств, поэтому толерантность рассматривается как цивилизованный компромисс, признание права отдельных людей, социальных групп, культур на непохожесть, ина-кость.

    Толерантность - сложная стратегия поведения, включа­ющая готовность без протеста воспринимать иные взгляды; уважение свободы (в том числе свободы мысли, творчества, совести) другого человека; определенную меру сострадания, великодушия и терпения.

    Толерантность имеет различные формы: личная толерант­ность проявляется в социальных взаимодействиях отдель­ных индивидов; общественные формы отражены в общест­венной психологии, сознании, моральных нормах и нравах; государственная форма толерантности отражается в законо­дательстве, в частности в утверждении принципа свободы совести, о котором вы прочитаете ниже, а также в полити­ческой практике. Хотя толерантность предполагает терпи­мое отношение к проявлениям инакомыслия в любой сфере социальных взаимодействий, это не означает безразличного, попустительского отношения к экстремистским, человеконе­навистническим идеям. Преступно и аморально игнориро­вать существование и распространение подобных идей, обра­за действий.

    ЯШ Основные понятия : культура, материальная и духовная культура, диалог культур, толерантность. ЯНТермины : преемственность, новаторство, субкультура, контркультура, европоцентризм, американоцентризм, афро-центризм (негритюд).

    Проверьте себя

    1) Что такое культура? 2) Какие науки изучают культу­ру? 3) Почему разделение материальной и духовной культу­ры признается учеными условным? 4) Что означает понятие «материальная культура»? 5) Что понимается под духовной культурой? 6) Каковы способы развития духовной культу­ры? 7) Что такое субкультура? При каких условиях она пре­вращается в контркультуру? 8) Подтвердите примерами ут­верждение о множественности культур в современном мире (или в другой период человеческой истории). 9) Какие про­блемы порождает признание многообразия культур? Кратко

    охарактеризуйте каждую из них. 10) Почему в условиях со­временного общества особенно актуальным стал вопрос диа­лога культур? Что такое диалог культур ?


    1. Известный деятель российской науки Григорий Лан­
      дау подметил следующую черту культуры: «В культуре ос­
      нованием служит вершина». Объясните мысль Г. Ландау,
      подтвердите правоту ученого двумя-тремя аргументами.

    2. Ученые уже многие века спорят о происхождении
      культуры. Одни полагают, что культура возникла из игры.
      Другие связывают возникновение культуры с религиозной
      практикой человека. Приведите несколько примеров в под­
      тверждение каждой из приведенных точек зрения. Являют­
      ся ли они взаимоисключающими? Свой ответ поясните.

    3. Конкретными примерами проиллюстрируйте неразрыв­
      ную связь материальной и духовной культуры.

    4. Проанализируйте культурную жизнь своего региона,
      выявите существующие субкультуры и контркультуры. Со­
      ставьте развернутое описание специфики, ценностей одной
      из субкультур и контркультур, обоснуйте отнесение описы­
      ваемых культур к тому или другому типу.

    5. Помимо термина «контркультура», к ценностным ус­
      тановкам отдельных групп общества, некоторым произведе­
      ниям применяется слово «антикультура». Являются ли эти
      термины синонимами? Свой ответ аргументируйте с опорой
      на факты общественной жизни.
    Поработайте с источником

    Прочтите фрагмент работы «Неудовлетворенность культурой» австрий­ского врача и психолога Зигмунда Фрейда (1856-1939), основоположника системы психоанализа.

    Сейчас своевременно заняться сущностью той культуры, чья ценность как источника счастья была подвергнута со­мнению. Не будем стремиться найти формулу, определяю­щую эту сущность в нескольких словах, прежде чем мы чего-то не узнаем из нашего исследования. Поэтому ограни­чимся повторением, что термин «культура» обозначает всю сумму достижений и установлений, отличающих нашу жизнь от жизни наших предков из животного мира и слу­жащих двум целям: защите человека от природы и урегу­лированию отношений между людьми... мы признаем в качестве свойственных культуре все формы деятельности и ценности, которые приносят человечеству пользу, способ­ствуют освоению земли, защищают его от сил природы и т. п. По поводу этого аспекта культуры возникает мень­ше всего сомнений. Заглядывая достаточно далеко в про­шлое, можно сказать, что первыми деяниями культуры бы-

    ли применение орудий, укрощение огня, постройка жилищ. Среди этих достижений выделяется как нечто чрезвычайное и беспримерное укрощение огня, что касается других, то с ними человек вступил на путь, по которому он с тех пор не­прерывно и следует; легко можно догадаться о мотивах, приведших к их открытию. При помощи своих орудий че­ловек усовершенствует свои органы - как моторные, так и сенсорные - или раздвигает рамки их возможностей...

    Никакая другая черта культуры не позволяет нам, одна­ко, охарактеризовать ее лучше, чем ее уважение к высшим формам психической деятельности, к интеллектуальным, научным и художественным достижениям и забота о них, чем ведущая роль, которую она отводит значению идей в жизни человека. Среди этих идей во главе стоят... представ­ления о возможном совершенстве отдельной личности, целого народа или всего человечества и требования, на ос­новании этих представлений выдвигаемые.

    Фрейд 3. Неудовлетворенность культурой // Культурология: хрестоматия/ Сост. проф. П. С. Гуревич. - М.: Гардарики, 2000. - С. 141-145.

    Вопросы и задания к источнику. 1) Зак определяет понятие «культура» 3. Фрейд? 2) Какие черты культуры он выделил? 3) Объясните мысль автора о том, что культура отличает человека от его «предков из животного мира». 4) Проиллюстрируйте приме­рами утверждение 3. Фрейда: «При помощи своих орудий человек усовершенствует свои органы - как моторные, так и сенсорные - или раздвигает рамки их возможностей». 5) Предположите, поче­му, по мысли Фрейда, ценность культуры как источника счастья может быть подвергнута сомнению.

    § 29. Духовный мир личности

    Вспомните:

    что такое духовная культура? В чем заключается сущ­ность нравственных ориентиров человека, какова их роль в его жизни?

    В предыдущем параграфе речь по преимуществу шла о духовной жизни общества. Теперь же сосредоточим внима­ние главным образом на духовной жизни индивида.

    О ДУХОВНОМ МИРЕ И ДУХОВНОСТИ

    Что такое духовный мир человека? В данном случае это словосочетание обозначает внутреннюю, духовную жизнь че­ловека, которая включает знания, веру, чувства, стремления людей.

    Духовный мир каждого может быть правильно понят лишь с учетом его принадлежности к социальной общности в тесной связи с духовной жизнью общества.

    Русский философ Г. П. Федотов писал, что дух, духов­ная жизнь отличают человека от других живых существ. Человек, его дух и его культура - венец и цель мирозда­ния. «Человек становится вполне человеком в процессе культуры , и лишь в ней, на ее вершинах, находят свое вы­ражение его самые высокие стремления и возможности. Только по этим достижениям можно судить о природе или назначении человека».

    Человек, у которого высоко развита духовная жизнь, об­ладает, как правило, важным личностным качеством - ду­ховностью. Его духовность означает стремление к высоте идеалов и помыслов, определяющих нравственность всей де­ятельности. Поэтому некоторые исследователи характеризу­ют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека. Духовное характеризует не только созна­ние, но и практику.

    Напротив, человек, у которого духовная жизнь мало раз­вита, бездуховен , не способен увидеть и почувствовать все многообразие и красоту окружающего мира.

    Итак, духовность, согласно современным философским взглядам, - это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности.

    На высшем уровне развития человека мотивами, смысла­ми его жизнедеятельности становятся не личные потребнос­ти и отношения, а высшие человеческие ценности . Усвоение определенных ценностей, таких, как истина, добро, красо­та, создает ценностные ориентации , т. е. осознанное стрем­ление человека строить свою жизнь и преобразовывать дей­ствительность в соответствии с ними.

    Изучение памятников духовной культуры человечества, так же как и исследование духовного мира наших современ­ников, показывает, что важнейшими элементами человечес­кой духовности являются мораль, патриотизм, гражданст­венность, мировоззрение.

    Понятие патриотизм обозначает ценностное отношение человека к своему Отечеству, преданность к любовь к Роди­не, своему народу. Патриотически настроенный человек привержен национальным традициям, культуре, языку и ве­ре своего народа. Патриотизм проявляется в гордости за до­стижения родной страны, в сопереживании ее неудачам и бедам, в уважении к ее историческому прошлому, к народ­ной памяти, культуре. Из курса истории вы знаете, что патриотизм зародился в глубокой древности. Он заметно проявлялся в периоды, когда возникала опасность для стра­ны (вспомните события Отечественной войны 1812 г., Вели-

    кой Отечественной войны 1941-1945 гг.), а также при ре­шении сложнейших и животрепещущих для Родины про­блем (освоение Арктики, космические исследования, созда­ние новых технологий и т. п.).

    О сущности патриотизма, его значении в духовном мире россиянина говорят два свидетельства: солдата и ученого.

    Курсант военно-инженерного училища Михаил Куряков во время боев осенью 1941 г. оказался в библиотеке одного из монастырей. Вот что записал солдат в своем фронтовом дневнике: «Рыться в книгах - мое любимое занятие. И га­дать по книге, по случайно открытой странице. Попалось под руку «Слово о полку Игореве». Выпало: «О, стонати Русской Земли! Истекает кровью народ русский, стонет Рус­ская Земля». Я не политик, и Россия для меня всегда есть Россия, независимо от того, какое в ней правительство. Как бы то ни было, но мы сейчас должны не жалеть своих сил, перевязать раны народа, облегчать его страдания».

    Великий ученый, лауреат Нобелевской премии И. П. Пав­лов во вступительной лекции к курсу физиологии (1923 г.) поведал студентам: «Вся моя деятельность - хотя бы по сути своей интернациональная, связана с достоинством и интересами Родины». «...Я, - говорил ученый, - был, есть и останусь русским человеком, сыном Родины, ее жизнью прежде всего интересуюсь, ее интересами живу, ее достоинством укрепляю свое достоинство».

    Сознательный патриотизм как нравственный и социаль­но-политический принцип предполагает объективную оцен­ку успехов и трудностей Отечества, а также уважительное отношение к другим народам, иной культуре. Отношение к другому народу является критерием, отличающим патриота от националиста, т. е. человека, стремящегося поставить свой собственный народ выше других. Патриотические чув­ства и идеи лишь тогда нравственно возвышают человека, когда они сопряжены с уважением к людям различных на­циональностей.

    | «Патриотизм - это цельное, настоящее чувство любви,;


    |! к своей родине, готовность жертвовать ей, делить невз- i
    j годы, но со служением не угодливым, не поддержкою!
    I несправедливых притязаний, а откровенным в оценке \
    f ее пороков, грехов и в раскаянии за них».
    J А. И. Солженицын - русский писатель,

    j публицист, лауреат Нобелевской премии ]

    С патриотическими ориентирами человека связаны и ка­чества гражданственности . Эти социально-психологические и нравственные качества личности сочетают в себе и чувст­во любви к Родине, и ответственность за развитие ее соци­альных и политических институтов, и осознание себя как полноправного гражданина, обладающего совокупностью

    прав и обязанностей. Гражданственность проявляется в зна­нии и способности использовать и защищать личные права, уважении прав других граждан, соблюдении Конституции и законов страны, неукоснительном выполнении своих обязан­ностей.

    МИРОВОЗЗРЕНИЕ - ЯДРО ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ

    В жизни человека особую роль играют ориентиры его жизни и деятельности, своего рода духовные маяки, кото­рые, как правило, выработаны многовековым опытом чело­вечества и передаются от поколения к поколению. Самыми яркими из них являются нравственные и мировоззренческие ориентиры. Нравственные были рассмотрены выше. Ниже речь пойдет о мировоззренческих.

    В кратком, наиболее распространенном понимании миро­воззрение - это совокупность взглядов человека на мир, ко­торый его окружает. Более развернутое определение харак­теризует мировоззрение как совокупность взглядов , оценок , норм и установок , определяющих отношение человека к ок ружающему миру , его месту в нем и выступающих в каче­стве ориентиров и регуляторов поведения личности.

    Иногда в литературе встречаются термины, близкие термину «мировоззрение», - «миропонимание», «миросо­зерцание». Они означают, с одной стороны, мир, который окружает человека, а с другой - то, что связано с деятель­ностью человека: его ощущения, созерцание, понимание, воззрения, взгляд на мир.

    Мировоззрение отличается от других элементов духов­ного мира человека тем, что оно, во-первых, представляет собой взгляд человека не на какую-то отдельную сторону мира, а именно на мир в целом. Во-вторых, мировоззрение отражает отношение человека к окружающему его миру: боится, страшится ли человек этого мира или он живет в ладу, в гармонии с ним? Удовлетворен ли человек окружа­ющим миром или стремится изменить его?

    Таким образом, мировоззрение -это целостное представ­ление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной груп­пы, общества.

    От чего зависит то или иное мировоззрение? Прежде все­го отметим, что оно носит исторический характер: каждой исторической эпохе присущи свой уровень знаний, свои про­блемы, свои подходы к их решению, свои духовные ценно­сти.

    Классификация типов мировоззрения может быть раз­личной. Так, в истории философии прослеживается несколь­ко подходов к выработке мировоззренческих установок. Од-

    ни из философов отдают приоритет Богу (теоцентризм ) или природе (природоцентризм ), другие - человеку (антропо ­ центризм ), либо обществу (социоцентризм ), либо знаниям, науке (знаниецентризм , наукоцентризм ). Иногда мировоз­зрение делят на прогрессивное и реакционное.

    Но более всего распространена следующая классифика­ция типов мировоззрения.

    Обыденное мировоззрение возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности, поэтому его иногда называют житейским мировоззрением . Взгляды человека в этом случае не обосновываются религиозными доводами или данными науки. Такое мировоззрение форми­руется стихийно, особенно если человек не интересовался мировоззренческими вопросами в учебном заведении, не изучал самостоятельно философию, не знакомился с содер­жанием религиозных учений. Конечно, нельзя полностью исключить влияние религии или достижений науки, ибо че­ловек постоянно общается с другими людьми; ощутимо и влияние средств массовой информации, но преобладает жи­тейская, обыденная основа. Обыденное мировоззрение опи­рается на непосредственный жизненный опыт человека - и в этом его сила, но оно мало использует опыт других людей, опыт науки и культуры, опыт религиозного сознания как элемента мировой культуры - ив этом его слабость.

    Религиозное мировоззрение - мировоззрение, основой ко­торого являются религиозные учения, содержащиеся в та­ких памятниках мировой духовной культуры, как Библия, Коран, священные книги буддистов, Талмуд, и ряде других. Напомним, в религии содержится определенная картина ми­ра, учение о предназначении человека, нравственные запо­веди, направленные на воспитание у него определенного об­раза жизни, на спасение души. Религиозное мировоззрение также имеет сильные и слабые стороны. К его сильным сторонам можно отнести тесную связь с мировым культурным наследием, ориентацию на решение проблем, связанных с ду­ховными потребностями человека, стремление дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей.

    Слабая сторона религиозного мировоззрения - прояв­ляющаяся иногда непримиримость к другим жизненным позициям. Большую опасность, особенно в современных ус­ловиях, представляет фундаментализм - религиозный экс­тремизм, фанатизм. Об опасности фанатизма, «перенесения религиозной веры на другие сферы», предупреждали рус­ские религиозные мыслители. Н. А. Бердяев писал: «Фана­тика порабощает идея, в которую он верит, она суживает его сознание, вытесняет очень важные человеческие состоя­ния; он перестает внутренне владеть собой». Религиозному мировоззрению иногда свойственно недостаточное внимание

    ic достижениям науки, а подчас и их игнорирование. Прав­да, в последнее время многие богословы высказывают мысль о том, что перед теологией стоит задача выработки нового пути мышления, учитывающего достижения науки.

    Научное мировоззрение является законным наследником того направления мировой философской мысли, которое в своем развитии постоянно опиралось на достижения науки. Оно включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношений человека с естественной и искусственной средой обитания.

    Но научное мировоззрение также имеет достоинства и не­достатки. К его достоинствам относятся прочная научная обоснованность, реальность содержащихся в нем целей и идеалов , органическая связь с производственной и социаль­ной деятельностью людей. Однако нельзя закрывать глаза и на то, что изучение духовного мира человека еще не заня­ло в науке подобающего ему места. Человек, человечество, человечность - это поистине глобальная проблема настоя­щего и будущего. Разработка данной триады - задача не­исчерпаемая, но ее неисчерпаемость требует не отстранения, а настойчивости в ее решении. Это и является доминантой современного научного поиска, призванного обогащать ми­ровоззрение.

    Поворот науки к проблеме человека может стать решаю­щим облагораживающим фактором для всех типов мировоз­зрения, главной общей чертой которых станет гуманистиче­ская направленность. Она ставит во главу угла высшие ценности: жизнь индивида, его права и свободы. Человек с таким мировоззрением обладает широтой взглядов на мир, признает равноправие различных мировоззренческих ориен­тации, культур, ценит и дорожит взаимопониманием людей, их физическим и нравственным здоровьем, уважает и защи­щает достоинства человека, его созидательный труд и бла­госостояние, соблюдает добрососедские отношения между людьми, различными социальными группами, народами, странами. В сферу высших ценностей, кроме общечеловече­ских, входят и ценности общенациональные (применитель­но к нашей стране - общероссийские), этнокультурные, ориентирующие на заботу о детях и родителях, развитие об­разования и здравоохранения, пенсионное обеспечение, не­прикосновенность жилища и т. д.

    Какую же роль играет мировоззрение в деятельности лю­дей?

    Во-первых, мировоззрение дает человеку ориентиры и це­ли для всей его практической и теоретической деятельнос­ти. Во-вторых, мировоззрение через свою философскую серд­цевину позволяет людям понять, как лучше достичь

    намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности. Уподобляя метод фонарю, кото­рый освещает дорогу путнику, великий философ прошлого Р. Декарт (1596-1650) говорил, что хромой с фонарем быстрее достигнет цели, чем всадник, блуждающий в тем­ноте. В-третьих, на основании содержащихся в мировоззре­нии ценностных ориентации человек получает возможность определять истинные ценности жизни и культуры, отличать действительно важное для деятельности человека в достиже­нии им поставленных целей от того, что реального значения не имеет, носит ложный или иллюзорный характер. Именно в мировоззрении содержится понимание человеком мира и тенденций его развития, человеческих возможностей и смысла деятельности, добра и зла, красоты и безобразия.

    В научных трудах отмечается, что через всю историю фи­лософии проходит мысль о трех основных аспектах духов­ной жизни человека. Немецкий философ Л. Фейербах на­звал их сердцем, разумом и волей. В мировоззрении личности ценности выражают «линию сердца», знания - «линию разума». Но только воля делает мировоззрение реаль­ным, связывает его с жизнью, переводит в план поведения. Такой перевод осуществляется посредством установки - состояния готовности к определенного типа деятельности, к поступку. Современный русский ученый В. Н. Сагатовс-кий, обращаясь к студентам, пишет: «Ценности определяют твой выбор, знание обосновывает его. Но готов ли ты на деле следовать выбору, сделанному в душе? Если не готов, то мировоззрение твое - в лучшем случае умственная иг­ра или приятные мечтания, а в худшем - мимикрия, годная для сдачи экзамена или официального выступления, но не для жизни в целом».

    В жизни тесно связаны между собой понятия «воля» и «ответственность». Благодаря воле мировоззрение непосред­ственно влияет на поведение в реальных жизненных си­туациях. Важным регулятором социального поведения является ответственность - качество развитой личности. Как писал Булат Окуджава, «...чувство ответственности не присуще унылой посредственности».

    МЕНТАЛИТЕТ ЧЕЛОВЕКА

    Рассказ о духовном мире был бы неполным без рассмот­рения проблемы менталитета.

    Что такое менталитет человека? Понятие это относитель­но новое, и далеко не во всех словарях вы найдете его оп­ределение. Происходит оно от французского слова, соответ­ствующего русским словам «склад ума», «умонастроение». Специалисты говорят, что точного, однозначного перевода

    этого термина пока нет. Но сам он употребляется достаточ­но широко. Так, например, говорят о менталитете конкрет­ного человека. Что здесь имеется в виду? Не просто сово­купность знаний, которыми он обладает. Не только его природный или выработанный в процессе образования и самовоспитания интеллект. Не само мировоззрение как сложная система понятий, в которых отражается многооб­разие окружающего мира и осознание человекам своего места в этом мире. Менталитет - это специфический пси ­ хологический склад , возникший на базе культуры , общест ­ венного и личного опыта , который проецируется на прак ­ тическую деятельность . Иными словами, это увязывание различных мыслей и ценностей в сознании индивида, свое­го рода итоговый сплав, который и определяет духовный мир человека в целом, его подход к тем или иным конкрет­ным практическим делам.

    Считается, что в силу индивидуального процесса форми­рования духовного мира человека и неповторимости челове­ческой личности менталитет - явление в основном лично­стное, хотя говорят и о менталитете того или иного социального слоя, например о менталитете ученых, воен­ных, бизнесменов, юристов. У всех представителей данного социального или профессионального слоя в силу их практи­ческой деятельности, социального статуса, некоторой общ­ности жизненного пути имеется немало общего в складе ума, в умонастроении, иными словами - в их менталитете.

    Говорят о менталитете тех или иных народов: так, в ли­тературе широко употребляется термин «русская душа», при этом имеется в виду целый ряд психических качеств - открытость для общения, доверчивость, терпение, тенден­ция к совместной трудовой деятельности (артель, община и т. д.). Разумеется, далеко не каждый представитель рус­ского народа обладает этими качествами, но сложилось мне­ние, что названные черты являются типичными для рус­ского народа. Современная этнология стремится найти пси­хологические черты, черты менталитета разных этнических общностей.

    НИ Основные понятия : духовность, патриотизм, гражданст­венность, мировоззрение, менталитет.

    Проверьте себя

    1) Что такое духовная жизнь общества? 2) В чем состо­ит сущность внутреннего (духовного) мира человека? 3) Каковы сущность и значение патриотизма и гражданст­венности, что в них общего? 4) В чем заключается сущность мировоззрения, что общего в понятиях «мораль» и «миро­воззрение», в чем их различие? 5) Какие типы мировоззре­ния выделяет наука? Чем характеризуется каждый из них?

    6) В чем состоит роль мировоззрения в деятельности чело­века? Как воля способствует практической реализации ми­ровоззренческих взглядов? 7) Что такое менталитет, в чем заключается его влияние на деятельность человека, социу­ма?

    Подумайте, обсудите, сделайте


    1. В чем, на ваш взгляд, состоит взаимодействие между
      духовной жизнью общества и внутренним миром индивида?

    2. Привлекая знания по предметам гуманитарного и ес­
      тественно-научного цикла, опираясь на личный опыт, оха­
      рактеризуйте сущность патриотизма, его роль в жизни и
      деятельности людей, в отношениях между народами.

    3. Охарактеризуйте теоретические и практические связи
      гражданственности с правовым государством и гражданским
      обществом.

    4. Сопоставьте изложенный в учебнике материал о сущ­
      ности мировоззрения и сущности менталитета, их влиянии
      на жизнь людей. Есть ли общее в мировоззрении и в мен­
      талитете? Если да, то в чем оно заключается?
    Поработайте с источником

    Прочтите фрагмент из труда немецко-французского мыслителя А. Швейцера (1875-1965).

    Для общества, как и для индивида, жизнь без миро­воззрения представляет собой патологическое нарушение высшего чувства ориентирования.

    Каким требованиям должно отвечать мировоззрение, что­бы быть культуротворческим мировоззрением?

    Первое и наиболее общее требование сводится к тому, что мировоззрение должно быть мыслящим.

    Только то, что рождено мышлением и обращено к мыш­лению, может стать духовной силой для всего человечества. Только то, что преломляется в мышлении множества людей и при этом воспринимается как истина, обладает естествен­но передаваемой и неиссякаемой силой убеждения. Только при условии постоянного апеллирования к мыслящему мировоззрению могут пробудиться все духовные способнос­ти человека...

    Каким, однако, должно быть мыслящее мировоззрение, чтобы идеи культуры и зиждущиеся на них убеждения мог­ли найти в нем свое обоснование?

    Оптимистическим и этичным.

    Оптимистично то мировоззрение, которое бытие ставит выше небытия и тем самым утверждает мир и жизнь как нечто ценное само по себе. Такое отношение к миру и жиз­ни порождает стремление относиться к бытию с максималь­ной бережностью, на какую мы только способны. Упомяну-

    тое стремление, в свою очередь, стимулирует деятельность, направленную на улучшение условий жизни индивида, об­щества, народов и человечества, - такую деятельность, ре­зультатом которой являются внешние достижения культу­ры, господство духа над силами природы и более высокая социальная организация общества.

    Этика - область деятельности человека, направленная на внутреннее совершенствование личности. Сама по себе она не зависит от того, пессимистично ли мировоззрение. Но в зависимости от этого сужается или расширяется сфера ее влияния...

    По мере переориентации этики на миро- и жизнеутверж­дающее мировоззрение сфера ее влияния расширяется. Ее целью теперь становится не только внутреннее совершенст­вование индивида, но и воздействие последнего на других людей и весь мир...

    Швейцер А . Благоговение перед жизнью. - М., 1992. - С. 75-76.

    (И!!! Вопросы и задания к источнику. 1) Как вы понимаете выраже­ние «высшее чувство ориентирования»? 2) Автор называет жизнь общества, человека без мировоззрения «патологическим нарушени­ем высшего чувства ориентирования». Как вы понимаете эти сло­ва? 3) Что такое мыслящее мировоззрение, почему именно оно мо­жет стать духовной силой для всего человечества? 4) Что такое оптимистическое мировоззрение? 5) В чем состоит роль этики в формировании и действенности мировоззрения? 6) Разделяете ли вы мнение о том, что мировоззрение должно быть оптимистичес­ким и нравственно направленным?