Проблема многообразия культур. Глава iii духовная культура
Вопрос 01. Что такое «оттепель» в области духовной жизни? Какие культурные явления могли, на ваш взгляд, появиться только в условиях «оттепели»?
Ответ. Это неофициальное обозначение периода в истории СССР, который характеризовался осуждением культа личности Сталина, репрессий 1930-х годов, либерализацией режима, освобождением политических заключённых, ликвидацией ГУЛага, ослаблением тоталитарной власти, появлением некоторой свободы слова, относительной демократизацией политической и общественной жизни, открытостью западному миру, большей свободой творческой деятельности.
Вопрос 02. В чём проявлялось существование двух пластов культуры - официальной и неофициальной? О каких чертах развития советского общества свидетельствует формирование неофициального искусства?
Ответ. Появление неофициальной культуры видно в распространении «самиздата» (перепечатанных дома на машинках книг), неофициальных выставок, концертов в квартирах (которые милиции преподносились просто как дружеская компания) и т. п. Появление такого искусства свидетельствует о нежелании интеллигенции возвращаться к сталинской атмосферы страха и жёсткого детерминирования культуры партийными органами.
Вопрос 03. С творчеством каких деятелей искусства, названных в параграфе, вы знакомы? Выскажите своё мнение об их произведениях.
Ответ. Классикой литературы стало творчество В.В. Быкова, читал несколько его произведений о войне, таких как «Болото» и «Волчья стая».
Вопрос 04. Проанализируйте перемены политики советской власти по отношению к религии, Церкви. В чём состояли эти изменения? Почему они происходили?
Ответ. Церковь сыграла положительную роль в годы Великой Отечественной войны, на не оккупированных территориях безоговорочно поддержала власть. Одновременно власть увидела, какое влияние она всё ещё имела среди населения. Потому после войны политика по отношению к церкви значительно смягчилась. Не только прекратились гонения на её служителей, но и были сняты некоторые запреты прежних лет, в частности, на колокольный звон. Однако после прихода к власти Н.С. Хрущёва ситуация изменилась в противоположную сторону. В своих мемуарах этот партийный деятель писал о себе, как о коммунисте Гражданской войны, человеке, взгляды которого сформировались во время продразвёрстки. Тогда шла непримиримая борьба с церковью, она же была возобновлена Н.С. Хрущёвым: снова закрывали и даже взрывали храмы, вели активную антирелигиозную пропаганду на всех уровнях, посещавшие храмы граждане рисковали карьерой.
Вопрос 05. Сравните методы контроля за духовной жизнью, осуществлявшиеся в периоды деятельности И.В. Сталина и Н.С. Хрущёва.
Ответ. При И.В. Сталине неугодные деятели искусства арестовывались, осуждались и попадали в лагеря или даже на расстрел. Делались такие вещи быстро и относительно тихо (на открытых, широко обсуждавшихся процессах на скамье подсудимых сидели более важные люди). При Н.С. Хрущёве неугодные деятели культуры подвергались публичному осуждению в печати и на общественных собраниях (особенно хорошо это видно на примере травли Б.Л. Пастернака, во время которой на собраниях звучали фразы вроде «Я Пастернака не читал, но осуждаю») и запрете на профессию (деятелей культуры увольняли, переставали печатать их произведения, в общем всячески не давали творить дальше).
Вопрос 06. Расскажите об основных направлениях развития советской науки в 1940-1960-е гг.
Ответ. После войны в науке главными стали ядерная физика (от которой требовали атомных электростанций и невиданного по мощности оружия), а также ракетостроение. Эти тенденции продолжились и в последующие десятилетия. Атомная энергия стала внедряться в разные сферы хозяйства, включая кораблестроение, бомбы разрабатывались всё более мощные (вплоть до водородной), ракетостроение дополнилось исследованиями космоса.
Вопрос 07. Что вы знаете о достижениях советского спорта в 1940-1960-х гг.? Как они влияли на международный престиж СССР?
Ответ. После Второй мировой войны СССР стали принимать в международные спортивные организации. На соревнованиях мирового уровня советские спортсмены стали показывать отличные результаты (например, их триумфом являлись Олимпийские игры 1960 года). Самым популярным в самом СССР, поистине всенародным видом спорта оставался футбол, и сборная по этому виду спорта добивалась впечатляющих успехов. Это повышало международный престиж СССР, но влияло больше не на среду политиков и дипломатов, а на общественное мнение Запада.
Главная > УчебникИ т. д. 6. Напишите с использованием понятия «тоталитаризм» три
предложения, содержащие какую-либо информацию об этом
режиме.
Глава III ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА
§ 28. Духовное развитие общества Вспомните: что такое духовное производство? Какова его структу-ра? Какие потребности позволяет удовлетворить духов-ная деятельность человека? В курсах истории, литературы, общественных дисцип-лин, в обыденной жизни вы неоднократно встречались с раз-личными определениями понятия «культура» (некоторые исследователи насчитывают более двухсот определений). В самом широком смысле культура представляет собой со- вокупность внебиологических средств и механизмов дея- тельности, посредством которой человек осваивает окружа-ющий мир, осуществляет регуляцию общественной жизни, т. е. культура - это исключительно человеческий, социаль-ный по своему происхождению и назначению механизм. Правомерно сказать, что культура является универсальной формой человеческих коммуникаций, ее функционирова-ние обеспечивает преемственность развития общества, взаимодействие отдельных подсистем, институтов, элемен- тов общества. Возникновение и развитие человеческой лич-ности, существование общества невозможны вне культурно-го контекста. Культура является объектом изучения многих гумани-тарных и общественных наук, например истории, филосо-фии, антропологии, этнографии, социальной психологии, социологии. Существует также интегральная область зна-ний - культурология. МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА В науке принято весьма условное в силу целостности всех сторон жизнедеятельности людей выделение материальной и духовной сторон культуры. «Культура - это специфика человеческой деятельнос-ти, что характеризует человека как вид. Напрасны по-иски человека до культуры, появление его на арене ис-тории надлежит рассматривать как феномен культуры. Она глубочайшим образом сопряжена с сущностью человека, является частью определения человека как такового». А. де Бенуа Ю-Л. Н БоголюбовМатериальная культура связывается обычно с практи-ческой деятельностью общества и человека, направленной на удовлетворение элементарных потребностей: человек строит жилище, создает одежду и иные предметы обихода, прокладывает дороги, разрабатывает и применяет техничес-кие средства и технологии. Можно сказать, что материаль-ная культура - это воплощенная в конкретных предметах, вещах духовность человека, поскольку практическая дея-тельность невозможна без духовных усилий человека и об-щества. Уровень развития материальной культуры изучает-ся и оценивается с точки зрения создаваемых средств и условий для совершенствования преобразовательной дея-тельности человека, удовлетворения его материальных по-требностей, наиболее полного развития и реализации его «я», потенций человека как субъекта культуры. Представив себе основные этапы истории человечества, вы сможете убе-диться в том, что в различные периоды эволюции матери-альной культуры создавались неодинаковые условия и сред-ства для воплощения творческих замыслов человека в его стремлении изменить мир и самого себя. Важно также по-нимать, что прямая связь между уровнем развития матери-альной и духовной культуры отсутствует. Далеко не всегда тяжелые материальные условия существования человека ограничивают перспективы его духовного развития, и наоборот. (Подберите несколько исторических примеров, подтверждающих или опровергающих это суждение.)
II «Те гармонии и пропорции, форму, порядок и ритм, ji значения и идеи, которые человек интуитивно осозна-j ет и прослеживает в своем соприкосновении с приро- > j! дой, социальной жизнью, - все это человек должен своим нескончаемым трудом запечатлеть на стене или холсте, напечатать на бумаге как научную или фило-софскую систему, вырезать в камне или отлить в брон-зе, пропеть в балладе, оде или симфонии». Ричард Нибур Духовная культура отождествляется с процессом и всей совокупностью результатов духовной деятельности человека: достижениями науки и искусства, представлениями о смыс-ле жизни, ценностными ориентациями, разного рода нор-мами и предписаниями. Развитие духовной культуры непосредственно связано с формированием, расширением спектра идеальных потребностей человека, деятельностью отдельных индивидов и общества в целом, направленной на удовлетворение этих потребностей. На социально-психологи-ческом уровне духовная культура выступает как система со-циальных установок, идеалов, ценностей, норм, призванных ориентировать человека в окружающем его мире. Духовная
культура пронизывает все стороны социальной жизни и со-циального взаимодействия людей, создавая ощущение един-ства, групповой идентичности. Поэтому духовную культуру зможно рассматривать как высшую форму социального отра-жения жизни человека, в которой раскрываются смыслооб-разующие идеи, ценностные ориентации, удовлетворяются потребности в самосознании, самопознании, самореализации и самоутверждении.
ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА Человек создает культурные ценности и организует их движение по каналам культуры, сохраняет и распространя-ет их. Процесс развития духовной культуры связывается, прежде всего, с накоплением смыслов и ценностей и опери-рованием ими. Это целостный процесс усвоения, сохранения и трансляции достижений предшествующих поколений, трансформации их в настоящем и передачи в качестве от-правной точки развития культуры следующих эпох. Можно обозначить два пути приращения культурного богатства - это преемственность в культуре и творческие прорывы, но- ваторство. Рассмотрим их более подробно. Преемственность связана с сохранением и передачей цен-ностей от одного поколения к другому. Таким образом мо-гут передаваться как промежуточные продукты духовного производства, так и его окончательные результаты. Навер-ное, каждый из вас может привести немало примеров, когда открытие, достижение одного ученого подхватывалось и развивалось его коллегами, современниками и потомка-ми, - в этом случае мы говорим о сохранении и передаче промежуточных результатов деятельности. Элементами культурного наследия являются также социальные нормы, например обычаи, обряды, церемонии; с их помощью вос-производится следующими поколениями определенной этни-ческой группы, например, свадебная церемония. Но насле-доваться могут и завершенные произведения (например, живописное полотно или литературное произведение). Мы получаем удовольствие от чтения романа или стихотворе-ния, просмотра полотен в картинной галерее. Но культура развивается и за счет пополнения новыми Ценностями. Любая историческая эпоха вне зависимости от материальных и иных условий существования людей порож-дает новаторов-творцов, делающих научные открытия, изо-бретения, создающих шедевры искусства. Далеко не всегда их достижения оцениваются по достоинству современника-Ми, но многие из этих произведений сохраняются и переда-ются на суд следующим поколениям. Можно вспомнить, Например, Николая Коперника и других ученых, утверж- 10*давших истинность гелиоцентрической системы, или гени-альные инженерные разработки Леонардо да Винчи, на мно-го веков опередившего свое время.
СУБКУЛЬТУРА И КОНТРКУЛЬТУРА Культура любой исторической эпохи обладает непреходя-щей ценностью и своеобразием, но она неоднородна, как не-однородно по своему составу создающее ее общество. Внут-ри конкретной культуры мы можем выделить, например, городской и сельский, элитарный и массовый, взрослый и детский пласты. Так что любая эпоха предстает перед на-шими глазами сложным спектром культурных тенденций и ценностей, стилей, традиций и иных проявлений чело-веческого духа. Вот эти-то «культуры в культуре», создава-емые представителями отдельных социальных групп, приня-то называть субкультурами. Почему происходит выделение субкультур? Некоторые пласты культуры более других соответствуют тенденциям развития отдельных социальных групп. Они адаптируются и закрепляются в особых чертах поведения представителей этих групп, их языке, сознании. В курсе 10 класса вы по-знакомились с понятиями «менталитет», «ментальность», отражающими специфический склад ума, способ мышления, мировосприятия, присущий представителям отдельных со-циальных групп. Проиллюстрируем конкретным примером процесс форми-рования субкультуры. Известно, что в западноевропейском обществе вплоть до эпохи Возрождения дети воспринима-лись как уменьшенные копии взрослых, им даже шили ана-логичную одежду. Общество пока не понимало, что мир дет-ства серьезно отличается от мира взрослых. Постепенно пришло осознание этого феномена - начала складываться особая субкультура детства, которая, однако, не отрицала параллельно существующую культуру взрослых людей. Со-временная субкультура детства неоднородна - выделяется, например, субкультура тинейджеров. Следовательно, мы мо-жем сказать, что в процессе социального развития происхо-дит дробление (в других случаях - размывание) отдельных субкультур. Но в истории культуры складываются и такие ситуации, когда локальные культурные ценности выходят за рамки своей социальной среды, претендуя на некоторую универ сальность. В этом случае можно говорить не о субкультуре, а о появлении контркультуры. Современными культуроло-гами это понятие рассматривается по меньшей мере в двух значениях. Во-первых, для обозначения социокультурных систем, противостоящих господствующей культуре, стремя-
щихся вытеснить ее. Во-вторых, под контркультурой пони-мают ценностную систему асоциальных групп. В этом зна-чении понятие «контркультура» начали употреблять запад-ные ученые 1960-х гг. применительно к феномену хиппи.
ПРОБЛЕМА МНОГООБРАЗИЯ КУЛЬТУР Еще одним значением понятия «культура» выступает ее трактовка как социокультурной исторической общности лю-дей. Наличие множества локальных культур заставляет уче-ных задумываться над проблемами их взаимодействия. Рас-смотрим некоторые из них. Ряд культурологов полагает, что локальные культуры развиваются по своим внутренним законам и непроницаемы для влияний извне, поэтому нель-зя говорить о планетарном единстве человечества. Другие специалисты утверждают, что уникальность каждой из ло-кальных культур вовсе не исключает их взаимодействия, культурного синтеза. Так, российский мыслитель Н. Я. Да-нилевский в своей книге «Россия и Европа» утверждал, что каждая из 25 выделенных им в истории человечества куль-тур органически (сходно с природой) развивается: рождает-ся, проходит определенные периоды своего существования, погибает. Но в процессе развития отдельные культуры вза-имодействуют, происходит трансляция ценностей. Н. Я. Да-нилевский выделил несколько способов культурного взаимо-действия, простейшим из которых является колонизация. Так, финикийцы перенесли свою культуру в Карфаген, древние греки - в Южную Италию и Сицилию, Северное Причерноморье, голландцы, а позднее англичане - в Север-ную Америку. Другой способ Данилевский назвал «привив- кой черенка на чужое дерево», когда черенок остается чуже-родным элементом, едва ли способным обогатить культуру, на которую он был привит. Примером подобного «черенка» мыслитель называл эллинистическую культуру Александ-рии в контексте египетской культуры. Еще один способ вза-имодействия культур, по мысли Данилевского, их взаимный равноправный диалог, результат которого - обмен ценно-стями. Наличие множества культур, функционировавших на протяжении всей истории человечества и в современном ми-ре, признаваемое всеми специалистами как очевидный факт, порождает закономерный вопрос о сравнительном вкладе от-дельных культур в мировое культурное богатство, т. е. об иерархичности мировой культуры. Некоторые исследовате-ли просто отказываются от попыток сравнивать вес отдель-ных культур. (Каковы критерии сравнения, например, куль-туры Египта и культуры Индии?) Другие полагают, чтозначимость и степень развитости отдельных культур неоди-наковы. При всем многообразии представлений об иерархии культур можно выделить несколько устойчивых мировоз-зренческих установок, проявляющихся как на уровне тео-рии, так и на уровне обыденного сознания.
Одной из таких установок является европоцентризм. Из курса античной истории вы помните, что первыми в Евро-пе противопоставили себя остальному миру древние греки, вкладывавшие в понятие «варвары» вполне определенную ценностную окраску. Идея избранности Запада является весьма популярной и в наши дни. Предполагается, что дру-гие народы, безусловно, развивают свою самобытную куль-туру, но они еще не достигли необходимого цивилизацион-ного уровня и им следует ориентироваться на культурный строй Запада. Современный мир столкнулся и с такой мировоззренчес-кой установкой, как американоцентризм, представители которого активно проповедуют идею особой культурной мис-сии Америки. Известная вам история освоения североамери-канского континента, обстоятельства политической истории Америки привели к рождению мифа об историческом, а воз-можно, и божественном предназначении нации и ее культу-ры, родившейся в борьбе за свободу, в противостоянии с культурой Старого Света, нести свободу и истинные ценно-сти остальному миру. На протяжении долгого времени в мире господствовали представители белой расы. Борьба с колониализмом породи-ла в XX в. установку афроцентризма (негритюда), сторон-ники которого относили к негритянской расе все высоко-культурные народности Древнего мира, например шумеров, египтян, вавилонян, финикийцев. Афроцентризм направлен на возвышение африканской культуры. Одним из основопо-ложников негритюда является выдающийся государствен-ный и культурный деятель Сенегала Сенгор, который так охарактеризовал черты негроафриканской личности: афри-канец живет в гармонии с природой, он открыт к приему внешних импульсов - предельно обострены все чувства. Африканец живет эмоциями, а не разумом, что отличает его от сухих, рационалистичных европейцев. Дитя природы, он интуитивен, нацелен на соучастие к другому человеку, до-верчив, чем нередко злоупотребляли белые. Это эмоциональ-ное отношение к миру, по мысли Сенгора, пронизывает всю негритянскую культуру. В современном мире, наряду с не-гритюдом, активно заявляют о себе арабский национализм и исламский фундаментализм. Очевидно, что все перечисленные мировоззренческие ус-тановки предполагают определенную дискриминацию иной культуры, возвышение своей за счет унижения иных куль- ШЛ
тур. Вступление человечества в постиндустриальный пери-од, набирающая обороты глобализация, в том числе глоба-лизация культурного пространства, требуют иных решений проблемы соотношения и взаимодействия культур.
ДИАЛОГ КУЛЬТУР
Явные признаки кризиса культуры, обозначившиеся в XX в., обратили внимание деятелей культуры на поиск пу-тей и средств выхода на новый качественный уровень ее раз-вития. По мнению российского мыслителя В. С. Библера, XX век породил немыслимое разнообразие культур, самые причудливые варианты их синтеза, обозначив насущную не-обходимость их диалога: «Типологически различные «куль-туры» (целостные кристаллы произведений искусства, рели-гии, нравственности...) втягиваются в одно временное «пространство», странно и мучительно сопрягаются друг с другом... т. е. исключают и предполагают друг друга». По-этому чрезвычайно важно, чтобы хаотическое взаимодейст-вие различных культур преобразовалось в осмысленный и взаимовыгодный диалог. Исследователи рассматривают культуру как необъятное полифоническое (многоголосное) пространство. Это свойство культуры отразил, в частности, российский культуролог М. М. Бахтин, писавший, что культура может существовать только на границах: на грани прошлого, настоящего и бу-дущего; в столкновении этнических культур, различных авторских позиций; в многообразии форм творчества чело-века и др. Диалог культур предполагает взаимодействие, взаимо-проникновение различных культурных образований в рам-ках крупных культурных зон, а также общение, духовное сближение огромных культурных регионов, сформировав-ших на заре человеческой цивилизации неповторимый ком-плекс специфических черт. Заметим, что диалог культур не ограничивается только гуманитарными контактами культур-ных образований различного масштаба, - речь идет и о приобщении отдельной личности к этим культурным мирам, внутреннем переосмыслении ценностей «чужой» культуры.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ
Вы понимаете, что современное человечество существует в неоднородной культурной среде - функционирует множе-ство субкультур, контркультур. Общество также является многоконфессиональным - люди придерживаются различ-ных религиозных взглядов. Подобное многообразие, с одной стороны, порождает социальные конфликты, а с другой -
побуждает искать пути и формы взаимодействия. Именно такой установкой неконфликтного взаимодействия в поли-культурном многоконфессиональном мире является толе- рантность.
Толерантность основывается на гуманистических принци-пах - признании непреходящей ценности человека, в том числе черт человеческой индивидуальности. Культурное раз-нообразие напрямую связано с разнообразием человеческих типов, качеств, поэтому толерантность рассматривается как цивилизованный компромисс, признание права отдельных людей, социальных групп, культур на непохожесть, ина-кость. Толерантность - сложная стратегия поведения, включа-ющая готовность без протеста воспринимать иные взгляды; уважение свободы (в том числе свободы мысли, творчества, совести) другого человека; определенную меру сострадания, великодушия и терпения. Толерантность имеет различные формы: личная толерант-ность проявляется в социальных взаимодействиях отдель-ных индивидов; общественные формы отражены в общест-венной психологии, сознании, моральных нормах и нравах; государственная форма толерантности отражается в законо-дательстве, в частности в утверждении принципа свободы совести, о котором вы прочитаете ниже, а также в полити-ческой практике. Хотя толерантность предполагает терпи-мое отношение к проявлениям инакомыслия в любой сфере социальных взаимодействий, это не означает безразличного, попустительского отношения к экстремистским, человеконе-навистническим идеям. Преступно и аморально игнориро-вать существование и распространение подобных идей, обра-за действий. ЯШ Основные понятия: культура, материальная и духовная культура, диалог культур, толерантность. ЯНТермины: преемственность, новаторство, субкультура, контркультура, европоцентризм, американоцентризм, афро-центризм (негритюд). Проверьте себя 1) Что такое культура? 2) Какие науки изучают культу-ру? 3) Почему разделение материальной и духовной культу-ры признается учеными условным? 4) Что означает понятие «материальная культура»? 5) Что понимается под духовной культурой? 6) Каковы способы развития духовной культу-ры? 7) Что такое субкультура? При каких условиях она пре-вращается в контркультуру? 8) Подтвердите примерами ут-верждение о множественности культур в современном мире (или в другой период человеческой истории). 9) Какие про-блемы порождает признание многообразия культур? Кратко
охарактеризуйте каждую из них. 10) Почему в условиях со-временного общества особенно актуальным стал вопрос диа-лога культур? Что такое диалог культур?
Подумайте, обсудите, сделайте
- Известный деятель российской науки Григорий Лан-
дау подметил следующую черту культуры: «В культуре ос-
нованием служит вершина». Объясните мысль Г. Ландау,
подтвердите правоту ученого двумя-тремя аргументами. Ученые уже многие века спорят о происхождении
культуры. Одни полагают, что культура возникла из игры.
Другие связывают возникновение культуры с религиозной
практикой человека. Приведите несколько примеров в под-
тверждение каждой из приведенных точек зрения. Являют-
ся ли они взаимоисключающими? Свой ответ поясните. Конкретными примерами проиллюстрируйте неразрыв-
ную связь материальной и духовной культуры. Проанализируйте культурную жизнь своего региона,
выявите существующие субкультуры и контркультуры. Со-
ставьте развернутое описание специфики, ценностей одной
из субкультур и контркультур, обоснуйте отнесение описы-
ваемых культур к тому или другому типу. Помимо термина «контркультура», к ценностным ус-
тановкам отдельных групп общества, некоторым произведе-
ниям применяется слово «антикультура». Являются ли эти
термины синонимами? Свой ответ аргументируйте с опорой
на факты общественной жизни.
ли применение орудий, укрощение огня, постройка жилищ. Среди этих достижений выделяется как нечто чрезвычайное и беспримерное укрощение огня, что касается других, то с ними человек вступил на путь, по которому он с тех пор не-прерывно и следует; легко можно догадаться о мотивах, приведших к их открытию. При помощи своих орудий че-ловек усовершенствует свои органы - как моторные, так и сенсорные - или раздвигает рамки их возможностей...
Никакая другая черта культуры не позволяет нам, одна-ко, охарактеризовать ее лучше, чем ее уважение к высшим формам психической деятельности, к интеллектуальным, научным и художественным достижениям и забота о них, чем ведущая роль, которую она отводит значению идей в жизни человека. Среди этих идей во главе стоят... представ-ления о возможном совершенстве отдельной личности, целого народа или всего человечества и требования, на ос-новании этих представлений выдвигаемые. Фрейд 3. 1. В следующем году Чехову довелось увидет…cя с Толстым очароваться им поз нее писать о нем восторже ые письма и бояться его смерти как самой страшной б ды для русской жизни и литературы (М. Программа составлена на основе программы автора Г. Я. Мякишева (см.: Программы общеобразовательных учреждений: Физика, Астрономия: 7 – 11 кл. / Сост. Ю.Учебник. Русский язык: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений
Учебник
Программа по физике Для 10 11 классов общеобразовательных учреждений
Программа
Вы понимаете, что современное человечество существует в неоднородной культурной среде - функционирует множество субкультур, контркультур. Общество также является многоконфессиональным - люди придерживаются различных религиозных взглядов. Подобное многообразие, с одной стороны, порождает социальные конфликты, а с другой -
Побуждает искать пути и формы взаимодействия. Именно такой установкой неконфликтного взаимодействия в поликультурном многоконфессиональном мире является толерантность.
Толерантность основывается на гуманистических принципах - признании непреходящей ценности человека, в том числе черт человеческой индивидуальности. Культурное разнообразие напрямую связано с разнообразием человеческих типов, качеств, поэтому толерантность рассматривается как цивилизованный компромисс, признание права отдельных людей, социальных групп, культур на непохожесть, ина-кость.
Толерантность - сложная стратегия поведения, включающая готовность без протеста воспринимать иные взгляды; уважение свободы (в том числе свободы мысли, творчества, совести) другого человека; определенную меру сострадания, великодушия и терпения.
Толерантность имеет различные формы: личная толерантность проявляется в социальных взаимодействиях отдельных индивидов; общественные формы отражены в общественной психологии, сознании, моральных нормах и нравах; государственная форма толерантности отражается в законодательстве, в частности в утверждении принципа свободы совести, о котором вы прочитаете ниже, а также в политической практике. Хотя толерантность предполагает терпимое отношение к проявлениям инакомыслия в любой сфере социальных взаимодействий, это не означает безразличного, попустительского отношения к экстремистским, человеконенавистническим идеям. Преступно и аморально игнорировать существование и распространение подобных идей, образа действий.
ЯШ Основные понятия: культура, материальная и духовная культура, диалог культур, толерантность. ЯНТермины: преемственность, новаторство, субкультура, контркультура, европоцентризм, американоцентризм, афро-центризм (негритюд).
Проверьте себя
1) Что такое культура? 2) Какие науки изучают культуру? 3) Почему разделение материальной и духовной культуры признается учеными условным? 4) Что означает понятие «материальная культура»? 5) Что понимается под духовной культурой? 6) Каковы способы развития духовной культуры? 7) Что такое субкультура? При каких условиях она превращается в контркультуру? 8) Подтвердите примерами утверждение о множественности культур в современном мире (или в другой период человеческой истории). 9) Какие проблемы порождает признание многообразия культур? Кратко
Охарактеризуйте каждую из них. 10) Почему в условиях современного общества особенно актуальным стал вопрос диалога культур? Что такое диалог культур?
Подумайте, обсудите, сделайте
1. Известный деятель российской науки Григорий Лан
дау подметил следующую черту культуры: «В культуре ос
нованием служит вершина». Объясните мысль Г. Ландау,
подтвердите правоту ученого двумя-тремя аргументами.
2. Ученые уже многие века спорят о происхождении
культуры. Одни полагают, что культура возникла из игры.
Другие связывают возникновение культуры с религиозной
практикой человека. Приведите несколько примеров в под
тверждение каждой из приведенных точек зрения. Являют
ся ли они взаимоисключающими? Свой ответ поясните.
3. Конкретными примерами проиллюстрируйте неразрыв
ную связь материальной и духовной культуры.
4. Проанализируйте культурную жизнь своего региона,
выявите существующие субкультуры и контркультуры. Со
ставьте развернутое описание специфики, ценностей одной
из субкультур и контркультур, обоснуйте отнесение описы
ваемых культур к тому или другому типу.
5. Помимо термина «контркультура», к ценностным ус
тановкам отдельных групп общества, некоторым произведе
ниям применяется слово «антикультура». Являются ли эти
термины синонимами? Свой ответ аргументируйте с опорой
на факты общественной жизни.
Поработайте с источником
Прочтите фрагмент работы «Неудовлетворенность культурой» австрийского врача и психолога Зигмунда Фрейда (1856-1939), основоположника системы психоанализа.
Сейчас своевременно заняться сущностью той культуры, чья ценность как источника счастья была подвергнута сомнению. Не будем стремиться найти формулу, определяющую эту сущность в нескольких словах, прежде чем мы чего-то не узнаем из нашего исследования. Поэтому ограничимся повторением, что термин «культура» обозначает всю сумму достижений и установлений, отличающих нашу жизнь от жизни наших предков из животного мира и служащих двум целям: защите человека от природы и урегулированию отношений между людьми... мы признаем в качестве свойственных культуре все формы деятельности и ценности, которые приносят человечеству пользу, способствуют освоению земли, защищают его от сил природы и т. п. По поводу этого аспекта культуры возникает меньше всего сомнений. Заглядывая достаточно далеко в прошлое, можно сказать, что первыми деяниями культуры бы-
Ли применение орудий, укрощение огня, постройка жилищ. Среди этих достижений выделяется как нечто чрезвычайное и беспримерное укрощение огня, что касается других, то с ними человек вступил на путь, по которому он с тех пор непрерывно и следует; легко можно догадаться о мотивах, приведших к их открытию. При помощи своих орудий человек усовершенствует свои органы - как моторные, так и сенсорные - или раздвигает рамки их возможностей...
Никакая другая черта культуры не позволяет нам, однако, охарактеризовать ее лучше, чем ее уважение к высшим формам психической деятельности, к интеллектуальным, научным и художественным достижениям и забота о них, чем ведущая роль, которую она отводит значению идей в жизни человека. Среди этих идей во главе стоят... представления о возможном совершенстве отдельной личности, целого народа или всего человечества и требования, на основании этих представлений выдвигаемые.
Фрейд 3. Неудовлетворенность культурой // Культурология: хрестоматия/ Сост. проф. П. С. Гуревич. - М.: Гардарики, 2000. - С. 141-145.
Вопросы и задания к источнику. 1) Зак определяет понятие «культура» 3. Фрейд? 2) Какие черты культуры он выделил? 3) Объясните мысль автора о том, что культура отличает человека от его «предков из животного мира». 4) Проиллюстрируйте примерами утверждение 3. Фрейда: «При помощи своих орудий человек усовершенствует свои органы - как моторные, так и сенсорные - или раздвигает рамки их возможностей». 5) Предположите, почему, по мысли Фрейда, ценность культуры как источника счастья может быть подвергнута сомнению.
Какова его структура? Какие потребности позволяет удовлетворить духовная деятельность человека?
В курсах истории, литературы, общественных дисциплин, в обыденной жизни вы неоднократно встречались с различными определениями понятия «культура» (некоторые исследователи насчитывают более двухсот определений). В самом широком смысле культура представляет собой со вокупность внебиологических средств и механизмов дея тельности , посредством которой человек осваивает окружа ющий мир , осуществляет регуляцию общественной жизни , т. е. культура - это исключительно человеческий, социальный по своему происхождению и назначению механизм. Правомерно сказать, что культура является универсальной формой человеческих коммуникаций , ее функционирова ние обеспечивает преемственность развития общества , взаимодействие отдельных подсистем , институтов , элемен тов общества . Возникновение и развитие человеческой личности, существование общества невозможны вне культурного контекста.
Культура является объектом изучения многих гуманитарных и общественных наук, например истории, философии, антропологии, этнографии, социальной психологии, социологии. Существует также интегральная область знаний - культурология.
МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА
В науке принято весьма условное в силу целостности всех сторон жизнедеятельности людей выделение материальной и духовной сторон культуры.
«Культура - это специфика человеческой деятельности, что характеризует человека как вид. Напрасны поиски человека до культуры, появление его на арене истории надлежит рассматривать как феномен культуры. Она глубочайшим образом сопряжена с сущностью человека, является частью определения человека как такового».
А. де Бенуа
Ю-Л. Н Боголюбов
Материальная культура связывается обычно с практической деятельностью общества и человека, направленной на удовлетворение элементарных потребностей: человек строит жилище, создает одежду и иные предметы обихода, прокладывает дороги, разрабатывает и применяет технические средства и технологии. Можно сказать, что материальная культура - это воплощенная в конкретных предметах, вещах духовность человека, поскольку практическая деятельность невозможна без духовных усилий человека и общества. Уровень развития материальной культуры изучается и оценивается с точки зрения создаваемых средств и условий для совершенствования преобразовательной деятельности человека, удовлетворения его материальных потребностей, наиболее полного развития и реализации его «я», потенций человека как субъекта культуры. Представив себе основные этапы истории человечества, вы сможете убедиться в том, что в различные периоды эволюции материальной культуры создавались неодинаковые условия и средства для воплощения творческих замыслов человека в его стремлении изменить мир и самого себя. Важно также понимать, что прямая связь между уровнем развития материальной и духовной культуры отсутствует. Далеко не всегда тяжелые материальные условия существования человека ограничивают перспективы его духовного развития, и наоборот. (Подберите несколько исторических примеров, подтверждающих или опровергающих это суждение.)
II «Те гармонии и пропорции, форму, порядок и ритм, ji значения и идеи, которые человек интуитивно осозна-j ет и прослеживает в своем соприкосновении с приро- > j! дой, социальной жизнью, - все это человек должен своим нескончаемым трудом запечатлеть на стене или холсте, напечатать на бумаге как научную или философскую систему, вырезать в камне или отлить в бронзе, пропеть в балладе, оде или симфонии».
Ричард Нибур
Духовная культура отождествляется с процессом и всей совокупностью результатов духовной деятельности человека: достижениями науки и искусства, представлениями о смысле жизни, ценностными ориентациями, разного рода нормами и предписаниями. Развитие духовной культуры непосредственно связано с формированием, расширением спектра идеальных потребностей человека, деятельностью отдельных индивидов и общества в целом, направленной на удовлетворение этих потребностей. На социально-психологическом уровне духовная культура выступает как система со циальных установок , идеалов , ценностей , норм , призванных ориентировать человека в окружающем его мире . Духовная
культура пронизывает все стороны социальной жизни и социального взаимодействия людей, создавая ощущение единства, групповой идентичности. Поэтому духовную культуру зможно рассматривать как высшую форму социального отражения жизни человека, в которой раскрываются смыслооб-разующие идеи, ценностные ориентации, удовлетворяются потребности в самосознании, самопознании, самореализации и самоутверждении.
ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА
Человек создает культурные ценности и организует их движение по каналам культуры, сохраняет и распространяет их. Процесс развития духовной культуры связывается, прежде всего, с накоплением смыслов и ценностей и оперированием ими. Это целостный процесс усвоения, сохранения и трансляции достижений предшествующих поколений, трансформации их в настоящем и передачи в качестве отправной точки развития культуры следующих эпох. Можно обозначить два пути приращения культурного богатства - это преемственность в культуре и творческие прорывы , но ваторство . Рассмотрим их более подробно.
Преемственность связана с сохранением и передачей ценностей от одного поколения к другому. Таким образом могут передаваться как промежуточные продукты духовного производства, так и его окончательные результаты. Наверное, каждый из вас может привести немало примеров, когда открытие, достижение одного ученого подхватывалось и развивалось его коллегами, современниками и потомками, - в этом случае мы говорим о сохранении и передаче промежуточных результатов деятельности. Элементами культурного наследия являются также социальные нормы, например обычаи, обряды, церемонии; с их помощью воспроизводится следующими поколениями определенной этнической группы, например, свадебная церемония. Но наследоваться могут и завершенные произведения (например, живописное полотно или литературное произведение). Мы получаем удовольствие от чтения романа или стихотворения, просмотра полотен в картинной галерее.
Но культура развивается и за счет пополнения новыми Ценностями. Любая историческая эпоха вне зависимости от материальных и иных условий существования людей порождает новаторов-творцов, делающих научные открытия, изобретения, создающих шедевры искусства. Далеко не всегда их достижения оцениваются по достоинству современника-Ми, но многие из этих произведений сохраняются и передаются на суд следующим поколениям. Можно вспомнить, Например, Николая Коперника и других ученых, утверж-
10*
давших истинность гелиоцентрической системы, или гениальные инженерные разработки Леонардо да Винчи, на много веков опередившего свое время.
СУБКУЛЬТУРА И КОНТРКУЛЬТУРА
Культура любой исторической эпохи обладает непреходящей ценностью и своеобразием, но она неоднородна, как неоднородно по своему составу создающее ее общество. Внутри конкретной культуры мы можем выделить, например, городской и сельский, элитарный и массовый, взрослый и детский пласты. Так что любая эпоха предстает перед нашими глазами сложным спектром культурных тенденций и ценностей, стилей, традиций и иных проявлений человеческого духа. Вот эти-то «культуры в культуре», создаваемые представителями отдельных социальных групп, принято называть субкультурами .
Почему происходит выделение субкультур? Некоторые пласты культуры более других соответствуют тенденциям развития отдельных социальных групп. Они адаптируются и закрепляются в особых чертах поведения представителей этих групп, их языке, сознании. В курсе 10 класса вы познакомились с понятиями «менталитет», «ментальность», отражающими специфический склад ума, способ мышления, мировосприятия, присущий представителям отдельных социальных групп.
Проиллюстрируем конкретным примером процесс формирования субкультуры. Известно, что в западноевропейском обществе вплоть до эпохи Возрождения дети воспринимались как уменьшенные копии взрослых, им даже шили аналогичную одежду. Общество пока не понимало, что мир детства серьезно отличается от мира взрослых. Постепенно пришло осознание этого феномена - начала складываться особая субкультура детства, которая, однако, не отрицала параллельно существующую культуру взрослых людей. Современная субкультура детства неоднородна - выделяется, например, субкультура тинейджеров. Следовательно, мы можем сказать, что в процессе социального развития происходит дробление (в других случаях - размывание) отдельных субкультур.
Но в истории культуры складываются и такие ситуации, когда локальные культурные ценности выходят за рамки своей социальной среды , претендуя на некоторую универ сальность . В этом случае можно говорить не о субкультуре, а о появлении контркультуры . Современными культурологами это понятие рассматривается по меньшей мере в двух значениях. Во-первых, для обозначения социокультурных систем, противостоящих господствующей культуре, стремя-
щихся вытеснить ее. Во-вторых, под контркультурой понимают ценностную систему асоциальных групп. В этом значении понятие «контркультура» начали употреблять западные ученые 1960-х гг. применительно к феномену хиппи.
ПРОБЛЕМА МНОГООБРАЗИЯ КУЛЬТУР
Еще одним значением понятия «культура» выступает ее трактовка как социокультурной исторической общности людей.
Наличие множества локальных культур заставляет ученых задумываться над проблемами их взаимодействия. Рассмотрим некоторые из них. Ряд культурологов полагает, что локальные культуры развиваются по своим внутренним законам и непроницаемы для влияний извне, поэтому нельзя говорить о планетарном единстве человечества. Другие специалисты утверждают, что уникальность каждой из локальных культур вовсе не исключает их взаимодействия, культурного синтеза. Так, российский мыслитель Н. Я. Данилевский в своей книге «Россия и Европа» утверждал, что каждая из 25 выделенных им в истории человечества культур органически (сходно с природой) развивается: рождается, проходит определенные периоды своего существования, погибает. Но в процессе развития отдельные культуры взаимодействуют, происходит трансляция ценностей. Н. Я. Данилевский выделил несколько способов культурного взаимодействия, простейшим из которых является колонизация . Так, финикийцы перенесли свою культуру в Карфаген, древние греки - в Южную Италию и Сицилию, Северное Причерноморье, голландцы, а позднее англичане - в Северную Америку. Другой способ Данилевский назвал « привив кой черенка на чужое дерево », когда черенок остается чужеродным элементом, едва ли способным обогатить культуру, на которую он был привит. Примером подобного «черенка» мыслитель называл эллинистическую культуру Александрии в контексте египетской культуры. Еще один способ взаимодействия культур, по мысли Данилевского, их взаимный равноправный диалог , результат которого - обмен ценностями.
Наличие множества культур, функционировавших на протяжении всей истории человечества и в современном мире, признаваемое всеми специалистами как очевидный факт, порождает закономерный вопрос о сравнительном вкладе отдельных культур в мировое культурное богатство, т. е. об иерархичности мировой культуры. Некоторые исследователи просто отказываются от попыток сравнивать вес отдельных культур. (Каковы критерии сравнения, например, культуры Египта и культуры Индии?) Другие полагают, что
значимость и степень развитости отдельных культур неодинаковы. При всем многообразии представлений об иерархии культур можно выделить несколько устойчивых мировоззренческих установок, проявляющихся как на уровне теории, так и на уровне обыденного сознания.
Одной из таких установок является европоцентризм . Из курса античной истории вы помните, что первыми в Европе противопоставили себя остальному миру древние греки, вкладывавшие в понятие «варвары» вполне определенную ценностную окраску. Идея избранности Запада является весьма популярной и в наши дни. Предполагается, что другие народы, безусловно, развивают свою самобытную культуру, но они еще не достигли необходимого цивилизацион-ного уровня и им следует ориентироваться на культурный строй Запада.
Современный мир столкнулся и с такой мировоззренческой установкой, как американоцентризм , представители которого активно проповедуют идею особой культурной миссии Америки. Известная вам история освоения североамериканского континента, обстоятельства политической истории Америки привели к рождению мифа об историческом, а возможно, и божественном предназначении нации и ее культуры, родившейся в борьбе за свободу, в противостоянии с культурой Старого Света, нести свободу и истинные ценности остальному миру.
На протяжении долгого времени в мире господствовали представители белой расы. Борьба с колониализмом породила в XX в. установку афроцентризма (негритюда ), сторонники которого относили к негритянской расе все высококультурные народности Древнего мира, например шумеров, египтян, вавилонян, финикийцев. Афроцентризм направлен на возвышение африканской культуры. Одним из основоположников негритюда является выдающийся государственный и культурный деятель Сенегала Сенгор, который так охарактеризовал черты негроафриканской личности: африканец живет в гармонии с природой, он открыт к приему внешних импульсов - предельно обострены все чувства. Африканец живет эмоциями, а не разумом, что отличает его от сухих, рационалистичных европейцев. Дитя природы, он интуитивен, нацелен на соучастие к другому человеку, доверчив, чем нередко злоупотребляли белые. Это эмоциональное отношение к миру, по мысли Сенгора, пронизывает всю негритянскую культуру. В современном мире, наряду с не-гритюдом, активно заявляют о себе арабский национализм и исламский фундаментализм.
Очевидно, что все перечисленные мировоззренческие установки предполагают определенную дискриминацию иной культуры, возвышение своей за счет унижения иных куль-
тур. Вступление человечества в постиндустриальный период, набирающая обороты глобализация, в том числе глобализация культурного пространства, требуют иных решений проблемы соотношения и взаимодействия культур.
ДИАЛОГ КУЛЬТУР
Явные признаки кризиса культуры, обозначившиеся в XX в., обратили внимание деятелей культуры на поиск путей и средств выхода на новый качественный уровень ее развития. По мнению российского мыслителя В. С. Библера, XX век породил немыслимое разнообразие культур, самые причудливые варианты их синтеза, обозначив насущную необходимость их диалога: «Типологически различные «культуры» (целостные кристаллы произведений искусства, религии, нравственности...) втягиваются в одно временное «пространство», странно и мучительно сопрягаются друг с другом... т. е. исключают и предполагают друг друга». Поэтому чрезвычайно важно, чтобы хаотическое взаимодействие различных культур преобразовалось в осмысленный и взаимовыгодный диалог.
Исследователи рассматривают культуру как необъятное полифоническое (многоголосное) пространство. Это свойство культуры отразил, в частности, российский культуролог М. М. Бахтин, писавший, что культура может существовать только на границах: на грани прошлого, настоящего и будущего; в столкновении этнических культур, различных авторских позиций; в многообразии форм творчества человека и др.
Диалог культур предполагает взаимодействие, взаимопроникновение различных культурных образований в рамках крупных культурных зон, а также общение, духовное сближение огромных культурных регионов, сформировавших на заре человеческой цивилизации неповторимый комплекс специфических черт. Заметим, что диалог культур не ограничивается только гуманитарными контактами культурных образований различного масштаба, - речь идет и о приобщении отдельной личности к этим культурным мирам, внутреннем переосмыслении ценностей «чужой» культуры.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ
Вы понимаете, что современное человечество существует в неоднородной культурной среде - функционирует множество субкультур, контркультур. Общество также является многоконфессиональным - люди придерживаются различных религиозных взглядов. Подобное многообразие, с одной стороны, порождает социальные конфликты, а с другой -
побуждает искать пути и формы взаимодействия. Именно такой установкой неконфликтного взаимодействия в поликультурном многоконфессиональном мире является толе рантность .
Толерантность основывается на гуманистических принципах - признании непреходящей ценности человека, в том числе черт человеческой индивидуальности. Культурное разнообразие напрямую связано с разнообразием человеческих типов, качеств, поэтому толерантность рассматривается как цивилизованный компромисс, признание права отдельных людей, социальных групп, культур на непохожесть, ина-кость.
Толерантность - сложная стратегия поведения, включающая готовность без протеста воспринимать иные взгляды; уважение свободы (в том числе свободы мысли, творчества, совести) другого человека; определенную меру сострадания, великодушия и терпения.
Толерантность имеет различные формы: личная толерантность проявляется в социальных взаимодействиях отдельных индивидов; общественные формы отражены в общественной психологии, сознании, моральных нормах и нравах; государственная форма толерантности отражается в законодательстве, в частности в утверждении принципа свободы совести, о котором вы прочитаете ниже, а также в политической практике. Хотя толерантность предполагает терпимое отношение к проявлениям инакомыслия в любой сфере социальных взаимодействий, это не означает безразличного, попустительского отношения к экстремистским, человеконенавистническим идеям. Преступно и аморально игнорировать существование и распространение подобных идей, образа действий.
ЯШ Основные понятия : культура, материальная и духовная культура, диалог культур, толерантность. ЯНТермины : преемственность, новаторство, субкультура, контркультура, европоцентризм, американоцентризм, афро-центризм (негритюд).
Проверьте себя
1) Что такое культура? 2) Какие науки изучают культуру? 3) Почему разделение материальной и духовной культуры признается учеными условным? 4) Что означает понятие «материальная культура»? 5) Что понимается под духовной культурой? 6) Каковы способы развития духовной культуры? 7) Что такое субкультура? При каких условиях она превращается в контркультуру? 8) Подтвердите примерами утверждение о множественности культур в современном мире (или в другой период человеческой истории). 9) Какие проблемы порождает признание многообразия культур? Кратко
охарактеризуйте каждую из них. 10) Почему в условиях современного общества особенно актуальным стал вопрос диалога культур? Что такое диалог культур ?
Известный деятель российской науки Григорий Лан
дау подметил следующую черту культуры: «В культуре ос
нованием служит вершина». Объясните мысль Г. Ландау,
подтвердите правоту ученого двумя-тремя аргументами.
Ученые уже многие века спорят о происхождении
культуры. Одни полагают, что культура возникла из игры.
Другие связывают возникновение культуры с религиозной
практикой человека. Приведите несколько примеров в под
тверждение каждой из приведенных точек зрения. Являют
ся ли они взаимоисключающими? Свой ответ поясните.
Конкретными примерами проиллюстрируйте неразрыв
ную связь материальной и духовной культуры.
Проанализируйте культурную жизнь своего региона,
выявите существующие субкультуры и контркультуры. Со
ставьте развернутое описание специфики, ценностей одной
из субкультур и контркультур, обоснуйте отнесение описы
ваемых культур к тому или другому типу.
Помимо термина «контркультура», к ценностным ус
тановкам отдельных групп общества, некоторым произведе
ниям применяется слово «антикультура». Являются ли эти
термины синонимами? Свой ответ аргументируйте с опорой
на факты общественной жизни.
Прочтите фрагмент работы «Неудовлетворенность культурой» австрийского врача и психолога Зигмунда Фрейда (1856-1939), основоположника системы психоанализа.
Сейчас своевременно заняться сущностью той культуры, чья ценность как источника счастья была подвергнута сомнению. Не будем стремиться найти формулу, определяющую эту сущность в нескольких словах, прежде чем мы чего-то не узнаем из нашего исследования. Поэтому ограничимся повторением, что термин «культура» обозначает всю сумму достижений и установлений, отличающих нашу жизнь от жизни наших предков из животного мира и служащих двум целям: защите человека от природы и урегулированию отношений между людьми... мы признаем в качестве свойственных культуре все формы деятельности и ценности, которые приносят человечеству пользу, способствуют освоению земли, защищают его от сил природы и т. п. По поводу этого аспекта культуры возникает меньше всего сомнений. Заглядывая достаточно далеко в прошлое, можно сказать, что первыми деяниями культуры бы-
ли применение орудий, укрощение огня, постройка жилищ. Среди этих достижений выделяется как нечто чрезвычайное и беспримерное укрощение огня, что касается других, то с ними человек вступил на путь, по которому он с тех пор непрерывно и следует; легко можно догадаться о мотивах, приведших к их открытию. При помощи своих орудий человек усовершенствует свои органы - как моторные, так и сенсорные - или раздвигает рамки их возможностей...
Никакая другая черта культуры не позволяет нам, однако, охарактеризовать ее лучше, чем ее уважение к высшим формам психической деятельности, к интеллектуальным, научным и художественным достижениям и забота о них, чем ведущая роль, которую она отводит значению идей в жизни человека. Среди этих идей во главе стоят... представления о возможном совершенстве отдельной личности, целого народа или всего человечества и требования, на основании этих представлений выдвигаемые.
Фрейд 3. Неудовлетворенность культурой // Культурология: хрестоматия/ Сост. проф. П. С. Гуревич. - М.: Гардарики, 2000. - С. 141-145.
Вопросы и задания к источнику. 1) Зак определяет понятие «культура» 3. Фрейд? 2) Какие черты культуры он выделил? 3) Объясните мысль автора о том, что культура отличает человека от его «предков из животного мира». 4) Проиллюстрируйте примерами утверждение 3. Фрейда: «При помощи своих орудий человек усовершенствует свои органы - как моторные, так и сенсорные - или раздвигает рамки их возможностей». 5) Предположите, почему, по мысли Фрейда, ценность культуры как источника счастья может быть подвергнута сомнению.
§ 29. Духовный мир личности
Вспомните:
что такое духовная культура? В чем заключается сущность нравственных ориентиров человека, какова их роль в его жизни?
В предыдущем параграфе речь по преимуществу шла о духовной жизни общества. Теперь же сосредоточим внимание главным образом на духовной жизни индивида.
О ДУХОВНОМ МИРЕ И ДУХОВНОСТИ
Что такое духовный мир человека? В данном случае это словосочетание обозначает внутреннюю, духовную жизнь человека, которая включает знания, веру, чувства, стремления людей.
Духовный мир каждого может быть правильно понят лишь с учетом его принадлежности к социальной общности в тесной связи с духовной жизнью общества.
Русский философ Г. П. Федотов писал, что дух, духовная жизнь отличают человека от других живых существ. Человек, его дух и его культура - венец и цель мироздания. «Человек становится вполне человеком в процессе культуры , и лишь в ней, на ее вершинах, находят свое выражение его самые высокие стремления и возможности. Только по этим достижениям можно судить о природе или назначении человека».
Человек, у которого высоко развита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством - духовностью. Его духовность означает стремление к высоте идеалов и помыслов, определяющих нравственность всей деятельности. Поэтому некоторые исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека. Духовное характеризует не только сознание, но и практику.
Напротив, человек, у которого духовная жизнь мало развита, бездуховен , не способен увидеть и почувствовать все многообразие и красоту окружающего мира.
Итак, духовность, согласно современным философским взглядам, - это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности.
На высшем уровне развития человека мотивами, смыслами его жизнедеятельности становятся не личные потребности и отношения, а высшие человеческие ценности . Усвоение определенных ценностей, таких, как истина, добро, красота, создает ценностные ориентации , т. е. осознанное стремление человека строить свою жизнь и преобразовывать действительность в соответствии с ними.
Изучение памятников духовной культуры человечества, так же как и исследование духовного мира наших современников, показывает, что важнейшими элементами человеческой духовности являются мораль, патриотизм, гражданственность, мировоззрение.
Понятие патриотизм обозначает ценностное отношение человека к своему Отечеству, преданность к любовь к Родине, своему народу. Патриотически настроенный человек привержен национальным традициям, культуре, языку и вере своего народа. Патриотизм проявляется в гордости за достижения родной страны, в сопереживании ее неудачам и бедам, в уважении к ее историческому прошлому, к народной памяти, культуре. Из курса истории вы знаете, что патриотизм зародился в глубокой древности. Он заметно проявлялся в периоды, когда возникала опасность для страны (вспомните события Отечественной войны 1812 г., Вели-
кой Отечественной войны 1941-1945 гг.), а также при решении сложнейших и животрепещущих для Родины проблем (освоение Арктики, космические исследования, создание новых технологий и т. п.).
О сущности патриотизма, его значении в духовном мире россиянина говорят два свидетельства: солдата и ученого.
Курсант военно-инженерного училища Михаил Куряков во время боев осенью 1941 г. оказался в библиотеке одного из монастырей. Вот что записал солдат в своем фронтовом дневнике: «Рыться в книгах - мое любимое занятие. И гадать по книге, по случайно открытой странице. Попалось под руку «Слово о полку Игореве». Выпало: «О, стонати Русской Земли! Истекает кровью народ русский, стонет Русская Земля». Я не политик, и Россия для меня всегда есть Россия, независимо от того, какое в ней правительство. Как бы то ни было, но мы сейчас должны не жалеть своих сил, перевязать раны народа, облегчать его страдания».
Великий ученый, лауреат Нобелевской премии И. П. Павлов во вступительной лекции к курсу физиологии (1923 г.) поведал студентам: «Вся моя деятельность - хотя бы по сути своей интернациональная, связана с достоинством и интересами Родины». «...Я, - говорил ученый, - был, есть и останусь русским человеком, сыном Родины, ее жизнью прежде всего интересуюсь, ее интересами живу, ее достоинством укрепляю свое достоинство».
Сознательный патриотизм как нравственный и социально-политический принцип предполагает объективную оценку успехов и трудностей Отечества, а также уважительное отношение к другим народам, иной культуре. Отношение к другому народу является критерием, отличающим патриота от националиста, т. е. человека, стремящегося поставить свой собственный народ выше других. Патриотические чувства и идеи лишь тогда нравственно возвышают человека, когда они сопряжены с уважением к людям различных национальностей.
| «Патриотизм - это цельное, настоящее чувство любви,;
|! к своей родине, готовность жертвовать ей, делить невз- i
j годы, но со служением не угодливым, не поддержкою!
I несправедливых притязаний, а откровенным в оценке \
f ее пороков, грехов и в раскаянии за них».
J А. И. Солженицын - русский писатель,
j публицист, лауреат Нобелевской премии ]
С патриотическими ориентирами человека связаны и качества гражданственности . Эти социально-психологические и нравственные качества личности сочетают в себе и чувство любви к Родине, и ответственность за развитие ее социальных и политических институтов, и осознание себя как полноправного гражданина, обладающего совокупностью
прав и обязанностей. Гражданственность проявляется в знании и способности использовать и защищать личные права, уважении прав других граждан, соблюдении Конституции и законов страны, неукоснительном выполнении своих обязанностей.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ - ЯДРО ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ
В жизни человека особую роль играют ориентиры его жизни и деятельности, своего рода духовные маяки, которые, как правило, выработаны многовековым опытом человечества и передаются от поколения к поколению. Самыми яркими из них являются нравственные и мировоззренческие ориентиры. Нравственные были рассмотрены выше. Ниже речь пойдет о мировоззренческих.
В кратком, наиболее распространенном понимании мировоззрение - это совокупность взглядов человека на мир, который его окружает. Более развернутое определение характеризует мировоззрение как совокупность взглядов , оценок , норм и установок , определяющих отношение человека к ок ружающему миру , его месту в нем и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов поведения личности.
Иногда в литературе встречаются термины, близкие термину «мировоззрение», - «миропонимание», «миросозерцание». Они означают, с одной стороны, мир, который окружает человека, а с другой - то, что связано с деятельностью человека: его ощущения, созерцание, понимание, воззрения, взгляд на мир.
Мировоззрение отличается от других элементов духовного мира человека тем, что оно, во-первых, представляет собой взгляд человека не на какую-то отдельную сторону мира, а именно на мир в целом. Во-вторых, мировоззрение отражает отношение человека к окружающему его миру: боится, страшится ли человек этого мира или он живет в ладу, в гармонии с ним? Удовлетворен ли человек окружающим миром или стремится изменить его?
Таким образом, мировоззрение -это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.
От чего зависит то или иное мировоззрение? Прежде всего отметим, что оно носит исторический характер: каждой исторической эпохе присущи свой уровень знаний, свои проблемы, свои подходы к их решению, свои духовные ценности.
Классификация типов мировоззрения может быть различной. Так, в истории философии прослеживается несколько подходов к выработке мировоззренческих установок. Од-
ни из философов отдают приоритет Богу (теоцентризм ) или природе (природоцентризм ), другие - человеку (антропо центризм ), либо обществу (социоцентризм ), либо знаниям, науке (знаниецентризм , наукоцентризм ). Иногда мировоззрение делят на прогрессивное и реакционное.
Но более всего распространена следующая классификация типов мировоззрения.
Обыденное мировоззрение возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности, поэтому его иногда называют житейским мировоззрением . Взгляды человека в этом случае не обосновываются религиозными доводами или данными науки. Такое мировоззрение формируется стихийно, особенно если человек не интересовался мировоззренческими вопросами в учебном заведении, не изучал самостоятельно философию, не знакомился с содержанием религиозных учений. Конечно, нельзя полностью исключить влияние религии или достижений науки, ибо человек постоянно общается с другими людьми; ощутимо и влияние средств массовой информации, но преобладает житейская, обыденная основа. Обыденное мировоззрение опирается на непосредственный жизненный опыт человека - и в этом его сила, но оно мало использует опыт других людей, опыт науки и культуры, опыт религиозного сознания как элемента мировой культуры - ив этом его слабость.
Религиозное мировоззрение - мировоззрение, основой которого являются религиозные учения, содержащиеся в таких памятниках мировой духовной культуры, как Библия, Коран, священные книги буддистов, Талмуд, и ряде других. Напомним, в религии содержится определенная картина мира, учение о предназначении человека, нравственные заповеди, направленные на воспитание у него определенного образа жизни, на спасение души. Религиозное мировоззрение также имеет сильные и слабые стороны. К его сильным сторонам можно отнести тесную связь с мировым культурным наследием, ориентацию на решение проблем, связанных с духовными потребностями человека, стремление дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей.
Слабая сторона религиозного мировоззрения - проявляющаяся иногда непримиримость к другим жизненным позициям. Большую опасность, особенно в современных условиях, представляет фундаментализм - религиозный экстремизм, фанатизм. Об опасности фанатизма, «перенесения религиозной веры на другие сферы», предупреждали русские религиозные мыслители. Н. А. Бердяев писал: «Фанатика порабощает идея, в которую он верит, она суживает его сознание, вытесняет очень важные человеческие состояния; он перестает внутренне владеть собой». Религиозному мировоззрению иногда свойственно недостаточное внимание
ic достижениям науки, а подчас и их игнорирование. Правда, в последнее время многие богословы высказывают мысль о том, что перед теологией стоит задача выработки нового пути мышления, учитывающего достижения науки.
Научное мировоззрение является законным наследником того направления мировой философской мысли, которое в своем развитии постоянно опиралось на достижения науки. Оно включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношений человека с естественной и искусственной средой обитания.
Но научное мировоззрение также имеет достоинства и недостатки. К его достоинствам относятся прочная научная обоснованность, реальность содержащихся в нем целей и идеалов , органическая связь с производственной и социальной деятельностью людей. Однако нельзя закрывать глаза и на то, что изучение духовного мира человека еще не заняло в науке подобающего ему места. Человек, человечество, человечность - это поистине глобальная проблема настоящего и будущего. Разработка данной триады - задача неисчерпаемая, но ее неисчерпаемость требует не отстранения, а настойчивости в ее решении. Это и является доминантой современного научного поиска, призванного обогащать мировоззрение.
Поворот науки к проблеме человека может стать решающим облагораживающим фактором для всех типов мировоззрения, главной общей чертой которых станет гуманистическая направленность. Она ставит во главу угла высшие ценности: жизнь индивида, его права и свободы. Человек с таким мировоззрением обладает широтой взглядов на мир, признает равноправие различных мировоззренческих ориентации, культур, ценит и дорожит взаимопониманием людей, их физическим и нравственным здоровьем, уважает и защищает достоинства человека, его созидательный труд и благосостояние, соблюдает добрососедские отношения между людьми, различными социальными группами, народами, странами. В сферу высших ценностей, кроме общечеловеческих, входят и ценности общенациональные (применительно к нашей стране - общероссийские), этнокультурные, ориентирующие на заботу о детях и родителях, развитие образования и здравоохранения, пенсионное обеспечение, неприкосновенность жилища и т. д.
Какую же роль играет мировоззрение в деятельности людей?
Во-первых, мировоззрение дает человеку ориентиры и цели для всей его практической и теоретической деятельности. Во-вторых, мировоззрение через свою философскую сердцевину позволяет людям понять, как лучше достичь
намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности. Уподобляя метод фонарю, который освещает дорогу путнику, великий философ прошлого Р. Декарт (1596-1650) говорил, что хромой с фонарем быстрее достигнет цели, чем всадник, блуждающий в темноте. В-третьих, на основании содержащихся в мировоззрении ценностных ориентации человек получает возможность определять истинные ценности жизни и культуры, отличать действительно важное для деятельности человека в достижении им поставленных целей от того, что реального значения не имеет, носит ложный или иллюзорный характер. Именно в мировоззрении содержится понимание человеком мира и тенденций его развития, человеческих возможностей и смысла деятельности, добра и зла, красоты и безобразия.
В научных трудах отмечается, что через всю историю философии проходит мысль о трех основных аспектах духовной жизни человека. Немецкий философ Л. Фейербах назвал их сердцем, разумом и волей. В мировоззрении личности ценности выражают «линию сердца», знания - «линию разума». Но только воля делает мировоззрение реальным, связывает его с жизнью, переводит в план поведения. Такой перевод осуществляется посредством установки - состояния готовности к определенного типа деятельности, к поступку. Современный русский ученый В. Н. Сагатовс-кий, обращаясь к студентам, пишет: «Ценности определяют твой выбор, знание обосновывает его. Но готов ли ты на деле следовать выбору, сделанному в душе? Если не готов, то мировоззрение твое - в лучшем случае умственная игра или приятные мечтания, а в худшем - мимикрия, годная для сдачи экзамена или официального выступления, но не для жизни в целом».
В жизни тесно связаны между собой понятия «воля» и «ответственность». Благодаря воле мировоззрение непосредственно влияет на поведение в реальных жизненных ситуациях. Важным регулятором социального поведения является ответственность - качество развитой личности. Как писал Булат Окуджава, «...чувство ответственности не присуще унылой посредственности».
МЕНТАЛИТЕТ ЧЕЛОВЕКА
Рассказ о духовном мире был бы неполным без рассмотрения проблемы менталитета.
Что такое менталитет человека? Понятие это относительно новое, и далеко не во всех словарях вы найдете его определение. Происходит оно от французского слова, соответствующего русским словам «склад ума», «умонастроение». Специалисты говорят, что точного, однозначного перевода
этого термина пока нет. Но сам он употребляется достаточно широко. Так, например, говорят о менталитете конкретного человека. Что здесь имеется в виду? Не просто совокупность знаний, которыми он обладает. Не только его природный или выработанный в процессе образования и самовоспитания интеллект. Не само мировоззрение как сложная система понятий, в которых отражается многообразие окружающего мира и осознание человекам своего места в этом мире. Менталитет - это специфический пси хологический склад , возникший на базе культуры , общест венного и личного опыта , который проецируется на прак тическую деятельность . Иными словами, это увязывание различных мыслей и ценностей в сознании индивида, своего рода итоговый сплав, который и определяет духовный мир человека в целом, его подход к тем или иным конкретным практическим делам.
Считается, что в силу индивидуального процесса формирования духовного мира человека и неповторимости человеческой личности менталитет - явление в основном личностное, хотя говорят и о менталитете того или иного социального слоя, например о менталитете ученых, военных, бизнесменов, юристов. У всех представителей данного социального или профессионального слоя в силу их практической деятельности, социального статуса, некоторой общности жизненного пути имеется немало общего в складе ума, в умонастроении, иными словами - в их менталитете.
Говорят о менталитете тех или иных народов: так, в литературе широко употребляется термин «русская душа», при этом имеется в виду целый ряд психических качеств - открытость для общения, доверчивость, терпение, тенденция к совместной трудовой деятельности (артель, община и т. д.). Разумеется, далеко не каждый представитель русского народа обладает этими качествами, но сложилось мнение, что названные черты являются типичными для русского народа. Современная этнология стремится найти психологические черты, черты менталитета разных этнических общностей.
НИ Основные понятия : духовность, патриотизм, гражданственность, мировоззрение, менталитет.
Проверьте себя
1) Что такое духовная жизнь общества? 2) В чем состоит сущность внутреннего (духовного) мира человека? 3) Каковы сущность и значение патриотизма и гражданственности, что в них общего? 4) В чем заключается сущность мировоззрения, что общего в понятиях «мораль» и «мировоззрение», в чем их различие? 5) Какие типы мировоззрения выделяет наука? Чем характеризуется каждый из них?
6) В чем состоит роль мировоззрения в деятельности человека? Как воля способствует практической реализации мировоззренческих взглядов? 7) Что такое менталитет, в чем заключается его влияние на деятельность человека, социума?
Подумайте, обсудите, сделайте
В чем, на ваш взгляд, состоит взаимодействие между
духовной жизнью общества и внутренним миром индивида?
Привлекая знания по предметам гуманитарного и ес
тественно-научного цикла, опираясь на личный опыт, оха
рактеризуйте сущность патриотизма, его роль в жизни и
деятельности людей, в отношениях между народами.
Охарактеризуйте теоретические и практические связи
гражданственности с правовым государством и гражданским
обществом.
Сопоставьте изложенный в учебнике материал о сущ
ности мировоззрения и сущности менталитета, их влиянии
на жизнь людей. Есть ли общее в мировоззрении и в мен
талитете? Если да, то в чем оно заключается?
Прочтите фрагмент из труда немецко-французского мыслителя А. Швейцера (1875-1965).
Для общества, как и для индивида, жизнь без мировоззрения представляет собой патологическое нарушение высшего чувства ориентирования.
Каким требованиям должно отвечать мировоззрение, чтобы быть культуротворческим мировоззрением?
Первое и наиболее общее требование сводится к тому, что мировоззрение должно быть мыслящим.
Только то, что рождено мышлением и обращено к мышлению, может стать духовной силой для всего человечества. Только то, что преломляется в мышлении множества людей и при этом воспринимается как истина, обладает естественно передаваемой и неиссякаемой силой убеждения. Только при условии постоянного апеллирования к мыслящему мировоззрению могут пробудиться все духовные способности человека...
Каким, однако, должно быть мыслящее мировоззрение, чтобы идеи культуры и зиждущиеся на них убеждения могли найти в нем свое обоснование?
Оптимистическим и этичным.
Оптимистично то мировоззрение, которое бытие ставит выше небытия и тем самым утверждает мир и жизнь как нечто ценное само по себе. Такое отношение к миру и жизни порождает стремление относиться к бытию с максимальной бережностью, на какую мы только способны. Упомяну-
тое стремление, в свою очередь, стимулирует деятельность, направленную на улучшение условий жизни индивида, общества, народов и человечества, - такую деятельность, результатом которой являются внешние достижения культуры, господство духа над силами природы и более высокая социальная организация общества.
Этика - область деятельности человека, направленная на внутреннее совершенствование личности. Сама по себе она не зависит от того, пессимистично ли мировоззрение. Но в зависимости от этого сужается или расширяется сфера ее влияния...
По мере переориентации этики на миро- и жизнеутверждающее мировоззрение сфера ее влияния расширяется. Ее целью теперь становится не только внутреннее совершенствование индивида, но и воздействие последнего на других людей и весь мир...
Швейцер А . Благоговение перед жизнью. - М., 1992. - С. 75-76.
(И!!! Вопросы и задания к источнику. 1) Как вы понимаете выражение «высшее чувство ориентирования»? 2) Автор называет жизнь общества, человека без мировоззрения «патологическим нарушением высшего чувства ориентирования». Как вы понимаете эти слова? 3) Что такое мыслящее мировоззрение, почему именно оно может стать духовной силой для всего человечества? 4) Что такое оптимистическое мировоззрение? 5) В чем состоит роль этики в формировании и действенности мировоззрения? 6) Разделяете ли вы мнение о том, что мировоззрение должно быть оптимистическим и нравственно направленным?