Школа стильных образов и идей. Иконы в Третьяковской галерее - ragioniere Здесь мы встречаемся с великой византийской драматургией, когда трагедия и торжество объединяются в одно, праздник – это и величайшее горе, и одновременно замечательная победа, спас

В Третьяковской галерее открылась выставка «Шедевры Византии». Рассказываем главное, что надо знать, чтобы ею насладиться -- в том числе отличную новость про покупку билетов.

ЧТО ПРИВЕЗЛИ: 18 произведений искусства, в том числе 12 икон.

Несмотря на достаточно маленькое количество произведений (выставка заняла всего один зал), проект целиком оправдывает свое название «Шедевры Византии». Практически каждый экспонат здесь - действительно шедевр. Во-первых, впечатляет их древность - мы можем увидеть здесь предметы с конца Х по начало XVI века. Во-вторых, все они очень красивы и, как принято говорить, превосходны по своему художественному уровню. Уцелевшие после падения Константинополя в 1453 году и распада Византийской империи, бережно хранимые во время Османского владычества над Грецией и соседними православными землями - теперь они не только предметы культа или произведения живописи, но и свидетельства трагедий истории.

Характерный пример - икона «Распятие» XIV века (с «Одигитрией» на обороте) - один из прекрасных образцов византийского искусства эпохи Палеологов. Изящное тонкое письмо, радующая глаз гармония золотого и лазурного - и при этом лики святых варварски уничтожены.

ОТКУДА: своими экспонатами с Москвой поделился афинский Византийский и Христианский музей.

Он, увы, известен лишь знатокам, и туристы, прибывающие в Афины за античным искусством, часто о нем забывают. Однако это один из самых любопытных музеев города. Основанный в 1914 году, первоначально он располагался в небольшой вилле, когда-то принадлежавшей светской львице, жене наполеоновского офицера, герцогине Пьяченцы. К концу ХХ века особняк, стоявший посреди роскошного парка, явно перестал вмещать все огромные коллекции Византийского музея. К Олимпиаде 2004 года музей открылся после реконструкции - под газонами и клумбами парка, в толще земли, разместились три подземных этажа, в то время как особнячок остался на поверхности нетронутым. Колоссальное подземное пространство прямо-таки набито сакральным искусством византийского и пост-византийского периода. И его посетители наверняка не заметят, что какие-то вещи улетели в Москву.

Впрочем, отсутствие в постоянной экспозиции знаменитого «Святого Георгия» XIII века явно бросится в глаза посетителям афинского музея. Эта необычная икона выполнена в технике рельефа. Православные художники обычно так не делали, однако эта работа была создана во времена Крестовых походов, под влиянием западноевропейских мастеров. А вот обрамление привычное, каноническое - из клейм.

Другой важный экспонат выставки, кстати, размещенный кураторами на самом эффектном месте в зале - масштабная икона «Богоматерь Кардиотисса». Этот эпитет переводится с греческого как «Сердечная» и является вариантом иконографии «Гликофилуса» («Сладкое лобзание»). При взгляде на шедевр понимаешь, что такие нежные прозвища этот канон изображения получил не зря: Младенец так ласково тянет ручки к Матери, так мило прижимается к ней щечкой, что почти забываешь о том, что перед нами - предмет культа, а не зарисовка из жизни. Сохранилось и имя иконописца (для Руси это не очень привычно, а вот греческие мастера часто подписывали свои работы). Ангелос Акотантос жил и работал на Крите, в ту эпоху бывшем под властью Венецианской республики. Он считается одним из самых важных греческих художников XV века.

Вероятно, из константинопольских мастерских конца XIV- начала XV века происходит икона, которая будет любопытна всем обладательницам популярного в России имени «Марина». Дело в том, что святую Марину Антиохийскую в традиционном православном искусстве изображают достаточно редко. Позднепалеологовскя икона, на которой святая предстает в ярко-красном мафории и с распятием (символом мученичества) в руке, происходит из церкви Святого Герасима в Аргостолиона на острове Кефалония и является одним из старейших сохранившихся образов великомученицы.

ДРУГИЕ СОБРАНИЯ: кроме этого музея, в выставке в Москве приняли участие греческие частные коллекционеры. Сами понимаете, увидеть вещи из подобных собраний - это уникальный шанс.

Из собрания Э. Велимезиса - Х. Маргаритиса происходит небольшая, но очень изысканная икона «Иоанн Предтеча Ангел Пустыни» XVI века. Этот сюжет привычен и для русской иконописи сюжет - Иоанн Креститель изображен с крыльями, у его ног на блюде лежит его собственная отрубленная голова, а с другой стороны между деревьями воткнут топор. Однако тонкость и гармоничность письма подскажут, что эта красота родом из тех земель, где веками не исчезала иконописная традиция, заложенная в византийских иконописных мастерских.

Из афинского музея Бенаки, основанного в 1930 году миллионером Эммануилом Бенакисом, прибыл старейший экспонат выставки - серебряный процессионный крест, созданный в конце Х века. На этом двустороннем ювелирном изделии можно разглядеть тонкие гравировки фигур Христа и святых. Помимо Иоанна Златоуста, Василия Великого и других популярных святых, на кресте изображен редкий святой - Сисиний. Из надписи на рукояти известно, что он был святым покровителем заказчика этого креста.

МЕСТО: выставка расположилась в главном здании Третьяковской галереи в зале №38 (обычно там висит Малявин и Союз русских художников ). Кураторы выставки особенно подчеркивают, что в соседних залах - постоянная экспозиция древнерусского искусства. И, насладившись афинской выставкой, стоит сделать два шага и посмотреть, что творили в это же время в северном углу православных земель.

БИЛЕТЫ: заранее покупать не надо. Выставка проходит в зале, находящемся среди постоянной экспозиции, и чтобы попасть на нее - достаточно купить обычный входной билет в музей. Хорошая новость для тех, кто устал осаждать сайт с онлайн-продажей билетов на выставку шедевров из Ватикана в соседнем Инженерном корпусе (которая на днях была продлена до 1 марта).

Искусство

110959

Государственная Третьяковская галерея - один из крупнейших художественных музеев русского изобразительного искусства. На сегодняшний день коллекция «Третьяковки» насчитывает порядка ста тысяч предметов.

При таком количестве экспонатов бродить по экспозиции можно несколько дней, поэтому Localway подготовил маршрут по Третьяковской галерее, проходящий через самые важные залы музея. Не заблудитесь!

Осмотр начинается от главного входа, если стоять лицом к кассам, слева есть лестница, ведущая на второй этаж. Номера залов написаны при входе, над дверным проемом.


Зал 10 практически полностью посвящен картине Александра Андреевича Иванова «Явление Мессии» (более известное название – «Явление Христа народу»). Само полотно занимает целую стену, оставшееся пространство заполняют эскизы и этюды, коих за двадцать лет работы над картиной накопилось великое множество. Художник писал «Явление Мессии» в Италии, потом не без приключений переправлял полотно в Россию, а после критики и непризнания картины на родине, скоропостижно скончался. Интересно, что на полотне среди прочих изображен Николай Васильевич Гоголь и сам Иванов.

Читать полностью Свернуть


В зале 16, справа по ходу движения, находится трогательная картина Василия Владимировича Пукирева «Неравный брак». Ходят слухи, что это полотно автобиографическое: несостоявшаяся невеста Пукирева была выдана замуж за богатого князя. Художник увековечил на картине и себя – на заднем плане, молодой человек со скрещенными на груди руками. Правда, эти версии не имеют фактических подтверждений.

Читать полностью Свернуть

Зал №16


Слева в том же зале – полотно Константина Дмитриевича Флавицкого «Княжна Тараканова». На картине изображена легендарная самозванка, пытавшаяся выдать себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны. Версий гибели княжны Таракановой (настоящее имя неизвестно) существует множество, официальная – смерть от чахотки. Однако, «в народ» (в том числе, и благодаря работе Флавицкого) ушла другая: авантюристка погибла во время наводнения в Санкт-Петербурге, в тюремной камере Петропавловской крепости.

Читать полностью Свернуть

Зал №16


В 17-ом зале находится картина Василия Григорьевича Перова «Охотники на привале». На полотне представлена целая сюжетная композиция: персонаж постарше (слева) рассказывает какую-то выдуманную историю, которой искренне верит молодой охотник (справа). Мужчина средних лет (по центру) скептически относится к рассказу и только посмеивается.

Специалисты нередко проводят параллель между картиной Перова и «Записками охотника» Тургенева.

Читать полностью Свернуть

Зал №17


В зале 18 располагается самое известное полотно Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели», написанное в Костромской области. Воскресенская церковь, изображенная на картине, существует и по сей день – ныне там находится музей Саврасова.

К сожалению, несмотря на множество прекрасных работ, художник остался в памяти народа «автором одной картины» и умер в нищете. Однако, именно «Грачи» стали отправной точкой для нового жанра пейзажной школы в России – лирического пейзажа. Впоследствии Саврасовым было написано несколько реплик картины.

Читать полностью Свернуть

Зал №18


В 19-ом зале находится картина Ивана Константиновича Айвазовского «Радуга». Удивительно, но художник, написавший за свою жизнь порядка шести тысяч полотен, всегда оставался верен избранному им жанру – маринизму. Представленная картина по сюжету ничем не отличается от большинства работ Айвазовского: на полотне изображено кораблекрушение в бурю. Отличие же заключается в красках. Обычно использующий яркие оттенки, для «Радуги» художник выбрал более мягкие тона.

Читать полностью Свернуть

Зал №19


В зале 20 находится знаменитое полотно Ивана Николаевича Крамского «Неизвестная» (его часто ошибочно называют «Незнакомка»). На картине изображена царственная, шикарная дама, проезжающая в экипаже. Интересно, что личность женщины так и осталась загадкой и для современников художника, и для искусствоведов.

Крамской был одним из основателей общества «передвижников» ‒ объединения художников, противопоставлявших себя представителям академизма в живописи и организующих передвижные выставки своих работ.

Читать полностью Свернуть

Зал №20


Справа, по ходу движения, в зале 25 располагается картина Ивана Ивановича Шишкина «Утро в сосновом лесу» (иногда полотно ошибочно называют «Утро в сосновом бору»). Несмотря на то, что сейчас авторство принадлежит одному художнику, работали над картиной двое: пейзажист Шишкин и жанровый живописец Савицкий. Константин Аполлонович Савицкий написал медвежат, кроме того, ему иногда приписывают и саму идею создания картины. Версий того, каким образом исчезла с полотна подпись Савицкого, существует несколько. По одной из них, свою фамилию с готовой работы Константин Аполлонович убрал сам, тем самым отказавшись от авторства, по другой – подпись художника стер коллекционер Павел Третьяков после покупки картины.

Читать полностью Свернуть

Зал №25


В зале 26 висят сразу три сказочных картины Виктора Михайловича Васнецова: «Аленушка», «Иван-царевич на Сером волке» и «Богатыри». Три богатыря – Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович (слева направо на картине) – едва ли не самые известные герои русских былин. На полотне Васнецова бравые молодцы, готовые в любую минуту принять бой, высматривают, нет ли на горизонте врага.

Интересно, что Васнецов был не только художником, но и архитектором. Так, например, пристройка главного входного зала Третьяковской галереи бала спроектирована именно им.

Читать полностью Свернуть

Зал №26


В 27-ом зале располагается полотно Василия Васильевича Верещагина «Апофеоз войны», относящееся к серии картин «Варвары», написанной художником под впечатлением от военных действий в Туркестане. Существует множество версий касательно того, чего ради выкладывались такие пирамиды черепов. По одной из легенд, Тамерлан услышал от женщин Багдада рассказ об их неверных мужьях и приказал каждому из своих солдат принести по отрубленной голове изменников. В результате образовалось несколько гор черепов.

Читать полностью Свернуть

Зал №27


В зале 28 находится одна из самых известных и важных картин Третьяковской галереи – «Боярыня Морозова» Василия Ивановича Сурикова. Феодосия Морозова – сподвижница протопопа Аввакума, приверженка старообрядчества, за что и поплатилась жизнью. На полотне боярыню в результате конфликта с царем – Морозова отказалась принимать новую веру – везут по одной из московских площадей к месту заключения. Феодора вскинула два перста в знак того, что ее вера не сломлена.

Через полтора года Морозова умерла от голода в земляной тюрьме монастыря.

Читать полностью Свернуть

Зал №28


Здесь же, в 28-ом зале, находится еще одно эпическое полотно Сурикова - «Утро стрелецкой казни». Стрелецкие полки были приговорены к казни в результате неудавшегося бунта, вызванного тяготами военной службы. На картине преднамеренно изображена не сама казнь, а лишь люди в её ожидании. Однако существует легенда, что изначально на эскизах полотна были написаны и уже казненные через повешение стрельцы, но, однажды, зайдя в мастерскую к художнику и увидев набросок, служанка упала в обморок. Суриков, желавший не шокировать публику, а передать душевное состояние приговоренных в последние минуты их жизни, изображения повешенных с картины убрал.

6 июля Церковь чтит Владимирскую икону Божией Матери. Как известно, одна из величайших святынь Руси уже давно передана Церкви, перед ней совершаются молебны и зажигаются свечи. Как может быть организована жизнь древней святыни в храме и когда можно перед ней помолиться, узнала корреспондент "НС".


В храме-музее свт.Николая в Толмачах, в особом пуленепробиваемом киоте, хранится Владимирская икона Пресвятой Богородицы. Внутри киота поддерживается необходимая температура

Напомним, что святыня была перенесена в храм свт. Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской Галерее в 1999 году, на праздник Сретения Владимирской иконы. Тогда же храму был официально присвоен статус храма-музея, со своим особым музейным режимом. С тех пор войти в церковь можно только через двери Третьяковской галереи со стороны Малого Толмачевского переулка, рядом с колокольней. Прежде чем подняться по лестнице в храм, положено оставить в гардеробе верхнюю одежду и одеть бахилы.

Оборудованный как музейный зал с искусственно созданным климатом, температурным режимом и сигнализацией, он в то же время остается самостоятельным храмом, где по праздникам и выходным дням проходят богослужения и даже горят свечи (правда, разрешается использовать только свечи из натурального воска). В рабочие дни с 10 до 12 утра -- это храм, а с 12 до 16 -- музей.


В помещении храма поддерживается постоянный температурный режим, за ним следят приборы установленные по всему периметру храма. Прибор, который следит за влажностью в храме

Специально для Владимирской иконы на заводе Минатома РФ изготовили особый пуленепробиваемый киот. Внутри киота поддерживается температура +18 градусов и относительная влажность около 60 процентов. Это климатические стандарты, признанные оптимальными для сохранения произведений темперной живописи, написанных на деревянной основе. Сохранность иконы, работоспособность климатической установки внутри киота и систем безопасности ежедневно проверяют инженеры -- сотрудники Третьяковской Галереи.


Крепление иконы. Впереди оно украшено декоративной облицовкой


Деревянный, резной киот Владимирской иконы с тыльной стороны больше похож на холодильник - каждый день инженеры, сотрудники музея приходят проверять температурный режим внутри капсулы, где хранится икона и активность системы сигнализации


Пуленепробиваемое стекло установлено и с тыльной стороны иконы, где изображены Орудия Страстей Господних. Киот стоит таким образом, что можно обойти икону сзади и посмотреть на изображение с обеих сторон

Второй точно такой же киот находится у правого придела храма. Он приготовлен для иконы «Троица», созданной преподобным Андреем Рублевым. На праздник Троицы, на несколько дней, икону выставляют в этом киоте для поклонения верующим. Все остальное время там хранится ее копия. Но настоятель храма прот.Николай Соколов надеется, что когда-нибудь и эта святыня будет доступна для верующих в домовом храме галереи, тем более что для этого уже созданы все необходимые условия.


Справа от входа в центральный придел находится второй пуленепробиваемый киот, с возможностью поддержания особых климатических улсловий - он приготовлен для иконы прп.Андрея Рублева - Троица. Сейчас, пока вопрос о переносе этой иконы еще не решен, в киоте хранится ее копия. Но на Праздник Троицы, летом, в этот киот на время устанавливают оригинальную икону
История иконы:
На Русь икона попала из Византии в начале XII века (ок. 1131 года), как подарок Юрию Долгорукому от константинопольского патриарха Луки Хризоверха. Вначале Владимирская икона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода, недалеко от Киева. В 1155 году князь Андрей Боголюбский перевез икону во Владимир (по которому она и получила нынешнее наименование), где она хранилась в Успенском соборе. Во время нашествия Тамерлана при Василии I в 1395 году чтимая икона была перенесена в Москву для защиты города от завоевателя. На месте «сретения» (встречи) москвичами Владимирской иконы до сих пор находится улица Сретенка и основан Сретенский монастырь. Икона стояла в Успенском соборе Московского Кремля, по левую сторону царских врат иконостаса. Риза греческой работы на иконе из чистого золота с драгоценными камнями оценивалась в сумму около 200 000 золотых рублей (сейчас она в Оружейной палате). В 1918 году икону изъяли из собора для реставрации, а в 1926 году передали в Государственный исторический музей. В 1930 году она была передана в Государственную Третьяковскую галерею.

Дни памяти Владимирской иконы Пресвятой Богородицы:
Церковное празднование Владимирской иконы совершается трижды в год: 26 августа (8 сентября) в память чудесного спасения Москвы в 1395 году, 23 июня (6 июля) в память окончательного перенесения иконы в Москву и бескровной победы над татарами на реке Угре в 1480-м году и 21 мая (3 июня) в память избавления Москвы от набега крымского хана Махмет-Гирея в 1521-м году.

Когда можно помолиться перед иконой:
Каждую пятницу в 17 часов совершается пение акафиста.
По средам в 10 часов утра совершается водосвятный молебен.
Каждый день с 10 до 12.00 перед иконой можно помолиться и зажечь свечу. В «музейном режиме» -- с 12.00 до 16.00, когда храм работает, как один из музейных залов Третьяковской галереи, вход в храм осуществляется только через центральный подъезд Третьяковской галереи. Перед иконой тож еможно помолиться и оставить свечу, которую зажгут сотрудники храма во время богослужения.

Вчера в Третьяковской галерее открылась выставка «Шедевры Византии», проводимая в рамках года кросс-культурных коммуникаций России и Греции. Представленные иконы, иллюстрированные рукописи и предметы мелкой пластики из музеев и частных собраний Греции относятся к разным эпохам (от X до XVI века), стилистическим направлениям и территориальным школам и дают представление о многообразии и богатстве художественного наследия великой восточнохристианской империи.

Уникальность и ценность выставки сложно преувеличить. Во-первых, византийское искусство представлено в отечественных музеях достаточно бедно, да и внимание к этой богатейшей и интереснейшей культуре в нашей стране незаслуженно мало. (Здесь сказывается и предубеждение советской эпохи против духовно и церковно ориентированного наследия, и сложность для восприятия среднестатистическим, слабо подготовленным современным зрителем этого изощренного, рафинированного и возвышенного искусства).

Во-вторых, каждый их представленных предметов - безусловный шедевр, каждый - красноречивый свидетель глубины философского осмысления бытия, высоты богословской мысли и интенсивности духовной жизни современного ему общества.

Самый ранний экспонат, показанный на выставке, - прекрасный серебряный процессионный крест конца X века с выгравированными изображениями Христа, Богоматери и святых. Характерная для эпохи строгость линий и совершенство пропорций дополнены изяществом тонко прочерченных гравированных медальонов с изображением Христа Пантократора, Богоматери и святых.

К XII веку относится краснофонная икона «Воскрешение Лазаря», шедевр так называемого «Комниновского ренессанса». Гармония пропорций, утонченность и пластичность жестов, полновесные, объемные фигуры, выразительные острые взгляды - характерные черты эпохи. Это время возврата к античной первооснове, с которой, впрочем, византийское искусство, в отличие от западноевропейского, никогда кардинально не расставалось. Поэтому применительно к Византии такие периоды особенного интереса к эстетике античности можно назвать «ренессансами» только условно.

В этом контексте очень интересна икона святого великомученика Георгия, являющая редкий пример взаимопроникновения западной и восточной традиций. Рельефное изображение святого в среднике относится к так называемому «крестоносному искусству» XIII века, когда почти столетие Константинополь находился под владычеством западных рыцарей, и мастера из Европы прибыли в восточную столицу. Сам жанр раскрашенного рельефа, характерный для готической образности, округлый, мало профилированный объем, несколько провинциальная выразительность фигуры с большими руками и головой, локальная, яркая цветовая гамма - очевидные черты «варварского» искусства. Однако сияющий золотой фон и более утонченная живопись клейм выдают руку греческого мастера. В житийных изображениях на полях бросаются в глаза ювелирные дробные формы, изящная пластика фигур, более нюансированный колорит, выдержанный при этом в цветах средника, и тонкие удлиненные черты лиц.

Оборот иконы с изображением святых мучениц Марины и Ирины опять возвращает нас к «крестоносной» выразительности с подчеркнутыми, крупными чертами лиц, «говорящими» руками и экспрессивными взглядами. Однако сияние золотых «светов» в одеянии Христа выдает безусловное преклонение автора перед столичными константинопольскими образцами.

Среди всех шедевров выставки особенно впечатляет великолепная двусторонняя икона «Богоматерь Одигитрия» и «Распятие» из Византийского и Христианского музея в Афинах, датированная XIV веком. Монументальное поясное изображение Богоматери с Младенцем на руках выполнено в лучших традициях столичной константинопольской школы эпохи Палеологов. Это и статуарная фигура Марии, изящным силуэтом выделяющаяся на золотом фоне, и грация жестов, и Ее утонченно-прекрасные черты: миндалевидные глаза, тонкий нос, маленький округлый розовый рот, припухший, девичий овал лица. Это была бы почти земная, чувственная красота, если бы не сияние иного мира, пронизывающее этот совершенный лик лучами пробелов, озаряющее его духовным светом.

С середины XIV столетия живопись отражает новое богословское учение и духовный опыт монахов-исихастов, последователей святителя Григория Паламы, о нетварных божественных энергиях. Именно этот свет, гармония тишины претворяют остро выразительную композицию распятия Христа на обороте иконы в надмирный и надэмоциональный образ, полный безмолвной скорби и молитвенного горения. На светящемся золотом фоне фигура скорбящей Богородицы в сияющих синих одеждах напоминает свечу, пламенем устремленную ввысь. Важно отметить, что при всей удлиненности и утонченности пропорций, античная основа всей художественной системы византийцев дышит в каждой детали: например, поза склонившегося в слезах апостола Иоанна вторит изгибу тела Христа, что придает статичной композиции движение и вибрацию.

К рубежу XIV и XV столетий относится большая икона святой мученицы Марины, написанная, безусловно, в той же позднепалеологовской традиции, как и «Богоматерь Одигитрия с двунадесятыми праздниками» второй половины XIV века. Тончайшие золотые пробела пронизывают эти изображения, свет вибрирует и оживляет, одухотворяет образы.

На выставке также представлены несколько поствизантийских икон, написанных уже после падения Константинополя в 1453 году. Большим художественным центром стал в это время Крит, однако постепенно греческая иконопись утратила монументальную выразительность и духовную напряженность образов, отличающие творения их предшественников.

В образе Богоматери Кардиотиссы первой половины XV столетия уже чувствуется тенденция к орнаментализации сетки пробелов, к сложности поз, одновременно и неестественно развернутых, изломанных, и застывших.

Икона святителя Николая, выполненная около 1500 года, отличается очевидным влиянием итальянского искусства эпохи Возрождения в области колорита и трактовки складок. Интересна иконография святого на троне, получившая в поствизантийском искусстве большое распространение.

Уникальны и рукописи, и предметы декоративно-прикладного искусства, привезенные на выставку. Вместе с великолепными иконами они погружают зрителей в возвышенный и рафинированный мир византийской образности. Они как будто реконструируют перед нашими глазами отблески того великолепия, которое родилось из античного представления о прекрасном, восточной экспрессии и христианской духовной наполненности.

Главное в этом искусстве, как и в этой выставке, - состояние надмирного парения и ликования духа, пронизывающее каждое изображение, каждое свидетельство о той удивительной стране, где богословие было не уделом избранного меньшинства, а основой жизни империи, где царский двор порой жил по монастырскому уставу, где столичное рафинированное искусство могло появиться как в отдаленных регионах северной Италии, так и в пещерных храмах Каппадокии. Нам выпало счастье прикоснуться к неизвестным граням этого культурного материка, из которого в свое время произросло и обширное древо русского искусства.

Но. Матроны - это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц - это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета - немного. Для Матрон - много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Искусствовед, специалист по византийской живописи, куратор выставочных проектов, основатель собственной галереи современного искусства. Больше всего люблю говорить и слушать об искусстве. Замужем, воспитываю двоих котов. http://arsslonga.blogspot.ru/

Еще в школе нас учили не относится серьезно к религиозному искусству. Ну что там — они не знали перспективы, не могли реалистично изображать человека и прочее. Дьякон Кураев в своей лекции про иконопись, вспоминает забавные факты о советском представлении об иконах.

Я открыла для себя русские иконы именно в Третьяковке. Думаю, если признавать право на живопись только для реализма, оценить красоту иконы невозможно.

При ближайшем рассмотрении, иконы оказались абсолютно новым для меня искусством. При том абсолютно самодостаточным с одной стороны и простым с другой.

Русская иконопись, немного истории.

Русская (византийская) икона появилась на обломках античного искусства. К IX веку, после периода иконоборчества, античная традиция на востоке прекратила свое существование. Появилось совершенно новое искусство, далекое от античной традиции — иконопись. Она возникла в Византии и продолжала развиваться в России.

Однако со знакомством России с западноевропейским искусством, иконопись хоть и продолжала существовать, но она уже не считалась пределом совершенства. Российская элита полюбила барокко и реализм.

К тому же иконы в средние века для сохранности покрывали олифой. А она со временем темнела. К тому же часто поверх старого изображения накладывалось новое. Еще чаще иконы прятали в оклады. В итоге получилось, что большая часть икон была скрыта от глаз.

Древнерусское искусство было вновь открыто в конце XIX века, а в начале XX века пережило настоящее признание.

Это был период, когда люди стали проявлять интерес к древнему национальному искусству и появилась техника реставрации. Открывшиес я миру в результате реставрации образы, потрясли современников.

Возможно именно это дало толчок в развитии русского абстрактного искусства. Тот же Анри Матисс, рассматривая коллекцию новгородского искусства в 1911 году говорил: «французские художники должны ездит учиться в Россию: Италия в этой области дает меньше».

Изображения Божьей Матери

Одна из величайших византийских икон выставлена в Третьяковской галерее — это икона Владимирской божьей матери.

Она была создана в Византии и попала на русскую землю в XII веке. Тогда Владимирский князь Андрей Боголюбский построил для нее

Изображение богоматери с прильнувшем к ней младенцем относится к типу иконы Умиление. Такие изображения стали распространяться в византийском и русском искусстве в XI — XII веках. Тогда же появился «Канон на плач пресвятой богородицы «. В западной традиции он называется Stabat mater.

«О страшном Твоем рождестве и странном, Сыне Мой, паче всех матерей возвеличена бых Аз: но увы Мне, ныне Тя видящи на древе, распалаюся утробою.

Слава: Вижу утробу Мою на руках, в нихже Младенца держах, с древа прияти, вещаше Чистая: но никтоже, увы Мне, Сего даде.

И ныне: Се Свет Мой, сладкий, Надежда и Живот Мой Благий, Бог Мой угасе на Кресте, распалаюся утробою, Дева, стенющи, глаголаше.»

Изображение богоматери с младенцем по типу «Умиление» усиливает текст канона.

Еще одна прекрасная икона на эту же тему «умиление» — Донская божья матерь Феофана грека, также находится в Третьяковской галерее.

Более древнее изображение богоматери также можно увидеть в собрании Третьяковской галереи.

Богоматерь Воплощение — икона 13 века из собрания Третьяковской галереи

Такая икона называется — Орант а. Подобных изображений много в катакомбах и ранних христианских церквях. Здесь основной смысл придается схождению на землю сына божьего через богоматерь. В данной трактовке Мария является «вратами света», через которые в мир приходит благодать. Другими словами, здесь изображена беременная богоматерь.

Изображения Святой Троицы

Другая икона, которой восхищается ни одно поколение видевших ее, это троица Андрея Рублева. Чтобы понять и оценить красоту этого произведения, предлагаю также окунуться в историю вопроса.

Троица: отец, сын и святой дух была еще в эллинской традиции — культ бога Диониса. Уж не знаю оттуда ли она перекочевало в христианство, или откуда — то с востока, но идея эта гораздо древней, чем новый завет и символ веры.

Новозаветную троицу (бог отец, сын и святой дух) в православной традиции нельзя было изображать. Это противоречило бы концепции вечного, непостижимого и триединого Бога: «Бога не видел никто и никогда ». Можно изображать только троицу ветхозаветную.

Справедливости ради, несмотря на канонический запрет, изображения Новозаветной Троицы широко распространены по сей день. Несмотря на то, что определением Большого Московского Собора 1667 г. такие изображения запрещены.


Икона «Отечество с избранными святыми» XIV век Новгород. По моему здесь явно изображена новозаветная троица

В католической же традиции Новозаветную троицу изображали часто.

Роберт Кампин «Троица». В католической традиции Троицу изображали буквально: Отец, распятый Иисус, святой дух в виде ангела. Картина из Эрмитажа

В основу изображения ветхозаветной троицы легло предание об Аврааме.

В книге бытия описывается эпизод, когда Аврааму является бог в виде трех ангелов.

«И явился ему господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите; так как вы идете мимо раба вашего… И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели» (быт. 18:1-8)

Именно этот сюжет и изображается как Святая Троица, его еще называют «гостеприимство Авраамово».


Троица XIV век Ростов

В ранних изображениях этот сюжет изображали с максимальными деталями: Авраам, его жена Сарра, дуб, палаты Авраама, слуга закалывающий тельца. Позже исторический план изображения полностью вытеснен символическим.

В Троице Андрея Рублева нет ничего лишнего. Только три ангела, которые воспринимаются как единое целое. Их фигуры образуют замкнутый круг. Именно рублевская Троица стала каноническим изображением и послужила примером для последующих поколений иконописцев.

Методы и приемы иконописи, обратная перспектива

Для правильного понимания иконописи нужно иметь в виду, что иконописцы не стремились изобразить реальность. У них была другая задача — изобразить мир божественный. Отсюда и происходят приемы не свойственные для реалистичной живописи.

Например — использование обратной перспективы. (Это когда линии к горизонту не сходятся, а расходятся).


Однако это использовалось не всегда, а только тогда, когда художник хотел подчеркнуть особую близость объекта к нам. Также в иконе используются и параллельная перспектива — когда линии не сходятся на горизонте, а идут параллельно.

Интересная икона мастерской Феофана Грека «Преображение».

Здесь еще и изображены события происходящие в разное время.

Очень люблю эту икону, мне от нее сложно оторваться.

Здесь изображено преображение Господне не горе Фавор. От Иисуса исходит божественный свет, внизу пали ниц апостолы Петр, Иаков и Иоанн Богослов. Сверху пророки Моисей и Илия. Над ними, ангелы которые принеси их на это место. Под горой группы апостолов, одна группа поднимается в гору, другая спускается с горы. Это одни и те же апостолы, изображенные в разное время.