Что в тексте романа показалось Вам особенно современным? Чем интересна жизнь и судьба Онегина? В чем его поведение обычн. Сочинение: Жизнь и судьба Евгения Онегина (по роману А

Особенно современным в тексте романа мне показалась тема противостояния мнения «общества» и личной совести человека. Человек может превосходить окружение, но зависеть от его мнений и находиться в рабстве у посредственности. Именно таков сам Евгений Онегин, особенно в ссоре с Ленским, которую он сам осознаёт как совершенно искусственную. Насмешка Пушкина над лживостью и духовной примитивностью светского общества весьма актуальна и в наши дни. Также очень современны наблюдения поэта над особенностями поведения людей в тех или иных эмоциональных состояниях. Каждое чувство, поступок или переживание он подаёт совершенно без прикрас, но с лёгкой добродушной иронией мудрого человека. Сейчас этого не хватает многим из тех, кто стремится сорвать все покрывала и разоблачить то или иное побуждение какого-либо поступка.

Жизнь и судьба Онегина интересны прежде всего тем, что на его примере видна драма человека, пытающегося постепенно выйти из-под контроля породившей его общественной среды. Этот путь долог и проходит немало времени, прежде чем осознаётся сам факт такого противостояния. Онегин превосходил среду, но очень долго не мог разотождествиться с нею, став неким диссидентом внутри системы. Он был как бы спутником того мира, который почитал ничтожным. Так бывает часто, когда человек, внешне разрывая все отношения с тем или иным кругом людей или идеей, на самом деле не может преодолеть силу их притяжения и оказывается неспособен уйти в другую систему координат. Отказавшись же от ложных идеалов света в своём сердце, Евгений Онегин неминуемо должен был бы примкнуть к декабристам, то есть бросить вызов системе, уродующей души людей. Последняя, зашифрованная глава романа как раз об этом.

Поведение Онегина обычно, когда он оказывается подвластен мнению того самого света, от которого он скрылся и который считал неизмеримо ниже себя. Напротив, он оригинален по сравнению с другими соседями-помещиками в организации управления имением. Он заменил тяжёлую повинность - барщину (необходимость работать на земле помещика несколько дней в неделю) лёгким оброком, но сделал это не просто от доброты душевной, но на основе серьёзных знаний. Он внимательно читал крупнейшего экономиста того времени Адама Смита. Окружающие его помещики в большинстве своём вообще не умели читать.

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно...

Онегин был, по мненью многих

(Судей решительный и строгих),

Учёный малый, но педант,

Имел он счастливый талант

Без принуждены в разговоре

Коснуться до всего слегка,

С учёным видом знатока

Хранить молчанье в важном споре

И возбуждать улыбку дам

Огнём нежданных эпиграмм.

Он знал довольно по-латыне,

Чтоб эпиграфы разбирать,

Потолковать об Ювенале,

В конце письма поставить vale,

Да помнил, хоть не без греха,

Из Энеиды два стиха.

Он рыться не имел охоты

В хронологической пыли

Бытописания земли;

Но дней минувших анекдоты

От Ромула до наших дней

Хранил он в памяти своей.

Высокой страсти не имея

Для звуков жизни не щадить,

Не мог он ямба от хорея,

Как мы ни бились, отличить.

Бранил Гомера, Феокрита;

Зато читал Адама Смита

И был глубокий эконом,

То есть умел судить о том,

Как государство богатеет,

И чем живёт, и почему

Не нужно золота ему,

Когда простой продукт имеет.

Но в чём он истинный был гений,

Что знал он твёрже всех наук,

Что было для него измлада

И труд, и мука, и отрада,

Что занимало целый день

Его тоскующую лень, -

Была наука страсти нежной...

Как рано мог он лицемерить,

Таить надежду, ревновать, Разуверять, заставить верить, Казаться мрачным, изнывать, Являться гордым и послушным, Внимательным и равнодушным!

Как томно был он молчалив,

Как пламенно красноречив,

В сердечных письмах как небрежен!

Одним дыша, одно любя,

Как он умел забыть себя!

Как взор его был быстр и нежен,

Стыдлив и дерзок, а порой,

Блистал послушною слезой!

Как он умел казаться новым,

Шутя невинность изумлять,

Пугать отчаяньем готовым,

Приятной лестью забавлять,

Ловить минуту умиленья,

Невинных лет предубежденья

Умом и страстью побеждать,

Невольной ласки ожидать,

Молить и требовать признанья,

Подслушать сердца первый звук,

Преследовать любовь, и вдруг

Добиться тайного свиданья...

И после ей наедине

Давать уроки в тишине!

Всё, что в Париже вкус голодный,

Полезный промысел избрав,

Изобретает для забав,

Для роскоши, для неги модной, -

Всё украшало кабинет Философа в осьмнадцать лет.

Второй Чадаев, мой Евгений,

Боясь ревнивых осуждений,

В своей одежде был педант

И то, что мы назвали франт.

Он три часа по крайней мере

Пред зеркалами проводил

И из уборной выходил

Подобный ветреной Венере...

Забав и роскоши дитя.

Нет: рано чувства в нём остыли;

Ему наскучил света шум;

Красавицы не долго были

Предмет его привычных дум;

Измены утомить успели;

Друзья и дружбы надоели...

И хоть он был повеса пылкой,

Но разлюбил он наконец

И брань, и саблю, и свинец.

Сперва Онегина язык

Меня смущал; но я привык

К его язвительному спору,

И к шутке, с желчью пополам,

И злости мрачных эпиграмм.

Он охладительное слово

В устах старался удержать

И думал: глупо мне мешать

Его минутному блаженству...

Он в первой юности своей

Был жертвой бурных заблуждений

И необузданных страстей.

Привычкой жизни избалован,

Одним на время очарован,

Разочарованный другим,

Желаньем медленно томим,

Томим и ветреным успехом,

Внимая в шуме и в тиши

Роптанье вечное души,

Зевоту подавляя смехом:

Вот как убил он восемь лет,

Утратя жизнь лучший цвет.

В красавиц он уж не влюблялся,

А волочился как-нибудь;

Откажут - мигом утешался;

Изменят - рад был отдохнуть.

Он их искал без упоенья,

А оставлял без сожаленья,

Чуть помня их любовь и злость.

Так точно равнодушный гость

На вист вечерний приезжает,

Садится; кончилась игра:

Он уезжает со двора,

Спокойно дома засыпает

И сам не знает поутру,

Куда поедет ввечеру.

Но, получив посланье Тани,

Онегин живо тронут был:

Язык девических мечтаний

В нём думы роем возмутил;

И вспомнил он Татьяны милой

И бледный цвет и вид унылый;

И в сладостный, безгрешный сон

Душою погрузился он.

Быть может, чувствий пыл старинный

Им на минуту овладел;

Но обмануть он не хотел

Доверчивость души невинной.

Вы согласитесь, мой читатель,

Что очень мило поступил

С печальной Таней наш приятель;

Не в первый раз он тут явил

Души прямое благородство...

Евгений Наедине с своей душой

Был недоволен сам собой.

И поделом: в разборе строгом,

На тайный суд себя призвав,

Он обвинял себя во многом...

0 V_V

Особенно современным в тексте романа мне показалась тема противостояния мнения «общества» и личной совести человека. Человек может превосходить окружение, но зависеть от его мнений и находиться в рабстве у посредственности. Именно таков сам Евгений Онегин, особенно в ссоре с Ленским, которую он сам осознаёт как совершенно искусственную. Насмешка Пушкина над лживостью и духовной примитивностью светского общества весьма актуальна и в наши дни. Также очень современны наблюдения поэта над особенностями поведения людей в тех или иных эмоциональных состояниях. Каждое чувство, поступок или переживание он подаёт совершенно без прикрас, но с лёгкой добродушной иронией мудрого человека. Сейчас этого не хватает многим из тех, кто стремится сорвать все покрывала и разоблачить то или иное побуждение какого-либо поступка.

Жизнь и судьба Онегина интересны прежде всего тем, что на его примере видна драма человека, пытающегося постепенно выйти из-под контроля породившей его общественной среды. Этот путь долог и проходит немало времени, прежде чем осознаётся сам факт такого противостояния. Онегин превосходил среду, но очень долго не мог разотождествиться с нею, став неким диссидентом внутри системы. Он был как бы спутником того мира, который почитал ничтожным. Так бывает часто, когда человек, внешне разрывая все отношения с тем или иным кругом людей или идеей, на самом деле не может преодолеть силу их притяжения и оказывается неспособен уйти в другую систему координат. Отказавшись же от ложных идеалов света в своём сердце, Евгений Онегин неминуемо должен был бы примкнуть к декабристам, то есть бросить вызов системе, уродующей души людей. Последняя, зашифрованная глава романа как раз об этом.

Поведение Онегина обычно, когда он оказывается подвластен мнению того самого света, от которого он скрылся и который считал неизмеримо ниже себя. Напротив, он оригинален по сравнению с другими соседями-помещиками в организации управления имением. Он заменил тяжёлую повинность - барщину (необходимость работать на земле помещика несколько дней в неделю) лёгким оброком, но сделал это не просто от доброты душевной, но на основе серьёзных знаний. Он внимательно читал крупнейшего экономиста того времени Адама Смита. Окружающие его помещики в большинстве своём вообще не умели читать.

0 V_V
13.10.2017 оставил(а) комментарий:

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно...

Онегин был, по мненью многих

(Судей решительный и строгих),

Учёный малый, но педант,

Имел он счастливый талант

Без принуждены в разговоре

Коснуться до всего слегка,

С учёным видом знатока

Хранить молчанье в важном споре

И возбуждать улыбку дам

Огнём нежданных эпиграмм.

Он знал довольно по-латыне,

Чтоб эпиграфы разбирать,

Потолковать об Ювенале,

В конце письма поставить vale,

Да помнил, хоть не без греха,

Из Энеиды два стиха.

Он рыться не имел охоты

В хронологической пыли

Бытописания земли;

Но дней минувших анекдоты

От Ромула до наших дней

Хранил он в памяти своей.

Высокой страсти не имея

Для звуков жизни не щадить,

Не мог он ямба от хорея,

Как мы ни бились, отличить.

Бранил Гомера, Феокрита;

Зато читал Адама Смита

И был глубокий эконом,

То есть умел судить о том,

Как государство богатеет,

И чем живёт, и почему

Не нужно золота ему,

Когда простой продукт имеет.

Но в чём он истинный был гений,

Что знал он твёрже всех наук,

Что было для него измлада

И труд, и мука, и отрада,

Что занимало целый день

Его тоскующую лень, -

Была наука страсти нежной...

Как рано мог он лицемерить,

Таить надежду, ревновать, Разуверять, заставить верить, Казаться мрачным, изнывать, Являться гордым и послушным, Внимательным и равнодушным!

Как томно был он молчалив,

Как пламенно красноречив,

В сердечных письмах как небрежен!

Одним дыша, одно любя,

Как он умел забыть себя!

Как взор его был быстр и нежен,

Стыдлив и дерзок, а порой,

Блистал послушною слезой!

Как он умел казаться новым,

Шутя невинность изумлять,

Пугать отчаяньем готовым,

Приятной лестью забавлять,

Ловить минуту умиленья,

Невинных лет предубежденья

Умом и страстью побеждать,

Невольной ласки ожидать,

Молить и требовать признанья,

Подслушать сердца первый звук,

Преследовать любовь, и вдруг

Добиться тайного свиданья...

И после ей наедине

Давать уроки в тишине!

Всё, что в Париже вкус голодный,

0 V_V
13.10.2017 оставил(а) комментарий:

Полезный промысел избрав,

Изобретает для забав,

Для роскоши, для неги модной, -

Всё украшало кабинет Философа в осьмнадцать лет.

Второй Чадаев, мой Евгений,

Боясь ревнивых осуждений,

В своей одежде был педант

И то, что мы назвали франт.

Он три часа по крайней мере

Пред зеркалами проводил

И из уборной выходил

Подобный ветреной Венере...

Забав и роскоши дитя.

Нет: рано чувства в нём остыли;

Ему наскучил света шум;

Красавицы не долго были

Предмет его привычных дум;

Измены утомить успели;

Друзья и дружбы надоели...

И хоть он был повеса пылкой,

Но разлюбил он наконец

И брань, и саблю, и свинец.

Сперва Онегина язык

Меня смущал; но я привык

К его язвительному спору,

И к шутке, с желчью пополам,

И злости мрачных эпиграмм.

Он охладительное слово

В устах старался удержать

И думал: глупо мне мешать

Его минутному блаженству...

Он в первой юности своей

Был жертвой бурных заблуждений

И необузданных страстей.

Привычкой жизни избалован,

Одним на время очарован,

Разочарованный другим,

Желаньем медленно томим,

Томим и ветреным успехом,

Внимая в шуме и в тиши

Роптанье вечное души,

Зевоту подавляя смехом:

Вот как убил он восемь лет,

Утратя жизнь лучший цвет.

В красавиц он уж не влюблялся,

А волочился как-нибудь;

Откажут - мигом утешался;

Изменят - рад был отдохнуть.

Он их искал без упоенья,

А оставлял без сожаленья,

Чуть помня их любовь и злость.

Так точно равнодушный гость

На вист вечерний приезжает,

Садится; кончилась игра:

Он уезжает со двора,

Спокойно дома засыпает

И сам не знает поутру,

Куда поедет ввечеру.

Но, получив посланье Тани,

Онегин живо тронут был:

Язык девических мечтаний

В нём думы роем возмутил;

И вспомнил он Татьяны милой

И бледный цвет и вид унылый;

И в сладостный, безгрешный сон

Душою погрузился он.

Быть может, чувствий пыл старинный

Им на минуту овладел;

Но обмануть он не хотел

Доверчивость души невинной.

Вы согласитесь, мой читатель,

Что очень мило поступил

С печальной Таней наш приятель;

Не в первый раз он тут явил

Души прямое благородство...

Евгений Наедине с своей душой

Был недоволен сам собой.

И поделом: в разборе строгом,

На тайный суд себя призвав,

Он обвинял себя во многом...

"Евгений Онегин"- это произведение, в котором "отразился век". Болезнью века, заболеванием "лишних людей"была "русская хандра". Исследованию этого явления и посвятил Пушкин свой . Главный герой романа, обладая богатым духовным и интеллектуальным потенциалом, не может найти применения своим способностям в обществе, в котором он живет. В романе Пушкин ставит вопрос: почему так произошло? Для ответа на него поэт исследует и личность Онегина - молодого дворянина 10-х - начала 20-х годов XIX века, и среду, которая его сформировала. Поэтому в романе так подробно рассказывается о воспитании и образовании Онегина. Воспитание его поверхностно и бесплодно, лишено национальных основ.

В первой главе поэт детально описывает времяпрепровождение Онегина, его офис, более того его обед. Мы видим молодого дворянина, "забав и роскоши дитя". Жизнь петербургского света "однообразна и пестра", пуста и искусственна. Онегин, будучи человеком довольно умным и критически настроенным, способным судить себя и свет, разочаровался в светской суете, им овладела "русская хандра". Такое критическое отношение к реальности ставит Онегина выше большинства людей его круга. Но Пушкин не принимает его пессимизма и "угрюмости". Стремление к свободе личной и общественной, творчество, любовь могли бы быть доступны Онегину, но заглушены в нем средой, воспитанием, обществом.

Внешние обстоятельства - смерть дяди, необходимость вступать в права наследства - дают вероятность Онегину сменить привычную обстановку.

Два дня ему казались новы.

Уединенные поля,

Прохлада сумрачной дубровы,

Журчанье тихого ручья;

На третий роща, холм и поле

Его не занимали боле:

Мгновенное охлаждение Онегина к сельской красоте сообщает его пресыщенность и утрату способности восхищаться прекрасным. Однако, увидев первый раз сестер Лариных, он сумел разглядеть особую, скрытую красоту Татьяны:

:Я выбрал бы другую,

Когда б я был, как ты, поэт.

Сойдясь с Ленским, Онегин размышляет об "общественном договоре"Руссо, о науке, религии, нравственных проблемах, то есть обо всем, что занимало умы передовых людей того времени. Но Пушкин показывает сложное переплетение "старого"и "нового"в личности героя. Онегин, пойдя на дуэль с Ленским, оказался "не мужем с честью и умом", он испугался "мненья света", которое так презирал.

Убийство друга потрясло Онегина. Он почувствовал себя одиноким, опустошенным, у него возникла "охота к перемене мест".

Путешествие изменило Онегина. Напряженные переживания, размышления обогатили его внутренний мир. Теперь он способен не только холодно анализировать, но и сильно чувствовать, любить. Для Пушкина любовь - это вероятность "пробуждения души". После отказа Татьяны, после духовного перерождения, после нравственного потрясения Онегин должен начать новую жизнь, в прежнем направлении она развиваться уже не может.

Финал открыт. Будущее Онегина неизвестно. Ведь человека зависит не только от особенностей его личности, его стремлений и идеалов, но и от внешних событий. Время изменяется, приносит много неожиданного. По-новому складываются общественные условия, и дальнейшая жизнь героя - возродится ли его суть человеческая или погаснет окончательно - остается за пределами романа.

Особенно современным в тексте романа мне показалась те­ма противостояния мнения «общества» и личной совести чело­века. Человек может превосходить окружение, но зависеть от его мнений и находиться в рабстве у посредственности. Именно таков сам Евгений Онегин, особенно в ссоре с Ленским, кото­рую он сам осознаёт как совершенно искусственную. Насмешка Пушкина над лживостью и духовной примитивностью светско­го общества весьма актуальна и в наши дни. Также очень со­временны наблюдения поэта над особенностями поведения людей в тех или иных эмоциональных состояниях. Каждое чув­ство, поступок или переживание он подаёт совершенно без при­крас, но с лёгкой добродушной иронией мудрого человека. Сей­час этого не хватает многим из тех, кто стремится сорвать все покрывала и разоблачить то или иное побуждение какого-либо поступка.

Жизнь и судьба Онегина интересны прежде всего тем, что на его примере видна драма человека, пытающегося постепенно выйти из-под контроля породившей его общественной среды. Этот путь долог и проходит немало времени, прежде чем осоз­наётся сам факт такого противостояния. Онегин превосходил среду, но очень долго не мог разотождествиться с нею, став не­ким диссидентом внутри системы. Он был как бы спутником то­го мира, который почитал ничтожным. Так бывает часто, когда человек, внешне разрывая все отношения с тем или иным кру­гом людей или идеей, на самом деле не может преодолеть силу их притяжения и оказывается неспособен уйти в другую систе­му координат. Отказавшись же от ложных идеалов света в сво­ём сердце, Евгений Онегин неминуемо должен был бы примк­нуть к декабристам, то есть бросить вызов системе, уродующей души людей. Последняя, зашифрованная глава романа как раз об этом.

Поведение Онегина обычно, когда он оказывается подвла­стен мнению того самого света, от которого он скрылся и кото­рый считал неизмеримо ниже себя. Напротив, он оригинален по сравнению с другими соседями-помещиками в организации управления имением. Он заменил тяжёлую повинность - бар­щину (необходимость работать на земле помещика несколько дней в неделю) лёгким оброком, но сделал это не просто от доброты душевной, но на основе серьёзных знаний. Он внима­тельно читал крупнейшего экономиста того времени Адама Смита. Окружающие его помещики в большинстве своём вооб­ще не умели читать.

Он по-французски совершенно Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал И кланялся непринужденно…

Роман "Евгений Онегин" - величайшее произведение Пушкина. Поэт работал над ним более 7лет. Действие романа разворачивается на широком фоне русской действительности 20-х годов XIXвека. В центре внимания - быт столичного дворянства эпохи духовного искания передовой дворянской интеллигенции.Задуманный и начатый в годы общественного подъема перед выступлением декабристов,роман в своих основных главах создавался и заканчивался после разгрома декабристского движения.Пушкин показал движение истории через меняющиеся судьбы и характеры основных героев романа.

Главный герой по имени которого и назван роман, - Евгений Онегин - это молодой столичный аристократ 20-х годов XIXвека,получивший типичное светское воспитание.Онегин родился в богатой,но разорившейся дворянской семье.Его детство прошло в отрыве от народа,от всего русского,национального.Он воспитывался французами - гувернерами.Воспитание и образование носили поверхностный характер и не подготовили его к реальной жизни.Учили его "всему шутя","чему-нибудь и как-нибудь".Но Онегин все же получил тот минимум знаний,который считался обязательным в дворянской среде.Он знал немного классическую литературу,римскую и греческую,историю "от Ромула до наших дней",имел представление о политэкономии Адама Смита.Безукоризненный французский язык,изящные манеры,остроумие и искусство поддерживать разговор делают его в глазах общества блестящим представителем молодежи своего времени.Молодой Онегин стремится полностью отвечать идеалу светского человека.Богатство,роскошь наслаждение жизнью,блестящий успех в свете и у женщин-вот что привлекает главного героя романа.

На светскую жизнь у Онегина ушло около 8 лет.Но он был умен и стоял значительно выше светской толпы.Неудивительно,что он почувствовал отвращение к своей пустой праздной жизни."Резкий,охлажденный ум" и пресыщение удовольствиями света,приве- ли к тому,что у Онегина наступило глубокое разочарование,"русская хандра им овладела".

Томясь скукой,Онегин пробует искать смысл жизни в какой-либо деятельности.Первой попыткой его была литературная работа.Но система воспитания не научила его работать,поэтому"ничего не вышло из пера его".Онегин начинал читать:"читал,читал,а все без толку".

В деревне он делает еще одну попытку практической деятельности:

В своей глуши,мудрец пустынный,
И раб судьбу благословил.
Оброком легким заменил:

Но и эта деятельность от скуки,"чтоб только время проводить",не захватила Онегина.И он снова погрузился в хандру.

Предрассудки света,закрепленные всем ходом жизни,были прочны в душе героя.Их можно было преодолеть только жизненными испытаниями,душевными страданиями,соприкосновением с реальной жизнью.Пушкин показывает в романе противоречия в мышле- нии и поведении Онегина,борьбу"старого"и"нового"в его сознании,сопоставляя с другими героями романа:Ленским и Татьяной,сплетая их судьбы.

Сложность и противоречивость характера Онегина раскрывается прежде всего в его взаимоотношениях с Татьяной.В новом соседе она увидела тот идеал,который давно уже сложился у нее под влиянием книг.Благородство и смелость Онегина отвечают ее затаенным взглядам и демократическим настроениям.

Все лучшее,чистое,светлое,не тронутое светской моралью проснулось в душе Онегина:

Мне ваша искренность мила,
Она в волненье привела
Давно умолкнувшие чувства.

Но безразличие к жизни,пассивность,"желание покоя",равнодушие и внутренняя опустошенность вступили тогда в душе Онегина в противоречие с искренними чувствами и победили,подавили его.Он отказался от любви провинциальной мечтательницы.Еще трагичнее столкновение "старого" и "нового" в сознании Онегина раскрывается в его взаимоотношениях с Ленским.Онегин и Ленский выделялись из окружающей среды высоким интеллектом и пренебрежительным отношением к прозаическому быту соседей-помещиков.Однако они были совершенно противоположенными натурами.Один был холодным разочарованным скептиком,другой-восторженным романтиком,идеалистом.