Что в тексте романа показалось Вам особенно современным? Чем интересна жизнь и судьба Онегина? В чем его поведение обычн. Сочинение: Жизнь и судьба Евгения Онегина (по роману А
Особенно современным в тексте романа мне показалась тема противостояния мнения «общества» и личной совести человека. Человек может превосходить окружение, но зависеть от его мнений и находиться в рабстве у посредственности. Именно таков сам Евгений Онегин, особенно в ссоре с Ленским, которую он сам осознаёт как совершенно искусственную. Насмешка Пушкина над лживостью и духовной примитивностью светского общества весьма актуальна и в наши дни. Также очень современны наблюдения поэта над особенностями поведения людей в тех или иных эмоциональных состояниях. Каждое чувство, поступок или переживание он подаёт совершенно без прикрас, но с лёгкой добродушной иронией мудрого человека. Сейчас этого не хватает многим из тех, кто стремится сорвать все покрывала и разоблачить то или иное побуждение какого-либо поступка.
Жизнь и судьба Онегина интересны прежде всего тем, что на его примере видна драма человека, пытающегося постепенно выйти из-под контроля породившей его общественной среды. Этот путь долог и проходит немало времени, прежде чем осознаётся сам факт такого противостояния. Онегин превосходил среду, но очень долго не мог разотождествиться с нею, став неким диссидентом внутри системы. Он был как бы спутником того мира, который почитал ничтожным. Так бывает часто, когда человек, внешне разрывая все отношения с тем или иным кругом людей или идеей, на самом деле не может преодолеть силу их притяжения и оказывается неспособен уйти в другую систему координат. Отказавшись же от ложных идеалов света в своём сердце, Евгений Онегин неминуемо должен был бы примкнуть к декабристам, то есть бросить вызов системе, уродующей души людей. Последняя, зашифрованная глава романа как раз об этом.
Поведение Онегина обычно, когда он оказывается подвластен мнению того самого света, от которого он скрылся и который считал неизмеримо ниже себя. Напротив, он оригинален по сравнению с другими соседями-помещиками в организации управления имением. Он заменил тяжёлую повинность - барщину (необходимость работать на земле помещика несколько дней в неделю) лёгким оброком, но сделал это не просто от доброты душевной, но на основе серьёзных знаний. Он внимательно читал крупнейшего экономиста того времени Адама Смита. Окружающие его помещики в большинстве своём вообще не умели читать.
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно...
Онегин был, по мненью многих
(Судей решительный и строгих),
Учёный малый, но педант,
Имел он счастливый талант
Без принуждены в разговоре
Коснуться до всего слегка,
С учёным видом знатока
Хранить молчанье в важном споре
И возбуждать улыбку дам
Огнём нежданных эпиграмм.
Он знал довольно по-латыне,
Чтоб эпиграфы разбирать,
Потолковать об Ювенале,
В конце письма поставить vale,
Да помнил, хоть не без греха,
Из Энеиды два стиха.
Он рыться не имел охоты
В хронологической пыли
Бытописания земли;
Но дней минувших анекдоты
От Ромула до наших дней
Хранил он в памяти своей.
Высокой страсти не имея
Для звуков жизни не щадить,
Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить.
Бранил Гомера, Феокрита;
Зато читал Адама Смита
И был глубокий эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живёт, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет.
Но в чём он истинный был гений,
Что знал он твёрже всех наук,
Что было для него измлада
И труд, и мука, и отрада,
Что занимало целый день
Его тоскующую лень, -
Была наука страсти нежной...
Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать, Разуверять, заставить верить, Казаться мрачным, изнывать, Являться гордым и послушным, Внимательным и равнодушным!
Как томно был он молчалив,
Как пламенно красноречив,
В сердечных письмах как небрежен!
Одним дыша, одно любя,
Как он умел забыть себя!
Как взор его был быстр и нежен,
Стыдлив и дерзок, а порой,
Блистал послушною слезой!
Как он умел казаться новым,
Шутя невинность изумлять,
Пугать отчаяньем готовым,
Приятной лестью забавлять,
Ловить минуту умиленья,
Невинных лет предубежденья
Умом и страстью побеждать,
Невольной ласки ожидать,
Молить и требовать признанья,
Подслушать сердца первый звук,
Преследовать любовь, и вдруг
Добиться тайного свиданья...
И после ей наедине
Давать уроки в тишине!
Всё, что в Париже вкус голодный,
Полезный промысел избрав,
Изобретает для забав,
Для роскоши, для неги модной, -
Всё украшало кабинет Философа в осьмнадцать лет.
Второй Чадаев, мой Евгений,
Боясь ревнивых осуждений,
В своей одежде был педант
И то, что мы назвали франт.
Он три часа по крайней мере
Пред зеркалами проводил
И из уборной выходил
Подобный ветреной Венере...
Забав и роскоши дитя.
Нет: рано чувства в нём остыли;
Ему наскучил света шум;
Красавицы не долго были
Предмет его привычных дум;
Измены утомить успели;
Друзья и дружбы надоели...
И хоть он был повеса пылкой,
Но разлюбил он наконец
И брань, и саблю, и свинец.
Сперва Онегина язык
Меня смущал; но я привык
К его язвительному спору,
И к шутке, с желчью пополам,
И злости мрачных эпиграмм.
Он охладительное слово
В устах старался удержать
И думал: глупо мне мешать
Его минутному блаженству...
Он в первой юности своей
Был жертвой бурных заблуждений
И необузданных страстей.
Привычкой жизни избалован,
Одним на время очарован,
Разочарованный другим,
Желаньем медленно томим,
Томим и ветреным успехом,
Внимая в шуме и в тиши
Роптанье вечное души,
Зевоту подавляя смехом:
Вот как убил он восемь лет,
Утратя жизнь лучший цвет.
В красавиц он уж не влюблялся,
А волочился как-нибудь;
Откажут - мигом утешался;
Изменят - рад был отдохнуть.
Он их искал без упоенья,
А оставлял без сожаленья,
Чуть помня их любовь и злость.
Так точно равнодушный гость
На вист вечерний приезжает,
Садится; кончилась игра:
Он уезжает со двора,
Спокойно дома засыпает
И сам не знает поутру,
Куда поедет ввечеру.
Но, получив посланье Тани,
Онегин живо тронут был:
Язык девических мечтаний
В нём думы роем возмутил;
И вспомнил он Татьяны милой
И бледный цвет и вид унылый;
И в сладостный, безгрешный сон
Душою погрузился он.
Быть может, чувствий пыл старинный
Им на минуту овладел;
Но обмануть он не хотел
Доверчивость души невинной.
Вы согласитесь, мой читатель,
Что очень мило поступил
С печальной Таней наш приятель;
Не в первый раз он тут явил
Души прямое благородство...
Евгений Наедине с своей душой
Был недоволен сам собой.
И поделом: в разборе строгом,
На тайный суд себя призвав,
Он обвинял себя во многом...
0
V_V
Особенно современным в тексте романа мне показалась тема противостояния мнения «общества» и личной совести человека. Человек может превосходить окружение, но зависеть от его мнений и находиться в рабстве у посредственности. Именно таков сам Евгений Онегин, особенно в ссоре с Ленским, которую он сам осознаёт как совершенно искусственную. Насмешка Пушкина над лживостью и духовной примитивностью светского общества весьма актуальна и в наши дни. Также очень современны наблюдения поэта над особенностями поведения людей в тех или иных эмоциональных состояниях. Каждое чувство, поступок или переживание он подаёт совершенно без прикрас, но с лёгкой добродушной иронией мудрого человека. Сейчас этого не хватает многим из тех, кто стремится сорвать все покрывала и разоблачить то или иное побуждение какого-либо поступка.
Жизнь и судьба Онегина интересны прежде всего тем, что на его примере видна драма человека, пытающегося постепенно выйти из-под контроля породившей его общественной среды. Этот путь долог и проходит немало времени, прежде чем осознаётся сам факт такого противостояния. Онегин превосходил среду, но очень долго не мог разотождествиться с нею, став неким диссидентом внутри системы. Он был как бы спутником того мира, который почитал ничтожным. Так бывает часто, когда человек, внешне разрывая все отношения с тем или иным кругом людей или идеей, на самом деле не может преодолеть силу их притяжения и оказывается неспособен уйти в другую систему координат. Отказавшись же от ложных идеалов света в своём сердце, Евгений Онегин неминуемо должен был бы примкнуть к декабристам, то есть бросить вызов системе, уродующей души людей. Последняя, зашифрованная глава романа как раз об этом.
Поведение Онегина обычно, когда он оказывается подвластен мнению того самого света, от которого он скрылся и который считал неизмеримо ниже себя. Напротив, он оригинален по сравнению с другими соседями-помещиками в организации управления имением. Он заменил тяжёлую повинность - барщину (необходимость работать на земле помещика несколько дней в неделю) лёгким оброком, но сделал это не просто от доброты душевной, но на основе серьёзных знаний. Он внимательно читал крупнейшего экономиста того времени Адама Смита. Окружающие его помещики в большинстве своём вообще не умели читать.
0
V_V
13.10.2017 оставил(а) комментарий:
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно...
Онегин был, по мненью многих
(Судей решительный и строгих),
Учёный малый, но педант,
Имел он счастливый талант
Без принуждены в разговоре
Коснуться до всего слегка,
С учёным видом знатока
Хранить молчанье в важном споре
И возбуждать улыбку дам
Огнём нежданных эпиграмм.
Он знал довольно по-латыне,
Чтоб эпиграфы разбирать,
Потолковать об Ювенале,
В конце письма поставить vale,
Да помнил, хоть не без греха,
Из Энеиды два стиха.
Он рыться не имел охоты
В хронологической пыли
Бытописания земли;
Но дней минувших анекдоты
От Ромула до наших дней
Хранил он в памяти своей.
Высокой страсти не имея
Для звуков жизни не щадить,
Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить.
Бранил Гомера, Феокрита;
Зато читал Адама Смита
И был глубокий эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живёт, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет.
Но в чём он истинный был гений,
Что знал он твёрже всех наук,
Что было для него измлада
И труд, и мука, и отрада,
Что занимало целый день
Его тоскующую лень, -
Была наука страсти нежной...
Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать, Разуверять, заставить верить, Казаться мрачным, изнывать, Являться гордым и послушным, Внимательным и равнодушным!
Как томно был он молчалив,
Как пламенно красноречив,
В сердечных письмах как небрежен!
Одним дыша, одно любя,
Как он умел забыть себя!
Как взор его был быстр и нежен,
Стыдлив и дерзок, а порой,
Блистал послушною слезой!
Как он умел казаться новым,
Шутя невинность изумлять,
Пугать отчаяньем готовым,
Приятной лестью забавлять,
Ловить минуту умиленья,
Невинных лет предубежденья
Умом и страстью побеждать,
Невольной ласки ожидать,
Молить и требовать признанья,
Подслушать сердца первый звук,
Преследовать любовь, и вдруг
Добиться тайного свиданья...
И после ей наедине
Давать уроки в тишине!
Всё, что в Париже вкус голодный,
0
V_V
13.10.2017 оставил(а) комментарий:
Полезный промысел избрав,
Изобретает для забав,
Для роскоши, для неги модной, -
Всё украшало кабинет Философа в осьмнадцать лет.
Второй Чадаев, мой Евгений,
Боясь ревнивых осуждений,
В своей одежде был педант
И то, что мы назвали франт.
Он три часа по крайней мере
Пред зеркалами проводил
И из уборной выходил
Подобный ветреной Венере...
Забав и роскоши дитя.
Нет: рано чувства в нём остыли;
Ему наскучил света шум;
Красавицы не долго были
Предмет его привычных дум;
Измены утомить успели;
Друзья и дружбы надоели...
И хоть он был повеса пылкой,
Но разлюбил он наконец
И брань, и саблю, и свинец.
Сперва Онегина язык
Меня смущал; но я привык
К его язвительному спору,
И к шутке, с желчью пополам,
И злости мрачных эпиграмм.
Он охладительное слово
В устах старался удержать
И думал: глупо мне мешать
Его минутному блаженству...
Он в первой юности своей
Был жертвой бурных заблуждений
И необузданных страстей.
Привычкой жизни избалован,
Одним на время очарован,
Разочарованный другим,
Желаньем медленно томим,
Томим и ветреным успехом,
Внимая в шуме и в тиши
Роптанье вечное души,
Зевоту подавляя смехом:
Вот как убил он восемь лет,
Утратя жизнь лучший цвет.
В красавиц он уж не влюблялся,
А волочился как-нибудь;
Откажут - мигом утешался;
Изменят - рад был отдохнуть.
Он их искал без упоенья,
А оставлял без сожаленья,
Чуть помня их любовь и злость.
Так точно равнодушный гость
На вист вечерний приезжает,
Садится; кончилась игра:
Он уезжает со двора,
Спокойно дома засыпает
И сам не знает поутру,
Куда поедет ввечеру.
Но, получив посланье Тани,
Онегин живо тронут был:
Язык девических мечтаний
В нём думы роем возмутил;
И вспомнил он Татьяны милой
И бледный цвет и вид унылый;
И в сладостный, безгрешный сон
Душою погрузился он.
Быть может, чувствий пыл старинный
Им на минуту овладел;
Но обмануть он не хотел
Доверчивость души невинной.
Вы согласитесь, мой читатель,
Что очень мило поступил
С печальной Таней наш приятель;
Не в первый раз он тут явил
Души прямое благородство...
Евгений Наедине с своей душой
Был недоволен сам собой.
И поделом: в разборе строгом,
На тайный суд себя призвав,
Он обвинял себя во многом...
"Евгений Онегин"- это произведение, в котором "отразился век". Болезнью века, заболеванием "лишних людей"была "русская хандра". Исследованию этого явления и посвятил Пушкин свой . Главный герой романа, обладая богатым духовным и интеллектуальным потенциалом, не может найти применения своим способностям в обществе, в котором он живет. В романе Пушкин ставит вопрос: почему так произошло? Для ответа на него поэт исследует и личность Онегина - молодого дворянина 10-х - начала 20-х годов XIX века, и среду, которая его сформировала. Поэтому в романе так подробно рассказывается о воспитании и образовании Онегина. Воспитание его поверхностно и бесплодно, лишено национальных основ.
В первой главе поэт детально описывает времяпрепровождение Онегина, его офис, более того его обед. Мы видим молодого дворянина, "забав и роскоши дитя". Жизнь петербургского света "однообразна и пестра", пуста и искусственна. Онегин, будучи человеком довольно умным и критически настроенным, способным судить себя и свет, разочаровался в светской суете, им овладела "русская хандра". Такое критическое отношение к реальности ставит Онегина выше большинства людей его круга. Но Пушкин не принимает его пессимизма и "угрюмости". Стремление к свободе личной и общественной, творчество, любовь могли бы быть доступны Онегину, но заглушены в нем средой, воспитанием, обществом.
Внешние обстоятельства - смерть дяди, необходимость вступать в права наследства - дают вероятность Онегину сменить привычную обстановку.
Два дня ему казались новы.
Уединенные поля,
Прохлада сумрачной дубровы,
Журчанье тихого ручья;
На третий роща, холм и поле
Его не занимали боле:
Мгновенное охлаждение Онегина к сельской красоте сообщает его пресыщенность и утрату способности восхищаться прекрасным. Однако, увидев первый раз сестер Лариных, он сумел разглядеть особую, скрытую красоту Татьяны:
:Я выбрал бы другую,
Когда б я был, как ты, поэт.
Сойдясь с Ленским, Онегин размышляет об "общественном договоре"Руссо, о науке, религии, нравственных проблемах, то есть обо всем, что занимало умы передовых людей того времени. Но Пушкин показывает сложное переплетение "старого"и "нового"в личности героя. Онегин, пойдя на дуэль с Ленским, оказался "не мужем с честью и умом", он испугался "мненья света", которое так презирал.
Убийство друга потрясло Онегина. Он почувствовал себя одиноким, опустошенным, у него возникла "охота к перемене мест".
Путешествие изменило Онегина. Напряженные переживания, размышления обогатили его внутренний мир. Теперь он способен не только холодно анализировать, но и сильно чувствовать, любить. Для Пушкина любовь - это вероятность "пробуждения души". После отказа Татьяны, после духовного перерождения, после нравственного потрясения Онегин должен начать новую жизнь, в прежнем направлении она развиваться уже не может.
Финал открыт. Будущее Онегина неизвестно. Ведь человека зависит не только от особенностей его личности, его стремлений и идеалов, но и от внешних событий. Время изменяется, приносит много неожиданного. По-новому складываются общественные условия, и дальнейшая жизнь героя - возродится ли его суть человеческая или погаснет окончательно - остается за пределами романа.
Особенно современным в тексте романа мне показалась тема противостояния мнения «общества» и личной совести человека. Человек может превосходить окружение, но зависеть от его мнений и находиться в рабстве у посредственности. Именно таков сам Евгений Онегин, особенно в ссоре с Ленским, которую он сам осознаёт как совершенно искусственную. Насмешка Пушкина над лживостью и духовной примитивностью светского общества весьма актуальна и в наши дни. Также очень современны наблюдения поэта над особенностями поведения людей в тех или иных эмоциональных состояниях. Каждое чувство, поступок или переживание он подаёт совершенно без прикрас, но с лёгкой добродушной иронией мудрого человека. Сейчас этого не хватает многим из тех, кто стремится сорвать все покрывала и разоблачить то или иное побуждение какого-либо поступка.
Жизнь и судьба Онегина интересны прежде всего тем, что на его примере видна драма человека, пытающегося постепенно выйти из-под контроля породившей его общественной среды. Этот путь долог и проходит немало времени, прежде чем осознаётся сам факт такого противостояния. Онегин превосходил среду, но очень долго не мог разотождествиться с нею, став неким диссидентом внутри системы. Он был как бы спутником того мира, который почитал ничтожным. Так бывает часто, когда человек, внешне разрывая все отношения с тем или иным кругом людей или идеей, на самом деле не может преодолеть силу их притяжения и оказывается неспособен уйти в другую систему координат. Отказавшись же от ложных идеалов света в своём сердце, Евгений Онегин неминуемо должен был бы примкнуть к декабристам, то есть бросить вызов системе, уродующей души людей. Последняя, зашифрованная глава романа как раз об этом.
Поведение Онегина обычно, когда он оказывается подвластен мнению того самого света, от которого он скрылся и который считал неизмеримо ниже себя. Напротив, он оригинален по сравнению с другими соседями-помещиками в организации управления имением. Он заменил тяжёлую повинность - барщину (необходимость работать на земле помещика несколько дней в неделю) лёгким оброком, но сделал это не просто от доброты душевной, но на основе серьёзных знаний. Он внимательно читал крупнейшего экономиста того времени Адама Смита. Окружающие его помещики в большинстве своём вообще не умели читать.
Он по-французски совершенно Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал И кланялся непринужденно…
Роман "Евгений Онегин" - величайшее произведение Пушкина. Поэт работал над ним более 7лет. Действие романа разворачивается на широком фоне русской действительности 20-х годов XIXвека. В центре внимания - быт столичного дворянства эпохи духовного искания передовой дворянской интеллигенции.Задуманный и начатый в годы общественного подъема перед выступлением декабристов,роман в своих основных главах создавался и заканчивался после разгрома декабристского движения.Пушкин показал движение истории через меняющиеся судьбы и характеры основных героев романа.
Главный герой по имени которого и назван роман, - Евгений Онегин - это молодой столичный аристократ 20-х годов XIXвека,получивший типичное светское воспитание.Онегин родился в богатой,но разорившейся дворянской семье.Его детство прошло в отрыве от народа,от всего русского,национального.Он воспитывался французами - гувернерами.Воспитание и образование носили поверхностный характер и не подготовили его к реальной жизни.Учили его "всему шутя","чему-нибудь и как-нибудь".Но Онегин все же получил тот минимум знаний,который считался обязательным в дворянской среде.Он знал немного классическую литературу,римскую и греческую,историю "от Ромула до наших дней",имел представление о политэкономии Адама Смита.Безукоризненный французский язык,изящные манеры,остроумие и искусство поддерживать разговор делают его в глазах общества блестящим представителем молодежи своего времени.Молодой Онегин стремится полностью отвечать идеалу светского человека.Богатство,роскошь наслаждение жизнью,блестящий успех в свете и у женщин-вот что привлекает главного героя романа.
На светскую жизнь у Онегина ушло около 8 лет.Но он был умен и стоял значительно выше светской толпы.Неудивительно,что он почувствовал отвращение к своей пустой праздной жизни."Резкий,охлажденный ум" и пресыщение удовольствиями света,приве- ли к тому,что у Онегина наступило глубокое разочарование,"русская хандра им овладела".
Томясь скукой,Онегин пробует искать смысл жизни в какой-либо деятельности.Первой попыткой его была литературная работа.Но система воспитания не научила его работать,поэтому"ничего не вышло из пера его".Онегин начинал читать:"читал,читал,а все без толку".
В деревне он делает еще одну попытку практической деятельности:
В своей глуши,мудрец пустынный,
И раб судьбу благословил.
Оброком легким заменил:
Но и эта деятельность от скуки,"чтоб только время проводить",не захватила Онегина.И он снова погрузился в хандру.
Предрассудки света,закрепленные всем ходом жизни,были прочны в душе героя.Их можно было преодолеть только жизненными испытаниями,душевными страданиями,соприкосновением с реальной жизнью.Пушкин показывает в романе противоречия в мышле- нии и поведении Онегина,борьбу"старого"и"нового"в его сознании,сопоставляя с другими героями романа:Ленским и Татьяной,сплетая их судьбы.
Сложность и противоречивость характера Онегина раскрывается прежде всего в его взаимоотношениях с Татьяной.В новом соседе она увидела тот идеал,который давно уже сложился у нее под влиянием книг.Благородство и смелость Онегина отвечают ее затаенным взглядам и демократическим настроениям.
Все лучшее,чистое,светлое,не тронутое светской моралью проснулось в душе Онегина:
Мне ваша искренность мила,
Она в волненье привела
Давно умолкнувшие чувства.
Но безразличие к жизни,пассивность,"желание покоя",равнодушие и внутренняя опустошенность вступили тогда в душе Онегина в противоречие с искренними чувствами и победили,подавили его.Он отказался от любви провинциальной мечтательницы.Еще трагичнее столкновение "старого" и "нового" в сознании Онегина раскрывается в его взаимоотношениях с Ленским.Онегин и Ленский выделялись из окружающей среды высоким интеллектом и пренебрежительным отношением к прозаическому быту соседей-помещиков.Однако они были совершенно противоположенными натурами.Один был холодным разочарованным скептиком,другой-восторженным романтиком,идеалистом.