Печорин и общество. «Чужой для всех


«Герой нашего времени» - социально-психологический роман, в котором автор ставил перед собой задачу раскрыть внутренний мир героя, «изучить душу человеческую». Лермонᴛᴏʙ - романтик, поэтому проблема личности - центральная проблема романтизма и, естественно, творчества лирика. Но при этом новаторство «Героя нашего времени» заключается в том, что конфликт личности и окружающего мира решается при помощи разнообразных средств, как романтических, так и реалистических. Печорин главный герой романа, является социальным типом. Его традиционно вслед за Онегиным помещают в галерею «лишних людей»

В образах Печорина и Онегина много общего, начиная от деталей, черт характера, кончая ситуациями, в которые они попадают.

Однако конфликт личности и общества в «Герое нашего времени» острее, чем в «Евгении Онегине», учитывая, что Печорин «бешено гоняется за жизнью», но ничего от нее не получает, а Онегин просто «плывет по течению». Композиция романа подчинена основной задаче, которую ставил перед собой автор, - решение проблемы личности

В журнале Печорина центральной является повесть «Княжна Мери», в которой характер героя раскрывается изнутри, то есть Лермонᴛᴏʙ использует такой художественный прием, как исповедь. Все художественные средства - портрет, пейзаж, диалоги, детали - носят психологический характер

В повести при помощи развернутой образной системы раскрывается тайна характера героя. Лермонᴛᴏʙ, как и многие романтики, противопоставляет личность и общество, причем он помещает своего героя в разные среды, сталкивает его с разными людьми. Мы можем видеть это в повестях «Бэла», «Тамань» и «Княжна Мери».

В психологической повести «Княжна Мери» личность Печорина противопоставлена «водяному обществу», показано отношение героя к этому обществу и обществу вообще. «Водяное общество» - это собирательный образ представителей местного и столичного дворянства, в поведении и жизни которых прослеживаются все характерные черты описываемой эпохи. Конфликт личности и общества воплотился не только в раскрытии характера главного героя, но и в изображении «водяного общества», их жизни, интересов, развлечений. Печорин с легким презрением подмечает тщательно скрываемую зависть друг к другу, любовь к сплетням, интригам. Быт и нравы посетителей кавказских минеральных вод, над которыми иронизирует и сам автор, и главный герой, обусловлены историей, традициями.

Образ «водяного общества» дается также параллельно с образом светского общества, о котором упоминает Печорин и которое уже не раз было объектом исследования в творчестве Грибоедова и Пушкина

В целом все «водяное общество» противопоставлено Печорину.

Однако все же можно выделить героев, которые не только противопоставляются Печорину, но и сопоставляются с ним. Грушницкий является своеобразной пародией на Печорина. То, что у Печорина составляет суть характера, то у Грушницкого - поза, рассчитанная на то, чтобы произвести эффект, впечатление на окружающих. Грушницкий - антиромантический герой. Склонность к романтизации доведена у него до карикатурности.

Он рисуется, часто ведет себя несоответственно ситуации

В быту он ищет романтических обстоятельств, а в истинно романтических ситуациях теряется. Участие Грушницкого в дуэли неблагородно, подло, но он не может отказаться от нее, учитывая, что очень самолюбив

В его образе много внешних деталей (шинель, костыль, хромота, кольцо с датой знакомства и именем Мери).

Очевидно, образ Грушницкого создавался не без влияния образа Ленского: оба романтики, оба убиты на дуэли, оба моложе друга-врага. Вернер - единственный мужской образ, который сопоставляется с Печориным, а не противопоставляется. Важно учесть, что их сходство проявляется в отношениях с обществом, скептицизме, остроумии.

Но наряду с общими чертами в их характерах много различий. Печорин «бешено гоняется за жизнью», Вернер же пассивен Вернер - натура менее глубокая и ᴄᴫᴏжная, чем Печорин Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, написал ли он свое завещание. Во внешнем облике Вернера прослеживаются романтические черты, но он натура противоречивая. Все женские образы, представленные в романе, также подчинены основной задаче, - раскрытию образа Печорина и показу его отношения к любви.

Княжна Мери из всех женских образов обрисована наиболее полно. Как и Грушницкий, она увлечена романтизмом, она юна, умна, остроумна. Чистота и наивность княжны делает еще более очевидным эгоизм Печорина. История обольщения Мери является поводом для глубокого самоанализа и развернутых внутренних монологов в дневнике Печорина.

В разговоре с Мери Печорин говорит о своей судьбе (отношениях с обществом, наклонностях, странностях характера). Вера - самый неясный образ, очерчен неполно, а дан лишь намеками. Это единственный женский образ, который сопоставляется с Печориным. Именно во взаимоотношениях с Верой наиболее полно ощущается трагизм положения Печорина, его неспособность глубоко и истинно любить: даже Вера ему не нужна. Этим подчеркивается одиночество героя, неспособность его на истинное чувство, раскрывается внутренний конфликт героя. Романтическая ирония освещает отношения Печорина и Веры: Печорин загоняет лошадь, пытаясь догнать Веру, а ᴨᴏᴛом засыпает сном Наполеона при Ватерлоо. Кроме того, Лермонᴛᴏʙ уделяет внимание большому количеству других, менее заметных, но также очень важных для создания более полной картины общества, героев, которые все без исключения подчинены принципу типизации, что говорит о реалистичности романа.

При этом автор исходит из традиционных типов, опираясь на творческий опыт своих предшественников, Грибоедова и Пушкина. Как только Печорин приезжает в Пятигорск, он знакомится с нравами семейств степных помещиков: «...петербургский покрой сюртука ввел их в заблуждение, но, скоро узнав армейские эполеты, они с негодованием отвернулись». Тут же мы узнаем о женах местных начальников, «хозяйках вод»: «... они менее обращают внимание на мундир, они привыкли на Кавказе встречать под нумерованной пуговицей пылкое сердце и под белой фуражкой образованный ум». Особый класс в «водяном обществе» составляют мужчины, статские и военные (капитан Драгунский, который своим участием в дуэли напоминает Зарецкого).

Отдельно выделяется «водяная молодежь». Вообще трудно себе представить что-нибудь новое, что еще не было изображено в произведениях Грибоедова и Пушкина. Та же страсть к чинам, низкопоклонство, те же балы, сплетни, праздное времяпрепровождение, пустота, которые господствуют не как пороки общества, а как стихии общественной жизни.

Все то же самое, только с той разницей, что там мы видели светское общество, а здесь провинциальное, которое всеми силами старается походить на столичное. На фоне всего этого нельзя не отметить, с какой иронией нарисованы не только конкретные образы, но и вся атмосфера.
На основании выше сказанного приходим к выводу, что «водяное общество» - не случайная Сочинение на тему в романе. Проблема личности, её взаимоотношения с окружающими являются главной задачей всего творчества Лермонᴛᴏʙа

В то же время он является продолжателем традиций русской литературы XIX века.

Страница 1 из 1



Сочинение: - Стихотворение С. А. Есенина "Запели тесаные дроги..."

Россия - страна бескрайняя... И характер русский широкий, раздольный, но такой же нерациональный, разбросанный. Сколько свободной земли в России, незасеянных полей, диких лесов... Да и реки русские стоят спокойные, не движутся, не бурлят, но уж если разольются - не остановить. Как и народ русский терпеливый, до последней капли молчит, а возмутится - так сразу революция. Есенин, истинно русская душа, с нежностью описывает свою любимую Русь: О Русь - малиновое поле И синь, упавшая в реку, - Люблю до радости и боли Твою озерную тоску....


Сочинение О знаменитой девушке Наталке


Традиционная «муза» для Котляровского - это не высохшая, «жеманна», «вот старосты сварливая» провинциальная женщина. Муза поэта преисполнена жизнь, радости и молодости. Об этом свидетельствует язык бессмертной поэмы «Энеида», которая предоставляет произведению народного характер и свидетельствует о жизнерадостности украинцев, об их умении посмеяться. Особого шуточно-юмористического колорита «Енейды» предоставляет так называемая макаронический язык, который создал сам Котляревський. Поэт смешивал слова разных языков или пересыпал язык искаженными иностранными словами, или измененными в духе иностранного языка украинскими словами. Выходит смешная, но понятная в контексте бессмыслица:...



Наибольшее чувство, которое есть в сердце человека,- любовь. Когда оно зарождается, то и мир кажется прекрасным, и небо голубее, и люди ласковыми. Оно может изменить человека, сделать его счастливым. Любовь приходит нежданно. Может, и Возного оно застало неожиданно, когда он впервые увидел Наталку. Возный сам сознается: «Так знай же, что я тебя давно уже полюбил, как только вы перешли жить в наше село». Он искренне любит девушку, так как и в песне, и в разговоре с Наталкой несколько раз признается: «Люблю тебя до бесконечности». Могли это быть и пустые слова, и намерения Возного тогда не были бы такие серьезные. Тетерваковский прямо говорит: «Я тебе вкратце скажу: я тебя люблю, и жениться на тебе хочу». Он наивно передает выборному свой разговор с Наталкой, просит, чтобы Макогоненко стал посредником между ним и девушкой. Даже обещает: «Если выиграешь любовь ко мне Наталки, убедишь ее доводами сильными, доведешь ее к брачному моему ложе, на законном основании, то не пожалею ничего для тебя». Это свидетельствует, что возний влюбился по-настоящему, искренне, так как отважился переступить обычаи своего круга, взять в жены бедную крестьянку....


«Зовут меня Наталка». Сочинение по пьесе И. Котляровского «Наталка Полтавка»

Литература чрезвычайно богатая на прекрасные женские образы. В них писатели старались изобразить идеал украинской девушки, хотя при этом все образы оставались оригинальными и неповторимыми. Часто в нашей литературе встречается мотив тяжелой судьбы женщины, несчастий, которые выпадают на судьбу украинских девушек. И какое увлечение и уважение вызывает то, что эти хрупкие девушки борются с судьбой за свою жизнь и счастье. Одною из жемчужин украинской литературы есть образ Наталки Полтавки, которая вызывает искреннюю симпатию у читателей. Интересно то, что Наталка - простая крестьянская девушка, которая ничем существенным образом не отличается от тысяч подобных девушек XIX столетия. Но насколько красива духовно, насколько яркой личностью возникает перед нами Наталка! Составляется впечатление, которое почти все украинские девушки имеют....

2. Интерес Лермонтова не к личности как таковой, но к «истории души человеческой» отражает задачи и проблематику романа. Душа и характер человека формируются в постоянной борьбе: с одной стороны, согласно устремлениям его воли, с другой - обществом и эпохой. Исследуя психологию героя, автор рассматривает его как социальное явление. Печорин представлен как герой нашего времени. В «Предисловии» к «Журналу Печорина» устами рассказчика отмечает сдвиг, совершившийся в мышлении человека конца 30-х гг.: история души человека и история народа обнаруживают существенные различия.

3. Мир героев романа предстает как система образов, в центре которой находится Печорин, и его личность во всех своих противоречиях вырисовывается из картины отношений, в которые он вступает с окружающими. Печорин стремится любыми средствами прорваться за внешнюю маску героев, увидеть их истинные лица, понять, на что каждый из них способен. Каждый персонаж романа выступает как представитель «нашего времени».

4. Грушницкий - типичный «герой времени»: позер, любит пышные фразы и мечтает стать героем романа. Притязания Грушницкого приводят его к трагедии: он становится предателем, вступает в грязную игру и погибает. Общество уводит людей от самих себя, калечит души.

5. Драматизм взаимоотношений Печорина и Вернера. Эта история несостоявшейся дружбы людей духовно и интеллектуально близких. Защищаясь от века, Печорин и Вернер скрывают способность любить и сострадать, учатся равнодушию и эгоизму. И Печорин, и Вернер панически боятся нормальных человеческих чувств. Они несут на себе крест своей эпохи, подавляющей в людях все человеческое. Вернер - свидетель жизни, но не ее участник.

6. История душевных движений, переживаемых персонажами, последовательно проходит несколько стадий: от равнодушия или простой доброжелательности до полного разрыва. Каждый из героев достигает кульминационного момента развития конфликта, и каждый терпит крушение. Судьбы персонажей исковерканы. Внутренняя духовная личности приводитк победе или поражению человека.

7. «Герой нашего времени» - роман о самореализации личности, ее ответственности перед людьми и своим собственным «я». Попытки Печорина приблизиться к людям, найти некое гармоническое равновесие в отношениях с ними бесплодны. Глубина пропасти между героем и людьми. Печорин исполнен бунтарского неприятия устоев существующего общества.

Если домашнее задание на тему: » Проблема взаимоотношений личности и общества в романе «Герой нашего времени» оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      Вопрос предназначения, фатума (рока), единоборства человека с судьбой - основной философский аспект романа. Полностью этой проблеме посвящена завершающая глава "Фаталист", I. Повесть «Княжна Мери» - исповедь Печорина, осмеивающего притворство, фальшь и пустоту светского общества. Печорин и представители «водяного общества»: интересы, Лермонтов М. Ю.Сочинение по произведению на тему: Печорин - портрет своего поколения (по роману «Герой нашего времени») В романе “Герой нашего
    • Профессиональные игры. Часть 2
    • Сюжетно-ролевые игры для детей. Сценарии игр. "С выдумкой идем по жизни" Эта игра выявит самого наблюдательного игрока и позволит им

      Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов 1. Химическое равновесие в системе 2NO(г)

      Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

      Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

Ноя 17 2010

Лермонтов считал своей исторической обязанностью или миссией показать русского молодого человека существом сильным, наделенным большими страстями и благородными стремлениями - «чудными обещаниями будущности», как сказано о в «Княгине Лиговской». Одно из основных, принципиальных отличий нового романа от прежних должно было заключаться в объективной подаче и в том, что в этом романе не будет того условного автора-рассказчика, который, неизвестно почему, знает каждый шаг и даже каждую мысль своего героя.

В новом романе дело должно быть поставлено так, чтобы сам узнал о существовании своего героя из чужих уст, - положение, на первый взгляд, очень острое и парадоксальное, но могущее стать вполне правдоподобным при условии удачной мотивировки. Так в роли рассказчика появился Максим Максимыч, а первой повестью, открывающей , стала «Бэла», представляющая собою сочетание двух разных, взаимно тормозящих действие жанров, из которых один служит мотивировкой для другого.

Надо добавить, что действительным рассказчиком или автором истории Бэлы является не Максим Максимыч, а ехавший «на перекладных из Тифлиса» , поскольку он, по его же словам, воспользовавшись задержкой во Владикавказе, «вздумал записывать Максима Максимыча о Бэле, не воображая, что он будет первым звеном длинной цепи повестей». Вот такой сложной оказывается при близком рассмотрении конструкция, кажущаяся при чтении столь естественной и легкой. Лермонтову надо было, с одной стороны, сохранить тональную разницу двух рассказчиков, а с другой - создать единство авторского повествовательного стиля, не дробя его на отдельные языки: «едущего на перекладных» писателя, старого штабс-капитана, разбойника Казбича, мальчишки Азамата, Бэлы и самого Печорина (слова которого, по выражению Максима Максимыча, «врезались» у него в памяти).

Таким образом, «обыкновенная до » о похищенной русским офицером черкешенке пропущена через призму с несколькими гранями, благодаря чему она доходит до читателя в виде многоцветного смыслового спектра.

О писательской профессии рассказчика «Бэлы» и «Максима Максимыча» надо еще прибавить, что эта профессия очень пригодилась для решения одной из важнейших задач романа: где-то надо было нарисовать портрет героя - тем более «героя нашего времени». Бывшая традиционной и, в сущности, не всегда нужной обязанностью, задача эта в данном случае приобрела новый и важный идейный смысл, поскольку история, рассказанная в «Бэле», возбуждает чрезвычайный интерес к Печорину как личности в целом, - одно из крупнейших художественных достижений Лермонтова. Мало того: для портрета героя найдена блестящая по остроумию и правдоподобию (а следовательно - и по убедительности) мотивировка - едущий на перекладных литератор, только что выслушавший историю Бэлы, сталкивается лицом к лицу с самим Печориным. Естественно, что он пристально всматривается в каждую черту, следит за каждым движением этого «странного» (по словам штабс-капитана) человека. И вот рисуется портрет, в основу которого положено новое представление о связи внешности человека с его характером и психикой вообще - представление, в котором слышны отголоски новых философских и естественнонаучных теорий, послуживших опорой для раннего материализма.

Итак, «Бэла» и «Максим Максимыч» дают полную экспозицию героя: от общего плана («Бэла») сделан переход к крупному - теперь пора перейти к психологической разработке. После «Бэлы» Печорин остается загадочным; критический тон штабс- капитана («Что за диво! Скажите-ка, пожалуйста… вы вот, кажется, бывали в столице, и недавно, неужто тамошняя молодежь вся такова») не оставляет, а, наоборот, усиливает эту загадочность, внося в его портрет черты несколько вульгарного демонизма. «Тамань» вмонтирована в роман как психологическое и сюжетное «противоядие» тому, что получилось в итоге «Бэлы» и «Максима Максимыча».

Уже в «Бэле» Печорин приходит к выводу, что «любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни» («невежество и простосердечие одной так же надоедает, как и кокетство другой»), но это можно отнести как раз за счет «демонизма»; в «Тамани» герой, погнавшийся было опять за «любовью дикарки», терпит полное фиаско и оказывается на краю гибели. «Ундина» оказывается подругой контрабандиста - и этот мир своеобразных хищников не имеет ничего общего с руссоистскими идиллиями «естественного человека». Совершенно естественно, что после такого фиаско Печорин оставляет мир «дикарок» и возвращается в гораздо более привычный и безопасный для него мир «знатных» барышень и барынь. Так совершается переход от «Тамани» к «Княжне Мери».

Здесь линия Печорина («кривая» его поведения), опустившаяся в «Тамани», поднимается, поскольку читатель знакомится уже не 126 М. Ю.Лермонтов только с поступками Печорина, но и с его думами, стремлениями, жалобами - и все это заканчивается многозначительным «стихотворением в прозе», смысл которого выходит далеко за пределы мелкой возни с княжной Мери и с Грушницким: «Я как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига; его душа сжилась с бурями и битвами, и, выброшенный на берег, он скучает и томится, как ни мани его тенистая роща, как ни свети ему мирное солнце…» Однако больших бурь и битв ему не дождаться, и самое большее - что он опять, как это было уже не раз, окажется на краю гибели и не погибнет. Так мы переходим к «Фаталисту».

Как за портретом Печорина стоит целая естественнонаучная и философская теория, так за «Фаталистом» скрывается большое философско-историческое течение, связанное с проблемой исторической «закономерности», «необходимости» или, как тогда часто выражались, «судьбы», «провидения». Неудивительно, что вопрос о «судьбе» или «предопределении» оказался темой заключительной повести; удивительно или, вернее, замечательно то, как обошелся с этой философской темой, сделав ее сюжетом художественного произведения.

Не отвергая значения самой проблемы, он берет ее не в теоретическом («метафизическом») разрезе, а в психологическом - как факт душевной жизни и поведения человека - и делает совершенно неожиданный для «теоретика», но абсолютно убедительный практический (психологический) вывод: «Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера - напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится - а смерти не минуешь!»

Фатализм здесь повернут своею противоположностью: если «предопределение» действительно существует, то сознание этого должно делать поведение человека тем более активным и смелым. Вопрос о «фатализме» этим не решается, но обнаруживается та сторона этого мировоззрения, которая приводит не к «примирению с действительностью», а к «решительности характера» - к действию. Таким истинно художественным поворотом философской темы Лермонтов избавил свою заключительную от дурной тенденциозности, а свой роман - от дурного или мрачного финала.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Печорин и общество. «Чужой для всех» . Литературные сочинения!

Печорин и «водяное общество» в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

Роман М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”- одно из лучших произведений русской литературы. Этот роман стоит
в одном ряду с такими шедеврами, как “Горе от ума”, “Евгений Онегин”, “Ревизор”. Роман был написан в эпоху, наступающую
после декабрьского восстания.
В центре романа – человек, стоящий по своему развитию выше окружающего его общества, но не умеющим найти
применение своим способностям. Автор точно вывел образ молодого человека, олицетворением которого в произведении стал
Печорин. Это умный, хорошо образованный молодой офицер, который служит на Кавказе. Он устал от светской жизни,
избаловавшей его. Герой страдает от своей неприкаянности, в отчаянии задает себе вопрос: “Зачем я жил? Для какой цели я
родился? Печорин – типичный герой времени, лучший представитель свой эпохи, но плата за это – его одиночество.
В первой главе романа мы видим Печорина глазами Максима Максимыча, старого офицера: “Славный был малый, только
немного странен”. Сам Максим Максимыч не в состоянии понять сложный характер героя, которого он любит и считает своим
другом. В “Беле” проявляется противоречивость героя. Характер его сложен. Герой сам говорит о себе: “ Во мне два
человека: один живет в прямом смысле этого слова, а другой мыслит и судит его…” В своих словах он скрывает суть своего
характера: его душа “испорчена светом”. По натуре своей Печорин – эгоист, об этом мы узнаем из первой повести романа.
Это качество проявляется в любви к Бэле, а также в отношении с Мери.
В повести “Максим Максимыч” автор дает портрет Печорина. Описывая внешность героя, автор подчеркивает его
аристократическое происхождение. Печорин является представителем светского общества и живет по его законам. Если в
первой повести Печорина описывает Максим Максимыч, то здесь рассказчик меняется. “Странствующий офицер: человек тонкий и
наблюдательный, рисует психологический портрет героя, отмечает главное в нем: он весь соткан из противоречий и
контрастов. “Стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение”, а в улыбке было что-то детское, какая-то нервическая
слабость”; “несмотря на белый цвет его волос, усы и брови его были черные”. Особое внимание уделяется описанию глаз
героя: …они не смеялись, когда он смеялся! Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском: то был
блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный”.
В “Княжне Мери” мы встречаем человека, способного на самоанализ. Здесь Печорин характеризует себя сам, он
объясняет, как сформировались у него дурные свойства: …такова была моя участь с самого детства! Все читали на моем лице
признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали – и они родились… я стал скрытен… я стал злопамятен…, я
сделался завистлив, я выучился ненавидеть, я начал обманывать, я сделался нравственным калекой. Он осознает, что прожил
жизнь пустую и бесцельную: “Зачем я жил? Для какой цели я родился?” Герой не видит смысла жизни. Это понимание своего
предназначения в жизни за несколько часов до возможной смерти является кульминацией не только повести “Княжна Мэри”, но
и всего романа.
Печорин-человек смелый, что проявилось в дуэли. К положительным чертам героя можно отнести и его способность
понимать и чувствовать людей. Печорин – честный, порядочный человек. Несмотря на малоприятную историю княжной Мэри,
Печорин решает сказать правду, хотя было нелегко. И в этом эпизоде проявилась его сила воли. В.Г.Белинский сравнивал
душу Печорина с высушенной зноем землей, которая после благодатных дождей” могла бы родить прекрасные цветы.
Роман М.Ю.Лермонтова ставит одну из проблем – неспособность людей этого времени к действию, порожденную их
собственной средой. Печорин – герой своего времени. Я думаю, это почетное “звание”, ведь само слово “герой”
подразумевает необычность, исключительность. В своем романе Лермонтов сумел показать не только образ героя, но и
раскрыть историю души человеческой”.
Роман М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени – целостное произведение, все части которого объединены одним
героем, причем его характер раскрывается от части к части постепенно, раскрывается от внешнего к внутреннему, от
следствия к причине, от эпического – через психологическое – к философскому.
Роман сразу же был причислен к шедеврам русской литературы.

Задачи и тесты по теме "Печорин и «водяное общество» в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»."

  • Орфоэпия - Важные темы для повторения ЕГЭ по русскому языку

    Уроков: 1 Заданий: 7

  • Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам - Глагол как часть речи 4 класс

    Уроков: 1 Заданий: 9 Тестов: 1

Основной темой творчества Михаила Юрьевича Лермонтова называют личность, которая находится в процесса самопознания и воплощает свое развитие. Обращался к этой насыщенной противоречиями теме Лермонтов и в лирике, и в прозе.

Личность и общество в творчестве М. Лермонтова

Лирический герой поэта постоянно вступает в конфликт с миром, но при этом сохраняет объективность, и старается смотреть на жизнь реалистично и трезво. Постоянно развивающийся мотив человек-толпа проявляется во многих произведениях автора, но особое место занимает его знаменитый, психологический роман "Герой нашего времени" .

И здесь главный герой - личность, которая вступает в конфронтацию с обществом, только этот конфликт скорее внутреннего характера. который впоследствии реализуется в жизни.

Значительное внимание Лермонтов уделяет становлению души человека, он предоставляет читателям возможность наблюдать за тем, как формируется личность героя и какими обстоятельствами обусловлены его выборы и поступки.

Это и привело писателя к написанию такого удивительного произведения, как "Герой нашего времени", где Лермонтов художественным образом раскрывает многие уровни психологии человека на примере главного героя Печорина.

"Самопознание" героя Лермонтова

Творческий метод писателя называют психологическим романтизмом. На Лермонтова повлиял психологизм и историзм Пушкина, а бунтарский романтизм - это отражение внутреннего строя Лермонтова, как личности.

В "Герой нашего времени" автор показывает свое уникальное восприятие Судьбы и личности, которая должна поклонятся чему-то высшему, но все же духовно расти и преобразовываться, несмотря на невзгоды и неприятности. Поэтому его главный герой Печорин - фаталист, обладающий такой чертой характера, как самопознание.

Этот удивительный и противоречивый человек постоянно анализирует свои поступки, стремления, желания и симпатии, он старается осознает каждую свою мысль и понять ее до конца. И делает Печорин это для того, чтобы познать самого себя.

Но главная сложность в том, что в данном случае рефлексия гипертрофирована, все свои душевные силы Печорин направляет только на самопознание. При этом он сочетает в себе и ярко выраженный романтизм, который и делает его образ таким противоречивым.

Циничная и трезвая часть его личности постоянно судит его за определенные поступки и желания, а романтическая часть помогает раскрыть свободный взгляд на мир. В своих размышлениях Печорин показывает, что есть его фатализм на самом деле - постоянный вопрос о том, почему же человеку дан рассудок и ум, почему ему дана возможность анализировать все происходящее в жизни...

Печорин постоянно критикует себя, но не может убежать от собственной личности, и презирает себя, как и презирает других людей. В своем внутреннем мире герой конфликтует с целым миром, так как понимает насколько личность зависима от общества.

Это и является основной философской проблематикой произведения - Лермонтов поднимает социальные и психологические вопросы, и освещает их с той философской позиции, которая способна охватить всю многогранность и противоречивость взаимодействия постоянно развивающейся личности человека с обществом.