Урок-путешествие. Внеклассное чтение

Михаил Пришвин «Моя родина» (Из воспоминаний детства)

Мать моя вставала рано, до солнца. Я однажды встал тоже до солнца, чтобы на заре расставить силки на перепёлок. Мать угостила меня чаем с молоком. Молоко это кипятилось в глиняном горшочке и сверху всегда покрывалось румяной пенкой, а под этой пенкой оно было необыкновенно вкусное, и чай от него делался прекрасным.

Это угощение решило мою жизнь в хорошую сторону: я начал вставать до солнца, чтобы напиться с мамой вкусного чаю. Мало-помалу я к этому утреннему вставанию так привык, что уже не мог проспать восход солнца.

Потом и в городе я вставал рано, и теперь пишу всегда рано, когда весь животный и растительный мир пробуждается и тоже начинает по-своему работать. И часто-часто я думаю: что, если бы мы так для работы своей поднимались с солнцем! Сколько бы тогда у людей прибыло здоровья, радости, жизни и счастья!

После чаю я уходил на охоту за перепелками, скворцами, соловьями, кузнечиками, горлинками, бабочками. Ружья тогда у меня ещё не было, да и теперь ружьё в моей охоте необязательно.

Моя охота была и тогда и теперь — в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я ещё не видел, и может быть, и никто ещё в своей жизни с этим не встречался...

Хозяйство моё было большое, тропы бесчисленные.

Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять — их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоёмы.

В лесах, степях, горах разные ценные животные — будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу — значит охранять родину.

Михаил Пришвин «Жаркий час»

В полях тает, а в лесу ещё снег лежит нетронутый плотными подушками на земле и на ветках деревьев, и деревья стоят в снежном плену. Тонкие стволики пригнулись к земле, примёрзли и ждут с часу на час освобождения. Наконец приходит этот жаркий час, самый счастливый для неподвижных деревьев и страшный для зверей и птиц.

Пришёл жаркий час, снег незаметно подтаивает, и вот в полной лесной тишине как будто сама собой шевельнётся еловая веточка и закачается. А как раз под этой ёлкой, прикрытой её широкими ветками, спит заяц. В страхе он встаёт и прислушивается: веточка не может же сама собой шевельнуться. Зайцу страшно, а тут на глазах его другая, третья ветка шевельнулась и, освобожденная от снега, подпрыгнула. Заяц метнулся, побежал, опять сел столбиком и слушает: откуда беда, куда ему бежать?

И только стал на задние лапки, только оглянулся, как прыгнет вверх перед самым его носом, как выпрямится, как закачается целая берёза, как махнёт рядом ветка ёлки!

И пошло, и пошло: везде прыгают ветки, вырываясь из снежного плена, весь лес кругом шевелится, весь лес пошёл. И мечется обезумевший заяц, и встаёт всякий зверь, и птица улетает из леса.

Михаил Пришвин «Разговор деревьев»

Почки раскрываются, шоколадные, с зелёными хвостиками, и на каждом зелёном клювике висит большая прозрачная капля. Возьмёшь одну почку, разотрёшь между пальцами, и потом долго всё пахнет тебе ароматной смолой берёзы, тополя или черёмухи.

Понюхаешь черёмуховую почку и сразу вспомнишь, как, бывало, забирался наверх по дереву за ягодами, блестящими, чёрно-лаковыми. Ел их горстями прямо с косточками, но ничего от этого, кроме хорошего, не бывало.

Вечер тёплый, а такая тишина, словно должно что-то в такой тишине случиться. И вот начинают шептаться между собой деревья: берёза белая с другой берёзой белой издали перекликаются; осинка молодая вышла на поляну, как зелёная свечка, и зовёт к себе такую же зелёную свечку- осинку, помахивая веточкой; черёмуха черёмухе подает ветку с раскрытыми почками. Если с нами сравнить — мы звуками перекликаемся, а у них — аромат.

Михаил Пришвин «Лесной хозяин»

То было в солнечный день, а то расскажу, как было в лесу перед самым дождём. Наступила такая тишина, было такое напряжение в ожидании первых капель, что, казалось, каждый листик, каждая хвоинка силилась быть первой и поймать первую каплю дождя. И так стало в лесу, будто каждая мельчайшая сущность получила своё собственное, отдельное выражение.

Так вхожу я к ним в это время, и мне кажется: они все, как люди, повернулись ко мне лицами и по глупости своей у меня, как у бога, просят дождя.

— А ну-ка, старик, — приказал я дождю, — будет тебе всех нас томить, ехать, так ехать, начинай!

Но дождик в этот раз меня не послушался, и я вспомнил о своей новой соломенной шляпе: пойдёт дождь — и шляпа моя пропала. Но тут, думая о шляпе, увидел я необыкновенную ёлку. Росла она, конечно, в тени, и оттого сучья у неё когда-то были опущены вниз. Теперь же, после выборочной рубки, она очутилась на свету, и каждый сук её стал расти кверху. Наверно, и нижние суки со временем поднялись бы, но ветки эти, соприкоснувшись с землёй, выпустили корешки и прицепились... Так под ёлкой с поднятыми вверх сучьями внизу получился хороший шалашик. Нарубив лапнику, я уплотнил его, сделал вход, устелил внизу сиденье. И только уселся, чтобы начать новую беседу с дождём, как вижу, против меня совсем близко пылает большое дерево. Быстро схватил я с шалашика лапник, собрал его в веник и, стегая по горящему месту, мало-помалу пожар затушил раньше, чем пламя пережгло кору дерева кругом и тем сделало бы невозможным движение сока.

Вокруг дерева место не было обожжено костром, коров тут не пасли, и не могло быть подпасков, на которых все валят вину за пожары. Вспомнив свои детские разбойничьи годы, я сообразил, что смолу на дереве поджёг скорей всего какой-нибудь мальчишка из озорства, из любопытства поглядеть, как будет гореть смола. Спустившись в свои детские годы, я представил себе, до чего же это приятно взять чиркнуть спичкой и поджечь дерево.

Мне стало ясно, что вредитель, когда загорелась смола, вдруг увидел меня и скрылся тут же где-нибудь в ближайших кустах. Тогда, сделав вид, будто я продолжаю свой путь, посвистывая, удалился я с места пожара и, сделав несколько десятков шагов вдоль просеки, прыгнул в кусты и возвратился на старое место и тоже затаился.

Недолго пришлось мне ждать разбойника. Из куста вышел белокурый мальчик лет семи- восьми, с рыжеватым солнечным запёком, смелыми, открытыми глазами, полуголый и с отличным сложением. Он враждебно поглядел в сторону просеки, куда я ушёл, поднял еловую шишку и, желая пустить её в меня, так размахнулся, что перевернулся даже вокруг себя. Это его не смутило; напротив, он, как настоящий хозяин лесов, заложил обе руки в карманы, стал разглядывать место пожара и сказал:

— Выходи, Зина, он ушёл!

Вышла девочка, чуть постарше, чуть повыше и с большой корзиной в руке.

— Зина, — сказал мальчик, — знаешь что?

Зина глянула на него большими спокойными глазами и ответила просто:

— Нет, Вася, не знаю.

— Где тебе! — вымолвил хозяин лесов. — Я хочу сказать тебе: не приди тот человек, не погаси он пожар, то, пожалуй, от этого дерева сгорел бы весь лес. Вот бы мы тогда поглядели!

— Дурак ты! — сказала Зина.

— Правда, Зина, — сказал я, — вздумал чем хвастаться, настоящий дурак!

И как только я сказал эти слова, задорный хозяин лесов вдруг, как говорят, «улепетнул».

А Зина, видимо, и не думала отвечать за разбойника, она спокойно глядела на меня, только бровки её поднимались чуть-чуть удивлённо.

При виде такой разумной девочки мне захотелось обратить всю эту историю в шутку, расположить её к себе и потом вместе обработать хозяина лесов.

Как раз в это время напряжение всех живых существ, ожидающих дождя, дошло до крайности.

— Зина, — сказал я, — смотри, как все листки, все травинки ждут дождя. Вон заячья капуста даже на пень забралась, чтобы захватить первые капли.

Девочке моя шутка понравилась, она милостиво мне улыбнулась.

— Ну, старик, — сказал я дождю, — будет тебе всех нас томить, начинай, поехали!

И в этот раз дождик послушался, пошёл. А девочка серьёзно, вдумчиво сосредоточилась на мне и губки поджала, как будто хотела сказать: «Шутки шутками, а всё-таки дождик пошёл».

— Зина, — сказал я поспешно, — скажи, что у тебя в этой большой корзине?

Она показала: там было два белых гриба. Мы уложили в корзину мою новую шляпу, закрыли папоротником и направились от дождя в мой шалаш. Наломав ещё лапнику, мы укрыли его хорошо и залезли.

— Вася, — крикнула девочка. — Будет дурить, выходи!

И хозяин лесов, подгоняемый проливным дождём, не замедлил явиться.

Как только мальчик уселся рядом с нами и захотел что-то сказать, я поднял вверх указательный палец и приказал хозяину:

— Ни гу-гу!

И все мы трое замерли.

Невозможно передать прелести пребывания в лесу под ёлкой во время тёплого летнего дождя. Хохлатый рябчик, гонимый дождём, ворвался в середину нашей густой ёлки и уселся над самым шалашом. Совсем на виду под веточкой устроился зяблик. Ёжик пришёл. Проковылял мимо заяц. И долго дождик шептал и шептал что-то нашей ёлке. И мы долго сидели, и всё было так, будто настоящий хозяин лесов каждому из нас отдельно шептал, шептал, шептал...

Михаил Пришвин «Сухостойное дерево»

Когда дождик прошёл и всё вокруг засверкало, мы по тропе, пробитой ногами прохожих, вышли из леса. При самом выходе стояло огромное и когда-то могучее дерево, перевидевшее не одно поколение людей. Теперь оно стояло совершенно умершее, было, как говорят лесники, «сухостойное».

Оглядев это дерево, я сказал детям:

— Быть может, прохожий человек, желая здесь отдохнуть, воткнул топор в это дерево и на топор повесил свой тяжёлый мешок. Дерево после того заболело и стало залечивать ранку смолой. А может быть, спасаясь от охотника, в густой кроне этого дерева затаилась белка, и охотник, чтобы выгнать её из убежища, принялся тяжёлым поленом стучать по стволу. Бывает довольно одного только удара, чтобы дерево заболело.

И много, много с деревом, как и с человеком и со всяким живым существом, может случиться такого, от чего возьмётся болезнь. Или, может быть, молния стукнула?

С чего-то началось, и дерево стало заливать свою рану смолой. Когда же дерево стало хворать, об этом, конечно, узнал червяк. Закорыш забрался под кору и стал там точить. По-своему как-то о червяке узнал дятел и в поисках закорыша стал долбить там и тут дерево. Скоро ли найдёшь? А то, может быть, и так, что, пока дятел долбит и раздолбит так, что можно бы ему и схватить, закорыш в это время продвинется, и лесному плотнику надо снова долбить. И не один же закорыш, и не один тоже дятел. Так долбят дерево дятлы, а дерево, ослабевая, всё заливает смолой. Теперь поглядите вокруг дерева на следы костров и понимайте: по этой тропе люди ходят, тут останавливаются на отдых и, несмотря на запрет в лесу костры разводить, собирают дрова и поджигают. А чтобы скорей разжигалось, стёсывают с дерева смолистую корку. Так мало-помалу от стёсывания образовалось вокруг дерева белое кольцо, движение соков вверх прекратилось, и дерево засохло. Теперь скажите, кто же виноват в гибели прекрасного дерева, простоявшего не меньше двух столетий на месте: болезнь, молния, закорыш, дятлы?

— Закорыш! — быстро сказал Вася.

И, поглядев на Зину, поправился:

Дети были, наверно, очень дружны, и быстрый Вася привык читать правду с лица спокойной умницы Зины. Так, наверно, он слизнул бы с её лица и в этот раз правду, но я спросил её:

— А ты, Зиночка, как ты, милая дочка моя, думаешь?

Девочка обняла рукой ротик, умными глазами поглядела на меня, как в школе на учителя, и ответила:

— Наверное, виноваты люди.

— Люди, люди виноваты, — подхватил я за ней.

И, как настоящий учитель, рассказал им обо всём, как я думаю сам для себя: что дятлы и закорыш не виноваты, потому что нет у них ни ума человеческого, ни совести, освещающих вину в человеке; что каждый из нас родится хозяином природы, но только должен много учиться понимать лес, чтобы получить право им распоряжаться и сделаться настоящим хозяином леса.

Не забыл я рассказать и о себе, что до сих пор учусь постоянно и без какого-нибудь плана или замысла, ни во что в лесу не вмешиваюсь.

Тут не забыл я рассказать и о недавнем своём открытии огненных стрелок, и о том, как пощадил даже одну паутинку. После того мы вышли из леса, и так со мною теперь постоянно бывает: в лесу веду себя как ученик, а из леса выхожу как учитель.

Михаил Пришвин «Этажи леса»

У птиц и зверьков в лесу есть свои этажи: мышки живут в корнях — в самом низу; разные птички, вроде соловья, вьют свои гнёздышки прямо на земле; дрозды — ещё повыше, на кустарниках; дупляные птицы — дятел, синички, совы — ещё повыше; на разной высоте по стволу дерева и на самом верху селятся хищники: ястреба и орлы.

Мне пришлось однажды наблюдать в лесу, что у них, зверушек и птиц, с этажами не как у нас в небоскрёбах: у нас всегда можно с кем-нибудь перемениться, у них каждая порода живёт непременно в своём этаже.

Однажды на охоте мы пришли к полянке с погибшими берёзами. Это часто бывает, что берёзы дорастут до какого-то возраста и засохнут.

Другое дерево, засохнув, роняет на землю кору, и оттого непокрытая древесина скоро гниёт и всё дерево падает, у берёзы же кора не падает; эта смолистая, белая снаружи кора — береста — бывает непроницаемым футляром для дерева, и умершее дерево долго стоит, как живое.

Даже когда и сгниёт дерево и древесина превратится в труху, отяжелённую влагой, с виду белая берёза стоит, как живая.

Но стоит, однако, хорошенько толкнуть такое дерево, как вдруг оно разломится всё на тяжёлые куски и падает. Валить такие деревья — занятие очень весёлое, но и опасное: куском дерева, если не увернешься, может здорово хватить тебя по голове.

Но всё-таки мы, охотники, не очень боимся и когда попадаем к таким берёзам, то друг перед другом начинаем их рушить.

Так пришли мы к поляне с такими берёзами и обрушили довольно высокую берёзу. Падая, в воздухе она разломилась на несколько кусков, и в одном из них было дупло с гнездом гаечки. Маленькие птенчики при падении дерева не пострадали, только вместе со своим гнёздышком вывалились из дупла.

Голые птенцы, покрытые пёрышками, раскрывали широкие красные рты и, принимая нас за родителей, пищали и просили у нас червячка. Мы раскопали землю, нашли червячков, дали им перекусить, они ели, глотали и опять пищали.

Очень скоро прилетели родители, гаечки- синички, с белыми пухлыми щёчками и с червячками во ртах, сели на рядом стоящих деревьях.

— Здравствуйте, дорогие, — сказали мы им, — вышло несчастье; мы этого не хотели.

Гаечки ничего не могли нам ответить, но, самое главное, не могли понять, что такое случилось, куда делось дерево, куда исчезли их дети. Нас они нисколько не боялись, порхали с ветки на ветку в большой тревоге.

— Да вот же они! — показывали мы им гнездо на земле. — Вот они, прислушайтесь, как они пищат, как зовут вас!

Гаечки ничего не слушали, суетились, беспокоились и не хотели спуститься вниз и выйти за пределы своего этажа.

— А может быть, — сказали мы друг другу, — они нас боятся. Давай спрячемся! — И спрятались.

Нет! Птенцы пищали, родители пищали, порхали, но вниз не спускались.

Мы догадались тогда, что у птичек не как у нас в небоскрёбах, они не могут перемениться этажами: им теперь просто кажется, что весь этаж с их птенцами исчез.

— Ой-ой-ой, — сказал мой спутник, — ну какие же вы дурачки!..

Жалко стало и смешно: такие славные и с крылышками, а понять ничего не хотят.

Тогда мы взяли тот большой кусок, в котором находилось гнездо, сломили верх соседней берёзы и поставили на него наш кусок с гнездом как раз на такую высоту, на какой находился разрушенный этаж.

Нам недолго пришлось ждать в засаде: через несколько минут счастливые родители встретили своих птенчиков.

Михаил Пришвин «Старый скворец»

Скворцы вывелись и улетели, и давно уже их место в скворечнике занято воробьями. Но до сих пор на ту же яблоню в хорошее росистое утро прилетает старый скворец и поёт.

Вот странно! Казалось бы, всё уже кончено, самка давно вывела птенцов, детёныши выросли и улетели... Для чего же старый скворец прилетает каждое утро на яблоню, где прошла его весна, и поёт?

Михаил Пришвин «Паутинка»

Вот был солнечный день, такой яркий, что лучи проникали даже и в самый тёмный лес. Шёл я вперёд по такой узенькой просеке, что некоторые деревья с одной стороны перегибались на другую, и это дерево шептало своими листиками что- то другому дереву, на той стороне. Ветер был очень слабый, но всё-таки он был: и наверху лепетали осинки, и внизу, как всегда, важно раскачивались папоротники. Вдруг я заметил: со стороны на сторону через просеку, слева направо, беспрерывно там и тут перелетают какие-то мелкие огненные стрелки. Как всегда в таких случаях, я сосредоточил своё внимание на стрелках и скоро заметил, что движение стрелок происходит по ветру, слева направо.

Ещё я заметил, что на ёлках их обычные побеги-лапки вышли из своих оранжевых сорочек и ветер сдувал эти ненужные больше сорочки с каждого дерева во множестве великом: каждая новая лапка на ёлке рождалась в оранжевой сорочке, и теперь сколько лапок, столько сорочек слетало — тысячи, миллионы...

Мне видно было, как одна из этих слетающих сорочек встретилась с одной из летящих стрелок и вдруг повисла в воздухе, а стрелка исчезла. Я понял тогда, что сорочка повисла на невидимой мне паутинке, и это дало мне возможность в упор подойти к паутинке и вполне понять явление стрелок: ветер поддувает паутинку к солнечному лучу, блестящая паутинка вспыхивает от света, и от этого кажется, будто стрелка летит. В то же время я понял, что паутинок этих, протянутых через просеку, великое множество, и, значит, если я шёл, то разрывал их, сам не зная того, тысячами.

Мне казалось, что у меня была такая важная цель — учиться в лесу быть его настоящим хозяином, — что я имел право рвать все паутинки и заставлять всех лесных пауков работать для моей цели. Но эту замеченную мной паутинку я почему-то пощадил: ведь это она же благодаря повисшей на ней сорочке помогла разгадать мне явление стрелок.

Был ли я жесток, разрывая тысячи паутинок? Нисколько: я же их не видел — моя жестокость была следствием моей физической силы.

Был ли я милостив, наклоняя для спасения паутинки свою натруженную спину? Не думаю: в лесу я веду себя учеником, и если бы я мог, то ничего бы не тронул.

Спасение этой паутинки я отношу к действию моего сосредоточенного внимания.

Михаил Пришвин «Хлопунки»

Растут, растут зеленые дудочки; идут, идут с болот сюда тяжёлые кряквы, переваливаясь, а за ними, посвистывая, — чёрные утята с жёлтыми лапками между кочками за маткой, как между горами.

Мы плывём на лодке по озеру в тростники проверить, много ли будет в этом году уток и как они, молодые, растут: какие они теперь — летают, или пока ещё только ныряют, или удирают бегом по воде, хлопая короткими крыльями. Эти хлопунки очень занятная публика. Направо от нас, в тростниках, зелёная стена и налево зелёная, мы же едем по свободной от водяных растений узкой полосе. Впереди нас на воду из тростников выплывают два самых маленьких чирёнка-свистунка в чёрном пуху и, завидев нас, начинают во всю мочь удирать. Но, сильно упираясь в дно веслом, мы дали нашей лодке очень быстрый ход и стали их настигать. Я уже протянул было руку, чтобы схватить одного, но вдруг оба чирёнка скрылись под водой. Мы долго ждали, пока они вынырнут, как вдруг заметили их в тростниках. Они затаились там, высунув носики между тростниками. Мать их — чирок-свистунок — всё время летала вокруг нас, и очень тихо — вроде как бывает, когда утка, решаясь спуститься на воду, в самый последний момент перед соприкосновением с водой как бы стоит в воздухе на лапках.

После этого случая с маленькими чирятами впереди, на ближайшем плесе, показался кряковый утёнок, совсем большой, почти с матку. Мы были уверены, что такой большой может отлично летать, стукнули веслом, чтобы он полетел. Но, верно, он ещё летать не пробовал и пустился от нас хлопунком.

Мы тоже пустились за ним и стали быстро настигать. Его положение было много хуже, чем тех маленьких, потому что место было тут до того мелкое, что нырнуть ему некуда. Несколько раз в последнем отчаянии он пробовал клюнуть носом воду, но там ему показывалась земля, и он только время терял. В одну из таких попыток наша лодочка поравнялась с ним, я протянул руку...

В эту минуту последней опасности утёнок собрался с силами и вдруг полетел. Но это был его первый полёт, он ещё не умел управлять. Он летел совершенно так же, как мы, научившись садиться на велосипед, пускаем его движением ног, а рулём повернуть ещё боимся, и потому первая поездка бывает всё прямо, прямо, пока не наткнёмся на что-нибудь, — и бух набок. Так и утёнок летел всё прямо, а впереди него была стена тростников. Он не умел ещё взмыть над тростниками, зацепился лапками и чебурахнулся вниз.

Точно так было со мной, когда я прыгал, прыгал на велосипед, падал, падал и вдруг сел и с большой быстротой помчался прямо на корову...

Михаил Пришвин «Золотой луг»

У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идём куда-нибудь на свой промысел — он впереди, я в пяту.

«Серёжа!» — позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие. Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг золотой». Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зелёный. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы жёлтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым.

С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.

Цели:
Сформировать у учащихся представление как о необыкновенно добром, терпеливом, внимательном, изобретательном, хорошем знатоке природы, человеке и писателе.
Развивать у учащихся речь, память, творческие способности и умение анализировать произведения.
Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Наглядность и оборудование:
Портрет М. М. Пришвина, выставка книг «С Пришвиным в лес», плакат «Охранять природу – значит охранять Родину», иллюстрации к рассказам М. М. Пришвина, рисунки учащихся к прочитанным произведениям, кроссворд, грамзапись «Голоса птиц», проектор, компьютер, презентация.
Ход урока.
Организационный момент.
Разгадывание кроссворда. (Приложение 1)
Учитель: Сегодня наш урок я хочу начать с разгадывания кроссворда. Вот он, перед вами.
Сообщение темы урока.
Прочитайте, что получилось в зелёных клеточках.
Учитель: Как вы догадались, мы поговорим о рассказах Михаила Пришвина. Тема нашего урока «Михаил Михайлович Пришвин – певец русской природы».
(Стук в дверь. Входит М. М. Пришвин.)
Пришвин: Шёл на охоту, услышал свою фамилию и решил зайти.
Учитель: На охоту, а ружьё?
Пришвин: Моя охота в находках. Мне хочется найти в природе такое, чего я ещё не видел и, может быть, никто в своей жизни их не встречал.
- Расскажите, что вы обо мне знаете?
Биографию писателя рассказывают ученики на фоне музыки (показ презентации)
М. М. Пришвин – великий писатель, путешественник и охотник. Большую часть своей жизни он провёл в путешествиях. Где он только не побывал?! На Крайнем Севере и Дальнем Востоке, в горах Урала, в степях Казахстана, в Крыму и на Волге. М. М. Пришвин родился 5 февраля 1873, умер в 1954 году. Родился он в селе Хрущёво Елецкого уезда Орловской губернии, в купеческой семье, в дворянской усадьбе, доставшейся по наследству его отцу, там он провёл детство, часто возвращался туда в течение жизни. Среднее образование Пришвин получил в Тюменском реальном училище. Учился в Рижском Политехническом институте. За участие в революционном кружке был арестован, сидел в тюрьме, а затем выслан в Германию. Там окончил Лейпцигский университет. Вернувшись на Родину, работал агрономом. Он уже пишет и издаёт агрономические книги. Но ему становится ясно – наука не его призвание. Он круто изменяет свою судьбу: становится писателем. В литературу вошёл как детский писатель. Писал о том, что видел и сам пережил в природе. Рассказы Пришвина побуждают к любознательности, зоркости, в них большой момент игры, охоты за меткими наблюдениями, за чудесным мгновением, когда распускается первый лист, падает первая капель весеннего светлого дождя. Секрет Пришвинского обаяния – в его зоркости. В своих замечательных книгах Пришвин рассказал много интересного о природе, об охоте на различных зверей и птиц, о дружбе человека с животными, о повадках зверей, о простых деревенских ребятах и об их дружбе, смелости, находчивости. За заслуги в литературе М. М. Пришвин награждён орденами «Знак почёта» и «Трудового красного знамени».
Пришвин: А кто из вас читал мои рассказы? (Ответы детей)
Пришвин: Даже иллюстрации нарисовали. Молодцы! Ну, мне пора.
Рассматривание выставки книг.
Учитель: По многим лесным тропинкам прошагал удивительный волшебник русского слова. Судя по обложкам книг, иллюстрациям на них, скажите:
- О чём писал Пришвин? (Ответы детей)
Учитель: Природа – главный герой его произведений. Много света и солнца, много любви к природе, а через неё к человеку в книгах этого тонкого художника.
- Ребята, давайте примем участие в интересной охоте без ружья. Вместе с героями рассказов М. Пришвина побываем в лесу, понаблюдаем за птицами, лесными зверями. Итак, с Пришвиным в лес.
Звучит грамзапись «Голоса птиц».
IV. Анализ прочитанных произведений. (Работа по уровням)
1) Анализ рассказов, прочитанных учащимися III уровня.
Учитель: Сила обаяния Пришвина в зоркости, умении видеть, наблюдать. Он подмечает тончайшие оттенки в поведении животных.
- В каких рассказах вы читали об этом? («Гаечки», «Изобретатель», «Муравьи»)
- Почему утёнка прозвали изобретателем?
- Есть у белки память?
- Как же белка находит свои запасы, засыпанные снегом?
- О каком рассказе пойдёт речь? (Показ иллюстрации)
- Каким образом ёж запасся яблоками?
- Что необычного в поведении муравьёв подметил автор? Прочитайте.
- Как разговаривают деревья?
V. Физкультминутка.
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо всё выше, выше.
2) Анализ произведений, прочитанных учащимися I уровня.
Учитель: У собак перед всеми зверями особая любовь к человеку. Всюду М. Пришвина сопровождали собаки.
- Назовите клички собак, с которыми вы встретились в рассказах.
- Как называется рассказ, из которого взяты слова «Визгу много, шерсти мало»? Назовите кличку собаки. Почему о ней так сказано?
- Как М. Пришвин относился к ним? Докажите. («Глоток молока»)
- Назвать кличку собаки, которая спасла жизнь человеку. В какой это повести? (Иллюстрация)
3) Анализ повести «Кладовая солнца».
Сценка.
Настя: Что это, Митраша, так страшно воет вдали?
Митраша: Отец говорил, что это воет на Сухой речке старый Помещик. Все волки на Сухой речке убиты, но Серого убить невозможно.
Настя: Так чего же он так страшно воет теперь?
Митраша: Отец говорил, что волки воют весной оттого, что им есть теперь нечего. А Серый ещё остался один, вот и воет.
Настя: Мы куда же пойдём?
Митраша: Мы пойдём на север по этой
·тропе.
Настя: Нет, мы пойдём вот по этой большой тропе, куда все люди идут. Отец нам рассказывал, помнишь? – какое это страшное место Слепая елань. Сколько погибло в нём людей и скота. Нет, Митрашенька, не пойдём мы туда. Все идут в эту сторону, значит, там и клюква растёт.
Митраша: Много ты понимаешь! Мы пойдём на север, как отец говорил: там есть палестинка, где ещё никто не бывал.
Настя: Вот ещё! Отец наш сказку любил рассказывать, а может быть, вовсе нет никакой палестинки!
Митраша: Понимаешь ты!
Учитель:
- Назовите имена детей.
- Почему они жили одни?
- По сколько лет им было?
- Как они управлялись с хозяйством?
- Что вы можете сказать о детях?
- Как травка спасла Митрашу?
Учитель: Постоянное общение с родной русской природой, в которой они черпали силы, позволило им стойко переносить жизненные испытания.
4) Анализ рассказа «Вася Весёлкин».
Учитель:
- В каком рассказе мы встречаемся с мальчиком, который спас собаку Жульку? (иллюстрация)
- Как Вася спас собаку?
- Зачем его искал Пришвин?
- Как учителю и Пришвину удалось найти мальчика? (зачитать)
- Что вы можете сказать об этом мальчике?
- Как Пришвин отблагодарил его?
5) Анализ рассказов, прочитанных учащимися II уровня.
Учитель:
- В каких рассказах автор пишет о заботливом отношении животных к своим детёнышам? («Лоси», «Ярик», «Пиковая дама», «Рождение Кастрюльки»)
- В каких рассказах вы прочитали о забавных случаях? («Как заяц сапоги «съел», «Говорящий грач», «Белый ожерёлок»)
6) Учитель: Человек – часть природы. Он сильнее всех живых умом. И вот, как разумное существо, он не должен причинять вреда природе, а должен заботиться о своих «братьях младших», охранять и защищать всё живое.
- В каких рассказах М. Пришвин призывает бережно относиться к природе? («Лесной хозяин», «Лесной доктор», «Сухостойное дерево»)
- Почему горит дерево? Кто его поджёг?
- Сухостойное дерево. Почему оно засохло? (зачитать)
- Прочитайте слова Пришвина. («Охранять природу – значит охранять Родину»)
(Ответы детей)
Учитель: Эти слова красной нитью проходят через все произведения Михаила Пришвина.
VI. Итог урока.
- Чему учат рассказы Михаила Пришвина?
- Можно ли соотнести строки из стихотворения Кайсын Кулиева с произведениями Пришвина?
Береги всё живое.
Не разоряйте птичьего гнезда,-
Так счастлива в своём жилище птица!
Она в гнезде спокойна и тогда,
Когда над рощей буря злится.
Храните дерево от топора:
Оно высокое и вековое.
Даёт нам тень, когда стоит жара,
Оно чарует всё живое.
Ответы детей.
Лесовичок: Меня прислал к вам Пришвин с телеграммой.
(Читает телеграмму)

ТЕЛЕГРАММА
Нельзя подходить близко к гнёздам птиц. По твоим следам гнёзда могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу уходи. Иначе птицы-родители могут совсем покинуть гнездо.
Если у тебя есть собака, не бери её с собой в лес весной и в начале лета. Она легко может поймать плохо летающих птенцов и беспомощных детёнышей зверей.
Не лови и не уноси домой здоровых птенцов птиц и детёнышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.
Обязательно подкармливай птиц зимой, а весной с помощью старших делай для них домики. Животные связаны между собой в цепи питания. Поэтому, оберегая одних животных, ты часто помогаешь другим. Если, например, охранять лягушек, будет больше цапель, которые кормятся лягушками. Животные связаны и с растениями. Если, например, собирать букеты в лесу или на лугу, будет меньше шмелей и бабочек, которым нектар цветов нужен для питания. Не забывай и о том, что растения дают животным убежище. Оберегая травы, кусты и деревья, ты помогаешь зверям, птицам, насекомым, которые укрываются в этих зарослях.
Лесовичок: Что же передать Пришвину? (ответы детей)
Учитель: Пришвин поставил перед собой задачу – средствами художественного слова изображать многообразные связи человека и природы с тем, чтобы воспитать у людей чувство бережного отношения к природе.
VII. Оценки.
Учитель: А закончим наш урок песней «Давайте сохраним».
Песня «Давайте сохраним».
Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полёте.
Давайте сохраним
Ромашку на лугу,
Кувшинку на реке,
И клюкву на болоте.

О, как природа-мать
Терпима и добра!
Но чтоб её лихая
Участь не постигла,
Давайте сохраним
На стержнях – осетра,
Касатку – в небесах,
В таёжных дебрях – тигра.
Коль суждено дышать
Нам воздухом одним,
Давайте-ка мы все
Навек объединимся,
Давайте наши души
Вместе сохраним.
Тогда мы на земле
И сами сохранимся!
VIII. Домашнее задание.
Рассказы Л. Н. Толстого.

Приложение 1.

Замените одним словом: дятел, сорока, грач. (Птицы)
Кто ни разу шага не сделал? (Воробей)
Какую собаку в одном из рассказов звали как птицу? (Рябчик)
Выпуча глаза сидит, по-французски говорит, по-блошьи прыгает, по-человечьи плавает. Детёныш. (Лягушонок)
Трудолюбивые насекомые. (Муравьи)
Кто попался на колбасу? (Ярик)
Живёт в лесу, ухает как разбойник. Люди его боятся. А он людей боится. (Филин)

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 9»
г. Лиски Воронежская область

Урок по внеклассному чтению
на тему:

«М. М. ПРИШВИН – ПЕВЕЦ РУССКОЙ ПРИРОДЫ».

по программе Л. Ф. Климановой.

Конспект открытого урока по литературе в 6 классе.
Тема урока: Люди и природа – единое целое. М.М.Пришвин. «Кладовая солнца». Цели и задачи урока: продолжать работу над усвоением содержания сказки-были; учить выразительному чтению и пересказу; выяснить смысл названия произведения «Кладовая солнца»; продолжать знакомить учащихся с таким литературоведческим понятием как олицетворение; на примере этого произведения учить детей добру, взаимовы- ручке, любви к природе и всему живому.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Основное содержание урока: осмысление конфликта между детьми (Настей и Митрашей), его причин и следствий; осмысление названия сказки-были; одухотворение природы, её участие в судьбе героев.
Оборудование урока: портрет М.М.Пришвина, ИКТ, раздаточный материал (тестовые задания, таблица, кроссворд).
На доске портрет М.М.Пришвина и эпиграф : «Великая любовь Пришвина к природе роди- . лась из его любви к человеку» К.Г.Паустовский Проблемный вопрос урока:
Ход урока.
I. Проверка домашнего задания. 1) Какое произведение мы изучаем? Слайд с названием произведения. Кто автор этого произведения? Слайд с портретом М.М.Пришвина. О чём пишет этот писатель? Какие произведения ещё знаете? («В краю непуганых птиц», «За волшебным колобком», «Адам и Ева», «Светлое озеро», «Чёрный араб», «Жень-шень», «Лесная капель», «Календарь природы», «Кащеева цепь», «Золотой луг», «Глаза земли» и другие.)

2) Начало работы с таблицей. Дома в I главе вы находили эпитеты и сравнения, которые помогают понять отношение автора (а через него и отношение жителей села) к маленьким героям. (Слайд с портретами детей). Как это отношение отразилось в портретах детей? (Слайд с таблицей «Сравнительная характеристика детей») На ваших столах таблицы с пустыми столбиками, в которые нужно вписать, только кратко, описание детей и черты характера. – Что впишем? Запишите в таблицу

Итог домашней работы: поработали с текстом хорошо, нашли примеры художественных средств. Сообщение темы и цели урока: Сегодня на уроке мы закончим изучение сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца», выясним смысл названия этого произведения, продолжим знакомство с таким литературоведческими понятиями как олицетворение. Эпиграфом к нашему уроку будут служить слова К.Г.Паустовского (на доске).

II. Основная часть урока.
Разберём с вами некоторые эпизоды сказки-были. 1. Войдём в лес вместе с братом и сестрой. Кого и что мы встречаем на своём пути? А) Небольшая серая птичка с носом длинным, как сплющенная шпилька, раскатывается в воздухе диким барашком... (бекас) Слайд с птицей. Б) Над всеми звуками вырвался, вылетел и всё покрыл особый, торжествующий крик, похожий как если бы все люди радостно в стройном согласии могли закричать: «Победа, победа!» (журавли) Слайд с птицей. В) На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине чёрного грудь его стала переливать из синего на зелёное. И особенно красив стал его радужный, раскинутый лирой хвост. (тетерев-косач) Слайд с птицей. Г) Когда ветер замутил утро и завыли деревья возле Лежачего камня, он не выдержал и вылез из своего логова. Он стал над завалом, поднял голову, подобрал и так тощий живот, поставил единственное ухо на ветер... (волк) Слайд с волком. Д) Внезапный порыв ветра с воем деревьев испугал его, и он, прыгнув с Лежачего камня, побежал, бросая задние ножки вперёд... (заяц) Слайд с зайцем Е) Смотришь и думаешь: а может быть, и нет ничего – ни быка, ни коня, а так складывается что-то большое, серое, в частом, сером осиннике. (лось) Слайд с лосем
Да, лес густо населён: здесь и волки, и зайцы, лось, гадюка, глухарь, тетерев, утка, чибис, ворон, сороки, журавль и т.д. И все со своими повадками, мыслями и Пришвин всё это знает. Он не просто писатель, а очень наблюдательный человек, он всё видит, понимает. Поведение животных напоминает поведение людей. Приведите примеры. Для Пришвина не существует просто «вообще растения» или просто «вообще животного». Он обязательно сообщит их названия, расскажет о повадках, о голосах, внешнем виде, о том, как они передвигаются, что любят, что – нет. Наделяет животных способностью «мыслить», а растения – чувствовать и действовать. Вывод: писатель показывает, что чем богаче мир человека, тем больше он видит в природе, тем ярче для него мир.
Как же ведёт себя природа? Природа одушевлена. Найдите примеры. Как называется этот приём? Олицетворение: неодушевлённые предметы наделяются признаками живых существ. Работа по карточкам. Вставьте примеры олицетворения в предложения: 1) Сплетённые корнями деревья, ____ друг друга сучьями, на всё Блудово болото ____, ______, ______. (прокалывая, зарычали, завыли, застонали ). 2) И тогда как будто довольно уже большой ручей с бормотаньем _______ по невидимым камешкам. (побежал ) 3) И вот первый луч наконец-то ______ на щеках у детей.(заиграл ) 4) И тогда ______ сосна, и ель _________ . (нажала, зарычала ) 5) Деревья так _______ ________. (жалобно стонали ) 6) Очень __________ старушки ёлки. (волновались ) 7) Солнце в это время _________ оттуда на землю золотые ножки своего трона. (выбросило ) Слова для справок: побежал, застонали, заиграл, завыли, нажала, зарычали, волновались, прокалывая, выбросило, зарычала, жалобно стонали.
Проверка карточек: прочитайте, что у вас получилось.
О чём говорят эти примеры? Вывод: олицетворения помогают понять, что человек одушевляет природу, делая её живой. 2. Анализ эпизодов сказки-были. 1) Сцена возникшего спора Насти и Митраши , Слайд: Митраша и Настя пошли по разным тропинкам. Почему на иллюстрации Настя и Митраша не вместе. Задание: обратите внимание, как «ведёт себя природа». Можно ли определить, на чьей стороне автор? («было солнце, хмарь надвинулась»). Если нужно, зачитайте. Конечно, автор осуждает Настю («прежняя золотая курочка», «жадность», «клюква теперь кроваво-красного цвета». Вся природа против этой ссоры, Митраше сочувствует, переживает за него вместе с автором) (Заполняем таблицу) 2) Эпизод 2 : встреча Насти с лосём. Слайд: Настя и лось. В чём смысл эпизода этой встречи? Лось не признал ползающую девочку за человека. А почему? Настя совсем забыла от жадности о брате. (Автор пишет: «прежняя золотая курочка») Эпизод 3 : Настя видит Травку. Травка напоминает девочке о любви и верности, возвращает героиню к человечности, к правде. (Травка голодна, но не бросилась на еду.) Слайд: Настя и Травка
Эпизод 4 : Травка и Митраша. Слайд: Травка спасает Митрашу .
Образ собаки – друга человека. «Собака сразу признала человека», «увидела маленького человека», «скорее всего, это Антипыч», «собака сразу поняла человека» Что помогло Митраше выйти победителем из всего случившегося? (Писатель гордится, что мальчик знает природу до мельчайших подробностей, наблюдателен, не отчаялся, а сумел всё рассчитать до мгновения. Даже Травка почувствовала в нём эту силу характера. Слова автора, относящиеся к мальчику, выражают его большую любовь к своему маленькому герою.

    Хочу сказать вам, ребята, что этот эпизод спасения мальчика был взят из жизни автора – его спасла на охоте его охотничья собака.
(Посмотрите – на доске М.М.Пришвин со своей преданной собакой.) –Что он делает? Вернёмся к ссоре детей. Какое значение имеет в произведении спор Насти и Митраши? Как эта история связана со словами: «Эта правда есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовь»? Вывод: « И в заключение борьбы непременно должна быть победа, и сказка в этом смысле есть выражение общечеловеческой веры в победу доброго начала над злым».
Эпизод 5 : Антипыч и Травка. Слайд: Антипыч и Травка. Какую правду знает Травка? Что ей нашептал Антипыч? (Друг – самое ценное в жизни. Только собака не шепчет на ухо эту правду двум заблудившимся детям. Она прекращает гон за зайцем, ведь требуется помощь человеку, попавшему в беду. «Человеческое», воспитанное в ней Антипычем, осталось, хотя прошло 2 года, как умер хозяин. Собака не превратилась в дикого зверя. Она даже не воет, а словно молится – бывшему хозяину и всем людям, которых она воспринимает через образ Антипыча.
Правда – взаимопонимание и любовь. «Дикая жизнь – только для себя». Не случайно у волка на болоте прозвище Серый Помещик. Слайд «Серый Помещик». Он один, а ему противопоставлено товарищество: Настя, Митраша и Травка. И то, что он убит, имеет символический смысл – убито зло.

3. Работа над названием произведения. Как вы думаете, почему сказка-быль названа «Кладовая солнца»? Слова из текста: «... всё Блудово болото, со всеми огромными запасами горючего, торфа, есть кладовая солнца. ...горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки». Связано оно, конечно, не только с залежами торфа для фабрики на 100 лет, а её важнейший смысл заключается в родственном отношении человека к природе. Автор имеет прежде всего в виду духовные сокровища человека, который живёт в природе, является её другом.
4. Итог работы над таблицей «Сравнительная характеристика детей». Слайд «Сравнительная характеристика детей».

III . Итог урока. И последний вопрос (на доске вопрос): Как вы понимаете: быть счастливым – делать добро? Открылся перед детьми путь к утверждению человечности, добра. *Спасли Травку от одиночества, заставили поверить в доброе отношение людей. * Избавились от порочных качеств характера – жадности, упрямства, помогли эвакуированным детям, как помогали и им люди после смерти родителей. *В конце концов утверждается возможность победы над злыми силами: избавили округу от Серого Помещика. Слайд «Дети у костра».
Это первые победы над собой, над страхом перед жизнью, первые шаги по пути «вековечной суровой борьбы людей за любовь». Эту вековечную правду – основу жизни – сомоотвержение и любовь – и передавал Антипыч детям по цепочке из глубокой древности. Митраша первым дошёл до неё – по болоту и разумом. Слайд – Настя и Митраша с ягодами возвращаются домой На примере главных героев Пришвин стремится показать силу, красоту и доброту человеческих отношений, его могущество и огромные возможности. Но в наши дни так важно, чтобы могущество и огромные возможности человека, его сила и власть над природой была более щадящей, а не губящей её до конца. Солнце не всегда сияет и греет, а есть в природе и тучи, и ненастье. В ней есть всё: и злое, и доброе, и спасение, и гибель. Но из всех созданий один лишь человек способен в непогоду сберечь тепло и свет солнца, потому что он умеет хранить это и передавать другим людям тепло и свет доброты. В этом проявляется мудрость человека. Сродни духовному богатству человека богатство природное: «... вся эта кладовая солнца, как торф, достаётся человеку в наследство». И слайд с выводом по уроку.
5. Обобщающий кроссворд (если позволит время). По вертикали: 5) Кого лишились герои? 13) Топкое место в болоте. 15) Имя «Золотой Курочки». По горизонтали: 2) Имя «Мужичка-в-мешочке». 6) Высокая сладкая трава. 10) «Рогатый великан» 11) Имя лесника. 16) Кто грелся на пне?
IV . Оценки за урок. Домашнее задание. 1) Домыслить и написать мини-сочинение, как Настя Принесла клюкву в детский дом. 2) Прочитать к уроку внеклассного чтения рассказы К.Г.Паустовского «Кот-ворюга», «Разливы рек», «Ручьи, где плещется форель».

Разгадайте кроссворд:


По вертикали: 1) Что помогло «Мужичку-в-мешочке» спастись? 3) Куда отдала всю целебную ягоду девочка? 4) Что произошло между ребятами в лесу? 5) Кого лишились герои? 7) Прибор, помогающий определить стороны света. 8) Кличка собаки, спасшей мальчика. 9) Заяц, которого преследовала собака лесника. 13) Топкое место в болоте. 14) Целебная ягода, за которой отправились дети. 15) Имя «Золотой Курочки». По горизонтали: 2) Имя «Мужичка-в-мешочке». 6) Высокая сладкая трава. 8) Какое богатство было скрыто в Блудовом болоте? 10) «Рогатый великан» 11) Имя лесника. 12) «Какое-нибудь отменно приятно е местечко в лесу». 16) Кто грелся на пне? 17) «С тех пор уже лет, может быть, двести эти ель и _____ вместе растут».

Тест по произведению М.М.Пришвина «Кладовая солнца».
1. Жанр произведения: А) повесть; Б) сказка; В) сказка-быль. 2. Название произведения означает, что речь идёт: А) богатых залежах торфа на болотах; Б) душевном богатстве людей; В) богатом растительном и животном мире лесов. 3. В произведении описываются события: А) времён первой мировой войны; Б) периода Великой Отечественной войны; В) наших дней. 4. Тема произведения: А) единство человека и природы, необходимость заботливого отношения к ней; Б) взаимоотношения между людьми; В) размышления о том, насколько природа выше человека и человеческих страстей. 5. Повествование в произведении ведётся от лица: А) Митраши и Насти; Б) геологов; В) жителей деревни. 6. Рассказчики считают, что в дружбе Насти и Митраши было: А) прекрасное равенство; Б) бесспорное первенство сестры; В) преимущество брата. 7) Елань (топкое место в болоте) называлась Слепою, так как: А) люди, попав в неё, теряли зрение; Б) здесь росли цветы, которые народ именовал «куриная слепота»; В) внешне она никак не отличалась от остального болота. 8) Закон жизни в лесу, отвергнутый Травкой, требовал от диких зверей жить для: А) других; Б) себя; В) природы. 9) Человеческая правда, которую Антипыч «перешепнул» Травке, – это правда: А) Принципа «Один за всех и все за одного»: Б) вековечной суровой борьбы людей за любовь; В) слов «Мы с тобой одной крови: ты и я». 10) Травка не могла выносить плач сплетённых навеки деревьев, потому что: А) они напоминали ей о собственном её горе; Б) собаке было страшно слышать этот вой; В) ей было их жалко. 11) В предложении: «Земля над ногой стала как гамак, подвешенный над бездной» – используется: А) антитеза; Б) сравнение; В) гипербола.

Тема урока: Урок – знакомство с творчеством М.М. Пришвина.

Рассказы М.Пришвина о природе (проводится перед изучением

сказки – были «Кладовая солнца»).

Цели урока :

Познакомить обучающихся с творчеством писателя

М.М.Пришвина;

Помочь обучающимся увидеть в произведениях писателя

глубокую любовь к родной природе, родному краю.

Оформление урока:

Презентация к уроку «Рассказы М.пришвина о природе»;

Выставка книг;

Иллюстрации обучающихся к рассказам Пришвина;

Эпиграфы к уроку :

«Я, друзья мои, пишу о природе,

сам же только о людях и думаю».

искать и открывать в природе

прекрасные стороны души человеческой…

М. М. Пришвин.

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

Людям, которые открывают заветные уголки в природе, разгадывают сокровенные тайны лесных обитателей, ивестно всё.

Они знают, когда начнётся дождь, когда выглянет ясное солнышко, они знают, о чём разговаривают птицы на рассвете, о чём шепчутся листочки на осине, кому кланяются стройные берёзки… Они замечают и работу неутомимого муравья – труженика, и движение листочков, и рост былинок. Им известно то, что скрыто от глаз невнимательных гостей леса.

Эти люди, внимательные и заботливые, делятся своими впечатлениями и с нами, читателями. Их интересные рассказы помогают нам в одно мгновение оказаться на лесной полянке в хороводе берёз и осинок, вместе с ними, рассказчиками, мы пьём дождевую воду из шляпки старого гриба, помогаем, сочувствуем животным.

Вот таким умным, заботливым и внимательным рассказчиком является М.М.Пришвин. Это один из своеобразнейших художников слова. Он с искусством волшебника открыл красоту этой земли, и читатель его книг становится в своём отношении к ней, к земле, зорче, мудрее, бережливее.

Интересна жизнь М.Пришвина как человека. Посмотрите на его портрет (автор Г.С.Верейский). (слайд презентации)

Я вижу, вам понравися портрет. Кого напоминает вам писатель?

Верно, доброго волшебника, мудрого сказочника, вдохновенного кудесника.

М.М.пришвин был старейшим шофёром Москвы. Он до 80-ти с лишним лет сам водил машину, сам её ремонтировал. Машина помогала ему быть на встречах с лесом. А в лес он ездил часто, уезжал рано утром и возвращался после обеда. Его неразлучными спутниками были собака Жалька и корзина для грибов.

2. Как же стал писать Пришвин? (сообщение ученика)

(Ещё в молодые годы, полвека назад, он обошёл пешком весь Север с охотничьим ружьём за плечами и написал об этом книжку. Был тогда наш север диким, людей там было мало, птицы и звери жили, не пуганные человеком. Так и назвал Пришвин свою первую книжку «В краю непуганых зверей».

А потом, много лет спустя, Пришвин снова побывал на Севере и увидел, что знакомые озёра, где раньше плавали дикие лебеди, были соединены Беломорским каналом, и по ним плавали не лебеди, а советские пароходы.

Побывал он и на Дальнем Востоке, а когда все уголки нашей необъятной Родины были обойдены, стал Пришвин путешествовать возле Москвы).

Пришвин с присущим ему юмором рассказывает нам о многих событиях из жизни лесных обитателей.

Сейчас, после такого большого разговора о Пришвине и о природе, мы начинаем знакоство с рассказами Пришвина. И сегодня у нас урок внеклассного чтения по произведениям Пришвина.

Постоянно при чтении и прослушивании рассказов постарайтесь, ребята, отвечать на вопрос: «Чему учит нас этот волшебник, знаток и любитель родной природы?»

3. Итак, добрый волшебник Пришвин взмахнул палочкой, и … мы с вами оказались в лесу. Слышите: лес просыпается, птицы поют…

Пройдя через лес, мы оказались на опушке перед деревянным домиком, под окнами которого раскинулся золотой луг.

Чтение рассказа «Золотой луг».

Почему крохотный неприметный одуванчик стал для детей самым интересным цветком?

Продолжаем знакомство с героями рассказов Пришвина.

Часто родители, возвращаясь из леса, говорят детям: «Тебе зайчик гостинец прислал». Но не только заяц может посылать гостинцы, и рыжая лиса иногда делает подарок, как об этом говорится в рассказе «Лисичкин хлеб».

Чтение или пересказ «Лисичкина хлеба».

Какой жанр изученных произведений напоминает этот рассказ?

Верно, сказку. А что сближает его со сказкой?

Да, частые повторы, такие сочетания: лисичкин хлеб, как кукушкины слезки, заячья капустка, кошачьи лапки…

Наблюдательный, знаток секретов девушек – осинок, писатель – волшебник приводит нас на лесную полянку к подружкам – осинкам. Поэтично, с мягким лиризмом повествует нам художник слова о «Силаче», о «Полянке в лесу». Приглашает нас на именины осинки.

Читается наизусть рассказ «Именины осинки».

Приближается осень, и Пришвин с заботой говорит о том, что осинки замерзают, им холодно.

Ученица наизусть читает рассказ «Осинкам холодно».

А ветер – хозяин старательно убирает осенние листья, утепляя ими землю.

Чтение рассказа «Осенние листья».

Все рассказы Пришвина пронизаны мыслью о внимательном отношении к людям, родной природе, открывающей заветные уголки. Заставляет о многом задуматься рассказ «Старый гриб»

Как вы думаете, какова основная мысль рассказа?

Чему учит нас писатель?

Давайте вспомним, о чем говорится в первом части.

Пересказ 1 части.

Да, Пришвин отбирает из жизни друга самые важные события: баррикады на Пресне, Первая мировая война, большая революция, парад Победы.

Как вы думаете, какой можно назвать жизнь рассказчика и его друга?

А какой смысл вкладывал мальчишка – озорник в слова: «А ты зачем идёшь, старый гриб

Оправдывает ли озорника то, что он не знал о боевом прошлом дедушки?

- О чём говорится во 2 части?

Какое отношение к старому грибу показвает нам автор? (Верно, старый гриб нужен и человеку, и обитателям леса, ибо он сеет «споры жизни».

Чему учит нас писатель?

Мы простились с героями «Старого гриба».

Пересказы учащихся.

5. Викторина по иллюстрациям к рассказам М.Пришвина (показ слайдов).

- Итак, давайте подведём итог урока.

Чем богаты рассказы М.Пришвина – художника?

Как подтверждается мысль эпиграфа нашим уроком?

Чему учат рассказы писателя?

Урок окончен, но встреча с героями рассказов Пришвина продолжится на последующих уроках.

Оценки за урок.

Цели:

  • научить ребят понимать текст, находить и открывать интересное для себя в рассказах о животных, природе.
  • беречь животных, окружающую нас природу.

Оборудование:

  • выставка рисунков учащихся выполненных на уроке ИЗО – учитель Насонова Н.П.
  • карта – маршрут путешествия,
  • декорации к инсценированию, костюмы,
  • заяц-беляк несколько картинок, репродукций.

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя.

– Сегодняшний урок внеклассного чтения я хочу начать с вопроса. Чему мы можем удивляться? (Ответы учащихся) . Хорошо, молодцы!
Вспомните, пожалуйста, мы с вами на уроке русского языка подбирали синонимы к слову удивляться. Что значит удивляться? (Радоваться, восхищаться, восторгаться, благоговеть, умиляться). Это замечательные слова, молодцы!
А что вы, ребята, можете сказать о человеке, который умел восхищаться, благоговеть? Какой он? (Добрый, чуткий, любознательный, открытый людям, миру)
Сегодня мы продолжим разговор о М.М. Пришвине. Вот кто умел удивляться, и своими открытиями, наблюдениями замечательными рассказами умел удивлять людей, читателей.
Вы, ребята, любите путешествия, походы? Мы сегодня на уроке отправимся за открытием, в поход за удивлением, а поможет нам Пришвин и его рассказ “Синий лапоть”. Познакомьтесь с маршрутом похода (называю пункты остановок на карте) .

Готовность к походу проверяю вопросами (за правильный ответ ученик получает зайчика):

– Как называли мелкий хворост? (Грачевник)
– В какое время года исчезли зайцы? (Осенью)
– С чем связали местные жители исчезновение зайцев? (С вырубкой леса)
– Какое слово я пропустила? Найдите пропущенное слово:

“Родионыч был такой _________, что лучше всякой гончей мог найти зайца” (искусник).

– Гончие, кто такие? (Охотничья собака особой породы)
– Просиял когда? Что это значит, просиял? (Просиял – засветиться, переносное стать радостным, приветливым счастливым)
– Молодцы, к походу готовы, отправляемся.

II. Игра-путешествие.

1. Зимняя поляна.

Сжато, емко передать содержимое рассказа – по цепочке, по 1-2 П. Учащиеся передают друг другу “Снежный ком”

2. Домик лесника или охотника-профессионала.

– У него в гостях ученые, я вас познакомлю:

  • Профессор биологии Синицын С.Л.
  • Профессор математики Ларионов Д.В.
  • Ученые лингвисты: Бусыгина С.А., Жарникова Ю.Н.

– Можно задать вам вопрос. Вы читали рассказ Пришвина “Синий лапоть”? Что вас, как ученых удивило?

Биолог рассказывает о зайце-беляке; математик объясняет понятие "аршин", лингвист – "гомонили", "дом с мезонином", следопыт "конфуз", "лапоть".

  • Аршин – русская мера длины 0,71 м, художественное понятие 2 аршина, больше чем в математике.
  • Гомонили (просторечие) громко, шумно разговаривать, кричать + по тексту.
  • Мезонин – надстройки над серединой по тексту дома.
  • Конфу з – (разг.) состояние смущения, неловкости.
  • Лапоть – плетеная обувь изо льна, но в шутку в разговоре так могут назвать человека совершенно некультурного, необразованного.

– Ребята, мы сейчас с вами все запоминаем, т.к. у нас походные условия, слова запишем на следующем уроке. А о лапте потолкуем в конце урока. Спасибо ученым.

3. Лесная галерея.

Выставка работ учащихся, подготовленная учителем ИЗО – Н.П. Насоновой. Я представляю ей слово. 1-2 ученика говорят, почему выбрали этот сюжет, цвет и т.д., Н.П. оценивает работы.

4. Привал. Пень-муравейник.

Мальчики идут переодеваться, девочки пересказывают “Синий лапоть”:

а) от лица рассказчика.
б) от лица зайца.

5. Индивидуальная работа: кроссворд (для слабоуспевающих)

КРОССВОРД.

По вертикали:

1. Как по-другому называется мелкий хворост?
2. Кто такой Родионыч?
3. Как называют охотничью собаку?
4. То, чем охотятся.
5. Кто такой синий лапоть?

По горизонтали:

1. Кто написал рассказ “Синий лапоть”?
2. По какому знаку обнаруживают охотники животного зимой?
3. Заячий хвостик на языке охотников.

Ответы:

по вертикали: 1. Грачевник. 2. Следопыт. 3. Гончая. 4. Ружье. 5. Заяц;
по горизонтали: 1. Пришвин. 2. След. 3. Цветок.

6. Инсценировка.

Показывают мальчики. Все остальные придумывают название увиденному. (Cцена охоты)
Музыка (музыканты подбирали самостоятельно произведения и комментировали).

6. Финиш.

– Так почему же рассказ называется “Синий лапоть”?

Информация из книги “Крылатые слова”: "синий чулок", "синяя борода", "синяя птица" и "синий лапоть".

  • необыкновенный;
  • необычный;
  • смешливый.

– Похож наш заяц на лапоть? Ведь лаптем называют в разговоре некультурного, необразованного человека. (Заяц неординарный, его надо беречь!)

Строки из “Моя родина” Пришвина.

III. Итоги урока. Оценки.

Литература, используемая для урока :

  1. “Литература в школе” №5, 95 г., стр. 34 О дневниках Пришвина.
  2. Стр. 71 "Откроем прекрасные стороны души человеческой". Урок по дневник. записям.
  3. №3, 96 г. Книга М.П. – но не о природе, а о революции.
  4. Стр. 108 Пришвин “Времена года” 5 класс.