Паустовский корзина с еловыми шишками главная мысль. Разработка урока литературного чтения "корзина с еловыми шишками"

В своем творчестве Константин Паустовский часто поднимает философские вопросы о смысле жизни, о поисках своего места в этом мире, о трудности выбора. Рассказ «Корзина с еловыми шишками» не является исключением. Читая это легкое жизнеутверждающее произведение, понимаешь, что самые лучшие в жизни вещи даются человеку бесплатно.

Главные герои этого произведения, композитор Эдвард Григ и маленькая девочка Дагни, дочь лесника, знакомятся в лесу. Композитор просто гуляет, любуясь неповторимым осенним пейзажем, а девочка собирает еловые шишки. Обычный разговор, обыкновенная осень. Однако все вокруг будто пропитано сказкой: удивительно тонкие и восприимчивые к каждому шороху осиновые листья, нахнущие тяжелой пахучей смолой еловые шишки, хрупкая и необычайно красивая стеклянная лодка…

Григ настолько впечатлен общением с маленькой незнакомкой, что решает посвятить ей музыкальное произведение. Конечно, ребенок не в состоянии глубоко оценить силу и красоту классической музыки, поэтому Григ говорит, что Дагни получит подарок через десять лет, когда ей исполнится восемнадцать. Девочка в растерянности, она хочет получить подарок сейчас, но ей остается только смириться.

Создавая произведение, посвященное Дагни, композитор с нежностью думает о своей маленькой музе. Он знает, что впереди у нее такая увлекательная, такая яркая и прекрасная жизнь, полная открытий и любви. Григ желает девочке большого и настоящего счастья, и все свои переживания вкладывает в музыку.

Проходят годы, Дагни превращается в стройную красавицу с длинными косами. По случаю окончания школы девушка едет погостить к своим дяде и тете, а те решают сводить ее на концерт. Каково же всеобщее удивление, когда со сцены звучит непередаваемо прекрасная музыка, посвященная ей, дочери лесника.

В душе у Дагни все переворачивается, ей вспомнилось все: и прекрасный осенний лес, и человек со смеющимися глазами, обещавший подарить ей необычный подарок. Этот подарок — действительно лучшее, что можно пожелать, потому что это больше, чем музыка, это дар любви к жизни.

Жизнь состоит из множества больших и мелких событий, ежеминутно человека окружают сотни вещей, и как же важно помнить, что все это прекрасно, и любить жизнь во всех ее проявлениях. «Корзина с еловыми шишками» — небольшой, но впечатляющий рассказ, заставляющий читателя задуматься об истинных ценностях.

    • Жизнь человека настолько стремительна и наполнена событиями, что порой забываешь, что в жизни самое важное, а что все же второстепенное. Именно это и происходит с Настей, героиней рассказа Паустовского «Телеграмма». Хотя весь сюжет разворачивается вокруг ее имени, с самой Настей мы знакомимся уже во второй половине рассказа. Настя родилась и выросла в глухом селе Заборье. Видно, девушке очень наскучила и родная деревня, и все, что с нею связано, потому что в деревню она не приезжает годами. Жизнь не стоит […]
    • Как часто в жизни мы, не задумываясь, раним других. Как много может спасти одно доброе слово, один сострадательный поступок. Возможно, именно эту идею хотел донести до читателя Паустовский рассказом «Теплый хлеб». Главный герой рассказа, Филька по прозвищу «Ну тебя!», - мальчишка с очень непростым характером. Филька недоверчив, несговорчив, всем грубит, даже старенькой бабушке. До поры до времени его грубости сходят ему с рук, но только до тех пор, пока мальчик не обидел раненого коня, любимца всей […]
    • Тягостное чувство возникает по окончании чтения рассказа К. Г. Паустовского "Телеграмма". Не светлая печаль, тихая грусть и примирительная гармония с миром, но какой-то тяжеленный темный камень на душе. Будто бы чувство вины, постигшее Настю слишком поздно, ложится в какой-то степени и на меня. Вообще подобные темы не так уж свойственны общеизвестному Паустовскому, изучаемому в школе и любимому маленькими детьми. Мы все знаем автора, уважающего и ценящего родную природу, мастера тонких и трогательных описаний […]
    • Делай добро – и оно к тебе вернется, делаешь зло – жди расплаты. В жизни все взаимосвязано. Наверно, рассказ Паустовского «Заячьи лапы» - именно об этом: о взаимосвязи всего живого, о важности в жизни любви и сострадания. Название рассказа очень необычно и сразу заставляет читателя задуматься о том, почему заячьи лапы? Что в них такого особенного? Ну, попал косой в лесной пожар, спасся, дело житейское. Неужели об этом стоит писать целый рассказ? Оказывается, что стоит, потому что заяц в рассказе не простой, а […]
    • Прекрасна и добра небольшая "сказка" Константина Паустовского под уютным домашним названием "Теплый хлеб". Несмотря на кажущуюся простоту и незамысловатость сюжета, несколько народный язык, короткие, но красочные описания природных явлений, - это настоящее произведение литературы художественной. И оно, наравне с многотомными романами, заставляет читателя остановиться, задуматься, что-то для себя решить. Над чем задуматься? Что именно решить? Об этом - ниже. Пойдем от меньшего - к большему. Главную идею оставим […]
    • Эрнест Хемингуэй – классик мировой литературы, лауреат Нобелевской и Пулитцеровской премий. Будущий писатель родился в 1899 году в Оук-Парке, привилегированном пригороде Чикаго. Его отец был врачом. Он постарался привить сыну любовь к окружающему миру. Также на мировоззрение писателя повлиял его дед. В 12-летнем возрасте Эрнест получил от него подарок – однозарядное ружье. Именно с этого началось увлечение Хемингуэя охотой. Первые рассказы будущего классика были напечатаны в школьном журнале «Скрижаль». Также […]
    • Начало творческого пути М. Горького пришлось на период кризиса в социальной и духовной жизни России. По признанию самого писателя, к сочинительству его подтолкнули страшная «бедная жизнь», отсутствие у людей надежды. Горький видел причину создавшегося положения прежде всего в человеке. Поэтому он решил предложить обществу новый идеал человека-протестанта, борца с рабством и несправедливостью. Горький хорошо знал жизнь бедняков, от которых отвернулось общество. В ранней юности он сам был «босяком». Его рассказы […]
    • Возрождение имени Максима Горького после пересмотра места его творчества в русской литературе и переименования всего, носившего имя этого писателя, обязательно должно произойти. Думается, немалую роль в этом сыграет самая известная из драматического наследия Горького пьеса «На дне».Сам жанр драмы предполагает актуальность произведения в обществе, где много нерешенных социальных проблем, где людям известно, что такое ночлежка и отсутствие дома. Пьесу М. Горького «На дне» определяют как социально-философскую драму. […]
    • Многие писатели середины XX столетия не смогли остаться в стороне от событий, происходивших тогда в стране. За время, предшествующее Октябрьской революции и последующие годы становления советской власти было убито или отправлено в ссылки много неугодных власти людей. Сломанные судьбы, осиротевшие дети, постоянные доносы – думающие люди не могли остаться равнодушны. Б. Пастернак, М. Булгаков, Е. Замятин, В. Шаламов, М. Шолохов, А. Солженицын и многие другие писали о том, что происходит и как от этого страдают […]
    • Настя Митраша Прозвище Золотая курочка Мужичек в мешочке Возраст 12 лет 10 лет Внешность Красивая девочка с золотыми волосами, лицо всё в веснушках, а лишь один нос чистенький. Мальчик невысокого роста, плотного телосложения, имеет большой лоб и широкий затылок. Его лицо в веснушках, а чистенький носик смотрит вверх. Характер Добрая, рассудительная, поборола в себе жадность Смелый, смекалистый, добрый, мужественный и волевой, упрямый, трудолюбивый, целеустремленный, […]
    • Владимир Набоков, выдающийся русский писатель, получил признание в 1920-х годах в эмиграции и только во второй половине 80-х годов вернулся своими произведениями на родину, в Россию. Его творческая деятельность началась на исходе Серебряного века русской поэзии и продолжалась вплоть до 70-х годов. Так сложилось, что творчество Набокова вписано в историю сразу двух национальных литератур – русской и американской, причем все его романы, написанные по-русски и по-английски, – подлинные литературные шедевры. Набоков […]
    • Испытание дуэлью. Базаров и его друг снова проезжает по тому же кругу: Марьино – Никольское – родительский дом. Ситуация внешне почти буквально воспроизводит ту, что в первый приезд. Аркадий наслаждается летним отдыхом и, едва найдя предлог, возвращается в Никольское, к Кате. Базаров продолжает естественнонаучные опыты. Правда, на этот раз автор выражается по-другому: «на него нашла лихорадка работы». Новый Базаров отказался от напряженных идеологических споров с Павлом Петровичем. Лишь изредка бросает достаточно […]
    • Лучшая часть есенинского творчества связана с деревней. Родиной Сергея Есенина было село Константиново Рязанской губернии. Середина, сердце России дало миру прекрасного поэта. Вечно меняющаяся природа, колоритный местный говор крестьян, давние традиции, песни и сказки с колыбели вошли в сознание будущего поэта. Есенин утверждал: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве». Именно Есенину удалось создать в русской лирике образ деревни конца XIX – начала XX […]
    • У Александра Блока свое особое отношение к Родине. Россия – это не просто тема, а это мир, наделенный своими чертами, заполненный различными образами и символами. А. Блок обращается к размышлениям о трагическом прошлом России, многострадальном народе, о предназначении и особенности России. Очень ярко и своеобразно представлено отношение к Родине в цикле «На поле Куликове». Этот цикл включает в себя пять стихотворений. В примечании к циклу Блок написал: «Куликовская битва принадлежит… к символическим событиям […]
    • Нужно отметить, что эпизод столкновения экипажей распадается на две микротемы. Одна из них – это появление толпы зевак и «помощников» из соседней деревни, другая – мысли Чичикова, вызванные встречей с молоденькой незнакомкой. Обе эти темы имеют как внешний, поверхностный пласт, касающийся непосредственно персонажей поэмы, так и пласт глубинный, выводящий на масштаб авторских размышлений о России и ее людях. Итак, столкновение происходит внезапно, когда Чичиков про себя посылает проклятия Ноздреву, думая, что […]
    • Ф. М. Достоевский был настоящим писателем‑гуманистом. Боль за человека и человечество, сострадание к попранному человеческому достоинству, желание помочь людям постоянно присутствуют на страницах его романа. Герои романов Достоевского – это люди, желающие найти выход из жизненного тупика, в котором оказались по разным причинам. Они вынуждены жить в жестоком мире, который порабощает их умы и сердца, заставляет действовать и поступать так, как людям не хотелось бы, или как бы они не поступили, находясь в других […]
    • Умение выражать тончайшие оттенки настроения сопутствовало Исааку Ильичу Левитану на протяжении всего творческого пути. Избегая сцен, эффектных внешне, он стремился выразить душевные волнения, изображая милые русскому сердцу мотивы. Простоватые, на первый взгляд, сюжеты картин несут сильную эмоциональную нагрузку. Это утверждение в полной мере применимо и к его "Одуванчикам". Неспроста Левитан одним летним утром возвратился с прогулки без этюда. В его руках был букет из одуванчиков, который он хотел […]
    • Сатира М. Е. Салтыкова‑Щедрина правдива и справедлива, хотя нередко ядовита и зла. Его сказки – это и сатира на самодержавных правителей, и изображение трагического положения угнетенного народа, его каторжного труда, и высмеивание господ и помещиков. Сказки Салтыкова‑Щедрина – это особая форма сатиры. Изображая действительность, автор берет только наиболее яркие черты, эпизоды, по возможности сгущает краски при их изображении, показывая события как бы под увеличительным стеклом. В сказке «Повесть о том, как […]
    • Замечательный русский поэт Борис Леонидович Пастернак долгие годы вынашивал идею написать роман. Ему довелось жить в сложное для страны время, в эпоху трех революций. Он был знаком с Маяковским, начинал свою творческую деятельность, когда активно работали символисты и футуристы, сам одно время принадлежал к футуристическому кружку «Мезонин поэзии». Пастернак намеревался «дать исторический образ России за последнее сорокопятилетие…». Первые наброски романа относятся к 1918 году. Автор дал им рабочее название […]
    • Конфликт - это столкновение двух или нескольких сторон, не совпадающих во взглядах, мироощущениях. В пьесе Островского “Гроза” несколько конфликтов, но как же решить, какой из них главный? В эпоху социологизма в литературоведении считали, что социальный конфликт самый важный в пьесе. Конечно, если видеть в образе Катерины отражение стихийного протеста народных масс против сковывающих условий “темного царства” и воспринимать гибель Катерины как результат столкновения ее с самодуркой свекровью, следует […]
  • Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
    (2013/14 учебный год)

    Номинация конкурса:

    Педагогические идеи и технологии: среднее образование

    Название работы:

    Интегрированный урок

    литературного чтения и музыки

    в 4 классе по теме:

    К. Г.Паустовский

    "Корзина с еловыми шишками"

    Учебная программа: «Литературное чтение 4 класс» Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова

    Бондарева Ольга Вячеславовна

    Место выполнения работы:

    МБОУ БГО СОШ №12
    г. Борисоглебск,

    Воронежская область

    2014 год

    Тема: К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками" (2 урок)

    Цель:

    Раскрыть идею и смысл рассказа К.Г. Паустовского “Корзина с еловыми шишками”.

    Задачи урока:

    Способствовать расширению кругозора детей, приобщению к искусству, духовной культуре;

    Способствовать развитию художественного вкуса и интереса к чтению;

    Развивать речь учащихся и умение формировать идею произведения;

    Способствовать формированию творческого воображения через слово, музыку, обосновывать свою точку зрения;

    Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, к чувствам людей, умение сопереживать.

    Оборудование: мультимедийная презентация

    Э.Григ произведение из сюиты «Пер Гюнт»: «Утро».

    Конспект урока

    I . Организационный момент

    II . Самоопределение к деятельности.

    Откуда эти строки?

    … Все леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев, но особенно хороши горные леса около моря. В них слышен шум прибоя, с моря постоянно наносит туман, и от обилия влаги буйно разрастается мох. Он свешивается с веток зелёными прядями до самой земли.

    А вы догадались, из какого произведения этот отрывок?.

    ( К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»)(слайд 1)

    А как вы думаете, что предстоит нам сегодня на уроке?

    (анализ произведения)

    Определите задачи урока.

    Задачи: понять содержание произведения, определить основную мысль текста (слайд 2)

    Также мы ответим на вопросы:

    В чём заключается волшебная сила музыки и природы?(слайд 3)

    Почему портреты писателя и композитора рядом? Что их объединяет? (слайд 4,5)

    Введение в сюжет урока.

    Для того, чтобы понять и глубже почувствовать рассказ Паустовского, необходимо хорошо знать творчество Грига и его жизнь. О том, в чем заключается творчество Грига, расскажет Оксана Вячеславовна.

    Прежде, чем перейти к разговору о самом норвежском композиторе Э. Григе, мне хотелось бы услышать о стране, в которой он жил и писал свои необыкновенные произведения.

    (рассказывает ученик) слайд 6-15

    Величественная суровая Норвегия- страна неприступных скал, густых лесов, узких извилистых морских заливов. Берген… один из древнейших городов западной Норвегии, омытый волнами моря, увенчанный скалистыми вершинами гор. Глубокие озера и чистые фьорды, зеленые склоны холмов и могучие гряды гор, суровое величие горной природы и тихий покой долин.

    (рассказывает учитель музыки).

    Именно здесь, среди сказочной красоты, 15 июня 1843 года родился Эдвард Григ – композитор, дирижёр, пианист.

    С шести лет мальчик начал учиться игре на фортепиано у своей матери - талантливой пианистки. Она познакомила сына с произведениями Моцарта, Шопена, Мендельсона.

    Игру юного Грига однажды услышал знаменитый скрипач посоветовал отправить мальчика учиться в Германию. Пятнадцатилетний Эдвард поступил в консерваторию и через четыре года успешно окончил ее по классам композиции и фортепиано.

    Композиторский талант Грига быстро получил признание соотечественников, а вскоре его имя стало известно всему миру. Григ много путешествовал, выступал с концертами в разных странах. Но он каждый раз стремился поскорее вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу моря. В его музыке оживают легенды и сказки, красочные картины народной жизни, образы природы Норвегии. В ней звучит прибой северного моря.

    День, когда Григ умер, был объявлен днем национального траура. Похоронен композитор в скале над вечно волнующимся морем.

    Паустовский также как и Григ любил природу. Но писал он не только о природе, но и о замечательных людях, у него даже была мечта – собрать сборник биографий знаменитых людей, описать наиболее интересные случаи из их жизни.

    III .Работа с текстом произведения.

    Проверка домашнего задания. Чтение по ролям.

    Дома вы должны были подготовить чтение по ролям отрывка встречи Дагни с Григом, составить план.

    Как назвали первую часть?

    ВСТРЕЧА

    Какую иллюстрацию вы нарисовали бы к первой части? (слайд 16)

    Чтение по ролям.

    Что в разговоре Грига с Дагни самое главное?

    (то, что Григ решил сделать подарок Дагни) (слайд 17)

    Почему Григу захотелось сделать подарок Дагни?

    (она ему очень понравилась: трудолюбива, доверчива, добра)

    Главное, что могло понравиться Григу, наверно то, что девочка умеет думать и печалиться о других.

    Но почему же Григ отсрочил подарок, ведь подарков всегда ждешь с нетерпением? Найдите и прочитайте об этом в книге. (…я делаю подарки для взрослых, ты еще мала и многого не понимаешь, учись терпению…)

    Конечно же, подарки материальные – куклы, игрушки – легче дарить. Григ же задумал очень сложный – духовный подарок – музыку, поэтому композитор обещает его через 10 лет.

    А почему через 10 лет? (потому, что тогда Дагни вырастет и сможет понять подарок)

    Для чего К. Паустовский включил в свой рассказ описания природы?

    Какое настроение они создают? (Возвышенное, сказочное, таинственное. Осень -поэтическое время года, оно даёт вдохновение, настраивает к творчеству)

    Какие главные слова выделим из этой части?

    (Григ решил сделать подарок Дагни)

    Работа над 2 частью. (Рождение музыки)

    Как мы назвали вторую часть?

    Что бы вы нарисовали к этой части? (слайд 18)

    С чем сравнивали друзья дом композитора?

    Что было единственным украшением этого дома?

    Дом был бедным и пустым. А счастлив ли там был Григ?

    выборочное чтение

    В чём заключалось счастье для великого композитора?

    выборочное чтение

    Каких слушателей ценил Григ больше всего?

    Какие чувства пробуждала музыка Грига в тех, кто ее слушал? Докажите словами из текста.

    О чем же была написана музыка?

    Зачитайте самые важные слова этой части. (слайд 19)

    Работа над 3 частью. (Дагни в гостях)

    Как мы назвали вторую часть?

    Что бы вы нарисовали к этой части? (Слайд 20)

    Что изменилось в жизни Дагни, когда ей исполнилось 18 лет?

    С какой целью ее отправили к тете Магде? (чтобы она посмотрела, как устроен свет, как живут люди)

    Работа над заключительной частью. (На концерте)

    Как мы назвали третью часть?

    Что бы вы нарисовали к этой части? (Слайд 21)

    Какие музыкальные термины встретили в этой части?

    Симфоническая музыка – в переводе с греческого «симфония» - большое музыкальное произведение для оркестра. (Слайд 22)

    А теперь давайте перенесёмся на 10 лет вперёд.

    Что изменилось в жизни Дагни? Какой она стала?
    - Изменилась ли Дагни внешне?

    Куда любила ходить Дагни в городе?

    Почему она плакала после спектаклей?

    А внутренний духовный мир Дагни изменился?

    Прошло 10 лет, Дагни выросла - а в душе осталась всё тем же добрым и

    чутким человеком.

    Помните, а ведь именно этими качествами Дагни понравилась Григу.

    Какое чудо случилось с ней однажды на концерте?

    Какие чувства испытала она, когда объявили посвящение? (зачитать)

    Какие чувства испытывает Дагни? (Она очень волнуется, она тронута вниманием, оказанным ей таким великим человеком, как композитор Григ, Дагни плакала, не скрываясь слезами благодарности)

    (Учитель музыки)

    Прочитайте, что услышала Дагни, в посвящённой ей музыке?

    Как вы думаете, какие чувства возникли в её душе:

    (запись на слайде: изумление, восхищение, благодарность, радость, восторг, сожаление?)( Слайд 23)

    Почему Дагни плакала, слушая музыку Грига?

    (Это слёзы благодарности. Люди плачут не только от горя, но и от больших хороших чувств, кроме того, Дагни жаль, что композитор умер, и она не скажет ему спасибо.)

    Понравилась ли музыка Грига другим слушателям?

    Почему после исполнения этой чудесной музыки «Сначала медленно, потом все разрастаясь, загремели аплодисменты?»

    -(классическая музыка воздействует на душу, которая взлетает и парит в воздухе, а когда музыка стихает, сердце замирает и нужно некоторое время, чтобы прийти в себя, ощутить себя снова на земле.)

    Какую главную мысль открыла для себя Дагни? (Слайд 24)

    - (Вы открыли для меня то прекрасное, чем должен жить человек.)(Слайд 25)

    А вы хотите побывать на таком концерте и услышать музыку, подаренную Дагни?

    А сейчас, ребята, вы ещё раз внимательно послушаем пьесу Э.Грига, которая только что звучала. Мне бы хотелось, чтобы вы услышали, как композитор рисует в музыке природу, как меняется музыка, какие инструменты звучат. Чтобы понять и почувствовать музыку, её нужно слушать в тишине. Поэтому приготовьтесь слушать внимательно.

    Звучит музыка Э.Грига.(Слайд 26-32)

    Итак, какая же эта музыка по характеру? Как композитор передаёт картины природы в музыке? Как меняется музыка? А какие инструменты прозвучали?

    (Слайд 33-34)

    Вот какая может быть музыка.
    - Ребята, а как Паустовский помогает нам лучше воспринять текст?

    -(он подбирает точные слова, оживляет музыку)

    Какая музыка по словам Паустовского?

    Докажите, что музыка живая.

    -(она росла, подымалась и пенилась, неслась. бушевала, срывала листья)
    -Автор одушевляет её, наделяя человеческими качествами.

    Давайте вспомним, где ещё в рассказе Паустовский использовал олицетворения?

    Дагни плакала, клавиши убегали, пароходы дремали, мелодия росла, поёт рожок, откликается оркестр, идёт дождь.
    - Паустовский помогает нам лучше понять текст, настроение героев, музыки при помощи олицетворений.

    IV .Обобщающая беседа .

    Как же ответим на вопрос урока: в чём волшебная сила музыки?

    Музыка - это язык чувств, она помогает нам посмотреть на мир другими глазами, почувствовать, увидеть всё богатство красок природы - музыка делает нашу жизнь прекрасной. Есть такие люди, которые всю жизнь прожили для того, чтобы дарить нам радость и красоту. К таким людям относятся и писатель К.Г.Паустовский, и композитор Э.Григ (слайд с портретами К. Паустовского и

    Созданная Э.Григом музыка прекрасна, потому что он прославлял свою отчизну, он обладал даром воспевать в звуках природу и духовный мир человека, его мужество, верность и чистоту.

    Музыка успокоила вас, настроила на работу. Она может вас и развеселить и вызвать другие глубокие чувства. За это мы бываем благодарны музыкантам, композитору, сочинившему музыку, артисту, исполнившему её.

    Как вы поняли, о чём этот рассказ? Ответить на вопросы нам помогут слайды, на которые мы помещали важные слова каждой части. слайд (35-36)

    -(о красоте мира и музыки, отражающей жизнь; об умении видеть прекрасное в самом обыкновенном.
    - Нужно жить и любить свою жизнь потому, что она удивительна и прекрасна, что бы о ней ни говорили)

    Почему сегодня портреты писателя и композитора рядом? Что объединяет их?

    Музыка Грига вдохновляет писателей, поэтов и художников на создание произведений. Он своей музыкой воздействует на наши чувства, вызывает эмоции, пробуждает воображение.

    -(Э.Григ и К.Паустовский – великие мастера. Один словами, другой – музыкой пробуждают в нас чистые и добрые чувства. И мы должны быть признательны им за это)

    Этот урок мне хочется закончить высказыванием великого педагога Сухомлинского «Делайте так, чтобы людям, которые вас окружают, было хорошо». (слайд 37)

    V . Домашнее задание.

    Дома вы вспомните все, о чем мы с вами говорили, и напишите

    сочинение – отзыв о прочитанном произведении.

    1. Пояснительная записка Рабочая программа по литературному чтению разработана в соответствии: с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

      Пояснительная записка

      Под музыку П.И. Чайковского к уроку литературного чтения по произведению В.М. Гаршина "Жаба и роза". Видеоклип "Норвегия". к произведению К.Г. Паустовский - "Корзина с еловыми шишками ". Паустовский "Корзина с еловыми шишками " (Музыкальная...

    2. Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального образования (Москва, 2004 г.

      Рабочая программа

      ... по тексту Интегрированный Портрет писателя, Э. Грига, фонограмма «Заход солнца». С.47-58, в.6,7, 68 К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками ...

    3. Учебно-методическое пособие Исполнитель: Рудковская Марина Юрьевна учитель начальных классов

      Учебно-методическое пособие

      ... урока диктует сама тема . Изучая произведения К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками ». Урок можно выстраивать по следующему алгоритму. Бл.1 Работа с литературным

    Интегрированный урок чтения и музыки в 4 классе по теме: «К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками» (обобщающий урок)

    Образовательная цель:

    Показать прекрасные души художников слова и музыки - писателя и композитора. Раскрыть то прекрасное, ради чего стоит жить. Формировать речевые навыки и умения выражать свои мысли в устной форме.

    Воспитательная цель:

    Воспитать чувство прекрасного, эстетический вкус, научить видеть прекрасное в самом обыкновенном. Прививать любовь к искусству, воспитать понимание классической музыки.

    Развивающая цель:

    Развивать воображение, мышление, творческие способности.

    Оборудование: учебник «Любимые страницы», презентация.

    Ход урока.

      Организационный момент. Сообщение темы урока.

    Начнём наш урок. Прошу вас принять позу внимательного слушателя. Сегодня на уроке мы вместе постараемся показать всё то, что узнали из рассказа К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками». Должны будем продемонстрировать свои творческие способности: артистизм, умение говорить правильно, умение слушать и понимать классическую музыку.

      Сообщение о писателе. ( 2 слайд)

    Вы уже не раз встречались с произведениями К.Г.Паустовского. Назовите их. (3 слайд).

    Викторина : « Откуда взяты эти строки?»

      «Есть такое растение – высокое, с красными цветами. Цветы эти собраны в большие стоячие кисти. Называется оно кипрей» («Заботливый цветок»)

      «…Варюша охнула и начала разгребать снег руками. Но колечка не было. Пальцы у Варюши посинели. Их так свело от мороза, что они уже не сгибались…» («Стальное колечко»)

      «…Через полчаса зверь высунул из травы мокрый чёрный нос, похожий на свиной пятачок. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась острая морда с чёрными пронзительными глазами…» («Барсучий нос»)

      «…Ваня вытер слёзы и пошёл домой на Урженское озеро. Он не шёл, а бежал босиком по горячей песчаной дороге. Недавний лесной пожар прошёл стороной на север около самого озера…» («Заячьи лапы»)

      «Однажды ворона застала в ларьке маленького растрёпанного воробья, по имени Пашка. Жизнь для воробьёв пришла трудная.» («Растрёпанный воробей»)

      «…кот перевернулся на спину, поймал свой хвост, пожевал его, выплюнул, растянулся у печки и мирно захрапел» («Кот – ворюга»)

    Все произведения этого писателя наполнены удивительно тёплым и трепетным чувством любви к природе родной земли, учат видеть прекрасное.

    К.Г.Паустовский много путешествовал. Он бывал в Англии, Италии, Франции и других странах. Его восхищали люди этих стран, музеи, архитектура, музыка. Он много писал и о композиторах, художниках, писателях, т.е. о людях, тонко чувствующих красоту окружающего нас мира и старающихся своим творчеством приобщить всех к миру прекрасного. Рассказ, с которым мы познакомились, ведёт нас в необыкновенный мир музыкального творчества великого норвежского композитора Э.Грига.

      Краткое сообщение о Норвегии, об Э. Григе . (слайды 4 – 8)

    Прежде, чем перейти к разговору о самом норвежском композиторе Э. Григе, мне хотелось бы сказать несколько слов о стране, в которой он жил и писал свои необыкновенные произведения.

    (Звучит музыка Э.Грига «Норвежский танец №2»)

    Величественная суровая Норвегия- страна неприступных скал, густых лесов, узких извилистых морских заливов. Народное искусство Норвегии также своеобразно и прекрасно как природа этой страны. Норвегия богата преданиями, легендами, сказками. Богата Норвегия и музыкой.

    Берген… Один из древнейших городов западной Норвегии, омытый волнами моря, увенчанный скалистыми вершинами гор. Глубокие озера и чистые фьорды, зеленые склоны холмов и могучие гряды гор, суровое величие горной природы и тихий покой долин. Именно здесь, среди сказочной красоты, 15 июня 1843 года родился Эдвард Григ – композитор, дирижёр, пианист. В его музыке оживают сказки, картины народной жизни, образы природы Норвегии - сумрачное величие хвойных лесов, прибой северного моря.

    IV . Игра «Синквейн» (слайд 9) Звучит музыка Э.Грига «Танец Анитры»

    Сейчас попробуем порассуждать на тему «Музыка» (работа в группах)

      Запишите существительное – музыка

      На 2 строке запишите 2 прилагательных, характеризующих это сущ. и раскрывающих тему

      На 3 строке запишите 3 слова, которые выражают действия данного понятия

      Теперь запишите слова, которые отражают ваше отношение к этому понятию

      Запишите синоним к этому слову

    Вот какая может быть музыка.

      Мозговой штурм (работа в группах)

    1. - У рассказа очень красивое начало. Вспомните, с чего он начинается? (с описания осеннего горного леса) Подчеркните сочетания слов, описывающие лес. Какими красками нарисован лес? Какие звуки наполняли его? А запахи?

    Дети выписывают сочетания слов под негромко звучащую музыку Грига «Утро»

    Затем зачитываются выбранные слова (слайд 10)

    Грибной воздух

    Осенний наряд


    Лес


    Зелёные пряди мха

    Шелест листьев


    Золото и медь листьев

    Шум прибоя

    Раздаётся эхо

    Дрожат листья


    Какое настроение они создают? (Возвышенное, сказочное, таинственное. Осень -поэтическое время года, оно даёт вдохновение, настраивает к творчеству)

    2. Давайте вспомним, как произошла встреча композитора и Дагни, внимательно слушайте их разговор и постарайтесь определить, что в разговоре самое главное. (сценка «Встреча в лесу»)

    Как тебя зовут, девочка?

      Дагни Педерсен.

      Вот беда! Мне нечего тебе подарить. Я не ношу в кармане ни кукол, ни лент, ни бархатных зайцев.

      У меня есть старая мамина кукла. Когда-то она закрывала глаза. Вот так! А теперь она спит с открытыми глазами. У старых людей плохой сон. Дедушка тоже всю ночь кряхтит.

      Слушай, Дагни, я придумал. Я подарю тебе одну интересную вещь. Но только не сейчас, а лет через десять.

      Ой, как долго!

      Понимаешь мне нужно её ёщё сделать.

      А что это такое?

      Узнаешь потом.

      Разве за всю свою жизнь вы можете сделать всего пять или шесть игрушек?

      Да нет это не так. Я сделаю её, может быть за несколько дней. Но такие вещи не дарят маленьким детям. Я делаю подарки для взрослых.

      Я не разобью. И не сломаю. Вот увидите. У дедушки есть игрушечная лодка из стекла. Я стираю с неё пыль и ни разу не отколола даже самого маленького кусочка

    (Григ вслух размышляет: «Она совсем меня запутала, эта Дагни»).

      Ты ещё маленькая и многого не понимаешь. Учись терпению. Я провожу тебя, и мы поговорим о чём-нибудь другом. (Григ берёт у девочки корзину, и они уходят)

    Как вы думаете , почему Григу захотелось сделать девочке подарок?

    К. Паустовский прямо об этом нам не говорит, но вы, может быть, уже догадались?

    Выслушиваются предположения детей (слайд 11)

    (1.Эта девочка живёт в лесу-она для Грига – воплощение природы, у неё зеленоватые зрачки. 2.Дагни - девочка из народа. А Григ черпал из народа. 3. И, наконец, девочка для Грига – олицетворение молодости, нового поколения, которому он хотел бы оставить свою музыку.)

    Что надеялась получить Дагни в подарок? Почему Григ отсрочил подарок, ведь подарки всегда ждёшь с нетерпением? Сколько лет будет Дагни?

    3. -Перенесёмся в дом композитора. Расскажите, каким он был?

    Пометьте в тексте слова, рассказывающие о слушателях музыки. (работа в группах) Слайд 12 (Звучит музыка Э.Грига концерт ч.2)

    - Какое настроение композитора в момент творчества? (Григ был воодушевлён и счастлив, потому что он писал и видел, как навстречу ему бежит, задыхаясь от радости, девушка с зелёными сияющими глазами. Она обнимает его за шею и прижимается к его седой небритой щеке. Он весь отдался работе, он творил и творил великое.)

    4. В 3 части рассказа писатель снова приготовил нам встречу с Дагни.

    Что изменилось в жизни Дагни?

    Какой она стала?

    Кем были родственники девушки?

    5. - Куда любила ходить Дагни в городе?

    Почему Дагни плакала после театральных спектаклей?

    - Случалось ли такое с вами после просмотра фильмов, пьес? Почему такое бывает?

    Выслушиваются рассуждения детей.

    Дагни осталась такой же милой, чуткой, впечатлительной, какой была в детстве. Только теперь она взрослая девушка.

    Попробуйте составить портрет Дагни. (работа в группах) Слайд 13

      Какое чудо происходит на концерте?

      Какие чувства испытывает Дагни? (Она очень волнуется, она тронута вниманием, оказанным ей таким великим человеком, как композитор Григ, Дагни плакала, не скрываясь слезами благодарности)

      Что представляла Дагни, слушая музыку Грига?

    (Звучит музыка концерт ч.3)

    6. – Как вы считаете, счастливый конец у рассказа или нет?

    Какую главную мысль открыла для себя Дагни, слушая музыку?

    Сегодня мы заканчиваем работу над рассказом. Как вы поняли, о чём этот рассказ? (о красоте мира и музыки, отражающей жизнь; об умении видеть прекрасное в самом обыкновенном)

      Итог урока.

    Мы познакомились с произведениями двух мастеров. К.Паустовский словами, Э.Григ музыкой сумели выразить то, что чувствуют, переживают в душе люди; пробудить в нас чистые и добрые чувства. Недаром сказаны строки «жизнь коротка – искусство вечно»

    ГБОУ Школа №224

    КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА

    ЧТЕНИЯ И МУЗЫКИ В 4 КЛАССЕ

    «К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

    Подготовила и провела: Павленко Е.В. ,

    учитель начальных классов

    Москва,2016


    Рассказ Константина Паустовского «Корзина с еловыми шишками» был написан в 1954 году. В нем говорится об известном норвежском композиторе Эдварде Григе, а также об удивительной стране Норвегии: о ее морях и лесах, о неприступных скалах, о народных преданиях, песнях, которые вдохновляли композитора в его творчестве.

    Эдвард Григ родился в городе Бергене и сюда же вернулся уже в зрелом возрасте, будучи известным и всеми признанным композитором. Неподалеку от города построил он виллу и подолгу жил там среди простых людей – рыбаков, лесорубов, крестьян. Природа Норвегии ни с чем не сравнима: холодное море с узкими заливами, шум прибоя и горные леса, по которым часами любил бродить композитор.

    И вот однажды осенью он встретил в лесу маленькую девочку Дагни, дочь лесника, с корзиной еловых шишек.

    Глаза у девчушки были зеленые, и в них огонечками отражалась золотая листва. Грига тронула ее детская рассудительность и серьезность, и ему захотелось что-нибудь подарить девочке. Нет, не игрушку («кукол, лент и бархатных зайцев» у него не было), и тогда Григ решил написать для нее музыку с посвящением: «Дагни Педерсен – дочери лесника Хагерупа Педерсена, когда ей исполнится восемнадцать лет».

    Около месяца сочинял он музыку для Дагни, сочинял и представлял себе, как юная девушка бежит ему навстречу, чтобы поблагодарить за подарок. Что он ей тогда скажет? «Ты прекрасна! Ты как солнце и ветер, ты нежный цветок и блеск зари, ты – счастье. Красота жизни – это ты». И всё это увидел Григ уже тогда, при встрече, когда она была еще маленькой девочкой, а он нес ее корзину с шишками, а теперь вот выразил в музыке.

    Но состоялась ли эта встреча в действительности, ведь Григ впоследствии ни разу не вспоминал об этом? И музыкальной пьесы с таким посвящением тоже нет.

    Значит, это придуманная автором история или, может быть, было в жизни композитора нечто подобное? Здесь можно вспомнить Нину Хагеруп, его кузину и жену. Они вместе росли в Бергене, но в возрасте 8 лет Нина с семьей уехала в Данию, а встретились молодые люди уже взрослыми. И пьеса, скорее всего, тоже существует, только называется она «Утро» и является частью очень известной сюиты «Пер Гюнт», а еще одна пьеса из этой же сюиты звучала у них на свадьбе.

    Поэтому образ Дагни собирательный, и выдуманный и реальный одновременно. Разве не могло так случиться, что дочь лесника действительно однажды встретилась Григу. И тогда ему захотелось сказать ей с помощью музыки: «Я видел жизнь. Что бы тебе ни говорили о ней, верь всегда, что она удивительна. Я отдал жизни всё…»

    Красота жизни – это сам человек и всё то, что окружает его, что его радует и волнует. Искусство же помогает людям увидеть в жизни прекрасное.

    Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

    Тема: К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

    Цели: 1. Продолжить работу по совершенствованию навыка осмысленного выразительного чтения.

    2. Показать, что человек становится по-настоящему счастлив, лишь открывая вокруг себя красоту окружающего мира.

    Задачи: 1. Способствовать расширению кругозора детей, приобщению к искусству, духовной культуре.

    2. Способствовать развитию музыкального и художественного вкуса.

    3. Развивать речь учащихся и умение формулировать идею произведения.

    4. Способствовать формированию творческого воображения через слово, музыку, изобразительную деятельность; обосновывать свою точку зрения.

    5. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, к чувствам людей, умение сопереживать.

    Оборудование: 1. Мультимедийная презентация.

    2. Э. Григ. Пер Гюнт: Утро. В пещере горного короля. Песня Сольвейг.

    Э. Григ. Симфонический концерт №1, часть1.

    Ход урока .

      Оргмомент.

      1. Слайд 1.

    Работа с текстом до чтения. Прогнозирование содержания рассказа на основе заглавия и иллюстраций.

    Что вы представили, читая название, рассматривая иллюстрацию?

    2. Слайды 2, 3, 4. Сведения о жизни К. Паустовского.

    Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве, в семье железнодорожного статистика, 31 мая 1892 года. Писатель вспоминал, что отец его был неисправимым мечтателем, поэтому часто менял место работы. После череды переездов семья Паустовских поселяется в Киеве. Константин Паустовский в Киеве учился в Первой Киевской классической гимназии. Когда он учился в 6 классе, отец оставил семью, и юный Костя стал зарабатывать на жизнь и учебу самостоятельно, занимаясь репетиторством

    Что вы видите у могилы писателя? Случайно ли это?

    - Как вы думаете, почему там оказалась корзина с еловыми шишками?

    Мы постараемся ответить на этот вопрос в течение урока.

    3. В своих произведениях К. Паустовский раскрывается нам. Мы ощущаем сердечного, душевно щедрого и необыкновенно доброжелательного человека. Его рассказы наполнены удивительно тёплым, светлым и трепетным чувством любви к природе родной земли. Однако этот рассказ о другом. Дело в том, что Паустовский писал не только о природе, но ещё о композиторах, художниках, писателях – то есть о людях, тонко чувствующих красоту окружающего мира и старавшихся своим творчеством приобщить всех к миру прекрасного. Рассказ, с которым мы сегодня познакомимся, введёт нас в необыкновенный мир музыкального творчества норвежского композитора, пианиста Эдварда Хагерупа Грига.

    4. Слайды 5, 6, 7, 8, 9. Сведения о жизни Э.Грига.1843 – 1907 (64г.)

    «В Бергене все было по-старому. Все, что могло приглушить звуки, – ковры, портьеры и мягкую мебель – Григ давно убрал из дома. Остался только старый диван.На нем могло разместиться до десятка гостей, и Григ не решался его выбросить. Друзья говорили, что дом композитора похож на жилище дровосека. Его украшал только рояль».

    III . Слайд10 Корзина с еловыми шишками.

    1. Слайд 11 Словарная работа. * - поиск по толковому словарю

    Берген - город в Норвегии.

    Ничтожная часть - маленькая часть.

    Кованые - обитые железом.

    Портьеры * - плотные тяжелые занавески для окон или дверей.

    Ботфорты * - высокие сапоги.

    Благоухание - аромат, приятный запах.

    Парча, шёлк, бархат, фетр - виды тканей.

    Шпоры * - металлическая дужка с колесиком на конце, прикрепляемая к сапогу всадника и служащая для понукания коня.

    Шпага * - колющее оружие с прямым длинным клинком.

    2. Чтение 1 части . Выявление первичного восприятия текста

    – Чтение учителем начала рассказа.

    Инсценирование подготовленными учащимися с. 47 – 50. Слайды12, 13, 14, 15.

    - Почему у Грига появляется желание именно Дагни подарить музыку?

    Попробуем найти ответ на этот вопрос во второй части.

    3. Слайд 16 Чтение 2 части учителем и учащимися.

    Как вы поняли, о чём писал музыку Григ? Почему?

    Каких слушателей он ценил больше всего? Почему

    - Почему же Григ писал музыку именно для девочки7

    4. Слайд 17 - Какие слова 2-ой части самые важные?

    Все ли окружающие люди думают так же, как Григ? Всем ли приятнее отдавать, чем брать? А какая ваша позиция?

    5. Чтение 3 и 4 части. Слайды 18, 19, 20, 21.

    Попробуйте прожить это время с Дагни. Прислушайтесь к своим чувствам.

    Что же почувствовала, пережила Дагни? А вы?

    Какие картины представляла Дагни? Почему она плакала, слушая музыку?

    Найдите в тексте и прочитайте мысли Грига, писавшего музыку.

    А теперь найдите и прочитайте мысли Дагни, услышавшей музыку.

    Что заметили? (Сходство: они подумали об одном и том же.)

    Музыка победила расстояние и время, сумела передать чувства композитора и Дагни и напомнила картины природы родной Норвегии.

      Слайд 22. 1. Как вы думаете, какова основная мысль этого рассказа?

    Для чего живёт человек? Дагни поняла это, а вы?

    Человек становится по-настоящему счастлив, лишь открывая вокруг себя красоту окружающего мира.

    Как вы думаете, что заставляет людей писать музыку, стихи, рассказы, картины?

    2. Слайд 23. Почему Паустовский называет Грига волшебником?

    Паустовский называет Грига волшебником потому, что благодаря музыке Дагни вспомнила детство. Детство – это то прекрасное мгновение, которое нельзя вернуть. Им нужно успеть насладиться, не пропустить то время, в котором можно много чего успеть сделать и многому научиться. Когда человек вспоминает детство, он понимает, как много ему дала природа. Когда Дагни услышала мелодию, то она сразу вспомнила все самые прекрасные моменты жизни и человека, который так много для неё сделал, выразив в музыке её детские годы. Успейте насладиться детством, и вы поймете, что жить в мире - самый лучший подарок от природы!

    3. Слайд 24. Писатель К. Паустовский и композитор Э. Григ великие мастера: один словами, другой музыкой пробуждают в нас чистые и добрые чувства. К.Паустовский считал, что дарить людям «сказку жизни» – способность открывать прекрасное и романтичное в самом обыденном – вот основная задача человека на земле.

      Слайд 25. Итог урока.

    Рефлексия: Что особенно вам запомнилось в произведении? На уроке?

    VII . Домашнее задание с.47-54 выразительное чтение, рисунок Дагни.

    - У нас в учебнике рассказ напечатан не до конца. У вас на партах лежит концовка. Дома прочитайте и п одготовьте ответ на вопрос: Почему дядя Нильс знал, что ее жизнь не пройдет даром?

    Дагни шла по пустынным улицам. Она не замечала, что следом за ней, стараясь не попадаться ей на глаза, шел Нильс, посланный Магдой. Он покачивался, как пьяный, и что-то бормотал о чуде, случившемся в их маленькой жизни.

    Сумрак ночи еще лежал над городом. Но в окнах слабой позолотой уже занимался северный рассвет. Дагни вышла к морю. Оно лежало в глубоком сне, без единого всплеска.

    Дагни сжала руки и застонала от не ясного еще ей самой, но охватившего все ее существо чувства красоты этого мира.

    Слушай, жизнь, - тихо сказала Дагни, - я люблю тебя. И она засмеялась, глядя широко открытыми глазами на огни пароходов. Они медленно качались в прозрачной серой воде.

    Нильс, стоявший поодаль, услышал ее смех и пошел домой. Теперь он был спокоен за Дагни. Теперь он знал, что ее жизнь не пройдет даром.

    Нарисуйте, как вы представляете себе Дагни.

    VIII. Слайд 26. Фрагмент слайд – фильма на музыку Э. Грига «Песня Сольвейг».