Евгений и ленский сравнительная характеристика. Онегин и Ленский: сравнительная характеристика

Многое мы узнаем о герое по его мыслям и поступкам. Так перед нами постепенно раскрывается литературный персонаж. Но многое становится еще более очевидным благодаря сопоставлению. Потому-то рядом с Гриневым появляется Швабрин, с Чацким – Молчалин. Образ Ленского в романе помогает лучше разобраться в характере главного пушкинского героя.

Пушкин, знакомя нас с Ленским, подчеркивает, что перед нами очень молодой человек. Онегин, пожалуй, не намного старше своего товарища, но за его плечами опыт светской жизни, который позволил узнать цену любви и дружбы.

Онегин, воспитанный гувернерами-французами, осознавший, как мало требует от человека свет, очень рано разочаровывается в жизни, полной развлечений, блеска, ничто не может разогнать его хандру. «Наука страсти нежной», которую он постиг в совершенстве, не может заполнить его внутреннюю пустоту, книги не дают ответа на волнующие его вопросы. Угрюмый, разочарованный, не верящий ни во что – таким предстает герой в начале романа.

Ленский – полная противоположность своего старшего друга. Он недавно вернулся из Германии, где жил долгое время «под небом Шиллера и Гете». Пушкин подчеркивает, что перед нами романтическая личность, поэтическая натура. Герой полон надежд на будущее, он верит «в мира совершенство», верит в существование подлинной дружбы, надеется на встречу с настоящей любовью. Ему кажется, что впереди его ждет блестящее будущее поэта или великого деятеля. Жажда славы, любви, признания движет им. Вот таким восторженным юношей предстает Ленский при встрече с Онегиным.

Разница между героями очевидна. Сам Пушкин подчеркивает ее: «…Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой». Примечательны сравнения, выбранные Пушкиным. «Волна», «стихи», «пламень» – это о Ленском, в котором жизнь кипит, который полон чувств, страстей, надежд. В Онегине подчеркивается его спокойствие, холодность, скептицизм, равнодушие к жизни: «камень», «проза», «лед».

Однако молодые люди сходятся. «От делать нечего друзья» – так Пушкин объясняет эту дружбу. Действительно, окруженные глупыми, ограниченными помещиками, чьи разговоры «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне» были им вовсе не интересны, они нашли собеседников друг в друге. Их споры о жизни и смерти, о смысле человеческого бытия, о прошлом и будущем, конечно, весьма отличаются от тех бесед, что ведутся у соседей.

Онегин слушал Ленского не без улыбки, но, понимая, что рано или поздно иллюзии молодости развеются, относился к юному другу снисходительно. Особенно разница в героях подчеркивается их отношением к любви. Онегин давно разочаровался в женщинах, он не верит в подлинность чувств. Ему, воспитанному в светском обществе, кажется, что это не более, чем флирт, игра, в которой нужно только соблюдать определенные правила. Отношения Онегина с женщинами можно назвать поверхностными увлечениями, не затрагивающими душу:

В красавиц он уж не влюблялся,

А волочился как-нибудь;

Откажут – мигом утешался;

Изменят – рад был отдохнуть.

Он их искал без упоенья,

А оставлял без сожаленья.

Ленский, напротив, предстает пылким влюбленным. Он верит, что его возлюбленная предназначена ему свыше. Любовь к Ольге порождает в его душе сладостный восторг, дарит ему минуты блаженства, вдохновляет на творчество:

Ах, он любил, как в наши лета

Уже не любят, как одна

Безумная душа поэта

Еще любить осуждена…

Герой счастлив, полон надежд на будущее. Семейная жизнь представляется ему сплошным праздником, таящим наслаждения. Наивный Ленский не видит заурядности своей возлюбленной, не думает о невзгодах, которые подстерегают его в будущем:

Гимена хлопоты, печали,

Зевоты хладная чреда

Ему не снились никогда.

«Он был любим… по крайней мере так думал он и был счастлив…» – это ироничное замечание Пушкина показывает, как далек был его герой от истины, как поверхностно его понимание жизни и людей.

В то же время Онегин, едва познакомившись с Лариными, тотчас понимает, что Ольга – легкомысленное создание, что в ней ничего нет особенного:

Кругла, красна лицом она,

Как эта глупая луна

На этом глупом небосклоне

Онегин удивлен, что выбор его пал на Ольгу: «Я выбрал бы другую, когда б я был, как ты, поэт». Оценив достоинства Татьяны, герой все же не решается ответить на ее чувства. Письмо девушки всколыхнуло его воспоминания, затронуло душу, но отдаться этой любви он не решился. В ответ на пылкое признание Татьяны Онегин объясняет, что не создан для семейной жизни. В отличие от Ленского, он понимает, какие обязательства накладывает брак, представляет будни семейной жизни. Не желая расстаться со свободой, он отказывается от любви Татьяны. Кроме того, он не верит в глубину и постоянство чувств девушки:

Так, видно, небом суждено

Полюбите вы снова…

Позднее Онегин признается в этом:

В вас искру нежности заметив,

Я ей поверить не посмел:

Свою постылую свободу

Я потерять не захотел.

Онегин отказывается от любви Татьяны, чьей благосклонности он с таким пылом будет добиваться через несколько лет.

Не суждено будет осуществиться и мечтам Ленского, и виной тому – Онегин. Ссора, которая произошла между друзьями, кажется совершенно нелепой, но она привела к трагической развязке. Именно дуэль между Ленским и Онегиным полнее всего раскрывает эти характеры.

Онегин, оказавшись на именинах Татьяны, уже не рад, что согласился на уговоры друга. Толпа гостей, их шумная беседа, хохот раздражают Евгения. К тому же его сажают напротив Татьяны, которая близка к обмороку. И герой находит «виновника» этой неприятной ситуации – Ленского. Его ухаживания за Ольгой – месть за то, что он оказался здесь. Глупость и нелепость своего поведения герой осознает позже, а пока он танцует с Ольгой, шепчет ей комплименты. Но как только Ленский покидает дом Лариных, все это теряет для Онегина интерес.

Возникшее недоразумение легко было бы уладить, если бы друзья повели бы себя чуть мудрее, но каждый из них в полной мере проявил свой характер. Ленский, натура поэтическая, сразу представил эту ситуацию в романтическом ключе: Ольга – наивное, прекрасное создание – «двухутренний цветок», попавший в руки «развратителя». А он – благородный спаситель. Здесь Пушкин еще раз подчеркивает, как далек его герой от подлинной реальности. Окружающий мир и сами люди предстают в его сознании иными, он обманывается и заблуждается.

Но что же Онегин? Он ведь смотрит на жизнь трезво и должен понимать нелепость происходящего. Он и понимает. Наедине с собой пушкинский герой признается, что был не прав, когда так подшутил над Ленским, что должен был все разъяснить. Осуждает он себя и за то, что согласился на дуэль. Но тут выясняется, что этот высокомерный, равнодушный, презрительно взирающий на мир и людей и человек оказывается в плену общественного мнения. Ему, оказывается, небезразлично мнение тех, с кем он и знаться не хотел. Независимый Онегин – пленник общественных условностей и предрассудков. И это открытие читатель делает благодаря столкновению двух характеров в романе – Ленского и Онегина.

На дуэли обрывается жизнь молодого поэта. Но Пушкин позволяет нам заглянуть в его будущее, которое так и не состоится. Читателю предлагается два возможных пути для героя, останься он жив. Возможно, мечты Ленского, действительно, осуществились бы, он стал бы великим человеком, увенчанным славой и признанием мира. Но скорее всего, «поэта обыкновенный ждал удел»: мечты и поэзия остались бы в прошлом, а жизнь его была бы жизнью заурядного провинциального помещика. Я думаю, что именно к этой мысли склоняется Пушкин. Он, безусловно, с симпатией относится к своему герою, но не скрывает и иронии над его стихами, его суждениями о людях и мире, его поступками. Автор показывает нам милого, добродушного, но обыкновенного человека.

Тем более очевидной на его фоне становится незаурядность Онегина. Пушкин немногословен в рассказе о дальнейшей жизни героя. Мы узнаем, что угрызения совести заставили его покинуть деревню, отправиться в странствия. Он вновь появляется в Петербурге, но это уже другой человек. В нем нет ни притворства, ни позы, ни стремления продемонстрировать перед светом свою хандру. Онегин восьмой главы – одинокий угрюмый человек, остро сознающий бесполезность прожитой жизни, бессмысленность своего существования, гнетущую пустоту вокруг себя, «постылая свобода» обернулась одиночеством. Может быть, потому-то он с пылкостью влюбленного мальчишки преследует Татьяну. Любовь становится единственным, что способно заполнить пустоту в его душе и жизни. И вновь что-то раскрывается в характере этого героя. Оказывается, он способен любить страстно, самозабвенно, безрассудно. Забыта «наука страсти нежной», он, не рассуждая, отдается своему чувству. Значит, не все еще потеряно для этого героя. И будущее для него возможно. Вряд ли это будет жизнь рядового человека, слишком уж Онегин незауряден.

Финал романа открытый, автор оставляет своего героя «в минуту злую для него». Читатель может лишь гадать, что ждет его впереди. Я думаю, путь Онегина будет сложный, не раз ему еще придется разочаровываться, наталкиваться на непонимание. Но такова участь ярких людей, не оцененных современниками, не востребованных эпохой. Именно судьбу такого «героя времени» и показал Александр Сергеевич Пушкин, дав ему «в пару» человека вполне заурядного.

(411 слов)

Ленский и Онегин на протяжении всего романа противопоставляются друг другу, что намеренно и откровенно подчёркивается самим автором:

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень

Ленский – романтик, идеалист. Он поэтизирует свою возлюбленную Ольгу, дружбу с Онегиным, да и вообще жизнь, которую видит только в идеальном свете. Он приятен в общении, услужлив с дамами и свободно держится с мужчинами. Учеба в Германии коренным образом повлияла на его мировоззрение. Его голова переполнена философскими догмами немецкого романтизма, в которых он не думает сомневаться. Своим призванием он видит поэзию, своей музой избрал возлюбленную. Однако он не обладает достаточной проницательностью, трезвостью и хоть каким-то жизненным опытом, поэтому не замечает легкого безрассудства, недалекого ума Ольги и своих слишком посредственных, подражательных стишков, воспринимая их как вполне серьезное литературное творчество.

У Ленского много жизненной энергии, пылкое воображение и восторженное отношение к миру, он весел и гармоничен. Ещё не до конца созревший, он по-детски вспыльчив, непосредствен и твёрдо убеждён в своей правоте касательно всякого вопроса и по-взрослому серьёзен в своих намерениях, смел в решениях.

Онегин, его полная противоположность, лишён всякого идеализма, его холодный ум, скорее, пессимистичен и саркастически отрицательно настроен. Он, в отличие от Ленского, пресытился окружающим миром, его мало что волнует и трогает, он с трудом находит источники удовольствий, а то и вовсе страдает от серости жизни. Получив в детстве отрывистые знания из разных областей, он продолжил обучение уже на балах и приемах, научился умелому искусству общения с дамами, искусству соблазнения, остроумной светской беседе и приобрёл тонкий вкус и умения распознавать новомодные тенденции.

Этот жизненный опыт, хоть и весьма специфический, сформировал его характер и мировоззрение. Он не способен восхищаться кокетками, видя их напускную серьезность и пустоту, не может восторгаться жизнью, зная, как вокруг много лживости и притворства. Все это привело к абсолютной лености тела и ума, к полному безразличию ко всему на свете, к жестокости и холодности сердца.
Казалось бы, как два столь разных молодых человека могли стать хорошими друзьями.

Почему они подружились? Возможно, столь разные взгляды на жизнь давали огромное поле для обсуждений и споров, а они, как известно, собираясь вечерами, задерживались допоздна в разговорах. Способствовал наверняка и узкий деревенский круг общения. С кем ещё поговорить в глуши, чем же еще занять вечернее время. При этом оба молодых человека в силу своей молодости имели общую потребность – потребность рассуждать и размышлять, неважно романтические ли это мысли Ленского или высокомерно насмешливые взгляды Онегина. Найти собеседника, способного понять о чем ты говоришь, оспорить или согласиться с тобой, не менее важно, а то и важнее, чем найти своего единомышленника.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Каков он, современник Пушкина? Когда читаешь, а точнее - наслаждаешься чтением пушкинского шедевра, то кажется, что Александр Сергеевич писал о себе.

Он называет своего главного героя «добрый мой приятель», среди друзей Онегина – друзья самого Пушкина, да и сам Пушкин везде незримо присутствует в романе. Однако слишком примитивным было бы утверждение, что Онегин - это автопортрет. Слишком сложна и непостижима душа Пушкина, слишком многогранна и противоречива для того, чтобы отразиться в одном «типичном представителе» «золотого века». Наверное, поэтому и прожил в романе свою недолгую яркую жизнь молоденький идеалист Ленский - тоже часть души поэта. Онегин и Ленский, оба любимые автором, такие похожие и разные, близкие и далекие, как полюса одной планеты, как две половинки одной души… Как неизбежно кончается молодость, как неотвратимо приходит зрелость ума, а вместе с нею и конформизм, так неотвратима для Пушкина в романе гибель юного романтика.

Евгений Онегин получает типичное аристократическое воспитание. Пушкин пишет: «Сперва мадам за ним ходила, потом мосье ее сменил». Учили его всему шутя, но Онегин все же получил тот минимум знаний, какой считался обязательным в дворянской среде. Пушкин, делая зарисовки, как бы вспоминает свою молодость:

* Мы все учились понемногу
* Чему-нибудь и как-нибудь,
* Так воспитаньем, слава богу,
* У нас немудрено блеснуть…

* Он по-французски совершенно
* Мог изъясняться и писал;
* Легко мазурку танцевал
* И кланялся непринужденно;
* Чего ж вам больше?
* Свет решил,
* Что он умен и очень мил.

По своему уму Онегин стоит гораздо выше своих сверстников. Он знал немного классическую литературу, имел представление об Адаме Смите, читал Байрона, но все это не приводит ни к романтическим, пламенным чувствам, как у Ленского, ни к резкому политическому протесту, как у грибоедовского Чацкого. Трезвый, «охлажденный» ум и пресыщение удовольствиями света привели к тому, что Онегин теряет интерес к жизни, он впадает в глубокую хандру:

* Хандра ждала его на страже,
* И бегала за ним она,
* Как тень иль верная жена.

От скуки Онегин пробует искать смысл жизни в какой-либо деятельности. Он много читает, пробует писать, но первая попытка ни к чему не привела. Пушкин пишет: «Но ничего не вышло из пера его». В деревне, куда Онегин едет за наследством, он предпринимает еще одну попытку практической деятельности:

* Ярем он барщины старинной
* Оброком легким заменил;
* И раб судьбу благословил.

* Зато в углу своем надулся,
* Увидя в этом страшный вред,
* Его расчетливый сосед…

Но барское отвращение к труду, привычка к свободе и покою, безволие и ярко выраженный эгоизм - это то наследие, которое Онегин получил от «высшего света».

В противоположность Онегину в образе Ленского дан другой тип дворянской молодежи. Ленский играет существенную роль в постижении характера Онегина. Ленский -дворянин, по возрасту он младше Онегина. Он получил образование в Германии: Он из Германии туманной Привез учености плоды, Дух пылкий и довольно странный…

Духовный мир Ленского связан с романтическим мировоззрением, он «поклонник Канта и поэт». У него над разумом довлеют чувства, он верит в любовь, в дружбу, в порядочность людей, это непоправимый идеалист, который живет в мире прекрасных мечтаний. Ленский смотрит на жизнь сквозь розовые очки, он наивно находит родную душу’ в Ольге, самой обыкновенной девушке.Причиной гибели Ленского косвенно явился Онегин, но на самом деле он погибает от грубого соприкосновения с жестокой действительностью. Что общего между Онегиным и Ленским? Оба принадлежат к привилегированному кругу, они умны, образованны, по своему внутреннему развитию, стоят выше тех, кто их окружает, романтическая душа Ленского повсюду ищет прекрасное. Онегин же через все это прошел, устал от лицемерия и разврата светского общества. Пушкин пишет о Ленском: «Он сердцем милый был невежда, его лелеяла надежда, и мира новый блеск и шум». Онегин слушал пылкие речи Ленского с улыбкой старшего, он старался сдержать свою иронию: «И думал: глупо мне мешать его минутному блаженству; и без меня пора придет; пускай покамест он живет да верит мира совершенству; простим горячке юных лет и юный жар, и юный бред». Для Ленского дружба – острая потребность натуры, Онегин же дружит «скуки ради», хотя по-своему привязан к Ленскому. Не знающий жизни Ленский воплощает в себе не менее распространенный тип передовой дворянской молодежи, так же, как и разочарованный в жизни Онегин.

Пушкин, противопоставляя двух молодых людей, тем не менее отмечает общие черты характера. Он пишет: «Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой». «Не столь различны меж собой». Как понимать эту фразу? На мой взгляд, объединяет их то, что они оба эгоцентричны, это яркие индивидуальности, которые сосредоточены только на своей якобы неповторимой личности. «Привычка всех считать нулями, а единицами - себя» рано или поздно должна была привести к разрыву. Онегин вынужден убить Ленского. Презирая свет, он все-таки дорожит его мнением, боясь насмешек и упрека в трусости. Из-за ложного понятия о чести он губит невинную душу. Кто знает, как сложилась бы судьба Ленского, если б он остался жив. Возможно, он стал бы декабристом, а может быть, и просто обывателем. Белинский, анализируя роман, считал, что Ленского ждал второй вариант. Пушкин пишет: «Во многом он бы изменился, расстался б с музами, женился, в деревне счастлив и рогат носил бы стеганый халат».

Я думаю, Онегин все-таки был внутренне глубже Ленского. Его «резкий, охлажденный ум» гораздо приятнее, чем возвышенный романтизм Ленского, который быстро бы исчез, как исчезают цветы поздней осенью. Неудовлетворенность жизнью способны испытывать только натуры глубокие, Пушкину ближе Онегин, он пишет о себе и о нем: Л был озлоблен, он угрюм, Страстей игру мы знали оба, Томила жизнь обоих нас, В обоих сердцах жар угас.

Пушкин открыто признается в симпатиях к нему, многие лирические отступления в романе посвящены этому. Онегин глубоко страдает. Это можно понять из строк: «Зачем я пулей в грудь не ранен? Зачем не хилый я старик, как этот бедный откупщик? Я молод, жизнь во мне крепка; чего мне ждать? тоска, тоска!..» Пушкин воплотил в Онегине многие из тех черт, которые позднее проявятся у отдельных персонажей Лермонтова, Тургенева, Герцена, Гончарова и других писателей. А такие романтики, как Ленский, не могут противостоять ударам жизни: они либо примиряются с ней, либо гибнут.

В. Г. Белинский назвал роман Пушкина «Ев-гений Онегин» «энциклопедией русской жиз-ни». Ведь в романе, как в зеркале, отразился «век и современный человек». Но каков он, современник Пушкина? Когда читаешь, а точ-нее — наслаждаешься чтением пушкинского шедевра, то кажется, что поэт писал о себе. Он называет своего главного героя «добрый мой приятель», среди персонажей друзей Онегина друзья самого Пушкина, да и сам ав-тор постоянно незримо присутствует в рома-не. Однако слишком примитивным было бы утверждение, что Онегин — это автопортрет. Слишком сложна личность Пушкина, слишком многогранна и богата для того, чтобы отра-зиться в одном «типичном представителе» «золотого века». Кроме того, юный идеалист Ленский — тоже часть души поэта, хотя и представлен в романе как противополож-ность Онегина. Как неизбежно кончается мо-лодость, как неотвратимо приходит зрелость ума, а вместе с нею и конформизм, так неот-вратима для Пушкина в романе гибель юного романтика.

Евгений Онегин получает типичное аристо-кратическое воспитание. Пушкин пишет: « Сперва мадам за ним ходила, потом мосье ее сме-нил». Учили его всему шутя, но Онегин все же получил тот минимум знаний, какой считался обязательным в дворянской среде. Пушкин будто вспоминает свою молодость:

Мы все учились понемногу ,

Чему - нибудь и как - нибудь ,

Но воспитаньем , слава богу ,

У нас немудрено блеснуть ...

Онегин — типичный светский молодой че-ловек:

Он по - французски совершенно

Мог изъясняться и писал ,

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно .

Чего вам больше ? Свет решил ,

Что он умен и очень мил .

Онегин знал немного классическую литера-туру, имел представление об Адаме Смите, чи-тал Байрона, но все это не приводит ни к ро-мантическим, пламенным чувствам, как у Лен-ского, ни к резкости политического протеста, как у грибоедовского Чацкого. «Резкий, охлаж-денный ум» и пресыщение удовольствиями света привели к тому, что Онегин теряет инте-рес к жизни, впадает в глубокую хандру:

Хандра ждала его на страже ,

И бегала за ним она ,

Как тень иль верная жена .

От скуки Онегин пробует искать смысл жизни в какой-либо деятельности. Он много читает, пробует писать, но эти попытки ни к чему не приводят: « Н о ничего не вышло из пера его».

В деревне, куда Онегин едет за наследст-вом, он предпринимает еще одну попытку практической деятельности:

Ярем он барщины старинной

Оброком легким заменил ;

И раб судьбу благословил .

Зато в углу своем надулся ,

Увидя в этом страшный вред ,

Его расчетливый сосед ...

Отвращение к труду, привычка к праздности и покою, безволие и чрезвычайный эгоизм — такое наследие Онегин получил от «высшего света».

В образе Ленского дан другой тип дворян-ской молодежи. Этот персонаж очень важен для постижения характера Онегина. Ленский получил образование в Германии:

Он из Германии туманной

Привез учености плоды ,

Дух пылкий и довольно странный ...

Духовный мир Ленского связан с романти-ческим мировоззрением, он «поклонник Кан-та и поэт». Он верит в любовь, в дружбу, в по-рядочность людей — это непоправимый иде-алист, который живет в мире прекрасных мечтаний. Ленский искренне любит Ольгу, вздорную и пустую кокетку.

Что общего между Онегиным и Ленским? Оба принадлежат к привилегированному кру-гу, они умны, образованны. Но романтичес-кая душа Ленского всюду ищет прекрасное. Онегин же опустошен жизнью, устал от лице-мерия и пошлости. Пушкин пишет о Ленском: «Он сердцем милый был невежда, его лелея-ла надежда, и мира новый блеск и шум». Оне-гин слушал пылкие речи друга с улыбкой: «И думал, глупо мне мешать его минутному блаженству, и без меня пора придет, пускай покаместь он живет да верит мира совершен-ству. Простим горячке юных лет и юный жар, и юный бред». Для Ленского дружба — ост-рая потребность натуры, Онегин же дружит «скуки ради», хотя по-своему привязан к Лен-скому.

Онегин, презирая свет, все-таки дорожит его мнением, боится насмешек и упрека в трусос-ти. Из-за ложного чувства чести он губит не-винную душу. Кто знает, как сложилась бы судьба Ленского, если б он остался жив. Воз-можно, он стал бы декабристом, а может быть, и простым обывателем. Белинский считал, что Ленского ждал второй путь. Пушкин пишет: « Во многом он бы изменился, расстался б с муза-ми, женился, в деревне, счастлив и рогат, но-сил бы стеганый халат».

Я думаю, Онегин все-таки внутренне богаче Ленского. Его «резкий, охлажденный ум» го-раздо более привлекателен, чем возвышен-ный романтизм Ленского, который быстро бы сменился обычной пошлостью. Неудовлетво-ренность жизнью способны испытывать толь-ко натуры глубокие. Думается, и Пушкину ближе Онегин:

Я был озлоблен , он угрюм ,

Страстей игру мы знали оба ,

Томила жизнь обоих нас ,

В обоих сердцах жар угас .

Автор открыто признается в симпатиях к сво-ему герою в лирических отступлениях. Онегин жестоко страдает: «Зачем я пулей в грудь не ранен? Зачем не хилый я старик, как этот бед-ный откупщик? Я молод, жизнь во мне крепка! Чего мне ждать? Тоска. Тоска».

Пушкин воплотил в Онегине многие из тех черт, которые позднее унаследуют персо-нажи Лермонтова, Тургенева, Герцена, Гон-чарова. Но и тип романтика Ленского также будет воспринят и развит русской литера-турой.

Разница в возрасте между героями составляет около восьми лет, поскольку на момент гибели Ленского Онегину двадцать шесть, а упоминаемый незадолго до этого возраст Ленского - восемнадцать.

Евгений представляет собой типичный образец «золотой молодежи» того времени: молодой мужчина, утомленный шумной жизнью большого города, чередой увеселительных мероприятий и светскими приемами. Ему наскучило его привычное окружение, он стремится найти спасение от повседневной суеты, но не очень получается.

Короче: русская хандра
Им овладела понемногу;
Он застрелиться, слава богу,
Попробовать не захотел,
Но к жизни вовсе охладел.

И снова, преданный безделью,
Томясь душевной пустотой,
Уселся он - с похвальной целью
Себе присвоить ум чужой;
Отрядом книг уставил полку,
Читал, читал, а все без толку…

Владимир Ленский напротив, представляется юношей чрезвычайно пылким и полным жажды жизни.

Он сердцем милый был невежда,
Его лелеяла надежда,
И мира новый блеск и шум
Еще пленяли юный ум.
Он забавлял мечтою сладкой
Сомненья сердца своего;
Цель жизни нашей для него
Была заманчивой загадкой…

На первый взгляд, между молодыми людьми мало общего. Но, как известно, притягиваются именно противоположности:

Они сошлись. Вода и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столько различны меж собой.
Сперва взаимной разнотой
Они друг другу были скучны;
Потом понравились; потом
Съезжались каждый день верхом
И скоро стали неразлучны.
Так люди (первый каюсь я)
От делать нечего друзья.

Так что, возможно, дуэль и не была роковой случайностью. Автор сразу подчеркивает, что какой-то глубокой искренней дружбы между героями изначально и не было.

И Онегин, и Ленский - новые жители деревни, в которой происходит действие. Отношения с окружающими у героев складываются по-разному. Евгений вызывает недоумение своими, как сейчас сказали бы, эпатажными поступками: он игнорирует принятые в том обществе устои, пытаясь жить сам по себе, ни на кого не оглядываясь. Владимир напротив вызывает симпатии, производя впечатление выгодной партии для многих девиц на выданье. Богат, хорош собою…

Открытость поэта миру проявляется не только в восторженных одах и пленительных мечтах. Преисполненный любви к Ольги (наивного, пылкого юношеского чувства…), он, грезя о ней денно и нощно, ничтоже сумняшеся делится своими любовными переживаниями с Евгением, которому это в какой-то момент просто надоедает.

Сцена в доме Лариных, в которой Онегин уделяет повышенное внимание невесте Ленского, показывает очевидную разницу в восприятии жизни. Евгений будто бы ставит себя выше всего происходящего и с легкостью вступает в своеобразную игру, не особенно задумываясь, насколько серьезными могут стать последствия. Он не склонен всерьез воспринимать терзания своего соседа, для него это скорее возможность немного поразвлечься, ведь Ольга сама по себе ему совершенно не интересна (как, впрочем, и автору, но речь сейчас не об этом). Владимир вспыхивает мгновенно.

Его романтический ум рисует какие-то чудовищные картины при относительно невинных исходных данных. В этом плане трудно не отметить, что в Онегине как-никак все же больше естественного здравомыслия: когда ему все на свете наскучило, и он вроде бы утратил смысл жизни, он все же не пытался с ней расстаться.

Юный поэт не настолько рассудителен… Он искренне верит в свои пламенные идеи и романтические идеалы, воспеваемые им в стихах… Настолько искренне, что возможное расставание с жизнью его особенно не страшит. Поэт полностью олицетворил самого себя с одним из романтических героев - за что, собственно, и поплатился…

Роковая дуэль, в сущности, стала досадным недоразумением. У Онегина не было желания убивать, у Ленского - тем более. Оба в какой-то мере стали заложниками своей романтической идеи о том, что по выбранным правилам надо играть до конца. Дуэль не была нужна никому. Онегин по здравом размышлении понимал, что погорячился, что не стоило так далеко заводить неловкую ситуацию… Ленский и вовсе накануне поединка увидел Ольгу, которую собрался было возненавидеть, но хватило одной ее улыбки, чтоб сердце поэта оттаяло и жажда жизни вернулась с новой силой. Но ни один, ни другой не смогли сделать шаг назад (или вперед…).

Так что, на мой взгляд, герои, при всем своем внешнем различии, оба - безнадежные романтики. Просто один из них безуспешно пытается прикрываться за циничной маской старого скептика, которая, кроме всего прочего, ему еще и не по годам…

Друзья мои, вам жаль поэта…
Вам. Не мне.

Судьба обоих героев незавидна. Наверное, можно даже предположить, что речь идет о крахе романтического героя как такового, о его несостоятельности в реальной жизни. Ленскому автор изначально не особенно благоволил: приводится рассуждение о возможном развитии дальнейшей его жизни, если б не дуэль. Либо поэта ждала бы слава на литературном поприще, либо, что даже более вероятно, с годами весь романтический ореол снизошел бы на нет, и юный влюбленный пополнил бы собою бесчисленное множество сытых и спокойных русских помещиков.

Как мне кажется, Онегин вызывает большую симпатию автора, но и его жизнь пошла под откос с того самого поединка. Становится ясно, что все то скептическое пренебрежение жизнью, что объяснялось «русской хандрой», ничего не значит в сравнении с тем чудовищным душевным опустошением, которое охватывает Евгения после убийства Ленского. «Игра» зашла слишком далеко…А затем еще такое жестокое в своей простоте разочарование в собственной былой недальновидности и легкомыслии при встрече с Татьяной…

А в реальной (не романной) жизни потом… Злой рок? Ирония судьбы? Нестыковка благородного романтизма и суровой действительности? Спустя несколько лет сам Александр Сергеевич повторил путь своего возвышенного поэта едва ли не в точности… Что было впервые подмечено следующей жертвой коварной дуэли - юным М.Ю. Лермонтовым.