Сочинение на тему «Полесская сказка» А. И

В ранней прозе Куприна особое место занимает рассказ «Олеся», который первые критики назвали «лесной симфонией». Произведение было написано по личным впечатлениям от пребывания писателя в Полесье. За два года до «Олеси» был создан «Молох», и хотя в основу рассказа и повести лег совершенно разнородный материал, они оказались связаны между собой единой творческой задачей — исследованием противоречивого внутреннего состояния современника. Первоначально рассказ задумывался как «рассказ в рассказе»: первая глава представляла собой довольно развернутое вступление, где говорилось, как группа охотников проводит время на охоте, а вечером забавляется всякими охотничьими историями. В один из таких вечеров и была рассказана, точнее прочитана, хозяином дома история об Олесе. В окончательном варианте эта глава практически исчезла. Изменился и облик самого рассказчика: вместо старика повествование было передано начинающему писателю.

«Полесье... глушь... лоно природы... простые нравы... первобытные натуры, совсем незнакомый мне народ, со странными обычаями, своеобразным языком...» Все это было так привлекательно для начинающего писателя, но оказалось, что в деревне, кроме охоты, заняться просто нечем. Местная «интеллигенция» в лице ксендза, урядника и конторщика ничем не привлекает Ивана Тимофеевича, так зовут главного героя рассказа. Не находит «городской паныч» общего языка и с крестьянами. Скука жизни, беспробудное пьянство и дремучее невежество, царящие вокруг, угнетают молодого человека. Кажется, только он один выгодно отличается от окружающих: добр, сердечен, мягок, отзывчив, искренен. Однако всем этим человеческим качествам предстоит выдержать испытание любовью, любовью к Олесе.

Впервые это имя на страницах рассказа возникает, когда, решив развеять ставшую уже привычной скуку, герой решает посетить дом загадочной Мануйлихи, «настоящей, живой, полесской ведьмы». И на страницах рассказа словно оживает Баба Яга, такая, какой ее рисуют народные сказки. Однако встреча с нечистой силой обернулась знакомством с удивительно красивой девушкой. Олеся привлекла Ивана Тимофеевича не только "оригинальной красотой", но и своим характером, в котором сочетались нежность и властность, детская наивность и вековая мудрость.

Любовь двух молодых людей началась вроде бы совершенно неожиданно и развивалась довольно счастливо. Постепенно перед Иваном Тимофеевичем начинает раскрываться характер его избранницы, он узнает о незаурядных способностях Олеси: девушка могла определить судьбу человека, заговорить рану, нагнать страху, лечить обыкновенной водой болезни, даже свалить человека с ног, только посмотрев на него. Она никогда не пользовалась своим даром во вред людям, как не пользовалась и старая Мануйлиха, ее бабка. Только трагическое стечение обстоятельств заставило этих двух незаурядных женщин, старую и молодую, жить вдали от людей, сторониться их. Но даже здесь нет им покоя: жадного урядника не могут удовлетворить их жалкие дары, и он готов их выселить.

Иван Тимофеевич всячески стремится оградить и предостеречь свою возлюбленную и ее бабку от всевозможных бед. Но однажды он услышит от Олеси: "...Вы хотя и добрый, но только слабый. Доброта ваша не хорошая, не сердечная". Действительно, в характере Ивана Тимофеевича отсутствует цельность и глубина чувств, он может причинить боль окружающим. Олеся же оказывается неспособной обидеть никогда и никого: ни зябликов, выпавших из гнезда, ни бабушку своим уходом из дома с любимым, ни Ивана Тимофеевича, когда тот просит ее сходить в церковь. И хотя эта просьба будет сопровождаться «внезапным ужасом предчувствия» и герою захочется бежать за Олесей и «просить, умолять, даже требовать... чтобы она не шла в церковь», он сдержит свой порыв.

Этот эпизод и приоткроет тайну «ленивого» сердца: ведь не родился же герой с этим пороком? Жизнь научила его контролировать душевные порывы, заставила отбросить то, что заложено в человеке природой. По контрасту с героем изображена Олеся, лишь она одна, "сохраняет в чистом виде изначально присущие человеку способности" (Л. Смирнова). Так на страницах рассказа создается образ положительного героя Куприна — «естественного человека», чья душа, образ жизни, характер не испорчены цивилизацией. Внутренне гармоничный, такой человек несет гармонию и в окружающий его мир. Именно под воздействием любви Олеси на миг проснулась "усталая" душа героя, однако ненадолго. «Зачем же я не послушался тогда смутного влечения сердца…?» На этот вопрос герой и автор отвечают по-разному. Первый, защищаясь от голоса совести общими рассуждениями о том, что «в каждом русском интеллигенте сидит немножко развивателя», отмахнулся от возникшего призрака вины перед Олесей и ее бабкой, второй — настойчиво донес до читателя свою сокровенную мысль о том, что "человек может быть прекрасным, если он будет развивать, а не губить дарованные ему природой телесные, духовные и интеллектуальные способности" (Л. Смирнова).

История создания

Повесть А. Куприна «Олеся» впервые вышла в печать 1898 году в газете «Киевлянин» и сопровождалась подзаголовком. «Из воспоминаний о Волыни». Любопытно, что писатель сначала отправлял рукопись в журнал «Русское богатство», так как до этого в данном журнале уже выходил купринский рассказ «Лесная глушь», посвященный также Полесью. Таким образом, автор рассчитывал на создание эффекта продолжения. Однако «Русское богатство» по каким-то причинам отказалось выпускать «Олесю» (возможно, издателей не устроили размеры повести, ведь к тому времени она была самым крупным произведением автора), и планируемого автором цикла не получилось. Зато позднее, в 1905 году, «Олеся» вышла в самостоятельном издании, сопровожденном вступлением от автора, в котором рассказывалась история создания произведения. Позднее вышел и полноценный «Полесский цикл», вершиной и украшением которого стала «Олеся».

Авторское вступление сохранилось лишь в архивах. В нем Куприн рассказывал, что гостя в Полесье у знакомого помещика Порошина, он услышал от него множество легенд и сказок, связанных с местными верованиями. В числе прочего Порошин рассказал, что и сам был влюблен в местную колдунью. Эту историю Куприн позднее расскажет в повести, заодно включив в нее всю мистику местных преданий, таинственную мистическую атмосферу и пронзительный реализм окружавшей его самого обстановки, непростые судьбы полесских жителей.

Анализ произведения

Сюжет повести

Композиционно «Олеся» - повесть-ретроспектива, то есть, автор-повествователь возвращается в воспоминаниях к событиям, которые происходили в его жизни много лет назад.

Основа сюжета и ведущая тема повести - любовь между городским дворянином (панычем) Иваном Тимофеевичем и молодой жительницей Полесья, Олесей. Любовь светлая, но трагическая, так как её гибель неизбежна ввиду ряда обстоятельств - социального неравенства, пропасти между героями.

По сюжету герой повести, Иван Тимофеевич, несколько месяцев проводит в глухой деревне, на краю Волынского Полесья (территория, называемая в царские времена Малороссией, сегодня - запад Припятской низменности, на севере Украины). Городской житель, он вначале пытается привить местными крестьянам культуру, лечит их, учит читать, но занятия безуспешны, так как люди одолеваемы заботами и им неинтересно ни просвещение, ни развитие. Иван Тимофеевич все чаще ходит в лес на охоту, любуется местными пейзажами, иногда слушает рассказы своего слуги Ярмолы, который говорит о ведьмах и колдунах.

Заблудившись в один из дней на охоте, Иван попадает в лесную избушку - здесь живет та самая ведьма из рассказов Ярмолы - Мануйлиха и её внучка Олеся.

Второй раз герой приходит к обитателям избушки весной. Олеся гадает ему, предрекая скорую несчастную любовь и невзгоды, вплоть до попытки самоубийства. Девушка также показывает мистические способности - она может воздействовать на человека, внушая свою волю или страх, останавливать кровь. Паныч влюбляется в Олесю, сама же она остается подчеркнуто холодна с ним. Особенно сердится на то, что паныч заступается за неё с бабкой перед местным урядником, пригрозившим разогнать обитательниц лесной избы за их, якобы, ворожбу и вред людям.

Иван заболевает и неделю не является в лесную избу, когда же он приходит, заметно, что Олеся счастлива его видеть, и чувства обоих вспыхивают. Проходит месяц тайных свиданий и тихого, светлого счастья. Несмотря на очевидное и осознаваемое Иваном неравенство влюбленных, он делает Олесе предложение. Она отказывается, мотивируя тем, что ей, служительнице дьявола, нельзя заходить в церковь, следовательно, и венчаться, вступая в брачный союз. Тем не менее, девушка решается пойти в церковь, чтобы сделать приятное панычу. Местные жительницы, однако, не оценили порыв Олеси и набросились на неё, сильно избив.

Иван спешит в лесной дом, где избитая, поверженная и морально раздавленная Олеся говорит ему, что её опасения на счет невозможности их союза подтвердились - им нельзя быть вместе, поэтому она с бабушкой покинет свой дом. Теперь деревня настроена к Олесе и Ивану еще более враждебно - любой каприз природы будут связывать с её вредительством и рано или поздно убьют.

Перед отъездом в город Иван снова идет в лес, но в избушке находит только олесины красные бусы.

Герои повести

Олеся

Главная героиня повести - лесная колдунья Олеся (настоящее её имя Алёна - сообщает бабка Мануйлиха, а Олеся - местный вариант имени). Красивая, высокая брюнетка с умными темными глазами сразу обращает на себя внимание Ивана. Природная красота в девушке сочетается с природным умом - несмотря на то, что девушка даже не умеет читать, такта и глубины в ней, пожалуй, больше, чем в городской.

Олеся уверена, что «не такая, как все» и трезво понимает, что за эту непохожесть может пострадать от народа. Иван не слишком верит в необычные способности Олеси, полагая, что тут больше многовекового суеверия. Однако он не может отрицать мистичность образа Олеси.

Олеся отлично осознает невозможность её счастья с Иваном, даже если тот примет волевое решение и женится на ней, поэтому именно она смело и просто управляет их отношениями: во-первых, предпринимает самоконтроль, пытаясь не навязываться панычу, во-вторых, принимает решение о расставании, видя, что они не пара. Светская жизнь была бы для Олеси неприемлема, муж неизбежно стал бы тяготиться ею после того, как выяснилось бы отсутствие общих интересов. Олеся не хочет быть обузой, связывать Ивана по рукам и ногам и уходит сама - в этом героизм и сила девушки.

Иван Тимофеевич

Иван - небогатый, образованный дворянин. Городская скука приводит его в Полесье, где он поначалу пытается вершить какие-то дела, но в итоге из занятий остается только охота. К преданиям о ведьмах он относится как к сказкам - здоровый скепсис обоснован его образованием.

(Иван и Олеся )

Иван Тимофеевич - искренний и добрый человек, он способен прочувствовать красоту природы, а потому Олеся поначалу интересует его не как красивая девушка, а как интересная личность. Ему интересно, как получилось, что её воспитала сама природа, и она вышла такой нежной и деликатной, непохожей на грубых неотесанных крестьян. Как вышло так, что они, религиозные, хотя и суеверные, грубее и жестче Олеси, хотя именно она должна быть воплощением зла. Для Ивана встреча с Олесей - не барская забава и непростое летнее любовное приключение, хотя и он понимает, что они не пара - общество в любом случае окажется сильнее их любви, разрушит их счастье. Олицетворение общества в данном случае неважно - будь то слепая и тупая крестьянская сила, будь то городские жители, сослуживцы Ивана. Когда он думает об Олесе как о будущей жене, в городском платье, пытающейся поддержать светский разговор с его коллегами, - он просто заходит в тупик. Потеря Олеси для Ивана - такая же трагедия, как и обретение её в качестве жены. Это остается за рамками повествования, но скорее всего предсказание Олеси свершилось в полной мере - после её ухода ему было плохо, вплоть до мыслей о намеренном уходе из жизни.

Итоговый вывод

Кульминация событий в повести приходится на большой праздник - Троицу. Это неслучайное совпадение, оно подчеркивает и усиливает трагизм, с которым светлая сказка Олеси растоптана ненавидящими её людьми. В этом есть саркастический парадокс: служительница дьявола, Олеся, колдунья, оказывается более открытой к любви, чем толпа народа, чья религия укладывается в тезис «Бог есть Любовь».

Авторские выводы звучат трагично - невозможно совместное счастье двух людей, когда счастье для каждого из них в отдельности - разное. Для Ивана невозможно счастье в отрыве от цивилизации. Для Олеси - в отрыве от природы. Но при этом, утверждает автор, цивилизация жестока, общество может отравить отношения между людьми, морально и физически уничтожить их, а природа - нет.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. А.И. Куприн-рассказчик

2. Гуманистический аспект решения проблем в рассказах А.И. Куприна «Чудесный доктор» и «Слон»

Заключение

Введение

Актуальность и новизна исследования. Александра Ивановича Куприна с уверенностью можно назвать одним из лучших русских писателей начала XX века., творчество которого отличается тончайшим и вместе с тем поразительно реалистичным изображением самых разных областей жизни.

Как отмечает В.Н. Афанасьев: «Среди выдающихся русских писателей начала XX века одно из наиболее видных и своеобразных мест принадлежит Александру Ивановичу Куприну. Начав литературную деятельность в самом конце 80-х годов прошлого века, Куприн за свою почти пятидесятилетнюю творческую жизнь создал немало значительных произведений, выдержавших испытание временем. Восторженная увлеченность жизнью, любовь к простому человеку, неиссякаемая вера в его духовные силы, протест против произвола и насилия. Все это делает лучшие произведения Куприна созвучными, понятными и близкими читателю наших дней» Афанасьев В.Н. Александр Куприн. - URL: http://www.kuprin.org.ru/lib/ar/author/330. .

Он является автором таких замечательных рассказов как: «Лунной ночью», «Дознание», «Славянская душа», «На разъезде», «Воробей», «Игрушка», «Белый пудель», «В цирке», «Чудесный доктор», «Слон» и др. В каждом из этих рассказов показывается действительность, жизненные ситуации, проблемы, которые актуальные и в наше время.

К сожалению, рассказы «Чудесный доктор» и «Слон» детально не анализировались в куприноведении. Поэтому мы предприняли идейно-художественный анализ (за исключением речевой характеристики персонажей, стилевых особенностей произведений) этих рассказов, сопроводив его детальным комментированным изложением сюжетов произведений.

Отсюда, ц ель исследования: анализ проблематики рассказов А.И. Куприна «Чудесный доктор» и «Слон» в аспектах идейного и художественного своеобразия.

Задачи:

1. Раскрыть творческий облик А.И. Куприна-рассказчика, отметить ключевые темы и проблемы рассказов писателя.

2. Дать комментированный пересказ сюжетов рассказов «Чудесный доктор» и «Слон».

3. Проанализировать данные рассказы в аспектах социальной, психологической, нравственной проблематики.

4. Сделать вывод о нравственной значимости этих произведений А.И. Куприна, их духовно-воспитывающем потенциале.

Методологическая основа исследования. Мы опирались на труды таких исследователей, как Афанасьев В., Берков П.Н., Волков А., Кулешов Ф.и др.

В работе задействованы такие, методы исследования, как биографический, историко-функциональный, психологический, аксиологический и др.

Объект исследования - малая проза А.И. Куприна. Предмет - проблематика рассказов А.И. Куприна «Чудесный доктор» и «Слон».

Практическая значимость исследования .

Практическая значимостьработы заключается в том, что результаты исследования могут использоваться:

Структура работы . Работа состоит из введения, двух глав, заключение и списка использованных литератур.

куприн писатель рассказ слон

1. А.И. Куприн-рассказчик

«Яркий природный талант, огромный запас жизненных наблюдений и резко критическое изображение действительности - вот что определило большой общественный резонанс его произведений в период подготовки и проведения первой русской революции», - пишет А.А. Волков Действительно в своих произведениях писатель изображает жизнь такой, какой ее можно видеть каждый день.

Литературная деятельность А. И. Куприна началась в пору его пребывания в кадетском корпусе. В 1889 году он печатает свой первый небольшой рассказ "Последний дебют" в журнале "Русский сатирический листок", за что был посажен на гауптвахту, так как воспитанники военных училищ не имели права выступать в печати. Первые рассказы Александра Ивановича Куприна, во многом еще художественно несовершенны, привлекают тематическим разнообразием, вниманием к простому человеку, прославлением его нравственных достоинств - самоуважения, находчивости, гордости.

А.И. Куприн принадлежит к тем писателям, которые умеют заинтересовать читателя сюжетом рассказа, поразить неожиданной развязкой.Это все отображается в ранних рассказах писателя: «Лунной ночью», «Дознание», «Славянская душа», «На разъезде», «Воробей», «Игрушка», «Страшная минута», «Куст сирени», «Негласная ревизия», «К славе», «Безумие» и другие.

Особая примета раннего творчества А.И. Куприна - большой тематический диапазон, при этом внимание писателя было сосредоточено на жизни демократических слоев общества. Главную ценность многостраничной книги «российских типов», создаваемой им, составляла сочная бытопись и сочувственный и гуманистический тон по отношению к своим героям.

Афанасьев В. считал, что в ранних рассказах, несмотря на их неравноценность, «проявляется главная, ведущая линия, связанная со стремлением их автора раскрыть духовную красоту человека-труженика, человека из народа, показать неприглядный облик «хозяев жизни» Афанасьев В.Н. Александр Куприн. - URL: http://www.kuprin.org.ru/lib/ar/author/330. . Лучшими произведениями молодого А.И. Куприна считаются его «военные» рассказы - «Дознание», «Прапорщик армейский». За семь - восемь лет своей писательской молодости А.И. Куприн напечатал примерно сорок рассказов, две повести, четырнадцать бытовых очерков, полдесятка «производственных» очерков, ряд стихотворений, бессчетное количество репортерских заметок, газетных статей, фельетонов, корреспонденций и хроник.

В 1897 г. А.И.Куприн служит управляющим имением в Ровенском уезде. Здесь он тесно сближается с крестьянами, что и отразилось в его рассказах «Лесная глушь», «Конокрады», «Серебряный волк». Тут была написана и замечательная повесть «Олеся». В этих рассказах также писатель описывает природу как реальный и одновременно таинственный и загадочный мир. Писатель стремился показать, что вековое угнетение не могло сломить живую душу народа, смять его могучий талант, чувство добра и справедливости. Как писал Волков, ?? «Пусть крестьянство еще живет косной и темной жизнью, но в его среде из поколения в поколение переходит стремление к доброму и прекрасному»

К тематике природы также относится ряд рассказов А.И. Куприна о животных такие, как «Изумруд», «Белый пудель», «Барбос и Жулька», «Ю-ю», «Пиратка», «Собачье счастье», «Завирайка», «Барри», «Бальт», «Ральф» и другие. Мир животных в произведениях Александра Ивановича Куприна удивителен, необыкновенен и своеобразен. Редко кто из художников так превосходно воссоздавал их своеобычные нравы и характеры, привычки и верность человеку. Например, в рассказе «Белый пудель» идет воспевание честной бедности, солидарности « гуттаперчевого мальчика» Сережи, четвероногого артиста Арго и веселого, бескорыстного босяка дедушки Лодыжкина в столкновении с богатыми, перекормленными дачниками и их прислугой. Здесь автор поднимает тему социального неравенства, а также бескорыстной дружбы и заботы о «братьях наших меньших».

В 1903 г. появляется первый том рассказов Куприна, выпущенный в журнале горьковским «Знанием». В него вошли несколько рассказов, в том числе и «Болото», который как отмечают критики, является одним из лучших рассказов писателя. Драматическая напряженность рассказа создается изображением определенной обстановки, многочисленными эмоционально-психологическими деталями.

Как отмечает Волков в своем работе: ?? «По содержанию и по настроению этот «бессюжетный» рассказ довольно резко делится на две части. Первая вступительная, носящая несколько философический характер, посвящена рассуждениям студента Сердюкова о таинственной душе русского крестьянства. Связь между первой и второй частью можно проследить только по внутреннему, эмоционально и психологическому аспекту, связь же с основной частью, где возникает тема «болото», губящего человека.

Страшное в рассказе не в нагнетании каких-то ужасов, не в кошмарных видениях. Страшное - в безразличной и полной покорности лесника Степана своей судьбе. В вещах, о которых, казалось бы, нельзя говорить без муки и протеста, Степан сообщает как о чем-то привычном, неизбежном, неотвратимом: « И жена и ребятишки все извелись, просто беда. Грудной еще ничего покуда…. А мальчонку, вашего крестника, на прошлой неделе свезли в Никольское. Это уж мы третьего по счету схоронили….. Позвольте-ка, Егор Иванович, я сам посвечу. Поосторожнее тут» Рассказ «Болото» - это рассказ о путешествии в один из кругов дантовского ада. Но завершается путешествие как бы возращением к свету, и студентом Сердюковым снова овладевает столь присуще ему радостное» .

Чуть позже в 1905 году А.И. Куприн обращается к теме критики мещанской интеллигенции и разоблачения реакционного режима. Эта тема занимает значительное место в его творчестве. Наряду с рассказом «Река жизни», в котором изображение омертвелого мещанского быта достигает чеховской остроты и беспощадности, большой интерес представляет рассказы «Убийца», «Обида», «Бред», «Механическое правосудие». Эти рассказы очень разные по своей поэтике, связаны общей идеей гуманистического протеста против насилия над человеком.

В рассказе «Механическое правосудие» писатель подвергает критике буржуазно-помещичью «законность». Это рассказ анекдот, но анекдот, проникнутый беспощадной иронией. Некий преподаватель латыни и греческого языка изобрел «машину для сечения». Он выступает в губернском дворянском собрании с лекцией о своем изобретении. По несчастной случайности лектор был захвачен рычагами демонстрируемой машины и основательно выпорот.

Рассказ «Механическое правосудие» вырастает в широкую и злую сатиру не только на царское правосудие, предстающее в виде тупой машины для сечения, но и на всю «философию» защитников «порядка».

В том же году выходит большой рассказ Куприна «Штабс-капитан Рыбников», где изображен японских разведчик в Петербурге, маскирующийся под туповато-грубого штабс-капитана и проникающий под таким видом в различные учреждения для сбора необходимый ему сведений.

Создание этого образа выявило глубинные возможности психологического дарования А.И. Куприна. Его не интересовала сама рискованная деятельность «штабс-капитана», но занимали тайные движения загадочной для него души. «Какие страшные ощущения должен он испытывать, балансируя весь день, каждую минуту над почти неизбежной смертью» - думает о нем второй герой рассказа, известный петербургский фельетонист Щавинский. Воссоздать эти «ощущения», не прибегая к раскрытию их самим «штабс-капитаном», - основная психологическая задача рассказа.

Сюжет рассказа построен на психологических перипетиях тайной напряженной борьбы «с чужой душою», которую затевает фельетонист с Рыбниковым. Цель этой борьбы - не разоблачение разведчика как такового, маска мнимого капитана могла обмануть лишь людей недалеких и беспечных в своем самодовольстве. Цель Щависнкого - понять душу «смельчака», раскрыть тайну «этого постоянного напряжения ума и воли, этой дьявольской траты душевных сил». Достигнуть этой цели ему удается только отчасти, - Рыбников продолжает свою отчаянную игру,- и полный уважения и ужаса перед необычной силой воли и «одиноким героизмом» фельетонист вдевает в петлицу капитанского пальто бутоньерку с розой в знак мира: «не будем больше изводить друг друга».

Психологический облик капитана Рыбникова создается путем накопления отдельных наблюдений за его поведением, речью, скрытым презрением. Воссоздания психологии человека путем самораскрытия дается в рассказе «Река жизни» (1906). В течение обыденной пошлой жизни врывается нечто трагическое. Студент, увлеченный недавними революционными событиями, не выдерживает испытания и на допросе жандармского полковника предает своих товарищей. Прежде чем застрелиться, он пишет письмо-исповедь, в которой прослеживает, как постепенно шло проникновение в его душу подлой и рабской трусости. Студент видел, как в дни революции рождались орлята, он и сейчас не отрекается от нее, но у него дряблая душа, и он решает умереть.

Одним из лучших произведением А.И. Куприна считается рассказ «Гамбринус» (1907г.). Он был создан в исторический отрезок времени между двумя российскими революциями, и стал ярким отражением неразрывной связи судьбы простого народа с его культурой. В рассказе перед читателем разворачивается драма жизни посетителей пивного кабачка Гамбринус на Дерибасовской в Одессе. Яркие и самобытные образы героев, центральной фигурой которых является талантливый музыкальный самородок Сашка-скрипач, наполняют неподражаемым шармом атмосферу того времени. Контрастно выглядит искристая и вдохновенная игра музыканта на фоне грозных и трагических событий, вздыбивших Россию и исковеркавших жизнь многих ее граждан.

Идея сюжета произведения затрагивает вечную тему бессмертия и торжества искусства над проявлением жестокости, подлости и безнравственности. В философской мысли гениального французского ученого Б. Паскаля дано определение человеку: человек - тростник, но тростник мыслящий. Это было подхвачено Куприным и перенесено в область литературы. Слова героя Сашки о том, что человека можно изувечить, а настоящее искусство все выдержит и победит, являются здесь своеобразной транскрипцией и звучат как апофеоз стойкости и мужества: «Казалось что из рук изувеченного, скрючившегося Сашки жалкая, наивная свистулька пела на языке, к сожалению, еще не понятном ни для друзей «Гамбринуса», ни для самого Сашки:

Ничего! Человека можно искалечить, но искусство все перетерпит и все победит»

В рассказе «Гамбринус» чуть более двадцати страниц. Но каждое слово произведения, пронизанное особой магией и энергией литературного мастерства автора, будоражит читателя, держит его в напряжении, не оставляя равнодушным к драматическим событиям, развернувшимся в Российской империи того периода. Волна еврейских погромов в считанные дни сорвала жизнерадостную атмосферу доброжелательных отношений между людьми, погружая веселые улицы южного приморского города в ядовитый мрак ксенофобии. Как отмечает Волков: - « Рассказ «Гамбринус» тоже является одним из тех произведений писателя, в которых он обращался к народной жизни и хотел показать душу народа, жаждущую красоты и добра вопреки еще торжествующему социальному злу. Рассказ «Гамбринус» одно из самых законченных, целостных и изящных произведений Куприна. По идейной остроте рассказ может соперничать с лучшими произведениями писателя. »

Писатель стремится придать рассказу характер истории, случившейся в действительности. Герой рассказа - музыкант, еврей Сашка, развлекающий публику в кабачке «Гамбринус», - самородок, талантливейший артист, но тяжкая несправедливость жизни загнала его в «пивное подземелье», лишила его возможности в полной степени проявить свое дарование. Погромщики изуродовали ему руку, когда избивали его. Но нельзя сломить дух человека, находящего поддержку в народе и знающего, что его искусство нужно трудовым людям.

Давая оценку художественного мастерства А.И. Куприна, критика обычно отмечала простоту и вместе с тем большую выразительность его языка. О первом томе «Рассказов» писателя, изданном «Знанием» в 1903 г., Лев Толстой писал: «В нем много лишнего, но очень ярко и хороши тон и язык». Язык «Гамбринуса» им был назван «прекрасным». В 1909 году А.И. Куприн вместе И.Буниным получил Пушкинскую премию, присуждаемую Отделением русского языка и словесности академии наук.

Осенью 1919 г. писатель эмигрирует - вначале в Финляндию, затем во Францию. С 1920 г. Куприн живет в Париже. Произведения Куприна эмигрантского времени по содержанию и стилю резко отличаются от произведений дореволюционного периода. Основной их смысл - тоска по отвлеченному идеалу человеческого бытия, грустный взгляд в прошлое.

Таким образом, А.И. Куприн в своих рассказах обращается к разным жизненным ситуациям, где поднимает такие темы как социальное неравенство, любовь к ближнему, страдания и муки простых народов, также при этом призывает своих читателей к нравственности, к доброте, к гуманности. Его рассказы хоть и маленькие по содержанию, но емкие по смыслу.

2. Гуманистический аспект решения проблем в рассказах А.И. куприна «чудесный доктор» и «слон»

А.И. Куприн, по справедливому замечанию А.А. Волкова, является достойным продолжателем «гуманистических идей великой русской литературы XIX века». Целью данной главы является анализ купринских рассказов «Чудесный доктор» и «Слон» в свете авторского гуманизма.

Рассказ А.И. Куприна «Чудесный доктор» (1897) основан на реальных событиях, как об этом говорит сам автор: «Следующий рассказ не есть плод досужего вымысла. Все описанное мною действительно произошло в Киеве лет около тридцати тому назад и до сих пор свято, до мельчайших подробностей, сохраняется в преданиях того семейства, о котором пойдет речь. Я, с своей стороны, лишь изменил имена некоторых действующих лиц этой трогательной истории да придал устному рассказу письменную форму» (Здесь и далее в целях экономии места цитаты из рассказов А.И. Куприна будут оформляться в виде затекстовых ссылок. - А.К.).

После этого предварения начинаются собственно события рассказа. Перед нами двое голодных мальчиков, братьев, Гриша и Володя, которым поручено передать письмо для влиятельного лица: возможно, этот человек поможет трудоустроиться их отцу. Изголодавшиеся дети стоят перед витриной продовольственного магазина, мечтательно созерцают горы снеди, продуктов, которые недоступны для них.

С самого начала мы сталкиваемся с социальной проблемой малоимущих семей, голодных детей, проблемой взрослых трудоустроиться, найти свою социальную нишу.

Братья подавив тяжелый вздох и кинув последний жадный взгляд на праздничные столы, огни возвращаются с нарядных улиц домой в подвал: «Наконец они достигли покосившегося ветхого дома, стоявшего особняком; низ его - собственно подвал - был каменный, а верх - деревянный. Обойдя тесным, обледенелым и грязным двором, служившим для всех жильцов естественной помойной ямой, они спустились вниз, в подвал, прошли в темноте общим коридором, отыскали ощупью свою дверь и отворили ее.

Уже более года жили Мерцаловы в этом подземелье. Оба мальчугана давно успели привыкнуть и к этим закоптелым, плачущим от сырости стенам, и к мокрым отрепкам, сушившимся на протянутой через комнату веревке, и к этому ужасному запаху керосинового чада, детского грязного белья и крыс - настоящему запаху нищеты» .

Здесь их ждала измученная мать, больная сестра и голодный младенец:

«В углу, на грязной широкой постели, лежала девочка лет семи; ее лицо горело, дыхание было коротко и затруднительно, широко раскрытые блестящие глаза смотрели пристально и бесцельно. Рядом с постелью, в люльке, привешенной к потолку, кричал, морщась, надрываясь и захлебываясь, грудной ребенок. Высокая, худая женщина, с изможденным, усталым, точно почерневшим от горя лицом, стояла на коленях около больной девочки, поправляя ей подушку и в то же время не забывая подталкивать локтем качающуюся колыбель» .

Далее в рассказе появляется сам Мерцалов: «Он был в летнем пальто, летней войлочной шляпе и без калош. Его руки взбухли и посинели от мороза, глаза провалились, щеки облипли вокруг десен, точно у мертвеца» .

Видя свою семью в таком состоянии, от безысходности Мерцалов уходит из дома. Его мучает мысль о том, что в праздничный вечер он не в силах помочь своей семье, он готов бежать от бед, решаясь даже на самоубийство: «Вот лечь бы и заснуть, - думал он, - и забыть о жене, о голодных детях, о больной Машутке. Просунув руку под жилет, Мерцалов нащупал довольно толстую веревку, служившую ему поясом. Мысль о самоубийстве совершенно ясно встала в его голове. Но он не ужаснулся этой мысли, ни на мгновение не содрогнулся перед мраком неизвестного. Чем погибать медленно, так не лучше ли избрать более краткий путь?» .

На это ему так же оказывает влияние сама природа: «Тут было тихо и торжественно. Деревья, окутанные в свои белые ризы, дремали в неподвижном величии. Иногда с верхней ветки срывался кусочек снега, и слышно было, как он шуршал, падая и цепляясь за другие ветви. Глубокая тишина и великое спокойствие, сторожившие сад, вдруг пробудили в истерзанной душе Мерцалова нестерпимую жажду такого же спокойствия, такой же тишины» .

Но в самый неожиданный момент появляется главное действующее лицо рассказа - чудесный доктор: «в это время в конце аллеи послышался скрип шагов, отчетливо раздавшийся в морозном воздухе. Мерцалов с озлоблением обернулся в эту сторону. Кто-то шел по аллее. Сначала был виден огонек то вспыхивающей, то потухающей сигары. Потом Мерцалов мало-помалу мог разглядеть старика небольшого роста, в теплой шапке, меховом пальто и высоких калошах» . Незнакомец сказал о том, что вечер хорош, что он купил знакомым ребятишкам подарки к Рождеству, Мерцалов доведенный до отчаяния закричал: «- Подарочки!.. Подарочки!.. Знакомым ребятишкам подарочки!.. А я... а у меня, милостивый государь, в настоящую минуту мои ребятишки с голоду дома подыхают... Подарочки!.. А у жены молоко пропало, и грудной ребенок целый день не ел... Подарочки! »

Мерцалов думал что он уйдет, но старик сделав серьезное лицо попросил рассказать ему его историю: «В необыкновенном лице незнакомца было что-то до того спокойное и внушающее доверие, что Мерцалов тотчас же без малейшей утайки, но страшно волнуясь и спеша, передал свою историю.» Он поплакался о своей плохой жизни и болезни дочери, на что человек, сказав, что он доктор, попросил Мерцалова отвести его к больной. После осмотра врач выписал лекарства и договорился с аптекой, также сказал пригласить доктора Афанасьева, с которым тоже обещал иметь договоренность.

Это сродни чуду, что подчёркивается в названии рассказа. Резкие слова отчаявшегося Мерцалова встречают живой человеческий отклик, и доктор сразу же предлагает свою помощь, вместо того чтобы обидеться или проигнорировать чужую беду. Это также похоже на чудо, ведь люди из обеспеченной, праздничной, "другой" жизни не откликались на просьбы Мерцалова о помощи и даже не подавали милостыню. А чудесный доктор одним своим появлением вселяет бодрость в измученных людей, после назначает лечение больному ребёнку, даёт деньги на необходимую еду и незаметно оставляет на столе крупные кредитные билеты. И при всём этот не называет даже своего имени, не только не желая выслушивать благодарности, но даже не считая, что должен их выслушать: «Вот ещё пустяки выдумали!»

Позже семья узнала фамилию этого добродетели из ярлыка на лекарстве, это был профессор Пирогов.

И после появления этого необыкновенного человека нищая, неудачная жизнь семьи Мерцаловых входит в благополучное русло. Дети выздоравливают, отец находит место, мальчиков устраивают в гимназию. Все они попадают в ту, другую, "праздничную" реальность - посредством доброго деяния чудесного доктора.

Эту историю автор услышал от одного из братьев Мерцаловых, который стал крупным сотрудником банка. И каждый раз вспоминая о чудесном докторе, он говорил со слезами на глазах: «С этих пор точно благодетельный ангел снизошел в нашу семью. Все переменилось. В начале января отец отыскал место, Машутка встала на ноги, меня с братом удалось пристроить в гимназию на казенный счет. Просто чудо совершил этот святой человек. А мы нашего чудесного доктора только раз видели с тех пор - это когда его перевозили мертвого в его собственное имение Вишню. Да и то не его видели, потому что то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо» .

Только истинное, искреннее человеколюбие способно менять нашу жизнь. Но оно встречается так редко, что считается чудом. И самое главное в жизни - никогда не унывать, не опускать руки, искать выход из любой жизненной ситуации, также самому иметь доброе, чуткое сердце, отзываться на помощь и верить в себя и своего ближнего.

Следующий рассказ А.И. Куприна «Слон», несмотря на то, что писался для детского журнала, содержит серьезные проблемы общечеловеческого характера. Прежде всего, это проблема любви к ближнему, которая решается в позитивном гуманном ключе, почти так же, как в рассказе «Чудесный доктор», где проблема милосердия решена писателем через образ доктора Пирогова, его можно рассматривать как своеобразный авторский идеал. В рассказе «Слон» основную идейную и художественную нагрузку несет на себе образ животного, слона. Это своего рода открытие А.И. Куприна, поскольку о доброй, гуманизирующей силе анималистических образов в русской литературе говорится не часто. Представляется важным подробно рассмотреть это произведение. Рассказ состоит из 6 частей.

В первой части мы узнаем, что маленькая девочка по имени Надя сильна больна. Хотя у неё ничего не болит, «она худеет и слабеет с каждым днём. Что бы с ней ни делали, ей всё равно, и ничего ей не нужно. Даже во сне она видит что-то серое и скучное, как осенний дождик» . Доктора решают, что девочка «больна равнодушием к жизни». Заботливые родители готовы сделать всё, чтобы развеселить дочку. Она видит как волнуются за нее родители: «Папа ходит быстро из угла в угол и все курит, курит. Иногда он приходит в детскую, садится на край постельки и тихо поглаживает Надины ноги. Потом вдруг встает и отходит к окну. Он что-то насвистывает, глядя на улицу, но плечи у него трясутся. Затем он торопливо прикладывает платок к одному глазу, к другому и, точно рассердясь, уходит к себе в кабинет. Потом он опять бегает из угла в угол и все... курит, курит, курит... И кабинет от табачного дыма делается весь синий» . Но сама не понимает что с ней творится, ей все скучно.

В 3-й части вдруг девочка проснувшись утром захотела слона, что приснился ей во сне. Радостный отец быстро исполняет желание своей дочери, но этот слон был игрушечный: «большой серый слон, который сам качает головою и машет хвостом; на слоне красное седло, а на седле золотая палатка и в ней сидят трое маленьких человечков» . Надя с равнодушием смотрела на игрушечного слона, и не хотела огорчить отца: «Я тебя очень, очень благодарю, милый папа. Я думаю, ни у кого нет такой интересной игрушки... Только... помнишь... ведь ты давно обещал свозить меня в зверинец посмотреть на настоящего слона... и ни разу не повез» . Не зная что делать, отец Нади уходит из дома, чтоб как-нибудь исполнить желание своей дочери.

Далее в 4-й части идет разговор папы с немцем-дрессировщиком, от решения которого зависит судьба Нади и всей ее семьи. Это очень волнительный момент, ведь в случае отказа немца, все могло сложиться иначе. Но этот цирковой человек становится в этом рассказе образом внимательного, отзывчивого и доброго человека. Он посочувствовал беде Надиного отца и, как понятно между строк, невольно представил себя на его месте. Ведь у дрессировщика тоже была дочка Лиза - ровесница Нади.

В 5-й части автор подробно и красочно описывает слона. «Кожа на нём грубая, в тяжёлых складках. Ноги толстые, как столбы. Длинный хвост с чем-то вроде помела на конце. Глаза совсем крошечные, но умные и добрые» . Отец Нади делает все возможное, чтобы осуществить мечту своей любимой дочери.

И наконец кульминация приходится на счастливый миг сбывающейся детской мечты - момент встречи Нади с настоящим слоном по имени Томми. Он произвел на нее большое впечатление и даже оказался немного больше, чем Надя его себе представляла. Но девочка ни капельки не испугалась такого гостя, а с радостью стала уважительно разговаривать с ним, смотреть книжки, чаевничать и играть на что и животное отвечает ей взаимностью: «Она и ему протягивает руку. Слон осторожно берет и пожимает ее тоненькие пальчики своим подвижным сильным пальцем и делает это гораздо нежнее, чем доктор Михаил Петрович. При этом слон качает головой, а его маленькие глаза совсем сузились, точно смеются» .

Так и играя весь день Надя с слоном засыпает около него. Утром проснувшись «бодрая, свежая и, как в прежние времена», она ищет слона Томми. «Ей объясняют, что слон ушел домой по делам, что у него есть дети, которых нельзя оставлять одних, что он просил кланяться Наде и что он ждет ее к себе в гости, когда она будет здорова.

Девочка хитро улыбается и говорит:

Передайте Томми, что я уже совсем здорова!» .

Благодаря папе, дрессировщику и слону Томми девочка выздоровела, и очень приятно думать, что Надя и Томми так и будут навещать друг друга.

Образы действующих лиц в произведении «Слон» все охарактеризованы, как положительные. И это радует, так хочется очутиться в окружении подобных людей, где каждый готов выслушать, понять и помочь. Такое положение вещей на сегодня все больше и больше становится утопией.

Образ Нади - это послушная, примерная и воспитанная девочка, которая не хочет расстраивать своих родителей. Но, к сожалению, она и сама не может разобраться, что же с ней не так, пока не приснился ей добрый сон о слоне. Надин отец - любящий, упорный, надежный человек, который поверил своему ребенку и решил всеми возможными способами претворить в реальность мечту из сновидения. Ведь счастье маленьких детей всецело зависит от родителей. Мама - идеальный образ женщины, которая готова выполнять все просьбы своего чада, лишь бы Надя пошла на поправку. И ей, как ни кому другому, не знать ли о том, что нет ничего хуже, чем заболевший ребенок. Немец-дрессировщик проявил чувство сострадания и постарался помочь, насколько бы абсурдной не показалась ему эта просьба изначально. А слон Томми с первых строк о нем вызывает лишь безграничное чувство симпатии.

Даже соседи, на которых осыпалась сверху штукатурка от приседаний Томми, не обмолвились и словом. Неважно, что они подумали, но самое главное - не испортили праздник. И городовой не предстает камнем преткновения, а только спокойно просит разойтись зевак. И не забудем про хозяина булочной, у которого для такого случая наготове оказался фисташковый торт и булочки, хоть на улице и была уже глубокая ночь.

Итак, рассказы «Чудесный доктор» и «Слон» А.И. Куприна получились добрыми, светлыми, наполненными безграничной любовью к детям.

Заключение

Таким образом, мы приходим к такому выводу что, А.И. Куприн является один из самых лучших и талантливых писателей в русской литературе. В его произведениях привлекает последовательный и одновременно ненавязчивый гуманизм, участливое, доверительное отношение к человеку, он также полнокровный реалист, без устали воспевавший красоту человеческий чувств, великолепие природы, счастье бытия; наблюдательнейший художник, подмечающий все мелочи, паутинки быта; певец чистой возвышенной любви.

Сегодня произведения А.И. Куприна вызывают большой интерес. Они привлекают читателя своей простотой, человечностью и уникальностью. Мир героев А.И. Куприна пестр и разнообразен. Как отмечает Афанасьев В.Н. «Восторженная увлеченность жизнью, любовь к простому человеку, неиссякаемая вера в его духовные силы, протест против произвола и насилия все это делает лучшие произведения Куприна созвучными, понятными и близкими читателю наших дней». Афанасьев В.Н. Александр Куприн. - URL: http://www.kuprin.org.ru/lib/ar/author/330

В рассказе «Чудесный доктор» Куприн обращается к проблемам социального, психологического, нравственного характера. В своем рассказе он формирует эстетический идеал личности (на примере доктора Пирогова), которая в трудную минуту помогает бедствующей семье, помогает безвозмездно, альтруистически, бескорыстно. И его доброе отношение к семье Мерцаловых, в свою очередь, пробуждает стимул к жизни, труду и главное - к нравственному саморазвитию членов этой семьи.

Так, Григорий, сын Мерцалова-старшего, занимая «довольно крупный, ответственный пост в одном из банков», слывет «образцом честности и отзывчивости на нужды бедности».

В рассказе «Слон» перед нами психологическая проблема детского отчуждения, равнодушия к жизни. Она тесно связана с социальной проблемой - несчастливого брака родителей Нади, которые каждый по-своему любят дочь и пытаются вернуть ее к жизни. Ситуация нравственного испытания для взрослых решает также в гуманном ключе. Отец обращается к дрессировщику. Тот понимает горе отца и разрешает пообщаться Наде с его слоном Томми. Общение девочки с животным, у которого «умные и добрые глаза», которое с удовольствием включается в общение с ребенком производит исцеляющий эффект. Девочка поправляется. И даже отношения между взрослыми становятся теплыми и доброжелательными.

Художественные произведения Куприна щедро обогащают человека духовным, нравственным опытом, давая при этом читателю огромную эстетическую радость и наслаждение.

Список использованной литературы

1. Афанасьев В. А.И. Куприн. Критико-биографический очерк М.: ГИХЛ, 1960.

2. Афанасьев В.Н. Александр Куприн URL: http://www.kuprin.org.ru/lib/ar/author/330.

3. Батюшков Д., А. И. Куприн Вологда: Вологодский госпединститут, 1968.

4. Берков П.Н. Александр Иванович Куприн. М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1956.

5. Волков А. Творчество А.И. Куприна. М.: Сов. писатель, 1962.

6. Волков А. Творчество А.И. Куприна М., 1981.

7. Воровский В.В. А.И. Куприн. // В. В. Воровский. Литературно-критические статьи М.: ГИХЛ, 1956.

8. Воровский В. Литературно-критические статьи. М.: Гослитиздат, 1956.

9. Жегалов Н. Выдающийся русский реалист // Что читать? 1958 №12.

10. Киселев Б. Рассказы о Куприне М.: Сов. писатель, 1964.

11. Крутикова Л.В. А.И. Куприн. Критико-биографический очерк Л.: Просвещение, 1971.

12. Кулешов Ф.И. Творческий путь А.И. Куприна Минск: Изд-во Министерства образования БССР, 1963.

13. Кулешов Ф.И. Творческий путь А.И. Куприна Минск, 1983.

14. Куприн А.И. Избранные сочинения М.: Худож. лит., 1985.

15. Куприн А.И. Повести и рассказы: В 2 т М.: Худож. лит.,1963.

16. Куприн А.И. Соч.: В 2 т Фрунзе: Кыргызстан, 1981.

17. Куприн А.И. Собр. соч.: В 9 т М.: Худож. лит., 1970.

18. Куприн А.И. Собр. соч.: В 9 т М.: Худож. лит., 1964.

19. Куприна-Иорданская М.К. Годы молодости М.: Худож. лит., 1966.

20. Михайлов О.Н. Куприн А.И М.: Худож. лит., 1981.

21. А.И.Куприн. Избранные сочинения".М., "Художественная литература", 1985.

22. Паустовский К. Поток жизни: Заметки о прозе Куприна. // К. Паустовский. Наедине с осенью: Портреты, воспоминания, очерки М.: Советский писатель, 1967.

23. Паустовский К. Поток жизни: Заметки о прозе Куприна. // К. Паустовский. Собр. соч.: В 8 т. Т. 8: Литературные портреты. Очерки. Заметки М.: Худож. лит., 1970.

25. Смирнова Л.В. В поисках духовной гармонии: Куприн А.И М.: Худож. лит., 1956.

26. Чуковский К. Куприн // Корней Чуковский. Современники: Портреты и этюды Минск: Народная асвета, 1985 С. 157 - 187.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Творческий облик А.И. Куприна-рассказчика, ключевые темы и проблемы рассказов писателя. Комментированный пересказ сюжетов рассказов "Чудесный доктор" и "Слон". Нравственная значимость произведений А.И. Куприна, их духовно-воспитывающий потенциал.

    курсовая работа , добавлен 12.02.2016

    Концептуально-эстетические функции картин природы в художественной литературе. Пейзаж как компонент текста, как философия и мировоззренческая позиция писателя, его доминантная роль в общей семантико-стилистической структуре рассказов А.И. Куприна.

    творческая работа , добавлен 22.11.2010

    Первый литературный опыт Куприна в стихах, его рассказ "Последний дебют". Серия рассказов о жизни русской армии: "Ночлег", "Ночная смена", "Поход". Очерк "Юзовский завод", рассказ "Лесная глушь". Творчество Куприна в годы между двумя революциями.

    презентация , добавлен 12.03.2013

    Изучение биографии русского писателя А.И. Куприна, своеобразные особенности его творческой индивидуальности. Анализ произведений на тему любви и ее воплощение во множестве человеческих судеб и переживаний. Библейские мотивы в творчестве А.И. Куприна.

    реферат , добавлен 15.11.2010

    Детство и юношеские годы известного русского писателя А.И. Куприна. Первые произведения писателя и начало его литературной деятельности. Потрясение Куприна после Очаковского восстания. Литературные достижения и успехи, последние годы жизни Куприна.

    презентация , добавлен 13.02.2012

    Рассмотрение основных положений концепции "естественной личности" в повести А.И. Куприна. Своеобразие реализма художественного стиля писателя, состоявшего в противостоянии реального и идеального миров. Роль романтической составляющей в произведении.

    реферат , добавлен 14.03.2015

    Творчество А.И. Куприна в советский период и в глазах критиков-современников. Особенности его художественного таланта. Стилистическое разнообразие произведений "малых" форм прозы писателя. Анализ выражения авторского сознания в его прозе и публицистике.

    дипломная работа , добавлен 23.11.2016

    Биография писателя Александра Ивановича Куприна. Репортерская работа в местных и провинциальных газетах "Киевское слово", "Киевлянин", "Волынь". Издание очерков "Киевские типы" и рассказов "Миниатюры". Участие писателя в политической жизни страны.

    презентация , добавлен 02.03.2013

    Творческое наследие А.И. Куприна. Основные этапы исследования жизни и творчества писателя. Методика целостного анализа литературного произведения. Рассмотрение поэтики "Звезды Соломона" А.И. Куприна, основа конфликта повести, мотивы скорости и времени.

    курсовая работа , добавлен 21.01.2012

    Место писателя в русской литературе и особенности его рассказов. Жизненный путь и место писателя в русской литературе. Чехов как мастер рассказа, анализ его рассказов: "В рождественскую ночь", "Хирургия", "Тоска", "Дама с собачкой", "Душечка", "Невеста".

В конце девятнадцатого века А.И. Куприн был управляющим имением в Волынской губернии. Под впечатление от прекрасных пейзажей того края и от драматической судьбы его жителей, он написал цикл рассказов. Украшением этого сборника стала повесть «Олеся», рассказывающая о природе и настоящей любви.

Повесть «Олеся» - одно из первых произведений Александра Ивановича Куприна. Оно поражает своей глубиной образов и необычным сюжетным поворотом. Эта повесть уносит читателя в конец девятнадцатого века, когда старый уклад русской жизни столкнулся с необычайным техническим прогрессом.

Произведение начинается с описания природы края, куда по делам имения приехал главный герой Иван Тимофеевич. На улице зима: метели сменяют оттепели. Уклад жителей Полесья кажется Ивану, привыкшему к городской суете, необычным: в деревни до сих пор царит атмосфера суеверных страхов и боязнь нововведении. Время как будто остановилось в этом селении. Неудивительно, что именно здесь главный герой встретил колдунью Олесю. Их любовь изначально обречена: слишком разные герои предстают перед читателем. Олеся – полесская красавица, гордая и решительная. Во имя любви она готова пойти на многое. Олеся лишена хитрости и корысти, ей чуждо себялюбие. Иван Тимофеевич же наоборот неспособен на принятие судьбоносных решений, в повести он предстает как человек несмелый, неуверенный в своих поступках. Он до конца не представляет своей жизни с Олесей, как с супругой.

С самого начала Олеся, обладающая даром предвиденья, чувствует неизбежность трагического конца их любви. Но она готова принять всю тяжесть обстоятельств. Любовь дарит ей уверенность в собственные силы, помогает выстоять все тяжести и невзгоды. Стоит заметить, что в образе лесной колдуньи Олеси А. И. Куприн воплотил свой идеал женщины: решительной и мужественной, бесстрашной и искренне любящей.

Фоном отношений двух главных героев повести стала природа: она зеркально отражает чувства Олеси и Ивана Тимофеевича. Их жизнь на мгновение превращается в сказку, но только на мгновение. Кульминацией повести становится приход Олеси в деревенскую церковь, откуда местные жители прогоняют ее. Ночью этого же дня разгорается страшная гроза: сильный град уничтожил половину урожая. На фоне этих событий, Олеся с бабушкой понимаю, что суеверные селяне непременно обвинят в этом их. Поэтому они решают уйти.

Последний разговор Олеси с Иваном происходит в избушке в лесу. Олеся не говорит ему, куда уходит и просит, чтобы он не искал ее. В память о себе девушка дарит Ивану нитку красных кораллов.

Повесть заставляет задуматься о том, что такое любовь в понимании людей, на что способен во имя нее человек. Любовь Олеси – это самопожертвование, именно ее любовь, как мне кажется, достойна восхищения и уважения. Что же касается Ивана Тимофеевича, то малодушие этого героя, забавляет усомниться в искренности его чувств. Ведь если ты действительно кого-нибудь любишь, то разве позволишь, чтобы любимый человек страдал.

Краткий анализ рассказа Куприна Олеся для 11 класса

Произведение «Олеся» было написано Куприным, когда к людям, занимающимся лечением травами, относились с опаской. И хотя многие к ним приходили лечиться, в свой круг православных крестьян особо не пускали, считая колдунами, во всех своих бедах обвиняя их. Так получилось и с девушкой Олесей и ее бабушкой Мануйлихой.

Олеся выросла среди леса, познала много тайн связанных с травами, научилась гадать, заговаривать болезни. Девушка выросла бескорыстная, открытая, рассудительная. Она просто не могла не понравиться Ивану. Все способствовало завязыванию их отношений, которые переросли в любовь. Сама природа помогала развиваться любовным событиям, светило солнышко, ветерок играл листвой, вокруг щебетали птицы.

Иван Тимофеевич, наивный молодой человек, встретив непосредственную Олесю, решил ее подчинить себе. Это просматривается в том, как он ее уговаривает посетить церковь. На что девушка соглашается, зная, что это делать нельзя. Уговаривает ее уехать с ним и выйти за него замуж. Он даже о бабушке подумал, если она не захочет жить с нами, в городе есть богадельни. Для Олеси такое положение вещей совершенно неприемлемо это предательство по отношению к близкому человеку. Она выросла в гармонии с природой и для нее многие вещи цивилизации непонятны. Несмотря на то, что молодые люди встречаются и на первый взгляд у них все хорошо, Олеся не доверяет своим чувствам. Гадая на картах, она видит, что продолжения их отношений не будет. Иван никогда не сможет ее понять и принять такой, какая она есть, а общество, в котором он живет тем более. Такие, как Иван Тимофеевич любят подчинять себе, но не у всех это получается и скорее они сами идут на поводу обстоятельств.

Олеся и ее бабушка принимают мудрое решение, чтобы не ломать свою жизнь и Ивана Тимофеевича тайно покидают насиженное место. Людям из разных социальных групп трудно найти общий язык еще труднее влиться в новую среду. На протяжении всего произведения автор показывает насколько разные эти двое влюбленных. Единственно, что их связывает это любовь. У Олеси она чистая и бескорыстная, у Ивана эгоистичная. На противопоставлении двух личностей и построено все произведение.

Анализ повести для 11 класса

Несколько интересных сочинений

    С самого рождения начинается обучение человека. У кого-то оно длится до конца жизни. Есть разные способы обучения, но часто для этого мы используем книги. Ведь книга – это наш главный источник знаний.

  • Анализ романа Новь Тургенева

    Это произведение Тургенев напрямую связал с происшествием студенческого «хождения в народ», которые происходили в семидесятых годах восемнадцатого века. Пусть действие романа разворачиваются в шестидесятых годах

  • Сочинение Человек хозяин своей страны 4 класс

    Каждый рождающийся ребёнок, автоматически становиться гражданином своего государства, на территории которого он родился. Другой вопрос, как родители оформят это гражданство. Ребёнок ступает в период младенчества, мама ведёт тщательный уход за ним

  • Анализ сказки Либерал Салтыкова-Щедрина сочинение

    Основным персонажем произведения является представитель либеральных взглядов, представленный писателем в образе безымянного интеллигента.

  • Анализ рассказа Лескова Запечатленный ангел

Сочинение

Молодые прозаики сразу освоили особый тип повествований, небольших, с предельно упрощенной сюжетной основой, раскрывающих не события, отношения, а какое-то состояние человеческой души. Даже там, где речь шла о социально-конкретной ситуации, главным оказывалось ее восприятие личностью, а не она сама.

Известный критик В. Боровский писал о творчестве одного из самых читаемых в 90-х гг. писателей - А. Куприна, что он все «трактует с внутренней, духовной, эстетической стороны, а не с внешней, материальной, политической». Нечто подобное можно было сказать и о многих других авторах. Что касается Куприна, то он и в «многонаселенной» повести «Молох» из жизни фабрики передал прежде всего зыбкое, неуверенное, подверженное стихийным порывам мироощущение инженера Боброва, процесс его одиноких, мучительно противоречивых, безрезультатных размышлений. От Л. Толстого воспринял создатель «Молоха» священный цвет: «Смотрите, как лучезарно-прекрасен и как велик человек!» Но по своей современности Куприн видел печальное расточение красоты и силы, измельчание чувств, заблуждение мысли. Причин юму было много. Среди них Куприн выделял «голый» технический прогресс и мнимую буржуазную цивилизацию. Тем не менее след за Чеховым верил: «грядущая истинная культура облагородит человечество». Идеал писателя восходил к победе «силы духа» над «силой тела» и «любви, верной до смерти». Это чувство иыдслено как стимул расцвета личности. Причем равно очистительная энергия усмотрена в «нежном, целомудренном благоухании» любви и «трепете, опьянении» чистой страстью. Поклонением этим нравственным ценностям овеяно все творчество Куприна.

Он много писал о гибели таланта, красоты, одиночестве людей. Но и в мрачных картинах были блики света. Поэтичны, хотя отнюдь не идеализированы, цирковые актрисы в рассказах «Лолли», «Гранатовый браслет». Им свойственно соединение «детской чистоты сердца с хладнокровной отвагой», что всегда привлекало Куприна в сочинениях Р. Киплинга, А. Дюма, Д. Лондона. Однако душевный взлет купринских героинь не исключает странного их тяготения к ничтожным людям. Природой данный дар самоотвержения изнутри подточен некоей слепотой души. Куприн, однако, нашел и особые, исключительные условия, позволившие ему создать романтизированный образ женщины и идеальной ее любви. Так прозвучала поэтическая и трагическая история молодой девушки в повести «Олеся».

По внешнему и внутреннему облику дочь лесов Олеся живо напоминает Марьяну из «Казаков» Л. Толстого. Яркая и оригинальная красота полесской «колдуньи» тоже сочетается с врожденным благородством. Городской интеллигент Иван Тимофеевич испытывает к ней сходное с Олениным восхищенное влечение. Вместе с тем Куприну дорог и пафос толстовской «Власти тьмы». Деревня в его повести «окутана тьмой», разобщена, бесчувственна. «Цельная, самобытная, свободная натура» потому и существует, что отъединена от мрачных крестьян (общинные идеалы Толстого не приняты), взращена только вольной природой.

Естественное состояние человека, по Куприну, лишено противоречий, органично сочетает в себе сильные эмоции и чистые помыслы, твердую волю и трепетные переживания. Небывалые возможности выражены в самоотреченном чувстве Олеси к слабому, не лишенному эгоизма Ивану Тимофеевичу. Но чудом возникшая возвышенная душа вынуждена скрываться от жестоких людей, страдать от равнодушия своих близких. В творчестве Куприна постоянно подозревали отсутствие обобщений, концепции мира. К. Паустовский тоже увидел лишь «поток жизни».