Пьеса дне как социально философская. Сочинение: Горький м

Пьеса «На дне» как философская драма.

Пьеса Горького «На Дне» написана в тысяча девятьсот втором году. В эти предреволюционные годы писателя особенно волнует вопрос о Человеке. С одной стороны, Горький осознает, какие обстоятельства заставляют людей опускаться на «дно жизни», с другой- он старается подробно изучить эту проблему и, возможно, найти её решение. В драме разворачиваются два конфликта. Первый
,социальный- между хозяевами ночлежки и босяками, другой- философский, затрагивающий основные вопросы бытия, разворачивается между обитателями ночлежки. Он- то и является основным. Мир ночлежки- это мир «бывших людей».
Раньше они были людьми разных слоев: здесь и барон, и проститутка, и слесарь, и актер, и картузник, и торговка. И всё равно в этом страшном мире отверженных эти люди ведут поиск истины, стараются решать вечные проблемы.
Как вынести тяжесть жизни? Что противопоставить страшной силе обстоятельств- открытый бунт, терпение, основанное на сладкой лжи, или смиренность? Вот это три позиции, которых придерживаются персонажи пьесы.

Самый мрачный мыслитель в ночлежке- Бубнов. Он неприятен Горькому, потому что в его репликах отражена «правда факта». Жизнь в оценке Бубнова лишена всякого смысла. Она однообразна и течет по законам, которые человек не может изменить: «все так: родятся, поживут и умирают… Чего жалеть?»
Мечты для него- стремление человека казаться лучше или, как сказал Барон:
«у всех людей души серенькие… все подрумяниться желают».

С появлением Луки накаляется атмосфера в ночлежке. Странник Лука- сложный и интересный персонаж в пьесе. Его идеи основаны на том, что он не верит в возможности человека, для него все люди ничтожны, слабы, мелки, нуждаются в сострадании и утешении. Лука полагает, что правда может быть
«обухом» для человека. Иногда лучше обмануть человека вымыслом, вселить в него веру в будущее: «для лучшего живет человек». Но это философия рабской покорности, недаром Сатин говорит, что «… ложь- религия рабов и хозяев.
Одних она поддерживает, другие прикрываются ею». Идеи Луки направлены на то, чтобы заставить людей либо как бы «обойти» жизнь, либо постараться приспособиться к ней. Советы странника никому не помогли: Васька убивает
Костылева и попадает в тюрьму, актер кончает жизнь самоубийством. Прямой вины Луки в этом, конечно, нет, просто обстоятельства оказались сильнее людей. Но косвенно он виноват, точнее не он, а его идеи: они внесли изменения в жизнь ночлежников и в их мировоззрения, после которых они уже не могли нормально продолжать жить.

Против этой вредоносной лжи выступает Сатин. В его монологе звучит требование свободы и гуманного отношения к человеку: «Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью,... уважать надо!». Сатин убежден в следующем- необходимо не примирить человека с действительностью, а заставить эту действительность работать на человека. « Всё в человеке, все для человека» . «Существует только Человек, все остальное – дело его рук, его мозга». «Человек! Это звучит гордо!».

Сатин, несомненно, симпатичен автору, хотя он и «герой слова». В отличие от большинства ночлежников он в прошлом совершил решительный поступок, за что и поплатился: четыре года провел в тюрьме. Но он не жалеет об этом: «Человек свободен, он за все платит сам…».

Таким образом, писатель утверждает, что человек способен изменить обстоятельства, а не подстраиваться пл них.

Пьеса М. Горького «На дне» по праву является одним из лучших драматических произведений писателя. Об этом говорит невероятный успех ее на протяжении длительного времени в России и за рубежом. Пьеса вызвала и до сих пор вызывает разноречивые толкования по поводу изображенных характеров и ее философской основы. Горький в драматургии выступил как новатор, поставив важный философский вопрос о человеке, его месте, роли в жизни, о том, что для него важно. «Что лучше: истина или сострадание? Что нужнее?» - это слова самого Горького.

Невероятному успеху и признанию пьесы «На дне» способствовала также удачная постановка ее на сцене МХТа в 1902 году. В.Н. Немирович-Данченко писал Горькому: «Появление “Дна” одним ударом проложило целые пути театральной культуре... Имея в “На дне” образец подлинно народной пьесы, мы считаем этот спектакль гордостью театра».

Горький выступил как создатель нового типа социальной драмы. Он верно, правдиво изобразил среду обитателей ночлежки. Это особая категория людей со своими судьбами и трагедиями. Уже в первой авторской ремарке мы встречаем описание ночлежки. Это «подвал, похожий на пещеру». Нищая обстановка, грязь, свет, идущий сверху вниз. Это еще более подчеркивает, что речь идет о самом дне общества. Сначала пьеса называлась «На дне жизни», но потом Горький поменял название, оставив только «На дне». Так, по мысли автора, оно полнее отражает идею произведения.

Шулер, вор, проститутка - вот представители изображенного в пьесе общества. Хозяева ночлежки также находятся на дне моральных правил, они не имеют в душе никаких нравственных ценностей, несут в себе разрушительное начало. Все в ночлежке происходит вдали от общего течения жизни, событий в мире. Дно жизни - это болото, которое захватывает и поглощает.

Персонажи пьесы ранее принадлежали к разным слоям общества, но сейчас всех их объединяет одно - их настоящее, бесперспективность, неспособность изменить свою судьбу, да и какое-то нежелание это сделать, пассивное отношение к жизни. На первых порах от них отличается Клещ, но после смерти Анны и он становится таким же и утрачивает надежду вырваться из ночлежки.

Различное происхождение определяет поведение, речь героев. Речь Актера содержит цитаты из литературных произведений. Речь бывшего интеллигента Сатина насыщена иноязычными словами. Слышится негромкая, неторопливая, успокаивающая речь Луки.

В пьесе множество различных конфликтов, сюжетных линий. Это отношения Пепла, Василисы, Наташи и Костылева; Барона и Насти; Клеща и Анны. Мы видим трагические судьбы Бубнова, Актера, Сатина, Алешки. Ив- все эти линии идут как бы параллельно, нет общего, стержневого конфликта между героями. В пьесе мы можем наблюдать конфликт в сознании людей, конфликт с обстоятельствами - это было необычно для русского зрителя.

Автор не рассказывает подробно историю каждого ночлежника, и все же мы имеем достаточно сведений о каждом из них. Прошлое одних, например Сатина, Бубнова, Актера, драматично, само по себе достойно отдельного произведения. Обстоятельства вынудили их опуститься на дно. Другие, такие как Пепел, Настя, с рождения познали жизнь этого общества. В пьесе нет главных героев, все занимают примерно одинаковое положение. В перспективе же у них нет никакого улучшения в жизни, которая удручает своим однообразием. Все привыкли, что Василиса бьет Наташу, все знают об отношениях Василисы и Васьки Пепла, все устали от страданий умирающей Анны. Никто не обращает внимания на то, как живут другие; связей между людьми нет; никто не способен прислушаться, посочувствовать, помочь. Не зря Бубнов повторяет, что «ниточки-то гнилые».

Люди уже ничего не хотят, ни к чему не стремятся, считают, что они на земле лишние, что их жизнь уже прошла. При этом друг друга они презирают, каждый считает себя выше, лучше других. Все сознают ничтожность своего положения, но не пытаются выбраться, перестать влачить жалкое существование и начать жить. А причина этого в том, что они привыкли и смирились.

Но не только социально-бытовые проблемы поднимаются в пьесе, герои спорят также о смысле человеческой жизни, о ее ценностях. Пьеса «На дне» является глубокой философской драмой. Люди, выброшенные из жизни, опустившиеся на дно, спорят о философских проблемах бытия. М. Горький поставил в своем произведении вопрос о том, что полезнее человеку: правда реальной жизни или утешительная ложь. Этот-то вопрос и вызвал столько споров. Проповедником идеи сострадания, лжи во спасение служит Лука, который всех утешает, всем говорит добрые слова. Он уважает каждого человека («ни одна блоха не плоха, все черненькие»), видит в каждом доброе начало, считает, что человек все может, если захочет. Наивно пытается пробудить в людях веру в себя, в свои силы и возможности, в лучшую жизнь.

Лука знает, насколько важна для человека эта вера, эта надежда на возможность и реальность лучшего. Даже просто доброе, ласковое слово, слово, поддерживающее эту веру, способно дать человеку опору в жизни, твердую почву под ногами. Вера в свою способность изменить, улучшить собственную жизнь примиряет человека с миром, так как он погружается в свой выдуманный мир и живет там, прячась от пугающего его реального мира, в котором человек не может себя обрести. И в реальности этот человек бездеятелен.

Но это касается только слабого, потерявшего веру в себя человека. Поэтому такие люди и тянутся к Луке, слушают его и верят ему, потому что его слова - чудодейственный бальзам на их измученные души. Анна слушает его потому, что он один посочувствовал ей, не забыл про нее, сказал ей доброе слово, которого она, может быть, никогда и не слышала. Лука вселил в нее надежду на то, что в другой жизни она не будет страдать. Настя тоже слушает Луку, потому что он не лишает ее иллюзий, из которых она черпает жизненные силы. Пеплу он дает надежду на то, что тот сможет начать жизнь заново там, где никто не знает ни Ваську, ни его прошлого. Актеру Лука говорит о бесплатной лечебнице для алкоголиков, в которой тот сможет вылечиться и снова вернуться на сцену. Лука не просто утешитель, он философски обосновывает свою позицию. Одним из идейных центров пьесы становится рассказ странника о том, как он спас двух беглых каторжников. Главная мысль горьковского персонажа здесь в том, что спасти человека и научить добру может не насилие, не тюрьма, а только добро: «Человек может добру научить...»

Другим обитателям ночлежки не нужна философия Луки, поддержка несуществующих идеалов, потому что это более сильные люди. Они понимают, что Лука лжет, но лжет из сострадания, любви к людям. У них возникают вопросы о необходимости этой лжи. Все рассуждают, и у каждого есть своя позиция. Все ночлежники участвуют в споре о правде и лжи, но не очень серьезно относятся друг к другу.

В противовес философии странника Луки Горький представил философию Сатина и его суждения о человеке. «Ложь - религия рабов и хозяев... Правда - бог свободного человека!» Произнося монологи. Сатин не рассчитывает в чем-либо убедить окружающих. Это его исповедь, итог его долгих размышлений, крик отчаяния и жажда действия, вызов миру сытых и мечта о будущем. Он с восхищением говорит о могуществе человека, о том, что человек создан для лучшего: «Человек -это звучит гордо!», «человек выше сытости», «не жалеть... не унижать его жалостью... уважать надо». Этот монолог, произносимый среди оборванных, опустившихся обитателей ночлежки, показывает, что вера в подлинный гуманизм, в правду не угасает.

Пьеса Горького «На дне» является острой социально-философской драмой. Социальной, так как в ней представлена драма, вызванная объективными условиями жизни общества. Философский же аспект драмы каждым поколением переосмысливается по-новому. Образ Луки долгое время оценивался однозначно отрицательно. Сегодня, ввиду исторических событий последнего десятилетия, образ Луки прочитывается во многом иначе, он стал гораздо ближе к читателю. Я считаю, что однозначного ответа на вопрос автора нет. Все зависит от конкретной обстановки и исторической эпохи.

Жанр пьесы «На дне» можно определить как социально-философскую драму. Основной философской проблемой пьесы является спор о правде. Спор о правде раскрывается, прежде всего, в разговоре героев, когда слово «правда» употребляется в его прямом значении как антоним слову «ложь». Однако этим не исчерпывается смысл данной философской проблемы. Спор о правде подразумевает столкновение разных жизненных и философских позиций героев, прежде всего Луки, Бубнова, Сатина. Именно столкновение мировоззрений этих героев определяет развитие философского конфликта.

Оправданна ли ложь во спасение? Этот вопрос Горький ставит, раскрывая образ Луки. Появившись в ночлежке, Лука оказывает большое влияние на всех ее обитателей. Лука зарождает во многих героях веру. Например, после разговора с Лукой Анна начинает верить в то, что со смертью тела душа отходит в лучший мир и умирает спокойно. Лука жалеет обитателей ночлежки и, утешая их» часто говорит неправду. Актер верит выдуманным рассказам Луки о лечебнице, где лечат от алкоголизма. Лука заставляет поверить Наташу и Пепла в возможность их совместной чистой жизни в Сибири. Для доброго, движимого любовью к людям Луки главное, чтобы в человеке жила вера и надежда, а каким путем это будет достигнуто -- неважно. Лука верит в человека, в возможность его воскрешения при помощи веры. И в этом заключается философская позиция Луки, его правда, которой противостоит в пьесе позиция Бубнова. «Вот... не умею врать! Зачем? По-моему -- вам всю правду, какая она есть! Чего стесняться?» -- говорит; Бубнов. Бубнов признает только голый факт, все остальное для него-- вранье. Он не понимает, зачем Лука обманывает обитателей ночлежки своими красивыми историями, зачем жалеет, их. Правда Бубнова жестокая, безжалостная, она основана на равнодушии к людям, она исключает всякую надежду на изменение человека. В сравнении с правдой Бубнова, конечно же, выигрывает позиция Луки.

В пьесе правда соотносится с верой. Вера человека, если он действительно верит, становится его правдой, правдой его жизни. Настя верила в то, что у нее была настоящая любовь, а Барон и Бубнов смеялись над ней, считая, что она врет и просто хочет «приукрасить свою душу». Лука -- единственный, кто понял Настю. «Твоя правда, а не ихняя... коли ты веришь, была у тебя настоящая Любовь... значит -- была она!» Потеря такой веры может обернуться трагедией для человека, об этом говорит Лука, рассказывая притчу о праведной земле. Однако с Актером происходит то же самое, что и с человеком, верившим в праведную землю. Лука исчезает из ночлежки в самый важный для ее обитателей момент, когда у многих из них зародилась вера во что-то лучшее. Герои теряют только что приобретенную веру, и это оборачивается для многих трагедией. Актер кончает жизнь самоубийством. Пепла сажают в тюрьму, Наташа попадает в больницу. Развитием сюжета пьесы, ее печальным финалом Горький показывает, что Лука был не прав. Лука не смог до конца спасти и возродить обитателей ночлёжки, так как его правда, то есть позиция утешительства, была основана на жалости к людям, на милосердии, она не дала героям веры в себя. Слушая Луку, обитатели ночлежки начинают верить во что-то. Но как только исчезает человек, утешавший их, заставлявший их верить, они сразу же теряют эту веру и опускаются снова. Однако Лука все-таки изменил многих обитателей ночлежки в лучшую сторону, заставил их задуматься о своей жизни. Наиболее сильное влияние Лука оказал на Сатина. «Он подействовал на меня; как кислота на старую и грязную монету...» -- говорит Сатин о Луке. Из аморального, ко всему безразличного, ненавидящего людей человека Сатин превратился в авторского резонера. Свои монологи в последнем действии Сатин произносит только под воздействием Луки. Сатин является единственным, кто до конца понял: позицию Луки. Из философии. Луки Сатин берет веру в человека («Человек -- вот правда! Он это понимал...»), но веру без жалости и милосердия. Человека надо уважать, а не жалеть -- вот что теперь становится главным для Сатина. Сатин говорит, что надо верить в собственные силы человека, для сильного, гордого человека не нужны жалость и милосердие, они нужны только для слабых. «Ложь -- религия рабов и хозяев... Правда -- бог свободного человека» -- этим и разрешается философский спор о правде в пьесе «На дне».

/ / / Пьеса «На дне» как социально-философская драма

В творческой работе М. Горького « » поднят достаточно актуальный вопрос, который часто задают и в наши дни. Автор размышляет над тем, в чем же призвание человека, в чем проявляется свобода личности? И в своей пьесе М. Горький пытается найти на нее ответ.

Он был достаточно хорошо знаком с низшей прослойкой общества, он видел, как живет беднота, как существуют те люди, про которых уже давно забыли. Поэтому, именно такие герои с потерянными судьбами и представлены перед читателем в пьесе «На дне». Ее можно определить только к одному литературному жанру – к драме. В тексте пьесы мы знакомимся с трагическими судьбами людей, которые жилы безрадостной и мрачной жизнью.

Социальной проблемой, которая торжествовала в обществе в то время, пропитана вся работа, от начала и до конца. Только название «На дне» говорит о том, что речь пойдет про тех людей, которые скатились глубоко в яму, из которой достаточно сложно выбраться.

Описание строений, домов, ночлежки, в которой обитают герои, наводит ужас, и мурашки бегут по телу. Все рушится, грязь и паутина заполонили комнаты. Жители ночлежки плохо одеты, в большинстве случаев голодны и больны. Конечно, у каждого из них есть своя светлая мечта, но, до нее очень далеко, она практически не реальна. Социальное положение, бедность и нищета дают понять, что герои находятся в ужасных условиях, они практически смирились со своей судьбой и могут только размышлять о хорошем.

В тексте пьесы мы знакомимся с двумя философскими мыслями. Странник Лука проповедует радостные идеи, которые должны вернуть человека к жизни, а Сатин говорит о том, что нельзя жалеть человека, ведь это будет унижать его достоинство.

Конечно, практически все жители ночлежки тянуться к сладким словам Луки. Ведь их жизнь состоит из сплошного ужаса. Но, реальность и выдуманные иллюзии не сопоставимы. Ведь после веры в ложь, жизни многих персонажей ломаются. М. Горький раскрывает перед нами картину страшных будней низшего слоя населения. Философские наставления Луки не спасают их социальное положение. Из-за своей слабохарактерности, герои пьесы заканчивают жизнь самоубийством, отправляются на каторгу в Сибирь. Ведь сил на возрождение у них нет.

Автор в своей творческой работе пытается сопоставить различные мнения, различные мировоззрения героев и осознать действительность, которая их окружает. Поэтому, пьесу «На дне» можно смело отнести в разряд социально – философской драмы, которая поднимает накипевшие проблемы наверх, на всеобщее обозрение.

Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области

ГБПОУ «Бутурлиновский механико-технологический колледж»

Разработка урока по литературе

М. Горький. Пьеса «На дне» как социально – философская драма.

Система образов.

Подготовил преподаватель

русского языка и литературы

Селиванова И. Г.

2016

Тема. М. Горький. Пьеса «На дне» как социально – философская драма.

Система образов.

Тип урока – изучение нового материала.

Вид урока – комбинированный урок.

Цели:

образовательные :

Совершенствование навыка анализа текста; формирование универсальных учебных действий в процессе анализа текста драматургического произведения;

развивающие :

Развитие культуры речи, навыков монологической и диалогической речи;

Развитие логики мышления;

Приобретение умения вести дискуссию, выступать публично;

воспитывающие :

Привитие чувства доброжелательности, внимания и уважения к собеседнику;

Приобретение нравственных ценностей;

Активизация творческих способностей учащихся.

Задачи:

- создать проблемную ситуацию,

Побудить учащихся к высказыванию собственной точки зрения на различные вопросы.

Форма организации занятия: беседа, чтение пьесы по ролям, элементы театральной игры.

Методы:

Репродуктивные: словесные, наглядные;

Продуктивные: создание схем, наполнение их результатами наблюдений и собственными суждениями, работа в группах.

Средства обучения : портрет М. Горького, иллюстрации к пьесе “На дне”, книги с текстом пьесы “На дне”, учебники.

На доске : портрет А.М. Горького, тема урока, эпиграф.

Человек – вот правда! Надо уважать человека!

М. Горький

Ход урока:

    Орг. момент, объяснение целей и задач урока.

Мы продолжаем с вами изучение творчества А. Горького. На предыдущем уроке мы подробно изучили рассказ «Старуха Изергиль». А сегодня наша задача будет заключаться в том, чтобы более детально проанализировать пьесу А. Горького "На дне".

    Проблемные вопросы:

    1)Какова была основная тема творчества М. Горького конца XIX – начала XX века?

    2)На чём построена сюжетная линия произведения?

    3)Дать характеристику героям пьесы?

    4)Кто по-настоящему спорит с Лукой: Сатин или сам автор?

    5)Пьеса “На дне” является ли новаторским произведением?

    6)В чём спасение людей, упавших “на дно” жизни?

    7)Какие две проблемы отразились в спорах героев о человеке, жизни, которые подняли проблему гуманизма?

    Беседа по содержанию пьесы “На дне”.

В своих произведениях Горький показал, что носителями новой “свободной морали” являются босяки. Написав пьесу “На дне”, писатель выявил разные темы жизненного поведения обитателей ночлежки, а также поставил вопрос о свободе и назначении человека.

Пьеса Горького “На дне” была написана в 1902 году для труппы Московского Художественного общедоступного театра. В самом названии уже заложен огромный смысл. Люди, которые попали на дно, уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни. Тема униженных и оскорбленных не нова в русской литературе.

3. Рассказ об истории написания пьесы "На дне".

В 1900 г., когда артисты Художественного театра ездили в Крым, чтобы показать Чехову его пьесы "Чайка" и "Дядя Ваня", они познакомились с Горьким. Руководитель театра Немирович-Данченко говорил им, что театру предстоит задача не только "пленить своим искусством Чехова, но и заразить желанием Горького написать пьесу".

В следующем году Горький передал Художественному театру свою пьесу "Мещане". Первое представление горьковской пьесы Художественным театром состоялось 26 марта 1902 году, в Петербурге, куда театр выехал на весенние гастроли.

Впервые на сцене появился новый герой: революционер-рабочий, машинист Нил, человек, сознающий свою силу, уверенный в победе. И хотя цензура вычеркнула из пьесы все "опасные" места, вычеркнула и слова Нила: "Хозяин тот, кто трудится!", "прав - не дают, права - берут", все-таки пьеса звучала в целом как призыв к свободе, борьбе.

Правительство боялось, что спектакль превратился в революционную демонстрацию. Во время генеральной репетиции пьесы театр был окружен полицией, а в театре были расставлены переодетые городовые; на площади перед театром разъезжали конные жандармы. "Можно было подумать, что готовились не к генеральной репетиции, а к генеральному сражению", - писал позднее Станиславский.

Почти одновременно с пьесой "Мещане" Горький работал над второй пьесой, "На дне". В этой новой пьесе еще более резко и смело звучал протест против капиталистического общества. Горький показал в ней новый, незнакомый мир - мир босяков, людей, опустившихся на самое дно жизни.

В августе 1902 года Горький передал пьесу Немировичу-Данченко. Начались репетиции, и Горькому часто теперь приходилось бывать в Москве. Артисты и режиссер работали с увлечением, ходили на Хитров рынок, в ночлежки, где жили босяки, и Горький много рассказывал о жизни своих героев помогал правильнее понять их жизнь, привычки.

О. Л. Книппер-Чехова вспоминала, как на одной из репетиций Горький рассказал: "Читал я "На дне" в ночлежке, настоящему Барону, настоящей Насте. Понимаете! Плакали в ночлежке, кричали: "Мы хуже!"... Целовали меня, обнимали...". 18 декабря 1902 года состоялась премьера пьесы. Без конца вызывали актеров, режиссеров, автора. Спектакль превратился в бурное чествование А. М. Горького; он вышел на сцену взволнованный, растерянный, - такого успеха он не ожидал. Большой, немного сутулый, он хмурился и от смущения забыл бросить папиросу, которую держал в зубах, забыл, что надо кланяться.

Огромная толпа, не попавшая на спектакль, долго стояла у театра. Полиция убеждала публику разойтись, но никто не уходил - ждали Горького, чтобы только посмотреть на него.

А работа над пьесой была сложной и напряженной. "Без солнца" - "Ночлежка" - "В ночлежном доме" - "На дне" - так изменялось ее название. История названия в какой-то мере обозначает общие контуры работы автора над пьесой. Об этом процессе есть свидетельства современников. "Был я в Арзамасе у Горького, - писал Л. Андреев, - и слышал новую его драму "В ночлежном доме" или "На дне" (он еще не остановился на том или другом заглавии)... Он нагромоздил гору жесточайших страданий, бросил в кучу десятки разнохарактерных лиц - и все объединил жгучим стремлением к правде и справедливости".

    Как вы думаете, в чём смысл этого названия?

(Горький не сразу пришёл к этому варианту, были и «Без солнца», «Ночлежка», «В ночном доме»).

Люди, которые попали на дно, уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни. Тема униженных и оскорбленных не нова в русской литературе. Но это произведение особенное и считалось в то время новаторским.

    В чем же особенность и необычность этого произведения?

( Учащиеся отметят, что это драматическое произведение, не обозначенное автором по жанру, что в нём необычны герои (босяки ).

Хорошо, если они заметят, что герои мало действуют, а много говорят, даже спорят, что споры идут явно на философские, «вечные» вопросы, это для босяков очень неожиданно, но у М.Горького это представлено логично, естественно).

    А как вы бы определили жанр этой пьесы? ( Ответ, конечно, должен быть обоснован).

Споры о человеке, о правде занимают очень большое место, заставляют задуматься, так что мы понимаем: события - внешнее, а главное - внутри героев, и здесь всё непросто.) По жанру это, скорее всего, драма .

    А по характеру она какова?

(Уч-ся выделят социальные проблемы ( положение ночлежников, отношения с хозяевами ночлежки, безысходность жизни на «дне»), возможно, отметят психологизм звучания этих проблем, и, конечно, философские проблемы будут названы (споры о человеке, о правде).

    Делаются записи в опорном конспекте .

    Работа с текстом.

Пьеса ставилась в 1902 году и явно о том времени. По ремаркам чётко определено, что действие происходит в ночлежке и на пустыре около неё (3действие). Можно зачитать описание ночлежки.

Надо обратить внимание на слова ремарок, их значение и особый смысл (подвал, похожий на пещеру , потолок - тяжёлые, каменные своды , закопчённые , с обвалившейся штукатуркой, по стенам – нары , посредине ночлежки - большой стол, две скамьи, табурет, всё - некрашеное и грязное, широкая кровать, закрытая грязным ситцевым пологом).

    Слово учителя : всмотритесь внимательно в сборный пункт этих горемык, собранных на тесную площадку подвала-пещеры в первом акте. Или в «пустырь» - «засоренное разным хламом и заросшее бурьяном дворовое место» - в акте третьем. Вы сделаете любопытное открытие: эта площадка, в сущности, разбита на ячейки, на микропространства, норы, в которых раздельно и даже отчужденно живут «бывшие» люди, лишенные дела, прошлого, живут со своей бедой, даже близкой к трагедии. Вот комната за тонкой перегородкой, в которой живет вор Васька Пепел, продающий ворованное хозяину ночлежки Костылеву, бывший любовник его жены Василисы, мечтающий уйти отсюда с Натальей, сестрой хозяйки. Треугольник Пепел - Василиса - Наталья имеет в пьесе самостоятельное значение.

Но при всем драматизме борьбы в рамках его - Василиса подстрекает Пепла на расправу с мужем, лукаво обещает одарить его деньгами - для многих других обитателей ночлежки исход этой борьбы не столь важен.

А вот за занавеской семья.

Своя драма (несчастно прожитая жизнь, умирание в подвале) связывает Анну и слесаря Клеща, может быть, винящего себя за жестокость к жене. На кухне, у печки, обосновались Квашня и Настя, у каждой своя драма. Квашня была замужем, и этого ей так хватило, что она не спешит радоваться ухаживаниям полицейского Медведева, человека обеспеченного и живущего всё же не в ночлежке.

Постоянно «передразнивают» друг друга проститутка Настя, мечтающая о роковом Гастоне или Рауле, и Барон, вспоминающий знатного деда. Барон, правда, говорит «мерзавке» Насте, высмеивающей его грезы: «Я - не чета тебе! Ты… мразь». Но едва она сбежит, не пожелав его слушать, как он ищет ее («Убежала… куда? Пойду посмотрю… где она?»).

В известном смысле скрытую взаимосвязь этих разрозненных человеческих ячеек, единство бедолаг, даже дерущихся, высмеивающих друг друга, можно определить словами Насти: «Ах ты несчастный! Ведь ты… ты мной живешь, как червь - яблоком!»

Итак, ночлежка Костылева – это, прежде всего, символ бездомности, бесприютности, символ ненормальной жизни. В основе пьесы лежит острый социальный конфликт: противоречие между действительным положением человека в обществе и его высоким назначением; противоречие между массами и самодержавными порядками помещичьей России, которые низводят людей до трагической участи бродяг.

11 . Анализ системы образов . Работа по 3 группам .

Каждая группа представляет своих героев, и все делаем записи в тетрадях, собирая весь материал.

Герои пьесы “На дне” получились обобщенными, собирательными образами, типичными, но и достаточно индивидуальными. Под сводами костылевской ночлежки оказались люди самого различного характера и социального положения.

Лука

Пожилой человек (60 лет), странствующий проповедник, который всех утешает, всем обещает избавление от страданий, всем говорит: “Ты надейся!”, “Ты верь!” Лука - личность незаурядная, у него большой жизненный опыт и острый интерес к людям. Ему жаль страдающих людей, вот он и говорит им разные утешающие слова. Вся его философия заключена в изречении: “Во что веришь, то и есть”.

М.Горький заинтересовался богомильским учением (древним религиозно-философским учением), согласно которому Бог, чтобы спасти мир от Сатаны, послал на землю Христа. В пьесе М.Горького учение Христа представляет Лука, имя которого явно восходит к имени апостола Луки. Перед нами человек бывалый, готовый к долгим дорогам, к превратностям судьбы. От внешнего облика странника веет добротой, приветливостью.

Для Луки все люди одинаковы: « А все люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь…» Для Луки ценна любая человеческая жизнь: «Человек – каков ни есть – а всегда своей цены стоит…»

Во втором действии Лука еще активнее проповедует определенную философию жизни. Всех утешает. Во всем этом он близок своему евангельскому тезке, его можно назвать достойным учеником Христа. «Вера твоя спасла тебя, иди с миром,»- важнейшая сентенция Христа.

Но есть и другое толкование его имени. По В.И.Далю, «лукавый» значит хитрый, скрытный, противоречивый, двуличный. «Лукавый» – это бес, нечистый дух. В четвертом действии обитатели ночлежки, обсуждая Луку, прямо связывают его с лукавым: «Исчез от полиции… яко дым от лица огня!»

Однако так или иначе, но «добрый старикашка» изменил ночлежников.
Лука. М. М. Турханов. 1938 г.

Сатин

Безработный мужчина (40лет). Он любит непонятные, редкие слова, т.к. раньше служил в телеграфе, много читал и был образованным человеком. Герой выражает авторскую позицию, он далек от философии христианского терпения, для него есть одно гордо звучащее слово - человек, который «за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум - человек за все платит сам, и потому он свободен». Яснее других понимает социальную несправедливость. Он утверждает, что человеку нужна правда, какая бы она ни была!

В богомильстве (древнем славянском вероучении) писателя привлек апокриф о Сатане, точнее о Сатанаиле. И именно с Сатанаилом связано имя Сатина. Его звериным рычанием – рычанием своеобразного антихриста – открывается действие пьесы. Согласно богомильскому учению о мире, именно Сатанаил создал видимый материальный мир. Создал он и человеческую плоть, но не мог вдохнуть в человека душу. И тогда верховный Бог сжалился и послал в человека свой божественный дух. Таким образом, материальный мир, человеческая плоть – творение Сатанаила, а душа человека и солнце – творение Бога. Исходя из этого, понятен смысл первоначального названия пьесы «Без солнца». Оно напрямую связано и с песней ночлежников «Солнце всходит и заходит…», и с предполагаемым оптимистическим финалом: «…они пели песни и под солнцем забывали о ненависти друг к другу». Становится ясным и то, почему Сатин в конце второго действия называет ночлежников «мертвецами», ибо в них нет духа: «Мертвецы – не слышат! Мертвецы не чувствуют!»

Среди «бывших людей» Сатин выделяется твердостью, решительностью. Он стремится к правде, что хорошо видно в его отношениях с ночлежниками. Лука недоумевает, почему неглупый, бравый Сатин оказался среди босяков: «Эдакий ты бравый…Константин…неглупый…и вдруг». Видимо, непреклонность натуры Сатина, его нежелание идти на компромиссы и позволило М.Горькому называть этого босяка Константином, что значит «твердый, постоянный». Ведя заочный спор с Лукой, сам о себе Сатин заявляет: «Не обижай человека!.. А если меня однажды обидели и – на всю жизнь сразу! Как быть? Простить? Ничего. Никому».

ИЗВЕСТНО, ЧТО МНОГИЕ МЫСЛИ М.ГОРЬКОГО В ДРАМЕ ВЫСКАЗЫВАЕТ

ИМЕННО САТИН

Сатин. К. С. Станиславский. 1902 г.

Бубнов

Особое место среди ночлежников занимает Бубнов (45 лет) . В свое время горьковеды называли его философом безнадежности, равнодушным циником. С самого начала действия Бубнов проявляет беспощадную трезвость в оценке положения ночлежников.

Для него обитатели подвала – это вор, шулер, алкоголик и не более. Правда Бубнова – это правда внешних обстоятельств, правда полной зависимости человека от окружающего мира, ярко выраженная в формуле: «Что было – было, а остались одни пустяки… Все слиняло, один голый человек остался». Таков и сам Бубнов. Поэтому не случайно его фамилия образована от существительного «бубен» - промотавшийся человек, напоминает выражения «гол, как бубен», «тяжбу завел – стал как бубен гол» и др.

С одной стороны, Бубнов – промотавшийся человек, а с другой – он еще и забубенный, бесшабашный босяк, для которого нет в жизни ничего святого. По словам сапожника Алешки, Бубнов «только пьяный и похож на человека». Понятия чести и совести для него значения не имеют.

Кроме того, «бубном» называется человек, проигравший в карты. В данном случае произошел перенос на основе названия карточной масти. Игра в карты – любимое занятие ночлежников, и порой они называют Бубнова просто Бубен. Также слово «бубен» имеет значение «лентяй», «тунеядец». Сам о себе Бубнов заявляет: «Ленив я. Страсть как работать не люблю!»

Этот персонаж в пьесе является вестником зла и олицетворяет низший мир. Авторское отношение к нему явно негативно. М.Горький раскрывает холод и тьму души бесстрастного регистратора реальности. Бубнов был убежден, что человек – существо на земле лишнее. «Ты везде лишняя…да и все люди на земле – лишние»,– говорит он Насте. А если человек никому не нужен и является существом лишним, то он ничем не должен связывать себя и волен жить так, как хочет.

Бубнов. В. В. Лужский. 1902 г.

    Васька Пепел

Молодой человек (28 лет) - потомственный вор, жаждущий правильной жизни, он желает стать честным и порядочным человеком, т.к. на жизнь Пепел зарабатывает нечестным трудом, он хочет всё это исправить. Под влиянием Луки Васька начинает мечтать о вольной жизни в Сибири. И думает, что, женившись на Наташе, получит желаемое. Но в итоге, убив Костылёва, попадает в тюрьму.

Пепел. Б. Г. Добронравов. 1938 г.

Наташа

Наташа – 20 лет, сестра Василисы. Тихая, добрая девушка. Она полна страстных мечтаний о будущем. Наташа хочет уйти из ночлежки, выбраться с этого “дна жизни”, но не может. Наташу любит и зовёт замуж Пепел, но девушка понимает, что ничего хорошего из этого не выйдет. Ведь Васька плохо обошёлся с её сестрой, значит и с ней он может поступить так же. Замуж она так и не вышла, т.к. после побоев сестры попадает в больницу, а оттуда уходит в неизвестном направлении.

Барон и Настя

Настя – молодая девушка, (24 года), страстно желающая большой, настоящей любви. Правда, её мечты у окружающих вызывают злобную насмешку. Даже её сожитель Барон подшучивает над ней. Настя страдает от своей безысходности и всё хочет уйти на край света. Эта героиня восклицает: «И чего…зачем я живу здесь…с вами? Уйду…пойду куда-нибудь…на край света!»В этом отношении особенно показательно поведение Насти в финале драмы. Услышав известие о смерти Актера, она «медленно, широко раскрыв глаза, идет к столу». На столе стоит единственная лампа, освещающая ночлежку. Настя идет к свету. Она поражена новыми, открывшимися ей чувствами, мыслями, окончательно осознает необходимость иной жизни.

Барон (33 года) – единственный человек, не имеющий иллюзий об освобождении. Но у него есть ниточка: “Всё в прошлом!” Если ничего нет впереди, так хоть что-то есть позади. Барон часто вспоминал о своём происхождении (старая фамилия, дома в Москве и Петербурге, кареты с гербами и т.д.). Но Настя издевается над ним, говорит, что ничего этого не было. “Понял, каково человеку, когда ему не верят?”

По своему прошлому социальному положению назван и Барон, который «нет-нет, да и покажет из себя барина». Самый безвольный из ночлежников, он всю жизнь занимался переодеванием. Он даже не помнит, как оказался среди босяков. Все ночлежники отзываются о Бароне отрицательно. Но он единственный знает генеалогию своего рода. Лука называет его «испорченным бароном», а Настя – «ничтожеством». За полбутылки водки, предложенной Пеплом, Барон готов встать на четвереньки и лаять собакой. Вместе с тем нельзя не заметить, что именно Барону пришла в голову мысль о бесцельно промотанной жизни. Именно он задается вопросом: «А…ведь зачем – нибудь я родился…а?» Хочется и ему, пусть на мгновение, узнать свое предназначение.

Барон. Актер В. И. Качалов. 1902 г.

Настя. О. Л. Книппер. 1902 г.

Клещ и Анна

Андрей Митрич (40 лет) – слесарь, мечтает о честном труде. Он больше всех надеется вырваться из этой ямы (“Вылезу… кожу сдеру, а вылезу!”), что это не конец, а временное падение. Клещ думает, что после смерти жены, его жизнь станет легче. Её смерти он ждёт, как освобождения!

Он всего лишь полгода прожил в ночлежке и еще не свыкся со своим положением, надеется выбраться отсюда и откровенно презирает своих товарищей по несчастью: «Какие они люди? Рвань, золотая рота… Ты думаешь я не вырвусь отсюда? Вот погоди…умрет жена». Эгоистичный, озлобленный Клещ с нетерпением ожидает смерти жены, которую, по словам Квашни, «заездил до полусмерти». Он лишен к умирающей спутнице жизни малейшего сочувствия. А она, несмотря на муки, мечтает еще пожить: «Ну … еще немножко … пожить бы … немножко! Коли там муки не будет … здесь можно потерпеть … можно!» Об этом, обращаясь к Клещу, говорит Костылев: «Эх, Андрюшка, злой ты человек! Жена твоя зачахла от твоего злодейства…никто тебя не любит, не уважает». Отсюда и фамилия персонажа: клещ – насекомое, впивающееся в кожу, кровосос.

Анна (30 лет) – его жена, тяжело больна, при смерти. Считает себя самой несчастной женщиной. Она раздавлена жизнью, полна страдания и никому не нужная.

Актёр (40 лет)

В прошлом был известным актёром, но вскоре опустился, спился и даже забыл своё имя! Он часто поглощен воспоминаниями о своей уже прошлой славе. Единственная его мечта, найти город, о котором рассказывал Лука, где есть бесплатная лечебница для алкоголиков. Ведь он всё ещё надеется вернуться на сцену. Но узнав, что нет никакой “праведной земли” и лечебницы нет, актёр кончает жизнь самоубийством, т.к. не может перенести крушения своей последней надежды. Назван по своей прошлой профессии, так как действительно потерял имя: «Нет у меня здесь имени… Понимаешь ли ты, как это обидно – потерять имя? Даже собаки имеют клички…» Даже здесь в ночлежке, населенной самыми пестрыми, колоритными обитателями, он выглядит не от мира сего. Актер воспринимает жизнь как мираж: он поверил в существование бесплатных лечебниц, поверил в «праведный город».

Персонаж драмы М.Горького – это бывший актер, но он служитель Мельпомены. Он пришел в ночлежку из какого-то особого, иного мира и в определенном смысле стоит выше других босяков. Он одарен и, несомненно, самый образованный, культурный среди всех ночлежников, включая и Сатина. К тому же он добр, отзывчив, обладает хорошим вкусом. Этот образ высоко оценил А.П. Чехов.
Актер в исполнении Н. Г. Александрова. 1924 г.

Квашня (под 40 лет)

Квашня дает действию первый эмоциональный толчок, вызывает в подвале эмоциональное брожение. Ее имя образовано от глагола «квасить», что значит подвергать брожению. Квашня добра, отзывчива, не лишена чувства сострадания. Но самое главное, она практична. Именно она становится новой хозяйкой ночлежки. Но слово «квашня» имеет еще одно значение: забродившее тесто, опара. Забродившее тесто быстро всходит, его не удержишь: «Квашни крышкой не удержать» (В.Даль).Оказавшись в ночлежке, Квашня почувствовала себя не «на дне», а на «вершине». Она быстро приспосабливается к обстоятельствам, «растет» С вершины своего нового положения Квашня начинает уже тиранить окружающих: «Ты гляди у меня…слякоть! Не балуй…»

Костылёв и Василиса

Вызывает отвращение фигура содержателя ночлежки Костылёва (54г.), одного из "хозяев жизни", который готов даже из своих несчастных и обездоленных постояльцев выжать последнюю копейку. Содержатель ночлежки Костылев – существо никчемное. Это явный ханжа, не столько утешает, сколько духовно усыпляет своих постояльцев, говоря, что «на том свете…всякое деяние наше усчитывают».

Все обитатели подвала относятся к Костылеву с нескрываемой, откровенной брезгливостью. Стоит хозяину появиться в ночлежке, как вокруг него создается своеобразная пустота, некий моральный вакуум.Костылев как бы представляет иной, низший мир. Его религиозность есть прикрытие пустой, холодной души, поэтому так нелеп и жалок его конец.

Для М.Горького ханжество более сильный грех, чем грубость.

Столь же отвратительна и его жена Василиса (26л.) своей безнравственностью, в ней “нет души”, она “жадная до денег”.

Пьеса "На дне". Постановка МХТа.

12. Составление таблицы. Соотношение конфликта и персонажей.

хозяева ночлежки и ночлежники (конфликт статичный, ничего в отношениях героев не меняется), но этот конфликт дополняется личными социальными конфликтами героев (у каждого свой конфликт, приведший героя в ночлежку, в безысходное состояние). Эти конфликты за сценой, о них мы узнаем из их воспоминаний персонажей.

2 . Любовный конфликт создал двойной треугольник:

Пепел, Василиса и Костылев; Пепел, Василиса и Наташа. Но эти отношения не затрагивают остальных героев, они лишь зрители.

Философские споры о правде, человеке и его достоинстве.

Спорят прежде всего Лука, Сатин, Бубнов, Клещ, Васька Пепел и Барон.

13. Творческое задание: «Узнай героя!»

(Актер)

2. «И чего…зачем я живу здесь…с вами? Уйду…пойду куда-нибудь…на край света!»

(Настя)

3. «Что было – было, а остались одни пустяки… Все слиняло, один голый человек остался».

(Бубнов)

4. «А…ведь зачем – нибудь я родился…а?»

(Барон)

5. «Вон что-о! Ого-го! Это - ты ловко придумала… мужа, значит в гроб, любовника – на каторгу, а сама…»

(Пепел)

6. «Не обижай человека!.. А если меня однажды обидели и – на всю жизнь сразу! Как быть? Простить? Ничего. Никому»

(Сатин)

7. «Ты гляди у меня…слякоть! Не балуй…»

(Квашня)

8. «Ну…еще немножко…пожить бы…немножко! Коли там муки не будет…здесь можно потерпеть…можно!»

(Анна)

9. « А все люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь…»

(Лука)

10. «Вот и я…когда-нибудь так же…в подвале…забитая…»

(Наташа)

11. «на том свете…всякое деяние наше усчитывают»

(Костылев)

12. «Какие они люди? Рвань, золотая рота… Ты думаешь я не вырвусь отсюда? Вот погоди…умрет жена»

(Клещ)

VI . Обобщение изученного материала.

ВОПРОСЫ:

    О чем пьеса?

    Какова основная мысль драмы Горького?

    Почему человек теряет имя?

    Кто герои пьесы? Каковы их судьбы?

    Каков конфликт пьесы?

1.Вопрос. О чем пьеса?

О жизни босяков. «Все слиняло, один человек остался». – О мире, где нет Бога.

2 . Вопрос. Какова основная мысль драмы Горького?

Что такое правда и что такое человек. «Человек это звучит гордо!» Чем меньше человек связан с миром вещей, тем он больше человек. «Человек цены стоит». Для чего живут. – Для лучшего человека.

3.Вопрос. Почему человек теряет имя?

Очутился на дне жизни, умер, потерял профессию.

4.Вопрос. Кто герои пьесы? Каковы их судьбы?

Сатин – пьяный шулер, утверждающий, что людям нужна Правда

Лука - странник. «Человек цены стоит!» «Как можно не верить человеку». «Любить живых»

Клещ – «выберусь, когда жена умрет»- «Везде люди».

Актер – Сверчков –Заволжский – потерял имя. Мотив смерти.

5 Вопрос. Каков конфликт пьесы?

Конфликт философский. Спор о правде и человеке. Праведная земля не на карте, а в тебе.

VI. Рефлексия

Сегодня мы с вами, ребята, убедились в том, что правда у каждого человека.

Возможно, вы в своем возрасте еще не решили, каких жизненных принципов вы будете придерживаться в дальнейшей жизни, но я почему-то уверена в том, что вы сделаете верный выбор. Спасибо за работу.

VII. Домашнее задание

Подготовить фактический материал к классному сочинению по теме «Правда в пьесе М. Горького «На дне»».

Литература:

1. Текст пьесы М. Горького «На дне».

3.Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века. М. «ВАКО» 1 ч. 2005 г. 2 ч. 2016 г.

Приложение.

Пьеса «На дне» Смысл названия

Философская проблематика, прежде всего, отразилась в спорах о человеке, добре и правде, которые поднимают проблему гуманизма.

Размышление о правде и спор о предназначении человека.

Изображая «дно», Горький показывает общество в миниатюре . Все обитатели ночлежки - в прошлом «бывшие». Актер, Пепел, Настя, Наташа, Клещ стремятся вырваться на волю со «дна» жизни, но чувствуют свое полное бессилие перед запорами этой тюрьмы, что рождает в героях ощущение безысходности:

Клещ

«Работы нет... силы нет! Вот - правда! Пристанища... пристанища нету! Издыхать надо...вот она, правда!»

Анна

«Не помню - когда я сыта была... Над каждым куском хлеба тряслась... Всю жизнь моя дрожала... Мучилась... как бы больше другого не съесть... Всю жизнь в отрепьях ходила... всю мою несчастную жизнь...»

Актер (стихи Пьера Беранже)

Господа! Если к правде святой Честь безумцу, который навеет Мир дорогу найти не умеет, - Человечеству сон золотой...

Лука

Считает, что правда не нужна человеку. Для человека важнее всего утешение, или даже обман - «золотой сон» (подлинная правда жизни, ибо она слишком сурова, «обух для людей»), человека надо уметь пожалеть, особенно когда ему тяжело, что нужно нести ему сострадание.

Сатин

Призывает раскрыть глаза на жизненные противоречия и проблемы. По мнению героя, надо жить настоящим, трезво оценивая реальную действительность, но одновременно и мечтой о будущем, опирающейся на настоящее, не отрывающейся от реальной жизни. И в этом состоит подлинная Правда, «Человек - вот правда! Все - в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное - дело его рук и его мозга! Человек! Это - великолепно! Это звучит... гордо!» «Ложь - религия рабоа и хозяев... Правда - бог свободного человека!»

Речь идет не о конкретном человеке, ныне задавленном нуждой, угнетением, а о человеке вообще. Это и является философским взглядом на жизнь.