Высказывания лихачева на разные темы. Творческая работа «Цитаты из книги Д.С.Лихачева «Письма о добром

ЛИХАЧЕВ Дмитрий

Кто много говорит, тому не остается времени подумать. – Дмитрий Лихачев

Культура - это то, что в значительной мере оправдывает пред Богом существование народа и нации. - Дмитрий Лихачев

Культура - это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из просто населения - народом, нацией. В понятие культуры должны входить и всегда входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства. - Дмитрий Лихачев

Культура - это святыни народа, святыни нации. - Дмитрий Лихачев

Литература "говорит" за всю национальную культуру, как "говорит" человек за все живое во вселенной. - Дмитрий Лихачев

Литература в русских условиях всегда вторгалась в жизнь, а жизнь - в литературу, и это определяло характер русского реализма. - Дмитрий Лихачев

Литература, созданная русским народом, - это не только его богатство, но и нравственная сила, которая помогает народу во всех тяжелых обстоятельствах, в которых русский народ оказывался. К этому нравственному началу мы всегда можем обращаться за духовной помощью. - Дмитрий Лихачев

Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. И еще - с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят своей дом, свою землю, свое -пусть и непонятное тебе - родное слово.
Вот эти важнейшие человеческие качества и поможет тебе открыть в своей душе история: любовь, уважение, знание.
Дмитрий Лихачев

Марксизм - скучная философия (и примитивная). - Дмитрий Лихачев

Мудрость - это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты - хитрость. - Дмитрий Лихачев

Мы [Россия] ничего не должны растерять из нашего великого наследия. - Дмитрий Лихачев

Мы редко и слишком мало думаем о смерти. О том, что все мы конечны, что все мы здесь - на очень короткое время. Забывчивость эта помогает расцветать подлости, трусости, неосторожности... В человеческих отношениях важнее всего быть осторожным: не обидеть, не поставить другого в неловкое положение, не забыть обласкать, улыбнуться... - Дмитрий Лихачев

На основе нравственных сил русская культура, выразителем которой является русская литература, объединяет культуры различных народов. Именно в этом объединении ее миссия. Мы должны внять голосу русской литературы. - Дмитрий Лихачев

Нам, русским, необходимо, наконец, обрести право и силу самим отвечать за свое настоящее, самим решать свою политику - и в области культуры, и в области экономики, и в области государственного права. - Дмитрий Лихачев

Настоящее всегда воспринималось в России как находящееся в состоянии кризиса. И это типично для русской истории. - Дмитрий Лихачев

Наука - творчество, а творчество дарит счастье и самим творцам, и тем, кто этому творчеству внимает. - Дмитрий Лихачев

Научная истина дороже всего, и ей надо следовать во всех деталях научного исследования в жизни ученого. Если же стремиться в науке к "мелким" целям - к доказательству "силой", вопреки фактам, к "интересности" выводов, к их эффективности или к любым формам самопродвижения, то ученый неизбежно терпит крах. Может быть, не сразу, но в конечном счете! Когда начинаются преувеличения полученных результатов исследования или даже мелкие подтасовки фактов и научная истина оттесняется на второй план, наука перестает существовать, и сам ученый рано или поздно перестает быть ученым. - Дмитрий Лихачев

Научная работа - это рост растения: сперва она ближе к почве (к материалу, к источникам), затем она поднимается до обобщений. Так с каждой работой в отдельности и так с общим путем ученого: до широких («широколиственных») обобщений он имеет право подниматься только в зрелые и пожилые годы.

Мы не должны забывать, что за широкой листвой скрывается прочный ствол источников, работы над источниками.
Дмитрий Лихачев

Национализм - это проявление слабости нации, а не ее силы. Заражаются национализмом по большей части слабые народы… – Дмитрий Лихачев

Национализм… самое тяжелое из несчастий человеческого рода. Как и всякое зло, оно скрывается, живет во тьме и только делает вид, что порождено любовью к своей стране. А порождено оно на самом деле злобой, ненавистью к другим народам и к той части своего собственного народа, которая не разделяет националистических взглядов. – Дмитрий Лихачев

Национальные идеалы русского народа полнее всего выражены в творениях двух его гениев - Андрея Рублева и Александра Пушкина. Именно в их творчестве отчетливее всего сказались мечты русского народа о самом хорошем человеке, об идеальной человеческой красоте…
Эпоха Рублева была эпохой возрождения веры в человека, в его нравственные силы, в его способность к самопожертвованию во имя высоких идеалов. Это была эпоха возрождения интереса к собственной истории, к культуре времени независимости Руси, предшествовавшей монголо-татарскому нашествию. Эпоха Рублева была временем расцвета литературы, эпоса, политического самосознания.
Дмитрий Лихачев

Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке, черствых к добру, беспамятных к прошлому. А для этого нужны знания, нужна интеллигентность, дающаяся культурой. - Дмитрий Лихачев

Невежество и полузнайство - это почти болезнь. – Дмитрий Лихачев

Нельзя безразлично относиться к своему будущему. - Дмитрий Лихачев

Нельзя верить в Бога "попутно", "между прочим", признавать Бога как постулат и вспоминать о нем только, когда спрашивают. - Дмитрий Лихачев

Неразделенная радость - не радость. - Дмитрий Лихачев

Нет сомнения, что духовное направление в развитии русской культуры получило значительные преимущества перед государственным. - Дмитрий Лихачев

Неудовлетворенность настоящим составляет одну из основных черт русской литературы, которая сближает ее с народной мыслью: типичными для русского народа религиозными исканиями, поисками счастливого царства, где нет притеснения начальников и помещиков, а за пределами литературы - склонностью к бродяжничеству, и тоже в различных поисках и устремлениях. - Дмитрий Лихачев

Ни в одной стране мира с самого начала ее возникновения литература не играла такой огромной государственной и общественной роли, как у восточных славян. - Дмитрий Лихачев

Ни одна страна в мире не окружена такими противоречивыми мифами о ее истории, как Россия, и ни один народ в мире так по-разному не оценивается, как русский. - Дмитрий Лихачев

Образованность и интеллектуальное развитие - это как раз суть, естественное состояние человека, а невежество, неинтеллигентность - состояния ненормальные для человека. – Дмитрий Лихачев

Общественные устные выступления обычны теперь в нашей жизни. Каждому надо уметь выступать на собраниях, а может быть, с лекциями и докладами.
Тысячи книг написаны во все века об искусстве ораторов и лекторов. Не стоит здесь повторять все, что известно об ораторском искусстве. Скажу лишь одно, самое простое: чтобы выступление было интересным, выступающему самому должно быть интересно выступать. Ему должно быть интересно изложить свою точку зрения, убедить в ней, материал лекции должен быть для него самого привлекательным, в какой-то мере удивительным. Выступающий сам должен быть заинтересован в предмете своего выступления и суметь передать этот интерес слушателям - заставить их почувствовать заинтересованность выступающего. Только тогда будет его интересно слушать.
И еще: в выступлении не должно быть несколько равноправных мыслей, идей. Во всяком выступлении должна быть одна доминирующая идея, одна мысль, которой подчиняются другие. Тогда выступление не только заинтересует, но и запомнится.
А по существу, всегда выступайте с добрых позиций. Даже выступление против какой-либо идеи, мысли стремитесь построить как поддержку того положительного, что есть в возражениях спорящего с вами. Общественное выступление всегда должно быть с общественных позиций. Тогда оно встретит сочувствие.
Дмитрий Лихачев

Осознанная любовь к своему народу не соединима с ненавистью к другим. – Дмитрий Лихачев

Ошибка в выводах указывает на ошибочность работы исследователя; ошибочность метода - на порок самого исследователя. - Дмитрий Лихачев

Ощущать себя наследником прошлого значит осознавать свою ответственность перед будущим. - Дмитрий Лихачев

По моему глубочайшему убеждению, ХХI век должен быть веком гуманитарной культуры. Ее доминанта обязательна. Технике должна быть определена четка служебная роль.
Ведь природа миллионы лет сама управлялась со своими трудностями, рождала жизнь в любых условиях. Природа - чудо из чудес.
И человек - высшая точка в развитии природы. Он не должен бесконечно испытывать терпение своей матери, требовать у природы всего и немедленно. Наконец, есть долг человека перед природой. Человек, как наиболее сознательное явление мироздания, обязан помогать животным, птицам, растениям, даже «неживой природе». Помогать, не ожидая немедленной награды.
Дмитрий Лихачев

Подделка под старое убивает старое. - Дмитрий Лихачев

Поднятие гуманитарной культуры во всем мире - это забота всего мира. - Дмитрий Лихачев

Правильное научное построение допускает поправки и дополнения; неправильное построение - плотно забитая скважина. - Дмитрий Лихачев

Преподавание истории, литературы, искусств, пения призвано расширять у людей возможности восприятия мира культуры, делать их счастливыми на всю жизнь. - Дмитрий Лихачев

Творческая работа

"Цитаты из книги Д.С.Лихачева "Письма о добром ""

В предисловии к книге "Письма молодым читателям" Д.С.Лихачев пишет: "Для своих бесед с читателями я избрал форму писем. Это, конечно, условная форма. В читателях моих писем я представляю себе друзей. Письма к друзьям позволяют мне писать просто.

Сперва я пишу в своих письмах о цели и смысле жизни, о красоте поведения, а потом перехожу к красоте окружающего нас мира, к красоте, открывающейся нам в произведениях искусства. Я делаю это потому, что для восприятия красоты окружающего человек сам должен быть душевно красив, глубок, стоять на правильных жизненных позициях"

"Если есть у человека великая цель, то она должна проявляться во всем - в самом, казалось бы, незначительном. Надо быть честным в незаметном и случайном: тогда только будешь честным и в выполнении своего большого долга. Большая цель охватывает всего человека, сказывается в каждом его поступке, и нельзя думать, что дурными средствами можно достигнуть доброй цели". (Письмо первое "Большое в малом")

"Самая большая ценность в мире - жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всем ее протяжении - и в прошлом, и в настоящем, и в будущем… А жизнь бесконечно глубока. Мы всегда встречаемся с чем-то, чего не замечали раньше, что поражает нас своей красотой, неожиданной мудростью, неповторимостью".(Письмо четвертое "Самая большая ценность - жизнь")

"Забота - объединяет людей, крепит память о прошлом и направлена целиком на будущее. Это не само чувство - это конкретное проявление чувства любви, дружбы, патриотизма. Человек должен быть заботлив. Незаботливый или беззаботный человек - скорее всего человек недобрый и не любящий никого.
Нравственности в высшей степени свойственно чувство сострадания. В сострадании есть сознание своего единства с человечеством и миром (не только людьми, народами, но и с животными, растениями, природой и т. д.). Чувство сострадания (или что-то близкое ему) заставляет нас бороться за памятники культуры, за их сохранение, за природу, отдельные пейзажи, за уважение к памяти. В сострадании есть сознание своего единства с другими людьми, с нацией, народом, страной, вселенной. Именно поэтому забытое понятие сострадания требует своего полного возрождения и развития.
Удивительно правильная мысль: «Небольшой шаг для человека, большой шаг для человечества».(Письмо седьмое "Что объединяет людей?")

"Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя - не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).
Я знал на русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, умели рассказывать «бывальщину» (то есть то, что произошло с ними или другими), жили упорядоченным бытом, были гостеприимны и приветливы, с пониманием относились и к чужому горю, и к чужой радости.
Интеллигентность - это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям".(Письмо двенадцатое "Человек должен быть интеллигентен")

"Читайте стоящие книги, а не просто чтиво. Изучайте историю и литературу. И то и другое должен хорошо знать интеллигентный человек. Именно они дают человеку нравственный и эстетический кругозор, делают окружающий мир большим, интересным, излучающим опыт и радость.

Если вам что-то не нравится в каком-либо предмете — напрягитесь и постарайтесь найти в нем источник радости — радости приобретения нового".(Письмо двадцать шестое "Учитесь учиться")

"Сады и парки создают своего рода «идеальное» взаимодействие человека и природы, «идеальное» для каждого этапа человеческой истории, для каждого творца садово-паркового произведения.

Вы идете в парк, чтобы отдохнуть - без сопротивления отдаться впечатлениям, подышать чистым воздухом с его ароматом весны или осени, цветов и трав. Парк окружает вас со всех сторон. Вы и парк обращены друг к другу, парк открывает вам все новые виды: поляны, боскеты, аллеи, перспективы, - и вы, гуляя, только облегчаете парку его показ самого себя. Вас окружает тишина, и в тишине с особой остротой возникает шум весенней листвы вдали или шуршание опавших осенних листьев под ногами или слышится пение птиц или легкий треск сучка вблизи, какие-то звуки настигают вас издали и создают особое ощущение пространства и простора. Все чувства ваши раскрыты для восприятия впечатлений, и смена этих впечатлений создает особую симфонию - красок, объемов, звучаний и даже ощущений, которые приносит вам воздух, ветер, туман, роса…"(Письмо тридцать восьмое "Сады и парки")

«Лист бумаги. Сожмите его и расправьте. На нем останутся складки, и если вы сожмете его вторично - часть складок ляжет по прежним складкам: бумага «обладает памятью»…

Памятью обладают отдельные растения, камень, на котором остаются следы его происхождения и движения в ледниковый период, стекло, вода и т. д.

Принято примитивно делить время на прошедшее, настоящее и будущее. Но благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединенным с прошедшим. Память - преодоление времени, преодоление смерти».(Письмо сороковое "О памяти")

"Культурное прошлое нашей страны должно быть понято не в своих частях, а в своем целом. Необходимо не только сохранять отдельные здания или отдельные пейзажи и ландшафты, но сохранять самый характер и природный ландшафт. А это значит, чтобы новое строительство возможно меньше противостояло старому, чтобы оно с ним гармонировало, чтобы сохранялись бытовые навыки народа (это ведь тоже «культура») в своих наилучших проявлениях. Чувство плеча, чувство ансамбля и чувство эстетических идеалов народа - вот чем должен обладать и градостроитель и в особенности строитель сел. Архитектура должна быть социальной".(Письмо сорок второе"Уметь заметить красоту наших городов и сел")

"До сих пор я говорил о красоте природы, красоте городов и сел, садов и парков, о красоте зримых памятников искусства. Но искусство слова - самое сложное, требующее от человека наибольшей внутренней культуры, филологических знаний и филологического опыта.

Вы можете спросить меня: что же, я призываю всех быть филологами, стать всем специалистами в области гуманитарных наук? Быть специалистами, профессионалами-гуманитариями я не призываю. Разумеется, нужны все профессии, и эти профессии должны быть равномерно и целесообразно распределены в обществе. Но… каждый специалист, каждый инженер, врач, каждая медицинская сестра, каждый плотник или токарь, шофер или грузчик, крановщик и тракторист должны обладать культурным кругозором. Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке, черствых к добру, беспамятных к прошлому. А для всего этого нужны знания, нужна интеллигентность, дающаяся гуманитарными науками. Читайте художественную литературу и понимайте ее, читайте книги по истории и любите прошлое человечества, читайте литературу путешествий, мемуары, читайте литературу по искусству, посещайте музеи, путешествуйте со смыслом и будьте душевно богаты. Да, будьте и филологами, то есть «любителями слова», ибо слово стоит в начале культуры и завершает ее, выражает ее".(Письмо сорок четвертое"Об искусстве слова и филологии")

"Что же самое главное в жизни? Главное может быть в оттенках у каждого свое собственное, неповторимое. Но все же главное должно быть у каждого человека. Жизнь не должна рассыпаться на мелочи, растворяться в каждодневных заботах.

И еще, самое существенное: главное, каким бы оно ни было индивидуальным у каждого человека, должно быть добрым и значительным.

Человек должен уметь не просто подниматься, но подниматься над самим собой, над своими личными повседневными заботами и думать о смысле своей жизни - оглядывать прошлое и заглядывать в будущее.

Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы.

В жизни надо иметь свое служение - служение какому-то делу. Пусть дело это будет маленьким, оно станет большим, если будешь ему верен.

В жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная. Умная доброта - самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое в конечном счете верное по пути к личному счастью.

Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Это «неразменный рубль».

Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты - очень и очень важно. Поверьте мне!"(Письмо сорок шестое "Путями доброты")

28 ноября 2016 года исполнилось 110 лет со дня рождения филолога, искусствоведа и культуролога .

Исследователь внес большой вклад в изучение древнерусской литературы, именно он стал автором лучших работ по «Повести временных лет», «Слову о полку Игореве», «Молении Даниила Заточника» и других произведений. Более того, именно Лихачеву мы обязаны тем, что до сих пор сохранены многие исторические здания Петербурга, он же активно участвовал в создании парка «Монрепо» в окрестностях северной столицы, отчасти, благодаря его содействию в Москве была основала школа для одаренных детей № 1113 с углублённым изучением музыки и хореографии.

Прошедший через сталинские лагеря, этот удивительный человек не озлобился, ненависть, судя по его воспоминаниям - чувство, чуждое ему. И кто знает, может именно любовь и интерес ко всему, что его окружает, и помогли исследователю стать великим ученым.

Мы собрали 20 цитат из книг-воспоминаний :

  • Читайте художественную литературу и понимайте ее, читайте книги по истории и любите прошлое человечества, читайте литературу путешествий, мемуары, читайте литературу по искусству, посещайте музеи, путешествуйте со смыслом и будьте душевно богаты. Да, будьте и филологами, то есть «любителями слова», ибо слово стоит в начале культуры и завершает ее, выражает ее.
  • Жизнь — это прежде всего творчество, но это не значит, что каждый человек, чтобы жить, должен родиться художником, балериной или ученым. Творчество тоже можно творить. Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя. «Письма о добром»
  • Зависть развивается прежде всего там, где вы сам себе чужой. Там, где вы не отличаете себя от других. Завидуете — значит, не нашли себя. «Письма о добром»
  • … остерегайтесь делить поездки на интересные и неинтересные, а места, которые посетили, на значительные и незначительные. Даже степени значительности посещенных вами мест старайтесь не устанавливать. Делите поездки на те, к которым вы подготовились, и те, к которым не подготовились или подготовились плохо… Всегда интересны впечатления художников. Читайте записки и воспоминания художников об их поездках. Не знаю почему, но все художники удивительно хорошо пишут. Чудесные писатели – Коровин, Бенуа, Добужинский, Грабарь… Как они умели смотреть и видеть, а затем запечатлевать увиденное не только в живописи, но и в своих записках! «Письма о добром»
  • У Белинского где-то в письмах, помнится, есть такая мысль: мерзавцы всегда одерживают верх над порядочными людьми потому, что они обращаются с порядочными людьми как с мерзавцами, а порядочные люди обращаются с мерзавцами как с порядочными людьми. «Заметки о русском»
  • Бездарность стремится поучать, талант – подавать пример. Но если у таланта отнять время, то и талант будет больше поучать, чем учить примером. «Заметки о русском»
  • В основе всех хороших манер лежит забота — забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо. «Письма о добром»
  • Знания раскрывают нам двери, но войти в них мы должны сами. «Письма о добром»
  • О каждом народе следует судить по тем нравственным вершинам и по тем идеалам, которыми он живет. Быть благожелательным к любому народу, самому малочисленному! Это позиция самая верная, самая благородная. «Письма о добром»
  • Чтобы выступление было интересным, выступающему самому должно быть интересно выступать. «Письма о добром»
  • Совершенствовать свой язык - громадное удовольствие, не меньшее, чем хорошо одеваться, только менее дорогое… «Воспоминания»
  • Забота о прошлом есть одновременно и забота о будущем. «Письма о добром»
  • В столовой я, встречая знакомые лица, каждый раз думал: «Этот жив». Люди в столовой встречались со словами: «Вы живы! Как я рад!» С тревогой узнавали друг у друга: такой-то умер, такой-то уехал. Люди пересчитывали друг друга, считали оставшихся, как на поверке в лагере. «Воспоминания»
  • Появилось специфическое движение пальцев, по которому ленинградцы узнавали друг друга в эвакуации: хлебные крошки на столе придавливали пальцами, чтобы они прилипли к ним, и отправляли эти частицы пищи в рот. Просто немыслимо было оставлять хлебные крошки. Тарелки вылизывались, хотя «суп», который из них ели, был совершенно жидкий и без жира: боялись, что останется жиринка («жиринка» - это ленинградское слово тех лет, как и «довесочек»). «Воспоминания»
  • Мне кто-то рассказывал: когда Рахманинова спросили, что главное в искусстве, он ответил: «В искусстве не должно быть главного». «Заметки о русском»
  • Философские системы бывают не только верные или неверные, но интересные, богатые и неинтересные, бедные, скучные. То же религии. К ним может быть и эстетический подход. «Заметки о русском»
  • Народное творчество учит понимать условность искусства. «Письма о добром и прекрасном»
  • В памяти остаются все поступки, совершенные в молодости. Хорошие будут радовать, дурные не давать спать! «Письма о добром»
  • Исправить человечество нельзя, исправить себя — просто. «Письма о добром»
  • Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть o своих интересах, o себе. «Письма о добром»

Владимир Путин о Д.С.Лихачёве

Идеи этого величайшего мыслителя и гуманиста сейчас как никогда актуальны. Сегодня, когда миру реально угрожает идеология экстремизма и террора, ценности гуманизма остаются одним из принципиальных средств противодействия этому злу. В своих исследованиях академик Лихачев сформулировал саму миссию культуры, которая состоит в том, чтобы из «просто населения делать народ».

Академик Дмитрий Сергеевич ЛИХАЧЕВ:

Никакой особой миссии у России не было и нет!
Народ России спасёт культура и искусство!
Не надо искать никакую национальную идею для России - это мираж.
Культура и искусство — основа всех наших достижений и успехов.
Жизнь с национальной идеей неизбежно приведет сначала к ограничениям, а потом возникнет нетерпимость к другой расе, к другому народу и к другой религии.
Нетерпимость же обязательно приведет к террору.
Нельзя добиваться возвращения России к какой-либо единой идеологии, потому что единая идеология рано или поздно приведёт Россию к фашизму.

Память противостоит уничтожающей силе времени... Д.С. Лихачёв

+ О "БАРХАТНОЙ КНИГЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА"+

Убежден, что жизненно необходимы такие труды, как История человеческой совести . История совести должна быть и историей ошибок — отдельных государств, политиков, и историей совестливых людей и совестливых государственных деятелей. История совести должна создаваться под знаком борьбы со всякого рода национализмом — страшной опасностью наших дней. Настало время мыслить категориями макросоциума. Каждый должен воспитать в себе Гражданина мира — независимо от того, в каком полушарии и стране он живет, какого цвета его кожа и какого он вероисповедания.

+ О НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕЕ +

Никакой особой миссии у России нет и не было! Народ спасёт культура, не надо искать никакую национальную идею, это мираж. Культура — основа всех наших движений и успехов. Жизнь на национальной идее неизбежно приведет сначала к ограничениям, а потом возникает нетерпимость к другой расе, к другому народу, к другой религии. Нетерпимость же обязательно приведет к террору. Нельзя добиваться возвращения вновь какой-либо единой идеологии, потому что единая идеология рано или поздно приведет к фашизму.

+ О РОССИИ КАК НЕСОМНЕННОЙ ЕВРОПЕ ПО РЕЛИГИИ И КУЛЬТУРЕ +

Сейчас в моду вошла идея так называемого евразийства. Ущемленная в своем национальном чувстве часть русских мыслителей и эмигрантов соблазнилась легким решением сложных и трагических вопросов русской истории, провозгласив Россию особым организмом, особой территорией, ориентированной главным образом на Восток, на Азию, а не на Запад. Отсюда был сделан вывод, будто европейские законы не для России писаны, и западные нормы и ценности для нее вовсе не годятся. На самом же деле Россия — это никакая не Евразия. Россия — несомненная Европа по религии и культуре.

+ О РАЗНИЦЕ МЕЖДУ ПАТРИОТИЗМОМ И НАЦИОНАЛИЗМОМ +

Национализм - страшное бедствие современности. Несмотря на все уроки XX века, мы не научились по-настоящему различать патриотизм и национализм. Зло маскируется под добро. Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семь, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом - любовь к своей стране, во втором - ненависть ко всем другим. Национализм, отгораживаясь стеной от других культур, губит собственную культуру, иссушает ее. Национализм — это проявление слабости нации, а не ее силы. Национализм же - это самое тяжелое из несчастий человеческого рода. Как и всякое зло, оно скрывается, живет во тьме и только делает вид, что порождено любовью к своей стране. А порождено оно на самом деле злобой, ненавистью, к другим народам и к той части своего собственного народа, которая не разделяет националистических взглядов. Народы, в которых патриотизм не подменяется национальным «приобретательством», жадностью и человеконенавистничеством национализма, живут в дружбе и в мире со всеми народами. Националистами мы никогда и ни при каких случаях быть не должны. Мы, русские, в этом шовинизме не нуждаемся.

+ ОБ ОТСТАИВАНИИ СВОЕЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ +

Даже в случаях тупиковых, когда все глухо, когда вас не слышат, — будьте добры высказывать свое мнение. Не отмалчивайтесь, выступайте. Я заставлю себя выступать, чтобы прозвучал хоть один голос. Пусть люди знают, что кто-то протестует, что не все смирились. Каждый человек должен заявлять свою позицию. Не можете публично, — хотя бы друзьям, хотя бы семье.

+ О СТАЛИНСКИХ РЕПРЕССИЯХ И СУДЕ НАД КПСС +

Мы претерпели от Сталина огромные, миллионные жертвы. Придёт время, когда все тени жертв сталинских репрессий встанут перед нами стеной, и мы уже не сможем пройти сквозь них. Весь так называемый социализм строился на насилии. На насилии ничего построить нельзя, ни хорошего, ни даже плохого, все развалится, как у нас и развалилось. Мы должны были судить коммунистическую партию. Не людей, а сами безумные идеи, которыми оправдывались чудовищные преступления, беспримерные в истории.

+ О ЛЮБВИ К РОДИНЕ +

Многие убеждены, что любить Родину — это гордиться ею. Нет! Я воспитывался на другой любви — любви-жалости. Наша любовь к Родине меньше всего походила на гордость Родиной, ее победами и завоеваниями. Сейчас это многим трудно понять. Мы не пели патриотических песен, — мы плакали и молились.

+ О СОБЫТИЯХ АВГУСТА 1991 +

В августе 1991 года народ России одержал великую социальную победу, которая сравнима с деяниями наших предков времен Петра Великого или Александра II Освободителя. Волей сплоченной нации было окончательно сброшено ярмо духовного и телесного рабства, которое почти на век сковало естественное развитие страны. Освобожденная Россия стремительно начала набирать скорость движения к высшим целям современного общечеловеческого бытия.

+ ОБ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ +

К интеллигенции, по моему жизненному опыту, принадлежат только люди свободные в своих убеждениях, не зависящие от принуждений экономических, партийных, государственных, не подчиняющиеся идеологическим обязательствам. Основной принцип интеллигентности - интеллектуальная свобода, свобода как нравственная категория. Не свободен интеллигентный человек только от своей совести и от своей мысли. Меня лично смущает распространенное выражение "творческая интеллигенция", - точно какая-то часть интеллигенции вообще может быть "нетворческой". Все интеллигенты в той или иной мере "творят", а с другой стороны, человек пишущий, преподающий, творящий произведения искусства, но делающий это по заказу, по заданию в духе требований партии, государства или какого-либо заказчика с "идеологическим уклоном", с моей точки зрения, никак не интеллигент, а наемник.

+ ОБ ОТНОШЕНИИ К СМЕРТНОЙ КАЗНИ +

Я не могу не быть против смертной казни, ибо я принадлежу к русской культуре. Смертная казнь развращает тех, кто ее осуществляет. Вместо одного убийцы появляется второй, тот, кто приводит приговор в исполнение. И поэтому, как бы ни росла преступность, все же смертную казнь применять не следует. Мы не можем быть за смертную казнь, если считаем себя людьми, принадлежащими русской культуре.

«Культура — это то, что в значительной мере оправдывает перед Богом существование народа и нации» [с.9].

«Культура — это святыни народа, святыни нации» [с.9].

«Смертный грех народа — продажа национальных культурных ценностей, передача их под залог (ростовщичество всегда считалось у народов европейской цивилизации самым низким делом). Культурными ценностями не может распоряжаться не только правительство, парламент, но и вообще ныне живущее поколение, ибо культурные ценности не принадлежат одному поколению, они принадлежат и поколениям будущим» [с.10].

«Одно из главных проявлений культуры — язык. Язык не просто средство коммуникации, но прежде всего творец , созидатель . Не только культура, но и весь мир берет свое начало в Слове» [с.14].

«Несчастье русских — в их легковерии» [с.29].

«Мы свободны — и именно поэтому ответственны. Хуже всего все валить на судьбу, на авось и небось, надеяться на „кривую“. Не вывезет нас кривая!» [с.30].

«Уклад и традиции важнее законов и указов. „Незаметное государство“ — примета культуры народа» [с.84].

«Нравственность — это то, что превращает „население“ в упорядоченное общество, смиряет национальную вражду, заставляет „большие“ нации учитывать и уважать интересы „малых“ (а вернее малочисленных). Нравственность в стране — самое могучее объединяющее начало. Необходима наука о нравственности современного человека!» [с.94].

«Нация, которая не ценит интеллигентности, обречена на гибель» [с.103].

«Многие думают, что раз приобретенная интеллигентность затем остается на всю жизнь. Заблуждение! Огонек интеллигентности надо поддерживать. Читать, и читать с выбором: чтение — главный, хотя и не единственный воспитатель интеллигентности и главное ее «топливо». «Не угашайте духа!» [с.118].

«Прежде всего надо спасать культуру провинции... Большинство талантов и гениев в нашей стране родилось и получило первоначальное образование не в Петербурге и не в Москве. Эти города только собирали все лучшее,...но рождала гениев именно провинция.
Следует помнить одну забытую истину: в столицах живет по преимуществу „население“, народ же живет в стране, в стране многих сотен городов и сел» [с.127].

«Краеведение не только наука, но и деятельность!» [с.173].

«История народов — это не история территорий, а история культуры» [с.197].

«Культура беззащитна. Ее надо защищать всему роду людскому» [с.209].

«Есть музыка времени и есть шум времени. Шум часто заглушает музыку. Ибо шум может быть безмерно велик, а музыка звучит в заданных ей композитором нормах. Зло знает это и поэтому всегда очень шумливо» [с.291].

«Быть добрым одному человеку ничего не стоит, но стать добрым человечеству невероятно трудно. Исправить человечество нельзя, исправить себя — просто. ... Вот почему нужно начинать с себя» [с.292].

«Отсутствие морали вносит хаос в социальную жизнь. Без морали в обществе уже не действуют экономические законы и невозможны никакие дипломатические соглашения» [с.299].

«Человек не обладает истиной, но неутомимо ее ищет.
Истина отнюдь не упрощает мир, а усложняет его, заинтересовывает в дальнейших поисках истины. Истина не завершает, она открывает пути» [с.325].

«Там, где нет аргументов, там есть мнения» [с.328].

«Силовые методы возникают из некомпетентности» [с.332].

«Жить в нравственном отношении надо так, как если бы ты должен был умереть сегодня, а работать так, как если бы ты был бессмертен» [с.371].

«Эпоха воздействует на человека, даже если он ее не принимает. Нельзя „выскочить“ из своего времени» [с.413].

«Обижаться следует только тогда, когда вас хотят обидеть, если же говорят что-то невежливое по невоспитанности, по неловкости, просто ошибаются, — обижаться нельзя» [с.418].

«Если мы сохраним нашу культуру и все то, что способствует ее развитию, — библиотеки, музеи, архивы, школы, университеты, периодику (особенно типичные для России „толстые“ журналы) — если сохраним неиспорченным наш богатейший язык, литературу, музыкальное образование, научные институты, то мы безусловно будем занимать ведущее место на Севере Европы и Азии» [с.31].


Заслуга Д. С. Лихачева не только в том, что он привлекал внимание к жизненно важным проблемам культурной среды обитания человека, видел пути их решения, но и в том, что умел говорить о сложных явлениях нашей жизни не на академическом, а на простом и доступном, безукоризненно грамотном, русском языке.

В данной подборке приведены выдержки только из одной книги Д. С. Лихачева «Русская культура» (М., 2000). Это труд всей его жизни, который является завещанием выдающегося ученого всему русскому народу.

По отдельным цитатам невозможно составить общего представления о книге, но если вам близки и понятны отдельные мысли ее автора, вы непременно придете в библиотеку, чтобы прочесть книгу полностью и этот «выбор» будет правильным.