Пословицы и поговорки древней руси. Древнерусские пословицы и поговорки

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

пословицы о налогах картинки

Пословицами называются краткие изречения, в которых высказывается суждение о каком-нибудь предмете или событии. В древности пословицы назывались "притчами".

пословицы о землетресении

10 пословиц о зиме

Первоначально пословицы входили в состав небольших рассказов о каких-нибудь событиях, сказок, песен и представляли метко и кратко выраженное обобщение того, о чем шла речь в рассказе или песне. Отличаясь часто мерностью склада, имея нередко созвучия в начале и в средине (аллитерацию) или в конце (рифму), эти обобщения легко запоминались, выделялись из рассказов и даже переживали в народной памяти самые рассказы. Примерами пословиц, до сих пор связанных с рассказами или песнями, могут служисть следующие: "В горе жить не кручинну быть, а нагому ходить - не соромиться" (из песни), "от радости кудри вьются, в печали секутся", "нос вытащит, хвост увязит, хвост вытащит, нос увязит" (из сказки о журавле), "и ракитовый куст за правду стоит" (из сказки об убитой сестре и дудке), "битый небитого везет" (из сказки), "то старина, то и деяние" (из старины).

а мюссе пословици

Пословицы в народном быту играют важную роль: они служат руководящими принципами деятельности; на них ссылаются в оправдание своих поступков и действий, ими пользуются для обвинения или обличения других. Важное значение пословицы народ выразил в пословицах же: "Старинная пословица во век не сломится", "старинная пословица не мимо молвится", "добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз", "на пословице суда нет".

пословицы на казахском о характере человека

Пословицы касаются исторических событий, отражают древний быт, верования языческие и христианские, семейный и общественный быт, мораль, и т.д.

пословицы о пир

ПОСЛОВИЦЫ, ОТРАЗИВШИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ . Этот разряд пословиц обнимает исторические события с древнейших времен и до позднейших. Примеры: "Погибоша, аки Обри (авары), их же несть ни поемени, ни наследства" (в летописи), "беда, аки в Родне" (голод в 980 г. в Родне), "Руси веселье пити, не может без того быти" (слова Владимира магометанским миссионерам под 986 г.), "Путята крести (новгородцев) мечем, а Добрыня огнем" (о крещении новгородцев, оказавших сопротивление), "не погнетши (не раздавивши) пчел, меду не едать", говорил волынско-галицкий князь Роман о своевольных боярах (под 1231 г.), "не во время гость хуже татарина", "тут словно Мамай воевал", "каков хан, такова и орда" (эти пословицы отражают татарщину), "семеро пойдут, Сибирь возьмут" (после завоевания Сибири казаками с Ермаком во главе), "вот тебе бабушка и Юрьев день" (по поводу запрещения при Борисе крестьянам перехода к другим помещикам даже в осенний Юрьев день), "пропал, как швед под Полтавой" (после поражения шведов под Полтавой, "голодный француз и вороне рад" (во время сидения французов в Москве).

пословица лес не в диво

Историческое содержание имеют и следующие пословицы: "На одном вече, да не одни речи" (отголоски вечевого образа правления), "Братчина судит, как судья" (судебная власть общины), "Брат брату головой в уплату" (круговая порука родных за преступления, совершенные одним из них), "На деле прав, да на дыбе виноват" (пытка), "Душа согрешила, а ноги виноваты" (пытка, правеж), "Лежачего не бьют" (во время кулачных боев), "По имени тебе место дать, по отчеству пожаловать" (местничество).

пословицы с точки зрения житейской психологии

ПОСЛОВИЦЫ, ОТРАЗИВШИЕ ЯЗЫЧЕСКИЕ ВЕРОВАНИЯ И ОБРЯДЫ . Примеры: "Солнце днем работает, а ночью отдых берет" (анимистичекое воззрение на солнце), "Который бог замочит, тот и высушит" (многобожие), "Моленый баран отлучился, ин гулящий прилучился" (намек на жертвоприношение), "Жил в лесе, молился пням" (почитание лешего), "Храбер, силен, а все с лешим не справишься", "Был бы бес, будет и леший", "В лесу леший, а дома мачеха", "Егорий да Влас всему хозяйству глаз" (почитание Волоса), "Что у волка в зубах, то Егорий дал", "На печи сидел, кирпичам молился" (почитание домового), "Домовой не полюбит (скотину), не что возьмешь", "Не все то русалка, что в воду ныряет", "Старый ворон мимо не каркнет", "Всякому бы ворону на свою голову каркать", "Венчали вокруг ели, а черты пели" (брак без церковного обряда), "Взял боженьку за ноженьку, да и об пол" (низвержение кумиров).

пословицы на 3 закон ньютона

Под влиянием духовенства на языческих богов стали смотреть, как на нечистую силу, на бесов, дьявола, сатану. Это отразилось в следующих пословицах: "Из пуста дупла либо сыч, либо сова, либо сам сатана" (т.е. леший), "Всякому черту вольно в своем болоте бродить" (водяной), "В тихом омуте черти водятся).

очень умные пословицы о любви

Некоторые пословицы выражают веру в судьбу: "Сужена-ряжена не обойдешь и на коне не объедешь", "Бойся не бойся, а року не миновать", "Где нет доли, там и счастье не велико", "Не родись ни хорош, ни пригож, родись счастлив", "Не страшны злыдни за горами", "Деньги идут к богатому, злыдни - к убогому", "От лиха не уйдешь".

пословица скороговорка об оружии

ПОСЛОВИЦЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЗАНЯТИЙ . Эти пословицы выражают главным образом земледельческий труд. Примеры: "Не поле кормит, а нива", "Одним конем всего поля не изъездишь", "Рыба-вода, ягода - трава, а хлеб - всему голова", "Не беда, что в ржи лебеда, а беды, как не ржи, ни лебеды", "Мужик умирать собирайся, а земельку паши", "Дорогой товар из земли растет".

реферат пословицы о покоянии

ПОСЛОВИЦЫ, ОТРАЗИВШИЕ ХРИСТИАНСКИЕ ВЕРОВАНИЯ Примеры: "Бог не в силе, а в правде", "Без Бога ни до порога, а с Богом хоть за море", "Коли Господь не сохранит града, то всуе вся стража и ограда", "Золото огнем искушается, а человек напастьми", "Притча во языцех" (из псалтири), "Смирен духом, да горд брюхом", "На небо поглядывает, а на земле пошаривает", "Густо кадишь, святых зачадишь", "Спереди - блажен муж, а сзади - вскую шаташася" (о людях, внешним благочестием прикрывающих дурные делишки).

пословицы о письменности

ПОСЛОВИЦЫ, ОТРАЗИВШИЕ СЕМЕЙНЫЙ БЫТ . Примеры: "Хозяин в дому, как хан в Крыму", "Как Бог до людей, так отец до детей", "В девках сижено - горе мыкано, замуж выдано - вдвое прибыло", "За чужую душу одна сваха божится", "В лесу медведь, а дома - мачеха", "Жене спускать - добра не видать", "Люби жену, как душу, тряси ее, как грушу", "Кто любит. тот и лупит " (жену), "Жену не бить - милу не быть".

пословицы ягодка ягодке рознь

ПОСЛОВИЦЫ, ОТРАЗИВШИЕ ЗНАЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОСТИ - МИРА . Примеры: "Что мир порядил, то Бог рассудил", "Ты за мир, и мир за тебя", "Мирская правда крепко стоит", "Мир - велик человек", "Мир за себя постоит", "На мир и суда нет", "Мир заревет, так леса стонут".

пословицы о рыбной ухе

ПОСЛОВИЦЫ, ОТРАЗИВШИЕ СТАРИННОЕ CУДОПРОИЗВОДСТВО . Примеры: "Судья, что плотник: что захотел, то и вырубил", "Что мне законы: мне судьи знакомы", "Не бойся суда - бойся судьи", "Лошадь с волком тягалась - хвост да грива осталась", "Наказал Бог народ - послал воевод", "Конь любит овес, а воевода - принос".

пословицы бурятии

ПОСЛОВИЦЫ О БОГАТСТВЕ И БЕДНОСТИ. Примеры: "Деньги, что каменья - тяжело на душу ложатся", "Богатый совести не купит, а свою губит: залезет в богатство, забудет и братство", "Гол да наг - перед Богом прав", "Богатый бедного не кормит, а все сыты бывают", "Ел бы богатый деньги, кабы убогий его хлебом не кормил", "Коли деньги говорят, тогда правда молчит", "Не проси у богатого, проси у тароватого", "В чужих руках ломоть велик кажется, а как нам достанется, так и мал покажется."

пословицы лицо земли

ПОСЛОВИЦЫ. ОТРАЗИВШИЕ НРАВСТВЕННЫЕ ПОНЯТИЯ . Примеры: "На правду, что на солнце - во все глаза не взглянешь", "Засыпь правду золотом, а она всплывет", "Правду со дня моря выносит", "Кривдой весь свет пройдешь, да назад не воротишься", "Лучше кривду терпеть, чем правдой вертеть", "Была, сказывают, и правда на свете, да по селочам в разновеску ушла", "Правда не на миру стоит, а по миру ходит", "Без правды не жить, да и о правде не жить", "Правда в дело не годится, а в кивот поставить да молиться", "Рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше", "Ретивая лошадка долго не живет".

ПОСЛОВИЦЫ, РИСУЮЩИЕ ХАРАКТЕРЫ ЛЮДЕЙ . Примеры: "Шипит, как каленое железо, когда плюнешь" (о горячем, раздражительном человеке), "Его в ступе пестом не умелешь" (упрямый), "Идет в сапогах, а след босиком" (хитрый), "Где ни ступит, тут и стукнет" (увалень), "Ветрами подшит" (непостоянный), "Говорит, как клещами хомут на лошадь тащит" (мямля), "Из молодых да ранний, петухом кричит" (выскочка), "Лепечет, что сорока" (о том, кто скоро говорит), "Сказал, что отрубил" (о говорящем кратко и решительно), "Говорит, что река льется" (плавно), "Воркует, как голубок" (нежно), "Что слово молвит, то рублем подарит" (хорошо и дельно говорящий).

ПОСЛОВИЦЫ НА РАЗНЫЕ ЖИТЕЙСКИЕ СЛУЧАИ . Примеры: "Не бойся той собаки, которая лает, а бойся той, которая исподтишка кусает", "На грубое слово не сердись, а на ласковое не сдавайся", "Чтобы узнать человека, надобно с ним пуд соли съесть".

пословицы об обещании

ПОГОВОРКИ
Поговорками называются выражения, употребляемые в разговоре, чаще всего, в форме сравнений, для того, чтобы придать речи особую наглядность. "Поговорка, - говорит народ, - цветочек, пословица - ягодка". Поговорки называются также "присловьями" и "присказками". Примеры: "Вертится, как бес перед заутреней", "Как две капли воды", "Один, как перст", "Ни дать, ни взять", "Как снег на голову", "На помине легок", "Не по дням, а по часам растет", "Ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать", "Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается".

Азов был славен, Смоленск грозен, а Вильна дивна.

Алексинцы - стрельцы.

Аника смотрок. Аника воин (см. лубочн. карт.).

Арзамасцы - гусятники, луковники; малеваны (иконописцы).

Арзамасцы собор кандалами сковали (связали обручами свод).

Архангелогородцы - шанёжники; шаньга кислая.

Архангельцы - моржееды, кровельщики.

Астраханцы - чилимники (чилим - водяные орехи). Икорники. Ворвань тухлая. Белужники. Разбойники. Дуванщина.

Астраханцы кобылятину вместо былорыбицы в Новгород слали.

Астрахань арбузами, а мы голопузами (славны).

Балахонцы - гагары. Балахонская гагара.

Барана в зыбке закачали (украв, спеленали и положили в зыбку, чтобы спрятать).

Беда, что в Родне.

Бежечане - колокольню рожком подбили (от. е. встряхивая табак в рожке. Это присловье дается, впрочем, разным уроженцам).

Бей русского, часы сделает. Русский что увидит, то и сделает.

Бей челом на Туле, ищи на Москве. Тула зипун сдула.

Белозерцы - белозерские снетки.

Бесово, Руново - пронеси бог здорово, а Терново да Баскачь хоть кругом обскачь (Тул. губ, Кашир. уезда).

Близки Гулынки, подымай дубинки (Гулын-ки. Рязанской губернии, Пронск. уезда, прежде были разбойники).

Божья коровка, полетай за Волгу: там тепленько, здесь холодненько.

Болховитяне рака со звоном встречали: вот воевода к нам ползет, а щетинку в зубах несет.

Борисоглебцы - кислогнездые (они прежде были скорняками и клейщиками. Тамб.).

Боровичане - волну шечники, водохлебы.

Боровичане - луковники. Луку, луку зеленого.

Бородка - нижегородка, а ус макарьевский.

Боску съели. Боска, Боска, на тебе костку (кличка собаки).

Брянцы - куролесы. Брянская коза (Орлов.).

Будто из Елховки, стрижены верховки (т. е. маковки).

Буевцы - домоседы, лесники. Буй городок отбей кошелек.

Буй да Кадуй черт три года искал, а Буй да Кадуй у ворот стоял. (Татары искали Буй, чтобы разорить его, но не нашли к нему дороги.)

Была правда у Петра и Павла (в застенке Московском, где была пытка).

В Астрахани и коровы рыбу едят (соленую).

В Вильне - что в мыльне.

В Вильне семь дорог для жида да три для поляка.

В Городце (Балах, у.) на горе по три девки во дворе.

В Ельцу - девка по яйцу, а позадь Ельца - половина яйца.

В Кардовили удавили, в Понятовке схоронили, в Корине по вино.

В Луцку все не по-людску: навколо вода, в середине беда.

В Москве все найдешь, кроме птичьего молока.

В Москве все найдешь, кроме родного отца да матери.

В Москве деньгу беречь, себя не стеречь.

В Москве каждый день праздник (по множеству церквей).

В Москве недорода хлебу не бывает.

В Москве сорок сороков церквей (церкви в Москве разделены на благочиния по сорокам).

В Москве толсто (густо, часто) звонят, да тонко (жидко, редко) едят (по дороговизне для крестьян).

В Москву бресть (идти) - последнюю копейку (деньгу) несть.

В Москву идти - голову нести (старин.).

В Москву идтить - только деньгу добыть.

В Романовщине (Ром. околоток, того же уезда, мелкопоместный) столько барских дворов, сколько у зайца ломов (т. е. прыжков).

В русском брюхе и долото сгниет.

В Севске поросенка на насест сажали, приговаривая: цайпайся, цайпайся, курочка о двух лапках, да держится.

В Сибири бабы коромыслами соболей бьют.

В Суздале да в Муроме богу помолиться, в Вязниках погулять, в Шуе напиться. Суздальцы - сальники.

В Тетюшах городничий лапоть плетет.

Валдайские горы да любанские воры. Колокольники.

Ванька Каин - окаянный грабитель.

Варил черт с москалем пиво, да и от солоду отрекся.

Варнавинцы - медовики.

Васильцы (на р. Суре) - стерлядники.

Велика святорусская земля, а везде солнышко.

Велика святорусская земля, а правде нигде нет места.

Венгер из-под Лохвицы (Полт. губ., коробейники).

Верейцы - сочевники (сочи - вязенки у рыбаков и хлебенное).

Ветлу жане - санники. Санник да тележник, а выехать не на чем.

Виден (Симбирск), да семь ден идем.

Видно, город велик, что семь воевод (московская семибоярщина).

Витебцы: Волынка да гудок, собери наш домок; соха да борона разорили наши дома.

Владимир: деревянные печи, золотые ворота, железные церкви (деревян. печь была в архиерейск. доме Успенск. собора; золотые ворота известны; железная церковь была у Рождеств. монастыря).

Владимирцы - каменщики; клюковники. По клюкву, по ягоду клюкву!

Владимирцы: и наши молодцы (как вологодские) ни бьются, ни дерутся, а кто больше съест, Тот и молодец. Стерлядники.

Во Владимире и лапшу топором крошат (обычай этот держится только в вольных, т. е. казенных, деревнях).

Во всей Онеге нет телеги. Летом воеводу на санях по городу возили, на рогах онучи сушили.

Возьми сорок алтын! "Сороцы не сороцы, а меньше рубля не отдам".

Волга - плыть долго, а Дунай - широко. Видно, Дунай с Волгой не сольются.

Волга всем рекам мать. Волга-матушка широка и долга.

Волга-матушка - глубокая, раздольная, разгульная. Днепр.- быстрый, широкий. Дон Иванович - тихий, золотой. Дунай Иванович. Прут, Днестр, Неман - порубежные. Урал - золотое дно, серебряна покрышка.

Вологодцы - теленка с подковой съели. Толоконники - Волгу толокном замесили.

Воровская Писковщина (Смол. губ., Сыч. у., село Писково).

Воры - новоторы, и осташи - хороши, а свято то место, где тихвинца нет.

Вот вам правая рука, даю через милое дитя, да коли я украл, то и ему бы на ноже поторчать.

Вот, парья (парни), наш царь: шильце в руках и щетинка в зубах; звоните в била, клепала (галичане о ростовцах).

Всесвятская кашица, по три деньги аршин.

Вытегоры - камзольники.

Вязьма в пряниках увязла.

Вязьмичи - прянишники, коврижники. Мы люди неграмотные, едим пряники неписаные.

Вятичи - вятская баталия (с морским чудищем; см. лубочню карт.).

Вятичи - ротозеи (новгородцы подпустили под Болванский городок (село Никулицыно) болванов на плотах, вятичи зазевались на них, а новгородцы с другой стороны взяли городок).

Вятичи - слепороды (устюжане пришли на помощь, а вятичи сочли их за неприятеля и стали бить. У вотяков подслеповатые глаза, у новорожденных же они очень малы).

Вятичи - толоконники, Вани.

Вятка всему богатству матка. Ходит Вятка с пооглядкой.

Вятски - ребята хватски. Мы, вятчки, ребята хватчки: семеро одного не боимси.

Вятчане - хлыновские бояре. Свистоплясы. Колдыки (гов. колды).

Вятчане на руку не чисты: вчера с нами ночевали, онучку украли.

Галич Кострому обманул на острову.

Галичане - галки набатные. Галичья воевода (своевольник).

Галичане - корову на баню втащили; город Галивонь, озеро Миронь, а люди Кривичи. Овчинники.

Где Макар побывал, семь лет рыба не ловится. (Они сымают рыбную ловлю в речках и озерах и мастера вылавливать всю рыбу.)

Где рыба ни ходит, а св. Носа не минует (Кемская).

Где святая София, там и Новгород.

Глупая Вязьма, бестолковый Дорогобуж.

Глуховцы - папушный табачок (Черниг.). Переяславцы (заозерцы) - обручники (полтавск.). Красный Кут задаст капут (Харьк. губ., где некогда, по преданию, велась шайка разбойников).

Голодаевцы - переселенцы в Астраханской губернии (по бедности их).

Город Архангельский, а народ в нем диавольский.

Город Балахна стоит, полы распахня (Балахна растянулась по Волге версты на три).

Город Боровичи - гам-город.

Город Чернь годом старее Москвы.

Города Коростеня, владения Ольгина, народ кривичи.

Гришка Отрепьев - вор, самозванец, проклятый.

Даниловцы - любимые ловцы, невыдавцы. Кошкодавы: кошку не купили, а на базаре задавили.

Дарма, дочко, абы не москаль.

Два брата с Арбата, а оба горбата.

Двенадцатый час, а матушка с миру не бывала (т. е. со сходки; мужики все в заработках, а бабы в десятских).

Дедновцы - Макары. (Когда Петр I был в рязанской губернии, то на вопрос его дедновцы, один за другим, назвались Макарами, потому что первому государь сказал: хорошо.) Целовальники.

Демьянцы - горшечники; по гаршки!

Дмитровцы - лягушечники, болотники. Рузцы - дровосеки.

Долгопузики (воронежские переселенцы в Астрах, губернии, подпоясывающиеся низко).

Егорьевцы - коновалы, головотяпы, рудометы: сам нож точит, а говорит небось.

Едет дядя из. Серпухова: бороду гладит, а денег нет.

Ездил черт в Ростов, да напугался крестов.

Ел, ел - что-то лопнуло: не брюхо ли? Нет, ремень лопнул с пряжкой.

Елатомцы - бабешники.

Елец всем ворам отец, и Ливны всем ворам дивны.

Ельчане - сычужники. Радуга ушат воды выпила.

Ефремовны - в кошеле кашу варили (Тул.).

Живет в Туле да ест дули.

Живи, живи, ребята, пока Москва не проведала (старин. урал. каз.).

Живучи в Москве, пожить и в тоске. Живет на Москве - в немалой тоске. Ой, Москва! - она бьет с носка. Бей в доску, поминай Москву!

За здравие бабушки Гугнихи (говорят уральцы, почитая ее праматерью своею, первой женщиной, оставшейся в войске).

За мезгой в город ездил, в красные ряды ходил.

За Пьяною люди пьяны (рекою Нижег. губ., 1377 г. Русские поражены в стане татарами).

За семь верст комара искали, а комар на носу.

Заднепровский итальянец. Задрипанцы.

Земля русская вся под богом.

Золотоноша кругом хороша. Роменцы - табачники (полтавок.).

Зубчане - волочане, приходили к нам (ржевцам) за щами; мы щец не дали, взашей прогнали.

Зубчане - таракана на канате на Волгу поить водили.

И по воду хохол, и по мякину хохол.

Иван-чай. Крошевники.

Иванович, слезь с крыши, я к тебе приехала (жена кровельщика приехала в Петербург и звала с Зимнего дворца статую).

Индейка из одного яйца семерых хохлов высидела.

К Соли иду - ничего не несу, от Соли иду - полну пазуху несу (жители села Соли, Костр. губ.. по обилию в овощах снабжают ими пеших посетителей безмездно). Вичуговцы - салфетчики. Парфентьевцы -кошкодавы.

Кабы у немца напереди, что у русского назади - с ним бы и ладов не было (ум).

Кадомцы - целовальники, сомятники: сома в печи поймали (Мокша потопляет Кодом: когда-то и занесло сома в открытую печь).

Кадуевцы - кадочники. Кадуй - бока надуй.

Казанский сирота, казанский нищий (плут, прикидывающийся бедняком; от бывших мурз казанских).

Казань прогребли - и Орду прошли.

Кайваны в Олонец не бывали.

Как москаль скажет сухо, поднимайся под самое ухо!

Калужане: калужанин поужинат, а туляк ляжет и так. Щагольники, щаголь щаглуе, на осиновом на дубу, да как воскогуркнет: ткау, ткау!

Калязинцы - свинью за бобра купили; собаку за волка купили.

Калязинцы, угличане, вологжане - толоконники.

Каменец - венец: кругом вода, а в середине беда (р. Смотрич обтекает вкруг скалы, на которой Каменец-Подолъск).

Каргопольцы - чудь белоглазая. Сыроеды.

Касимовский бухарец (т. е. мошенник, татарин, торгующий вразноску мылом, халатами и пр.).

Кашинцы - водохлебы (т. е. чайники).

Кашинцы - собаку за волка убили да деньги заплатили.

Кашира в рогожу обшила, Тула в лапти обула.

Каширцы: Шапку долой! - А що? - Глянь, все бояре. (Проезжая по однодворческим деревням и видя избы с трубами, ворота с растворами, сани с козырями, мужики считали их барскими усадьбами.)

Кижане золотую грамоту просили. Лыченцы (Переясл. у.) - телятники.

Кижила (Переясл. у.) из ума вон выжила.

Кимряки - летом штукатуры, зимой чеботари.

Кимряки - сычужники (Кимры, Твер. губ., Корчев. у.; от блюда: свиной сычуг с кашей).

Кинешемцы и решемцы - суконники.

Кинешма да Решма кутит да мутит, а Сологда убытки платит (Сологда лежит между Кинешмою и Решмою, которые в старину ссорились).

Кирилловский поклон девяти пяденей с хвостом (монаст.).

Княгининцы - шапошники. Шапками обоз задавили.

Ковровцы - офени, коробейники, проходимцы; картавые (за офенский язык).

Козла в соложеном тесте утопили (вороны каркали на дереве, а мужик, собираясь в путь, по ним предсказал товарищам вёдро, сказав: щагол щаглуе и пр.).

Кола - крюк, а люди уда. Кольско страшилище.

Коли нечем платить долгу, так ехать (идти) на Волгу (либо в бурлаки, либо на разбой).

Коломенцы - чернонебые. Клиновцы - лапотники.

Кольская губа, что московская тюрьма, (не скоро выйдешь).

Коляне господни - народ израильский: что ни слово, то зазубра.

Конфетчики, кукушкины детки (мужики мало дома живут). Спаса на воротах продали.

Копорское крошево и кисло и дешево (уз Копорья, Пемерб. г., по слухам, идет иван-чай, трава кипрей).

Кострома блудливая (веселая) сторона. На Куси - выпей да закуси (Кусь, река Костр. г.).

Костромичи (от Костр. вниз, по Волге, до Юрьевца) - голодраные, острокопытники, тамойки (говор, тамойко вм. там).

Костромичи в кучу, а ярославцы прочь (врознь).

Костромичи: лучше бы три раза погорела, чем раз овдовела.

Крапивенцы - сено с колокольным звоном встречали (думая, что это воевода. Тул.).

Красноярцы - сомятники.

Крестись - Андроны едут (Курск.).

Крестьянское горло - суконное бердо: все мнет.

Крешане (Крестцы) - лапотники. Кирилловны - кашехлебы.

Крым - не крив, Азов - не о сте шагов.

Кстово - Христово: чарочка маленька, да винцо хорошо.

Кто в Вильне не бывал, тот чудес не видал.

Кто в Коле три года проживет, того на Москве не обманут.

Кто в Москве не бывал, красоты не видал.

Кто в Одессе не бывал, тот пыли не видал. Вышел из полону, да поселился на Дону. Донцы - осетерники, балычники, станичники.

Кто против бога и великого Новгорода?

Кунавина слобода в три дуги меня свела (пристанище разврата на Нижегородской ярмарке).

Курский вор. Нет у белого царя вора супротив курянина,

Кушали (Твер. уезд. с. Кушалино) - бердники, частобаи.

Кушалинские крестьянки - тонкопряхи.

Лазаревичи-вичи, погорелицы-кричи, наволок-хохолок, Теплухина-хохлухина, Ялчина-гора, высоко-спечена.

Ленив, как клепенский мужик (Смол. губ., Сыч. уезда, село Клепени, где все нищие, по обычаю).

Летит гусь на святую Русь (Наполеон).

Ливенцы - саламатой мост обломили (ливенцы повезли навстречу воеводе саламаты, по горшку со двора).

Литвины - земляники, землекопы, лапотники. Белошапошники, магерки (валеные шапки). Разве лихо возьмет литвина, чтоб он не дзекнул. Кругом вода, а в середине беда (о Себеже,Витебск.).

Лихвинские горы (Кал.) да новосильевские воры (Тул.)

Луговцы - разносчики. Ладожане - щуку с яиц согнали.

Лысковцы - народ честный: коли не вор, так мошенник.

Любезный Олонец - белы берега.

Любимцы - козу пряником кормили. Водохлебы.

Мазепа - предатель.

Макары до икрянки рыбу вылавливают.

Малороссы - мазепинцы, хохлы, чубы; индюшка высидела; галушкой подавился.

Малюта Скуратов - злодей, мучитель.

Мамо, черт лезет в хату!

Матушка Москва белокаменная, златоглавая, хлебосольная, православная, словоохотливая.

Мезенцы - сажееды, чернотропы (неопрятны).

Меховщики. Толокно в реке веслом мешали,

Мешком солнышко ловили, блинами острог конопатили. (Синебрюхие - от синих рубах. В битве с москвичами солнце было в лицо рязанцам: они стали ловить его в мешок, чтоб выпустить на врагов.)

Можайцы поросятники, можайский ветер (ненадежные).

Мозырь, что пузырь: кругом вода, в середине беда.

Мологжане - коноводы (т. е. управляют коноводками по Волге).

Молодец, купи баранок, да хороших каких - а поцелуй впридачу.

Моршанцы - сомятники.

Мосали - гуторы: загуторили воеводу. Матушка Заугра (речка), не потопи нашего города Мосальска да нашего старосту Гаврюшку!

Москали (т. е. русские, по присловиям малорусов); московский час; подожди с московский час (от русской поговорки: сейчас).

Москаль ворона, а привязчивее черта.

Москва - кому мать, кому мачеха.

Москва бьет с носка, а Питер бока повытер. Литер женится, Москва замуж идет.

Москва всем городам мать.

Москва горбатая; горбатая старушка (те. е. на холмах).

Москва любит запасец. У спаса нет без запаса.

Москва людна и хлебна. Москва - царство, деревня - рай.

Москва не клином сошлась, околицы нет.

Москва сгорела от денежной (копеечной) свечи; Москва от искры загорелась (1443 г. Москва загорелась от свечи церковной св. Николы на Песках; 1737г. - от свечи в доме Милославского).

Москва слезам не верит (не потакает, т. е. никого не разжалобишь, все чужие).

Москва создана веками, Питер миллионами.

Москва стоит на болоте, ржи в ней не молотят, а больше деревенского едят.

Москву не расквелишь (не разжалобишь). Москва ни по чем не плачет (не тужит). Москва по нашим (по чужим) бедам не плачет.

Московская грязь не марается. Москва, что доска: спать широко, да кругом метет.

Московская правда. От москаля хоть. полы обрежь да беги.

Московская разнобоярщина (семибоярщина).

Московские люди землю сеют рожью, а живут ложью (старин.).

Мудрые немцы - камышинцы.

Муравьятники (прозвище работящих жителей села Высокой Горы, Новосильск. у.).

Мурашкинцы - тулупники, рубезок кислый; кислая овчина.

Муромцы - святогоны (изгнали в XIII в. епископа св. Василия). Вертячие бобы;рогатые орехи; калачники.

Мценяне. Амченина бы те во двор (а святых вон).

Мы бы (нижегородцы) не собрались да не встали, так вы бы поганую землю носом копали (намек на врем. к. Пожарского и Минина).

Мы не люди, мы абодинцы (Курск, губ.).

На Арать воровать, на Якшень продавать, в Мурашкино концы хоронить (Арать Арзамасского, Якшень и Мурашкино Княгининского уезда).

На Дону ни ткут, ни прядут, а хорошо ходят. Крымцы - селедники, садовники. Сельди тухлые.

На Коле человека убить, что кринку молока испить.

На Крестце не стрельцам сбор (те. е. не место, нейдет. В Москве были особые площади для сходки разных сословий).

На пардон, на аман у русского и слова нет.

На руку нечисты; лапти растеряли, по дворам искали, было шесть - стало (нашли) семь.

На Руси не все караси - есть и ерши.

На Руси никто с голоду не умирывал.

На словах - как на масле, а на деле - как на Вологде.

На сосну лазили, Москву смотрели.

Наши молодцы ни бьются, ни дерутся, а кто больше съест, тот и молодец.

Наши холопы каменницы (стар. ростовцы владимирцам).

Не бойся по Армейской дороге воров, а бойся в Нерехте каменных домов.

Не новгородский дворянин - не велик барин.

Не только звону, что в Москве (что в Киеве).

Не учи козу, сама стянет с возу, а пречиста рука все причистит.

Нерехотские бегуны (нерехотцы ходят с безменом по селам - закупать пряжу).

Нижегород - либо мот, либо вор, либо пьяница, либо жена гулявица.

Нижегороды - не уроды. Нижегородцы - водохлебы (т. е. чайники).

Нижний - сосед Москве ближний: дома каменные, люди железные. Воды много, а почерпнуть нечего (Нижний, на двух реках, но на горе).

Новгород (древний) судит один бог. Древний Новгород и Псков - господа (а

Новгород - отец, Киев - мать, Москва - сердце, Петербург - голова.

Новгород был даже господин, государь). Сердце в Волхове (в Новгороде), душа на Великой (древний Псков).

Новгород судится своим судом (в древности).

Новгород, Новгород, а постарше старого.

Новгородская честь. Новгородская душа (честность в древней торговле).

Новгородцы - долбежники. Упрям, как новгородец.

Новгородцы такали, такали, да Новгород и протакали (об уничтожении веча новгородского или о покорении Новгорода).

Новоторы - воры (говорят осташи, которым отвечают: и осташи хороши).

Ноги под столом перепутали.

Норовчат, где колышки торчат.

Ныне пустяки-то позади Оки (о Кунавине же).

Овруцкая (Ошмянская) шляхта (т. е. голыш, оборванец).

Одоевцы: Молодеч, а молодеч! Продай за грош постных яиц (огурцов. Тул.).

Ой, ты, Устя Копосовска! (Брань; Копосово - село под Нижним).

Олончане: олонцы - добры молодцы.

Олянщина - воровщина (озеро. Псковской губ.).

Он хохол (от. е. хитер и упрям).

Он, видно, по-русски не понимает (т. е. хоть ему какую правду в глаза говори).

Онежане - прохорята, Прохоровы дети.

Онтуфьевцы - мынки (Переясл. уезд. Они говорят "мынь" вместо "мол", "дескать")

Орел да Кромы - первые воры, да и Карачев на поддачу.

Орешек (Шлиссельбург) и перцу горчае (старин.)

Орловцы - безменщики; проломанные головы.

Осташи - ершееды, сапожники, золото-швеи; волчьи объедки.

От Волока до Утки шел трои сутки (три версты).

От Холмогор до Колы - тридцать три Николы.

От черта открестишься, а от москаля и дубиной не отобьешься.

Откуда ты, Иван? - С воли, родимый (дразнят астраханские старожилы бродяг).

Пензенцы (Пензяне) толстопятые. В Москве свою ворону узнали.

Первые города от Москвы - два девяносто верст (Владимир, Тверь, Тула, Калуга, Рязань).

Петрозаводцы: качу лавочку, качу мытный двор, качу свой Торжок (о базарн. торговках).

Петуха на канате держали, чтоб на чужую землю не ходил.

Пинежане - икотники (общая там болезнь: икота, кликушество).

Пинежане: Покупала по цетыре денезки, продавала по два гросыка; барыша куца куцей, а денег ни копиоцки.

Питер - кормило, Москва - корм. Питер - голова, Москва - сердце.

По-вятски: наугад. Вятич на авось и хлеб сеет.

Полтава сидит на горе, как пава, а в грязи, как жаба.

Поморы - красные голенища (нерпичьи).

Понес черт однодворцев на базар, да решето и опрокинул над Каширой.

Порховцы - толоконники.

Пошехонцы - слепороды: в трех соснах заплутались.

Принять кого по русски (т. е. или прямо и грубо, или хлебосольно).

Пришел грозен посол под Старицу: шуба навыворот, сам низенек, а поперек о пяти охватах; словечка не молвит, а только шипит: ан это - индейский петух.

Пришли казаки с Дону да погнали ляхов до дому (освобождение Москвы от поляков 1612г.).

Продай, князь, мыла (дразнят татар).

Продали с хохла пояс за три деньги, а хохол нипочем в придачу пошел.

Проедешь Погорелец и Кушалино - ступай смело до Москвы.

Пронеси бог Княжий мост да Михайлов погост (Пск. губ.; мост и погост этот в топях, где некогда много было разбоев).

Пропал, как Бекович (при Петре I, посланный в Хиву и погибший с отрядом)

Пропили воеводы Вологду.

Прохор письмо прислал, а лободырному велел деньги собирать.

Псковичи - капустники, мякинники, ершееды.

Псковичи - небо кольями подпирали (три дня сходка стояла, думая, что делать? Туча нависла; решили подпереть кольями).

Радимичи - волчья хвоста бегают (воевода Волчий Хвост побил радимичей).

Разбей бог ладью, накорми Солозу (на летнем берегу поморья).

Ржевцы: ряпуха тухлая. Собачники. Отца на кобеля променяли. Козу сквозь забор пряником кормили.

Родом не немчин, а указывать горазд.

Романовны - схорони концы.

Рославцы - дегтяри.

России и лету союза нету. Русь под снегом закоченела.

Ростовцы: вислоухие, лапшееды; родимое озеро соломой зажигали (вислоухие, от шапки с ушами. Солому с кровель сымали, чтоб растопить лед на озере, для рыболовства)

Русак до читанья, хохол до спеванья (западн.).

Русак не дурак: поесть захочет - скажет, присесть захочет - сядет.

Русак умен, да задним умом. Русский назад умен.

Руси есть веселие пити, не может без него быти (Владим. I).

Русская кость тепло любит. Пар костей не ломит.

Русский аппетит никогда (ничему) не претит.

Русский бог велик. Русским богом да русским царем святорусская земля стоит.

Русский гостинец - кулага с саламатой.

Русский догадлив (сметлив, себе на уме).

Русский крепок на трех сваях: авось, небось да как-нибудь.

Русский молодец - ста басурманам конец.

Русский народ - царелюбивый.

Русский народ не боится креста, а боится песта.

Русский ни с мечей, ни с калачом не шутит.

Русский терпелив до зачина. Русский задора ждет.

Русский час - десять, а немецкому и конца нет.

Русский час - с днем тридцать; деревенский месяц - с неделей десять.

Русский человек - добрый человек (чувашский привет).

Русский человек и гуллив и хвастлив.

Русский человек любит авось, небось да как-нибудь.

Русский человек любит авось. Русский на авось и взрос.

Русский человек хлеб-соль водит.

Русского человека что парит (баня), то и правит (лечит).

Русь навалила, нас совсем задавила (сибирск.).

Русь навалила, нас совсем задавила (сибирская).

Русь святая, православная, богатырская, мать святорусская земля.

Рыбинцы: у девушки родимое пятнышко смывали, нарочно баню топили.

Рязанцы - кособрюхие, синебрюхие.

С краю не ложатся, а все в середину (о пошехонцах Яросл. и галичанах Костр. рассказывают много в этом роде, о чем издана целая книжка, впрочем, подражание немецкой, о швабах).

С Масквы, с пасада, с авашнова ряда (дразнят акалъщиков).

С одну сторону черемиса, а с, другой берегися (1524 г., войско на судах шло под Казань и побито в порогах черемисами).

Самарцы (саратовцы) - горчишники.

Саратовские мещане собор свой с молотка продали.

Свияжане - лещевники.

Селигерцы (Тверск.) - ершееды.

Село Воронье - днем семидесяти господ (мелкопоместное), а ночью одного (кто пойдет на разбой),

Село Лупино (Нерех. уез.). Арменки глупые, а Нерехта на ум наставит.

Семендяевщина - булочник да колбасник, пряничник да пирожник (Твер. губ., Каляз. у.).

Семеновцы (Нижег.) - заволжская кокура. Баклушники. Ложкари, ложка бурлацкая. Теплый, валеный товар.

Сергачи, лукояновцы, ардатовцы - запьянские (затешские) неряхи; Запьянщина - гречишные апятки; бабы запьянские - чупахи, бутены.

Сибирь - золотое дно (от пушного и торгового промыслов; ныне это буквально оправдывается).

Сибирь не мшеная. Сибирский варнак. Страшна Сибирь слухом, а люди лучше нашего живу т.

Симбирцы - гробокрады, качанники.

Сицкарь с топором, что казак с.конем (на р. Сити; Яросл. Мол.).

Сицкаря топор одевает, топор обувает, соха кормит.

Сицкая кокора (сицкари - барочники, плотники).

Сказывают, что в вашем Ростовском государстве Ростовское озеро сгорело.

Славится Москва невестами, колоколами да калачами.

Славна Москва Калачами, Петербург усачами.

Слобожане (Вятск.) - жидокопы (слобожанин откопал труп жида, полагая, что жидов хоронят с деньгами).

Смоляне - крупенники, мезговники (мезга - сосновая облонь, которую мешают в хлеб).

Смоляне - польская кость, да собачьим мясом обросла.

Смоляне миром блоху давили.

Смоляне: Якай губернии? - Смоленьской. - Якого уезда? - Города Дорогобужска. - Якой волости? - Демьяновой посады. - Якого села? - С Ивановой усадьбы.- Якого боярина? - Про то не ведам.

Снизу доверху, сверху донизу (о реке).

Собирались кулики, на болоте сидючи, - они суздальцы и володимирцы (из песни).

Солигаличане - известняки, бревенники.

Спасцы: Откуда ты, молодеч? - Спасский купеч. - Чем торгуешь? - Красным товаром: сальными свечами да чистым дегтем (ряз.).

Старичане - петуха встречали с хлебом-солью.

Старичане: Старица - дегтярница. Мазилку потеряли, да за Нов за ней ворочались.

Старогородцы (на р. Унже, Макар, у.) - луковники.

Старорусцы - лошадь съели да в Новгород писали, чтоб еще прислали.

Стенька Разин на ковре летал и по воде плавал.

Стоят нижегородцы на горе, смотрят да бают: чай, примечай, куда чайки летят (нижегородцы часто говор, чай).

Ступай на низ - пшеничное есть.

Судиславцы - грибовники. Кологривцы - дегтярники.

Суздальцы - богомазы. Георгия замест Пятницы (св. Параскевии) променяли (образа не продают, а меняют).

Сура - речка у нас важная: донышко серебряно, круты бережка позолочены.

Сыщи в Лыскове не пьяницу, не мошенника, а в Юркине не разбойника (села Макарьевского уезда).

Тамбовцы - молоканы. Хрептуки степные, толстоногие!

Татинец да Слопинец (села) ворам кормилец (старин.).

Тверитяне - ряпушники. Забегай, забегай! - А что? - Не видишь, куница бежит! - Это собака с Клементьева двора,- Ну, так пускай себе. Тверитяне вприглядку с сахаром чай пьют Цуканы.

Темниковцы - совятники; сову в озере крестили (в Совином. Загулявшись, темниковцы поймали сову и, шалючи, надели на нее гайтан и окунули ее в озеро; она полетела и села на церковный крест, где, запутавшись, удавилась; Тамб.).

Тихвинцы - свято место, где тихвинца нет.

Толокном Волгу замесили (или: перепрудили; говорится также о вологжанах и др.).

Торопчане - египчане (египтяне?).

Торопчане - табатеры.

Торопчане: поляки с пушками, а мы с клюшками (осада Серг. лавры при Самозванце).

Туляк - стальная душа. Блоху на цепь приковали. Присядь, бачка, чижи летят (туляки - птицеловы).

Ты чей молодеч? - Зубчевский купеч.- А где был? - В Москве по миру ходил.

У Макарья - по деньге Наталья, а на грош - целый воз.

У мужика грудь никогда не зябнет, у жида пятки, у ляха уши.

У нас (во Владимире) много угодья: от Москвы два девяносто да из Клязьмы воду пей.

У нас в Ельце, на Сосне реце, курица вутенка вывела.

У нас на Bare и уха с блинами. Вагане - кособрюхие.

У нас один молодец съел тридцать пирогов с пирогом, да все с творогом.

У нас-ти в Ростове, чесноку-ти, луку-ти, а навоз-ти все коневий. Огородники, птичники, каплунники. Ростовский каплун.

У нашего Макарьи по три деньги Натальи, а грош дай, любую выбирай.

У сольцы - огуречники.

У Спаса бьют, у Николы звонят, у старого Егорья часы говорят (московск.).

У спасца и деготь - красный товар.

Угличане: небось, небось, батька, ведь это не наше (отец с сыном пошли воровать: отец трусил, сын его ободрял).

Уломский гвоздь (Новгор. губ.. Черепов. уезда, село У лома, где все кузнецы, гвоздари).

Устюжане - рожечники, табачники. Колокольню рожком подбили. Красноязыкие. Черносеребреники. Мазы.

Хвалынцы - головорезы. Сызранцы - ухо-резы.

Хлеба-соли покушать, красного звону (матушки Москвы) послушать.

Хлыновские воры. Хлын взял (пропало).

Хлыновцы корову в сапоги обули (краденую, чтобы следу не было).

Холмогорцы - заугольники (смотрели на Петра I из-за углов).

Хорош город Питер, да бока повытер (дорог). Копорцы - копорский чай.

Хорош заяц - да тумак, хорош малый - да туляк.

Хороши и пироги, а гуща и пуще (дразнят новгородцев - гущеедов).

Хороши ломакинцы: царя не кормя спать положили (Сергач. уезда. О Грозном).

Хоть бейся об Малаховские ворота.

Хоть София и пуста, да не Крутицким верста (София новгородская; духовенство новгородское не хотело подчиниться митрополитам московским, на Крутицком подворье).

Хохлацкий цеп на все стороны бьет (хохлы молотят через руку).

Хохол глупее вороны, а хитрее черта.

Хохол не соврет, да и правды не скажет.

Хоцу - вскоцу, не хоцу - не вскоцу (в старину невеста говорила: хочу - вскочу и, соглашаясь идти замуж, прыгала через положенный кругом пояс или в наставленную юбку).

Худ Пермяк, да два языка знат. Чусовляне (Пермск.) - чеботари. Сылвинцы - векшееды (Сыльвин. завод, Красноуф. уез.).

Цыгане Мценск десять верст обходили (Орлов.).

Чердынцы - щепоеды, сухомятники (Плотники, Чердын. уез.). Колдуны. Чертовы знахари.

Черновское (Нижегор. г., Сергач. у.) - место воровское.

Чернолапотница (русская, в Сибири). Охотские обыватели - кочемазники.

Чернолапотница прошла (прозвище наших баб в опрятной Сибири за грязный след, выносимый ими из избы на снег).

Черт с хохла голову снял да приставил ему индюшечью.

Чехонь (рыба) через собор перепрыгнула (в Саратове). .

Что русскому здорово, то немцу смерть.

Чтоб те хохлы да повыдохли! - А чтоб те москали да их повытаскали (ответ).

Чу! - здесь русским духом пахнет.

Чухломцы - чухломский рукосуй! Рукавицы за пазухой, а других ищет.

Шемякин суд. Шемяка кривосуд (1446 г., Шемяка ослепил Темного, завладев престолом).

Шенкурцы - водохлебы (бурлаки, носят ложку на шляпе).

Шуйский плут хоть кого впряжет в хомут; в Питере бывал, на полу сыпал, и то не упал.

Шуяне: кабы мне крепкого мыльца. Беса в солдаты отдали.

Що, парь, Галуньки (галичане).

Это, видно, решета гоном гнали (сказал литвин, глядя на лапотный след по дороге).

Юрьевцы - китаешники.

Я русский, на манер французский, только немного погишпанистее.

Я слушаю: кто свищет? АН это у меня в носу.

Я тебе по-русски отрежу, напрямик.

Ярославль городок - Москвы уголок (это говорится о многих других городах).

Ярославцы: красавцы, белотельцы, песенники, запевалы, чистоплюи. Пуд мыла извели, а родимого пятнышка у сестры не смыли.

Лиха беда почин - есть дыра, будет и прореха.
Лиха беда начало, а там уж близок и конец.
Молодые бранятся - тешатся, а старики бранятся - бесятся.
На чужой каравай рот не разевай пораньше вставай да свой затевай.
Не все коту масленица, будет и великий пост.
Не печалится дятел, что петь не может его и так весь лес слышит.
Новая метла по-новому метёт, а как сломается - под лавкой валяется.
Один в поле не воин, а путник.
От работы кони дохнут, а люди - крепнут.

Палка о двух концах - туда и сюда бьет.
Повторенье - мать ученья и утешенье дураков.
Повторенье - мать ученья и прибежище для лентяев.
Пьяному море по колено, а лужа - по уши.
Пыль столбом, дым коромыслом, а изба не топлена, не метена.
Расти большой, да не будь лапшой, тянись верстой, да не будь простой.
Рыбак рыбака видит издалека, потому стороной и обходит.
С пчелой поладишь - медку достанешь, с жуком свяжешься - в навозе окажешься.
Семь бед - один ответ, восьмая беда - совсем никуда.
Собака на сене лежит, сама не ест и скотине не дает.
Старый конь борозды не испортит, да и глубоко не вспашет.
Тише едешь - дальше будешь от того места, куда едешь.
У страха глаза велики да ничего не видят.
Ума палата потерян да ключ.
Хлеб на стол - и стол престол, а хлеба ни куска - и стол доска.
Чудеса в решете - дыр много, а выскочить некуда.
В здоровом теле здоровый дух - редкая удача.
Кто старое помянет - тому глаз вон, а кто забудет тому оба.
В семье не без урода, а из-за урода всё не в угоду.
Голод не тётка, а родная мать.
Ударили по одной щеке - подставь другую, но не позволь себя ударить.
Смелого пуля боится, а труса и в кустах найдёт.
Аппетит приходит во время еды, а жадность - во время аппетита.
Как с гуся вода, с тебя худоба (банная поговорка.

И слепая лошадь везёт, коли зрячий на возу сидит.
Добрый совет хорош ко времени.
Всяк правду ищет, да не всяк её творит.
Всякая птица любит своё гнездо.

За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да своё.

Живем хлеб жуем - а иногда и подсаливаем.
Ласковый телёнок двух маток сосет, а бодливому и одна не дает.
Язык мой враг мой - прежде ума глаголит.
Не рыба не мясо - не кафтан не ряса.
Рука руку моет - а вор вора кроет.
Рука руку моет - и обе белы живут.
От корма кони не рыщат, а от добра добра не ищут.
Утро вечера мудренее - трава соломы зеленее.
За битого двух небитых дают, да не больно - то берут.
Двое третьего ждут, а семеро одного не ждут.
Как ударишь, так и получишь - тем же концом по тому же месту.
Шито-крыто, а узелок - то тут.
Язык мой - враг мой прежде ума рыщет, беды ищет.
Бедность - не порок, а вдвое хуже.
Гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить.
Гол как сокол, а остер как топор.
Губа не дура язык не лопата.
Два сапога пара, да оба левые.
Девичий стыд - до порога - переступила и забыла.
Дело мастера боится, а иной мастер дела.
Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку. Дураку хоть кол теши - он своих два ставит. Комар лошадь не повалит пока медведь не подсобит. Курочка по зернышку клюет, а весь двор в помёте.

Старинные поговорки

– Ты чей, молодеч? – Зубчевский купеч. – А где был? – В Москве по миру ходил.

А вот дурню на орехи.

А вы нашу-то речь послушайте: приневольтесь, скушайте!

А где наши саночки? Либо пропали, либо их не бывало.

А где тот хлеб, что вчера съели?

А его б распазить, да навоз возить

А знаешь ли, чем это пахнет

А как худ князь, так и в грязь.

А когда досуг-то будет? - А когда нас не будет

А когда это было? - А как еще горело наше славное Кубинское озеро

А когда? - Давно, когда еще баба девкой была

А кто слыхал, чтоб медведь летал?

А кто тебе велел думать?

А молодость - ой-ой!

А нешто знает собака пятницу?

А ну, ну! ударь, коли смеешь. А ну, еще!

А ну, сочтемся своими: бабушкин внучатный козел тещиной курице как пришелся?

А проснулись - к заутрене благовестят.

А ты бы схватился, как на лубочек садился; а то спохватился, как с горы скатился

А черт его знает!

А что мне до ланского снега?

А что новенького? - Архимандрит женится, игуменью берет

А что об этом люди скажут?

А что просишь за Москву?

А что, гости мои дорогие, поедемте по именинникам

А что, добрый человек, не видал ли ты злого татарина?

А чтоб тебе пригодилось, да на свой же двор воротилось!

Абрам, Абрам, да не божий же храм

Аввакум не кум, своей бражкой отпотчует

Авось - великое слово

Авось да живет - к добру не доведет

Авось да небось доводят до того, что хоть брось

Авось и рыбака толкает под бока.

Авось не Бог, а полбога есть

Авось небосю - родной брат

Авось обманет, в лес уйдет

Авось, что заяц, в тенета попадает

Авоська вор, обманет

Авоська небоське набитый брат

Авоська парень добрый: или выручит, или выучит

Авоська ушел, а небоську покинул

Авоське в долг верят

Авоське верь без задатка

Авосю верь не вовсе

Авосю не вовсе верь

Авося жданки съели

Агриппине засвербило в спине

Ад безо дна, век без конца

Ад стонет и рыдает, грешных к себе прибирает

Крестьянские пословицы. Пословицы и поговорки про крестьянина

  • Крестьянин пьян - сам себе пан.
  • Крестьянину не давай обрасти, но стриги его, как овцу, догола.
  • Крестьянская сходка - земским водка.
  • Крестьянское брюшко вкруг спинки обошло.
  • Крестьянское горло - суконное бердо: все мнет.
  • Не рука крестьянскому сыну калачики есть.
  • От крестьянской работы не будешь богат, а будешь горбат.
  • Крестьянин скотинкой жив.
  • Крестьянин без земли, как дерево без корня.
  • Крестьянская доля на широком поле.

Пословицы и поговорки о Руси

Велика святорусская земля, а везде солнышко.

Волга - всем рекам мать.

Всякая птица свое гнездо любит.

Всякая сосна своему бору шумит.

Всякому мила своя сторона.

Где кто родится, там и пригодится.

Где сосна взросла, там она и красна.

Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.

Дома и стены помогают.

За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да свое.

И полынь на своем корню растет.

И собака свою сторону знает.

Каждому свой край сладок.

Любовь к Родине сильнее смерти.

На родной сторонке и камешек знаком.

На чужой стороне Родина милей вдвойне.

Нет в мире краше Родины нашей.

Родина краше солнца, дороже золота.

Родная землица и во сне снится.

Родная сторона - мать, чужая - мачеха.

Русский в словах горд, в делах тверд.

Русский задора ждет.

Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.

Русский терпелив до зачина.

Русский человек добро помнит.

Своя земля и в горсти мила.

Своя сторона не бывает холодна.

Сибирь - золотое дно.

Плоха та птица, которая гнездо свое марает.

Исторические пословицы. Русские пословицы и поговорки о истории

Близ царя - близ смерти.

Бывало было: и бояре волком выли.

Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!

Временщики родом велики, да недолговечны.

Голодный француз и вороне рад.

Дожидайся Юрьева дня, когда рак свистнет.

Зарекался мужик на Юрьев день радеть о барском добре.

Из Волхова воды не выпити, во Новгороде людей не выбита.

Коли худ князь, то князя в грязь.

Кто против бога и Великого Новгорода?

Невелик городок, да семь воевод.

Новгород судится своим судом.

Новгородцы такали, такали, да Новгород и протакали.

Отогрелся в Москве, да замерз на Березине.

Приехал Кутузов бить французов.

Пропал как швед под Полтавой.

Пусто, словно Мамай прошел.

Сам себя сжег француз, сам и поморозил.

У одной овечки да семь пастухов.

У царя руки долги.

Француз боек, да русский стоек.

Царские милости в боярское решето сеются.


Как и другие виды народного творчества, пословицы, эти изречения народной мудрости, основанные на вековых наблюдениях и опытах, относятся к самым различным эпохам.

Каждая нация имеет своеобразное умственное и духовное начало, которое отражается в народных пословицах и поговорках.

Пословицы появились не вдруг, одни рождались из наблюдений над жизненными явлениями, над реалиями окружающего мира, характером и поведением людей; другие пополнили языковую сокровищницу, кочуя из литературных произведений.

Пословицы – это ценный фольклорный материал, в котором отражено миросозерцание и миропознание многих поколений.

У древних народов пословицы назывались «притчами». Зачастую они были составной частью какого-то повествования, рассказа, сказки. Имея мерный склад, эти выражения-обобщения выделялись, запоминались. Иные рассказы уже и не вспоминались, а расхожие суждения из них попадали на язычок и передавались из поколения в поколение.

Есть пословицы, сохранившиеся от языческих или полуязыческих времен, так называемые «мифические». Они отразили языческие верования и обряды.

Немало пословиц исторических, получивших начало в выдающиеся периоды исторической жизни, или после знаменитого события. Например, «погиб, как швед под Полтавой».

Древнейшие исторические пословицы находили в древних летописях.

Есть большое количество пословиц, относящихся к семейной жизни. Брак в своем историческом развитии прошел несколько этапов, что и отразилось в пословицах. Примером пословиц, касающихся брака и семьи, служат следующие. «Не торопись скоро жениться, чтобы после самому не сердиться», «Выбирай лошадь от природы, а суженую от дома».

Существуют пословицы, касающиеся общественной жизни. Многие из них выражают разумное понимание жизни и правильный взгляд на неё, например, «Ученье свет, а неученье тьма».

Пословицы играют важную роль в жизни человека. Пословицы – это своеобразные руководящие принципы деятельности. Оправдывая свой тот или иной поступок, человек приводит в качестве доказательства пословицу. А против пословицы уже не пойдешь.

Историческая справка

Петр I очень любил русские пословицы и поговорки. Большинство их знал наизусть, умел применять кстати и у места. Даже в чужих краях государь не забывал пословиц. Так, находясь в Амстердаме, где изучал корабельное искусство, он писал Левашеву о присылке ему книг с пословицами, просил об этом факте не забыть. В конце письма Петр указал:

«Из Амстердама, февраля 15-го 1717 года, Петр».

Древнерусские пословицы и поговорки

От аггел един, от человек два, от земли три.
От избытка сердца уста глаголют.
От малые огня искры велики вещи погорают.
От смерти и под камнем не скрытся.
Отрезан ломоть не пристанет.
Отрезав голову, да над волосами плачет.
От доброва корней и отросль добра.
От Бога дождь, а от дьявола ложь.
От людей утаиш, а от Бога никако.
Оттял себе ухо Кирюха.
От чиста сердца чисто зрят очи.
От берегу отстал, а к другому не пристал.
От добра добра не ищут.
От худые птицы худые и песни.
Пословицы о судьбе: Бог дал путь, а чорт кинул крюк.
Афон гору познать кому в пору
Пословицы о жизни и судьбе: Алчешь чюжова - потеряешь свое.
Мудрые Пословицы о судьбе: Бодливой корове Бог рог не дает.
Пословицы об уме: Борода что ворота, а ума с малой приколиток...
Пословицы о брани: Брань правды не любит.
Пословицы о мужестве Боятся волков - быть без грибков.
Пословицы о семейной жизни: Взяв чорта в дом, не выбить ево лбом
Пословицы о судьбе: Век пережить - не поля переитить.
Пословицы о русских чиновниках: Ворон ворону глаза не выклюнет.
Пословицы о жизни: Всякой молодец на свой образец.
Пословицы о житейской мудрости: Виноват медвед, что корову съел; а не права и корова, что за поля ходила.
Пословицы о бережливости и вежливости: Бережливова коня и зверь в поле не бьет.
Пословицы о добре и о грехе: Грешное тело и душу съело.
Пословицы об умниках и дураках. Есть пирог - едим, а нет ево - гледим.
Пословицы дружбе и спорах: Дале в лес - болше дров. Дале в спор - болше слов
Пословицы о житейской мудрости. Еловые шишки от корней до вышки.
Пословицы о семье и семейной жизни. Жена мужу пластырь, а он ей пастырь.
Пословицы о женах. Женские умы, что татарские сумы.
Пословицы о женитьбе и женах. Женится - переменится.
Пословицы о зле и добре. Злых всех злее злая жена.
Пословицы и поговорки о рассудительности. Игла служит - пока уши; а люди - пока души.
Пословицы об истине и лжи. Истинно не ложно: против рожну прат не возможно
Пословицы об учебе. Какова пашня, таково и брашно.
Пословицы о мужской рассудительности и женской хитрости. Ушми слушай, усты кушай, а очам дуракам воли не давай
Пословицы о мужской рассудительности и женской хитрости. Ушми слушай, усты кушай, а очам-дуракам воли не давай

Другие мудрые пословицы и поговорки:

Пословицы о грехе и наказании Явен грех малу вину творит.
Пословицы о женщинах и браке. Ест червь древо, а зла жена чрево.
Пословицы и поговорки о тайном и явном Шуба овечья, а душа человечья.
Пословицы о судьбе и привязанности. Чево мало, то и дорого.
Пословицы о жизни и смерти. Час от часу, а к смерти ближе.
Пословицы о царях и службе. Царю предстояти - себя зазирати.
Пословицы о делах и ремесле. Худое ремесло лутче доброва воровства.
Мудрые пословицы. Хотя сосна и серед поля стоит, да к тому ж бору шумит.
Мудрые пословицы.Хто обжется на молоке, тот подует и на воду.
Мудрые пословицы. Фома не купит ума.
Мудрые пословицы. Учи жену да детей без людей.
Мудрые пословицы. Тогда сон хвали, когда збудется
Красивые пословицы. Смирение - человеку ожерелье.
Мудрые пословицы. Пословицы о вере. С верою лучинка о чом не свеча.
Мудрые пословицы. Учатся лети, а гордость и сама выростает.
Пословицы о дружбе При корыстех познавается друг.
Пословицы о жизни Поп да петух едчи поют и не едчи ноют.
Пословицы о жизни Пословицы об обмане. Рука руку чешет, а обе свербят.
Пословицы о смекалке. Решетом воду мерять - потеряешъ время.
Пословицы о своеволии Охота пуще неволи.
Пословицы об уме и богатстве. Нажил богатство - забыл и братство.
Пословицы о добре и милости. Не тот милостив, хто много милостии дает; тот милостив, кто никого не обидит.
Мудрые пословицы о гостях и соседях. Мил гость, что душа; избывают ево, что ежа.

Пословицы о дружбе

Дружбу помни, а зло забывай.
Друг и брат – великое дело: не скоро добудешь.
Лучше выслушать упрёки друга, чем потерять его.
Где дружба прочна – там хорошо идут дела.
Без беды друга не узнаешь.
Где дружбой дорожат, там враги дрожат.
Был у друга, пил воду – показалась слаще мёду.
Друг за друга держаться – ничего не бояться.
Дружба что стекло: сломаешь – не починишь.
Дружно за мир стоять – войне не бывать.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Кто в нраве крут, тот никому не друг.
Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает.
Правду говорить – друга не нажить.
Сердечный друг не родится вдруг.
Лучше горькая правда друга, чем лесть врага.
Вещь хороша, когда новая, а друг – когда старый.
Не узнавай друга в три дня – узнай в три года.
Коня в рати узнаешь, а друга в беде.
Без друга – сирота; с другом – семьянин.
Друг неиспытанный, что орех не расколотый.
Гору разрушает ветер, людскую дружбу – слова.
На что с тем дружиться, кто охоч браниться.
С кем поведешься, от того и наберешься: от пчелки медку, от жучка навозцу.
Будете друг за дружку держаться – можете ничего не бояться.
В дым разругаетесь, потом – сгорите со стыда.
Без друга, который потерян, плохо, но плохо и с другом, который неверен.
Без хорошего друга не узнаешь своих ошибок.
Гору разрушает ветер, людскую дружбу – слово.
Друг – ценный клад, недругу никто не рад.
Отец – наставник, брат – опора, а друг – и то, и другое.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Чего себе не хочешь, того и другому не делай.
Каков у тебя друг, таково к тебе и уважение.
Сам умирай, а друга выручай.
Нет друга – ищи, а нашел – береги.
Новых друзей наживай, а старых не теряй!
Не приестся хороший кусок, не наскучит хороший дружок.
Друга не теряй – взаймы не давай.
Не открывай тайны другу – знай, у него тоже есть друг.

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

пословицы о налогах картинки

Пословицами называются краткие изречения, в которых высказывается суждение о каком-нибудь предмете или событии. В древности пословицы назывались "притчами".

пословицы о землетресении

10 пословиц о зиме

Первоначально пословицы входили в состав небольших рассказов о каких-нибудь событиях, сказок, песен и представляли метко и кратко выраженное обобщение того, о чем шла речь в рассказе или песне. Отличаясь часто мерностью склада, имея нередко созвучия в начале и в средине (аллитерацию) или в конце (рифму), эти обобщения легко запоминались, выделялись из рассказов и даже переживали в народной памяти самые рассказы. Примерами пословиц, до сих пор связанных с рассказами или песнями, могут служисть следующие: "В горе жить не кручинну быть, а нагому ходить - не соромиться" (из песни), "от радости кудри вьются, в печали секутся", "нос вытащит, хвост увязит, хвост вытащит, нос увязит" (из сказки о журавле), "и ракитовый куст за правду стоит" (из сказки об убитой сестре и дудке), "битый небитого везет" (из сказки), "то старина, то и деяние" (из старины).

а мюссе пословици

Пословицы в народном быту играют важную роль: они служат руководящими принципами деятельности; на них ссылаются в оправдание своих поступков и действий, ими пользуются для обвинения или обличения других. Важное значение пословицы народ выразил в пословицах же: "Старинная пословица во век не сломится", "старинная пословица не мимо молвится", "добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз", "на пословице суда нет".

пословицы на казахском о характере человека

Пословицы касаются исторических событий, отражают древний быт, верования языческие и христианские, семейный и общественный быт, мораль, и т.д.

пословицы о пир

ПОСЛОВИЦЫ, ОТРАЗИВШИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ . Этот разряд пословиц обнимает исторические события с древнейших времен и до позднейших. Примеры: "Погибоша, аки Обри (авары), их же несть ни поемени, ни наследства" (в летописи), "беда, аки в Родне" (голод в 980 г. в Родне), "Руси веселье пити, не может без того быти" (слова Владимира магометанским миссионерам под 986 г.), "Путята крести (новгородцев) мечем, а Добрыня огнем" (о крещении новгородцев, оказавших сопротивление), "не погнетши (не раздавивши) пчел, меду не едать", говорил волынско-галицкий князь Роман о своевольных боярах (под 1231 г.), "не во время гость хуже татарина", "тут словно Мамай воевал", "каков хан, такова и орда" (эти пословицы отражают татарщину), "семеро пойдут, Сибирь возьмут" (после завоевания Сибири казаками с Ермаком во главе), "вот тебе бабушка и Юрьев день" (по поводу запрещения при Борисе крестьянам перехода к другим помещикам даже в осенний Юрьев день), "пропал, как швед под Полтавой" (после поражения шведов под Полтавой, "голодный француз и вороне рад" (во время сидения французов в Москве).

пословица лес не в диво

Историческое содержание имеют и следующие пословицы: "На одном вече, да не одни речи" (отголоски вечевого образа правления), "Братчина судит, как судья" (судебная власть общины), "Брат брату головой в уплату" (круговая порука родных за преступления, совершенные одним из них), "На деле прав, да на дыбе виноват" (пытка), "Душа согрешила, а ноги виноваты" (пытка, правеж), "Лежачего не бьют" (во время кулачных боев), "По имени тебе место дать, по отчеству пожаловать" (местничество).

пословицы с точки зрения житейской психологии

ПОСЛОВИЦЫ, ОТРАЗИВШИЕ ЯЗЫЧЕСКИЕ ВЕРОВАНИЯ И ОБРЯДЫ . Примеры: "Солнце днем работает, а ночью отдых берет" (анимистичекое воззрение на солнце), "Который бог замочит, тот и высушит" (многобожие), "Моленый баран отлучился, ин гулящий прилучился" (намек на жертвоприношение), "Жил в лесе, молился пням" (почитание лешего), "Храбер, силен, а все с лешим не справишься", "Был бы бес, будет и леший", "В лесу леший, а дома мачеха", "Егорий да Влас всему хозяйству глаз" (почитание Волоса), "Что у волка в зубах, то Егорий дал", "На печи сидел, кирпичам молился" (почитание домового), "Домовой не полюбит (скотину), не что возьмешь", "Не все то русалка, что в воду ныряет", "Старый ворон мимо не каркнет", "Всякому бы ворону на свою голову каркать", "Венчали вокруг ели, а черты пели" (брак без церковного обряда), "Взял боженьку за ноженьку, да и об пол" (низвержение кумиров).

пословицы на 3 закон ньютона

Под влиянием духовенства на языческих богов стали смотреть, как на нечистую силу, на бесов, дьявола, сатану. Это отразилось в следующих пословицах: "Из пуста дупла либо сыч, либо сова, либо сам сатана" (т.е. леший), "Всякому черту вольно в своем болоте бродить" (водяной), "В тихом омуте черти водятся).

очень умные пословицы о любви

Некоторые пословицы выражают веру в судьбу: "Сужена-ряжена не обойдешь и на коне не объедешь", "Бойся не бойся, а року не миновать", "Где нет доли, там и счастье не велико", "Не родись ни хорош, ни пригож, родись счастлив", "Не страшны злыдни за горами", "Деньги идут к богатому, злыдни - к убогому", "От лиха не уйдешь".

пословица скороговорка об оружии

ПОСЛОВИЦЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЗАНЯТИЙ . Эти пословицы выражают главным образом земледельческий труд. Примеры: "Не поле кормит, а нива", "Одним конем всего поля не изъездишь", "Рыба-вода, ягода - трава, а хлеб - всему голова", "Не беда, что в ржи лебеда, а беды, как не ржи, ни лебеды", "Мужик умирать собирайся, а земельку паши", "Дорогой товар из земли растет".

реферат пословицы о покоянии

ПОСЛОВИЦЫ, ОТРАЗИВШИЕ ХРИСТИАНСКИЕ ВЕРОВАНИЯ Примеры: "Бог не в силе, а в правде", "Без Бога ни до порога, а с Богом хоть за море", "Коли Господь не сохранит града, то всуе вся стража и ограда", "Золото огнем искушается, а человек напастьми", "Притча во языцех" (из псалтири), "Смирен духом, да горд брюхом", "На небо поглядывает, а на земле пошаривает", "Густо кадишь, святых зачадишь", "Спереди - блажен муж, а сзади - вскую шаташася" (о людях, внешним благочестием прикрывающих дурные делишки).

пословицы о письменности

ПОСЛОВИЦЫ, ОТРАЗИВШИЕ СЕМЕЙНЫЙ БЫТ . Примеры: "Хозяин в дому, как хан в Крыму", "Как Бог до людей, так отец до детей", "В девках сижено - горе мыкано, замуж выдано - вдвое прибыло", "За чужую душу одна сваха божится", "В лесу медведь, а дома - мачеха", "Жене спускать - добра не видать", "Люби жену, как душу, тряси ее, как грушу", "Кто любит. тот и лупит " (жену), "Жену не бить - милу не быть".

пословицы ягодка ягодке рознь

ПОСЛОВИЦЫ, ОТРАЗИВШИЕ ЗНАЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОСТИ - МИРА . Примеры: "Что мир порядил, то Бог рассудил", "Ты за мир, и мир за тебя", "Мирская правда крепко стоит", "Мир - велик человек", "Мир за себя постоит", "На мир и суда нет", "Мир заревет, так леса стонут".

пословицы о рыбной ухе

ПОСЛОВИЦЫ, ОТРАЗИВШИЕ СТАРИННОЕ CУДОПРОИЗВОДСТВО . Примеры: "Судья, что плотник: что захотел, то и вырубил", "Что мне законы: мне судьи знакомы", "Не бойся суда - бойся судьи", "Лошадь с волком тягалась - хвост да грива осталась", "Наказал Бог народ - послал воевод", "Конь любит овес, а воевода - принос".

пословицы бурятии

ПОСЛОВИЦЫ О БОГАТСТВЕ И БЕДНОСТИ. Примеры: "Деньги, что каменья - тяжело на душу ложатся", "Богатый совести не купит, а свою губит: залезет в богатство, забудет и братство", "Гол да наг - перед Богом прав", "Богатый бедного не кормит, а все сыты бывают", "Ел бы богатый деньги, кабы убогий его хлебом не кормил", "Коли деньги говорят, тогда правда молчит", "Не проси у богатого, проси у тароватого", "В чужих руках ломоть велик кажется, а как нам достанется, так и мал покажется."

пословицы лицо земли

ПОСЛОВИЦЫ. ОТРАЗИВШИЕ НРАВСТВЕННЫЕ ПОНЯТИЯ . Примеры: "На правду, что на солнце - во все глаза не взглянешь", "Засыпь правду золотом, а она всплывет", "Правду со дня моря выносит", "Кривдой весь свет пройдешь, да назад не воротишься", "Лучше кривду терпеть, чем правдой вертеть", "Была, сказывают, и правда на свете, да по селочам в разновеску ушла", "Правда не на миру стоит, а по миру ходит", "Без правды не жить, да и о правде не жить", "Правда в дело не годится, а в кивот поставить да молиться", "Рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше", "Ретивая лошадка долго не живет".

ПОСЛОВИЦЫ, РИСУЮЩИЕ ХАРАКТЕРЫ ЛЮДЕЙ . Примеры: "Шипит, как каленое железо, когда плюнешь" (о горячем, раздражительном человеке), "Его в ступе пестом не умелешь" (упрямый), "Идет в сапогах, а след босиком" (хитрый), "Где ни ступит, тут и стукнет" (увалень), "Ветрами подшит" (непостоянный), "Говорит, как клещами хомут на лошадь тащит" (мямля), "Из молодых да ранний, петухом кричит" (выскочка), "Лепечет, что сорока" (о том, кто скоро говорит), "Сказал, что отрубил" (о говорящем кратко и решительно), "Говорит, что река льется" (плавно), "Воркует, как голубок" (нежно), "Что слово молвит, то рублем подарит" (хорошо и дельно говорящий).

ПОСЛОВИЦЫ НА РАЗНЫЕ ЖИТЕЙСКИЕ СЛУЧАИ . Примеры: "Не бойся той собаки, которая лает, а бойся той, которая исподтишка кусает", "На грубое слово не сердись, а на ласковое не сдавайся", "Чтобы узнать человека, надобно с ним пуд соли съесть".

пословицы об обещании

ПОГОВОРКИ
Поговорками называются выражения, употребляемые в разговоре, чаще всего, в форме сравнений, для того, чтобы придать речи особую наглядность. "Поговорка, - говорит народ, - цветочек, пословица - ягодка". Поговорки называются также "присловьями" и "присказками". Примеры: "Вертится, как бес перед заутреней", "Как две капли воды", "Один, как перст", "Ни дать, ни взять", "Как снег на голову", "На помине легок", "Не по дням, а по часам растет", "Ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать", "Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается".

От аггел един, от человек два, от земли три.
От избытка сердца уста глаголют.
От малые огня искры велики вещи погорают.
От смерти и под камнем не скрытся.
Отрезан ломоть не пристанет.
Отрезав голову, да над волосами плачет.
От доброва корней и отросль добра.
От Бога дождь, а от дьявола ложь.
От людей утаиш, а от Бога никако.
Оттял себе ухо Кирюха.
От чиста сердца чисто зрят очи.
От берегу отстал, а к другому не пристал.
От добра добра не ищут.
От худые птицы худые и песни.
Пословицы о судьбе: Бог дал путь, а чорт кинул крюк.
Афон гору познать кому в пору
Пословицы о жизни и судьбе: Алчешь чюжова - потеряешь свое.
Мудрые Пословицы о судьбе: Бодливой корове Бог рог не дает.
Пословицы об уме: Борода что ворота, а ума с малой приколиток...
Пословицы о брани: Брань правды не любит.
Пословицы о мужестве Боятся волков - быть без грибков.
Пословицы о семейной жизни: Взяв чорта в дом, не выбить ево лбом
Пословицы о судьбе: Век пережить - не поля переитить.
Пословицы о русских чиновниках: Ворон ворону глаза не выклюнет.
Пословицы о жизни: Всякой молодец на свой образец.
Пословицы о житейской мудрости: Виноват медвед, что корову съел; а не права и корова, что за поля ходила.
Пословицы о бережливости и вежливости: Бережливова коня и зверь в поле не бьет.
Пословицы о добре и о грехе: Грешное тело и душу съело.
Пословицы об умниках и дураках. Есть пирог - едим, а нет ево - гледим.
Пословицы дружбе и спорах: Дале в лес - болше дров. Дале в спор - болше слов
Пословицы о житейской мудрости. Еловые шишки от корней до вышки.
Пословицы о семье и семейной жизни. Жена мужу пластырь, а он ей пастырь.
Пословицы о женах. Женские умы, что татарские сумы.
Пословицы о женитьбе и женах. Женится - переменится.
Пословицы о зле и добре. Злых всех злее злая жена.
Пословицы и поговорки о рассудительности. Игла служит - пока уши; а люди - пока души.
Пословицы об истине и лжи. Истинно не ложно: против рожну прат не возможно
Пословицы об учебе. Какова пашня, таково и брашно.
Пословицы о мужской рассудительности и женской хитрости. Ушми слушай, усты кушай, а очам дуракам воли не давай
Пословицы о мужской рассудительности и женской хитрости. Ушми слушай, усты кушай, а очам-дуракам воли не давай

Другие мудрые пословицы и поговорки:

Пословицы о грехе и наказании Явен грех малу вину творит.
Пословицы о женщинах и браке. Ест червь древо, а зла жена чрево.
Пословицы и поговорки о тайном и явном Шуба овечья, а душа человечья.
Пословицы о судьбе и привязанности. Чево мало, то и дорого.
Пословицы о жизни и смерти. Час от часу, а к смерти ближе.
Пословицы о царях и службе. Царю предстояти - себя зазирати.
Пословицы о делах и ремесле. Худое ремесло лутче доброва воровства.
Мудрые пословицы. Хотя сосна и серед поля стоит, да к тому ж бору шумит.
Мудрые пословицы.Хто обжется на молоке, тот подует и на воду.
Мудрые пословицы. Фома не купит ума.
Мудрые пословицы. Учи жену да детей без людей.
Мудрые пословицы. Тогда сон хвали, когда збудется
Красивые пословицы. Смирение - человеку ожерелье.
Мудрые пословицы. Пословицы о вере. С верою лучинка о чом не свеча.
Мудрые пословицы. Учатся лети, а гордость и сама выростает.
Пословицы о дружбе При корыстех познавается друг.
Пословицы о жизни Поп да петух едчи поют и не едчи ноют.
Пословицы о жизни Пословицы об обмане. Рука руку чешет, а обе свербят.
Пословицы о смекалке. Решетом воду мерять - потеряешъ время.
Пословицы о своеволии Охота пуще неволи.
Пословицы об уме и богатстве. Нажил богатство - забыл и братство.
Пословицы о добре и милости. Не тот милостив, хто много милостии дает; тот милостив, кто никого не обидит.
Мудрые пословицы о гостях и соседях. Мил гость, что душа; избывают ево, что ежа.