Как ее характеризуют это слова? Какая тема звучит в высказывании героини.

Две семьи жили в распрях ужасных,
Мщенье в наследство шло от отцов..."

В окружении капелл и соборов, храма Сан-Дзено, театра Арена ди , легендарных ворот Порта деи Борсари, хранящих тайны древних фамилий, остается только гадать: жили ли здесь на самом деле Монтекки и Капулетти или все это вымысел Шекспира? Одно можно сказать точно - здесь живет любовь. Любовь к величественной Вероне , достойная высоких чувств Ромео и Джульетты

Да, такой мы знаем Верону . Реальность через фантазию, итальянский город - глазами великого англичанина, никогда в Италии не бывавшего. известна с V-IV веков до нашей эры. В эпоху Римской империи город неслыханно разбогател и расцвел. дала миру поэта Катулла, художника Паоло Веронезе, историка Корнелия Непота, архитектора Витрувия. В 1262 году здесь установилась тирания семейства делла Скала - Скалигеров. Имя шекспировского герцога Эскала - отсюда. Верону стали называть городом Скалигеров.

В Вероне во дворе Дома Джульетты стоит ее статуя. Считается, что любой, кто потрет ее правую грудь, обретет счастье и любовь.

>Вражда веронских дворянских семейств разгоралась тем сильнее, чем больше шло к упадку могущество Скалигеров. Об этом писал в книге "История благородных любовников" Луиджи да Порто - он первым назвал имена Ромео и Джульетты и дал им фамилии, заимствованные у Данте. Сюжет переходил от одного автора к другому, Джироламо делла Корта в научном труде "История Вероны " выдал повесть за истинное происшествие. К сюжету обратился ЛопедеВега, затем англичанин Брук. У него-то Шекспир и заимствовал фабулу, безмерно ее обогатив.

Так что же - любовь Ромео и Джульетты фантазия?

Веронцы уверяют: нет, все это случилось на самом деле. Не верите? Идите за нами. Вот Пьяцца деи Синьори и мавзолей Скалигеров... Палаццо Коммунале с башней Ламберти... Почти напротив друг друга - дом Монтекки и дом Капулетти. С этим-то вы не станете спорить? Над воротами древний герб: шляпа (по-итальянски "капелло"), не станете же вы отрицать, что это герб Капулетти и что дома - по соседству. Соседи... Потому, наверное, и ссорились.

Они дрались и у Порта деи Борсари (название ворот, возможно, от слова "борсаро" - спекулянт), и у Порта деи Леони, то есть у Львиных ворот. И на многих других улицах и площадях. Пожалуй, единственным местом, где не сразу хватались за оружие - из уважения к храму была Санта Мария Антика. Ведь семьи были в одном церковном приходе... Значит, тут служил и монах Лоренцо - Джульетте не пришлось бежать далеко, когда она поторопилась к нему за помощью: ее выдавали замуж за графа Париса, а она уже была обвенчана с Ромео!

И Лоренцо - вы помните! - помог: дал зелье, позволившее ей выглядеть мертвой сорок два часа.

Привлекала Шекспира еще до "Ромео и Джульетты", он написал комедию "Два веронца", решив почему-то, что от Вероны до Милана , удаленных от моря, можно добраться вплавь. "Простимся, - говорит один из героев, - мой отец уже в дороге, меня он провожает на корабль. Пиши в Милан почаще". " , площадь", - сказано в ремарке. Может быть, вот эта - Пьяцца делле Эрбе (Площадь; трав, а проще - Зеленной рынок)? Тут тоже сражались задиры из семейств Монтекки и Капулетти - так, по крайней мере, утверждал Дзеффирелли (помните кадры из его фильма?). А может быть, друзья распрощались на площади Бра, у старинного амфитеатра? Он был там уже в первом веке нашей эры и лишь немногим уступал римскому Колизею . И в наши дни Арена ди - эмблема города, предмет восхищения предков - театр, вмещающий 25 тысяч жителей,- служит людям.

В XII веке землетрясение разрушило обвод галереи - осталось всего четыре аркады... Во времена Гольдони сооружение привели в порядок. Здесь воскресала трагедия веронских любовников, здесь звучал "Реквием" Верди в исполнении мировых звезд и гигантского хора, здесь в мемориале Джильи выступают прославленные тенора, а знаменитый Пласидо Доминго отметил на Арене ди двадцатипятилетие своей сценической деятельности.

В Италии, особенно в Вероне , имя героини предпочитают ставить перед именем её возлюбленного: Джульетта и Ромео, кроме тех случаев, когда речь идёт именно о названии трагедии Шекспира.

Идеальная акустика, особенно по вечерам, когда остывающие камни по-особому отражают звук, все это делает Арену одним из чудес Вероны , а может быть, и всей Италии.

"На долю этого храма, - писал Карел Чапек, - не досталось ни золотых мозаик или ослепительного монастырского дворика, ни поражающего изобилия золотых узоров; есть у него только простые, задумчивые линии амбитов, внутреннее пространство - достойное, великодушное...

Наверное, Ромео и Джульетта не раз любовались великолепным декором, тем более что на барельефах портала они могли прочесть немало увлекательных историй из жизни святого, которому посвящен этот храм.

Санто Дзено - или святой Зенон - был в свое время епископом Вероны , он один из наиболее почитаемых в Италии праведников. Он творил чудеса. Однажды он подарил солдатам трех рыб, но те украли у святого четвертую, но когда они стали варить уху, то увидели, что рыбешка спокойно плавает в крутом кипятке и укоризненно смотрит на своих похитителей. Устыдившись, они. вернули ее епископу и получили прощение.

Возможно, юные Монтекки и Капулетти разглядывали и Розу над входом - многоцветный витраж, перед которым его автор поместил изображения людей то возносящихся, то низвергаемых Судьбой на колесе Фортуны... Большое искусство - мост между столетиями. Разве мы с вами не испытываем то же наслаждение и тот же восторг?

После храма Сан-Дзено наш путь - к мосту Скалигеров и замку, где печально закончилась история этой могучей семьи.

Еще немного побродим по городу. Зайдем в громадный городской Собор, где хранится шедевр Тициана "Вознесение Мадонны" . Собор строили и украшали четыре столетия, он поражает своей грандиозностью и роскошью декора.

Бросим последний взгляд на пленительный город. Что было - то было! Чего не было - что поделаешь! - не было... Разве не самое главное - была и есть , была и вечно пребудет Любовь!

Николай САВИНОВ Вояж, лето 1995

Галина Данилова

Нет повести прекраснее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте

Открытый

Он встал рано, жена еще спала, взял собранные вещи и тихо вышел из комнаты. В ванной побрился, умылся, затем несколько минут рассматривал себя в зеркало, похлопывая по правой и левой щеке, чтобы взбодриться. Утром он любил плотно поесть, поставил воду для пельменей, когда закипела, бросил их и стал резать хлеб с колбасой, насыпал в чашку кофе, стал ждать, когда закипит чайник.

В квартире стояла такая тишина, ему казалось, что он все делает очень громко. Жена спала чутко, могла проснуться в любой момент. Ему не хотелось, начнет ворчать, была раздражительной, часто болела.

Позавтракав, вынул из холодильника бутылку водки и пакет с продуктами. Спустился на лифте, на улице моросил мелкий дождь, было прохладно и зябко. Направился к гаражу, сторож в будке махнул ему рукой и улыбнулся. Остановился около своего гаража, открыл, включил свет. Его голубая Ауди сияла. Машина была чистенькой. Он редко ей пользовался. В распоряжении на службе у него была машина с водителем.

Он выехал из гаража и поехал на дачу, впервые в этом сезоне.

Открытый Вячеслав Петрович, бывший работник МИДа, подполковник в отставке, разведчик службы госбезопасности, а в настоящее время начальник службы безопасности фирмы «Стабильность», ехал на дачу, чтобы договориться с Сыроежкиным Петром Васильевичем, печником, о кладке печи-камина в своём доме.

В фирме «Стабильность» он работал три года. Впервые в жизни он работал в коммерческой фирме. В прежние времена он работал на родину, как он считал. Верил в идеологию своей страны, когда был молодым, был уверен, что все делает верно. Но страна развалилась и пришлось перестраиваться, менять понятия и идеологию, приспосабливаться к другим идеям. Было непросто, но, крути не крути, а жить надо, следовательно, следует менять взгляды на жизнь.

Сейчас он работал на хозяина. Никак не мог понять, чем занималась его фирма, хватались за все подряд: строительство, торговлю, работал отдел по ремонту холодильников, пылесосов, стиральных машин, швейных машин, недавно появился отдел недвижимости, велась еще какая - то мелкая непонятная работа с иностранными партнерами. Кажется, хотели даже строить бензоколонку и искали подходящее место. Недавно узнал, что начали вести переговоры о строительстве мусороперерабатывающего завода.

Сначала его раздражала эта разноплановость, но потом он решил не придавать этому никакого значения, так жить легче. Он уже не разведчик и не собирается анализировать все, что происходит, давать отчеты и заводиться из-за ерунды.

Фирму возглавлял директор Шведов Игорь Михайлович, экономист по образованию, молодой, ему было 37 лет.

Открытый не понимал его подхода к некоторым вопросам, очень хотелось дать совет, он даже пытался, когда вникал в дело, но ему быстро дали понять, чтобы не лез не в свое дело. У молодых совсем иные взгляды, сейчас нужен простор для бизнеса, советоваться они будут со специалистами, а не бывшими разведчиками.

Постепенно он понял, что у молодых другой подход к делу, не стоит лезть со своими советами, а надо добросовестно выполнять свою работу, которую ему поручили и не обращать внимание на все, что происходит в фирме.

Он любил порядок и был требователен к подчиненным. В его подчинении находилось 10 охранников, обслуживающих три структурных подразделения Шведова.

На прошлой недели произошло ЧП. Охранник в гараже, куда поставили на ночь машину директора, обнаружил в ней взрывное устройство, прикрепленное под дверью водителя, у переднего колеса. В час ночи охранник позвонил Открытому и попросил срочно приехать.

Открытый был раздражен, разбудили ночью, что за дела!

Когда приехал на место, охранник все объяснил, Открытый испугался, что могло бы произойти, быстро вызвал МЧС, позвонил Шведову утром и объяснил ситуацию. Тот быстро приехал, пригласил охранника, беседовал с ним без посторонних, поблагодарил, дал деньги в конверте. Напротив, Игорь Михайлович остался недоволен Открытым и жестко сказал, что если что-то подобное еще случится, то он будет уволен.

Проанализировав случившееся, они пришли к выводу, что взрывное устройство кто-то прикрепил вечером, когда машина стояла без водителя, а охранник впустил машину и не стал ее осматривать.

Открытый хотел предложить начать расследование по горячим следам, но его не поняли, не поддержали его инициативы. Шведов ограничился тем, что приказал усилить бдительность и строго следить за всем.

Он боялся показать вид, что напуган. Кто-то сводил с ним счеты, следовало проанализировать и разобраться самому, откуда дует ветер. Кто-то его предупредил.

Открытый обиделся и решил, что ему не доверяют, вероятно, Шведов будет искать сыщиков на стороне. Это его личное дело - пусть платит. Ясно понятно, что не хочет распространяться о своих делишках. Кто-то припугнул Игоря Михайловича. Как удачно сложилось, охранник остановился около машины, у него развязался шнурок, он наклонился, чтобы его завязать и заметил устройство под передней дверью. Если бы взрыв произошел, то парень бы пострадал. Еще не известно, остался бы жив.

Вот такие мысли крутились в голове Вячеслава Петровича, когда он вел машину по пустому шоссе. На душе у него было не спокойно.

Подъехав к даче, не стал ставить машину в гараж, собирался вечером уезжать.

Взял сумки и направился к дому, открыл калитку. Участок выглядел серо, земля была влажной, снег едва сошел, трава и деревья были голыми, вдоль забора росли кусты, двухэтажный дом стоял посередине участка, справа находился сарай, в дальнем конце баня. Открыв дверь, вошел в просторный холл, пахло сыростью и пылью. Он вошел на кухню. Поставил сумки на стол, достал бутылку водки, вынул пакет с продуктами, отрезал полбатона колбасы, взял сыр, батон хлеба, банку шпрот. Он решил сразу же отправиться к Сыроежкину, договорились заранее. К Сыроежкину без бутылки водки лучше не ходить. Перед делом тот любил обмочить «процесс», чтобы лучше пошел.

* * *

Петр Васильевич Сыроежкин жил на даче уже несколько дней. Он ждал Открытого, они договорились о встрече. Он был расстроен. В его дом кто - то залез, выбил окно справа, на веранде. Когда он шел по участку, то ничего не заметил, а когда вошел на веранду, увидел разбитое стекло, стол был перевернут, на полу лежали табуретки ножками вверх, валились газеты, журналы, вещи с вешалки были брошены на пол. Он вошел в комнату, шкаф был открыт и из него были выброшены вещи. Занавески висели на окнах. С улицу ничего не было заметно, что кто-то влез на веранду, поэтому сторож и не заметил случившегося. А то бы позвонил.

Производитель: "Алгоритм"

Серия: "Русский Православный Роман"

Эта книга из ряда `легкого чтива`, здесь нет ужасов и криминала. Бывший разведчик Открытый приглашает сделать печку-камин потерявшего работу Сыроежкина. Тот выполнил работу, но, узнав, что его дочь влюблена в сына Открытого, решает разлучить молодых. Для чего начинает пакостить `работодателю`. Тот в ответ тоже придумывает мелкие, но не менее оригинальные и веселые `деревенские шутки`. С того момента между семьями про бежала `черная кошка`. Но дети рассорившихся взрослых продолжают встречаться. И однажды девушка получает от подруги совет: пойти в церковь и помолиться о примирении родителей. Та согласилась, стала просить Божию Матерь о помощи. `Шутки` между разведчиком и печником продолжались еще недолго; неожиданно обе стороны затихли. Так неужели влюбленные дети вымолили примирение?! ISBN:978-5-4438-1032-4

Издательство: "Алгоритм" (2015)

ISBN: 978-5-4438-1032-4

Другие книги схожей тематики:

    Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
    Галина Данилова Эта книга из ряда "легкого чтива", здесь нет ужасов и криминала. Бывший разведчик Открытый приглашает сделать печку-камин потерявшего работу Сыроежкина. Тот выполнил работу, но, узнав, что его дочь… - Алгоритм, (формат: 84x108/32, 208 стр.) Русский православный роман 2015
    201 бумажная книга
    Галина Данилова Русский православный роман электронная книга 2015
    69.9 электронная книга
    Галина Александровна Данилова Эта книга из ряда «легкого чтива», здесь нет ужасов и криминала. Бывший разведчик Открытый приглашает сделать печку-камин потерявшего работу Сыроежкина. Тот выполнил работу, но, узнав, что его дочь… - Алгоритм, (формат: 84x108/32, 208 стр.) Русский православный роман 2015
    бумажная книга
    Данилова Г. Эта книга из ряда «легкого чтива», здесь нет ужасов и криминала. Бывший разведчик Открытый приглашает сделать печку-камин потерявшего работу Сыроежкина. Тот выполнил работу, но, узнав, что его дочь… - Алгоритм, (формат: Мягкая глянцевая, 208 стр.) 2015
    189 бумажная книга
    Данилова Г.А. - Алгоритм, (формат: 84x108/32, 208 стр.) 2014
    191 бумажная книга

    См. также в других словарях:

      Алгоритм Ли волновой алгоритм поиска пути на карте, алгоритм трассировки. С его помощью можно построить путь, или трассу, между двумя любыми элементами в лабиринте. Из начального элемента распространяется в четырёх направлениях волна. Тот… … Википедия

      - [от algorithm!; algorismus, первоначально лат. транслитерация имени ср. азиат. учёного 9 в. Хорезми (Мухаммед бен Муса аль Хорезми)], программа, определяющая способ поведения (вычисления); система правил (предписаний) для эффективного… … Философская энциклопедия

      алгоритм - Конечный набор предписаний для получения решения задачи посредством конечного количества операций. [ГОСТ 34.003 90] алгоритм Конечное упорядоченное множество точно определенных правил для решения конкретной задачи. [ИСО/МЭК 2382 1] [ГОСТ Р 52292… … Справочник технического переводчика Исторический словарь галлицизмов русского языка

      - (algorithm) Последовательность четко определенных действий для решения проблемы, выраженная в конечном числе шагов. Алгоритмы широко применяются в компьютерной области. Шаги алгоритма переводятся в последовательность команд, понимаемых… … Словарь бизнес-терминов

      - (алгорифм) (от algorithmi, algorismus, первоначально латинская транслитерация имени математика аль Хорезми), способ (программа) решения вычислительных и других задач, точно предписывающий, как и в какой последовательности получить результат,… … Современная энциклопедия

      - (алгорифм) (от algorithmi algorismus, первоначально лат. транслитерация имени математика аль Хорезми), способ (программа) решения вычислительных и др. задач, точно предписывающий, как и в какой последовательности получить результат, однозначно… … Большой Энциклопедический словарь

      - (от лат. формы имени среднеазиатского математика аль Хорезми) правило действий, последовательность проведения вычислительных операций, способ нахождения искомого результата. В экономических задачах, решаемых с использованием математических… … Экономический словарь

    Цели. Помочь учащимся понять смысл трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта»; развивать навык выразительного чтения; учить сопоставлять произведения разных видов искусства; совершенствовать навык анализа драматического произведения; закрепить понятия “сюжет”, “экспозиция”, “завязка”, “кульминация”, “развязка”; расширять кругозор, развивать эстетическую восприимчивость, формировать интерес к творчеству Шекспира.

    Эпиграфы к уроку:

    Любовь всегда прекрасна и желанна,

    Особенно, когда она нежданна.

    (У. Шекспир)

    Любовь сильнее смерти и страха смерти, только ею, только любовью держится и движется жизнь. (И. С. Тургенев)

    Оборудование. Портреты Шекспира, иллюстрации к трагедии Саввы Бродского, аудиомагнитофон, фонограмма - фрагменты из балета С. Прокофьева «Ромео и Джульетта», видеомагнитофон, телевизор, аудиокассета - фрагменты из фильма Ф. Дзефирелли «Ромео и Джульетта».

    Ход урока

    Слово учителя: сюжет трагедии в искусстве

    Есть в мире литературы имена героев, которые знакомы всем, даже если человек не читал самого произведения. Эти имена стали символами каких-то вечных ценностей: чести, благородства, преданности, любви. Над ними не властны ни люди, ни смерть.

    В конце XVI века, точнее - в 1596 году английский драматург Уильям Шекспир создал пьесу, которая стала бессмертной, дала жизнь балету Сергея Прокофьева, опере Шарля Гуно, множеству рисунков. Сюжет её был переосмыслен чешским писателем Карелом Чапеком, стихотворение о героях трагедии создала русская поэтесса XX века Маргарита Алигер, существует ряд экранизаций трагедии, одна из самых красочных принадлежит итальянскому режиссёру Франко Дзефирелли…

    Самое интересное заключается в том, что У. Шекспир не сам придумал сюжет этой пьесы, а заимствовал его у древнеримского поэта Овидия, который в сборнике «Метаморфозы» (превращения) рассказал историю Пирама и Фисбы. Мало кто помнит Овидия и его героев, а вот имена Ромео и Джульетты мы употребляем как символы преданности и беззаветной любви.

    В чём же секрет шекспировского таланта? Сегодня мы попробуем ответить на этот вопрос.

    Беседа с классом

    1. С чего начинается пьеса? Какой персонаж появляется на сцене? Не показалось ли вам это удивительным?

    (В прологе на сцену выходит хор и в своей речи кратко сообщает сюжет всей пьесы.)

    Давайте прочитаем пролог.

    Слово учителя. В древности в античных трагедиях был такой персонаж - хор, состоявший из группы актёров. Он выражал мнение автора, высказывал отношение к происходящему, комментировал события. Шекспир использовал этот приём древних авторов, чтобы сразу настроить зрителей на трагедию.

    2. Определите тему трагедии «Ромео и Джульетта».

    (Это произведение о жестокости мира, о силе любви, о взрослении юных героев.)

    3. Где происходит действие?

    (События разворачиваются в Италии, в Вероне и Мантуе.)

    4. Что мы узнаём о жизни Вероны в самом начале произведения?

    (В этом городе многие годы длится вражда двух семейств, причина её давно забыта, правителю Вероны и жителям это противостояние уже давно надоело, так как оно приносит много бед, но по-прежнему льётся кровь.)

    Давайте послушаем фрагмент из балета Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта», который называется «Монтекки и Капулетти».

    (Фонограмма.)

    5. Как вы думаете, какое настроение воплощено в этой музыке?

    (Ответы учащихся.)

    Учитель. Это прозвучала тема вражды, отрывок называется «Монтекки и Капулетти».

    6. Итак, в чём необычность ситуации, которая предстаёт перед нами в пьесе?

    (В произведении изображается, как влюбляются друг в друга члены враждующих семейств, самые юные представителя фамилий Монтекки и Капулетти. Их чувство способно преодолеть вражду.)

    7. Вспомните, что такое сюжет, и выделите его элементы в трагедии У. Шекспира.

    (Сюжет - система событий в произведении. Экспозиция - изображение столкновения Монтекки и Капулетти, беседа Бенволио и Ромео, подготовка к балу в доме Капулетти. Завязка - встреча Ромео и Джульетты на балу у Капулетти и рождение любви. Кульминация - сцена в склепе, когда каждый герой, считая своего возлюбленного умершим, принимает решение уйти из жизни. Развязка - рассказ брата Лоренцо и примирение семей.)

    8. Что является способом характеристики героев в драматическом произведении?

    (Способом характеристики персонажей драматического произведения являются их монологи и диалоги, поступки, отзывы о них других героев и авторские ремарки - пояснения автора к тексту, касающиеся обстановки, поведения действующих лиц, их внешнего вида.)

    9. Давайте проследим, как создаются образы главных героев, которые изменяются под влиянием своей любви. Что говорит Ромео о любви в начале трагедии, до знакомства с Джульеттой?

    Пустая тягость, тяжкая забава,

    Нестройное собранье стройных форм,

    Холодный жар, смертельное здоровье,

    Бессонный сон, который глубже сна.

    Вот какова, и хуже льда и камня,

    Моя любовь, которая тяжка мне.

    (Акт I. Сцена 1)

    Что есть любовь? Безумье от угара,

    Игра огнём, ведущая к пожару,

    Воспламенившееся море слёз,

    Раздумье - необдуманности ради,

    Смешенье яда и противоядья.

    (Акт I. Сцена 1)

    Я потерял себя, и я не тут.

    Ромео нет. Ромео не найдут.

    (Акт I. Сцена 1)

    10. Почему герой так отзывается о любви? В чём дело?

    (Ромео признаётся, что влюблён в некую Розалину, которая не отвечает на его чувства, и это заставляет его страдать.)

    11. Когда мы впервые встречаем Джульетту? О чём идёт речь?

    (Первая встреча с героиней происходит в сцене разговора Джульетты с матерью, которая сообщает девушке о внимании к ней графа Париса. Мать просит дочь обратить внимание на молодого жениха, на что Джульетта отвечает:

    Ещё не знаю. Надо сделать пробу.

    Но это лишь единственно для вас.

    (Акт I. Сцена 3)

    Юная героиня ещё не думала о любви, о браке, она спокойна.)

    12. Вспомните, сколько лет Джульетте?

    (О возрасте героини мы узнаём из речи её кормилицы: “Ей нет ещё четырнадцати лет”.)

    Давайте послушаем отрывок из балета С. Прокофьева, который называется «Джульетта-девочка».

    (Может быть, драматург желал подчеркнуть, что любовь может прийти в любом возрасте, главное, чтобы человек был готов любить. Он выбирает юную героиню, чтобы показать силу чувства: Джульетта ведёт себя смело и решительно.)

    14. Как и где вспыхивает чувство юных героев?

    (Любовь возникает внезапно во время случайной встречи Ромео и Джульетты на балу у Капулетти, куда герой явился в надежде встретиться с Розалиной. Важно, что герои влюбляются, не зная имён друг друга. Когда они узнают правду, это не останавливает их.)

    (Видеофрагмент из фильма Ф. Дзефирелли «Ромео и Джульетта» - встреча.)

    15. Зачитайте отрывки из текста, в которых герои говорят о своих впечатлениях друг от друга.

    Её сиянье факелы затмило…

    Я воплощенье ненавистной силы

    Некстати по незнанью полюбила.

    Что могут обещать мне времена,

    Когда врагом я так увлечена?

    (Акт II. Сцена 5)

    16. Что мешает их любви?

    (Любви героев мешает вражда их семейств.)

    17. Как любовь воздействует на героев: как ведут себя Ромео и Джульетта до и после знакомства?

    (Ромео до встречи с Джульеттой говорит очень много и красиво о своей любви к Розалине. Когда он встречает дочь Капулетти, он начинает действовать, так как настоящее чувство требует решительности. Из мечтательного юноши он превращается в смелого, мужественного человека, способного принимать решения и отвечать за свои поступки.

    Такой же путь проходит и Джульетта, она меняется ещё сильнее: сначала она была покорной дочерью, теперь восстаёт и борется за свою любовь.

    Любовь в трагедии предстаёт как великий воспитатель: герои взрослеют, принимают важные решения, берут на себя ответственность.)

    18. Как юные герои относятся к вражде своих семейств? Какое событие сыграло роковую роль в судьбе героев?

    (Они оценивают друг друга не по имени, а по качествам. “Когда Ромео не звался бы Ромео, он хранил бы все милые достоинства свои…” - говорит Джульетта.

    Им не понятна вражда, которая мешает соединению. Из-за грубости и кровожадности кузена героини Тибальта, убившего друга Ромео - Меркуцио, герой оказывается изгнанным из Вероны.)

    19. Хотел ли Ромео гибели Тибальта? Почему?

    (Ромео не желал драться с Капулетти: влюбившись, он по-другому смотрит на мир, в Тибальте он видит родственника своей юной супруги и не желает ему зла.)

    20. В чём видят герои смысл жизни?

    (Для них высшей ценностью является любовь. Поэтому они не могут остаться в мире один без другого, поэтому они выбирают смерть. Даже их слова похожи.

    Джульетта, принимая снадобье, данное ей монахом Лоренцо, восклицает: “И за твоё здоровье пью, Ромео!”

    Ромео перед смертью, выпивая яд, говорит: “Пью за тебя, любовь!”)

    21. Почему погибают герои?

    (Мир, в котором они живут, ещё не готов к гармонии, примирению, доброте и любви.)

    Давайте обратимся к тексту: прочитайте развязку (с рассказа монаха Лоренцо).

    22. Есть ли смысл в гибели героев?

    (После смерти юных супругов враждующие семьи примиряются. Гибель детей убеждает родителей в том, что их вражда - страшный пережиток времени и они наказаны за зло.)

    23. Давайте обратимся к нашим эпиграфам. Соответствуют ли они содержанию нашего урока?

    (Юные герои У. Шекспира радостно встретили свою любовь, которая вошла в их жизнь неожиданно. Они не смогли жить друг без друга, предпочтя смерть, но их гибель открыла глаза их родителям; Шекспир показал, что любовь действительно сильнее смерти.)

    Подведение итогов

    Учитель. Трагедия - это драматическое произведение, в котором изображается столкновение героя с миром, его гибель и крушение идеала. Но в пьесе Шекспира нет трагедии любви, чувство героев торжествует, хотя сами они погибают, отстаивая свой идеал.

    По традиции переводчики Шекспира всегда последнюю фразу представляют так:

    Нет повести печальнее на свете,

    Но, я думаю, мы можем предложить свой вариант заключительной строки, ведь история юных героев живёт в веках, не оставляя равнодушными никого, а имена Ромео и Джульетты вызывают у нас самые восторженные чувства, уважение к их стойкости и верности.

    Нет повести прекраснее на свете,

    Чем повесть о Ромео и Джульетте.

    Домашнее задание. Написать отзыв о трагедии У. Шекспира.

    Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; “Нет повести прекраснее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте…” уже в твоих закладках.
    Дополнительные сочинения по данной теме

      Вариант 1 1. Дополните названия подвигов Геракла: ... гидра, немейский..., ... птицы, пояс..., Авгиевы..., пёс... 2. Царь Авгий был сыном: А) бога Огня; Б) бога Света; В) бога Солнца. 3. Великий Антей получал силу, когда: А) выпивал море воды; Б) поднимался в небо; В) прикасался к земле. 4. Кентавр - это: А) циклоп; Б) человек-лошадь; В) человек-бык. 5. Многоглазого сторожа-великана звали: А) Аргус; Б) Пань-гу; В) Чудь. 6. Назовите остров, на котором правил Одиссей: А) Фера; Б) Итака; В) Эгина.
      От редакции. В нашей почте немало статей и разработок, предлагающих новые методические подходы в преподавании литературы, в том числе стремящиеся преодолеть прямолинейную социологическую доминанту, сложившуюся в советской школе, и, в свою очередь, опирающиеся на различные философские, естественнонаучные и другие концепции. Печатая статью П. А. Гагаева, приглашаем наших читателей к широкому обсуждению всего комплекса как методических, так и методологических проблем, существующих вокруг “школьной” литературы. Говорят, что Шекспир превосходно изображал римлян, я
      Цели - углубление представлений об общих закономерностях развития русской культуры; - выявление наиболее характерных закономерностей формы, содержания, поэтики литературного и музыкального материала; - формирование у учащихся представлений о нравственных, эстетических ценностях на основе комплексного изучения произведений литературы и музыки; - развитие способностей к выработке самостоятельных суждений и обобщений на основе анализа литературных и музыкальных произведений. Музыкальное оформление урока В. Моцарт. Симфония № 40 (фонограмма); В. Моцарт. Соната № 24 (фортепиано). Художественное оформление урока
      Я покинул родимый дом, Голубую оставил Русь. В три звезды березняк над прудом Теплит матери старой грусть. Золотою лягушкой луна Распласталась на тихой воде. Словно яблонный цвет, седина У отца пролилась в бороде. Я не скоро, не скоро вернусь! Долго петь и звенеть пурге. Стережёт голубую Русь Старый клён на одной ноге. И я знаю, есть радость в нём Тем, кто листьев целует дождь, Оттого, что тот старый клён Головой на меня похож. Сергей Есенин, 1918 В8. Какие
      Драму В. Шекспира "Ромео и Джульетта" я прочла только в этом году. Фильм по ее мотивам посмотрела гораздо раньше. А то, что "нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте", знала еще с самого детства. И уверена, что многие, еще не открывая том Шекспира, уже знали о героях этой драмы, ведь все влюбленные, счастливые или несчастные, - это те же Ромео и Джульетта, способные преданно и страстно
      Нате! Через час отсюда в чистый переулок вытечет по человеку ваш обрюзгший жир, а я вам открыл столько стихов шкатулок, я - бесценных слов мот и транжир. Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста где-то недокушанных, недоеденных щей; вот вы, женщина, на вас белила густо, вы смотрите устрицей из раковин вещей. Все вы на бабочку поэтиного сердца взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош. Толпа озвереет, будет тереться, ощетинит ножки стоглавая вошь. А если сегодня мне,
      Марина Цветаева Руан И я вошла, и я сказала: - Здравствуй! Пора, король, во Францию, домой! И я опять веду тебя на царство, И ты опять обманешь, Карл Седьмой! Не ждите, принц, скупой и невесёлый, Бескровный принц, не распрямивший плеч, Чтоб Иоанна разлюбила - голос, Чтоб Иоанна разлюбила - меч. И был Руан, в Руане - Старый рынок... - Всё будет вновь: последний взор коня, И первый треск невинных хворостинок, И первый всплеск

    © Данилова Г.А., 2015

    © ООО «ТД Алгоритм», 2015

    Открытый

    Он встал рано, жена еще спала, взял собранные вещи и тихо вышел из комнаты. В ванной побрился, умылся, затем несколько минут рассматривал себя в зеркало, похлопывая по правой и левой щеке, чтобы взбодриться. Утром он любил плотно поесть, поставил воду для пельменей, когда закипела, бросил их и стал резать хлеб с колбасой, насыпал в чашку кофе, стал ждать, когда закипит чайник.

    В квартире стояла такая тишина, ему казалось, что он все делает очень громко. Жена спала чутко, могла проснуться в любой момент. Ему не хотелось, начнет ворчать, была раздражительной, часто болела.

    Позавтракав, вынул из холодильника бутылку водки и пакет с продуктами. Спустился на лифте, на улице моросил мелкий дождь, было прохладно и зябко. Направился к гаражу, сторож в будке махнул ему рукой и улыбнулся. Остановился около своего гаража, открыл, включил свет. Его голубая Ауди сияла. Машина была чистенькой. Он редко ей пользовался. В распоряжении на службе у него была машина с водителем.

    Он выехал из гаража и поехал на дачу, впервые в этом сезоне.

    Открытый Вячеслав Петрович, бывший работник МИДа, подполковник в отставке, разведчик службы госбезопасности, а в настоящее время начальник службы безопасности фирмы «Стабильность», ехал на дачу, чтобы договориться с Сыроежкиным Петром Васильевичем, печником, о кладке печи-камина в своём доме.

    В фирме «Стабильность» он работал три года. Впервые в жизни он работал в коммерческой фирме. В прежние времена он работал на родину, как он считал. Верил в идеологию своей страны, когда был молодым, был уверен, что все делает верно. Но страна развалилась и пришлось перестраиваться, менять понятия и идеологию, приспосабливаться к другим идеям. Было непросто, но, крути не крути, а жить надо, следовательно, следует менять взгляды на жизнь.

    Сейчас он работал на хозяина. Никак не мог понять, чем занималась его фирма, хватались за все подряд: строительство, торговлю, работал отдел по ремонту холодильников, пылесосов, стиральных машин, швейных машин, недавно появился отдел недвижимости, велась еще какая – то мелкая непонятная работа с иностранными партнерами. Кажется, хотели даже строить бензоколонку и искали подходящее место. Недавно узнал, что начали вести переговоры о строительстве мусороперерабатывающего завода.

    Сначала его раздражала эта разноплановость, но потом он решил не придавать этому никакого значения, так жить легче. Он уже не разведчик и не собирается анализировать все, что происходит, давать отчеты и заводиться из-за ерунды.

    Фирму возглавлял директор Шведов Игорь Михайлович, экономист по образованию, молодой, ему было 37 лет.

    Открытый не понимал его подхода к некоторым вопросам, очень хотелось дать совет, он даже пытался, когда вникал в дело, но ему быстро дали понять, чтобы не лез не в свое дело. У молодых совсем иные взгляды, сейчас нужен простор для бизнеса, советоваться они будут со специалистами, а не бывшими разведчиками.

    Постепенно он понял, что у молодых другой подход к делу, не стоит лезть со своими советами, а надо добросовестно выполнять свою работу, которую ему поручили и не обращать внимание на все, что происходит в фирме.

    Он любил порядок и был требователен к подчиненным.

    В его подчинении находилось 10 охранников, обслуживающих три структурных подразделения Шведова.

    На прошлой недели произошло ЧП. Охранник в гараже, куда поставили на ночь машину директора, обнаружил в ней взрывное устройство, прикрепленное под дверью водителя, у переднего колеса. В час ночи охранник позвонил Открытому и попросил срочно приехать.

    Открытый был раздражен, разбудили ночью, что за дела!

    Когда приехал на место, охранник все объяснил, Открытый испугался, что могло бы произойти, быстро вызвал МЧС, позвонил Шведову утром и объяснил ситуацию. Тот быстро приехал, пригласил охранника, беседовал с ним без посторонних, поблагодарил, дал деньги в конверте. Напротив, Игорь Михайлович остался недоволен Открытым и жестко сказал, что если что-то подобное еще случится, то он будет уволен.

    Проанализировав случившееся, они пришли к выводу, что взрывное устройство кто-то прикрепил вечером, когда машина стояла без водителя, а охранник впустил машину и не стал ее осматривать.

    Открытый хотел предложить начать расследование по горячим следам, но его не поняли, не поддержали его инициативы. Шведов ограничился тем, что приказал усилить бдительность и строго следить за всем.

    Он боялся показать вид, что напуган. Кто-то сводил с ним счеты, следовало проанализировать и разобраться самому, откуда дует ветер. Кто-то его предупредил.

    Открытый обиделся и решил, что ему не доверяют, вероятно, Шведов будет искать сыщиков на стороне. Это его личное дело – пусть платит. Ясно понятно, что не хочет распространяться о своих делишках. Кто-то припугнул Игоря Михайловича. Как удачно сложилось, охранник остановился около машины, у него развязался шнурок, он наклонился, чтобы его завязать и заметил устройство под передней дверью. Если бы взрыв произошел, то парень бы пострадал. Еще не известно, остался бы жив.

    Вот такие мысли крутились в голове Вячеслава Петровича, когда он вел машину по пустому шоссе. На душе у него было не спокойно.

    Подъехав к даче, не стал ставить машину в гараж, собирался вечером уезжать.

    Взял сумки и направился к дому, открыл калитку. Участок выглядел серо, земля была влажной, снег едва сошел, трава и деревья были голыми, вдоль забора росли кусты, двухэтажный дом стоял посередине участка, справа находился сарай, в дальнем конце баня. Открыв дверь, вошел в просторный холл, пахло сыростью и пылью. Он вошел на кухню. Поставил сумки на стол, достал бутылку водки, вынул пакет с продуктами, отрезал полбатона колбасы, взял сыр, батон хлеба, банку шпрот. Он решил сразу же отправиться к Сыроежкину, договорились заранее. К Сыроежкину без бутылки водки лучше не ходить. Перед делом тот любил обмочить «процесс», чтобы лучше пошел.

    * * *

    Петр Васильевич Сыроежкин жил на даче уже несколько дней. Он ждал Открытого, они договорились о встрече. Он был расстроен. В его дом кто – то залез, выбил окно справа, на веранде. Когда он шел по участку, то ничего не заметил, а когда вошел на веранду, увидел разбитое стекло, стол был перевернут, на полу лежали табуретки ножками вверх, валились газеты, журналы, вещи с вешалки были брошены на пол. Он вошел в комнату, шкаф был открыт и из него были выброшены вещи. Занавески висели на окнах. С улицу ничего не было заметно, что кто-то влез на веранду, поэтому сторож и не заметил случившегося. А то бы позвонил.

    Петр Васильевич находился два месяца в административном отпуске, без содержания. Он работал на предприятии в сборочном цехе, который закрыли на три месяца. Он был уверен, что это только начало, что он все лето просидит на даче. Возможно, предприятие закроют и придется искать работу. Им заплатили небольшую компенсацию, вроде пособие по безработице.

    Месяц он просидел дома, потом решил поехать на дачу и посмотреть, как там дела.

    Не ожидал, что на даче такое случится: стал наводить порядок: убрал с пола выброшенные вещи, поставил стол на середину. Открыв шкаф обнаружил, что унесли две кастрюли, тарелки, заварочный чайник. Из шкафа исчезло постельное белье, но оставили одну простыню и пододеяльник, взяли телогрейку и старое пальто жены.

    Зато он обрадовался, что в сарае ничего не взяли, хотя там было, что взять. Кроме лопат, граблей, велосипеда, хороших досок, банок с вареньем и соленьями, там стояла большая бутыль самогона, которой он очень дорожил. Было в сарае и стекло. Стал обмерять на веранде место, где разбили стекло.

    Встав на следующий день утром, затопил печку и стал пришивать пуговицу к куртке. За этим занятием его застал Открытый, которого Петр Васильевич поджидал.

    – Приветствую печника, – робко вошел и оглянулся, – Только не пойму, что-то у тебя не так. Прав я или нет?

    – Очень даже прав! – Сыроежкин быстро встал и протянул руку. – Ограбили нас бедных. Два дня назад приехал на дачу, а здесь на веранде стекло разбили, вещи выбросили из шкафа, газеты, журналы, табуретки валялись. Но взяли бы, чего нужно, а зачем гадить! И ведь нашли, кого грабить! Можно подумать, что я богач. У богатых есть, чего взять, а меня унесли посуду, не всю, конечно. Телогрейку, пальто и еще там всякую мелочёвку. Получается, что мы бедные, больше всех и страдаем. Что делать нам, бедным, как жить? И зачем эти гады полезли в мой дом?

    – Богатых тоже грабят и убивают конкуренты, – Открытый смотрел с сочувствием на Сыроежкина.

    – Садись, Вячеслав Петрович, табуретки не унесли и не сломали. Хорошо мебель не вынесли и не сожгли. Можно сказать, повезло. Что – то их остановило. Залезли сбоку на веранду, сразу и не приметишь, стекло вышибли.

    – Вот не думал, что у тебя такое горе! – он задумался, будет ли Сыроежкин заниматься его делом. – Может, я не вовремя наведался, но мы договорились. Ради этого я и приехал, если не до меня, то я уйду.

    – Брось, что значит не до тебя, – горячо возразил Петр Васильевич. – Договорились – значит заметано. Я же не думал, когда ехал сюда, что у меня такая беда случится. Стекло вставил, нашел в сарае запасное, чтобы не дуло, печку затопил, пока еще холодно.

    – Коли так, то надо обговорить вопрос, – Открытый достал из пакета пол – литра и стал вынимать закуску.

    – Какая щедрость души! – Сыроежкин потер руки и побежал к шкафу за стаканами. – Вовремя ты появился с напитком, а то я совсем начал закисать, горе человека оглушает. А сейчас самое время залить беду. Не всю посуду вынесли, кружки, стаканы остались, тарелки есть, как будто знали, что люди будут пить и посылать в их адрес проклятия.

    – Сейчас зальем твое горе и пойдем ко мне, я покажу рисунок и форму печи – камина, посмотришь место, где надо будет делать дело. Надо посчитать, сколько материала, плитки и прочее, сам знаешь.

    – Печь-камин, интересно, нужен творческий подход, – Петр Васильевич раскупорил бутылку и стал наливать.

    – А ты, Петя, справишься? – Вячеслав Петрович взял стакан.

    – Спрашиваешь, у меня хороший опыт, недавно печку знакомым на даче смастерил, довольны. Не веришь – можешь у них справиться.

    – Давай выпьем за дело, – он поднял стакан и выпил чуть-чуть.

    – А ты халтуришь, разведчик, – подмигнул Сыроежкин.

    – Мне нельзя пить, я поздно вечером должен возвратиться, а, вероятно, и завтра рано утром. Сам знаешь, какие строгости на дорогах, а ты пей, не обращай на меня внимание.

    – Тогда беру свои слова обратно, – Сыроежкин отрезал кусок колбасы и положил на хлеб, быстро опрокинул стакан. – Ох, как хорошо, угодил, Петрович. Сам понимаешь, выпить не на что. Без работы месяц, а при таком горе, так и охота опрокинуть стопку.

    – Понимаю, понимаю, – посочувствовал Вячеслав Петрович. – У тебя заказы еще имеются более срочные или с моего начнешь?

    – Есть, конечно, заказы, но не срочные, – слукавил Сыроежкин. – работа начнется в сезон. А сейчас сам видишь, почти никого нет. Тишина. У меня еще на участке дела есть, поживу здесь неделю, а потом отправлюсь домой. Мои-то расстроятся, что здесь произошло.

    – У тебя телефона нет, давай я позвоню твоим и все расскажу.

    – Не надо, сам объявлюсь и доложу. Пока пусть спят спокойно.

    – Как хочешь, мое дело предложить, а твое отказаться. А сторож-то что говорит?

    – А что он скажет – ничего не видел и не слышал. Им еще и деньги платим.

    – Он сторож, не охранник, с него спрос маленький. Сейчас в богатых товариществах нанимают полицию или частных охранников, им хорошо платят, с них и спросить можно. А нашему сторожу платят мало, чего с него взять.

    – Ты, того, не знаю, хочешь или нет, Петрович, но я налью еще, – он протянул руку к бутылке.

    – Твое дело, только немного, да ко мне пойдем, посмотрим на месте, что к чему.

    – Сейчас отправимся, – обрадовался Сыроежкин, быстро выпил и закусил колбасой. – Какая колбаса вкусная, дорогая поди, давно такой не ел.

    – Вот и ладно, немного подзаправился и пошли ко мне на месте вопросы решать.

    Сыроежкин надел куртку и резиновые сапоги, в которых приехал. Они вышли, на улице моросил дождь, шли молча. Открытый пожалел, что напоил его сразу, надо было сделать это после, когда бы решили вопрос.

    Печку-камин надо было выложить в большой комнате, рядом со входной дверью находилась лестница, ведущая на второй этаж, там были три небольших комнаты: для сына и приезжих.

    Когда они вошли, Открытый показал, где стоит начать выкладывать камин. Сыроежкин одобрил выбор, пояснив, что это самое узкое место между крышей и чердаком и отсюда следует вести трубу на крышу.

    – Сейчас я принесу книгу и покажу, какой у меня замысел, – обрадовался Открытый. – Можно ли и сложно его осуществить?

    Он вышел из комнаты и вернулся с книгой.

    – Смотри, понравится тебе это или нет. Я хочу вот этот, – он показал, какой образец ему понравился. – Это мой выбор.

    Сыроежкин взял книгу, сел в кресло и стал рассматривать рисунки: «Да, этот вариант, пожалуй, самый подходящий, у других какие-то срезанные углы, а вот на этом рисунке камин слишком низкий. А здесь на железобетонных консолях. Мы будем возводить на фундаменте?»

    – А как же иначе? Будет классический вариант, никаких консолей, – Открытый обрадовался, что его вариант одобрен.

    – Я тоже так думаю, – Сыроежкин встал и подошел к месту, где следовало находить камину. – Надо замеры сделать.

    – У меня есть линейка метровая, сейчас принесу.

    Через несколько минут он вернулся с линейкой. Петр Васильевич стал замерять и записывать размеры. Потом посмотрел на рисунок, который выбрал Открытый. Они вместе стали обсуждать его размеры.

    – Дымосборник у нас будет один и пойдет вот таким образом, – он стал показывать направление.

    – Сколько мне надо материала и какого, надо подсчитать, – Вячеслав Петрович стал записывать.

    – Вот я прикидываю, – задумался Сыроежкин. – До потолка 34–36 рядов кирпичей. А камин какой по высоте надо?

    – 120 сантиметров, а печь надо с нишей, чтобы ей можно было пользоваться, что-то подогреть или сварить. Жене так хочется, потянулась к старине.

    – Ясно, расчет такой: на печь потребуется 200–250 кирпичей, на камин 80–90 обыкновенных кирпичей, еще надо кирпич огнеупорный 100–110 штук. Глины обыкновенной десять килограмм, песка пять ведер, топочную дверку надо купить, толь для гидроизоляции – 2 листа, дымовая задвижка, поддувальная дверка…

    – Погоди, погоди, не торопись, я сейчас запишу.

    Открытый достал из шкафа лист бумаги и стал записывать.

    – Песок и глину здесь можно купить у местных, подешевле продадут, – посоветовал Сыроежкин. – Кирпич сам закупишь и доставишь. Труд, я тебе скажу, не легкий, ты на мне экономишь. Найдешь мужиков из фирмы они с тебя сдерут прилично, я меньше, мне налогов не платить. Я узнаю, сколько берут фирмачи, потом договоримся о цене.

    – Я приблизительно знаю, – задумался Открытый. – Но цены у них разнятся.

    – Разберемся, можно еще камин плиткой выложить, – предложил Сыроежкин, – будет красота. Плитку сам выберешь по вкусу, но это тоже будет стоить.

    – Хорошо, все понял. Хочешь, чаем тебя угощу, у меня есть в термосе?

    – Не откажусь, но лучше бы чего-нибудь покрепче.

    – Крепкого нет, у тебя осталось, – недовольно посмотрел.

    Они пошли на кухню. Открытый достал термос, колбасу, порезал, растворимый кофе и чай в пакетиках. Сыроежкин выбрал кофе.

    – Угощайся, Васильевич, все мы обговорили, пора приступать к делу.

    – Ты не тяни. Я тебе вот какой вопрос задам. Скажи честно, ты был разведчиком. Здесь про тебя так говорят. Опасное ли это дело? Ты собирал во вражеском стане информацию, за тобой следили. Могли ведь и укокошить! Я не общался с разведкой, только фильмы смотрел.

    – Нет, никто меня не собирался укокошить, – он засмеялся, – Такого не припомню. Сложных заданий я не выполнял, был связным. У нас каждый работал на определенном уровне. А что касается опасности, она везде может произойти, где ее нет! Тебя же ведь грабанули!

    – И то верно! Ясно, что секрет держишь, не хочешь распространяться о своем дело. Поди, нельзя тебе до своей смерти секреты рассказывать. Время у нас такое – все секреты раскрывают потом. И твой когда-нибудь откроют. Но мы до этого не доживем. А что касается справедливости, то ее никогда не было и не будет, ни при каком строе. Взять нас двоих, к примеру. Ты вон как живешь: дом полная чаша. Какая мебель, холодильник, ковры. Тебя обошли стороной и к тебе не полезли. У тебя есть, чего взять. А меня, бедного, грабанули, как это понимать? Бедные полезли к бедным. А таких, как ты, не стали грабить.

    – Согласен, нет справедливости. Судя по твоим рассуждениям, ко мне должны полезть богатые, чтобы все у меня вынести, а тебя будут грабить бедные. Ворюги разные бывают, что ты скажешь…

    – Ничего не хочу сказать, – перебил его Сыроежкин, – среди них тоже имеются классные специалисты. Вопрос в другом, как их найти? Вот ты мог бы их отыскать или нет? Если бы у тебя все вынесли, ты бы взялся за дело? У тебя есть опыт разведчика!

    – Я грабителями не занимался, – стал оправдываться Открытый. – Это другие технологии опознавания. Если приложить усилия, я думаю, что нашел бы тех, кто меня ограбил.

    – А моих нашел бы? – не унимался Сыроежкин. – Ты же разведчик!

    – Возможно, нашел бы и твоих, но это будет стоить… сам понимаешь. Ты на эти деньги себе новый дом построишь. Стоит ли это твоего барахла?

    – Для тебя это барахло, а для меня честно нажитые вещи. Я их не крал. И все-таки не могу представить тебя в разведке. А ты языки знаешь?

    – Знаю: немецкий, английский и хуже испанский.

    – Тебя везде за своего принимали? Скажи честно. Ты – русский, а они считают тебя немцем.

    – Да, принимали. Вот ты меня критикуешь, а я твоей работы не знаю, поэтому и обращаюсь к тебе, даю заработать, и вообще, прости меня, Васильевич. У меня дел много. Надо в доме немного прибраться после зимы. С тобой я все вопросы почти решил. Начнем скоро работать. Надо еще в сарае разобраться. Поздно вечером вернусь.

    – Здесь не останешься?

    – Нет, холодно, неуютно одному. Завтра воскресение, но меня могут и на работу вызвать.

    – Да, работу надо ценить и держаться за нее. Ты держись крепче. А если тебя попросят в отставку, чем бы смог заняться?

    – Думаю, могу заняться переводами.

    – Тоже верно, будешь сидеть у камина и переводить, – он вдруг изменился, робко спросил, – слушай, не обессудь, возьму у тебя колбаски еще, если не возражаешь. А то здесь с продуктами напряженно, сам знаешь, рядом нет магазина…

    – Бери, бери, вот еще хлеб, не везти же мне с собой, – подбодрил его Открытый. – Какие разговоры, если ты здесь еще поживешь.

    Сыроежкин забрал колбасу, хлеб и ушел. Открытый проводил его до калитки.

    Вернулся домой, переоделся и пошел в сарай наводить порядок, освобождать место для цемента и кирпича. В сарае не разбирались много лет, не знал, с чего начать. Есть вещи, которые нужны жене, если выбросить, будет сердиться. Он нашел большой мешок и стал складывать туда бутылки, тряпки, сломанный приемник, старые пакеты. Мешок быстро наполнился, он взял другой.

    Собрал три пакета, один вошел в багажник, отнес туда же старый сломанный детский велосипед, чтобы потом по дороге выбросить на помойку. Возился долго, вернулся в дом, прошелся по комнатам, стал смотреть, если бы что-нибудь унесли – было бы жаль. Представил, что приехал бы в следующий раз, а стекла выбиты, мебель сломана, унесли телевизор, холодильник, шкафы.

    Покидая дом, он стал убеждать себя, что с ним такого не произойдет. К Сыроежкину залезли бомжи. К нему тоже могут зайти… нет, лучше об этом не думать.

    Было уже темно, когда он выехал. Проехав несколько километров, остановился у контейнеров, куда следовало выбросить пакет и велосипед. Облегченно вздохнув, подумал, что придется еще много выбрасывать вещей.

    Он ехал и размышлял, как ему хотелось, что на дачу приехал его старший сын с женой. Они бы попарились в бане, попили пивка, сделали шашлык. Сын редко появлялся на даче. Он выходные проводил на даче у жены с ее родителями. Его жена не любила свекровь и избегала общения с ней. Иногда он жалел, что сын женился, ушел и стал почти чужим. Когда он выбрасывал детский велосипед, на котором катался сын, то подумал с горечью, что выбрасывает крошечный кусочек детства сына. Он учил его кататься на велосипеде и вообще много уделял внимания. А теперь они почти не общаются.

    И все-таки он мечтал, что когда у него появился печь-камин, то сын обязательно приедет. Они сядут у камина, будут пить пиво с креветками, говорить о всяких пустяках и радоваться, что, наконец, вместе.

    Как жаль, что Борька ему почти не звонит, оправдываясь, что не любит болтать по телефону: на работе неудобно, а вечером он поздно возвращается, устает. Ничего, ничего, когда у Борьки появятся собственные дети, он обязательно изменит отношение к отцу. А пока молод и многого не понимает. Растрачивает свою жизнь на всякую суету, а родители живут сами по себе.