Тема нации и межнациональные отношения. Межнациональные отношения и конфликты

1. Выпиши из текста учебника признаки этнической группы.

Этническая группа, наиболее распространённое в науке обозначение этнической общности (народа, этноса), под которой понимается группа людей, обладающая общим самосознанием этническим, разделяющая общее название и элементы культуры и находящаяся в фундаментальных связях с другими общностями, в т. ч. государственными.

2. Объясни разницу между чувством национальной гордости и национализмом.

Национальная гордость - исполненность человека сознанием принадлежности к своей нации, неразрывной связи с ней, сопряженная с чувством любви к родному отечеству и пониманием святой, кровной ответственности за его судьбу.

В современном обществе под национализмом понимается идеология и направление политики, основополагающим принципом которых является тезис о приоритете нации как высшей формы общественного единства, её первичности в государствообразующем процессе.

Приведи пример, иллюстрирующий твои рассуждения.

Национальная гордость - Чувство, лежащее в основе социально-психологического явления, в котором аккумулируются: 1) национальное достоинство; 2) осознание исторического вклада своей нации; 3) высокая оценка своих национально-культурных ценностей, включая родной язык и литературу.
Пример национализма - это фашистская Германия, возглавляемая Гитлером, после разгрома германией фашизма во 2-й мировой войне ликвидирован.

3. Прочитай текст и выполни задания.

Этнос связан не только с природой, он имеет отношение к сознанию, к психологии человека. Во Франции живут кельты- бретонцы и иберы-гасконцы. Они, строго говоря, не французы, первые — выходцы из Англии, вторые — из Испании. В лесах Вандеи и на склонах Пиренеев они одеваются в свои костюмы, говорят на своём языке и чётко отличают себя от французов. Но можно ли сказать про наполеоновского маршала Мюрата или про мушкетёра Д’Артаньяна, что они — не французы? Они считали себя принадлежащими к французскому этносу.

Этносы часто складываются в систему этносов. Например, «китайцы» или «индусы» эквивалентны не «французам» или «немцам», а «западноевропейцам» в целом, ибо являются системами этносов, объединённых на принципах культуры. «Индусов» связывает систем каст, а «китайцев» — иероглифическая письменность. Как только уроженец Индостана переходил в мусульманство, он переставал быть индусом. А чтобы стать полноценным «американцем», нужно просто родиться в США, а кто ты по национальности — «итальянец», «русский» или «немец», не важно.

Этнос — ещё и поведение людей, его составляющих. Человек нередко действует так, что по характеру поведения можно определить его этническую принадлежность.

Через принадлежность к этносу любой человек осознаёт свою связь с обществом, историей и культурой.

(По материалам «Энциклопедии для школьников»)

1) Как в этносе связаны природа и общество (подчеркни соответствующие положения текста)?

Этнос — это объединение людей, лежащее на границе природы и общества, это жизнь людей в конкретных природных условиях, которые определяют своеобразие каждого этноса, и в то же время жизнь, связанная социальными, культурными законами.

2) Гасконец Д’Артаньян осознавал себя не только гасконцем, но и французом. Как ты думаешь, являлся ли он представителем только одного или обоих этносов? Объясни свой ответ.

Да, она является представителем обоих этносов, т.к. во Франции живут и гасконцы. Всё верно.

3) Какие «принципы культуры» способствуют складыванию системы этносов (подчеркни соответствующие положения текста)?

Принцип преемственности, то есть связь между новыми и старыми поколениями в процессе развития. Принцип целостности, проникновение культуры во все сферы социальной сферы.

Например, «китайцы» или «индусы» эквивалентны не «французам» или «немцам», а «западноевропейцам» в целом, ибо являются системами этносов, объединённых на принципах культуры. «Индусов» связывает систем каст, а «китайцев» — иероглифическая письменность. Как только уроженец Индостана переходил в мусульманство, он переставал быть индусом. А чтобы стать полноценным «американцем», нужно просто родиться в США, а кто ты по национальности — «итальянец», «русский» или «немец», не важно.

4) Приведи несколько примеров, иллюстрирующих идею: «Человек нередко действует так, что по характеру поведения можно определить его этническую принадлежность».

Часто человек ведет себя так, как его учили, как принято у него в обществе. Например, если человек приходит всегда пунктуально, делает все педантично правильно, ни на шаг не отклоняется от правил - про характер его поведения можно сказать, что он принадлежит к немцам, этносу педантичному, пунктуальному и правильному.

5) Объясни фразу текста: «Через принадлежность к этносу любой человек осознаёт свою связь с обществом, историей и культурой».

Этнос - это и есть общая культура и история. Если ты принадлежишь к русскому этносу, то ты изучаешь историю и культуру русского народа, ты ощущаешь себя частью русского народа.

4. К какой этнической группе ты принадлежишь? Охарактеризуй культуру своего этноса.

Русские — восточнославянский этнос, самый многочисленный коренной и де-факто государствообразующий народ России, самый многочисленный народ на территории Европы. Всего в мире насчитывается около 133 млн русских. По данным опроса ВЦИОМ, проведённого в марте 2010 года, 75 % русских, проживающих в России, считают себя последователями православия, также существенна доля людей, не исповедующих никакой религии. Национальный язык — русский.

5. Объясни смысл высказываний.

1) «Всякая национальность есть богатство единого и братски объединённого человечества, а не препятствие на его пути» (Н. А. Бердяев (1874—1948), русский философ).

Каждый народ по своему богат и велик и у всех есть свои определенные ценности. И никто не должен никому препятствовать, если там благая уель.

2) «Горе нации, что разъята на части, каждая из которых мнит себя нацией» (Д. Джебран (1883—1931), ливанский писатель, философ и художник).

Горе если каждый хочет быть великим, крутым. Берет всё на себя, нужно быть сплоченными в одно целое и всё будет хорошо.

МОУ «СОШ №16»

План - КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

В 11А КЛАССЕ

КУРС - ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Тема урока:

Нации и межнациональные отношения

Учитель истории и обществознания

Прыткова Светлана Вячеславна

Г. НОВОЧЕБОКСАРСК


Урок по теме «Нации и межнациональные отношения» проводится в рамках школьного курса «Обществознание» в 11-м классе в ходе изучения главы «Социальное развитие», на проведение урока отводится 2 часа учебного времени.

Цель урока: углубить и систематизировать знания учащихся об исторически сложившихся общностях людей.

Задачи урока:

1. Сформировать у учащихся понимание разнообразия общностей людей, живущих на Земле.

2. Познакомить учащихся с развитием национального вопроса и форм межнациональной интеграции в России.

3. Показать положительные и отрицательные явления национализма.

3. Выработать негативное отношение молодежи к национальным и межнациональным конфликтам. Формирование толерантного отношения молодежи к людям иной нации, религии, взглядам.

4. Определить основные принципы национальной политики в современной России.

5. Показать учащимся, что Чувашия - полиэтнический и многоконфессиональный регион.

Тип урока - комбинированный - элементы лекции, работа с учебником, эвристическая беседа, выступления учащихся (опережающее задание), мультимедийная презентация «Межэтнические связи Чувашии».

Литература:

«Человек и общество». Учебник для 11-х классов общеобразовательных учреждений. / Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Л.Ф. Иванова. - М.: Просвещение. 2004.

Школьный словарь по обществознанию.10-11: пособие для учащихся. / Под ред.Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова. - М.: Просвещение. 2006.

Краткий словарь обществоведческих терминов. / Терентьева Г.Г., ЧИ МГОУ. - Чебоксары. 2005.

Обеспечение урока: учебник, словари, раздаточный материал, доклады учащихся, мультимедийная презентация «Межэтнические связи Чувашии».

Ход урока:

1. - Актуализация знаний.

2. Изучение нового материала.

3. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

План урока:

Этнические общности.

Национальное самосознание.

Развитие межнациональных отношений в современном мире.

Национализм. Межнациональные конфликты и пути их преодоления.

Национальная политика.

Основные понятия урока: нация, этнос, национальное самосознание, национальная политика, национализм, геноцид, толерантность.

Актуализация знаний учащихся:

Ученикам предлагается вспомнить из курса истории определения «Нации», «межнациональные отношения», «межнациональные конфликты», «национализм», примеры из истории проявления крайнего национализма (фашизм, шовинизм, расизм, геноцид).

Проблема урока: Существует ли в России (в Чувашии) межнациональные конфликты и, каковы пути их преодоления.

Вопрос 1. Этнические общности

В современном мире существуют различные социальные общности.

Социальные общности - это относительно устойчивая совокупность людей, отличающаяся более или менее одинаковыми чертами условий и образ жизни, массового сознания, в той или иной мере общностью социальных норм, ценностных систем и интересов.

Виды общностей: семья, род, племя, классы, социальная группа, народности, нации, профессиональные общности, трудовые коллективы.

Остановимся на вопросе «Этнос - его основные черты и особенности».

Этнос - исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований.

Племя Народность Нация

Черты этноса

Язык нации, Общая историческая Семейно- Нормы повседневного

народности судьба бытовое поведение

поведение

Специфическая материальная

и духовная культура

Нация - определенная форма существования этноса, характерная для определенного этапа исторического развития.

Нация - исторически сложившаяся общность людей, для которой характерна общность экономической жизни, языка, территории, определенные черты психологии, проявляющиеся в особенностях ее культуры, искусства и быта.

Признаки нации.

· Единая раса

· Религия

· Привычки

· Ценности

· Солидарность

Задание: Прочитайте в учебнике на стр.222-223 отрывок из произведения Ч. Айтматова «Белый пароход» и определите, что такое историческая память, зачем она необходима человеку, народу? Согласны ли вы с мнением автора, докажите свою точку зрения.

Вопрос 2. Национальное самосознание

Национальное самосознание - совокупность социальных, нравственных, политических, экономических, эстетических, религиозных, философских взглядов, характеризующих содержание, уровень и особенности духовного развития наций.

Национальный интерес - совокупность потребностей и устремлений народов того или иного государства в создании необходимых для себя жизненных условий, сознании своего суверенитета, установлении взаимных отношений с народами других стран.

Вопрос к классу: Приведите примеры национального интереса русских, чувашей, россиян в целом.

Изучая историю развития наций и народностей, выделяют такие процессы, как межнациональная дифференциация и межнациональная интеграция.

Межнациональная дифференциация -

это процесс разъединения, разделения, противостояния различных наций, этносов, народов в самых различных планах.

Межнациональная интеграция -

Это процесс постепенного объединения различных этносов, народов и наций через сферы общественной жизни.

Формы межнациональной дифференциации

Самоизоляция в целом

Протекционизм в экономике

Религиозный фанатизм

Национализм в различных формах в политике и культуре

Формы межнациональной интеграции

Экономические и политические союзы

Транснациональные корпорации

Международные культурные и народные центры

Взаимопроникновение религий и культур, ценностей

Причины межнациональной интеграции

1. Невозможность государств жить изолированно, что связано с конкретными изменениями в экономике практически всех современных стран.

2. Экономическая и политическая взаимосвязь государств.

Примером межнациональной интеграции в современном мире являются страны Европы, объединенные в Европейский Союз (ЕС). Другие примеры можно найти в учебнике на стр.225-226.

Вопрос 3. Развитие межнациональных отношений в современном мире

По итогам Всероссийской переписи населения 2002 года в России проживает 145, 2 млн. человек (граждан РФ). Россия является многонациональной страной: русские - 79.8%, другие национальности - 19,2% (татары - 20%, украинцы - 10.6%, башкиры - 6%, чуваши - 5,9% и др.)

Особенностями развития современных взаимоотношений русской нации с другими этническими группами строятся на основе:

Утрата прежнего высокого статуса русской нации.

Рост сепаратистских тенденций на территории России.

Демографические и миграционные процессы.

Вопрос для размышления: Какие трудности, проблемы, связанные с национальным вопросом, существуют сейчас в нашей стране? Что такое национализм?

Вопрос 4. Национализм. Межнациональные конфликты и пути их преодоления

Национализм - идеология и политика, основу которой составляют идеи национальной исключительности и превосходства, стремление к национальной замкнутости, местничеству, недоверие к другим нациям.

Яркое проявление национализма в современном мире продемонстрировал немецкий фашизм, приведший мир ко Второй мировой войне 1939-1945 гг. синонимами фашизма стали термины «расизм», «нацизм», «Шовинизм», «геноцид», «Холокост».

Вопрос для размышления: Как вы думаете, не стал ли национальный вопрос причиной распада СССР?

Межнациональный конфликт - одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг к другу, имеющим тенденцию к нарастанию противостояния вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн.

Задание: Назовите причины межнациональных конфликтов.

Причины межнациональных конфликтов:

Усложнение социально-экономического развития стран мира, существование отсталости многих из них.

Непродуманная или намеренно экстремистская политика ряда госуд-ых деятелей.

Колониальное население.

Ошибки и просчеты руководства ряда стран в решении национальных вопросов.

Виды межнациональных конфликтов:

По поводу спорных территорий.

Из-за изгнания народа со своей территории и возвращения депортированного народа на свою историческую родину.

Из-за произвольного изменения административных границ.

Из-за насильственного включения территории народа в соседнее государство.

Между этническим большинством и компактно проживающим меньшинством (коренная национальность).

По поводу отсутствия у народа национальной государственности и ее расчлененности между другими государствами.

Типы межнациональных конфликтов:

1. Государственно-правовой (неудовлетворенность правовым положением нации, стремление к собственной государственности; конфликт с государственными структурами власти, в состав которого входит нация).

2. Этнотерриториальный (определение границ нации).

3. Этнодемографический (защита прав коренной национальности).

4. Социально-психологический (изменение образа жизни, нарушение прав человека).

Пути разрешения межнациональных конфликтов:

Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, выработка уважения к национальным чувствам всех этнических групп;

проведение лояльной, продуманной политики учета интересов всех народов и народностей.

Создание эффективно действующих международных комиссий, советов, других организаций для мирного решения национальных споров;

Представление национально-культурной автономии всем желающим национальным меньшинствам, что позволит им сохранить свой язык, культуру, религию и традиции.

Пути урегулирования межнациональных конфликтов:

Признание межнациональных проблем и решение их методами национальной политики:

Использование экономических рычагов для нормализации ситуации.

Создание культурной инфраструктуры консенсуса, соблюдение принципа паритетности при назначении людей разных национальностей на государственные должности, поддержка национальной культуры.

Вопрос 5. Национальная политика

Составной частью политической деятельности государства, призванной регулировать межнациональные отношения в различных сферах жизни общества - является национальная политика.

Гуманистические принципы политики в области национальных отношений Основные принципы национальной политики Условия гармонизации национальных отношений

1. Отказ от насилия и принуждения.

2. Поиск согласия на основе консенсуса всех участников.

3. Признание прав и свобод человека.

4. Готовность к мирному урегулированию спорных проблем.

5. Реализация идей гуманизма, демократии, добрососедства.

1. Гармоническое сочетание национальных и интернаци-ональных интересов, нахождение оптимальных форм соотношения национального и интернационального.

2. Признание права каждого народа на самоопределение, на образование самостоятельного государства.

3. Приоритетность прав человека над любыми интересами национальной суверенности и автономии.

4. Неприятие любых форм шовинизма.

1. Наличие правового государства.

2. Отказ национального меньшинства от сепаратизма, признание За верховной властью всех полномочий в обороне, ведение иностранных дел.

3. Предоставление компактно расселенным меньшинствам широкой автономии и самоуправ-ления, права решения собственных местных дел, включая местные налоги.

4. Признание культурной автономии меньшинств, формирование из центрального бюджета, преподавание, вещание на языке этнического меньшинства.

5. Максимальное перемещение центра тяжести принятия властных решений на локальный местный уровень.

Задание: Изучив раздел «Национальная политика» в параграфе 19, выписать в тетрадь основные принципы национальной политики Правительства РФ (стр.229-230 учебник «Человек и общество», § 19).

Закрепление изученной темы.

Тестирование:

Расположите этнические общности в порядке их исторического развития:

А). народность; Б). род; В). клан; Г). племя;. Д). нация.

2. Современную нацию можно определить по признакам:

А). единая территория; Б). общий язык; В). специфика хозяйственной деятельности; Г). духовное единство; Д). кровно-родственное единство.

3. К исторически сложившимся группам людей относятся:

А). народности; Б). классы; В). государства.

Варианты правильных ответов (для самопроверки):

Б, В, Г, А, Д.

Домашнее задание: § 19. Термины - выучить. Задания на стр.231-232 №3, 5,6.

Просмотр мультимедийной презентации «Межэтнические связи Чувашии», подготовленной учениками Григорьевым А, Юдиной Н., Яковлевой Т.

Справка о посещении урока обществознания в 11 А классе

учитель истории - Прыткова С.В.

На уроке присутствовали: зам. директора по УВР - Шевелева И.В., зам. директора по ВР - Лысикова З.М.

Время проведения урока.

Урок обществознания проводился в рамках изучения раздела «Социальное развитие современного общества». Актуальность темы урока вызвана современным состоянием общества, в котором еще существуют национализм, экстремизм, вооруженные столкновения на национальной и религиозной почве. В условиях развития идей и принципов толерантнос-ти и предупреждения экстремизма, урок был призван показать на примере Чувашии, что народы России могут жить мирно, с учетом своих национальных, религиозных, культурных традиций и интересов.

На уроке, имевшим комбинированный характер деятельности, применялись различные методы обучения - лекция, беседа, использовалась работа с учебником, демонстрировалась мультимедийная презентация учащихся по теме «Межэтнические связи Чувашии».

Учитель четко выстроил структуру урока, в начале урока была проведена активизация знаний учащихся с опорой имеющихся знаний по истории; затем четко прозвучала главная проблема урока и были определены задачи урока. Учитель методически грамотно сочетал лекционную подачу материала с беседой и работой по тесту параграфа (самостоятельная форма работы учеников).

Участники учебного процесса - ученики 11А, активно участвовали в обсуждении проблемных вопросов, касающихся национализма, движения скинхедов в России, высказывали свое негативное отношение к шовинизму, расизму и фашизму в любых его проявлениях.

Группа учеников 11А продемонстрировала результат своей работы по проекту «Межэтнические связи Чувашии», подготовленного в рамках городского конкурса «Мир, в котором я живу». Мультимедийная презентация отразила, что Чувашия - это полиэтнический регион, как религиозном и культурном отношении. Работа учеников была оценена положительно.

В конце урока для закрепления полученных знаний учащимся был предложен тест, учащиеся могла сами проверить свои знания с помощью «ключа с ответами».

Психологический настрой урока был положительный, активность учащихся на уроке высокая. Учитель сумел с учетом психологических и возрастных особенностей старшеклассников построить урок и добиться положительного хода занятия.

Домашнее задание было дано с учетом дифференцированного подхода к учащимся.

Урок заслуживает положительной оценки.

Зам. директора по УВР Шевелева И.В.

Зам. директора по ВР Лысикова З.М.

На данном уроке мы рассмотрим понятия «нация», «этнос» и «межнациональные отношения». Мы поговорим о межнациональных конфликтах, которые существуют в разных странах мира, о том, как непросто людям самоидентифицироваться в этом мире. Для нас эта тема очень важна, так как Россия - многонациональное государство, которое стремится не допустить ущемления ни одного этноса в своём составе.

Тема: Социальная сфера

Урок: Нации и межнациональные отношения

Из курса географии вы наверняка усвоили термин «этнос», который является синонимом понятию «народ». Этнос - это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и особенностями культуры и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием). Если вы рассматривали этническую карту Земли, то могли составить для себя определённое представление о распределении этносов. При этом этническая карта весьма условна: смотря на карту, вы понимаете, что на определённой территории живут русские, на другой - американцы и т. д. Но ведь мир далеко не так однозначен. Даже наше государство является многонациональным, то есть в нём проживают не только русские, но и другие этносы. В целом, понятие «этнос», как и вся группа понятий, относящих человека к той или иной культурной общности, довольно неоднозначно. Вопросы эти действительно сложны, в них просто ошибиться, а последствия ошибки в идентификации человека могут быть крайне серьёзными, в том числе, для всего социума, в целом.

Задумывались ли вы над вопросом, почему народ мы называем немцами, а живут они в Германии? Это далеко не тривиальный вопрос, ответ на него не так уж прост. Существует такая считалочка: «Немец-перец-колбаса, купил лошадь без хвоста», которая известна ещё с XVII века, но жива до сих пор. На первый взгляд непонятно, откуда взялись эти слова. Дело в том, что немцами на Руси называли вообще всех иностранцев. Когда впервые, ещё при царе Михаиле Фёдоровиче Романове, в Россию начали приезжать иностранцы, они селились слободками. Среди них были представители разных народов: голландцы, шотландцы, французы, но большинство составляли германцы. Россияне эти слободки называли немецкими по причине того, что там жили люди «немые», не умеющие объясняться на русском языке. Слово «немой» в нашем языке до сих пор имеет несколько значений. С одной стороны, немой - это человек, который не может разговаривать, а с другой, не мой - это человек, не принадлежащий к моему обществу, чужой.

В действительности же этот народ, безусловно, называется германским, и говорить нужно о германском языке, а не о немецком. Но так устроены люди: мы любим проводить чёткую грань между нашим и не нашим. Поэтому, соответственно, если мы не понимаем культуру другого человека, принадлежащего к другому народу, он становится для нас немым. Древние латиняне называли все окружающие их народы варварами;они считали, что варвар - это человек, который не говорит на латинском языке, а лишь бормочет что-то, соответственно, его традиции не стоит изучать, его культура примитивна.

Но современный мир даёт нам совершенно иные образцы поведения. Мы не можем относиться к другим людям, как к варварам или как к немым. Все люди на Земле равны и близки друг другу, потому что мы живём сообща, а, значит, чужих в нашем мире быть не может.

Опасность таится в том, что наша самоидентификация, наше самоопределение, ответ на вопрос: «Кто я?» - это довольно сложный процесс. Не все люди вполне уверены в том, к какой национальности и этносу они относятся. С одной стороны, можно сказать, что человек - русский, так как это записано по его же просьбе у него в паспорте, но кто же он в действительности - это совсем другой вопрос. В действительности он человек, который себя кем-то ощущает. Каждый человек принадлежит к той или иной культуре, считает какой-то язык родным для себя. Исходя из этой очень сложной палитры, которая имеет много составляющих, и складывается народ.

В данной связи возникает проблема. В современном обществе мы живём крайне перемешанно, а не узкими локальными группами. В древности это было вполне возможно, люди жили очагово, то есть существовали племена людей, близких по всем характеристикам, которые мы оговорили: близость языка, культурная близость, физиологическая близость. Эти люди действительно являлись некой народной общностью и жили сплочённо, все, кто жил вне зоны их обитания, были соседствующими народами. Племя - это совокупность людей, обычно сходных по физическому типу, объединенных (в той или иной форме) родовыми отношениями, общим языком и территорией. На тот момент людям легко удавалось сохранять культурную самобытность, такая чёткая самоидентификация шла только на пользу, так как формировала преданность своему племени или общине. Всё-таки человек - существо биосоциальное, без общества мы немыслимы. Но вот современный мир стал очень запутанным, он весь локален, мы уже не можем сказать, «где заканчивается наше племя и начинается соседнее». И в современном мире нам нужно всем научиться жить сообща, хоть учиться всегда действительно очень сложно.

Кто-то из вас, возможно, читал произведение Киплинга «Маугли», во всяком случае, вы точно знаете, о чём идёт речь в этом произведении. А речь идёт о мальчике, который был воспитан стаей волков. Между прочим, в истории человечества были случаи, когда в некие сообщества животных попадали ещё совсем маленькие дети, и животные воспитывали этого ребёнка, как своего. Возникает вопрос: а кто по национальности дети-маугли? Поскольку Маугли родился в семье людей, которые принадлежали к некоторой культурной и национальной общности, по идее, он тоже должен быть представителем какого-то народа. В силу определённых жизненных обстоятельств он оказался среди волков, но он же остался человеком. В конце книги Маугли возвращается к людям, но кто же он? Внешне Маугли похож на представителя народов Индии, но по натуре это волчонок, потому что всё-таки нас всех определяет окружение.

Если вы родились в семье русских, но всю жизнь жили в США или Канаде и восприняли американскую культуру как свою собственную, то вряд ли вас можно считать русским. Вы жарите индейку на День Благодарения и пускаете фейерверки на День Независимости США, вы стали настоящим американцем. Вы не станете русским благодаря русской фамилии, ведь привычки у вас, как у типичного американца.

То же самое произойдёт с человеком, который в силу каких-то обстоятельств на длительный период оказался в России. По паспорту он может быть португальцем, индусом, финном, кем угодно, но если этот человек вырос в этой культурной среде, то, скорее всего, он станет тем, кем хочет его видеть его окружение. Поэтому когда мы говорим о межнациональных отношениях, мы должны, прежде всего, говорить о межкультурных отношениях. Чем больше мы знаем о культуре соседствующего народа, тем проще нам общаться. Люди становятся тем, кто они есть, воспринимая достижения среды, в которой они живут. А если эти люди ещё и делают добро, то совсем неважно, какой они национальности.

Когда человечество жило очагами, то есть в моноэтническом мире, особых проблем с самоидентификацией не возникало. Да, люди коммуницировали, но понимали, что в чужом сообществе другой устав и другие порядки. Но сейчас все наши «племена» объединились, появились межнациональные отношения. Межэтнические (межнациональные) отношения - отношения между этносами (народами), охватывающие все сферы общественной жизни. Нужно научиться понимать людей, которые живут рядом с нами, и в то же время нужно требовать, чтобы люди, которые живут рядом с нами, научились понимать нас. Только так общество станет крепким и сплочённым, будет лишено проблем межнационального взаимодействия, которые сейчас в мире не так уж и редки.

Когда мы говорим о том, что в России межнациональные проблемы имеют серьёзный характер, это не значит, что РФ - единственная страна в мире, которая столкнулась с отсутствием взаимопонимания между этносами на своей территории. Такие проблемы есть практически везде, в каждой стране мира. Даже если мы посмотрим на вполне благополучную с точки зрения межэтнического диалога Европу, то обнаружим, что довольно много стран имеют межэтнические проблемы. Эти проблемы, как правило, вписываются в понятие «сепаратизм». Сепаратизм - движение к самостоятельности некоторой группы или организации, стремящихся к отделению от большой ассоциации. Например, Франция очень долгие годы борется с корсиканским сепаратизмом: на острове Корсика достаточно давно действует террористическая организация, которая борется за независимость этого острова от Франции. Аналогичные проявления сепаратизма наблюдаются в Испании, где народ басков борется за собственную независимость опять-таки при помощи террористических актов. Снято очень много фильмов и написано много книг о борьбе Великобритании с ИРА - Ирландской республиканской армией, что также является ярчайшим примером межнационального конфликта. Если мы посмотрим на Северную Америку, то выяснится, что в Канаде есть франкоязычная часть, а есть англоязычная часть, и именно провинция Квебек (франкоязычная) упорно борется за создание собственного государства.

Аналогичные проблемы есть и на Востоке. Если мы рассмотрим Ближний Восток, то увидим практически неразрешимый узел противоречий, связанный с арабо-израильским противоборством. По сути своей это практически один народ (семито-хамитская группа), их языки очень схожи, но те противоречия, которые сложились между народами исторически, до сих пор не удаётся разрешить. Почти мононациональное государство - Китай - также страдает от межэтнических конфликтов, ведь в действительности Китай состоит из огромного количества народов и народностей. Правительство Китая пытается удержать эту огромную массу людей в своих руках, но в пределах Китая выделяется Уйгурский автономный округ, жители которого очень отличаются от китайцев особенностями культуры и языка и желают отделиться. Как правило, Японию приводят в качестве примера абсолютно моноэтнического государства и, вместе с тем, там есть очень небольшая группа коренного населения Японских островов. В действительности нынешние японцы - народ пришлый, а изначально на этих островах жила народность, которая называлась айны. Эти айны были вытеснены, сейчас они живут на очень небольшой группе малых Японских островов. Айны составляют 1 % населения Японии, но всё же пытаются добиться для себя каких-то национальных прав.

Хорошо, если эта борьба носит исключительно мирный характер, но ведь можно привести много примеров войн на основе межнациональных конфликтов. Вот почему проблема межнационального диалога особенно остра для нашего государства. Россия - многонациональна, в Конституции нашей страны записано, что российский народ многонационален. Представьте себе ситуацию, если правительство начнёт «играть» на этом национальном поле, говоря, что какой-то народ здесь исключительный, а другие - второстепенные, мало нужные, ущербные. Тогда наше государство попросту перестанет существовать. Представьте, что люди, которые называют себя националистами , то есть говорят, что борются за чистоту своего народа, начнут отстаивать исключительность какого-либо народа в рамках всей России или же определённой территории России. Именно с этого момента, с этого возгласа и прекратится история нашего государства. Если мы говорим, что Россия только для русских, это означает, что мы теряем статус Российской Федерации, состоящей из огромного количества субъектов. Сказать, что какой-то из субъектов нашей федерации предназначен только для жизни титульного народа, означает потерять статус Великой державы. Спекуляции вопросами межнациональных отношений всегда заканчиваются катастрофой. Любые попытки вбить клин между представителями разных народов - это игра с огнём, которая приведёт к катастрофе.

Мы живём в очень богатой и счастливой стране. Для того чтобы эта страна продолжала оставаться такой, мы должны быть внимательны и к себе, и к окружающим. Только таким образом мы сможем приумножить то богатство, которое нам досталось от наших предков.

А на следующем, завершающем занятии, мы поговорим о том, что представляет собой отклоняющееся поведение.

Список литературы

1. Кравченко А.И. Обществознание 8. - М.: Русское слово.

2. Никитин А.Ф. Обществознание 8. - М.: Дрофа.

3. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 8. - М.: Просвещение.

1. Единый портал Обществознание ().

2. Научно-просветительский журнал «Скепсис» ().

Домашнее задание

1. Объясните, почему вопрос самоидентификации для человека настолько сложен в современном мире.

2. Что такое сепаратизм? Приведите несколько примеров очагов сепаратизма в мире.

3. * Напишите сочинение на тему: «Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный» (Н. Добролюбов).

Проверь себя.

1. Верны ли суждения:

А. Конфликт может иметь только отрицательные последствия.

Б. Одним из видов конфликта является внутриличностный.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

2 . Одной из стратегий в конфликте является:

1)избежание

2)примирение

4)противопоставление

3. Назовите три отрицательных последствия конфликта.

4. Составьте развернутые планы на темы: «Конфликт», « Социальный конфликт», «Межличностный конфликт».

5. Напишите эссе на темы: «Соглашения предотвращают конфликты», « Не конфликтуй: с умным договорись, дурака обмани», « Мудрый человек всегда найдѐт способ, чтобы не начать войну», «Конфликт - это пересечение интересов. Виноватых нет. Есть только причины.»


Доклассовое общество представлено такими формами общности людей как род и племя.

Род- группа кровных родственников,ведущих свое происхождение по одной

Племя -объединение нескольких родов.

Народность -исторически сложившаяся общность людей,объединяемая общейтерриторией, языком, культурой, следует за племенем и предшествует нации. Нации появляются в период развития капиталистических отношений.

Нация -исторически сложившаяся общность,характеризующаяся развитымиэкономическими связями, общностью территории, языка, культуры, психологического склада, самосознания.

Признаки нации:

1. единство территории

2. единство языка

3. общность исторической судьбы

4. общая культура

5. общее самосознание-знание истории своего народа, бережное отношение к нац. традициям, чувство нац. достоинства

6. устойчивая государственность

7. единство экономических связей

8. развитая соц. структура

Национальность -принадлежность к определенной нацииЭтнос -совокупность людей,обладающих общностью культуры,осознающихэту общность как выражение общности исторических судеб. Является обобщающим понятием для племени, народности, нации.

Межнациональные отношения:

1. отношения между различными государствами

2. отношения между различными национальностями в пределах одной страны

Формы межнациональных отношений:

1. мирное сотрудничество

Этническое смешивание (межнациональные браки)

Этническое поглощение-ассимиляция - полное растворение одного народа в другом (ВПН, освоение Северной Америки)

2. этнический конфликт

Основные направления в развитии межнациональных отношений:

1. интеграция -стремление к взаимодействию,расширению связей,восприятию всего лучшего (ЕС)



2. дифференциация -стремление нации к саморазвитию,суверенитету,


Противостояние различных этносов (протекционизм, экстремизм, сепаратизм и др.). Сепаратизм - стремление нации к отделению, обособлению.

Межнациональный конфликт- крайняя форма противоречия междусоперничающими национальными формированиями, созданными для защиты национальных интересов.

Причины межнациональных конфликтов:

1. социально-экономические - неравенство в уровне жизни, допуске к благам

2. культурно-языковые - недостаточное использование языка и культуры в общественной жизни

3. этнодемографические - различие в уровне естественного прироста населения

4. экологические

5. экстерриториальные - несовпадение границ с границами расселения народов

6. исторические - прошлые взаимоотношения народов

7. конфессиональные

Дискриминация -принижение,умаление,ущемление правНационализм -идеология и политика,основанная на идее национальногопревосходства и национальной исключительности. Шовинизм -крайняя степень национализма.

Геноцид - преднамеренное и систематическое уничтожение населения порасовым национальным или религиозным признакам. Сегрегация -вид расовой дискриминации.

Способы решения межнациональных конфликтов:

1. гуманистический подход к решению нац. проблем

Добровольный поиск согласия и отказ от насилия

Признание приоритета прав человека над правами государства, общества, народов

Уважение суверенитета народов

2. переговоры между конфликтующими сторонами

3. информационный путь - обмен сведениями между сторонами о возможных мерах по преодолению конфликтных ситуаций.

4. применение правового механизма.

Цели национальной политики РФ:

Законодательное закрепление прав национальностей

Создание благоприятных условий для развития национальностей -согласования национальных интересов

Принципы национальной политики РФ:

Равенство прав и свобод граждан

Запрет дискриминации

Сохранение целостности

Равноправия субъектов


Право на национальную принадлежность

Мирное разрешение конфликтов

Поддержка соотечественников за рубежом

Гарантия прав малочисленных народов

Содействие развитию национальных культур.

__________________________________________________________________

Существует три наиболее важных для любой организации аспекта мотивации с точки зрения их роли в поддержании баланса интересов:

  • мотивация привлечения
  • мотивация удержания
  • мотивация к эффективному труду

Мотивация привлечения сотрудника в разных ситуациях различна и зависит от того, кто в ком больше заинтересован: человек ищет работу или компания ищет работника. Опытные кадровики знают, что поведение кандидатов, которые ищут работу сами, отличается от поведения тех, кого нашли рекрутеры, особенно ярко это заметно в случае прямого поиска. Тогда в проекте по переманиванию, как правило, учитывают все три аспекта мотивации.

В массе простых случаев, не все аспекты мотивации совпадают друг с другом, а нередко и противоречат. Так, человек, привлеченный условиями компании, поступает на работу. Начав работать, он понимает, что есть обстоятельства, которые при приеме на работу им не осознавались или были неизвестны. Они-то впоследствии и приводят к изменению его притязаний и мотивации. Например, кандидата привлек хороший офис и его расположение, но применяемые в организации формы удержания создают нездоровую психологическую атмосферу. Иногда работник воспринимает сложившиеся обстоятельства драматически, тогда он покидает работу в первые же месяцы.

К факторам, образующим мотивацию привлечения, как правило, относят:

  • размер заработной платы, наличие премий, бонусы, участие в прибыли и пр.
  • имя, размер, рейтинг компании, характер бизнеса и пр.
  • уровень и наименование должности, размер полномочий и ответственности, возможность карьерного продвижения и пр.
  • наличие корпоративной инфраструктуры (столовая, корпоративный транспорт, средства связи, рабочая одежда) и т.д.
  • местоположение офиса, вид офиса и состояние рабочих мест
  • личные и деловые качества руководителя
  • корпоративная культура, соблюдение КЗОТа, налоговая легальность и пр.

В этом списке сделана попытка расставить факторы по степени значимости. Однако для различных категорий работников существуют свои приоритеты. Так, для высшего менеджмента в большей степени могут оказаться значимыми, например, два последних обстоятельства, а для кого-то важен один-единственный фактор - первый.

Когда мотивация привлечения уже не работает, на передний план выходит удерживающая мотивация. Как правило, компания формирует мотивацию удержания в виде корпоративных программ или в виде определенных индивидуальных условий для сотрудника при поступлении сигналов о его возможном уходе.

Строго говоря, индивидуальные программы удержания конкретного сотрудника могут свидетельствовать о том, что в компании нет системы, позволяющей учитывать изменение квалификации работников и своевременно реагировать на ее рост. Несомненно, в ходе работы растет компетентность работника: он обогащается новыми знаниями, осваивает новые технологии, приобретает новый опыт, собственно, этим и развивает компанию - это закон роста компетентности.

Если компания игнорирует этот закон, то сотрудник уходит на новое место, которое позволяет реализовать его возросшие умения. Так происходит, например, в организациях, где оплата труда "договорно-прецендентная", о чем поподробнее будет сказано дальше.

Мотивация удержания может сформироваться и у работника, например, когда он сам находит привлекательные черты в компании: "Платят меньше, чем я ожидал, зато близко от дома", "Работа однообразная, зато коллектив замечательный" и пр.

Корпоративные меры, позволяющие удерживать сотрудников:

  • развитие квалификации и карьеры, программы дублерства и кадрового резерва
  • кредитование, отсрочка выплат, долгосрочные бонусы, опционы и пр.
  • компенсационные меры в отношении инфляции, налоговых потерь и пр.
  • гибкие формы формирования социального пакета, льготы, привязанные
  • к выслуге, квалификации и достижениям
  • активные формы корпоративной идеологии и корпоративной культуры

Организация мотивации к эффективному труду - наиболее трудная задача для большинства компаний. Именно этот аспект в подавляющем числе случаев имеется в виду, когда речь заходит о мотивации.

Наличие в организации алгоритмов побуждения к эффективному труду разрешает возможные противоречия между работником и работодателем, делает баланс интересов стабильным.

Однако при решении именно этой задачи возникает больше всего противоречий, конфликтов, поскольку результат напрямую влияет на справедливость в оценке труда и его оплаты.

Если обозначить возраст капитализма в России десятилетним сроком, то легко можно проследить историю развития этого аспекта мотивации.

Значительная масса компаний в эпоху "расцвета капитализма" в начале 90-х привлекала работников высокими зарплатами, что сдвигало баланс интересов в пользу работодателя. Работник ради высокой зарплаты, не обращая внимания на отсутствие гарантированных КЗОТом факторов труда, стремился попасть в фирму. В такой ситуации в мотивации труда вполне логично применялись формы "негативной мотивации" - штрафы, удержания, лишение премии, вычеты за болезнь, за отпуск. Размер зарплаты определялся интуитивно.

При насыщении рынка коммерческими предприятиями у работника появился выбор, предприятия стали конкурировать между собой на рынке труда размерами зарплат и условиями труда. У работодателей возникла потребность в развитии факторов привлечения и способов повышения производительности труда.

Тем не менее, в те годы за одну и ту же работу разница в оплате отличалась в разы, причем, подчас в одной организации. Такой способ определения оплаты можно назвать "договорно-прецендентным": работнику платили те деньги, за которые он согласился работать. Другому работнику, пришедшему на эту должность на замену уволившегося, платили не столько же, сколько предшественнику, а по новой договоренности.

Надо отметить, что большинство крупных промышленных предприятий имело отделы труда и зарплаты (ОТИЗы), которые нередко сохранялись при акционировании предприятий. Но роль их изменилась, прибавились новые функции, ведь мотивация - никто сегодня не берется этого отрицать - не только расчет зарплат.

При создании рынка труда компании стали изучать спрос и предложение специалистов, размеры их оплаты и пр., что привело к некоторой стандартизации размеров оплат. Но и при таком подходе появился ряд проблем и ограничений. Так, рынки труда в регионах и даже в городах России довольно сильно отличаются по структуре спроса и предложения, да и по уровню предлагаемых зарплат. Изучение зарплат на рынке труда затрудняется конфиденциальностью в этой сфере, поэтому отчеты компаний, которые проводят мониторинг зарплат, бывают очень ненадежны.

Однако размер оплаты сам по себе, как известно, не решает проблем баланса интересов работника и работодателя. В компаниях возникают способы побуждения к производительному труду: премии, бонусы, доплаты за выполнение определенных показателей, чем-то напоминающие забытые формы сдельно-премиальной и аккордной оплаты.

Классическая форма оплаты - совокупность базовой ставки и изменяемой части. Их соотношение зависит от вида бизнеса, стратегии компании.

Бизнес с большими оборотами средств (недвижимость, автомобили, табак, спиртное, нефть) и рискованной, агрессивной стратегией снижает размер базовой ставки по отношению к изменяемой части.

Интеллектуальный бизнес, деятельность, где велика роль "человеческого фактора", а также управленческая деятельность, напротив, предоставляет надежный базис и сравнительно небольшую изменяемую часть вознаграждения (финансы и учет, программирование и пр.).

В компаниях разрабатывают формулы, рассчитывающие изменяемую часть зарплаты и моделирующие совокупный доход. Из этой формулы видно, каким должен быть размер базовой ставки, и он определяется, как правило, интуитивно. Всем известно, что главную трудность в создании формул составляет описание натуральных показателей и их взвешивание. Науки здесь нет, делается это экспериментально, а результат часто порождает конфликты и чувство несправедливости у работников.

В настоящее время начинает возрождаться тарификация для определения базовой ставки, а главное - для определения места должности среди других должностей в компании.

Старые способы тарификации, основанные на нормах расхода времени, отмирают в силу трудоемкости и громоздкости. Ранее для каждой профессии в НИИ разрабатывались нормативы затрат времени на каждую работу и методики расчета размера оплаты труда. В расчете зарплаты нельзя было ошибиться ни на копейку, ведь тогда платило зарплату государство - высокая ответственность! Кто пробовал использовать эти методики, понимает - это подвиг.

Сейчас с приходом на рынок иностранных компаний мы получили и современные средства тарификации - "грейдинг", аналитические способы, основанные на расчете сложности труда, значимости, ответственности работ и пр. Так, методы Hay Group, Watson Wyatt Woldwide, некоторых компаний из Большой пятерки уже широко известны на нашем рынке.

Тарификация позволяет создавать ранжирование должностей, за которым стоят программы подготовки и карьерного перемещения. То есть создает базис для новых разнообразных форм привлекающей и удерживающей мотивации.

Связь мотивации со стратегией компании

Методика оплаты или формула, как бы точна она ни была, сама по себе не решает проблем закрепления и побуждения, если она не рассматривается в контексте корпоративной стратегии.

Стратегическое видение у разных компаний имеет различную перспективу. Есть компании, которые имеют видение перспективой в один-два года, это, как правило, небольшие отечественные организации. Транснациональные корпорации "видят" значительно дальше. Некоторые корпорации тратят значительные средства на стратегическое планирование длиной в пять лет, но при этом уточняют стратегию ежегодно.

Стратегия оказывает прямое и косвенное воздействие на систему мотивации.

Прямое влияние заключается в том, что при стратегическом планировании учитываются затраты на персонал, определяются политики в области численности, структуры и развития персонала, в области мотивации. Здесь же учитываются возможные состояния рынка труда, развитие экономики, прочие внешние угрозы и возможности.

Члены организации, которая имеет прописанные политики в области персонала, в каждый момент времени знают, по каким правилам строятся в ней отношения. Здесь больше справедливости, больше стабильности.

Косвенное влияние корпоративной стратегии не менее эффективно. Знание сотрудниками целей организации само по себе мотивирует, так как каждое действие сотрудника приобретает смысл в контексте общего направления усилий организации. Сотрудники перестают быть слепым орудием работодателя, действуют осознанно, что увеличивает их отдачу.

В настоящее время именно эта неочевидная сторона мотивации привлекает все большее внимание еще и потому, что имеет несколько полезных "побочных эффектов".

  • Во-первых, в ходе разработки стратегии сплачиваются менеджеры компании, поскольку совместная креативная деятельность имеет командообразующий эффект.
  • Во-вторых, все руководители одномоментно усваивают одни цели - это создает единомыслие и согласованность в команде менеджеров.
  • В-третьих, команда менеджеров вольно или невольно транслирует их "вниз" - подчиненным, тогда цели организации перестают быть "вещью в себе" для работников, они становятся их собственными целями.
  • В-четвертых, выстроенное от стратегии до задач сотрудника "дерево целей" во многом определяет корпоративную культуру.
  • В-пятых, на этой основе может быть построена система управления по целям (МВО) и другие механизмы управления и мотивации.

Система стратегической мотивации, тоже имеет "послойную", иерархическую структуру:

  • долгосрочная мотивация
  • среднесрочная мотивация
  • краткосрочная мотивация
  • непосредственное мотивирование

Долгосрочная мотивация включает достаточно традиционные формы побуждения. Они непосредственно вытекают из стратегических задач и составляют основу кадровой политики:

  • выплаты, связанные со стратегическими результатами деятельности компании
  • выплаты, связанные с долгосрочными результатами деятельности сотрудника
  • бонусы с отсроченным платежом, опционы и пр.
  • доплаты за выслугу
  • нематериальные формы - звания, признание стратегически значимых результатов, особое положение в системе иерархии, карьерное планирование

Среднесрочная мотивация организуется на период до года и включает достаточно традиционные механизмы: квартальные и годовые премии.

Если долгосрочная мотивация направлена на удержание сотрудников в компании, то лишь некоторые формы среднесрочной имеют такое свойство. Так, например, это отказ в выплате годового бонуса, если сотрудник увольняется в середине года, или право сотрудника на льготы, если он проработал полный год и пр. Нематериальными формами могут быть как "забытые старые" - итоги деятельности за месяц, квартал, так и новые для нас - управление по целям.

Достаточно эффективно работают накопительные и отсроченные формы мотивации, например, так называемая "жетонная мотивация", когда сотрудник знает, за что и сколько он заработал, но получает в денежном или натуральном виде не ранее, чем через год. "Жетонная мотивация" родилась и применяется в педагогике. В коммерции опыт внедрения подобной системы - "системы чековой мотивации" - был предпринят автором совместно с В.В.Докучаевым в ЗАО "Академсервис" в 1996 году.

Краткосрочная мотивация - ежемесячная зарплата и месячный бонус. Нематериальные формы мотивации здесь не так эффективны.

Перспективным направлением можно считать систему корпоративной "биржи труда" для сотрудников, компетенции которых не востребованы и не являются компенсируемыми факторами на его должности. Такие сотрудники могут за дополнительную плату участвовать в работах, которые время от времени нужны компании: обучение персонала, работа в качестве переводчика, в том числе - переводчика документации, составление проектов и отчетов для других подразделений, экспертная деятельность и пр.

Краткосрочная мотивация больше других видов мотивации направлена на побуждение к эффективному труду, и именно здесь должны работать формулы начисления. Но именно здесь и возникают проблемы из-за того, что эти формулы не работают.

Эту проблему современный менеджмент решает несколькими путями. Наиболее известны два. Первый - о нем уже говорилось - управление по целям. Второй - оценка исполнения.

Оценка исполнения - это стандартизованная оценка труда сотрудника, организованная таким образом, что труд каждого, независимо от должности и содержания труда, оценивается непосредственным руководителем по иерархическому принципу, "пирамидально", по единым критериям. Оценки делаются сравнимыми и влияют на месячный или квартальный бонус. В EAST LINE, к примеру, реализована четырехшкальная ежеквартальная оценка.

Непосредственная мотивация встречается в отечественных компаниях достаточно редко. Это вознаграждение, например, в виде разовой выплаты незапланированной и непредусмотренной бюджетом небольшой премии за высокие результаты или высокую значимость выполненной работы непосредственно после выполнения работы.

Выглядит это так: работник докладывает о результате, а руководитель здесь же в конверте передает деньги. Размер такой премии таков, что имеет скорее моральный, чем материальный эффект. Однако деньги - не единственный способ непосредственного мотивирования. Это может быть и личный звонок президента компании сотруднику, рукопожатие и пр.

Мотивирующий эффект каждого из четырех "слоев" стратегической системы мотивации имеет свой "срок жизни". Так, эффект непосредственного мотивирования может исчезнуть при первом порицании непосредственно руководителя или после получении зарплаты. Краткосрочная мотивация снижается медленнее, еще медленнее угасает среднесрочная и долгосрочная мотивация. Но это не означает, что долгосрочное мотивирование заменит нижние уровни мотивации. Если в компании существуют все четыре уровня мотивации, то вместе они действуют более эффективно, придавая стратегическую устойчивость организации, как четыре ножки придают устойчивость столу. Не потому ли он, словно символ стратегической устойчивости, веками фигурирует в качестве объекта при любом рассуждении ("возьмем, к примеру, стол"), включая предложенное читателю в этой статье?