Знаменитые русские архитекторы 18 века. Русская архитектура XVIII века

Слайд 2

Архитектура XVIII

Искусство проектировать и строить разнообразные здания, сооружения и их комплексы.

  • Петропавловский собор (Санкт-Петербург,Россия)
  • Слайд 3

    Архитектура делится

    • Нарьшкинское (русское) барокко.
    • Классицизм
    • Барокко
  • Слайд 4

    Архитектура

    Классицизм

    Художественный стиль в европейском искусстве XVII века. Рассматривал античность как этическую и художественную норму. Для него характерны героический пафос, пластическая гармония и ясность

    Один из художественных стилей конца XVI середины XVIII веков, тяготевший к парадной торжественности, декоративности, напряжённости и динамичности образов. Для барокко характерно тяготение к ансамблю и синтезу искусств.

    Слайд 5

    Растрелли Ф.Б.

    русский архитектор итальянского происхождения (1700 - 1771)

    Родился предположительно в Париже. Первоначальное образование получил под руководством отца - скульптора Карла-Варфоломея Растрелли.

    Помогал ему в выполнении заказов.

    Приглашен в Россию 1830 году.

    В Петербурге было сооружено несколько выдающихся ансамблей, в том числе Смольный монастырь, а также Петергофский (1747-1752) и Царскосельский дворцы (1752-1757), здание Зимнего дворца, собор Св. Андрея в Киеве (1774-1748) и Смольный монастырь (1748-1755)

    Слайд 6

    Смольный монастырь Растрелли Ф. Б.

    Слайд 7

    Мариинский дворец (г. Киев), 1744-1752 гг. Растрелли Ф. Б.

    Слайд 8

    Чарльз Камерон (1746 - 1812)

    Родился в Лондоне, в семье строительного подрядчика.Первоначально работал в качестве художника, создававшего эскизы предметов декоративно-прикладного искусства, затем был архитектурным рисовальщиком и гравером.

    В 1779 приглашен в Россию для строительства терм в Царском селе как наиболее известный в Европе исследователь построек этого типа. В 1779 определен архитектором императорского двора, отвечавшим за "строения" Царского Села.

    Его наиболее выдающиеся работы в этом ансамбле - комплекс терм, включающий "Холодные бани", "Агатовые комнаты" (1779-1785), прогулочную "Камеронову галерею" и "Висячий сад" (1783-1786), а также пандус.

    Начиная с 1779 и вплоть до 1786 Камерон работал в Павловске для великих князей.

    После воцарения Павла I Камерон был отставлен от должности придворного архитектора, однако в 1800 году вновь взят на службу в Императорский Кабинет. В 1803-1806 он являлся главным архитектором Адмиралтейства.

    Сыграл значительную роль в развитии зрелого классицизма в русской архитектуре, соединяя палладианские идеи со стремлением к археологически точному "оживлению" античности.

    Слайд 9

    Чарльз Камерон английский архитектор, большую часть жизни проработавший в России(1746 - 1812)

    Камеронова галерея. Лестница 1782 - 1785 Россия, Царское село

    Слайд 10

    Чарльз Камеронанглийский архитектор, большую часть жизни проработавший в России(1746 - 1812)

    Дворец в Павловске 1779 - 1786
    Россия, Павловск

    Слайд 11

    Дж. Кваренгиитальянский архитектор, работал в России, яркий представитель классицизма XVIII века(1744 - 1817)

    Родился близ Бергамо в семье художников. По семейной традиции должен был стать священнослужителем, но, видя тягу сына к рисованию, отец направил его в Рим, где он увлекся архитектурой.

    Во время путешествий по Италии познакомился с бароном Гриммом, который пригласил архитектора в Россию (1780), где Кваренги стал придворным архитектором Екатерины II. Строил много сооружений для двора и придворных, преимущественно в Петербурге, Петергофе и Царском Селе; здание Академии наук в Петербурге, Смольного института (1806-1808).

    Наряду с постройками, оставил значительное графическое наследие. Занимался гравюрами и офортами, подготовил и издал гравированные альбомы "Эрмитажный театр" (1787), "Ассигнационный банк" (1791), "Георгиевский зал Зимнего дворца" (1791), "Странноприимный дом имени графини Шереметевой" (1800-е).

    Постройки Кваренги отличаются ясностью планировочных решений, простотой и четкостью композиций, монументальной пластичностью форм, которая достигается введением торжественных колоннад, выделяющихся на фоне гладких поверхностей стен. Кваренги привнес в русское зодчество высшие достижения западной, итальянской архитектуры и свою горячую приверженность приемам А. Палладио.

    Слайд 12

    Баженов - первое в истории отечественной архитектуры имя международного масштаба. Он поднял русскую архитектуру до европейского мастерства в внес в нес самобытные национальные черты, благодаря чему можно говорить о «русском классицизме». Щедрость его дарования, широта творческого размаха тесно переплелись с неудачами личной судьбы. непризнанием современников. Но великие архитектурные замыслы Баженова, такие, как Большой Кремлевский дворец, ансамбль в Царицыне, не были реализованы

    Слайд 13

    Баженов В.И.великий русский архитектор XVIII века, рисовальщик, теоретик архитектуры(1738 - 1799)

    В 1767 году Баженов по поручению Екатерины II приступил к реконструкции Кремля. Согласно проекту Баженова Кремль превращался в новый центр Москвы. Главная часть дворца занимала пространство от Спасских ворот по набережной Москвы до Водовзводной башни. Кремлевская стена оставалась только со стороны Красной площади. Центром всей композиции должна была стать Овальная площадь - площадь народных собраний. Она связывалась сквозь огромные арки тремя лучами проспектов, идущих от Троицких, Никольских в Спасских ворот с площадями меньших размеров. Однако колоссальные размеры предполагаемого дворца делал постройку экономически нереальной. Императрица вскоре остыла к этой затес, и в 1775 году строительство было остановлено..

    Слайд 14

    Баженов В.И.

    Дом Пашкова во всех описаниях города, изданных после 80-х годов ХУIII века, называют «самым прекрасным зданием Москвы», «жемчужиной русской архитектуры». Он венчает Ваганьковский холм напротив Кремля. В 1780- 1790-е годы, после неудач, постигших Баженова, он принимает частные заказы на строительство особняков. Среди заказчиков - гвардии капитан-поручик П.Е. Пашков, внук деншика Петра 1. Вот почему это здание по сей день именуют Пашков дом. Дворец был центром городской усадьбы, включавшей флигели, хозяйственные постройки, сад с прудами, фонтанами, диковинными птицами. Здание украшали статуи античных богов - Марса, Флоры, Минервы.

    Дворец Пашковых 1784 – 1786

    Слайд 15

    Баженов В.И.великий русский архитектор XVIII века, рисовальщик, теоретик архитектуры(1738 - 1799)

    Часто посещавшая Москву императрица Екатерина II пленилась красотой местоположения подмосковной усадьбы Черная Грязь, принадлежавшей в ХVIII веке семье Кантемиров. Черная Грязь после приобретения ее Екатериной в 1775 году была переименована в Царицино. Началось строительство дворцового комплекса, которое было поручено В.И. Баженову. Все постройки надлежало возвести в «мавританско -готическом вкусе». Строительство длилось 10 лет.

    Слайд 16

    Растрелли Ф.Б.

    Собор Воскресенского Новодевичьего монастыря, возникшего на месте, где прежде располагался Смольный двор, является центром композиции. Это барочное пятиглавое сооружение. Окончательную достройку и внутреннюю отделку собора осуществлял архитектор В.П. Стасов в 1832-1835 гг. Невысокая глухая каменная ограда (возведена в 1750-1760-х гг.), окружавшая прежде весь ансамбль, сохранилась далеко не полностью

    Колокольня, запланированная Растрелли с западной стороны ансамбля, не была осуществлена.

    Слайд 17

    Заключение:

    В ХVIII в. благодаря переориентации культуры высших сословий на Запад, Россия приобщается к общеевропейской культуре и становится одним из ее важных центров

    Слайд 18

    Конец благодарим за внимание

    Выполнил: Фамилия Имя Отчество

    Посмотреть все слайды

    (Иверские ворота, XVIII век, картина Васнецова)

    После окончания эпохи Петра Великого, во время которой силы всех лучших Русских архитекторов были брошены на возведение новой столицы, Петербург, снова взялись за перестройку и строительство Москвы. В это время прямо на глазах вырастали церкви и больницы, школы и университеты, а так же различные общественные здания.

    В число самых выдающихся архитекторов середины XVIII века, входили М. Казаков и В. Баженов. В 1799 году, В. Баженов оканчивает гимназию, которая находилась при Московском университете, затем продолжает учебу в новой, только что организованной академии художеств в Петербурге. После окончания обучения, Баженов отправляется в Италию и Францию, а по возвращении, он получает звание академика.

    (Кремлевский дворец в белых стенах Кремля)

    Не обращая внимания на то, что его архитектурная карьера в столице, складывалась наилучшим образом, Баженов по приглашению Екатерины II возвращается в Москву, где приступает к воплощению в жизнь грандиозных планов императрицы, и в первую очередь, это возведение Кремлевского Дворца. Но как выяснилось, патриархальная Москва еще не была готова к слишком смелым решениям архитектора, и его проект с треском провалился.

    (Белый Кремль)

    По приказу императрицы следовало снести наиболее обветшалые здания кремля, разобрать некоторые участки стен с южной стороны, а вокруг оставшихся древних строений, в том числе и колокольни "Иван Великий", построить грандиозный дворец в стиле классицизма. Следуя замыслам архитектора, на территории кремля было возведено множество зданий, в число которых входил театр, различные коллегии, арсенал, а так же народная площадь.

    Все это было проделано с единственной целью, превратить средневековую крепость, в тесно связанный со столицей большой общественный комплекс. Баженов представил Екатерине не только чертежи будущего дворца, но и изготовил его деревянный макет. Но не смотря на то, что императрица одобрила проект архитектора, и даже провели торжественную церемонию по закладке первого камня, воплотить его в жизнь было не суждено. В начале 1775 года, Екатерина II, дает Баженову новое задание по строительству для нее, не далеко от Москвы, резиденции на территории имения "Черная грязь", впоследствии получившего название Царицыно.

    (Дворец в Царицино)

    По желанию императрицы, этот комплекс был построен в псевдоготическом стиле. Уже к концу 1785 года были построены каменные мосты, Большой дворец, Оперный и Хлебный дома, а так же множество других сооружений, большинство из которых сохранились и по сегодняшний день. Комплекс Царицыно, отличался от строительных ансамблей того времени, формами архитектуры, выполненными в готическом стиле. В первую очередь он выделялся сложной конструкцией оконных проемов, стрельчатыми арками и похожими необычными элементами.

    (Васильевский спуск)

    Так же здесь можно встретить и исконно русские элементы средневековой архитектуры, например "Ласточкин хвост", напоминающий окончания стен современного Кремля. Стены выполненные из красного кирпича, прекрасно сочетаются с белыми декоративными элементами, такое сочетание присуще архитектуре конца XVII века. Что касается планировки, она специально была выполнена максимально сложной. Снаружи дворец выглядел настолько мрачным, что когда императрица его увидела, она воскликнула что это больше похоже на тюрьму, а не на резиденцию царицы.

    (Московский Кремль XVIII века)

    Жить в ней она отказалась. В дальнейшем, по приказу императрицы большинство построек, в число которых входил и дворец, были снесены. Строительство нового дворца, в готическом стиле, было поручено известному в то время русскому архитектору М. Казакову. Его строительство он завершил к концу 1793 года.

    Связан с творчеством архитекто-ра Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771).

    Зданиям, построенным в этом стиле, присущи необычайная пышность и нарядность. Стены дворцов и храмов богато украшены причудливой лепниной, скульптурами, колоннами, которые ничего не поддержи-вают. В архитектуре практически отсут-ствуют горизонтальные линии. Идеал ба-рокко — плавно изогнутая кривая. Линия фасада динамична: выступы зданий то и дело сменяются углублениями. Неповто-римую прелесть барочным постройкам придавала многоцветная окраска: позоло-той сияли завершения колонн и скульпту-ра, а белоснежные колонны чётко выделя-лись на голубой, бирюзовой, жёлтой или розовой поверхности стен.

    Особой пышностью отличались ин-терьеры барочных дворцов. Стены залов обтягивались шёлковой тканью, украша-лись зеркалами, резной позолоченной лепниной. Полы отделывали паркетом со сложным рисунком . Потолки расписыва-лись искусными живописцами. Хрусталь-ные люстры, изысканные дверные руч-ки, замысловатые камины, часы, вазы, роскошная мебель дополняли все это ве-ликолепие. Дворцовые помещения вы-страивались в длинный ряд проходных комнат и залов так, чтобы дверные про-ёмы были расположены по одной оси. Подобная планировка отвечала теме па-радных шествий, которая непременно проявлялась не только в знаменитых «вы-ходах монарха», но и во всех ритуалах , даже танцах.

    Градостроительство

    В царствование Екатерины осуществлялась грандиозная градо-строительная программа. Строились новые и перестраивались ста-рые города. На Урале, в Сибири, Новороссии основывались посе-ления. Образцом градостроительного искусства служил Петербург с его регулярной планировкой.

    В 1762 г. была создана Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы . Она должна была не только заниматься гра-достроительными проблемами двух российских столиц, но и разраба-тывать генеральные планы губернских и уездных городов. К 1775 г. Комиссия о каменном строении утвердила планы 216 городов. Сле-дует отметить, что, перестраивая старые города, архитекторы старались сохранить памятники древнерусского зодчества : храмы, ко-локольни, крепостные сооружения.

    Во второй половине XVIII в. значительно возросло количество общественных (нежилых) сооружений, возводимых в городах. Строятся здания для учреждений городского самоуправления (го-родские думы, дворянские собрания и т. д.), больницы, школы, го-стиные дворы, общественные бани, складские помещения. В круп-ных городах, помимо дворцов и особняков, появляются первые до-ходные дома, в которых квартиры сдаются в наем.

    Классицизм

    Изменяется архитектурный стиль: на смену пышному барокко приходит классицизм . «Благородная простота и спокойное вели-чие» — так характеризуют новый стиль, утвердившийся в России в конце XVIII столетия. В нем преобладают прямые горизонталь-ные и вертикальные линии. Все части зданий симметричны, про-порциональны, уравновешены. Колонны не только служат украше-нием, но и имеют конструктивное предназначение — поддержива-ют перекрытия. Крыши делаются пологими. Фасады зданий архитекторы предпочитают окрашивать в сдержанные цвета — жёл-тый, кофейный, серый, палевый... Материал с сайта

    Представители в Санкт-Петербурге

    Крупнейшими зодчими классицизма в Петербурге являлись Жан-Батист Валлен-Деламот (Академия художеств, Гостиный двор на Невском проспекте), Иван Егорович Старое (Троицкий со-бор Александро-Невской лавры, Таврический дворец), Чарльз Камерон (Павловский дворец, Камеронова галерея Царского Села), Джакомо Кваренги (Эрмитажный театр, Ассигнационный банк), Николай Александрович Львов (Петербургский почтамт, Невские ворота Петропавловской крепости, церковь «Кулич и Пасха»).

    Н. А. Львов (1751 — 1803) был известен не только как талантливый ар-хитектор, но и как выдающийся учёный, писатель, график, музыковед. Он создал первый художественный салон (кружок), в который входили вы-дающиеся литераторы, композиторы, художники. Львова почитали гени-ем вкуса.

    Представители в Москве

    В Москве творили Василий Иванович Баженов (1737/1738-1799) (дом Пашкова, дворцовый комплекс Царицыно) и Матвей Федорович Казаков (1738-1812/1813) (здания Сената в Кремле, Благородного собрания — ныне Колонный зал Дома союзов, Голицынской больницы — ныне 1-я Градская).

    Картинки (фото, рисунки)

    • Зимний дворец в Санкт-Петербурге. Архитектор Ф.-Б. Растрелли. 1750-1762 гг.
    • Собор Смольного монастыря в Санкт-Петербурге. Архитектор Ф.-Б. Растрелли. 1748-1764 гг.
    • Большой Екатерининский дворец в Царском селе под Санкт-Петербургом. Архитектор Ф.-Б. Растрелли. 1752-1756 гг.
    • Картинный зал в Большом Петергофском дворце. Акварель Л. О. Премацци. 1855 г.
    • Анфилада парадных комнат в Екатерининском дворце в Царском Селе. Архитектор Ф.-Б. Растрелли. 1750-е гг.
    • Парадная лестница в Зимнем дворце. Архитектор Ф.-Б. Растрелли. Акварель К.А. Ухтомского. XIX в.
    • План Петербурга 1776 г.
    • Здание Академии художеств в Санкт-Петербурге. Архитекторы А. Ф. Кокоринов и Жан-Батист Валлен-Деламот
    • Таврический дворец в Санкт-Петербурге. Архитектор И. Е. Старое

    В семнадцатом веке завершается семисотлетний период великого каменного древнерусского строительства. Впоследствии он впишется не в одну увлекательную страницу летописи мировой архитектуры. А уже русская архитектура 18 века прославится рядом новшеств в искусстве и строительстве. Именно эти изменения главным образом были обусловленные весомыми требованиями правительства. Прежде всего, архитектура 18 века в России должна была выразить всю мощь, силу и величие огромной империи в виде архитектурных сооружений.

    С политическим и экономическим развитием России предъявляются новые требования и к градостроительству. Условно вся русская архитектура 18 века может быть представлена преимущественно несколькими архитектурными направлениями. Это в первую очередь барокко и рококо, ну и, конечно, классицизм.

    Русская архитектура 18 века: основные стили

    Согласно определению «барокко » - это уникальное направление в живописи и в искусстве, отличительными чертами которого является необыкновенная пышность, своеобразная контрастность, а так же особое совмещение настоящего и иллюзорного. Признанными мастерами 18 века в стиле барокко, считались Трезини, Шлютер, Мичетти, Земцов, Растрелли, Чеванский и Ухтомский . Именно в их работах ярче всего была выражена архитектура 18 века в России, их фамилии навсегда останутся в истории великой державы.

    Наиболее весомым вкладом в сокровищницу мирового и русского зодчества было обновление Петербурга. Среди многообразия архитектурных сооружений того времени наиболее впечатляющими стали: Зимний дворец, дворец Строгановых, а также Смольный монастырь и Царское село. Петербург смело можно было назвать культурной столицей того времени. Ведь именно там русская архитектура 18 века носила масштабный характер . В отличие от Москвы и всех остальных городов России именно в Питере строительство культовых зданий практически не велось - их возводили только в случае крайней необходимости.

    Архитектура в России 18 века в частности во второй половине начинает значительным образом преобразовываться. Декоративное барокко и чопорное рококо сменил архитектурно-художественный стиль - классицизм. Он довольно быстро утвердился не только в Петербурге и Москве, а и распространился по всей стране.

    Классицизм в России

    Классицизм (в пер. с лат. - образцовый) - художественный стиль, созданный путем лаконичного объединения форм, образцом и композиций искусства античного мира и шедевром эпохи итальянского возрождения.

    Архитектура 18 века в России формируется также в умелых руках таких прославленных основоположников русского классицизма как: В. И. Баженов, А. Ф. Кокоринов, М. Ф. Казаков, И. Е. Старов. Талантливые зодчие воздвигали прекрасные памятники, в которых присутствовали и классические архитектурные принципы, и элементы мировой классики, а также четко прослеживались традиции русского архитектурного наследия. Архитектурные сооружения этих архитекторов выделяются характерной простотой и строгостью, а так же рациональностью.

    Архитектура 18 века в России прославилась такими творениями зодчества раннего русского классицизма: Петербургская академия художеств , произведения В. И. Баженова в Москве - выстроенный дом Пашкова и нереализованный проект величественного Кремлевского дворца в Царицыне; Голицынская больница, Московский сенат в Кремле , а также Таврический дворец в Петербурге И. Е. Старова и другие.

    Прогрессивные традиции русского зодчества 18 века имели огромное значение для практики более поздней архитектуры. С каждым годом архитектура преобразовывалась, но некоторые особенности русского зодчества развивались на протяжении грядущих столетий, сохраняя традиции и устойчивость вплоть до XX века.