Русская художественная культура в эпоху просвещения. здание Академии художеств

Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума.

Задание на урок Назовите основные идеи эпохи просвещения. Докажите преемственность между культурой Возрождения и культурой Просвещения.

Эпо́ха Просвеще́ния - одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие.

Начавшись в Англии под влиянием научной революции XVII века, это движение распространилось на Францию, Германию, Россию и охватило другие страны Европы. Особенно влиятельными были французские просветители, ставшие «властителями дум». Принципы Просвещения были положены в основу американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина.

Век «разума и просвещения» стал временем всесокрушающего скепсиса и иронии, когда беспощадной критике подвергались, казалось бы, нерушимые устои человеческой жизни, когда вера в Иисуса Христа и в добродетель христианского короля стали вызывать недоумение и насмешку.

Основы государственного устройства, право, политика, нравственные приоритеты - все подвергалось жесткому анализу, что в свою очередь способствовало развитию нового мироощущения, проникнутого чувством радости «посюстороннего» бытия. Взамен христианских представлений о духовной первооснове Вселенной мыслители Просвещения выдвигали теории, основанные на оптимистической вере в силу человеческого интеллекта, в его способность не только понять пороки общества, но и перестроить жизнь по законам свободы, равенства и братства.

Радость жизни, радость любви, наслаждение реальными благами роскоши, охватившие аристократию, неодолимо влечет и многих художников. Так формируются основы стиля рококо - порождения утонченной, отмеченной чертами особой изысканности жизни. Рококо стало украшением праздного быта изнеженной знати, но не только. В этом стиле большие художники, о которых речь впереди, сумели воплотить чувственную прелесть человеческих отношений, не скованных рамками внешних приличий, в сочетании с игривой легкомысленностью и тонким юмором.

Литература Даниель Дефо

Автор «Робинзона» родился в Лондоне в семье богатого мясника по фамилии Фо. Родители хотели, чтобы их сын стал священником. Они отдали его в частную школу, где юноша изучал древние языки, философию и богословие. После окончания школы он занялся торговлей, которая приносила ему хороший доход. Все свободное время Дефо отдавал литературе; создал несколько острых памфлетов, затрагивающих проблему свободы вероисповедания, которые пользовались широкой известностью. Он неоднократно разорялся и вновь наживал состояние, не особенно беспокоясь о материальном благополучии. В то же время его писательские труды все чаще обращали на себя внимание власть предержащих. Дефо становится видным политическим деятелем, попадает в опалу. В 1719 г. он написал бессмертный роман о приключениях Робинзона Крузо, который в течение четырех месяцев переиздавался 4 раза и вызвал огромное число подражаний.

Джонатан Свифт

Автор «Путешествий Гулливера» родился в столице Ирландии - Дублине. Его родственники мечтали о том, что он станет священником, и определили его изучать богословие в Дублинский университет. Однако положение скромного священника (Свифт даже не был дворянином) не прельщало молодого человека, и он согласился принять место литературного секретаря, что позволило заниматься литературным творчеством. Среди первых его произведений - памфлеты, обличающие католичес­кую церковь. Эти произведения заставили важных политических деяте­лей прислушиваться к голосу скромного священника. Вскоре Свифт превращается во влиятельнейшую фигуру политика и дипломата. Но не забыта и литература. В 1726 г. без имени автора был опубликован роман о приключениях Гулливера, выдержавший бесчисленное количество переизданий.

Дефо старается убедить читателя в том, что автор книги не он, а Робинзон Крузо, а Свифт вообще анонимно подкинул свою рукопись издателю. Что побуждало авторов постоянно указывать в романах географические координаты тех мест, в которых оказывались путешественники? Читатели Дефо неоднократно говорили автору, что им больше всего в романе нравятся путешествия и приключения. Это очень огорчало автора, утверждавшего, что его поняли неверно и дело не в приключениях. А в чем же тогда дело?

Просветительская направленность произведений. Авторы обращались к своим современникам, прежде всего к людям «простого звания» - представителям поднимающегося третьего сословия, убеждая их, что приключения героев настоящие. Дефо «обманывает» читателей, стремится внушить им веру в собственные силы, в возможность преобразования, доказать, что «все смертные равны!» (Вольтер). Именно поэтому его роман называли гимном труду и ясной человеческой мысли. Свифт не столь оптимистично смотрел на мир, а буржуазное благополучие его попросту раздражало. Отсюда и назидательность, нравоучительный характер многих произведений.

Пьер Бомарше (Карон)

Знаменитый трибун Французской революции Дантон сказал, что «… Фигаро покончил с аристократией».Действительно, в своих произведениях Бомарше высмеивает привилегированное сословие. Фигаро -яркий представитель третьего сословия. Сам Бомарше писал: «Все выдающиеся люди выходят из третьего сословия…»

Неудивительно, что именно в Германии, пережившей национальную катастрофу (Тридцатилетнюю войну), распавшейся почти на 300 княжеств, свыше полусотни имперских городов и множество мелких дворянских владений, родилось Просвещение, пронизанное страстным протестом против любого рабства и угнетения. Немецкие мыслители Гердер, Кант, Гегель внесли огромный вклад в развитие философии, этики, психологии и многих естественных наук. «Sturm und Drang» («Буря и натиск») - так называлось новое общественное движение молодых литераторов, выдвинувших радикальные идеи, всколыхнувшие общественное сознание.

Немецкое Просвещение. На развитие немецкого Просвещения влияли политическая раздробленность Германии и ее экономическая отсталость, что определило преимущественный интерес немецких просветителей не к социально-политическим проблемам, а к вопросам философии, морали, эстетики и воспитания.

Среди блестящих имен немецкой просветительской литературы выделим два - Гете и Шиллер. Оба поэта были причастны к движению «Бури и натиска». Оба оставили огромный след в истории мировой культуры.

Нет, есть предел насилию тиранов! Когда жестоко попраны права И бремя нестерпимо, к небесам Бестрепетно взывает угнетенный. Там подтвержденье прав находит он, Что, неотъемлемы и нерушимы, Как звезды, человечеству сияют. Вернется вновь та давняя пора, Когда повсюду равенство царило. Но если все испробованы средства, Тогда разящий остается меч. Вильгельм Телль. Иога́нн Кри́стоф Фри́дрих фон Ши́ллер

Иога́нн Во́льфганг фон Гёте

В основе «Фауста» - легенда о реальном средневековом ученом чернокнижнике докторе Фаусте, который продал душу дьяволу в обмен на знания и искусство магии. Гете, сохранив основную канву предания, дополнил его темами, идеями, образами, сделавшими произведение «энциклопедией» не только немецкой культуры, но и всего европейского Просвещения.

… Жизни годы Прошли недаром; ясен предо мной Конечный вывод мудрости земной: Лишь тот достоин жизни и свободы, Кто каждый день идет за них на бой! «Фауст»

Искусство Эту особенность можно проследить в изобразительном искусстве. Дидро высказывался по поводу картины Греза «Семья паралитика»: «Уже сам жанр мне по душе: это нравоучительная живопись. И так уже предостаточно и слишком долго в живописи смаковали сцены распутства и порока! Не должны ли мы теперь порадоваться, увидев, что живопись наконец-то соревнуется с драматической поэзией, трогая, просвещая и тем самым исправляя нас и призывая к добродетели?» «Певцы третьего сословия» стремились к утверждению внесословных ценностей, подчеркивали значимость личности самого человека, мечтали об исправлении и совершенствовании нравов. В последнем особенно преуспел английский живописец и график У. Хогарт.

Английское Просвещение Период становления просветительской идеологии приходится на рубеж 17–18 веков. Это был результат и следствие английской буржуазной революции середины 17-го столетия, что является коренным отличием островного Просвещения от континентального. Пережив кровавые потрясения гражданской войны и религиозной нетерпимости, англичане стремились к стабильности, а не к кардинальному изменению существующего строя. Отсюда умеренность, сдержанность и скептицизм, отличающий английское Просвещение. Национальной особенностью Англии было сильное влияние пуританизма на все сферы общественной жизни, поэтому общая для просветительской мысли вера в безграничные возможности разума сочеталась у английских мыслителей с глубокой религиозностью.

Уильям Хогарт ХОГАРТ, Уильям - (Hogarth, William. 1697-1764) английский живописец, график и теоретик искусства. Родился в Лондоне в бедной семье школьного учителя. Учился у гравёра Э. Геймбла, с 1720 г. в академии Дж. Торнхилла в Лондоне. В 1729 г. Хогарт тайно венчается с младшей дочерью Торнхилла, Джейн. А в 1731 г. переезжает вместе с женой в дом Торнхилла. Работал в Лондоне, в 1743 и 1748 гг. посетил Францию. Огромное влияние на Хогарта оказали идеи философов Просвещения, утверждавших, что с помощью художественного творчества можно воспитать нравственное начало в человеке и искоренить пороки.

Дети Грэхэм

The fishing party

Свадебный контракт

Французское Просвещение отличалось наиболее радикальными взглядами по всем вопросам политического и социального характера. Французские мыслители создавали учения, отрицающие частную собственность (Руссо, Мабли, Морелли), отстаивающие атеистические воззрения (Дидро, Гельвеций, П.А.Гольбах). Именно Франция, на столетие ставшая центром просветительской мысли, способствовала быстрому распространению передовых идей в Европе – от Испании до России и Северной Америки. Этими идеями вдохновлялись и идеологи Великой французской революции, коренным образом изменившей социальную и политическую структуру Франции.

Шарден, Жан Батист Симеон Французский живописец; родился в Париже 2 ноября 1699. В 1728 он был избран в Королевскую академию как мастер натюрморта, в 1743 назначен советником Академии, а в 1755 стал ее казначеем; эту должность он оставил незадолго до смерти. Шарден писал натюрморты на протяжении всей своей жизни. После 1733 он обратился также к жанровым композициям. Именно благодаря им он стал известен по всей Европе. Большинство этих картин изображает занятых домашними делами или отдыхающих женщин, играющих детей. Умер Шарден в Париже 6 декабря 1779 .

Разносчица

Серебряный кубок

Ватто Антуан (1684-1721) Жан Антуан Ватто родился в 1684 г. в небольшом провинциальном городке Валансьене в семье небогатого кровельщика и плотника. В 1702 г. Ватто отправляется в Париж, не имея от семьи никакой финансовой поддержки. На протяжении двух лет он за нищенскую плату работает копировальщиком дешевых картин для торговца с моста Нотр-Дам. Свободное время художник посвящает рисованию с натуры. В 1703 г. Ватто познакомился с театральным декораторм К. Жило, у которого продолжил обучение живописи. Сблизившись в 1708 г. с хранителем Люксембургского дворца К. Одраном, Ватто получил возможность изучать творения великих мастеров, которыми изобиловала дворцовая коллекция живописи. В 1709 г. в надежде на продолжение обучения Ватто выставляет на ежегодный конкурс Королевской академии живописи картину «Возвращение Давида после победы над Голиафом», однако получить первую премию ему не удалось. Самостоятельную творческую деятельность Ватто начинает с зарисовок сцен солдатской жизни

Радости жизни

Венецианский праздник

Отдых на охоте

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Франсуа Буше Франсуа Буше можно назвать одним из самых ярких художников рококо. Главной темой его творчества было удовольствие, наслаждение прелестями жизни, ее идиллическое восприятие. Карьера художника была блестящей. Он родился в Париже и первые уроки живописи брал у отца, затем работал иллюстратором в мастерской Ф. Лемуана и сохранил любовь к книжной графике на всю жизнь. В 1734 Буше получил звание академика, затем профессора и стал директором Академии. Он работал для трех королевских мануфактур (Бове, Гобеленов и Севра), оформлял театральные постановки, выполнял декоративные работы для королевских дворцов, другие королевские заказы, многие из которых получал благодаря покровительству мадам де Помпадур. В 1765 Буше стал первым художником короля. Его живопись вызывала восхищение, но в то же время в его адрес звучали резкие отклики, обвинения во фривольности. Вне зависимости от оценки творчества художника его произведения - гимн удовольствию, плотскому наслаждению, но облагороженно-возвышенному, поэтизированному. Произведения Буше полны света и воздуха, чувственности и легкой загадочной иронии, наполнены ощущением неги и наслаждения.

Диана после купания

Художник в мастерской. Автопрортрет.

Мадам Помпадур

Мадам Помпадур

Читающая молодая женщина

С кризисом эстетики рококо в живопись Франции мощно вливаются идеи просветительского реализма.

Жан Батист Симеон Шарден Великим среди равных в этом направлении можно назвать Жан Батиста Симеона Шардена (1699- 1779).

Жан Батист Грёз О младшем современнике Шардена, живописце Жане Батисте Грёзе (1725-1805) Дидро сказал: «Вот поистине мой художник». Просветитель посвятил Грёзу многие страницы своих «Салонов», оценив в его творчестве чувствительность и склонность к морализации, столь близкие идеалам самого энциклопедиста. Идеализация благородных чувств стала главной темой творчества Грёза.

Жан-Батист Грёз "Портрет мальчика"

Отцовское проклятие 1778. Лувр, Париж.

Балованное дитя

Гитарист

Характерные черты классицизма: «образцовый», эпоха Просвещения подчинение разуму, идеализация героических образов ясность, прямота и простота сдержанность, спокойствие в эмоциях достоинство и рационализм в поступках соблюдение правил и порядка

(1594-1665) Никола Пуссен

В мастерской скульптора

Смерть Германиуса

Революционный дух Франции полнее и объективнее многих выразил Жан Антуан Гудон (1741-1828), творец скульптурных портретов филосо фов, ученых, борцов за свободу, политических деятелей. Он прославился своим умением воспроизводить не только внешний облик модели, но и ее скрытый психологический мир. Жан-Антуан Гудон

Жан Жак Руссо

Портрет жены

Высшие достижения английской живописи были связаны не с политической сатирой. Жанр парадного портрета - вот та сфера, где наиболее полно раскрылся талант выдающихся английских живописцев - Джошуа Рейнолдса (1723-1792) и Томаса Гейнсборо (1727-1788).

Рейнольдс, Джошуа Сэр Джошуа Рейнольдс (Joshua Reynolds , 1723-1792) - знаменитый английский исторический и портретный; живописец. Теоретик искусства. Представитель английской школы портретной живописи XVIII в. Первый президент Королевской Академии художеств, член лондонского королевского общества.

Портрет Джона Симпсона

Томас Гейнсборо 1727, Садбери, Суффолк - 1788, Лондон. Английский живописец и график, крупнейший мастер национальной школы живописи. Родился в семье торговца сукном. Рано проявившийся талант сформировался очень быстро. Начав с лепки мелких фигурок животных, в 10 лет уже писал пейзажи. Около 1740 приехал в Лондон, где занимался в студиях различных художников, не получив в итоге систематического образования. Возможно, одним из его учителей был Г. Гравело. Приблизительно в это время начал писать портреты.

Чета Эндрюс

Портрет герцогини де Бофор.

Жак Луи Давид На пороге кровавых событий Великой французской революции в живописи заблистало новое имя - Жак Луи Давид (1748-1825). Приверженец классицизма, он отдал весь своей недюжинный дар воплощению идеалов революционного преобразования мира. Обратим внимание: именно Давиду удалось органично соединить в своем творчестве античные традиции, эстетику классицизма и доктрины революции, что позволило историкам окрестить его стиль как «революционный классицизм».

Леонид в Фермопилах

Наполеон на перевале Сен-Бернар

Смерть Марата

Просветительское движение, имея общие основные принципы, развивалось в разных странах не одинаково. Становление Просвещения в каждом государстве было связано с его политическими, социальными и экономическими условиями, а также с национальными особенностями.

1. Почему XVIII столетие называют «веком разума и просвещения»? Вспомните слова Вольтера, призвавшего народ «раздавить гадину», т. е. церковь. Какие духовные ценности предлагали просветители взамен религиозных? К каким результатам пришло французское Просвещение? Противоречит ли сегодня просветительский призыв к свободе, равенству и братству христианским заповедям? 2. В чем особенность стиля рококо? К каким идеалам стремились художники в русле этого стиля? Расскажите о творчестве Ватто. 3. Соответствуют ли установкам «галантного века» работы Буше и Фрагонара? 4. Расскажите о классицизме в искусстве Франции и Англии XVIII в. 5. Расскажите о творчестве композиторов Венской классической школы - Глюка, Гайдна, Моцарта и Бетховена. Домашнее задание.


Восемнадцатый век - это не только время блистательных побед русского оружия, строительства роскошных дворцов и парков, создания русского театра, расцвета литературы и искусства. Именно в это время во всю широту ставятся задачи просвещения отечества. Идеология русских просветителей - Кантемира, Тредиаковского, Ломоносова и других - опиралась на опыт просвещённого монарха Петра I и его "учёной дружины". В это время пропагандируются гуманистические идеалы торжества разума, общественной ценности человека, важности его гражданского долга. Русский классицизм как основное литературное направление эпохи провозглашал идеи патриотизма и служения родине. Именно в это время входят в употребление слова патриот и патриотизм.

Постепенное освобождение из-под влияния церкви, становление нового миросозерцания, "обмирщение" литературы, обратившейся теперь к земным делам и радостям человека, настоятельно требовали дальнейшего "обмирщения" и совершенствования языка.

Петровская эпоха оставила в наследство русским просветителям грамматическую неупорядоченность и чрезвычайную лексическую пестроту. К тому времени ещё не был выработан язык русской художественной и научной прозы. Это приводило, в частности, к необыкновенным сложностям при переводе с иностранных языков. Известна трагическая судьба переводчика Волкова, который, не справившись с трудностями перевода терминов, в отчаянии покончил жизнь самоубийством.

Попытки дальнейшей демократизации языка мы встречаем ещё в творчестве замечательного писателя XVIII в., создателя сатирических произведений Антиоха Кантемира, который охотно вставлял в свои сатиры и "простолюдные" слова, и пословицы. Как верно отметил позже В. Г. Белинский, сатиры Кантемира отличаются не только "русским языком, но и русским умом".

Резко противопоставлял церковнославянский и русский языки другой видный представитель классицизма XVIII в. - Василий Тредиаковский. В предисловии к переводу романа Поля Тальмана "Езда в остров любви" этот необычайно трудолюбивый, но неудачливый жизни русский литератор откровенно и темпераментно заявлял: "На меня, прошу вас покорно, не изволите погневаться (буде вы ещё глубокословныя держитесь славенщизны), что я оную не словенским языком перевёл, но почти самым простым русским словом, то есть каковым мы меж собой говорим. Сие я учинил следующих ради причин. Первая: язык словенский у нас есть язык церковный, а сия книга мирская. Другая: язык словенский в нынешнем веке очень темен, и многие его наши читая не разумеют:" В программной речи, произнесённой в 1735 г. при открытии "Российского собрания" переводчиков, Тредиаковский выдвинул задачи составления грамматики "доброй и исправной", словаря ("дикционария") и риторики.

Однако жизнь по-прежнему настоятельно требовала демократизации и упорядочения русского языка. Отсутствие грамматических и стилистических норм затрудняло не только официальную языковую практику. Оно противоречило требованиям господствовавшего тогда литературного направления - классицизма, в основе которого лежали рационализм, жёсткая нормативность и иерархия жанровых правил, призванных регламентировать художественное творчество.

Осуществить насущные задачи упорядочения русского литературного зыка оказалось под силу лишь гению Ломоносова, в котором счастливо соединился талантливый поэт и великий всесторонний учёный. "С Ломоносова, - писал В. Г. Белинский, - начинается наша литература; он был её отцом и пестуном; он был её Петром Великим". Не будет преувеличением сказать, что с Ломоносова начинается также научное осмысление и нормализация русского литературного языка.

Поразительно много сделала Ломоносов в области гуманитарных наук. Но, конечно, наиболее значимы для нас его труды по грамматике и стилистике. Высоко оценивал он значение грамматики в жизни общества во вступлении к "Российской грамматике", законченной в 1755 г., Ломоносов писал: "Тупа оратория, косноязычна поэзия, сомнительна юриспруденция без грамматики". Труд Ломоносова - это, в сущности, первая грамматика именно русского, а не церковнославянского языка. Этот труд содержит не только подробное и обстоятельное описание грамматического строя русского языка, основанное на богатых и тщательных наблюдениях. Грамматика Ломоносова - это первое нормативно-стилистическое пособие, в котором регламентировалось употребление параллельно существовавших тогда форм языка. Трудно бы было даже перечислить те особенности тогдашнего словоупотребления, которые обнаружил и отметил в своей грамматике Ломоносов, нередко гениально предсказав их дальнейшую судьбу. Так, например, он указывает, что для высокого стиля в предложном падеже рекомендуется употреблять формы существительных на -е, а для простого стиля - формы на -у; например: в поте лица труд совершить, но в поту домой прибежал. Следы стилистического размежевания этих грамматических вариантов мы находим и в современном языке; ср. в нейтральном стиле: быть в отпуске, работать в 5-м цехе; в разговорной же речи: быть в отпуску, работать в 5-м цеху. И таких примеров, повторяю, можно было бы привести десятки.

Не меньшее историческое значение имело ломоносовское учение о трёх стилях. Здесь нет возможности и необходимости излагать подробно его стилистическую теорию. Достаточно сказать, что Ломоносов утвердил именно русскую (а не церковнославянскую) основу русского литературного языка. Однако из речевой практики изгонялись далеко не все славянизмы, а только "весьма обветшалые", "невразумительные" слова (например: обаваю, рясны, свене - в переводе: заклинаю, ресницы, кроме). Полный же отказ от церковнославянизмов значил бы тогда нежелательный разрыв с книжной культурной традицией (кроме того, как мы увидим ниже, многие славянизмы стали впоследствии значимым стилистическим средством). Историческая задача состояла тогда в соединении русских (в том числе просторечных) и церковнославянских элементов в пределах единого литературного языка, что, в свою очередь, предполагало их приуроченность к определённым литературным жанрам и стилям речи. Эту задачу блестяще разрешил Ломоносов. Это подготовило почву для создания единого русского литературного языка.

Важную роль в создании единого русского литературного языка сыграла и сама литературная практика поэта и учёного. Долгое время в науке господствовало мнение о том, что Ломоносов - это главным образом придворный поэт, автор хвалебных торжественных од, щедро насыщенных звонкими и пышными метафорами. Возвышенность и пафос ломоносовских стихов дали повод сравнивать их с праздничным великолепием дворцов Варфоломея Растрелли. Но такая оценка его литературного творчества страдает явной односторонностью. Это отметил ещё Пушкин. "Ломоносов, - писал он, - сам не дорожил своею поэзиею и гораздо более заботился о своих химичесмких опытах, нежели о должностных одах на высокоторжественный день тезоименитства и проч.". Пушкин упоминает и о таком факте: "В другой раз, заспоря с тем же вельможею, Ломоносов так его рассердил, что Шувалов закричал: "Я отставлю тебя от Академии!" - "Нет, - возразил гордо Ломоносов, - разве Академию от меня отставят". Вот каков был этот "униженный" сочинитель похвальных од и придворных идиллий!"

Наука для Ломоносова была истинным призванием, делом всей его жизни. Даже в стихах по торжественному случаю (например, в "Оде на день восшествия на престол Елизаветы Петровны") он слагает гимн науке:

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай берегут:

Ломоносов-учёный необыкновенно много сделал для сложения языка русской науки. Помимо усовершенствования синтаксиса, он внёс значительный вклад в создание доступной и удобопонятной научной терминологии. Им были предложены такие физические и технические наименования, как: воздушный насос, земная ось, жидкие тела, равновесие тел, сопротивление, упругость и десятки других. Новое философское и терминологическое значение вложил Ломоносов в бытовые русские слова: опыт, движение, явление, частица и др.

Эпоха русского Просвещения характерна не только общим значительным увеличением лексического состава русского языка, но и весьма заметным приростом слов, обозначающих отвлечённые понятия. Ещё Кантемир в переводе книги Фонтенеля "Разговоры о множестве миров" ввёл в обиход слова понятие, плотность, начало (в значении "принцип"). В XVIII в. русский язык обогащается десятками новых слов на -ость (законность, правильность, устарелость, ограниченность, удалённость, доверчивость, мечтательность, раздражительность, рассеянность и др.) и на -ние (впечатление, обозрение, обвинение, обучение, перерождение, переселение, предохранение, философствование и др.). Существенно при этом отметить, что подобные слова, выражающие отвлеченные понятия, родились уже явно на русской, а не на церковнославянской основе.

В последней четверти XVIII в. в литературе и языке всё более ощутимыми становятся веяния нового времени. Подходит к концу эпоха господства классицизма. Реалистическая лирика Державина требует уже иных языковых средств. Вторжение просторечия в средний и даже высокий стили разрушает строгость их былых границ. Опрощению постепенно подвергается и язык поэзии. Вот, например, какими непринуждёнными, разговорными словами (прежде совершенно недопустимыми в поэзии) пишет уже Державин:

Или, сидя дома, я прокажу,

Играя в дураки с женой;

То с ней на голубятню лажу,

То в жмурки резвимся порой:

Но народная стихия тогда не обрела ещё полных прав гражданства. Время переоценки ценностей впереди. Русский язык ещё не полностью освободился от вериг славянщизны, а уже на роль законодателя норм претендует дворянский салон. Какой же путь изберёт наш язык?

Для развития мировой культурологической мысли, раскрыть их роль в формировании культурологии как особой системы знаний - насущная задача современной науки. Итак, тема данного реферата – «Проблемы культуры в философии русского просвещения». Цель работы – отразить сущность процесса становления культуры в эпоху Просвещения. В связи с целью работы, поставлены следующие задачи: - отразить сущность...

Журнала» П. Руссо критикует сторонников традиционной концепции, идущей от гуманистов XVI в., которые не стремились к широкому распространению знаний среди большинства «непосвященных». Культура эпохи европейского Просвещения (к ней близко и американское Просвещение) имеет ряд отличительных черт. Во-первых, для нее характерен деизм (учение о боге как творце вселенной, которая после ее создания...

В конце XVII века началась эпоха Просвещения, которая охватила все последующее XVIII столетие. Ключевыми особенностями этого времени стали свободомыслие и рационализм. Сложилась культура эпохи Просвещения, которая подарила миру

Философия

Вся культура эпохи Просвещения основывалась на новых философских идеях, сформулированных мыслителями того времени. Главными властителями дум были Джон Локк, Вольтер, Монтескье, Руссо, Гете, Кант и некоторые другие. Именно они определили духовный облик XVIII столетия (который также называют Веком разума).

Адепты Просвещения верили в несколько ключевых идей. Одна из них заключается в том, что все люди по природе своей равны, у каждого человека есть свои интересы и потребности. Для их удовлетворения необходимо создать комфортное для всех общежитие. Личность не появляется на свет сама по себе - она формируется со временем в силу того, что у людей есть физическая и духовная сила, а также разум. Равенство должно в первую очередь заключаться в равенстве всех перед законом.

Культура эпохи Просвещения - это культура доступных для всех знаний. Ведущие мыслители считали, что только с помощью распространения образования можно покончить с социальными неурядицами. Это и есть рационализм - признание разума основой поведения и познания людей.

В эпоху Просвещения продолжились споры о религии. Нарастало отмежевание общества от косной и консервативной церкви (в первую очередь католической). Среди образованных верующих людей распространилось представление о боге, как о некоем абсолютном механике, внесшем порядок в изначально существовавший мир. Благодаря многочисленным научным открытиям распространилась точка зрения, что человечество может раскрыть все тайны мироздания, а загадки и чудеса остались в прошлом.

Направления искусства

Помимо философии, существовала и художественная культура эпохи Просвещения. В это время искусство Старого Света включало в себя два основных направления. Первым был классицизм. Он воплотился в литературе, музыке, изобразительном искусстве. Это направление подразумевало следованию античным римским и греческим принципам. Подобное искусство отличалось симметрией, рациональностью, целенаправленностью и строгим соответствием форме.

В рамках романтизма художественная культура эпохи Просвещения отвечала на другие запросы: эмоциональность, воображение, творческую импровизацию художника. Нередко бывало и такое, что в одном произведении эти два противоположных подхода комбинировались. Например, форма могла соответствовать классицизму, а содержание - романтизму.

Появлялись и экспериментальные стили. Важным явлением стал сентиментализм. У него не было своей стилистической формы, однако именно с помощью него были отражены тогдашние представления о человеческой доброте и чистоте, которая дается людям от природы. Русская художественная культура в эпоху Просвещения, так же, как и европейская, имела собственные яркие произведения, принадлежавшие к течению сентиментализма. Такой стала повесть Николая Карамзина «Бедная Лиза».

Культ природы

Именно сентименталисты создали характерный для эпохи Просвещения культ природы. Мыслители XVIII века искали в ней образец того прекрасного и доброго, к чему должно было стремиться человечество. Воплощением лучшего мира оказались активно появлявшиеся в то время в Европе парки и сады. Они создавались в качестве совершенной среды для совершенных людей. В их композицию включались картинные галереи, библиотеки, музеи, храмы, театры.

Просветители верили, что новый «естественный человек» должен вернуться к своему естественному состоянию - то есть природе. Согласно этой идее русская художественная культура в эпоху Просвещения (а точнее, архитектура) подарила современникам Петергоф. Над его сооружением работали знаменитые зодчие Леблон, Земцов, Усов, Кваренги. Благодаря их усилиям на берегу Финского залива появился уникальный ансамбль, включавший неповторимый парк, великолепные дворцы и фонтаны.

Живопись

В живописи художественная культура Европы эпохи Просвещения развивалась в направлении большей светскости. Религиозное начало сдавало позиции даже в тех странах, где прежде оно чувствовало себя достаточно уверенно: Австрии, Италии, Германии. Пейзажную живопись заменил пейзаж настроения, а интимный портрет пришел на смену парадному портрету.

В первой половине XVIII столетия французская культура эпохи Просвещения породила стиль рококо. Подобное искусство строилось на асимметрии, было насмешливым, игривым и вычурным. Любимыми персонажами художников данного направления являлись вакханки, нимфы, Венера, Диана и другие фигуры античной мифологии, а главными сюжетами - любовные.

Яркий пример французского рококо - творчество Франсуа Буше, которого также называли «первым художником короля». Он рисовал театральные декорации, иллюстрации для книг, картины для богатых домов и дворцов. Самые знаменитые его полотна: «Туалет Венеры», «Триумф Венеры» и т. д.

Антуан Ватто, напротив, больше обращался к современной жизни. Под его влиянием сложился стиль крупнейшего английского портретиста Томаса Гейнсборо. Его образы отличались одухотворенностью, душевной утонченностью и поэтичностью.

Главным итальянским живописцем XVIII века был Джованни Тьеполо. Этот мастер гравюр и фресок считается искусствоведами последним великим представителем венецианской школы. В столице знаменитой торговой республики также возникла ведута - повседневный городской пейзаж. Самыми прославленными творцами в этом жанре стали Франческо Гварди и Антонио Каналетто. Эти деятели культуры эпохи Просвещения оставили после себя огромное количество впечатляющих картин.

Театр

XVIII столетие - золотой век театра. В эпоху Просвещения этот вид искусства достиг вершины своей популярности и распространенности. В Англии крупнейшим драматургом был Ричард Шеридан. Самые известные его произведения «Поездка в Скарборо», «Школа злословия» и «Соперники» высмеивали безнравственность буржуазии.

Динамичнее всего театральная культура Европы эпохи Просвещения развивалась в Венеции, где работало сразу 7 театров. Традиционный ежегодный городской карнавал привлекал туда гостей со всего Старого Света. В Венеции творил автор знаменитой «Трактирщины» Карло Гольдони. Этого драматурга, написавшего в сумме 267 произведений, уважал и ценил Вольтер.

Самой известной комедией XVIII века стала «Женитьба Фигаро», написанная великим французом Бомарше. В этой пьесе нашли воплощение настроения общества, негативно относившегося к абсолютной монархии Бурбонов. Через несколько лет после публикации и первых постановок комедии во Франции произошла революция, свергнувшая старый режим.

Европейская культура эпохи Просвещения не была однородной. В некоторых странах в искусстве возникали свои национальные особенности. Например, немецкие драматурги (Шиллер, Гете, Лессинг) свои самые выдающиеся произведения написали в жанре трагедии. При этом театр Просвещения в Германии появился на несколько десятилетий позже, чем во Франции или Англии.

Иоганн Гете был не только замечательным поэтом и драматургом. Неспроста его называют «универсальным гением» - знатоком и теоретиком искусства, ученым, романистом и специалистом во многих других областях. Его ключевые произведения - трагедия «Фауст» и пьеса «Эгмонт». Другой выдающийся деятель немецкого Просвещения, не только написал «Коварство и любовь» и «Разбойников», но также оставил после себя научные и исторические сочинения.

Художественная литература

Главным литературным жанром XVIII века стал роман. Именно благодаря новым книгам наступило торжество буржуазной культуры, сменившей прежнюю феодальную старую идеологию. Активно издавались произведения не только художественных литераторов, но также социологов, философов, экономистов.

Роман, как жанр, вырос из просветительской публицистики. С помощью него мыслители XVIII века нашли новую форму для выражения своих социальных и философских идей. Написавший «Путешествие Гулливера» Джонатан Свифт вложил в свое произведение множество аллюзий на пороки современного ему общества. Его перу также принадлежала «Сказка о бабочке». В этом памфлете Свифт высмеивал тогдашние церковные порядки и распри.

Развитие культуры в эпоху Просвещения можно проследить по появлению новых литературных жанров. В это время возник эпистолярный роман (роман в письмах). Таким было, к примеру, сентиментальное произведение Иоганна Гете «Страдания юного Вертера», в котором главный герой покончил жизнь самоубийством, а также «Персидские письма» Монтескье. Появились документальные романы в жанре путевых заметок или описаний путешествий («Путешествия по Франции и Италии» Тобайаса Смоллетта).

В литературе культура эпохи Просвещения в России следовала заветам классицизма. В XVIII веке творили поэты Александр Сумароков, Василий Тредиаковский, Антиох Кантемир. Появились первые ростки сентиментализма (уже упомянутый Карамзин с «Бедной Лизой» и «Натальей, боярской дочерью»). Культура эпохи Просвещения в России создала все предпосылки для того, чтобы уже в начале нового XIX столетия отечественная литература, ведомая Пушкиным, Лермонтовым и Гоголем, пережила свой золотой век.

Музыка

Именно в эпоху Просвещения сложился современный музыкальный язык. Его основоположником считается Иоганн Бах. Этот великий композитор писал произведения во всех жанрах (исключением была опера). Бах и сегодня считается непревзойденным мастером полифонии. Другой немецкий композитор Георг Гендель написал 40 с лишним опер, а также многочисленные сонаты и сюиты. Вдохновение он, как и Бах, черпал в библейских сюжетах (характерны названия произведений: «Израиль в Египте», «Саул», «Мессия»).

Другое важнейшее музыкальное явление того времени - венская школа. Произведения ее представителей продолжают исполняться академическими оркестрами и сегодня, благодаря чему современные люди могут прикоснуться к наследию, которое оставила культура эпохи просвещения. 18 век ассоциируется с именами таких гениев, как Вольфганг Моцарт, Йозеф Гайдн, Людвиг Ван Бетховен. Именно эти венские композиторы переосмыслили прежние музыкальные формы и жанры.

Гайдн считается отцом классической симфонии (он написал их более ста). Многие из этих произведений основывались на народных танцах и песнях. Вершиной творчества Гайдна является цикл Лондонских симфоний, написанных им во время поездок в Англию. Культура Просвещения и любого другого периода человеческой истории редко порождала столь плодовитых мастеров. Помимо симфоний, Гайдну принадлежит 83 квартета, 13 месс, 20 опер и 52 клавирных сонат.

Моцарт не только писал музыку. Он непревзойденно играл на клавесине и скрипке, освоив эти инструмент в самом раннем детстве. Его оперы и концерты отличаются самым разным настроением (от поэтической лирики до веселья). Главными произведениями Моцарта считаются три его симфонии, написанные в одним тот же 1788 год (номер 39, 40, 41).

Другой великий классик Бетховен увлекался героическими сюжетами, что отразилось на увертюрах «Эгмонт», «Кориолан» и опере «Фиделио». Как исполнитель, он поражал современников игрой на фортепьяно. Для этого инструмента Бетховеном были написаны 32 сонаты. Большую часть своих произведений композитор создал в Вене. Также ему принадлежат 10 сонат для скрипки и фортепьяно (наибольшую известность получила «Крейцерова» соната).

Бетховен пережил серьезный вызванный потерей им слуха. Композитор склонялся к самоубийству и в отчаянии написал свою легендарную «Лунную» сонату. Однако даже страшный недуг не сломил воли художника. Поборов собственную апатию, Бетховен написал еще множество симфонических произведений.

Английское Просвещение

Англия была родиной европейского Просвещения. В этой стране раньше других, еще в XVII веке, произошла буржуазная революция, что дало толчок культурному развитию. Англия стала наглядным примером общественного прогресса. Философ Джон Локк был одним из первых и главных теоретиков либеральной идеи. Под влиянием его сочинений был написан важнейший политический документ эпохи Просвещения - американская Декларация независимости. Локк считал, что человеческое знание определяется чувственным восприятием и опытом, чем опровергал прежде популярную философию Декарта.

Другим важным британским мыслителем XVIII столетия был Дэвид Юм. Этот философ, экономист, историк, дипломат и публицист обновил науку о нравственности. Его современник Адам Смит стал основоположником современной экономической теории. Культура эпохи просвещения, кратко говоря, предварила многие современные концепции и идеи. Творчество Смита было именно таким. Он первым приравнял важность рынка к важности государства.

Мыслители Франции

Французские философы XVIII века творили в условиях оппозиционности существовавшему тогда общественному и политическому строю. Руссо, Дидро, Монтескье - все они протестовали против отечественных порядков. Критика могла принимать самые разные формы: атеизм, идеализацию прошлого (восхвалялись республиканские традиции античности) и т. д.

Уникальным явлением культуры Просвещения стала 35-томная «Энциклопедия». Ее составляли главные мыслители «Века разума». Вдохновителем и главным редактором этого эпохального издания был Свой вклад в отдельные тома внесли Жюльен Ламетри, Клод Гельвеций и другие выдающиеся интеллектуалы XVIII столетия.

Монтескье остро критиковал произвол и деспотизм властей. Сегодня его справедливо считают основоположником буржуазного либерализма. Вольтер стал примером выдающегося остроумия и таланта. Он был автором сатирических поэм, философских романов, политических трактатов. Дважды мыслитель попадал в тюрьму, еще больше раз ему приходилось скрываться в бегах. Именно Вольтер создал моду на вольнодумство и скептицизм.

Немецкое Просвещение

Немецкая культура XVIII века существовала в условиях политической раздробленности страны. Передовые умы выступали за отказ от феодальных пережитков и национальное единство. В отличие от французских философов немецкие мыслители осторожно относились к вопросам, связанными с церковью.

Как и русская культура эпохи Просвещения, прусская культура формировалась при непосредственном участии самодержавного монарха (в России это была Екатерина II, в Пруссии - Фридрих Великий). Глава государства всячески поддерживал передовые идеалы своего времени, хотя и не отказывался от своей ничем не ограниченной власти. Подобный строй получил название «просвещенного абсолютизма».

Главным Просветителем Германии XVIII века был Иммануил Кант. В 1781 году он издал фундаментальный труд «Критика чистого разума». Философ разработал новую теорию познания, изучил возможности человеческого интеллекта. Именно он обосновал методы борьбы и правовые формы изменения общественного и государственного строя, исключающие грубое насилие. Кант внес весомый вклад в создание теории о правовом государстве.

Презентация на тему: Русская художественная культура эпохи просвещения














1 из 13

Презентация на тему: Русская художественная культура эпохи просвещения

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник, Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник Пушкин выразил в этих строках самую суть характера царя-реформатора Петра 1. За какое бы дело Петр не брался, он вникал во все его тонкости: собственноручно редактировал газеты и переводы книг, открывал школы, библиотеки и музеи, распределял дворян по учебным заведениям. Пётр был чрезвычайно любознателен. В первоё своей заграничной поездке в 1697 году -1698 г. в составе (великого посольства), он сумел увидеть многое. В Голландии побывал в музеях, в госпиталях, воспитательных домах, театрах. За границей Пётр начал собирать произведения искусства и разнообразные раритеты. Петра интересовали способы бальзамирования тела, он принимал участие в операциях по вскрытию трупов. Однажды заметив, что его русские спутники с брезгливостью наблюдают за этим, он заставил их разрывать зубами мускулы и сухожилия тела. Увидев работу гравера, царь засел за медную доску и выгравировал картину, изображающую торжество христианства над исламом. Известны и скульптурные, и архитектурные работы Петра.

№ слайда 3

Описание слайда:

С большим уважением относился Пётр к знаниям и знающим людям, сам всю жизнь учился и требовал этого от других. Не получив систематического образования, он тем не менее хорошо знал математику, навигацию, географию, военное дело, говорил по-голландски, понимал французский, немецкие языки. По некоторым сведениям, царь в совершенстве освоил 14 специальностей, мог своими руками от начала до конца построить морское судно. В быту Пётр любил простоту и естественность. Нередко его можно было увидеть в штопанных чулках и стоптанных башмаках. Даже хорошего экипажа не было у царя. В случае надобности он брал его у Известного щеголя Москвы Сената Ягужинского. Не было у Петра и роскошных дворцов. Придворные торжества приходилось устраивать во дворце его любимца Меньшикова.

№ слайда 4

Описание слайда:

День рождения российской прессы. В конце 1702 или начале 1703 года произошло событие, значение которого трудно переоценить: вышел 1 номер первой русской печатной газеты «Ведомости». Правда, газета часто меняло своё название. Еще в 17 веке в Кремле выходила газета «Куранты». Однако она была рукописной, издавалась в одном экземпляре и предназначалась для узкого круга читателей - царя и его придворных. К тому же материалом для «Курантов» служит в основном извлечение из иностранных газет, переведенные на русский язык. Поначалу «Ведомости» печатали в Москве. Первая русская газета внешне мало походила на современную. Выходили «Ведомости» не регулярно: от 1 до 70 номеров в год. В 1708-1710г. в России перешли на новый шрифт - гражданский, который с некоторыми изменениями используется по сей день. Петр 1 лично отобрал окончательный вариант нового шрифта. Изменившиеся графика начертания букв сделала их проще и понятнее.

№ слайда 5

Описание слайда:

№ слайда 6

Описание слайда:

Первый музей. При Петре появился и первый музей – Кунсткамера, основанная в том же году, что и публичная библиотека. Её экспонатами служили поначалу древние предметы и редкости, собранные царем во время заграничных путешествий. В Данциге приобрел коллекцию минералов и раковин, в Амстердаме – заспиртованных животных, рыб, змей и насекомых. Там же у знаменитого доктора Рюйша, Петр купил уникальную анатомическую коллекцию заспиртованных человеческих уродцев. Собрание Кунсткамеры пополнялось также отечественными редкостями. Кунсткамера впервые была открыта для посетителей в 1719 г. Находится музей в высокой башне, где размещалась одна из первых обсерваторий в России.

№ слайда 7

Описание слайда:

№ слайда 8

Описание слайда:

Первая академия В 1721 году Петр подписал указ о создании отечественной академии. Открылась российская академия после смерти Петра, которая объединяла научно-иссследовательские подразделения и учебно-педагогические – университет и гимназию и находилась академия на содержании государства. Создание академии положило начало не только науке но и высшему образованию в России. Образование Петр ставил во главу угла всех реформ. В Москве одна за другой открывались школы: навигацкая, инженерная, артиллерийская, медицинская, немецкая. Обучение в школах давалось нелегко. Учебный день длился 8-9 часов, каникулы были непродолжительными – рождественские праздники зимой и один месяц летом. Учились по 10 лет. Применяли жестокие наказания: за пропуск занятий – розги, за воровство, пьянство, побег – арест, отправка на каторгу.

№ слайда 9

Описание слайда:

№ слайда 10

Описание слайда:

Перемены в быту. Петр стремился привить дворянам хорошие манеры, дать им светское воспитание. Энциклопедией культурного поведения стала книга «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению». Составитель этой книги неизвестен, он извлек из иностранных источников всё, что считал ценным и полезным для русских читателей. С начала 18 века много изменилось и в устной, и в письменной русской речи. Появилось обращение на «Вы», «милостивый государь» «господин мой». В царствование Петра1 вошел в обиход новый юлианский календарь. Летоисчисление стало вестись не от сотворения мира, а от Рождества Христова. По-новому стало исчисляться время суток. Раньше было принято делить сутки на дневные и ночные часы: после восхода солнца начинался отсчет дневного времени, после захода солнца точно так же отсчитывали вечернее время. Были устроены часы: куранты на Спасской башне Кремля в 17 веке. В сутках количество часов стало 24. Петровские реформы затронули все стороны российской жизни, включая культуру. Образование, наука, просвещение, искусство, быт развивались на протяжении 18-19вв. под знаком преобразований, начатых Петром1.

№ слайда 11

Описание слайда:

№ слайда 12

Описание слайда:

Человек и культура нового времени. В культуре нового времени главенствует человек. В архитектуре главным сооружением стал дом, дворец – жилище человека, в живописи «царит» портрет, писателя интересуют в первую очередь человек. Особенно это проявилось в литературе. Большой популярностью пользовались небольшие приключенческие повести: «История о российском дворянине Фроле Скобееве», «История о храбром российском кавалере Александре» и другие. Повести отражают свою эпоху и ее героев, которые совершили невероятные подвиги, построили новые города, создали развитую промышленность, сильную армию, флот, Разгромили непобедимых шведов, добились выхода к морю. Эти люди описаны в литературе, лица многих из них можно увидеть на старинных портретах.

№ слайда 13

Описание слайда:

Цель: Сформировать представление об особенностях русской культуры, выраженной в памятниках искусства этой эпохи.
План:
1.Особенности искусства русского Просвещения.
2.Петербург - столица новой России.

В культуре русского Просвещения происходит рождение светского искусства России, причем во всем многообразии его видов и жанров. Еще в конце XVII века нельзя было и помышлять о скульптурном и живописном портретах реально живущих людей, театральных постановках и светской литературе. В сфере художественной культуры осуществляется столь же радикальная и широкомасштабная реформа, как и во всей культуре России этого периода.

Реформу стихосложения предпринимают В. К. Тредиаковский и М. В. Ломоносов. А. П. Сумароков закладывает русскую драматургию нового типа. Возникает новый русский театр, пример тому театр Ф. Волкова. Формирование национальной скульптуры и архитектуры происходит на основе западного опыта.

  • Таким преобразованиям способствовало развитие русского, нарышкинского барокко, сыгравшего объединяющая роль уже в культуре XVII века. Развивается архитектура русского классицизма как реализация задачи создания целостного пространственного эквивалента Российской империи. Начинается градостроительство на новых принципах программного европеизма, ансамблевости и вписанность в окружающую среду. Начинается формирование городской культуры России нового времени.

    Наконец, Петром закладывается Петербург как столица России нового времени, город открытого типа, для которого характерна регулярность планировки, торжественность и праздничность пространства, определяемого новой официальной культурой, масштабность проспектов, переходящих в безграничность дорог России. Складываются доминанты новорусского города. Осуществляется перестройка Москвы и других городов в эпоху русского Просвещения.
    Особое место занимает русская живопись в культуре Просвещения: происходит стремительное изменение содержания и языка в течение XVIII века. На семинаре, предусмотренном по этой теме, необходимо проследить эволюция портрета как выражение роста личностного самосознания в работах Никитина, Левицкого, Рокотова, Боровиковского.
    Таким образом, осуществляется формирование целостной светской художественной культуры России в эпоху Просвещения.
    Контрольные вопросы:

    1. Чем отличается светское искусство от религиозного?
    2. Какие новые виды искусства появляются в России XVIII века?
    3. Каковы признаки Петербурга как новоевропейской столицы России?
    Литература:
    Ильина Т. В. История отечественного искусства от Крещения Руси до начала третьего тысячелетия: учебник для вузов. 5-е изд., перераб. и доп., М.: Юрайт, 2010. (см XVIII в.)
    Каган М. С. Град Петров. Петрополис, СПБ, 2001.
    Лотман Ю. М. История и типология русской культуры. Спб. 2002, ст. Ломоносов и некоторые вопросы своеобразия русской культуры XVIII века, В перспективе Французской революции. Руссо и русская культура XVIII начала XIX века.
    Русская литература XVIII века. Хрестоматия. /Сост. В. А. Западов. М., 1979, Ст. Тредиаковский В. К. Письмо к приятелю о нынешней пользе гражданству от поэзии, Эпистола от Российской поэзии к Аполлину; Ломоносов М. В. Письмо о правилах Российского стихотворства; Херасков М. М. Рассуждение о российском стихотворстве.