Cочинение «К.Г.Паустовский "Золотая роза". "золотая роза" и писательский труд в рассказе "драгоценная пыль"

Очень кратко О писательском мастерстве и психологии творчества

Драгоценная пыль

Мусорщик Жан Шамет убирает ремесленные мастерские в парижском предместье.

Служа солдатом во время мексиканской войны, Шамет заболел лихорадкой, и его отправили на родину. Полковой командир поручил Шамету отвезти во Францию свою восьмилетнюю дочь Сюзанну. Всю дорогу Шамет заботился о девочке, а Сюзанна охотно слушала его истории о золотой розе, приносящей счастье.

Однажды Шамет встречает молодую женщину, в которой узнаёт Сюзанну. Плача, она говорит Шамету, что ей изменил возлюбленный, и у неё нет теперь дома. Сюзанна селится у Шамета. Через пять дней она мирится с возлюбленным и уезжает.

Расставшись с Сюзанной, Шамет перестаёт выбрасывать из ювелирных мастерских сор, в котором всегда остаётся немного золотой пыли. Он строит маленькую веялку и перевеивает ювелирную пыль. Добытое за много дней золото Шамет отдаёт ювелиру для изготовления золотой розы.

Роза готова, но Шамет узнаёт, что Сюзанна уехала в Америку, и след её затерялся. Он бросает работу и заболевает. Никто не ухаживает за ним. Навещает его только ювелир, сделавший розу.

Вскоре Шамет умирает. Ювелир продаёт розу пожилому писателю и рассказывает ему историю Шамета. Роза представляется писателю прообразом творческой деятельности, в которой, «как из этих драгоценных пылинок, рождается живой поток литературы».

Надпись на валуне

Паустовский живёт в маленьком домике на Рижском взморье. Неподалёку лежит большой гранитный валун с надписью «В память всех, кто погиб и погибнет в море». Паустовский считает эту надпись хорошим эпиграфом к книге о писательском труде.

Писательство - призвание. Писатель стремится передать людям мысли и чувства, волнующие его самого. По велению зова своего времени и народа писатель может стать героем, вынести тяжёлые испытания.

Пример этому - судьба голландского писателя Эдуарда Деккера, известного под псевдонимом «Мультатули» (лат. «Многострадальный»). Служа правительственным чиновником на острове Ява, он защищал яванцев и встал на их сторону, когда они восстали. Мультатули умер, так и не дождавшись справедливости.

Столь же самоотверженно был предан своему делу и художник Винсент Ван-Гог. Он не был борцом, но внёс в сокровищницу будущего свои картины, воспевающие землю.

Цветы из стружек

Величайший дар, остающиеся нам от детства - поэтическое восприятие жизни. Человек, сохранивший этот дар, становится поэтом или писателем.

Во время своей бедной и горькой молодости Паустовский пишет стихи, но вскоре понимает, что его стихи - это мишура, цветы из раскрашенных стружек, и вместо них пишет свой первый рассказ.

Первый рассказ

Эту историю Паустовский узнаёт от жительницы Чернобыля.

Еврей Йоська влюбляется в красавицу Христу. Девушка тоже любит его - маленького, рыжего, с писклявым голосом. Христя переезжает в дом Йоськи и живёт с ним как жена.

Местечко начинает волноваться - еврей живёт с православной. Йоська решает выкреститься, но отец Михаил отказывает ему. Йоська уходит, обругав священника.

Узнав о решении Йоськи, раввин проклинает его семью. За оскорбление священника Йоська попадает в тюрьму. Христя умирает от горя. Исправник выпускает Йоську, но тот теряет рассудок и становится нищим.

Вернувшись в Киев, Паустовский пишет об этом свой первый рассказ, весной перечитывает его и понимает - в нём не чувствуется преклонения автора перед любовью Христы.

Паустовский считает, что запас его житейских наблюдений очень беден. Он бросает писать и десять лет скитается по России, меняет профессии и общается с самыми разными людьми.

Молния

Замысел - это молния. Он возникает в воображении, насыщенном мыслями, чувствами, памятью. Для появления замысла нужен толчок, которым может быть всё, происходящее вокруг нас.

Воплощение замысла - это ливень. Замысел развивается от постоянного соприкосновения с действительностью.

Вдохновение - это состояние душевного подъёма, сознания своей творческой силы. Тургенев называет вдохновение «приближением бога», а для Толстого «вдохновение состоит в том, что вдруг открывается то, что можно сделать...».

Бунт героев

Планы своих будущих произведений составляют почти все писатели. Писать без плана могут писатели, обладающие даром импровизации.

Как правило, герои задуманного произведения сопротивляются плану. Лев Толстой писал, что его герои ему не подчиняются и поступают так, как им хочется. Всем писателям известна эта неподатливость героев.

История одной повести. Девонский известняк

1931 год. Паустовский снимает комнату в городе Ливны Орловской области. У хозяина дома жена и две дочери. Старшую, девятнадцатилетнюю Анфису, Паустовский встречает на берегу реки в обществе хилого и тихого светловолосого подростка. Выясняется, что Анфиса любит мальчика, больного туберкулёзом.

Однажды ночью Анфиса кончает с собой. Впервые Паустовский становится свидетелем безмерной женской любви, которая сильнее смерти.

Железнодорожный врач Мария Дмитриевна Шацкая приглашает Паустовского переехать к ней. Она живёт с матерью и братом, геологом Василием Шацким, сошедшим с ума в плену у басмачей Средней Азии. Василий постепенно привыкает к Паустовскому и начинает разговаривать. Шацкий интересный собеседник, но при малейшей усталости он начинает бредить. Его историю Паустовский описывает в «Кара-Бугазе».

Замысел повести появляется у Паустовского во время рассказов Шацкого о первых исследованиях Кара-Бугаского залива.

Изучение географических карт

В Москве Паустовский достаёт подробную карту Каспийского моря. В своём воображении писатель долго странствует по его берегам. Его отец не одобряет увлечения географическими картами - оно сулит много разочарований.

Привычка представлять себе разные места помогает Паустовскому правильно увидеть их в действительности. Поездки в Астраханскую степь и на Эмбу дают ему возможность написать книгу о Кара-Бугазе. Только небольшая часть собранного материала входит в повесть, но Паустовский не жалеет - это материал пригодится для новой книги.

Зарубки на сердце

Каждый день жизни оставляет в памяти и на сердце писателя свои зарубки. Хорошая память - одна из основ писательства.

Работая над рассказом «Телеграмма», Паустовский успевает полюбить старый дом, где живёт одинокая старушка Катерина Ивановна, дочь известного гравёра Пожалостина, за его тишину, запах берёзового дыма из печки, старые гравюры на стенах.

Катерина Ивановна, жившая с отцом в Париже, очень страдает от одиночества. Однажды она жалуется Паустовскому на свою одинокую старость, а через несколько дней сильно заболевает. Паустовский вызывает из Ленинграда дочь Катерины Ивановны, но она опаздывает на три дня и приезжает уже после похорон.

Алмазный язык

Родник в мелколесье

Чудесные свойства и богатство русского языка открываются лишь тому, кто любит и знает свой народ, чувствует прелесть нашей земли. В русском языке есть много хороших слов и названий для всего, что существует в природе.

У нас есть книги знатоков природы и народного языка - Кайгородова, Пришвина, Горького, Аксакова, Лескова, Бунина, Алексея Толстого и многих других. Главный же источник языка - сам народ. Паустовский рассказывает о леснике, которого восхищает родство слов: родник, рождение, родина, народ, родня...

Язык и природа

В лето, проведённое Паустовским в лесах и лугах Средней России, писатель заново узнаёт много слов, известных ему, но далёких и непережитых.

Например, «дождевые» слова. Каждый вид дождя имеет в русском языке отдельное самобытное название. Спорый дождь льётся отвесно, сильно. Мелкий грибной дождь сыплет из низких туч, после него начинают буйно лезть грибы. Слепой дождь, идущий при солнце, народ называет «Царевна плачет».

Одно из прекрасных слов русского языка - слово «заря», а рядом слово «зарница».

Груды цветов и трав

Паустовский ловит рыбу в озере с высокими, крутыми берегами. Он сидит у самой воды в густых зарослях. Наверху, на заросшем цветами лугу, деревенские дети собирают щавель. Одна из девочек знает названия множества цветов и трав. Потом Паустовский узнаёт, что бабка девочки - лучшая в области травница.

Словари

Паустовский мечтает о новых словарях русского языка, в которых можно было бы собрать слова, имеющие отношение к природе; меткие местные слова; слова из разных профессий; мусорные и мёртвые слова, канцелярщину, засоряющую русский язык. Словари эти должны быть с объяснениями и примерами, чтобы их можно было читать как книги.

Эта работа не под силу одному человеку, ведь наша страна богата словами, описывающими всё разнообразие русской природы. Богата наша страна и местными диалектами, образными и благозвучными. Превосходна морская терминология и разговорный язык моряков, которые, как и язык людей многих других профессий, заслуживают отдельного исследования.

Случай в магазине Альшванга

Зима 1921 года. Паустовский живёт в Одессе, в бывшем магазине готового платья «Альшванг и компания». Он служит секретарём в газете «Моряк», где работает много молодых писателей. Из старых писателей часто заходит в редакцию только Андрей Соболь, всегда чем-то взволнованный человек.

Однажды Соболь приносит в «Моряк» свой рассказ, интересный и талантливый, но раздёрганный, спутанный. Предложить Соболю исправить рассказ никто не решается из-за его нервозности.

Корректор Благов за одну ночь исправляет рассказ, не изменив ни одного слова, а просто правильно расставив знаки препинания. Когда рассказ печатают, Соболь благодарит Благова за его мастерство.

Как будто пустяки

Свой добрый гений есть почти у каждого писателя. Паустовский считает своим вдохновителем Стендаля.

Есть множество незначительных на первый взгляд обстоятельств и навыков, помогающих писателям работать. Известно, что Пушкин лучше всего писал осенью, часто пропускал места, которые ему не давались, и возвращался к ним позже. Гайдар придумывал фразы, потом записывал их, потом опять придумывал.

Паустовский описывает особенности писательского труда Флобера, Бальзака, Льва Толстого, Достоевского, Чехова, Андерсена.

Старик в станционном буфете

Паустовский очень подробно рассказывает историю о бедном старике, у которого не было денег накормить свою собаку Пети. Однажды старик заходит в буфет, где молодые люди пьют пиво. Пети начинает выпрашивать у них бутерброд. Они кидают собаке кусок колбасы, оскорбляя при этом её хозяина. Старик запрещает Пети брать подачку и на последние гроши покупает её бутерброд, но буфетчица даёт ему два бутерброда - это её не разорит.

Писатель рассуждает об исчезновении подробностей из современной литературы. Подробность нужна, только если она характерна и тесно связана с интуицией. Хорошая подробность вызывает у читателя верное представление о человеке, событии или эпохе.

Белая ночь

Горький задумывает издать серию книг «История фабрик и заводов». Паустовский выбирает старинный завод в Петрозаводске. Он был основан Петром Первым для отливки пушек и якорей, потом изготовлял бронзовое литьё, а после революции - дорожные машины.

В петрозаводских архивах и библиотеке Паустовский находит много материала для книги, но ему никак не удаётся создать из разрозненных заметок единое целое. Паустовский решает уехать.

Перед отъездом он находит на заброшенном кладбище могилу, увенчанную сломанной колонной с надписью по-французски: «Шарль Евгений Лонсевиль, инженер артиллерии Великой армии Наполеона...».

Материалы об этом человеке «скрепляют» собранные писателем данные. Участник Французской революции Шарль Лонсевиль был взят в плен казаками и сослан на Петрозаводский завод, где умер от горячки. Материал был мёртв, пока не появился человек, ставший героем повести «Судьба Шарля Лонсевиля».

Животворящее начало

Воображение - свойство человеческой натуры, создающее вымышленных людей и события. Воображение заполняет пустоты человеческой жизни. Сердце, воображение и разум - среда, где зарождается культура.

Воображение основано на памяти, а память - на действительности. Закон ассоциаций сортирует воспоминания, которые теснейшим образом участвуют в творчестве. Богатство ассоциаций свидетельствует о богатстве внутреннего мира писателя.

Ночной дилижанс

Паустовский планирует написать главу о силе воображения, но заменяет её рассказом об Андерсене, который едет из Венеции в Верону ночным дилижансом. Попутчицей Андерсена оказывается дама в тёмном плаще. Андерсен предлагает погасить фонарь - темнота помогает ему выдумывать разные истории и представлять себя, некрасивого и застенчивого, юным оживлённым красавцем.

Андерсен возвращается к действительности и видит, что дилижанс стоит, а возница торгуется с несколькими женщинами, которые просят их подвезти. Возница требует слишком много, и Адерсен приплачивает за женщин.

Через даму в плаще девушки пытаются узнать, кто им помог. Андерсен отвечает, что он предсказатель, умеет угадывать будущее и видеть в темноте. Он называет девушек красавицами и предсказывает каждой из них любовь и счастье. В благодарность девушки целуют Андерсена.

В Вероне дама, представившаяся Еленой Гвиччиоли, приглашает Андерсена в гости. При встрече Елена признаётся, что узнала в нём знаменитого сказочника, который в жизни боится сказок и любви. Она обещает помочь Андерсену, как только это потребуется.

Давно задуманная книга

Паустовский решает написать книгу-сборник коротких биографий, среди которых найдётся место и для нескольких рассказов о безвестных и забытых людях, бессребрениках и подвижниках. Один из них - речной капитан Оленин-Волгарь, человек с чрезвычайно насыщенной жизнью.

В этом сборнике Паустовский хочет упомянуть и о своём знакомом - директоре краеведческого музея в маленьком городке Средней России, которого писатель считает примером преданности делу, скромности и любви к своему краю.

Чехов

Некоторые рассказы писателя и врача Чехова - образцовые психологические диагнозы. Жизнь Чехова поучительна. Много лет он по каплям выдавливал из себя раба - именно так Чехов говорил о себе. Паустовский хранит часть своего сердца в чеховском доме на Аутке.

Александр Блок

В ранних малоизвестных стихах Блока есть строчка, вызывающая в памяти всю прелесть туманной юности: «Весна моей мечты далёкой...». Это озарение. Из таких озарений состоит весь Блок.

Ги де Мопассан

Творческая жизнь Мопассана стремительна, как метеор Беспощадный наблюдатель человеческого зла, к концу жизни он склонялся к прославлению любви-страдания и любви-радости.

В последние часы Мопассану казалось, что его мозг изъеден какой-то ядовитой солью. Он сожалел о чувствах, которые отверг в своей торопливой и утомительной жизни.

Максим Горький

Для Паустовского Горький - вся Россия. Как нельзя представить Россию без Волги, так нельзя подумать, что в ней нет Горького. Он любил и досконально знал Россию. Горький открывал таланты и определял эпоху. От таких людей, как Горький, можно начинать летоисчисление.

Виктор Гюго

Гюго, неистовый, бурный человек, преувеличивал всё, что видел в жизни и о чём писал. Он был рыцарем свободы, её глашатаем и вестником. Гюго внушил многим писателям любовь к Парижу, и за это они благодарны ему.

Михаил Пришвин

Пришвин родился в старинном городе Ельце. Природа вокруг Ельца очень русская, простая и небогатая. В этом её свойстве лежит основа писательской зоркости Пришвина, секрет пришвинского обаяния и колдовства.

Александр Грин

Паустовский удивлён биографией Грина, его тяжкой жизнью отщепенца и неприкаянного бродяги. Непонятно, как этот замкнутый и страдающий от невзгод человек сохранил великий дар мощного и чистого воображения, веру в человека. Поэма в прозе «Алые паруса» причислила его к замечательным писателям, ищущим совершенства.

Эдуард Багрицкий

В рассказах Багрицкого о себе столько небылиц, что порой невозможно отличить истину от легенды. Выдумки Багрицкого - характерная часть его биографии. Он сам искренне верил в них.

Багрицкий писал великолепные стихи. Он умер рано, так и не взяв «ещё несколько трудных вершин поэзии».

Искусство видеть мир

Знание смежных с искусством областей - поэзии, живописи, архитектуры, скульптуры и музыки - обогащает внутренний мир писателя, придаёт особую выразительность его прозе.

Живопись помогает прозаику увидеть краски и свет. Художник часто замечает то, чего писатели не видят. Паустовский впервые видит всё разнообразие красок русского ненастья благодаря картине Левитана «Над вечным покоем».

Совершенство классических архитектурных форм не даст писателю составить тяжеловесную композицию.

У талантливой прозы свой ритм, зависящий от, чувства языка и хорошего «писательского слуха», который связан со слухом музыкальным.

Больше всего обогащает язык прозаика поэзия. Лев Толстой писал, что никогда не поймёт, где граница между прозой и поэзией. Владимир Одоевский назвал поэзию предвестником «того состояния человечества, когда оно перестанет достигать и начнёт пользоваться достигнутым».

В кузове грузовой машины

1941 год. Паустовский едет в кузове грузовика, прячась от налётов немецкой авиации. Попутчик спрашивает писателя, о чём он думает во время опасности. Паустовский отвечает - о природе.

Природа будет действовать на нас со всей силой, когда наше душевное состояние, любовь, радость или печаль придут в полное соответствие с ней. Природу надо любить, и эта любовь найдёт верные пути, чтобы выразить себя с наибольшей силой.

Напутствие самому себе

Паустовский заканчивает первую книгу своих заметок о писательском труде, понимая, что работа не закончена и осталось множество тем, о которых нужно написать.

Внеклассное мероприятие

Читательская конференция

По повести К.Г.Паустовского

«Золотая роза»

Целью конференции явилось привлечение внимания учащихся к книге и чтению как важным факторам сохранения и развития отечественной культуры, укрепления живой связи поколений, взаимопонимания граждан и их успешности в обществе.

Основные задачи :

    развитие у учащихся мотивации к чтению;

    воспитание уважения к книге и включение чтения в структуру приоритетных культурных потребностей учащихся;

    развитие культуры устной и письменной речи;

    формирование у детей и взрослых потребности к сотрудничеству и сотворчеству на основе общего интереса к книге;

    позиционирование школьной библиотеки как интеллектуального и информационно-досугового центра школы;

    консолидация усилий классного коллектива, родителей, представителей школьной администрации для поддержки школьной библиотеки и популяризации чтения.

Оборудование:

    портрет К. Г. Паустовского;

    повесть «Золотая роза»;

    иллюстрации ребят к повести;

    иллюстрация обложки книги;

    репродукции картин художников-импрессионистов.

Члены жюри: школьный психолог, социальный педагог, ведущий библиотекарь, родители.

Гости: учащиеся восьмых - десятых классов, заведующий учебной частью по науке, заведующий учебной частью по воспитательной работе, учителя, родители.

Подготовительная работа.

    При содействии ведущего библиотекаря школы, Мекта Л. С. была выбрана форма мероприятия, книга для обсуждения, тема конференции.

    Были сформированы творческие группы. Группа «Исследователи» (Поручиков Вячеслав, Бочкарёва Елена, Зверев Захар) собрала материал и подготовила презентации биографии писателя и путешествия по музею К. Г. Паустовского.

    Группа «Связи с общественностью» (Швец Настя, Поручиков Вячеслав, Струкова Анастасия) при содействии учителя ИЗО подготовила афишу, плакат с фотоматериалом о ходе подготовки конференции, приглашения.

    Группа «Театр» (Кравченко Максим, Самылина Настя, Зверев Захар) подготовила инсценировку фрагмента из рассказа «Золотая пыль».

    Группа «Сценаристы» (Колесник Ксения, Кравченко Максим) совместно с учителем разработала сценарий конференции.

    Знакомство с правилами проведения читательской конференции.

Этапы конференции.

Слово учителя.

Дорогие ребята, уважаемые гости, фестиваль «БиблиОбраз» проводится каждые два года. В 2003 году состоялся первый фестиваль, посвященный школьной библиотеке. Он имел общероссийский статус, но в его работе активное участие принимали также писатели из Великобритании, Болгарии, США и Польши. «БиблиОбраз 2005» стал международным фестивалем, в котором участвовали 11 стран. К участию в фестивале «БиблиОбраз 2007» были приглашены 20 стран. Этот фестиваль направлен на поддержку и развитие школьных библиотек, на формирование у читателя в возрасте от 10 до 17 лет интереса к чтению и книге. Место проведения фестиваля: Центральный выставочный зал «Манеж» по адресу: Москва, Манежная площадь, д. 1. В рамках международного фестиваля «БиблиОбраз» в образовательных учреждениях проводится комплекс мероприятий, среди которых и наша читательская конференция. Надеюсь, что она никого не оставит равнодушным. А теперь слово предоставляю ведущим.

1-ый ведущий - Максим.

2-ой - Ксюша.

1-ый ведущий. З дравствуйте, уважаемые гости. Сегодня мы хотим представить Вам повесть К. Г. Паустовского «Золотая роза». Мы выбрали эту повесть, во-первых, потому что нас привлекло название, затем, когда мы прочитали аннотацию к ней, нас заинтриговало содержание, ведь это не простая книга, а книга о книгах, книга о творчестве и о творческих личностях, очень сложная книга. А мы любим преодолевать трудности.

2-ой ведущий . Мы постараемся раскрыть её художественные достоинства, заинтриговать вас, чтобы каждый из присутствующих захотел прочитать эту замечательную книгу, чтобы она заняла по достоинству почётное место на «Золотой полке» школы и вашей семьи.

Презентации

1-ый ведущий . Программа конференции у всех на столах. Сначала мы хотим познакомить вас с автором повести, поэтому первыми выступят Поручиков Вячеслав и Зверев Захар с презентацией биографии и творческого пути писателя. Ребята подготовили рассказ об основных этапах жизненного и творческого пути писателя. Сообщение сопровождалось показом слайдов с фотографиями писателя, в том числе тех, которые не известны многим читателям.

2-ой ведущий. А теперь Л. Бочкарёва поведет нас на экскурсию в музей К. Г. Паустовского. Презентация «Путешествие по музею К. Г. Паустовского»

Лена Б. подготовила интересный рассказ о литературном музее-центре К. Г. Паустовского. Она рассказала об удивительной судьбе здания, в котором находится музей. Это строение находится в Москве, в бывшей усадьбе князя С. М. Голицына. Он выписал из Германии ботаника для работы в саду и оранжерее и построил для него дом. Именно о таком доме и мечтал писатель: «…обязательно деревянный, небольшой, уютный, окружённый садом». Все сидящие в зале вслед за Леной проходят в дом писателя, видят на стенах портреты, уникальные фотографии мамы, сестры писателя. Особое место занимает фотография бабушки, с которой он дружил и любил её больше, чем всех своих родных. Читают письмо И. Бунина, в котором он восхищается рассказами Паустовского. И - последний портрет. Суровый, требовательный взгляд сквозь стёкла очков. Взгляд-напоминание, завет: «Мы жили на этой земле. Не отдавайте её в руки опустошителей, пошляков и невежд».

Представление любимой главы повести

1-ый ведущий . Мы все читали книгу «Золотая роза». Она состоит их отдельных глав, которые являются самостоятельными рассказами, но их объединяет одна тема – тема творчества. Каждый из нас индивидуален, у каждого есть свои любимые страницы повести. Следующие участники конференции выступят с представлением любимого рассказа. Последовательность указана в программе.

Несмотря на примерный план представления глав, выступления были совершенно разными. Настю С. как творческую натуру увлёк сюжет главы «Первый рассказ» своей романтической и трагической любовью, своим необычным композиционным приёмом рассказа в рассказе. В нём автор поведал о своём первом литературном опыте, рассказал о своей первой неудаче, о её причинах, как бы предостерегая будущих писателей от возможных ошибок.

Маша Б. подготовила своё выступление в виде презентации по рассказу «Надпись на валуне», в котором представила на обозрение слушателей картины художников-импрессионистов, судьба которых сродни судьбе голландского писателя Эдуарда Деккера. Они все жили и боролись, как могли, но «преодолели море». Море непонимания и непризнания при жизни. На экране сменялись одна за другой яркие, полные радости и счастья картины Врубеля, Борисова-Мусатова, Гогена, Ван-Гога. Ничего в них не напоминало о трудной, полной лишения жизни великих художников. Вот у кого надо учиться жить, таков вывод Маши.

Настя Ш. рассказала нам о том, что, оказывается, герои частенько не повинуются своим создателям, то есть писателям, что в процессе работы над рассказом, многие герои ведут себя совсем не так, как писатели планировали. Например, кто-то из гостей Л. Н. Толстого обвинил его в том, что он жестоко поступил с А. Карениной, заставив её броситься под поезд. Толстой улыбнулся и сказал, что это напоминает ему случай с Пушкиным. Он сказал какому-то приятелю: «Представь, какую штуку удрала со мной Татьяна. Она замуж вышла. Этого я никак не ожидал от неё». То же самое Толстой мог бы сказать и о своей Анне Карениной. По словам Насти и К. Г. Паустовского, произведение и, следовательно, герои по-настоящему, со всей силой, начинают жить в сознании писателя только в процессе работы над ними («Рассказ «Бунт героев»).

Ксюша К. из рассказа «Случай в магазине Альшванга» вынесла очень многое, но самое главное - какую огромную роль в организации всего повествования имеют знаки препинания. Без них рассказ превращается в бессмыслицу.

В. Гаспаряна больше привлёк словесный материал рассказа «Алмазный язык». Его рассказ приведём подробнее.

«Алмазный язык».

Меня поразил отрывок из рассказа «Алмазный язык», где Паустовский рассказывает о дожде. С ним связано много примет. Солнце садится в тучи, дым припадает к земле, ласточки летают низко без времени, голосят по дворам петухи, облака вытягиваются по небу длинными прядями - всё это приметы дождя. А незадолго перед дождем, хотя еще не натянуло тучи, слышится нежное дыхание влаги . Его должно быть приносит оттуда, где дожди уже пролились. Но вот начинают крапать первые капли. Народное слово крапать хорошо передает возникновение дождя, когда еще редкие капли оставляют темные крапинки на пыльных дорогах и крышах. Потом дождь расходится. Тогда-то и возникает чудесный прохладный запах земли, впервые смоченной дождем. Он держится недолго. Его вытесняет запах мокрой травы, особенно крапивы. Характерно, что независимо от того, какой будет дождь, его, как только он начинается, всегда называют очень ласково - дождиком. «Дождик собрался», «дождик припустил», «дождик траву обмывает».

Разберемся в нескольких видах дождя, чтобы понять, как оживает слово, когда с ним связаны непосредственные впечатления и как это помогает писателю безошибочно им пользоваться. Чем, например, отличается спорый дождь от грибного ? Слово спорый означает быстрый, скорый. Спорый дождь льется отвесно сильно. Он всегда приближается с набегающим шумом. Особенно хорош спорый дождь на реке. Каждая капля его выбивает в воде круглое углубление, маленькую водяную чашу, подскакивает , снова падает, и несколько мгновений, прежде чем исчезнуть, еще видна на дне этой водяной чаши. Капля блестит и похожа на жемчуг. При этом по всей реке стоит стеклянный звон. По высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает.

А мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. Лужи от этого дождя всегда теплые. Он не звенит, а шепчет что-то свое, усыпительное, и чуть заметно возится в кустах , будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой . После него начинают лезть грибы – липкие маслята, желтые лисички, боровики, румяные рыжики, опенки.

О слепом дожде , идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». Сверкающие на солнце капли этого дождя похожи на крупные слезы . А кому же и плакать такими сияющими слезами, как не царевне!

Можно подолгу следить за игрой света во время дождя, за разнообразием звуков – от мерного стука по тесовой крыше и жидкого звона в водосточной тубе до сплошного, напряженного гула, когда дождь льет, как говорится, стеной.

Всё это только ничтожная часть того, что можно сказать о дожде.

А в рассказе «Алмазный язык» К. Г. Паустовский пишет о множестве слов русского языка, которым он раньше не придавал значения, а в одно лето они для него открылись во всем звучании и красоте. Поистине у нас язык алмазный, состоящий из драгоценных сверкающих бриллиантов!

Это сообщение было интересно тем, что текст крупным шрифтом проецировался на экране, и слушатели могли увидеть эти «алмазные слова», которым и они, может быть до сих пор не придавали никогда особого значения.

Многие из нас читали рассказ Паустовского «Телеграмма», но никто, по крайней мере, из присутствующих в зале, как потом выяснилось, не знал, что у главной героини был прототип, это была знакомая К. Г. Паустовского, очень интересная женщина с удивительной судьбой. Свой рассказ Оксана Скаковская сопровождала показом слайдов с картинами А. Костовского «Клавдия Осиповна», В. Попкова «Октябрь», И. Глазунова «Горы» и закончила очень простыми, но важными словами, которые затронули каждого: «Мы никогда не должны забывать своих родных и близких и в первую очередь - родителей, об этом очень просто сказал в этом рассказе К. Г. Паустовский и поэт В. Берестов в своем стихотворении: /Любили тебя без особых причин./ За то, что ты - ты внук, / За то, что ты - сын, / За то, что малыш, / За то, что растёшь,/За то, что на маму и папу похож. / И эта любовь до конца твоих дней / Останется тайной опорой твоей…/ Никогда не надо забывать об этом, иначе мы потеряем опору в жизни».

Настя Карамсакова, представляя рассказ «Старик в станционном буфете», вызвала настоящий спор. Разговор зашёл о взаимопонимании, милосердии, совести, о гордости и человеческом достоинстве. Рассказ очень маленький, но произвёл большое впечатление на ребят. Почему? Что помогло писателю вызвать бурю негодования в ответ на слова молодых людей? Почему мы прониклись такой любовью и состраданием к маленькой собачке и старику? В споре выясняется истина. Истиной на этот раз оказалось мастерство писателя, а именно умелое использование деталей. Если бы не ряд подробностей (красные затылки молодых людей, передние лапки собачки, которые касались мокрого живота, когда они опускались от усталости, мусор, прилипший к мелким монетам, а самое главное – когда Пети подошла к старику и села, поджав хвост, даже не взглянув на колбасу), рассказ не имел бы такой резонанс. Ребята с увлечением искали в памяти детали и спорили, доказывая свою правоту.

Но самое большое количество баллов набрал рассказ «Золотая пыль». Его назвали самым интересным почти все. Завязалась дискуссия. Художественный пересказ подготовила Юлия П.

Викторину «КВН» провела Ксения К., Настя Елизарова подготовила сообщение «Цветовая семантика рассказа «Золотая пыль». (Приведём фрагмент выступления, так как он интересен в плане анализа).

Цветовая семантика рассказа «Золотая роза».

1. Рассказ начинается с описания окраин Парижа, где жил Шамет: старый крепостной вал, на котором ютились лачуги нищих, но этот крепостной вал был покрыт цветущими кустами жимолости и боярышника. Цветовых эпитетов нет, но эти кустарники цветут очень пышно белыми и желтыми цветами. Можно себе представить эту красоту! Но тут же задумываешься: нищие лачуги и красота окружающей природы. Вывод напрашивается один: писатель хотел показать отсутствие гармонии в мире.

2. Во время возвращения Шамета во Францию над океаном дымилась жара. Возникает ассоциация с желтым мутноватым цветом. Чистый светлый желтый цвет – это цвет солнца, золота, символизирует тепло, богатство, достаток, а этот - подавляетпсихику, выражает стрессовое состояние. Поэтому девочка всё время молчала. Даже на рыб, вылетавших их воды, она смотрела, не улыбаясь.

3. Следующая встреча с цветовой семантикой происходит, когда у Шамета возникло смутное воспоминание, об увиденной в доме у старой рыбачки грубой золотой розе, выкованной из почернелого золота. Она поблескивала, хотя за окнами не было солнца, и мрачный шторм шумел над проливом. Все удивлялись, что старуха не продает свою драгоценность, одна только мать Шамета знала, что продавать розу грех, потому что её «подарил на счастье» возлюбленный, когда старуха была еще смешливой девушкой. Поэтому золото сейчас не горит огнем, а только поблескивает в темноте, напоминая старухе о счастье. Все, у кого такая роза есть, будут счастливы и даже те, кто к ней прикоснется. Мы видим, что предсказание сбывается.

4. Метафора «океан горит огнем » из рассказа Шамета заставляет нас вместе с Сюзанной увидеть океан, охваченный пламенем заходящего солнца, увидеть сказочно-богатую красоту востока, понять, что Шамет был поэтом в душе, что он хотел согреть своим теплом девочку.

5. Тетю Сюзанны Паустовский одел в платье, украшенном черным стеклярусом . Она вся была, как цирковая змея, вдобавок у неё «поджатый желтый рот». Поэтому девочка прижалась к выгоревшей шинели Шамета.

6. Запомнилась нам всем синяя измятая лента из косы Сюзанны, которая пахла фиалками. Этот цвет символизирует и чистоту и непорочность небес, и полнокровную жизнь, а у некоторых писателей он ассоциируется с разлукой, как у А. Блока в стихотворении «Незнакомка». Мне не кажется, что именно это значение имеет здесь синий цвет.

8. И рядом опять возникает перед внутренним взором Шамета, как розовое облачко , старенькое платьице Сюзанны. От него пахло весенней свежестью , как будто, его тоже держали в корзине с фиалками.

9. Когда Шамет встретил Сюзанну на парапете, был туманный рассвет . Не ясный, солнечный. Сразу слово настораживает: тусклый, неяркий свет. Грустно и неспокойно становится на душе. Она была одета в сиреневое платье с черными кружевами . Это тоже символично: она собиралась броситься с моста, эти цвета подчеркивают душевное беспокойство, подавленность, горе.

10. Опять мы встречаемся со словом «золото», когда Шамет собирает ювелирную пыль. Да, пока это золото перемешано с грязью, но в конце рассказа из нее выковывают золотую розу, красивую и нежную, которую он собирался подарить Сюзане, чтобы она была счастлива. Это была тончайшая роза и рядом с ней, на одной ветке, маленький острый бутон.

11. Но кому нужен старый нищий с серым лицом и пронзительными глазами?

12. И все его ожидание легкой встречи с Сюзанной превратилось непонятным образом в железный заржавленный осколок . Заржавленный осколок: он чёрного цвета, покрытый бурой накипью. Этот цвет символизирует горе, страх и смерть.

13. Не стало Шамета, он так и не увидел Сюзанну, не подарил ей золотую розу , но её купил старый литератор, которому ювелир рассказал эту историю, и мы смогли ее прочитать. Стало быть, история Сюзанны не прошла незамеченной. Мы, современные читатели, благодаря ей тоже прикоснулись к «золотой розе», к красоте, к творчеству.

Инсценировка фрагмента из рассказа «Золотая пыль»:

«Прощание Сюзанны с Шаметом»

2-ой ведущий. А теперь исследовательская группа «Театр» покажет инсценировку фрагмента из рассказа «Золотая пыль»: «Прощание Сюзанны с Шаметом».

Конкурс иллюстраций к книге

1-ый ведущий. Слово художникам-оформителям. Защита рисунков.

(Ребята рассказывали об идее рисунка, о работе над ним, о предназначении иллюстрации).

Беседа по вопросам

Учитель. Ребята, по тишине в зале, по вашим глазам я поняла, что книга произвела на вас хорошее впечатление. Теперь подведём итоги.

Что представляла собой роза Шамета?

(Она была выкована ювелирной пыли, которую с великим трудом собрал Шамет. Он думал, что она принесёт Сюзане счастье. Это была тончайшая роза и рядом с ней, на одной ветке, маленький острый бутон - Сюзи и Щамет).

Почему роза оказалась у пожилого литератора, ведь он, по мнению ювелира, был недостаточно богат, чтобы иметь такую драгоценную вещь?

(Видимо, решающую роль при покупке сыграла история золотой розы, рассказанная ювелиром литератору).

Почему рассказ заканчивается размышлениями литератора?

(В финале литератор как будто подводит итог всей книге, говорит о том, что писатели, подобны Шамету, который из миллионов золотых песчинок сковал розу для счастья Сюзанны. Они из миллионов крупинок жизненных ситуаций, брошенных невзначай взглядов, незаметных движений человеческого сердца, летучего пуха тополя или огня звезды в ночной луже куют живой поток литературы).

А теперь прочитайте ещё раз последний абзац рассказа. Какие вопросы ставит писатель в этом произведении?

(Вопрос об истинном смысле жизни, вопрос о творчестве и творце, о жизни-подвиге ради создания свой «золотой розы»).

Подведение итогов.

2-ой ведущий: Слово жюри.

Члены жюри прокомментировали выступления всех ребят, отметили хороший уровень подготовки, наибольшее количество баллов присудили О. Скаковской

(презентация, хорошая речь, правильный вывод), Славе Поручикову (участие в подготовке, оформлении, оригинальность), Ксюше Колесниковой (участие в подготовке, грамотная выразительная речь) и Максиму Кравченко (участие в обсуждении, хорошая грамотная речь и лучшее исполнение роли).

Рефлексия.

Конференция вызвала большой интерес у школьников и взрослых, дала интересный материал для педагогического наблюдения и анализа, для мониторинга читательского интереса, вызвала исследовательский интерес, способствовала раскрытию творческого потенциала ребят, способствовала созданию «золотой полки» класса и семьи.

Приложение №1

ПРОГРАММА ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

ПО ПОВЕСТИ К. Г. ПАУСТОВСКОГО

«ЗОЛОТАЯ РОЗА»

    Презентация биографии К. Г. Паустовского:

В. Поручиков, З. Зверев.

    Путешествие по музею К. Г. Паустовского:

Л. Бочкарёва.

    Представление любимой главы повести:

    Н. Струкова – «Первый рассказ»

    М. Блинкова – «Надпись на валуне»

    Н. Швец - «Бунт героев»

    К. Колесник – «Случай в магазине Альшванга»

    В. Гаспарян – «Алмазный язык»

    О. Скаковская - «Зарубки на сердце»

    Н. Карамсакова - «Старик в станционном буфете»

    Ю. Политанская - «Золотая пыль»

    Н. Елизарова - «Золотая пыль»

    Конкурс иллюстраций к книге :

М Кравченко, Н. Струкова,

Поручиков, Г. Чебану, Т. Попова

    Инсценировка фрагмента из рассказа «Золотая пыль»

Кравченко М., Самылина А. , Зверев З.

    Подведение итогов.

Приложение №2

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ГЛАВЫ ПОВЕСТИ

К. Г. ПАУСТОВСКОГО «ЗОЛОТАЯ РОЗА

    Время и место действия.

    Каков конфликт? Насколько он показался интересным, важным для современной жизни?

    Сюжет рассказа. Какой эпизод наиболее запомнился? Почему?

    Основные персонажи. Какие показались наиболее интересными? Кто из героев понравился больше? Почему?

    Какие фразы запомнились?

    Ваши читательские ощущения, мысли? Что дало вам чтение этого рассказа?

Казалось бы, «Драгоценная пыль» - рассказ о простом счастье человеческом. Но у этого рассказа есть еще одна трактовка. В своем рассказе Паустовский ассоциирует золотую розу с видом искусства – литературой.

Итак, в новелле «Драгоценная пыль» автор описывает нам историю парижского мусорщика Жана Шамета. Мы встречаемся с ним во время его службы в армии. Не участвовав ни в одном бою, Жана Шамета, по состоянию здоровья, отправляют на родину. Его полковой командир, воспользовавшись случаем, поручает ему отвезти свою маленькую дочь Сюзанну во Францию. Желая развлечь девочку, главный герой рассказывает о себе, и мы узнаем о нем, о его жизни в мельчайших подробностях. С той же целью он сочиняет истории, и одна из них связана с золотой розой, приносившей счастье своему обладателю. Девочка оставила в душе Шамета глубокий след на всю его жизнь, и позже, после их случайной встречи, Шамет решил подарить Сюзанне на счастье золотую розу, о которой рассказывал в одной из своих историй.

Именно золотая роза является главным элементом рассказа, его идеей и основой сюжета.

Именно золотая роза является той драгоценностью, которой является литература для любого человека. Она возвышает нас над обыденностью и суетой, открывает нам мир красоты и душу человека, устремляет нас к высоким идеалам.

Казалось бы, «Драгоценная пыль» - рассказ о простом счастье человеческом. Но у этого рассказа есть еще одна трактовка. В своем рассказе Паустовский ассоциирует золотую розу с видом искусства – литературой.

Итак, в новелле «Драгоценная пыль» автор описывает нам историю парижского мусорщика Жана Шамета. Мы встречаемся с ним во время его службы в армии. Не участвовав ни в одном бою, Жана Шамета, по состоянию здоровья, отправляют на родину. Его полковой командир, воспользовавшись случаем, поручает ему отвезти свою маленькую дочь Сюзанну во Францию. Желая развлечь девочку, главный герой рассказывает о себе, и мы узнаем о нем, о его жизни в мельчайших подробностях. С той же целью он сочиняет истории, и одна из них связана с золотой розой, приносившей счастье своему обладателю. Девочка оставила в душе Шамета глубокий след на всю его жизнь, и позже, после их случайной встречи, Шамет решил подарить Сюзанне на счастье золотую розу, о которой рассказывал в одной из своих историй.

Именно золотая роза является главным элементом рассказа, его идеей и основой сюжета.

Именно золотая роза является той драгоценностью, которой является литература для любого человека. Она возвышает нас над обыденностью и суетой, открывает нам мир красоты и душу человека, устремляет нас к высоким идеалам.

Корсунь Н.Сущность писательского труда (по «Золотой розе» К. Г. Паустовского)

НИНА КОРСУНЬ,
художник, писатель, руководитель детской студии изобразительного искусства «Жемчужина»
(город Смела Черкасской области)
СУЩНОСТЬ ПИСАТЕЛЬСКОГО ТРУДА
(по «Золотой розе» К.Г.Паустовского)

Как-то Стивена Кинга спросили, как стать писателем? И он ответил, что для этого нужен стол, бумага и ручка. Садись и пиши. Всё.
Всё ли? Да. Если ты наделён писательским талантом. Но и всё же необходимо ещё знание некоторых моментов. Их мы понимаем, прочитав «Золотую розу» Константина Паустовского.
Константин Георгиевич достаточно рано осознал себя как писатель. В восемнадцать лет он решил: «Я буду писателем» У него уже было несколько тетрадок, исписанных стихами и рассказами. В этом возрасте он догадался, что только тот человек может стать писателем, кто проживёт наполненную важными событиями жизнь. «Задумавшись над тем, о чём же я буду писать, я вдруг с ужасом понял, как беден мой запас жизненных наблюдений. Сознание того, что я до обидного мало знаю жизнь, заставило меня бросить писать и уйти в люди, в «горьковские университеты» . В «людях» он ходил десять лет, накапливая жизненный опыт.
Повесть «Золотая роза» положила начало целой серии книг о писательском труде – «Ни дня без строчки Ю.Олеши, «Почтовая проза» А.Бека, «Мой Дагестан» Р.Гамзатова, «Заметки литератора» В.Пановой, «Я читаю рассказ» С.Антонова и др.
«Главный герой повести Константина Паустовского – творческое воображение художника, способное разбудить фантазию читателя». . «Книга эта не является ни теоретическим исследованием, ни тем более руководством. Это просто заметки о моём понимании писательства и моём опыте. В этой книге я рассказал пока лишь то немногое, что успел рассказать. Но если мне, хотя бы в малой доле, удалось передать читателю представление о прекрасной сущности писательского труда, то я буду считать, что выполнил свой долг перед литературой. .
По мнению Паустовского, среди всех творений разума и рук человеческих именно искусство слова бессмертно, потому как самоотверженно уходит в жизнь всеми своими корнями, жадно вбирает в себя все её краски, её надежды, страдания, борьбу и любовь. Наряду с грубой, неприкрашенной действительностью сверкает лёгкий романтический вымысел. Такова природа творчества.
«Писательство – это призвание. В призвании есть святое правило: пропускать всё через себя…
В море около посёлка лежит большой гранитный валун. На нём … надпись: «В память тех, кто погиб и погибнет в море». Когда я узнал об этой надписи, она мне показалась печальной, как все эпитафии. Но латышский писатель, рассказавший мне о ней, не согласился с этим:
– Наоборот. Это очень мужественная надпись. Она говорит, что люди никогда не сдадутся и, несмотря ни на что, будут делать своё дело. Я бы поставил эту надпись эпиграфом к любой книге о человеческом труде и упорстве. Для меня эта надпись звучит примерно так: «В память тех, кто одолевал и будет одолевать это море».
Я согласился с ним и подумал, что этот эпиграф подходил бы и для книги о писательском труде». .
Салтыков-Щедрин говорил, что если хоть на минуту замолкнет литература, то это будет равносильно смерти народа. «Писательство – не ремесло и не занятие. Писательство – призвание. Слово «призвание» родилось от слова «зов». Человека никогда не призывают к ремесленничеству. Призывают его только к выполнению долга и трудной задачи. Что ж принуждает писателя к его подчас мучительному, но прекрасному труду? Прежде всего – зов собственного сердца. Голос совести и вера в будущее…».
В «Первом рассказе» автор поведал, «как поразила его трагическая история любви Йоськи и красавицы Христи. Но первая попытка рассказа была «вялой и бледной». Догадался: «Во-первых, … рассказ был написан с чужих слов; и, во-вторых… я увлёкся любовью Христи и оставил в стороне изуверский быт местечка». . Рассказ был переписан снова, но редактор журнала, куда он был послан, опять не принял работы. И только через год писатель понял: «… в рассказе не чувствуется автора – ни его гнева, ни мыслей, ни преклонения перед любовью». . И приходит к выводу: «… во время работы надо забывать обо всём и писать как бы для себя или для самого дорогого человека на свете». .

Примечания
1. Паустовский К.Г. Призвание и труд. // Вопросы литературы. 1961 № 1, с.167-168
2. Цитируем по изданию
Паустовский К.Г. Золотая роза. М.,1991
3. Петровский А.В. Предисловие // Паустовский К.Г.Золотая роза. М., 1991, с. 5.